Занятие по развитию речи в логопедической группе «Как звери готовятся к зиме»
Дунаева Лилия Григорьевна, учитель-логопед ДОУ № 287 г. Донецка, Донецкая областьОписание материала: данный материал будет полезен педагогам в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Атрибуты для игры «Какой ты? Какая ты?», конверт с загадками, ящик с песком, каштаны, шишки, палочки из камыша, сухие листья, перья, крылатки клёна, мох, сухие ветки деревьев, ветки ёлки, большие и мелкие камни, муляжи грибов.
Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных. Просмотр иллюстраций, компьютерной презентации, чтение стихов, загадок о диких животных. Разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (осень)Какая сегодня погода? (холодная, пасмурная…)
Логопед: Холод, ветер на дворе,
Руки мёрзнут в ноябре.
Осень поздняя несёт
Первый снег и первый лёд.
Какое время года придёт после осени? (зима)
Логопед: Вы правы, скоро наступит холодая, морозная, снежная зима. Интересно, а что сейчас происходит в лесу? Зимой зверям трудно будет найти себе еду, не будет ни травы, ни грибов, ни ягод. Хотите узнать, как звери готовятся к зиме? Для этого нам надо отправиться в лес.
В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
И лесных зверей мы с вами
Обязательно найдём.
Психогимнастика
Путешествие в лес
Звучит запись «Осень в лесу» (звуки живой природы)
Вот мы и в лесу. Какой мягкий мох под ногами! Идём по нему неслышно, на носочках…. Впереди непролазная чаща. Идите за мной. Пойдёмте по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно за мной.... После сильного ветра повалились деревья. Нам придётся через них перелезть…. Мы попали в полосу елового леса. Идите осторожно, раздвигайте колючие веточки, приподнимайте их, не уколитесь…
Логопед:
Ребята, посмотрите, на пеньке какой-то конверт. Это лесные жители оставили его для нас. Интересно, что в нём? Лесные звери хотят с вами поиграть, они сами о себе сочинили загадки. Кто из животных может о себе так сказать?
Не буду запасаться на зиму едой, я и так найду, что поесть, потому что очень хитрая. (лиса)
Чем лиса питается зимой? (ловит зайцев, мышей)
Сделаю запасы еды на зиму и утеплю своё жилище. (белка)
Какие запасы белка делает на зиму? (орехи, грибы, жёлуди)
Как белка готовит своё жилище к зиме? (утепляет мхом, сухой травой)
Одену на зиму белую шубку и притаюсь глубоко в снегу. (заяц)
Чем зайчик питается зимой? (обгрызает веточки осины, берёзы, ест сухую траву)
Не буду запасаться едой на зиму, потому что всю зиму буду спать. (медведь)
Где спит медведь? (в берлоге)
Чем медведь питается летом? (ягоды, орехи, мелкие животные, лакомится мёдом, рыбой)
Я похожа на кошку, могу прыгать по деревьям и опасна даже для людей. (рысь)
Чем рысь питается зимой? (ловит птиц, зайцев, мышей)
Не буду запасаться едой, я утеплю норку, свернусь клубком и буду спать до весны. (ёжик)
Чем ёжик питается летом? (фруктами, ягодами, червяками, жуками, улитками, мышами)
Логопед:
Лес – это большой дом для многих животных. Вспомните, какие животные живут в лесу? (волки, медведи…). Вы правы, в большом лесу много кого? (волков, медведей, …) Почему этих животных называют дикими? (они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами растят детёнышей, сами строят себе жилища). Скажите, какая главная забота у животных осенью? (готовиться к зиме). Почему? (зимой холодно, нет никакой еды, всё занесено снегом).
Игра «Ты какой? Ты какая?»
Логопед: Ребята, предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.Логопед: Медведь, ты какой?
Ребёнок: Я косолапый, большой, сильный, смелый, лохматый…
Логопед: Лиса, ты какая?
Ребёнок: Я красивая, пушистая, хитрая, умная, ловкая, нарядная, осторожная…
Логопед: Заяц, ты какой?
Ребёнок: Я беленький, пугливый, чуткий, осторожный, ловкий, быстрый, длинноухий…
Логопед: Волк, ты какой?
Ребёнок: Я серый, злой, голодный, опасный, хищный, быстрый…
Логопед: Белочка, ты какая?
Ребёнок: Я рыжая, маленькая, ловкая, быстрая, запасливая, пугливая…
Логопед: Ёжик, ты какой?
Логопед: Я осторожный, колючий, маленький, чуткий…
Логопед: Внимательно слушайте музыку и показывайте движения животного, изображённого на вашей маске. Как только музыка закончится, вы должны на пеньке найти хвост «своего» зверя и сказать, чей это хвост (медвежий, лисий, заячий, волчий, беличий, ежовый)
Логопед: Как интересно звери о себе рассказали и правильно нашли свои хвосты. Предлагаю вам ещё раз вспомнить, какие звери живут в лесу.
