Елена Бузмакова
Конспект занятия с использованием ИКТ технологий в подготовительной группе «Путешествие с Витаминкой»
Цель : создание положительного эмоционального комфорта у детей в процессе общения друг с другом; повышение уровня знаний по вопросам правильного питания.
Программные задачи :
Образовательные : Закрепить знания детей о витаминах , их обозначении и пользе для организма человека.
Развивающие : Развивать способность детей творчески использовать знания и умения по вопросам ЗОЖ в практических ситуациях. Развивать умение использовать
Воспитательные : Воспитывать участие, сострадание, отзывчивость и сотрудничество. Способствовать стремлению и желанию каждого ребенка восстанавливать и поддерживать здоровье. Прививать интерес ко всему новому и интересному.
Предварительная работа с детьми :
Беседа с детьми о здоровье, полезных и витаминосодержащих продуктах .
Чтение и разучивание с детьми поговорок, стихов, сказок, связанных со здоровым образом жизни, о пользе растений, овощей, фруктов и ягод, оформление выставки фотографий детей о здоровом образе жизни, рассматривание картинок с видами транспорта. Настольные игры «Аскорбинка и ее друзья» . Беседа с детьми о здоровье, полезных и витаминосодержащих продуктах .
Материалы и оборудование : интерактивная доска и стол, компьютер, маркеры разноцветные, разделочные доски, ножи, фрукты, орехи, сметана, емкость для салата.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная.
Образовательные технологии : ИКТ технология , игровая технология .
Подготовка к занятию : проветривание группы , организация рабочих мест для приготовления салата для группы детей .
Мотивационно-организованный
Основная часть :
Звучит веселая песня : «Светит солнышко для всех»
Воспитатель : Ребята, я так рада видеть вас всех здоровыми и счастливыми! Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом. Вправо-влево повернись и соседу улыбнись! Ребята, скажите, а вы знаете для чего люди здороваются друг с другом? Чего они желают друг другу?
Звуковой сигнал № 1.
Ребята, вы слышите? Кажется, нам пришло сообщение. Давайте прочитаем и узнаем от кого оно.
Слайд №1 (с изображением персонажа Витаминки )
-«Здравствуйте, меня зовут Витаминка . Я из волшебной страны Витаминии . Мне очень грустно, потому что я не могу найти своих друзей. Помогите мне, пожалуйста!»
Воспитатель :
Ребята, вы хотите помочь Витаминке ?
Как же мы можем ей помочь?
Как вы думаете, кто ее друзья и где же их искать?
Что нужно делать, чтобы не заболеть?
Вы правы, ребята, нужно пить витамины , так как они укрепляют наш организм.
Ребята, мне очень жаль Витаминку и я очень хочу ей помочь. А вы?
Тогда нам нужно вместе с Витаминкой отправиться в путешествие и помочь найти ее друзей в волшебной стране под названием «Витаминия » . Вы согласны?
А на каком виде транспорта вы хотели бы отправиться в путешествие ? Давайте поиграем и выберем вид транспорта.
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-vidy-transporta
(45 сек.)
Слайд № 2 (с изображением города, героев из сказки «Три толстяка» Ю. Олеши)
Воспитатель :
Эта страна очень большая и в ней много городов, но я думаю, у нас с вами хватит сил совершить это путешествие .
Вот мы и приехали в город под названием «Обжоркино» . Посмотрите, какие жители живут на этой станции.
Что вы можете о них рассказать?
Почему жители этого города такие упитанные?
Чем они питаются?
Как вы думаете, мы найдем в этом городе друзей Витаминки ?
Давайте мы вместе с Витаминкой подскажем героям этой станции, как нужно правильно питаться и в каких продуктах содержатся полезные для нас витамины .
Слайд № 3
Игра «Найди и обведи»
Воспитатель :
Посмотрите на волшебные доски, которые лежат перед вами, что вы там видите? Обведите все полезные продукты
Почему вы не обвели торты, пирожные, конфеты? Послушайте пословицу : «Хочешь, не хочешь, а есть надо» .
