4. Метод опроса в психологии
Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.
Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Опрос может проводиться в различной форме . анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.
Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.
Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.
Беседа - предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед . непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.
Методы социометрии и полярных балов - это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.
Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.
Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.
Методы опроса по частоте применения педагогами занимают второе, после наблюдения, место. Они помогают получить информацию о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или бытовой деятельности и т.д. Ее источником являются люди и их высказывания о своих настроениях, поступках, представлениях или о том, что их окружает. Выделяют разведочный (в начале комплексной диагностики) и уточняющий (в ее конце) опрос.
Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения педагога (анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами).
Социологический опрос направлен на получение информации о внешней стороне (поступках, мнениях, интересах) деятельности опрашиваемых, а полученная информация всегда рассматривается в контексте функционирования определенных общественных групп и общества в целом.
Опрос, проводимый в социально-психологических исследованиях, направлен на выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов человека. Психолога прежде всего интересует не сам по себе факт наличия поступка, а та психологическая реальность, которая его обусловливает.
Опрос, проводимый в целях педагогической диагностики, используется не только для выявления причин того или иного явления (хотя это и важная задача), но также для построения прогноза протекания процесса и самое главное - для выработки рекомендаций об оптимальном характере педагогической помощи обучаемому (воспитаннику) в его саморазвитии.
- групповые опросы, когда интервьюер обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам, и индивидуальные опросы, когда интервьюер работает лишь с одним из опрашиваемых;
- очные опросы, когда интервьюер лично контактирует с опрашиваемым, и заочные опросы, когда интервьюер лично не контактирует с опрашиваемым;
- устные опросы, когда информация фиксируется интервьюером, и письменные опросы, когда отвечающий сам заполняет анкету или опросник;
- целенаправленные опросы, имеющие программу, план, опросник, и свободные (беспрограммные) опросы, которые проводятся в начале диагностики для уточнения проблемы, цели, задачи и гипотезы;
- специализированные опросы (экспертов, влиятельных лиц) и массовые опросы (представителей различных категорий);
- стандартизованные (формальные, массовые) опросы и нестандартизованные (творческие, свободные) опросы",
- глубокие (психоаналитические, клинические) опросы, явные опросы, когда ответы не записываются в присутствии опрашиваемого, и скрытые опросы, внешне выглядящие как свободный разговор людей, один из которых говорит, а другой терпеливо слушает; при этом возможно протоколирование вторым диагностом или запись на диктофон;
- сплошные опросы, когда опрашиваются все обучаемые, воспитанники и т.д. и выборочные опросы, направленные на специальную выборку опрашиваемых.
По предполагаемым ответам вопросы делятся на: открытые, предполагающие свободную форму ответов, которые подвергаются качественному, а не количественному анализу, или же требующие до обработки ответов оценки диагноста, перевода в заранее разработанну шкалу;
- закрытые (альтернативные), предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных. Также к ним относятся вопросы- меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов;
- полузакрытые, предоставляющие возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.
По открытости вопросы могут быть прямыми (отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного качества) или косвенными (в ответах на которые не содержится прямых оценок, но по которым можно судить о наличии или отсутствии исследуемого свойства).
По цели вопросы разделяются на:
- функциональные, используемые для оптимизации, упорядочения течения опроса;
- вопросы-фильтры, направленные на отсеивание некомпетентных в предмете опроса респондентов;
- контрольные, использующиеся для проверки искренности ответов (так называемая «шкала лжи»);
- буферные, использующиеся для имитации непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым.
Опрос включает следующие этапы:
- Этап адаптации, направленный на решение двух важных задач - создания у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройки его к участию в диагностике. Он состоит из обращения и нескольких вопросов. Обращение - завязка, начало опроса - момент весьма ответственный. От начала опроса во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо психологически подготовить респондента к беседе.
- Этап достижения поставленной цели, на котором происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.
- Этап снятия психологического напряжения, которое может накапливаться в процессе опроса. Для этого рекомендуется в конце опроса задавать функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.
К опросным методам относятся беседа, интервьюирование и анкетирование, каждый из которых имеет свои особенности в проведении.
Беседа - это метод получения информации на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым.
Он применяется с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.
Беседа может использоваться для достижения следующих задач:
Выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;
Установления его отношения к ним;
Выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;
Исследования методов и средств воспитания, которые применялись к испытуемому;
Установления причин его аномального поведения;
Изучения особенности среды, в которой находится испытуемый;
Выявления его нравственных позиций, ценностных ориентации, ближайших целей и т.д.;
Изучения его внутреннего состояния и факторов, повлиявших на него, и т.д.
Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.
На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы:
С чего лучше начать разговор (повод для начала разговора);
Как перейти к основной теме;
Как удержать инициативу;
Какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы;
Как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого использовать приемы общения;
Как правильно выйти из диалога.
На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.
Интервью - это разновидность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по собственному вопросу, а испытуемый отвечает.
Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Благодаря этой особенности полученные ответы легче обрабатывать: классифицировать, переводить в формализованный вид для математической и статистической обработки.
Интервью экономичнее по времени, в связи с чем можно опросить большее, чем при беседе, количество людей, а полученные данные использовать для выявления тенденций, наблюдающихся в данной выборке. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и ответы, корректировать полученные данные с учетом параллельных наблюдений.
Главный отличительный признак интервью - строгая номенклатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. В связи с этой особенностью интервью широко используется в психоаналитической и клинической практике, например для выяснения факторов и условий формирования отношений, позиции, мотивации опрашиваемого, источников формирования девиаций.
Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Иногда лучше, если ответы респондентов не стенографируются на их глазах, а воспроизводятся позже по памяти интервьюера. Возможна запись ответов с помощью диктофона или видеокамеры с целью последующего изучения не только вербальной, но и невербальной реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы.
Интервью делится на несколько фаз.
