Це ́нности «ве ́чные»
1. Базирующиеся на добре и разуме, истине и красоте, миролюбии и человеколюбии, трудолюбии и солидарности мировоззренческие идеалы, нравственные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноценного существования и развития каждой отдельной личности.
2. Благополучие близких, любовь, мир, свобода, уважение.
3. Жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром.
4. «Золотое правило нравственности» - не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.
5. Истина, красота, справедливость.
6. Мир, жизнь человечества.
7. Мир и дружба между народами, права и свободы личности, социальная справедливость, человеческое достоинство, экологическое и материальное благополучие людей.
8. Моральные требования, связанные с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности.
9. Основные законы, существующие в большинстве стран (запрет на убийства, воровства и т.п.).
10. Религиозные заповеди.
11. Сама жизнь, проблема её сохранения и развития в природной и культурной формах.
12. Система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится в любом типе культуры в качестве ценностей.
13. Ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение.
14. Ценности моральные, существующие теоретически и являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Пояснения:
Ценности общечеловеческие являются наиболее общими. Они выражают общие интересы человеческого рода, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Универсальность и неизменность Ценностей общечеловеческих отражает некоторые общие черты классовой, национальной, политической, религиозной, этнической и культурной принадлежности.
Ценности общечеловеческие представляют собой определённую систему важнейших материальных и духовных ценностей. Основными элементами этой системы являются: природный и социальный мир, нравственные принципы, эстетические и правовые идеалы, философские и религиозные идеи и другие духовные ценности. В Ценностях общечеловеческих соединяются воедино ценности общественной и индивидуальной жизни. Они образуют ценностные ориентации (определяющие социально допустимое) как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закреплённые социальной практикой или жизненным опытом человека.
В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные и субъектные Ценности общечеловеческие.
Идея приоритета Ценностей общечеловеческих является ядром нового политического мышления, знаменующего переход в международной политике от вражды, конфронтации и силового давления к диалогу, компромиссам и сотрудничеству.
Попрание Ценностей общечеловеческих рассматривается как преступление против человечности.
Проблема Ценностей общечеловеческих драматически возобновляется в эпоху социального катастрофизма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. В Новое и Новейшее время неоднократно предпринимались попытки полного отрицания Ценностей общечеловеческих или выдачи за таковые ценностей отдельных социальных групп, классов, народов и цивилизаций.
Другое мнение: Ценности общечеловеческие - это абстракции, диктующие людям нормы поведения, которые в данную историческую эпоху лучше других отвечают интересам того или иного человеческого сообщества (семьи, класса, этноса и, наконец, человечества в целом). Когда история даёт возможность, каждое сообщество стремится навязать всем остальным людям свои собственные ценности, представляя их в качестве «общечеловеческих».
Третье мнение: словосочетание «Ценности общечеловеческие» активно используется в манипуляции общественным мнением. Утверждается, что, несмотря на различие национальных культур, религий, уровня жизни и развития народов Земли существуют некие одинаковые для всех ценности, следовать которым должны все без исключения. Это миф (выдумка), дабы создать иллюзию в понимании человечества как некоего монолитного организма с единым для всех народов путём развития и способами достижения
своих целей.
Во внешней политике США и их сателлитов разговоры о защите «Ценностей общечеловеческих» (демократия, защита прав человека, свобода и т.д.) перерастают в открытую военную и экономическую агрессию против тех стран и народов, которые хотят развиваться своим традиционным для них путём, отличным от мнения мирового сообщества.
Абсолютных Ценностей общечеловеческих не существует. Например, даже если взять такое базовое право, прописанное во Всеобщей декларации прав человека ООН, как право на жизнь, то и тут можно найти достаточно примеров различных мировых культур, в которых жизнь не является абсолютной ценностью (в древности - большинство культур Востока и многие культуры Запада, в современном мире - культуры, основанные на индуизме).
Другими словами, термин «Ценности общечеловеческие» - это эвфемизм, прикрывающий стремление Запада к навязыванию нового мирового порядка и обеспечению глобализации экономики и мультикультурализма, что в конечном итоге позволит стереть все национальные различия и создать новую расу общечеловеческих рабов, служащих во благо избранных (надо отметить, что и представители так называемого золотого миллиарда ничем от таких рабов отличаться не будут).
