Ядерный арсенал Пакистана составляет приблизительно 70 - 90 ядерных зарядов и постоянно наращивается. К принятию на вооружение готова новая баллистическая ракета, в разработке находятся две крылатые ракеты, способные нести ядерные боеголовки. Кроме того, строятся два новых реактора по производству плутония и завод по его химическому разделению.
Крайне трудно точно оценить количество произведенных зарядов, развернутых зарядов, а также их типы. Так же трудно оценить дальнейшие планы Пакистана по развитию ядерных сил. В 1999 году американская военная разведка считала, что Пакистан обладает 25 - 35 зарядами, а к 2020 году их количество вырастет до 60 - 80. Хотя арсенал Пакистана постоянно увеличивается, маловероятно, что он уже превысил число в 100 боеголовок. Во-первых, в Пакистане к началу 2008 года произведено около 2000 кг высокообогащенного урана и 90 кг оружейного плутония. Хотя этого количества достаточно для производства 80 - 130 боеголовок имплозивного типа, принимая, что на каждую боеголовку будет израсходовано 15 - 25 кг высокообогащенного урана, маловероятно, что весь запас урана будет израсходован на производство оружия. Во-вторых, Пакистан не имеет достаточного количества носителей для для такого количества боеголовок. Далее, все типы пакистанских ракет и самолетов предназначены для оснащения как ядерным, так и обычным оружием, поэтому часть их всегда будет использоваться под обычное оружие. В третьих, часть расщепляющихся материалов вероятно будет находиться в запасе для применения в будущем.
Точное количества плутония или урана, необходимое для создания ядерного заряда, зависит от двух факторов: научно-технический уровень разработчиков и требуемая мощность заряда.Чем выше уровень технологий, тем меньшее количество материалов требуется для достижение заданной мощности, в то время как повышение мощности заряда требует большего количества материалов. Нам неизвестен уровень пакистанских разработчиков ядерного оружия, однако можно предположить, что они достигли некоторого среднего уровня. При этом для достижения мощности заряда 10 кт требуется около 20 кг высокообогащенного урана и 3 кг плутония. Мощность пакистанских ядерных зарядов, которую оценивали по результатам испытаний, составила от 5 до 10 кт.
Пакистан заявил, что 28 и 30 мая 1998 года было проведено шесть ядерных испытаний, но большинство экспертов, основываясь на сейсмических данных, подтвердили только два испытания. В настоящее время вероятно идет высокими темпами, или уже завершено производство боеголовок для баллистических ракет средней дальности Shaheen II, а в течение нескольких лет будет развернуто производство крылатых ракет Babur. Текущий запас ядерных боеголовок в Пакистане оценивается в 70 - 90 единиц.
По примеру других государств Пакистан постоянно улучшал конструкцию своего ядерного оружия, чтобы перейти от оружия первого поколения, основанного на применении высокообогащенного урана, к плутониевому ядерному оружию, которое разрабатывалось в течение последних десяти лет. Центром этих усилий является реактор на тяжелой воде Khushab мощностью 40 - 50 МВт, использующийся для производства плутония. От атак с воздуха его защищают шесть батарей ракет "земля-воздух". Свидетельством того, что Пакистан уже далеко продвинулся в разработке плутониевого ядерного оружия является строительство еще двух реакторов на тяжелой воде рядом с первым. С вводом их в строй производство плутония возрастет более чем втрое.
В ожидании нарастания количества произведенного плутония Пакистан наращивает мощности по его переработке. Первый собственный завод химическому разделению изотопов был построен при Институте Ядерной Физики и Технологии недалеко от Rawalpindi. На нем производилась переработка плутония, полученного на первом пакистанском реакторе. На спутниковых снимках видно, что рядом идет строительство еще одного завода по разделению изотопов, который предназначен для переработки продукции двух новых реакторов. Также могут быть возобновлены работы на недостроенном комплексе по разделению изотопов, который был заложен еще в 70-х годах. Этот комплекс расположен в городе Chasma, где эксплуатируется атомная электростанция (CHASNUPP-1) мощностью 300 МВт и планируется построить еще три, одна из которых уже строится. Кроме того, Пакистан расширяет производство в Dera Ghazi Khan, на юге штата Punjab, где производятся металлический уран и гексафторид урана.
Все это показывает, что Пакистан готовится к увеличению и усилению своих ядерных сил. Новые заводы обеспечат Пакистану дополнительные возможности: производство зарядов с плутониевым ядром, комбинирование плутония и высокообогащенного урана для создания комбинированных ядер, усиление мощности зарядов с использованием трития. Поскольку Пакистан не производил полномасштабных испытаний двухступенчатых термоядерных зарядов, было бы преждевременным считать, что он уже в состоянии производить их, но типы строящихся заводов показывают, что планируется заменить тяжелые урановые боезаряды на более легкие и компактные плутониевые, что позволит повысить дальность баллистических ракет, а также разместить ядерные заряды на крылатых ракетах. Пакистанское руководство неоднократно заявляло, что не собирается нарушать мораторий на проведение ядерных испытаний в Южной Азии, вступивший в силу в 1998 году, если его не будет нарушать Индия.
Система управления ядерными силами. В последние несколько лет уровень безопасности пакистанских ядерных сил был значительно повышен, особенно в свете сепаратистских выступлений на северо-востоке страны. В феврале 2008 года генерал-лейтенант Khalid Kidwai, начальник подразделения стратегического планирования, который отвечает за все аспекты пакистанской программы ядерных вооружений, кроме их непосредственного применения, сообщил, что системы обеспечения безопасности всех ядерных объектов значительно модернизированы и полностью отвечают современным требованиям. Позднее президент Первез Мушараф добавил, что на сегодняшний день численность подразделения стратегического планирования и армейского командования стратегическими силами насчитывают 12 - 15 тыс. человек.
Неизвестно, какие системы безопасности, предотвращающие несанкционированное использование оружия, установлены на пакистанских ядерных боеприпасах. Генерал-лейтенант Khalid Kidwai в 2006 году сообщил, что система блокировки несанкционированного использования, применяемая на пакистанских ядерных боеприпасах, аналогична подобным системам, используемым другими ядерными державами. Более того, предполагается, что боезаряды хранятся в разобранном виде, а места их хранения расположены на значительном расстоянии от средств доставки.
Ядерные силы Пакистана
средство доставки | радиус действия, км | |
F-16A/B | 1600 | 1 бомба (4500) |
Mirage V | 2100 | 1 бомба (4000) |
Ghaznavi (Hatf-3) | 400 | 500 |
Shaheen-1 (Hatf-4) | 450 | 1000 |
Shaheen-2 (Hatf-6) | 2000 | 1000 |
Ghauri (Hatf-5) | 1200 | 1000 |
Babur (Hatf-7) | 320 | нет данных |
Ra "ad (Hatf-8) | 320 | нет данных |
Авиационные средства доставки. Вероятнее всего, для доставки ядерных боеприпасов в пакистанских ВВС предполагается использовать истребители F-16 американского производства, хотя могут использоваться и французские Mirage V. США с 1983 по 1987 год поставили Пакистану 28 одноместных истребителя F-16A и 12 двухместных учебно-боевых F-16B, по крайней мере 8 из которых уже не стоят на вооружении. Для их замены Пакистан в декабре 1988 года заказал дополнительно 11 F-16A/B, однако их поставка, так же как планы поставки еще 60 истребителей, были задержаны более чем на 16 лет в связи с запретом на поставку военной техники в страны, занимающиеся созданием ядерного оружия. Ядерные испытания, проведенные Пакистаном в 1998 году, усили негативное отношение США к поставкам вооружения в Пакистан, однако принимая во внимание, что Пакистан стал союзником США в борьбе против талибов, президент Буш 22 сентября 2001 года снял запрет на поставку оружия и военной техники. 25 марта 2005 года администрация президента США объявила, что возобновляет поставки самолетов в Пакистан, после чего пакистанские власти быстро заказали дополнительно 36 истребителей F-16C/D Block 50/52, а также 60 комплектов оборудования для модернизации истребителей F-16A/B.
В пакистанских ВВС истребители F-16 стоят на вооружении 9-й и 11-й эскадрилий, базирующихся на авиабазе Sargodha, расположенной в 160 км северо-западнее Лахора. F-16 имеет радиус действия более 1600 км, который может быть увеличен при использовании подвесных баков, и может нести боевую нагрузку до 5450 кг на одном подфюзеляжном и шести подкрыльевых пилонах.
При использовании в НАТО F-16 способен нести две ядерные бомбы типа В61, однако пакистанские самолеты скорее все несут по одной бомбе на центральном пилоне, так как пакистанские урановые бомбы должны быть значительно тяжелее, чем В61, которая весит 343 кг.
Истребители Mirage V, которые также могут использоваться для доставки ядерных бомб, входят в состав 8-й эскадрилии 32-го истребительного авиакрыла, базирующегося на авиабазе Masroor, расположенной в 8 км западнее Карачи. Кроме того, они эксплуатируются в 25-й эскадрилии 33-го истребительного авиакрыла, расположенного на авиабазе Kamra, в 65 км западнее Исламабада. В будущем предполагается вооружить истребители Mirage V крылатыми ракетами Hatf-8, способными нести ядерный боезаряд.
Баллистические ракеты. Пакистан имеет на вооружении три типа оперативно-тактических баллистических ракет, которые считаются способными нести ядерную боевую часть. Это ракеты малого радиуса Ghaznavi (Hatf-3) и Shaheen-1 (Hatf-4), а также ракета средней дальности Ghauri (Hatf-5). Четвертая ракета, Shaheen-2 (Hatf-6), должна вскоре поступить на вооружение.
