Великий фокусник, иллюзионист 20 века, ловкий трюкач и мастер побега, которому подчинялись любые замки, человек-загадка.
Его звали Эрих Вайс, но мир знал его как Гарри Гудини. Почти как Гудвин-волшебник Изумрудного города. Ведь недаром ему и впрямь приписывали сверхъестественные способности. Это по большей части, веселило его. Он и сам любил подзадорить своих поклонников, окружая себя и свое искусство ореолом таинственности.
Смерть волшебника
Гудини умер 31 октября 1926 года на Хэллоуин. Словно в шутку над теми, кто и впрямь считал его магом, выбрав для своего ухода именно этот мистический праздник - День всех святых.
Что же произошло на самом деле? Спустя почти век его смерть оставляет много загадок, как в прочем и он сам. Была ли это случайность, несчастный случай или же убийство по сговору. Или может, быть волшебник просто устал от мира обычный людей и ускользнул, куда-то в свое тайное измерение, откуда черпал всегда свои силы?
Монреаль. Последние гастроли. Гудини блестяще отыграл свою новую программу, которая включала в себя самые сложные номера мастера.
В гримерную, где отдыхал иллюзионист, в то время как двое студентов художников работали над его портретом, постучались. Это был крепкий молодой человек по имени Гордон Уайтхэд - начинающий боксер, как выяснилось много позже. В гримерку он пришел не ради автографа. К фокуснику его привел спортивный интерес, в буквальном смысле слова.
Правда ли, что Великий Гудини обладает стальным прессом и способен выдержать любой удар?
Фокусник не стал отрицать этот слух, да и не слух это был вовсе. И тогда парень нанес ему три точных удара в грудь, еще прежде, чем Гудини успел подготовиться к демонстрации своих сил. Фокусник согнулся от нестерпимой боли. Но, все же скоро приведя себя в порядок, он отнюдь не выгнал прочь нетерпеливого наглеца, а напротив, попросил у него немного времени, чтобы сосредоточиться. Усмирив боль, он выпрямился и отдав команду принял на себя еще два удара. Фокус удался. Уайтхэд вывихнул кисть о стальной пресс волшебника.
Отыграв французские гастроли, Гудини вернулся домой в Америку, скрывая ото всех свое недомогание, которое усиливалось с каждым днем и перерастало в серьезную форму.
Трюк с освобождением из смирительной рубашки стал его последним выступлением на публике. Гудини стало плохо еще во время представления и его доставили в больницу города Детройт с сильнейшим жаром в полуобморочном состоянии.
Диагноз был неутешителен - перитонит и разрыв аппендикса, последнее как результат знакомства с Уайтхэдом. Вопреки заключению опытных врачей, отсчитавших Гудини всего сутки, волшебник (тут уж никак не иначе) продержался дольше, еще несколько дней. Все закончилось 31 октября в ночь на Хэллоуин.
Но закончилось ли?
Все вышеописанное только лишь официальная версия событий. И действительно ли она привела к такой трагической развязке?
Уже в наше время потомок Гудини, его внучатый племянник Джордж Хардин заинтересовался в эксгумации тела великого фокусника и проведении надлежащей экспертизы. Ведь, тогда в 1926, после смерти, вскрытие не было сделано. Почему же?
Версии о заговоре с целью убийства, возможно даже отравлении, предложили в своей книге «Тайная жизнь Гудини» двое ее авторов - Уильям Калуш и Ларри Слоуман. Их рукопись и побудила Хардина взяться за расследование.
Если верить книге, в ходе написания которой, авторы пользовались дневниками британского разведчика Уильяма Мелвила, Гарри Гудини неоднократно оказывал посильную помощь как Скотленд-Ярду так и спецслужбам, в частности. Месть представителей криминального мира здесь была бы вполне очевидной.
Кроме того, зуб на фокусника имели и поклонники спиритизма, высмеивать и разоблачать, которых в шарлатанстве он весьма любил. Выдавая себя за полисмена, Гудини частенько организовывал, такие себе, облавы на их «шабаши».
Занятный факт, что перед смертью, фокусник якобы оставил своей жене секретный код, без которого его «дух» нельзя будет призвать на спиритических сеансах.