Речь с движением
Из пальцев, дружок, сложи теремок. (ладони сложить уголком)
Вот это – ворота, (ладони перед собой)
Вот это – замок, («замок»)
Вот это – окошко, («окошко»)
Вот это – труба. (руки поднять вверх)
Все дикие звери, скорее сюда. (руки вперёд, хватательные движения)
И лось здесь рогатый, (ладони скрестить)
И мишка лохматый, (сжимать и разжимать пальцы)
И ёжик колючий, (переплести пальцы)
Бельчонок прыгучий. (2 хлопка)
Здесь беленький зайчик, («ушки» из пальцев левой руки)
Здесь рыженький лис, («мордочка» из пальцев правой руки)
И серый волчонок, («когти» из пальцев левой руки)
И серая мышь. («мордочка» из пальцев правой руки)
Логопед: Ребята, очень непросто диким животным подготовить жилища к зиме. Скажите, кто где живёт.
Медведь ищет …(берлогу).
Белка утепляет …(дупло).
Лиса ищет …(нору).
Волк устраивает …(логово).
Заяц спит …(под кустом).
Ёж утепляет …(норку).
Вы согласны помочь диким животным построить жилища на зиму?
Светлана Зазерская
Конспект занятия в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме».
Цель : формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.
Задачи :
Уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;
Систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме , умение определять отличительные признаки животных;
Обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;
Воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Предварительная работа :
Наблюдение за изменениями в природе осенью;
Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме , загадки, стихи о животных;
Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;
Чтение рассказов В. Бианки «Хвосты» , «Тайна ночного леса» , В. П. Краснопевцев «Как животные служат людям» ;
-дидактические игры : «Когда это бывает?» «Дикие животные» , «Времена года» , «Какое время года хозяйничает в лесу» , «Волшебный круг» ;
Экскурсии по экологической тропе «В гости к Старичку-Лесовичку» ;
- тематические физминутки : «Зайка» , «Мишутка» , пальчиковая гимнастика «Лиса и волк» ;
Оборудование :
Интерактивная доска
Трафареты осенних листьев, фломастеры
Музыкальное сопровождение О. П. Радынова «Природа и музыка» .
Ход НОД
Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.
- А сейчас послушайте : далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.
Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)
Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы ? (ответы детей)
На доске «волшебный круг» (слайд 1)
Дети, а это что за знаки? (приметы)
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Каждой примете свое время или место» .
(дети выполняют задание)
Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (осень)
А какие задания он дал дочери? (ответы детей)
Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?
- А я заметила : мы часто ходим в гости к «Старичку-Лесовичку» , а сегодня его домик пуст (слайд2)
Как вы думаете, куда он мог уйти? (ответы детей)
Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (ответы детей)
Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?
Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес :
Вокруг себя повернись, в осеннем лесу окажись (слайд 3)
Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.
Лес для кого является домом? (ответы детей)
Дети, вы знаете как готовятся к зиме животные ?
Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча. (Белка)
Как готовится белка к зиме ?
Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек . В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…
Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем) .
Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.
С кем будет следующая встреча? (Заяц)
- Готовятся ли зайцы к зиме ?
Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.
А как заяц устраивает себе домик?
Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.
Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)
Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.
А сейчас мы немного отдохнём : физминутка «Зайка» .
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки.
Шорох тихий раздаётся :
Кто-то по лесу крадётся.
Заяц путает следы,
Убегает от лисы.
Прыгнул в бок и обернулся
И под кустиком свернулся.
Словно беленький клубок –
Чтоб никто найти не мог.
С кем следующая встреча? (Медведь)
Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме ? (много ест, запасает жир, устраивает берлогу)
Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.
Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)
Медведь - хищное животное.
Дети, а вы знаете почему так говорят «сосёт лапу» . Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.
Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые : здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся в следующий раз в осеннем лесу.
Самостоятельная работа детей.
А сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Листочки возьмём с собой, сделаем в группе красивый осенний букет, а вот нашим лесным жителям я захватила подарки (корзина с шишками, желудями, орехами)
-Говорим волшебные слова :
Вокруг себя повернись, в д/с окажись.
Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Что нового узнали о животных?
Сама природа приспособила животных к зиме , но и человек должен заботиться о животных.
Младшая группа Тема: «Кто как готовится к зиме»Программное содержание:1. Знакомство с характерными особенностями поздней осени и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.2. Знакомство с понятиями «дикие» и «домашние» животные.3. Расширение знаний о диких животных. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.4. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.
Подготовительная группа тема: «Кто как готовится к зиме».Программное содержание: 1. Закрепление знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.2. Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе.3. Расширение и обогащение знаний об особенностях осенней природы (наблюдение таких явлений природы как заморозки, первый снег, сильные ветры, дожди, иней, град, туман).4. Расширение знаний о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. Итоговое мероприятие: викторина «В мире животных».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Младшая группа Тема: «Кто как готовится к зиме»Программное содержание:1. Знакомство с характерными особенностями поздней осени и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.2. Знакомство с понятиями «дикие» и «домашние» животные.3. Расширение знаний о диких животных. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.4. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.