Почему так в пословице говорится, как вы думаете?
Зачем человеку еда?
Правильно, чтоб с болезнями не знаться,
нужно правильно питаться.
Воспитатель : Давайте мы пожелаем здоровья жителям страны «Обжоркино» и расскажем им на прощанье в чем разница между вкусной и здоровой пищей.
Дети :
Чтобы правильно питаться, вы запомните совет :
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и винегрет.
Нет полезнее продуктов-вкусных овощей и фруктов!
И Сереже, и Ирине-всем полезны витамины !
Если хочешь быть здоровым, правильно питайся!
Ешь побольше витаминов , с болезнями не знайся!
Воспитатель :
Ребята, где же живут друзья Витаминки ?
Воспитатель :
Ребята, как вы думаете, куда зовет нас Витаминка ?
Хотите поиграть в игру? Может в этой игре мы и найдем подсказку.
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-chto-gde-rastet
(43 сек.)
Слайд № 5 (с изображением фруктов, овощей и ягод)
Воспитатель :
Ребята, вы нашли подсказку в игре, как выглядят друзья Витаминки ?
Вы хотите узнать, где они живут?
Сейчас я предлагаю всем сесть на подушки и посмотреть фильм «Где живут витамины » .
Видеопрезентация «Где живут витамины »
Воспитатель : Вот мы с вами и узнали где живут витамины .
Посмотрите, ребята, сколько у нас витаминов собралось в одной корзине? Вы сможете выяснить в каком продукте спрятался какой витамин ? Хорошо, сейчас мы это проверим.
Проводится игра «Угадай витамин »
Воспитатель : принесите, пожалуйста в эту корзину витамин «А» .
(дети по одному бегают и выбирают продукт питания, который содержит этот витамин , следующий витамин «С» , «В» , «Д» )
Воспитатель : Посмотрите, сколько витаминов мы собрали , а где еще, кроме продуктов содержится витамин «Д» ?
Правильно, этот витамин мы получаем от солнышка, во время игр, песен, и конечно же зарядки! Это самый веселый витамин !
Слайд № 6
Проводится музыкальная разминка «Солнышко лучистое»
Воспитатель :
Теперь мы с вами стали не только сильными, ловкими, энергичными, здоровыми, но еще и самыми веселыми! Ребята, а что можно приготовить из овощей и фруктов? Сейчас я предлагаю вам приготовить салат, а для того, чтобы узнать из чего мы будем его готовить, предлагаю вам поиграть. Вы согласны?
Слайд-шоу с алгоритмом действий для приготовления салата.
(Готовим салат)
А какой витамин живет в апельсине и киви?
А какие фрукты защищают нас от вредных микробов?
Чем полезны орехи?
А чем мы заправим наш салат?
Как вы думаете, чем полезна сметана?
Посмотрите, какой красивый, разноцветный получился у нас салат! Ребята, как мы его назовем?
Давайте объединим все наши названия и назовем наш салат «Праздник витаминов » .
Воспитатель : Ребята, вы такие молодцы, помогли отыскать Витаминке своих друзей , выполнили все задания! Как вы считаете, вы узнали что-то новое и интересное из нашего путешествия в страну Витаминию ? Какие витамины живут в Витаминиии ? А в чем они содержатся? Полезно- ли есть витамины и почему ? Вам понравилось наше путешествие ? А что из нашего путешествия вам понравилось больше всего? Спасибо вам, друзья!
Дети перечисляют названия витаминов , предлагают разные варианты ответов
Дети высказывают свое мнение, впечатления, делятся полученными знаниями.
Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу
Желание помочь, сопережива-ние по отношению к своим товарищам
Закреплять знания о вреде чрезмерного употребления мучных и кондитерских изделий.
Закреплять знания о витаминах , содержащихся в овощах, фруктах и ягодах.
Умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Закреплять знания о продуктах питания, в которых есть витамины А , В, С, D.
Развивать память, внимание.
Снять напряжение, вызванное перегрузками мышц, нервной системы.
