Понятие односоставных предложений. Все простые предложения, согласно характеру грамматической основы, в русском языке делятся на два типа: двусоставные и односоставные. В отличие от двусоставных предложений, в односоставных есть только один главный член. Причем отсутствие второго члена предложения не мешает передавать логически законченную мысль в односоставном предложении.
Например: Ранняя весна. На клумбах сажают цветы. Все позже темнеет.
В односоставных предложениях главный член может выступать в качестве подлежащего и сказуемого. В зависимости от того, стоит в предложении подлежащее или сказуемое, предложения называют именными либо глагольными соответственно. Отличительною особенностью глагольных односоставных предложений является то, что они бессубъектные. Глагольное односоставное предложение включает спрягаемую форму глагола, который выступает в качестве глагола – связки.
Отличия односоставных и неполных предложений
В определении односоставного предложения следует знать их главное отличие от неполных предложений, которые также имеют только один главный член. Например:
1) В садах сажают сливовые деревья.
2) Что делают садовники осенью? – В садах сажают сливовые деревья.
В первом случае мы видим, что происходит установленное действие, кто его производит – в предложении не является важным. Во втором случае предложение указывает на действие, которое выполняют определенные субъекты–садовники. Подлежащее садовники упущено из предложения, но его можно легко восстановить в нем, руководствуясь предыдущим предложением. Это значит то, что второй предложение принадлежит к категории двусоставных неполных, а первое – односоставных.
Группы односоставных предложений. По способу выражения и значению главного члена односоставные предложения распределяются по следующим группам:
1. Определенно личные. Люблю зимний лес. Созерцаю штормовое море.
2. Неопределенно личные. В поселке строят новый магазин. На окраине поют песни.
3. Безличные. Светает. Темнеет. Выспаться бы. Мне холодно.
4. Назывные. Лето. Вот и жара.
5. Обобщенно личные. Никогда не знаешь, где найдешь свое истинное счастье.
В односоставных предложениях с глагольным сказуемым выражается исключительно действие, деятель отсутствует. В безличных односоставных предложениях не предусмотрено вообще лицо, которое совершает действие. Важно не забывать о том, что в таких предложениях как Мне холодно, «мне» - это лицо, которое только испытывает состояние, но никак не создает его, и не может выступать подлежащим. В обобщенно личных предложениях главный член указывает на действие, выполняющееся широким неопределенным кругом субъектов.
Односоставное предложения, главный член в котором – сказуемое и которое представлено только одним словом называют номинальным предложением.
Например: Утро. Мороз. Ночь.
Чаще всего задание В4 ЕГЭ по русскому языку предполагает умение Информации на эту тему много — вы можете найти её в школьных учебниках, различного рода пособиях и т.п. А мы решили остановиться на самом главном — на том, что непосредственно пригодится для выполнения заданий .
Односоставное предложение отличается от двусоставного , прежде всего, тем, что в нём не два главных члена, а всего один – подлежащее или сказуемое. Понаблюдаем:
В зависимости от того, какой именно главный член (подлежащее или сказуемое) имеется в предложении, односоставные предложения делятся на две группы:
- односоставные предложения с главным членом-подлежащим,
- односоставные предложения с главным членом-сказуемым.
Рассмотрим каждую из групп.
Односоставные предложения с главным членом-подлежащим
Это назывные предложения . Их грамматическая основа состоит только из подлежащего, которое в большинстве случаев выражается существительным в именительном падеже.
Назывные предложения могут включать в себя второстепенные члены (то есть быть распространёнными), в них нередко присутствуют частицы (вот, вот и, а вон, что за и т.п.):
Односоставные предложения с главным членом-сказуемым
Они, в свою очередь подразделяются на несколько типов в зависимости от того, насколько известен говорящему или пишущему производитель действия («лицо»):
Определённо-личные предложения
Рассмотрим предложения:
Подлежащего в них нет, однако тот, кто совершает действие, в них легко угадывается – «лицо определено» (поэтому такие предложения и называются определённо-личными ).
Как видим, сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях выражается глаголами 1 и 2 лица единственного и множественного числа. Проще говоря, к сказуемому в определённо-личном предложении можно подставить личные местоимения: я, мы, ты, вы .
