Культурная жизнь в СССР в 1920-1930-е годы.
В культуре 1920-1930-х гг. можно выделить три направления:
1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.
2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками .
3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).
Культурная революция - изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В.И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».
Цели культурной революции:
1. Перевоспитание народных масс - утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.
2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.
3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.
4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.
5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.
6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.
Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят дек-рет Совнаркома «О ликвида-ции неграмотности ». В 1923 г. учреждено обще-ство «Долой не-грамот-ность » во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым . От-крылись тысячи изб-читален, где обу-чались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.
Наука. Власть стреми-лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко-номического потенциала Советского государства. Под руко-водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома-лии, раз-ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде-мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль-нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра-кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн-дер . С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо-ложник самолётостроения Н.Е. Жу-ковский . В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент - Н.И. Вавилов ).
Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли-генции участ-вовать в политической жизни, влиять на об-щественное созна-ние. В 1921 г. упразднили автономию высших учеб-ных заведений. Про-фессоров и препо-давателей, не разде-лявших коммунистические убеж-дения, увольняли.
В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв . Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв.
В 1922 г. был создан специальный цензурный коми-тет - Главлит , осуществлявший контроль за «враждеб-ными вы-падами» против по-литики правящей партии. Затем создан Главрепет-ком - комитет по контролю репертуаров театров.
В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого на двух «философских паро-ходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид-ных учёных и деятелей культуры - философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул-гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Со-рокин (он учился в Ивановском крае, - впоследствии - крупнейший социолог США).
В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «анти-советских и антиху-дожественных книг». В их число попали даже произве-дения античного философа Пла-тона и Л.Н. Толстого . К сер. 1920-х гг. были закрыты ча-стные книгоизда-тельства и журналы.
Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово-рочно пре-данной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, - заявлял Н.И. Бухарин. - И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты-вать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступитель-ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни-вер-ситеты (к 1927 г. - 148, в дорево-люционное время - 95). Например, в 1918 г. был открыт политехниче-ский институт в Иваново-Возне-сенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие фа-культеты (раб-факи ) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне-го образования. К 1925 г. выпускники рабфа-ков со-ставляли половину студентов. Вы-ходцам из бур-жуазно-дворянских и интеллигентских «соци-ально чуждых» слоёв доступ к высшему об-разованию был затруднён.
Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.
Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту-пеней (1-я ступень - че-тыре года, 2-я - пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи-стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти-рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще-ствове-дение.
Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921-1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер-ков-ные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Возникла борьба между «староцерковниками» (пат-риарх Тихон ) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский ). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат-риаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр , но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо-лит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро-полит Иосиф . Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.
Литература и искусство в 1920-е гг. Продолжали публиковать свои произве-дения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ах-ма-това, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вах-тангов, К.С. Станиславский , В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали вы-ставки последователи «Мира искус-ства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художни-ков (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др. ). Рево-люция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока , С.А. Есенина. Большую актив-ность проявляли представители левомодернистских течений - футуризма, кубизма, кон-структивизма - в живописи, театре, архитек-туре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).
Возникает множество новых литературных груп-п и организаций:
Группа «Серапионовы братья » (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Фе-дин и др.) искала новые художест-венные формы отражения послереволюционной жизни страны;
Группа «Перевал » (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.
Возникли литературно-художествен-ные объединения пролетарско-большевистской коммунистичес-кой ориентации:
- Пролеткульт (1917-1932 г.) - формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский , Демьян Бедный );
Литературная группа «Кузница » (1920-1931 гг.), вошла в РАПП;
- Российская ассоциация пролетарских писа-телей (РАПП), (1925-1932 гг.) используя лозунг «партийности литературы» боролась с другими группами. Издавала журнал «На посту» ;
Группа ЛЕФ «Левый фронт искусств » (1922-1929 гг.) - поэты В.В. Маяковский , Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ».
