Приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его .
Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.
Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.
Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.
В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.
В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется и в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.
Структура мировоззрения
Мировоззрение представляет собой синтез различных черт человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.
Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.
Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.
Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.
Компоненты мировоззрения человека
Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.
Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.
Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.
Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.
Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.
Типы мировоззрения
С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :
- мифологическое;
- религиозное;
- философское.
Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.
Роль мировоззрения в жизни человека
Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.
С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).
Мировоззрение – важная часть жизни человека. Как разумное существо он должен иметь свои мысли, взгляды, идеи, совершать поступки и уметь анализировать их. В чём суть этого понятия? Какова его структура и типология?
Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.
Мировоззрение — это:
- система взглядов человека на реальный, объективный мир;
- отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;
- жизненная позиция , убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества.
Определение и выработка мировоззрения предполагает изучение и восприятие только тех взглядов и представлений, которые имеют предельное обобщение.
Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.
Уровни
Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.
Структура его состоит ряда важных компонентов, имеющих свои характеристики.
- Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте и человеческих инстинктах.
- Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.
- Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки.
Структура
В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:
- элементный : компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;
- концептуальный : основа – мировоззренческие проблемы – концепции;
- методологический : понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения.
Компоненты мировоззрения | Характерные черты | Виды и формы |
Знания | Объединённый круг сведений об окружающем мире, необходимый индивиду для успешной ориентации в нём. Это первейшая составляющая любого мировоззрения. Чем шире круг знаний, тем серьёзнее жизненная позиция человека. |
|
Чувства (эмоции) | Субъективная реакция человека на внешние раздражители. Она проявляется в различных психологических состояниях. |
|
Ценности | Личное отношение человека к тому, что происходит вокруг него. Они воспринимаются через призму собственных целей, потребностей, интересов и понимания смысла жизни. |
|
Поступки | Практическое, поведенческое проявление собственных взглядов и идей. |
|
Убеждения | Личные или общественные взгляды, которые принимаются другими людьми безооговорочно или в результате сомнений. Это единство знаний и воли. Это двигатель масс и основа жизни для особенно убеждённых людей. |
|
Характер | Набор личных качеств, способствующих формированию и развитию мировоззрения |
|
Данные структурные компоненты имеют свои особенности. По ним можно судить, насколько сложным и противоречивым оказывается убеждения человека, пытающегося соединить знания, чувства, ценности, поступки, собственные черты характера, идущие извне.
Типы
В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:
- Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от остаршего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т.п.
- Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
- Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестесственные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
- Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
- Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
- Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:
- человек – наивысшая мировая ценность;
- каждый человек – самодостаточная личность;
- каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
- каждый человек способен изменить себя, свой характер;
- каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.
В любом типе мировоззрения главным является человек, его отношение к самому себе и окружающему миру.
Несмотря на некоторые различия, функции каждого типа направлены на то, чтобы человек менялся и становился лучше, чтобы его мысли и идеи не вредили ни ему, ни тем, кто находится с ним рядом.
Какую роль играет видение мира в жизни человека
Человек за свою жизнь проходит разные этапы. Становление личности проходит в постоянных поисках и сомнениях, противоречиях и обретениях истины. Если человек действительно заинтересован в собственном развитии и хочет достичь высшей точки познания, он должен выработать свою личную жизненную позицию, основанную на собственном мировоззрении.
Личные взгляды могут объединять различные точки зрения и идеи. Их трансформация позволяет человеку становиться личностью, индивидуальностью.
Видео: Мировоззрение
Современное общество существует в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.
Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем по принципу, «моя хата с краю»... Но достойно ли это человека?
А поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые жизнью, – проблемы человека и природы, человека и общества, техносферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными системами и государствами и т.д. – требует умения самоопределяться, выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное – находить свое место и роль в этих сложных процессах. Но для этого нужна такая предпосылка, как умение мыслить, достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.
Однако способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому – усвоение достижений философской культуры. Философия вовсе не является чем-то витающим в облаках чистой мысли. Напротив, ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. Ведь в конечном счете в центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии – помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений с множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.
Изучение философии – это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение ею требует усилий, напряжения интеллектуальных способностей. Конечно, это совсем непросто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались "вечные проблемы" на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии, в том числе и в философии диалектико-материалистической.
Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы – от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека. При этом философия не должна искусственно отгораживаться от философского процесса в других странах, ибо никто не является обладателем истины в последней инстанции по любому вопросу. Здесь необходимы обмен и систематическое знакомство с достижениями современной мировой философской мысли. Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Что это за проблемы, которые с полным правом можно назвать вечными?
