Культура общения (слайд 1)
Беседа для старшеклассников
Цели:
· формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умение понимать себя и других;
· ознакомить с основными правилами общения;
· формировать положительную оценку качеств: тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других, развивать умение слушать, понимать, сопереживать.
Задачи:
1.Обогащение сознания учащихся знаниями об общении.
2)Игра «Спина к спине». (Слайд 3)
Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача - вести диалог на какую-либо интересующую их тему (например, любимый предмет в школе). Остальные играют роль молчаливых зрителей.
Обсуждение. Дети делятся своими ощущениями.
Легко ли было вести разговор?
В чем были трудности?
Есть ли удовлетворение от разговора?
Зрители высказывают свои наблюдения.
Сейчас мы наблюдали за разговором участников. Как можно назвать их разговор по другому? Что они делали? (Общались. Знакомство. Разговоры друг с другом или даже написание письма по Интернету – между ними происходит общение).
Сегодня на нашей встрече мы поговорим о культуре общения.
3)Незаконченное предложение (Слайд 4)
Общение – это…..
Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты.
Для чего людям общение? (Слад 5)
При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение.
Основной элемент общения - речь, именно от того, насколько культурна ваша речь, структурирована и интеллектуальна, зависит в целом культура общения с вами. При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение.
Рамки культуры в общении устанавливают сами собеседники, иногда только, что познакомившиеся люди, легко переходят «на ты», общаются тепло и дружественно, как будто знакомы много лет. В то время как люди давно знакомые, могут не переходить определенных рамок и оставаться в общении на большой дистанции.
I I I. Мини-лекция «Золотые правила общения» (Слайд 6)
Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учёбе, работе, наше здоровье и сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться культурному общению.
Насколько трудно понять человека таким, какой он есть?
1) (Нужно найти в нем, что - то хорошее, простить ему недостатки, посочувствовать).
Какие качества помогают нам хорошо, приятно общаться?
2) Воспитанность, вежливость , ответственность, благодарность, умение проявлять свой интерес искренне, с улыбкой, способность показать человеку, что вы рады его видеть, и, обязательно, общаясь с человеком называть его по имени.
Что нужно для культурного общения?
3)Для общения важно научиться слушать другого, быть внимательным к собеседнику, не отвлекаться. Часто можно понять не только смысл слов, но и чувства собеседника (что то случилось – рассказывает взволнованно…) отрицательная реакция вызовет у собеседника чувство неуверенности, умей сочувствовать собеседнику (выслушав его повторить его фразу и кивнуть).
Культура общения подразумевает соблюдение определенных правил не только в вербальной речи, но и в невербальной - мимике, жестах, позе тела.
4)Общаясь – стой прямо лицом к лицу, не отворачиваясь; ваше лицо должно выражать положительные эмоции.
(Слайд 7) Невербальная культура общения подразумевает открытое положение тела, минимальную жестикуляцию, очень некультурно размахивать руками перед лицом собеседника. Не принято стоять к собеседнику боком или отворачиваться спиной. Мимику довольно сложно контролировать во время разговора, но надо следить, чтобы ваше лицо не стало неприятной гримасой при выражении каких-либо эмоций. Также негативно воспринимается собеседником «закрытая» поза: скрещенные руки на груди и скрещенные ноги. Принимать такую позу по отношению к собеседнику - признак некультурности. Если общение происходит сидя, некультурно раскачиваться на стуле, отворачиваться от собеседника, ерзать на сидении, чистить ногти, грызть зубочистки и не смотреть на собеседника. Также не красиво уставиться на собеседника и смотреть на него, не отрывая глаз.
IV . Практикум
1. Ролевая игра «Да – диалог». (Слайд 8)
Вызываются двое участников. После этого каждый представитель вынимает карточку с заданием. Учащимся дается 1-2 минуты на подготовку. Двое учащихся садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит фразу на заданную тему, другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый, и продолжить диалог. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысль партнера.
Другие учащиеся следят за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т. е. не стали возражать друг другу или не ушли в сторону от заданной темы. Затем следующие двое садятся в центр и работают также в режиме «Да – диалог». Предлагаются следующие темы для диалогов:
Мой любимый фильм
Любимые уроки
Моё увлечение и т. д.
2. «Мимика и жесты» (Слайд 9)
а) Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например «написать письмо», «переставить мебель в классе» и т. д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполненным.