Четвёртое мнение: отношение к понятию варьируется от полного отрицания существования «Ценности общечеловеческие» до постулирования их конкретного списка. Одной из промежуточных позиций является, например, идея о том, что в условиях современного мира, где никакое сообщество людей не существует изолированно от других, для мирного сосуществования культур некоторая общая система ценностей просто необходима.
Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности
Основу культуры личности составляет ее отношение к общечеловеческим ценностям. Термин «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как субъективные ценности, выступая ориентирами деятельности человека. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений.
Предметные и субъективные ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру. В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми.
Каждая исторически конкретная общественная формация характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии, которые признаются данным обществом и социальной группой. Усвоение этих критериев на личностном уровне составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Системы ценностей формируются и трансформируются в разные периоды жизни общества. Ценности отличаются своей направленностью. Некоторые из них сохраняют свое значение в разные исторические периоды. Так, эстетические ценности античности остались значимыми и после гибели породившей их цивилизации. Гуманистические и демократические идеалы эпохи Просвещения также сохранили свою значимость.
Важным элементом ценностных отношений в обществе является система ценностных ориентации личности.
Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентации - политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они определяют направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.
Развитие ценностных ориентаций - признак зрелости личности, показатель меры ее социализации. Устойчивая совокупность ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и принципов, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентации - признак инфантилизма.
В современном мире существуют различные системы ценностей. Например, системы ценностей, характерные для французского общества: религиозные (благотворительность, самопожертвование, целомудренность и др.); личностные, созданные человеком, - экономические (право на труд, свободный выбор профессии, защиту от безработицы, справедливое вознаграждение и др.), демократические (чувство дружбы, право быть свободным от дискриминации по признаку расы, национальности, пола, языка, религии, происхождения и др.), здорового карьеризма (в лучшем смысле этого слова), социальные (право на уровень жизни), политические (стремление к власти, влиянию на других), эстетические (чувство прекрасного и т.д.).
Американская исследовательница П. Уайт выделяет «гражданские добродетели»: надежду и уверенность, мужество, самоуважение и самопочитание, дружбу, доверие, честность, порядочность, воспитание гражданственности.
Английские исследователи определяют следующие группы ценностей: ценности свободы, равенства и рациональности; духовные ценности как интегративное качество (отношение к миру); моральные ценности (добра и зла); экологические ценности, гражданственность; ценности здоровья, искусства, здорового образа жизни.
В.А. Караковский, директор одной из московских школ, обосновывает следующий набор ценностей: земля - как общий дом человечества, земля людей и живой природы; отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками; семья - естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности; труд - основа человеческого бытия; знания - результат разнообразного труда, прежде всего творческого; культура - богатство, накопленное человечеством; мир - согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования Земли и человечества; человек - абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания.
Современные отечественные педагоги (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, В.А. Караковский и др.) утверждают, что общечеловеческое не отрицает национальное, а, напротив, обнаруживает себя в нем. Именно в форме национального впервые реализуется все то уникальное, неповторимое, что впоследствии обретает общечеловеческий статус.
Общечеловеческие ценности выше национальных, потому что они признаются большинством людей во всех странах мира. К общечеловеческим ценностям гуманистическая педагогика относит также: права человека, признание человека высшей ценностью, уважение к личности ребенка, его достоинству; свободу человека; защиту прав ребенка на свободу и развитие; утверждение демократических принципов в воспитании и образовании. Права и свобода человека - общечеловеческие ценности, потому что они выражают общие интересы человечества, сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Научиться уважать, ценить и беречь созданное всеми народами - это значит осознать и принять общечеловеческие ценности, понимаемые как единство национального и интернационального.
В современном обществе среди ценностных ориентации отечественные исследователи выделяют ценностные отношения к Родине, к своему народу, его традициям, языку, культуре, обычаям, к родной природе; жизни (включает в себя право на жизнь каждого человека, уважительное и бережное отношение к любым проявлениям жизни, осмысленную жизненную позицию); самому себе, к своим личным нравственным качествам (честность и правдивость, скромность, нравственная чистота и другие); родителям, родственникам, детям; к природе как основе гуманистических отношений; труду как важнейшей нравственной ценности.