Развивать внимание, память, пополнять словарный запас.
Закреплять знания о названиях витаминов , содержащихся в различных продуктах.
Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности. Закрепление знаний о мерах профилактики болезней, развитие памяти, логического мышления, наблюдатель-ности.
Методика проведения уроков с использованием ИКТ.
Соловова Светлана Леонидовна,
учитель ГБОУ СОШ №270
Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно:
сделать учебную деятельность детей более содержательной;
сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
повысить качество обучения, желания учиться;
сделать урок наглядным, динамичным.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза.
В своей работе учителя нашей школы широко используют ИКТ. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
Демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
Тренажёр;
Контроль за умениями, навыками обучающихся.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учителя не забывают, что это УРОК, а значит, и план урока составляют исходя из его целей. При отборе учебного материала они соблюдают основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Учителя используют электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет. Используют информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, при проведении физминуток, внеклассных занятий и др. Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальный ряд материалов для уроков окружающего мира, проводить экскурсии на уроках географии, литературы, совершать виртуальные путешествия по музеям писателей, художников, ещё больше узнавать об их биографии и творчестве, получить возможность познакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
Использование ИКТ в образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и электронные презентации Microsoft Power Point. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.
На уроках истории и литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. С помощью мультимедийного проекта демонстрируют слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребенку (подростку) намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
На уроках математики учителя используют презентации, созданные самостоятельно или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своей школы, что позволяет:
Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;
Продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;
Достичь оптимального темпа работы ученика;
Повысить уровень наглядности в ходе обучения;
Изучить большее количество материала;
Показать ученикам красоту геометрических чертежей;
Повысить познавательный интерес;
Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
Достичь эффекта быстрой обратной связи.
Интенсивность умственной нагрузки на уроках математики позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока.
Благодаря мультимедийным пособиям, уроки музыки стали отличаться высокой активностью обучающихся на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет обучающимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.
При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний - один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы Main Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Тесты - это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.
С их помощью можно:
Проверить большой объем изученного материала малыми порциями;
Быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.
В перспективе школы - продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Использование ИКТ позволяет учителям и обучающимся нашей школы идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.
лидия есипова
Открытое занятие в ДОУ с использованием ИКТ.
Открытое занятие с использованием ИКТ в ДОУ : - Домовенок Мафаня в гостях у ребят.
Задачи : Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности у детей;. Продолжать формировать умение находить ответ на поставленную задачу, выход из сложившейся ситуации;Закрепить умение изображать образ сказочных героев, передавая их характерные особенности; умение выразительно с естественными интонациями участвовать в инсценировкахФормировать потребность в чтении, воспитание чуткости к художественному слову, воспитывать доброту,отзывчивость, любовь к сказкам, к животным,умение сопереживать
Материал :
Электронное приложение к занятию в среде PowerPoint- презентация «Угадай чей голосок» ; презентация «Знаешь ли ты сказки?» , иллюстрации книг, пазлы из сказок, музыкальная игра -фонограмма песни «Хоп –Хоп» Игрушка - домовенок Мафаня
1. Организационный момент. Загадывание загадки
Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает- Книга)
2. Чтение стихотворения : «Книжкины секреты»
Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.
И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет
В небо устремился,
Знает свой секрет пилот.
Он ему учился.
В каждой книжке - свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Если мама на обед
Варит щи и кашу,
У нее есть свой секрет,
Тоже очень важный.
Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки :
В каждой книжке - свой секрет!
Все читайте книжки
Объявление темы
Воспитатель, Сегодня мы поиграем со сказками. Скажите,а чем сказки отличаются от рассказов?:(Ответы детей) -В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. -Кто помнит, что было написано на камне, когда мы с вами читали былины про Илью Муромца (на полу воспитатель расстилает три дорожки) Вот и у нас есть надписями и дорожки : влево пойдете умными станете, вправо пойдете сильными станете. Если прямо пойдете –ни чего делать не надо. Я предлагаю выбрать вам дорогу,по которой вы хотели бы пойти и пройдя по ним мы с вами попадем в сказку. (Дети проходят по выбранной дорожке,воспитатель уточняет у 2-3 человек,почему он пошел по этой дорожке,а не по другой)
Предлагаю разделиться на две команды,чтобы поиграть со сказками-За каждый правильный ответ команда получает жетон – 1 балл. За неверный ответ – баллы вычитаются. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.)
