ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ ПАКИСТАНА
А.М.Трайнин, А.К.Лукоянов
Наличие ядерных сил у Исламской Республики Пакистан является принципиальным моментом в развитии мировой истории. Это вполне закономерный и естественный шаг для страны, которая при достаточно бедственном жизненном уровне своего населения выдвигает на первый план приоритеты защиты своего национального суверенитета.
Причины такого программного действия кроятся в самой истории возникновения Пакистана, его современном положении на политической карте мира.
Дело в том, что наличие в британской Индии, куда органически входили современные территории Пакистана, Индии и Цейлона, наиболее крупных религиозных общин – индуисткой и мусульманской – должны были рано или поздно привести к такому политическому состоянию, когда каждая бы из них потребовала полной самостоятельности как в государственном управлении, так и тем более представительстве на международной арене.
После восстания 1857 года против англичан, разгромивших повстанцев, самым авторитетным лидером мусульманского населения, тогда ещё единой страны, стал Сайид Ахмад-шах, проповедовавший западные ценности и выступавший за тесные политические и экономические связи с Англией.
Важность Британской Индии для Англии была столь велика и в стратегическом и тем более экономическом плане, что вице-король Индии лорд Керзон сказал: «если мы потеряем Индию, то солнце британской империи закатится». И чтобы предупредить все последствия такого в будущем раздела, уже тогда стала закладываться политика противостояния между религиозными общинами – их война между собой всегда будет отвлекать от внешнеполитических интересов промышленно-развитых стран.
Именно поэтому уже в 1985 году был основан университет, куда принимали только мусульман, а в 1883 году Ахмад-шаху удалось провести в жизнь правило раздельного голосования для мусульман и индусов.
Более того, именно по его наущению в 1887 году мусульмане стали выходить из Индийского Национального Конгресса, который был образован в 1885 году.
После смерти Ахамд-шаха в Дакке в 1906 году была образована Всеиндийская мусульманская лига, которая провозгласила своей целью создание исключительно независимого исламского государства на территории Индии под названием Пакистан, которое переводится как «страна чистых».
Однако на политической сцене британской Индии появился Махатма Ганди, который своей религиозной терпимостью к окружающим сумел стал признанным лидером фактически всех политических сил страны.
Но в тоже время такие личности, как Мухаммад Али Джинна и поэт-философ Мухаммад Икбала, писавший зажигательные проповеди к единоверцам, сумели практически полностью сагитировать мусульман на создание государства Пакистан. Так в конце декабря 1930 года на съезде Мусульманской лиги Икбал высказался категорически о выделении из состава британской Индии в полностью самостоятельное исламское государство. А в марте 1940 года Мусульманская Лига во главе с Джинной провозгласила свою основную цель – создание Пакистана.
Интересный факт – название Пакистан было предложено Чаудхури Рахмат Али, который жил в Англии и учился в Кембридже. То есть во главе государственного новообразования стояли образованные и грамотные люди, которые сумели повести за собой миллионы отсталых и непросвещённых людей. Есть чему поучиться у английской дипломатии, её политикам и системе воспитания.
Чтобы конституционно узаконить независимость мусульман в территориальных регионах Индии, в 1940 году в Лахоре была принята декларация, где говорилось об «ареалах, в которых мусульмане составляют численное большинство. Их следует объединить для конституирования независимых штатов, в которых территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом».
И сразу же начались религиозные погромы, массакер, приведшие к миллионным переселениям беженцев. Число погибших по некоторым данным превышало 300 тысяч человек. А в октябре 1947 года начались вооружённые действия между двумя государственными новообразованиями из-за территории Кашмира, три четверти которого составляют мусульмане, но власть принадлежит руководителям индуисткой общины.
До 1 января 1949 года шли кровопролитные бои, данная территориальная и тем более религиозная проблема не была разрешена. Более того, говорить о мирном решении всех споров между Исламской Республикой Пакистан и Соединёнными Штатами Индия не представляется целесообразным. Необходимо именно для политиков анализировать все те последствия, которые в будущем могут возникнуть между двумя странами.
Вот почему реальным использованием ядерного оружия может стать вполне предсказуемый конфликт между Исламской Республикой Пакистан и Соединёнными Штатами Индия.
Вооружённое противостояние между двумя странами будет иметь достаточно длительное продолжение подобно отсутствию всякого мирного договора между Израилем и Палестиной, Азербайджаном и Арменией, Абхазией и Южной Осетией с одной стороны и Грузией с другой. Именно поэтому, «ядерный потенциал и стал главной силой сдерживания и помог установить мир в регионе», - заявил премьер-министр Пакистана Шаукат Азиз. Далее он утверждает, что «в 2002 году, когда Индия развернула у наших границ миллионную армию, и лишь факт наличия у Пакистана ядерного оружия вынудил индийцев отказаться от планов вторжения».
Война за Кашмир в будущем реальна, как и реальна диверсионная деятельность с обеих сторон, которая происходила, происходит и будет происходить без временных ограничений. Ненависть этих стран друг к другу так велика, что решение всех спорных вопросов мирным путём очень проблематично и именно поэтому на сцену выступает такой жёсткий фактор, как ядерное оружие.
Как отмечают многочисленные эксперты, оценить число и типы ядерного оружия в арсенале Пакистана практически невозможно. Всё окружено большим грифом секретности и подозрительности.
Вообще история создания атомного оружия Пакистаном представляет собой весьма увлекательное по своему действию описание.
Как утверждают некоторые специалисты, премьер-министр Зульфикар Али Бхутто собрал 24 января 1972 года после поражения от Индии в войне за восточные провинции ведущих физиков-ядерщиков.
Как говорит, американский журналист Тим Вейнер, Пакистан сумел создать такую сеть контрабанды, которая позволила ему воровать и покупать технологию производства атомного оружия.
Однако в реальности дело обстояло несколько иным образом. Участие континентального Китая было настолько велико, что присутствие в этой программе Саудовской Аравии и Ливии выражалось исключительно только со стороны финансирования, особенно в 1973 и 1974 годах.
Пропуская многочисленные подробности истории становления ядерной программы Пакистана, отметим, что в поставках оборудования для обогащения ядерной руды и создания отдельных компонентов играли свою роль такие страны, как Голландия, Бельгия, Германия, Франция и Швейцария.
После того, как в результате государственного переворота Бхутто был повешен, создание ядерного оружия шло уже исключительно под контролем военной разведки ISI. Таким образом мировое сообщество было поставлено перед фактом, когда исламская Республика Пакистан заявила о себе как о стране, в которой присутствуют ядерные силы. Такое было под силу только США. СССР, континентальному Китаю и Соединённым Штатам Индии, у которых атомная составляющая в вооружении является совершенно самостоятельной структурной единицей.
Независимые специалисты в области атомных вооружений предполагают, что Исламабад имеет от 24 до 48 ядерных боеголовок. Ядерные взрывные устройства, как предполагают, базируются на проекте так называемой имплозии, что позволяет использовать твердое ядро высоко обогащенного урана, затрачивая приблизительно 15 - 20 килограммов на боеголовку.
Напомним, что решение задачи о сходящихся сферических ударных и детонационных волнах и послужило теоретической основой принципа «имплозии». Именно имплозия и даёт возможность не только гораздо быстрее формировать критическую массу, но и обходиться меньшей массой ядерной взрывчатки.
Участие континентального Китая в создании ядерного оружия у Пакистана специалисты объясняют следующим фактом. Сейсмические размеры тестов, проводимых 28 и 30 мая 1998 Исламабадом, позволяют предположить, что результаты были на уровне 9 - 12 килотонн и 4 - 6 килотонн соответственно. Китайские испытания в 1960-ых годах использовали подобные проекты, и поэтому делается вывод о помощи Пикина Пакистану в 1970-ых и 1980-ых годах.
Однако главный принцип присутствия китайских специалистов-атомщиков в ядерных центрах Пакистана состоит в том, что вооружённые столкновения между континентальным Китаем и Соединёнными Штатами Индии принимали такой локальный характер, расширение которого могло бы очень дорого обойтись обеим странам.
Так как ведение военных действий Пекином одновременно против островного Китая и Дели представляет собой более чем опасный вариант – будут задействованы ВМС США – то вполне естественен стратегический план, по которому основные вооружённые силы Индии будут передислоцированы против своего западного соседа. Более того – именно наличие эффективных ядерных сил Исламабада и будет служить основной стратегической безопасности для континентального Китая.
Анализируя качественную составляющую атомного оружия Пакистана, специалисты отмечают, что нет точных данных о том, какого сорта уран используется и в каком количестве.
В течение двух десятилетий Пакистан для производства расщепляющего материала для собственного ядерного оружия задействовал газовый метод обогащения урана на центрифуге.
Сейчас известно, что именно Abdul Qadeer Хан в своей научно-исследовательской лаборатории в Kahuta на севере Пакистана, организационно сумел создать атомную бомбу для своей страны. На этот центр работали более 1000 центрифуг для обогащения урана. Пакистан произвел достаточно расщепляющегося материала для 30 - 52 ядерных боеголовок.
Исламабад, сравнивая себя со странами, обладателями ядерного оружия, считает, что он значительно отстаёт от в области модернизации. Поэтому он не доволен своим оружием первого поколения и продолжает разрабатывать и другие проекты технического содержания и технологического в области обогащения урана. Предполагается, что на тепловом реакторе Khushab в Joharabad в районе Khushab Пенджаба могут производить оружейный плутоний.
Наличия лития-6 позволяет «пакистанским» учёным получать тритий. Дело в том, что рядом с пакистанским Институтом Ядерной Науки и техники (Pinstech) в Равалпинди существует перерабатывающий завод, на котором можно получать тритий. Напомним: тритий используется в термоядерной реакции бустирования (усиления) первичного узла ядерного боезаряда. Термоядерный заряд представляет собой многоступенчатое взрывное устройство, мощность взрыва которого достигается за счет последовательно происходящих: взрыва плутониевого заряда, затем за счет созданной температуры начинается реакция синтеза ядер трития с выделением еще большей энергии, которой можно "поджечь" заряд третьей ступени еще большей мощности и т.д. Мощность взрывного устройства, сконструированного таким образом, может быть сколь угодно большой (П. Подвиг, 1996).
Традиционным методом производства трития является его наработка в реакторах при облучении нейтронами мишеней из изотопа лития-6. При хранении боеголовки потери трития в результате естественного распада составляет примерно 5,5% в год. Тритий, распадаясь, превращается в гелий. Поэтому тритий подвергается периодической очистке от гелия.
Именно все эти усилия позволяют Пакистану не просто увеличить мощность своих
ядерных сил. Но и приступить к разработке термоядерного оружия. Ускорение данного процесса можно связывать с тем, что ядерный комитет Пакистана принял решение об адекватном ответе Индии на её решение создать развёрнутую ядерную триаду: воздух, земля, и ядерное оружие на море.
Именно усиление своей ядерной мощи и позволило Исламабаду начать свой атомный экспорт. Так в частности, Пакистан готов оказать военную помощь Нигерии и превратить эту страну в ядерную державу. Как объявили в Минобороны Нигерии, соответствующее предложение сделал генерал Мухаммад Азиз Хан (Muhammad Aziz Khan), глава пакистанского объединенного комитета штабов, на встрече с нигерийским министром обороны, сообщается на сайте газеты Guardian. ("Lenta.Ru", 5.03.04)
Хан заявил, что пакистанские военные разрабатывают целую программу сотрудничества, которая предусматривает помощь Нигерии в ядерной сфере. Какие именно вооружения, материалы или технологии могут быть переданы в рамках этой программы, не уточняется.
В конце января этого года представитель нигерийского правительства объявил о подготовке предварительного договора с Северной Кореей, по условиям которого Нигерия получит ракетные технологии КНДР. Впоследствии это сообщение опровергли в Пхеньяне, а пресс-секретать президента Нигерии заявил, что никаких соглашений пока не подписано. Он добавил, что Нигерия не пытается получить оружие массового поражения, а ракеты планирует использовать исключительно в "миротворческих" целях и для защиты собственной территории.
Около двух месяцев назад в Пакистане было начато расследование в отношении Абдул-Кадира Хана (Abdul Qadeer Khan) - главного ученого-ядерщика страны, создавшего пакистанскую ядерную бомбу. В ходе расследования Хан признался, что передавал ядерные технологии Ирану, КНДР и Ливии. ЦРУ и МАГАТЭ установили, что он создал целую сеть по торговле ядерными секретами.
В начале февраля президент Пакистана Первез Мушарраф удовлетворил поданное Ханом прошение о помиловании. При этом Мушарраф заявил, что не допустит независимого расследования деятельности Хана и не откроет свои ядерные объекты для международных инспекторов.
Среди средств доставки ядерного оружия Пакистаном следует рассматривать изготовленные в США F-16. Хотя ВВС Пакистана смогут задействовать в этом случае и самолёты типа Миража V или произведенный китайцами A-5. Двадцать восемь (одноместные) F-16A и 12 F-16B (двухместные) для тренировок были поставлены между 1983 и 1987. По крайней мере восемь больше не находятся в обслуживании.
В 1985 Конгресс принял Поправку Pressler, которая стремилась запретить Пакистану создание атомной бомбы. Пакистану не мог получать экономическую и военную помощь, если президент США не мог удостовериться, что Исламабад не обладает ядерным устройством. Хотя было достаточно доказательств о разработках ядерного оружия в Пакистане, президенты Рейган и Буш старший закрывали на это глаза главным образом из-за того, чтобы усилить деятельность против СССР в афганском конфликте. После того, как война закончилась, санкции были наконец наложены 6 октября 1990.
В марте 2005 года Джордж Буш дал согласие на продажу F-16 в Пакистан. Поставки в Пакистан на первом этапе включали 24 самолета F-16.
Следует также отметить, что марте 2005 года в Пакистане официально началось производство совместного пакистано-китайского истребителя JF-17, сообщает Press trust of India.
На авиационном предприятии в городе Камра, где будет производиться самолет, состоялась торжественная церемония, посвященная этому событию. В ней принял участие президент страны Первез Мушарраф.
F-16 будет с помощью китайских специалистов подвергнуть модернизации с целью транспортировки ядерного оружия. В первую очередь ими будут оснащены эскадроны 9 и 11 на авиабазе Саргодхи, 160 километров к северо-западу от Лахора.
F-16 имеет диапазон больше чем 1 600 километров, и даже больше, если модернизировать топливные резервуары. Это позволит нести целых 5 450 килограммов на одной под-фюзеляжем опоре средней линии и шести под крылом.. Учитывая ограничения полезного груза F-16 веса и размера, бомба вероятно весит приблизительно 1 000 килограммов и наиболее вероятно была бы присоединена к опоре средней линии. Собранные ядерные бомбы или компоненты бомбы для этих самолетов могут храниться на складе боеприпасов около Саргодхи.
В качестве альтернативы хранения ядерное оружие может храниться и около афганской границы.
Как средство доставки ядерного оружия ракета Ghauri - единственная ракета Пакистана, хотя и другие ракеты в пакистанских вооруженных силах могли бы быть модернизированы для несения ядерной боеголовки.
Ghauri-1 был успешно испытан 6 апреля 1998 на расстояние 1 100 километров, вероятно с полезным грузом до 700 килограммов.
Ракета была по сообщениям экспертов запущена около города Jhelum в северо-восточном Пакистане, 100 километров к юго-востоку от Исламабада, и поразила заданную цель около Кветты на юго-западе.
Двухступенчатый Ghauri-2 был испытан 14 апреля 1999, спустя три дня после индийского Агни 2. Запуск был осуществлён с мобильной пусковой установки в Дине, рядом Jhelum, и приземлилось в Jiwani, около юго-западного побережья, после восьмиминутного полета.
Третья версия Ghauri, с неподтвержденным диапазоном 2 500 - 3 000 километров, находится в разработке, однако уже было произведено испытание 15 августа 2000 года. Сам выбор названия Ghauri является очень символическим. Мусульманский Султан Махаммад Гори победил индусскую власть правителя Прайтви Chauhan в 1192. Прайтви - название, которое Индия назначила для своей баллистической ракеты ближнего радиуса действия.
Начиная с 1992, Пакистан получил 30 или больше полных М-11 ракет от континентального Китая. Впоследствии, та же помощь Пекина проявилась и в строительстве средств обслуживания и хранения ракет. Пакистан поэтому может произвести свою собственную ракету, Tarmuk, основанный на М- 11.
Перепроектированная китайская M-9 ракета Пакистана, Shaheen-1 (Орел), имеет диапазон 700 километров и может нести полезный груз 1 000 килограммов. Пакистан провел начальное летное испытание Shaheen от прибрежного города Sonmiani 15 апреля 1999.
На параде в честь 23 марта в 2000 году Исламабад продемонстрировал двухступенчатую ракету среднего диапазона Shaheen-2, а также ракету с радиусом действия в 2500 километров, способной нести 1 000-килограммовый полезный груз. Ракета транспортировалась на мобильной пусковой установке с 16 колесами. Вполне возможно, что обе ракеты имеют способность нести ядерные боезаряды.
В ноябре 2000, Пакистан принял решение о переводе своих ключевых ядерных учреждений под контроль Национального комитета по контролю за атомным оружием. Новая власть, установленная в феврале 2000, в поставила своей целью создать эффективную ядерную команду и систему управления.
Террористические нападения от 11 сентября сосредоточили большое внимание на безопасность арсенала Пакистана. Согласно сообщениям в печати, вооруженные силы Пакистана начали перемещать компоненты ядерного оружия в течение двух дней после нападений. Одна потенциальная опасность для арсенала Пакистана - экстремистские элементы в пределах разведывательной службы, вооруженных сил, программы ядерного оружия, и самого населения.
Генерал Первез Мушарраф предпринял несколько активных мероприятий для безопасности сохранения ядерного арсенала страны. Так в частности было установлено шесть новых секретных объектов хранения и складирования компонентов ядерного вооружения.
Выводы:
1. Ядерные силы Пакистана имеют реальную эффективность и в случае вооружённого конфликта с Индией при возникновении более чем неблагоприятной ситуации в обороноспособности своей страны будут использованы в полном объёме;
2. Средства доставки ядерного боеприпаса в отличие от Индии ограничиваются военно-воздушными силами и ракетами, совершенствование которых продолжается при помощи континентального Китая;
3. Научные исследования Пакистана в области ядерного оружия продвинулись уже до такой отметки, когда он в состоянии разрабатывать и термоядерный боеприпас.
Игорь Игоревич Хохлов - российский политолог, эксперт по терроризму, наркобизнесу , ядерному нераспространению . Ядерное оружие Пакистана: ядерная программа Пакистана в 70-е-80-е годы, как охраняется пакистанское ядерное оружие , Аль-Каида пытается захватить атомную бомбу.С момента своего основания в 1947 году, государство Пакистан перманентно испытывает стрессы различного характера: военные (со стороны Индии и, в последнее время, пакистанских талибов и ядерный арсенал после стран-членов ядерного клуба и Израиля - количество ядерных боезарядов по оценкам различных экспертов колеблется от 60 до 150 атомных боеголовок. Политическая нестабильность, этнические конфликты, экономическая отсталость, большой разрыв между богатой проамериканской элитой и сильными антизападными настроениями бедноты в сочетании со значительным ядерным арсеналом создают взрывоопасную ситуацию внутри самого Пакистана, просчитать все последствия которой в настоящее время не представляется возможным.
Складывающаяся в Пакистане обстановка не исключает попадание ядерного оружия в руки экстремистов, террористов, исламских радикалов или радикально настроенных пакистанских военных, с ненавистью относящихся к западным ценностям в целом и к политике США в частности.
Все это способствовало тому, что угроза попадания пакистанского ядерного арсенала в руки террористов представляется в настоящий момент более реальной, чем когда-либо прежде.
Хотя многие из заявлений лидеров движения Аль-Каида о намерении обладать ядерным оружием против Соединенных Штатов и западных интересов сделаны лишь для привлечения к себе внимания, тем не менее, очевидна опасность того, что при таких обстоятельствах, как нестабильность внутренней ситуации во многих странах, обладающих ядерными технологиями (например, в Пакистане) - с одной стороны, и явно недостаточными мерами по обеспечению ядерной безопасности - с другой, террористические группы могут получить доступ к делящимся материалам, ядерному оружию или его компонентам.
Так, нападение боевиков на ряд пакистанских ядерных объектов в 2008-2010 гг., в том числе на военный городок Вах (основой центр по сборке ядерных устройств), показали, что угроза ядерному оружию со стороны экстремистов вполне реальна. При таком развитии событий масштаб разрушительных последствий непредсказуем.
В первой части данной статьи будут рассмотрены меры безопасности, которые предпринимаются государственными структурами в ядерной отрасли Пакистана для контроля за гражданскими и военными объектами, ядерными материалами и готовыми устройствами и средствами их доставки, режим правового регулирования и контроля в данной сфере, а также будет приведена оценка этих мер наблюдателями и представителями международных организаций; во второй - возможные способы приобретения террористами ядерных материалов , устройств или их компонентов через существующие слабые места в пакистанской ядерной программе; в третьей - проблемы ядерного Пакистана в глобальном контексте; а в четвертой части - распространение радикального ислама в Пакистане как фактор, усиливающий угрозу попадания ядерного оружия в руки террористов.
Ядерное оружие Пакистана: меры безопасности в обращении с пакистанским атомны оружием, режим правового регулирования в ядерной отрасли Пакистана.
Особенность пакистанской политики состоит в том, что все решения, касающиеся ядерного оружия и средств его доставки, принимают исключительно военные. Даже несмотря на законодательно закрепленный приоритет гражданских органов власти и длительные периоды гражданского правления с 1988 по 1999 годы, когда у власти находились демократически избранные лидеры (Беназир Бхутто с 1988 до 1990 и с 1993 по 1996, Наваз Шариф с 1990 по 1993 и с 1996 по 1999), пакистанские военные никогда не упускали реальный контроль за ядерными силами Пакистана из своих рук. Руководители Пакистана Бхутто (см. интервью Беназир Бхутто: Benazir Bhutto, quoted in “No PM Knew About Country’s N-capacity: Benazir,” The News International, Pakistan (Internet edition), October 24, 1999.) и Наваз Шариф (см. Книгу Строуба Тэлбота: Strobe Talbot. Engaging India: Diplomacy, Democracy and the Bomb, Brookings Institute, 2004, стр. 154-169) позже признавались, что не имели никаких рычагов влияния на принятие стратегических решений в этой сфере даже в периоды военных и ядерных кризисов с Индией, когда требовалось оперативное управление пакистанскими ядерными силами .
В ядерной отрасли Пакистана действует, на первый взгляд, весьма надежный, комплекс мер обеспечения безопасности ядерных материалов , ядерных устройств и их компонентов атомной бомбы. В основном они разработаны на основе американских технологий и включают в себя четыре элемента: меры физической безопасности; работа с кадрами; технические меры и процедуры; секретность и введение в заблуждение.
Благодаря комплексу этих мер Управление стратегического планирования пакистанской армии (Strategic Plans Division - SPD) должно надежно обеспечивать безопасность ядерного оружия и его компонентов. Стимсоновский центр выпустил по этой теме очень интересную работу, автором которой является высокопоставленный руководитель военной части пакистанской ядерной программы: Lt Col Zafar Ali . Pakistan’s Nuclear Assets and Threats of Terrorism: How Grave is the Danger? Stimson Report, Henry L Stimson Center, July 2007.
Меры физической безопасности на ядерных объектах направлены, прежде всего, против действий экстремистов и террористов (например, похищения ядерного оружия или радиационного заражения объекта и близлежащей территории). В Пакистане такие меры предусматривают применение концепции многоуровневой защиты, когда доступ к каждому из объектов многократно перекрывается вооруженной охраной, системой заграждений и датчиков проникновения. Потенциальному злоумышленнику, таким образом, пришлось бы преодолеть несколько систем охраны, чтобы добраться до ядерных материалов и устройств, что весьма проблематично даже при наличии сообщников в одном из многочисленных контуров безопасности.
Также в Пакистане практикуется раздельное хранение компонентов ядерных боеголовок и детонаторов к ядерным боезарядам : в мирное они находятся на удаленных друг от друга объектах и могут быть собраны в единое боеготовое устройство при возникновении угрозы (например, со стороны Индии). Предполагается, что таких объектов всего шесть, хотя, возможно за последние годы их количество было увеличено. Отсутствие точных данных о местах сборки ядерных устройств, как самого уязвимого для террористов элемента, вызывает большое беспокойство в США и других странах. В 2007 году по этой теме в газете Washington Post была опубликована очень интересная статья Джоби Уоррика: Joby Warrik. Pakistan’s Nuclear Security Questioned // Washington Post, 11 November 2007.
С одной стороны, такое физическое разделение делящихся ядерных компонентов от ядерных детонаторов повышает безопасность. Как сказал Банн, исследователь из Белферского научного центра международных отношений (Harvard Universitys Belfer Center for Science and International Affairs), "потенциальным ворам придется захватить два здания, чтобы получить полноценную атомную бомбу. Кражу будет намного сложнее осуществить, хотя в условиях кризиса это может измениться". Совсем недавно в Нью-Дели вышла очень интересная книга, в которой автор Кристофер Клэри анализирует безопасность пакистанского ядерного оружия в мирное время: Christopher Clary. Thinking about Pakistan’s Nuclear Security in Peacetime, Crisis and War // Institute for Defense Studies and Analyses No. 1, Development Enclave Rao Tula Ram Marg, New Delhi, 2010.
С другой стороны, похищение атомной бомбы в сборе, включающей и детонаторы ядерной бомбы и делящиеся радиоактивные компоненты, возможно не только в условиях ядерного кризиса, когда компоненты атомного оружия повезут на один из шести сборных пунктов для монтажа ядерной боеголовки или ядерной ракеты , но и при регулярных перевозках для тестирования систем, технического обслуживания и других операций, требующих сборки всех компонентов ядерного устройства, особенно в составе баллистической ракетой с ядерной боеголовкой .
Меры кадровой безопасности ориентированы на то, чтобы исключить возможность несанкционированных или неадекватных действий изнутри ядерного объекта - со стороны пакистанского военного персонала или сотрудников служб безопасности (в отличие от мер физической безопасности, которые направлены на защиту ядерных объектов, оружия и его компонентов от атак извне - со стороны экстремистов и террористов, желающих похитить ядерное оружие или вызвать радиационное заражение самого ядерного объекта и близлежащей территории).
Ядерное оружие Пакистана: кадровая политика в атомной отрасли Пакистана, люди, допущенные к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средств доставки атомного оружияКадровая политика в атомной отрасли Пакистане, в основном, скопирована с американской, и включает в себя целый комплекс мер:
Во-первых, в пакистанских вооруженных силах производится очень тщательный отбор военнослужащих для охраны ядерных объектов. Охрана состоит в значительной степени из офицерского состава из провинции Пенджаб, которые, как считается, менее подвержены исламистской пропаганде и менее связаны с религиозными экстремистами . В службах безопасности практически нет пуштунов, так как предполагается, что в большей степени поддаются пропаганде Талибана, и составляют костяк пакистанских талибов, вербующих своих сторонников в FATA (Federally Administered Tribal Areas).
Во-вторых, в Пакистане действует программа "надежности персонала", аналогичная американской PPP (Personnel Reliability Program). В рамках этой программы каждый сотрудник, допущенный к охране ядерных материалов, проверяется на наличие симпатий к исламистам, связей за рубежом, сексуальных отклонений, личных проблем, злоупотребление наркотиками или алкоголем и т.д. В 2007 году в сборнике Брэдфорского университета вышел интересный аналитический материал Шона Грегоры: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis 23:3 International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.
В третьих, в вооруженных силах Пакистана также применяются принцип перманентной ротации кадров, что снижает риск сговора сотрудников, работающих длительное время на одном месте и правило "двух человек", при котором ни одно действие или решение, касающееся ядерного оружия, не может быть осуществлено менее, чем двумя людьми. Постоянное обновление части персонала также позволяет снизить шанс заговора между сотрудниками, допущенными к обращению с ядерным оружием, делящимися материалами или их носителями. Предполагается, что персонал полностью ротируется в течение двух-трех лет. Очень интересные данные о принципах отбора персонала, допущенного к ядерному оружию в Пакистане, содержатся в итальянском исследовании: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan. Landau Network. Como, Italy. 2002
Основной задачей этих мер является сокращение риска сговора с террористами и попадания ядерных материалов, оружия или его компонентов в руки экстремистов или на черный рынок для продажи.
По данным на начало 2011 года от 8.000 до 10.000 человек из службы безопасности SPD, Межведомственной разведки (ISI - Inter-Services Intelligence Directorate) и военной разведки (Military Intelligence) были задействованы в кадровой работе по отбору кандидатов. Эти данные приводятся в исследовании Шона Грегори: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007, стр. 3.
Тем не менее, неизвестно, насколько эффективны эти процедуры с учетом пакистанской специфики, а также как много потенциально проблемных сотрудников выявляется и исключается из обращения с ядерным оружием. Так, например, в США, где такого рода мониторинг осуществляется уже более 65 лет (с момента создания первых образцов ядерного оружия в ходе проекта "Манхеттен" и советской ядерной программы), известно, что в течение года от 4 до 5% сотрудников дисквалифицируются и отстраняются от выполнения обязанностей по охране ядерных объектов. Принципы дисквалификация американского ядерного персонала в и масштабы такого рода ротации хорошо описаны в книге Шона Грегори "Скрытые издержки ядерного сдерживания", опубликованной в Вашингтоне в 1990 году: Shaun Gregory. The Hidden Cost of Deterrence: Nuclear Weapons Accidents, Washington, 1990, стр. 60-61.
Можно предполагать, что пакистанская статистика в этом вопросе не сильно отличается от американской: вполне вероятно, что один из 20 или 25 сотрудников является ненадежным. Однако такого рода "ненадежность" может принимать разные формы и быть вызвана самыми разнообразными причинами: идеологическими убеждениями, финансовыми проблемами, сложностями в личной жизни. При этом совсем не обязательно, чтобы все выявленные лица представляли прямую угрозу ядерной безопасности страны, вполне достаточно того, что потенциально многие из них вполне могут при определенных обстоятельствах попасть под влияние исламских экстремистов .
В четвертых, в качестве дополнительной защиты от неадекватного поведения или злого умысла в обращении с ядерным оружием в Пакистане применяется правило "двух человек", когда каждое действие с ядерным оружием требует решения и действий не менее чем двух лиц. Некоторые исследователи, например Шон Грегори в своем исследовании, проведенном в рамках ядерной научной программы в Брэдфорском университете, утверждают, что, возможно, применяется правило "трех лиц", но никаких подтверждений данного факта найти не удалось: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan, Defense and Security Analysis, стр. 3, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.
Данная мера является универсальной и очень действенной, тем не менее, она не дает гарантии от сговора двух лиц или от того, что один сотрудник сможет каким-либо образом обойти это правило (например, выкрав ключи, коды доступа, идентификационную карточку или личные документы). Тем не менее, такого рода система контроля доступа к ядерному оружию снижает шансы террористического подполья (Талибан, Аль-Каида) на получение прямого доступа к атомному оружию, компонентам ядерных боеприпасов или средств доставки ядерного оружия.
Ядерное оружие Пакистана: технические меры и процедуры допуска к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средствам доставки атомного оружияНесмотря на то, что формально командование вооруженными силами и их ядерной компонентой осуществляет гражданское руководство страны, фактически руководство пакистанской армии полностью контролирует ядерные боеприпасы и их носители. Управление ядерным оружием осуществляется через использование кодовых систем идентификации по всей вертикали - такого рода система обеспечивает надежный контроль "сверху вниз" над всеми операциями с ядерным оружием на всех этапах управления и надежную обратную связь "снизу вверх". Согласно этой системе, все оперативные приказы, касающиеся ядерного оружия, сопровождаются цифровыми кодами, которые по цепочке "сверху вниз" проверяются для того, чтобы подтвердить аутентичность приказа. Применение этих кодов также привязано к системе идентификации персонала, что позволят, с одной стороны, удостовериться, что приказ отдан уполномоченным лицом, а, с другой, персонально проконтролировать исполнителей приказа по всей цепочке "сверху-вниз".
Неизвестно, используется ли в настоящее время система, аналогичная американской Permissive Action Link, позволяющая электронно блокировать ядерные боеприпасы. Эта система использует технологию, аналогичную банковской, когда даже украденный носитель (например, кредитная карта) не позволяет получить доступ к счету: физический контроль за носителями ядерного оружия и доступ к кодам его активации находятся в разных руках. Благодаря такой системе, даже если ядерное устройство и попадет в руки террористов, они не смогут его взорвать. По этому поводу можно почитать статью Дэвида Блэра в Дейли Телеграф о том, каким образом, новые цифровые технологии помогают защищать ядерное оружие от несанкционированного применения. David Blair. Code Changes ‘Secure’ Pakistan War¬heads // Daily Telegraph, February 9, 2004.
В 2002 году в докладе Ландау было сказано, что Пакистан не применяет технологию PAL. В рамках Ландау Нетворк было проведено интересное исследование на эту тему: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan, Landau Network - Centro Volta, January 2002. Однако в интервью, которое в марте 2005 года генерал Кидвай (Kidwai), глава SPD, дал Шону Грегори для его книги "Ядерное командование и контроль в Пакистане", тот подтвердил, что Пакистан применяет и коды активации и коды идентификации для защиты своего ядерного арсенала от несанкционированного использования. Полный текст интервью можно найти в книге Шона Грегори Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, 2007. Если данная информация соответствует действительности, это может означать одно из двух: либо Пакистан применяет устаревшую американскую технологию для защиты ядерных боеголовок и/или носителей ядерного оружия (в 2004 году в британской газете Daily Telegraph появилась статья о том, что США предоставили Пакистану систему кодового контроля за пуском ракет в целях предотвращения несанкционированного применения ракет - носителей ядерного оружия . Подробнее о сделке между США и Пакистаном можно прочитать в статье Дэвида Блэра "Смена кодов обеспечивает безопасность пакистанских ядерных боеголовок": David Blair. Code Changes ‘Secure’ Pakistan Warheads // Daily Telegraph, February 9, 200.
Либо в Пакистане применяется система, аналогичная современным американским системам безопасности - существует много свидетельств того, что США передали пакистанским военным технологии, применяемые в настоящее время в самих США, хотя пакистанские официальные лица это неоднократно отрицали. Прямая передача современных технологий представляется маловероятной, учитывая риск международного скандала в связи с обязательствами США по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО) и опасность попадания американских военных секретов в руки Китая (вполне вероятный сценарий, учитывая характер китайско-пакистанских отношений по индийскому вопросу): см. Outside Help in Protecting N-assets Denied // Dawn, February 8, 2004.
Отсутствует достоверная информация о том, каким образом и как часто обновляются коды доступа и запуска, но, если предположить, что система полностью скопирована с американской, то, скорее всего, эта функция передана в руки армейской разведки (Armys Military Intelligence). Косвенно об этом свидетельствует следующий факт: сразу после событий 11 сентября 2001 года генерал Первез Мушарраф под давлением США предпринял ряд мер по наведению порядка в Межведомственной разведке, в частности, последовательно заменил двух руководителей спецслужбы, ввел двух- и трехлетнюю ротацию персонала в МВР, представители МВР были выведены из состава NCA (National Command Authority) и т.д. Это явно свидетельствует о недоверии военных к МВР в период до 11 сентября 2001 года и делает крайне маловероятным передачу МВР контроля над кодами доступа и идентификации.
Скорее всего, контроль за выработкой, обновлением и уничтожением кодов осуществляет армейская разведка Пакистана, полностью подконтрольная пакистанским военным, в руках которых находится весь ядерный арсенал страны . Неизвестно, как часто обновляются коды и как именно они распределяются по всей цепочке командования в Пакистане. Оперативные требования к системе безопасности ядерного оружия очень высоки, и, учитывая слабую техническую базу Пакистана, в период кризиса она может дать сбой или привести к выдаче несанкционированных команд на применение ядерного оружия .
Секретность и меры по введению противника в заблуждение. Ключевые аспекты пакистанской ядерной программы держатся в строгой тайне. Несмотря на то, что в открытой печати публикуется много сведений о характере ядерной программы Пакистана, и, конечно, еще больше известно спецслужбам США и других стран, тем не менее, ключевые факты остаются неясными: точная структура командования ядерными силами в случае военного кризиса (например, угрозы войны с Индией), многие процедуры контроля за ядерным оружием, точное расположение некоторых складов с ядерными компонентами взрывных устройств и детонаторами , расположение мест сборки ядерных устройств в угрожаемый период (в мирное время ядерные компоненты и детонаторы хранятся раздельно). Также неизвестны данные кадровой работы в спецслужбах Пакистана: количество и личности тех, кто был отстранен по программе PPP, причины их отстранения, как часто заменяются коды идентификации и активации.
Пакистан активно применяет методы введения в заблуждение потенциального противника. Известно, что на многих угрожаемых направлениях Пакистан развернул макеты ядерных ракет , чтобы усложнить задачу подсчёта его возможностей по нанесению упреждающего или ответного удара. Вполне возможно, что такая же практика распространена и на сами ядерные устройства , при этом лица, задействованные в их охране, не знают, охраняют ли они реальное ядерное оружие или лишь массо-габаритные макеты.
Использование методов введения противника в заблуждение, однако, не обеспечивает полной безопасности ядерного арсенала: так, например, если отдельные компоненты пакистанской ядерной программы полностью скрыты завесой тайны, информация о других сравнительно легкодоступна. Если проанализировать нападения террористов на ядерные объекты с 2007 по 2011 год, то хорошо заметно, что нападавшие, каждый раз были прекрасно осведомлены о местоположении реального ядерного оружия, им были известны графики дежурства охраны и маршруты передвижения патрулей.
Безусловно, часть данной информации боевики получают от своей агентуры среди военного и гражданского персонала, задействованного в ядерной программе; другую ее часть можно получить по косвенным сведениям. Необходимость поддержания высокой боеготовности ядерного арсенала на случай возможного обострения войны с Индией, делает невозможным обеспечение полной секретности всего цикла эксплуатации ядерного оружия: постоянная перевозка компонентов ядерных устройств, их носителей ядерного оружия , обеспечение непрерывной охраны и другая деятельность выдают расположение соответствующих военных объектов. Существенным подспорьем в обнаружении мест хранения ядерного оружия и, особенно, его носителей ядерного оружия (в первую очередь, баллистических и крылатых ядерных ракет) являются спутниковые фотографии, доступные как бесплатно (скажем, через службу Google.Maps), так и за небольшую плату (заказ спутниковых фотографий через интернет): сравнивая старые фото NASA, используемые службой Google.Maps и новые фото с коммерческих спутников, можно увидеть изменения объектов инфраструктуры, косвенно свидетельствующие об истинном предназначении того или иного объекта. Со спутниковыми фотографиями и схемами, демонстрирующими изменение ядерной инфраструктуры можно ознакомиться на сайте автора статьи научного сотрудника Игоря Игоревича Хохлова Электронные карты и спутниковые фотографии .
Так, например, местное расширение дорожного полотна на резких поворотах дороги без увеличения пропускной способности всей трассы может свидетельствовать о том, что данный участок постоянно используется для переводки длинномерных грузов (например, полуприцепов с баллистическими ракетами). Если при нормальном расширении дорожного полотна она уширяется по всей длине и целью увеличения пропускной способности всей трассы, то при подготовке дороги к проезду тягачей баллистических ядерных ракет в этом нет необходимости. Подробный анализ такого рода примеров см. Scott Sagan. Perils of Nuclear Proliferation in South Asia , Asian Survey, Vol 41(6), 2001, стр. 1064-1086.
Тем не менее, по мнению пакистанского руководства, все перечисленные выше меры обеспечивают надежный контроль командования пакистанских вооруженных сил над своим ядерным арсеналом и защиту от внутренней террористической угрозы (об этом заявил нынешний президент Пакистана Али Задари агентству Рейтерс: Zardari Says Pakistan’s Nuclear Weapons are Safe // Reuters, April 27, 2009), от основного соперника - Индии, а также от возможности хищения или уничтожения третьей стороной (т.е. США) в случае развала государственных органов управления или гражданской войны в самом Пакистане.
В последнее время участились информационные утечки из США о том, что Вашингтон разрабатывает планы по обеспечению безопасности пакистанского ядерного арсенала в случае наступления чрезвычайных обстоятельств: US Has Plans to Secure Pakistan’s Nuclear Weap¬ons // Daily Times, May 16, 2009. Стоит полагать, что именно знание того, как в Пакистане организована система безопасного обращения с ядерным оружием, позволила Госсекретарю Кондолизе Райс утверждать сразу после событий 11 сентября 2001 года, что ядерное оружие Пакистана находится в надежных руках, а генерал Мушарраф выступал с многократными заверениями в том, что ядерное оружие недоступно ни террористическим ни экстремистским группам , предупреждая возможные планы США (а, возможно, и Индии или Израиля), о нанесении превентивных ударов по ядерным объектам или по захвату их силам спецподразделений.
Нет никаких сомнений, что пакистанские вооруженные силы окажут сопротивление любым попыткам США обезопасить пакистанское ядерное оружие против его воли - достаточно вспомнить, что пакистанские военные без колебания открыли огонь по американским военнослужащим, когда те вторглись в пакистанский Пуштунистан 12 сентября 2008 года: Shots Fired in US-Pakistan Clash // BBC, September 25, 2008. Не так давно автор этой статьи - политолог Игорь Хохлов - давал интервью в "Вестях" на канале "Россия", комментируя неспособность американцев повлиять на пакистанских военных.
Аналогичным образом удары по ядерным объектам Пакистана с воздуха потребуют точных разведывательных данных и создадут угрозу радиоактивного заражения больших площадей с высокой плотностью населения. Они также приведут к открытому вооруженному противостоянию с пакистанской армией и, возможно, другими исламскими странами.
Несмотря на столь отработанную схему обеспечения безопасности ядерного оружия, в ней есть немало слабых мест, которые в среднесрочной перспективе могут привести к утечке ядерных технологий, материалов и, возможно, отдельных компонентов ядерных устройств.
Пакистан может стать третьей в мире страной по объему ядерного оружия после России и США. Такой вывод сделали американские аналитики в докладе, подготовленном для Фонда Карнеги.
По мнению экспертов, такая перспектива является реальной, если Исламабад сохранит нынешние темпы по производству — до 20 ядерных боеголовок в год. В настоящее время пакистанский ядерный арсенал, согласно данным Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), является шестым в мире после РФ, США, Франции, Китая и Великобритании.
Как пишет Financial Times, высокопоставленный представитель пакистанского правительства призвал с осторожностью подходить к оценкам, высказанным в исследовании.
— Эти проекции в будущее очень сильно преувеличены. Пакистан — ответственная ядерная держава, а не государство-авантюрист, — заявил он изданию.
Пакистан присоединился к клубу ядерных держав в 1998 году. Произошло это спустя несколько недель после того, как испытания своего атомного оружия провела Индия — его главный региональный соперник. Обе страны отказались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Напомним, согласно этому Договору иметь средства массового поражения разрешено только пяти странам: России, США, Китаю, Франции и Великобритании.
Как ядерный рывок Пакистана может отразиться на мировой безопасности? Сегодня ответ на этот вопрос волнует многих.
В мае 2015 года СМИ сообщили о том, что Саудовская Аравия приняла решение приобрести у Пакистана ядерное оружие. Причина — сделки по ядерной программе Ирана. Тогда отмечалось, что в течение последних 30 лет Саудовская Аравия финансировала пакистанскую ядерную программу, и теперь Исламабаду якобы придется вернуть этот долг — в форме готового продукта.
Отметим, что в 2003 году ЦРУ опубликовало данные о том, что Пакистан «провернул» аналогичную сделку с Северной Кореей, поменяв свои ядерные технологии на северокорейские ракетные. В подтверждении этого приводился снимок с американского спутника, который сумел зафиксировать под Пхеньяном процесс погрузки ракет в самолет пакистанских ВВС. Тогда Исламабад заявил, что это была «обычная покупка», а не «обмен».
— Пакистан ведет планомерную политику по наращиванию своего ядерного потенциала. И это является одним из мотивов, почему он блокирует на Конференции по разоружению в Женеве рассмотрение проекта договора о запрещении производства расщепляющихся материалов (ЗПРМ), — замечает бывший начальник управления аппарата Совета безопасности РФ, экс-начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин . — В Исламабаде считают, что они не накопили достаточное количество ядерных материалов для обеспечения своей национальной безопасности.
Действительно, есть оценки, что Пакистан ежегодно производит от 15 до 20 ядерных боеприпасов, в то время как его главный соперник — Индия — ограничивается 5−10. Но в то, что эта страна выйдет на третье место по объему ядерного оружия, я не верю, поскольку многие центры неправильно оценивают ядерный потенциал Китая. SIPRI и другие насчитывают у КНР около 300 боеприпасов, но эта цифра не соответствует действительности — на самом деле у Китая их 700−900. Кроме того, КНР в ответ на то, что Соединенные Штаты разворачивают глобальную систему ПРО, перешла к оснащению своих баллистических ракет разделяющимися головными частями. Соответственно, и количество ядерных боеприпасов будет существенно увеличиваться.
По моим оценкам, Пакистан в дальнейшем может выйти на уровень Великобритании, у которой официально 165 развернутых боезарядов, а с теми, которые в резерве — 180. Таким образом, к 2020 году на уровень в 180 боеприпасов Пакистан действительно может выйти.
«СП»: — Американские аналитики солидарны с SIPRI и сейчас ставят Пакистан на шестое место по объему ядерного оружия в мире. Но в 2008 году SIPRI сообщало, что у Израиля ядерного оружия в два раза больше, чем у Индии и Пакистана.
— Это была неправильная оценка. Ядерный реактор по наработке оружейного плутония в Димоне — это единственное место по наработке оружейного плутония у Израиля. С учетом того, что обычно всегда держат определенное количество ядерных материалов в запасе, скорее всего, у Израиля — 80−90 ядерных боеприпасов. Он, конечно, мог модернизировать реактор и нарастить больше, но, думаю, это ему и не нужно.
«СП»: — Пакистан не раз обвиняли в торговле ядерными технологиями…
— Да, это вскрылось в начале 2000-х годов. Руководитель ядерной программы страны, прозванный «отцом исламской ядерной бомбы», Абдул-Кадир Хан сам потом признался, что приторговывал ядерными технологиями и устройствами — центрифугами, и передавал их Ирану, Ливии и Северной Корее. После того, как это стало известно, американцы вмешались и поставили под жесткий контроль возможности ядерной промышленности страны. Понятно, что «черный рынок» существует давно и за большие деньги можно купить все, что угодно. Но применительно к этой сфере — речь может идти только о продаже технологий, но не о поставках, как говорится, в металле самих ядерных материалов, а тем более — боеприпасов.
«СП»: — Не секрет, что в Пакистане много различных группировок экстремистского толка. Одно время даже были публикации, что они могут прийти к власти легальным путем…
— Военная верхушка в Пакистане имеет сильные позиции и стоит на страже стратегических объектов. Кроме того, во многом ядерную политику Пакистана контролируют Соединенные Штаты. Конечно, нельзя исключать того, что к власти в стране могут прийти радикальные политики, но даже если это и произойдет, совсем не факт, что они решатся торговать или вообще применять ядерные боезаряды. Ведь существование Пакистана зависит не только от отношений с США, но и с Китаем, который ему помогает сдерживать Индию.
Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин допускает, что через 10 лет Пакистан сможет обойти Великобританию и Францию по объему ядерного оружия.
— Англичане и французы не слишком напрягаются что-то наращивать. Но у Пакистана нет никаких шансов обойти Китай. Все стандартные оценки ядерного арсенала КНР в 200−300 зарядов — это абсурд, который даже трудно объяснить. Кроме того, промышленный потенциал Индии выше, чем у Пакистана, и, конечно, в Дели не допустят, чтобы их главный противник так вырвался вперед. Это совершенно исключено.
С точки зрения носителей, считается, что у Пакистана довольно много оперативно-тактических ракет (ОТР «Абдали», «Газнави», «Шахин-1» и «Шахин-1 -1А») и баллистических ракет средней дальности «Шахин-2». И ядерные заряды к ним вроде как адаптированы.
Теперь что касается использования ядерного потенциала Пакистана экстремистами. Если исламисты даже захватят ядерный заряд, то они вряд ли смогут его применить. Другое дело — если они придут к власти в стране, то есть получат арсенал в легальное распоряжение, чего исключать нельзя — вероятность этого есть.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров полагает, что у Пакистана нет финансовых возможностей, чтобы сильно изменить свое положение в рейтинге участников ядерного клуба.
— На мой взгляд, это доклад сделан специально на фоне возможного обострения отношений между Пакистаном и Индией для того, чтобы оказать давление на Исламабад с точки зрения американских интересов.
С носителями, способными доставлять ядерный заряд, у Пакистана все нормально — по некоторым оценкам ракета «Шахин-1А» способна поразить цель не только на территории Индии и Китая, но даже в Западной Европе. Но что касается возможного попадания ядерного арсенала в руки экстремистов, вероятность этого существует, но пока не очень большая. Да, в стране нет стабильности уже несколько десятилетий, но все равно там достаточно сильны спецслужбы и вооруженные силы, которые пока нормально справляются с террористической угрозой.
— Да, на северо-западе страны — на так называемой территории зоны племен. Дело в том, что так исторически сложилось, что этот регион пакистанские власти слабо контролируют. Но это довольно локальный участок, и не стоит сильно преувеличивать его значение.
Ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин обращает внимание на парадоксальную ситуацию, в которой оказываются страны, имеющиеся ядерное оружие, но не присоединившиеся к ДНЯО.
— Как только Индия и Пакистан — эти непримиримые между собой страны — обзавелись ядерным оружием, их политика стала более осторожной и взвешенной. Стороны стали реже применять даже обычные вооружения в своих конфликтах.
Конечно, всегда есть риск того, что к власти в восточных странах могут прийти радикальные политики. Но механизм применения ядерного оружия довольно сложен. Как правило, чтобы отдать команду на запуск ракеты с ЯБЧ, нужно одновременно подать три сигнала с различных точек. То есть решение об атаке принимается путем консенсуса.
Что касается ядерного терроризма, то даже если экстремисты смогут проникнуть на объект ядерной программы, они смогут получить только отдельные элементы оружия. Потому что за исключением МБР и БРПЛ ядерные заряды не устанавливаются непосредственно на носитель, а находятся в специальных хранилищах. Для сборки нужна спецкоманда, например, из ремонтно-технического центра, люди которой знают, грубо говоря, как присоединять разъемы, процедуру тестирования всего блока и т. д. В тактическом ядерном заряде — авиационной бомбе — тоже куча различных предохранителей и датчиков.
Так что, угрозу применения террористами ядерного оружия в реальности крайне низка. Другое дело — радиологический терроризм, применение так называемой «грязной бомбы», которое предполагает радиационное заражение объектов и территорий. Вот здесь риск существенно выше.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Могут ли исламисты получить доступ к ядерному оружию Пакистана? Исламабад может стать третьей в мире страной по объему после России и США. Такой вывод сделали американские аналитики в докладе, подготовленном для Фонда Карнеги. По мнению экспертов, такая перспектива является реальной, если Пакистан сохранит нынешние темпы по производству - до 20 ядерных боеголовок в год.
В настоящее время пакистанский арсенал ядерного оружия, согласно данным Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), является шестым в мире после РФ, США, Франции, Китая и Великобритании.
Как пишет Financial Times, высокопоставленный представитель пакистанского правительства призвал с осторожностью подходить к оценкам, высказанным в исследовании.
Эти проекции в будущее очень сильно преувеличены. Пакистан - ответственная ядерная держава, а не государство-авантюрист, - заявил он изданию.
Пакистан присоединился к клубу ядерных держав в 1998 году. Произошло это спустя несколько недель после того, как испытания своего ядерного оружия провела Индия - его главный региональный соперник. Обе страны отказались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Напомним, согласно этому Договору иметь средства массового поражения разрешено только пяти странам: России, США, Китаю, Франции и Великобритании.
Как ядерный рывок Пакистана может отразиться на мировой безопасности? Сегодня ответ на этот вопрос волнует многих.
В мае 2015 года СМИ сообщили о том, что Саудовская Аравия приняла решение приобрести у Пакистана ядерное оружие. Причина - сделки по ядерной программе Ирана. Тогда отмечалось, что в течение последних 30 лет Саудовская Аравия финансировала пакистанскую ядерную программу, и теперь Исламабаду якобы придется вернуть этот долг - в форме готового продукта.
Отметим, что в 2003 году ЦРУ опубликовало данные о том, что Пакистан «провернул» аналогичную сделку с Северной Кореей, поменяв свои ядерные технологии на северокорейские ракетные. В подтверждении этого приводился снимок с американского спутника, который сумел зафиксировать под Пхеньяном процесс погрузки ракет в самолет пакистанских ВВС. Тогда Исламабад заявил, что это была «обычная покупка», а не «обмен».
Пакистан ведет планомерную политику по наращиванию своего ядерного потенциала. И это является одним из мотивов, почему он блокирует на Конференции по разоружению в Женеве рассмотрение проекта договора о запрещении производства расщепляющихся материалов (ЗПРМ), - замечает бывший начальник управления аппарата Совета безопасности РФ, экс-начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. - В Пакистане считают, что они не накопили достаточное количество ядерного оружия для обеспечения своей национальной безопасности.
Действительно, есть оценки, что Пакистан ежегодно производит от 15 до 20 ядерных боеприпасов, в то время как его главный соперник - Индия - ограничивается 5−10. Но в то, что эта страна выйдет на третье место по объему ядерного оружия, я не верю, поскольку многие центры неправильно оценивают ядерный потенциал Китая. SIPRI и другие насчитывают у КНР около 300 боеприпасов, но эта цифра не соответствует действительности - на самом деле у Китая их 700−900. Кроме того, КНР в ответ на то, что Соединенные Штаты разворачивают систему ПРО, перешла к оснащению своих баллистических ракет разделяющимися головными частями. Соответственно, и количество ядерных боеприпасов будет существенно увеличиваться.
По моим оценкам, Пакистан в дальнейшем может выйти на уровень Великобритании, у которой официально 165 развернутых боезарядов, а с теми, которые в резерве - 180. Таким образом, к 2020 году на уровень в 180 боеприпасов Пакистан действительно может выйти.
«СП»: - Американские аналитики солидарны с SIPRI и сейчас ставят Пакистан на шестое место по объему ядерного оружия в мире. Но в 2008 году SIPRI сообщало, что у Израиля ядерного оружия в два раза больше, чем у Индии и Пакистана.
Это была неправильная оценка. Ядерный реактор по наработке оружейного плутония в Димоне - это единственное место по наработке оружейного плутония у Израиля. С учетом того, что обычно всегда держат определенное количество ядерных материалов в запасе, скорее всего, у Израиля - 80−90 ядерных боеприпасов. Он, конечно, мог модернизировать реактор и нарастить больше, но, думаю, это ему и не нужно.
«СП»: - Пакистан не раз обвиняли в торговле ядерными технологиями…
Да, это вскрылось в начале 2000-х годов. Руководитель ядерной программы страны, прозванный «отцом исламской ядерной бомбы», Абдул-Кадир Хан сам потом признался, что приторговывал ядерными технологиями и устройствами - центрифугами, и передавал их Ирану, Ливии и Северной Корее. После того, как это стало известно, американцы вмешались и поставили под жесткий контроль возможности ядерной промышленности страны. Понятно, что «черный рынок» существует давно и за большие деньги можно купить все, что угодно. Но применительно к этой сфере - речь может идти только о продаже технологий, но не о поставках, как говорится, в металле самих ядерных материалов, а тем более - боеприпасов.
«СП»: - Не секрет, что в Пакистане много различных группировок экстремистского толка. Одно время даже были публикации, что они могут прийти к власти легальным путем…
Военная верхушка в Пакистане имеет сильные позиции и стоит на страже стратегических объектов. Кроме того, во многом ядерную политику Пакистана контролируют Соединенные Штаты. Конечно, нельзя исключать того, что к власти в стране могут прийти радикальные политики, но даже если это и произойдет, совсем не факт, что они решатся торговать или вообще применять ядерные боезаряды. Ведь существование Пакистана зависит не только от отношений с США, но и с Китаем, который ему помогает сдерживать Индию.
Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин допускает, что через 10 лет Пакистан сможет обойти Великобританию и Францию по объему ядерного оружия.
Англичане и французы не слишком напрягаются что-то наращивать. Но у Пакистана нет никаких шансов обойти Китай. Все стандартные оценки ядерного арсенала КНР в 200−300 зарядов - это абсурд, который даже трудно объяснить. Кроме того, промышленный потенциал Индии выше, чем у Пакистана, и, конечно, в Дели не допустят, чтобы их главный противник так вырвался вперед. Это совершенно исключено.
С точки зрения носителей, считается, что у Пакистана довольно много оперативно-тактических ракет (ОТР «Абдали», «Газнави», «Шахин-1» и «Шахин-1 -1А») и баллистических ракет средней дальности «Шахин-2». И ядерные заряды к ним вроде как адаптированы.
Теперь что касается использования ядерного потенциала Пакистана экстремистами. Если исламисты даже захватят ядерный заряд, то они вряд ли смогут его применить. Другое дело - если они придут к власти в стране, то есть получат арсенал в легальное распоряжение, чего исключать нельзя - вероятность этого есть.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров полагает, что у Пакистана нет финансовых возможностей, чтобы сильно изменить свое положение в рейтинге участников ядерного клуба.
На мой взгляд, это доклад сделан специально на фоне возможного обострения отношений между Пакистаном и Индией для того, чтобы оказать давление на Исламабад с точки зрения американских интересов.
С носителями, способными доставлять ядерный заряд, у Пакистана все нормально - по некоторым оценкам ракета «Шахин-1А» способна поразить цель не только на территории Индии и Китая, но даже в Западной Европе. Но что касается возможного попадания ядерного арсенала в руки экстремистов, вероятность этого существует, но пока не очень большая. Да, в стране нет стабильности уже несколько десятилетий, но все равно там достаточно сильны спецслужбы и силы, которые пока нормально справляются с террористической угрозой.
Да, на северо-западе страны - на так называемой территории зоны племен. Дело в том, что так исторически сложилось, что этот регион пакистанские власти слабо контролируют. Но это довольно локальный участок, и не стоит сильно преувеличивать его значение.
Ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин обращает внимание на парадоксальную ситуацию, в которой оказываются страны, имеющиеся ядерное оружие, но не присоединившиеся к ДНЯО.
Как только Индия и Пакистан - эти непримиримые между собой страны - обзавелись ядерным оружием, их политика стала более осторожной и взвешенной. Стороны стали реже применять даже обычные вооружения в своих .
Конечно, всегда есть риск того, что к власти в восточных странах могут прийти радикальные политики. Но механизм применения ядерного оружия довольно сложен. Как правило, чтобы отдать команду на запуск ракеты с ЯБЧ, нужно одновременно подать три сигнала с различных точек. То есть решение об атаке принимается путем консенсуса.
Что касается ядерного терроризма, то даже если экстремисты смогут проникнуть на объект ядерной программы, они смогут получить только отдельные элементы оружия. Потому что за исключением МБР и БРПЛ ядерные заряды не устанавливаются непосредственно на носитель, а находятся в специальных хранилищах. Для сборки нужна спецкоманда, например, из ремонтно-технического центра, люди которой знают, грубо говоря, как присоединять разъемы, процедуру тестирования всего блока и т. д. В тактическом ядерном заряде - авиационной бомбе - тоже куча различных предохранителей и датчиков.
Так что, угрозу применения террористами ядерного оружия в реальности крайне низка. Другое дело - радиологический терроризм, применение так называемой «грязной бомбы», которое предполагает радиационное заражение объектов и территорий. Вот здесь риск существенно выше.
Наличие ядерных сил у Исламской Республики Пакистан является принципиальным моментом в развитии мировой истории. Это вполне закономерный и естественный шаг для страны, которая при довольно низком жизненном уровне населения выдвигает на первый план приоритеты защиты своего национального суверенитета. Причины этого запрограммированного явления кроются в самой истории возникновения Пакистана, его современном положении на политической карте мира.
Дело в том, что наличие в Британской Индии, куда органически входили современные территории Пакистана, Индии и Цейлона, наиболее крупных религиозных общин -- индуисткой и мусульманской -- должно было рано или поздно привести к такому политическому состоянию, когда каждая из них потребовала бы полной самостоятельности как в государственном управлении, так и тем более в представительстве на международной арене.
После восстания 1857 года против англичан, разгромивших повстанцев, самым авторитетным лидером мусульманского населения тогда еще единой страны стал Сайид Ахмад-шах, проповедовавший западные ценности и выступавший за тесные политические и экономические связи с Англией. пакистан ядерный исламский
Важность Британской Индии для Англии была столь велика и в стратегическом и тем более в экономическом плане, что вице-король Индии лорд Керзон сказал: «Если мы потеряем Индию, то солнце Британской империи закатится». И чтобы предупредить все последствия такого раздела в будущем, уже тогда стала закладываться политика противостояния между религиозными общинами -- их междоусобная война всегда будет отвлекать внимание от внешнеполитических интересов промышленно развитых стран.
Именно поэтому уже в 1883 году Ахмад-шаху удалось провести в жизнь правило раздельного голосования для мусульман и индусов, а в 1885 году был основан университет, куда принимали только мусульман. Более того, именно по его наущению в 1887 году мусульмане стали выходить из Индийского национального конгресса, который был образован в 1885 году.
После смерти Ахамд-шаха в Дакке в 1906 году была образована Всеиндийская мусульманская лига, которая провозгласила своей целью создание исключительно независимого исламского государства на территории Индии под названием Пакистан, которое переводится как «страна чистых».
Однако на политической сцене британской Индии появился Махатма Ганди, который благодаря своей религиозной терпимости сумел стать признанным лидером фактически всех политических сил страны.
Но в то же время такие личности, как Мухаммад Али Джинна и поэт-философ Мухаммад Икбаль, писавший зажигательные проповеди к единоверцам, сумели практически полностью сагитировать мусульман на создание государства Пакистан. В конце декабря 1930 года на съезде Мусульманской лиги М. Икбаль высказался за категорическое выделение из состава британской Индии в полностью самостоятельное исламское государство. А в марте 1940 года Мусульманская лига во главе с Джинной провозгласила свою основную цель -- создание Пакистана. Интересный факт: название Пакистан предложил Чаудхури Рахмат Али, который жил в Англии и учился в Кембридже.
Как мы видим, у истоков создания нового государства стояли образованные и грамотные люди, которые сумели повести за собой миллионы отсталых и непросвещенных людей. Есть чему поучиться у английской дипломатии, ее политиков и системы воспитания.
Для того чтобы конституционно узаконить независимость мусульман в территориальных регионах Индии, в 1940 году в Лахоре была принята декларация, где говорилось об «ареалах, в которых мусульмане составляют численное большинство. Их следует объединить для конституирования независимых штатов, в которых территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом».
И сразу же начались религиозные погромы, приведшие к миллионным переселениям беженцев. Число погибших, по некоторым данным, превышало 300 тысяч человек. А в октябре 1947 года начались вооруженные действия между двумя государственными новообразованиями из-за территории Кашмира, три четверти которого составляют мусульмане, но власть принадлежит руководителям индуисткой общины.
До 1 января 1949 года шли кровопролитные бои, территориальная и тем более религиозная проблемы так и не были разрешены. Более того, и сегодня говорить о мирном решении всех споров между Исламской Республикой Пакистан и Соединенными Штатами Индия не представляется целесообразным. Сейчас трудно даже предположить все те последствия, которые в будущем могут возникнуть между двумя странами.
Вооруженное противостояние между двумя странами будет иметь достаточно длительное продолжение, напоминающее ситуацию отсутствия всякого мирного договора между Израилем и Палестиной, Азербайджаном и Арменией, Абхазией и Южной Осетией, с одной стороны, и Грузией -- с другой.
Именно поэтому «ядерный потенциал и стал главной силой сдерживания и помог установить мир в регионе», -- заявил премьер-министр Пакистана Шаукат Азиз. Далее он утверждает, что «в 2002 году, когда Индия развернула у наших границ миллионную армию, … лишь факт наличия у Пакистана ядерного оружия вынудил индийцев отказаться от планов вторжения».
Забегая вперед, отметим, что вполне предсказуемый конфликт между Исламской Республикой Пакистан и Соединенными Штатами Индия может привести к использованию сторонами ядерного оружия.
Война за Кашмир в будущем реальна, как реальна и диверсионная деятельность с обеих сторон, которая проходила, проходит и будет проходить без временных ограничений. Конфронтация так велика, что решение всех спорных вопросов мирным путем очень проблематично, и именно поэтому на сцену выступает такой жесткий фактор, как ядерное оружие.
Как отмечают многочисленные эксперты, оценить число и типы ядерного оружия в арсенале Пакистана практически невозможно. Все окружено грифом секретности и подозрительности.
Вообще история создания атомного оружия Пакистаном представляет собой весьма увлекательное по своему действию описание. Как утверждают некоторые специалисты, премьер-министр Зульфикар Али Бхутто после поражения от Индии в войне за восточные провинции 24 января 1972 года собрал ведущих физиков-ядерщиков. По мнению американского журналиста Тима Вейнера, Пакистан сумел создать такую сеть контрабанды, которая позволила ему похищать и покупать технологию производства атомного оружия.
Однако в реальности дело обстояло несколько иным образом. Прежде всего, надо отметить участие континентального Китая. Оно было настолько велико, что участие в этой программе Саудовской Аравии и Ливии было исключительно финансовым, особенно в 1973 и 1974 годах. Правда, некоторые американские журналисты полагают, что к разработке Пакистаном ядерного оружия причастны и США. По крайней мере, это оружие было создано с их молчаливого согласия.
Пропуская многочисленные подробности истории становления ядерной программы Пакистана, отметим, что в поставках оборудования для обогащения ядерной руды и создания отдельных компонентов играли свою роль такие страны, как Голландия, Бельгия, Германия, Франция и Швейцария.
После того как в результате государственного переворота Бхутто был свергнут, а затем казнен, создание ядерного оружия шло уже исключительно под контролем военной разведки ISI. Первую ядерную бомбу Пакистан испытал в 1998 году, буквально через две недели после того, как аналогичные испытания провела Индия.
Таким образом, когда Исламская Республика Пакистан заявила о себе как о стране, в которой присутствуют ядерные силы, мировое сообщество было поставлено перед фактом. Такое было под силу только США, СССР, континентальному Китаю и Соединенным Штатам Индии, у которых атомная составляющая в вооружении является совершенно самостоятельной структурной единицей.
Сейчас известно, что именно Абдул-Кадира Хан (Abdul Qadeer Khan) в своей научно-исследовательской лаборатории в Kahuta на севере Пакистана сумел создать атомную бомбу для своей страны. На этот центр работали более 1000 центрифуг для обогащения урана. Пакистан произвел достаточно расщепляющегося материала для 30-52 ядерных боеголовок.
Около двух месяцев назад в Пакистане было начато расследование в отношении Абдул-Кадира Хана -- главного ученого-ядерщика страны. В ходе расследования Хан признался, что передавал ядерные технологии Ирану, КНДР и Ливии. ЦРУ и МАГАТЭ установили, что он создал целую сеть по торговле ядерными секретами.
В начале февраля 2006 года президент Пакистана Первез Мушарраф удовлетворил поданное Ханом прошение о помиловании. При этом Мушарраф заявил, что не допустит независимого расследования деятельности Хана и не откроет ядерные объекты страны для международных инспекторов.
Ядерные взрывные устройства, как предполагают, базируются на проекте так называемой имплозии, что позволяет использовать твердое ядро высокообогащенного урана, затрачивая приблизительно 15-20 килограммов на боеголовку.
Напомним, что решение задачи о сходящихся сферических ударных и детонационных волнах и послужило теоретической основой принципа «имплозии». Именно имплозия дает возможность не только гораздо быстрее формировать критическую массу, но и обходиться меньшей массой ядерной взрывчатки.
Участие континентального Китая в создании ядерного оружия у Пакистана специалисты объясняют следующим фактом. Сейсмические размеры тестов, проведенных 28 и 30 мая 1998 года Исламабадом, позволяют предположить, что результаты были на уровне 9-12 и 4-6 килотонн соответственно. Так как во время китайских испытаний в 1960-х годах использовали подобные проекты, делается вывод о помощи Пекина Пакистану в 1970-х и 1980-х годах.
Однако главный принцип присутствия китайских специалистов-атомщиков в ядерных центрах Пакистана состоит в том, что вооруженные столкновения между континентальным Китаем и Соединенными Штатами Индии принимали такой локальный характер, расширение которого могло бы очень дорого обойтись обеим странам.
Так как ведение военных действий Пекином одновременно против островного Китая и Дели представляет собой более чем опасный вариант (в этом случае будут задействованы ВМС США), то вполне естественен стратегический план Китая, в соответствии с которым предполагается создание и использование ядерных сил Пакистана для отвлечения вооруженных сил Индии от границы с континентальным Китаем и их передислокации на запад, к границам Пакистана. Более того, именно наличие у Исламабада эффективных ядерных сил и будет служить основой стратегической безопасности для континентального Китая.
Анализируя качественную составляющую атомного оружия Пакистана, специалисты отмечают, что нет точных данных о том, какой сорт урана используется и в каком количестве. В течение двух десятилетий для производства расщепляющего материала для собственного ядерного оружия Пакистан задействовал газовый метод обогащения урана на центрифуге. Независимые специалисты в области атомных вооружений предполагают, что Исламабад имеет от 24 до 48 ядерных боеголовок.
Исламабад, сравнивая себя со странами -- обладателями ядерного оружия, считает, что он значительно отстает от них в области модернизации. Поэтому он недоволен своим оружием первого поколения и продолжает разрабатывать другие проекты в области обогащения урана. Предполагается, что на реакторе Хушаб (Khushab) в Джохарабаде (Joharabad), в районе Пенджаба, могут производить оружейный плутоний.
Наличие лития-6 позволяет «пакистанским» ученым получать тритий. Дело в том, что рядом с пакистанским Институтом ядерной науки и техники (Pinstech) в Равалпинди существует перерабатывающий завод, на котором можно получать тритий. Напомним: тритий используется в термоядерной реакции бустирования (усиления) первичного узла ядерного боезаряда. Термоядерный заряд представляет собой многоступенчатое взрывное устройство, мощность взрыва которого достигается за счет последовательно происходящих процессов: взрыва плутониевого заряда, а затем за счет созданной температуры реакции -- синтеза ядер трития с выделением еще большей энергии, которой можно "поджечь" заряд третьей ступени еще большей мощности, и т.д. Мощность взрывного устройства, сконструированного таким образом, может быть сколь угодно большой.
Традиционным методом производства трития является его наработка в реакторах при облучении нейтронами мишеней из изотопа лития-6. При хранении боеголовки потери трития в результате естественного распада составляют примерно 5,5% в год. Распадаясь, тритий превращается в гелий. Поэтому тритий подвергается периодической очистке от гелия.
Все эти усилия позволяют Пакистану не просто увеличить мощность своих ядерных сил, но и приступить к разработке термоядерного оружия. Ускорение данного процесса можно связывать с тем, что ядерный комитет Пакистана принял решение об адекватном ответе Индии на ее решение создать развернутую ядерную триаду: воздух - земля - море.
Именно усиление ядерной мощи и позволило Исламабаду начать свой атомный экспорт. Так, в частности, Пакистан готов оказать военную помощь Нигерии и превратить эту страну в ядерную державу. Как заявили в минобороны Нигерии, соответствующее предложение сделал генерал Мухаммад Азиз Хан (Muhammad Aziz Khan), глава пакистанского Объединенного комитета штабов, на встрече с нигерийским министром обороны в 2004 года. Хан заявил, что пакистанские военные разрабатывают целую программу сотрудничества, которая предусматривает помощь Нигерии в ядерной сфере. Какие именно вооружения, материалы или технологии могут быть переданы в рамках этой программы, не уточняется.
В конце января текущего года представитель нигерийского правительства объявил о подготовке предварительного договора с Северной Кореей, по условиям которого Нигерия получит ракетные технологии КНДР. Впоследствии это сообщение опровергли в Пхеньяне, а пресс-секретарь президента Нигерии заявил, что никакие соглашения пока не подписаны. Он добавил, что Нигерия не пытается получить оружие массового поражения, а ракеты планирует использовать исключительно в "миротворческих" целях и для защиты собственной территории.
Подводя итог, отметим, что научные исследования Пакистана в области ядерного оружия продвинулись уже до такой отметки, когда он в состоянии разрабатывать и термоядерный боеприпас. Что касается ядерных сил Пакистана, то они имеют реальную эффективность и в случае вооруженного конфликта с Индией при возникновении более чем неблагоприятной ситуации в обороноспособности своей страны будут использованы в полном объеме.