Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.
"Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.
Содержится в разделах:Включает в себя разделы:
- Море, океан, подводный мир. Морские глубины и его обитатели
Показаны публикации 1-10
из 8231
.
Все разделы
| Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию
Задачи : -раскрыть тайну происхождения янтаря, узнать секреты его добычи, изучить свойства камня, выяснить где применяется янтарь; -развивать познавательный интерес через исследовательскую деятельность, развивать логическое мышление, умение наблюдать, сопоставлять, делать...
Использование сюжетно-ролевой игры вэ экологическом образовании дошкольников. Введение В настоящее время очень актуальной стала экологическая проблема . Потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность стали причиной нарушения экологического ...
Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект ОД по ознакомлению с миром природы в младшей группе «В гости к домашним животным»
Публикация «Конспект ОД по ознакомлению с миром природы в младшей группе «В гости...» Цель: формирование представлений о домашних животных. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с понятием «домашние животные» с их внешним видом, чем питаются, какую пользу приносят человеку. - познакомить с детёнышами домашних животных. Развивающие: - развивать зрительное...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие по планете Земля» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие по планете земля" Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о значении леса и воды в жизни человека и всего живого. Задачи: Образовательные. Создавать целостное представление о воде, как природном...
Конспект занятия по экологии «Зимний Сочи» в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе по экологии. «Зимний Сочи» Алиева О.А. воспитатель МДОУ №79 г.Сочи Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках зимы в Сочи. Задачи: Совершенствование грамматического строя речи. Закрепить у детей признаки зимы, сезонные...
Цель: создать атмосферу радостного настроения; Задачи: Обучающая - учить узнавать и называть части растения; Развивающая - развивать сосредоточенность внимания и запоминания, Воспитательная - воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения и умения...
Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - НОД по познавательному развитию «Мир природы» используя технологию ТРИЗ «Поможем щенку найти его другу маму»
Д еятельность составлена в соответствии с возрастом детей второй младшей группы, требованиями и рекомендациями программы «Детство». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,...
Цель: расширить знания детей о типах леса; формирование познавательного интереса к познанию природы своего края.
Уточнить знания детей по теме «Что такое лес: его этажность, присутствие насекомых, птиц, зверей»;
Познакомить с произведением М. Пришвина «Этажи леса»;
Углубить представления детей о видах леса: лиственный, хвойный, смешанный;
Познакомить детей с функцией леса: продуктивные (где заготавливают древесину) и рекреационные (где отдыхают, собирают грибы, ягоды);
Углублять и систематизировать знания детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
Формировать умение правильно вести себя в природе, не навредить ей.
Предварительная работа: чтение Ю. Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес»; рассматривание картин русских художников:
- Игорь Прищепа «Русский пейзаж»;
- Юрий Панцырев «Березовый лес»;
- Иван Шишкин «Корабельная роща»;
- Иван Шишкин «Папоротники в лесу»;
- Исаак Левитан «Дорога в лесу»;
- Иван Шишкин «Еловый лес»;
- Михаил Кугач «Солнечный лес».
Словарная работа: лиственный, хвойный, смешанный лес; продуктивный и рекреационный лес; подлесок.
Ход занятия:
Воспитатель: От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный … (олень).
Ребята, к нам в гости спешит северный олень. (Дети здороваются с гостем.)
Олень: Ребята, я живу в лесу – это мой дом. А вы знаете, что такое лес? Что там растет? Кто там живет? (Дети общаются с гостем.)
Олень: Правильно, лес – это большое количество деревьев, которые растут на больших площадях с сомкнутыми кронами. Лес, это сложный живой механизм, который сочетает в себе множество деталей различных по размерам, типам и принципам действия (деревья, кусты, травы, птицы, насекомые, животные). Лес – это растительное сообщество, где все взаимосвязано.
Воспитатель: ребята, вы знаете, что в лесу есть этажи! Не верите?! Давайте познакомимся с произведением М. Пришвина «Этажи леса». (Чтение рассказа.)
Олень: друзья, а вы догадались, на каком этаже я живу? (внизу, на первом этаже). А на каком этаже живут муравьи, белки, зайцы?... (Дети отвечают.)
Воспитатель: ребята, лес состоит из 5-ти ярусов: (воспитатель называет ярусы и показывает их на картинах художников)
- высокие здоровые деревья, прикрывающие все остальные;
- молодые деревья (подрост);
- подлесок: кустарники – они не дают дождям размывать почву;
- полукустарники и травы;
- мхи, грибы, лишайники.
Олень: друзья, лес бывает разный; я живу в смешанном лесу. Может, кто-то из вас знает другие виды лесов? Чем они отличаются?