День недели | Режим | ||||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||||
Понедельник | Утро | Познавательное развитие; Речевое развитие; | Утренняя гимнастика. «Звериная зарядка»(фонотека) Д\Игра «Чьи детки»- закреплять знания детей в назывании детёнышей домашних и диких животных. «Кто в каком домике живет» Цель: учить строить простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования складывания бумаги пополам. Настольно-печатные игры:Разложи картинки Цель: учить детей применять свои знания о диких животных, действовать в соответствии с заданием. | «Кто что ест. » Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память Д\игра: «Собери картинку» - упражнять в умении составлять целое из частей | поощрять участие детей в совместных играх, создавать игровые ситуации, способствующие форми-рованию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Закреплять навыки умывания, способствовать выполнеию навыка сознательно и с удовольствием выполнять правила умывания. | внести: иллюстрации по теме: «Зайцы на снегу», Медведь в берлоге», «Белки на дереве» и др.; атрибуты животных для уголка сюжетно-ролевых игр; Д.игра «Чья мама» | Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. |
Позновательное развитие | Беседа «Поздняя осень». Побуждать детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опали листья, трава завяла – люди надевают теплую одежду, птицы и звери готовятся к зиме. Рассказать об особенностях состояния конкретных животных в разные сезоны («Медведи, ежики впадают в спячку, птицы собираются в стаи и улетают»). | ||||||
Худжеств.эстет.развитие(изо) | «Мишка косолапый»(ТРИЗ_РТВ) Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать красками. Закреплять умение набирать небольшое количество краски на губку, закрашивать весь предмет не сдвигая шаблон. Воспитывать аккуратность в работе. | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; | Наблюдение за поведением птиц (солнечн. погода- весело щебечут, пасм.погода- долго неподвижно сидят на ветках) П/ игра: «Воробушки и автомобили»- ловкость, умение действовать по сигналу. Трудовая деятельность: подкормка птиц на участке. Игра с перевоплощением «Лиса» Цель: Формировать умение детей имитировать характерные для животного движения-действия, применять свои знания и двигательный опыт. Развивать воображение, способствовать снятию эмоционального напряжения. | Учить детей правильно и быстро одеваться на прогулку, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик до и после прогулки. Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Цель: формировать умение соблюдать элементарные правила игры. | поощрять участие детей в совместных играх, создавать игровые ситуации, способствующие форми-рованию внимательного, заботливого отношения к окружающим. | Выносной материал Метелки, лопатки, куклы, одетые по сезону Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, пе¬чатки, карандаши, палочки, ведерки, совочки.ону | ||
Работа перед сном | социально-коммуни-кативное развитие; | прослушивание музыкального альбома: «Времена года» | |||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие . | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам под музыку Чтение и восприятие художественной литературы: Е.Трутнева «Белкина кладовая» прогр. сод: учить внимательно слушать лит.произведение, понимать содержание стихотворения. Воспитывать бережное отношение к труду животных. Рассматривание альбома (с подгруппой детей) на тему «Дикие животные». Ц.: продолжить знакомство с дикими животными | Сюжетно-ролевая игра: «больница для зверят» (игровая ситуация: врач проводит осмотр животных в зоопарке) | Воспитывать умение высказываться, не перебивая друг друга, говорить спокойно. Поощрять попытки детей рассказывать об изображенном на картине, отвечать на вопросы воспитателя, способствовать формированию фразовой речи. | Рисунки «Кто что ест?», «Узнай по контуру» Конструирование по сказке «Теремок». Учить использовать в постройках деталей разного цвета; стимулировать обыгрывание постройки и включение ее в игру. | Предложить родителям поговорить с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах |
|
Прогулка. | Наблюдение за морозными узорамиЦель: рассмотреть на окне морозные узоры. Выносной материал Деревянные лопатки. |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Вторник | Утро | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие . | Проблемная ситуация: «Зачем зайцу другая шубка?» - продолжать знакомить с жизнью животных в зимнем лесу, учить делать простейшие логич. выводы Д/и «У кого какая шубка»(в уголке эксперементирования) Подвижная игра - "Слышим - делаем"(Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.) Д.игра « Чей хвост» | «Игра с мишкой». Цель: воспитание КГН через сюжетную игру с игрушкой, развитие умения отличать части тела, находить и называть предметы ухода. Д\игра « Опиши картинку» - составление короткого описательного рассказа из 3-4 предложений. (разв. монологической речи) | Игровая ситуация «Научим мишку делать мыльную пену», «Покажем мишке, как нужно вытирать руки на сухо» | Рассматривание те-мат.альбомов: «Зима», «Зимующие птицы». иллюстрация «Белочкина кладовая», «С кем дружит ель?» Рассматривание сюжетных картинок, на которых изображено разное количество предметов (один большой мяч и много маленьких) | Беседа «Одежда детей в группе». проведение с детьми в домашних условиях закаливающих процедур и утренней гимнастики, регулярных прогулок на свежем воздухе с целью со-вершенствования привычки к здоровьесберегающему поведению |
