Работа РВО (разновозрастных отрядов) является моделью самоуправления в школе.
Цель работы РВО : развитие творческих способностей личности в условиях дружеской, комфортной атмосферы, союза детей и взрослых.
Для этого используются следующие подходы:
- РВО формируется исключительно на принципах добровольности.разновозрастный принцип позволяет объединить интересы десяти- и шестнадцатилетних, поскольку творческие задачи легче всего решать совместно, объединенными усилиями ребят всех возрастов.
- налицо воспитательное влияние старших на младших, т.к. младшие проходят процесс обучения значительно быстрее и качественнее под руководством старших ребят.
- принципы равноправия и творчества благотворно способствуют внутреннему раскрепощению ребят в отрядах, поскольку устоявшиеся формы, традиционность и формализм совершенно не присущи отрядному движению.
- отрядов много, и выбор, в каком из них жить и работать, принадлежит самому ученику.
Важно, что ребята, которые иногда не могут реализовать себя в учебе и общении в классе, чувствуют себя в отряде хорошо и уверенно. Школьная воспитательная система сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованную, творческую и социально значимую деятельность.
Культивирование человечности в разных видах деятельности помогает переходу от объективного познания к субъектно-личностному изучению деятельности. Это значит – педагогически осмыслить деятельность как способ взаимодействия, общения личности с миром. Обратимся к основным компонентам деятельности, которые включены в воспитательную систему нашей школы. Это – игра, учение, труд.
Цель и смысл игры – в ней самой. Воспитательный потенциал игры зависит от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в сюжетах игры, от того, каким героям подражают дети, тем, что обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного достижения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения в процессе достижения успеха, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.
При использовании игрового метода в организации любой деятельности педагог реализует определенную сверхзадачу. Происходит постановка мотивов: дети начинают действовать из желания играть, получать удовольствие, результатом оказываются вещественные продукты труда, художественное творчество, новые знания. Игра выступает как эмоциональный стимул – средство решения новой воспитательной задачи. Чтобы расширить кругозор учащихся, можно провести серию бесед, а можно использовать игровую форму: вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир любознательных, путешествие в страну книг.
Отряды, являясь самостоятельной воспитательной подсистемой, в то же время широко контактируют с другими структурами и компонентами воспитательной системы школы через:
- участие в совместных общешкольных делах,
- активное участие одних и тех же детей в подготовке и проведении дел класса и школы,
- перенесение учащимися “эталона” общения между сверстниками и учителями из отряда в класс.
Работа РВО строится по следующим направлениям:
- удовлетворение возрастных потребностей в общении,
- развитие общей культуры,
- реабилитация личности в отрядных условиях,
- развитие творческих способностей детей,
- отношение взрослый – младший,
- повышение личной самостоятельности,
- -перенос опыта общения в классы.
Существуют два пути прихода ребенка в отряд. Для младших школьников (5–7 класс) и для старшеклассников (10 кл.), ранее не обучавшихся в нашей школе.
Первый путь. 5–7-классник приходит в отряд, как правило, под влиянием своих старших братьев и сестер, или с подачи классного руководителя, который рассказывает в классе об РВО, или по какой-нибудь другой причине. Первое, что ему бросается в глаза, это то, что в отряде есть дети и его возраста, и старшие, вплоть до 17-летних. Он сразу включается в жизнь своего отряда. Что он видит: все вопросы и проблемы отряд решает сам, отряд – самоуправляемая единица. Есть руководитель отряда, но он равен всем, он более опытен, больше знает и умеет, но все это не давит на 5-классника. Ребенок не чувствует дискомфорта. Пусть он младший, но он равный среди равных. Начинается поиск своего места в отряде, и здесь ему оказывают помощь более старшие и опытные товарищи. На данном этапе, в основном, он несет исполнительные функции, но сам факт его участия в жизни отряда уже заставляет ребенка считать себя личностью, он пробуждается к активной деятельности, хотя является лишь наблюдателем. В этот же момент он получает свои первые поручения (идущие не от руководителя отряда, а от других детей или командира). Начинается процесс приобщения к самоуправлению. Начинает вырабатываться чувство ответственности перед собой и другими. Несколько иным путем приходят в отряды десятиклассники.
В сентябре текущего года проводится традиционное отрядное мероприятие (первое в учебном году). Проведение отрядных сборов за пределами школы (выезд за город). Десятиклассники, ранее не обучавшиеся в школе, в полном составе приглашаются на такой выезд. Часть из них, под влиянием своих друзей, уже пополняет отряды, остальные выезжают отдельным отрядом. Посмотрев, что такое отряды, что из себя представляет отрядное движение, они решают, стоит им принимать в нем участие в дальнейшем, или нет, т.е. в принципе они – те же наблюдатели.
1. Участвуя в работе отряда и наблюдая за деятельностью других, ребенок получает первое ответственное поручение, требующее реализации творческих способностей (сконструировать самостоятельно маску для выступления на сцене). Маска может понравиться, а может не понравиться, но никто над ним не будет смеяться, никто не упрекнет, наоборот, постараются подсказать, помочь, исправить сделанное. Важен психологический комфорт.
2. Следующий этап – это самостоятельная творческая разработка или участие в разработке сценария выступления отряда на сцене. Уровень ответственности повышается. После дела – участие в анализе и попытка самоанализа собственной деятельности. На самом деле отряд все решает сам, и ребенок принимает в этом непосредственное участие. Кстати, часть учащихся в дальнейшем остается на данном уровне. Как правило, это хорошие исполнители с определенными творческими задатками.
3. По мере накопления опыта работы в отрядах ребенок поднимается на следующую ступеньку. Его деятельность принимает все более творческий характер и способствует проявлению задатков организатора, соответственно повышается и уровень ответственности и за себя, и за других. Например, самостоятельная разработка сценария отрядного выступления, подмена командира отряда (при необходимости), ведения отрядного сбора. Иногда приходится принимать самостоятельные управленческие решения (пока на отрядном уровне). Как правило, это под силу старшеклассникам (9, 10, 11 кл.), но иногда это может быть 7 или 8-классник. Вроде бы решение принимается коллективно после совместного обсуждения, но ответственность лежит на конкретном человеке, с него спрос.
4. Следующая ступенька – командир отряда, лицо, облеченное властью и ответственностью, общим доверием всех членов отряда. Это уже серьезно, это уже управление людьми, коллективом. Командиром отряда может быть далеко не каждый. В данном случае необходимы задатки как формального, так и неформального лидера, способности повести людей за собой и бесконечная ответственность за все.Командир отряда должен обладать еще целым рядом качеств. Он представляет свой отряд на сборе командиров, а значит, должен уметь отстоять решение своего отряда перед другими командирами, иногда проявить свою волю и характер. При этом он должен, в случае необходимости, уметь идти на компромисс, а затем доказать отряду, что это было необходимо. Он учит великому умению общения.
Самое главное, что на всех этапах работы в отрядах постепенно ребенок чувствует свою значимость, ощущает себя личностью, причем личностью во многом равной взрослым, ибо ему доверяют. Элемент доверия является важнейшей частью самоуправления.
Каждый отряд имеет руководителя из числа учителей школы или выпускников. Их задачей является забота о жизни и здоровье детей, творческая помощь и товарищеская поддержка, создание атмосферы, в которой каждый чувствует себя комфортно.
Главным органом управления отрядов является Совет командиров, состоящий из командиров отрядов, руководителей и директора школы. Совет возглавляет руководитель отрядного движения.
Особо следует сказать о том, что принадлежность к отрядам – признак определенной элитности, на которую не влияют ни твои учебные успехи, ни какие-либо внешние факторы.
Отряды являются и школой воспитания руководителя нового типа, истинно демократического.
Командиры отрядов проходят такую школу, к ним настолько высокие требования, как со стороны ребят, так и со стороны руководителей, что они уже в школьном возрасте приобретают навыки, которые в обычной жизни возможны лишь у 25-летнего человека.
Безусловным достоинством отрядов является и участие в их работе ярких и одаренных учителей, для которых работа руководителя отряда не докучливая обязанность, а внутренняя потребность, творческий поиск, самовыражение.
В отрядах разработан Устав, включающий Законы РВО, которые корректируются на Общем собрании всех отрядов. В 2002–2003 учебном году деятельность разновозрастных отрядов школы представлена на Всероссийской научно-практической конференции.
В отрядах разработан Устав, включающий Законы РВО, которые каждый год обсуждаются отрядниками, вносятся коррективы на общем собрании всех отрядников.
Все работа РВО строится, исходя из принципов КТД(коллективно творческое дело), где весьма важная и существенная роль принадлежит руководителю отряда и совету командиров.
Руководитель при подготовке и проведении конкретного дела выступает в качестве:
- координатора,
- творческого руководителя.
При этом он организует творчество детей в отряде, признает за ребенком право на ошибку, заботится о каждом, передает свой творческий и организаторский опыт.
Совет командиров выступает в качестве регулирующего органа, генератора новых идей, подводит итоги проделанной работы, выделяет основные проблемы, пути, методы разрешения которых отдаются отрядам.
I. Коллективное продумывание дела (каждый должен высказать свое мнение).
Вопрос для всех:
- Что мы хотим (увидеть новое, померяться силами, повеселиться и т.д.).
- Каким по характеру будет дело (спортивное, трудовое, познавательное, художественно-эстетическое).
- Кто будет делать?
- Для кого будем делать?
Каким образом этого достичь:
- мозговая атака всего отряда,
- обсуждение по кругу,
- разбивка по группам, обсуждение мнений групп,
- анкетирование, анализ инициативной группы, обсуждение.
II. Коллективная разработка дела.
1. Из каких частей будет состоять дело (его структура).
- разбивка,
- выдача заданий,
- подготовка,
- показ результата,
- награждение.
2. Его композиция, оформление (Что нам нужно сделать, чтобы дело прошло хорошо?).
- написать сценарий,
- оформить помещение,
- пригласить гостей или интересных собеседников,
- приготовить призы и подарки,
- придумать задания или конкурсы.
3. Кто будет отвечать за конкретный этап дела?
- совет дела – инициативная группа.
- творческие группы.
III. Коллективное проведение дела.
Чувство сопричастности каждого в этом деле.
IV. Коллективный анализ дела (услышать мнение каждого).
- Достигли ли мы того результата, который предполагали в начале дела?
- Кто, что нам помогал (помогало) достичь данного результата? Как ты участвовал в деле?
- Кто, что нам помешал (помешало) достичь такого результата?
- Изменились ли мы после сделанного дела?
- обсуждение по кругу,
- анкетирование и обсуждение наиболее важных вопросов,
- обсуждение по группам – общий сбор.
Традиции.
Среди разнообразных по форме и содержанию дел стали традиционными: однодневный выездной сбор на озере Смолино, Новогодняя ночь, Ярмарка, трехдневный сбор на озере Акакуль.
Акакуль – заветное слово для каждого отрядника. Праздник, который ежегодно проводится ребятами РВО в одном из живописных мест нашей области, на базе отдыха у озера Акакуль. В окружении чудесной пробуждающейся весенней природы ребята проводят трехдневные сборы, кульминацией которых является прощальный костер для выпускников. Каждый ребенок приобщается к святому таинству прощания выпускников со школой, школьными друзьями, учителями. Прожив три дня единой дружной семьей, ребята становятся друг другу по-настоящему родными. Дни заполняют неповторимые театральные экспромты, новые изобретенные детьми веселые игры. Праздничность сборов подчеркивается проводимыми ребятами Малыми олимпийскими играми. Фактически каждая минута для ребенка наполнена творчеством, активной эмоциональной деятельностью. Все три дня пролетают на едином дыхании. При отъезде с берегов гостеприимного озера сердца детей замирают в ожидании следующего года, новой весны, нового Акакуля.
Школа – страна детства, а детство неотделимо от сказки. И в нашей школе есть своя сказка, свой сказочный праздник – волшебная новогодняя ночь.
Мир сказочных превращений начинается с преображения школы – учреждения для занятий – в сказочный ночной замок с кипучей деятельностью его обитателей. И обычный кабинет директора вдруг превращается в обитель доброй феи, одаривающей каждого ребенка своей любовью, вниманием и маленькими чудесными подарками. Так традиционно начинается каждая новогодняя ночь.
Детишки в новогодних костюмах напоминают маленьких парящих эльфов, суетливых гномов, величественных гигантов. Вся ночь – это одно сказочное действо с поочередно выступающими группами отрядов. Игры, шутки, забавы – неотъемлемая часть любого праздника РВО, но в новогоднюю ночь их особенно много. Удивительно то, что дети совершенно не чувствуют утомленности, находясь в деятельности почти 12 часов ночного времени. Заранее подготовленные выступления и поздравления чередуются с танцевальными подвижными играми. Фантастическая ночь завершается поздравлениями Деда Мороза, всегда любимыми детьми новогодними подарками.
Светает... Коридоры затихают. Разбегающиеся дети уносят с собой праздничные атрибуты: костюмы, подарки, новогодние украшения... Как в детской сказке, с первыми лучами солнца волшебство кончилось.
Хотелось бы особо сказать об отношении к отрядам директора и всех учителей. Их доброжелательность, участие в такой форме деятельности создали условия для дальнейшего развития РВО.
Да и учителя преображаются: вместе с учениками придумывают сценки, смеются над шутками и аплодируют до покраснения ладошек.
В результате работы РВО:
- созданы органы самоуправления (совет командиров, совет дела, совет лидеров, творческие советы);
- изменены взаимоотношения учеников и учителей (сотворчество, особые отношения на основе доверия);
- изменена позиция учеников и учителей (учитель – старший друг, помощник, советчик, ученик – самоопределяющаяся личность);
Что же дает ребятам работа в отряде? Во-первых, самостоятельность, во-вторых, чувство равного, атмосфера доброжелательности, в которой самому хочется быть лучше и видеть лучшее в других. Да и учителя преображаются: наравне с учениками придумывают, фантазируют.
В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.
Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.
Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.
Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.
Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.
С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.
Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».
Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. «Самодеятельность» - буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.
Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.
Функции самоуправления детей .
Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.
Организационное саморегулирование . Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.
Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.
Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:
поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;
взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;
взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;
совместную работу вожатского и детского коллективов;
информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.
Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его
структуры
. Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.
Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.
Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.
При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.
Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.
Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.
Задача вожатого - подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.
Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.
Работа по формированию самоуправления в отряде .
Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе - дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.
Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) - тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.
Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему.
Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:
уметь спланировать работу,
правильно распределить обязанности среди участников дела,
не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.
Здесь в
задачи педагога-вожатого
входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.
Условно
организацию самоуправления можно разделить на три стадии
, время которых также достаточно условно.
Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей . В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.
Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.
Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.
В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых - помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.
Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.
Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо. Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.
Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.
Вторая стадия предполагает
самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов
. Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.
Третья стадия предполагает
включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере
. Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.
Если отряды в лагере вышли на третью стадию самоуправления, то может действительно получиться праздник «День самоуправления».
Органы самоуправления в лагере «Бригантина»
Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.
В состав актива смены входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами, и взрослые.
Цели и задачи актива:
Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
Создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
Содействия в создании благоприятного психологического климата.
Организация деятельности актива
Актив лагеря – это Совет лагеря и Советы отрядов, которые являются органами самоуправления.
Права и обязанности:
Каждый член актива имеет право:
На участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
На защиту своих прав и интересов.
Каждый член актива обязан:
Ответственно исполнять порученное дело;
Соблюдать законы общения и культуру поведения.
Деятельность советов:
Совет лагеря:
Совет лагеря собирается 1 раз в 9 дней (в начале, в средине и конце лагерной смены)
Координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.
Совет помощников организаторов (вожатые):
заседание совета проходит ежедневно:
Разработка идеи, сценария праздника, событий;
-распределение обязанностей между отрядами по подготовке к делу;
- контроль за выполнением поручений;
-проведение самого события;
- анализ проведенного события;
Планирование следующих событий в лагере.
Принципы подведения итогов:
На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов (ответственные командиры отрядов),
Проводит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:
Начисление баллов:
трудовой десант – 5 жетонов максимально;
подготовка и участие в мероприятии - 1 балл максимально;
1 место в любом мероприятии –3 балла;
2 место – 2 балла;
3 место – 1 балл.
Снятие баллов:
опоздание на мероприятие – 1балл;
нарушение дисциплины в отряде – 3 балла;
органическое сочетание различных видов досуга и оздоровления с формами образовательной деятельности
реализацию интересов и потенциалов личности
формирование собственных представлений о самом себе и окружающем мире
развлечения, игры, свобода в выборе занятий
развитие творческого потенциала
разрядка накопившейся за год напряженности
Ваши предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назначение летнего пришкольного лагеря с точки зрения учащихся
В пришкольном лагере я имею возможность | затруд-няюсь ответить |
|||
физически и интеллектуальное оздоровиться | ||||
расширить культурное пространство | ||||
творчески и интеллектуально развиваться во внеурочное время | ||||
формировать собственные представления о самом себе и окружающем мире | ||||
развлекаться, играть, свободно выбирать занятия | ||||
делать все, что мне нравится | ||||
получить разрядку от накопившейся за год напряженности | ||||
В пришкольном лагере «Бригантина» этим летом я мечтаю | ||||
приобрести новых друзей | ||||
в неформальной обстановке ближе узнать своих одноклассников | ||||
получить эмоциональный заряд | ||||
развить свой творческий потенциал | ||||
оздоровиться | ||||
провести время с пользой для себя | ||||
встретиться с интересными людьми | ||||
посетить любимые занятия | ||||
ощутить состояние счастья и праздника, развлечения и веселья | ||||
путешествовать (экскурсии, поездки) | ||||
получить возможность отдохнуть от уроков |
Твои пожелания __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как организовать самоуправление в отряде? Одно из обязательных дел в отряде – организация органов самоуправления. Это дает возможность: üвожатому не отвлекаться на работу, которую могут выполнить дети и заняться другими проблемами формирования детского коллектива üдетям предоставляется самостоятельность в деятельности. üОснова самоуправления в отряде – ЧТП – чередование творческих поручений.
ЧТП Для интересной жизни в отряде ребятам предлагают üразбиться на группы, которые будут помогать в отрядной работе. üГруппы сменные, т. е. каждый ребенок побывает во всех группах. üСмена групп проводиться раз в три дня. üУ каждой группы свои функции. üЗапись в группы по желанию (Пускаются листочки по количеству групп с названием группы и числом человек, которые могут туда записаться.) üЧтобы ЧТП работало, поместите списки ЧТП в отрядный уголок. üПервые 5 -6 дней строго следите за выполнением функций, анализируйте их деятельность на анализе дня.
Как определить лидеров? üЛидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. üНа первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде. üЛидеров можно определять разными способами. Один из них – это социометрия. (Но в первые дни смены на ее проведение и обработку нет времени и групповая динамика очень велика, результаты всегда будут запоздалыми.) üВожатый чаще всего использует свою интуицию и наблюдение.
Основные признаки лидера в коллективе: üОпределенный авторитет в коллективе (к мнению этого человека прислушиваются, с ним советуются); üдостаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция; üмнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам. - Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. - Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир отряда). - Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. (В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в отряде.) -Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т. д. - Задача вожатого определить для себя лидеров в каждой деятельности. Лидер отряда становится первым дежурным командиром.
Особенности самоуправления в условиях лагерной смены В детском лагере должна быть создана обстановка, при которой: üкаждый ребенок ощущает свою сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. üВажную роль должно играть участие детей в управлении коллективом. ü Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерских качеств. üСоздание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. üЧерез участие в решении проблем отряда и лагеря дети должны выработать у себя качества, необходимые для преодоления трудностей социальной жизни. üОт отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. üДетское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения целей, поставленных в отряде, на смене.
Функции самоуправления детей в лагере 1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления. 2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру. 3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.
üСамоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. üИменно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. üПодведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом. üСтепень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.
Содержание деятельности органов самоуправления 1. Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации. 2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм. 3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности. 4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) – таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми. 5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений. 6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.
Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через: üпоэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом; взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений; üвзаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу; üсовместную работу вожатского и детского коллективов; информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.
Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению: üПоиск. Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.) üПланирование коллективной деятельности. Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.) üФорма организации КТД. Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастерклассов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.