Твердотопливная одноступенчатая ракета Ghaznavi, принятая на вооружение в 2004 году, способна доставить полезную нагрузку 500 кг на расстояние до 400 км. Количество произведенных ракет неизвестно. Ракета была разработана на базе китайской ОТР М-11, которая в количестве 30 штук была поставлена в Пакистан в начале 90-х годов. Для запуска Ghaznavi используется четырехосная транспортно-пусковая установка. На вооружении пакистанской армии стоят 50 таких установок. Часть этих ракет возможно находятся на террритории большого арсенала в Sargodha, где имеется 12 ангаров для транспортно-пусковых установок.
13 февраля 2008 года во время войсковых учений был произведен первый испытательный пуск ракеты Ghaznavi. В апреле 2007 года производство ракеты было завершено.
Ракета Shaheen-1 представляет собой продукт обратной инженерной разработки китайской ракеты М-9. Эта твердотопливная двухступенчатая ракета, принятая на вооружение в 2003 году, может поражать цели на расстоянии более 450 км, хотя некоторые обозреватели полагают, что в действительности ее радиус действия составляет около 700 км, и может нести полезную нагрузку массой до 1000 кг. Shaheen-1 перевозится и запускается с четырехосной транспортно-пусковой установки, которых было выпущено менее 50 штук. Последний испытательный пуск ракеты был проведен 25 января 2008 года.
Исламабад заявил, что двухступенчатая ракета средней дальности Shaheen-2, впервые показанная на военном параде семь лет назад, но все еще находящаяся в стадии разработки, имеет радиус действия 2050 км и может нести полезную нагрузку 1000 кг. Ракета перевозится на шестиосной транспортно-пусковой установке. По данным спутниковых снимков в Пакистане на различных стадиях сборки имеется 15 таких машин. 19 и 21 апреля 2008 года были проведены два испытательных пуска, подтвердивших высокую степень готовности ракеты к принятию на вооружение.
Единственной жидкотопливной ракетой, стоящей на вооружении пакистанской армии и способной нести ядерный боезаряд, является Ghauri (Hatf-5) с дальностью стрельбы 1200 км. Она была принята на вооружение в 2003 году и несет полезную нагрузку 700 - 1000 кг. Предполагается заменить ее на Shaheen-2.
Крылатые ракеты. Пакистан также разрабатывает крылатые ракеты двух типов, которые, по мнению американской разведки, способны нести ядерные заряды. Испытательные запуски ракеты Babur (Hatf-7) наземного базирования проводились пять раз, в последний раз 11 декабря 2007 года. По сообщениям американской разведки она имеет дальность стрельбы 320 км, в то время как средства массовой информации сообщают о дальности 500 - 700 км.
Официальные пакистанские источники описывают Babur как "низколетящую крылатую ракету с огибанием рельефа местности, высокоманевренную, малозаметную и высокоточную". По конструкции Babur напоминает новую китайскую авиационную крылатую ракету DH-10 и российскую AS-15. Корпус Babur значительно тоньше корпусов баллистических ракет, что подтверждает прогресс пакистанских разработчиков в миниатюризации ядерных боеголовок, или в разработке новых плутониевых боеголовок. По некоторым данным разарабатывается также модификация ракеты для запуска с подводных лодок. 25 августа 2007 года был осуществлен первый испытательный пуск модификации Babur класса "воздух-земля", также известной как "Thunder".
Наличие ядерных сил у Исламской Республики Пакистан является принципиальным моментом в развитии мировой истории. Это вполне закономерный и естественный шаг для страны, которая при довольно низком жизненном уровне населения выдвигает на первый план приоритеты защиты своего национального суверенитета. Причины этого запрограммированного явления кроются в самой истории возникновения Пакистана, его современном положении на политической карте мира.
Дело в том, что наличие в Британской Индии, куда органически входили современные территории Пакистана, Индии и Цейлона, наиболее крупных религиозных общин -- индуисткой и мусульманской -- должно было рано или поздно привести к такому политическому состоянию, когда каждая из них потребовала бы полной самостоятельности как в государственном управлении, так и тем более в представительстве на международной арене.
После восстания 1857 года против англичан, разгромивших повстанцев, самым авторитетным лидером мусульманского населения тогда еще единой страны стал Сайид Ахмад-шах, проповедовавший западные ценности и выступавший за тесные политические и экономические связи с Англией. пакистан ядерный исламский
Важность Британской Индии для Англии была столь велика и в стратегическом и тем более в экономическом плане, что вице-король Индии лорд Керзон сказал: «Если мы потеряем Индию, то солнце Британской империи закатится». И чтобы предупредить все последствия такого раздела в будущем, уже тогда стала закладываться политика противостояния между религиозными общинами -- их междоусобная война всегда будет отвлекать внимание от внешнеполитических интересов промышленно развитых стран.
Именно поэтому уже в 1883 году Ахмад-шаху удалось провести в жизнь правило раздельного голосования для мусульман и индусов, а в 1885 году был основан университет, куда принимали только мусульман. Более того, именно по его наущению в 1887 году мусульмане стали выходить из Индийского национального конгресса, который был образован в 1885 году.
После смерти Ахамд-шаха в Дакке в 1906 году была образована Всеиндийская мусульманская лига, которая провозгласила своей целью создание исключительно независимого исламского государства на территории Индии под названием Пакистан, которое переводится как «страна чистых».
Однако на политической сцене британской Индии появился Махатма Ганди, который благодаря своей религиозной терпимости сумел стать признанным лидером фактически всех политических сил страны.
Но в то же время такие личности, как Мухаммад Али Джинна и поэт-философ Мухаммад Икбаль, писавший зажигательные проповеди к единоверцам, сумели практически полностью сагитировать мусульман на создание государства Пакистан. В конце декабря 1930 года на съезде Мусульманской лиги М. Икбаль высказался за категорическое выделение из состава британской Индии в полностью самостоятельное исламское государство. А в марте 1940 года Мусульманская лига во главе с Джинной провозгласила свою основную цель -- создание Пакистана. Интересный факт: название Пакистан предложил Чаудхури Рахмат Али, который жил в Англии и учился в Кембридже.
Как мы видим, у истоков создания нового государства стояли образованные и грамотные люди, которые сумели повести за собой миллионы отсталых и непросвещенных людей. Есть чему поучиться у английской дипломатии, ее политиков и системы воспитания.
Для того чтобы конституционно узаконить независимость мусульман в территориальных регионах Индии, в 1940 году в Лахоре была принята декларация, где говорилось об «ареалах, в которых мусульмане составляют численное большинство. Их следует объединить для конституирования независимых штатов, в которых территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом».
И сразу же начались религиозные погромы, приведшие к миллионным переселениям беженцев. Число погибших, по некоторым данным, превышало 300 тысяч человек. А в октябре 1947 года начались вооруженные действия между двумя государственными новообразованиями из-за территории Кашмира, три четверти которого составляют мусульмане, но власть принадлежит руководителям индуисткой общины.
До 1 января 1949 года шли кровопролитные бои, территориальная и тем более религиозная проблемы так и не были разрешены. Более того, и сегодня говорить о мирном решении всех споров между Исламской Республикой Пакистан и Соединенными Штатами Индия не представляется целесообразным. Сейчас трудно даже предположить все те последствия, которые в будущем могут возникнуть между двумя странами.
Вооруженное противостояние между двумя странами будет иметь достаточно длительное продолжение, напоминающее ситуацию отсутствия всякого мирного договора между Израилем и Палестиной, Азербайджаном и Арменией, Абхазией и Южной Осетией, с одной стороны, и Грузией -- с другой.
Именно поэтому «ядерный потенциал и стал главной силой сдерживания и помог установить мир в регионе», -- заявил премьер-министр Пакистана Шаукат Азиз. Далее он утверждает, что «в 2002 году, когда Индия развернула у наших границ миллионную армию, … лишь факт наличия у Пакистана ядерного оружия вынудил индийцев отказаться от планов вторжения».
Забегая вперед, отметим, что вполне предсказуемый конфликт между Исламской Республикой Пакистан и Соединенными Штатами Индия может привести к использованию сторонами ядерного оружия.
Война за Кашмир в будущем реальна, как реальна и диверсионная деятельность с обеих сторон, которая проходила, проходит и будет проходить без временных ограничений. Конфронтация так велика, что решение всех спорных вопросов мирным путем очень проблематично, и именно поэтому на сцену выступает такой жесткий фактор, как ядерное оружие.
Как отмечают многочисленные эксперты, оценить число и типы ядерного оружия в арсенале Пакистана практически невозможно. Все окружено грифом секретности и подозрительности.
Вообще история создания атомного оружия Пакистаном представляет собой весьма увлекательное по своему действию описание. Как утверждают некоторые специалисты, премьер-министр Зульфикар Али Бхутто после поражения от Индии в войне за восточные провинции 24 января 1972 года собрал ведущих физиков-ядерщиков. По мнению американского журналиста Тима Вейнера, Пакистан сумел создать такую сеть контрабанды, которая позволила ему похищать и покупать технологию производства атомного оружия.
Однако в реальности дело обстояло несколько иным образом. Прежде всего, надо отметить участие континентального Китая. Оно было настолько велико, что участие в этой программе Саудовской Аравии и Ливии было исключительно финансовым, особенно в 1973 и 1974 годах. Правда, некоторые американские журналисты полагают, что к разработке Пакистаном ядерного оружия причастны и США. По крайней мере, это оружие было создано с их молчаливого согласия.