Непосредственно образовательная деятельность | Физ.развитие | По плану физ.инструктора Сохранять и укреплять физическое здоровье детей при выполнении различных упражнений. | |||||
Соц.коммуникативное развитие | «Как звери к зиме готовятся?" Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром.Ц: продолжать побуждать детей устанавливать простые связи между сезонными изменениями в природе и поведении животных | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; физическое развитие | Наблюдение за следами на снегу - развивать наблюдательность, проявлять смекалку. П\игра: «Охоткик и зайцы»- воспит. быстроту реакции, ловкость, ориент. в пространстве Подвижная игра «Птица и птенчики» - разучить правила новой игры; формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Подв. игра «Лохматый пёс» П.игра Воробушки и кот» П.игра Мыши водят хоровод». | самоконтроль детей; контроль и оценка их деятельности; последовательность раздевания. Беседа «Почему нельзя гладить чужую собаку» | Беседа «Драться или договариваться»: развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях. Формирование представлений о безопасности поведения в повседневной жизни (не трогать и не брать в рот незнакомые растения…) | Выносной материал Лопатки, карандаши, маски для игр, формочки для игры со снегом, кукла, одетая по погоде, детские игрушечные санки. Трудовая деятельность: расчистка дорожек от снега. | ||
Работа перед сном | социально-коммуникативное развитие; | Чтение худ. литературы: «Два жадных медвежонка»Цель: формировать у детей умение внимательно слушать сказку, находить иллюстрации, соответствующие данному отрывку. Способствовать развитию интереса к чтению. | |||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.(картотека) Чтение: Л.Кондрашенко «Чьи следы на снегу»- учить вним. слушать, разв.мышление. Д/и по развитию речи: «Сравни разных медвежат» Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.(Ушакова, 15) Этюд «Мы медведя испугались»Цель: учить детей средствами пантомимы изображать себя. | С/р игра «Медвежата» Цель: развитие у детей способности принять на себя роль животного. (Краснощекова, 71) | формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам, развивать диалогическую форму речи. | Выставка книг в книжном уголке о животных «Блоки Дьенеша», «Паз-лы», «Найди пару» Шапочки медвежат | Ручной труд: «кормушка для птиц»- учить использовать бросовый материал для изготовления кормушек |
|
Прогулка. | Ситуативный разговор «Нужно ли самому уметь одеваться?».Закрепить последовательность одевания и раздевания.организация подвижных игр: «Узнай по голосу», «Мы веселые ребята»; Познавательно-исследовательская:Наблюдения в природе с наступлением осени.Наблюдаем за деревьями: листья разного цвета. |
Младшая группа Тема: «Кто как готовится к зиме»
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Среда | Утро | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Утренняя гимнастика«Звериная зарядка»(фонотека) И игра-драматизация по сказке «Теремок», этюды «Дикие животные» развитие пантомимики Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…» (Н.Д.-Ю.У.) Воспитатель подводит детей к выводу: Какова жизнь белки зимой (особенности питание и обитания). Как люди могут о них заботиться. Воспитатель предлагает заготовить корм для белок, чтобы можно было их подкармливать зимой. Изготовление волшебной книги о животных. Актуализировать и обогащать номинативный и предикативный словарь детей по теме «Дикие животные» | д\и: «Что умеют делать звери?»- созд. разнообразных словосочетаний д\и: «Дикие или домшние» - классификация животных | В процессе игр с игрушками развивать у детей интерес к окружающему миру, знакомить с родной культурой. Обсуждение «Как звери готовятся к зиме» (установка на сезонные изменения). | Рассматривание иллюстраций к рассказу К.Д.Ушинского «Спор животных» Дидактические игры: складывание узора из геометрической мозаики, осязательное обследование предмета с закрытыми глазами («Отгадай, что это?»). | Памятка для родителей «Безопасность детей – забота взрослых». Подбор пальчиковой и дыхательной гимнастик; подвижных, дидактических и речевых игр; артикуляционных упражнений. |
Непосредственно образовательная деятельность | Позновательное развитие(ФЭМП) | Игра «Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке».Развивать умения сравнивать предметы по величине, соотносить их. Упражнять в развитие умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя (вверху - внизу, впереди – сзади, справа – слева); различать правую и левую руки. | |||||
Худ.-эстет.развитие(музыка) | По плану муз.руководителя | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; физическое развитие | Наблюдение за деревьями.Цель: Формировать представления о временах года. Чтение потешки и выполнение соответствующих движений(Н.Д.-Ю.У.) «Зашагали ножки – топ, топ, топ! Прямо по дорожке – топ, топ, топ! Ну-ка, веселее – топ, топ, топ! Вот как мы умеем – топ, топ, топ! Топают сапожки – топ, топ, топ! Это наши ножки. Цель: Воспитывать умение следить за развитием действия; создавать условия для запоминания потешки. | Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Мышки в кладовой» Цель: Создание бодрого радостного настроения. Трудовая деятельность: подкормка птиц на участке | Цель: Развивать у детей разнообразные виды движений; учить выполнять движения по образцу. Игра на гармонизацию отношений «Назови меня ласково» для укрепление психологического комфорта в группе | Самостоятельная деятельность на прогулке. Игры с выносным материалом.Рули, лопатки, формочки, игрушки, машинки Трудовая деятельность: размещение кормушек для птиц на участке д\сада | ||
Работа перед сном | Обучение детей аккуратному складыванию вещей в шкафчик. Хороводная игра «Мы по лесу идем»Цель: Продолжать формировать умение детей играть в хороводные игры. Развивать умение ходить по кругу взявшись за руки. Закреплять умение четко проговаривать слова игры. | ||||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Гимнастика пробуждения: «Я на солнышке лежу»(картотека) Чтение: А.Яшин «Покормите птиц зимой» -воспит.желание заботиться о братьях наших меньших. Полоса препятствий «Лесная тропа»Цель: Формировать умение детей преодолевать полосу препятствия. Развивать ловкость, выносливость. Закреплять умение ходить по ограниченной поверхности удерживая равновесия, умение подлезать под дугу. Укреплять здоровье.(в спорт.уголке) | Игра «Спрячь животных в их домики» Куда спрячем лису? (в нору). Куда спрячем зайца? (в заросли). Куда спрячем волка? (в логово). Куда спрячем медведя? (в берлогу). Куда спрячем белку? (в дупло). | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом. Приучать после игры разбирать постройки, убирать на место строительный материал, аккуратно складывая его. | Оформление развивающей зоны «Животные леса» Д/и по сенсорному развитию: «Построим зверей на зарядку»Цель: учить детей располагать множество однородных предметов линейно, по возрастанию (убыванию) признака | ||
Прогулка. | Наблюдение за поведением птиц у кормушки П\игра: «Птицы и кошка» (по аналогии Воробушки и автомобиль») Младшая группа Тема: «Кто как готовится к зиме» | ||||||
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Четверг | Утро | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие . | Утренняя гимнастика «Звериная зарядка»(фонотека Беседы о жизни животных в лесу «Кто живет рядом с нами?». Рассматривание картинок – слайдов «Животные». Дидактические игры: «Угадай, кто это» (игрушки диких и домашних животных), «Кто как кричит» (используется запись «Путешествие с Чевостиком») Дидактическая игра «Назови маму и детеныша» Цель: Формировать умение детей узнавать и правильно называть диких животных и их детенышей. Развивать внимание, память. Дидактическая игра «Собери картинку. Дикие животные»Цель: Формировать умение детей складывать картинку из трех четырех частей самостоятельно. Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику рук. Закреплять знания о диких животных. | Полив растений Привлечение детей к показ способа полива Формировать понимание, что растениям необходимы свет и вода, за ними нужно ухаживать. Учить вместе с воспитателем готовить оборудование: приносить лейки, наливать воду в лейки. Воспитывать желание ухаживать за растениями. | Выполнение кгн процедур под песню: «Мы умеем чисто мыться» Цель: Развитие интереса к музыке и выполнению культурно-гигиенических процедур. Формировать устойчивое желание в соблюдении культурно-гигиенических навыков. | Рассматривание иллюстраций к книгам Е.Чарушина, В.Бианки. Сюжетно-ролевая игра: «Семья» (игровая ситуация: собираем крупу для подкормки птиц) Модели леса, домашних и диких животных Рассматривание и сравнение животных. Выложить маски для театрализации. | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Памятка «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице». |
Непосредственно образовательная деятельность | Речевое развитие | Беседа по картине «Белки осенью». Учить рассматривать картинки о животных, развивать умение различать и называть существенные признаки и части тела, обсуждение картины. Упражнять в развитии понимания обобщающего слова (дикие животные); стимулирования употребления в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа (медведь – медведи, заяц – зайцы). Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о диких животных. | |||||
Худ.-эстет.развитие(музыка) | По плану муз.руководителя | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; физическое развитие | Подвижная игра «У медведя во бору». Цель: Продолжать развивать умение детей играть в подвижную игру «У медведя во бору». Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом игры, четко проговаривать слова. Наблюдение за поведением собак и кошек (поджим лапы от холода, катаются на спине - к холоду) | Дидактическая игра «Что делал (делает) дворник?» (дети называют трудовые действия: чистит дорожки, убирает мусор и т. д.) | Дидактическая игра: «Я одеваюсь сам» Цель: Обогащать представления детей о процессах одевания в осенний период; развивать умение одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами. | Выносной материал: Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, пе¬чатки, карандаши, палочки, ведерки, совочки. | ||
Работа перед сном | социально-коммуникативное разви-тие; | Выполнение движений, соответствующих тексту русской народной песенки «Заинька, походи...»(Н.Д.-Ю.У.) | |||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Игровая ритмическая гимнастика «Барбарики» - способствовать быстрому пробуждению, укреплению здоровья детей, развитию двигательной активности, упражнять в выполнении вместе с воспитателем простейших движений под ритмичную музыку. Театр.-игровая деятельность: «Стоит в поле теремок» Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости, стремление выполнять имитационные действия. (Маханева, 42) | Игровая ситуация«Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом» Цель: формировать у детей культурно-гигиени-ческие навыки самообслуживания, учить правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. | Поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители | Самостоятельные игры для детей: Предложить детям кегли, кольцеброс, мячи. Цель: Учить самостоятельно развивать двигательную активность, силу, ловкость. | Оформление родительского уголка: Памятки родителям «Профилактика от гриппа», «Плоскостопие и как его избежать». |
|
Прогулка. | Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. П\игра «Лохматый пёс» -учить двигаться в соответствии с текстом, упражнять в беге. «Ловкая пара»Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.игровая дея-ть детей по интересам |
Младшая группа Тема: «Кто как готовится к зиме»
День недели | Режим | Интграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Пятница | Утро | . социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие . | Утренняя гимнастика «Звериная зарядка»(фонотека) Рассказ воспитателя «Как звери в лесу готовятся к зиме»Цель: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму)(Воронкевич, 30) Компьютерная презентация«Дикие животные» Цель: обогащать представление детей о внешнем виде животных, среде их обитания, питании. | «Надо, надо умываться по утрам и вечерам… » Продолжать формировать навыки гигиены; умываться, расчесывать волосы; вытирать лицо только своим чистым полотенцем; воспитывать желание быть опрятным и аккуратным. | Повторение элементарных правил поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями. | Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди предмет желтого (зеленого, красного) цвета». Вариант конструирования по логическим блокам Дьене-ша: «Найди нужную фигуру» | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей |
Непосредственно образовательная деятельность | Физ.развитие | По плану физ.инструктора Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта | |||||
Худ.-эстет.развитие (изо) | Продуктивная деятельность «Морковка для зайки»Цель: Продолжать формировать умение детей лепить из пластилина раскатывая его между ладонями. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; физическое развитие | Наблюдение за сезонным явлением - инеем, заморозкамиЦель: формировать представление об инее как об одном из со¬стояний воды. И не снег, и не лед,А серебром деревья уберет. Стоят деревья в инее -То белые, то синие. Столбами синеватымиСтоят дымки над хатами. И все на свете в инее -То белое, то синее. Выносной материал: Лопатки, формочки для игры со снегом, печатки.Подвижная игра«По трудной дорожке».Цель: развивать согласованность рук и ног при движении, чув¬ство равновесия, ловкость | Разучить считалку: Бежит зайка по дороге, Да устали сильно ноги. Захотелось зайке спать, Выходи, тебе искать! (Н.Д.-Ю.У.) | формирование умений быстро и аккуратно одеваться, правильно обуваться – с подгруппой, индивид. (каждый день) | Самостоятельная деятельность детей на участке, игры с выноснымматериалом – развитиенавыков совместной игровой деятельности Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки. | ||
Работа перед сном | социально-коммуни-кативное разви-тие; | «Очень, нужен людям сон» Развивать у детей интерес к своему здоровью; учить заботиться о себе; закреплять знания о том, что сон необходим человеку, запоминать правила поведения перед сном; развивать умения делать простейшие выводы. ИГРА "УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ" Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия | |||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожккам Игра для детей: «Повторяйте за мной» (ходим (дети ходят, шагаем (шагают, Прыгаем, танцуем, приседаем, бегаем и т. д.)Цель: Развивать у детей разнообразные виды движений; учить выполнять движения по образцу. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», просмотр презентации «Как звери готовятся к зиме», беседа по содержанию рассказа; | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудомРасставлять игрушки.Цели: Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться | Во время вечернего ухода домой продолжать формировать привычку прощаться с педагогами и детьми. | Дидактические игры: складывание пирамидки из 5-8 колец разной величины; складывание узора из геометрической мозаики. Выложить в уголок рисования бумагу, карандаши, шаблоны. | ||
Прогулка. | Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.Трудовая деятельность Цель: учить правильно пользоваться вениками, лопатками.П/и «Кот и мыши» Цель: учить слаженным действиям по сигналу воспитателя, упражнять в беге. |
Предварительный просмотр:
Как помочь птицам пережить зиму
Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны для выживания птиц. В суровые зимы, наличие специального жирного, высококалорийного корма поистине становится для многих птиц вопросом жизни и смерти"
Если вы проводите зиму в загородном доме или на даче, проследите, чтобы зимний корм всегда был разложен в вашем саду. Если вы живете в городской квартире, то позаботьтесь о птицах во дворе, в ближайшем парке или у окрестного водоема. Если в вашем окружении есть дети, привлеките их к изготовлению корма и кормлению птиц, ведь для них это прекрасная возможность изучения живой природы и окружающего мира, а также отличный практический урок милосердия.
Готовый зимний корм можно приобрести в садовых центрах или в специализированных магазинах для птиц, а можно изготовить самому - это совсем не сложно и не дорого.