Эти группы подвергли травле бес-партийных деятелей культуры, называя их «внутренними эмигран-тами» за укло-нение от воспевания «героики револю-ционных свершений». Критико-вались также «попут-чики» - литера-торы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие «ко-ле-бания» (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, процесс коренной перестройки культурной и идеологической жизни общества в период строительства социализма в РСФСР и СССР. Термин «культурная революция» впервые употребил В. И. Ленин в работе «О кооперации» (1923), подразумевая под ним, прежде всего, распространение грамотности, развитие массовой просветительной работы среди сельского населения. Впоследствии термин утвердился для обозначения политики замены «буржуазной» культуры на новую, социалистическую, сформированную, по словам Ленина, «с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры». Важнейшей целью культурной революции являлось превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека. Культурная революция включала перестройку народного образования и просвещения на социалистических началах, «перевоспитание» буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, создание основанных на марксистской идеологии литературы, искусства и науки, утверждение новой морали и атеистического мировоззрения, преобразование быта и т.п.
Задачи политики в области культуры сформулированы в первых декретах советской власти, Конституции РСФСР 1918 и программе РКП(б) 1919. Для её осуществления создана система партийно-государственного руководства культурной жизнью общества, включавшая агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп), Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос; в его системе были сосредоточены все учебные заведения), Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), отделы народного образования Советов, Главлит и др. Были национализированы издательское, театральное и музейное дело, кинопроизводство. Ликвидирована свобода печати.
Система коммунистической пропаганды и агитации включала организацию в промышленных центрах и на предприятиях профсоюзных культотделов и культурно-просветительных комиссий, библиотек, клубов, пролетарских университетов, «красных уголков» и пр. В деревне действовали передвижные и стационарные школы политграмоты, группы политграмоты и пр. По всей стране курсировали агитпоезда, агитпароходы, «красные повозки» и «красные обозы». Огромное значение и для города, и для села имела радиофикация, благодаря которой резко расширились горизонты знания для населения и одновременно партия получила мощнейшее средство идеологического воздействия на массы. В 1920-е годы широко распространились марксистские кружки низшего, среднего и повышенного уровня, где слушателей знакомили с целями социалистической революции, разъясняли политику РКП(б)-ВКП(б) и Коммунистического интернационала. Ещё в 1920-е годы возник культ В. И. Ленина, который упрочился и дополнился в 1930-х годах культом И. В. Сталина, ставшим неотъемлемым атрибутом культурной революции в СССР.
Один из важнейших аспектов культурной революции - атеистическая пропаганда и внедрение материалистического миропонимания вместо религиозного. Их начало положено Декретом об отделении церкви от государства (1918), отменившим преподавание Закона Божьего в школе. Антирелигиозная кампания была призвана разрушить крестьянскую патриархальную культуру. В рамках образованного в 1928 году рабоче-крестьянского радиоуниверситета действовал антирелигиозный факультет. По решению 2-го съезда безбожников (1929) при вузах, коммунистических вузах и техникумах открывались антирелигиозные отделения, а при биологических, агрономических и медицинских факультетах институтов - специальные курсы и семинары. Во многих городах создавались антирелигиозные музеи. В 1932 массовой организацией (5,5 миллионов человек) стал Союз воинствующих безбожников. Выросли тиражи антирелигиозной литературы, организовывались кружки юных безбожников. Для детей, пытавшихся придерживаться семейных религиозных традиций, в учебных заведениях создавалась невыносимая обстановка. Духовенство подвергалось шельмованию и преследованиям. Многие церкви, особенно в годы коллективизации, были разрушены или переоборудованы под клубы, склады и производственные объекты.
В области образования упор делался на внедрение классового принципа в высшей школе и ликвидацию неграмотности в массовом масштабе. Последней проблеме В. И. Ленин придавал особое значение в связи с критикой большевистских планов построения социализма в Советской России со стороны российских и западноевропейских социал-демократов, утверждавших, что подобные планы обречены на провал из-за культурной отсталости населения. Согласно декрету СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26.12.1919, все неграмотные в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны обучаться грамоте. В таком случае для взрослых рабочий день сокращался на 2 часа, а в РККА занятия по обучению грамоте приравнивались к строевой подготовке. При Наркомпросе образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (1920; с 1917 действовал отдел внешкольной работы во главе с Н. К. Крупской, созданный также для ликвидации неграмотности), организована сеть внешкольного образования: школы ликбеза (ликвидации безграмотности), избы-читальни, добровольное общество «Долой неграмотность» (1923). По данным переписи 1939, доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет достигла 89,7% (по данным хозяйственной переписи 1918, грамотных среди рабочих было 64%, среди крестьян - 30%).
