Ромул и Рем, как и все мифологические близнецы, предстают врагами друг друга, иллюстрируя ту дуалистичность, что присуща близнецам в мифах (один из братьев обычно творит добро, а другой Щш мешает или даже вредит ему; один олицетворяет смертное тело, второй - бессмертную душу). С этим принципом связано много важнейших проблем бытия, и мифы предлагают удивительное многообразие ответов на вечные загадки двойственности и единства противоположностей.
После смерти царя Энея, великого троянского героя, правительницей латинов стала его вдова - умная и дальновидная царица Лавиния; она хранила державу до совершеннолетия наследника Аскания. К этому времени силы латинов так выросли, что ни этруски, ни другие могущественные соседи не осмеливались на них нападать. Потом трон занял Асканий, вслед за ним его сын Эней Сильвий, затем Латин Сильвий и его потомки. Всего династия Сильвиев процарствовала почти 400 лет.
Когда же собрался умирать царь Прокус Сильвий, он разделил своё достояние на две части - корону и сокровища - и предложил старшему сыну Нумитору выбрать. Нумитор предпочёл власть. Младшему же, Амулию, достались богатства, которые открывали перед ним большие возможности. После смерти отца Амулий без труда отнял у брата престол.
Видимо, Амулий счёл доверчивого брата неопасным и сохранил ему жизнь. Но на трон могли претендовать сын Нумитора и возможные потомки его дочери. Чтобы обезопасить себя, Амулий умертвил сына Нумитора на охоте, а дочь Рею Сильвию назначил жрицей богини Весты, обрекая её тем самым на вечное девство.
Однажды прекрасная Рея Сильвия отправилась к источнику в священной роще Марса за водой для жертвоприношения. Вдруг дорогу ей преградил огромный волк с оскаленной пастью. Спасаясь от опасного зверя, весталка укрылась в уединённой пещере, но волк настиг её и тотчас превратился в божественно прекрасного юношу в блещущих золотом доспехах. То был бог войны Марс, пленившийся красотой девушки. Он сказал: «Радуйся, благородная Рея Сильвия! Боги назначили тебя мне в жёны», - и соединился с ней.
Бартоломей Бринберг. Руины Рима (слева). 1650 г. Музей Тиссен-Борнемисса. Мадрид.
Во всяком случае, потом, когда нарушившая обет целомудрия весталка предстала перед судом, она оправдывала свою вину именно так, «то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновник которого бог, - меньшее бесчестье», как отмечал римский историк Тит Ливии. Более здравомыслящие граждане уверяли, что в облике Марса предстал сам Амулий, решивший окончательно расправиться с потомством брата и ради этого совершивший насилие над его дочерью.
Когда обнаружилось, что Рея Сильвия беременна, жизнь ей спасло только заступничество дочери Амулия - Анто. Царь согласился помиловать преступницу, но повелел заточить её в темницу и приставил к ней бдительную стражу.
В положенный день Рея Сильвия родила двух крепких мальчиков-близнецов. Их богатырская стать и сила не на шутку встревожили царя Амулия. Напуганный появлением новых претендентов на престол, он велел одному из слуг немедля утопить младенцев. Слуга, положив братьев в лохань, покорно отправился к Тибру. Но река так сильно разлилась, что он не рискнул приблизиться к мутным бушующим водам и оставил свою ношу в ближайшей заводи, понадеявшись, что дети и так утонут или будут пожраны дикими зверями. Пустынны и безлюдны были в ту пору эти места.
Вода вскоре схлынула, оставив лохань с детьми на суше под старой смоковницей. А на детский плач вскоре прибежала волчица, которая на ближайшем холме Палатин выкармливала детёнышей. Она отнесла младенцев в логово и вскормила их своим молоком вместе с волчатами. Прилетевший дятел также принёс им в клюве пищу. Появление волчицы и дятла, которые считались священными животными бога Марса, в какой-то степени подтверждало правоту слов Реи Сильвии.
Жан Батист Филипп. Волчица кормит Ромула и Рема.
Через некоторое время рядом с логовом оказался смотритель царских стад Фаустул. Заметив малышей, он догадался, кто они такие, ибо слышал о жестоком решении царя. Фаустул решил забрать чудом уцелевших детей к себе домой. Его жена Акка Ларенция тоже недавно разрешилась от бремени, но её ребёнок умер, и она с радостью приняла найдёнышей. Их назвали Ромулом и Ремом.
С детства близнецы выделялись среди других детей статной осанкой и благородной наружностью, а став старше - отвагой и мужеством. Правда, оба отличались вспыльчивостью и упрямством, но Ромул был заметно рассудительнее и мудрее брата. На общинных сходках юноша обнаруживал здравомыслие государственного мужа.
Приёмные родители позаботились, чтобы мальчики выучились грамоте и всему, что полагалось знать людям благородного происхождения. И когда братья выросли и стали, как и их приёмный отец, пастухами, они, по словам Плутарха, начали вести «жизнь, приличествующую свободным людям, считая, однако, что свобода - это не праздность, не безделье, а гимнастические упражнения, охота, состязания в беге, борьба с разбойниками, ловля воров, защита обиженных. Всё это принесло им добрую славу».