Ребята, а вот и сказочный герой Мафаня. В названиях прочитанных им книжек Мафаня, сделал ошибки. «Восстановите» подлинные названия сказок и книг, изменив в них всего лишь по одной букве.
1команде -«Шурочка Ряба» , русская народная сказка. («Курочка Ряба» .)
2 команде-«Золотая рубка» , русская народная сказка. («Золотая рыбка» .)
1команде «Гусли-лебеди» , А. Н. Толстой. («Гуси-лебеди» .)
2 команде «Кособок» , русская народная сказка. («Колобок» .)
1-«Кепка» , русская народная сказка. («Репка» .)
2-«Красная Тапочка» , Ш. Перро. («Красная Шапочка» .)
Мафаня просит напомнить ему название сказок - он столько сказок у нас в группе наслушался, что все у него в голове перепуталось
Царевна (лягушка)
Мороз? (Иванович)
По щучьему (веленью)
Сестрица Аленушка (И братец Иванушка)
1команде, Я прочитал книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыл. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка» .)
2 команде. Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса? («Колобок» .)
1команде. Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они : зайчик- побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок- серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил медведь? («Теремок» , медведь).)
2 команде. А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Зойкина избушка» .)
Следующее задание – Узнай сказку по иллюстрацию. Презентация «Какая это сказка» (каждая команда называет сказку)
Четвертое задание «презентация «Угадай чей голосок» (дети угадывают из какой сказки отрывок- звучат аудио отрывки сказок «3 поросенка» ,»Цветик семицветик» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Задание следующее :о ком вам рассказывает Мафаня,
1,У него нет ни ручек, ни ножек, он имеет форму шара. Кто это? (Колобок)
2– Этот герой очень трудолюбив. Он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он один не смог вытащить. А помогла ему в этом вся его семья. (Дед, «Репка» )
1,Этот герой очень коварен. Он съел маленьких козлят. (Волк, «Волк и семеро козлят» ).
2. Все звери встретились в лесу, и жить они стали все вместе в одном домике. И только один зверь не вошел в их маленький домик и развалил его.
(Медведь, «Теремок» ).
Цели : Игра "Что изменилось" (с картинками) .
Детям предлагается посмотреть на фланелеграф в течение пяти секунд,
где выставлены 4-5 героев сказок и запомнить их. Дети отворачиваются или
закрывают глаза, а педагог меняет местами картинки, добавляет новые или
убирает некоторые. Дети, открыв глаза , должны назвать все изменения (3-4
Игра «Пазлы»
Посмотрите,а здесь почему то все картинки рассыпались и сказки перепутались, надо быстро собрать из них одну картинку(. Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.)
Музыкальная игра»хоп-хоп»
Подведение итога- подсчет житонов -ч ья команда выиграла.
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми
с использованием ИКТ
Тема: «Зимнее путешествие»
Средняя группа.
Воспитатель Христофорова О.С.
Задачи занятия:
- обобщить и закрепить знания детей о жизни животных зимой: где живут, чем питаются; расширить их знания о повадках лесных жителей, формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать, обогащать словарный запас (“гайно”, “мышкует”)
- развивать у детей мышление (умение самостоятельно выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре);
- воспитывать любовь к природе, интерес к животным
Материал и оборудование:
- Игрушки: лиса, белка, заяц, мышка;
- презентация;
- обручи;
- ванночка со снегом (для проведения опыта)
- карточки-модели (оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат);
- еловая шишка, веточка;
- фонограмма вьюги, подвижная музыка для игры (звуковой формат МР 3)
Предварительная работа:
- наблюдения в природе;
- оформление в группе альбома “Дикие животные”;
- беседа о повадках животных зимой.
1.Вводный этап. Вхождение в игровую ситуацию
Воспитатель
Ребятки, посмотрите в окно и скажите, пожалуйста, какое же время года у нас сейчас? (различные ответы детей) Правильно. Сейчас у нас зима. А вы когда-нибудь были в зимнем лесу? (ответы детей). Давайте отправимся сегодня с вами в путешествие в зимний лес, но для начала нам нужно одеть теплую одежду, согласны? Что же нам необходимо надеть? (ответы детей). (проводится подвижная игра «Оденься» с имитацией движений)
2.Опыт со снегом, установление причинно-следственных связей. (звучит фонограмма «Въюга»)
Воспитатель
- Ветер дует, холодно зимой. Ребятки, посмотрите какие сугробы намело в лесу, а хотите потрогать снег? (ответы детей) какой же у нас снег – холодный или теплый? (ответы детей) Почему он тает в наших руках? (ответы детей) Правильно, ребятки, наши ручки теплые, а снежок – холодный, и поэтому он тает в наших руках. А еще наши ручки теплые, потому что мы зимой одеваемся тепло и не мерзнем, а скажите мне, как же животные живут в зимнее время? (ответы детей) ну, раз мы пришли в зимний лес. Предлагаю посмотреть все своими глазами. Но для начала нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать, к каким животным мы сегодня попадем в гости.
3.Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о животных (белка, заяц, лиса) с параллельным применением презентационного материала) (приложение №1)Знакомство с новыми словами, словарная работа.
- Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
Кто в дупле орешки прячет? (белка)
Как белка выглядит? Чем питается? Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом? Куда белка прячется в сильные морозы? Чем утепляет свое гнездо, дупло? (дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание на правильные ответы)
Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит:
Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют “ гайно” . Как можно по другому назвать гнездо белки? Кто запомнил? Давайте ещё раз повторим – “гайно”. Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.
Слушайте следующую загадку
- У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода – кора (заяц)
Как заяц утепляет свою нору? Скажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов? А что же заяц кушает в лесу зимой? (ответы детей)
Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося.
Ну, что, ребятки, интересно нам в зимнем лесу? А давайте мы немножко отдохнем и поиграем. 4.Подвижная игра «Лиса и зайцы» (физкультминутка)(с использованием музыки)
– По лесной лужайке «Зайцы» играют на «полянке»
Разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
– Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок, Приседают на корточки, «роют»
Вот какие зайки, зайки-побегайки. лапками корешок
– Вдруг бежит лисичка, Прибегает «лисичка», ищет зайчиков,
Рыжая сестричка, бегает между ними. Дети закрываются
Ищет где же зайки. ладошками. Лисичка находит их и
Зайки-побегайки? ловит, дети убегают.
– Вот они!
5. Продолжение беседы о животных
- Есть у меня еще одна загадка: Рыжий клубок за белым – скок. (Лиса)
– Почему говорят: “Лиса – всему свету краса!”? Как меняется лисий наряд к зиме? Как называется жилище лисы? Чей дом может занять лиса?– Чем питается лиса зимой?(ответы детей)
Конечно, главным кормом лисички становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”. Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – “мышковала”.
6. Подвижная игра с моделями «Кто, где живет»(с использованием музыки)
Ну, вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили, чем они питаются и почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверятами в игру? (Детям раздать по карточке-модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки – занимают свои домики.) Повторить 2-3 раза.
7. Дидактическая игра «Кто чем питается в лесу.»
– Устали, наверное, а вот и дерево поваленное (скамейка), давайте сядем, отдохнем. Поиграем еще в одну игру “Кто и чем питается в лесу” (на столе лежат предметы: шишки, веточки, мышки. Нужные предметы дети относят животным)
8. Заключительный этап
Ну, что, ребятки, засиделись мы что-то с вами в зимнем лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями. Понравилось вам наше зимнее путешествие? (рефлексия, ответы детей, под бодрую музыку дети выходят из группы)
Программное содержание:
Образовательные задачи: закрепить и пополнить знания детей о диких животных средней полосы России, их образе жизни, жилище, питании;обобщить и систематизировать представление детей о значении красной книги; формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
Развивающие задачи:развивать навыки словообразования, согласования существительного с прилагательным, логического мышления;развивать монологическую и диалогическую речь.
