Навыки.
Ход урока
1. Оргмомент .
2. Лингвистическая разминка .
Найдите лишнее предложение, объясните свой выбор (знаки не расставлены):
Группа А.
1. Открыли дверь в сад и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
2. Тихо дышит зимний лес почуяв приближение весны и постепенно пробуждается ото сна.
3. Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.
Группа Б.
4. Он был рад что весело провел время и что все довольны.
5. Я хорошо помню как мы шли по тропинке как она постепенно стала петлять как я нашел грибное место и отстал от друзей.
6. Когда Нарцисс захотел пить он нагнулся к ручью в водах которого увидел свое отражение.
Группа В.
1. Было уже совсем темно когда мы добрались до лагеря чтобы переночевать и утром двинуться дальше.
2. Бывает что если не повезло с утра не везет весь день.
3. Когда я вошел в комнату, то увидел брата, который приехал из города.
Группа Г.
1. Стояла тишина среди которой раздался плач ребенка.
2. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на коня и мы выехали за ворота крепости.
3. Перебрав по пальцам знакомые села я обнаружил они все стояли на реке.
3.Объяснение нового материала .
Слово учителя .
Итак, уже на разминке мы с вами перебросили мостик от старого материала к новому. Бессоюзные предложения отличаются от союзных особой выразительностью.
-А почему? Почему в БСП так важна интонация
Да, именно отсутствие союзов и союзных слов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. А от этого зависят знаки препинания.
Формально части БСП независимы, самостоятельны, однако части БСП могут быть и равноправны, и неравноправны. И, уловив эту логическую связь между частями БСП, почувствовав интонацию, можно справиться со знаками препинания.
Наблюдение.
Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
(В первом предложении интонация перечислительная, она требует постановки запятой.
Второе предложение: двоеточию соответствует предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в первой части.
При чтении третьего предложения интонация легко повышается в первой части и понижается во второй.)
Когда нам трудно уловить интонацию, мы призываем на помощь союзные предложения. Давайте попробуем заменить данные БСП на СП.
Бабушка сердилась, и внучка не слушалась.
Бабушка сердилась, потому что внучка не слушалась.
Бабушка сердилась, а внучка не слушалась.
Самостоятельная работа с учебником (конспект с построением схем и записью примеров).
1 ряд готовит материал о постановке запятой и точки с запятой.
2 ряд – двоеточия.
3 ряд – тире.
Выступления учащихся.
1.Запятая, точка с запятой.
одновременность действий, перечисление событий
[ ocложнение ] ; [ осложнение ]
2. Двоеточие.
: [ причина ] (потому что )
: [ пояснение ] (а именно )
: [ дополнение ] (что; и увидел, что )
[ время ] - (когда )
[ условие ] - (если )
- [ противопоставление] (а )
- [вывод, следствие] (так что )
- [ сравнение] (как )
- [ быстрая смена событий ]
4.Закрепление изученного материала.
1)Устно объяснить пунктуацию, указав смысловые связи .
Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина. (П.)
На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (С.-Щ.)
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Т.)
Труд кормит – лень портит. (Пословица)
Облака ярко светились – на них нельзя было смотреть.
Я подошел к окну: снегопад был в полном великолепии .
Назвался груздем – полезай в кузов. (Пословица)
Было решено: на сборы выезжаем завтра.
2)Спишите, опустив выделенные союзы и превратив данные предложения в сложные бессоюзные .
Я поднял глаза и увид(и/е)л, что высоко в небе неслись над станицей птиц(ы/и).
Староста спросил у него документ, но документа (не)оказалось.
Мороз не страш(и/е)н, потому что воздух сухой, ветра нет.
Со(?)нце сильно п(а/о)лит, так что к вечеру (по)видимому соб(и/е)рется гроза.
3)Предупредительный диктант .
Я вас любил – меня вы не любили. (И. Тургенев)
В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот. (А. Фет)
Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.
Замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять: приют певца угрюм и тесен, и на устах его печать. (М. Лермонтов)
Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. (В. Ключевский)
Зазеленел листок – стал пригож лесок. (Пословица)
Костров нельзя было разводить – легли спать не раздеваясь.
У зайцев шерсть побелела – зима близко.
