Контрольная философия
1.Что
является предметом
изучения философии?
Почему предмет
философии постоянно
меняется или наполняется
новым содержанием?
Назовите основные
этапы и основные
акценты философии
с древности до
наших дней.
Термин
"философия" происходит от греческих
слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает
любовь к мудрости.
Предметом
изучения философии являются четыре
основных раздела:
- онтология (учение о бытии мироздания)
- гносеология (учение о познании)
- человек
- общество
Таким образом, философию можно определить
как учение об общих принципах бытия, познания
и отношений человека и мира. Прежде всего,
философия всегда оформляется в виде теории,
формулирующей свои категории и их систему,
закономерности, методы и принципы исследования.
Специфика философской теории заключается
в том, что ее законы, категории и принципы
носят всеобщий характер, распространяются
одновременно на природу, общество, человека
и само мышление. В последнем случае философия
выступает как мышление о мышлении. Предмет
философии непременно включает и рассмотрение
вопроса о том, что такое сама философия,
изучение ее истории.
Однако же она постоянно
меняется или наполняется новым содержанием
потому, что древняя философия и наука
(натурфилософия, философия природы) не
знали идеи развития в точном смысле этого
слова, поскольку время тогда мыслилось
как протекающее циклически и все процессы
воспринимались как совершающиеся по
заданной "oт века" программе (возникновение
- становление - исчезновение - новое возникновение).
Основные этапы и основные акценты философии
с древности до наших дней нашла в античной
философии, которая прошла 4 этапа:
1
этап: Досократовский
с 7 - 5 века до
нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики
19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят
термин "Досократики" для совокупного
обозначения натурфилософских школ). Характеризуется
она как философия природы.
Важнейшим открытием человеческого разума
для греков выступает закон (Логос), которому
подчиняется всё и все, и что отличает
гражданина от варвара. А также обосновываются
космогонические теории строения мира.
Исходя из понимания субстанции мира (или
первокирпичика), философы Древне Греции
создают свои космогонические теории
строения мира (вселенной).
2
этап: Классический
(с половины 5 до
конца 4 века до нашей эры). Характеризуется
как антропологический, т.е. центральной
проблемой становится проблема человека
(его познания и отношения с другими людьми).
Происходит переход от преимущественного
изучения природы к рассмотрению человека,
его жизни во всех многообразных проявлениях,
возникает субъективистко - антропологическая
тенденция в философии.
Сократ
впервые в центре философии видит
проблему человека как морального существа:
-раскрывает природу нравственности человека;
-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость,
Любовь, т.е. то, что составляет суть души
человека;
-показывает, что необходимо стремиться
к познанию себя именно как человека вообще,
т.е. моральной, общественно-значимой личности.
3 этап: Эллинистический
(конец 4 - 2
века до нашей эры). Связан с упадком древнегреческого
рабовладельческого общества, распадом
Греции. Кризис привёл к утрате Афинами
и другими греческими полисами политической
самостоятельности. Афины вошли в состав
огромной державы, созданной Александром
македонским.
Распад
державы после смерти завоевателя,
усилил развитие кризиса, который вызвал
глубокие изменения в духовной жизни
общества.
Главные
проблемы этого этапа:
-мораль и свобода человека, достижение
счастья;
-проблемы возможности познания мира;
-структуры космоса, судьбы космоса и человека;
-отношение Бога и Человека.
4
этап: Римский
(1 век до нашей эры -
5-6 века нашей эры) В этот период решающую
роль в античном мире стал играть Рим,
под влияние которого попадает Греция.
Римская философия формируется под влиянием
греческой, особенно эллинистического
периода. Т.е. в ней развиваются стоицизм
и эпикуреизм, которые приобретают свои
особенности.
В период
упадка Римской империи, усилился кризис
общества, обусловивший катастрофу личного
существования. Усилилась тяга к религии
и мистицизму.
4.Дайте краткую характеристику философских учений Фалеса, Цицерона, Н. Кузанского, Г. Лейбница, Л. Фейербаха, И. Конта, Г. Гадамера плану:
-
- философ, направление,
или течение;
-
-основные труды;
-
-основные идеи
или концепции;
-
- афоризмы и высказывания.
Фалес считал воду первопринципом, из которого возникают все вещи и в который они распадаются. Согласно Аристотелю, это утверждение основывалось на том наблюдении, что многие предметы, необходимые для жизни (пища, тепло, семена и т.д.), так или иначе содержат влагу. Аристотель приписывает Фалесу изречения: «все полно богов» и «камень (т.е. магнит) имеет душу и потому двигает железо». Присущий философии Фалеса анимизм (иногда его называют гилозоизмом), т.е. вера в то, что материя пронизана жизнью и наделена душой, характерен для представителей ранней ионийской школы.
Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор.. Ввел в научный оборот понятия "определение" (definitio) - "дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить", а также "прогресс" (progressio - восхождение). В этике и теологии - сторонник стоицизма. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Цицерону, через практическую философию. В эстетическом мировоззрении искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Цицерону, основанная на достижениях греческой культуры философская глубина - Атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи - неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Цицирона, может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.
Николай Кузанский (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - родился в селении Кузе в Южной Германии в семье виноградаря и рыбака. Подростком бежал из родного дома, при содействии графа Т. фон Мандер-Шайда получил блестящее образование: начиная от "школы братьев общей жизни" в Голландии, в чью программу входили семь свободных искусств и языки и кончая Гейдельбергским, Падуанским и Кельнским университетами.
Традиционное для философской культуры представление о человеке как микрокосме наполняется у Николая К. новым содержанием. Во-первых, оно фундирует идеал "свободного и благородного" человека, воплощающего в своей сущности сущность мировой природной гармонии, что закладывает основание последующей традиции гуманистической классики: по оценке Николая К., "в человеке все возведено в высшую степень", а человеческая природа мыслится "полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств". Во-вторых, рассмотрение Николая К. разума в качестве божественной космической силы в определенной мере предвосхитила концепцию ноосферы и высказанные в 20 в. идеи о человеческой целепо-лагающей деятельности как силе космо-планетарного масштаба. Выступая центральным звеном природы и средоточием ее духовных сил, человек как познающий субъект характеризуется с позиций фундаментального гносеологического оптимизма: человеческий ум (mens), способен в когнитивной процедуре реконструировать "развертывание" Бога в природу.
Идеи Н.Кузанского, идущие в узловых своих пунктах вразрез с официальной схоластической традицией, вызвали на себя богословскую критику, однако ответная "Апология ученого незнания" его оказалась удачной, и он не только не подвергался преследованиям за свои взгляды, но умер одним из влиятельнейших руководителей Римской церкви.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Отстаивая собственную позицию в споре об источниках познания (полемика рационалистов и эмпиристов), о категории субстанции (монизм Спинозы или дуализм Декарта), Лейбниц предлагает оригинальную, синтетическую философскую систему. Утверждая суверенитет метафизики по отношению к теологии и математике (их различают метод и предмет), тем не менее он требует от суждений философов строгости и обоснованности научных выводов естествознания.
В контексте принципиального для 17 в. противостояния эмпиризма и рационализма Лейбниц полагает, что врожденные идеи и принципы могут существовать и существуют в потенциальном, неосознанном виде (врождены привычки, "природная логика", способности и склонности, "преформация"). Излагая свои взгляд на проблему первичных качеств (простых идей), Л.ейбниц утверждает, что идеи первичных качеств формируются в нашем сознании при непрерывном участии деятельности разума, тогда как в рефлексии, наоборот, процесс образования простых идей не обходится без соучастия чувственности.
Распространению идей Лейбница в Германии способствовал его ученик Вольф. Многие идеи были восприняты немецкой классической философией, а также нашли развитие в некоторых направлениях современной западной философии.
Фейербах Людвиг (Feuerbach Ludwig) (1804–1872) - родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста – Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене.
Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал к критике философии Гегеля и свою самую известную работу – «Сущность христианства» (Das Wesen des Christentums , 1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую «религию любви».
Перу Фейербаха принадлежат также труды – Писатель и человек. Под конец жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией марксизма и социализма и за два года до смерти вступил в социал- демократическую партию. На связь идей Маркса с идеями Фейербаха указывает ряд общих мест.
Сходные идеи развивал и Маркс в известных «Тезисах о Фейербахе» (1845).
Иммануил Кант (1724-1804) - является основателем немецкой классической философии, выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В работах этого периода (напр., во "Всеобщей естественной истории и теории Неба" (1755 г) Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.
Но специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех "Критик" - "Критики чистого разума" (1781 г), "Критики практического разума" (1788 г), "Критики способности суждения" (1790 г). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант именовал свою философскую систему). "Трансцендентальным" (от лат. transcendens - выходящий за пределы) Кант назвал всё то, что являлось условиями любого опыта - формы чувственности, пространство и время, категории рассудка. Второй период творчества сам Кант назвал "критическим" не столько потому, что "Критиками" назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.
Гадамер Ганс-Георг (р. 1900) - немецкий философ, один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге (с 1939), ректор Лейп-цигского университета (1946-1947), профессор философии в Гейдельберге (с 1949).
Философское значение герменевтического опыта состоит, по Гадамеры, в том, что в нем постигается истина, недостижимая для научного познания. Стремясь развить понятие истины, соответствующее герменевтическому опыту (формами которого являются опыт философии, опыт искусства и опыт истории), Гадамер обращается к понятию игры. Трактуя его в духе антисубъективизма, а также он отмечает, что игра обладает своей собственной сущностью, она вовлекает в себя игроков и держит их, и соответственно субъектом игры является не игрок, а сама игра. Основываясь на том, что понимающие втянуты в свершение истины и что герменевтическое свершение не есть наше действие, но "деяние самого дела", Г. распространяет понятие игры на герменевтический феномен и делает это понятие отправной точкой в постижении того, что есть истина.
Список используемой
литературы
1. Рогалевич,
Н.Н. Краткий словарь по философии. Более
1000 статей. / Н.Н. Рогалевич. – Минск.: Харвест,
2007.
2. Горелов,
А.А. Философия в вопросах и ответах. / А.А. Горелов.
– М.: Эксмо, 2005.
3. Спиркин,
А.Г. Философия. / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики,
2005.
4. Акулов
В.Л. Философия, ее предмет, структура и
место в системе наук. -Краснодар -2000г.
5. Мотрошилова
Н.В. Рождение и развитие философских идей,
М.: Политическая литература, 2001.
Изучение любой науки начинается с определения ее предмета. Философия не является исключением. Вопрос об объекте, как правило, не обсуждается. Возможно это связано с тем, что понятия “объект” и “предмет” считается тождественными. Слово “объект” в латинской транскрипции означает “предмет” (лат. objectum - предмет).
Понятие объекта связано с понятием объективной реальности, существующей независимо от человека. Предмет - это вещь, явление или отдельная часть чего-то, обладающие свойствами и выступающими в отношения с другими вещами или явлениями. Объекты и предметы могут быть материальны (тела, вещи, явления и т.п.) или идеальны (понятия, мысли, идеи, образы, модели, дух, субстанция, абсолют и т.п.). Объекты философии разнообразны как разнообразна сама философия. Ими могут быть объективная и субъективная реальности, мир в целом или космос, субстанция или акдиденум, наука или религия, человек и его отношение к миру, язык, сознание, дух, Бог и т.п.
Предмет философии это прежде всего те проблемы, которые решает та или иная философия, те вопросы, на которые она дает ответы, каковых в философии, можно сказать, необозримое множество. В общем предмет философии констатируется и создается субъектом, но не произвольно, а в зависимости от исследуемого философией объекта. Поэтому в предмете философии так или иначе обнаруживаются акценты на те проблемы и вопросы, которые вытекают из познания ее объекта и которые можно в известной мере свести к определенному единству, признавая сферой интересов философии мир, человека, общество. В этом смысле предмет философии является выражением различных направлений философии, тяготеющих к познанию мира (философская онтология и космология), человека (философская антропология, персонализм, экзистенционализм) и общества (социальная философия). Нередко в качестве предельно обобщенного предмета философии называется отношение человека к миру с конкретизацией понятия мир: мир внешний (макрокосмос) и мир внутренний, человеческий (микрокосмос).
При всем различии перечисленных философий в нем можно все-таки обнаружить некое единство. Связующим звеном названного единства можно считать выявление философской сущности явлений и процессов. Например, рассуждения и размышления о мире в целом как предмете философии следует очевидно начинать с определения понятий “мир в целом”, которое является одним из неопределенных и вызывающих иногда негативную реакцию вплоть его в качестве предмета философии. Шопенгауэр считал что предметом философии является не “мир в целом”, а проблема сущности мира, вопросы же феноменальности мира составляют круг интересов науки, естествознания. В тесной связи с представлениями о сущности мира находится идея бытия, выражающая, как показали уже древние греки единство, целостность и гармонию мира. Поэтому проблема бытия зачастую рассматривается в качестве исходности в предмете философии.
Не менее древним предметом философии является проблема человека, включающая вопросы природы, души и тела, добра и зла, чести и бесчестия. Выявление социальной сущности человека т.е. непосредственной зависимости его от общественных структур привело к тому, что предметом философии стали проблемы общества. В качестве предмета философии можно назвать проблемы и вопросы связанные с изучением природы понимаемой в качестве проявления сущего (Вселенной, материи, бытия, духа и т.п.). Было бы неверно считать все проблемы и вопросы, составляющие предмет философии, как равнозначные. Есть среди них определяющие, определяемые и сопутствующие. К первым можно отнести проблемы человека, смысла и целей истории и человеческого существования, религиозно-нравственные вопросы. Ко вторым проблемы мира, знания, языка. К третьим проблемы натурфилософии. Но все они важны и существенны особенно в исторической среде, как важно философское многообразие и плюрализм философии, обеспечивающие работу философской мысли в области и сферы недоступные для других форм знания.
Предмет философии в известной мере конкретно-историческое явление, он изменяется с изменением философской мысли, меняется представления о мире, человеке и обществе, а следовательно, проблемы и вопросы его (предмета) составляющие.
Часть 1. Основы метрологии
Метрология, стандартизация, сертификация
Ирина Геннадьевна Попова
Периодические издания
Дополнительная
- Бурдун Г.Д., Марков Б.Н. Основы метрологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд – во стандартов, 1985. – 256 с.
- Коротков В.П., Тайц Б.А. Основы метрологии и теории точности измерительных устройств.- М.: Изд-во стандартов, 1978. – 352 с.
- РМГ 29-99 «ГСИ. Метрология. Основные термины и определения»
- Сергеев А.Г. Метрология: учебное пособие для вузов / А.Г. Сергеев, В.В. Крохин. – М.: Логос. 2000
- Зайдель, А. Н. Погрешности измерений физических величин /
А. Н.Зайдель; ред. Ж. И. Алферов. – Л.: Наука; Ленингр. отд-ние, 1985. - Рабинович С.Г. Погрешности измерений. –Л.: Энергия, 1978. 262 с.
- Худсон Д. Статистика для физиков. /Пер. с англ. В.Ф. Грушин; ред. Е.М. Лейкин. – М.: Мир, 1970. 193 с.
- Измерительная техника
- Метрология – приложение к журналу «Измерительная техника»
- Известия высших учебных заведений. Приборостроение
- Автоматика и Телемеханика / Automation and Remote
Борис Моисеевич Кербель
Редактор: Р.В. Фирсова
Технический редактор:
Подписано к печати___ Формат 60х84/32.
Гарнитура Times New Roman. Бумага писчая №2.
Плоская печать. Усл. печ. л. ___. Уч. изд. л. __ .
Тираж __ экз. Заказ_____
Отпечатано в ИПО СТИ НИЯУ МИФИ
636036, Томская обл., г. Северск,
пр. Коммунистический, 65.
Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляда у человека в более продуманную систему. Разумеется, можно прожить без философии, но если стремиться выйти за узкие рамки обыденных представлений, то без философии не обойтись. В ней воплощен опыт человеческого сознания мира, искания истины, творческих удач. Философия-это свободное мышление.
Стихотворение Х.Калау «Развитие»
От дубины до атомной бомбы:
Кто? Кого? За что?
От вожака до президента:
В чьих руках власть?
Кто решает?
От костяшек счетов до
компьютера:
Кто извлекает пользу?
От идолопоклонничества до
Марксизма:
Чем жив человек?
Насколько на самом деле
Отдалились мы от царства зверей
Зависит от наших ответов.
Философия («любовь к мудрости»от греч. phileo – любовь и sophia – мудрость) – особый вид теоретической деятельности (что такое мудрость и как с ней подружиться).
Сущность философии: философия – это учение о наиболее общих принципах объяснения мира и человеческой деятельности.
Развитие теоретического мышления и становлении философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительной стадии классовых отношений, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знания, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах.
Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой. Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предвидения, основанную на наблюдении определенной последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих внешних обстоятельств и внутренних условий, характерных для определенных областей и общностей.
К важнейшим моментам, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и, прежде всего, появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.
Философия формирует онтологические, гносеологические и мировоззренческие положения относительно природы-общества-мышления (это и является объектом философии)
Сложность в том, что философия одновременно является наукой и мировоззрением.
Философия - это общая наука. Ее отличие от частных в том, что непосредственно с предметом она не работает. Она лишь описывает предмет, объясняет закономерность и дает прогнозы на будущее.
Философия возникла в развитом классовом обществе. Философские системы Востока и Запада чрезвычайно отличны разным предметом философии.
Объект философии – объективная действительность вокруг нас, которая является объектом изучения (природа, общество (человек) и мышление).
Предмет философии - тот угол зрения, под которым рассматривается объект исследования (онтология, гносеология, этика, антропология – все это разные точки зрения на объект философии).
Предмет философии – это всегда ответ на вопросы общества. Например, в Древней Индии главным вопросом был: «Как жить, чтобы уменьшить страдания?». В то время в Индии имела место кастовая система, в которой, например, люди из низшей касты шудра не могли изменить своего социального положения. Количество социального горя было велико, следовательно, предметом философии стал вопрос «Как жить?». В Китае на первый план выходили проблемы социального устройства общества (борьба за власть, хаос в общественной жизни), следовательно, предметом философии был вопрос о порядке в обществе. В Античной Греции рабы могли получить свободу, уровень социального горя был низок, соответственно, предмет философии – онтология, мир вокруг.
Предмет философии – всегда ответ на окружающую обстановку. Гегель говорил: «Философия – это визитная карточка эпохи», иначе говоря, философия – это эпоха, схваченная в мыслях.
1264.31kb.
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ
1.Понимание философии
2.Предмет философии
3.Функции философии
- Понимание философии
Философия, с точки зрения Б. Рассела, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым, но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь, то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, но его мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется сфера, которая и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столетия. Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы, и притом весьма определенные, но сама определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело, философии.
Наука учит нас, что мы способны познавать, но то, что мы способны познавать, ограниченно, и если мы забудем, как много лежит за этими границами, то утратим восприимчивость ко многим очень важным вещам. Теология, с другой стороны, вводит догматическую веру и то, что мы обладаем знаниями там, где фактически мы невежественны, и тем самым порождает некоторого рола дерзкое неуважение к Вселенной.
Философия как нечто отличное от теологии возникла в Греции и VI и. до н. э. Пережив свою историю в Античную эпоху, она снова, в эпоху возникновения христианства и падения Рима, была поглощена теологией. В течение своего второго великого периода, от XI до XIV в., она испытывает господство католической церкви, если не говорить о немногих великих мятежниках, таких как император - Фридрих 11 (1195-1250). Этому периоду был положен конец тем ом, который достиг своего кульминационного пункта в эпох) Реформации. Третий период - начиная с XVII столетия и вплоть до нашего времени - в большей степени, чем какой-либо из предшествующих, находится под влиянием науки. Современная философия начинается с Декарта, для которого основным бесспорным положением являлось положение о существовании лишь самого себя и своих собственных мыслей, из чего следует заключать о существовании внешнего мира. Это только первая стадия в развитии, которое привело через Беркли и Канта к Фихте, для которого все - только эманация «я».