Но учтите: речь идёт лишь о глаголах-сказуемых в настоящем и будущем времени . В прошедшем времени всё не так просто:
Дело в том, что в прошедшем времени глаголы не изменяются по лицам. А значит и определённо-личным односоставное предложение со сказуемым в форме прошедшего времени быть не может: «лицо»-то ведь определить невозможно!
Более того, предложения типа «Шёл по улице» не являются односоставными. Это двусоставные неполные предложения. Сказуемые в них не отсутствуют , как в односоставных предложениях, – а пропущены и восстанавливаются из предыдущего контекста или ситуации. А вот предложение «Пели песню» может оказаться односоставным неопределённо-личным .
Неопределённо-личные предложения
Судя по названию, в неопределённо-личных предложениях «лицо не определено» — тот, кто производит действие, неизвестен говорящему или пишущему. И тем не менее, действие кем-то совершается, производящее его «лицо» существует:
Кто-то пишет в газетах о погоде, кто-то постучал в дверь, кто-то будет говорить об этом – но кто именно совершает все эти действия, неизвестно.
Сказуемые в таких предложениях выражены формой 3 лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени. Запомните: сказуемое в неопределённо-личном предложении всегда стоит во множественном числе!
Если в неопределённо-личном предложении «лицо», производящее действие неизвестно, то в предложении безличном его просто нет . Действие совершается само по себе , без участия субъекта.
Разновидностей безличных предложений много, остановимся на некоторых из них.
В безличном предложении может выражаться, например, состояние природы или человека :
Безличными являются односоставные предложения, в которых сказуемые (или их части) – слова нет, не было (не будет), (не) нужно, нельзя и т.п.:
Сказуемое в безличном предложении часто выражается инфинитивом :
Кстати, подобные сказуемые нередко встречаются в одной из частей сложноподчинённого предложения :
Обобщённо-личными считаются односоставные предложения, в которых действие глагола-сказуемого относится не к кому-то одному, а ко многим (или ко всем) — то есть к обобщённому «лицу».
Чаще всего обобщённо-личными предложениями бывают пословицы:
По форме такие предложения могут быть определённо-личными или неопределённо-личными, отличаясь, однако, своим обобщённым значением. Именно поэтому не все лингвисты выделяют обобщённо-личные предложения в отдельный тип односоставных предложений. Тем не менее, совсем не учитывать специфику таких предложений нельзя. Иногда их характеризуют так:
Что посеешь, то и пожнёшь. — Односоставное определённо-личное предложение с обобщённым значением.
Цыплят по осени считают. — Односоставное неопределённо-личное предложение с обобщённым значением.
§1. Общие данные
Вспомним: предложения делятся на двусоставные, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, и односоставные, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.
Односоставные предложения делятся на две группы:
- с главным членом - подлежащим
- с главным членом - сказуемым
Последние делятся на четыре типа.
Значит, всего односоставные предложения бывают пяти типов. Каждый имеет своё название:
- назывные
- определённо-личные
- неопределённо-личные
- обобщённо-личные
- безличные
Каждый тип рассматривается ниже особо.
§2. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим
Назывные предложения
- это односоставные предложения с главным членом - подлежащим.
В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему. Примеры:
Ночь.
Тишина.
Ночь!
Малина сладкая!
Что за красота!
Назывные предложения с частицами вот, вон имеют указательное значение: Вон деревня!
Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова - главного члена либо распространенными, включающими другие члены предложения:
Синее небо над головой.
Синее море у ног.
У окна маленький стол, покрытый скатертью.
Чаще всего в качестве подлежащего в назывных предложениях употребляются:
- существительные в И.п.: Жара!
- местоимения в И.п.: Вот и они!
- числительные либо сочетания числительных с существительными в И.п.: Двенадцать. Первое января.
§3. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым
Односоставные предложения с главным членом - сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяется четыре вида.
Классификация односоставных предложений с главным членом - сказуемым
1. Определённо-личные предложения
2. Неопределённо-личные предложения
3. Обобщённо-личные предложения
4. Безличные предложения
1. Определённо-личные предложения
Определённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:
Люблю встречи с друзьями.
действие, о котором говорится в предложении, совершает говорящий, глагол в форме 1 л. ед.ч.
Давай созвонимся завтра!