4)Тест .
1.Укажите бессоюзное предложение:
А) Луна взошла сильно багровая и хмурая звезды также хмурились.
Б) Хлестакову удалось провести даже городничего плутовство которого известно всему городу.
В) Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло сквозь нее весной видно вглубь на сорок метров.
2.Какой знак должен стоять на месте вопроса в предложении Дед оказался прав(?)к вечеру пришла гроза ?
А) запятая;
Б) двоеточие;
Г) точка с запятой.
3.В каком предложении на месте пропуска нужно поставить двоеточие?
А) По улице шагает ночной сторож (…) рядом с ним трясется собака.
Б) Он попробовал пошевелить левой рукой (…) она не двигалась.
В) Я любил бродить с ним по лесам (…) он знал все тропы, все глухие углы леса, все травы, кустарники.
4.В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
А)Погода стояла совсем неблагоприятная (…) по временам шел мелкий осенний дождь и постоянно дул страшный ветер.
Б)Облако пойдет (…) озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом.
В)Обычно мы помогаем друг другу (…) один чистит картошку, другой растапливает печь.
5.Какое из объяснений постановки двоеточия в предложении является правильным?
Предметы теряли свою форму: все слилось в однородную массу.
А)Это бессоюзное предложение, вторая часть которого указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Б)Это предложение с обобщающим словом при однородных членах.
В)Это бессоюзное предложение со значением противопоставления.
Г)Это бессоюзное предложение со значением перечисления.
6.На месте каких цифр в предложении должно стоять двоеточие?
Приоткрыв глаза, я увидел (1) что очутился в незнакомом месте (2) вокруг расстилался ковер невиданных цветов (3) деревья вокруг (4) обвивались каким-то диковинным, стелющимся плющом.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
7.На месте каких цифр в предложении должно стоять двоеточие?
Цели у воспитания во все времена одинаковы (1) пробудить у растущего человека (2) любопытство ко всему (3) что дышит, зеленеет, цветет, издает звуки, что составляет понятие «жизнь».
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 1, 3
5.Самостоятельная работа.
6.Итог.
7.Домашнее задание.
Определение смысловых отношений между частями
бессоюзного сложного предложения.
Интонация.
Технологии: технология проблемного и разноуровневого
обучения, игровые, компьютерные технологии.
Цели урока:
1 познакомить с бессоюзным сложным предложением,
смысловыми отношениями между частями бессоюзного
сложного предложения и знаками препинания в них;
учить устанавливать смысловые отношения между частями
бессоюзного сложного предложения;
2 формировать умение определять смысловые отношения
между частями сложного бессоюзного предложения в устной
речи в зависимости от интонации; умение опознавать
бессоюзное сложное предложение;
3 воспитывать уважительное и бережное отношение к
русскому языку; бережное отношения к рабочему времени;
воспитывать нравственные качества учащихся: умение жить
дружно, помогать друг другу, чувство взаимопомощи, умение
ценить и беречь дружбу.
Метапредметные умения: воспринимать и перерабатывать
информацию, применять полученные знания на практике,
строить диалог, распределять выполнение действия во
времени.
Место урока в теме: первый
1.Актуализация знаний.
ЗАДАНИЕ:
Мы с вами изучали на прошлых уроках
сложноподчиненные предложения.
Посмотрите слайды, сколько сложноподчиненных
предложений вы увидите?
1. [Мне не нужно друга], (который во всем со мной
соглашается)… (Плутарх) – сложноподч., прид.
определительное
2. [Душа любит свет солнца], [она верит его лучам].
(В.Гюго) бессоюзное
3. [Дружба и чай хороши], (когда они крепки и не очень
сладки). (Ф.Гладков) – сложноподч., прид.
обстоятельственное
4. [Два человека могут спасти друг друга там], (где один
погибнет). (О.Бальзак) – сложноподч., прид.
обстоятельственное
5. [Никогда счастье не ставило человека на такую
высоту], (чтобы он не нуждался в друге). (Сенека) –
сложноподч., прид. определительное
6. [Время не любит], (когда его тратят впустую). (Генри
Форд) - сложноподч., прид. изъяснительное.