Дети отвечают: лиственные, хвойные и смешанные леса.
Воспитатель: ребята, давайте назовем нашему гостю, какие мы знаем лиственные деревья (береза, осина, тополь, ива) и хвойные (ель, сосна, пихта, кедр).
Олень: давайте поиграем! Девочки будут лиственными деревьями, мальчики – хвойными. Когда я говорю «лиственный лес» - встают девочки и образуют лес, когда «хвойный лес» - встают мальчики, а если «смешанный лес» - девочки и мальчики встают врассыпную.
Игра «Хвойный, лиственный, смешанный лес»
Воспитатель: ребята, предлагаю вам рассмотреть листок и хвою (площадь поверхности). Затем рассмотрим ветку лиственного дерева и хвойного (толстая и тонкая). Воспитатель подводит к тому, чтобы дети смогли ответить на вопрос: «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?» (ветка лиственного дерева тонкая, а поверхность листочка большая; если снег покроет дерево вместе с листьями, то ветка не выдержит тяжести и сломается).
Олень: в моем лесу люди отдыхают, собирают грибы и ягоды – мой лес называют рекреационный. Вот только не все гости моего леса умеют правильно себя вести. Я принес фотографии (картинки), на которых запечатлены действия и поведение людей.
Рассматривание дидактических картинок «Правильное и неправильное поведение в лесу»: (перечень согласно нумерации на картинках)
- Не разоряйте птичьи гнезда!
- Не разоряйте муравейники!
- Не забирайте из леса домой животных!
- Не обижайте лесных насекомых!
- Не рвите полевые цветы!
- Не рвите редкие цветы!
- Не ловите бабочек и стрекоз!
- Не шумите в лесу!
- Не разжигайте в лесу костер без взрослых!
- Не оставляйте мусор в лесу!
- Не бейте стекло в лесу!
- Не вырезайте надписи на деревьях!
- Не портите несъедобные грибы!
- Не вырывайте кустарники с корнем!
- Не обижай змей!
Воспитатель: Олень, а тебе известно, что лес приносит нам людям огромную пользу?! Наши дети сейчас тебе расскажут. Воспитатель подытоживает и говорит, что есть леса, где заготавливают древесину и их называют продуктивными.
Олень: ребята, я хочу поиграть с вами в подвижную игру «Северные олени».
Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве; передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.
Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Воспитатель предлагает разделиться на две команды: одна команда – олени, другая – медведи. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. «Олени» изображают рога, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками, убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен.
Воспитатель: ребята, подошло время прощаться с нашим другом Северным Оленем. Чтобы найти дорогу домой (в лес) и не заблудится, оленю помогут звуки леса.
Рефлексия: воспитатель ставит запись природных звуков леса: олень уходит, а ребята пробуют в звуках леса услышать и назвать его жителей.
Прудникова Татьяна Григорьевна высшая квалификационная категория Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка»
Программное содержание: дать детям понятие, что природа - это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал к занятию: предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы, стаканы водой пресной, соленой
Ход занятия:
Воспитатель: Словно крыша над землею,
Голубые небеса
А под крышей голубою -
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты!
Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей: о природе)
Подумайте, что нельзя назвать природой? (Ответы детей: то, что сделано руками человека).
Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую - с неживой природой. Объясните свой выбор. (Дети выполняют задание).
Молодцы! А сейчас давайте отправимсяв путешествие в мир фауны, т. е. в мир животных.
макет лес
Воспитатель: А вот и первая остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Дети отвечают) . Ответьте пожалуйста на вопросы:
- Какие животные живут в лесу?
- Как называются животные, которые живут в лесу?
- Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
- Чем питаются животные?
Воспитатель: Вспомните, как звери готовятся к зиме.
- Как готовится к зиме заяц?
- Как готовится к зиме медведь?
- Как готовятся к зиме белка?
- Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?
Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут различные дикие животные, которые приспособились к нашему климату. Всех животных можно разделить на три группы: растительноядные, хищники и всеядные. Подумайте и объясните с чем это связано. (Ответ детей)
макет водоема
Посмотрите, вот вторая наша остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Ответ детей) Рассмотрите этот макет внимательно и ответьте на вопросы:
- Кто живет в воде?
- Как можно назвать всех рыб, живущих в реке? (речные)
- Как можно назвать всехрыб, живущих в море? (морские)
Воспитатель: Молодцы! В любом водоеме кипит жизнь. У каждого водного жителя свои заботы. И сейчас мы свами попробуем определить, где живутвот эти водные обитатели. Перед вами стоят стаканы с водой, а подними картинки с изображением рыбок. Попробуйте воду на вкус и определите: соленая она или пресная. Догадайтесь, в какую среду обитания вы выпустите свою рыбку: в море или в речку. макет с изображением моря и макет с изображением реки.
Физминутка Изобрази животного
Воспитатель: Я называю животных, а вы показываете, как они передвигаются.
собака(бегает),
заяц (прыгает),
ласточка(летают),
змея(ползает)и. т. д.
Воспитатель: Следующая наша остановка - в небе.
Воспитатель: Подумайте и скажите:
- Есть ли жизнь в воздухе?
- Кто живет в воздухе?
- Чем отличаются птицы от животных?
- Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
- Назовите птиц, которые улетают на зиму в теплые страны (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
- Назовите птиц, которые остаются зимовать (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).
Среда обитания птиц - небо, но свои гнезда птицы вьют на земле. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, и их называют ... (перелетными) . Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются... (зимующими) . Трудно птицам приходится в зимнюю непогоду, и я считаю, что люди должны им помогать. Что мы можем сделать?(Ответы детей).
Закрепление: Игра «Кто где живет?» - карточки синего, голубого и зеленого цвета (синий цвет - среда обитания рыб, голубой- птиц, зеленый- животных)
Воспитатель называет представителей животного мира, а дети с помощью карточек определяют их среду обитания.
Итог занятия: Ребята, какие вы молодцы! Столько много вы знаете о живой природе! А какое животное или птица вам больше всего понравилось и почему? Как вы думаете, кто из животного мира самый главный? (Ответ детей) Какой мы можем сделать вывод? (Ответ детей) Молодцы. В мире природы все важны и все нужны.
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе по теме «Экологический город»
Цель: Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды,
необходимые для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать
последствия своих действий. Воспитывать гуманитарное отношение к
Материал: Костюм инопланетянин, панно и предметные картинки к нему, модели,
фотографии с изображением разных уголков Земли, дерево без листьев
(«грустное», «засохшие»), бумажные листочки и цветы.
Предварительная работа : Совместно с детьми и родителям подобрать как можно больше предметных картинок (растения, домашние животные, птицы, насекомые, рыбы) и оформить их для последующей работы на панно. Провести с детьми игры-фантазии: «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта», «Дом в котором я хотел бы жить»: рисование (детские работы оформить для использования на панно).
Ход занятия
Занятие начинается с игрового сюрпризного момента.
В группу к детям приходит воспитатель в костюме инопланетянина.
Инопланетянин: Я инопланетянин, прилетел к вам с далекой-далекой планеты,
давно наблюдаю за жизнью на Земле и многое про вас знаю, у меня
есть заветная мечта–я хочу построить на вашей планете чудесный
город, который будет самый красивый, чистый, веселый на Земле.
Вам понравилась моя идея? Ноя понял, что без вас–землян, мне не
справиться. Мне нужны грамотные помощники, которые хорошо
знают законы природы Земли и помогут мне сделать правильно. Вы
согласны помочь мне в этом деле? (Ответы детей)
В первую очередь нужно выбрать место для нашего города. Пока
летал вокруг Земли, я сделал фотографии некоторых мест. Давайте
их посмотрим вместе и решим, где начнем строительство.
(Показывает детям фотографии, предлагая то или иное место, а дети объясняют, почему оно не подходит для города)
· около вулкана–вокруг сильно загрязнен воздух, плохая почва, во время извержения вулкан опасен для всего живого, нет растений
· океан–нет почвы, а в воздухе мы сможем жить, т.к. там нет кислорода, нет условий для жизни людей…
· пустыня–очень жарко, нет воды, плохая почва…
· снежная пустыня–очень холодно, мало света, замерзлая почва, нет растений
Дети по очереди отвергают варианты инопланетянина.
Инопланетянин: Ребята, расскажите мне, какие же условия необходимы людям
для жизни на Земле.
Дети по моделям перечисляют и объясняют условия (необходимы: воздух, тепло, свет, вода, почва). Инопланетянин достает еще одну фотографию (На ней солнце, голубое небо, река, поле, кое-какие растения, светло) и говорит: «Посмотрите, может это место вам понравится?» Дети рассматривают и делают вывод, что это место подходит для строительства города–здесь есть все условия для жизни.
Инопланетянин: Я очень рад тому, что мы наконец-то нашли подходящее место для
нашего города. Сейчас мы с вами будем и строителями и
садоводами, и художниками. Давайте отдохнем и вспомним, что
делают люди разных профессий.
Физминутка: Дети по заданию инопланетянина выполняют движения,
характерные для той или иной профессии.
Маляр - красит
Плотник - заколачивает гвозди
Садовник - сажает, поливает растения
Портниха - шьет
Музыкант - играет
Художник - рисует
После физминутки дети подходят к панно и начинают вместе с инопланетянином фантазировать и строить свой город.
Инопланетянин: Давайте сначала посадим на месте будущего города разные
растения. Какие растения вам хотелось бы иметь в нашем городе.
(Дети выбирают картинки с растениями, предлагают посадить их в городе).
Вопросы детям?
Зачем это растение нам?
Какая от него польза?
Где оно лучше будет расти?
(Варианты ответов: «Нужно для получения ягод, фруктов, чтобы воздух был чистым для животных, птиц, для красоты, чтобы были места для прогулок и т.п. По мере ответов дети помещают свои растения на панно).
Инопланетянин: Как красиво у нас получилось! Теперь я хочу поселить сюда
всяких животных. Мне очень нравятся большие животные: слоны,
бегемоты, носороги–сейчас я их сюда и поселю… (пытается
прикрепить картинки) Эти звери ведь могут здесь жить?
Вы согласны со мной?
Дети объясняют, почему их нельзя сюда поселить, предлагают свои варианты заселения животных: домашние, дикие наших лесов, насекомые, птицы. Объясняют, кто и где будет жить и почему. Инопланетянин пытается прикрепить тигра, льва. Дети выдвигают свои варианты, почему нам не нужны в нашем городе эти хищники. Таким образом обсуждается заселение кита в озеро).
Инопланетянин: А где же будем жить мы?
Дети объясняют, что они уже придумали дома, которые можно построить в этом городе. (Демонстрируют свои рисунки домов и рассказывают из чего они построены, прикрепляют к панно)
Инопланетянин: Здорово! Настоящий город получился с улицами, домами. Ой! А названий то у наших улиц нет! Придумайте скорее им названия!
(Дети придумывают названия улиц)
Инопланетянин: Какой большой город у нас получился! Как же мы будем
добираться с одного конца в другой? Я не хочу, чтобы в моем
городе ездили машины и автобусы с их выхлопными газами!
Всю красоту погубят!
(Дети успокаивают инопланетянина, чтобы он не волновался. Они уже об этом подумали, показывают и рассказывают какие экологически чистые виды транспорта они изобрели, помещают картинки на панно)
Инопланетянин: Ну вот и готово! Наш город построен, в нем уже можно жить.
Ребята, а какими должны быть жители этого города? Что нужно
сделать для того, чтобы наш город оставался чистым,
нарядным и красивым?
(Варианты ответов: Жители должны быть добрыми, заботливыми, ласковыми, бережно относиться к природе и т.п.)
Инопланетянин: Ребята! А ведь сегодня получается день рождение нашего города!
(можно придумать название городу) А в день рождения принято
дарить подарки. Давайте подарим нашему городу вот это дерево
(вносит дерево без листьев).
Смотрите, какое дерево красивое.
(Варианты ответов: Дерево некрасивое, без листочков, грустное, веточки кривые, не надо дарить такой подарок)
Инопланетянин: А мы и не будем дарить его таким. Сейчас вы придумаете нашему
городу поздравления и пожелания и нарисуете их на листьях и
цветах, и наше дерево станет очень красивым и праздничным.
(Дети разукрашивают цветочки и листочки и прикрепляют их к дереву)
Инопланетянин : С днем рождения,……….(название город)!
Прими наши поздравления и пожелания!
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
НА ТЕМУ: «В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЖИТЕЛЯМ».
Воспитатель: Зотова О.И.
Программное содержание:
Продолжать формировать знания детей о лесных обитателях: о жизни растений и животных. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Способствовать развитию умений поддерживать игровую воображаемую ситуацию.
Развивать коммуникативные навыки, умение высказать своё предположение.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о лесе и его обитателях, заучивание стихов, загадок, сбор гербария лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, рассматривание «Красной книги», рассматривание альбома «Лесные жители», ориентирование на местности по плану.
Развивающая среда:
План, письмо, буквы (К,Л,Ю,Ч.), иллюстрации с изображением лекарственных растений, макет муравейника, листья клёна и дуба, игрушки (заяц, медведь).
Ход НОД :
В.: — Дети, только что почтальон принёс письмо. Вы хотели бы узнать от кого оно пришло? Для этого нужно отгадать загадку.
— Есть у ребят хороший друг
Весёлый друг, зелёный
Он им протянет сотню рук
И тысячу ладошек.
В.:- Какую пользу приносит лес человеку?
(Ответы детей).
В.:- А теперь послушайте, что пишут в письме.
— Дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы большие друзья леса, и лес будет рад видеть вас в гостях. Лесовичок.
В.:- Давайте отправимся в лес, только не за грибами, не за ягодами, а за чудесами, и поможет нам в этом вот этот план.
(Дети рассматривают план).
В.:- Вначале нужно разгадать загадку, чтобы открыть дорогу в лес.
1. Живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот).
2.В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес).
3.Куда улетают птицы осенью? (Юг).
4.Какая птица лучше всех ловит рыбу? (Чайка).
(Первые буквы слов выставляются на доске). Дети читают слово « Ключ».
В.: — Этот ключ нам откроет дорогу в лес. Счастливого пути!
В.: — Ну вот мы и пришли в лес. Представьте, что нас встречает Лесовичок. Давайте оживим его.
— На кого он похож?
— Во что одет?
— Какого роста?
— Что у него на голове?
(Дети составляют описательный рассказ про Лесовичка).
В.: — Дети, хотите послушать стихотворение про Лесовичка?
Живёт в лесу он издавна,
Следит за лесом пристально,
Чтоб лес не заболел,
Чтоб ветки были сильными,
Чтоб корни были сытыми,
Чтоб жук кору не ел.
Глухими коридорами,
По тропам, по траве.
Идёт с глазами добрыми
Хороший человек.
В.:-В лесу нужно быть внимательным, наблюдательным, чтобы не упустить ничего интересного.
(Дети идут по плану, на пути хвоя, имитирующая муравейник).
В.:- Дети, чей это домик?
— Как он называется?
— Что хорошего в муравьях?
— Что плохого в муравьях?
— Что можно сказать про муравьишек? Какие они?
Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.
В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около муравейника, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей.
В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи?
Д.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.
В.:- Дети, как нужно относиться к муравьям? (Ответы детей).
В.:- Каких насекомых вы ещё знаете?
В.:- Что лежит сверху на муравейнике?
Д.:- Иголки от ёлки.
В.:- Какие иголки ещё бывают?
Д.:- Иголки для шитья, иголки у ежа, иголка у шприца.
В.:- Какие вы ещё знаете слова, которые слышатся одинаково, но обозначают разные предметы.
Д.:- Лист (у книги, дерева, шифера, духовки).
— Коса (у девочки, косят траву).
— Кран (водопроводный, подъёмный).
— Ручка (у ребенка, у двери, писать, у посуды).
В.:- Дети, давайте обойдём муравейник, чтобы не разрушить его и пойдём дальше.
(На тропинке лежат листья клёна).
В.:- С какого дерева листья?
Воспитатель поднимает листья, под ними зайчик.
В.:- Как вы думает, почему он спрятался? Может, мы в лесу шумели, вот он и испугался? Чтобы он нас не боялся, назовите его ласковыми словами.
Д.:- Зайчик, зайчишка, заинька, зайчонок.
В.:- Как зовут детёнышей у зайца?
— Если он один? Много?
— Где живёт заяц?
Физкультминутка:
— Игра «В мире животных» — дети с помощью мимики, жестов превращаются в зверей, птиц, насекомых.
В.:- А вот ещё листья лежат. С какого они дерева? (Дуба).
В.:- Какой красивый лист, но он не простой, а с загадкой:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.
Воспитатель задаёт предыдущие вопросы, как при встрече с зайцем.
В:- Мы очень долго шли пора нам сделать привал. Останавливаются возле лесной аптеки.
Д.:- А в лесу разве есть аптека?
В.:- В лесу растёт много лекарственных растений. (Дети называют лекарственные растения).
В.:- Что хорошего в том, что есть лекарственные растения?
Д.:- Ими можно лечить разные болезни, ими лечатся животные, птицы.
В.:- Что плохого в том, что есть лекарственые растения?
Д.:- Много растений срывают люди, делают это не правильно, тем самым причиняют вред растению, оно может со временем исчезнуть совсем.
В.:- Некоторые растения занесены в Красную книгу. Назовите, какие растения занесены в Красную книгу? (Дети называют)
Дети рассматривают гербарий лекарственных растений.
В.:- Почему у мать-и-мачехи такое название?
Д.:- С одной стороны у растения листья гладкие и на ощупь холодные как мачеха, а с другой стороны покрыты пушком как мама.
В.:- Дети, хотите поиграть в игру? (Дети играют в игру «Узнай по описанию»).
Ведущий описывает растение, дети отгадывают.
В заключение экскурсии дети читают стихи про лес.
Спасибо людям, вырастившим лес,
За ели, за дубы и травы в росах.
За сосны, что касаются небес
И за берёзок ласковые косы.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь,
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь.
В.:- Дети, нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом и со всеми его жителями.