Перед школой при осуществлении политики культурной революции ставилась задача быть не только «проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс». Повсеместное создание комсомольских и пионерских организаций сыграло существенную роль в распространении коммунистического мировоззрения. При организации школьного образования учитывался опыт функционирования учреждений начального образования, сложившихся ещё в дореволюционной России: согласно «Положению об единой трудовой школе РСФСР», принятому ВЦИК 30.9.1918, в Советской России предполагалось бесплатное, совместное для мальчиков и девочек обучение в 9-летней 2-ступенчатой школе (1-я ступень - 5-летняя начальная школа, 2-я ступень - 4-летняя средняя школа). Однако реализация «Положения...» встретила значительные трудности. Около 50% детей в 1920 оставалось вне школы. В 1921 финансирование школ переведено на местный бюджет, возложено на население (так называемое самообложение). Началось сокращение числа школ, а также преподавателей. В 1923 году введена плата за обучение (освобождались дети необеспеченных граждан и инвалидов) в начальных 4-летних (иногда 3- или 5-летних) и средних (9-летних) общеобразовательных школах; одновременно стали создаваться производственно ориентированные 7-летние школы при совхозах и кооперативах, с 1925 - при промышленных предприятиях. К концу 1920-х годов значительно увеличились ассигнования на общеобразовательную школу. В 1930-34 введено всеобщее обязательное 4-летнее (в промышленных городах и рабочих посёлках - 7-летнее) обучение (всеобщее обязательное 7-летнее - повсеместно, в 1956). Огромное значение для развития школьного обучения на родном языке имело создание в 1920-30-х годах письменностей для десятков народов (киргизов, башкир, бурят, народов Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод с арабского на латинскую, а затем на кириллическую графическую основу письменности отдельных народов Средней Азии и Кавказа (узбеков, таджиков, туркмен, казахов, азербайджанцев и др.). В 1940 в СССР действовало 65 тысяч школ, в которых обучалось почти всё (свыше 20 миллионов) подрастающее поколение, работали 1216 тысяч учителей. В связи с ростом вовлечённости женщин в производственную деятельность увеличилось число дошкольных детских учреждений (46 тысяч в 1940).
Доступ в вузы декретом СНК от 2.8.1918 был открыт для лиц старше 16 лет (в том числе для женщин), независимо от наличия у них среднего и даже начального образования, отменялись вступительные экзамены, а также плата за обучение (возобновлена для большинства студентов и учащихся старших классов средней школы на период 1940-56). Одновременно Наркомпросу предписывалось принимать в вузы преимущественно «лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства» в случае, если число желающих учиться в них превысит обычное число мест в вузе. Чтобы подготовить выходцев из социальных низов к обучению в вузе, с 1919 стали создаваться рабочие факультеты (рабфаки), являвшиеся также центрами формирования студенческих первичных организаций РКП(б), которые оказывали воздействие на решения приёмных комиссий, препятствуя поступлению в вузы «классово чуждых» элементов. В 1921 ликвидирована автономия высшей школы. За годы 1-й пятилетки (1928/29-1932/33) число вузов в РСФСР увеличилось с 94 до 498 (главным образом за счёт разделения политехнических вузов на несколько отраслевых институтов и преобразования техникумов в вузы). К концу 1930-х годов 15,9% населения имело высшее, незаконченное высшее, среднее и неполное среднее образование, эта группа составляла около 80-90% общего числа специалистов.
Подготовкой новой административной, научной и преподавательской элиты, преданной марксистским идеям, занимались специально созданные научные и высшие учебные учреждения: Социалистическая академия общественных наук (1918; с 1924 Коммунистическая академия), Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921; в 1931 объединён с Институтом В. И. Ленина), Институт В. И. Ленина (1923-31), Истпарт, Институт красной профессуры, коммунистические университеты. Одной из главных проблем стало написание новых учебников и учебных пособий, основанных на коммунистической идеологии. Преподавание истории в школах и вузах было заменено изучением обществознания. В вузах вводилось обязательное изучение исторического материализма, истории пролетарской революции, истории партии и основ ленинизма, в 1921 вместо юридических, исторических, экономических факультетов образованы факультеты общественных наук (с середины 1930-х годов гуманитарные факультеты в университетах стали восстанавливаться; было возобновлено преподавание истории в школе и вузах). В 1922-23 при ЦК РКП(б) образовано Центральное бюро коммунистического студенчества и его общегородские объединения, способствовавшие усилению влияния партии в вузах.