Сколько всего было картинок? – 6 штук
Сколько сложноподчиненных предложений у вас
ЗАДАНИЕ:
Заметили ли вы другие разновидности сложных
получилось? – 5
предложений?
Какова тема нашего урока?
Цель нашего урока - познакомиться с бессоюзным
сложным предложением, научиться находить его в
тексте.
2.Повторение.
Типы сложных предложений
Бессоюзные
Союзные: сложносочиненные, сложноподчиненные.
Примеры: с помощью чего соединяются между собой
части сложного предложения?
на что указывает союз?
1) Когда солнце показалось над горизонтом, в лесу запели
птицы.
2) Солнце показалось над горизонтом, поэтому запели
птицы.
3) Солнце показалось над горизонтом, и запели птицы.
4) Солнце показалось над горизонтом – в лесу запели
птицы.
В чем же отличия союзных и бессоюзных сложных
предложений?
Меняется ли интонация в зависимости от союза?
(Интонация - звуковые средства языка, оформляющие
высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность
Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства
звучания.
говорящего).
3.Новая тема.
Отличия союзных и бессоюзных сложных
предложений.
Части сложного предложения могут соединяться между
собой с помощью интонации, союзов или союзных слов.
Такой способ связи как интонация, присутствует во всех
сложных предложениях, а вот союзы или союзные слова
употребляются в сложных предложениях не всегда.
Определение
Сложное предложение, части которого
соединяются только при помощи интонации, без союзов
называется бессоюзным.
4.Работа у доски: определи вид предложения.
1. [Ювенал утверждал], (что ни один злой человек не
бывает счастлив) сложноподчиненное
(Ювенал - римский поэт-сатирик)
2. [Достаток транжиры равняется короткому одеялу] :
[ ты натянешь его к носу] – [ обнажатся ноги]
бессоюзное
(Козьма Прутков - литературная маска, под которой выступали
в 50-60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей,
Владимир и Александр Жемчужниковы, а также Пётр Ершов).
3. Час мужества пр
о бил на наших часах], и [мужество нас не
покинет] сложносочиненное
(А. Ахматова)
4. [Изумрудные лягушата прыгают под ногами] ; [между
корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт
их] бессоюзное
(М. Горький)
5. [В здании человеческого счастья дружба возводит
стены] – [любовь же образует купол] бессоюзное
(Козьма Прутков)
5. Интонация в бессоюзном сложном
предложении.
Какие знаки мы ставили в сложносочиненных и
сложноподчиненных предложениях? ,
Какие знаки могут стоять в бессоюзном сложном
предложении?
,
;
:
-
Почему в бессоюзном предложении такое разнообразие знаков
препинания?
Рассмотрим примеры:
1. Белка прыгнула с ветки на землю, и на наши головы
хлопьями посыпался снег.
(две части соединены, кроме интонации, сочинительным
союзом И, основное значение которого – указывать на
последовательность событий)
2.Белка прыгнула с ветки на землю, поэтому наши головы
хлопьями посыпался снег.
(две части соединены, кроме интонации, союзным словом
ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на
следствие тех событий, которые описаны в главной части
сложного предложения)
3.Белка прыгнула с ветки на землю – на наши головы
хлопьями посыпался снег.
(союз отсутствует, определить суть отношений между
частями предложения точно мы не можем. Можно сказать,
что там присутствуют и причинно-следственные
отношения и указание на последовательность событий
одновременно)
Таким образом, знаки препинания в бессоюзных
сложных предложениях помогают понять смысловые
отношения между его частями, при произнесении
вслух подчеркнуть интонацией эти значения, тем
самым сделать нашу речь ярче, красочнее.
(в сложносоч., сложноподч. - союзы)
Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в
зависимости от знака препинания?
Прозвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок начался урок
1. Запятая – интонация перечислительная.
,
.
2. Двоеточие – предупредительная интонация с некоторым понижением
голоса в 1 предложении.
,
.
3.
Тире– интонация повышается в 1 предложении и понижается во 2.
,
6.Самостоятельная работа (синтаксический
разбор предложений).
Разноуровневые задания.
[Небо снова всё покрылось тучами], и [посыпался дождь]
сложносочиненное предложение.
[Вакса чернит с пользою] – [злой человек чернит с
удовольствием]
(Кузьма Прутков) -
[Владимир с ужасом увидел], (что он заехал в незнакомый
лес) сложноподчиненное предложение.
[Путешественники спешили]: [в горах ночь наступает быстро]
бессоюзное сложное предложение.
[Катятся ядра], [свищут пули], [ нависли хладные тучи] -
бессоюзное сложное предложение.
[В лесу весело и беззаботно поют птицы], [над цветами
летают бабочки] бессоюзное сложное предложение.
[Слышно было], (как над полем пел жаворонок) и (как вдали
куковала кукушка)
сложноподчиненное предложение с двумя придаточными.
7.Итоги урока
1. Укажите верное утверждение.
части соединены только интонацией.
Бессоюзным называется предложение, в котором
части соединены только союзным словом.
Бессоюзным называется предложение, в котором
части соединены интонацией и союзным словом.
Бессоюзные предложения делятся на
сложносочиненные и сложноподчиненные.
2. Какое сложное предложение является
бессоюзным?
Когда было темно, механики работали с фонарями.
Там было темно, механики работали с фонарями.
Механики работали с фонарями, ведь там было темно.
Там было темно, поэтому механики работали с
фонарями.
3. Какие знаки могут стоять между частями
бессоюзного сложного предложения?
Запятая, тире, точка с запятой, двоеточие.
Запятая, тире, дефис, двоеточие.
Только запятая, точка с запятой.
Только тире и двоеточие.
Как вы думаете, какова будет тема наших
следующих уроков? Что мы будем изучать?
8.Вывод.
Сложное предложение, части которого соединяются
только при помощи интонации, без союзов называется
бессоюзным.
9.Рефлексия: выберите смайлик, соответствующий
вашему настроению.
1.Самостоятельная работа (сделайте
синтаксический разбор предложений,
6.3. Интонация обособления
Обособление одного или нескольких членов предложения – это выделение их в устной речи с помощью интонации, а на письме – с помощью запятых или тире.
Интонацию обособленных членов можно назвать интонацией обособления. Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона, то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами. Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения:
1) Поражённый страхом (повышение тона, пауза), я иду за матушкой (обособленный оборот находится в начале предложения и является фразой восходящего тона).
2) Мы вошли в рощу (повышение тона, пауза), влажную от дождя (обособленный оборот находится в конце предложения и является фразой нисходящего тона).
3) Разговор его (повышение тона, пауза), свободный и любезный (повышение тона, пауза), вскоре рассеял мою застенчивость (обособленный оборот находится в середине предложения и является фразой восходящего тона).
Вводная часть
6.4. Разделительная интонация
Примером разделительной интонации является интонация простого предложения, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. В этом случае предложение состоит из двух фраз восходящего и нисходящего тона, которые разделяются увеличенной паузой.
Тире обозначает увеличенную паузу (ПЗ 3) на месте пропуска глаголя-связки быть между подлежащим и составным именным сказуемым. Группа подлежащего обычно составляет фразу восходящего тона, а группа сказуемого – фразу нисходящего тона, например:
Наш долг (ПЗ 3) – защищать крепость.
6.5. Предупредительная, или пояснительная, интонация
Предупредительную, или пояснительную, интонацию удобно рассмотреть на примере бессоюзного сложного предложения. При предупредительной интонации в конце первого предложения делается понижение тона и значительно увеличенная (предупредительная) пауза (ПЗ 3), далее следует второе предложение с собственной интонацией. Предупредительная интонация соответствует двоеточию и имеет значение последующего пояснения, изъяснения или следственно-причинных отношений:
Забил снаряд я в пушку туго и думал (ПЗ 3): угощу я друга (изъяснение).
Она несла чашку какао и, поставив её перед Павлом Петровичем, вся застыдилась : (ПЗ 3), горячая краска разлилась алой волной по её миловидному лицу (пояснение).
Нередко я плакал , читая (ПЗ 3): так хорошо рассказывалось о людях (следствие – причина).
6.6. Присоединительная интонация
Если присоединительный член находится в конце предложения, то он имеет собственную интонацию в соответствии со своей структурой (например, интонацию однородных членов). Перед присоединительным членом делается понижение тона, как в конце предложения, но пауза (ПЗ 3) имеет меньшую длительность, по сравнению с паузой между предложениями или паузой в случае предупредительной интонации:
Мы зашли в ельник (ПЗ 3) – тёмный, пропахший запахом хвои (присоединительный член является однородным рядом определений с перечислительной интонацией).
От этого зависит наше счастье (ПЗ 3) – настоящее и будущее (присоединительный член является однородным рядом определений, соединенных союзом И и составляющих одну фразу нисходящего тона).
6.7. Исключительная интонация
Исключительная интонация применяется в предложениях с присоединительными членами, которые в середине предложения обособляются с помощью тире. В этом случае присоединительный член предложения является отдельной фразой с изменённым темпом речи и выделяется с двух сторон увеличенными паузами (ПЗ 3), например:
Посидели (ПЗ 3) – больше для приличия (ПЗ 3) – несколько минут .
Исключительная интонация с измененным темпом речи применяется также для выделения вводных предложений и вставных конструкций, при этом распространенные вставные конструкции представляют собой высказывания второго плана с собственной интонацией:
Мой приход – я, конечно, это мог заметить – смутил гостей.
Вводная часть
Тема 7. Постановка основных знаков препинания в соответствии с интонацией
В приведенной ниже обобщенной таблице показано соответствие между видом синтаксических конструкций, интонацией и используемыми знаками препинания.
Знак препинания |
Вид интонации |
Вид синтаксической конструкции |
Примеры |
|
Запятая |
перечислительная |
однородные члены в простом предложении |
Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. |
|
перечислительная параллельная |
независимые простые предложения в составе бессоюзного сл. предложения |
Но вот набежал ветер, зашумели деревья. |
||
интонация обособления |
обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, междометия |
По степи, не успевшей остыть за ночь, опять тянет тёплый ветер. Барин, не прикажешь ли воротиться? |
||
интонация сложного предложения |
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения |
Солнце спряталось, и от оврага повеяло холодом. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. |
||
Тире |
разделительная |
между подлежащим и сказуемым |
Доброе дело – правду творить смело. |
|
разделительная |
неполные, эллиптические предложения |
|||
разделительная |
Подсолнухи, акация, сухая трава – всё было покрыто пылью. |
|||
разделительная |
Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле. |
|||
присоединительная |
обособленные члены в конце предложения |
Мы поехали на Кавказ – к морю, к солнцу, к живописным горам. |
||
(замена двоеточия) |
присоединительная |
бессоюзное сложное предложение (пояснение и изъяснение) |
Ясно одно – оставаться здесь опасно. Иногда я думаю – надо бежать. |
|
(замена двоеточия) |
присоединительная |
при наличии обобщающего слова |
И теперь всё это– и плёс, и мельница, и уютные берега – принадлежало инженеру. |
|
исключительная |
при обособлении членов предложения в середине предложения |
Вдали виднелась высокая – трубой – соболья шапка боярина. |
||
исключительная |
вставные конструкции в середине и в конце предложения |
Однажды – не помню почему - спектакля не было. |
||
Двоеточие |
после обобщающего слова |
Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям. |
||
пояснительная, или предупредительная |
бессоюзное сложное предложение |
Таких примеров много в мире: не любит узнавать себя никто в сатире. |
Вводная часть
Тема 8. Вывод
Приведенный обзор синтаксических конструкций позволяет сделать вывод о возможности проведения комплексного интонационно-грамматического анализа при пунктуационном оформлении текста. Такой метод имеет преимущество по сравнению с обычным грамматическим анализом, так как пунктуационные задачи решаются с применением интонационных схем, без заучивания большого количества правил.
Тема 9. Краткая история русской пунктуации (историческая справка)
1. Знаки препинания и их употребление до XVIII века
В древнерусской письменности текст не членился на слова и предложения, однако уже тогда встречались такие знаки препинания, как точка, крест, волнистая черта. Они делили текст на смысловые отрезки или обозначали остановку в работе писца, однако в дальнейшем эти знаки не получили широкого распространения. Начиная с XVI века в рукописных изданиях утверждается принцип раздельного написания слов, а позднее - использование знаков препинания между словами, предложениями и другими синтаксическими конструкциями.
Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания. В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.
Современная русская пунктуация является результатом длительного и сложного взаимодействия той пунктуационной системы, которая была установлена в европейских странах после введения книгопечатания, и тех приёмов употребления знаков, которые складывались в русской письменности с XVIII столетия и до настоящего времени.
2. Краткая характеристика знаков препинания
Точка
Древнейшим знаком препинания является точка, которая встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Различались точки разного вида: срока - точка в середине строки и собственно точка, которая ставилась внизу, причем они могли быть разного размера и цвета.
Вопросительный знак
В русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался «точка вопросительная». Он отмечен в печатных книгах XVI века, однако для выражения вопроса закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] употреблялся знак [;].
Восклицательный знак
Восклицательный знак назывался «точка удивления». Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике»
М. В. Ломоносова (1755) .
Запятая
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая (от глагола пять в значении держать, останавливать ), этот знак встречается уже в XV веке. Запятая указывала на незаконченность действия и давала возможность говорящему сделать паузу при чтении.
Двоеточие
Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания , Мелетия Смотрицкого (1619) , а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
Вводная часть
Тире
Одним из названий тире является «молчанка», так как знак обозначает паузу в речи. Считается, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако он лишь способствовал его популяризации. Впервые знак тире описан в 1797 году в «Российской грамматике» А. А. Барсова.
Скобки
Скобки назывались «вместительным» знаком, они встречаются в письменных памятниках с XVI века.
3. Разработка теоретических основ постановки знаков пунктуации в XVIII веке
Сформировавшаяся в основных чертах к XVIII веку система знаков препинания требовала разработки определённых правил их употребления. Ещё в XVI – XVII веках наблюдались первые попытки теоретически смыслить постановку пунктуационных знаков (Максим Грек, Лаврентий Зизаний, Мелетий Смотрицкий).
Начало научной разработке русской пунктуации положил М. В. Ломоносов. В своём труде «Российская грамматика», написанном в 1755 году, он даёт точный перечень имеющихся знаков препинания, излагает правила их употребления в соответствии со смысловой и грамматической основой текста. Ломоносов впервые подвел теоретический фундамент под практически уже существовавшую пунктуацию, сведя все правила употребления знаков препинания к единому семантико-грамматическому принципу.
4. Академический свод правил пунктуации Грота
Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в XIX веке принадлежит академику Я. К. Гроту, чей труд «Русское правописание» стал первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержал 20 изданий до 1917 года. Грот подробно излагает историю и принципы русского письма, дает научно систематизированный и теоретически осмысленный свод правил, подводя итог исканий предшествующих авторов. Пунктуационные правила Грота в своей основе, с небольшими изменениями, действуют и в настоящее время. В «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года лишь уточнены некоторые противоречия и неясности и рассмотрены ранее нерегламентированные случаи.
5. Развитие теории русской пунктуации в XX веке
В первой половине XX века вопросам пунктуации уделяли внимание в своих работах А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и некоторые другие лингвисты, а во второй половине XX века появились фундаментальные исследования А. Б. Шапиро. Однако и сейчас теория пунктуации недостаточно изучена и не соответствует общему теоретическому уровню языкознания. До настоящего времени у лингвистов, работающих в этой области, нет единой точки зрения на основы современной пунктуационной системы. Одни учёные придерживаются точки зрения, что русская пунктуация базируется на смысловой основе, другие – на грамматической, третьи – на семантико-грамматической, четвёртые – на интонационной.
Однако, несмотря на теоретические разногласия учёных, принципиальные основы русской пунктуационной системы остаются неизменными, что говорит о ее функциональной достаточности и устойчивости. В то же время отдельные правила периодически уточняются и конкретизируются в связи с развитием грамматической теории, а также русского языка в целом.
§ 1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым
§1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1. Способы выражения именной части составного именного сказуемого
Составное именное сказуемое обычно состоит из глагольной связки БЫТЬ в нужной форме и именной части, выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, именным словосочетанием, а также неопределённой формой глагола, например:
Белый медведь – настоящий хозяин Арктики (существительное). Море чудесное, синее, нежное (полное прилагательное). Всё неизвестное величественно (краткое прилагательное). Правда необычнее вымысла (прилагательное в сравнительной степени). Мой дядя самых честных правил (словосочетание). Вишнёвый сад – мой ! (местоимение). Большая Медведица – семь ярких звёзд (счётный оборот). Жизнь прожить – не поле перейти (инфинитив).
Примечание. В приведенных примерах глагольная связка БЫТЬ в форме настоящего времени отсутствует.
§ 1 Бессоюзное сложное предложение
На этом занятии мы вспомним группы сложных предложений и остановимся более подробно на бессоюзных сложных предложениях, систематизируя свои знания о них.
Известно, что все сложные предложения в зависимости от средства связи между частями делятся на союзные и бессоюзные.
Например:
Перед нами сложное союзное предложение. Союзная связь между частями осуществляется с помощью союза потому что и интонации).
Перед нами сложное бессоюзное предложение. Бессоюзная связь между частями осуществляется только с помощью интонации.
В бессоюзном сложном предложении простые предложения связаны между собой только по смыслу и интонационно, т.е. без помощи союзов и союзных слов.
§ 2 Интонация в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов между частями компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Именно та или иная интонация придает синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определенных знаков препинания между частями.
Интонация на письме обозначается разнообразными пунктуационными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. Безусловно, эти знаки не могут соответствовать интонационному богатству живой речи, но они помогают понять общий смысл фразы.
Части бессоюзного сложного предложения формально независимы, самостоятельны, однако по смыслу они часто неравноправны. Уловив логическую связь между частями сложного предложения, почувствовав верную интонацию, нетрудно справиться и с верной постановкой знаков препинания.
§ 3 Примеры
Рассмотрим несколько примеров.
Мать перестала петь, ребенок уснул.
В этом предложении интонация перечислительная, она требует постановки запятой между частями. Этот знак препинания можно заменить на союз И.
Сравните:
И мать перестала петь, и ребенок уснул.
Рассмотрим следующее бессоюзное сложное предложение.
Мать перестала петь: ребенок уснул.
В данном предложении двоеточию соответствует предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в первой части. Этот знак препинания можно заменить на союз потому что.
Сравните:
Мать перестала петь,потому чторебенок уснул.
При чтении третьего предложения интонация легко повышается в первой части и понижается во второй, выражая противопоставление.
Мать перестала петь - ребенок уснул.
Эта интонация требует постановки на письме такого знака препинания, как тире, который можно заменить на союз а.
Сравните:
Мать перестала петь, а ребенок уснул.
§ 4 Использование бессоюзных сложных предложений
Нужно отметить, что бессоюзные сложные предложения часто используются в устной разговорной речи, в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые отношения между частями, а отсутствие союзов возмещается интонацией, мимикой и жестами.
Например:
Кончил дело - гуляй смело.
Лето припасает - зима поедает.
Дело не медведь: в лес не уйдет.
Необходимо различать бессоюзные сложные предложения и простые предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью.
Сравните:
Перед нами бессоюзное сложное предложение, которое состоит из трех частей.
Туман расходился, закрывал вершины леса, таял вдали.
Перед нами простое предложение с однородными сказуемыми расходился, закрывал, таял.
Бессоюзная связь между частями сложного предложения, а также между однородными членами простого предложения нередко используется как стилистический прием, называемый бессоюзие или асиндетон.
Используя именно этот стилистический прием, рисует А. С. Пушкин картину боя в своей поэме «Руслан и Людмила».
Там рубится со строем строй;
Со всадником там пеший бьется;
Там конь испуганный несется;
Там русский пал, там печенег;
Там клики битвы, там побег;
Тот опрокинут булавою;
Тот легкой поражен стрелою;
Другой, придавленный щитом,
Растоптан бешеным конем…
Этот стилистический прием состоит в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, динамизм, насыщенность.
§ 5 Краткие итоги урока
Подводя итог занятию, стоит подчеркнуть, что умение определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи позволяет правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Список использованной литературы:
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 399с.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
- Миронова Н.И. Русский язык в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2011. – 224с.