Воспитательные задачи:воспитывать любознательность, интерес к природе и животному миру; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным.
Методы и приемы: словесный – беседа, вопросы к детям, педагогическая оценка, пояснение; игровой – загадывание и отгадывание загадок, проведение дидактической игры.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Материал: для игры - вырезанные из картона животные и их хвосты, прищепки на количество детей, грузовая машина; мультмедийное оборудование, презентация
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Посмотрите, какой он?
(слайд№1)
Давайте посмотрим, кто живет в этом лесу. Отгадайте загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса-
А зовут её ….. (лиса) (слайд №2)
Расскажите, какая лиса? Где она живет? (ответы детей, при затруднении помочь наводящими вопросами)
Послушайте другую загадку:
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой (слайд№3).
Расскажите, какой медведь? Где живет медведь?(ответы детей)
Попробуйте отгадать такую загадку:
В гору – бегом,
А с горы – кувырком (слайд№4).
Скажите, когда заяц белый, а когда – серый? Зачем он меняет свою шубку?
Под соснами,
под ёлками лежит мешок с иголками? (слайд№5). Зачем ежу иголки? Почему ежа называют соней?(слайд №6)
По деревьям скок-скок,
А орешки щёлк, щёлк (слайд№7). Зачем белке хвост? Какие запасы делает белка?
А вот другая загадка:
По лесу зимой рыщет, зверей слабых ищет (слайд № 8, 9).
Как охотится волк? Где живет волк? Почему он воет на луну?(Выслушать ответы детей, при затруднении помочь составить небольшой рассказ)
Скажите,пожалуйста:
Кто на своей голове лес носит? (слайд№10)Для чего лосю рога? Чем питается лось?
Ещё одна загадка:
Есть на речках лесорубы
Серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины (слайд№11). Где живут бобры?
Давайте поиграем в игру, которая называется: “Чей хвост?”.
На столах разложены животные. Они потеряли свои хвосты и просят вас помочь им найти свой хвост. Я вам раздам хвосты и прищепки. А вы должны определить, чей же это хвост и прикрепить его прищепкой к животному.
После того как дети справились с заданием спросить: “все ли животные живут в нашем лесу?”(здесь есть животные, которые живут в жарких странах). Давайте этим животным поможем отправиться в жаркие страны. Мы их посадим в этот грузовик и пожелаем им хорошего пути.Дети сажают животных в грузовик и прощаются с ними, воспитатель увозит грузовик из группы.
Предлагаю вам поиграть в другую игру: “Назови семью”.
Глядя на эти картинки назовите чья это семья, каких животных (слайды №12, 13).
Чем питаются дикие звери? Какие животные травоядные, а какие хищники? (слайд №14, если дети затрудняются в ответе, воспитатель помогает с ответами).
А это красная книга (слайд№15). Красная книга – это список редких животных, растений, которые находятся на грани исчезновения и требуют незамедлительной заботы человека. Красная книга нужна для того, чтобы знать каких животных осталось мало и они на грани вымирания. Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой, остановись! Ещё один шаг и может быть поздно. Люди, внимание, не губите эти растения, не убивайте этих животных, иначе они исчезнут.
В заключении воспитатель рассказывает детям о том, как нужно вести себя в лесу: не мусорить, не разводить костры (слайд № 16). Лес нам дает свежий воздух, ягоды, грибы. Лес – это дом всех животных и птиц. Лес и животных нужно беречь и охранять. Они наши друзья. Если погибнут они, то погибнут и люди.
Сегодня вы все старались, отвечали на все вопросы, были дружные и любознательные. Молодцы.