Советы вожатому по организации самоуправления в отряде: üОтветьте для себя на вопрос: чему Вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления? üКакие полномочия Вы можете и хотите передать детям отряда? üОпределите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики? üОпределите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям? üСпрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений. üПретворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.
Основные дела отряда готовятся по следующей схеме: üКоллективное планирование дела (высказываются предложения, составляется план реализации, организуется работа в микрогруппах 5 -7 человек). üОпределяются творческие группы, которые отвечают за тот или иной аспект реализации (оформление, написание сценария, работа актеров, режиссера), при этом важно, чтобы каждый ребенок был занят какойлибо деятельностью. üПроведение дела. üАнализ дела (устный, письменный, цветопись и т. д.). Наиболее предпочтителен анализ дела на вечернем огоньке в кругу, где каждый ребенок может высказать свои эмоции, отношение, оценку своей и чужой деятельности. Задача вожатого – сделать этот разговор открытым и продуктивным, снять чувство неудовлетворенности, помочь детям найти положительные моменты для каждого ребенка и для отряда в целом, наградить отличившихся и создать атмосферу «мы» .
Детское самоуправление в летнем лагере.
Особенности организации жизнедеятельности временных коллективов детей младшего школьного возраста.
Проблемы адаптации детей 6-8 лет непосредственно связаны с их возрастными особенностями. Так как дети младшего возраста нуждаются в большом внимании вожатого, в связи с этим крайне важно:
Уменьшить численность отряда;
Или увеличить количество взрослых, работающих с группой (на 10 детей – один взрослый).
Следует изменить распорядок дня за счет увеличения времени, отведенного на отдых и внутриотрядные дела.
Необходимо учитывать особенности работоспособности и концентрации внимания таких детей – лучше, если однообразные занятия не будут превышать временного интервала 25-30 минут. Вместе с тем, младшим детям рекомендована частая смена деятельности.
В соответствии с возрастными потребностями у детей 6-8 лет может быть увеличено время на индивидуальные занятия, постольку длительные общегрупповые игры и дела вызывают у них утомление или чрезмерное возбуждение. По этой же причине эти мероприятия следует проводить в первой половине дня, не нагружать вечерние часы.
Нередки для возраста 6-8 лет ночные страхи и появление энуреза как реакции на стресс. Такие проблемы также требуют вмешательства специалистов – врача и психолога. Воспитатель же может помочь ребенку, рассказав что-то приятное и успокаивающее перед сном, просто побыть рядом в это время. Для преодоления страхов хорошими терапевтическими играми являются игры «в прятки» и «Жмурки», рисование на тему «Страх» и «Как я побеждаю страх».
За основу работы со страхом можно взять принцип символического отреагирования. В качестве его форм бывают использованы сочинения – сказки, рисование на тему «Страх» и «Как я побеждаю страх». Выбор сказки является адекватным, так как «период сказки» существует у детей от 4 до 8 лет, в котором они верят, что сказка является реальностью.
Сказка, являясь фактором социализации, предлагает ребенку смыслы на различных уровнях, выраженные в обобщенной форме, помогает ребенку «открывать мир своего бессознательного», приводит в порядок свои чувства, т. е. Ее терапевтический эффект определен тем, что она позволяет отреагировать неосознаваемые проблемы, не травмируя ребенка.
У младших детей чаще наблюдается отсутствие навыков общения. Это является барьером для взаимодействия с другими детьми. Навыки такого общения можно сформировать с помощью игры в небольших группах (5-8 человек) или обратиться к детскому психологу за поведенческой психокоррекцией.
Условием для самоактуализации личности каждого ребенка, развития его лидерских качеств, способности повести за собой других Л.И.Маленкова называет такую форму организации взаимодействия в коллективе как детское самоуправление.
Действительно, в практике коллективного воспитания сложились и успешно применяются различные системы детского самоуправления: методика коллективной творческой деятельности И.П. Иванова, Школа самоопределения А.Н. Тубельского, воспитательная система школы В.А. Караковского, трехуровневая система школьного самоуправления Н.П. Капустина.