Когда мифы порождают новые мифы добраться до истины становиться очень сложно. Откроет ли волшебник Гудини когда-нибудь свои секреты? Спрятаны ли они в бронзовой гробнице Нью Йоркского кладбища или же Великий волшебник надежно спрятав их в кармане своего сюртука унес в свое следующее измерение. Туда где его новые поклонники, под оглушительный гром аплодисментов ждут его выход на сцену. Кто знает…
|
(1874 - 1926)
Родился маг и иллюзионист, Гарри Гудини, настоящее имя которого Эрих Вайс, 24 марта 1874 года в Будапеште, в семье, которая состояла из семи детей. Отец Гудини был еврейским раввином. Будучи еще ребенком, Эрих Вайс переехал со своей семьей в Эпплтон, штат Висконсин, где он впоследствии утверждал, что он был рожден. Когда ему было 13, Эрих переехал с отцом в Нью-Йорк, работав на всевозможных работах и живя в пансионате. Именно там Гарри Гудини начал интересоваться искусством трапеции.
В 1894 году, Эрих Вайс начал карьеру профессионального мага и взял себе псевдоним Гарри Гудини. Первая часть псевдонима произошла от его детской клички “Гарри”, а вторая - дань великому французскому магу, Жану Эжену Роберу-Гудину. Хотя его магия не увенчались большим успехом, он быстро привлек внимание своими освобождениями от наручников. В 1893 году Гудини женился на Вильгельмине Беатрис Ранер, которая служила в качестве помощника на протяжении всей жизни Гарри Гудини.
В 1899 году, выступления Гудини привлекли внимание Мартина Бека, менеджера по развлечениям. Вскоре Гарри Гудини отправился в тур по Европе. В свою шоу-программу Гарри привлекал местную полицию, которая связывала его, одевала наручники, закрывала в тюрьмах и др. Это шоу стало сенсацией, вскоре он стал самым высокооплачиваемым исполнителем в американских водевилях.
Гарри Гудини продолжал выступать и показывать свои фокусы в США и в начал 1900- х, постепенно повышая свой профессиональный уровень. Вместо наручников и смирительных рубашек Гудини использовал наполненые водой емкости, которые были заперты со всех сторон. В 1912 году, он показал свой знаменитый номер, “Освобождение из китайской клетки для пыток водой”. Этот было апогеем в его карьере. В этом номере, Гудини был привязан за ноги и опущен вниз головой в закрытый стекляный резервуар с водой, от него требовалось задержать дыхание более чем на три минуты, чтобы выбраться. Выступление было настолько популярным и собирало такие толпы поклонников, что оно оставалось в его репертуаре вплоть до смерти в 1926 году. Ходили слухи, что Гарри умер во время этого выступления, но это не больше чем выдумка.
Состояние Гудини позволило ему заниматься другими своими пристрастиями, такими как авиация и кино. Гарри купил свой первый самолет в 1909 году и стал первым человеком, который пролетел над Австралией в 1910 году. В этом же году Гарри Гудини поставил номер по освобождению из пушки за мгновение до того, как сработает запал. Кроме того, гудини начал карьеру в кино, выпустив свой первый художественный фильм в 1901 году, документальнй фильм о его побегах. Он снялся в нескольких последующих фильмах, в том числе “The Master Mystery ”, “The Grim Game ” и “Terror Island ”. В Нью-Йорке, он основал свою собственную продюсерскую компанию Houdini Picture Corporation, а также студию фильмов под названием ”The Film Development Corporation”, которая не увенчалась успехом. В 1923 году Гудини стал президентом “Martinka & Co”, самая старая компания магов в Америке.
Будучи президентом американского сообщества магов, Гарри Гудини активно боролся против фальсификации. В частности, он развенчал, известного на то время, медиума Мину Крандон, более известного как Марджери. Из-за этого Гудини поссорился со своим другом, сэром Артуром Конаном Дойлем, который глубоко верил в спиритизм и магические способности Марджери.
Существуют разные версии причины смерти Гудини, но на самом деле, Гарри страдал от боли в аппендиците, правда, до сих пор не известна причина этой боли. Может конкуренты отравили его ядом, может еще что-то… Известно точно, что Гарри Гудини умер 31 октября 1926 года в возрасте 52 лет, в результате разрыва аппендицита.
После смерти Гарри Гудини, его реквизит был использован его братом Теодор Хардином, который в итоге продал все магу и коллекционеру Сидни Раднеру. Большая часть коллекции находилась в Музее Гудини в Эпплтоне, штате Висконсин, (где, между прочим, раскрываються некоторые секреты фокусов Гарри Гудини) пока Раднер аукцион не продал ее на аукционе в 2004 году. Большинство ценных предметов, в том числе пытки знаменитая клетка для пыток водой была продана магу и иллюзионисту, Дэвиду Копперфилду.
В 2009-ом году немецкий режиссёр Ули Эдель завоевал право номинироваться на «Оскар» с картиной «Комплекс Баадер-Майнхоф» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но надо сказать, что это уже не первый раз, когда в США на него обращают внимание он был отмечен в качестве приглашённого режиссёра для одного из эпизодов культового сериала «Твин Пикс», он снимался с 1990-го по 1991-й год. А в 2014-ом году телеканал «Histoy» нанял Эделя для режиссуры мини-сериала в 152 минуты про историю такой же загадочной личности, как и его фокусы и иллюзии, великом Гарри Гудини. Для этого сценарий писали Бернард С. Мейер (дебютировавший в кинематографе) и Николас Мейер (также имеет номинацию на «Оскар» и в своё время был причастен к созданию пары эпизодов полнометражной фантастики «Звёздный путь»). На главную роль утвердили Эдриена Броуди (в представлениях, думаю, не нуждается), его экранную жену сыграла Кристен Коннолли (больше телевизионная актриса, отметившаяся в нескольких эпизодических ролях в некоторых известных картинах), а помощника Гудини сыграл Ивэн Джонс (то же, что относилось и к Коннолли можно отнести и к Джонсу).
Итак, Броуди, Коннолли и Джонс вот самые главные действующие лица. Остальные же персонажи, второстепенные, будут сменять друг друга по мере того, как сериал начнёт набирать свои обороты. Но за это время зритель успеет ознакомиться с историей жизни Гарри Гудини и с теми людьми, с которыми великому иллюзионисту довелось встретиться. Среди них и кайзер Германии с семьёй, и российская царская семья с неоднозначным дедом Григорием Распутиным среди них, а также с самим сэром Артуром Конан Дойлем и его женой. Но сценаристы ещё взяли за разработку ту версию, что бывший венгерский еврей, получивший впоследствии американский паспорт, работал на разведку союзнических войск Антанты. Вот так и предстоит зрителю ознакомиться о том как Гарри Гудини начинал представления вместе с братом, затем придумал и усовершенствовал множество фокусов, стал одним из самых величайших людей своей эпохи, после начал конкурировать с чудом техники только что изобретённого кинематографа, потерял мать и в последствии превратился в самого отъявленного разрушителя легенд, связанных с различного вида шарлатанами, называвшими себя спиритистами, то есть теми, кто может вызывать и беседовать с духами.
Если бы захотелось рассказать полную историю жизни Гарри Гудини, то никаких бы 152 минут не хватило бы настолько яркой и разнообразной была биография величайшего иллюзиониста в мире (да простят меня фанаты Дэвида Копперфилда), поэтому Мейеры выкроили из истории жизни Гудини самые интересные фрагменты, добавили несколько довольно спорных моментов его биографии и предоставили мини-сериал на зрительское мнение. И мнение оказалось крайне положительным. И это действительно имеет под собой основание, потому что сериал является интересным, интригующим, местами драматическим, а местами приключенческим. Конечно же, много бы споров вызвал бы тот факт, если бы основной упор был сделан на разведывательной миссии Гарри Гудини, с одной стороны любопытно, но с другой стороны где же подтверждения? А так с сериалом от Ули Эделя мы можем познать каким же был Гарри Гудини неистовым гением или же человеком, нашедшим себя со своим талантом? Хотя, вероятнее всего, оба этих утверждения будут правильными. А также узнаем о его жене и о том, кто всегда был готов помочь величайшему иллюзионисту, хоть и тот в приступах исступления вечно его увольнял.
Во многом такая большая удача сериала и положительные отзывы зрителей и критиков стали возможными благодаря выразительной игре Эдриена Броуди, как раз и сыгравшего главного персонажа Гарри Гудини. Сам ловил себя неоднократно на мысли, что искренне верю в то, что передо мной вовсе не актёр, игравший образ, а самый настоящий Гарри Гудини, настолько точно попали мастера кастинга с выбором Эдриена Броуди, и сам актёр подошёл со всей ответственностью к этой непростой, но очень интересной роли. Вообще возникало такое подозрение, что Броуди так серьёзно подошёл к исполнению роли, что на собственной шкуре испытал все фокусы, которыми увековечил своё имя Гарри Гудини. Эдриен Броуди на высочайшем уровне сделал свою работу, как истинный профессионал. Очень старались запомниться хорошей игрой и Кристен Коннолли и Ивэн Джонс, хоть и было заметно, что после самого Гарри Гудини и его фокусов они идут на втором месте, но, тем не менее, и роль самих персонажей и роль самих актёров в сериале «Гудини» являются безусловно важными и во многом добавляют общую картину жизни такого удивительного человека, как Гарри Гудини.
Сериал является не только развлечением, но и он в общих тонах передаёт смысл жизни Гарри Гудини, который был великолепно сыгран Эдриеном Броуди. Несколько фактов и несколько спорных моментов биографии величайшего иллюзиониста заставят многих, возможно и Вас уважаемый потенциальный зритель, узнать об этом человеке побольше, а мини-сериал станет движимой силой для этого, а хорошее музыкальное и декораторское оформление помогут в этом.
Мифы и иллюзии окружали Гарри Гудини, знаменитого иллюзиониста, прославившегося своими сложными трюками с освобождением из различных типов заключения, практически всю его жизнь. Легенды окружают и его безвременную кончину 31 октября 1926 года, прямо на Хэллоуин. Официальная причина смерти мастера - осложнения после аппендицита, однако многие подозревают, что смерть великого волшебника была либо предумышленной, либо наступила по неосторожности.
Риск и слава
Более тридцати лет Гудини заставлял аудитории всего мира замирать, затаив дыхание, благодаря уникальным трюкам и нечеловеческой выдержке. Знаменитый иллюзионист совершал прыжки с высоких мостов, будучи заключенным в кандалы, освобождался из плотно закрытых молочных бидонов, заполненных водой, а также «бежал» из самых хорошо охраняемых тюремных камер мира, включая Кресты. Несмотря на то что Гудини был в первую очередь иллюзионистом, его трюки отличались огромным риском и не раз приводили к травмам. В 1915 году мастер чуть не задохнулся во время попытки выбраться из могилы.
Неожиданная смерть
Гудини построил свою карьеру на умении выживать в практически невозможных сценариях, что только добавило тайны его неожиданной смерти в 1926 году. В возрасте 52 лет иллюзионист окончил свое выступление в Детройте 24 октября. После падения занавеса мастер потерял сознание и был отправлен в госпиталь с острым аппендицитом. Гудини умер в госпитале через неделю после операции от перитонита, в результате разрыва аппендикса. Его некролог выражал шок и удивление публики, поклонников и близких смертью человека, который ежедневно дразнил смерть своим умением избегать ее косы.
Черная полоса
Странная череда событий, предшествующая смерти Гарри Гудини, началась за несколько недель до Хэллоуина 1926 года. Во время своего выступления а Албани 11 октября Гудини ударил ногу о тяжелое металлическое оборудование и заработал трещину левого голеностопа. Мастер не стал обращаться к врачу и взамен продолжил свой тур, отправившись в Монреаль.
В Монреале Гудини читал лекцию в Университете Макгилла, где он пригласил несколько студентов на свое выступление 22 октября. Студенты пришли в гримерку пообщаться с иллюзионистом до выступления. Во время беседы Гудини, которого все еще мучала вспухшая лодыжка, сидел на диване. Один из студентов, Гордон Уайтхэд, спросил мастера, правда ли, что он может выдержать удары огромной силы - слова, которые сам Гудини не раз повторял перед публикой.
По словам свидетелей, после того, как Гудини подтвердил свои слова кивком, Уайтхэд нанес несколько сильных ударов в живот, не предупредив мастера. Гудини попросил его остановиться и дать ему время на подготовку. После того, как иллюзионист встал и напряг пресс, студент нанес ему еще несколько ударов. Несмотря на то что первые неожиданные удары причинили Гудини видимую боль, он не стал отменять выступления.
Последнее выступление
После выступления в Монреале Гудини стал мучать дискомфорт и желудочные спазмы. В поезде, по дороге в Детройт на следующее выступление, состояние Гудини значительно ухудшилось. Он стал жаловаться на сильную боль, а температура мастера поднялась до 40 градусов. Доктор, осмотревший Гудни в поезде, предположил аппендицит и посоветовал отправиться прямо в больницу, однако тот не хотел откладывать выступление. Он завершил все запланированные трюки и после падения занавеса потерял сознание.
Официальная причина
Выступление 24 октября в Детройте оказалось последним в карьере великого и легендарного Гарри Гудини. В ту же ночь его увезли в госпиталь, где он был прооперирован. Доктора удачно удалили аппендикс, но оказалось, что его содержимое уже успело значительно отравить внутренние органы. Несмотря на прогноз о скорой смерти, Гудини цеплялся за жизнь в течение недели и умер 31 октября в компании своей жены Бесс и двух его братьев.
Официальной причиной смерти Гудини записан перитонит, вызванный разрывом аппендикса. В то время доктора были уверены, что состояние развилось из-за ударов, нанесенных Гордоном Уайтхэдом. Такие случаи «травматического аппендицита» крайне редки, однако в 1926 году диагноз был подтвержден без раздумий. Страховой компании даже пришлось выплатить жене Гудини сумму, дважды превышающую компенсацию в случае случайной смерти.
Слухи и легенды
Гудини был похоронен на кладбище в Куинсе 4 ноября 1926 года, однако слухи о его неожиданной смерти продолжали разноситься по городам и весям. Многие предполагали что смерть мастера была связана с его разоблачительными действиями против псевдомедиумов, экстрасенсов и других приверженцев сприритизма.
Когда течение разрослось и привлекло иллюзионистов, которые стали скрывать свои трюки под влиянием потусторонних сил ради денег, Гудини принялся за активную разоблачительную кампанию, чем сильно разозлил так называемых медиумов.
Великий разоблачитель
Могла ли вражда с популярными медиумами и экстрасенсами стать причиной умышленного убийства Гарри Гудини? В 2006 году Уильям Калуш и Ларри Сломан опубликовали биографию мастера под названием «Секретная жизнь Гудини». Одной из идей, развитых в книге, оказалась вероятность того, что смерть иллюзиониста и активиста наступила в результате отравления, заказанного гильдией экстрасенсов, работающих в Вашингтоне. За четыре дня до госпитализации иллюзионист выступал перед конгрессом, настаивая на том, чтобы огромное количество салонов медиумов, оперирующих в центре столицы, было закрыто, а шарлатаны - арестованы и наказаны. Кроме того, медиумы не только состояли в своего рода организованной преступной группировке, но и славились тем, что многие из их врагов своевременно умирали от отравления.
Несчастный случай
Многие также до сих пор обвиняют Гордона Уайтхэда, студента из Университета Макгилла, в том, что его неожиданные удары стали той самой причиной разрыва аппендикса, которая привела к перитониту. Кроме того, бытует мнение, что студент мог быть связан с медиумами или являться исполнителем заказного убийства. Однако эта идея не имеет под собой оснований. Дело в том, что Гудини действительно обладал «железным» прессом и несколько ударов в живот не могли стать причиной смерти. А знать об аппендиците студент никак не мог. Единственная возможность причастности Уайтхэда к смерти иллюзиониста - причинение вреда по неосторожности.
Сеанс Гудини
Абсолютная правда о смерти мастера побегов скорее всего никогда не всплывет. На сегодня большинство историков и биографов великого мастера считают слухи об умышленном убийстве не более чем необоснованной спекуляцией. Консенсус по поводу злосчастной причастности к смерти студента, нанесшего удары, так и не достигнут. Существует вероятность, что травматический аппендицит действительно был правильным диагнозом и причиной гибели Гарри Гудини, а может быть, удары только заставили мастера обратить внимание на ранее мучавшее его состояние. В любом случае, когда он обратился за помощью к врачам, спасти его уже не представлялось возможным.
Любопытно, что во время активной борьбы с псевдомедиумами, Гудини часто шутил со своей женой Бесс, обещая, что после смерти сделает все возможное, чтобы связаться с ней. Вдова в течение десяти лет устраивала ежегодные сеансы спиритизма на Хэллоуин, в день смерти великого волшебника, однако его дух так и не объявился. Сегодня «сеанс Гудини» стал традицией Хэллоуина для поклонников великого мастера иллюзий.
(настоящее имя - Эрих Вайс)
(1874-1926) американский фокусник
Сегодня имя этого выдающегося человека стало нарицательным, оно превратилось в легенду и стало символом человека, который может легко выпутаться из любого, даже самого затруднительного положения. А ведь прошло совсем немного времени с тех пор, как этот человек жил, выступал и был необычайно популярен в народе, хотя из всех наград был удостоен всего лишь права называться президентом Американской ассоциации фокусников.
Судьба Гарри Гудини довольно необычна. Он был старшим сыном в многодетной семье Мейера Самуэля Вайса и Сесилии Стейнер, выходцев из Венгрии, поселившихся в городке Эпплтон в штате Висконсин. В двенадцать лет Эрих убежал из дома.
Свою карьеру в цирке он начал в качестве гимнаста на трапециях, а затем начал выступать как фокусник. Вначале его партнером был младший брат Теодор, а потом жена. Любопытно, что своих детей у семейной пары не было, хотя они и писали друг другу письма, где рассказывали о своем сыне.
Определившись со своим выбором, Вайс решил придумать себе псевдоним. Тогда-то он и превратился в Гарри Гудини, назвавшись так в память о фокуснике, которому он поклонялся. Новый Гудини начал изобретать фокусы, которые в основном сводились к тому, что он попадал в разные ловушки из веревок, цепочек, кандалов, наручников и очень ловко распутывал их. Он стал артистом-эскапистом (от англ. escape - бежать), т.е. демонстрировал трюки, суть которых состояла в том, чтобы любым хитроумным способом освободиться от всевозможных запоров и выйти из закрытых помещений - тюремных камер, резервуаров с водой, сундуков и т.д.
Самым известным его трюком считалась «китайская камера пыток», в которой артист находился в висячем положении, с лодыжками, зажатыми в деревянные колодки. Сохранилась фотография, где Гарри Гудини стоит в кандалах в лодке, перед тем как очутиться в сундуке, который потом скрепляли стальной лентой и опускали в воды залива Беттери в Нью-Йорке.
В предвкушении потрясающего зрелища, зрители могли заранее познакомиться со всеми приспособлениями, в которые будет закован и завязан Гарри Гудини во время представления. Для этого перед выступлениями артиста выпускалась специальная афиша с надписью: «Гудини. Чемпион мира по освобождению из наручников и тюремных камер». И зрители валом валили на его представления, тем более что о нем рассказывали самые невероятные истории: например, о том, как, заключив пари, он каким-то образом умудрился совершить побег из нескольких тюрем, а оказавшись в Великобритании, сумел убежать даже из знаменитого Скотланд-Ярда.
Среди других трюков, у Гарри Гудини были фокусы, которые никак нельзя объяснить по-другому, кроме как мистикой. Очевидцы рассказывали, как он заставлял слона исчезнуть в кирпичной стене, при этом не разрушая ее.
Известно, что даже самые хитроумные фокусы объясняются совсем просто. У каждого фокусника есть набор приемов, с помощью которых он и демонстрирует различные чудеса. Однако фокусы Гарри Гудини выходили за рамки обычных представлений о ловкости рук и мастерстве артиста, хотя он не обладал никакими сверхъестественными способностями.
Секрет выдающегося артиста заключался в том, что он хорошо знал не только возможности человеческого организма, но и особенности человеческой психики. Гудини не делал тайны из своей работы. Он написал несколько книг, в которых рассказывал о том, как он делает чудеса. Первая его книга «Разоблачение Роберта Гудини» вышла в 1908 году, в 1920 году появилась книга «Торговцы чудесами и их методы», потом следующая - «Фокусник среди духов». Но тем не менее и для своих современников, и для следующих поколений работа артиста представлялась таинственной. Так, даже спустя почти три десятилетия после его смерти, появилась новая книга под названием «Гудини о магии», в которой раскрывались секреты его лучших фокусов с использованием магии.
Оказывается, Гарри Гудини всю свою жизнь интересовался магией и собирал книги об этом явлении. Его библиотека по магии до сих пор не имеет себе равных. Согласно завещанию мастера, она была передана вместе с его собранием театральных афиш в Библиотеку Конгресса.
Название же книги «Фокусник среди духов» было выбрано не случайно. Гарри Гудини увлекался и спиритизмом. Он настолько верил в существование потустороннего мира, что однажды даже разработал специальный код и сказал, что если позволят обстоятельства, то он передаст послание потомкам через десять лет после своей смерти. Потом многие пытались во время спиритических сеансов связаться с духом Гудини, но из этого так ничего и не вышло.
И все-таки вера людей в магические способности фокусника казалась беспредельной. Даже великая французская актриса Сара Бернар после ампутации ноги надеялась, что Гудини каким-то образом сумеет вернуть ей ее. В свою очередь, Артур Конан Дойль полагал, что Гудини был наделен способностью дематериализовываться в пространстве. Прославленный писатель даже приехал в Америку, чтобы вызвать дух Гарри Гудини. Однако сведений о том, что во время своих спиритических сеансов писателю удалось пообщаться с духом великого фокусника, не сохранилось.
О смерти Гарри Гудини рассказывают разное. Некоторые полагают, что он погиб на дне Гудзонова залива. Однако большее распространение получила другая версия. Говорят, что однажды к Гудини подошел человек и ударил его в живот. Это было так неожиданно, что Гудини не сумел напрячь брюшные мускулы и умер на месте.
Он был похоронен в гробу, который использовал во время своего трюка «похороны живьем». Во время похорон Гарри Гудини, Чарльз Диллингман и Флоренс Зигфрид готовы были побиться об заклад, что фокусник уже успел выскочить из гроба, который они несли, и в очередной раз одурачить присутствующих.
После смерти Гарри Гудини его имя стало нарицательным, и в этом качестве оно оказалось не менее популярным, чем раньше. «Гудини в Белом доме» называли президента Франклина Рузвельта за его умение выкручиваться из самых щекотливых ситуаций. Похожего прозвища - «Гудини американской политики» - был удостоен и другой президент - Р. Никсон, которого называли так за политическую ловкость и авантюризм, проявившиеся в деятельности президента еще до пресловутого уотергейтского скандала.
Любопытно, что внешне Гарри Гудини не представлял собой ничего особенного. У него были кривые ноги (вероятно, вследствие перенесенного в детстве рахита), а рост составлял всего 167 см. Сейчас его внешность можно представить себе не только по описаниям людей, знавших артиста. Облик Гарри Гудини запечатлен на фотографиях, с участием артиста вышло также три кинофильма. Так что современники Гудини нисколько не грешат против истины, описывая неказистую внешность выдающегося фокусника. Да и характер Гарри Гудини оставлял желать лучшего: в нем соединялись агрессивность и сентиментальность. К тому же он был несколько скуповат и не любил расплачиваться по счетам.
И все-таки для многочисленных поклонников, которые были у Гудини во всем мире, он остался великим магом, чародеем, приемы которого старалось перенять не одно поколение артистов. В настоящее время об этом человеке написано очень много книг и воспоминаний, в которых его близкие и знакомые приводят разные забавные случаи из жизни мастера и своего с ним общения. Так, например, оказывается, что известный актер Бастер Китон своим сценическим именем «Бастер», то есть «крепкая спина», тоже обязан Гудини. Однажды тот оказался свидетелем небольшого происшествия, когда шестилетний мальчик по имени Джозеф Френсис упал с высокой лестницы и не получил ни одной царапины. После этого Гарри Гудини и подарил ему прозвище, которое Френсис, став артистом, сделал своим псевдонимом. Очень многое в воспоминаниях о Гарри Гудини связано также с его занятиями магией и спиритизмом.
Может быть, он имел в виду именно такую, живую память о себе, когда обещал вернуться к потомкам с того света.