б) Группа разбивается на две части. Каждая из подгрупп теперь пассажиры автобусов, которые едут в противоположные стороны, но вот автобусы останавливаются друг напротив друга, скоро они продолжат движение. Однако в противоположном автобусе вы увидели друга/подругу, которому не могли дозвониться. Участники из противоположных «автобусов» должны договориться (только с помощью мимики и жестов) о предстоящей встрече. При обсуждении выясняется, кто из партнеров как понял друг друга, что было сложным при передаче и приеме информации без слов.
(Слайд 10) Культурное общение - это всегда диалог, обмен мнениями, выражение собственных мыслей и интерес к мыслям собеседника. Не надо перетягивать инициативу разговора на себя, и уж тем более долго и нужно говорить о том, что волнует только вас. Не бойтесь, если во время беседы возникнет пауза и зависнет тишина, это значит, что собеседники собираются с мыслями, не надо без умолка тараторить, чтобы «забить» все паузы. Крайне некультурно перебивать собеседника на середине фразы, если вам уж сильно надо что-то сказать, всегда необходимо извиниться за то, что перебили речь собеседника.
3. Упражнение «Пожелание другу». (Слайд 11)
Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.
А сейчас, я предлагаю вам написать вот на этих сердечках пожелания и подарить их друг другу.
Итог. Культура общения - неотъемлемая часть поведения в обществе,
любая беседа, разговор, фраза, направленная в чью-либо сторону, должны быть культурными, красивыми и достойными.
V . Рефлексия.
Игра «Спасибо». (Слайд 12)
Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового.
Беседа для младших школьников «Ежели вы вежливы»
Цели : расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла данных правил; сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения и стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся.
Ход беседы
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения, о воспитанности, о вежливости. Вы всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Тебя окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. Ты обязан вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Особенно надо быть внимательным к взрослым. Ведь они работают, чтобы тебя обеспечить всем необходимым, они лечат тебя, когда ты заболеешь, учат, чтобы подготовить тебя к самостоятельной жизни. Воспитывать в себе лучшие черты характера нужно с раннего детства. О вежливости написано много книг и стихов разных писателей и поэтов. Послушаем, чему учат они.
Чтение стихотворения С. Маршака:
ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе,
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
……………………….
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание.
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильными не робея.
Учитель. Ребята, все вы знаете пословицу: «Гость в дом - радость в дом». Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? На это есть много причин. Во- первых, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями, - и все стали немножко богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. А если горе - звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и гостю.
Сейчас я расскажу вам, как один мальчик пришел в гости к другому. Он оказался не очень-то тактичным гостем. Найдите и подсчитайте в его поведении ошибки, только будьте внимательны: ошибок много, не меньше 10, а может быть, и больше.
Рассказ
Однажды Игорь сказал Виктору:
Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем.
Ладно, - ответил Виктор. - Приеду.
Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он собрался заняться своими делами, но в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз подолгу не отпускал, нажимая, кнопку звонка.
Привет, - сказал Виктор, - это я.
Он прошел в комнату, бросил мокрый плащ и кепку на кресло и оглянулся.
А у вас ничего. Подходяще. Это что?
И он схватил модель парусника с письменного стола.
Это отцу подарили.
Здорово сделано! А мачты из дерева, что ли? - Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.
Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам.
Сколько это стоит? А это где покупали? - поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картинку на стене, глиняного веселого барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.
Что барахло всякое дома держите? - На лице Виктора ясно выразилось презрение к вкусам хозяев. Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он
дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик.
Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.
Ты колбасы нарежь, Игорь. А это - селедка, что ли? И селедку давай. Я знаешь как соленое люблю.
Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за кепку.
Угу, я пошел, пока. Завтра еще приду. Я ножик твой перочинный взял. Мне палку обстругать надо. Отдам когда-нибудь! -
И, гремя сапогами, он помчался по лестнице.
Учитель . Ребята, какие вы заметили ошибки? (Дети называют ошибки.) Из этого рассказа вы узнали, как не нужно вести себя в гостях. Выводы, как нужно вести себя в гостях, вы сделаете сами. А сейчас поговорим о том, как нужно себя вести в театре, на спектакле, на концерте, в кинотеатре. Сейчас ребята расскажут вам несколько правил, а вы скажите, правильно это или нет.
«Уроки вежливости»:
1. Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто через барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый, на руках разовьются прекрасные мускулы.
2. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревка.
3. Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать, это как зарядка, - полезно для здоровья.
4. Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится посидеть рядом 1,5-2 часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает музыка и реплики актеров.
5. Помните, что долго сохранять неподвижность - очень вредно для здоровья организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников.
Учитель. Ребята, из этих эпизодов вы узнали, как не нужно вести себя в кинотеатре, на спектакле.
Ребята, сейчас я прочитаю вам несколько правил, а вы ответьте, почему это так.
1. Почему, размешивая чай, мы не касаемся краев чашки? (Чтобы не мешать окружающим людям.)
2. К имениннику пришли гости, они вручают подарки, среди которых есть вещи, не очень нужные виновнику торжества. Именинник благодарит, уверяя, что подарку он очень рад. Почему? (Гости хотели порадовать его. Надо сделать так, чтобы и гостям было приятно.)
3. Прохожий обронил предмет, следует поднять его и отдать прохожему. Это делает тог, кто ближе всех к предмету. Почему такое правило? (Потому что неизвестно, сможет ли он сам нагнуться за предметом, легко ли ему это сделать, да и заметит ли он упавший предмет.)
4. В городском транспорте сидит мальчик. Входит девочка. Что следует сделать мальчику? 1) Мальчик уступает ей место. «Садитесь, пожалуйста». - «Спасибо». 2) Мальчик, увидев девочку, встает и отходит в сторону. Что лучше? (Второй вариант более правильный. Нужно поступать так, чтобы вежливость была необременительной, не докучала человеку, была незаметной.)
IV. Заключительная часть.
Ребята, сегодня мы с вами говорили о вежливости, о воспитанности, о культуре поведения. Я думаю, что вы запомнили правила поведения и поняли, каким должен быть школьник.
И в конце нашей беседы я хочу несколько слов сказать о приветствии, о вежливом слове «здравствуйте». Какой большой смысл заключен в этом слове: «Я вас вижу», «Мы сегодня видимся в первый раз», «Я рад, что вижу вас».
Небрежное, хмурое, равнодушное, снисходительное, торопливое «здравствуйте» может испортить весь день.
Но «здравствуйте» искреннее, доброжелательное, приветливое, украшенное улыбкой, легким поклоном головы, способно творить чудеса. «Здравствуйте». Что особого им мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин).
Беседа о культуре поведения и общения.
«Правила, обязательные для всех»
Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сёстрами, с соседями; в школе- со многими учителями, школьными товарищами, поварами, библиотекарем и т.д.; в магазине с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками.
Трудно сосчитать, сколько людей за день увидишь; с одним только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. А это значит, что человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д.
Каждый бывает в роле старшего и младшего, требующего и исполняющего, оценивающего. И все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставит в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимательности, грубости, злого слова. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляться и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.
Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех - для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых. Для всех. Их надо выполнять всегда.
Кто знает, какие же это правила?
1. ПРАВИЛО ВЕЖЛИВОСТИ.
Ребята, а что значит быть вежливым?
Это вежливо обращаться к другим людям; правильно вести себя в чужом доме; быть гостеприимным хозяином; уметь слушать других; кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы»; уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.
Ребята, вот вы бываете на улице, в магазине, в школьной раздевалке, в столовой, ходите в театры, в кино. И вот скажите, всегда ли дети, ведут себя вежливо?
Ребята, а вы знаете, что вежливость проявляется и в соблюдении правил приветствия взрослых и сверстников, при встрече с ними, обращении к ним с просьбой, благодарностью, в умении пользоваться словами вежливости.
А какие слова вежливости вы знаете, и где эти слова употребляются?
А как эти слова называют по-другому, почему?
А кто знает, как надо здороваться со старшими? (Нужно остановится, поздороваться, приветствуя взрослого, нужно назвать его по имени и отчеству. Со старшими нужно здороваться первым, но никогда не следует первым подавать руку.)
Ребята, скажите, что вы будете делать, если в комнату вошёл взрослый?
Скажите, а кому нужно обращаться на «вы»? (ко всем старшим и незнакомым.)
Если вы обращаетесь с вопросом к взрослому, то нужно попросить на это разрешение, сказав: « Разрешите спросить» или « Будьте добры сказать…», «Прошу вас, скажите пожалуйста».
