Несколько лет назад модницы для создания уникального образа стали использовать цветные мелки для волос. Окрашенные пряди смотрятся ярко и дерзко, не заметить разноцветную прическу просто невозможно.
Для тех, кто не осведомлен, как пользоваться мелками для волос, такой вариант кажется слишком экстремальным и сложным. На самом же деле, мелки для волос – находка для желающих поменять цвет волос, но при этом не краситься химической краской.
Окрашивание прядей пастельными мелками – возможность самостоятельно, легко, быстро на один день изменить образ.
Характеристика и виды и пастельных красок
Что пугает женщин при обычном окрашивании волос? Вред от химического воздействия красителя; боязнь, что цвет не понравится или скоро разонравится; необходимость постоянно подкрашивать корни; проблемы . Этих сложностей нет при окрашивании волос пастелью.
Цветные мелки для волос – это пастель, спрессованная в цилиндрические или прямоугольные брусочки (как цветные детские мелки).
Пастельные мелки продаются в магазинах с канцелярскими товарами и в специализированных художественных салонах. Выпускаются такие мелки обычно в наборах по десять или двенадцать штук. Различаются по цене, качеству и производителю.
Спрашивать в художественных магазинах нужно качественную сухую и мягкую пастель. Правильный выбор пастели – главное правило при окрашивании волос. Но даже верно выбранная пастель , поэтому мелками не рекомендуют пользоваться чаще одного раза в неделю. После применения пастели бальзамами и масками для волос.
Цвет на волосах держится ровно до того момента, пока девушка не помоет голову с шампунем. Исключение составляют случаи, когда подобрана некачественная или жирная пастель.
Некачественные мелки могут нанести вред за счет агрессивных добавок, а жирная пастель проникает в волосы и изменяет их структуру. Внешне волосы, окрашенные такой пастелью, смотрятся как грязные и липкие, и смыть ее сложно.
Косметическая пастель для волос выпускается в виде пудры или теней, на вид напоминающих тени для век. Бывает сухой, рассыпчатой и жирной. Оптимальный вариант для домашнего применения – сухая косметическая пудра для волос.
В составе косметической пастели, кроме тех же компонентов, что и в художественной, есть защитные, питательные и смягчающие добавки. Благодаря этому, косметическая пастель несильно сушит волосы, но по цене обходится дороже.
Для окрашивания волос подойдет сухая и мягкая художественная пастель или специальная косметическая пудра для волос.
Популярны пастельные мелки среди юных девушек и молодых женщин. При помощи мелков для волос создают праздничные и вечерние прически, а также подкрашивают волосы маленьким деткам.
Нужно учитывать, что окрашенные мелками пряди, при соприкосновении с одеждой, способны ее запачкать. Краска после отстирается, но пятна на одежде испортят образ и настроение. Выход: надеть одежду под цвет пастели, сделать высокую прическу или такую, при которой окрашенная часть волос не коснется одежды.
Эффектно цветные пряди смотрятся в заплетенных косах и на свободно ниспадающих локонах. Окрашивают как отдельные пряди, так и часть волос. Цветными пастельными мелками , колорирование, омбре и так далее. Волосы можно окрасить как угодно, а прическу превратить в произведение искусства. Не рекомендуется красить всю шевелюру мелками.
Процедура окрашивания волос пастелью
Покупая художественную пастель, девушки задаются вопросом о том, как пользоваться мелками для волос, ведь к таким краскам не прилагается инструкция. Кроме того, есть разница в техниках нанесения пастельной пудры и сухой пастели.
Ничего сложного в процедуре окрашивания волос пастельной краской нет, но есть рекомендуемая парикмахерами последовательность действий:
- Вымыть и хорошо высушить волосы. Грязные пряди пастель для волос не прокрасит.
- Застелить пространство вокруг рабочего места газетой, и накрыть плечи ненужным полотенцем (или надеть старую футболку). Частички и пылинки сухой пастели, осыпаясь на пол и одежду, могут их окрасить. Нужно заранее побеспокоиться, чтобы пастель не запачкала светлую мебель и предметы интерьера.
- Волосы разделяют на прядки, фиксируют заколочками и выделяют по одной для окрашивания. На этом этапе начинаются технические нюансы.
Если окрашивают темные волосы, каждую прядку слегка смачивают или опрыскивают водой. Светлые волосы окрашивают без увлажнения.
Пастель, разбавленная водой – более сильный краситель, нежели сухая. Светлые волосы окрасятся и без дополнительной влаги, темные не так легко «принимают» краску.
Если используют мелки для волос, одну прядь закручивают в жгутик и зажимают кончик в руке. Волосы скручивают для того, чтобы они равномерно окрасились и не повредились мелком. Пастель аккуратно наносят сверху вниз, не растирая волосы мелом.
Когда волосы окрашивают специальными косметическими тенями, прядь, не скручивая, прижимают к ним пальцами и тянут сверху вниз.
Чем больше наносят пастели на волосы, тем ярке цвет. Но в таком случае смыть краску с волос труднее.
- По окончанию процедуры, волосы хорошо встряхивают, так как частички мела могут застрять в прядях. Если волосы увлажнялись, просушиваются феном.
- Для закрепления эффекта проводят термическую укладку утюжком (выпрямляют) или щипцами (завивают), после чего прическу сбрызгивают лаком для волос. Температура закрепляет краситель, а благодаря лаку он дольше задержится на волосах.
Пастель выбирают в зависимости от цветовых предпочтений или ту, которая сочетается с цветом наряда либо подходит под цветотип внешности.
Учитывается сочетание цвета красителя и натурального тона волос. Блондинкам подходит красный, розовый, желтый, оранжевый; брюнеткам белый, голубой, фиолетовый. На русых и шатенках хорошо смотрятся синий, зеленый, бирюзовый цвет.
Особенности работы с сухой и масляной пастелью.
Техника работы пастелью появилась очень давно. Она берёт своё начало от рисунка мягкими материалами — сепией, углём, сангиной, угольным карандашом. Начинающим не стоит сразу браться за этот материал. Сначала следует научиться основам академического рисунка и живописи. Ценный опыт начинающие художники получают, работая сначала мягкими материалами. При работе пастелью поначалу следует ограничивать количество используемых мелков. Например, отложить мелки основных цветов для работы в отдельную коробочку. Это позволяет добиваться большей цельности работы.
Картина художника
Здесь будут рассмотрены техники работы с сухой и масляной пастелью.
Техника работы сухой пастелью
кажется начинающим не очень сложной. Но на деле она требует опыта и последовательности в работе. Пастель позволяет пользоваться разнообразными приёмами работы. В то же время нет готовых универсальных рецептов, как нужно работать пастелью. Пастель допускает большое разнообразие в технике. Каждый художник, работая пастелью, вырабатывает собственные приёмы работы, которые соответствуют его творческим задачам и темпераменту.
Предварительный рисунок
для работы сухой пастелью следует намечать легонько любым мелком пастели, не сильно отличающимся от тона бумаги, например, серого цвета или угольком, который легко смахивается тряпочкой. Уголь лучше брать обожжённый (ивовые веточки диаметром 3-4 мм.).
Графитный карандаш
для нанесения предварительного рисунка непригоден
в силу того, что на него пастель затем плохо ложится.
При работе на светлой бумаге
хороший результат даёт предварительный тоновой рисунок углём, чёрным и серыми мелками. Таким методом пользовался художник И. И. Левитан, который оставил нам в наследство множество мастерски исполненных пастелей. Метод работы художника хорошо виден на незаконченной работе «Сжатое поле». В процессе работы старайтесь сохранять найденные тональные отношения.
Затем, отломив кусочек от мелка длиной около 2-3 см., работая им «плашмя», наносим основные тона. Если бумага подобрана в тон рисунка, то оставляем её, где это необходимо. После того, как найдены основные цветовые и тоновые отношения, можно приступить к уточнению рисунка. На этом этапе уточняется форма, прорабатывается объём предметов. На этом этапе можно применить такие приёмы работы пастелью: штрих, линия, точки и т. п. В отдельных местах кладём мазки плашмя. Техника зависит от задач, которые ставятся перед рисующим, пастель позволяет хорошо передавать материальность предметов. Для обобщения формы пастель хорошо растирается. Растирать можно растушевкой, пальцем. В то же время, стоит отметить, что при злоупотреблении растиранием забиваются поры бумаги, последующие слои пастели хуже ложатся.
При нанесении штриха, хорошо сочетать дополнительные цвета.
Например, сделаем зелёную подложку, на неё нанесем красные штрихи. Таким способом можно получить любой оттенок — от зелёного до красного, при этом выглядеть всё будет интереснее, чем просто ровно выкрашенная поверхность.
В работах начинающих самая распространённая ошибка
— неумение соблюдать тональные отношения. Помимо лепки объёмной формы, нужно помнить о том, что каждый предмет имеет свой собственный тон. Для правильной передачи тональных отношений следует определить, что самое тёмное, что светлее, что самое светлое.
Особенностью сухой пастели является то,
что все мелки содержат обыкновенный белый мел. Из-за этого сухая пастель не позволяет получить насыщенных по цвету теней. В тенях следует отдать предпочтение правильному тону. Я предлагаю использовать такой приём: темные участки прокрашиваются черным, тёмно-серым, затем поверх вводится цвет, как штриховкой, так и методом растушёвки.
После того, как проработаны все части рисунка, следует снова посмотреть на рисунок в целом. На этом этапе идёт работа над выделением главного в рисунке. Второстепенные, излишне контрастные детали в пастели легко смягчаются растушёвкой. То, что нужно подчеркнуть, выделяется за счёт объёма, лучшей проработки деталей.
При закреплении пастели
особенно темнеют чёрные и тёмные цвета. Поэтому для теней лучше использовать уголь. Для прорисовки мелких деталей хорошо использовать мягкий угольный карандаш, иногда карандаши сепии, сангины.
В сухой пастели одна из основных проблем - сохранение рисунка.
Закрепление пастели всегда приводит к изменению тона. Пастель можно не закреплять. Но в этом случае следует заранее озаботиться о её сохранности.
Во-первых, исполнить рисунок на поверхности, с которой пастель не будет осыпаться: лучше на наждачной или бархатной бумаге, или на бумаге с ярко выраженной фактурой, с которой пастель заведомо не осыпется. Также можно работать на натянутом холсте. Холст обычно натягивается посредством колков, которые забиваются молотком. В случае с пастелью это недопустимо. Следует искать специальный подрамник, изобретённый художником Жило, на котором холст натягивается с помощью специальных винтов.
Во-вторых, незакреплённая работа помещается под стекло. При этом стекло не должно касаться работы. Для этого служит паспарту. Паспарту белое самое универсальное, подходит для большинства работ, цветное паспарту при неудачном подборе только испортит работу. Желательно, чтобы лист паспарту был потолще и работа не касалась стекла. Рамка лучше тонкая, для больших работ требуется металлическая рамка. Стекло лучше использовать антибликовое, для больших работ в тонких рамах лучше подойдёт оргстекло. Оргстекло удобнее, если работу нужно возить на выставки. Недостатком оргстекла является то, что оно легко царапается.
Можно закреплять пастель лаком для волос,
но от него она сильно темнеет. Также не очень подходят универсальные фиксативы. Поэтому рекомендуется пользоваться специальными фиксативами для сухой пастели в аэрозольных баллончиках. В результате закрепления пастель становиться темнее, несколько контрастнее, а также теряет бархатистость поверхности. Поэтому при работе желательно учесть потемнение пастели. После закрепления я рекомендую, если это необходимо, легкими штрихами немного поправить рисунок, чтобы компенсировать произошедшие изменения. После этого рисунок можно ещё раз закрепить, а если предполагается держать рисунок под стеклом, то лучше не закреплять во 2-й раз.
Закреплённая сухая пастель всё равно требует бережного обращения. Предпочтительнее рисунок поместить под стекло. Если пастель хранить в папке, то с лицевой стороны необходимо переложить рисунок тонкой гладкой бумагой, а ещё лучше калькой. Незакреплённую пастель хранить в папке недопустимо, она осыпется и смажется.
Передо мной лежит ящик с пастелью разных фирм- известных и не очень. На каждом мелке подписано, кто его произвел, но рука художника игнорирует эту опцию)). Мне важен цвет, форма мелка и его мягкость. Форма двух видов. Толстенькие колбаски, таким бывает обычно соус, тонкие, такие, как сангина. Ну и еще в виде заточенных карандашиков, - "детский" вариант.