побуждение к совместному действию говорящего и собеседника, глагол в повелительном наклонении)
Как живёте?
действие, о котором получается информация, совершает собеседник, глагол в форме 2 л. мн.ч.
В повествовательных и вопросительных предложениях выражается действие говорящего или собеседника:
Завтра улетаю в командировку., Что предпочитаете на десерт?
В побудительных предложениях выражается побуждение к действию собеседника:
Читай! Пиши! Вставь пропущенные буквы.
Такие предложения самостоятельны, они не нуждаются в подлежащем, потому что идея лица может быть выражена в языке личными окончаниями глаголов.
2. Неопределённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.
неизвестно, не определено, кем производится действие
По телевизору сообщили, что…
не определено, кем произведено действие
Такие предложения не нуждаются в подлежащем, поскольку выражают идею неопределённости лиц, производящих действие.
3. Обобщённо-личные предложения
Обобщённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:
В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:
Любишь кататься, люби и саночки возить.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.
Действие, о котором говорится, является обычным, характерным для всех людей передает идею коллективного опыта.)
Цыплят по осени считают.
Не важно, кто конкретно совершает действие, важнее, что оно совершается обычно, всегда, всеми - отражается коллективный опыт, при этом конкретное лицо не подразумевается.
В обобщённо-личных предложениях важна идея обобщённого лица, поэтому они выражают обобщения, характерные для пословиц и поговорок, афоризмов, разного рода сентенций.
Примечание:
Не во всех учебниках обобщённо-личные предложения выделены в особый тип. Многие авторы полагают, что обобщённое значение могут иметь определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Примеры:
Любишь кататься, люби и саночки возить.
(рассматривается как определённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)
Цыплят по осени считают.
(рассматривается как неопределённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)
В чём основание для разных интерпретаций?
Авторы, выделяющие обобщённо-личные предложения в отдельный тип, больше внимания уделяют значению этой группы предложений. А те, кто не видит для этого достаточного основания, во главу угла ставят формальные признаки (формы глаголов).
4. Безличные предложения
Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:
Действие или состояние выражено в них как непроизвольное, никак не зависящее от какого-либо лица или группы лиц.
Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено по-разному:
1) безличным глаголом: Вечерело., Смеркалось.
2) личным глаголом в безличном употреблении в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в ср.р. ед.ч. прошедшего времени. Темнеет., Темнело.
3) кратким страдательным причастием в форме ср.р.: Уже послано на рынок за свежими продуктами.
4) словом категории состояния: Тебе холодно?, Мне хорошо.
В настоящем времени нулевая связка глагола быть
не употребляется. В прошедшем и будущем времени связка быть стоит в формах:
- прошедшего времени, ед.ч., ср.р.: Мне было хорошо.
- будущего времени, ед.ч., 3 л.: Мне будет хорошо.
5) инфинитивом: Быть скандалу., Быть беде.
6) безличным вспомогательным глаголом с инфинитивом: Хотелось отдохнуть.
7) словом категории состояния с инфинитивом: Хорошо отдыхать!
8) отрицаниями: нет (нету - разговорно-просторечное), ни: Нет счастья в жизни!
Безличные предложения многообразны и по выражаемым им значениям. В них могут передаваться и состояния природы, и состояния людей, и значения отсутствия чего- либо или кого-либо. Кроме того, в них часто передаются значения необходимости, возможности, желательности, неизбежности и др. подобные.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом-сказуемым?
Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом - подлежащим?
Как называются предложения с одним главным членом - подлежащим?
- неполные
- назывные
Каким является предложение: Что за чушь! ?
- назывное
- определённо-личное
- безличное
Каким является предложение: Берегите природу! ?
- определённо-личное
- неопределённо-личное
- безличное
Каким является предложение: В газете напечатали прогноз погоды на неделю. ?
- неопределённо-личное
- обобщённо-личное
- определённо-личное
Каким является предложение: Меня знобит. ?
- назывное
- безличное
- определённо-личное
Каким является предложение: Светает. ?
- безличное
- неопределённо-личное
- обобщённо-личное
Каким является предложение: Ему хотелось спать. ?
- определённо-личное
- неопределённо-личное
- безличное
Каким является предложение: Хотите чаю?