При просьбе к старшим или к товарищам нужно не забывать говорить слово « Пожалуйста». Вежливость должна быть по отношению к сверстникам, товарищам. Не должна допускаться грубость, обидных прозвищ, кличек. От мальчиков тоже требуется «рыцарское» отношение к девочкам; умение пропустить девочку вперёд, уступить ей место, подать пальто и т.д. Но и девочки должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
А сейчас давайте устроим небольшую игру. Но а я посмотрю можете ли вы поступать вежливо. Я начну небольшой рассказ, а вы по очереди его продолжите.- Однажды Вова решил пойти к товарищу в гости. А взрослых никого дома не было. Уходя из дома… (Посмотрел опрятно ли он выглядит, привёл в порядок свою одежду, написал записку маме - куда он пошёл и когда придёт) -Вова пришёл к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал… (дети продолжают) -Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Вова сел за стол и… (дети рассказывают, как Вова должен был вести себя за столом).
2. ПРАВИЛО ТОЧНОСТИ.
Ребята, как вы думаете, что значит правило точности?
Труд, общественная работа, игра, развлечения, занятия и т.д. часто бывают коллективными, когда от каждого зависит общий успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе и учении, в приходе к определённому сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово - исполни, обещал прийти- приди вовремя.
Ребята, представьте вот такую ситуацию.
В классе должен пройти какой-то утренник, на который были приглашены гости. И вот кто-то из участников не выучил своих слов. Но зато, когда раздавали слова, он громче всех кричал, чтобы ему дали слова, и обещал, что он их обязательно выучит. Мало того он даже и не пришёл.
Может быть, его слова главные в этом утреннике. От этого может и утренник не получиться как надо или совсем сорваться. И от этого у всех испортится настроение, и у ребят, и у гостей. А ведь ребята много готовились и из-за какого-то не воспитанного человека все их труды идут насмарку.
А скажите, ребята, случались ли в вашей жизни такие не воспитанные ребята?
3.ПРАВИЛО ДЕЛИКАТНОСТИ.
Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и всё умеешь делать сам.
А сейчас внимательно послушайте ситуации и найдите ошибки. «Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали очень добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: « Петя, помоги мне отнести сумки на кухню». Петя сказал: « Мама, мы ведь серьёзным делом заняты - уроками».
Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?
А вот ещё ситуация. «Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои действия?» а) пронесёшься мимо. б) поднимешь малыша, извинишься. в) постараешься не допустить подобной ситуации.
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.
Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится.
Воспитательное занятие «Культура поведения и общения »
Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения.
Задачи:
1)развивать умение правильно оценивать свое поведение и поведение других;
2) учится применять навыки культурного поведения и общения в повседневной жизни;
3) воспитать уважительное отношение к окружающим.
План мероприятия.
Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.
Работа у доски «Культурный человек»
Индивидуальная работа «Проблемные вопросы»
Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»
Итог:повторение и закрепление.
Оборудование
Проектор, ноутбук, карточки с индивидуальными заданиями «Проблемные вопросы», картинки и высказывания по теме.
Ход воспитательного часа.
Слайд 1
Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
СЛАЙД 2
Воспитатель Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:
Дикая груша растет, где и как попало, а культурная - в саду.
За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.
Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? СЛАЙД 3
Примерные ответы детей:
Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Воспитатель:
Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
Можно привить хорошие навыки, привычки.
Воспитатель:
Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным
Воспитатель: СЛАЙД 4 Вот мы и подошли к теме нашего занятия культура поведения и общения.
Сегодня мы выясним, что такое культура поведения, культура общения, кто такой культурный человек. Попытаемся с вами сформулировать правила культурного человека и научимся применить эти правила в повседневной жизни.
А сейчас давайте обратимся к словарям и узнаем, что же значит культура поведения и общения. Внимание на экран.
СЛАЙД 5. Прочти …
Педагогический словарь:
Культура поведения - соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.
СЛАЙД 6
Педагогический словарь:
Культура общения - система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.
СЛАЙД 7
Культурный человек - это человек воспитанный, который усвоил правила поведения в обществе, он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками.
2.Работа у доски «Культурный человек»
СЛАЙД 8
Воспитатель: А теперь давайте разберемся на конкретных примерах что значит быть культурным человеком?
Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак культурного человека, но не торопитесь и думайте т.к. не все определения подходят для культурного человека.
(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди выбирают характеристики воспитанного человека со стола воспитателя и клеят на доску)
…. Еще раз зачитай, какими качествами должен обладать культурный человек.