Что образует основу мира? Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное? Имел ли мир начало во времени или он существует вечно? Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично? Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге? Можно ли познать мир?
Случайно ли встают перед человеком и человечеством эти вопросы? Нет, не случайно. Они возникают из потребности в общей ориентации в мире.
Решая их так или иначе, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии, а вместе с тем и значение ее освоения.
Мировоззрение – это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма различны. Следует отметить, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлениям и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов. К тому же мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.
В выработке мировоззрения участвуют не только разум, но и чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза – интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная – миропониманием.
Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п., – от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических.
Второй уровень мировоззрения – миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое. Сила убеждений – в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вера в науку и т.д.). Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности.
Следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой.
Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.
Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.
Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции", "Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т.д. И в то же время в мифах уже рисовалась картина мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.
Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии.
Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.
Причина религии – зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.
Общее, что роднит религию и философию – это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.
1.2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы:
Чтобы понять какое-либо явление – необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того, чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.
Компоненты мировоззрения . В структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:
- Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
- Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.
- Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.
- Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.
Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.
В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.
Уровни мировоззрения . В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако, именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.
Формы мировоззрения . Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.
План
1. Мировоззрение,
его структура и уровни
1.1 Мировоззрение
1.2 Структура
мировоззрения
1.3 Уровни
мировоззрения
2. Античная
философия, ее космоцентрический
характер. Учение о бытии (Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит)
2.1 Античная
философия, ее космоцентрический
характер
2.2 Фалес
2.3 Анаксимандр
2.4 Анаксимен
2.5 Демокрит
3. Предмет
социальной философии. Развитие
социальной философии и ее
основные исторические этапы.
Функции социальной философии
3.1 Предмет
социальной философии
3.2 Развитие
социальной философии и ее основные исторические
этапы
3.3 Функции
социальной философии
4. Задание
№4
5. Задание
№5
6. Задание
№6
Список
литературы
1.Мировоззрение,
его структура
и уровни
1.1.Мировоззрение
Мировоззрение
– это обобщенная система взглядов человека
(и общества) на мир в целом, на свое собственное
место в нем, понимание и оценка человека
смысла своей жизни и деятельности, судеб
человечества; совокупность обобщенных
научных, философских, социально политических,
правовых, нравственных, религиозных,
эстетических ценностных ориентации,
верований, убеждений и идеалов.
Философия
есть теоретическая рефлексия над мировоззрением
и культурой определенного исторического
типа.
Соотношение
философии и мировоззрения можно охарактеризовать
так: понятие «мировоззрение» шире понятия
«философия». Философия – это такая форма
общественного и индивидуального сознания,
которая постоянно теоретически обосновывается,
обладает большей степенью научности,
чем просто мировоззрение. Мировоззрение
же отражает ценностное отношение субъекта
к окружающему миру или самому себе.
Мировоззрение
существует в виде системы ценностных
ориентаций, идеалов, верований и убеждений,
а также образа жизни человека и общества
(как форма реализации духовной сущности
мировоззрения).
Философия
выступает как размышление над мировоззрением
и культурой, которые стремятся объяснить,
понять, определить тип культуры и мировоззрения
как стремление обосновать их. Философия
стремится показать каково значение для
человека вот такого осознания, понимания,
обоснования, каким образом это влияет
на самосознание личности.
Поскольку
предметом философии выступает мировоззрение
и культура, постольку проблемы, с которыми
имеет дело философия, являются смысложизненными.
Таких проблем много и все они выступают
как стороны аспекты, проблемы человека.
Проблема человека – центральная проблема
философии. В качестве отдельных сторон
человека проблема сознания и самосознание
человека проблема познавательных возможностей,
и методов познания, проблема отношения
человека и Бога, любви и счастья, свободы
и неволи.
Мировоззрение
– это сложное, синтетическое, интегральное
образование общественного и индивидуального
сознания.
- Структура
мировоззрения
- Познавательный
компонент.
Базируется на обобщенных
знаниях - повседневных, профессиональных,
научных и т. д. он представляет конкретно-научную
и универсальную картину мира, систематизирующие
и обобщающие результаты индивидуального
и общественного познания, стили мышления
того или иного сообщества, народа или
эпохи.
Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия, и т. д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п., регулирующие повседневную жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.
Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.
Практический компонент. Без практической составляющей мировоззрения носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.
- Уровни
мировоззрения
- Жизненно-практический
уровень.
Этот уровень мировоззрения
складывается стихийно и базируется на
здравом смысле, обширном и многообразным
повседневным опытом. Жизненно-практический
уровень мировоззрения нередко называют
жизненной философией. Жизненно-практическое
мировоззрение крайне неоднородно, так
как неоднородны по характеру образования
и воспитания его носители. На формирования
этого уровня мировоззрения существенное
влияние оказывают национальные, религиозные
традиции, уровни образования. Интеллектуальной
и духовной культуры, характер профессиональной
деятельности и многое другое.
- Теоретический
уровень.
Недостатки жизненно-практического
уровня преодолеваются на другом, более
высоком уровне мировоззрения, который
носит теоретический характер. К этому
уровню решения мировоззренческих проблем,
наряду с наукой, принадлежит и философия.
Философия претендует на теоретическую
обоснованность, как содержания, так и
способов достижения обобщенных знаний
о действительности, а также норм, ценностей
и идеалов, определяющих цели, средства
и характер деятельности людей.
2.
Античная философия,
ее космоцентрический
характер. Учение о бытии
(Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен, Демокрит)
2.1 Античная философия, ее космоцентрический характер
Европейская
и значительная часть современной мировой
цивилизации прямо или косвенно является
продуктом древнегреческой культуры,
важнейшей частью которой является философия.
О периодизации античной философии пишут
многие видные философы.
Смирнов
И.Н. отмечает, что при анализе греческой
философии в ней выделяют три периода:
первый – от Фалеса до Аристотеля; второй
– греческую философию в римском мире
и, наконец, третий – неоплатоновскую
философию.
История
греческой философии представляет собой
общий и, вместе с тем, живой индивидуальный
образ духовного развития вообще. Этот
период по преобладающим в нем интересам
можно назвать космологическим, этико-политическим
и этико-религиозно философским.
Абсолютно
все ученые-философы отмечают, что первый
период развития античной философии был
периодом натурфилософии. Своеобразной
чертой античной философии была связь
ее учений с учениями о природе, из которых
впоследствии развились самостоятельные
науки: астрономия, физика, биология. В
6 и 5 вв. до н.э. философия еще не существовало
отдельно от познания природы, а знания
о природе – отдельно от философии. Космологическое
умозрение 7 и 6 столетий поднимает вопрос
о последнем основании вещей. Таким образом,
появляется понятие мирового единства,
которое противостоит множеству явлений
и через которое пытаются объяснить связь
этого множества и многообразия, а также
закономерность, проявляющуюся, прежде
всего в самых общих космических процессах,
в смене дня и ночи, в движении звезд.
Простейшая
форма есть понятие единого мирового вещества,
из которого в вечном движении происходят
вещи и в которое они опять превращаются.
Ионийская философия была представлена
в основном Милетской школой и философом
одиночкой Гераклитом.
Идея
мирового единства мыслилась как единый
закон вещей, как мировое вещество, как
мировой порядок, что имело макрокосмический
характер. Взгляд данных мыслителей (Фалеса,
Парменида, Гераклита…) направлялся на
мир, как целое, отдельное же явление имело
для них значение только в связи с целым.
Однако
уже в 5 веке в самой Греции появляются
мыслители, которые пытаются понять не
отдельное явление из целого, но, наоборот,
целое из отдельных вещей, явлений: место
макрокосмического занимает микрокосмическое
исследование. Это явление представлено
атомистической школой Левкиппа и Демокрита
и позднейшей школой ионийских физиков
Эмпедокла и Анаксагора.
Так
Эмпедокл из Агригента установил четыре
независимых качественно различных элемента:
огонь, воздух, воду и землю, которое, позднее,
благодаря Аристотелю, на многие века
заняли господствующее положение среди
других элементов.
Второй
период греческой философии (5 – 6 в. до
Р.Х.) в противоположность одностороннему
космоцентрическому направлению предшествующей
философии, начинается также односторонне,
а именно постановкой антропологических
проблем. Натурфилософское мышление достигло
границ, за которое оно в то время не могло
выйти. Данный период представлен софистами
и Сократом и сократиками. Различие Сократа
от софистов в том, какими мотивами определяется
решение, что полезно и что вредно.
Сократом
завершается натурфилософский период
в истории древнегреческой философии
и начинается новый этап, связанный с деятельностью
Платона и Аристотеля.