Скоро вокруг братьев собралась целая компания молодых людей - пастухов, всякого рода неимущих и рабов. Ромул и Рем, как пишет Плутарх, всем «внушали дерзкие и мятежные мысли». Они угоняли стада, нападали на разбойников, нагруженных добычей, а потом делили захваченное между собой.
Грегорио Лазарини. Детство Ромуло и Рема. 1700 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Обозлённые разбойники (по другой версии, пастухи) стали выслеживать братьев. Как-то они подстерегли Рема и схватили его. Но расправится с ним сами, по-видимому, не решились. Рема повели в Альба-Лонгу, столицу государства лати-нов. Царь Амулий, выслушав обвинителей, приказал передать юношу для наказания брату Нумитору, так как от набегов пострадали в основном его люди. Так Рем оказался у свергнутого некогда правителя.
Нумитор долго и внимательно рассматривал юношу (его удивил благородный облик Рема), а потом начал расспрашивать о его происхождении. Рем откровенно отвечал, что долгое время они с братом считали себя детьми Фаустула, однако потом усомнились, услышав разные толки о своём рождении. Но кто их настоящие родители, он не знает...
Вняв рассказу юноши, старик вместо наказания обласкал его и оставил у себя. Знал ли Нумитор, что перед ним стоит его внук? По одной из версий, лишившемуся престола царю была известна участь дочери и её сыновей; он потихоньку помогал Фаустулу растить потомство Реи Сильвии.
В это время Ромул и Фаустул узнали, что Рема схватили. Старый пастух открылся приёмышу, рассказав о том, как когда-то нашёл мальчиков. Фаустул также поделился с Ромулом своими предположениями об их происхождении. Вместе они отправились в дом к Нумитору, и тот радостно признал в близнецах своих внуков.
Собрав своих людей, к которым присоединились все обиженные Амулием, Ромул и Рем подняли мятеж. Амулий был убит. Нумитор собрал народ Альба-Лонги и рассказал о преступлениях брата и чудесном спасении внуков. Под ликующий рёв толпы братья провозгласили деда царём. Рею Сильвию освободили из темницы, и сыновья воздали ей подобающие почести.
С благословения Нумитора Ромул и Рем решили поселиться в местах, где прошло их детство, и основать собственный город там, куда их некогда вынесла река и где они были вскормлены волчицей. К тому же, как пишет Плутарх, братьям не хотелось отпускать своих людей, а жители Альбы не желали принимать беглых рабов и предоставлять им права гражданства.
Поскольку братья были близнецами, никто не обладал возрастным преимуществом. Чтобы решить, кому из них наречь город своим именем, кому в нём править, они договорились дождаться знамения от тех богов, под чьим покровительством находилась данная местность.
В окрестностях было семь холмов. Ромул выбрал для наблюдения за проявлением воли богов холм Палатин, а Рем - Авентин. Вначале знамение было даровано Рему: над его головой пролетели шесть коршунов, чистейших из птиц. Приверженцы Рема возликовали. Как вдруг над головой Ромула появилось сразу 12 крылатых вестников, демонстрируя явное предпочтение богов. Каждого из братьев толпа его сторонников провозгласила царём: одни придали большее значение первенству, другие - числу птиц. Началась перебранка, нарастало взаимное озлобление. Лишь чудом дело обошлось без кровопролития, и сторонам удалось договориться. Предпочтение было отдано Ромулу. Рем смирился с неудачей, но позавидовал брату и затаил на него злобу.
Не медля, Ромул пригласил из Этрурии сведущих мужей - знатоков священнодействий, чтобы заложить город в полном соответствии с древними этрусскими обрядами. В указанном месте Ромул собственноручно вырыл круглую яму (той формы, что имеет мать-Земля, соприкасаясь с небом). Затем он кинул в яму колосья ячменя и пшеницы, яблоки и груши, а каждый из будущих жителей бросил в неё по горсти земли, принесённой из тех мест, откуда был родом. Так возник священный центр города.
Границу поселения провёл сам Ромул. Он вложил в плуг священный медный лемех и, запрягши вместе ослепительно белых быка и корову, проложил глубокую борозду по заранее намеченной жрецом черте.
Строительство Рима Ромулом. Средневековая книжная миниатюра.
Люди, шедшие следом, поднятый плугом пласт земли отворачивали внутрь компа. Эта линия и определила очертания городских стен. Ромул наметил и расположение ворот, приподнимая в этих местах лемех.
Всё время, пока Ромул шёл за плугом, люди собирали камни. И как только юноша остановил упряжку, он начал воздвигать стену. Рем то издевался над работой брата, то портил её. Кончилось тем, что в насмешку он перескочил через доходившую пока лишь до колен стену будущего города, как бы демонстрируя, что в него будет легко попасть. Придя в ярость от его поступка, Ромул в гневе убил брата, воскликнув при этом: «Так погибнет всякий, кто пожелает взять мой город!». «Так в эти замыслы вмешалось наследственное зло, жажда царской власти, и отсюда - недостойная распря, родившаяся из вполне мирного начала», - пишет Тит Ливии. Впрочем и по одной из версий, Ромул не убил Рема. Они оба начали править городом и впоследствии стали консулами.
Похоронив Рема, Ромул приказал принести кучу сена и зажечь её. Он стал неистово прыгать через огонь, дабы очистить себя от братской крови и прикосновения к мёртвому телу. Его примеру последовали все присутствовавшие. С тех пор каждый год 21 апреля римляне прыгали через костёр, отмечая день рождения своего города и праздник пастухов.
Город нарекли Рома (по-русски - Рим), по имени Ромула. Чтобы привлечь. в него новых жителей, царь Ромул объявил, что на одной из вершин холма, который впоследствии назвали Капитолием, меж двух священных деревьев появилось убежище, очищающее от преступлений и дающее неприкосновенность. Здесь мог укрыться и раб, сбежавший от господина, и должник, скрывающийся от заимодавца, и убийца, преследуемый властями. Римляне никого не выдавали и всем предоставляли гражданство. Поэтому город быстро разросся.
Ромул сразу же созвал жителей на собрание и дал им законы, ибо, как пишет Тит Ливии, «ничем, кроме законов, он не мог сплотить их в единый народ». Он организовал войско изо всех способных носить оружие, тем самым основав сословие всадников, завёл почётную стражу из 12 ликторов, учредил сенат из 100 старейшин, потомки которых стали именоваться патрициями. Сенаторы должны были объяснять законы, защищать простолюдинов в суде, быть их советчиками и покровителями во всех случаях жизни.
Рим разрастался и хорошел, одна беда: большинство жителей не имели жён, а свободных женщин в молодом городе было очень мало. Ромул разослал повсюду послов - искать для нового народа союзников и добиваться соглашений о браках, но соседи лишь смеялись над такой просьбой. «Отчего же вы не откроете убежище и для женщин? Вот и было бы вам супружество как раз под пару», - говорили они. Все считали римлян сбродом неимущих и подозрительных людей, презирали и боялись их и родниться с ними не желали.
И Ромул пошёл на хитрость. Он приказал распустить слух, будто при проведении строительных работ обнаружился скрытый в земле алтарь бога Конса. По этому случаю римляне принесли щедрые жертвы и объявили о пышном празднике с играми и зрелищами. На торжество пригласили жителей Ценины, Крустумерии, Антемны и сабинов.
Соседи римлян давно уже изнывали от любопытства, слыша рассказы про новый город, и с радостью приняли приглашение. Многие явились с жёнами и детьми. Римляне встретили всех с почётом, радушно приглашали в свои дома и всё показывали.
Джованни Франческо Ромонелли. Похищение сабинянок. Фрагмент. 1655-1658 гг. Лувр. Париж.
После богатого пира начались игры, и внимание гостей сосредоточилось на арене, а римляне тем временем высматривали среди приглашённых молодых девушек и дожидались условного знака. Вскоре царь Ромул поднялся со своего места. Он снял и свернул пурпурный плащ, а потом вновь накинул его себе на плечи. Это был сигнал. Римляне бросились на девиц, хватая «без разбору, какая кому попадётся». Их родственники от неожиданности почти не оказали сопротивления и в панике бросились бежать, проклиная преступников, поправших законы гостеприимства, и взывая к богам, на чьё празднество их коварно заманили. Римляне не трогали убегающих и никого не преследовали.
Всего в тот день было захвачено, как пишет Плутарх, 683 девушки, среди которых по ошибке оказалась одна замужняя дама, Герсилия. На ней женился сам Ромул, и она потом родила ему дочь и сына.
Похищенные и обесчещенные девицы рыдали и последними словами ругали своих обидчиков. Ромулу пришлось провести увещевательную беседу. Он объяснял, как пишет Тит Ливии, что всему виной «высокомерие их отцов, которые отказали соседям в брачных связях; что они будут в законном браке, общим с мужьями будет у них имущество, гражданство и - что всего дороже роду людскому - дети; пусть лишь смягчат свой гнев и тем, кому жребий отдал их тела, отдадут и души. Со временем из обиды часто родится привязанность, а мужья у них будут тем лучше, что каждый будет стараться не только исполнить свои обязанности, но и успокоить тоску жены по родителям и отечеству». Присоединились к таким речам и вкрадчивые уговоры мужчин, извинявших свой поступок любовью и страстью, «а на женскую природу это действует всего сильнее », замечает историк.
Дамы поплакали-поплакали и смягчились. В Риме началась наконец-то нормальная жизнь, и вскоре на его улицах зазвучали детские голоса. К своим супругам римские мужчины относились с необыкновенным уважением и всячески их баловали.
Тем временем родные похищенных вынашивали планы мести. Они облачились в траурные одежды, плакали, сетовали и жаловались своим царям. Тит Таций, правитель сабинян, попытался сперва уладить дело миром и отправил в Рим послов с предложением вернуть девиц и возместить ущерб, чтобы потом можно было обсудить вопрос о дружбе и родственных союзах. Пока шли переговоры, ценин-цы, не дожидаясь других обиженных, в одиночку напали на Рим. Ромул сам возглавил войско, разбил ценинцев, убил их царя Акрона и, преследуя отступающих, взял их город. Впрочем, жителей он ничем не обидел, а только приказал им снести свои дома и перебраться в Рим, где они сразу получили все права гражданства. Возвращение Ромула в Рим прошло торжественно.
Жан Огюст Доминик Знгр. Ромул, победитель Акрона, забирает его доспехи в храм Юпитера. 1812 г. Лувр. Париж.
Потом римляне таким же образом рассеяли армии антемнян и крустуминцев. По просьбе супруги Ромула Герсилии всем родственникам похищенных девиц тоже было даровано прощение и гражданство.
С сабинами пришлось воевать дольше. Натиск этого многочисленного народа оказался так мощен и стремителен, что римляне вынуждены были отступить и укрыться за городскими стенами. Пока шла осада, сабины сумели подговорить дочь римского военачальника Спурия Тарпея, которую звали Тарпеей, открыть им крепостные ворота. Тит Таций нашёл поступок женщины неблаговидным, но тем не менее воспользовался её помощью - и сабины вошли в город. (Имя Тарпеи стало потом нарицательным, и скалу, с которой в Риме сбрасывали преступников, называли Тарпейской). Началось кровопролитное сражение.
После окончания сражения и примирения римлян и сабинов, их вожди отправились заключать мирный договор, и решено было из двух государств составить одно. Царствовали оба царя отныне сообща, а средоточием своей власти сделали Рим.
Государи почитали друг друга и правили в полном согласии. После смерти Тита Тация Ромул царствовал один. 38 лет он вёл победоносные войны с соседями и раздавал народу завоёванные земли. Но Ромул совсем отстранил от власти патрициев, перестал с ними советоваться и собирал их вместе только для того, чтобы объявить свою волю. Знатные римляне молча выслушивали приказы и расходились, обладая, как пишет Плутарх, «единственным преимуществом перед народом - правом первыми узнать то, что решил царь». Разумеется, это настроило патрициев против Ромула, и они составили заговор. Однажды царь просто исчез.
Луи Жиродв де Руси-Триозон. Смерть Тита Тация.
Народ был уверен, что его убили сенаторы, и глухо роптал, готовый к бунту. Но тут в собрание явился некий Юлий Прокул и сообщил: ему явился Ромул и велел передать народу римскому, что он вернулся на небо к своему отцу и стал теперь богом Квирином, покровителем Рима. Он призвал римлян и их потомков быть мужественными, упражняться в военном деле и обещал основанному им городу неслыханное могущество, а римскому оружию - непобедимость. Тем дело и кончилось.
Народ избрал нового царя - Нуму Помпилия, а Ромулу воздвиг храмы и стал почитать его как бога. Долго ещё в Риме показывали священное кизиловое дерево Ромула. О его происхождении рассказывали, что однажды царь метнул копьё с кизиловым древком, и оно так глубоко ушло в землю, что как ни пытались его вытащить, так и не смогли. Прошёл дождь, древко пустило корни и постепенно превратилось в раскидистое дерево. Были в Риме и иные памятные места, связанные с именем его основателя: «хижина», «гробница», та самая смоковница, под которой их с братом кормила волчица (её называли Руминальской, в честь Румины - богини вскармливания детей), и др.
Так заканчивается священный миф об основателе Рима, неоднократно излагавшийся античными историками (Плутархом, Титом Ливием, Ивдием и др.). Он впитал в себя многие традиционные компоненты, характерные для мировой мифологии. Среди самых существенных - такие мотивы, как вскармливание ребёнка животными, основание города и история близнецов.
Джованни Пезольфи. Пейзаж с руинами и жертвоприношением. 1650 г. Галерея Уффици. Флоренция.
10.03.2019
Легенда основания Рима связана с одной из самых известных скульптур мира - бронзовой волчицей, вскармливающей молоком двух младенцев. Пожалуй, ни одна статуя не вызывала столько вопросов и споров, как эта. В настоящее время эта скульптура находится в Капитолийском музее на Капитолийской площади во дворце Палаццо деи Консерватори.
Легенда основания Рима
По легенде, Нумитор, царь древнего города Альба Лонга, был свергнут с престола братом Амулием, а Рею Сильвию, дочь Нумитора, свою племянницу он заставил уйти в весталки, которые обязаны были поддерживать священный огонь богини Весты и хранить целомудрие.
Но вскоре Рея родила двух близнецов и клялась, что их отец - бог войны Марс. Тогда Амулий велел убить Рею, а ее детей утопить в Тибре.
Но корзину с мальчиками унесли быстрые воды Тибра, а потом выбросило на берег волной, где ее подобрала волчица, которая вскормила их. Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем и воспитал их отважными и сильными. Когда же братья стали взрослыми и узнали всю правду о своем рождении, они убили Амулия, вернули власть Нумитору, а сами возвратились к тому месту, где были вскормлены волчицей, чтобы основать там город.
Ромул начал строить оборонительную стену, а Рем в насмешку перепрыгнул через неё, за что Ромул убил своего брата и сказал: "Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!"
Ром основал город и назвал его своим именем Roma – Рим и стал первым римским царем. Еще в древности римские ученые определили дату основания Рима как 754 – 753 годы до нашей эры.
Скульптура римской волчицы
Ученые считают, что по стилю изготовления скульптура волчицы, находящаяся в Капитолийском музее, относится к V веку до нашей эры и изготовлена древними народами современной Италии этрусками, а фигуры близнецов были выполнены позднее, предположительно в XV веке, взамен утерянных.
Вместе с тем, возник вопрос, как могли греки в те древние времена отлить скульптуру высотой 65 сантиметров, если тогда технологии изготовления таких фигур не было? Если бы волчица была отлита по частям, то вопросов не было бы, но ее фигура цельная.
В 2006 году специалист по металлургии Анна Мария Карруба, проводившая реставрацию статуи, доказала, что она изготовлена не ранее VIII века нашей эры, а не в V столетии до нашей эры! Так, капитолийская волчица помолодела сразу на 1200 лет.
Единственное, о чем точно можно сказать – это то, что фигура Волчицы стояла в Латеранском дворце, об этом свидетельствуют труды римских летописцев. Основатель монастырей запада Бенедикт пишет о судилище, в котором проходили суды и казни и где стояла Капитолийская волчица - так ее называл монах. Никаких упоминаний о младенцах, сосущих молоко матери, в его трудах не было.
Согласно исследованиям, их фигуры изготовили значительно позже – в XV веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Более того, они выполнены в другом стиле мастером Антонио дель Поллайоло.
По мнению ученых, скорее всего, и фигура волчицы была отлита в XV веке.
Грот волчицы в Риме
В 2007 году итальянские археологи нашли пещеру, в которой волчица выкормила близнецов Ромула и Рема, основателей Рима. Министр культуры Италии Франческо Рутелли сообщил, что Пещера Луперкале найдена в самом центре города под руинами дворца Августа. Название Луперкале происходит от латинского слова Лупа, что означает волчица.
Архитекторы объясняют, что император Август хотел, чтобы его дворец был построен в священном для Рима месте – на холме, под которым был грот Волчицы.
Почти два года проходили обследования пещеры Луперкале с помощью зонда и на ее стенах были обнаружены мозаика, раковины и цветной мрамор. Эта находка подтверждает известный миф о волчице, которая нашла близнецов на берегу Тибра и принесла их в эту пещеру, где вскормила их своим молоком.
Правда, найденный грот совсем не похож на пещеру, но, как говорится, легенды не переписывают.
Для большинства людей яркая и красивая легенда основания Рима все же останется мифом – ведь доказать в каком году была изготовлена скульптура Волчицы вряд ли когда-нибудь удастся.
История Рима сложна и запутанна. Но мы обратимся к истокам, к основанию Рима и самым интересным его легендам.
Рим был основан в 753 г. до н. э. , но задолго до этого здесь жили другие племена. Археологические раскопки открыли нам остатки поселений 12 века до н.э., но мифы говорят о временах еще более древних. Согласно легенде здесь жили боги, один из них Янус одарил своим гостеприимством самого Сатурна (греч. Кронос), свергнутого с Олимпа. Он и стал первым правителем холма Капитолия, основав поселение, которое жило в мире и счастье, без рабства и нужды.
Здесь же на соседнем холме Палатине жил ужасный Какус, державший в страхе всех вокруг, но его смог одолеть Геракл. Да, он тоже был здесь и вынужден был сражаться с уродливым огнедышащим чудовищем, дабы вернуть себе украденных быков Гериона. На этом холме в память о подвиге Геракла до сих пор существует Какиева лестница, а недавно неподалеку были найдены остатки алтаря, посвященного Гераклу.
В Риме мифы и легенды воскресают, переплетаются между собой, оживляя историю. Все мы помним, что Рим был основан близнецами Ромулом и Рэмом , но откуда они появились? Обратимся к истокам.
Нужно вспомнить еще одного легендарного героя – Энея , сына Венеры, богини любви. Троянская война… Троя сожжена… Эней по совету богов отправляется с уцелевшими траянцами на кораблях основывать новый город, плыли они долгие годы, останавливаясь в Карфегене, мимо побережья Одиссеи, где даже видели Циклопа, прогуливающегося вдоль берега.
Когда же траянцы высадились у устья Тибра, боги дали им знаменье, что что это и есть та земля, к которой они стремились. Было здесь царство Лациум (оттуда и современное название региона Лациум), и его правитель искал жениха для своей дочери. Будучи сыном Венеры Эней без труда очаровал молодую девушку, и после долгих препятствий, описанных Вергилием в Энеиде, женился на ней. 200 лет потомки Энея правили этими краями в городе Альба-Лонга, пока корыстный Амулий не сверг своего старшего брата и законного царя Нумитора, дочь же его Рэю Сильвию он отдал в услужение богине Весте, жрицы ее, весталки, весь период службы должны были хранить обед безбрачия. Девушка таким образом больше не представляла опасности, ведь она не должна была бы родить законных наследников. Если бы только в лесах ее не встретил бог Марс и, очарованный ее красотой, не овладел бы ей. Нам остается только верить словам девушки, хотя возможно, это был простой воин, а может быть и Рэя Сильвия питала к нему симпатию…
Так появляются на свет Румул и Рэм , потомки Венеры и дети Марса. Оставить в живых законных наследников немыслимо, и их убийство поручают крестьянину Фаустилу, но он не в силах поднять руку на невинных младенцев, создает им люльку из дерева и пускает вдоль по Тибру. Прибило эту люльку к подножью холма Палатина, где их нашла волчица и вскормила своим молоком . Волчица становится в итоге символом Рима и его мощи, ведь с молоком волка близнецам передались сила и ловкость. И опять же мы можем только догадываться откуда берется эта легенда. Волчицами в Риме называли девушек легкого поведения (Lupa), они так завывали по ночам, что получили это неласковое прозвище, а публичный дом впоследствии стали называть Лупанарии.
Так что, вероятно, именно к такой девушке Фаустил и отнес младенцев для кормления. Что объясняет еще одну историю: крестьянин, нашедший младенцев рядом с волчицей, тоже носил имя Фаустил.
Когда же Ромул и Рэм , достигнув возраста 18 лет, узнали о тайне своего происхождения (Фаустил сохранил найденную люльку), они свергли незаконного правителя, освободили мать Рэю Сильвию из заточения, и вернули трон дедушке Нумитору. В благодарность царь дал братьям золото, рабов и ремесленников для основания нового города.
Ромул и Рэм выбрали для закладки первого камня города знакомые им места, там где они выросли и были вскормлены волчицей у берега Тибра. Но тут впервые между братьями разразился спор, они не могли решить, на каком же холме основать город. Ромул считал, что наилучшее местоположение – это холм Палатин , в то время как Рэм выступал за холм Авентин. По наущению жрецов, каждый их них встал на рассвете на своем холме, ожидая божественные знамения. Первым увидел знак Рэм, над ним стали кружить шесть коршунов, но через несколько мгновений и Ромулу явились коршуну, но было их уже 12. Несмотря на сопротивления Рэма, жрецы спор решили в пользу Ромула и выбор пал на Палатин (Palatio).
Так была определена судьба Рима. При основании города, Ромул очерчивает его границы, запрягает в плуг телочку, как было принято в то время для освящения новго поселения, но обиженный и оскорбленный Рэм, чтобы задеть брата, начинает перепрыгивать через священную границу, показывая как легко будет преодолеть врагам стены нового города. Ромул возмущенный святотатством в порыве ярости хватает мечь и со словами: “Так будет с каждым, кто переступит стены Рима”, — убивает своего брата…
Итак, Рим был основам Ромулом и Рэмом, но первым царем величайшего города был Ромул .
Так начинается история семи царей Рима.
Наверняка многие читатели хотя бы раз в жизни слышали имена Ромул и Рем. Легенда об этих братьях возникла много столетий назад. Долгие века она передавалась из уст в уста, не претерпевая при этом изменений. Изначально мало кто сомневался в правдивости истории о том, что Ромул и Рем, являясь, по сути, круглыми сиротами, стали основателями одного из самых величественных полисов древности. Несомненно, возвести такой город и организовать его существование могли только сведущие в некоторых вопросах люди. Кто же занимался воспитанием сирот? Кто заложил в них такие качества, как смелость, самоотверженность и любовь к своему народу?
Начало истории: родители Ромула и Рема
Перед тем как рассказать, кем были воспитаны Ромул и Рем, стоит взглянуть в самое начало истории их появления на свет. Согласно легенде, матерью близнецов была Рея Сильвия, дочь свергнутого с престола царя Нумитора. Она в юном возрасте была отправлена в храм богини Весты, чтобы служить ей в роли жрицы. Красотой юной девы пленился Марс - бог войны. В результате их запретной связи были рождены знаменитые ныне герои.
Амулий, брат свергнутого с престола Нумитора, испугался, что мальчики будут претендовать на престол. На момент рождения близнецов он занимал трон и не хотел делиться своей властью ни с кем. Страх у Амулия вызывала и необычная энергетика, исходившая от младенцев. Именно поэтому царь решился на убийство братьев, которым даже не успели дать имена.
Младенцев положили в большую корзину и велели слуге опустить её в воды бурного Тибра. На тот момент река была неспокойна, волны бились о берег и грозили смыть каждого приблизившегося к ней. Слуга испугался и бросил корзину с младенцами на берегу. Именно в этот момент и начинается история, рассказывающая, как и кем были воспитаны Ромул и Рем.
Спасение братьев и волчица-мать
На голоса детей, безутешно плачущих в корзине, вышла волчица. Её детёныши недавно погибли, материнский инстинкт не успел угаснуть, а соски её были переполнены молоком. Волчица перенесла братьев в свою нору и стала заботиться о них. Многие до сих пор считают, что знают правильный ответ на вопрос, кем были воспитаны Ромул и Рем. Но это далеко не так. В волчьей норе братья провели совсем немного времени. Там их и нашёл царский слуга, пасший недалеко от берега реки свиней.
Родители - это те, кто воспитал
Фпустул (именно так звали свинопаса) забрал младенцев из логова волчицы. Вместе с женой они стали выхаживать мальчиков, как родных сыновей. Именно эта семейная пара и считается теми, кем были воспитаны Ромул и Рем. Долгое время братья думали, что это и есть их настоящие родители.
Ловкость, сила и отвага возмужавших братьев вскоре сделали их знаменитыми. В те времена в Лации (так называлась территория, бывшая когда-то Троей) вспыхнуло восстание. Ромул и Рем собрали по небольшому войску и начали борьбу с царём Амулием. Ромул был пленён, когда Рем узнал от пастуха, которого считал отцом, правду о своём происхождении. Он поспешил на помощь брату, заручившись поддержкой населения Лации, которое страдало от непомерной жестокости своего правителя. Свергнув с престола Амулия, братья помогли Нумитору вновь стать правителем государства.
В столице Лации близнецы остаться не пожелали. Они решили воздвигнуть новый город, известный сейчас как Рим, и выбрали для него место на Палатинском холме. Здесь нашёл свою смерть один из братьев - Ромул. Но это уже совсем другая история.
По красивой легенде, Рим основал Ромул -- один из двух братьев, выкормленных волчицей в своем логове. Но вам, раз начали читать эту статью, наверняка интересно, как далеко легенда отстоит от реальности.
Сегодня мы узнаем, как объясняют происхождение Рима титулованные итальянские историки.
Сижу на лекции по Древнему Риму в Болонском университете, многие из вас знают что я получаю в Италии образование историка. Наш профессор рассказывает...
Какие доказательства у нас в руках? Литературные источники и археологические находки!
Кто основал Рим - Ромул
Увы, ни один литературный источник не называет того человека, который лично видел, как Ромул очерчивал границы нового города. Прямых очевидцев нет и быть не могло. Потому что письменность в Риме появилась лишь в конце VII века до нашей эры, то есть прошло больше ста лет от основания Рима.
Но даже появление письменности не проливает свет на загадку, потому что историей Рима по-настоящему стали интересоваться еще несколько веков спустя -- когда он вырос, укрепился и стал угрожать соседям. Приблизительно с середины IV века до нашей эры. Больше всего внимания уделили Риму древние греки. Но историки, на которых мы можем сегодня опираться -- Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский -- жили в первом веке до нашей эры!
Они, конечно, тоже опирались в своих произведениях на других авторов, которые слышали народные предания о Ромуле и первых семи королях Рима... Но установить, какая доля правды дошла до них через столько лет, сегодня уже никому не под силу...
Греческие историки старались показать, что римляне обязаны своим происхождением... кому же еще, древним грекам!
Дионисий Галикарнасский так прямо и пишет в своих "Римских древностях": "Жители Аркадии первыми из эллинов пересекли Адриатику и высадились в Италии. Вел их Энотр, сын Ликаона, рожденный 17 поколениями прежде Троянской войны... Энотр и эллины, приплывшие с ним, нашли здесь много земель, полезных для выпаса скота и для земледелия. Некоторые из них были пустынными, некоторые населены местными народами, но поселения эти были малочисленны. Освобождая Италию от варваров, Энотр основывал новые города, близко друг от друга, так, как это делали в древние времена. Занятые им земли назывались Энотрия, а жители, населявшие ее -- энотры"...
Тит Ливий посвятил Риму 142 книги. Первая из них целиком рассказывает о его становлении... Тит Ливий упоминает легенду об Энее, который, уже после Троянской войны, также приплыл в Италию.
Что же, получается, итальянцы -- это прямые потомки древних греков?
Разумеется, нет. В современной сториографии можно прочитать о многих народностях, которые жили в Италии еще в бронзовый век. "Голасекка" -- в современных Пьемонте и Ломбардии; неподалеку от Падуи -- еще одна культура, ее называют "культура Эсте"; на территории сегодняшних Тосканы и Эмилии -- "цивилизация Виллановиана", из которой вышли этруски...
Однако мы отвлеклись. Кто основал Рим?
Удивительно, но все древние историки отвечают однозначно: Ромул. Вызывает сомнение лишь то, был ли это реальный человек. Или из-за того, что город уже назывался Рим, легенда приделала основателя с созвучным именем -- Ромул? Да, так часто бывает: при недостатке фактов причина и следствие меняются местами...
В Италии археологи постоянно находят что-то интересное...
И Тит Ливий, и Дионисий Галикарнасский рассказывают, как Ромул взял в руки плуг и очертил границы нового города. Отцом Ромула был объявлен бог Марс. Эту красивую легенду вы можете прочитать на сайте, переходите
Однако и сами авторы не очень в ней уверены. Тит Ливий пишет: "Древности простительно, мешая человеческое с божественным, возвеличивать начало городов; а если какому-нибудь народу позволительно освящать свое происхождение и возводить его к богам, то военная слава народа римского такова, что, назови он самого Марса своим предком и отцом своего родоначальника, племена людские и это снесут с тем же покорством, с каким сносят власть Рима. Но подобного рода рассказам, как бы на них ни смотрели и что бы ни думали о них люди, я не придаю большой важности".
Кто основал Рим? -- подытожил наш профессор. -- Будем считать, это был Ромул, не забывая, что подтверждение тому -- легенда. А на самом деле мы не знаем точно, почему Рим был назван Римом. По одной из версий, в основу легло слово ruma , что значит женская грудь, по форме похожая на округлый холм (на таком холме и родился город). По другой версии -- от слова Rumon , в древнелатинском языке так называлась река Тибр, на которой стоит Рим. (Примечание: по-итальянски название города -- Roma).
Год основания Рима - 753 до нашей эры
Если имя Ромула называет легенда, признанная туманной даже историками, то как ученые вычислили с такой точностью год основания Рима?
Ответ -- археология!
"Прежде всего Ромул укрепил Палатинский холм, где был воспитан", -- пишет Тит Ливий.
Сегодня Палатинский холм в Риме выглядит так.
Нет-нет да можно увидеть, как ученые в тяжелых ботинках ведут на территории Палатина раскопки.
Мы подошли к самому интересному...
В 1988 году на южном склоне Палатина проводил раскопки итальянский археолог Андреа Карандини со своей командой. Он обнаружил подобие частокола, а параллельно ему, ближе к центру холма, -- остатки стены, они датируются VIII веком до нашей эры.
Гипотеза ученых: каменная стена огораживала Древний Рим, ее заложил Ромул. А частоколом обвели границы святых владений города, он огибал бòльшую территорию. На ней нельзя было ни сажать деревья, ни хоронить умерших, ни строить дома и мастерские... Своего рода "нейтральная полоса".
Еще один историк, живший в I веке до нашей эры, Марк Теренций Варрон, описывает древний ритуал закладки города:
"В Лацио был обычай закладывать город на манер этрусков. В плуг впрягали быка и корову, и так очерчивали предел города. Это был религиозный обычай, ритуал совершали в день, предначертанный знамением. Границы города обозначали ров и стена. Ров -- это борозда, которую оставлял после себя плуг. Стена -- земля, выходившая из-под его ножа. Стена строилась внутри, ров -- снаружи. Границы города обозначались колоннами. За ними владения города больше не простирались".
Варрон упоминает, что день для закладки города выбирали специально. Ученые сегодня называют не только год основания Рима, но и день -- 21 апреля, праздник пастбищ и выпасаемых животных.
Не всегда граница владений города и каменная стена шли близко друг к другу, иногда между ними было значительное пространство. Стена строилась в целях защиты и охватывала ту территорию, которая в ней нуждалась. А граница владений в Риме пролегала с большим запасом, как бы подразумевая, что город будет разрастаться.
Расширение границ города могло произойти только в особых случаях. Тогда старые колонны сохранялись, а новые владения обозначились новыми, как диктовали ритуалы. В Риме было возможно расширить границы города только за счет территории, отвоеванной у другого народа. В следующий раз после Ромула границу очертили уже в I веке до нашей эры. А последний раз -- при императоре Аурелиане в III веке нашей эры.
Еще одна находка археологов в переводе с латинского называется "Черный камень".
10 января 1899 года при раскопках на римском форуме ученый Джакомо Бони обнаружил это надгробие. На камне высечена надпись, которая предостерегает: всякий, тронувший его, навлекает великие бедствия на свою голову.
Ученые считают, что камень может обозначать место захоронения Ромула. По другой версии, здесь погребен Фаустул, который приютил и вырастил братьев Ромула и Рема. Если вы простые туристы, попавшие в Рим, то без труда найдете на римском форуме место, где покоится Лапис Нигер.
Едва находка была обнаружена, ее сразу же связали с письменным источником, в котором упоминается черный камень рядом с местом комиций, неподалеку от курии. Черным камнем отмечена могила Ромула, сказано в летописи.
Конечно же, назвать точный год появления камня никто не решается, говорят лишь, что возраст находки позволяет быть уверенными в том, что монархи Рима были очень древними. О том, обнаружены ли останки человека где-либо поблизости от "Черного камня", никто из ученых не говорит.
Где искать Ромула, они пока не знают...
Существует версия, что Ромула могли убить на одном из "заседаний" курии, которое проходило неподалеку от "черного камня", разрезать его тело на части, и вынести за пределы города...
Кто основал Рим, год основания Рима -- сегодня я постаралась ответить на эти вопросы без лукавства, с максимальной откровенностью. Насколько это позволяют полученные в одном из лучших университетов мира знания.
Надеюсь, что статья была полезна. Хотя, наверное, и не оправдала надежд некоторых читателей 😉