….. а какие качества остались неподходящими(Читает).Почему?
СЛАЙД 9 Молодцы, с этим заданием вы справились и разобрались чем отличается культурный от дикого, некультурного человека.
Воспитатель Ребята, и как мы с вами уже убедились, признаков культурного человека очень много, и они важны в разных сферах жизни, давайте посмотрим в каких:
СЛАЙД 10
Культура поведения и общения в различных сферах:
Культура общения в школе, классе, столовой
Культура общения и поведения дома
Культура поведения в общественных местах
Культура делового общения
Культура телефонного общения
Однако все сводится к одному, главному принципу: СЛАЙД 11
«Уважай окружающих людей».
Уважение к окружающим - это закон для культурного человека.
А всегда ли мы выполняем этот закон?
Скажите для чего вам нужно знать и выполнять правила поведения и общения в обществе?
В связи с этим у меня появились к вам несколько заданий. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле с вами, и разрешить ее. (Раздаю детям индивидуальные задания по 1 вопросу..)
3.Индивидуальная работа
Ситуации.
Детям раздаются карточки с заданием-вопросом. Ребята должны обдумать ситуацию и высказать свое мнение по своему вопросу.
Вопросы для работы в приложение №1
СЛАЙД 12 Молодцы и с этим заданием вы тоже справились отлично.
4. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»
СЛАЙД 13
Предлагаю вам послушать рассказ «Кто здоровается первым?» и ответить на вопрос: почему с Димкой никто не здоровался?
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? СЛАЙД 14
Примерные ответы детей.
Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.
А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
СЛАЙД 15
Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
А теперь продолжение этого рассказа.
СЛАЙД 16
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»
Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?
Примерные ответы детей.
Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену
Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.
Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.
Воспитатель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения и, сам того не желая, оскорбил и обидел окружающих.
СЛАЙД 17
5. Подведение итогов.
О чем мы сегодня на занятии вели разговор?
Что нового вы узнали?
Назовите признаки культурного человека?
Расскажите в каких сферах жизни нужны эти навыки?
Сегодня на занятии мы говорили что такое культура поведения и культура общения, выяснить, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций и героев рассказа учились правильно поступать по отношению к окружающим.
Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача - научиться этими инструментами пользоваться в жизни.
СЛАЙД 18
Спасибо за внимание. Мне было приятно с вами работать.
Приложение №1. С итуации.
1.Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы и как поступили?
2.Как у незнакомого человека спросить, как пройти к театру?
3.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?
4.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?
5.Как вести себя при кашле?
6.Как должен пройти человек в кино, в театре при посадке на свое место?
7.Почему некультурно мусорить?
8.Двое взрослых разговаривают между собой, а тебе срочно нужно задать вопрос. Как ты поступишь?
9.Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?
10.Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
11.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?
12.Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого как?
13.Если вы входите в комнату, где находится много людей, как нужно поздороваться?
Классный час с элементами тренинга
«Поведение и культура общения»
Ибраимовой Флюры Илдусовны
Симферополь 2015
Цели:
Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения;
воспитывать нравственные качества;
познакомить детей с принципами общения.
Задачи:
Опираясь на жизненный опыт детей, помочь им проанализировать свои поступки;
учить прогнозировать последствие своих поступков
Предварительная работа:
Беседа «По каким правилам мы живем»;
беседа «Роскошь человеческого общения»;
классный час «Общение – это искусство»;
практикум «Можно, нельзя»;
психотренинг «Что такое ответственность?»;
тестирование «Нравственные качества человека».
Оборудование:
Интерактивная доска;
Стенгазета;
Презентация.
XXI век. Его называют веком компьютеризации и мобильной связи. Но есть у нашего века одна особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Вы, ребята, учитесь, а мы – взрослые, ходим на работу. Все мы выполняем различные поручения, каждый день встречаемся с различными людьми. В стенах учреждения, вы, находитесь в постоянном общении с людьми: воспитателями, учителями, врачом, библиотекарем. У вас есть почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития, условия для того, чтобы вы выросли физически здоровыми, красивыми, воспитанными людьми. Мы хотим зажечь в ваших сердцах неугасимый огонь человеческой доброты. И нам, вашим воспитателям, горько порой наблюдать в вас черты, несоответствующие нашей мечте. Вы иногда не уважаете и не цените чужой труд, не умеете правильно себя вести, бываете неряшливые. А главное в вас нет порой той сердечности, доброты, милосердия, того чуткого и деликатного отношения друг к другу и к окружающим людям, которые обязательны для каждого человека. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом. Тема нашего классного часа«Поведение и культура общения» . В процессе проведения нашего классного часа мы будем использовать тренинги.
Что такое тренинг?
(Это специальные тренировочные упражнения, в процессе которых люди должны учится понимать других людей, изучать себя и преодолевать свои недостатки.Учиться управлять своим поведением).
Что значит управлять своим поведением?
(Это стремление и умение жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Не причиняйте неудобств людям своим поведением).
Что зависит от нашего поведения и поступков?
(Отношение к нас людей, настроение наше и окружающих).
Нет, не все равно, как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается к людям, разговаривает с ними, а главное, как он поступает.
Давайте разберем ситуацию.
Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!».
Правильно ли она поступила? (Разбор ситуации)
В одном единственном случае правильно только тогда, когда человек, как Робинзон живет на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих. И вести себя среди людей нужно так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно с нами, в соответствии с нормами и правилами поведения.
Что такое правило поведения?
(Это установленные нормы поведения).
Где вы встречаетесь с правилами поведения?
Нужны ли правила?
Представьте себе на минуту, что нет никаких правил. Что произойдет?
Для чего нужны правила поведения?
(чтобы был порядок, чтобы не ошибиться и не совершать плохих поступков)
Можно ли нарушать правила? Бывали ли случаи, когда вы нарушали их и чем это закончилось?
Умение управлять своим поведением, умение владеть собой зависит не только от того, знает ли человек правило поведения, умеет ли ими правильно пользоваться, но еще и от индивидуального уровня воспитанности и от волевых качеств человека.
Готовясь к нашему классному часу мы провели тестирование. Тест назывался «Нравственные качества человека».
Какие вы знаете положительные наиболее важные человеческие качества? (Ответы детей).
Задание 1. Необходимо открыть что-то хорошее в других людях. Вы видите положительные качества на доске, назовите 5 из них, которые украшают вашего соседа по парте.
Умная Любознательная Трудолюбивая
Мягкая Разносторонняя Толковая
Милая Старательная Вежливая
Деликатная Тактичная Искренняя
Душевная Отзывчивая Аккуратная
Красивая Симпатичная Мудрая
Надежная Эрудированная Добрая
Честная Воспитанная Справедливая
Вы назвали те качества, за которые любят и уважают человека.
Как вы считаете, можно ли воспитать в себе такие качества? Что для этого нужно? (Желание, старание и целеустремленность).
У каждого человека наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные. Один ученный назвал их «Драконы», которые мешают жить и добиваться намеченной цели. У нас это маленькие «Дракончики», которые, если их не укрощать, перерастают во взрослого «Дракона».
Задание 2. Назовите своих «Дракончиков»! (Лень, лживость, хвастливость, жадность, вранье, любопытство, несдержанность, хамство, ворчливость, грубость, задиристость, воровство, нечистоплотность).
Когда эти качества проявляются плохо не только самому человеку, но и людям находящимся рядом.
Задание 3. Продолжи поговорки
У себя как хочешь дорога любовь.
Не дорог подарок по делам гляди.
О пустяках спорить о гостям рад.
По одежде не суди не припасена и ложка.
Слово – серебро да навек ссора.
Хоть не богат, а в гостях, как велят.
От слова спасение дело упустить.
На незваного гостя молчание – золото.
В деревне, где живут одноногие, и от слова погибель.
От одного слова, надо идти на одной ноге.
Игра «Циферблат»
12 участников образуют «циферблат часов» – каждый из них соответствует определенной цифре на нем. Кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» показывает. Минутная стрелка – участник подпрыгивает, часовая стрелка – участник хлопает в ладоши .
Задание 4. В образах птиц и зверей высмеивают отрицательные черты человека. О ком так говорят?
- «Лиса своего хвоста не замарает» (О хитром нечестном человеке).
- «Как оса лезет в глаза» (Назойливый).
- «Надулся, как мышь на крупу» (Обидчивый).
- «Дома – петух, а на улице – курица» (Хвастливость.Кто грубит ближним, но не может дать отпор грубияну на улице).
- «Скользкий, как грусть или угорь» (Лживый, неискренний, изворотливый человек).
-«Сорока, где посидит, там и напакостит» (О человеческой непорядочности).
Мы с вами отметили, что в образе животных и птиц высмеивают нехорошие человеческие качества. Из этого вытекает следующие задание.
Задание 5. «Мне так хочется быть ….»
Какими бы вы хотели себя видеть? Перечислите.
Общение – это особый вид поведения, одна из форм человеческого взаимодействия. В процессе общения люди вырабатывают взаимопонимание, находят общий язык. Общение – это потребность каждого человека. Люди постоянно общаются друг с другом: обмениваются знаниями, мыслями, советуются, договариваются о чем-либо. И чтобы общение было приятно нужно владеть речью. Поговорим о культуре речи. И для того, чтобы высказать свою мысль, вам приходится подбирать слова. Мало того, что речь получается «корявая», некоторые из вас используют «бранные» слова», что говорит о бескультурье и невоспитанности. А знаете ли вы, что с «бранными» словами шутить нельзя? Нарушается связь между телом и душой. Некоторые ребята считают, что если они сквернословят, то они поступают, как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. А это говорит прежде всего об их невоспитанности. И чтобы окружающим было приятно с нами общаться мы разработали
основные правила общения .
Улыбайтесь, излучайте положительные эмоции. Веселый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает к себе людей.
Интересуйтесь с собеседником, как личностью.
Называйте собеседника по имени.
Слушайте и умейте распределять инициативу в разговоре.
Поддерживайте темы разговора, которые предложил собеседник.
Если человек умеет в общении использовать эти простые правила, тогда у него устанавливаются с людьми хорошие взаимоотношения.
Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»
Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»
Задание 6. «Бумеранг-игра»
Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.
Даны обрывки фраз, а вы попробуйте отгадать их окончания.
1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: …что тоже, приклеивала жвачку куда попало, не думая о других людях.
2. «Приехала на водохранилище, а весь берег усыпан консервными банками и грязными пакетами. И вдруг я вспомнила …»
Примерный ответ:….что тоже бросала мусор не думая о других людях.
3. «Забыла ручку и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнила …»
Примерный ответ: … что тоже жадничала и не хотела делиться с другими.
4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упала, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнила …»
Примерный ответ: …что я тоже ставила подножки одноклассникам и смеялась, когда они падали.
5. «Кто-то спрятал мою тетрадь, и я весь урок его искала, за это получила замечание в рапорте. И вдруг я вспомнила …»
Примерный ответ:…что я тоже для смеха прятала чужие вещи.
6. «Мы убирали на школьном участке, и мне одной пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнила …»
Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивала от уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.
Итак, всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. ЗАПОМНИТЕ ЭТО!
Надо жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Чтобы это помнить, давайте с вами вспомним законы «Не».
Не спеши первым сесть за стол.
Не разговаривай во время еды.
Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.
Не чавкай, воздержись от благородной отрыжки.
Не рвись в дверях выскакивать первой.
Не перебивай говорящего.
Не кричи и не повышай голос, если перед тобой нет глухих.
Не размахивай руками.
Не показывай пальцем на кого-бы-то ни было.
Не передразнивай говорящего, даже если он заика.
Не садись раньше старшего, без его разрешения.
Не забудь снять шапку и верхнюю одежду входя в столовую.
Не повторяй слишком часто «Я».
Не имей привычку опаздывать.
Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».
Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнула.
Не держи руки в карманах.
Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.
Не произноси слов, значения которых ты не знаешь.
Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.
Этими законами, ребята, руководствуйтесь в повседневной жизни.
Измерять себя, как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой
плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении, оскорблении другого.
Когда мы говорим о культуре общения, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим поведением и умением общаться. Вот важнейшие нормы нравственности, который стремился передать своим ученикам великий русский педагог В.А. Сухомлинский.
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница, между тем, что тебе кажется, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: Не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье, плати им за это добром.
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: Кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд .
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и без защитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла.
Не будь равнодушным к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь не примерим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло, обкрадывает общество.
РЕФЛЕКСИЯ . Подведем итоги.
Какого человека называют воспитанным?
Для чего нужны правила поведения?
Нужно ли их выполнять?
Что нужно, чтобы воспитать в себе положительные качества?
Что зависит от вашего поведения и поступков?
От чего зависит жизнь в вашем классе?
ВЫВОД:
Воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: учителям, воспитателям, товарищам и даже незнакомым людям будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает!