Во все времена важнейшие решения принимались небольшой группой людей, а то и одним человеком. Сегодня эксперты говорят о разделении политической и государственной власти, что связано с развитием плюрализма и формированием большого количества центров силы и влияния. Что объединяет, а что разделяет данные понятия? И кто в действительно принимает судьбоносные решения, способные перекроить карту мира?
Государственная власть – это способность общественных институтов контролировать поведение человека, общества и государства, ограниченная территорией, законом, легитимностью и традициями. Государственная машина – это иерархический аппарат, состоящий из множества ветвей. Все они, включая законодательную, исполнительную и судебную, сходятся на верховном органе власти (президент, правительство, парламент).
Политическая власть – это воля конкретной партии или организации бороться за лидерство в государственном аппарате конкретной страны или политического союза. Для достижения целей используются различные методы, которые разнятся в зависимости от условий региона. К примеру, прийти к власти в Германии можно с помощью выборов, а вот легитимно победить в КНДР или Китае – невозможно.
Несмотря на схожесть понятий, они имеют индивидуальные черты. Политическая власть становится государственной лишь тогда, когда партия побеждает на выборах или иным образом завоёвывает симпатию большинства общества. Может произойти и обратная ситуация. К примеру, в начале 90-х годов КПСС формально обладала государственной властью, но не политической, так как потеряла свою легитимность в глазах населения.
В то же время, возможны вариации в концентрации рычагов управления. В странах с развитым государственную власть могут держать сразу несколько политических партий (альянс, объединение). Консенсус между ними достигается путём диалога, разделения полномочий.
Выводы сайт
- Форма реализации. Государственная власть осуществляется на основе правовых инструментов: принятие законов, координация работы всех органов. Политическая власть может использовать и другие методы, которые позволены её идеологией (насилие, репрессии, террор).
- Характер. Госвласть обязательна не только для общества в целом, но и для каждого индивида в частности. Неподчинение распоряжениям правовых институтов влекут за собой ответственность. Политическая власть зачастую не имеет такого влияния, ограничиваясь членами своей партии.
- Обязательность. Государственная власть распространяется на территории всего государства. Политическая – лишь в том случае, если правительство возглавляется её партией.
- Изменение. Политическая власть утрачивается тогда, когда идеология перестаёт восприниматься значительной частью общества. Госвласть может быть потеряна как с помощью легитимных институтов (выборы, отставка), так и путём насильственного свержения (революция, война).
Власть - явление социальное. Социальная власть присутствует (хотя и в скрытой форме) везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, в государстве, т.е. там, где имеются реальные возможности и способность оказывать воздействие на поведение людей с помощью каких-либо средств. Динамика развития любой организованной общности людей представляет борьбу между властью и хаосом.
В самом широком смысле власть - всегда волевые отношения индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности - политической, экономической, правовой.
Социальная (публичная) власть - волевые (руководства - подчинения) отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработке и осуществлению общей для данного социального коллектива воли (интереса).
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово-организованном - политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.
Соотношение политической и государственной власти:
«политическая власть» и «государственная власть» - понятия тождественные, поскольку политическая власть исходит от государства и осуществляется при его прямом или косвенном участии;
«политическая власть» и «государственная власть» - понятия не тождественные, однако всякая государственная власть является политической.
Действительно, политическая власть неразрывно связана с властью государственной, находит в ней своё продолжение. Государственная власть - главный/типичный способ осуществления политической власти.
Различия политической и государственной власти трудно выделить, но они имеются:
1. Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может быть двоевластие в России 1917 г. - власть Временного правительства и власть Советов. Обладая политической властью, Советы в то время не имели самостоятельной государственной власти. Другой пример - политическая власть в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбике, переставших быть колониями Португалии (до провозглашения независимости в 1974 и 1975 гг.). Такую власть можно назвать предгосударственной. Только со временем она становится государственной, приобретает общий характер.
2. Государственная власть исполняет роль арбитра в отношениях между различными социальными слоями общества, смягчает их противоборство, выполняет «общие дела». Государство - центральный институт политической власти. Ядром политики как сферы деятельности, которая связана с отношениями между классами, нациями и иными социальными группами, является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.
Политическая деятельность не исчерпывается государственной деятельностью. Она осуществляется в рамках различных политических партий, профсоюзов, международных организаций. С помощью политической власти реализуются жизненно важные интересы крупных и влиятельных групп общества (классов, наций, этнических общностей и др.).
В отличие от государственной власти, политическая власть класса, иной социальной общности не способна исполнить роль умиротворителя противоборствующих сил общества либо осуществлять «общие дела».
3. Политическая и государственная власть имеют разные механизмы осуществления. Государственная власть характеризуется наличием аппарата управления и аппарата принуждения. Она обладает властно-принудительным влиянием на поведение людей и их организаций, обеспеченным государственно-правовыми методами.
Политическая власть класса и иной социальной общности осуществляется через: а) их организации (опосредованный путь); б) политические выступления (непосредственный путь). Если власть класса реализуется с помощью государственного аппарата при опоре на аппарат принуждения, можно говорить о государственной власти.
Государственная власть не может противопоставляться политической власти, так как политическая власть в обществе не мыслима без государства. Государство является основным универсальным аккумулятором политической власти, ибо имеет возможность:
а) придавать интересу (воле) власти общеобязательный характер;
б) использовать специальные органы (аппарат) для ее осуществления;
в) применять в случае необходимости принуждение.
Политическая власть - публичные, волевые (руководства - подчинения) отношения, складывающиеся между субъектами политической системы общества (в том числе государством) на основе политических и правовых норм.
Государственная власть - публично-политические, волевые (руководства - подчинения) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, при опоре, в случае необходимости, на государственное принуждение. Государственная власть относительно самостоятельна и составляет основу функционирования государственного аппарата.
1. Понятие политики
2. Понятие и характеристика политической власти
3. Понятие и признаки государственной власти
4. Легализация и легитимация государственной власти
Искусство управления государственно организованным обществом называют политикой.
Политика – это сфера деятельности, которая связана с отношениями между классами, нациями и иными социальными группами с позиции завоевания, удержания и использования государственной власти.
Политическая власть – это волевые отношения, которые складываются между субъектами политической системы общества на основе политических и правовых норм.
Термин «политическая власть» призван подчеркнуть реальную способность и возможность класса (социального слоя, социальной группы), который не обладает властью, вести борьбу за ее обретение, проводить свою волю в политике. Политическая деятельность не исчерпывается государственной деятельностью, она осуществляется в рамках различных политических партий, профсоюзов, международных организаций. С помощью политической власти реализуются жизненно важные интересы крупных и влиятельных групп общества (классов, наций, этнических общностей и др.). В отличии от государственной власти, политическая власть класса, иной социальной общности не способна исполнить роль умиротворителя противоборствующих сил общества либо осуществлять «общие дела». Если власть класса реализуется с помощью государственного аппарата при опоре на аппарат принуждения, можно говорить о государственной власти.
Государственная власть – публично-политические, волевые отношения, которые складываются между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, при опоре, в случае необходимости, на государственное принуждение.
Государственная власть составляет основу функционирования государственного аппарата.
Политическая и государственная власть имеют разные механизмы ее осуществления. Государственная власть характеризуется наличием аппарата управления и принуждения, обладает властно-принудительным влиянием на поведение людей и организаций, обеспечивается государственно-правовыми методами. Политическая власть класса и иной социальной общности осуществляется через их организации и путем политических выступлений. Главное назначение государственной власти - руководство общезначимыми для народа делами.
Признаки (черты) государственной власти:
1) публичная власть , то есть, выступает от имени всего общества
2) аппаратная власть – сосредоточена в аппарате, через органы и служащих которого осуществляется
3) верховная власть – представляет общеобязательную волю всего общества, имеет монопольное право издавать законы и опираться на аппарат принуждения
4) универсальная власть – распространяет властные решения на все общество
5) суверенная власть – отделена от других видов власти внутри страны (от партийной, церковной и др.), независима от них и имеет исключительное монопольное положение в сфере государственных дел; т.е. независимость во внешних сношениях и верховенство во внутренних делах страны;
6) легитимная власть – юридически (конституционно) обоснована и признана народом страны, а также мировым сообществом
7) легальная власть – юридическое выражение легитимности, способность воплощаться в нормах права, функционировать в границах закона.
Понятия «государство» и «государственная власть» - близкие и во многом совпадающие. Но между этими понятиями есть и различия. Понятие «государство» является более объемным: оно охватывает не только власть саму по себе, но и другие образования – органы власти. Государственная власть – это сами властные отношения руководства (господства) – подчинения.
Легализация государственной власти - как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.
Легитимация государственной власти - это принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.
В разных обществах и государствах характер власти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие , в других – скрытое принуждение , в третьих – организацию и убеждение. Имеет место и сочетание разных средств осуществления государственной воли.
Введение
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. В условиях реформирования российского общества вопросы изучения природы политической власти, построения наиболее совершенной ее модели приобретают существенное практическое значение которое трудно переоценить. Осуществление экономической, политической и правовой реформ требует как от руководителей, так от любого сознательного члена гражданского общества расширения знаний в области особенностей функционирования политической власти в целях более глубокого понимания процессов реформирования власти и прогнозирования возможных последствий принятия решений на любом уровне властных отношений в обществе.
В настоящей работе сделана попытка ответить на такие вопросы как: что же такое "Политическая власть", какова ее сущность, структура, определить основные пути формирования и функционирования власти в современной России.
Политическая власть: понятие, соотношение с властью государственной.
Прежде чем рассмотреть вопрос соотношения понятий государственная и политическая власть, представляется необходимым уточнить, что такое власть как общесоциологическая категория. В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:
- - силовое , трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
- - волевое , понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению;
- - власть как влияние . Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других.
- - телеологическое , в соответствии с которым, власть - это достижение определенных целей;
- - инструменталистское , трактующее власть как способность мобилизовывать ресурсы для достижения определенных целей;
- - конфликтное , сводящее власть к позиции господства, связанную со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
- - структуралистское , представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.
Перечисленные определения не являются взаимоисключающими, а взаимно дополняют друг друга. Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько подходов в рассмотрении сущности власти.
Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Этот подход представлен несколькими вариантами:
- а) теория сопротивления (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен) рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие "сила власти", которая понимается, как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;
- б) теория обмена (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнигс) трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Авторы акцентируют внимание на асимметричном характере отношений власти;
- в) теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, наниматель же диктует время и место работы.
Системные теории власти рассматривают власть как безличностное свойство, как атрибут системы. В рамках этой концепции выделяются три похода:
- а) власть как атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс, Д. Истон). Для Т. Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается, как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленные цели;
- б) мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной структурой;
- в) микроподход (М. Роджерс, Т. Кларк) трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других и рассматривается через его роли и статусы в системе;
- г) коммуникативный подход (Н. Луман, К. Дойч) понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.
Бихевиоральные (поведенческие трактовки, от англ. behavior -поведение) концепции власти , так же как и реляционистские теории, рассматривают власть как отношение между людьми. Главное внимание уделяется мотивам поведения в борьбе за власть . Выделяется несколько вариантов трактовок:
- а) силовая модель (Г. Лассуэлл) считает, что первопричиной власти является импульс - стремление к власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами;
- б) рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, конкуренция;
- в) игровая модель (Ф. Знанецкий) предполагает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться "игровым" характером, доставляющим удовлетворение участникам. Политика - это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, от актерства и способности субъекта к перевоплощению.
Итак, подведем итоги: власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект и объект (субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого - объекта). Отсутствие единого определения подтверждает многоаспектность этого явления.
Существуют разные точки зрения и относительно природы власти (первоисточника власти):
- - психологические трактовки выводят власть из психологии человека: воли к власти, комплекса неполноценности (в этом случае власть выступает средством компенсации ощущения собственной неполноценности);
- - структурно-организационный подход выводит власть за рамки психологии и связывает ее с природой организации (своеобразный "эффект" организации), со статусами и ролями индивидов в организации;
- - юридический подход выводит власть из норм и санкций, с этой точки зрения власть - это способность создавать нормы и требовать их исполнения;
- - классовый подход (марксистский) обосновал классовую природу политической власти: власть выступает организацией экономически господствующего класса.
Власть связывают с господством , под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент (навязывание своей воли в форме приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. С другой стороны, категория господства уже категории власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.
Власть может осуществляться в форме влияния . Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание).
Авторитет рассматривается как возможная форма и источник власти. Авторитет - это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции.
Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:
верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая
власть действует на основе права от имени всего общества;
легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.(8)
Предметом внимания таких наук как политология и правоведение в разные периоды развития становились как общие вопросы теории власти, так и различные аспекты содержания, структуры и соотношения понятий "политическая" и "государственная" власть. Как отмечает М.И. Байтин, "вопрос о власти в указанном аспекте стал предметом специальной разработки в советской юридической науке сравнительно недавно, примерно с начала 60-х годов, и нуждается в дальнейшем глубоком изучении".(1)
Теперь рассмотрим вопрос соотношения понятий "политическая" и "государственная" власть. В целом по этому вопросу существуют две полярные точки зрения: первая заключается в том, что ее приверженцы настаивают на идентичности и синонимичности этих понятий. В частности М.И. Байтин возражая Ю.А. Дмитриеву настаивает: "… политическая, или государственная, власть – это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется самим государством или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке." Такой подход в этом вопросе стал определяющим для многих советских ученых-юристов, он основан на взглядах классиков марксизма-ленинизма. Так в статье К. Маркса "Морализирующая критика и критизирующая мораль" мы находим прямое указание на тождество понятий "государственная" и "политическая" власть". Следует заметить, что в условиях авторитарного режима вышеозначенная трактовка соответствует действительности, поскольку и общественные организации, и государственные органы являются носителями одной господствующей идеологии, ставшей стержнем общественной жизни, служат общим целям защиты государственного строя и обеспечения господства партийно-государственных структур. Такой подход, приемлемый для периодов революционной смены политических режимов, переходов от одной общественно-экономической формации к другой, вряд ли может быть универсальным для любой политической ситуации, особенно мирного, спокойного развития.
Сторонники другой точки зрения понятие "политическая власть" употребляют в более широком смысле, чем "государственная власть", – это власть осуществляемая не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и иными общественными объединениями. Ярким представителем такой точки зрения является упомянутый Ю.А. Дмитриев. Дело в том, что отождествление Марксом государственной и политической власти основывалось на том, что он не разделял между собой государство и гражданское общество. Государство и все его разнообразные институты, в частности избирательная система, по мысли Маркса, есть политическое бытие гражданского общества. "Подобный взгляд уже не отвечает современным представлениям о таком институте, как гражданское общество. В мировой науке сегодня получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним.
Оно включает в себя:
добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения);
совокупность негосударственных (неполитических) экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений;
производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;
сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики."(5)
Таким образом, выделяют следующие различия между государственной и политической властью: "во-первых , в составе субъектов, обладающих соответствующими властными полномочиями. Непосредственными субъектами государственной власти выступают федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов федерации. А субъектами политической власти являются политические партии, иные политические общественные объединения и субъекты избирательного процесса (избирательные объединения), а также органы местного самоуправления. Отнесение же народа к числу субъектов конкретного вида власти зависит от того, какая часть народа выступает участником данного властеотношения. Если речь идет о многонациональном народе РФ, осуществляющем властные полномочия в формах непосредственной демократии, закрепленных законом, то он выступает субъектом государственной власти федерального уровня.
При этом население субъекта федерации, осуществляющее те же предусмотренные законом полномочия в пределах территории субъекта, становится субъектом государственной власти регионального уровня. А местное сообщество, действующее в пределах своей территории, как негосударственный институт является субъектом политической власти. Субъектами политической власти будут также те объединения граждан, которые созданы в порядке реализации нрава граждан на объединение и преследуют политические цели.
Необходимо подчеркнуть, что различие между субъектами государственной и политической власти, когда речь идет о совокупности граждан, весьма условно и зависит от конкретного нормативного регулирования. Например, совокупность граждан, участвующих в референдуме, представляет собой субъект реализации государственной власти, а та же совокупность граждан, образующих политическую партию, является уже субъектом политической власти.
Во-вторых , различие между государственной и политической властью состоит в том, что они имеют разное поле для реализации своих полномочий. Полем действия государственной власти является собственно государство и его органы. Власть государства распространяется на гражданское общество лишь в части установления правовых норм, обеспечивающих нормальное его функционирование. А полем реализации политической власти, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Политическая власть выходит за рамки гражданского общества, только когда необходимо воздействие на процесс формирования государственных органов или осуществление давления на них.
В-третьих , различие между рассматриваемыми видами власти состоит в методах, используемых ими для достижения поставленных целей. Оба вида власти, используют достаточно широкий комплекс методов властного воздействия. Различие состоит лишь в том, что субъекты политической власти не могут непосредственно использовать метод гоcударственно-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам государственной власти.
И наконец , различаются они объемом своих полномочий. Только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления (субъектов политической власти) ограничены конкретной территорией, подвластной данному органу." (5)
В завершение следует заметить, что политическая и государственная власть имеют много общего. Помимо общего источника в лице многонационального народа оба вида власти имеют публичный характер, общие цели - управление делами общества и государства и близкие по характеру методы их реализации. В демократическом правовом государстве они реализуют волю своих субъектов в рамках, установленных законом. Однако условия формирования в Российской Федерации такого государства, становление в ней гражданского общества ставят правовую науку перед необходимостью глубже исследовать институты политической и государственной власти, четче разграничивать эти понятия и их содержание.
Принимая во внимание тот факт что любая политическая организация (как то: партия или движение) отражает интересы определенной социальной группы, то представляется объективно более справедливой (в общечеловеческом смысле) именно внеполитическая трактовка государственной власти и предоставления государственным институтам функций регулирования и балансирования в удовлетворении интересов всех социальных групп. Следовательно, оптимально определить политическую власть как " механизм выявления и удовлетворения определенных наличествующих в обществе политических интересов, реализующихся посредством деятельности всех организаций политической системы" (9), а государственную власть как "институциональный механизм согласования и координации социально-политических интересов и придание политической воле, отражающей компромисс этих интересов, общеобязательного юридического характера, закрепленного в законах государства"(9).
Государство - основной структурный элемент политической системы, в основе которой лежат отношения власти-подчинения. Поэтому государство как общественная надстройка и система управления человеческим обществом немыслимо без государственной власти.
Государственная власть выступает сердцевиной, сущностным ядром государства. Собственно говоря, государство и есть особая форма организации власти, имеющей внешнее выражение в своих носителях - аппарате управления.
Власть - эго необходимое и основное связующее звено между государством как управленческой структурой и политической системой общества. Она является фундаментом и смыслом существования любой политической системы, поскольку отношения власти и подчинения всегда присутствуют в политически организованном обществе.
Что же такое власть? Какова природа и сущность этого феномена социальных отношений?
В самом общем смысле власть как явление предполагает подчинение воли одних субъектов воле других. Власть - это определяющее воздействие на волю, сознание и поведение субъекта, побуждающее его подчиняться воле носителя власти, основанной на авторитете или принуждении.
То есть в основе подчинения лежит либо принуждение (или возможность его применения), либо авторитет, проявляющийся в способности убеждения.
Признаки власти :
- 1) складывается, проявляется в отношениях между людьми (индивидами);
- 2) основное предназначение власти - организовать межличностные отношения и взаимодействие;
- 3) имеет волевой характер. Власть - это проявление воли, выражающееся во взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля это элемент сознания индивида, заключающийся в активном, деятельном стремлении что-либо изменить (окружающую среду, поведение другого субъекта, социальные отношения);
- 4) всякая власть обладает определенными средствами своего осуществления. То есть должны быть инструменты для того, чтобы навязать свою волю. В противном случае воля властвующих, а значит и сама власть, не могут быть реализованы.
Власть, проявляющаяся в относительно большой общности индивидов и построенная на социально-биологических законах общежития и управления, называется социальной.
В социальном смысле власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в способности и возможности определенных субъектов осуществлять свою волю, оказывая воздействие на сознание и деятельность индивидов, их объединений посредством использования авторитета, убеждения, принуждения .
Признаки социальной власти:
- 1) складывается, проявляется в отношениях внутри и между группами людей (индивидов);
- 2) основное предназначение - организовать общественные отношения;
- 3) направлена на удовлетворение интересов общества в целом.
К жизни отношения власти и подчинения вызывает, на первоначальных этапах развития общества, необходимость управления и координирования деятельности социальной общности. Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социуму жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь в социуме становится упорядоченной. Следовательно, социальная власть носит в обществе объективный характер, является фундаментальным свойством любой общности индивидов.
В дальнейшем развитие властеотношений обусловлено появлением у индивидов различных несовпадающих интересов, где одни интересы должны быть подчинены другим или достигнут компромисс. И пока эти интересы носят объективный характер, а цели общества в целом едины, власть продолжает сохранять социальный характер.
Но как только в системе интересов индивидов и их групп общие интересы заменяются групповыми, власть начинает приобретать политический характер. Как верно отмечает С. Н. Кожевников, «политическая жизнь, а вместе с ней и политическая власть возникла в обществе, где люди разделены неодинаковым положением, разными интересами, а в этой связи вступают в состояние определенной борьбы» .
Таким образом, политическая власть - это власть в социальнодифферен- цированиом обществе, способная управлять социальными процессами и влиять на принимаемые в обществе решения в интересах определенных социальных групп.
В государственноорганизованном обществе политическая власть реализуется по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях ее использования как наиболее эффективного средства для удовлетворения интересов властвующей социальной группы.
Признаки политической власти :
- 1) возникает только в социальнодифференцированиом обществе (т.е. при наличии несовпадающих интересов у различных социальных групп);
- 2) оказывает влияние на принимаемые в обществе решения;
- 3) управляет социальными процессами в интересах определенных социальных групп;
- 4) в государственноорганизованном обществе реализуется по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.
Основной разновидностью политической власти является власть государственная или административно-управленческая.
Государственная власть - это разновидность политической власти, которая обладает монопольным правом издавать веления, обязательные для всего населения, и опирается на специальный государственный аппарат как на одно из средств для соблюдения изданных ею законов и распоряжений.
Можно сказать, что государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между государством и субъектами социальных отношений, опирающееся на государственное принуждение или возможность его применения. Государственная власть осуществляется государственными органами и должностными лицами либо делегирована (санкционирована) ими другим субъектам, т.е. проводится от имени, по уполномочию и при поддержке государства.
Особенности (свойства ) государственной власти :
- 1) всеобъемлющий характер (универсальность) - государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории;
- 2) верховенство государственной власти - государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории. Государственная власть стоит выше всех других организаций и общностей страны, которые обязаны ей подчиняться;
- 3) суверенность государственной власти - ее независимость от какой- либо иной государственной власти как внутри государства, так и вне его;
- 4) институционалированность государственной власти - власть проявляется вовне в виде особых сложноструктурированных государственных институтов - государственных органов и учреждений, формирующих государственный аппарат;
- 5) публичность государственной власти - государственная власть осуществляется профессиональным государственным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти;
- 6) обладает исключительным правом (прерогативой) на правотворческую деятельность. Только государственная власть имеет особое средство для придания своим велениям обязательного характера, которых нет у иных видов власти - право, которое является самым эффективным регулятором общественных отношений;
- 7) имеет особые средства воздействия на общество, которых нет у иных видов власти, - специфическую принудительную силу, реализуемую системой исправительных учреждений, полицией, внутренними войсками, армией и т.д.;
- 8) осуществляется в специфических, легализованных формах, прежде всего, правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;
- 9) государственная власть - всегда авторитет, т.е. имеет не просто возможность оказывать влияние на поведение субъекта, но это влияние носит безоговорочный характер. Чаще всего авторитет основан на насилии и принуждении, но может быть и подлинный авторитет, основанный на добровольном признании и подчинении власти. Но в любом случае, все обязаны подчиняться государственной власти;
- 10) обладает дуалистическим характером выполняемой функции: обще- социальной и классовой.