Стартовая фаза интервью посвящается вхождению в контакт с интервьюируемыми. При явном интервью интервьюер сжато излагает цели и задачи диагностики, ее значение для теории и практики. Глубокое интервью требует более интимного контакта. Важно наладить дружеский тон, взаимопонимание, проявить интерес к респонденту, найти предмет его особого внимания (дети, книги, картины, охота и т.п.). Не следует отказываться и от угощения: это тоже сближает собеседников. Глубокое интервью всегда подчеркнуто индивидуально.
Средняя фаза интервью характеризуются тем, что беседа все более сосредоточивается вокруг интересующего педагога вопроса.
Заключительная фаза - продолжение разговора на тему, интересующую собеседника. Опытный интервьюер, уходя, уверен, что он всегда может вернуться к этим людям и они его примут тепло.
Подготовка и проведение интервью включает в себя следующие действия:
1. Постановка цели . При помощи интервью решаются различные диагностические задачи, исходя из которых выбирается тот или иной вид интервью:
Поисковое интервью для сбора информации, при помощи которой можно обозначить проблему или комплекс проблем, нуждающихся в диагностике, а также для поиска новой точки зрения;
Интервью по проверке гипотез (как правило, стандартизованное интервью) - сравнение групповых и/или индивидуальных различий;
Интервью для сбора эмпирической информации, проводящееся при необходимости подтвердить или опровергнуть какие-либо закономерности или теоретические положения;
Интервью как вспомогательный метод, применяющийся для уточнения данных, полученных другими методами (например, данные наблюдения, анкетирования, тестирования).
2. Предварительная подготовка . Она включает в себя сбор информации об исследуемом объекте, уточнение целей и задач интервью, вопросов, определение оптимальной формы его проведения, состава и количества респондентов, выбор научного и технического обеспечения, предполагаемых вербальных средств и типов вопросов для получения планируемых сведений, прогноз временных и материальных затрат на интервьюирование.
3. Интервьюирование . Начиная интервью, следует помнить, для чего будет использован конечный результат: для разработки коррекционных мер, для составления плана учебно-воспитательной работы или для публичного обсуждения. Это необходимо учитывать на всех этапах диагностики, поскольку в определенных случаях нужно информировать интервьюируемых о том, как будут использоваться данные, получить у них письменное согласие на неограниченное цитирование их ответов и учесть любые противоречия или конфликты, которые могут возникнуть на протяжении интервью.
По мере разворачивания интервьюирования понимание педагогом изучаемого объекта может измениться; может открыться новое видение проблемы. Интервьюеру следует обращать внимание только на те данные, которые способствуют достижению поставленной цели, а не убодят от нее.
Этические вопросы планирования предполагают получение от испытуемого осознанного согласия участвовать в диагностике, обеспечение конфиденциальности и принятие во внимание возможных последствий участия в диагностике для данного человека.
4.Обработка данных интервью . При обработке полученных данных требуется точное ведение протокола: ответы цитируются, а не пересказываются. Затем листы протокола кодируются. Обработка завершается применением математических и статистических методов.
Анкетирование - это форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц . Ответы на эти вопросы служат исходным эмпирическим материалом для обобщений.
Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда - от живущих в разных местах людей). Общение диагностируемого с диагностом носит опосредованный (через анкету) характер. Характер материалов анкет пригоден для количественного анализа и удобен в обработке.
В педагогической диагностике применяются следующие виды анкет:
- анкета-интервью - опросный лист, который вручается респонденту и заполняется в присутствии диагноста. Часто раздаются листы ответов, а вопросы анкеты диктуются или предлагаются на экране (классной доске);
- почтовая анкета - рассылается лицам, которые выбраны для опроса; наиболее пригодна для опроса лиц, живущих далеко друг от друга, используется при опросах с простой тематикой. Такую анкету используют, например, для опроса родителей учащихся;
- анкетирование в среде - распространение анкеты среди определенной группы населения. Ею можно пользоваться для опроса, к примеру, студентов, живущих в одном общежитии, участников конференции, заседания и т. п. Аналогично проводится анкетирование во время классного часа, родительского собрания, педагогического совета;
- стереоанкетирование - сравнение самооценки и оценки одного и того же лица . На каждого человека заполняется три-четыре и более идентичных вопросника: им самим, его родителями, педагогами, сверстниками и т.д. На основании сравнения и обобщения полученных данных составляется синтетическая стереоанкета, представляющая изучаемое лицо с различных точек зрения.
К анкете предъявляются следующие основные требования :
Во вступлении необходимо сформировать у респондента чувство удовлетворения от того, что выбор пал именно на него;
Вопросы должны наиболее точно и емко характеризовать изучаемое явление и задаваться в логичной последовательности;
Следует сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что профессия учителя самая лучшая?»);
В начале анкеты необходимо задавать вопросы на определение компетентности респондента в теме опроса;
Вопросы должны располагаться по принципу: «подготовка- сложные вопросы - классификация»;
На заполнение анкеты должно уходить как можно меньшее время (в зависимости от возраста школьников от 4-5 до 15-20 мин).
- вступление (его цель - убедить респондента принять участие в опросе, дать короткую характеристику опроса);
- основная часть отвечает целям диагностики;
- реквизитная часть позволяет провести идентификацию респондентов для дальнейшей их группировки.
109.169.171.163 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.
В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним из таких методов является опрос. Он популярен в различных областях. Есть у метода опроса в психологии и плюсы, и минусы, о которых рассказано ниже.
Что это такое?
Опрос - это один из психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:
- Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
- Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.
Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая опроса в психологии.
Существует несколько разновидностей данного метода:
- Стандартизированные - имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
- Нестандартизированные - не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.
После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.
Преимущества и недостатки
К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:
- Стандартизация - участникам исследования задают одинаковые вопросы.
- Простота - опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
- Возможность проведения тщательного анализа.
- Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.
Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток - это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.
Разновидности
Существует несколько видов метода опроса в психологии:
- анкетирование;
- метод лестницы - используется для маркетинговых исследований;
- свободный;
- устный;
- письменный;
- стандартизированный;
- интервью.
У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.
Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:
- опрос личный - вопросы задают при прямом контакте;
- дистанционный - участие исследователя необязательно.
Все более популярным становится интернет-опрос - это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.
Анкетирование
Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету - это специально составленный список вопросов. Общение с психологом - минимальное.
Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:
- индивидуальное;
- групповое;
- аудиторное;
- массовое.
По типу контакта со специалистом:
- очное;
- заочное.
Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.
Интервью
Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.
Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии - это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:
- Стандартизированное - вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
- Ненаправленное - специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
- Полустандартизированное - совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.
Также оно может быть:
- предварительным - используется на стадии подготовки к исследованию;
- основным - используется для сбора основной информации;
- контрольным - используют для проверки спорных результатов.
Интервью делят по количеству участников:
- индивидуальное;
- групповое;
- массовое.
Интервью является распространенным методом опроса в психологии.
Требования к проведению беседы
Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.
- Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
- Определить главные вопросы - интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
- Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
- Создание благоприятной атмосферы.
Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.
Тесты
Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:
- личностные - позволяют оценить личность человека;
- шкалы установок и стандартизированные анкеты - позволяют дать оценку интересам респондента;
- объективные тесты - позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
- ситуационные - направлены на оценку поведения человека;
- проективные тесты - позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.
Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других - допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.
Другие разновидности
Для опроса используют и и балльную систему - их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.
Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.
Как правильно составлять вопросы?
Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.
- Они должны быть логичными и отдельными.
- В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
- Они должны быть заданы в краткой форме.
- Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
- Вопросы должны быть конкретными.
- В вопросах не должно содержаться подсказок.
- Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
- Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.
Какие бывают вопросы?
Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:
- Закрытые (структурированные) - ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
- Открытые (неструктурированные) - их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
- Субъективные - учитывается личное мнение респондента.
- Проективные - в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.
От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.
Причины неточности в исследовании
Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.
- Неполучение ответов - это делает выборку ответов более предвзятой.
- Ошибки в ответах - это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить Это повышает субъективность анализа полученной информации.
- Неточная формулировка вопроса.
- Неправильный подбор группы людей для исследования.
Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.
Области использования
Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.
Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.
Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.
Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист. Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.
Контрольная работа
по Психологии
Тема
"Метод опроса в психологии"
Объем - 14 страниц
Год защиты - 2015
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДА ОПРОСА
2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
ШЕСТНАДЦАТИФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (16PF) КЕТТЕЛА
МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (MMPI)
3. ДОСТОИНТСВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДА ОПРОСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения.
Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Рассмотрим в данной работе метод опроса.
1. Общее описание метода опроса
Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса - выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм полученных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников.
Различают три вида инструментального обеспечения метода опроса:
а) интервью,
б) опросники-анкеты
в) личностные опросники.
Интервью - представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и метод наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях и т.д. Различают интервью свободное, т.е. не регламентированное формой (а иногда и темой) в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, поощряя говорить свободно и непринужденно, и структурированное (или стандартизованное), по форме похожее на устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме.
Интервью дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств и т.п. Интервью нередко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.
Опросники-анкеты берут начало в разработанных Ф. Гальтоном, К. Пирсоном и Дж. Кэттелом стандартизированных анкетах и шкалах порядка. Их разработки стали использовать другие исследователи при составлении самых разнообразных опросников-анкет, а также личностных тестов. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Таковы, например, биографические анкеты-опросники, опросники интересов, опросники установок и т.д.
Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, и ее применяют, когда нелегко провести интервью. Психологи-экспериментаторы используют тщательно разработанные биографические опросники для самых разнообразных целей, например для формирования относительно однородных подгрупп, классификации субъектов на основании их прошлого опыта, выявления групп со сходными интересами и т.п.
Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых, а также задач профессионального отбора. При разработке опросников интересов пользуются косвенными методами, т.е. не формулируют прямых вопросов. Опыт показал, что ответы на прямые вопросы об интересах часто ненадежны, поверхностны и нереальны. Это происходит потому, что большинство людей недостаточно информированы о различных профессиях и видах деятельности, а кроме того, им мешают распространенные стереотипы о некоторых профессиях и их привлекательности.
Личностные опросники предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов. Их прототипом считают «бланк личностных данных» В. Вудвортса, разработанный им в годы Первой мировой войны (1919 г.) и предназначенный для выявления людей, страдающих неврозами и непригодных к военной службе. Методический подход Вудвортса был использован впоследствии многими исследователями для построения опросников, направленных на измерение черт личности, ее мотивов, ценностей, установок и т.п.
К настоящему моменту существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение в диагностических исследованиях во всем мире. Наиболее известные среди них - личностный опросник Г. Айзенка, шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела (16PF), Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) и др.
2. Основные методики
Личностный опросник Айзенка
Личностный опросник Айзенка предназначен для исследования эмоциональной устойчивости и степени общительности субъекта. При разработке опросника Г. Айзенк опирался на допущение, что психические расстройства являются как бы продолжениями индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Так, например, нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) при очень высоких показателях может свидетельствовать о развитии невроза (нервно-психического расстройства, в основе которого лежит нарушение значимых жизненных отношений человека). Экстраверсия характеризует общительность субъекта, стремление к широкому кругу знакомств, легкость, импульсивность, оптимизм, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверсия, напротив, характеризуется спокойствием, самоуглубленностью, застенчивостью, любовью к порядку, высоким самоконтролем.
Шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) Кеттела
Шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) Кеттела был впервые опубликован в 1950 г. Далее постоянно совершенствовался и сейчас существует в двух эквивалентных формах (А и В). Опросник содержит 187 утверждений и предназначен для людей от 16 лет и старше. Имеются также варианты опросников для детей и подростков. Особенность подхода Р. Кеттела к разработке опросника в том, что он собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее с помощью специального статистического метода (факторного анализа) свел их к серии из 16 факторов, каждый из которых построен на биполярной основе и измеряется с помощью шкалы порядка в интервале от 1 до 10 (баллов). Четыре фактора второго порядка являются генеральными и вычисляются на основе шестнадцати факторов первого порядка.
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI)
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) - один из самых известных и употребляемых личностных опросников. Был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли (1940) и состоит из 550 утверждений, отвечая на которые испытуемый решает, «верно» или «не верно» каждое утверждение опросника по отношению к нему. Основанием для классификации исследуемых личностных свойств послужила классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелиным. Для определения нормативных показателей опросник предъявлялся большой группе здоровых людей. Затем эти показатели сопоставлялись с показателями, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно различали здоровых и каждую из изученных групп больных людей. Эти утверждения объединили в 10 шкал, назвав их в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована. К примеру: шкала ипохондрии отражает отношение обследуемого к своему здоровью, шкала депрессии определяет степень субъективной депрессии и душевного дискомфорта, шкала истерии определяет симптомы, присущие лицам с истерическими расстройствами, когда, например, используются симптомы физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций (я часто ощущаю «комок» в горле; считаю, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах; я никогда не падал(а) в обморок и т.п.). Шкала психопатии определяет симптомы поведения, нарушающего социально приемлемые нормы и т.д.
Спецификой MMPI является наличие трех шкал контроля, представляющих собой способ проверки небрежности, непонимания, фальсификации ответов, а также отношения к опроснику.
Такова, например, шкала «лжи», которая выявляет установку испытуемого представить себя в более благоприятном свете, т.е. оценивает искренность субъекта. Если данные, полученные по этой шкале, превышают определенную величину, то обследование считается недостоверным.
Кроме десяти основных клинических шкал, на основе MMPI создано около 400 дополнительных шкал, например академических способностей, лидерства, социальной ответственности, впечатлительности, способности к достижению цели и т.д.
Относительная простота применения опросников и легкость обработки полученных данных создают иллюзию, что исследователь всегда получает объективные и достоверные знания о личности. Однако это далеко не так, и нередко результаты получаются фальсифицированными. Некоторые испытуемые стремятся дать о себе неверные сведения. Например, обнаруживают иногда но тенденцию выбирать социально одобряемые варианты ответов, чтобы выглядеть приемлемыми для окружающих.
Обычно результаты обследования бывают более достоверными, когда испытуемый заинтересован в получении объективной диагностической информации и когда он доверяет экспериментатору.
3. Достоинтсва и недостатки метода опроса
Достоинства.
- возможность получения информации непосредственно от участников события
- опрос позволяет получать информацию по широкому спектру тем (практически неограниченному)
- опрос позволяет собирать информацию от любого количества респондентов (неограниченное число информантов)
Недостатки.
- сбор информации вне «естественной» ситуации (Парадокс Лапьера – люди не всегда делают то, что говорят),
- любая информация, получаемая в ходе опроса, не лишена субъективизма, связыванного с давлением социальной одобряемости.
- провоцирует на высказывание ответа, даже ели респондент не компетентен в том или ином аспекте
Преимущества и ограничения основных методик
1. Личное интервью.
Достоинства.
- Высокая достижимость запланированной выборки респондентов
- Возможность использования сложных вопросов (схемы, таблицы, разные блоки для разных респондентов)
- Возможность варьирования последовательностью вопросов
- Интервьюер может давать пояснения, комментарии, добиваться ответов на большинство вопросов
- Можно использовать наглядные материалы (карточки, образцы продукции)
- Интервьюер позволяет дольше удерживать внимание респондента
- Относительно высокая скорость сбора данных
- Возможность наблюдения за респондентом
Недостатки.
- Относительно более дорогой
- Возможны искажения из-за эффекта интервьюера (например, влияние социально-демографических характеристик интервьюера на получаемый результат. Например, средний доход у нестарых мужчин находится в прямой зависимости от размеров сисек интервьюера)
- Отсутствие возможности личного контроля интервьюера
2. Телефонный опрос
Достоинства.
- Высокая оперативность получения результатов (короткий полевой этап)
- Высокий контроль за работой интервьюера
- Меньшее влияние интервьюера
- Высокий уровень телефонизации => широкий географический охват
- Относительно низкая стоимость
- Возможность одновременной обработки данных (моментальная компьютеризация и формирование массива данных)
Недостатки
- Ограничение на длительность
- Необходимость максимально простых вопросов
- Невозможность демонстрации респонденту наглядных материалов
- Опасность смещений выборки из-за низкого уровня телефонизации (или, например, из-за большого количества незарегистрированных в справочниках номеров)
3. Почтовый опрос
Достоинства.
- Респондент может выбирать удобное для него время
- Широкий географический охват
- Легкость формирования выборки
- Относительно низкая стоимость сбора данных
- Более высокая анонимность
Недостатки.
- Низкая достижимость (около 5-10%)
- Длительный полевой этап
- Невозможность пояснений в ходе опроса
- Необходимость простоты формулировки вопросов и заполнения
- Отсутствие контроля за порядком заполнения и за процессом заполнения (например, анкета-кентавр: заполняют разные люди или коллегиально)
- Ограничение на объем анкеты (не более 30 вопросов)
- Невозможность получения дополнительных данных о респонденте в ходе наблюдения
- Смещение выборки (в сторону хорошо образованных людей, умеющих «ручку в руках держать»
4. Прессовый опрос
Достоинства.
- Четкая переадресация анкеты определенной аудитории
- Отсутствие влияния интервьюера
- Низкая стоимость полевого этапа исследования
- Чрезвычайно широкий первоначальный охват аудитории
Недостатки.
- Те же, что и в почтовом опросе
- Максимальная краткость анкеты (не более 5-7 вопросов)
- Необходимость стимулирования ответов
- Невозможность потенциального обращения к конкретному респонденту
- Невозможность реализации какой-либо выборки, кроме стихийной
5. Интернет-опрос
Делится на on-line (на сайте вывешивается вопросная форма) и off-line (в виде файла высылается на адрес потенциального респондента).
Достоинства.
- Возможность использования самых разнообразных наглядных материалов
- Возможность охвата специфических аудиторий
- Моментальная обработка собираемых данных
- Низкие затраты на полевой этап и обработку данных
Недостатки.
- Вынужденная краткость анкеты
- Невозможность проверить искренность получаемых ответов
- Смещение выборки, которое сложно оценить
6. Самостоятельное заполнение
Во многом сходно с почтовым опросом.
Достоинства (помимо тех, что в почтовом)
- Большой контроль возврата анкет
- Относительно дешевле, чем личный опрос
- Довольно быстрый сбор информации
- Как правило высокий возврат
Заключение
Опрос – именно такой метод в настоящее время является одним из превалирующих в области психологии. Именно так специалисту проще всего получить конкретную информацию для анализа. Опрос, как правило, заключается в процессе получения ответов на список важных вопросов из той области, в которой проводится исследование. Как правило, опросы решают массовые задачи, ведь специфика их проведения позволяет в короткие сроки получить сведения не от одного индивида, а от группы людей.
Методы опроса по виду делятся на стандартизированные и нестандартизированные. Первые позволяют получить только самые общие впечатления о каком-либо деле, когда как в последних отсутствуют какие бы то ни было точные рамки, и в данном случае исследователь способен менять ход опроса непосредственно в процессе, в зависимости от реакции респондента. В этом отношении опрос как метод психологического исследования может быть использован в самых разных целях и позволяет производить анализ всевозможных аспектов человеческой психики.
Важная характеристика метода опроса заключается в том, что специалист должен составить такие программные вопросы, которые соответствуют основной задаче, но при этом для понимания доступны только специалистам. Эти вопросы в дальнейшем формируются на простом языке.
Список литературы
1. Маклаков А. Г.Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.
2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001.
3. Общая психология. Учебник / под редакцией Карпова А.В. - М.: Гардарики, 2002. с 43
4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в психологию.- М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. – С. 108
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001. с 32
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 125
Виды : Анкетирование; Метод лестницы;Свободный; Устный; Письменный; Стандартизированный. Достоинства методов опроса: 1) стандартизация, обусловленная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них; 2) простота, так как респондентов посещать не обязательно, можно передавать им вопросники по почте или опрашивать их по телефону, не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных профессионалов; 3) возможность глубокого анализа, обусловленная применением последовательных уточняющих вопросов; 4) возможность табулирования и проведения статистического анализа с использованием методов математической статистики и соответствующих статистических пакетов для персональных компьютеров. Недостатки: возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.
9.Интервью как психологический метод. Его особенности и виды.
Интервью - это метод психологического консультирования, оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений по проблеме клиента. Оно направлено на то, чтобы в процессе обсуждения различных тем сделать более динамичным отношение к различным свойствам его психической реальности. Интервью предлагает осуществление влияния с помощью вопросов и специальных задач, которые раскрывают активные и потенциальные возможности другого человека. Виды: 1. Структурированное интервью - Для проведения структурированного интервью обычно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов; 2. Свободное интервью - Носит характер непринужденной беседы; 3. Интервью по компетенциям - Сочетает в себе элементы свободного и структурированного интервью.
10.Требования к проведению беседы.
11.Общая характеристика метода анкетирования.
Анкетирование - это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Одним из основных в социологии является метод опроса. Однако, метод опроса не является изобретением социологов, гораздо раньше опрос использовали медики, педагоги, юристы. Социальные работники широко используют метод опроса в своей работе.
Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом, с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Опрос – это форма социально-психологического общения между исследователем и респондентом, в результате которого в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Метод опроса можно применять в отношении любых слоев населения.
В развитии метода опроса выделяют две традиции: статистическую и психологическую.
Статистическая традиция. Метод опроса, как уже было сказано, не является изобретением социологов: в третьем тысячелетии до нашей эры в древнейших государствах Азии и Африки с помощью исследований населения устанавливали его численность, налогоплатежность и способность носить оружие. В древние времена опрос выступал средством диалога между властью и населением. Неизбежно возник вопрос о достоверности данных, полученных в результате опроса. Тогда же были изобретены первые средства контроля за качеством полученной информации: сведения сообщались под присягой, вводились штрафные санкции за предоставление ложной информации. В античный период учет населения производили цензоры. Цензоры, производя перепись населения, учитывали только данные представителей мужского пола, так же производя проверку достоверности полученной информации. Отношение населения к переписи сложилось негативное.
В России переписи населения стали производиться в Х1-ХП веках с той же целью – узнать количество и платежеспособность населения.
В Х1Х веке в США, Англии оформляется метод социологического опроса. А. Кетле установил основные правила опроса, актуальные и в наше время:
1. Задавать только необходимые вопросы.
2. Избегать вопросы, которые могут вызвать раздражение или опасение респондентов.
3. Ясно и четко формулировать вопросы, для однозначного понимания всей совокупностью опрашиваемых.
4. Вопросы должны обеспечивать взаимный контроль (ответы на одни вопросы позволяют проверить достоверность ответов на другие вопросы).
В конце Х1Х века в России была проведена перепись населения. В первые годы советской власти наблюдался повышенный интерес к социологическим опросам населения. В период с 1922г. по 1935г. было проведено более 50 опросов, вышло 186 работ по социологии.
Складывалась система разновидностей метода опроса:
· корреспондентный опрос,
· самосчисление,
· экспертный опрос.
В современной системе классификации опроса эти виды преобразовались в следующие:
· почтовый опрос,
· раздаточное анкетирование,
· формализованное интервью.
Психологическая традиция. В конце Х1Х века, наряду со становлением статистической традиции в системе опроса, стали создаваться опросники для изучения психики человека. Психология обретает статус самостоятельной науки. Изучение психики человека происходит в рамках тестовой традиции.
Опрос – это наиболее сложная разновидность социально-психологического общения исследователя и респондента.
В комплексе методов сбора социологической информации опрос является наиболее популярным. Существует два основных вида опроса: интервью и анкетирование.
Интервью – это прямой контакт (беседа) интервьюера с респондентом с фиксированием ответов респондента. В современной практике социологических опросов метод интервью используется реже анкетирования. Однако, интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием.
Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетном опросе их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Он формулирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который либо указан в тексте анкеты, либо объяснен анкетером. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, направляет беседу в нужное русло, фиксирует ответы респондента.
Существуют различные формы интервью по способу организации и проведения: интервью по месту работы, интервью по месту жительства. Интервью по месту работы необходимо при изучении производственных или учебных коллективов. Интервью по месту жительства предпочтительнее при изучении проблем, о которых удобнее говорить в неофициальной обстановке. В домашней обстановке респондент располагает большим запасом времени, охотнее отвечает на вопросы.
Независимо от места проведения интервью, необходимо позаботиться об устранении «третьих лиц» или хотя бы уменьшении их влияния на респондента. Как показывает практика, любое присутствие во время интервью лишнего человека приводит к смещению ответов респондента.
Выделяется три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное (стандартизированное) интервью - наиболее распространенный вид интервьюирования. Специфика данного вида интервьюирования заключается в строгой регламентации общения интервьюера и респондента с помощью детально разработанного опросника и инструкции, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировки вопросов и их последовательности.
В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Формулировки вопросов должны быть рассчитаны на ситуацию беседы. Поэтому весь план интервью разрабатывается в устном, разговорном стиле. Вводная беседа с респондентом, переход от одного раздела беседы к другому подробно разрабатывается исследователем и точно воспроизводится интервьюером в ходе опроса.
Таким образом, в ситуации формализированного интервью интервьюеру отводится роль исполнителя, а респонденту необходимо внимательно слушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее приготовленного набора. В данной форме опроса влияние интервьюера на качество данных может быть сведено к минимуму. Надежность получаемой информации зависит от интервьюера.
Интервью с открытыми вопросами предусматривает меньшую степень стандартизации поведения респондента и интервьюера. Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строгую последовательность открытых вопросов (без вариантов ответов). Интервьюер воспроизводит вопросы открытой форме, а респондент дает ответы в свободной форме. Задача интервьюера заключается в четкой фиксации ответов респондента.
Фокусированное интервью – следующий этап, направленный на уменьшение стандартизации поведения интервьюера и респондента. Фокусированное интервью имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. При фокусированном интервью респондента заранее знакомят с предметом беседы. Также исследователь заранее готовит вопросы для фокусированного интервью, причем, перечень вопросов обязателен для интервьюера (он может менять последовательность и формулировки вопросов, но по каждому вопросу должен получить информацию).
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера и респондента. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в тех условиях, где будет проходить опрос. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки – все зависит от индивидуальных особенностей интервьюера, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации интервью.
В отличие от результатов массовых опросов информация, получаемая в ходе свободного интервью, не нуждается в унификации для статистической обработки. Ценность этой информации представляет ее уникальность, широта ассоциаций, анализ специфики изучаемой проблемы в конкретных условиях. Группы респондентов в свободном интервью невелики (1-2 человека). Их ответы записывают с максимальной точностью. Для обобщения ответов применяются традиционные методы анализа текстов.
Проведение любого из видов интервью предполагает такое явление как эффект интервьюера . Так обозначают все явления, в которых обнаруживается влияние интервьюера на качество результатов опроса. Это влияние часто не осознается интервьюером и проявляется не только в вербальном общении, но ив разнообразных косвенных, неявных (невербальных) формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников и т.д.
Чем выше степень стандартизации интервью, тем больше у исследователя возможности снизить влияние интервьюера. Кроме этого, исследователь может осуществить контроль качества работы интервьюера. Наиболее распространенная форма контроля качества работы интервьюера – выборочное повторное посещение респондентов.
Контролеры-интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер. По результатам контроля оценивают работу интервьюера. Другим способом контроля может быть почтовая анкета, которая посылается респондентам, участвовавшим в опросе. В анкете присутствуют вопросы, подобные тем, которые залают контролеры-интервьюеры.
В современном обществе довольно высок уровень телефонизации населения. Этот факт привел к появлению телефонного интервью . Телефонное интервью представляет собой одну из форм опосредованного опроса. Его основное достоинство – оперативность (возможность быстрого установления контакта с респондентом). Эффект интервьюера при телефонном опросе значительно снижается. Оптимальное по продолжительности телефонное интервью – 10-15 минут, после этого времени интерес и внимание респондента к опросу снижается. Этот факт определяет специфику вопросов телефонного интервью. По возможности они не должны быть длинными или содержать большое количество альтернативных ответов.
Интервью как метод сбора информации не всегда эффективен. Наряду с ним в социологии применяется анкетный опрос или анкетирование .
Анкетный опрос (анкетирование) – разновидность метода опроса, при которой общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Анкетирование представляет собой наиболее распространенный на практике вид опроса.
Выделяется два вида анкетирования – групповое и индивидуальное .
Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, учебы. Анкетер работает с группой 15-20 человек, при этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет. Респонденты имеют возможность получить дополнительную консультацию по технике заполнения анкеты, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.
При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах, по месту учебы, по месту жительства респондентов, при этом время возврата анкеты обговаривается заранее. Эта форма опроса имеет те же преимущества, что и групповое анкетирование.
Анкетный опрос считается одним из наиболее оперативных способов сбора первичной социологической информации.
Анкета представляет собой систему вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета исследования. Основная функция анкеты – предоставить исследователю достоверную информацию о предмете анализа.
Для эффективного функционирования анкеты необходимо соблюдать ряд принципов и правил ее конструирования. Прежде всего, это относится к вопросам анкеты.
Вопрос – это специально разработанное исследователем вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов, для получения информации, необходимой для достижения цели исследования и решения исследовательских задач. Вопрос является основным инструментарием опроса для получения информации, установления социальных факторов.
Различают программный и анкетный вопросы.
Программный вопрос – это вопрос, который задается всей программой исследования. Программный вопрос обладает довольно большой общностью, и задавать его респонденту в открытом виде не всегда возможно и целесообразно. Чтобы получить достоверную информацию, а не отписку, необходимо формулировать вопросы меньшей общности, собирая по ряду частных вопросов необходимую информацию. Программный вопрос является, по существу, некоторой совокупностью искомого знания, и не всегда конкретная его формулировка адекватно отражает эту совокупность.
Отличие анкетного вопроса от программного заключается прежде всего в уровне общности. Анкетный вопрос всегда конкретен, прост, четок и понятен: «Как часто Вы смотрите ТV?», «Употребляете ли Вы спиртные напитки?» и т.д.
Перевод программного вопроса в анкетный, определение его сущности в и роли в анкетном опросе довольно сложно. Для перевода программных положений в анкетные вопросы можно использовать принципиальную схему анализа (блок – схему) или логический анализ предмета исследования в виде схемы. Логическая схема может иметь различную форму, но сущность ее заключается в том, что каждое понятие программы исследования большой общности разлагается на ряд понятий меньшей общности или подпонятий до самых простейших или спускается на уровень показателей и индикаторов.
Выделяют различные функции анкетного вопроса:
· индикаторную,
· коммуникативную,
· инструментальную.
Индикаторная функция вопроса заключается в обеспечении той информацией, которую необходимо получить.
Коммуникативная функция вопроса обеспечивает перевод задач на «язык респондента», т. е. обеспечивает доступность, однозначность и адекватность вопроса для опрашиваемых.
Инструментальная функция вопроса связана с измерительной задачей вопроса.
Все вопросы, используемые в анкетах можно классифицировать:
· по форме (открытые, закрытые, полузакрытые; прямые и косвенные);
· по функциям (основные и не основные).
Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п. Эти вопросы могут касаться любых объектов, как связанных с личностью респондента или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения.
Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.
Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.
Вопросы о личности респондента входят во все анкеты, образуя «паспортичку», или социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондента.
Например, при изучении социально-правовых аспектов жизни студентов ТПУ с позиции их преподавателей, предлагалась следующая «паспортичка»:
Немного о себе:
1. Пол:
01 – мужской
02 – женский.
2. Возраст:
01 – 20-29 лет
02 – 30-39 лет
03 – 40-49 лет
04 – 50-59 лет
05 – 60 лет и более
3. Факультет, где Вы работаете ___________________
4. Стаж работы в ТПУ __________________________
Рассмотрим деление вопросов на открытые, закрытые и полузакрытые.
Открытые вопросы не предлагают респонденту никаких вариантов ответов. Например: «В чем, по – Вашему, состоит отличие пьянства от алкоголизма? (напишите, пожалуйста, _____________________________).
Открытые вопросы дают возможность респонденту высказать собственное мнение, здесь велика вероятность получить интересные и неожиданные суждения. Много и случайных ответов, вызванных нежеланием отвечать на вопрос («отписок»). Главная сложность открытых вопросов заключается в сложности формализации и обработки ответов.
Закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив или вопросы-меню), из которых необходимо выбрать один или несколько вариантов. Например, закрытые вопросы с перечнем альтернатив:
«Имеете ли Вы сами опыт употребления наркотических средств»:
01 – да, имею такой опыт
02 – нет, не имею такого опыта
«Чем, по-вашему, является «девиация»?»:
01 – позитивным отклонением от нормы
02 – негативным отклонением от нормы
03 – любым отклонением от нормы
Закрытый вопрос-меню может выглядеть следующим образом (его отличие от предыдущего типа вопроса заключается в отсутствии ограничения количества выбранных вариантов ответа):
«Какие виды отклоняющегося поведения встречались Вам за время Вашей педагогической практики в ТПУ?»:
01 - пьянство
02 - воровство
03 - наркомания
04 - проституция
05 - хулиганство
06 - вымогательство
07 – пока не встречались
Кроме открытых и закрытых вопросов существуют еще полузакрытые. Полузакрытые вопросы, как и закрытые, содержат перечень альтернатив и отличаются тем, что содержат альтернативу типа «Что еще Вы могли бы отметить?», «Другое (напишите)» и т.п.
Например: «Какое определение, по-вашему, подходит к человеку, употребляющему наркотики?»:
01 – это творческая личность
02 – обычный нормальный человек
03 – безвольное существо
04 – преступник
05 – другое (напишите)____________________________________
По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки.
Основные вопросы – это программные вопросы, с помощью которых исследователь решает задачи исследования.
Контрольные вопросы выступают как проверочные по отношению к основным. Например, если основной вопрос «В какой мере Вы удовлетворены своей работой?», то контрольным может быть вопрос «Хотели бы Вы сменить место работы?».
Роль фильтрующих вопросов (вопросов-фильтров)состоит в том, чтобы отделить респондентов, способных ответить на основной вопрос, от тех, кто этого не может. Например, при изучении свободного времени студентов, необходимо выяснить, какими видами спорта они занимаются. Для этого нужно сформулировать вопрос-фильтр: «занимаетесь ли Вы спортом?», после чего (при положительном ответе) спросить, какими его видами.
Если респондент ответил отрицательно на вопрос-фильтр, то на следующий блок вопросов ему отвечать не нужно. Например: «Занимаетесь ли Вы спортом? Если – да, то, какими видами. Если – нет, то переходите к следующему блоку вопросов»
Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. Например, при изучении литературных увлечений студентов, в список авторов и книг, среди которых необходимо указать те, которые были прочитаны, можно включить вымышленного автора и произведение. Если кто-то из респондентов укажет это произведение как прочитанное, то очевидна недобросовестность респондента, которую социологу необходимо учитывать.
По форме выделяют прямые, косвенные и прожективные вопросы.
Прямые вопросы относятся непосредственно к личности респондента (например, «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?», «Удовлетворены ли Вы Вашей работой?», «Имеете ли Вы сами опыт употребления наркотических средств?».).
Косвенные вопросы выясняют отношение респондента к какому-либо предмету опосредованно, неявно, косвенно (например, «Какое из предложенных высказываний отражает Ваше мнение?»). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, чем прямые.
Прожективные вопросы содержат моделируемую, предполагаемую проблемную ситуацию, которую необходимо разрешить респонденту (например, «Предположим, что Вы выиграли в лотерею крупную сумму денег. Остались бы Вы тогда на своей работе? Или: На что бы Вы потратили эти деньги?»).
Оформление вопросов в анкете может быть различным. Большой популярностью пользуются вопросы – шкалы . Под шкалированием обычно понимают определенный упорядоченный числовой ряд. Респонденту предлагают шкалу и просят выбрать число (балл) на данной шкале, соответствующий его мнению по предложенному вопросу. Например, «Как часто Вы ходите в театр?»
Существуют другие варианты графического оформления шкалы: Например, «Оцените по семибалльной шкале уровень дружеских отношений в Вашем коллективе».
В небольшой степени 1 2 3 4 5 6 7 В большой степени
Практически все альтернативные вопросы можно представить в виде шкалы, приписав каждой из них свой балл или ранг, и тем самым упорядочить их по содержательному значению. В зависимости от содержания вопроса применяют различные виды шкал. Выделяют три типа шкал: номинальные , ранговые и порядковые .
Специфика номинальной шкалы заключается в том, что каждый элемент шкалы существует самостоятельно, и в целом эта шкала не упорядочена. Главное условие номинальной шкалы состоит в том, что все элементы должны иметь единое основание для выделения. К примеру, «Какую литературу Вы чаще всего читаете?»
01 – учебную специальную
02 – научно – популярную
03 – художественную
04 – общественно – политическую
05 – социально – экономическую
Приведенный ряд наименований не упорядочен, но имеет единое основание – чтение литературы. По сути дела, как шкала она практически не употребляется, поскольку элемент в ней независим и респондент может выбрать любое количество альтернатив. Каждый элемент данной шкалы рассматривается и анализируется исследователем практически самостоятельно вне связи с другими.
Можно упорядочить данную шкалу, введя новое основание (скажем, по значимости чтения), тогда изменится тип шкалы.
Ранговая (порядковая) шкала устанавливает соотношение между выделенными признаками в соответствии с общим логическим основанием. Например, перечень профессий можно упорядочить по степени сложности: «Кем Вы работаете (учитесь) ТПУ?»
01 – работник хозяйственных служб университета
02 – студент, аспирант факультета _____________
03 – ассистент, преподаватель факультета _______
04 – доцент, профессор факультета _____________
05 – зав. кафедрой, декан факультета ___________
При изучении общественного мнения, измеряя интенсивность суждений и оценок можно использовать такие обозначения элементов шкал:
· вполне удовлетворен;
· скорее удовлетворен;
· скорее не удовлетворен
· полностью не удовлетворен.
Данный ряд упорядочен, каждый элемент шкалы имеет весовое значение по отношению к любому последующему элементу. Например, «Как бы Вы оценили уровень организации конференций последних двух – трех лет, в которых Вы принимали участие в ТПУ?»
01 – в целом удовлетворительно
02 – скорее удовлетворительно
03 – скорее неудовлетворительно
04 – совсем неудовлетворительно
05 – затрудняюсь ответить
Анализ ответов на вопросы, оформленные в виде ранговой (порядковой) шкалы лучше всего проводить в рамках общих соотношений ответов респондентов: первую альтернативу выбрало такое количество опрашиваемых, вторую, третью и т.д.
Интервальная шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд с определенными интервалами между пунктами. Данная шкала позволяет проводить более строгие математические операции с получаемой информацией. Трудность применения интервальной шкалы заключаются в том, что не всегда можно измерить социальные характеристики цифровым способом и установить между ними интервал. Поэтому интервальную шкалу используют для снятия информации по четко фиксируемым количественными методами социальным характеристикам, например, по возрасту, образованию и т.п.: «Ваш возраст?»
«Стаж работы в ТПУ?»
01 – до 5 лет
02 – от 6 до 10 лет
03 – от 11 до 20 лет
04 – более 21 года
Каждый элемент шкалы имеет свое наименование и соответствующее числовое обозначение, определен интервал между элементами шкалы. Каждый элемент упорядочен по отношению к любому другому элементу.
В процедуре шкалирования выделяют ряд этапов:
1. Выбор объекта шкалирования.
2. Выбор предмета шкалирования.
3. Проверка надежности и обоснования шкалы (путем повторного исследования).
При составлении анкеты исследователь должен помнить ряд правил:
1. Основной и контрольный вопросы в анкете не должны выделяться из общей массы вопросов анкеты.
2. Реальная ситуация должна контролироваться прожективной .
3. Косвенные вопросы анкеты контролируют ответы на прямой вопрос, открытые – на закрытый.
4. Контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования.
5. Вопросы должны быть сформулированы корректно, вежливо и вызывать желание у респондента дать полный и искренний ответ.
6. В вопросе-меню необходимо соблюдать пропорции в подборе положительных и отрицательных суждений.
7. Язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к его разговорной речи.
8. Необходимо избегать в анкете двусмысленных вопросов, абстрактных и многозначных терминов.
9. Анкета должна быть аккуратно оформлена.
Анкета представляет собой вопросник, используемый для сбора данных при опросе, тиражируемый документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом, либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером.
В связи с повышением самостоятельности респондента при анкетировании особенно важное значение приобретают композиция анкеты, расположение вопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методические указания по заполнению анкеты, графическое оформление анкеты и т.п.
Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей опрос, место и год издания. Инструкцию по заполнению анкеты лучше вынести на отдельный лист. Эти правила необходимо соблюдать при большом объеме опросника. Вместо титульного листа вначале анкеты может быть вступление (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация. Проводящая исследование; объясняется техника заполнения анкеты.
Например:
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Социолого – психологическая служба ТПУ изучает социально – правовые аспекты жизни студентов и просит Вас ответить на предлагаемые в анкете вопросы.
Внимательно прочитав возможные варианты ответа, обведите кружком вариант совпадающий с Вашим мнением. В случае отсутствия приемлемого варианта, допишите свой на свободной строке.
Благодарим за сотрудничество и искренность ответов!