В сфере науки советское руководство исходило из тезиса о приоритетном развитии производительных сил. В интересах экономического развития страны правительство поддерживало деятельность Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС; учреждена в 1915), в состав которой входили ведущие учёные. В 1918 началась разведка нефти на территории между Волгой и Уралом, в 1920 развернулись работы по комплексному изучению Курской магнитной аномалии. При ВСНХ был создан Научно-технический отдел для централизации всех конкретных исследований, который привлёк к работе свыше 250 учёных-профессоров, 300 инженеров и около 240 других специалистов. Свыше 200 учёных и инженеров участвовали в составлении ГОЭЛРО плана. К 1921 в РСФСР действовало свыше 70 НИИ (не считая имевшихся при вузах). Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27.7.1925 Российская академия наук получила статус Академии Наук СССР, была признана высшим научным учреждением страны и передана в ведение СНК. В том же году решением Политбюро ЦК ВКП(б) утверждена межведомственная Комиссия по содействию работам АН, которая осуществляла политическое и организационное руководство академией, участвовала в планировании её работ, контроле над финансами и т.д.
Внедрение марксистского сознания в среде учёных с уже сложившимися взглядами и мировоззрением представляло особую трудность. Советское руководство, нуждаясь в интеллектуальных силах, с одной стороны, привлекало учёных и специалистов-техников к сотрудничеству (в 1921 приняты декреты СНК «Об улучшении быта учёных», «О мерах к поднятию уровня инженерно-технического знания в стране и к улучшению условий жизни инженерно-технических работников РСФСР», в 1921-31 действовала Центральная комиссия по улучшению быта учёных при СНК), а с другой стороны, стремясь подчинить их целям выполнения планов социалистического строительства, прибегало к методам устрашения и репрессий. В ходе операции, получившей в литературе название «Философский пароход», за границу в 1922-23 принудительно отправлено свыше 200 человек, в которых большевики видели своих политических противников, - видные юристы, врачи, экономисты, деятели кооперации, писатели, журналисты, философы, преподаватели высшей школы, инженеры. В конце 1920-х - начале 1930-х годов процесс «вытеснения» буржуазных специалистов был ускорен. В ходе организованных политических процессов преследованию и репрессиям подверглись учёные-гуманитарии («Академическое дело»), представители в основном старой технической интеллигенции («Шахтинское дело», Промпартии дело), учёные в сфере экономических наук (Трудовой крестьянской партии дело), краеведы («краеведов дело») и др. Многие были расстреляны или отбывали заключение; с 1929 часть заключённых занимались научными исследованиями в «шарашках» - Особых технических бюро ОГПУ - НКВД - МВД СССР. Такая политика нанесла огромный ущерб интеллектуальному потенциалу страны, однако, несмотря на потери, советская наука внесла существенный вклад в социалистическую индустриализацию страны, создание могучего оборонного потенциала.
В области литературы и искусства революция открыла дорогу «новой» культуре, зародившейся ещё в 1910-х годах, в частности Пролеткульту (образован в 1917), в основе деятельности которого лежали идеи о чисто пролетарской культуре и нигилистическое отношение к культурному наследию прошлого и его носителям. Идея тотальной переделки общества, невиданный социально-политический эксперимент большевиков нашли отклик среди представителей и идеологов футуризма и других направлений авангардизма. В 1922 был создан «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), деятельность которого характеризовалась отрицанием «буржуазного» искусства и «буржуазной» эстетики и стремлением к созданию социально полезного искусства. Продолжался поиск в русле других направлений искусства, представители которых объединялись в собственные творческие союзы и организации - Ассоциация художников революционной России (АХРР), «Перевал», «Серапионовы братья» и др. Политический плакат, в создании которого участвовали многие известные художники и поэты, эффективно использовался для пропаганды революционных идей и новой идеологии. Одновременно с формированием моделей революционной культуры происходил процесс сужения сферы воздействия на общественное сознание традиционных для русской классической культуры гуманистических ценностей.