В актовой лекции, прочитанной 18 ноября 1997 г. В Санкт-Петербургском университете, Н.Д. Никандров, Президент Российской академии образования, предложил следующую классификацию ценностей: ценность жизни, ценности семьи (духовная близость, близость физическая, дети, родители и т.д.), ценности образования и культуры, труд как ценность, идеология и политика как ценности.
Утверждение гражданских, гуманистических ценностей в обществе, формирование свободной личности, осознающей взаимозависимость своих прав и обязанностей, имеющей гражданскую позицию, во многом зависит от системы воспитания и образования. Развитие ценностных ориентации, в которых отражаются особенности времени, дает возможность каждому человеку ощущать себя гражданином планеты, человеком мира.
Осознание общечеловеческих ценностей возможно при формировании идей, чувств, представлений, направленных на общество; ориентации на сочетание национальных и общечеловеческих ценностей; изучении прав человека, обязанностей по отношению к обществу и другим людям; понимании единства прав и обязанностей гражданина; воспитании гражданских чувств и поведения; развитии независимости суждений, чувства сопереживания.
Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания.
С каждым годом общество все дальше отходит от духовных ценностей, которые исконно считались общечеловеческими, все более важными становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Между тем, без формирования у подрастающего поколения общечеловеческих моральных ценностей, общество становится разобщенным и вырождается.
Что такое общечеловеческие ценности?
Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.
Общечеловеческие ценности направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества. Если в процессе самопознания людей отсутствовало влияние общечеловеческих ценностей, в обществе оправдываются акты насилия, процветают враждебность, поклонение «денежному тельцу», рабство.
Носителями общечеловеческих духовных ценностей являются некоторые . Чаще всего они известны множеству людей даже спустя много лет после смерти. Российская земля вырастила множество таких личностей, среди которых можно упомянуть Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Матрону Московскую, Льва Николаевича Толстого, Михаила Ломоносова и многих других. Все эти люди несли добро, любовь, веру и просвещение.
Очень часто общечеловеческими ценностями являются предметы искусства. Стремление к красоте, желание проявить свою уникальность, познать мир и самого себя пробуждают в человеке жажду творить, изобретать, конструировать, создавать что-то совершенно новое. Даже в первобытном обществе люди рисовали, создавали скульптуры, украшали дома, сочиняли музыку.
К общечеловеческим ценностям также относятся чувство долга, человеческое достоинство, равенство, вера, честность, долг, справедливость, ответственность, поиск истины и смысла жизни. Умные правители всегда заботились о поддержании этих ценностей – развивали науку, строили храмы, заботились о сиротах и стариках.
Воспитание детей на общечеловеческих ценностях
Общечеловеческие ценности не являются врожденными – они приобретаются в процессе воспитания. Без них, особенно в условиях глобализации современного общества, любому человеку легко потерять свою индивидуальность, духовность и мораль.
Воспитанием детей в основном занимаются семья и образовательные учреждения. Роль и тех, и других для ребенка колоссальна, исключение из воспитания любого из звеньев приводит к плачевным последствиям. Семья традиционно является источником таких нравственных ценностей, как любовь, дружба, верность, честность, забота о старших и т.д. Школа – развивает интеллект, дарит ребенку знания, помогает в поисках истины, учит творчеству. Роли семьи и школы в воспитании обязательно должны взаимодополнять друг друга. Вместе они должны давать ребенку знания о таких общечеловеческих ценностях, как ответственность, справедливость, патриотизм.
Основная проблема с общечеловеческими моральными ценностями в современном обществе происходит из-за того, что до сих пор подыскивается альтернатива воспитанию, принятому в советских школах. Оно, конечно, имело свои недостатки (авторитаризм, излишняя политизация, стремление к показухе), однако имело и значительные преимущества. В семье же современное подрастающее поколение часто предоставлено самому себе из-за высокой занятости родителей.
Помочь сохранить непреходящие ценности помогает церковь. Ветхозаветные заповеди и проповеди Иисуса полностью отвечают на многие вопросы христиан, затрагивающие мораль. Духовные ценности поддерживает любая официальная религия, именно поэтому они и являются общечеловеческими.