- определённо-личное
- неопределённо-личное
- безличное
В предложении, несмотря на отсутствие подлежащего, понятно, что речь идет от определенного действующего лица. Для проверки можно добавить отсутствующее подлежащее, восстановив его по смыслу, и это будет местоимение 1-го или 2-го лица.
Люблю жаркие солнечные дни лета.
(добавляем «я», получим: «Я люблю жаркие солнечные дни лета» — двусоставное предложение).
Будем собирать грибы? (Мы будем собирать грибы?)
Сказуемое определённо-личного предложения может быть выражено:
Глаголом первого или второго лица изъявительного наклонения.
Послезавтра еду к бабушке.
Поедешь в город?
Пойдёте направо, там увидите дом.
Глаголом второго лица повелительного наклонения.
Сегодня задержитесь после уроков разобрать домашнее задание.
Передайте мне книгу.
Возьми кусочек торта.
Чтобы не перепутать определенно-личные предложения с неполными двусоставными, следует запомнить небольшое правило:
Вспомнил прошлое.
(Можно подставить Я, ТЫ, ОН и т. д., так как глаголы прошедшего времени не имеют лица; следовательно, предложение не является односоставным определённо-личным, это неполное предложение с пропущенным подлежащим).
Очень часто в определенно-личных предложениях присутствует обращение, которое не является членом предложения, но его путают с подлежащим. Тем самым совершают ошибку, считая его двусоставным.
Марина, позанимаемся еще. (Марина – обращение, определенно-личное односоставное)
Марина позанимается еще. (двусоставное, где Марина — подлежащее).
Конспект урока русского языка в 8 классе
Примечание:
Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.
Определенно-личные предложения.
- повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
- изучение основных особенностей определённо-личных предложений;
- развитие умений находить определённо-личные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных и неполных предложений, употреблять в речи;
- отработка навыков синтаксического разбора.
Тип урока:
Комбинированный.
1.
Повторение изученного, актуализация опорных знаний.
(На предыдущем уроке была дана общая характеристика односоставных предложений, рассмотрена таблица видов односоставных предложений по типу главного члена; на последующих уроках эта таблица дополняется и конкретизируется по каждому виду).
Один ученик у доски готовит устный ответ по схеме «Виды односоставных предложений» — назывные и глагольные, с примерами.
В это время – орфографическая разминка (словарный диктант):
Стричь волосы, отрежьте хлеба, приготовьте ответ, оставьте вещи, жечь костёр, привлечь к участию, отметьте абзац, пишешь без ошибок, читаешь выразительно, давайте сделаем вместе, мочёные яблоки, выглаженная рубашка, истинное положение дел, традиционный вопрос, обновлённое здание, мощённая булыжником улица, сложенные в поленницу дрова.
Объяснение орфограмм, самопроверка.
Рассказ ученика о видах односоставных предложений.
2. Анализ предложений по наличию главных членов, подготовка к восприятию темы.
Определить вид предложений: двусоставное или односоставное, выписать односоставные, указать их тип (назывное или глагольное).
Сложенные в поленницу дрова.
Складываю в поленницу дрова.
Мы сложили в поленницу дрова.
Анализируем предложение с одним главным членом в форме сказуемого: Складываю в поленницу дрова.
Каким глаголом выражено сказуемое? (наст. вр., 1 л., ед.ч., изъявит. накл.)
Можем ли мы мысленно подставить в предложение подлежащее? Какое здесь возможно местоимение? (Я).
То есть мы можем определить то лицо, от имени которого идёт сообщение? Такие односоставные предложения и называются определённо-личными.
3. Изучение теоретического материала учебника (§ 22): самостоятельное чтение, поиски нового, ответы учащихся (озвучивание теоретического материала, подбор примеров).
4. Синтаксический разбор предложений (ученики работают у доски):
С разбором выбирай друзей.
С интересом читаю все новые произведения этого талантливого писателя.
Буду старательно готовиться к зачёту.
(Устно заменить форму единственного числа глагола на множественную, сделать вывод о том, что главный член в определённо-личном предложении может быть выражен глаголом в 1 и 2 лице настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонений).
5. Наблюдения над языковым материалом:
Сравнить два предложения и определить, какое из них является односоставным определённо-личным, учащиеся работают самостоятельно, затем при проверке обосновывают свой выбор, аргументируют.