Толстые удобны для быстрой прокраски больших плоскостей, тонкие для более мелких цветовых фрагментов. Карандаши быстро затачиваются под руку, под авторский наклон.
Но прокрутим пленку немного назад, чтобы увидеть тестируемые наборы целиком....
А в магазине "Красный карандаш" это выглядело так:
Правда, сложно выбрать?
Вот мы и выбрали все, что попалось на глаза:)
А именно масляную пастель в наборе следующих фирм-производителей:
sennelier
koh-i-noor (круглые и квадратные мелки, 2 варианта)
derwent
pebeo
staedtler
louvre
maimeri
daler rowney
невская палитра
royal talens
reeves
peroci (два варианта пастели- мелки и карандаши)
creall
titi
А теперь обо всем подробнее...
Этот вид пастели, в отличие от сухой, в качестве связующего имеет масло, что делает результат работы внешне напоминающим масляную живопись.
Мелки бывают более и менее твердыми, и я не могу назвать ни то, ни другое, минусом. Во время эксперимента по тестированию пастели от магазина "Красный карандаш", я использовала и самую мягкую пастель, и более твердую. И для каждой нашлось свое место даже в одной и той же работе.
Например, вот в этой.
Дело в том, что каждый из нас, совершенно каждый человек, уникален в своем почерке. Ну что я говорю, все и сами знают))). А почерк формируется на основании характера и каких- то внутренних порывов. Это тоже факт общеизвестный.
Почерк художника- это не только движение его души, но также и рука. Вы же сами заметили по себе, наверное, комфортнее ли вам работать кистью, или все- таки лучше острие карандаша. А может быть, вы и мягкость карандаша точно для свободного своего рисования выбрали бы определенную. Например, мой простой карандаш- 4В. Могу работать другими, но этот мне для моего формата графики оказался наиболее удобным.
С пастелью же оказалось иначе.
Вот, например, в начале работы, когда необходимо наметить общую композицию и сделать построение, лучше брать мелок достаточно твердый. Он позволяет быть в построении достаточно точным, а ведь это важно, и в то же время, если брать очень мягкие мелки, то вторым слоем, когда будем делать тон и уточнять, работать может оказаться сложно, возможно скольжение и некрасивый итоговый эффект. Все- таки, процесс работы масляной пастелью более графичен, чем возможный живописный результат.
Сразу извинюсь, что выкладываю фото вместо скана, и что фото вечерние)). Но в качестве иллюстрации, я думаю, они подойдут.
Тон я уже накладывала мелками чуть более мягкими, твердые менее укрывисты, отдают пигмент неохотно.
Отвлекусь на базу. Этот натюрморт имеет формат 30*40 см и выполнен он на натянутом холсте, тонированном черной краской. Этого эффекта можно добиться, если приобрести в художественном магазине черный грунт, в "Красном карандаше" на Таганке он точно есть, там же есть и готовые холсты на подрамниках различных оттенков. Мне лично полюбилась основа черная из-за эффекта глубины, который она дает законченному произведению.
Итак, я работаю с цветом. Да, на черном тонированном холсте грамотнее начать именно со света, ведь цвет на свету нам лучше всего понятен. Цвет ведь рожден светом, правильно? И форма предметов вылеплена с помощью света. Получается, что сама работа на темной базе более логична, чем на светлой, в частности, белой. На белом листе мы идем от обратного, от тени, и это заставляет нас в рисунке больше думать, чем видеть и чувствовать. С черной базой более задействована наблюдательность и глазомер в целом.
Но вот что я скажу о цветах.
В сухой пастели есть возможность создания сложных тоновых градаций, и этим она полюбилась художникам- реалистам. В масляной немножко все обстоит иначе. Есть возможность создать смешанный цвет, и он тоже будет прозрачным, как в сухой пастели, но почему- то именно здесь меня потянуло на яркое пятно, то есть захотелось большей условности, чем реализма.
Вот иллюстрация о том, как выглядит цвет при механическом сухом смешивании (есть еще способ с пиненом или иным разбавителем масляной краски).
После того, как сделан свет, работаю с тенями. Тени можно сделать прозрачными, если взять более твердые мелки и подштриховать, как будто карандашом, с просветами.
Заключительный этап был связан с некоторым уточнением в цвете, и я на свету поработала мелками Sonelier. Они экстрамягкие, если даже иногда ощущение, что держишь в руках масляную краску:). Они щедро расходуются и оставляют в душе чувство удовлетворения.
Для наглядности я сделала такой образец мелками различных фирм, но одного цвета. Вы видите, они разные. Более твердые похожи на цветной карандаш, самые мягкие- скатываются благодаря своей пастозной консистенции.
Кружочком я отметила самую мягкую пастель, квадратом среднюю, треугольником твердую.
Выделить я могу:
Sennelier. Потому что мелки этой фирмы более всего напоминают масляную краску во время работы. Кстати, они ложатся таким толстым слоем, что их просто необходимо фиксировать. Разумеется, фирма- производитель это учли и создали отличный фиксатив. Очень его рекомендую. После того, как работа покрывается слоем этого лака, она не приобретает жирного блеска, но при этом на ощупь крепко "прирастает" к холсту.
Koh-i-noor в квадратных палочках. Потому что уголками палочек удобно делать мелкие детали. Потому что эти мелки всегда дают достаточно тонкие для масляной пастели градации тона. Потому что это самые твердые мелки: графики меня поймут:).
Карандаши Peroci, позиционирующие себя как масляная пастель и цветной карандаш с эффектом размытия. У меня вышла очень интересная по технике работа этим материалом работа, и я ее покажу отдельно по стадиям с объяснением, что к чему.
Royal Talens. Потому что есть большие наборы из многих мелков:).
А остальные мелки нужно подбирать и под руку, и под цель. Качество все фирмы показали весьма достойное.
Кстати, должна обрадовать моих читателей из разных городов.
Если вы решите что-то приобрести в интернет-магазине "Красный карандаш" , то ваш заказ доставят вам в любой город России!
Чем отличаются восковые мелки от пастельных?
- можно размазывать как пластилин...оченъ интересно получается с масляной пастелъю когда исполъзуется уайт спирит для стилистической обработки.... я вот недавно рисоал масляной пастелъю и "вминал" цветовые пятна друг с другом-интересно ощущение-как будто бы работаешъ с пластилином-получаются вмеру мягкие жеские переходы/////ЧТОЖ КАСАЕТСЯ ВОСКОВОЙ ПАСТЕЛИ ТО ЕЁ МОЖНО ППОДВЕРГАТЪ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКЕ (для смягчения воска чтоб в момент талости штриха создатъ необыкновенные эффекты)
- Восковые мелки (или карандаши) содержат несколько основных компонентов: натуральный или синтетический воск, неорганические наполнители (например, тальк) , органические и неорганические цветные пигменты, а также эмульгирующие агенты в случае мелков с водорастворимым эффектом. Восковые мелки оставляют насыщенный ярких штрих и пригодны для выполнения работ в различных техниках: сграффито (sgraffito), энкаустика (encaustic), вайпинг (wiping technique), фроттаж (frottage) и других. Свойства восковых мелков:
Быстрое и простое использование
Насыщенный, яркий, рваный след
Не пачкается почти, по сравнению с сухой пастелью
Размазывается тоже меньше
Невозможность исправить
Плохо стирается
Не смываются водойПастель (от лат. pasta - тесто) чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества, истертого в тончайший порошок, с примесью гумми-арабика или гумми-адраганта как связующих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара; для этой же цели служит также овсяный отвар и молоко. Тесто, таким образом, приготовленное накладывается в формы, из которых вынимают карандаши, готовые, когда масса высохнет.
Пастель бывает трех типов - «сухая» , масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки» , что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.
Так что разница, как видите, в составе и свойствах. Они по-разному ложатся на бумагу и дают различные фактуры.
Но может возникнуть вопрос: ведь есть же и восковая пастель, которая в составе также имеет воск, как и восковые мелки. В чем разница между ними? Если потереть пальцем – восковые мелки не пачкаются, а пастель, даже восковая и масляная, все-таки немного смазывается. Причем, чем она мягче, тем более смазывается. Это дает дополнительные возможности создавать интересные эффекты. Кроме того восковая пастель бывает значительно ярче восковых мелков или карандашей.