Зимний пирог для птиц
Изготовить настоящий "зимний пирог" для птиц, основным ингредиентом которого является жир, можно так. В глубокой сковороде растопите нарезанный кусочками нутряной жир или сало, добавьте несоленые черные семечки подсолнечника, очищенные несоленые орехи, сухофрукты, сырые овсяные хлопья, тертый (любые из этих ингредиентов, один из них или все вместе - на ваш выбор) в пропорции 1/3 сала или жира на 2/3 остального. Перемешайте и поместите в удобные емкости: упаковки из-под йогурта, половинки кокоса или в специальные кормушки для "птичьих пирогов".
Когда "пирог" застынет – угощение для птиц готово и его можно разместить в саду, закрепить под окном или на дереве. Если у вас в саду есть специальный птичий стол (плоская открытая кормушка), "пирог" можно просто выложить на него. Можно также поместить его в мелкие пластиковые сетки (в таких продаются, например, чеснок или мандарины), их очень удобно прикреплять на гвоздях или ветках деревьев. Однако некоторые исследования показали, что такие сетки могут стать причиной поломанных конечностей у птиц и, например, британское Королевское общество защиты птиц ( RSPB ) не рекомендует их использовать.Хороший способ размещения "пирога" - заполнить им, как замазкой, выемки в стволах деревьев в саду или во дворе или размазать его по неровной поверхности коры. Вариант для птиц, предпочитающих кормиться на земле (например, дроздов или крапивников) – разложить жирный корм под живой изгородью, где они ищут пропитание и укрытие.
Всегда размещайте кормушки или корм с расчетом, чтобы у птиц была возможность хорошего обозрения окружающего пространства. Это поможет им вовремя среагировать на приближающуюся опасность (например, кошку , лису или хищную птицу). Не забывайте о свежей воде, которая необходима птицам и зимой. Это особенно важно для регионов, в которых не выпадает снега.
"Идешь по улице и вдруг - тихие трели... Поднимешь голову - и вот они, хохлатые жители лесов... Свиристели прилетают в наши края всего два раза за зиму: в начале, пролетом на юг, и в конце, пролетом на север - летнее место жительства. В городе бывают день-два, объедают рябину и яблоки с китайки и летят дальше... "
Другие зимние угощения для птиц
Это могут быть готовые зимние смеси для диких птиц из специализированных магазинов или домашнее угощение для птиц, которое вы готовите сами из доступных и недорогих продуктов - такие продукты обычно есть в любом доме. И, наконец, перед тем, как выбрасывать ненужные остатки еды, вспомните о птицах, которым столь необходим высококалорийный корм зимой. Вот продукты, которые помогут птицам продержаться до весны:
ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ «МЕДВЕДЬ В БЕРЛОГЕ»
Для выполнения работы понадобятся:
- картон (фиолетового или синего цвета);
- цветная бумага (зелёного, коричневого цвета);
- белая бумага;
- металлизированная бумага жёлтого цвета;
- вата;
- фигурные и обычные ножницы;
- клей ПВА, кисточка для клея;
- простой карандаш; чёрный фломастер.
Порядок выполнения работы:
1. Педагог готовит для ребёнка заготовки: ёлочки разного цвета (две из зелёной цветной бумаги и две из белой; белые ёлочки должны быть по размеру больше на 5 мм); сугроб из белой бумаги; мордочка спящего медведя из цветной коричневой бумаги;
луна и звёздочки из металлизированной бумаги жёлтого цвета; полоски белой бумаги, вырезанные фигурными ножницами, шириной 1см и разной длины для наклеивания их по краям будущей открытки.
3. В середине сугроба наклеивает мордочку медведя, который спит зимой в своей берлоге.
«Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот,
И, как маленький, сосет»
(В Берестов)
4. Намазав сугроб вокруг мордочки медведя клеем ПВА, выкладываем объемный сугроб из комочков ваты.
5. Затем берём ёлочки зелёную и белую. Намазываем клеем зелёную ёлочку, накладываем на белую ёлочку. Приклеиваем так, чтобы края белой ёлочки были немного видны (снег на ветках ели).
6. Ровно согнуть ёлочки пополам по длине. Помогает педагог.
7. Ребёнок намазывает клеем ПВА: у первой елки левую часть, у второй – правую и приклеивает их рядом друг с другом для получения одной объемной ёлочки. Затем склеить среднюю часть елки.
8. Приклеивает луну и звёздочки.
9. По краям картона наклеивает вырезанные белые полоски для декоративного оформления открытки.
Http://vk.com/public58269624
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Физическая культура” с использованием здоровьесберегающей технологий: речь с движением – “Снегири”
Цель и задачи: Уточнять и расширять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось). Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов. добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить только если приспособятся к тяжёлым зимним условиям. Воспитывать стремление помогать птицам и зверям зимой. Активизировать словарь детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы:
Конверт с письмом от Лесовичка, картинки животных, карточки-символы для игры "Перелётные или Зимующие", картинки птиц, карточки с загадками, картины зимнего леса.
Предварительная работа:
- Чтение книг: В. Бианки "Лес зимой", Ю.Коваль "Заячьи тропы", Г.Ладонщиков "Что мы видели в лесу?".
- Рисование: "Животные леса", "Деревья леса".
- Проведение экологических игр: "Кто где живёт", "Отгадай мой домик", игра-кубик "Чей хвост?"
Виды детской деятельности: коммуникативная деятельность.
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия
В: Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила письмо от нашего друга Лесовичка. Он зовёт нас с вами в лес. Но прежде чем мы с вами отправимся в гости к Лесовичку, давайте вспомним, кто живёт в зимнем лесу. Но сначала отгадайте мою загадку.
Жаль озябшего бедняжку -
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
В: Молодцы ребята! Это лес.
В: Ребята, как вы думаете, зимой в лесу есть жизнь? Или лес зимой умирает?
В: Правильно, ребята, зимой лес живёт своей жизнью. А деревья зимой спят.
В: А почему деревья зимой спят?
В: Правильно, зимой холодно и деревьям нечем питаться, т.к. по корню не идут питательные вещества, листья на зиму опадают и дерево засыпает. А ствол дерева покрыт корой, она защищает дерево от холода.
В: А какие птицы живут в зимнем лесу? Вы знаете? (Выслушивает ответы детей)
В: Хорошо, тогда мы с вами поиграем в игру "Перелётная или Зимующая" надо отгадать загадки и разделить всех птичек на зимующих и перелётных.
(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и ставят картинки с изображением птиц к соответствующему символу)
В: А звери зимой в лесу есть? Какие?
В: Правильно, зимой в лесу можно увидеть зверей. Это белка, лось, заяц, волк, лиса.
В: Давайте мы с вами вспомним, как зимуют звери.
Не мышь, не птица
В лесу резвится.
На деревьях живёт
И орешки грызёт.
В: Кто это?
В: Правильно ребята, это белка (выставляет картинку белки).
В: Где белка живёт?
(Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его и живёт в нём)
В: Чем питается?
(С осени делает запасы: орешки, грибы)
В: Как спасаются от врагов?
(Умеет быстро перебираться с дерева на дерево)
В: Как готовится к зиме?
(Линяет, Меняет шерсть, цвет)
В: А это кто такой?
Зимой белый
Летом серый.
В: (Выставляет картинку) Правильно это заяц. Как он готовится к зиме?
(Линяет, меняет цвет шерсти).
В: Чем питается?
(Корой деревьев, ветками, молодыми побегами)
В: Есть ли у зайца враги и как он спасается от них?
(Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти)
В: Ребята, а как вы думаете, кто ещё из жителей зимнего леса питается веточками и корой деревьев?
В: (выставляется картинка лося)
Правильно, ребята это лось. И люди зимой помогают перенести лосям тяготы зимней жизни. Они ставят кормушки с сеном и солью.
В: А есть у лося враг и как он от него спасается?
(Волк. Убегает или защищается рогами или копытами)
В: А это, что за зверь?
Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой
Голодный?
В: Правильно волк.(выставляется картинка волка)
В: Как волк добывает себе пищу?
(У него сильные ноги, он выносливый. Обычно ему попадаются слабые или больные животные. Поэтому его ещё называют " санитаром леса".
В: Где живёт волк?
(Волк живёт в стае и ведёт кочующий образ жизни. Для выведения потомства роет нору)
В: А это кто?
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
Кур крадёт.
В: (выставляет картинку) Правильно это лиса.
В: Почему лису называют рыжей плутовкой и ей не страшен мороз?
(У лисы тёплая, густая, рыжая шерсть, а на ногах шерсть густая, точно валенки)
В: Ребята, вы молодцы. Всё правильно рассказали. А теперь давайте поиграем.
Физкультминутка "Снегири"
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
(чёткости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности) Снятие мышечного напряжения.
В: Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.
Вот на ветке, посмотри, (Руками, как крылышками, хлопают по бокам)
В красных майках снегири (Руками показывают грудку)
Распустили пёрышки, греются на солнышке. (Делают мелкие потряхивающие движения рук, опущенных вдоль тела)
Головой вертят (Повороты головой влево, вправо, два раза)
Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивают руками)
Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! (Разбегаются по группе, продолжая взмахивать руками)
В: Мы с вами поиграли, отдохнули, а сейчас отгадайте ещё одну загадку.
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
В: (выставляется картинка)
Правильно. Медведь. Как медведь готовится к зиме?
(накапливает подкожный жир, впадает в спячку).
В: Чем питается зимой?
(Зимой спит, жизнь сохраняется за счёт использования организмом подкожного жира)
В: Вот какая жизнь зимой в лесу.
Каждый заботится о том, чтобы найти корм. В холодные дни и ночи не замёрзнуть и не погибнуть от голода. Для животных зима трудное время. Ветры, метели, снегопады занесут снегом землю, деревья, кусты, где можно отыскать пищу. Тогда для наших друзей наступают тяжёлые дни. В это время им нужна наша помощь. А как мы можем помочь нашим друзьям?
(Внимательно выслушивает ответы детей)
В: Ребята, вы молодцы. Правильно отгадали загадки, много знаете о жизни зимнего леса и его обитателей. Поэтому мы с вами в следующий раз отправимся в гости к нашему другу Лесовичку.