Пропуская многочисленные подробности истории становления ядерной программы Пакистана, отметим, что в поставках оборудования для обогащения ядерной руды и создания отдельных компонентов играли свою роль такие страны, как Голландия, Бельгия, Германия, Франция и Швейцария.
После того как в результате государственного переворота Бхутто был свергнут, а затем казнен, создание ядерного оружия шло уже исключительно под контролем военной разведки ISI. Первую ядерную бомбу Пакистан испытал в 1998 году, буквально через две недели после того, как аналогичные испытания провела Индия.
Таким образом, когда Исламская Республика Пакистан заявила о себе как о стране, в которой присутствуют ядерные силы, мировое сообщество было поставлено перед фактом. Такое было под силу только США, СССР, континентальному Китаю и Соединенным Штатам Индии, у которых атомная составляющая в вооружении является совершенно самостоятельной структурной единицей.
Сейчас известно, что именно Абдул-Кадира Хан (Abdul Qadeer Khan) в своей научно-исследовательской лаборатории в Kahuta на севере Пакистана сумел создать атомную бомбу для своей страны. На этот центр работали более 1000 центрифуг для обогащения урана. Пакистан произвел достаточно расщепляющегося материала для 30-52 ядерных боеголовок.
Около двух месяцев назад в Пакистане было начато расследование в отношении Абдул-Кадира Хана -- главного ученого-ядерщика страны. В ходе расследования Хан признался, что передавал ядерные технологии Ирану, КНДР и Ливии. ЦРУ и МАГАТЭ установили, что он создал целую сеть по торговле ядерными секретами.
В начале февраля 2006 года президент Пакистана Первез Мушарраф удовлетворил поданное Ханом прошение о помиловании. При этом Мушарраф заявил, что не допустит независимого расследования деятельности Хана и не откроет ядерные объекты страны для международных инспекторов.
Ядерные взрывные устройства, как предполагают, базируются на проекте так называемой имплозии, что позволяет использовать твердое ядро высокообогащенного урана, затрачивая приблизительно 15-20 килограммов на боеголовку.
Напомним, что решение задачи о сходящихся сферических ударных и детонационных волнах и послужило теоретической основой принципа «имплозии». Именно имплозия дает возможность не только гораздо быстрее формировать критическую массу, но и обходиться меньшей массой ядерной взрывчатки.
Участие континентального Китая в создании ядерного оружия у Пакистана специалисты объясняют следующим фактом. Сейсмические размеры тестов, проведенных 28 и 30 мая 1998 года Исламабадом, позволяют предположить, что результаты были на уровне 9-12 и 4-6 килотонн соответственно. Так как во время китайских испытаний в 1960-х годах использовали подобные проекты, делается вывод о помощи Пекина Пакистану в 1970-х и 1980-х годах.
Однако главный принцип присутствия китайских специалистов-атомщиков в ядерных центрах Пакистана состоит в том, что вооруженные столкновения между континентальным Китаем и Соединенными Штатами Индии принимали такой локальный характер, расширение которого могло бы очень дорого обойтись обеим странам.
Так как ведение военных действий Пекином одновременно против островного Китая и Дели представляет собой более чем опасный вариант (в этом случае будут задействованы ВМС США), то вполне естественен стратегический план Китая, в соответствии с которым предполагается создание и использование ядерных сил Пакистана для отвлечения вооруженных сил Индии от границы с континентальным Китаем и их передислокации на запад, к границам Пакистана. Более того, именно наличие у Исламабада эффективных ядерных сил и будет служить основой стратегической безопасности для континентального Китая.
Анализируя качественную составляющую атомного оружия Пакистана, специалисты отмечают, что нет точных данных о том, какой сорт урана используется и в каком количестве. В течение двух десятилетий для производства расщепляющего материала для собственного ядерного оружия Пакистан задействовал газовый метод обогащения урана на центрифуге. Независимые специалисты в области атомных вооружений предполагают, что Исламабад имеет от 24 до 48 ядерных боеголовок.
Исламабад, сравнивая себя со странами -- обладателями ядерного оружия, считает, что он значительно отстает от них в области модернизации. Поэтому он недоволен своим оружием первого поколения и продолжает разрабатывать другие проекты в области обогащения урана. Предполагается, что на реакторе Хушаб (Khushab) в Джохарабаде (Joharabad), в районе Пенджаба, могут производить оружейный плутоний.
Наличие лития-6 позволяет «пакистанским» ученым получать тритий. Дело в том, что рядом с пакистанским Институтом ядерной науки и техники (Pinstech) в Равалпинди существует перерабатывающий завод, на котором можно получать тритий. Напомним: тритий используется в термоядерной реакции бустирования (усиления) первичного узла ядерного боезаряда. Термоядерный заряд представляет собой многоступенчатое взрывное устройство, мощность взрыва которого достигается за счет последовательно происходящих процессов: взрыва плутониевого заряда, а затем за счет созданной температуры реакции -- синтеза ядер трития с выделением еще большей энергии, которой можно "поджечь" заряд третьей ступени еще большей мощности, и т.д. Мощность взрывного устройства, сконструированного таким образом, может быть сколь угодно большой.
Традиционным методом производства трития является его наработка в реакторах при облучении нейтронами мишеней из изотопа лития-6. При хранении боеголовки потери трития в результате естественного распада составляют примерно 5,5% в год. Распадаясь, тритий превращается в гелий. Поэтому тритий подвергается периодической очистке от гелия.
Все эти усилия позволяют Пакистану не просто увеличить мощность своих ядерных сил, но и приступить к разработке термоядерного оружия. Ускорение данного процесса можно связывать с тем, что ядерный комитет Пакистана принял решение об адекватном ответе Индии на ее решение создать развернутую ядерную триаду: воздух - земля - море.
Именно усиление ядерной мощи и позволило Исламабаду начать свой атомный экспорт. Так, в частности, Пакистан готов оказать военную помощь Нигерии и превратить эту страну в ядерную державу. Как заявили в минобороны Нигерии, соответствующее предложение сделал генерал Мухаммад Азиз Хан (Muhammad Aziz Khan), глава пакистанского Объединенного комитета штабов, на встрече с нигерийским министром обороны в 2004 года. Хан заявил, что пакистанские военные разрабатывают целую программу сотрудничества, которая предусматривает помощь Нигерии в ядерной сфере. Какие именно вооружения, материалы или технологии могут быть переданы в рамках этой программы, не уточняется.
В конце января текущего года представитель нигерийского правительства объявил о подготовке предварительного договора с Северной Кореей, по условиям которого Нигерия получит ракетные технологии КНДР. Впоследствии это сообщение опровергли в Пхеньяне, а пресс-секретарь президента Нигерии заявил, что никакие соглашения пока не подписаны. Он добавил, что Нигерия не пытается получить оружие массового поражения, а ракеты планирует использовать исключительно в "миротворческих" целях и для защиты собственной территории.
Подводя итог, отметим, что научные исследования Пакистана в области ядерного оружия продвинулись уже до такой отметки, когда он в состоянии разрабатывать и термоядерный боеприпас. Что касается ядерных сил Пакистана, то они имеют реальную эффективность и в случае вооруженного конфликта с Индией при возникновении более чем неблагоприятной ситуации в обороноспособности своей страны будут использованы в полном объеме.
Игорь Игоревич Хохлов - российский политолог, эксперт по терроризму, наркобизнесу , ядерному нераспространению . Ядерное оружие Пакистана: ядерная программа Пакистана в 70-е-80-е годы, как охраняется пакистанское ядерное оружие , Аль-Каида пытается захватить атомную бомбу.С момента своего основания в 1947 году, государство Пакистан перманентно испытывает стрессы различного характера: военные (со стороны Индии и, в последнее время, пакистанских талибов и ядерный арсенал после стран-членов ядерного клуба и Израиля - количество ядерных боезарядов по оценкам различных экспертов колеблется от 60 до 150 атомных боеголовок. Политическая нестабильность, этнические конфликты, экономическая отсталость, большой разрыв между богатой проамериканской элитой и сильными антизападными настроениями бедноты в сочетании со значительным ядерным арсеналом создают взрывоопасную ситуацию внутри самого Пакистана, просчитать все последствия которой в настоящее время не представляется возможным.
Складывающаяся в Пакистане обстановка не исключает попадание ядерного оружия в руки экстремистов, террористов, исламских радикалов или радикально настроенных пакистанских военных, с ненавистью относящихся к западным ценностям в целом и к политике США в частности.
Все это способствовало тому, что угроза попадания пакистанского ядерного арсенала в руки террористов представляется в настоящий момент более реальной, чем когда-либо прежде.
Хотя многие из заявлений лидеров движения Аль-Каида о намерении обладать ядерным оружием против Соединенных Штатов и западных интересов сделаны лишь для привлечения к себе внимания, тем не менее, очевидна опасность того, что при таких обстоятельствах, как нестабильность внутренней ситуации во многих странах, обладающих ядерными технологиями (например, в Пакистане) - с одной стороны, и явно недостаточными мерами по обеспечению ядерной безопасности - с другой, террористические группы могут получить доступ к делящимся материалам, ядерному оружию или его компонентам.
Так, нападение боевиков на ряд пакистанских ядерных объектов в 2008-2010 гг., в том числе на военный городок Вах (основой центр по сборке ядерных устройств), показали, что угроза ядерному оружию со стороны экстремистов вполне реальна. При таком развитии событий масштаб разрушительных последствий непредсказуем.