Платон
далеко переступает за границы сократовского
духа. Платон – сознательный и последовательный
идеалист. Платон первым среди философов
поставил основной вопрос философии, вопрос
о соотношении духа и материи.
Аристотеля
отличают энциклопедические познания,
он подвел итог развитию философской мысли
от начала Древней Греции и до Платона.
Третий
период философии: век эллинизма (с 3 века
до Р.Х. по 3 век после Р.Х.). сюда относятся
стоики, эпикурейцы, скептики. Неоплатонизмом
заканчивается развитие греческой философии.
2.2 Фалес
Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625 - 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду . Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом - водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: “познай самого себя”.
2.3
Анаксимандр
После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 - 546 гг. до н. э.). О его жизни практически не сохранилось никаких сведений. Считается, что ему принадлежит работа “О природе”, о содержании которой известно из сочинений последующих древнегреческих мыслителей, среди них - Аристотель, Цицерон, Плутарх. Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать как стихийно-материалистические. В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Можно, по-видимому, считать, что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование, полагая в качестве первоначала не какой-либо конкретный элемент (например, воду), а признавая таковым апейрон - материю, рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало, приближающееся по своей сущности к понятию и включающее в себя существенные свойства природных элементов. Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.
2.4 Анаксимен
Последним
известным представителем Милетской школы
былАнаксимен
(ок. 588 - ок. 525 гг. до н. э.). О его жизни и
деятельности также стало известно благодаря
свидетельствам позднейших мыслителей.
Как и его предшественники, Анаксимен
придавал большое значение
выяснению природы первоначала.
Таковым, по его мнению,
является воздух, из
которого все возникает
и в который все возвращается.
Анаксимен избирает
в качестве первоначала
воздух в силу того,
что он обладает такими
свойствами, которых
нет (а если есть, то
недостаточно) у воды
. Прежде всего,
в отличие от воды, воздух имеет неограниченное
распространение. Второй аргумент сводится
к тому, что мир как живое существо, которое
рождается и умирает, требует для своего
существования воздуха. Эти идеи находят
подтверждение в следующем высказывании
греческого мыслителя: “Наша душа, будучи
воздухом, является для каждого из нас
принципом объединения. Точно также дыхание
и воздух объемлют все мироздание”. Оригинальность
Анаксимена не в более убедительном обосновании
единства материи, а в том, что возникновение
новых вещей и явлений, их разнообразие
объясняются им различными степенями
сгущения воздуха, благодаря чему образуются
вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения
формируется, например, огонь.
Как
и его предшественники, Анаксимен признавал
бесчисленность миров, считая, что все
они произошли из воздуха. Анаксимена
можно рассматривать как основателя античной
астрономии, или учения о небе и звездах.
Он считал, что все небесные светила -
Солнце, Луна, звезды, другие тела ведут
свое происхождение от Земли. Так, образование
звезд он объясняет возрастающим разрежением
воздуха и степенью его удаления от Земли.
Близкие звезды производят тепло, которое
падает на землю. Далекие звезды не производят
тепло и находятся в неподвижном состоянии.
Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая
затмение Солнца и Луны. Подводя итог,
следует сказать, что философы Милетской
школы заложили хороший фундамент для
дальнейшего развития античной философии.
Свидетельством этого служат как их идеи,
так и тот факт, что все или почти все последующие
древнегреческие мыслители в большей
или меньшей степени обращались к их творчеству.
Существенным будет и то, что, несмотря
на присутствие в их мышлении мифологических
элементов, его следует квалифицировать
как философское. Они сделали уверенные
шаги по преодолению мифологизма и заложили
серьезные предпосылки для нового мышления.
Развитие философии в итоге шло по восходящей
линии, что создавало необходимые условия
для расширения философской проблематики
и углубления философского мышления.
2.5 Демокрит
Итогом
развития материалистических представлений
о мире стало атомистическое учение Демокрита
(ок. 460 - 370 гг. до н. э.). Продолжая линию
своих предшественников - Левкиппа, Эмпедокла,
Анаксагора, Демокрит создал учение об
атомистическом строении материи. Он
считал, что объективно
существуют атомы и
пустота. Бесконечное
число атомов наполняет
бесконечное пространство
- пустоту. Атомы неизменны,
постоянны, вечны. Они
движутся в пустоте,
соединяются между собой
и образуют бесконечное
число миров. Атомы отличаются
друг от друга по форме,
величине, порядку и
положению. Развитие
мира, по Демокриту,
совершается закономерно
и причинно обусловлено.
