Прежде чем искать ответ на вопрос, как повысить свой интеллектуальный уровень, нужно определиться с тем, что же такое интеллект. Латинская основа слова («intellectus») указывает на конкретное лексическое значение «понимания». Что именно должен «понимать» человек, чтобы иметь возможность называться интеллектуалом? Общественное мнение, чаще всего, связывает интеллект с разумом и тем объёмом информации, который он может усваивать и воспроизводить в процессе жизни. Слияние статичных знаний о мире с динамической составляющей работы над ними даёт нам истинное понимание интеллекта как особого мыслительного и одновременно психологического качества человека.
Что такое интеллектуальный уровень?Классическими составляющими интеллектуального уровня являются познавательные (память, ощущение, восприятие, представление, воображение) и мыслительные (гибкость ума, широта, логичность, доказательность и критичность мышления) способности человека к восприятию и анализу окружающей действительности.
Интеллектуальный уровень тем выше, чем лучше мыслящий субъект работает с поступающей к нему информацией. Широкий кругозор, способность всестороннего изучения объекта мыслительной деятельности, отделение главного от второстепенного, построение логически обоснованных рассуждений и умение вовремя отказаться от неправильно сделанных выводов указывает на высокий интеллектуальный уровень человека.
Основы интеллекта закладываются в нас с момента рождения. Семейное и общественное воспитание, начальное, среднее и высшее образование – все эти этапы знакомства с окружающим миром год за годом формируют внутри человека конкретные базы знаний и логические мыслительные инструменты для оперирования ими. Однако для того, чтобы стать высоко интеллектуальной личностью, мало просто вырасти внутри хорошей семьи и получить образование. Нужно каждый день заниматься самосовершенствованием и тренировать свой разум, предлагая ему более новую, более интересную пищу для размышлений.
Тренировка памяти
Для того, чтобы повысить свой интеллектуальный уровень, нужно быть не только всесторонне развитой личностью, но и иметь хорошую память. В противном случае всё, что вы будете получать извне, может пройти мимо вас.
Для тренировки памяти стоит воспользоваться классическими школьными методами заучивания наизусть любимых стихов и литературных цитат и решения математических, физических или химических задач. Выберите ту область знаний, которая вам больше по душе, и работайте с ней, пока не надоест.
Отличным способом для поддержания памяти в тонусе является изучение иностранных языков. Чем больше чужих новых слов вы будете запоминать каждый день, тем легче вам будет работать с информацией, полученной на родном языке.
Многочисленные кроссворды (словесные – классические и сканворды; изобразительные – японские; цифровые – судоку и мн.др.), а также разнообразные математические и логические головоломки развивают динамические свойства памяти, связанные с воспроизведением информации и установлением причинно-следственных связей, необходимых для решения конкретных практических задач.
Приобщение к культуре
Высокий интеллектуальный уровень немыслим без наличия определённой культурной базы знаний. Её азы закладываются ещё в школе, в то время как последующие реалии зависят от самого человека. Только мы выбираем, что нам делать: читать легкомысленные детективы Донцовой или философские работы Сартра, смотреть по телевизору «Мою прекрасную няню» или наслаждаться живой театральной постановкой «Богемы». Конечно, в массовой культуре нет ничего плохого (по-своему, она тоже благоприятно сказывается и на общем уровне эрудиции, и на понимании основ современной жизни), но именно приобщение к проверенной временем классике позволяет человеку познать незыблемые законы жизни, её принципы и проблемы, волнующие цивилизацию на протяжении последних веков и даже тысячелетий.
Массовая культура – развлекает сознание, классическая – открывает перед ним мир истинных ценностей. Литература, музыка, живопись, театр, архитектура, фотография, балет наполняют нашу память и развивают душевные качества личности.
Общение с другими людьми
Мы живём в мире, наполненном людьми. Социум окружает нас в семье, на работе и отдыхе. Понимание других людей позволяет нам лучше понять окружающую жизнь и самих себя. Чем больше мы общаемся, тем больше узнаём. Нам открывается человеческая психология, привычки, интересы. При должной наблюдательности мы можем научиться сопереживать и помогать другим людям. Более полное погружение во внутреннее «Я» постороннего человека избавляет нас от контактов с недостойными людьми и открывает людей интересных.
Общение с людьми разных профессий открывает доступ к поистине бесценной практической информации. Ничто так не обогащает человека, как чужие профессиональные секреты. Ни одна книга, ни один учебник не научит нас тому, чему сможет научить посторонний личный опыт, чужие ошибки и достижения.
Взаимодействие с предметами
Окружающий нас мир состоит не только из научной информации, людей и произведений искусства. В нём располагается огромное количество предметов, работа с которыми позволяет повысить свой интеллектуальный уровень ещё и с пользой для дела. Какого? Того, которым вы решите заняться.
Кулинарные операции с продуктами и технические – с вышедшими из строя предметами может сделать ваш дом чуточку «вкуснее» и исправнее. Умение разбираться в моде и материалах пригодится для покупки качественной одежды и обуви, а умение шить обеспечит купленным вещам долгий срок службы. Освоение ремонтно-строительной сферы быта сэкономит расходы и нервы, которые обычно тратятся на наёмных работников. Приобщение к одному из видов спорта закалит не только ваш разум, но и тело.
Чем больше вы будете проникать в суть предметов, тем легче вам будет осваивать новые материальные области вашей жизни. Это только кажется, что накапливаемый жизненный опыт ничего не стоит. На самом деле, многие, на первый взгляд, бесполезные и отрывочные знания могут всплыть в сознании в критический момент и спасти вас от искрящей проводки или заглохшего на пустынной дороге автомобиля.
Умение делать выводы
Высшей точкой развития интеллектуальных способностей человека можно назвать умение делать правильные выводы на основе полученных данных. Идти к этому можно годами, но бояться этого не стоит. Жизнь на то и дана, чтобы познавать её. Хотите, чтобы её течение подчинилось вам? Обращайте внимание на мелочи, задумывайтесь о том, почему всё происходит так, а не иначе. Ищите причины, следствия, связи. Выстраивайте внутренние системные отношения между предметами, людьми, событиями. Научитесь добывать нужную вам информацию из любых доступных источников – книг, телевидения, Интернета, других людей, личного опыта. Рассматривайте интересующие вас факты со всех сторон. Не отбрасывайте в сторону ничего. Не позволяйте информации завладеть вами – она всего лишь средство для постижения мира, но не сам мир. И не бойтесь ошибаться. Признанные ошибки, как ничто другое, позволяет повысить свой интеллектуальный уровень.
Сегодня многие смотрят познавательные видео и телепередачи, снова возвратилась «мода» на чтение. Мужчины и женщины всеми силами стараются самосовершенствоваться, быть немного умнее, мудрее, опытнее других. Словосочетание «высокий интеллект» неизменно ассоциируется у всех с чем-то хорошим, поэтому так заманчива идея обладать им.
Понятие
Из латинского языка это слово переводится как понимание, познание. Интеллект — это способность нашего мозга к пониманию и решению определенных задач.
Первым возвел идею культа интеллекта Платон. Во всех своих текстах он придавал огромное значение мышлению. Он писал, что жизнь без любопытства, желания узнавать новое, невозможна. Платона полностью поддерживал его ученик Аристотель, который развил концепцию первенства разума. Говорил, что тот, у кого есть задатки править, должен править, а другие — подчинятся.
Уровень умственных способностей можно развить и повысить, а можно и снизить. Академик Моисеев заявляет, что интеллект — это создание удачной стратегии, планирование своих шагов, что поможет достичь желанной цели. Это организация своей жизни и деятельности с помощью других способностей, к которым относят: обучение, мышление, способность классифицировать, интегрировать, вычленять ненужное, находить связи и закономерности.
Основными свойствами интеллекта являются:
- любопытство — стремление узнать что-то новое, исследовать явления;
- глубина разума — умение находить главное и важное в куче информации, и отсеивать ненужное;
- логичность — последовательность рассуждений, умение строить разумные и правильные цепочки с учетом взаимосвязей и деталей;
- гибкость ума — умение человека использовать свои возможности, опыт, знания, не применяя шаблоны, а создавая собственные решения проблем;
- широта мышления — возможность полноценно изучать данные, не терять информацию, видеть несколько решений задачи;
- критичность мышления — умение оценивать результат работы, находить правильные и отсеивать ложные, также — это способность сменить путь, если он не истинный;
- доказательность ума — находить факты, и в нужный момент использовать их, чтобы убедиться в правильности поставленной цели.
В обычной жизни индивидуум всегда использует свои мыслительные способности для познания окружающего мира, следующих шагов и нахождения оптимального решения. Довольно трудно представить хотя бы день жизни без возможности анализа ситуации и сопоставления фактов и предметов.
Только благодаря мыслительному процессу существует возможность саморазвития и совершенствования личности. Без интеллекта человек не смог бы совершать научные прорывы, создавать лекарства от опасных заболеваний, музыку или писать картины.
Что нужно, чтобы стать интеллектуалом
Так что выдает умного человека с высоким интеллектом? Существует несколько важных фактов, которые являются ключевыми для понятия такого вопроса.
Постоянное развитие
Понятие «высокий интеллект» подразумевает способность к познанию, умение приспосабливаться к разным ситуациям. Ум постоянно требует развития, его нельзя «накачать» раз и навсегда, ведь никакая редко используемая информация не может постоянно циркулировать в мозгу, она забывается.
Задатки (потенциал) у всех людей практически одинаковые, но развивать свою личность приходится самостоятельно путем получения и обработки информации. Но важно не количество запоминаемых сведений, а их качество и алгоритм обработки. Интеллектуал не станет глотать информацию ради информации, он способен вычленять то, что ему нужно, а «мусор» отсеивать.
Осведомленность и эрудированность
Есть много телепрограмм, где люди соревнуются в эрудированности, доказывают свою особенность и интеллектуальность. Так и в жизни, каждый человек старается выделиться, знать больше других, делиться собственными знаниями и опытом.
Эрудированность говорит о хорошей памяти, но для высокого интеллекта этого может быть мало. Нужно не просто знать определенную информацию, но и уметь ею распоряжаться. Ведь начитанность также является положительной чертой человека, говорит о его уме. Но большое количество прочитанных книг не столь важно, как почерпнутая из них информация, понятый смысл. Человек с высоким интеллектом может уловить второй смысловой ряд произведения, он понимает, что лучше прочитать одну «умную» книгу, чем десяток «ни о чем».
Рациональное мышление
Жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, чтобы идти в ногу со временем, необходимо уметь адаптироваться к новым условиям. Умный человек не станет изобретать что-то новое, если для этого нет причин. Он способен проявить гибкость мышления и рациональность, и найти другой, более простой и оптимальный путь решения задачи.
Нужно уметь рассматривать проблему с разных сторон, искать не одно решение, а иметь несколько запасных вариантов. Высокоинтеллектуальный человек может критически относиться к своим решениям и мыслям, уметь признавать собственное несовершенство и ошибки.
Он не считает себя выше или умнее других, он способен адекватно оценить собственные знания. Самосовершенствование и тяга к знанию помогут сделать себя лучше. Человек с высоким интеллектом никогда не останавливается на достигнутом, он всегда стремится к улучшению.
Как узнать человека с высоким интеллектом
Как выражается высокий интеллект у девушки или парня? Что выдаёт умного человека?
Несколько признаков высокого уровня интеллекта.
- Умение не отвлекаться на посторонние раздражители. Умные люди способны фокусировать внимание на важном на протяжении длительного времени.
- Поздно ложится спать и поздно вставать. Считается, что «совы» умнее «жаворонков». Были проведены два исследования, в которых участвовало больше 1000 человек. В ходе тестирования доказано, что высоким интеллектом обладают именно «совы».
- Способность быстро приспосабливаться к новому. Это связано не только с новой работой, но и с поиском оптимального пути, который сможет более эффективно изменить ситуацию.
- Человек с высоким интеллектом умеет признавать, что многое не знает. Он не боится сказать, что не имеет ответа на заданный вопрос, понимает, что чем больше знаешь, тем чаще сталкиваешься с неизвестным.
- Умные люди невероятно любопытны. Именно любознательность — один из основных признаков высокого интеллекта.
- Способность искать и принимать новые идеи, возможности. Такие люди не мыслят стандартно, они всегда ищут альтернативу, которая сможет привести к цели с наименьшими потерями.
- Они чувствуют себя комфортно в одиночестве. Им не нужно чье-либо общество, чтобы чувствовать себя нужным, они самодостаточные личности.
- Умеют взять собственные эмоции под контроль в тяжелой ситуации. Интеллектуалы могут планировать собственное время, умеют строить стратегии и оценивают результаты. Они не импульсивны, всегда принимают решение после тщательного обдумывания возможных последствий.
- Хорошее чувство юмора. Было доказано, что умные люди имеют отличное чувство юмора, это подтверждают тестирования, которые проходили комики.
- Эмпатия. Умный человек может поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Он сможет просчитать реакцию и повернуть ситуацию под выгодным для себя углом.
- Умение находить связи, которые не видны с первого взгляда. Интеллектуалы могут найти различия и общие характеристики любых предметов, ведь они мыслят в более широком масштабе и никогда не используют шаблоны.
- Задумываются о глобальных вопросах. Часто думают о смысле жизни, собственном предназначении, о существовании параллельных вселенных. Они размышляют, почему произошло так, а не по-другому, и что можно было изменить, чтобы не допустить такое разрешение ситуации.
Такие признаки не являются аксиомой, ведь люди разные, их нельзя грести под одну гребенку. Встречаются совершенно уникальные индивидуумы, которые не влезают ни в одну созданную рамку, и при этом считаются гениями.
Существует несколько неожиданных признаков высокого интеллекта, к которым относятся скептически, но они реально правдивые:
- неопрятность и склонность к беспорядку — признаки высокого интеллекта;
- умные люди имеют большой словарный запас, поэтому больше сквернословят;
- стройные люди имеют более высокий ай кью, чем полные;
- скромность, ведь они не способны хвастаться или переоценивать собственные силы;
- больше любят котов, чем собак;
- сохранение девственности в подростковом возрасте — один из показателей умного человека.
Чем отличается низкий интеллект от высокого
Если не хочется проходить тесты, чтобы узнать коэффициент IQ, есть несколько факторов, которые покажут, что человек недостаточно умен. Признаки низкого интеллекта у взрослых:
- любой материал усваивается и запоминается с трудом;
- отсутствуют социальные навыки;
- нет контроля собственных эмоций, человек не сдержан, агрессивен, сначала делает, а потом думает, к чему это приведет;
- не учатся на своих ошибках;
- не способны чувствовать и понимать эмоции других людей;
- тратят больше, чем могут себе позволить, не умеют правильно распорядиться своими финансами, не задумываются о будущем, поэтому тратят деньги на мелочи, не могут накапливать;
- думают только о себе;
- не умеют принимать критику;
- в собственных неудачах винят других людей;
- постоянно спорят без повода, даже если знают, что неправы;
- не умеют правильно распоряжаться собственным временем;
- долго на одной работе не задерживаются.
Многие из нас слышали выражение «ай кью человека». Этот термин звучит тогда, когда речь идет о способностях индивидуума, его умственном развитии. Понятие «IQ» — это и есть коэффициент интеллекта. Он представляет собой оценку уровня способностей в сравнении со средним показателем интеллекта человека того же возраста, что и испытуемый. Чтобы определить уровень, необходимо пройти специальный тест на логику, гибкость мышления, способность быстро считать и выявлять закономерности.
Немного истории
Первым понятие «коэффициент интеллекта IQ» сформулировал в 1912 году Вильгельм Штерн. Это очень известный психолог и философ. Он предложил использовать в качестве основного показателя уровня развития результат разделения фактического возраста на интеллектуальный возраст. После него в 1916 году это понятие использовалось в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.
Постепенно люди начали активнее интересоваться своим уровнем интеллекта, поэтому было изобретено огромное количество всевозможных тестов и шкал, которые позволяли узнать его коэффициент. Создание многочисленных тестов привело к тому, что многие из них были недостоверные, поэтому сравнить результаты разных тестов довольно сложно.
Как определить уровень интеллекта? Сегодня во многих школах дети проходят тестирование, чтобы узнать уровень своего интеллекта. Развитие интернета поспособствовало тому, что люди, в том числе взрослые, могут с лёгкостью пройти тестирование онлайн.
Как узнать свой IQ
Чтобы определить значение IQ были разработаны специальные тесты. Их бывает два вида:
- для детей 10-12 лет;
- для детей от 12 лет и взрослых.
Методика измерения одинаковая для всех вариантов, изменяется только уровень сложности вопросов. Каждый тест имеет определенное количество вопросов и ограниченное время для их прохождения.
Они созданы таким образом, чтобы результаты, которые описываются с помощью распределения вероятности, показывали среднее значение IQ — 100. Значения группируются по следующей схеме:
- коэффициент 50 % всех людей находится в пределах 90-110;
- остальные 50 % людей делятся поровну на тех, у кого показатель ниже 90, и тех, у кого выше 110.
Какой уровень IQ соответствует легкой умственной отсталости? Если его показатель находится ниже 70.
Задачи в тестах разнообразны, сложность каждого следующего задания возрастает. Есть задачки на логическое, пространственное мышление, на знание математики, внимательность, умение находить закономерность. Естественно, чем больше правильных ответов даст человек, тем выше будет оценка уровня его интеллекта.
Тесты рассчитаны на разные возрастные группы, поэтому показатели учителя и ученика 12 лет могут быть одинаковыми, ведь развитие каждого из них будет соответствовать его возрасту.
Сегодня в интернете можно встретить огромное количество разных тестов, которые предлагают узнать своей уровень знаний, интеллекта. Но большинство из них разрабатывались не профессионалами, поэтому они вряд ли покажут достоверный результат.
Чтобы узнать свой уровень интеллекта необходимо использовать профессиональные тесты, такие как:
- Кеттлера;
- Амтхауэра;
- Айзенка;
- Равена;
- Векслера.
Основные факторы влияния
Разум человека довольно трудно определить и измерить. Ум — это сочетание знаний, навыков и способностей, которые накапливаются на протяжении всей жизни человека. В основе нашего интеллекта лежит несколько важных факторов, которые влияют на его коэффициент:
- генетика;
- особенности питания ребенка в первые годы жизни;
- воспитание и психическая стимуляция умственной активности ребенка родителями;
- порядок рождения детей в семье;
- окружающая среда.
Все это в той или иной степени влияет на умственное развитие ребенка.
Генетика
Ученые давно начали исследовать вопрос о том, как сильно зависит уровень интеллекта IQ от генов. Уже больше века проводятся исследования влияния генов на умственные способности, которые показали, что процент зависимости находится в пределах 40-80 %.
Уровень интеллекта у человека зависит от структуры мозга и его функциональности. Именно эти два фактора являются ключевыми. Различия в теменно-лобных частях мозга разных людей говорит о разном уровне их IQ. Чем выше показатель функциональности лобных участков мозга, тем лучше он может работать: воспринимать и запоминать информацию, решать различные задачи.
Генетические факторы представляют собой тот потенциал, который передается от родителей ребенку. Они малоизучены, но несут важную функцию для развития умственных способностей.
Хромосомные аномалии, передающиеся по наследству, также влияют на уровень интеллекта. Например, болезнь Дауна, которая характеризуется слабым умственным развитием ребенка. Довольно часто возникает у детей, родители которых относятся к старшей возрастной группе.
Заболевания во время беременности также влияют на ум ребенка. Например, краснуха, которой болеет будущая мать, может привести к негативным последствиям для крохи: потеря слуха, зрения, низкий уровень интеллекта.
Влияние питания
Уровень интеллекта зависит от того, что именно мы едим в первые годы жизни, и что ела будущая мать на протяжении беременности и кормления грудью. Правильное и полноценное питание положительно влияет на развитие головного мозга. Чем больше полезных веществ, витаминов и микроэлементов будет потреблять ребенок через матерь и следующие несколько лет после рождения, тем больше будет размер мозгового паруса. Он отвечает за обучение и память.
Положительно влияет потребление большого количества жирных кислот. Ученые провели исследования, которые доказали, что, если женщина во время беременности употребляет много жирных кислот, то дети будут значительно опережать других в своем развитии.
Воспитание
Воспитание является одним из ключевых факторов развития умственных способностей. Даже если человек от природы генетически предрасположен к высокому уровню IQ, из-за отсутствия правильного воспитания, качественного образования коэффициент будет не выше среднего.
Воспитание включает в себя много факторов:
- стиль жизни семьи;
- домашние условия;
- уровень образования;
- отношение родителей.
Академики для изучения влияния воспитания разделяли близнецов и помещали в разные среды жизни. Ведь если интеллект — это биологическое понятие, то по идее у близнецов он должен быть одинаковым, независимо от условий жизни. Это не так. Исследования показали, что дети, которые живут в детских домах, имеют более низкий уровень интеллекта. Также, показатель зависит от того, как родители относятся к ребенку: ведут ли на дополнительные кружки, заставляют заниматься музыкой, рисованием, прививают любовь к логическим играм.
Порядок рождения в семье
Этот вопрос изучался долго, но ученые так и не смогли прийти к единому выводу относительно влияния очередности рождения ребенка и количества детей в семье от их умственных способностей. Многие исследования показали, что первенцы умственно более развиты, чем остальные дети. В истории большинство космонавтов, президентов, ученых и известных политических фигур били именно первенцами.
Многих интересует вопрос, почему так происходит. Порядок рождения не является приговором. Больше всего влияет то, что семья с одним ребенком может уделить ему больше времени, внимания и ресурсов на обучение. Тестирования показали, что первенцы обходят остальных детей всего на 3 пункта.
Окружающая среда
Сможем ли мы использовать все возможности своего мозга, зависит только от нас: от нашего образа жизни, наличия вредных привычек. Различные диеты и токсины влияют на развитие интеллекта на протяжении всей жизни.
Если будущая мать будет курить, пить, употреблять наркотики, то вряд ли ребенок будет полноценным. Умственная деятельность человека может ухудшиться, если он будет пить или травить собственный организм.
Ученые выяснили, что уровень интеллекта у людей из разных стран значительно отличается. Некоторые тесты показали зависимость среднего IQ от ВВП страны, преступности, уровня рождаемости, религии.
Несколько интересных фактов об IQ:
- чем выше коэффициент, тем общительней человек;
- грудное вскармливание повышает показатель на 3-8 баллов;
- во время летних каникул показатель уменьшается;
- показатель выше 115 гарантирует, что человек сможет справиться с любой работой;
- люди с показателем ниже 90 баллов чаще становятся асоциальными, попадают в тюрьму или живут в бедности;
- чем ниже IQ, тем сложнее человеку справится со стрессом;
- чем выше показатель, тем увереннее человек.
Значение показателей IQ
Самый высокий уровень интеллекта у математика Теренса Тао из Австралии. У него коэффициент выше 200 баллов. Такое встречается очень редко, ведь у большинства людей показатель едва достигает 100. Практически все лауреаты Нобелевской премии являются обладателями высокого IQ — выше 150 баллов. Именно эти люди помогают развиваться технологиям, активно участвуют в исследованиях, совершают разные открытия, изучают космос и физические явления.
Среди выдающихся людей стоит отметить Кима Пика, который может прочитать страницу книги всего за несколько секунд, Дэниела Таммета, который способен запомнить невероятное количество цифр и Ким Унг-Йонга. Он поступил и успешно начал обучение в университете в 3 года.
Разберем все возможные показатели интеллекта тестов IQ:
- Выше 140. Это люди с невероятным умом, редкими творческими способностями. Они могут легко достичь успеха в научной деятельности. Таким показателем может похвастаться Билл Гейтс, Стивен Хокинг. Люди с высоким ай кью совершают величайшие открытия, являются гениями своей эпохи. Именно они исследуют космос, создают новые технологии, ищут лекарства от болезней, изучают природу человека и окружающий мир. Процент таких индивидуумов всего 0,2 от населения Земли.
- Показатель 131-140. Таким уровнем может похвастаться 3 % населения планеты. В них входят Арнольд Шварценегер и Николь Кидман. Успешные люди, которые добиваются намеченной цели, обладают высоким уровнем интеллекта. Они могут стать успешными политиками, менеджерами, руководителями компаний, специалистами в науке.
- Показатель 121-130. Интеллект высокого уровня. Людям с таким показателем легко дается обучение в ВУЗе. Составляют 6 % населения. Они успешны, часто становятся руководителями, активно занимаются творчеством.
- Показатель 111-120. Выше среднего уровня интеллекта. Встречается у 12 % населения. Любят учиться, у них не возникает никаких проблем с науками. Если человек любит и хочет трудиться, то он легко сможет получить высокооплачиваемую работу.
- Показатель 101-110. Большинство людей планеты с таким уровнем интеллекта. Это средний коэффициент интеллекта, который говорит о полноценности человека. Многие его обладатели с трудом заканчивают ВУЗ, но при достаточных усилиях могут учиться и получить хорошую работу.
- Показатель 91-100. Результат для четверти населения планеты. Если тест показал такой результат, не стоит отчаиваться и расстраиваться. Такие люди хорошо учатся, могут работать в любой сфере, которая не требует значительных умственных усилий.
- Показатель 81-90. Коэффициент ниже среднего. Встречается у 10 % людей. Довольно неплохо учатся в школе, но редко получают высшее образование. Чаще работают там, где не нужно прилагать умственные усилия, больше любят трудиться физически.
- Показатель 71-80. Приблизительно 10 % населения с таким уровнем интеллекта. Встречается у людей, которые страдают умственной отсталостью легкой степени. Они часто учатся в специализированных школах, но могут обучаться и в нормальных среднеобразовательных учреждениях. Только их успехи редко поднимаются выше среднего.
- Показатель 51-70. Встречается у 7 % населения, которые имеют легкую форму умственной отсталости. Редко являются полноценными членами социума, но вполне могут самостоятельно жить и заботиться о себе без посторонней помощи.
- Показатель 21-50. Очень низкий уровень интеллекта, который встречается у 2 % людей. Индивидуумы страдают слабоумием, сильно отстают в развитии от своих сверстников. Они не могут нормально обучатся, имеют опекунов, которые помогают заботиться о себе.
- Ниже 20. Таких людей не больше 0,2 % от населения. Это показатель тяжелой формы умственной отсталости. Такие люди не могут сами жить, ходить на работу, зарабатывать себе на еду, одежду и проживание, поэтому постоянно находятся под опекой. Они не могут обучаться, часто страдают психологическими отклонениями.
Результат не стоит воспринимать как единую правдивую инстанцию. Ведь показатель зависит от многих факторов: окружающая среда, наследственность, стиль жизни, место проживания, религия.
Новому и выявлять уникальные явления. Коэффициент умственного развития позволяет определить количественное выражение качеству интеллекта . Также данная величина позволяет классифицировать всех людей. IQ с более 140 приравнивается к гениальному интеллекту, в то время как обычные люди имеют показатели: от 90 до 110. Личности с уровнем IQ менее 70 могут быть диагностированы, как нуждающиеся в медицинской помощи.
Пройдите данное тестирование в сети интернет. В России есть один отличный ресурс, который позволяет не только узнать свой уровень IQ, но ошибки. Это все даст осознание того, над чем вам нужно поработать для улучшения результата. Зайдите на сайт iq-control.ru. Пройдите тест. Вам будут предложены задания и вопросы на тестирование логики, и пространственного восприятия. После того как вы ответите на последний вопрос, сайт проинформирует вас о вашем уровне IQ. Запишите в отдельное место свой результат.
Посетите специалиста по определению IQ, который может проанализировать ваш уровень на основе решения простых задач. Результаты теста IQ могут быть скорректированы с учетом возраста.
Используйте и другой метод определения уровня интеллекта . Он подойдет только тем, кто хорошо знает язык. Пройдите тестирование на проверку академических способностей. Данный тест тоже можно в сети или в любом университете. На нем уже будут общие вопросы из разных областей специальных знаний. Допустим, вы получили на нем 1300 баллов. Это будет означать, что уровень вашего интеллекта примерно 131. Конечно, здесь могут быть неточности, но тестирование дает представление как об уровне вашего интеллекта , так и об общих познаниях.
Обратите внимание
Тестирование академических знаний могут пройти только те, кто достаточно хорошо владеет английским языком, поэтому для тех, кто не входят в данную категорию, подходят только 1-4 шаги.
Интеллектуальные возможности раздаются природой неравномерно. Кто-то рождается «семи пядей во лбу», а кто-то едва дотягивает до среднего уровня. Ученые давно задумывались о том, чтобы изобрести единую шкалу измерения интеллекта. Они разработали специальные тесты, позволяющие определить возможности каждого человека.
Что представляют собой тесты на IQ
Тесты на IQ – это сборники задач и вопросов, разработанные психологами. Во многих компаниях прохождение теста на IQ является обязательным при отборе соискателей на вакансии. На Западе тестирование активно используется также для выявления способностей школьников и студентов ВУЗов.
Вычисление IQ – количественных показателей интеллекта и сравнение их с показателями людей такого же возраста. Тесты не дают представления об уровне знаний в какой-либо области, они предоставляют картину общих умственных способностей. На основании полученных результатов делаются выводы относительно пригодности человека к той или иной деятельности.
Тесты на уровень интеллекта представляют собой список заданий, расположенных по мере нарастания сложности. Это задачи затрагиваются логическое, пространственное и другие типы мышления. Все задания нужно решить за строго отведенное время. В том случае, если испытуемый не успевает решить задачи, уровень его IQ понижается.
Тест Айзенка
Тест Айзенка считается самым популярным сборником задач для проверки уровня интеллекта. Эта система опросов содержит графический, цифровой и словесный материал. Такая система позволяет компенсировать недостаточность одного вида мышления другим видом мышления.
Выполняя задания и отвечая на вопросы, человек гуманитарного склада может задействовать свои способности в словесной сфере и нейтрализовать неумение решать арифметические задачи. Испытуемый с математическим складом ума компенсирует решением аналитических задач свою неспособность разобраться с вопросами гуманитарной направленности. Считается, что тесты Айзенка дают наиболее объективную картину человеческих способностей.
Пройти тест Айзенка может любой человек. Но приступая к решению задач, нужно учитывать, что Айзенк разрабатывал свою систему для людей в возрасте от 18 до 50 лет, обладающих, как минимум, полным средним образованием. Принято считать, что именно в отношении этой категории людей тесты Айзенка показывают наибольшую объективность.
В результате прохождения теста получается определенное число IQ, которое и является показателем интеллектуального развития. Средний результат IQ у выпускников американских университетов составляет 105 баллов. Отличники показывают результат на уровне 130-140 баллов. Примерно половина всех опрошенных добивается результата, расположенного в пределах 90–110 баллов. IQ меньше 70 считается показателем умственной отсталости.
Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..
Что такое интеллект?
Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.
Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:
- Ощущение.
- Восприятие.
- Память.
- Представление.
Психология интеллекта
Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:
- Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
- Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
- Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
- Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.
Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.
Уровень интеллекта
Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.
- Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
- Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.
Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.
Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.
Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:
- Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
- Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
- Высокий – стремление к модификации окружающей среды.
Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.
На уровень IQ влияют такие факторы:
- Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
- Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
- Здоровье.
- Страна проживания.
- Социальные факторы.
Виды интеллекта
Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.
Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:
- Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
- Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
- Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
- Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
- Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
- Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
- Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
- Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
- Творческий – создание нового, продуцирование идей.
Диагностика интеллекта
Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:
- Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
- Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
- Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
- Свободный тест Кеттела
Мышление и интеллект
Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.
Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.
Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.
Как развить интеллект?
Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.
С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.
Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.
Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.
Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.
В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.
При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.
Что такое эмоциональный интеллект?
На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .
Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:
- Понимание и проявление эмоций.
- Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
- Осознание собственных и чужих эмоций.
- Управление эмоциями.
Что такое социальный интеллект?
Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.
Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:
- Восприятие поведенческих сигналов.
- Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
- Понимание отношений.
- Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
- Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
- Предвосхищение поведения другого человека.
В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.
Интеллект ребенка
Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.
Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.
Итог
Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.