В первой части данной статьи будут рассмотрены меры безопасности, которые предпринимаются государственными структурами в ядерной отрасли Пакистана для контроля за гражданскими и военными объектами, ядерными материалами и готовыми устройствами и средствами их доставки, режим правового регулирования и контроля в данной сфере, а также будет приведена оценка этих мер наблюдателями и представителями международных организаций; во второй - возможные способы приобретения террористами ядерных материалов , устройств или их компонентов через существующие слабые места в пакистанской ядерной программе; в третьей - проблемы ядерного Пакистана в глобальном контексте; а в четвертой части - распространение радикального ислама в Пакистане как фактор, усиливающий угрозу попадания ядерного оружия в руки террористов.
Ядерное оружие Пакистана: меры безопасности в обращении с пакистанским атомны оружием, режим правового регулирования в ядерной отрасли Пакистана.
Особенность пакистанской политики состоит в том, что все решения, касающиеся ядерного оружия и средств его доставки, принимают исключительно военные. Даже несмотря на законодательно закрепленный приоритет гражданских органов власти и длительные периоды гражданского правления с 1988 по 1999 годы, когда у власти находились демократически избранные лидеры (Беназир Бхутто с 1988 до 1990 и с 1993 по 1996, Наваз Шариф с 1990 по 1993 и с 1996 по 1999), пакистанские военные никогда не упускали реальный контроль за ядерными силами Пакистана из своих рук. Руководители Пакистана Бхутто (см. интервью Беназир Бхутто: Benazir Bhutto, quoted in “No PM Knew About Country’s N-capacity: Benazir,” The News International, Pakistan (Internet edition), October 24, 1999.) и Наваз Шариф (см. Книгу Строуба Тэлбота: Strobe Talbot. Engaging India: Diplomacy, Democracy and the Bomb, Brookings Institute, 2004, стр. 154-169) позже признавались, что не имели никаких рычагов влияния на принятие стратегических решений в этой сфере даже в периоды военных и ядерных кризисов с Индией, когда требовалось оперативное управление пакистанскими ядерными силами .
В ядерной отрасли Пакистана действует, на первый взгляд, весьма надежный, комплекс мер обеспечения безопасности ядерных материалов , ядерных устройств и их компонентов атомной бомбы. В основном они разработаны на основе американских технологий и включают в себя четыре элемента: меры физической безопасности; работа с кадрами; технические меры и процедуры; секретность и введение в заблуждение.
Благодаря комплексу этих мер Управление стратегического планирования пакистанской армии (Strategic Plans Division - SPD) должно надежно обеспечивать безопасность ядерного оружия и его компонентов. Стимсоновский центр выпустил по этой теме очень интересную работу, автором которой является высокопоставленный руководитель военной части пакистанской ядерной программы: Lt Col Zafar Ali . Pakistan’s Nuclear Assets and Threats of Terrorism: How Grave is the Danger? Stimson Report, Henry L Stimson Center, July 2007.
Меры физической безопасности на ядерных объектах направлены, прежде всего, против действий экстремистов и террористов (например, похищения ядерного оружия или радиационного заражения объекта и близлежащей территории). В Пакистане такие меры предусматривают применение концепции многоуровневой защиты, когда доступ к каждому из объектов многократно перекрывается вооруженной охраной, системой заграждений и датчиков проникновения. Потенциальному злоумышленнику, таким образом, пришлось бы преодолеть несколько систем охраны, чтобы добраться до ядерных материалов и устройств, что весьма проблематично даже при наличии сообщников в одном из многочисленных контуров безопасности.
Также в Пакистане практикуется раздельное хранение компонентов ядерных боеголовок и детонаторов к ядерным боезарядам : в мирное они находятся на удаленных друг от друга объектах и могут быть собраны в единое боеготовое устройство при возникновении угрозы (например, со стороны Индии). Предполагается, что таких объектов всего шесть, хотя, возможно за последние годы их количество было увеличено. Отсутствие точных данных о местах сборки ядерных устройств, как самого уязвимого для террористов элемента, вызывает большое беспокойство в США и других странах. В 2007 году по этой теме в газете Washington Post была опубликована очень интересная статья Джоби Уоррика: Joby Warrik. Pakistan’s Nuclear Security Questioned // Washington Post, 11 November 2007.
С одной стороны, такое физическое разделение делящихся ядерных компонентов от ядерных детонаторов повышает безопасность. Как сказал Банн, исследователь из Белферского научного центра международных отношений (Harvard Universitys Belfer Center for Science and International Affairs), "потенциальным ворам придется захватить два здания, чтобы получить полноценную атомную бомбу. Кражу будет намного сложнее осуществить, хотя в условиях кризиса это может измениться". Совсем недавно в Нью-Дели вышла очень интересная книга, в которой автор Кристофер Клэри анализирует безопасность пакистанского ядерного оружия в мирное время: Christopher Clary. Thinking about Pakistan’s Nuclear Security in Peacetime, Crisis and War // Institute for Defense Studies and Analyses No. 1, Development Enclave Rao Tula Ram Marg, New Delhi, 2010.
С другой стороны, похищение атомной бомбы в сборе, включающей и детонаторы ядерной бомбы и делящиеся радиоактивные компоненты, возможно не только в условиях ядерного кризиса, когда компоненты атомного оружия повезут на один из шести сборных пунктов для монтажа ядерной боеголовки или ядерной ракеты , но и при регулярных перевозках для тестирования систем, технического обслуживания и других операций, требующих сборки всех компонентов ядерного устройства, особенно в составе баллистической ракетой с ядерной боеголовкой .
Меры кадровой безопасности ориентированы на то, чтобы исключить возможность несанкционированных или неадекватных действий изнутри ядерного объекта - со стороны пакистанского военного персонала или сотрудников служб безопасности (в отличие от мер физической безопасности, которые направлены на защиту ядерных объектов, оружия и его компонентов от атак извне - со стороны экстремистов и террористов, желающих похитить ядерное оружие или вызвать радиационное заражение самого ядерного объекта и близлежащей территории).
Ядерное оружие Пакистана: кадровая политика в атомной отрасли Пакистана, люди, допущенные к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средств доставки атомного оружияКадровая политика в атомной отрасли Пакистане, в основном, скопирована с американской, и включает в себя целый комплекс мер:
Во-первых, в пакистанских вооруженных силах производится очень тщательный отбор военнослужащих для охраны ядерных объектов. Охрана состоит в значительной степени из офицерского состава из провинции Пенджаб, которые, как считается, менее подвержены исламистской пропаганде и менее связаны с религиозными экстремистами . В службах безопасности практически нет пуштунов, так как предполагается, что в большей степени поддаются пропаганде Талибана, и составляют костяк пакистанских талибов, вербующих своих сторонников в FATA (Federally Administered Tribal Areas).
Во-вторых, в Пакистане действует программа "надежности персонала", аналогичная американской PPP (Personnel Reliability Program). В рамках этой программы каждый сотрудник, допущенный к охране ядерных материалов, проверяется на наличие симпатий к исламистам, связей за рубежом, сексуальных отклонений, личных проблем, злоупотребление наркотиками или алкоголем и т.д. В 2007 году в сборнике Брэдфорского университета вышел интересный аналитический материал Шона Грегоры: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis 23:3 International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.
В третьих, в вооруженных силах Пакистана также применяются принцип перманентной ротации кадров, что снижает риск сговора сотрудников, работающих длительное время на одном месте и правило "двух человек", при котором ни одно действие или решение, касающееся ядерного оружия, не может быть осуществлено менее, чем двумя людьми. Постоянное обновление части персонала также позволяет снизить шанс заговора между сотрудниками, допущенными к обращению с ядерным оружием, делящимися материалами или их носителями. Предполагается, что персонал полностью ротируется в течение двух-трех лет. Очень интересные данные о принципах отбора персонала, допущенного к ядерному оружию в Пакистане, содержатся в итальянском исследовании: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan. Landau Network. Como, Italy. 2002
Основной задачей этих мер является сокращение риска сговора с террористами и попадания ядерных материалов, оружия или его компонентов в руки экстремистов или на черный рынок для продажи.
По данным на начало 2011 года от 8.000 до 10.000 человек из службы безопасности SPD, Межведомственной разведки (ISI - Inter-Services Intelligence Directorate) и военной разведки (Military Intelligence) были задействованы в кадровой работе по отбору кандидатов. Эти данные приводятся в исследовании Шона Грегори: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007, стр. 3.
Тем не менее, неизвестно, насколько эффективны эти процедуры с учетом пакистанской специфики, а также как много потенциально проблемных сотрудников выявляется и исключается из обращения с ядерным оружием. Так, например, в США, где такого рода мониторинг осуществляется уже более 65 лет (с момента создания первых образцов ядерного оружия в ходе проекта "Манхеттен" и советской ядерной программы), известно, что в течение года от 4 до 5% сотрудников дисквалифицируются и отстраняются от выполнения обязанностей по охране ядерных объектов. Принципы дисквалификация американского ядерного персонала в и масштабы такого рода ротации хорошо описаны в книге Шона Грегори "Скрытые издержки ядерного сдерживания", опубликованной в Вашингтоне в 1990 году: Shaun Gregory. The Hidden Cost of Deterrence: Nuclear Weapons Accidents, Washington, 1990, стр. 60-61.