Советское руководство и партийные верхи первоначально уделяли главное внимание массовой культуре, призванной донести до городских слоёв наглядную идеологическую информацию (с 1918 осуществлялся монументальной пропаганды план), и мало вмешивались в деятельность различных литературных и художественных группировок. В постановлении Политбюро ЦК РКП(б) от 18.6.1925 говорилось, что партия в целом не может связывать себя «приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы», вместе с тем деятелям культуры, ещё сохранявшим относительную независимость, не позволялось в прямой или косвенной форме критиковать правящую партию. Со 2-й половины 1920-х годов власть перешла к очевидному ограничению свободы творческого поиска; проводниками этой политики стали Российская ассоциация пролетарских писателей, Российская ассоциация пролетарских музыкантов, Российская ассоциация пролетарских художников. В период свёртывания НЭПа и с началом коллективизации от деятелей культуры уже требовалась прямая и активная поддержка партийных и государственных начинаний. В 1932 многочисленные литературно-художественные объединения, представлявшие различные течения и направления в искусстве, были распущены, вместо них созданы отраслевые творческие союзы на единой идеологической основе. Ведущим художественным методом стал социалистический реализм. Не соответствовавшие методу (с точки зрения власти) произведения писателей, поэтов и художников не издавались и не популяризировались. Пристальное внимание партийное руководство и лично И. В. Сталин уделяли кинематографу. Для укрепления морально-политического единства советского народа популяризировались классические и современные образцы национальных культур народов Советского Союза, особое значение придавалось пропаганде пролетарского интернационализма. Рассчитывая привлечь творческую интеллигенцию к участию в социалистическом строительстве, партия коммунистов и советская власть выработали систему, с одной стороны, поощрения и поддержки лояльных деятелей культуры, а с другой - ограничения и давления, вплоть до травли и физического уничтожения, тех, кто не желал поступиться своими убеждениями, был чужд партийной идеологии. С середины 1930-х годов востребованным оказалось классическое наследие русской и мировой культуры, особенно в той части, где содержалась критика феодального или буржуазного строя. Стал приветствоваться патриотический настрой в творчестве писателей, драматургов, артистов, композиторов. В то же время были искусственно ограничены прежние связи между отечественной и зарубежной культурой, которая подразделялась на «прогрессивную» и «реакционную» в зависимости от отношения тех или иных иностранных мастеров к СССР. Советские читатели и зрители не имели доступа к произведениям «реакционеров», среди которых было немало выдающихся деятелей культуры, а также оказавшихся в эмиграции или репрессированных на родине русских писателей.
Значительные перемены произошли в сфере повседневной жизни. Строились дома-коммуны, фабрики-кухни, вводились коллективные формы общественно полезного неоплачиваемого труда (субботники, воскресники). Создавались сети домов отдыха, санаториев и профилакториев. Юношество вовлекалось в различного рода кружки при домах пионеров и учебных заведениях. Широко распространялась художественная самодеятельность. Физическая культура и спорт, рассматривавшиеся властью не только с точки зрения физического оздоровления и военной подготовки молодёжи, но и как средство сплочения «рабочих и крестьянских масс» вокруг тех или иных партийных, советских или профессиональных организаций, были включены в план деятельности профсоюзов, комсомола, армии, школы, органов здравоохранения, стали играть большую роль в жизни советских людей (создавались массовые спортивные общества, строились стадионы, организовывались спортивные секции для молодёжи). Сформировалась система военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Основные задачи советского руководства по революционному преобразованию культуры были решены к концу 1930-х годов. Сложилась новая культура, в основе которой лежала единая официально принятая обязательная идеология. Культурная революция, осуществлявшаяся на фоне значительного роста городского населения, внесла принципиальные изменения в условия и образ жизни, быт трудящихся, прежде всего рабочих и государственных служащих, которые заняли устойчивое и обеспеченное место в обществе, получили доступ к образованию и социальному продвижению, приняли массовую советскую культуру. К 1940 существенно выросли тиражи выпускаемых книг и газет, увеличилось количество массовых библиотек и киноустановок. Государство устанавливало низкие цены («дешевле табака и хлеба», по словам поэта Б. А. Слуцкого) на книги, газеты, билеты в кино, музеи, театры и др.
Опыт, вынесенный из культурной революции, оказался востребован советским руководством и в дальнейшем, он был также распространён правящими коммунистическими партиями в других социалистических странах.
Лит.: Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры, 1917-1927. М., 1985; Советская культура в реконструктивный период, 1928-1941. М., 1988; Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция, 1936-1938. М., 1997; Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине, 1917-1932. М., 1998; Манин В. С. Искусство в резервации: Художественная жизнь России 1917-1941 г. М., 1999; Плаггенборг Шт. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000; Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. М., 2002. Ч. 2.
«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» 1966-76 годов, идейно-политическая кампания, развёрнутая Мао Цзэдуном под лозунгом борьбы с «ревизионизмом» и «остатками буржуазии в партии, правительстве и армии». Преследовала цель устранить политическую оппозицию Мао Цзэдуну и установить режим его личной власти (подробнее смотри в статье Китай, раздел Исторический очерк). 6-й пленум ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва (1981) квалифицировал «Культурную революцию» как «смуту», возникшую «по вине руководителя».
Лит.: The Cultural revolution in China / Ed. Т. W. Robinson. , 1971; The Cultural revolution in the provinces. Camb., 1971; Lee Hong Yung. The politics of the Chinese Cultural revolution: а case study. Berk., 1978; Усов В. Н. К вопросу об оценке маоистской «культурной революции» // Вопросы истории. 1982. №2; он же. Культурная революция в Китае // Китай: история в лицах и событиях. М., 1991; он же. История КНР. М., 2006. Т. 1-2; Гао Гао, Янь Цзяци. История десяти лет «великой культурной революции». Тяньцзинь, 1986 (на китайском языке); Ван Няньи. Эпоха великих потрясений. Хэнань, 1989 (на китайском языке); Маомао. Мой отец Дэн Сяопин в годы «культурной революции». М., 2003; Тайные известия беспокойных лет: Люди, умершие и посаженные в тюрьмы в период «великой культурной революции». Хух-Хото, 2003 (на китайском языке).
Культурная революция в ссср
- составная часть социалистической революции, означающая целый переворот, целую полосу культурного развития всей народной массы и имеющая своей целью создание новой, социалистической культуры. Основные задачи культурной революции: овладение трудящимися массами культурным наследством прошлого, социалистическая организация народного просвещения, создание кадров социалистической интеллигенции и коммунистическое воспитание трудящихся. Культурная революция происходит после установления политической власти рабочего класса, создающей все необходимые условия для коренных изменений в культурном развитии общества.
Своеобразие культурной революции, осуществлённой в СССР, заключается в том, что она была произведена постепенно, сверху, по инициативе и под руководством Коммунистической партии и государственной власти, при активной поддержке со стороны миллионных масс рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, боровшихся за преодоление культурной отсталости страны, за победу социализма.
Начало культурной революции в нашей стране положила Великая Октябрьская социалистическая революция, превратившая все завоевания культуры в достояние народа и создавшая условия для подъёма культурного уровня народа. Доставшаяся в наследство от старого строя неграмотность масс была огромным препятствием на пути вовлечения трудящихся в управление страной, в активное строительство социализма, в общественно-политическую жизнь. Безграмотный человек стоит вне политики; грамотность является основой всякой культурности. Коммунистическая партия и Советское государство развернули гигантскую работу по ликвидации неграмотности. Советский народ широко использовал своё право на образование. Если в первые годы революции большинство населения страны было неграмотным, а среди населения некоторых республик, например Казахстана, Узбекской, Туркменской и др., количество грамотных не превышало 1-2%, то уже в конце 1933 г, количество грамотных в СССР достигало 90%. СССР превратился в страну сплошной грамотности. Это означало огромную победу культурной революции.
Развёртывая социалистическое строительство, партия и Советское государство поставили своей задачей осуществление всеобщего образования для того, чтобы поднять страну на высшую ступень культурности. Первым шагом в этом направлении было осуществление всеобщего начального образования, а затем и среднего образования. Введение в 1930 г. всеобщего начального образования во всех районах СССР означало решающий шаг в деле культурной революции. Уже в 1937 г. число учащихся в начальных и средних школах достигло 28 млн. по сравнению с 8 млн. в 1914 г., а в высшей школе -542 тыс. учащихся вместо 112 тыс. в 1914 г. По всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. Только за годы второй пятилетки было построено около 19 тыс. новых школ. Увеличилось число высших учебных заведений. В стране выросло огромное количество культурных учреждений: библиотек, музеев, театров, кино, радиоустановок, дворцов культуры, клубов, увеличились тиражи книг, журналов, газет, быстро развивалась физическая культура, художественная самодеятельность и т. п.
Вопрос о строительстве новой, социалистической культуры связан с задачей выработки в рабочем классе навыков и умения управлять страной, хозяйством. В приобретении навыков и умения войти в дело управления страной заключались смысл и значение лозунга о культурной революции. Эта задача была успешно решена. Рабочий класс и трудящееся крестьянство выдвинули из своей среды талантливых организаторов хозяйства, политических деятелей, выдающихся полководцев, деятелей науки и культуры, с успехом справлявшихся с крупнейшими задачами социалистического строительства, с организацией обороны страны и т. д.
В процессе борьбы за развёртывание строительства социалистической индустрии на основе новой техники поднялось на высшую ступень и превратилось во всенародное движение социалистическое соревнование масс, явившееся выражением величайших достижений культурной революции.
Кооперирование крестьянства невозможно без культурной революции. Партия осуществила эту культурную революцию как одну из важнейших предпосылок перехода крестьянства на путь коллективизации.
Одной из главных задач культурной революции являлась задача создания новой, советской интеллигенции. В течение нескольких лет в стране была создана широкая сеть вузов, техникумов, подготовивших сотни тысяч специалистов для народного хозяйства я культуры. Создание новой, социалистической интеллигенции было одним из самых важных результатов культурной революции в СССР.
Огромный подъём культурности народных масс, рост повой, советской интеллигенции обусловили расцвет науки и техники, литературы и искусства в нашей стране. Продолжая и развивая лучшие традиции передовой русской науки, советские учёные достигли огромных успехов. Об этом свидетельствуют открытие советскими учёными атомной анергии, достижения в области физики, химии, биологии, математики, в области общественных наук и др., а также достижения в деле технического прогресса и т. д. В настоящее время нет проблемы, выдвигаемой задачами коммунистического строительства, которую не могла бы разрешить советская научно-техническая мысль.
Больших успехов достигли советская литература и искусство - кино, музыка, театр, архитектура, изобразительные искусства. Руководствуясь методом (см.), советские писатели и художники создают произведения, отражающие жизнь и великие дела советских людей - строителей коммунизма. Советская социалистическая культура складывалась в жестокой борьбе, которую вела партия против классовых врагов, против троцкистско-бухаринских реставраторов капитализма, против всех и всяческих проявлений буржуазной идеологии.
Социалистическая культура глубоко проникла в жизнь советского народа. Неоценимым достижением культурной революции является формирование нового, советского человека -е человека нового типа, культурного, умеющего применять науку и технику в производстве, понимающего политику партии и Советского государства и активно проводящего её в жизнь, работника-общественника, советского патриота. XIX съезд КПСС в своих решениях определил задачи культурного строительства в пятой пятилетке.
Опыт осуществления культурной революции в СССР имеет огромное международное значение и находит широкое применение в странах народной (см.), развёртывающих строительство социализма и новой народной социалистической культуры.
коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция была направлена на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, "коммунистическом воспитании", массовости культуры. Культурная революция предусматривала ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Культурная революция в СССР
Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.
Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.
Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученыеаграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биологгенетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др.
В то же время создавались научноисследовательские центры. В развитии науки большую роль сыграли геохимики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, физики П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, химики С. В. Лебедев, А. Е. Фаворский, создатель теории космонавтики К. Э. Циолковский.
В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовский. Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. СоловьеваСедого. Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк»). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции.
href="article067324.html" title="культуры">культуры - высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. Культурная революция направлена на превращение всех трудящихся в социально активных участников культурно-исторического процесса, на формирование нового человека. Культурная революция является одной из важнейших закономерностей построения социализма. Учение о Культурная революция как «целой полосе общественного развития» разработано В. И. Лениным, определившим её сущность, задачи и цели (термин «культурная революция» введён Лениным в 1923 в работе «О кооперации»). Отбросив социал-демократические догматические схемы об обязательной очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения «высокого уровня» культуры как предпосылки социального переворота, В. И. Ленин после Октябрьской социалистической революции выдвинул программу Культурная революцияКультурная революция обусловлена революционными преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация, коллективизация сельского хозяйства). Культурная революция начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистической партии. Она является необходимым условием построения социализма. Культурная революция уничтожает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его достояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 94). Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалистической культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в культуре, Культурная революция сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, традиции, результаты мировой цивилизации «... с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры» (там же, т. 41, с. 462). Культурная революция знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистического общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакционной культуры, новыми закономерностями духовного развития. На основе этих закономерностей происходит становление и утверждение социалистической и коммунистической культуры. Культурная революция включает создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции, создание социалистической литературы и искусства, подъем науки, формирование новой морали, утверждение атеистического мировоззрения, перестройку быта и т. д. Важнейшей целью Культурная революция является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципы в практической деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с буржуазными и ревизионистскими взглядами. Социалистические культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются в соответствии с национальными и историческими особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем их экономического и культурного развития, достигнутым до начала Культурная революция В СССР, где впервые в истории была осуществлена Культурная революция , её особенности определялись значительной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического и культурного развития наций и народностей России, 73% населения в возрасте от 9 лет и старше было неграмотным (перепись 1897). В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена система народного образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, культурно-просветительских учреждений. Культурная революция в национальных республиках по темпам развития опережала центральные районы страны. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки , литературы и искусства . В Программе КПСС (1961) оценивается значение Культурная революция : «В стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры» (1972, с. 14). Культурная революция охватила все социальные, национальные, этнические группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Опирающаяся на принципы интернационализма , Культурная революция привела к всестороннему развитию всех национальных культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. В СССР впервые создана письменность около 50 народностей, литература издаётся на 89 языках, радиовещание ведётся более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения национальных культур усиливаются общие черты единой интернациональной культуры. Принципиально чуждая буржуазной установке на стандартизацию и нивелировку духовной жизни, Культурная революция создаёт предпосылки для свободного развития всех трудящихся.
