Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Лиля. Мне 17. Моя проблема в том, что я не могу определится с целью в жизни.
Я мечтаю иметь свой ресторан.
В будущем желаю иметь достаточное количество средств, что бы иметь возможность правильно питаться, путешествовать, обеспечить будущих детей, хочу чтоб мама имела то, о чём сейчас только мечтает, да и вообще хочу иметь возможность помогать родителям. Достаток - это одна из моих жизненных целей, надеюсь это нормально, т. к. какая-то часть внутри обвиняет меня в корыстолюбии. Мне бы хотелось, так же что бы путь к цели был интересным, думаю это важно. И я понятия не имею интересен ли мне ресторанный бизнес.
Но мне жизненно необходимо подкрепить свою цель чем-то, благим. Я безумно хочу как-то помогать людям. Нести какое-то добро, что ли. А имение ресторана, никак не удовлетворяют этого желания. Да, благотворительность и т. п. , но это всё не то. Заниматься чем-то, что будет приносить радость не только мне, чем-то, что будет помогать людям. (но помощь не деньгами, а делами, что ли) И гонясь за столь эгоистичной целью, боюсь потерять эту потребность. Думаю, что я бы даже могла отказаться, от мечты иметь свой ресторан, из-за этого. Хотя это будет сложно. Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть, сама я уже окончательно запуталась.
Выходит, что моя мечта и потребности, конфликтуют. Как вы считаете стоит ли отказываться от мечты? Я очень боюсь ошибиться, ведь это выбор всей жизни.
Вроде информация о родителях важна, поэтому вот:
С родителями у меня отношения нормальные, даже хорошие. Мама - преподаватель, как и папа. Бывают ссоры, недопонимания, как у всех.
Мама у меня реалистка, поэтому ей трудно скрыть своё сомнение по-поводу того, что у меня получится добиться желаемого. Она считает, что я в некотором плане ношу "розовые очки". Раздражает, откровенно говоря. Не приятно, когда твои мечты считают чем-то несбыточным, пусть и негласно.
С папой мне сложно говорить о себе, да и не интересуется он. В нашем с ним общении рассказывает обычно он, а я слушаю (или не слушаю, например, новости политики мне совершенно не интересны). Ну такая у него натура, важно чувствовать себя в центре. Мне это не всегда приятно и зачастую не хватает его причастности. Но в этом есть и плюсы, личное пространство и всё такое. Папа очень умный, начитанный, да и мама тоже, их компания всегда приятна и интересна.
На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична.
Здравствуй, Лилия!
Насколько я поняла, тебе нужна помощь в определении дальнейшего пути. Я помогу тебе разобраться в себе.
В начале ты пишешь: «Я мечтаю иметь свой ресторан». И далее: «И я понятия не имею интересен ли мне ресторанный бизнес». Получается, здесь есть противоречие. Ты говоришь, что хочешь иметь свой ресторан, при этом не знаешь, интересует ли тебя это вообще. Тогда откуда появилась идея о собственном ресторане? Может быть ты спонтанно обзавелась этой мечтой. Или это идея другого человека? В любом случае, в тексте письма ты не уточняешь чем именно тебя привлекает ресторанный бизнес. Если говорить о деньгах, то зарабатывать можно везде. Здесь важнее не то, что ты делаешь, а как ты это делаешь.
Я считаю, в современном мире иметь целью стабильный и большой заработок вполне объяснимо. Главное, чтобы мечты о деньгах не поглощали всю твою жизнь. Если желание зарабатывать сочетается в тебе с духовными ценностями, а деньги не являются единственным, что тебя волнует, все в порядке. Твои слова: «Какая-то часть внутри обвиняет меня в корыстолюбии». Эта часть тебя, скорее всего, помнит, что воспитывали тебя в другом ключе. Я предполагаю, что в твоей семье другие жизненные ценности, поэтому тебе неловко за свои. Тем не менее, сколько людей, столько и мнений. Мы не можем жить, как от нас ожидают другие, иначе будем несчастны. Как я написала выше, важен разумный баланс. Главное, чтобы желание наживы не застилало тебе глаза. И, судя по письму, это вообще не про тебя.
Твои слова: «Но мне жизненно необходимо подкрепить свою цель чем-то благим». И я думаю, что это очень важно. Многим людям важно видеть смысл в своей работе, понимать, что она полезна и нужна. При этом помощь людям ведь не исключает заработок. Сейчас ты думаешь, что выбираешь между деньгами и общественно полезной профессией. Попробуй посмотреть на это с другой стороны: как сочетать и то, и другое. Это вполне возможно. Выбирать не придется. Реально зарабатывать деньги, помогая другим. И труднее зарабатывать деньги, занимаясь тем, что тебе не нравится. Сейчас тебе может казаться по-другому. Однако по-настоящему прибыльное дело строится на полном присутствии человека в этом. Если тебе не будет нравится твое занятие, ты не сможешь посвящать этому все время. Следовательно, не получится много заработать. Ведь, как ты понимаешь, деньги достаются трудом. Пусть этот труд лучше будет интересен.
Ты пишешь: «Выходит, что моя мечта и потребности, конфликтуют. Как вы считаете стоит ли отказываться от мечты?» На мой взгляд, конфликта здесь нет, исходя из того, что я написала выше. Поэтому ни в коем случае не жертвуй своими мечтами. Что важнее: быть счастливой или быть богатой? Реализованные мечты могут принести тебе счастье, а богатство вряд ли. Тем более, как показывает статистика, среди богатых людей намного выше процент несчастливых, страдающих депрессией, чем среди среднего класса. Чтобы быть обеспеченной, тебе не обязательно зарабатывать очень много. Это вполне реально в любом деле. Поэтому можешь смело выбирать занятие по душе.
Выбирая профессию, я рекомендую тебе прочитать специальную литературу о том, какие они бывают. Например, сейчас тебя привлекают профессии типа «человек-человек». Твои слова: «Я безумно хочу как-то помогать людям. Нести какое-то добро, что ли.» Сама по себе помощь людям бывает разной. Можно работать, например, врачом и проводить сложные операции. А можно стать воспитателем и тоже нести благо. Но это совсем разные профессии. Вообще, сейчас тебе важно определиться с тем, какая конкретно профессия может заинтересовать. А для этого ты должна понимать, что именно делают в каждой профессии. Врач не просто лечит. У него много другой работы. Например, врачи должны хорошо проводить диагностику и быть очень наблюдательными. Для этого необходим аналитический склад ума и внимание к деталям, а не столько любовь к людям. Т.е. на данный момент тебе важно получить представление, чем же именно занимаются в профессиях, где помогают людям. Так ты сможешь осознать, что конкретно подойдет тебе.
Удачи в выборе собственного пути! И главное помни: кто не ошибается, тот не совершенствуется. Сейчас тебе может казаться, что нужно выбрать профессию один раз и навсегда. Позже ты поймешь, что если ошиблась, можно получить новую специальность. К тому же, очень многие люди занимают те должности, которые не совпадают с их образованием. Поэтому важно не воспринимать свой выбор как единственный и на всю жизнь. Конечно, важно поступить в институт и определиться. Тем не менее, в твоем возрасте это сделать не легко. И это нормально, если ты не сразу поймешь, в каком направлении двигаться. Иногда такие осознания приходят, когда люди становятся старше.
4.875 Rating 4.88 (4 Votes)
Мы выбираем, нас выбирают . Человек живет не только настоящим, но и будущим. Его жизненные цели не ограничиваются одним днем. Особенно ощущается ширь жизненного горизонта в юности. То, что казалось привычным и даже слегка надоело - школа, уроки, все это не навсегда. Скоро останется позади школьный порог. За ним вас ждут разные пути. Многие уже сейчас задумываются, каким из них пойти? Будет ли этот путь светлым, даст ли он желанное благополучие, признание, радость? Как не ошибиться в этом выборе? Не последнее место в выборе жизненного пути принадлежит профессии. Попробуйте для себя составить перечень того, что вы ждете от будущей профессии. Он, скорее всего, будет включать следующее: найти дело интересное для себя и полезное для других, приличный заработок, уважение коллег, возможность раскрыть свои способности и дарования. Не так уж мало. А теперь попробуйте из этого списка вычеркнуть то, чем можно поступиться ради сохранения главного.
Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Так бывает по разным причинам. Кто-то продолжит семейную традицию. «Мои предки растили хлеб, и я буду заниматься этим». Кто-то с младенчества возится с деталями машин, разбирает и собирает их и получает от этого удовольствие. Третий мечтает о сцене, потому что в школьном драмкружке никто лучше не читает стихов или не исполняет роль. Четвертому и думать незачем. В городе или поселке есть один завод, на нем и предстоит трудиться.
Гораздо больше тех, кто не только на школьной скамье не знает, кем он будет, но и после школы долго и мучительно ищет себя. Сначала эти мысли отодвигаются: «Еще успею...», «Подумаю об этом завтра...», «Может быть, пойду в медицинское училище, как соседка по парте...» - и таких вариантов может быть множество. Но как ни оттягивай это решение - его не миновать.
Профессий на земле множество. Только в энциклопедическом справочнике «Мир профессий» их описано более 700, а в официальном классификаторе профессий рабочих и служащих - свыше 6000. Практически ежедневно появляются новые профессии. Как тут не допустить ошибки в выборе? Социологи, специалисты по вопросам развития и функционирования общества, полагают, что в вопросе выбора пути есть две стороны: выбирающая и выбираемая. Обычно больше внимания сосредоточивается на личности выбирающего. А вот подходит ли он той или иной профессии - этот вопрос не лежит на поверхности. А ведь почти все профессии предъявляют свои требования к будущему обладателю, его физическим и умственным способностям, психическому складу, характеру, темпераменту. Результат мысленного или реального столкновения мира профессии с целями, привычками, эмоционально-волевыми качествами и способностями выбирающего - вот что, собственно, и есть выбор.
Чаще всего человек выбирает такой путь, который ему понятнее, доступнее, сулит больше благ.
Что же необходимо для того, чтобы выбор максимально совпал с ожиданиями и возможностями человека?
Во-первых, необходима осведомленность о профессии. Чем больше вы о ней знаете, чем правдивее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Конечно, в любой профессии есть не только радости, есть и свой пот, свои тяжести и невзгоды. Информацию о профессиях можно почерпнуть в книгах и в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить и с теми, кто в этой профессии уже чего-то добился. Возможно и самому что-то попробовать еще до принятия окончательного решения.
Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов, специалистов по прогнозированию социальных процессов, которые полагают, что развитие производства приведет к тому, что в XXI в. придется не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Свободный выбор профессии и совмещение специальностей со временем могут стать нормальной практикой. Значит, важно не просто выбрать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «Человек - техника», где главный ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «Человек - природа» предполагает в качестве ведущего предмета труда растения, животных или микроорганизмы; «Человек - знак» - здесь ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерный); области «Человек - человек» соответствуют в качестве предмета труда люди, группы, коллективы, общности людей; наконец, область «Человек - художественный образ» использует как ведущий предмет труда художественные образы, условия их построения.
В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А гарантий успеха, славы, почета и уважения простая принадлежность к профессии не дает. Само понятие престижной профессии часто и стремительно меняется. Мода на профессии преходяща. А профессиональный успех - удел тружеников. Проверить себя, убедиться в своем призвании можно только, если готов преодолевать неприятные стороны профессии, невзирая на трудности.
В выборе будущей профессии люди руководствуются одной из трех следующих стратегий: подражать, гадать или проектировать.
Чтобы верно самоопределиться в профессии, не стоит доверять доморощенному правилу «Где родился - там и пригодился». Сегодняшний мир профессий столь разнообразен и сложен, что лучше обратиться за помощью к профессионалам. В центрах занятости или профессиональной ориентации вам не только смогут дать информацию о профессиях, которые бывают, но и окажут помощь в определении области применения ваших способностей, причем не только тех, которые уже проявились, но и тех, что пока дремлют невостребованными.
Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, каковы у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, которые невозможно прикинуть на глазок. Эти качества специально выявляются на сложных установках.
С помощью специально разработанных опросников и тестов можно выяснить очень многое: основные свойства и тенденции личности, связанные с манерой поведения, отношением к окружающим, различными сторонами характера, самооценкой. Данные позволяют предсказывать реакции человека в повседневной жизни и сложных условиях; позволяют судить о том, насколько могут проявляться такие черты, как впечатлительность, склонность к волнениям, самообладание и другие.
За пределами профессии . Представим себе, что выбор профессии уже сделан. Можно ли считать себя удачливым, а жизнь состоявшейся? Вряд ли. В том-то и дело, что человек каждый день делает выбор не только на трудовом поприще. Многое в жизни зависит от знаний и профессионального мастерства. Многое, но не все.
В самом деле, разве мечтает кто-нибудь о том, что только работой будет ограничена его жизнь, что он проживет без друзей и близких, что никогда ничем, кроме профессии, не будет интересоваться. Вы скажете: «Что за нелепый сценарий жизни, кому такое будущее нужно?» Конечно, это утрированное предложение. Человеку мало признания в профессии. Ему нужно, чтобы «утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой».
О том, какое значение в жизни каждого человека имеют семья и семейные отношения, уже говорилось выше. Б. Пастернак в стихотворении «Свадьба» отмечает:
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.
Кроме семьи, человеку на жизненном пути приходится участвовать во множестве групп, меняя в них свои роли. Человеку необходимо не просто участвовать во взаимодействии, а проявлять себя как личность.
Как же происходит становление личности?
Ученые полагают, что человеку присуща потребность быть личностью, т. е. включаться во множество отношений, быть представленным в жизнедеятельности других людей. Наряду с этим есть у человека и способности, позволяющие эту потребность удовлетворять. На протяжении жизненного пути человек проходит три основные фазы развития личности.
Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится «как все». Эта фаза может быть названа адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление).
Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для ее утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили ее индивидуальные особенности, признали и оценили их.
Третья фаза - интеграция (от лат. integratio - восстановление). Суть ее состоит в том, что человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам на благо других. Он становится частью целого - группы, общности, всего общества.
Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Неспособность преодолеть трудности периода адаптации чаще всего приводит либо к тому, что человек стремится уйти из такой группы или у него могут проявляться неуверенность в себе, робость, зависимость от лидера. Тот, кто задерживается на этой фазе, может оказаться аутсайдером (от англ. outsider - посторонний), своеобразным «гадким утенком».
Трудности на второй фазе вызваны тем, что человек излишне демонстрирует окружающим свои индивидуальные отличия, отвергаемые группой, и поэтому вероятно проявление агрессивности, замкнутости, завышенной самооценки и заниженной оценки других. Может быть, отсюда берется мрачность характера, озлобленность.
Успешное преодоление трудностей каждой из фаз дает возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности.
Выход из сложностей становления личности - в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.
В подростковом возрасте у человека появляется возможность включаться в разнообразные группы по интересам, занимая в разных группах разное положение и играя разные роли. Циклы развития личности у одного и того же человека могут протекать по-разному в разных группах. Положение (роль) человека в той или иной группе имеет значение для его личности. Один целиком уходит в учебу, добиваясь заметных успехов, другой - признанный лидер в спортивной секции или творческой студии, а кто-то оказывается лидером далеко не идеальной по своему поведению компании. Потребность быть личностью в подростковом возрасте приобретает характер обостренного самоутверждения, иногда выглядит не слишком привлекательно для взрослых, вызывает трудности и конфликты. Отчасти и в этом причины противоречий «отцов и детей». «Отцы», имея жизненный опыт, стремятся свои образцы поведения и отношений предложить как единственно верные, а «дети» стремятся совершать собственные ошибки, пробуют силы, самоутверждаются. В конце концов выбор остается за личностью, как и право на поступок, как и ответственность за него. Становясь личностью, человек приобретает все больше ответственности. Именно ответственность - качество взрослого человека.
В следующем разделе курса специально пойдет речь о механизмах ответственности человека перед другими людьми, обществом, государством, самим собой.
- Выбор жизненного пути.
Основные понятия
- Адаптация, индивидуализация, интеграция.