На основе указанных систем школьного самоуправления развиваются различные модели детского самоуправления временных детских коллективов. Значительный опыт по организации детского самоуправления в лагере накоплен Всероссийским Детским Центром «Орленок», к методическим материалам которого мы и обратимся. И.Н.Хуснутдинова, методист Методического отдела ВДЦ «Орленок», отмечает, что во временном детском коллективе существует несколько форм органов самоуправления:
1. Дежурный командир. Когда каждый ребенок один день исполняет обязанности командира. Дежурный командир переизбирается каждый вечер в орлятском кругу, на анализе дня или в конце «огонька». При такой системе почти все ребята из отряда побывают в позиции лидера, это важно для каждого подростка как признание: «меня выбрали, мне доверяют». Не только малыши, но и старшие ребята большое внимание уделяют атрибутам, в связи с этим у дежурного командира может быть галстук, значок, игрушка-символ, которая вешается на шею (на руку, на рукав). Дежурный командир уходящего дня подходит к любому из ребят в кругу (выбирает) и передает ему атрибут дежурного командира. Заранее можно договориться с ребятами в отряде и соблюдать условие - дважды не выбирать в командиры, а отдавать предпочтение тем ребятам в отряде, кто не был еще в позиции командира.
2. Постоянный командир. Командир, который выбирается в самом начале смены, в оргпериоде, и руководит работой отряда в течении всей смены. Командир - ϶ᴛᴏ организатор деятельности отряда, владеющий всей информацией, отвечающий за деятельность отряда. Он готовит вместе с вожатым ежедневный анализ дня, принимает участие в планировании. В оргпериод вожатый сначала объясняет функционал, а потом предлагает кому-либо из ребят в отряде помочь ему и попробовать свои силы).
3. Чередование традиционных поручений. Очень часто в отряде перечень ежедневных дел повторяется. Чтобы все дети во всех группах были включены во все виды деятельности, группы меняются поручениями через 3-5 дней по «вертушке» (чтобы распределить время всей смены, с одной стороны, и дать всем ребятам возможность проявиться в каждом деле, с другой). Чередуя поручения, ребята каждой группы в течение смены поработают по всем направлениям. Состав ребят внутри группы постоянный. В системе ЧТП кроме самого процесса деления на микрогруппы важно вместе с детьми обсудить и решить, какие именно группы должны быть в отряде, чтобы обеспечить все направления его деятельности. Это бывают информационная группа, досуговая, сюрпризная, спортивная, оформительская, дежурная. Досуговая группа занимается подготовкой и проведением дел в отряде, проведением музыкальных и игровых минуток, организует выходы в другие отряды и проведение совместных дел, может стать инициатором организации конкурсов, работать с отрядом младшего возраста͵ организовать творческую часть дежурства по столовой, экскурсию по лагерю, обеспечить досуговую часть в организации поездки.
Обязанности оформительской группы: оформление рубрик отрядного уголка; помощь досуговой группе в оформлении дел, выпуск стенгазет в отряде совместно с информационной группой; обучение ребят своего отряда и младших ребят оформительским умениям, организация конкурса на лучшее оформление комнаты, конкурса газет, изготовление оформления к дежурству по столовой, оформление отрядного места.
Информационная группа проводит информационные КТД, готовит материал для стенгазеты, выпускает листовки, радиопередачи, готовит информацию о событиях в мире для утренних информационных сборов, проводит информационные часы, обеспечивает рекламу, дел, событий и т.д.
Сюрпризная группа готовит сюрпризы-шарады к КТД, другим делам в отряде и лагере, сюрпризы именинникам, дела-сюрпризы, к примеру, концерт-молнию. концерт- сюрприз для малышей; сюрпризы-благодарности дежурным но столовой, сюрпризы соседнему отряду; утренние «минутки общей радости» для своего отряда сюрпризы вожатым, сотрудникам лагеря., шоферу, который везет отряд в поездку.
Спортивная группа берет на себя организацию и проведение зарядки, помогает физрукам в проведении спартакиады, мини-спартакиады внутри отряда, проводит в течение дня подвижные игры, «часы здоровья», помогает инструктору по туризму и организации и проведении туристической тропы, похода, может стать инициатором конкурса зарядки в отряде, между отрядами.
В обязанности дежурной группы входит подготовка отрядного места к сбору отряда, она отвечает за чистоту и порядок в комнатах, выполнение режима и проведение дел этого дня. Уборку отрядного места и территории, за организацию дежурства по территории, по столовой.
4. Творческие группы , связанные с подготовкой конкретных дел - ϶ᴛᴏ различные микрогруппы по интересам или группы, сформированные «под лидера», или референтные группы.
Микрогруппы по интересам (музыка, спорт, танцы, интеллектуальная деятельность и т.д.). Деятельность таких микрогрупп планируется советом командиров, в который входят командир отряда и командиры микрогрупп, примерно на неделю вперед, при этом определяются не только специфические дела каждой группы, но и формы участия ребят в других видах деятельности, решаются вопросы подготовки отряда к общелагерным делам. Ежедневно происходит конкретное планирование завтрашнего дня советом командиров и каждой микрогруппой. При крайне важности состав таких групп может немного измениться после оргпериода, когда ребята лучше смогут соотнести свои интересы и возможности лагеря.
Группы, сформированные «под дела» или «под лидера» работают, как творческие группы, участие ребят в других делах отряда определяется аналогично группам по интересам. Для педагога данный вариант сложнее, так как организационную деятельность отряда приходится планировать и реализовывать вне рамок этой структуры, но для детей это хорошая возможность реализовать свои желания, способности, добиться успеха и признания.
Группы, сформированные по симпатиям, или референтные группы, не всегда бывают эффективными в деятельности. Иногда их создают как временные на 4-5 последних дней смены: это помогает эмоционально «удерживать» ребят в предотъездньй период, кроме того, этими же группами готовятся итоговые дела отряда;
5. Игровые модели Для этой системы самоуправления характерно создание детской общности в подражание государственному устройству: с республиками, парламентами, прокурорами, полицией и т.д. Отличительная черта такого самоуправления – преобладание формы над содержанием.
Каждая из описанных форм способствует развитию организаторских качеств (см. Таблицу №1).
Форма | Действия педагога | Действия детей | Педагогический результат |
Постоянный командир | Обучение алгоритму планирования дня; обеспечение информационного пространства; совместное планирование дня; консультации | при планировании дня учитывают интересы всех членов коллектива; учатся планировать день; владеют информацией по дню, делам; организуют режимные моменты | Удовлетворение детских интересов; реализация опыта детей, их активной позиции; приобретение опыта самоуправления, самостоятельности |
Дежурный командир | Обучение алгоритму планирования дня; совместное планирование; консультации | Владение информацией по дню; учатся планировать день; организация режимных моментов | Погружение в активное обучающее пространство; приобретение опыта самоуправления, ответственности за временный коллектив; реализация опыта; самоконтроль; навыки общения; повышение самооценки; приобретение нового организаторского опыта |
Игровые модели | Создание игровой ситуации, её поддержка; Создание соответствующих структур управления игрой | Участие в игре | Погружение в активное обучающее пространство; реализация опыта ребёнка; активная позиция ребёнка; приобретение опыта самоорганизации, ответственности за коллектив |
Творческие группы | Обучение коллективному планированию; обучение различным вариантам организации и проведения дел; консультации | Планирование своей деятельности; умение организовывать подготовительную работу | Погружение в активное обучающее пространство через творческую работу; приобретение опыта организаторской деятельности; навыки аналитической работы; самоконтроль; реализация творческих возможностей |
Практически все системы детского самоуправления опираются на единые принципы:
1. Педагогическое руководство, обеспечивающее целенаправленное развитие детского самоуправления.
2. Предметность деятельности (есть деятельность - есть орган самоуправления).
3. Единое планирование как основа механизма включения в организацию коллективной жизни всех участников педагогического процесса.
4. Выборность органов самоуправления.
5. Сменяемость функций руководства и подчинения, видов деятельности
6. Построение самоуправления снизу вверх, а не наоборот.
7. Участие всех детей в системе самоуправления (принцип демократизма).
8. Согласие: разногласия бывают лишь до принятия решения, а после - действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.