Однако, отстаивая
идею естественной причинности и необходимости,
Демокрит отрицал случайность. Случайным
он называл то, причину чего мы не знаем.
Демокрит
заложил основы материалистической теории
познания. Он считал, что познание возможно
лишь благодаря органам чувств. Данные
органов чувств, по Демокриту, перерабатываются
разумом.
В
воззрениях на общество Демокрит был сторонником
рабовладельческой демократии. Он считал,
что лучше пребывать в бедности при народовластии,
чем в богатстве при властителях. Он не
осуждал стремление к богатству, но осуждал
приобретение его бесчестным путем.
Идеи
Демокрита оказали чрезвычайно большое
влияние на дальнейшее развитие материалистической
философии. Его даже рассматривают как
одного из основоположников материалистической
линии в философии.
Значительную
роль в развитии философии сыграли древнегреческие
учителя философии - софисты, среди которых
были и оригинальные мыслители: Протагор
из Абдер, Горгий Леонтийский, Гиппий из
Элиды. Софисты интенсивно вводили в философию
новую проблематику. Особое значение они
придавали осмыслению взаимосвязи человека
и общества.
3.
Предмет социальной
философии. Развитие
социальной философии
и ее основные исторические
этапы. Функции социальной
философии
3.1 Предмет социальной философии
Объект
социальной философии социальная жизнь
и социальные процессы. Однако сам термин
«социальный» употребляется в литературе
в разных смыслах. Поэтому следует определить,
что имеется в виду под этим термином,
когда мы говорим о социальной философии.
Прежде всего отметим, что из понятия социального
исключаются, с одной стороны, природные,
а с другой стороны, - индивидуальные,
личностные явления. То есть социальные
явления - это всегда общественные явления.
Однако под понятие «общественные явления»
подходят и экономические, и политические,
и национальные, и множество других явлений.
Известный
русско-американский социолог П. Сорокин
дает следующее, характерное для его общей
философской концепции определение социального
явления: Социальное явление есть мир
понятий, мир логического (научного -
в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся
в процессе взаимодействия (коллективный
опыт) человеческих индивидов.
Основным
субъектом социального действия и социальных
отношений является общественная группа
(социальная общность) или общество в целом.
Характерный момент социальной жизни
- ее организованность и структурированность
в рамках определенной социальной системы.
Различного рода взаимодействия между
элементами социальной системы образуют
ее структуру. Сами же элементы этой системы
носят разнообразный характер. Она включает
в себя различные способы ее функционирования,
многообразные социальные институты,
обеспечивающие реализацию общественных
отношений. И, конечно, такими элементами
выступают основные субъекты социальной
жизни - социальные общности и индивиды,
организованные в социальные группы.
На
основе изложенного можно дать следующее
определение:
социальная
философия
- это система теоретического
знания о наиболее общих закономерностях
и тенденциях взаимодействия социальных
явлений, функционирования и развития
общества, целостного процесса социальной
жизни.
Социальная
философия изучает общество и социальную
жизнь не только в структурно-функциональном
плане, но и в ее историческом развитии.
Безусловно, что предметом ее рассмотрения
является и сам человек, взятый, однако,
не «сам по себе», не как отдельный индивид,
а как представитель социальной группы
или общности, т. е. в системе его социальных
связей.
«Социальная
философия изучает законы, согласно которым
в обществе складываются устойчивые, большие
группы людей, отношения между этими группами,
их связи и роль в обществе». Здесь верно
названы те законы, которые призвана изучать
социальная философия. Нельзя забывать,
что социальная философия исследует всю
систему общественных отношений, взаимодействие
всех сторон общественной жизни, закономерности
и тенденции развития общества. Кроме
того, она изучает особенности познания
общественных явлений на социально-философском
уровне обобщений. Другими словами, социальная
философия анализирует целостный процесс
изменения социальной жизни и развития
социальных систем.
3.2 Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы
Позитивистская
социальная философия и ее проблематика.
Социальная философия как теоретически
выраженная система философских воззрений
на существование и развитие общества
ведет свое начало с 20-40-х годов XIX века.
В то время ее обширная проблематика была
представлена, прежде всего, в работах
французского философа Огюста Конта, а
затем и его последователя Герберта Спенсера.
Параллельно развивалось и другое направление
социальной философии со своей проблематикой.
Оно было представлено в трудах немецких
мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Огюст
Конт
(1798-1857)
ввел в науку термин
«социология», образованный из сочетания
латинского слова societas (общество) и греческого
logos (учение) и означающий «учение об обществе».
Именно его нередко называют основоположником
социологии как самостоятельной науки
об обществе. Эту науку он называл еще
социальной философией.О. Конт выступил
против того, чтобы считать общество простой
совокупностью индивидов, которые многими
мыслителями до него рассматривались
как своего рода «социальные атомы», существующие
чуть ли не автономно по отношению друг
к другу. Согласно такому пониманию развитие
от дельных людей как бы предшествует
развитию общества. Чем более развиты
отдельные индивиды с точки зрения их
способностей к производительной, духовной
и иной деятельности, их нравственных,
политических и других качеств, тем, следовательно,
совершеннее будет общество. Так рассуждали,
в частности, представители немецкого
и французского Просвещения Гердер, Лессинг,
Вольтер, Руссо.
В
своем учении о социальной динамике Конт
характеризует развитие общества как
закономерное и прогрессивное. Он указывает
на большую роль в этом процессе общественного
разделения труда. Особое значение он
придавал политической деятельности людей,
исследованию которой он посвятил свой
труд «Система позитивной политики».
Важное
место в социальной философии Конта занимает
решение проблем гармонизации в развитии
общества и достижения его стабильности,
которые и по сей день не потеряли своей
актуальности.
Спенсер
рассматривал общество как единую систему
взаимозависимых природных, прежде всего
биологических, и социальных факторов.
Он считал, что только в рамках целостного
социально-природного организма проявляется
подлинное значение любого социального
института и социальная роль каждого субъекта.
Марксистская
социальная философия
и ее проблематика
Параллельно
с позитивистским развивалось направление
социальной философии, представленное
в трудах Карла Маркса (1818-1883), Фридриха
Энгельса (1820-1895) и их последователей.
Главной его особенностью стал переход
от идеалистического к материалистическому
пониманию развития общества и в целом
исторического процесса.Как подчеркивали
основоположники марксизма, предпосылки,
с которых они начинали исследовать развитие
общества, - это живые люди с их потребностями
и интересами, находящиеся между собой
во взаимном общении и взаимодействии.
Совокупность общественных связей и отношений
всех социальных субъектов образует то
или иное общество. Через систему присущих
ему общественных отношений, условий материального
производства, политических и других социальных
институтов общество в решающей степени
определяет содержание и направленность
деятельности людей, воздействует на формирование
и развитие каждого человека.
Одна
из самых фундаментальных проблем в марксизме
- проблема взаимодействия общественного
бытия и общественного сознания.
Общественное сознание людей истолковывается
как отражение их общественного бытия
в ходе общественной практики, различных
видов их социальной деятельности. В таком
плане объясняются природа, сущность и
содержание общественного сознания, показывается
его объективная материальная основа,
каковой выступает общественное бытие
людей как «реальный процесс их жизни».
Осознавая
объективные законы развития общества,
люди могут действовать с учетом данных
законов и в соответствии с ними. Тем самым
делается решающий шаг от стихийности
к сознательности в развитии общества.
В этом заключается один из важных аспектов
решения проблемы взаимодействия объективных
условий и субъективного фактора в историческом
процессе.
Проблематика
марксистской социальной философии частично
отразилась в других направлениях социально-философской
мысли XIX-XX столетий, хотя проблемы жизни
и развития общества решаются в них на
иной теоретической и методологической
основе.
Психологическое
направление
Большое
влияние на развитие социальной философии
оказало ее психологическое правление,
представленное, прежде всего в трудах
Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых
других мыслителей. Лестер Уорд (1841-1913)
- американский социолог, которого нередко
называют отцом социологии в США. В целом
положительно восприняв идеи эволюционного
развития общества, обоснованные в трудах
О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес
центр тяжести с биологических моментов
на психологические. В трудах «Динамическая
социология», «Психологические факторы
цивилизации», «Очерки социологии» и других
он пытался раскрыть психологические
причины деятельности и поведения людей
и тем самым обосновать психологические
механизмы развития общества. «
Социальные
силы суть силы психологические и заключаются
в умственной природе индивидуальных
членов общества»,
- писал Уорд.
Проблема
причин и движущих сил деятельности людей
- одна из центральных в социальной философии
Уорда. По его мнению, в качестве изначальной
причины деятельности
и т.д.................