(Вывод о том, что предложение с обращением может быть односоставным определённо-личным; надо помнить, что обращение не является членом предложения). Синтаксический разбор (на доске) предложения.
(Вывод о том, что предложение со сказуемым в прошедшем времени является двусоставным неполным).
6.
Тренировочные упражнения из учебника № 146 (продолжить текст, используя определённо-личные предложения), № 147 (выписать из текстов односоставные определённо-личные предложения, в каждом подчеркнуть сказуемое, указать, каким глаголом оно выражено).
7. Творческое задание (по группам): составить небольшой текст, в котором использовать определённо-личные предложения;
- одна группа готовит текст «Утренняя зарядка»;
- вторая – «Как приготовить салат из свежих овощей»;
- третья – «Инструкцию по применению будильника».
Чтение и обсуждение текстов, вывод о том, где в речи нам могут встретиться определённо-личные предложения.
Взаимооценивание, определение, какой группе удалось составить самый интересный и насыщенный определённо-личными предложениями текст.
8. Подведение итогов урока, рефлексия.
9. Домашнее задание: выбрать примеры определённо-личных предложений из литературы или составить свой текст-поздравление (с днём рождения, новым годом) с использованием определённо-личных предложений.
Примеры текстов, созданных учащимися в ходе выполнения творческого задания:
- «Утренняя зарядка». Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимем руки вверх, глубоко вдохнём, опустим руки вниз, выдохнем. Повторите это упражнение 7-10 раз. Наклонитесь вперед, постарайтесь коснуться руками пола. Выпрямитесь, разведите руки в стороны. Присядьте и встаньте 5-7 раз. Отдохните, восстановите дыхание. Теперь умоемся и пойдём завтракать.
- «Как приготовить салат из свежих овощей». Возьмите 2 огурца средней величины, два помидора, луковицу, зелень. Тщательно вымойте всё, луковицу почистите. Порежьте огурцы кубиками, помидоры – дольками. Измельчите зелень. Лук порежьте кольцами. Смешайте всё в салатнице, полейте подсолнечным маслом или майонезом. Не забудьте посолить по вкусу. Приятного аппетита!
- «Инструкция по применению будильника». Вытащите будильник из коробки. Вставьте батарейку. Будьте внимательны! Если её вставить неправильно, будильник работать не будет. Включите будильник. Проверьте, работает ли он. Поставьте стрелку звонка на необходимое время. Убедитесь, что будильник включен для звонка. Спокойно ложитесь спать.
Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.
Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.
Наступила осень.
Отогревшись, божья коровка выползла на камень.
Односоставные предложения
Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.
Берег озера.
Вечерело.
Зимой поеду в горы.
Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами
Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).
Итак, есть пять видов:
- , их еще называют номинативными;
- обобщенно-личные;
В нашей общей таблице мы объединим все виды.
В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.
Например:
Наступил вечер. (Двусоставное).
Вечер. (Односоставное назывное).
Вечереет. (Односоставное безличное).
Односоставные предложения видео
Конспект урока 8 класс
Примечание:
Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.
Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.
Цели урока:
- обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
- отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
- развитие умения работы в парах.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.
- Проверка домашнего задания.
Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.
В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.
Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).
Создание проблемной ситуации:
Для чего используются в речи односоставные предложения?
Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?
Это – тема нашего сегодняшнего урока.
(Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).
- Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).
Подуло холодком
От подступившей тучи.
И чернотой ее
В природе все затмилось.
Вдруг молнии копье,
Блеснув, переломилось.
За рекой осыпается лес.
Пожелтело за лесом болотце.
И в осенней лазури небес
Журавлиная ниточка вьется.
Посмотри и послушай, мой друг,
Как кричат эти мудрые птицы,
Улетая на солнечный юг,
Чтоб на север потом возвратиться.
О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного ).
Вывод по уроку:
использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.
Задания (распечатаны по количеству пар):
(Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)
Ответы по карточкам:
Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.
Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.
Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.
Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.
Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?
Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.
На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.
Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.
«Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).
Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.
Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.
На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
Середина января, а на полях почти нет снега. , а .
Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.
Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.
Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.
Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.
Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.
Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?
(Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной ).
Итоги урока, оценивание, рефлексия.
Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания: