Наталья Говорова
Время на чтение: 14 минут
А А
На сегодняшний день осталось мало людей, кому незнакомо такое слово как «сноубординг». Сноубординг – это разновидность зимнего спорта. Суть его заключается в скоростном спуске по заснеженным склонам на специальной сноубордной доске, которая в сущности как одна большая широкая лыжа. Не так давно этот вид спорта включили в программу Олимпийских игр, поэтому его можно назвать молодым. Любят его также больше молодые телом и духом люди, с экстремальными наклонностями. Ведь благодаря доске можно такие пируэты выдавать, что дух захватывает. На современных курортах пропорции лыжников и сноубордистов уже примерно 50 на 50, тогда как вначале при появлении этого направления, не все его поняли и приняли, а тех, кто катался на досках, долго ущемляли в правах, к примеру, не пускали на подъёмники и горные трассы.
Хотите кататься на сноуборде — с чего начать?
Итак, Вы загорелись желанием научиться кататься на сноуборде. Желание желанием, но что нужно еще для этого? Одного только сноуборда явно недостаточно для полноценного катания. Внимание нужно уделить не только выбору доски, но также и удобной и защитной одежды, специальных креплений, и главным образом — обуви.
Не стоит сразу же покупать первый увиденный. Знающие специалисты советуют присмотреться, чем пользуются умелые сноубордисты, можно даже попросить у них совета. В общем, подойдите к покупке со всей серьезностью, от этого зависит не только качество Вашего катания, но и безопасность. При выборе своего сноуборда Вам предварительно нужно определиться, каким стилем Вы хотите кататься.
Их несколько:
После того, как Вы определитесь со стилем катания, можете приступать к выбору сноуборда. Здесь нужно руководствоваться еще несколькими параметрами, в зависимости от выбранного стиля. Например, такие критерии как длина и ширина, форма и конструкция, жесткость и материал, использованный при изготовлении доски.
Цена сноубордов варьируется от 250 до 700 долларов, в зависимости от сложности изготовления и материалов. Если Вы решитесь купить доску, бывшую в употреблении, то в обязательном порядке подвергните её тщательному осмотру: не должно быть никаких пузырей, порезов, царапин, нарушений целостности окантовки, следов клея, надломов.
Крепления и ботинки для сноуборда — какие лучше? Советы.
После того, как сноуборд выбран, можно приступить к подбору следующих, не менее важных деталей – креплений и ботинок.
Освоив из предыдущих двух уроков навыки становления езды на переднем и заднем канте сноуборда , осталось научиться качественной перекантовке на нем. Третий урок сноуборда будет достаточно коротким – ведь все, что необходимо для перекантовки на сноуборде – это знание физики самого процесса. Чтобы сойти с канта, его необходимо для начала разгрузить.
Существует три основных способа как это сделать. На практике, чаще всего, используются лишь первые два. Истинный толк в этой технике знают лишь опытные карверы – любители жесткого сноуборда. У них здесь есть чему научиться.
Первый способ разгрузить кант называется разгрузкой вверх
Это способ разгрузки канта зачастую совершенно случайно изучают начинающие сноубордисты, вот только потом перестают его использовать – зря. Представим ситуацию, сноубордист скребет на склоне задним кантом, постепенно, он начинает разворачивать сноуборд носом к низу склона. В определенный момент сноубордист достигает точки, когда он едет относительно склона практически по идеально ровному вектору. Дальнейший разворот на заднем канте невозможен, ведь тогда задний кант окажется впереди новичка, что грозит ему 100% падением. Для того, чтобы продолжить разворот, сноубордисту необходимо перекантоваться, начать новую дугу. Для это, согнутые все время колени необходимо распрямить так, как обычно мы это делаем при попытке подпрыгнуть – в момент, когда ноги почти выпрямлены, задний кант, полностью разгружается – нагрузки на него больше нет. Вот теперь сноубордист может смело давить на доску носками ботинок. Когда инерция легкого прыжка закончит тянуть тело спортсмена вверх, кант снова загрузится, но так как, сноубордист изменил точки опоры, загрузится теперь именно передний кант. При дальнейшем развитии этой техники перекантовки на сноуборде, она станет незаменимой во время катания в пухляке. Ведь иногда, чтобы сменить давление на доску в сильно заснеженных условиях, недостаточно просто надавить на кант, нужен сильный прыжок, толчок, который выбросит, хотя бы на секунду, сноубордиста из толщи снега.
Второй способ перекантовки, которым сноубордист должен владеть в совершенстве – это разгрузка вниз
С технической точки зрения этот способ несколько сложнее, хотя действий совершить придется в 2 раза меньше. Итак, снова ситуация – сноубордист скребет по склону на переднем канте (или заднем, это совершенно не важно), сноуборд постепенно начинает принимать идеально ровный вектор направления в сторону низов склона. В момент, когда срочно требуется сменить кант, сноубордист должен подогнуть ноги и одновременно с этим дать нагрузку на новый кант. В момент поджатия нагрузка на сноуборд уменьшается. Если в случае применения первого способа, сноубордисту, как ни крути, требуется большая дуга, то во втором же случае опытные спортсмены добиваются того,
что след от доски начинает представлять из себя тонкую практически идеально ровную прямую линию.
Третий, комбинированный способ, представляет из себя смешанную технику перекантовки, требующуюся на скоростных участках особенно крутых склонов
Ведь не всегда, при наклоне склона более 60 градусов возможно поджаться с переднего канта – выход один – разжимать колени и тянуться вверх, вот только применение такого способа надолго может лишить сноубордиста контроля доски. Можно сделать применение этого способа быстрым – во время разжима сноубордист не должен стремиться к прыжку. В определенный момент он просто поджимает под себя колени, и вытягивая под собой сноуборд, встает на задний кант. Комбинированный способ потому так и называется, что во время его применения используется, как верхняя, так и нижняя разгрузка. Как правило, комбинированный способ перекантовки используется опытными карверами, или фрирайдерами, нашедшими действительно сложную трассу – в России таких мест немного, потому и применение комбинированного способа перекантовки требуется достаточно редко.
Ниже к уроку прилагается видео с перекантовкой на жестких сноубордах. Именно на таких сноубордах лучше всего видна и понятна для дальнейшего изучения вышеописанная техника. Удачи на склонах.
Сноуборд – это модно, весело и очень увлекательно. Но как научиться правильно кататься на сноуборде? Для этого можно попросить друзей, нанять инструктора или просто прочитать несколько рекомендаций. Вот увидите, ничего сложного в этом нет!
Сноубординг – это спорт рискованный, который еще и имеет свои правила поведения на склоне, езды, остановок, торможения… Что же говорят все эти предписания?
- Правило первое: уважение к другим . Мы все должны вести себя на склоне так, чтобы не мешать окружающим людям, не навредить им и себе. Мы также отвечаем за исправность своего оборудования.
- Правило второе: контролируем скорость . Управляемое движение – залог нормального спуска по склону и отсутствия травм, а управляемым наше движение станет только тогда, когда мы осознаем свои возможности и сравним их с окружающими условиями – снегом, склоном, ветром, количеством людей на склоне. В переполненных местах для катания едем медленно, не торопимся, движемся в поле границ зрения, у подъемников не разгоняемся, мест с ограниченной видимостью избегаем.
- Правило третье: выбираем направление . Тот, кто едет сзади, выбирает направление так, чтобы не мешать едущему впереди. Пусть сноуборд – спорт свободный, но у того, кто впереди, всегда будет преимущество, а это значит, что мы сохраняем дистанцию и предугадываем движения едущего у нас впереди.
- Правило четвертое: обгоняем . Идти на обгон мы можем так, как только душе будет угодно: сверху и снизу, слева и справа. Но только при одном условии – оставляем достаточно места для маневра обгоняемому (вне зависимости от того, едет он или стоит на месте).
- Правило пятое: выходим и начинаем движение . Выходя на уже размеченную трассу или только начиная двигаться после остановки, смотрим в направлении вершины склона, чтобы точно быть уверенным в том, что от резкого нашего движения никто не пострадает.
- Правило шестое: останавливаемся на склоне . В местах, где трасса сужается или делает крутой поворот, остановиться – очень плохая идея. Даже после падения этот участок нужно сразу покинуть.
Последние, но не менее важные правила, которые нужно соблюдать, говорят нам помнить о разметке на трассе, оказывать помощь соседям по склону и обмениваться с ними контактными данными после неприятных происшествий.
Надевать сноуборд нужно одним из двух способов:
- либо стоя на каком-либо ровном месте (на площадке или пологом склоне), чтобы доска не уезжала из под сноубордиста;
- либо сидя на снегу.
Второй способ более подходит новичкам – он проще!
Итак, ставим ногу в паз крепления на доске, застегиваем верхнюю клипсу крепления до конца, а затем и нижнюю. Делать это нужно достаточно туго, чтобы нога не «болталась», но важно и не перетянуть – застежки не должны пережимать сноубордисту ногу.
Снимается доска совсем просто – нужно просто открыть крепления!
Учимся кататься на сноуборде
Для каждого стиля езды существует своя доска с определенной формой и размером. Все доски имеют носок и пятку, а на каждой из них есть кант, позволяющий правильно нагружать доску. К примеру, для фристайла нужна мягкая доска, а для высоких скоростей – максимально жесткая.
- Фристайл – свободный стиль езды, в который включены различные трюки: перевороты, сальто, прыжки и т. д. Для фристайла нужна легкая доска с одинаковым носом и хвостом, мягкие ботинки и крепления, максимум экипировки.
- Фрирайд (свободное катание) – это катание по целине, где нет специальных трасс. При такой езде снег прессуется под доской до тех пор, пока не сможет поворачивать катающегося. На ледяных склонах этот процесс происходит быстро, на «пухляке» – медленно. Для такого катания нужны широкие и длинные доски, мягкие ботинки и крепления для них, специальная экипировка.
- Карвинг – это катание на высоких скоростях по заранее подготовленным трассам. Эта техника достаточно сложна, и чтобы научиться ей, нужно немало времени. На отечественных горнолыжных курортах практически нет специальных трасс, поэтому и карвинг у нас развит слабо. Для этого стиля нужна жесткая доска, жесткие ботинки и крепления к ним.
- Джиббингом называют технику, при которой сноубордист катается по всем возможным поверхностям… кроме снега. Но чтобы освоить эту технику, придется сточить кант на доске и навсегда попрощаться с гладкой глянцевой поверхностью для катания на ней.
- Бордер-кросс – техника, которая используется на Олимпийских играх, где спортсмены должны проехать сложную трассу с множеством трамплинов и преград. К счастью, счет времени здесь отсутствует.
Ноги согнуты, вес равномерно распределен на обе ноги. Такая стойка называется «50 на 50». Корпус тела нужно расположить прямо, слегка повернуть таз вперед, руки расслабить. Одна рука направляется вперед, а другая в сторону, чтобы легко можно было найти баланс.
Теперь остается выбрать одну из двух позиций – бэксайд (лицом к горе) и фронтсайд (лицом к спуску). Все, можно ехать! Но как тормозить и поворачивать?
Торможение (как и поворот) начинается с переноса веса на переднюю ногу. Несмотря на тот факт, что при наборе скорости мы инстинктивно отклоняемся назад, при торможении этого делать не стоит – мы упадем.
Чтобы облегчить себе задачу и побороть страх, можно дотянуться кончиком пальцев одной руки до носа доски.
Развесовка при торможении и повороте должна быть следующей: 30% веса отдаем на ногу, стоящую сзади, и 70% — на переднюю ногу. Руки при этом можно выставить перед собой.
- Чтобы затормозить при помощи заднего канта , руки нужно отвести в сторону, направив их к спине, переместить вес на переднюю ногу – доска начнет поворачивать. В результате этого мы разворачиваемся или опираемся на пятку передней ноги и останавливаемся.
- Чтобы затормозить на переднем канте , руки нужно направить к груди. Вес тела переносится на переднюю ногу, и мы опираемся на ее мысок, чувствуя, как доска разворачивается.
Подобное падение будет выглядеть так, будто мы собрались нырять в снег «щучкой». Голову нужно повернуть, чтобы не удариться лицом о твердую поверхность.
При падении назад центр тяжести также смещается ниже, подбородок прижимается к груди, а само падение выглядит так, будто мы решили просто перекатиться через спину.
Как подниматься на склон на подъемнике
Как же подняться на склон после захватывающей поездки вниз? На бугельном подъемнике желательно найти себе партнера по подъему, чтобы в случае потери равновесия на него можно было опереться.Еще один способ – подъем с передней пристегнутой и отстегнутой задней ногой, которая поможет держать равновесие. Если в крепление застегнуты обе ноги, равновесие нужно возвращать небольшими прыжками.
Как правильно подобрать склон для катания
Где научиться кататься на сноуборде?Чтобы выбрать подходящий склон для катания, ориентируйтесь на указатели . Все просто: для учеников и начинающих обычно есть специальные плавные и покатые трассы.
Для каждой техники катания чаще всего предназначен свой склон, важно лишь правильно оценить свои возможности, и смело отправляться его покорять!
Пытаться начать свой сноуборд-путь со склонов, предназначенных для других целей, к примеру, для бордер-кросса или карвинга, не стоит: даже если склон пустой, на нем всегда может оказаться кто-нибудь менее внимательный и более быстрый.
- Для катания нужно подбирать подходящую одежду
, которая состоит из трех слоев:
— базовый, включающий нижнее белье, который сохранит тепло тела и выведет влагу;
— средний слой, состоящий из обычной одежды или одежды с флисовой подкладкой, которая дополнительно сохранит тело и отведет влагу от тела наружу;
— внешний слой, представляющий собой куртку и штаны, который защищает тело от ветра и отталкивает влагу. - Перед катанием желательно немного разогреться и сделать небольшую разминку, чтобы снизить риск получения травм.
- Не забудьте взять шапку, перчатки и очки : теплая одежда спасет от охлаждения, а очки защитят глаза от яркого солнца.
- Поднимаясь на склон , сноуборд можно нести сбоку от себя, подмышкой, держа его строго по центру или волоча по снегу (вариант для тех, кому не жалко своей доски), или же взять его за спину поперек своего тела и держать обеими руками.
- Катаясь, лучше делать это не в одиночестве : в компании не только веселее, но и безопаснее.
- Всегда смотрите по сторонам , пропускайте других и объезжайте тех, кто едет медленнее вас!
Как научиться кататься на сноуборде — видео
А теперь давайте посмотрим детальный видео-урок, который ответит на все ваши вопросы и поможет быстро научиться кататься на сноуборде.
А как вы учились кататься на сноуборде? Расскажите нам свою историю в поле для
В видео мы показываем, как выбрать снаряжение, шнуровать ботинки и застёгивать крепления, как правильно вставать на кант сноуборда, держать корпус и переходить с канта на кант.
А сейчас поговорим о том, что не вошло в видео: о необходимом снаряжении, настройке креплений и перекантовке.
Что взять с собой на склон
Совсем не обязательно сразу покупать дорогие профессиональные вещи (вдруг вам не понравится кататься, в итоге их придётся продавать или дарить), достаточно самого простого набора одежды:
- Непромокаемые штаны . Вам придётся довольно часто сидеть на снегу: когда застёгиваете крепления, когда падаете, когда отдыхаете. Если вы собираетесь кататься без инструктора, первый раз вы, скорее всего, будете спускаться по склону на попе и часто отдыхать сидя. Некоторые люди катаются в джинсах, сначала мокрых, а потом заледеневших, что изрядно портит впечатление от катания.
- Непромокаемые перчатки . Это такой же обязательный пункт, как и предыдущий. Вы постоянно будете касаться снега, и если перчатки промокнут и заледенеют, приятного будет мало.
Короткий пуховик вполне сгодится на замену сноубордической куртке. Не так красиво и удобно, но для первого раза сойдёт.
Мы не призываем вас отказываться от специального снаряжения, но чтобы понять, нравится вам сноуборд или нет, хватит и того, что перечислено выше.
Как выбрать сноуборд и ботинки
У нас уже была статья о том, . Правда, она будет полезнее тем, кто именно покупает снаряжение.
Новичкам же нужно минимум информации:
- Ростовка.
- Тип прогиба.
Если вы берёте снаряжение в прокате, у вас спросят рост, вес, размер ноги и выдадут сноуборд и ботинки.
Если же вам приходится выбирать самостоятельно, то ориентируйтесь по росту. В видео есть таблица, с помощью которой вы сможете подобрать сноуборд для катания по подготовленным склонам в соответствии со своими ростом и весом.
Сомневаетесь между двумя досками разной длины? Берите более короткую - на ней будет удобнее учиться. Не знаете свой рост или не хотите смотреть по таблице? Используйте простой метод подбора: если поставить доску рядом с собой, верхний край должен находиться на расстоянии от носа до подбородка.
Что касается прогиба, есть разные мнения, что лучше для новичков. Инструктор, с которым я занималась, советовал брать доску с классическим (camber) прогибом, с двумя точками соприкосновения с поверхностью. На такой доске проще долго скользить на переднем или заднем канте, она не будет проситься в поворот, как «рокер». Однако на ней проще словить кант, то есть воткнуться кантом в снег и упасть.
Канты - это металлические полоски по краям сноуборда. Встать на кант - значит наклонить доску вперёд или назад таким образом, чтобы один из кантов врезался в снег.
Если вы возьмёте доску с прогибом «рокер», на ней будет сложнее словить кант, поскольку площадь соприкосновения канта со снегом меньше. Однако контролировать её во время скольжения на переднем и заднем канте будет сложнее.
Насчёт размера ботинок - нога не должна болтаться, но и давить нигде не должно. Подбирайте ботинки так, как если бы просто собирались ходить в них по улице.
Как настроить крепления
Крепления могут быть развёрнуты в стороны под разные стойки. Для новичков рекомендуют универсальную стойку.
Для начала определите, какая нога у вас ведущая. Для этого встаньте прямо и попросите друга легко толкнуть вас в спину, чтобы вы потеряли равновесие. Вы автоматически сделаете шаг вперёд ведущей ногой. Если ведущая нога правая, правое крепление должно быть развёрнуто в сторону от 15 до 20 градусов, а левое - от 0 до 15. Если левая - наоборот.
Есть крепления, которые можно настроить без отвёртки. Вы просто поднимаете ручку, двигаете крепления на нужный градус и опускаете ручку.
Крепления
Если крепления можно настроить только с отвёрткой (а вы видите, что они настроены не под универсальную стойку), попросите специалиста в прокате сделать это.
Как подготовиться к катанию
Итак, вы надеваете ботинки, берёте сноуборд и выходите из помещения. Тут есть один нюанс:
Не кидайте сноуборд на снег сразу после выхода из тёплого помещения.
Сноуборд может растопить под собой снег, который тут же замёрзнет и налипнет на скользящую поверхность, что затруднит скольжение. После выхода подождите, пока сноуборд остынет, и только потом кладите его на снег.
Надевайте сноуборд сидя. Чтобы было теплее, можно сесть на перчатки, только учтите, что потом вам придётся тянуться за ними с уже надетым на ноги сноубордом.
Вставьте ногу в крепление так, чтобы пятка плотно прижалась к хайбеку, затем застегните ремни - сначала тот, что расположен ближе к голени, а затем второй. Застёгивайте до отказа, чтобы нога не болталась в креплениях. Теперь вы готовы попробовать свои силы на склоне.
Как кататься на сноуборде
Если вы катаетесь без инструктора, первый спуск, скорее всего, будет сложным. Судя по опыту, первое катание вниз по склону - скольжение на попе с периодическими попытками подняться, непродолжительным спуском на заднем канте и множество падений.
Многие новички сильно подают таз назад, пытаясь таким образом сохранить равновесие. Это неправильно. Так вы не сможете долго стоять на канте и обязательно будете падать. Постарайтесь не так сильно отклоняться назад и удерживать равновесие не за счёт напряжения , а за счёт правильного положения над доской.
Во время катания ноги напрягаются очень мало. Вы встаёте на передний или задний кант за счёт переноса веса тела.
Чтобы встать на задний кант, перенесите вес тела назад, наваливаясь на хайбек. Чтобы перейти на передний кант, навалитесь на стрепы - ремни креплений.
Так вы перейдёте из одного положения в другое и сможете удерживать их без усталости мышц.
Когда вы научитесь спускаться вниз на заднем канте, попробуйте переходы с канта на кант. Для начала примите правильную стойку: сноуборд стоит перпендикулярно склону, корпус направлен в «правый угол», руки - в ту же сторону. Вес тела переносится на правую ногу, вы начинаете скользить вправо вниз по склону. Если хотите притормозить, навалитесь на хайбек, чтобы встать на задний кант.
Когда нос сноуборда будет параллелен склону, перейдите на передний кант и скользите по склону спиной вперёд. Вес тела при этом остаётся на правой ноге. Корпус развернут по направлению склона, а руки направлены в «левый угол», то есть по направлению движения доски. Чтобы затормозить, вам нужно навалиться на стрепы и встать на передний кант.
Когда вы доедете до ограждения или конца трассы, притормозите и перенесите вес тела, постепенно наваливаясь на хайбек. Если сделаете это слишком быстро и рано встанете на задний кант, то упадёте. Когда доска повернётся вправо и вы начнёте скользить вниз на заднем канте, не забывайте о корпусе и руках, а также о ведущей ноге - перенесите на неё вес тела.
Если вы научитесь перекантовке в первое посещение склона - это успех. Если нет - не расстраивайтесь, через несколько посещений вы сможете совершить свой первый спуск без падений.
Если у вас есть советы новичкам или вы можете рассказать о своём опыте обучения и катания, пишите об этом в комментариях к статье.
Не знаете, как научиться кататься на сноуборде? Честно говоря, я тоже не знаю, как это сделать, читая различные инструкции. Но открою секрет Полишинеля: наверное, лучше всего надо просто взять сноуборд и под руководством опытного инструктора-сноубордиста начинать освоение этой науки с самых основ.
В наши дни, на заснеженных склонах любителей доски ничуть не меньше, чем обычных горнолыжников. Причем сноубордингом увлекаются не только молодые люди. Однажды, в Австрии, я видел седовласого дедушку, который резво рассекал по склону на борде, как подросток! Вообще, сноубординг представляет собой сложный координационный вид спорта, содержащий множество движений, которые в обычной жизни человек не делает.
По моему мнению этот вид спорта можно освоить только на практике. Однако, я попытался собрать здесь основные этапы освоения техники сноуборда. В любом случае, прежде чем научиться красиво кататься так же, как это делают опытные сноубордисты, надо освоить базовые упражнения.
Думаю, для начала лучше начать тренировки на пологом склоне, а не на крутой спортивной трассе, ведь на её вершину ещё надо как-то забраться. А если склон оборудован бугельным подъёмником, процесс взбирания в гору на бугеле может просто нанести душевную травму начинающему бордеру и навсегда отбить охоту заниматься сноубордом.
Как встать на сноуборд
Сначала было бы неплохо научиться вставать на сноуборд, стоя на склоне. Для этого надо поставить доску перпендикулярно линии склона. Далее, встать лицом к склону и носком ботинка «задней» ноги прижать доску к склону, а «переднюю» ногу пристегнуть к креплению и надеть страховочный ремень. Чтобы пристегнуть «заднюю» ногу, сделайте в снегу передним кантом доски горизонтальную полочку так, чтобы борд устойчиво зафиксировался на склоне. Либо можно нагрести задним кантом снежный валик для устойчивости. Можно также просто сесть на склон и пристегнуть крепления к ботинкам. Ремни креплений не стоит сильно затягивать, т.к. нарушится кровообращение, ноги просто онемеют.
Теперь встаём. Проще всего будет встать с переднего канта (там где носки ваших ботинок). Далее, надо оторвать колени и одновременно с их выпрямлением, оттолкнуться руками от склона. Чтобы встать с заднего канта, опираясь на руки, отрываем «пятую точку», затем выносим тело вперед и, одновременно с поворотом плеч, встаём прямо над доской.
Упражнение «Перевёртыши»
Одновременно с опусканием плеч к склону, сноубордист делает вращательный импульс плечами в сторону поворота и разворачивает доску согнутыми ногами. Доску сразу ставим поперек склона. Вначале сделайте вращательное движение плечами в сторону поворота, а затем разверните доску согнутыми ногами в другую сторону.
Первые шаги на доске. Боковое движение на заднем канте
Корпус во время движения постоянно находится над доской. Обе ноги загружены равномерно. Колени чуть согнуты. Для того, чтобы начать движение, необходимо немного согнуть колени и опустить носки ботинок. Доска раскантуется и тронется с места. Для остановки доску следует закантовать, то есть потянуть носки ботинок на себя и немного выпрямить ноги в коленях, задавив задний кант. За счёт изменения угла закантовки, регулируется скорость соскальзывания.
Выглядит это так:
Независимо от скорости, крутизны склона и состояния снежного покрова, тот кант, который движется впереди, всегда должен быть оторван от склона и находиться в воздухе. Движемся только вниз. Вправо и влево на данном этапе двигаться не надо. Чтобы немного отдохнуть на склоне и не садиться на снег, можно задним кантом сделать горизонтальную полочку.
Боковое скольжение на переднем канте
Для начала движения надо чуть опустить пятки и немного выпрямить ноги в коленях, тогда доска раскантуется и поедет. Для остановки, доску следует закантовать, то есть подать колени вперед и задавить носками ботинок передний кант. Общий центр тяжести во время движения постоянно находится над доской. Обе ноги загружены равномерно. Колени чуть согнуты. Корпус немного прогнут в пояснице. Плечи и голова развернуты в направлении движения.
Вы всегда должны видеть, куда вы едете. За счет изменения угла закантовки контролируется скорость соскальзывания. Еще раз повторюсь с правилом: независимо от скорости, крутизны склона и состояния снежного покрова, тот кант, который движется впереди, всегда должен быть оторван от склона и находиться в воздухе.
Для косого соскальзывания надо повернуть голову и туловище в направлении движения. Колени поставить ближе друг к другу. Слегка перенести вес тела на переднюю ногу и раскантовать доску. Двигаемся по диагонали. Для уменьшения скорости или остановки следует закантовать доску и пробросить пятку доски вниз по склону.
Косой спуск с торможениями
Для начала движения раскантовывайте доску и одновременно вдавливайте переднюю ногу вниз по склону. Для уменьшения скорости или остановки выдавливайте заднюю ногу вниз по склону и одновременно закантовывайте доску. Чтобы изменить направление, нужно сесть или лечь на склон и перевернуть доску. Внимательно следите за закантовкой вашей доски. Кант, который является нижним по склону всегда должен быть оторван от склона!
Изменение направления движения
Для того, чтобы изменить опорный кант прыжком, присядьте. Затем, закручивая плечи и руки, выпрыгивайте вертикально вверх. Когда плечи развернуты в нужное положение, разворачивайте доску в воздухе на 180 градусов и приземляйтесь на другой кант.
Первые повороты
Прежде чем начинать освоение техники поворотов, сделайте упражнение с опорой. На ровном горизонтальном участке склона пристегните доску и отрабатывайте перебросы задней ноги влево и вправо. Большую часть веса переносите на переднюю ногу. Руками за счет опоры поддерживайте равновесие. Это упражнение аналогичное поворотам и поможет вам сделать то же самое в движении. Можно выполнить это движение и без опоры, но обязательно на ровном месте!
Если описать поворот упрощенно, то это смена опорного канта доски, причем опорный кант должен быть всегда выше по склону, а нижний кант всегда оторван от снега. Корпус держите прямо, ноги чуть-чуть согнуты, вес тела над доской.
Существует несколько способов поворотов. Попробуйте начинать одним из предложенных способов. Как покажется вам более удобно, так и продолжайте делать первые повороты на доске.
Поворот с перебрасыванием задней ноги
Начинается движение за счет короткого закручивающего импульса плечами в сторону поворота. Опираясь на переднюю ногу, перебрасывайте хвост доски в противоположную сторону и переставляйте заднюю ногу почти на 180 градусов, то есть смена опорного канта происходит в воздухе; центр тяжести всё время находится над доской. Не торопитесь после этого сразу что-либо делать, почувствуйте равновесие. При необходимости сбросьте скорость. Вначале повороты следует делать по одному, с паузой, чтобы у вас было время подумать как делать следующий поворот.
Поворот «подметанием» (выдавливанием задней ноги)
Корпус все время находится в вертикальном положении, над опорным кантом доски, ноги чуть согнуты. Опираясь на переднюю ногу, выдавливайте задней хвост доски круговым движением в противоположную сторону. Начинается движение за счёт короткого закручивающего импульса плечами в сторону поворота. Затем, задней ногой делайте «подметающее» движение, одновременно перекатывая заднюю ногу с носка на пятку.
При повороте в другую сторону перекатывайте заднюю ногу с пятки на носок. По окончании движения вы будете находиться в положении косого соскальзывания. Смена опорного канта происходит за счет работы задней ноги плоско на снегу. На первом этапе обучения такой вид поворота является основным. Вам предстоит отработать его досконально на разных склонах и на разной скорости, чтобы научиться кататься на сноуборде.
Поворот закручиванием рук
Этим способом стоит воспользоваться, если предыдущие варианты первых поворотов у вас по каким-либо причинам не получаются. Перед тем, как сделать поворот, закручивайте верхнюю часть корпуса вслед за руками в сторону следующего поворота. За счет закручивания рук и плеч, ваша голова смотрит в другую сторону, как будто верхняя часть корпуса уже повернула. Из такого положения остаётся довернуть только ноги и таз, перекатывая заднюю ногу с носка на пятку или наоборот, чтобы получился поворот. Опора преимущественно на переднюю ногу, а заднюю ногу тянете за собой, осуществляя поворот.
При катании на сноуборде, руки не должны постоянно участвовать в формировании поворота. Они гораздо больше нужны для поддержания равновесия, как активного, так и пассивного. Поэтому, как только вы начнёте себя чувствовать на доске уверенно, приблизительно через 5-6 дней, обязательно избавьтесь от закручивания рук в повороте.
Движение по прямой
Обратите внимание на разворот плеч, положение таза и постановку коленей. Центр тяжести находится над серединой доски. Голова ориентирована по направлению движения. Когда вы двигаетесь прямо вниз, доска очень редко опирается на снег равномерно. Как правило, один из кантов больше загружен, то есть является рабочим. Соответственно другой кант в этот момент должен быть оторван от снега. Если же доска стоит ровно, колени следует согнуть немного больше обычного, плечи развернуть дальше передней ноги для того, чтобы доска не закантовалась самопроизвольно.
Торможения
При полном торможении доска сначала должна опережать центр тяжести. За счет сильной закантовки доски гасится скорость. За счет работы коленей и рук поддерживается равновесие и степень закантовки. В конце торможения центр тяжести располагается строго над доской.
Буксировочные подъемники
Доску ставите сразу в направлении движения, берете бугель двумя руками и слегка отталкиваетесь свободной ногой, опираясь на переднюю ногу. Бугель – между ног. Поймав равновесие, ставите свободную ногу на доску. Корпус держите прямо. Не надо ехать на руках. Это вам не поможет. Позвольте подъемнику тянуть вас вперёд. Можете даже слегка присесть на бугель. Ваша задача – поддержать равновесие.
Свободную ногу лучше располагать параллельно доске, максимально близко к переднему канту. Ноги старайтесь не сгибать, это поможет вам отдохнуть на подъемнике. Многие поднимаются на подъемнике с двумя пристегнутыми ногами, но это не очень удобно, так как вам при посадке придётся прыгать по лягушачьи, и на длинном подъемнике ноги устанут от того, что они постоянно согнуты, а плечи и таз находятся постоянно под углом к направлению движения.
Падения
Как только вы теряете контроль над закантовкой доски, падение неизбежно! Если равновесие потеряно, падайте назад на всю спину сразу, не сгибаясь в талии. Подбородок стремится к груди. И желательно, чтобы руки коснулись снега одновременно с туловищем. Доску выбрасывайте из-под себя вперёд.
Ваше падение всегда должно происходить по касательной к склону. Как только окажетесь на снегу, необходимо поднять доску, согнув ноги. Голову следует держать жестко, чтобы предотвратить удар о склон. Как только окажетесь на снегу, поднимите доску вверх, чтобы не получить травму связок. Падения не должны у вас отбить желание продолжать обучение. Кто не падает, тот не катается!
Типичные ошибки
Многим кажется, что согнувшись в талии, они понижают центр тяжести и увеличивают устойчивость. На самом деле это затрудняет сохранение равновесия и повышает нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Поскольку на этом этапе поворот происходит за счет работы задней ноги, то при переносе центра тяжести на заднюю ногу, вы полностью теряете возможность управления доской и неизбежно падаете.
Если вы случайно загрузили заднюю ногу, лучше упасть сразу, пока не набрана скорость. Если вы будете пытаться кататься и левой ногой вперед и правой, то это сильно затруднит вам процесс обучения, потому что вам придётся понять и освоить в два раза больше движений. Если вы ещё не очень хорошо контролируете равновесие, не научились кантовать доску, держать центр тяжести над доской, спешка приведёт к плачевным результатам.
Кант, который является нижним по склону, всегда должен быть оторван от снега, а прижатый к снегу кант должен быть выше по склону, в противном случае вы всегда будете падать.
При катании на сноуборде, руки нужны для поддержания равновесия только в тех случаях когда другие части тела не справляются. Руки – это ваша палочка-выручалочка и они не должны постоянно участвовать для формирования поворотов. На хорошем склоне руки размещаются справа и слева от доски. Чем меньше они работают, тем лучше.
Длинные «круглые» повороты
Умение делать такие растянутые повороты очень важно для дальнейшего совершенствования. Задняя нога дает только начальный импульс перекантовке, после чего постарайтесь ограничить движение этой ногой. Носок доски движется не по прямой линии, а рисует круг большого радиуса на снегу, как и задник доски.
Разгрузка доски скоростью
Как уже говорилось, одним из важных элементов на данном этапе это смена опорного канта доски, а для того, чтобы было легче это сделать, доску в момент смены рабочего канта необходимо разгрузить, то есть на короткое время уменьшить давление на доску. Самый простой способ – наличие определенной скорости в момент перекантовки. Это значит, что в момент перекантовки доска легко переходит с одного канта на другой.
Малая и большая закантовка доски
При малой закантовке, повороты получаются продолжительными, т.к. после перекантовки доска в таком положении медленно гасит скорость.
Большая (сильная) закантовка доски позволяет быстро сбросить скорость и начать следующий поворот, но в то же время требует быстрой работы ног.
Упражнение для контроля над закантовкой
Опираясь на переднюю ногу, задней ногой меняете загруженный кант, после чего переносите вес тела на заднюю ногу и уже движением передней ноги производите смену рабочего канта. При каждой смене канта необходимо дать импульс плечами в сторону поворота и акцентированно закантовать доску, когда она встанет поперёк склона. В одной фазе движения вы загружаете носки, в другой – пятки ботинок. Будьте особо внимательны, не торопитесь. Постоянно контролируйте нижний по склону кант, он всегда оторван от склона.
Поворот перебрасыванием задней ноги в обратной стойке
При катании на доске бывают разные ситуации. А вам необходимо с ними справляться. Поэтому, настало время научиться кататься в обратной стойке. Углы постановки креплений при этом остаются прежними. Движения делайте также, как и первые повороты. Главная особенность заключается в том, что теперь вы постоянно опираетесь на ту ногу, которая обычно у вас задняя по ходу движения, а той ногой, которая обычно передняя, непосредственно управляете доской.
Разгружаем доску вставанием (разгибанием ног)
Бывают ситуации, когда доску в момент смены рабочего канта необходимо разгрузить принудительно. Для этого в момент смены опорного канта вы разгибаете ноги, причем вверх идёт весь корпус, включая плечи и голову. Когда вы будете сгибать ноги в обратном положении, вы дополнительно нагружаете доску, что даёт большую устойчивость в начале следующего поворота. Не обязательно разгибать ноги полностью, достаточно дать за счет коленей короткий импульс вверх.
Упражнения для равновесия (руки за спиной)
Поскольку руки нужны для удержания равновесия в экстренных ситуациях, учитесь кататься без использования рук и тогда вы поймете, как научиться кататься на сноуборде.
Выносим центр тяжести за доску
Расположение центра тяжести над доской, которое использовалось для первых поворотов, с увеличением скоростей катания становится очень не надежным и тормозящим дальнейший прогресс. Вам необходимо выносить центр тяжести внутрь поворота, использовать центробежную силу для загрузки доски.
Вертикальная работа ног (амортизация)
Если не сгибать ноги, каждый бугорок на снегу будет отрывать доску от склона, что сильно уменьшит контроль над движением. В некоторых случаях, когда неровности велики, корпус можно подать вперёд, к колену передней ноги. Основная цель амортизации – позволить корпусу двигаться по неизменной траектории за счёт сгибания ног в коленях. Для того, чтобы амортизировать неровности склона в повороте, вам необходимо иметь сильные ноги. Внимательно следите за положением корпуса при выполнении поворота на заднем канте. Даже незначительный наклон плеч к переднему канту приведёт к характерному складыванию корпуса в талии, что не позволит вам амортизировать неровности склона одними ногами. Корпус в повороте занимает вертикальное положение.
Уменьшаем радиус поворотов
Доска больше не ставится поперек склона. Носок доски смотрит вниз по склону. Задняя нога делает очень короткое движение.
От плоских поворотов к резаным. Наибольшую устойчивость и уверенность в повороте дает техника резаного ведения доски, когда кант всей своей длиной движется по одной траектории и от доски остается лишь узкий след на снегу. Для освоения техники резаных дуг вам необходимо уверенно делать всё, о чём мы говорили ранее.
Одиночные дуги с остановкой
На пологом участке склона направляйте доску плоско вниз по склону. Затем корпусом подайтесь внутрь дуги. Закантовывайте доску и просто ждите. Доска за счет бокового выреза будет поворачивать самостоятельно, нагрузка чуть больше на переднюю ногу. Задней ногой не двигайте ни в коем случае, она теперь служит только для опоры. В резаных дугах центр тяжести всегда смещен внутрь дуги, к центру круга.
От плоских к резаным дугам
Набираете скорость и ритм поворотов. Чтобы перейти на резаные дуги, после перекантовки передней ногой ставите доску на кант, передней же ногой закладываете радиус дуги, полностью перестаете двигать задней ногой, доску больше не притормаживаете задней ногой, а прокатываете по дуге.
Центр тяжести находится над доской только в момент перекантовки. В дуге максимально загружайте доску. Опора на обе ноги равномерная. Центробежная сила не позволит вам упасть. В вершине дуги закантовка максимальная. В момент перекантовки доска на очень короткий момент располагается плоско на снегу.
Разгрузка поджиманием ног
Это не простой вид разгрузки доски. при выходе доски из дуги одновременно с уменьшением закантовки, вы подтягиваете ногами доску к себе, а сразу после перекантовки выдавливаете доску в следующую дугу, преодолевая действие центробежной силы. В момент перекантовки весь корпус, включая плечи и голову, остается на прежнем уровне.
Упражнение для равновесия: дуги на прямых ногах
Мышцы человека имеют свойство уставать, поэтому учитесь делать дуги, не сгибая ноги в коленях. Это пригодится для катания на длинных и пологих склонах. Таким образом, вы уже умеете кататься техникой плоских поворотов. Обязательно научитесь также делать и резаные дуги без использования рук.
Если у вас не получатся что-то с первого и даже с десятого раза, не отчаивайтесь! Все придёт с опытом, и вскоре уже вы сами будете рассказывать своим знакомым, как научиться кататься на сноуборде!