Культурная революция способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, росту политической активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному подъёму производительности общественного труда.
В результате Культурная революция в СССР обновилась духовная жизнь рабочего класса и колхозного крестьянства , возрос их культурно-технический уровень, коренные изменения произошли в их сознании и быту. Из среды крестьянства выдвинулись миллионы квалифицированных колхозников и рабочих, специалистов, учёных, общественных деятелей. Успешно развёртывается процесс постепенного подтягивания культуры села до уровня культуры социалистического города. До Октябрьской революции 1917 в России на 159 млн. человек населения приходилось 290 тыс. специалистов. Общая численность работников, занятых преимущественно умственным трудом, в СССР в 1973 достигла около 33 млн. человек. За годы Советской власти в 90 раз возросло число научных работников, в 1972 их насчитывалось 1055,4 тыс. человек (см. Интеллигенция ).
В зрелом социалистическом обществе важнейшей задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма, ибо «от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организация производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта» (там же, с. 129-30).
Развивающаяся научно-техническая революция и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют приобщения всех трудящихся к активной творческой деятельности, обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для активного участия в управлении обществом, для всестороннего развития личности. Руководствуясь марксистско-ленинским учением о Культурная революция , члены содружества социалистических государств творчески заимствуют всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистических стран способствуют дальнейшему расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистической системы в целом.
Европейские социалистические страны, избежав гражданской войны, смогли уже в первые годы народной власти успешно решить многие задачи Культурная революция Относительно высокий уровень развития производительных сил в ряде этих стран и помощь СССР предопределили сравнительно быстрое осуществление культурных преобразований. В то же время сильное влияние религии (например, в Польше) осложняло проведение Культурная революция
Опыт Культурная революция в СССР и др. социалистических странах оказывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Латинской Америки, завоевавших национальную независимость (борьба за ликвидацию массовой неграмотности населения, перестройка и расширение народного образования и просвещения, создание новой демократической школы, формирование национальной интеллигенции, становление идеологии антиимпериализма и антиколониализма и т. д.). Не имея непосредственно социалистического характера, эти преобразования тесно связаны с общими задачами антифеодальной, антиимпериалистической, демократической революции и могут рассматриваться как национально-демократический тип культурной революции.
Ничего общего с Культурная революция не имеет политическая кампания, проводившаяся в Китае во 2-й половине 60-х гг. под названием «культурной революции», в ходе которой уничтожались памятники культуры, насаждался нигилизм по отношению к мировой культуре, антиинтеллектуализм, преследовалась интеллигенция.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Ленин В. И., О пролетарской культуре, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41; его же, О кооперации, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1972, гл. 5; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Крупская Н. К., О пролетарской культуре в её кн.: Педагогические сочинения, т. 7, М., 1959; Луначарский А. В., Культурная революция и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.- Л., 1929; Коммунизм и культура, М., 1966; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Культурная революция в СССР. 1917-1965, М., 1967; Арнольдов А. И., Социализм и культурная революция, М.,1970; Ленинизм и развитие социалистической культуры, М.- Таш., 1971; КПСС во главе культурной революции в СССР, М., 1972.
А. И. Арнольдов.
Статья про слово "Культурная революция " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 33070 раз