- Предмет философии
Вопрос о предмете философии ставится в рамках научной стороны философского знания, т.е. философия рассматривается здесь, прежде всего как наука. Предмет философии формировался исторически.
Античное понятие философии было тождественно научному знанию вообще: предметом была вся действительность. Объект философии начинал очерчиваться и изучаться на уровне «живого созерцания».
В течение многих веков философия выступала натурфилософией. Частные естественные науки в течение длительного времени не имели в своей структуре теоретического уровня знания
Теоретическое, умозрительное относилось к философии как учению об общем. Понимание философии как, учения о всеобщем (теоретическом) встречается уже у Аристотеля. Впоследствии за «первой философией» (Аристотель) установилось название «метафизики» (то, что «после физики»). Метафизика стала синонимом
Философской науки о первых началах, о всеобщем. В настоящее время термин «метафизика» имеет три значения: онтология; философия вообще; всеобщий метод, противоположный диалектике.
Центральным понятием в определении предмета философии является «всеобщее». Что есть всеобщее? Метафизика, по Канту, должна основываться на гносеологии, на учении о всеобщем в мышлении у Гегеля всеобщее существует исключительно в сфере «чистого мышления». Всеобщее есть чистая мысль. Понимание предмета философии как всеобщего, а философии как теории всеобщего общепризнано. И как прежде, так и сейчас сама трактовка «всеобщего» различна в разных философских системах.
Исторически третье понимание философии (после «протознания» и «метафизики») связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Таким образом, рассмотрение вопроса о предмете философии связано с выяснением отношения философии частных наук в историческом аспекте. Существует две концепции изменения предмета философии. Норная концепция «распочкования»; вторая - предметное самоопределение философии. Суть первой концепции в том, что предмет философии в ходе развития научного знания и выделения частых наук должен был «распочковаться», т.е. содержание философии как метафизики и натурфилософии оказалось «разобранным, но частям - отдельными науками». Философия в итоге «распалась», разложилась. По этой концепции получается, что философия не может иметь собственного предмета познания, а потому не может быть и самостоятельной наукой. В лучшем случае философия оказывается, растворена в позитивном знании; выступает учением о науке вообще и о методах частных наук, т.е. не выходит за границы совокупного частного знания. В соответствии с концепцией «предметного самоопределения философии» становление философии как самостоятельной науки завершилось примерно к середине XIX в. I исторически третье понимание философии связано с окончанием размежеванием философии с другими областями знания.
Концепция «распочкования» рисует картину формирования финн, философии (появление у нее предмета), в которой исторический путь философии оказывается принципиально иным, нежели любой другой науки. На самом деле генезис философии как науки не отличался в главном от того пути, по которому шли к своей автономии частные науки.
Предметом философии является всеобщее в системе «мир-человек,». В этой системе две подсистемы: «мир» и «человек». Взаимоотношения между этими сторонами подразделяются на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно практический.
- Функции философии
Под «функцией» понимается:
1)способ действия;
2) способ проявления активности системы (философского знания)
3)типы решаемых задач по отношению к человеку, социальной группе, пауке, к искусству, другим явлениям социальной действительности.
Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемах человек»,
Философия выступает как:
1) информация о миро в целом и об отношении человека к этому миру;
2) комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности.
Соответственно различают:
1) мировоззренческие;
2) методологические функции философии.
Мировоззренческие функции включают в себя следующие.
1)Гуманистическая функция: помогает осмыслить жизнь, найти ее смысл и укрепить свой дух.
2)Социально-аксиологическая функция включает в себя под функции:
3)конструктивно-ценностную разработку представлений о ценностях (добро, справедливость, правда, красота); формирование представлений о сопельном идеале (соотношении личности и общества);
интерпретаторскую подфункцию - интерпретация социальной действительности;
критическую - критика структур, состояний социальной действительности, расхождения социальной действительности с идеалами.
4)Культурно-воспитательная функция. Функция способна оградить, человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; воспитание способности субъекта не обходить познавательные противоречия.
5)Отражательно-информационная функция. Разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.
Методологические функции философии (отношение к пауке):
эвристическая (формирование гипотез и теорий);
координируемая (координация методов);
ингефирующая (между научными дисциплинами);
логико-гносеологическая (частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания).
Философия как наука. До сих пор стоит вопрос о научности философии. Существует ли сходство частных наук и философии или они принципиально различны? Раскрываются ли научно-рационалистические аспекты философии или нет?
Та или иная система знания считается научной или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям,
Критерии научности следующие:
1) объективность;
2)рациональность;
3)эссенциалистская направленность;
4)системность знании;
5)проверяемоеть.
Критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания.
Таким образом, философия входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания; и в этом отношении философии есть наука, вид научного знания.
Философия как идеология. Идеология всегда выражает интересы общества, ее главный принцип - не принцип объективности, как естественных наук, а принцип партийности. Партийность - это определенность социальной позиции субъекта.
Поскольку в философии имеется идеологическая сторона, она есть одновременно идеология и наука. Философия стремится к научному познанию мира и в то же время к максимальному выражению интересов субъекта или группы.
Философия как гуманитарное знание. Философия относится к гуманитарным наукам. Наиболее яркие примеры в этом отношении концепции Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Л.И. Шестова.
Объектом гуманитарных наук является индивид, его духовный, внутренний мир, а также связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества. Гуманитарные науки изучают духовный мир человека через текст.
Дух (и свой, и чужой) не может быть дан как вещь, а только в знаковом выражении. Потенциальным текстом является и человеческий поступок. Текст и его понимание - специфическая особенность гуманитарного знания. Гуманитарное знание неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусства постижения чужой индивидуальности, с ним связана диалогичность гуманитарного познания.
Философское знание имеет гуманитарный характер.
Философия как искусство. Философские произведения так же, как произведения искусства, оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Результаты философствования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью. На этом своеобразии философского знания основан феномен личностного, «внутреннего» неприятия читателями одних философов и влечения к произведениям других (кто-то, например, не принимает Гегеля, но увлечен Сартром, другой - наоборот).
Родственность философии и искусства и их взаимопроникновение вплоть до слияния демонстрируется тем, что философские труды нередко создавались в форме художественных произведений (к примеру, у Платона, Ницше, Камю), а многие выдающиеся поэты и писатели (Пушкин, Достоевский, Толстой) были философами-мыслителями.
Философия как трансцендирующее постижение объекта. Трансцендирующий характер - сторона философского познания. «Трансцендентный» (от лат. «переступать») понимается как выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Этому понятию противоположно «имманентное». Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые находятся за пределами их наличия бытия. Трансцендентное входит в религиозное познание и в философию. Трансцендирование хотя и не дает определенного и точного знания, как научная рациональность, но способно уловить некоторые глубинные свойства постигаемого бытия («ведающее неведение»). Постижение богатства первоосновы мира происходит также благодаря медитации. Углубляясь в себя, человек через себя постигает мир в его первооснове, а углубляясь в эту первооснову, человек постигает все более самого себя. Медитация входит составным элементом в общий философский метод трансцендирования. Трансцендирование тесно связано с мистикой, если под ней понимать «нечто загадочное, необъяснимое», «веру в сверхъестественное, божественное, таинственное». Любое философствование, доходящее до границ с непостижимым и до представлений о первооснове мира, его свойствах, не может не касаться областей сверхъестественных. В мистическом опыте трансцендентное становится имманентным. Результатом философского трансцендирования - с включенными в него медитацией и мистикой - является философская вера. Это уже не наука, а психологическая установка индивида, принимающего что-то необоснованное, нереально существующее. Специфика этой веры - в ее предмете, каким оказываются первоосновы мира и бытия человека.
Верой (в философии), по Ясперсу, называется сознание экзистенции в соотнесении с трансценденцией. Подлинное отличие философии от предметно познающего мышления, применяемого в науках, состоит в том, что философии, и только ей, присуще трансцендирующее мышление.
Из сказанного следует, что отдельными своими сторонами, как и отдельными концепциями, философия подобна религии и мистицизму как видам познания.
Лекция 3
СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
1.Исторические основы структурализации философии
2.Современная структура философского знания
- Исторические основы структурализации философии
По мере того как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии таким образом:
теоретическая философия, ее цель - знания ради знания;
практическая философия, ее цель - знания ради деятельности;
творческая (патетичная) философия, ее цель-знания ради творчества.
Этику и политику Аристотель относил к практической философии, риторику и поэтику - к патетической. Теоретические науки Аристотель ставил выше практических и патетических, а первая философия, естественно, имела абсолютную первостепенность по отношению ко всем другим теоретическим дисциплинам. У стоиков (IV в. до н. э.) философия начиналась с логики. Но она не имела статуса самостоятельной науки, а была введением ко всему комплексу наук. После логики шла физика (учение о природе), а после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Для стоиков первостепенное значение имела этика, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе) только подготавливали основные жизнеполагающие положения и выводы философии о назначении и судьбе человека, об отношении ее к вечному и бесконечному миру. Протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей истории В Новое время в плане построения автономной метафизики фундаментальную разработку получила теория познания (гносеология). В представлениях того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление).
То, что античные философы называли физикой, в философии последующих столетий получило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале всего сущего).
Попытку переосмысления структуры философского знания сделал И. Каши. В «Критике способности суждения» он говорит о трех частях философии и соотносит их с тремя «способностями души». Под ними он подразумевает познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант, т.о., трактует философию как учение о единении истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорациональное понимание, как только теории или методологии научного познания, которые высказывались вначале просветителями, а потом позитивистами. Сфера философии охватывается следующими вопросами.
Что я могу знать?
Что я должен знать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?
На первый вопрос отвечает метафизика, на второй-мораль, на третий - религия, на четвертый - антропология. Кант подчеркивает и задает перспективу осмысления антропологической проблематики как наиважнейшей для философии, Гегель, наоборот, считает, что главная цель философии состоит в диалектическом раскрытии категориальной структуры ума. В человеке Гегель прежде всего видит способность к разумному мышлению. Суть человека состоит в способности к постижению разумного ума. Поэтому философию. Поэтому философию Гегель определяет как самопостижеиие человеком своей сути. Идеал человека для Гегеля - разумный человек, который познает действительность при помощи понятий и категорий. Гегель выделяет три части философского знания:
1)логику;
2)философию природы;
3)философию духа.
К философии духа (объективного, субъективного, абсолютного) Гегель относит комплекс философских дисциплин о государстве и праве, морали и моральности, о всемирной истории, об искусстве, религию и саму философию. Таким образом, гегелевская системе философии универсальна, она охватывает мир человеческой культуры, действительность во всем ее разнообразии.
- Современная структура философского знания
Онтология - учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определение. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными и разнообразными вещами (большими и маленькими, продолжительными и однодневными, живыми и неживыми). Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным мельтешением отдельных вещей какая-то единая основа, какой-то незримый фундамент, что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие бытия.
Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.
Для ранних греческих философов поиски бытия - это поиски первовещества, из которого вроде бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, алейрон Анаксимаидра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась чрезвычайно актуальной в античном обще вестве (V-IV в. до н. э.), когда люди стали утрачивать веру в традиционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, глав-Ном реальностью которого были боги и традиция. Философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Парменид обосновал тезис О тождественности мышления и бытия, сообщив людям об открытии им новой силы, силы абсолютного мнения, которая сдерживает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надежность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться
некоторому порядку.
Для Средневековья бытие равно Богу, потому что именно Бог, согласно с религиозным представлением, все творит и во все вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII вв. проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами, как простор, время, движение, причинность. В XX в. возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через бытие человека и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное нераздельны.
Второй раздел философского знания - теория познания (гносеология). Теория познания имеет свои истоки в древних философских учениях. Уже у античных мыслителей мы находим сложные размышления о том, каким же способом человек получает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет, можно ли вообще познать истину.
Гносеология тесно связана с онтологией. Если для индийской ведической философии мир построен так, что в нем царит иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в т.ч. и ученый, никогда не касается истины, она только кружит в колесе иллюзорных представлений. Истина доступна только человеку, который самозабвенно занимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину в духовном озарении без помощи слов и понятий. В европейской традиции, напротив, разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формой выражения истины. Так, Гегель утверждал, что ум - это подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, а логика представляет их истинную природу.
Третий раздел философии - логика, методология, философия" науки и научного познания (эпистемология). Если гносеология озабочена тем, можно ли познать мир, логика и методология непосредственно обращены ктому, что же нужно делать, чтобы познавать, т.е. она разрабатывает наиболее эффективные способы и правила процесса познания. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира.
Можно перечислить множество методологий, которые установились в XX столетии: позитивистская, диалектическая, феноменологическая, герменевтическая, синергетическая. Каждая методология является целым миром идей и теоретических споров. Обращение к философии открывает возможность расширить методологический кругозор, формирует культуру мышления, которая отвечает современному уровню науки.
Философия науки вырабатывается из традиционной методологической проблематики, но круг ее интересов шире. Она рассматривает место и роль науки и ученых в жизни общества. Собственно, наука - не такое уж давнее явление в жизни людей. Как специализированный вид духовного производства и социальный институт она возникает только в XVII в., но с тех пор ее значение в жизни общества постоянно возрастает, а фигура ученого становится более влиятельной и весомой. Каким образом строится коммуникация между учеными, какие модели мира они признают, а какие отбрасывают, каково взаимоотношение естественно-научного и гуманитарного знания - все эти вопросы являются прерогативой философии науки.
Четвертый раздел философии, который сформировался в XVIII в. и интенсивно развивается в XX и XXI вв., - это философская антропология и философия культуры. Философская антропология пытается выяснить место человека в мире, установить его и, поеное качество, что отличает его от животных, выявить ратную суть человека. Она пытается выявить общие моменты и замш ы биологического, психического, духовно-исторического к социального развития человека. «Кто мы, куда идем, где наше Место и назначение во Вселенной?» - вот вопросы, которые занимают разум философов-антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является «мерой развития самого человека». Философия изучает культуру (как вторую природу человека, как мир человеческих смыслов и ценностей) во всем объеме исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций. Локальное и универсальное в культурах, природа и механизм культуротворчества, способы трансляции социокультурного опыта, взаимоотношения культуры и цивилизации, культуры и свободы - вот круг проблем философии культуры.
Крупным и традиционным разделом философии выступают социальная философия и философия истории. Социальная философия близка к теоретической социологии, рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения, которые существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений. Философия истории обращает внимание исследователя на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала и конца.
Два последних раздела в мире философии - этика и эстетика. Этика - это философская теория морали, которая изучает, что такое характер, натура человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какая вообще природа морали, добра и зла, что такое честь, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спутник свободы.
И, наконец, эстетика - это теория прекрасного. Эстетика как философская дисциплина анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом, что такое красота, где ее истоки, старается выяснить внутренние законы прекрасного.
Наконец, можно сказать, что многочисленные гуманитарные науки тесно связаны с философией: психология, история, этнография! литературоведение, филология. Но эта связь и переплетения имею! место только там, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делают наибольшие обобщения, которые охватывают человека и мир в общем, в их взаимодействии и взаимопроникновении.
Что является предметом философии?
Предметом философии является всеобщей в системе "мир - человек". Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы - "мир" и "человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами - на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук - по степени общности законов). Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности.
Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблуждения и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи любым отраслям знания. "Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы диалектики" (Б. М. Кедров). Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике. К основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие", а не только "Мир" и "Человек".
Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только-то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения. Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Она определяет ценностные значения, социальные последствия причинно-следственных связей, определяет место человека в мире.
Философия - род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и современности, обладает национальной определенностью, обогащается за счет мирового философского опыта, и потому, как и любая наука, она интернациональна, имеет общечеловеческое всеединство. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии: метод оборачивания на себя, челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерно переосмысление основных проблем на протяжении всей истории человечества, а это и является свидетельством ее рефлективности. Философия как бы дистанцируется от повседневности, переходя в мир интеллектуальных, мыслимых сущностей. Как писал Бертран Рассел (1872-1970), философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой; это «ничейная земля» между наукой и теологией, но открытая для критики с обеих сторон. Неразрешимые вопросы с точки зрения теологии и науки оказываются предметом философии. Язык философии - нечто среднее между языком обыденности, снабженной категориями, и языком поэзии. Философия и наука соотносятся как научный и диалектический типы рациональности. Если диалектика - искусство аргументирования - используется как метод концептуализации принципов развития, то научный тип рациональности базируется на признании: а) закона сохранения; б) принципа соответствия, утверждающего преемственность в знании; в) принципа цикличности, ритмичности процессов развития; г) принципа относительности и симметрии, тождества и т.д. Как тип рациональности диалектика не сводится к научному типу рациональности, не подменяется им. Проблема соотношения рационального и иррационального в познании. Всякая наука имеет свой объект и предмет исследования. В этих понятиях есть различие: объект может быть общим для ряда наук, предмет - специфичен. Как известно, предметом специальных наук служат отдельные конкретные потребности общества - в технике, экономике, искусстве и др., - и у каждой из них свой предмет бытия. Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем конструирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений. Если брать два исторических понятия философии - "протознание" и "метафизика", то напрашивается вывод, что к современному понятию философии ближе понятие "метафизика" ("первая философия"), а не понятие "протознание". В рамках "протознания" философское знание, подобно физическому, биологическому и другим системам частного знания, постепенно формировалось, созревало и подготавливалось к отпочкованию. Известная трудность отпочкования обусловливалась тем, что сама философия выступала в форме натурфилософского, глобально "теоретического" знания, включавшего в себя умозрительные построения частноэмпирических наук. Но отягощенность метафизики натурфилософским элементом не была столь весомой, чтобы воспрепятствовать становлению философии как науки; в ней росла тенденция к оформлению в самостоятельную науку. Эта тенденция достигла апогея в системе философии Гегеля.
Впервые по существу верно и четко, правда, в неадекватной форме, были осмыслены основные всеобщие законы. Становление философии как самостоятельной науки, окончательно отделившейся от "протознания", с одной стороны, от частных наук - с другой (как эмпирических, так и теоретических) завершилось примерно к середине XIX в. Таким образом, исторически третье понимание философии связано с окончательным размежеванием философии и частных наук (т.е. и в сфере теоретической).
Изложенная трактовка изменения предмета философии может быть названа концепцией предметного самоопределения философии. Между нею и концепцией "рас почкования предмета философии" имеется существенное различие, состоящее не только в расхождениях по поводу того, что считать предметом и философией. Концепция "рас почкования" рисует картину формирования философии (появления у нее предмета), в которой исторический путь философии оказывается принципиально иным, нежели любой другой науки. На самом деле генезис философии как науки не отличался в принципе, в главном от того пути, по которому шли к своей автономии частные науки. Философия по своему происхождению, как отмечал П. В. Копнин, не имеет приоритета перед другими науками, если принимать во внимание не термин, а реальное содержание.
Концепция "рас почкования" приводит к выводу об "исключительности" философии как по отношению к другим наукам, так и по отношению к собственному содержанию. В последнем случае имеются в виду заявления сторонников данной концепции, будто в процессе исторического развития философия "исключилась" из науки вообще и перестала существовать. Об этом говорят и не столь последовательные ликвидаторы научной философии, исключающие из нее все, кроме одной какой-либо части - "теории знания", "учения о человеке", "философии жизни", "диалектического материализма" и т.п.
Это есть, конечно, не результат объективного анализа истории познания, а субъективистский прагматизм. За философией отрицается способность самостоятельно обнаружить свой предмет исследования. Философия якобы получает его из рук частного знания как результат процесса "предметной расчистки", как итог его (а не самой философии) работы. Но это мнение также противоречит реальному процессу формирования наук. Концепция "рас почкования" навязывает представление, будто философия, порождавшая в прошлом частные науки, и по сей день есть "наука наук", поскольку ведь нельзя искусственно положить конец "рас почкования"; философия якобы и сейчас, вследствие естественного, закономерного процесса рас почкования, заключает в себе значительное число будущих наук.