Термины
Вопросы для самопроверки
- Чем определяется выбор профессии или профессиональной направленности?
- Какие основные типы профессий существуют? Охарактеризуйте каждый из них.
- Как вы понимаете смысл основных стратегий выбора будущей профессии: подражать, гадать или проектировать? Какая из них предпочтительна? Ответ аргументируйте.
- В чем суть процесса становления личности?
- Какие фазы проходит процесс личностного становления?
Задания
- Составьте для себя схему-модель выбора профессии. Нарисуйте правильный восьмиугольник, вершины его обозначьте начальными буквами факторов, влияющих на выбор:
- позиция старших членов семьи (ПС);
- позиция товарищей, подруг, сверстников (ПТ);
- позиция учителей (ПУ);
- личные профессиональные планы - главная цель, запасные варианты (ЛПП);
- способности (Сп);
- уровень притязаний на общественное признание (УП);
- информированность (Инф);
- склонности или интересы (Скл)
Обдумывая свой профессиональный выбор, используйте эту наглядную схему, чтобы не забыть о важнейших факторах, влияющих на этот выбор. Важно, чтобы все стороны восьмиугольника были согласованы между собой.
- Обсудите в классе суть основных ошибок при выборе профессии:
- Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.
- Предрассудки чести (ложные, необоснованные представления о профессии и ее престижности).
- Выбор под прямым или косвенным влиянием товарищей («за компанию»).
- Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
- Увлечение внешней или частной стороной профессии.
- Отождествление школьного предмета с профессией.
- Незнание или недооценка своих личных качеств, особенностей характера.
- Определите, какой приоритет ценностей соответствует вашей точке зрения: «Человек живет, чтобы работать» или «Человек работает, чтобы жить».
- Обоснуйте ваше мнение по поводу высказывания В. Г. Белинского: «...будем плотниками, будем слесарями, будем фабрикантами; но будем ли людьми - вот вопрос!»
Человеческая жизнь – это беспрерывное движение. Линия, по которой движется человек – жизненный путь. Он состоит из событий, которые происходят за всю жизнь. Иными словами его можно назвать судьбой. У каждого человека своя судьба, которую он строит сам. Некоторые люди считают, что от них ничего не зависит, и плывут по течению жизни, может это и так, ведь ни подтверждения, ни опровержения этому нет. В любом случае некий вклад в свою судьбу человек делает сам. Ну а людям, которые хотят выбрать свой жизненный путь, помогут несколько советов.
Если вы хотите выбрать жизненный путь и не ошибиться, вам придется дать себе право на ошибку, ведь не попробовав, невозможно понять, подходит тебе это ли нет. К тому же жизненные цели могут меняться с возрастом и нет ничего удивительного, если этот вопрос заинтересовал вас в 30, 40 или 60 лет - жизненный путь может меняться несколько раз в жизни, ведь не меняются только те, кто не развивается.
Не стоит забывать о древних учениях, какими бы странными они не казались. Если обратить внимание на некоторые экзотические истории, то можно заметь, что сам человек никакого отношения к выбору своей судьбы не имеет. Она формируется еще задолго до его рождения.
Стрессы негативно сказываются на выборе жизненного пути, поскольку человек, находящийся в неуверенном состоянии, не сможет сосредоточиться и сделать правильный выбор. Раздраженный человек очень неуравновешенный, поэтому его мнение не уверенное и неточное. Депрессии не только ухудшают нервную систему, но и негативно сказываются на жизненной позиции.
Выбор жизненного пути напрямую зависит от настроения, поэтому нужно чаще улыбаться и позитивно смотреть на все происходящие ситуации. Даже от малейшей радости нужно уметь «выжимать» все удовольствие. Если же что-то пошло не по плану, стоит вспомнить пословицу: все, что не делается к лучшему.
Почти каждому человеку знакомая фраза: если часто повторять мысль, то она реализуется. Может это и так. Такой вариант исключать не стоит. Если человек чего-то хочет, думает об этом, движется к его реализации, то оно должно исполниться. Люди делают все, для исполнения своих желаний, и только уверенным и целеустремленным удается их исполнить.
Но не стоит исключать вариант, что человек сам выбирает свой жизненный путь. Ведь он совершает поступки, которые в дальнейшем решают его судьбу. Также немалый вклад в судьбу человека делают окружающие. Они могут как позитивно, так и негативно влиять на его развитие, помочь ему в выборе жизненной позиции или же наоборот.
Выбирая свой жизненный путь, человек ставит перед собою цель, к которой он приближается в течение всей своей жизни. Главное правильно поставить эту цель и не отступать ни в коем случае. Важно никогда не останавливаться. Только так можно добиться успеха.
Как выбрать жизненный путь и не ошибиться
Поиск смысла жизни волнует людей на протяжении многих веков. Но, ни великие мудрецы, ни философы, ни обычные люди, так и не смогли дать ответа на этот вопрос. В жизни нам постоянно приходится делать выбор: профессия, ВУЗ, место работы, супруг. Как найти свой жизненный путь, чтобы по прошествии многих лет у вас не возникло ощущение, что жизнь прожита зря.
Прежде всего, определитесь, что именно вы хотите от жизни. Это может быть крепкая, дружная семья, стремительная и успешная карьера, монотонные будни, лишенные бурных эмоций или, наоборот, жизнь полная страстей и опасных приключений.
Иногда мы просто следуем желанием других (например, родителей) , которые определяют за нас судьбу. Это не правильно. Каждый человек имеет право на самостоятельный выбор и ошибки. Вмешательство пусть даже и не постороннего человека может нанести существенный вред психике и самооценке. Привычка перекладывать ответственность за свою жизнь на других не может привести ни к чему хорошему.
Чтобы выбрать жизненный путь и не ошибиться, определитесь для себя, что именно доставляет вам удовольствие. Возможно, именно это подтолкнет вас на правильный жизненный путь. Быть может, вам доставляет удовольствие рисование, или занятия музыкой, или общение с детьми, может быть вам нравиться лечить людей или просто совершать добрые дела. Это будет подсказкой, как найти свой жизненный путь.
Постарайтесь по возможности больше времени уделять любимому делу. Не ставьте долг превыше собственных интересов, так можно навсегда отказаться от своего счастья.
Рискуйте, совершайте глупости, не бойтесь поменять свою жизнь. Откройте свою жизнь для нового.
Какой кино - или литературный герой больше всего вам импонирует, с кем вы себя ассоциируйте. Чтобы выбрать жизненный путь и не ошибиться, подберите несколько вариантов, это поможет установить, что - же на самом деле вы хотите от жизни.
Не пасуйте перед проблемами. Преодоление преград только закалит вас на сложном пути к намеченной цели.
И помните никогда не поздно поменять свой жизненный путь. Даже если в шестьдесят лет вы поняли, что ваша жизнь вас совсем не устраивает, и вы занимались совсем не тем делом, не следует отчаиваться. Никогда не поздно себя изменить, а меняясь, сами мы меняем мир вокруг себя.
И наконец, не забывайте о своих близких, ведь их судьба неразрывно связана с вашей, поэтому, им совсем не безразлично какой жизненный путь вы для себя избрали. А если где-то, в чем-то вы допустили промашку и сожалеете об этом, не бойтесь признать свою ошибку и двигаться вперед.
Как найти свой творческий путь
Порой нам кажется, что все талантливые люди впитали талант с молоком матери и не затрачивают абсолютно ни каких усилий для достижения творческих высот. Это не совсем так, каждый талантливый человек талантлив по-своему, и чтобы развить природные способности требуются годы упорного труда. Как найти свой творческий путь? Несомненно, в каждом человеке есть талант, но как его найти?
Мы можем жить и не подозревать о существовании таланта в себе, поэтому мы и не реализуем заложенные в нас природой творческие способности и энергию. Очень хорошо, если родители с детства направляют ребенка на творческий путь, занимаются его эстетическим воспитанием, отдают в художественную или музыкальную школу. Педагогам проще разобраться к чему наиболее склонен малыш.
Если развитию творческих способностей в детстве не было уделено достаточно внимания, талант может проспать довольно длительное время. Как понять, что вы не реализовали свой творческий потенциал.
Первым признаком потребности в творчестве является скука. Повседневные дела не доставляют вам удовольствия, но и чем-либо другим вам заниматься неохота. В этом случае нужно реализовать свои внутренние ресурсы, и определить к какому именно творчеству у вас склонность.
Существует несколько методов, как найти свой творческий путь.
Нужно вспомнить, чем вы увлекались в детстве, какое дело приносило вам радость и удовольствие. Выбросите из головы мысли о выгодности этого дела, просто получайте удовольствие от процесса. Новое увлечение станет прекрасным отдыхом и заполнит вашу жизнь энергией и счастьем.
Если первый метод не помог, попробуйте обратиться к своему подсознанию. Психологи утверждают, что в нашем подсознании можно найти ответ на практически любой вопрос, нужно только правильно его задать и расслышать ответ. Примите удобное положение, расслабьтесь и обратите взгляд внутрь себя. Мысленно задавайте волнующий вас вопрос. Не ждите ответа сразу. Он может возникнуть как какая-то идея или мысль спустя несколько дней.
Если предыдущие два варианта результата не принесли, следует воспользоваться такой техникой. Чтобы выбрать свой творческий путь и не ошибиться, просто понаблюдайте за людьми, которые вас окружают и отметьте для себя, что вас восхищает или просто нравиться. Записывайте все увлекшие вас вещи, а спустя некоторое время просмотрите сделанные записи и выберите, чему именно вы хотели бы посветить свое время.
Не отступайте перед трудностями, только упорным трудом можно добиться мастерства.
Многие люди день ото дня задаются вопросом о том, каковы цели Вселенной, каков смысл жизни. В связи с этим возникают трудности в выборе жизненного пути. Речь идет не о работе и профессии, а о мировосприятии.
Жизненный путь — это не только то, какую работу вы выбираете, какого человека хотите видеть рядом с собой. Это понятие включает в себя еще и внутренний мир, отношение ко всему, что вас окружает. Есть популярное заблуждение о том, что человек не может регулировать свои желания и свое отношение к миру. Вы сами выбираете самих себя — это закон психологии , закон Вселенной.
С чего начать
Во-первых, стоит отметить, что даже ничего не выбирая, вы уже делаете выбор. Суть данного высказывания предельно проста — ваш жизненный путь уже выбран по умолчанию. От вас требуется лишь желание его скорректировать. Если вы хотите плыть по течению, то это ваш выбор. Если вы не хотите ничего выбирать, то такой путь тоже никто не отменял.
Вы можете быть бунтарем, спокойным человеком, серым, ярким, угрюмым, веселым, мечтательным. Одно вам необходимо понять как можно скорее — если вы не хотите что-то решать, то за вас всё решит сама Вселенная. Как говорит статистика и здравый смысл, те, кто сторонится выбора стороны на психологической войне, проигрывает заранее. Вам нужно решить для себя, кто вы такие, причем как можно раньше. Обычно, это делают за вас родители в детстве или люди, с которыми вы плотно общаетесь, но, вопреки любым законам, любой взрослый человек может себя изменить, начав с самых низов — с сознания.
Шаг второй — поиск хобби
Как говорится, не работа должна определять ваши интересы, а ваши интересы должны определять работу. Уже с самых ранних лет все дети занимаются чем-то особенным: кто-то рисует, кто-то посещает уроки борьбы, кто-то копается в старых электронных приборах, кому-то по нраву изучать культуру других стран и народов. Вырастая, мы забываем о том, что каждый из нас достоин вести тот образ жизни, который ему по нраву, в разумных пределах.
Если вы болеете спортом или искусством, то почему вы должны идти работать на завод? Вам не нужно делать то, что диктует вам общество. Вы должны следовать за голосом сердца, корректируя путь мудростью и жизненным опытом, а также здравым смыслом.
Найдите то, что заставит вас забыть обо всем на свете. Станьте в этом деле экспертами. Только после этого вы сможете зарабатывать на этом. Не забывайте, что никогда не поздно начать поиски. Кто-то понимает, что его призвание писательство, рисование, спорт или что-то иное, лишь к 30 или 40 годам, а то и позднее. Даже в этом случае не стоит опускать руки, потому что сила мысли и вера в себя — это два главных условия получения волшебного ключа от ворот, ведущих в мир счастья.
Шаг третий - общение с людьми
Нас уже почти 8 миллиардов. Все мы разные, поэтому общаться нужно не переставая. Изучайте языки или, если вы не хотите, общайтесь с людьми из своей страны, но делайте это постоянно. Нужно это для поиска вдохновения. Как говорят психологи, подавляющее большинство идей мы берем у других людей, а потом адаптируем под себя.
Отшельнический образ жизни — это не выход в нашем мире, потому что практически нет мест на Земле, куда можно было бы уехать или уйти, чтобы никто вас не трогал. Сейчас есть интернет, а большинство территорий уже открыто. Теплое и приятное место пустым не бывает, так что везде вы встретите либо единомышленников, либо врагов.
Итак, главный вопрос задается изначально неправильно. Спрашивайте себя не о том, как найти свое призвание и путь в жизни, а когда это сделать. Попробуйте выйти за пределы зоны комфорта и посмотреть на мир под другим углом — идея для выбора жизненного пути придет сама собой. Не прекращайте искать и тогда сможете жить полной жизнью . Успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Психология жизненного пути
Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л.Рубинштейн).Жизненный путь – это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.
Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.
В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. А первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании стал французский ученый П.Жане. Именно П.Жане предпринял попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат.
Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш.Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.
Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» (Ш.Бюлер). Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.
Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то как переживание завершения детства (12-18 лет); то как самореализация (25 (30) – 45 (50) лет); то как самозавершенность (65 (70) – 80 (85) лет).
Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Бюлер называет самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Бюлер, выступает и как условие сохранения психического здоровья.
На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.
Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер, заключается в следующем. Путем наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97) – в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - были определены фазы жизненного цикла. По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:
Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.
Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.
Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.
В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период – «трудный» возраст - вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.
Проблемы жизненного пути в отечественной психологии
В отечественной психологии заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит С.Л.Рубинштейну и Б.Г.Ананьеву. Приведенное выше определение личности, по Ананьеву, как современника эпохи и сверстника поколения, указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выражению Ананьева, сама история – основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии.
Неслучайно, для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события». События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.
События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.
События среды – это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии. К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.
События среды не являются однозначными по своим последствиям. Будучи непосредственным участником того или иного события среды каждый и воспринимает его особенным образом, и проявляет себя по отношению к данному событию неповторимо, уникально. Значение того или иного события среды в жизни человека, таким образом, может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию. Хорошо известна историческая роль блокады Ленинграда и ее последствия. Естественно большинство людей, имевших возможность выехать из блокадного города, использовали ее.
Однако были и другие примеры. Так женщина, имея возможность выехать из блокадного города, осталась там с двумя дочерьми. «Я знала, - сказала она по прошествии лет, - что не будет в моей жизни более грандиозного события. Я могла стать непосредственной участницей чего-то невероятного. Я не могла пропустить такой случай».
Вторая группа событий – события поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел «сказать» им.
События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.
Поиск, открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни. Событиями внутренней жизни являются прочтение книги или просмотр спектакля и фильма, неслучайно ставших памятными; встреча с человеком, который оказал особое влияние в духовном плане, что повлияло на дальнейшее течение жизни; контакт с профессиональным психологом или психотерапевтом, который приводит к «обретению себя» и т.д. Событием внутренней жизни могут стать «походы в лес» или «размышления на кочке» (привожу реальные примеры таких событий), наполненные особым смыслом и переживаниями, которые человек проносит через всю свою жизнь. Очевидно, то, какие мы есть – не в последнюю очередь определяется такими событиями.
Для описания жизненного пути очень продуктивным является понятие жизненного выбора. Выбор – это поступок.
Жизненный выбор – поступок в масштабе жизни. Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей.
Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора.
Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики. Исходя из понятия жизненного выбора и перефразируя Ж.-П.Сартра, можно предложить еще одно определение личности: «Личность – это ее выборы».