Общечеловеческие ценности
- это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Ценности «вечные»:
1. Базирующиеся на добре и разуме, истине и красоте, миролюбии и человеколюбии, трудолюбии и солидарности мировоззренческие идеалы, нравственные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноценного существования и развития каждой отдельной личности.
2. Благополучие близких, любовь, мир, свобода, уважение.
3. Жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром.
4. «Золотое правило нравственности» - не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.
5. Истина, красота, справедливость.
6. Мир, жизнь человечества.
7. Мир и дружба между народами, права и свободы личности, социальная справедливость, человеческое достоинство, экологическое и материальное благополучие людей.
8. Моральные требования, связанные с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности.
9. Основные законы, существующие в большинстве стран (запрет на убийства, воровства и т.п.).
10. Религиозные заповеди. Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.
11. Сама жизнь, проблема её сохранения и развития в природной и культурной формах.
12. Система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится в любом типе культуры в качестве ценностей.
13. Ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение.
14. Ценности моральные, существующие теоретически и являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Общечеловеческие ценности делят на несколько видов
:
1.Культурные.
2.Социальные.
3.Нравственные.
Культурные ценности
- это достояние определённой этнической, социальной, социографической группы, которые могут быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов искусств.
Культурные ценности человека
:
-Литература - как основной накопитель бесценного опыта поколений
-Религия - религиозные или заменяющие их идеологические (в том числе политические) убеждения, которые являются основными составляющими повседневной жизни человека, в том числе формирующими его внутреннюю культуру.
-Искусство - всё то, что даёт одному человеку выразить себя, а другому - через познание творчества другого вырасти духовно. Это очень сложные аспекты культуры.
Итак - литература, религия, искусство - являются формирующими частями внутренней культуры личности. Они же являются основными ценностями, без которых само существование культуры либо невозможно, либо представляется маловероятным.
Социальные ценности
- это мир внутренних устремлений, незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека; жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть.
В систему ценностей социальных ценностей субъекта могут входить различные ценности
:
-смысложизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
-универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
-ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
-ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
-демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.
На основе социальных ценностей формируются социальные нормы. Социальная норма (от лат. norma — правило, образец, мерило) — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Виды социальных норм: обычаи, традиции, ритуалы, нормы морали, правовые и религиозные нормы.
Высшие нравственные ценности человека
:
-Взаимопомощь - стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим.
-Милосердие - отказ от осуждения и готовность помочь ближнему.
-Сострадание - Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека; снисхождение к слабому, увечному, больному.
-Честность - еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека - это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи - ложь во спасение.
Отсюда ясно, что ценностями любой человек может считать чуть ли не что угодно, и спорить по поводу многих индивидуальных ценностей совершенно бесполезно (о таких ценностях, как и «о вкусах не спорят»). А вот насчет общечеловеческих можно и нужно и спорить, и обосновывать, тем более, что в этом вопросе существует много надуманного, необоснованного, голословного.
Многие авторы общечеловеческими ценностями считают некоторые моральные (может, точнее сказать: морально-религиозные?) принципы, нормы, понимая под ними в том числе заповеди Моисея. Но ведь известно, что эти и им подобные заповеди никогда не являлись и не являются общепризнанными и абсолютным стандартом для всех людей и государств.
Другие утверждают, что общечеловеческими ценностями являлись и являются вера (видимо, религиозная), демократия, закон и правопорядок, справедливость, гуманизм, свобода, любовь, семья, смысл жизни, долг, ответственность, честь, достоинство, совесть, благородство, милосердие, сострадание и т.п. Здесь эйфория, явный утопизм, маниловские мечтания, поскольку авторы совершенно бездоказательно пытаются выдать частные ценности за общечеловеческие. А они не являются ни общепризнанными, ни общесущими среди людей. Тем более, что было и есть множество человеконенавистников, шовинистов, мизантропов, бирюков, бессовестных, бесчестных людей, милитаристов (агрессоров), диктаторов, убежденных холостяков, тунеядцев и т.п.
Что же, например, конкретные авторы относят к общечеловеческим ценностям? Нужно, сказать, что обычно термины «общечеловеческие ценности» и «абсолютные ценности», а иногда и термин «высшие ценности» ими употребляются как синонимы. Но судите сами на примере идей ряда авторов.
Так, выделив три этапа в развитии философии (VII, VI в.в. до н.э. - XVI в. н.э.; XVII в. - 60-е г.г. XIX в.; 2-я половина XIX в. - XXI в.), Г.П. Выжлецов заявляет, что высшими ценностями их были соответственно БЛАГО, СЧАСТЬЕ (в том числе свобода «от»), СВОБОДА («для» или духовная) [см.: 12, с.63-65]. На наш взгляд, это - явная редукция (упрощение). Кроме этого, тот же автор высшими ценностями называет веру, любовь и красоту [см.: там же, с.24], а также добро, справедливость, мир, полезность [см.: там же, с.25].
Самую многочисленную совокупность ценностей, разделенную на группы объявляют, А.О. Бороноев и А.О. Смирнов: «Признание в нас личностей со стороны сограждан, соплеменников сопряжено с удостоверением в нас носителей ценностей. Выделяется пять их групп: социально-целевые (Святость, Духовность, Знание, Мастерство, Дело, Слава, Власть, Богатство); социально-инструментальные (Право, Свобода, Справедливость, Солидарность, Милосердие); персонально-инструментальные (Жизнь, Здоровье, Сила, Ловкость, Красота, Ум); субъективно целевые (Вещество, Энергия, Пространство); общечеловеческие (Мыслящий дух, Общество, Человек)» [Цит. по: 20, с.16].
Многое из неотнесенных к общечеловеческим ценностям другие авторы, как сейчас убедимся, включают в их число.
Согласно Е.М. Удовиченко, «К базовым (фундаментальным) обычно относят так называемые общечеловеческие ценности: это жизнь и смерть, добро, истина, красота, любовь, смысл жизни, честь, благородство, достоинство, свобода, самоценность каждой личности» . Кроме этого в качестве сущностных, которые «можно определить как ценности из ценностей», автор называет «смысл жизни, отношение к человеку как цели (самоценность личности), нравственную свободу» [см.: там же, с.3].
Отнесение смерти к числу ценностей (а тем более - общечеловеческим) является, по меньшей мере, весьма спорным. Она не может быть общечеловеческой ценностью, ибо абсолютное большинство людей отрицательно относилось и относится к ней, боится ее, не желает себе смерти.
«Скромнее» выглядит Б.Л. Назаров в перечислении ценностей: «Права человека, как и право в целом, ...восходят к категории общечеловеческих ценностей. ... Для общечеловеческих ценностей характерны понятия абсолютного добра и зла, красоты и т.д.» .
По мнению Д.А. Леонтьева, « ... общечеловеческие, «вечные» ценности (истина, красота, справедливость) ...» .
Г.П. Выжлецов выделяет высшие ценности в соответствии с уровнями в целостной структуре ценности вообще (с уровнями «идеала», «нормы» и «значимости»): веру, любовь, красоту; добро, справедливость, мир и полезность . Кроме того, он пишет: «Главной духовной ценностью, определяющей жизнь человека в обществе и в государстве, является совесть» [см.: там же, с.30].
В.В. Ильин считает, что «гуманитарность - высшая ценность бытия, фиксирующая благородство в устремлениях, существенное и смысложизненное», что «...высшая ценность социального порядка - человеческое развитие, исчисляемое показателями - продолжительность жизни, грамотность..., паритет покупательной способности» и что «Идеалы - высшие ценности...» .
Считая, что высшие ценности не постоянны, А.К. Рычков и Б.Л. Яшин в отношении разных эпох для России утверждают: «Россия Николая Второго: феодально-капиталистические отношения, высшие ценности общества - Вера, Царь и Отечество. Советская Россия: социалистические отношения, высшие ценности (по крайней мере, декларируемые) - народовластие, социальное равенство, коммунизм. Современная Россия: капиталистические отношения, высшие ценности - свобода, демократия, материальное богатство» .
В своей двухсотстраничной книге Ю.А. Шрейдер не посчитал нужным (а, может быть, просто оказался неспособным?) дать хоть какое-то определение, хоть какую-нибудь дефиницию понятия «ценность», но тем не менее пишет о ряде общечеловеческих ценностей, в том числе о том, что «Св. Фома Аквинский говорит о двух ценностях, на которые должно ориентироваться человеческое поведение. Первая ценность - это спасение души и достижение возможности созерцать Бога как высшее благо. А вторая ценность - это благо других людей» . Кроме этого он объявляет честность, порядочность, справедливость общечеловеческими ценностями, ведущими свое происхождение от ветхозаветных заповедей, спасение души абсолютной ценностью, свободу - одной из высочайших ценностей, способность находить разумный компромисс с людьми фундаментальной этической ценностью . Все эти идеи автор не объясняет и не доказывает, поскольку придерживается ортодоксальной теологической точки зрения, считая, что «человек сотворен по образу и подобию Бога», его моральное поведение, свободный выбор подчинены Богу, что высшая ценность - Бог. .
Философия русского религиозного ренессанса, - отмечает Г.П. Выжлецов, - «... раскрыла в общечеловеческих ценностях их духовное содержание как внутреннюю основу человеческого всеединства. Увидев ценностные начала человеческого бытия не в познающем разуме, пусть и в мировом, а в божественной духовности, русские философы (от В.С. Соловьева до Н.О. Лосского) показали глубинную взаимосвязь и органическое единство великой триады XX века: Дух - Свобода - Личность» .
Итак, что же мы видели? Уникальную разноголосицу оригинальных мнений . Почему же такое происходит?
Видимо, из-за царящего в литературе значительного разнобоя, а иногда и недостаточной четкости в определении понятия «ценность» и в отграничении его от понятия «ценностная ориентация» и получается вот такой раздрай в выделении общечеловеческих (абсолютных, высших) ценностей. Кроме того, свое влияние оказывают и философские воззрения, политические убеждения, религиозные верования или отсутствие таковых, личные предпочтения авторов.
Но главная причина такого разногласия в том, что авторы относят те или иные явления к общечеловеческим (абсолютным, высшим) ценностям по принципу «мне так кааца (кажется)», т.е. чисто декларативно, бездоказательно, безосновательно, не выводя логически их из соответствующих оснований.
А вот эти мысли А.К. Рычкова и Б.Л. Яшина о высших ценностях, на наш взгляд, и интересны, и верны: «в системе ценностей любого человека есть ценности, которые он признает как высшие ценности. Для одного человека высшими ценностями являются Бог, вера и связанные с ними религиозные ценности. Для другого высшая ценность - «золотой телец», материальное богатство, ради которого он готов на обман, на подлость и даже на убийство. Для третьего высшею ценностью являются Свобода, Справедливость и Демократия. Для четвертого - это научная истина, которая для него не только дороже дружбы, но может быть дороже и собственной жизни» . Да, это так, ибо, во-первых, в данном случае речь идет, определенно, не об общечеловеческих ценностях, а об индивидуальных, а, во-вторых, слова «для... человека высшими ценностями являются» можно понимать как-то, что речь идет о подлинных ценностях, так и то, что этот человек ошибочно что-то принимает за высшие ценности (понимая, скорее всего, под «высшими» - «наиболее важные»).
Сторонники ряда философских учений, объявляя некоторые ценности абсолютными и высшими, «выводят» это из врожденного (априорного) характера идей или из Универсума, Мирового Духа, Бога. Совершенно неизвестно и непонятно, где в каком мире, каким образом существуют как таковые ИСТИНА, БЛАГО, ДОБРО и т.п., как, когда пролезли априорные идеи в наше сознание или кто их в него внедрил. Все это, как и Бог, может быть и является лишь предметом веры, предположения, допущения, домысла, поэтому доказать, обосновать все это невозможно. В отношении других ценностей, реально и естественно существующих, но именуемых некоторыми авторами абсолютными и высшими, сказываются, видимо, политические, нравственные и другие убеждения и предпочтения авторов, склонных слишком их идеализировать и преувеличивать место и роль тех или иных ценностей.
Но дело не в этом, а в том, годятся ли термины «абсолютный» и «высший» для характеристики ценностей и их видов?
Выше мы показали, что термином «высший» (а значит, и «средний» и «низший») некорректно называть те или иные ценности. На наш взгляд, если уж подразделять ценности по их месту и роли, то лучше их делить на более и менее социально или индивидуально важные, существенные в четко определенных аспектах или ситуациях, обстоятельствах.
А насчет абсолютных?
ИСТИНА, ДОБРО, БЛАГО... Где они? «Вообще»? Вообще, самих по себе их нет и быть не может. Они всегда по отношению к чему-то, кому-то, они всегда чьи-то, они у людей, общества, человечества, они в них, в их связях, отношениях.
БОГ... Он постольку Бог, поскольку есть Мир, как считается, сотворенный и управляемый Им. Без отношения к Миру и с Миром Бога быть не может, и все рассуждения о Боге, Его всемогуществе, всемудрости и других суперкачествах безотносительно к Миру полностью теряют смысл.
Итак, как мы выше обосновали, нет абсолютных ценностей, как нет и абсолютных истин. Но в общечеловеческих ценностях есть абсолютный момент (момент! ), представляющий собой то, что в них - постоянное, устойчивое, сохраняющееся во времени и пространстве и находящееся в единстве с их относительным моментом , т.е. с тем, что в них видоизменяется, конкретизируется.
В настоящее время многими отечественными авторами, авторами других стран СНГ всячески третируются идеалы и нормы социалистической и коммунистической морали и восхваляются нравственные нормы православной религии при пропагандистском демагогическом декларировании толерантности. Но, позвольте, давайте возьмем «Моральный кодекс строителя коммунизма». Каким бы ни было утопическим, авантюрным заявление «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», но из тринадцати пунктов (принципов) этого кодекса, десять совершенно не противоречат религии и нормам, идеалам, принципам сáмого демократического общества:
Добровольный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;
Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами [см.: 31, с.411].
Но одно дело Священное писание, а другое - установившийся в конце XX века социально-политический строй в абсолютном большинстве бывших стран Социалистического Содружества с идеологией правящих сил, которые исповедуют, навязывают обществу, претворяют в жизнь совсем другие морально-политические принципы, насаждая через СМИ, учебные заведения, литературу, формы развлечения и т.д., в своих странах принципы частнособственнического индивидуализма, эгоизма, элитаризма, вседозволенности, национализма, погони за богатством, стяжательства, жестокой конкуренции и т.п. И многие религиозные деятели втягиваются в новую систему, начинают служить ее принципам. Вот и получается: часть населения (в основном, зрелого и пожилого возраста) продолжают жить приверженцами прежних ценностей, другая (в основном, молодые люди) восприняли навязанную «сверху» систему принципов «дикого буржуазного общества», а третья часть (остальные), дезориентированная, в разных вариантах компилирует ценности из той и другой системы.
На заседании Государственного Совета 26 декабря 2006 года Президент РФ В.В. Путин особо отметил: «Идеологический вакуум, образовавшийся после крушения социалистической идеологии заполняется и он обязательно будет заполнен. Но будет заполнен либо экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной поддержке общегуманистическими, общечеловеческими ценностями».
Ну, во-первых, насчет «крушения» - это явное выдавание желаемого за действительное, ибо эта идеология доминирует в ряде стран, является государственной (например, в таких странах, как КНР, СРВ, КНДР, Куба). Во-вторых, несмотря на все потуги западной пропаганды, официальных СМИ РФ, отечественных священнослужителей, бывших скрытых врагов Советской власти, всех «обиженных» ею масса взрослого населения в нынешней России в той или иной степени предпочитает именно социалистическую идеологию, проголосовав на конкурсе "Имя Россия" за кандидатуры И.В. Сталина и В.И. Ленина, которые из 50-ти кандидатур получили соответственно 3-е и 10-е места. В-третьих, почему такая жесткая альтернатива: либо экстремизм, национализм, либо общечеловеческие ценности? А разве нет «третьего»? Например, «ценности» нынешних хозяев России, «новых русских», новоиспеченных господ: «для меня все средства годятся», «после нас хоть потоп», «патриотизм - фикция», «родина там, где мне хорошо» и т.п.? А пропаганда на экранах, на сценах, в СМИ «ценностей» насилия, садизма, разврата и т.п.? А антитолерантность во взаимоотношениях служителей разных конфессий друг к другу? И т.д.
а) Догматы, заповеди соответствующего Священного Писания (например, 10 заповедей Моисея в христианстве);
б) ту или иную совокупность моральных норм (в том числе запретов, включая так называемое «Золотое правило»);
в) ряд свобод и прав личности.
Первое неубедительно, поскольку в разных вероисповеданиях заповеди не совпадают, к тому же они не являются значимыми для неверующих и атеистов. А если взять фактическую сторону? Сколько в мире воров, грабителей, насильников, совратителей, любовников чужих жен, пользователей проституток, завистников, детей, ненавидящих своих родителей - «по совместительству» являющихся верующими!
Второе тоже не годится на роль общечеловеческих ценностей. Ну, много ли в прошлом было и ныне есть политиков, предпринимателей, деятелей большого спорта, искусства и т.д., которые искренне придерживались и ныне придерживаются «Золотого правила морали» и следовали ему?! А других гуманных моральных норм?! Недаром считается, что «политика - это грязное дело». А разве предпринимательство, большой спорт, нынешнее искусство, журналистика, судопроизводство - чистое, во всем и всегда добропорядочное?
Третье - это не более чем идеал. Правами и свободами пользовались и пользуются как реальными в лучшем случае только те, кто имел и имеет богатство и власть.
Как бы оправдывая правомерность безаппеляционности объявления разными авторами тех или иных явлений, феноменов, предметов общечеловеческими ценностями, Г.П. Выжлецов пишет: «...ценности логически и научно доказать невозможно» . По нашему убеждению, если аксиология может претендовать на научность, то все в ней должно быть доказанным, обоснованным.
Вот мы и постараемся обосновать нашу точку зрения на общенаучные ценности.
Итак, значительная разноголосица по вопросу об общечеловеческих ценностях получается, прежде всего, из-за недостаточной определенности смысла терминов «общечеловеческое» и «ценность», а отсюда и содержания понятия «общечеловеческая ценность».
Согласно логике как науке, прежде чем о чем-либо рассуждать, спорить, что-то доказывать, опровергать, критиковать и т.п., нужно выяснить смысл терминов, словосочетаний, выражений, содержание понятий, которые будут использоваться в этих мыслительных процессах. Давайте попытаемся выяснить и условимся, что называть «общечеловеческим» и что значит «общечеловеческая ценность». Далее выявим, каковы основные типы общечеловеческих ценностей, почему именно они являются таковыми, каковы соотношения и связи между ними.
Поскольку аксиологическая деятельность напрямую зависит от познавательной, то ценностями не может быть то, что непостигаемо нашим мышлением, что является нереальным, невозможным, неосуществимым, недостижимым, несбыточным, мнимым, фантастическим, утопическим, химерическим и т.п.***
По поводу смысла термина «общечеловеческое» нужно иметь в виду, как минимум три взаимосвязанных аспекта:
1) общечеловеческое (в смысле: общелюдское) как то, что касается каждой нормальной личности (от первобытного человека до современного, от ребенка до пожилого);
2) общечеловеческое как то, что представляет собой абсолютную, вечную, непреходящую надобность и важность для человечества в целом (т.е. как не суммативному, а целостному, системному образованию);
3) общечеловеческое как то, что непременно должно быть в центре внимания каждого государства и его многогранной политики.
С учетом этих аспектов определим понятие «общечеловеческие ценности» следующим образом. Общечеловеческие ценности - это реальные *** для людей, универсальные, непреходящие, непротиворечащие правовым законам и нравственным принципам и нормам, материальные и духовные средства, способы, условия, могущие удовлетворять и удовлетворяющие человеческие материальные и духовные потребности, а значит, непременно являющиеся надобными, желанными, имеющие извечную существенную значимость для каждой личности, для человечества в целом, для любого государства, выражающего существенные интересы общества своей страны и ее граждан.
Поскольку такие ценности у всех личностей, человечества, всех государств (обществ), несмотря на их взаимосвязи, взаимодействия все же имеют существенные особенности, мы считаем, что необходимо различать три типа общечеловеческих ценностей: 1)общелюдские ценности; 2)ценности человечества; 3)общегосударственные ценности.
Исходной среди них является система общелюдских ценностей.