Можно предполагать, что пакистанская статистика в этом вопросе не сильно отличается от американской: вполне вероятно, что один из 20 или 25 сотрудников является ненадежным. Однако такого рода "ненадежность" может принимать разные формы и быть вызвана самыми разнообразными причинами: идеологическими убеждениями, финансовыми проблемами, сложностями в личной жизни. При этом совсем не обязательно, чтобы все выявленные лица представляли прямую угрозу ядерной безопасности страны, вполне достаточно того, что потенциально многие из них вполне могут при определенных обстоятельствах попасть под влияние исламских экстремистов .
В четвертых, в качестве дополнительной защиты от неадекватного поведения или злого умысла в обращении с ядерным оружием в Пакистане применяется правило "двух человек", когда каждое действие с ядерным оружием требует решения и действий не менее чем двух лиц. Некоторые исследователи, например Шон Грегори в своем исследовании, проведенном в рамках ядерной научной программы в Брэдфорском университете, утверждают, что, возможно, применяется правило "трех лиц", но никаких подтверждений данного факта найти не удалось: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan, Defense and Security Analysis, стр. 3, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.
Данная мера является универсальной и очень действенной, тем не менее, она не дает гарантии от сговора двух лиц или от того, что один сотрудник сможет каким-либо образом обойти это правило (например, выкрав ключи, коды доступа, идентификационную карточку или личные документы). Тем не менее, такого рода система контроля доступа к ядерному оружию снижает шансы террористического подполья (Талибан, Аль-Каида) на получение прямого доступа к атомному оружию, компонентам ядерных боеприпасов или средств доставки ядерного оружия.
Ядерное оружие Пакистана: технические меры и процедуры допуска к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средствам доставки атомного оружияНесмотря на то, что формально командование вооруженными силами и их ядерной компонентой осуществляет гражданское руководство страны, фактически руководство пакистанской армии полностью контролирует ядерные боеприпасы и их носители. Управление ядерным оружием осуществляется через использование кодовых систем идентификации по всей вертикали - такого рода система обеспечивает надежный контроль "сверху вниз" над всеми операциями с ядерным оружием на всех этапах управления и надежную обратную связь "снизу вверх". Согласно этой системе, все оперативные приказы, касающиеся ядерного оружия, сопровождаются цифровыми кодами, которые по цепочке "сверху вниз" проверяются для того, чтобы подтвердить аутентичность приказа. Применение этих кодов также привязано к системе идентификации персонала, что позволят, с одной стороны, удостовериться, что приказ отдан уполномоченным лицом, а, с другой, персонально проконтролировать исполнителей приказа по всей цепочке "сверху-вниз".
Неизвестно, используется ли в настоящее время система, аналогичная американской Permissive Action Link, позволяющая электронно блокировать ядерные боеприпасы. Эта система использует технологию, аналогичную банковской, когда даже украденный носитель (например, кредитная карта) не позволяет получить доступ к счету: физический контроль за носителями ядерного оружия и доступ к кодам его активации находятся в разных руках. Благодаря такой системе, даже если ядерное устройство и попадет в руки террористов, они не смогут его взорвать. По этому поводу можно почитать статью Дэвида Блэра в Дейли Телеграф о том, каким образом, новые цифровые технологии помогают защищать ядерное оружие от несанкционированного применения. David Blair. Code Changes ‘Secure’ Pakistan War¬heads // Daily Telegraph, February 9, 2004.
В 2002 году в докладе Ландау было сказано, что Пакистан не применяет технологию PAL. В рамках Ландау Нетворк было проведено интересное исследование на эту тему: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan, Landau Network - Centro Volta, January 2002. Однако в интервью, которое в марте 2005 года генерал Кидвай (Kidwai), глава SPD, дал Шону Грегори для его книги "Ядерное командование и контроль в Пакистане", тот подтвердил, что Пакистан применяет и коды активации и коды идентификации для защиты своего ядерного арсенала от несанкционированного использования. Полный текст интервью можно найти в книге Шона Грегори Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, 2007. Если данная информация соответствует действительности, это может означать одно из двух: либо Пакистан применяет устаревшую американскую технологию для защиты ядерных боеголовок и/или носителей ядерного оружия (в 2004 году в британской газете Daily Telegraph появилась статья о том, что США предоставили Пакистану систему кодового контроля за пуском ракет в целях предотвращения несанкционированного применения ракет - носителей ядерного оружия . Подробнее о сделке между США и Пакистаном можно прочитать в статье Дэвида Блэра "Смена кодов обеспечивает безопасность пакистанских ядерных боеголовок": David Blair. Code Changes ‘Secure’ Pakistan Warheads // Daily Telegraph, February 9, 200.
Либо в Пакистане применяется система, аналогичная современным американским системам безопасности - существует много свидетельств того, что США передали пакистанским военным технологии, применяемые в настоящее время в самих США, хотя пакистанские официальные лица это неоднократно отрицали. Прямая передача современных технологий представляется маловероятной, учитывая риск международного скандала в связи с обязательствами США по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО) и опасность попадания американских военных секретов в руки Китая (вполне вероятный сценарий, учитывая характер китайско-пакистанских отношений по индийскому вопросу): см. Outside Help in Protecting N-assets Denied // Dawn, February 8, 2004.
Отсутствует достоверная информация о том, каким образом и как часто обновляются коды доступа и запуска, но, если предположить, что система полностью скопирована с американской, то, скорее всего, эта функция передана в руки армейской разведки (Armys Military Intelligence). Косвенно об этом свидетельствует следующий факт: сразу после событий 11 сентября 2001 года генерал Первез Мушарраф под давлением США предпринял ряд мер по наведению порядка в Межведомственной разведке, в частности, последовательно заменил двух руководителей спецслужбы, ввел двух- и трехлетнюю ротацию персонала в МВР, представители МВР были выведены из состава NCA (National Command Authority) и т.д. Это явно свидетельствует о недоверии военных к МВР в период до 11 сентября 2001 года и делает крайне маловероятным передачу МВР контроля над кодами доступа и идентификации.
Скорее всего, контроль за выработкой, обновлением и уничтожением кодов осуществляет армейская разведка Пакистана, полностью подконтрольная пакистанским военным, в руках которых находится весь ядерный арсенал страны . Неизвестно, как часто обновляются коды и как именно они распределяются по всей цепочке командования в Пакистане. Оперативные требования к системе безопасности ядерного оружия очень высоки, и, учитывая слабую техническую базу Пакистана, в период кризиса она может дать сбой или привести к выдаче несанкционированных команд на применение ядерного оружия .
Секретность и меры по введению противника в заблуждение. Ключевые аспекты пакистанской ядерной программы держатся в строгой тайне. Несмотря на то, что в открытой печати публикуется много сведений о характере ядерной программы Пакистана, и, конечно, еще больше известно спецслужбам США и других стран, тем не менее, ключевые факты остаются неясными: точная структура командования ядерными силами в случае военного кризиса (например, угрозы войны с Индией), многие процедуры контроля за ядерным оружием, точное расположение некоторых складов с ядерными компонентами взрывных устройств и детонаторами , расположение мест сборки ядерных устройств в угрожаемый период (в мирное время ядерные компоненты и детонаторы хранятся раздельно). Также неизвестны данные кадровой работы в спецслужбах Пакистана: количество и личности тех, кто был отстранен по программе PPP, причины их отстранения, как часто заменяются коды идентификации и активации.
Пакистан активно применяет методы введения в заблуждение потенциального противника. Известно, что на многих угрожаемых направлениях Пакистан развернул макеты ядерных ракет , чтобы усложнить задачу подсчёта его возможностей по нанесению упреждающего или ответного удара. Вполне возможно, что такая же практика распространена и на сами ядерные устройства , при этом лица, задействованные в их охране, не знают, охраняют ли они реальное ядерное оружие или лишь массо-габаритные макеты.
Использование методов введения противника в заблуждение, однако, не обеспечивает полной безопасности ядерного арсенала: так, например, если отдельные компоненты пакистанской ядерной программы полностью скрыты завесой тайны, информация о других сравнительно легкодоступна. Если проанализировать нападения террористов на ядерные объекты с 2007 по 2011 год, то хорошо заметно, что нападавшие, каждый раз были прекрасно осведомлены о местоположении реального ядерного оружия, им были известны графики дежурства охраны и маршруты передвижения патрулей.
Безусловно, часть данной информации боевики получают от своей агентуры среди военного и гражданского персонала, задействованного в ядерной программе; другую ее часть можно получить по косвенным сведениям. Необходимость поддержания высокой боеготовности ядерного арсенала на случай возможного обострения войны с Индией, делает невозможным обеспечение полной секретности всего цикла эксплуатации ядерного оружия: постоянная перевозка компонентов ядерных устройств, их носителей ядерного оружия , обеспечение непрерывной охраны и другая деятельность выдают расположение соответствующих военных объектов. Существенным подспорьем в обнаружении мест хранения ядерного оружия и, особенно, его носителей ядерного оружия (в первую очередь, баллистических и крылатых ядерных ракет) являются спутниковые фотографии, доступные как бесплатно (скажем, через службу Google.Maps), так и за небольшую плату (заказ спутниковых фотографий через интернет): сравнивая старые фото NASA, используемые службой Google.Maps и новые фото с коммерческих спутников, можно увидеть изменения объектов инфраструктуры, косвенно свидетельствующие об истинном предназначении того или иного объекта. Со спутниковыми фотографиями и схемами, демонстрирующими изменение ядерной инфраструктуры можно ознакомиться на сайте автора статьи научного сотрудника Игоря Игоревича Хохлова Электронные карты и спутниковые фотографии .
Так, например, местное расширение дорожного полотна на резких поворотах дороги без увеличения пропускной способности всей трассы может свидетельствовать о том, что данный участок постоянно используется для переводки длинномерных грузов (например, полуприцепов с баллистическими ракетами). Если при нормальном расширении дорожного полотна она уширяется по всей длине и целью увеличения пропускной способности всей трассы, то при подготовке дороги к проезду тягачей баллистических ядерных ракет в этом нет необходимости. Подробный анализ такого рода примеров см. Scott Sagan. Perils of Nuclear Proliferation in South Asia , Asian Survey, Vol 41(6), 2001, стр. 1064-1086.
Тем не менее, по мнению пакистанского руководства, все перечисленные выше меры обеспечивают надежный контроль командования пакистанских вооруженных сил над своим ядерным арсеналом и защиту от внутренней террористической угрозы (об этом заявил нынешний президент Пакистана Али Задари агентству Рейтерс: Zardari Says Pakistan’s Nuclear Weapons are Safe // Reuters, April 27, 2009), от основного соперника - Индии, а также от возможности хищения или уничтожения третьей стороной (т.е. США) в случае развала государственных органов управления или гражданской войны в самом Пакистане.
В последнее время участились информационные утечки из США о том, что Вашингтон разрабатывает планы по обеспечению безопасности пакистанского ядерного арсенала в случае наступления чрезвычайных обстоятельств: US Has Plans to Secure Pakistan’s Nuclear Weap¬ons // Daily Times, May 16, 2009. Стоит полагать, что именно знание того, как в Пакистане организована система безопасного обращения с ядерным оружием, позволила Госсекретарю Кондолизе Райс утверждать сразу после событий 11 сентября 2001 года, что ядерное оружие Пакистана находится в надежных руках, а генерал Мушарраф выступал с многократными заверениями в том, что ядерное оружие недоступно ни террористическим ни экстремистским группам , предупреждая возможные планы США (а, возможно, и Индии или Израиля), о нанесении превентивных ударов по ядерным объектам или по захвату их силам спецподразделений.
Нет никаких сомнений, что пакистанские вооруженные силы окажут сопротивление любым попыткам США обезопасить пакистанское ядерное оружие против его воли - достаточно вспомнить, что пакистанские военные без колебания открыли огонь по американским военнослужащим, когда те вторглись в пакистанский Пуштунистан 12 сентября 2008 года: Shots Fired in US-Pakistan Clash // BBC, September 25, 2008. Не так давно автор этой статьи - политолог Игорь Хохлов - давал интервью в "Вестях" на канале "Россия", комментируя неспособность американцев повлиять на пакистанских военных.
Аналогичным образом удары по ядерным объектам Пакистана с воздуха потребуют точных разведывательных данных и создадут угрозу радиоактивного заражения больших площадей с высокой плотностью населения. Они также приведут к открытому вооруженному противостоянию с пакистанской армией и, возможно, другими исламскими странами.
Несмотря на столь отработанную схему обеспечения безопасности ядерного оружия, в ней есть немало слабых мест, которые в среднесрочной перспективе могут привести к утечке ядерных технологий, материалов и, возможно, отдельных компонентов ядерных устройств.
http://www.left.ru/2004/4/dikson103.html
Http://www.nti.org/i_russian/i_e4_pak.html
http://www.newsru.com/world/29Oct2001/pakis_nuclear.htmlЯдерное оружие:
В середине семидесятых годов Пакистан начал заниматься обогащением урана для создания потенциала ядерного оружия. К середине восьмидесятых годов Пакистан имел секретный объект по обогащению урана; уже в 1989-1990 годах США пришли к выводу, что Исламабад приобрёл необходимый потенциал для сборки ядерного устройства первого поколения. Предполагается, что запасы Пакистана составляют примерно 580-800 кг высокообогащенного урана -- масса, достаточная для создания 30-50 атомных бомб. В 1998 году Пакистан ввёл в эксплуатацию исследовательский реактор Хушаб, который способен производить 10-15 кг оружейного плутония в год. По данным США, Китай помогал Пакистану, предоставляя ему ядерные материалы и оказывая научно-техническое содействие. Исламабад провёл ядерные испытания в мае 1998 года, вскоре после того, как Индия провела испытание своего оружия и объявила себя страной, обладающей ядерным оружием. Пакистан не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия.
Http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/aas30318a.htm
Приношу свои извинения...но я хочу в последний раз привести статью полностью....еще раз извините..
Средства доставки ядерного оружия Пакистана
А.М. Тронов, А.К. Лукоянов
Руководство Исламской Республик Пакистан, одновременно с созданием ядерного оружия, планировало использование его в различных боевых условиях и для поражения целей противника на различных расстояниях. С учетом решения этих задач Исламабад разрабатывал и различные варианты средств доставки ядерных боезарядов - от самолетов до баллистических ракет.
Среди средств доставки ядерного оружия следует рассматривать изготовленные в США самолеты F-16. Хотя ВВС Пакистана смогут задействовать в этом случае и французские самолеты «Мираж V» или китайские A-5. Двадцать восемь F-16A (одноместные) и 12 F-16B (двухместные) были поставлены между 1983 и 1987 годами. По крайней мере, восемь из них больше не находятся в эксплуатации.
В 1985 году конгресс США принял "поправку Пресслера", направленную на запрещение создания Пакистаном атомной бомбы. В соответствии с этой поправкой, Пакистан не мог получать экономическую и военную помощь, если президент США не мог удостовериться, что Исламабад не обладает ядерным устройством. Это относилось и к возможным средствам доставки ядерного оружия. Однако, хотя было достаточно доказательств, свидетельствующих о разработках ядерного оружия в Пакистане, президенты Рейган и Буш-старший закрывали на это глаза главным образом из-за того, чтобы усилить деятельность против СССР в афганском конфликте. После того как война в Афганистане закончилась, санкции на Пакистан были наконец наложены. Это произошло 6 октября 1990 года. В марте 2005 года Джордж Буш дал согласие на продажу F-16 в Пакистан. На первом этапе эти поставки включали 24 самолета F-16.
Следует также отметить, что, как сообщает Press trust of India, в марте 2005 года в Пакистане официально началось производство совместного пакистано-китайского истребителя JF-17. На авиационном предприятии в городе Камра, где будет производиться самолет, прошла торжественная церемония, посвященная этому событию. В ней принял участие президент страны Первез Мушарраф.
С помощью китайских специалистов F-16 будет модернизирован для использования в качестве носителя ядерного оружия. В первую очередь, ими будут оснащены эскадрильи 9 и 11 на авиабазе Саргодхи, в 160 км к северо-западу от Лахора.
F-16 имеет дальность полета более чем 1600 км и ее можно увеличить еще, если модернизировать топливные баки. Учитывая ограничения веса и размера полезного груза F-16, бомба, вероятно, весит приблизительно 1000 кг, и наиболее вероятно, что ядерный боезаряд находится именно «в подвешенном» состоянии в полной боевой готовности на одной или даже на нескольких военно-воздушных базах Пакистана.
Отметим, что в принципе собранные ядерные бомбы или их компоненты именно для таких самолетов могут храниться на складе боеприпасов около Саргодхи.
В качестве альтернативы ядерное оружие может храниться и около афганской границы. Такой вариант тоже возможен, однако для специалистов эта информация является своего рода отвлекающей, потому что существуют четкие обязательства властей Пакистана перед США о неразмещении ядерных компонентов на прилегающих к Афганистану территориях.
Как средство доставки ядерного оружия Пакистаном используется ракета «Гхаури», хотя и другие ракеты в пакистанских вооруженных силах могли бы быть модернизированы для несения ядерной боеголовки. «Гхаури-1» была успешно испытана 6 апреля 1998 года на расстояние 1100 км, вероятно, с полезным грузом до 700 кг. По сообщениям экспертов, ракета была запущена около города Джелум (Jhelum) в северо-восточном Пакистане, 100 км к юго-востоку от Исламабада, и поразила заданную цель около Кветты на юго-западе.
Двухступенчатая баллистическая ракета «Гхаури-2» была испытана 14 апреля 1999 года, спустя три дня после испытаний индийской ракеты « Агни-2». Запуск был осуществлен с мобильной пусковой установки в Дине, рядом с Джелумом, приземлилась ракета в Jiwani, около юго-западного побережья, после восьмиминутного полета.
Третья версия «Гхаури» с неподтвержденной дальностью 2500–3000 км находится в разработке, однако 15 августа 2000 года уже было проведено ее испытание.
Есть информация, что существует и ракета «Хатаф-V Гхаури», испытание которой было якобы проведено в начале июня 2004 года. Утверждают, что она имеет дальность полета 1,5 тыс. км и может доставлять любой заряд весом до 800 кг. Место проведения испытания не сообщалось. Будто бы на нем присутствовал президент Пакистана генерал Первез Мушарраф. Это было второе испытание подобной ракеты за неделю(1).
Выбор названия «Гхаури» (Ghauri)(2) является очень символическим. Мусульманский султан Махаммад Гхаури (Ghauri) победил индусского правителя Прайтви Чухана (Chauhan) в 1192 году. К тому же «Прайтви» - это название, которое Индия дала своей баллистической ракете ближнего радиуса действия.
Используя свою политическую интригу с Пекином против Индии, Исламабад сумел получить не просто ракеты М-11, но и документацию на их производство и техническое обслуживание. Начиная с 1992 года, в Пакистан было доставлено 30 или даже больше ракет М-11 из Китая. Впоследствии помощь Пекина проявилась и в строительстве средств обслуживания и хранения ракет. Поэтому Пакистан может произвести свою собственную ракету Tarmuk, основанную на М-11, что он и делает весьма успешно.
Война с Индией - это более чем реальный фактор, который является самым главным приоритетом всей экономической и политической жизни Пакистана. Эта мысль занимала и занимает головы генералов Исламабада, Дели и Пекина. Именно поэтому миллиарды долларов идут на производство уже технически разработанных средств доставки и такое же количество денег идет на создание новых ракетных систем. В частности, перепроектированная в Пакистане китайская M-9 ракета «Шахин»-1 («Орел») имеет дальность полета 700 км и может нести полезный груз 1000 кг. Пакистан провел начальное летное испытание «Шахин» от прибрежного города Сонмиани (Sonmiani) 15 апреля 1999 года.
На параде в честь 23 марта в 2000 году Исламабад продемонстрировал двухступенчатую ракету средней дальности «Шахин-2», а также ракету с дальностью в 2500 км, способную нести 1000-килограммовый полезный груз. Ракета транспортировалась на мобильной пусковой установке с 16 колесами. Вполне возможно, что обе ракеты могут нести ядерные боезаряды.
В ноябре 2000 года Пакистан принял решение о переводе своих ключевых ядерных учреждений под контроль Национального комитета по контролю над ядерным оружием. Новая власть, установившаяся в феврале 2000 года, поставила своей целью создать эффективную ядерную команду и систему управления.
События 11 сентября 2000 года послужили причиной для усиления мер против использования ядерного оружия террористами. Пакистан, как верный и более чем преданный союзник США, немедленно усилил безопасность хранилищ с ядерными боеголовками и средствами их доставки.
Согласно сообщениям в печати, вооруженные силы Пакистана в течение двух дней после 11 сентября 2000 года перемещали компоненты ядерного оружия на новые секретные объекты. Генерал Первез Мушарраф предпринял несколько активных мероприятий для организации безопасности сохранения ядерного арсенала страны. Так, в частности, было установлено шесть новых секретных объектов хранения и складирования компонентов ядерного вооружения.
В начале марта 2004 года Пакистан испытал баллистическую ракету средней дальности, которая может совершенно спокойно поразить любой из городов Индии.
В заявлении министерства обороны Пакистана говорится, что испытания двухступенчатой ракеты "Шахин-2" прошли успешно. По сообщению агентства Рейтер, творение пакистанской науки и инженерии может нести ядерную боеголовку на расстояние до 2000 км(3). Пакистан заявил, что считает испытание ракеты достаточным для сдерживания агрессии и "предотвращения военного нажима".
Индия была предупреждена об испытаниях заранее. Отметим, что в начале марта 2004 года Индия заключила с Израилем соглашение о покупке бортовой радиолокационной станции "Фалькон". Система может определять самолеты на расстоянии нескольких километров и перехватывать радиопередачи над значительной частью Пакистана, включая спорный штат Кашмир.
В первой декаде октября 2004 года были проведены испытания баллистических ракет средней дальности «Хатф-5» («Гхаури»), во время которых успешно были поражены все условные цели предполагаемого противника.
Данная ракета работает на жидком топливе и, как отмечают некоторые агентства, разработана на основе корейских технологий(4). Эта ракета способна нести ядерный заряд и покрывать расстояние до 1500 км.
В апреле 2006 года появилось сообщение о том, что Исламабад провел новые испытания баллистической ракеты средней дальности "Хатф-6" с увеличенной дальностью до 2500 км. Эти испытания, по заявлению пакистанских военных, прошли успешно. Как отмечается в одном из сообщений, "испытания проводились с целью подтверждения ряда дополнительных технических параметров, кроме тех, которые были проверены в ходе последнего запуска, проведенного в марте 2005 года"(5).
В Пакистане средства доставки ядерного оружия, в отличие от Индии, ограничиваются военно-воздушными силами и ракетами, совершенствование которых продолжается при помощи Китая.
В своем техническом оснащении Исламская Республика Пакистан достигла полного паритета с Соединенными Штатами Индия и в некоторых видах доставки уже опережает своего соседа.
Предполагаемая эволюция технического развития ракетостроения Пакистана позволяет сделать вывод о появлении в самом ближайшем будущем в ее арсенале межконтинентальных баллистических ракет.
Ядерная программа Исламской Республики Пакистан
В политическом и военном противостоянии Индии и Пакистана и стремлении обоих стран занять лидирующее положение в Азиатско-тихоокеанском регионе ядерная составляющая занимает особое место, так как создает реальную угрозу не только для обеих стран, а так же для всего региона Южной Азии. Интенсивное развитие ракетных программ обеих стран также позволяет говорить о возрастающей угрозе безопасности Юго-Западной Азии. Отправной точкой развития ядерной программы Пакистана можно считать создание Комиссии по ядерной энергии в 1956 году, значительно позже индийской. Основателем ее являлся Зульфикар Али Бхутто, первоначально как министр топлива, энергетики и природных ресурсов, и позже как президент и премьер-министр. Однако, в отличие от индийской ядерной программы, которая развивалась постепенно, начало пакистанской ядерной программы имеет строго определенную дату – 24 января 1972 года, когда на встрече с физиками и инженерами в городе Мультан З. Бхутто четко обозначил задачу на получение Пакистаном собственной «исламской ядерной бомбы». Поводом для этого стало поражение Пакистана в войне с Индией в 1971 году за Восточный Пакистан, в результате которой в мире появилось новое государство – Республика Бангладеш, Пакистан потерял более половины своего населения, огромную территорию. Не смотря на складывавшиеся в предыдущие десять лет тесные взаимоотношения с Китайской Народной Республикой, во время наиболее острого противостояния военная и политическая помощь Китая была небольшой. Он не сумел организовать какого-либо давления на Индию, в виде сосредоточения войск вблизи государственной границы, проведения крупномасштабных учений, передачи больших партий вооружений и военной техники союзнику и т.п. Разделенный на две части, оставшись без союзников, Пакистан на примере этой войны показал полную неспособность победить индийские Вооруженные Силы при применении обычных средств поражения. По мнению Бхутто, ядерное оружие Пакистана должно было установить паритет между огромными по численности индийскими ВС и немногочисленными, но вооруженными ядерными зарядами пакистанскими ВС. Кроме того, в Пакистане более серьезно к ядерной программе стали относится после успешно проведенного Индией в 1974 году испытания «мирного» ядерного заряда мощностью 25 кТ в тротиловом эквиваленте.Однако, процесс получения ядерного оружия долгий и требующий больших финансовых затрат, а также большого политического желания и мужества. Кроме того, необходимо наличие собственных запасов урана, чтобы не зависеть от иностранных поставок. Дера Газиа Хан было идентифицировано как многообещающее месторождение урановой руды, хотя она и имеет относительно низкий сорт, т.е. содержит всего несколько килограммов урана на тонну (в сравнении с десятками килограммов в высококачественной руде в Канаде или Австралии).Более того, с самого начала программы необходимо выбрать направление – урановое (дешевое, но тупиковое) или плутониевое (дорогое, но позволяющее разрабатывать современные ядерные устройства и средства их доставки).Оба направления представляют собой сочетание множества высокотехнологических процессов, доступных в настоящее время только ряду развитых стран, т.к. США, Россия, Великобритания, Франция, Канада. В мире существует практика легальной торговли технологиями переработки радиоактивного топлива, приносящая огромные прибыли. Однако, все процессы ограниченны мирным использованием ядерной энергии и ни одна страна не продаст полную технологию производства боевого ядерного оружия. АЭС не позволяют решить задачу получения заряда, необходимо продолжение «цепочки» - заводы по обогащению урана или переработке плутония, а также технологию производства самого боевого заряда (боеголовка, авиабомба, артиллерийский заряд) из полученного урана или оружейного плутония. Ученым Исламской Республики Пакистан и представителям Межведомственной разведки удалось сделать невозможное в условиях острой нехватки денежных средств и международного экономического и политического давления. Из различных источников за короткое время была получена технология полного цикла производства ядерного оружия. Первым реальным шагом в развитии программы явилось строительство Центра ядерных исследований в Исламабаде и затем, после предоставления в 1960 году помощи США размере $ 350 тыс. - возведение исследовательского легководного реактора мощностью 5 МВт, который начал функционировать в 1965 году. В тоже время, не имея на тот момент необходимого н
аучного и технического потенциала, правительство З. Бхутто приняло решение пойти по второму, более технологически сложному пути создания оружейного плутония. С этой целью в 1970 году с Канадой, а затем в феврале 1976 году с Францией были заключены контракты на строительство в Исламской Республике Пакистан АЭС с реакторами на «тяжелой воде» и заводов по ее производству. В 1976 году канадский проект в г. Карачи был полностью завершен и сдан в эксплуатацию, французский проект оказался заморожен в 1978 году на стадии завершения (был построен полностью первый энергоблок на АЭС в городе Часма и завод по производству «тяжелой воды»), когда совершенно ясно обозначились ядерные амбиции руководства ИРП. Франции пришлось отказаться от продолжения сотрудничества, в том числе после оказанного давления со стороны США. Однако в распоряжении Комиссии по ядерной энергии остался ряд французских технологических документов по переработке ядерного топлива с АЭС. Основной прорыв в ядерной программе Пакистана был сделан в 1975 году с появлением доктора Абдулы Кадир Хана, благодаря деятельности которого в стране появилась технология и проекты центрифуг обогащения урана. Основа любой ядерной программы военного назначения – производство специальных ядерных материалов, необходимых для оружия – плутоний или обогащенный уран. Основная часть ядерной программы ИРП была сконцентрирована на построенном заводе по обогащению урана, использующем технологию и проект центрифуг, незаконно присвоенные у Европейского консорциума URENCO (Великобритания, Германия, Нидерланды), производящего газовые центрифуги. Абдул Кадир Хану удалось убедить правительство Пакистана в необходимости развивать «урановое» направление ядерной программы, требующее меньше финансовых затрат и более простое технологическое оборудование. Для производства «уранового» заряда нет необходимости в строительстве реактора по производству оружейного плутония и завода по его дальнейшей переработке, достаточно иметь технологию обогащения урана в центрифугах. Таким образом, Абдул Кадир Хан в 1976 году основал Технические научно-исследовательские лаборатории в г. Кахута, позднее названные НИЛ Хана.Другим мощным толчком развития ядерной программы Пакистана стало подписание в 1986 году пакистано-китайского соглашения в области ядерных исследований. В ходе реализации данного соглашения китайской стороной была передана технология изготовления ядерного заряда мощностью 25 кТ. Данное устройство представляет собой прототип первых неуправляемых американских и советских ядерных зарядов, весом около тонны. Кроме этого, Китайская национальная ядерная корпорация направила в НИЛ Хана своих специалистов с целью налаживания газовых центрифуг. В 1996 году из КНР также были получены 5000 кольцевых магнитов для монтажа более современных установок по обогащению урана.Интенсивное сотрудничество с КНР в ядерной области подтолкнуло правительство ИРП к развитию параллельной программы по созданию заряда на основе оружейного плутония, закрытой в 1976 году. В середине 1990-х годов с помощью китайских специалистов был построен и вышел на полную мощность первый реактор на «тяжелой воде» на АЭС в районе г. Кхушаб (пр. Синд). Это обстоятельство, а также технология переработки плутония, полученная от Франции в 1974-76 годах, позволило Пакистану вырабатывать плутоний, необходимый для создания современных, компактных ядерных зарядов. Интенсивность работ по созданию «исламской бомбы» характеризуется тем, что уже к концу 90-х годов у Пакистана имелось до 10 ядерных зарядов на основе урана и от 2 до 5 зарядов на основе оружейного плутония.Итогом 30-летней интенсивной работы по созданию ядерного оружия явились испытания, проведенные 28 и 30 мая 1998 года на полигоне Чагаи в провинции Белуджистан. Это был ответный шаг на ядерные испытания, проведенные Индией в начале мая 1998 года. Всего за два дня было проведено 6 подземных ядерных взрывов:
28 мая - урановый заряд мощностью 25-30 кТ; плутониевый заряд мощностью 12 кТ; три урановых заряда мощностью менее 1 кТ.
30 мая - плутониевый заряд мощностью 12 кТ; еще одно такое же устройство было принято решение не испытывать (либо оно не взорвалось).
Таким образом, Пакистан показал не только Индии, но и всему миру, что имеет не только технологию получения ядерного оружия, но и уже реально обладает им, и готов его применить в случае реальной угрозы национальной безопасности.
Пути и способы получения Пакистаном технологий производства ядерного оружия
Страна Технологии, оборудование
Канада АЭС, завод по производству «тяжелой воды».
Франция АЭС, технология по переработке плутония.
КНР АЭС, завод по обогащению урана, завод по производству «тяжелой воды», проект 25 кТ ядерного устройства, 5000 магнитных колец для газовых центрифуг.
Швейцария Проект завода по обогащению урана, 13-дюймовые стальные сферы и стальные лепестки для производства ядерного устройства.
ФРГ Вакуумные насосы и оборудование для газовых центрифуг (фирма Leybold Heraeus Hanan), технология очистки плутония газом тритий, газ тритий.
Великобритания 30 высокочастотных инвертора для управления скоростями центрифуги.
США Исследовательский реактор, диагностическое и научное оборудование, осциллографы и компьютеры.
Наряду с активной работой ученых, инженеров и представителей Межведомственной разведки Пакистана по добыванию технологий и оборудования, к середине 1980-х годов сложилась строгая и четко работающая система по планированию, координации деятельности подразделений, занятых в разработке ядерного оружия для пакистанских ВС.
Государственные органы планирования, управления и контроля работой над ядерной работой.
Совет национальной безопасности - высший орган управления и координации развития всей ядерной программы Исламской Республики Пакистан, орган стратегического планирования отрасли. Решения данного Совета, хотя и носят рекомендательный характер, поступают напрямую к Президенту. Ядерная программа Пакистана исторически построена таким образом, что различные научные подразделения занимаются только одним определенным направлением, исключая дублирование и перепроверку. Вероятно, это связано с жесткой экономией финансовых средств на разработку ядерных устройств. Так, подразделения Министерства обороны (Комитет научных исследований по обороне и Управление производства) занимаются разработкой и созданием авиационных и артиллерийских средств доставки, а также вопросами защиты от поражающих факторов ядерного оружия. Научно-исследовательские лаборатории Хана и Комиссия по ядерной энергии занимаются разработкой и созданием ядерного устройства.
Научно-исследовательские лаборатории Хана.
Одно из первых пакистанских научно-исследовательских учреждений, которое непосредственно с июля 1976 года начало работать над созданием ядерного оружия. Руководил им доктор Абдул Кадир Хан, который до этого работал в корпорации URENCO, Нидерланды, и воспользовался технологиями и чертежами газовых центрифуг данной корпорации. Работа по созданию «исламской бомбы» находилась под непосредственным контролем премьер-министра Бхутто. С мая 1981 года – НИЛ Хана.
Особенность: за основу взят урановый путь, как более простой и экономичный; в качестве средств доставки рассматриваются жидкотопливные многоступенчатые ракеты «Гаури» (прототип северокорейские ракеты).
Комиссия по ядерной энергии Пакистана (PAEC).
Основанная в 1972 году Комиссия была призвана решить задачу серьезной нехватки электроэнергии в стране, а также использовать ядерные технологии в других областях: медицина, сельское хозяйство, машиностроение и т.п. С самого начала во главе Комиссии встал доктор Усмани, благодаря которому в Пакистане и появились первые экспериментальные реакторы в Равалпинди, АЭС в Карачи. В 1974 году главой Комиссии по ядерной энергии Пакистана стал доктор Мунир Ахмад Хан, который и вывел данное подразделение на ключевое место в программе разработке ядерного оружия, подчинив себе большинство институтов и научных центров, учебные центры, добывающую промышленность и, непосредственно, огромные производственные мощности. Особенность: за основу взят плутониевый путь, позволяющий перерабатывать урановое топливо с АЭС в оружейный плутоний, из которого можно делать более легкие и компактные боеголовки. В качестве средств доставки рассматриваются твердотопливные многоступенчатые ракеты «Хатф» (прототип китайские ракеты «Дунфэн-11, 15»)
Ядерные реакторы:
- н.п. Исламабад – легководный Исследовательский реактор, 9 МВт; н.п. Карачи – тяжеловодный реактор, 137 МВт; н.п. Равалпинди – два легководных исследовательских реактора, 9 и 30 МВт; н.п. Часма – два легководных реактора по 310 МВт; н.п. Кхушаб – тяжеловодный реактор, 50 МВт.
Заводы по обогащению урана
н.п. Кахута; н.п. Сихала; н.п. Голра
Экспериментальный завод по переработке плутония PINTECH
н.п. Равалпинди
Заводы по производству тяжелой воды
н.п. Карачи, н.п. Мултан, н.п. Кхушаб, н.п. Часма
Пакистанские заводы боеприпасов
н.п. Вах
Ядерный полигон
н.п. Чагаи (Белуджистан)
Примером реально действующего ядерного промышленного производства в Пакистане может служить комплекс в районе н.п. Кхушаб (провинция Синд), построенный при сотрудничестве с китайскими специалистами. Он включает АЭС с реактором на «тяжелой воде» и завод по производству D2O(“тяжелая вода”).
Особенностями реактора в н.п. Кхушаб являются следующие:
Неподконтрольность МАГАТЭ; Отсутствие генераторного блока; Отсутствие электрической подстанции; Наличие большого числа дополнительных зданий-ангаров на территории; Хорошо охраняемая территория; Размер и количество градирен указывает на способность к рассеиванию.
Таким образом, можно сделать вывод, что реактор в н.п. Кхушаб используется только для производства оружейного плутония. Особенностью завода по производству D2O в районе н.п. Кхушаб являются то, что он имеет оцененную производительность 50-100 тонн «тяжелой воды» в год, что почти в два раза больше необходимых потребностей ближайшего реактора.Таким образом, в настоящее время наличие у Исламской Республики Пакистан ядерного оружия является фактором сдерживания от возможной агрессии со стороны Индии, а также весомым аргументом при обсуждении спорных территориальных проблем. С большой вероятностью можно говорить, что Пакистан в ближайшее время не заморозит свою ядерную программу, несмотря на международное политическое и экономическое давление. Нестабильная политическая обстановка вызывает обеспокоенность США, т.к. существует вероятность попадания ядерного оружия или отдельных его элементов в руки радикально настроенных фундаменталистов. Кроме того, особую опасность представляет бесконтрольное расползание оружейных ядерных технологий по ближневосточному региону. Поэтому вопрос контроля над ядерной программой Пакистана будет оставаться в центре внимания Соединенных Штатов.
Примечание: выделены страны – основные кредиторы ядерной программы, а также технологии, полученные незаконным путем (кража, контрабанда, деятельность разведки и т.п.).