Рисование пастелью. Мастер-класс для начинающих
Мастер-класс по рисованию пастелью картины «В гостях у мухоморов».
Котенкова Екатерина АнатольевнаМесто работы: воспитатель МБДОУ детский сад №1 д. Старое Мелково, Тверская область, Конаковский район.
Мастер - класс предназначен для воспитателей, учителей, детей старшего дошкольного и школьного возраста.
Цель : познакомить с техникой рисования пастелью.
Назначение мастер-класса: создание рисунка для украшения помещения, развития познавательного интереса.
Задачи:
1. знакомство с техникой рисования карандашами пастель.
2. развить познавательный интереса детей,
3. воспитывать стремление увидеть красоту природы.
Каждый художник знает о многих техниках и инструментах, в которых и которыми может работать, но каждый выбирает для себя что-то свое. Это может быть живопись или графика, масло или акварель, карандаш или ручка, а может быть… пастель.
Много кто слышал это слово, но редко кто может четко сказать, что собой представляет данный инструмент для рисования. А пастель – это не один материал, а целая группа, и используется она как в графике, так и в живописи. Пастель легко можно узнать по форме, в которой она выпускается – брускам (мелков или же карандашей) квадратного или круглого сечения. Существует четыре отдельных вида пастели: сухая, акварельная, восковая и масляная.
В данном мастер-классе я использовала сухую пастель. Она твердая. Не имеет фактически связующего вещества, легко крошится, ломается. Но она рисует очень мягко и бархатисто, прекрасно растушевывается.
ХОД РАБОТЫ:
1 этап. Для работы нам понадобится: карандаши пастель, лист бумаги А4.2 этап. Приступаем к работе, наносим примерные очертания наших мухоморчиков и ели.
3 этап. Добавляем очертания травы. Добавляем узнаваемость грибочкам.
4 этап. Добавляем (хаотичным порядком) в траву темно зеленого цвета, и смело растушевываем пальцем.
5 этап. Обозначаем шляпки красным цветом.
6 этап. Серым цветом подрисовываем ножки, растушевываем пальцем. Сверху подрисовываем свисающие ветви ели.
7 этап. Начинаем обозначать к веточкам иголки.
8 этап. Дорисовываем до конца иголки темно-зеленым цветом. На стволе дерева наносим темно-коричневым цветом штрихи, оставляя проблески белого.
9 этап. Затем закрашиваем белые места светло коричневым цветом, растушевываем пальцем.
10 этап. Хаотично добавляем в иголки светло-зеленого цвета.
Снова идет растушевка.
11 этап. Белым цветом добавляем узнаваемости мухоморам.
12 этап. Темно-серым или черным цветом не нажимая обводим шляпки, ножки, дорисовываем ребристость под шляпкой большого мухомора.
13 этап. Таким же образом обводим точки. Добавляем таинственности леса. Тень, темно-серым цветом растушевываем оставшиеся белые места на листе.
Добро пожаловать в гости к мухоморам!
Рисунок готов! Желаю Удачи!
Колорит этой, написанной пастелью, картины, отличается не только яркостью, но и гармоничным сочетанием цветов, радующим и успокаивающим глаз.
Перед тем тем как написать цветочный натюрморт, необходимо тщательно продумать цветовую схему всей будущей картины. Здесь важно все: и сами цветы, и вам, о они стоят, и фон, на котором будет изображена композиция. Ваша главная задача - создать гармонию цвета, которой не должно прозвучать ни единой фальшивой ноты.
Невозможно не любить цветы. Эти нежные создания природы отличаются таким разнообразием форм и богатством красок, что кажется, будто художнику, чтобы создать шедевр, надо только в точности воссоздать их на полотне. Однако цветы в доме и на картине выглядят совершенно по-разному. Если переливающаяся насыщенными опенками цвета гроздь сирени или яркий букет способны оживить комнату, то на холсте они могут Смотреться слишком кричаще. В этом случае художник должен найти единственно верное композиционное решение.
В нашем натюрморте основу цветовой гаммы составляют красный и розовато-лиловый. Устанавливая связи между родственными цветами, находящимися на разных участках композиции, художник получает возможность направлять взгляд зрителя по всему пространству картины.
Для урока рисунка пастелью понадобится:
Большой лист плотной бумаги для рисования
1 твердая пастель: светло-серая
19 мягких пастелей: ультрамарин, темно-фиолетовая, синий кобальт, стойкая красная, темно-серая, темная крапп-марена, желтая охра, оливково-зеленая, светлая травянисто-зеленая, фиолетовая, темно-розовая, золотистая охра, светлый кармин, бледно-фиолетовая, светлый красный кадмий, розово-лиловая, светлая желтая охра, белила, бледная розово-лиловая
Фиксатив (аэрозоль)
1. Наносим контуры
Наметьте контуры композиции твердой светло-серой пастелью. Твердая пастель была выбрана потому, что проведенная с ее помощью линия остается тонкой, четкой и не размазывается. Для того чтобы оживить композицию, сместите линию стола чуть ниже от центра, а вазу переместите вправо от центра картины.
2. Делаем подмалевок вазы и гортензий
Боковой стороной палочки ультрамарина закрасьте правую, затененную сторону вазы. Установите с помощью темно-фиолетовой краски промежуточный тон. Закрасьте гортензии боковыми сторонами палочек пастели: темно-фиолетовой краской - участки самого глубокого тона, а синим кобальтом - более светлые,
Рисуем вазу
Когда требуется нарисовать цилиндрический предмет - например, вазу, - порой бывает сложно сделать так, чтобы его изогнутые стороны представляли собой зеркальное отражение. Справиться с этой задачей будет легче, если нарисовать вертикальную ось, проходящую через центр вазы. Целесообразно также использовать мелкие «рабочие» горизонтальные штрихи в основании горлышка и на «плечиках» вазы. По этим горизонтальным и вертикальным отрезкам вы можете проверить симметричность своего рисунка.
Основание вазы в этом ракурсе представляет собой эллипс, одна половина которого - это передняя часть донышка вазы, а другая не видна. Если нанести на рисунок эллипс целиком, увидеть неточности и исправить их будет гораздо проще.
3. Рисуем маки
Возьмите стойкую красную пастель и нарисуйте маки. Для того чтобы описать лепесток мака, палочка пастели в вашей руке должна следовать форме лепестка. Не закрашивайте цветки полностью; оставляйте часть бумаги белой. В дальнейшем вы создадите в этих местах световые блики или добавите новые краски, не опасаясь, что они помутнеют.
4. Добавляем новые краски на вазу
Помните о том, что повторяющийся в разных точках композиции цвет помогает вести взгляд зрителя по всему пространству картины. Продолжите «красную тему» и нарисуйте стойкой красной пастелью лежащий на столе цветок мака, а затем заполните его сердцевину темно-серой краской. После этого добавьте несколько широких штрихов темной крапп-марены - холодной розовато-красной краски - на поверхность вазы. Не нажимайте на пастель слишком сильно. Белая бумага, просвечивающая сквозь слои краски, придаст вашему рисунку свежесть и реалистичность.
ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТУ
Теперь, когда на картине установлены очертания всех основных элементов композиции, вы можете перейти к работе над их фактурой И созданием иллюзии объема. Добиться нужных эффектов вы сможете с помощью теней и снеговых бликов.
5. Наносим фон
Заштрихуйте темно-серой пастелью тень, отбрасываемую вазой. Затем той же темно-серой пастелью окрасьте фон свободными, энергичными штрихами. Наносите краску боковой стороной палочки. Обратите внимание на то, что слева от вазы фон темнее, чем справа от нее.
6. Окрашиваем поверхность стола
Возьмите желтую охру и начните окрашивать поверхность стола разнонаправленными штрихами боковой стороны палочки пастели. Нарисуйте тонкий стебель и листья лежащего на столе цветка мака легкими короткими штрихами оливково-зеленой пастели. Добавьте на освещенные участки листьев легкие штрихи светлой травянисто-зеленой пастели. После этого фиолетовой пастелью нарисуйте тени, отбрасываемые на стол листьями и головкой цветка. В данном случае фиолетовые тени будут перекликаться с фиолетовыми тонами вазы и стоящих в ней цветов.
Тональный этюд
Для создания гармоничной, хорошо сбалансированной композиции распределение тона имеет не меньшее значение, чем определение цветовой гаммы. Здесь наш художник изобразил ту же композицию в виде тонального этюда, взяв для этого оттенки серой пастели и оставляя незакрашенной белую бумагу в местах световых бликов.
7. Окрашиваем отбрасываемую тень
Всегда помните о том, что тени вбирают в себя часть цвета, отраженного от окружающих предметов. В данном случае это касается тени, отбрасываемой вазой. Нанесите поверх нижнего слоя темно-серой пастели, которой написана эта отбрасываемая тень, мазки фиолетовой, темно-розовой краски, желтой и золотистой охры.
8. Добавляем новые перекликающиеся цвета
Продолжаем искать в композиции перекликающиеся и сбалансированные цвета. Нарисуйте оливково-зеленой и светлой травянисто-зеленой пастелями стебли стоящих в вазе гортензий. После этого уплотните цвет вазы с помощью нескольких штрихов светлого кармина.
9. Продолжаем работу над гортензиями
Начните описывать отдельные цветки гортензии с их тонкими лепестками с помощью легких коротких штрихов и мелких крапинок, нанесенных различными оттенками синего цвета. Для темных тонов используйте фиолетовую пастель, для средних тонов - синий кобальт, а для светлых - бледную фиолетовую пастель. Поворачивайте кисть руки таким образом, чтобы кончик пастели следовал направлению лепестков. На ранней стадии работы гортензии были намечены свободными штрихами, что позволяет сейчас вносить любые изменения на этом участке прямо по ходу работы. Здесь, например, наш художник решил увеличить размеры расположенной справа гортензии.
10. Углубляем фон
Еще раз пройдитесь по фону темно-серой пастелью. Это придаст еще больше яркости краскам букета. Наносите пастель свободными плавными штрихами, чтобы местами сквозь них проглядывала белая бумага. Плотным слоем этой же краски заполните пустые пространства между стоящими в вазе цветами.
11. Продолжаем окрашивать вазу
Покажите несколькими штрихами светлого красного кадмия теплые тона. Их можно найти в центре вазы, куда падает больше всего света. Затем возьмите розовато-лиловую пастель и добавьте с ее помощью холодные розовые тона на затененную правую сторону вазы. В данном случае вам нет необходимости смешивать краски пальцем - достаточно просто нанести их одну поверх другой.
Как исправить ошибки
Поскольку пастель непрозрачна, любую допущенную ошибку достаточно легко исправить. Для этого покройте участок картины, на котором допущена ошибка, фиксативом, чтобы связать и «осадить» краску. Когда фиксатив просохнет, на поверхности этого участка образуется тонкая непроницаемая пленка. После этого вы смело можете наносить сверху новый слой краски. В данном случае наш художник исправляет форму закругленного «плеча» вазы. При этом цвет останется чистым, несмотря даже на то, что здесь светло-розовая пастель наносится поверх черной краски.
12. Уточняем форму вазы
Продолжайте уточнять округлую форму вазы с помощью пятен теппых и холодных тонов. Углубите тень вдоль правого края вазы диагональными штрихами фиолетовой, розово-лиловой пастелей и темной крапп-марены. Подчеркните линию донышка вазы темно-фиолетовой пастелью. Разотрите краску кончиком пальца так, чтобы затененный край вазы мягко слился с фоном.
ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ
Вы уже практически подошли к тому приятному моменту, когда можно вставить в рамку готовую картину и повесить ее на стену. В завершение работы посмотрите на нее критическим взглядом и внесите несколько последних поправок и деталей.
13. Смягчаем отбрасываемую тень
Окрасьте поверхность стола боковой стороной палочки светлой желтой охры. Обратите внимание на то, что по мере удаления от источника света отбрасываемая тень постепенно бледнеет, а ее границы становятся более расплывчатыми. Воссоздайте этот эффект, пройдясь по внешним краям тени боковой стороной палочки светло-серой пастели. После этого края тени станут светлее и мягче.
14. Добавляем гипсофилы
Покройте тонким слоем фиксатива тот участок фона, где вскоре должны будут появиться мелкие белые цветы - гипсофилы. Когда фиксатив просохнет, возьмите оливково-зеленую и травянисто-зеленую пастели и нарисуйте несколько стеблей и листьев. После этого раскидайте вдоль стеблей крапинки светлой желтой охры, расположив их не равномерно, а небольшими группами. Таким образом вы создадите эффект легкости и воздушности этих крошечных милых цветов и придадите свежесть и непосредственность своему рисунку.
15. Заканчиваем работу над цветами
Нанесите несколько белых крапинок на букет - это цветки гипсофилы мелькают среди плотных шапок гортензии. Нарисуйте бледной розово-лиловой пастелью световые блики на гортензиях. Нанесите на маки холодные тени диагональными мазками фиолетовой пастели, а залитые светом участки окрасьте светлым красным кадмием и золотистой охрой.
16. Заканчиваем писать вазу
Углубите цвет и тон на вазе с помощью перекрывающих друг друга диагональных мазков розовой, розово-лиловой и фиолетовой пастелей. В заключение добавьте светлой розово-лиловой пастелью самые яркие световые блики и слегка разотрите их кончиком пальца.
Результат поэтапного онлайн урока рисунка пастелью
А Темный фон
Черный фон нельзя считать традиционным для натюрморта, однако здесь он прекрасно оттеняет яркие краски цветов и выразительно контрастирует со светлым передним планом картины.
Б Перекрывающие друг друга штрихи
Тонкие опенки цвета созданы за счет перекрывающих друг друга штрихов краски. При этом цвета получаются более живыми и нежными, чем при растирании красок друг с другом.
В Цветовая гармония
По всей картине разбросаны пятна различных оттенков фиолетового, красного, розового и синего цветов. Связанные между собой визуально, эти пятна создают в композиции цветовую гармонию.
Одним из самых старых материалов, который применяется для творчества, считается пастель. Ею писали свои произведения Дега, Ренуар, Леонардо да Винчи и прочие художники. Пастель может применяться как самостоятельное средство изображения или в качестве вспомогательного материала в иных техниках. В число последних входит лепка из полимерной глины и декупаж. Пастель выделяется живыми, яркими красками, а также бархатистой структурой.
Пастель производится из красящего пигмента и специального связующего вещества. В роли последнего может выступать воск, минеральные масла или гуммиарабик. В магазинах можно купить пастель в форме карандашей без оправы или же цветных мелков. В настоящее время есть три типа пастели: сухая, акварельная и масляная. Более подробно мы рассмотрим масляную пастель, а также способы ее применения в рисовании.
Масляная пастель похожа на восковые мелки, которые обладают достаточной мягкостью. Вдобавок, цвета сильно насыщенные. Мелки пастель сегодня производятся в форме небольших брусочков с круглым или квадратным сечением. От восковых они отличаются наличием множества пигментов, высокой эластичностью и упругостью. Стоит обратить внимание, что масляная пастель почти не пачкается, после ее нанесения на поверхность листа не надо вспомогательной фиксации в виде лака.
Если вы в курсе как рисовать пастелью масляной для начинающих, то знаете, что для рисования такой краской подходят практически любые поверхности. К основным преимуществам этого средства относится хорошая возможность его размывать. Художнику для этого нужно иметь особый растворитель для масляных красок, а также растушевку – специальную палочку из спрессованной бумаги. Последнюю обмакивают в растворитель, а затем размывают для получения нужного оттенка. Рисование с применением растворителя необходимо выполнять в помещении, которое нормально проветривается.
Текстура масляной пастели дает возможность создавать эффекты, которые просто невозможно выполнить в остальных техниках рисования. Для различных декоративных картин часто применяется масляная пастель. Техника ее нанесения позволяет передать глубокие и насыщенные тона изображаемого объекта. Различные художественные рисунки, которые выполненные этим способом, рекомендуется хранить в рамках и под стеклом, при этом обязательно должен быть небольшой зазор между рисунком и стеклом. Это нужно для сохранения изображения, поскольку рисунки, которые выполнены пастелью, сильно подвержены небольшим повреждениям, осыпанию, легко стираются.
Масляная пастель требует именно шероховатой основы, так как плохо удерживается на поверхности. Для этой техники необходима особая бумага, к примеру, наждачная, замша, холст, рыхлый ворсистый картон, пергамент или же бумага «торшон». К достоинствам рассматриваемого материала отнести можно возможность снимать и перекрывать одновременно несколько слоев.
Масляная пастель на сегодняшний день представлена множеством оттенков, которых насчитывается свыше полутора тысяч. Подобное разнообразие дает возможность претворить в жизнь фактически любые творческие идеи в разных жанрах. Техника пастели проделала довольно долгий путь от обычного трехцветного рисунка до настоящей живописи, которая стала в особенности популярной в период барокко, а сейчас ее предпочитают применять импрессионисты.
Я собираюсь нарисовать этот натюрморт масляной пастелью. Я работаю в стиле реализм и использую смешанную технику. Этот натюрморт был установлен в моей студии, также я фотографирую свои натюрморты, т.к. часто рисование занимает слишком много времени. Этот урок покажет вам мой подход и, надеюсь поможет.
Я использую темно синюю бумагу теплого тона, а так же пастельный карандаш, мастихин для удаления излишков пастели с бумаги, растушки бумажные разных размеров. Это цвет бумаги, которую я использую. Ялюблю брать цвета, гармонирующие и дополняющие натюрморт, а эффект цветной бумаги помогает цветам масляной пастели раскрыться.Для использующих сухую пастель рекомендую грунтованную бумагу, а для масляной мне нужна поверхность поглощающая частицы и не имеющая текстуры (не люблю углубления текстурированой бумаги)
Я использую пастель Holbein и Sennelier.
Рисунок начинаю на другом листке бумаги, позже переведу его на рабочую. Рисовать пастелью я люблю начинать имея точный рисунок, поэтому начинаю на бумаге, где я могу стирать, уточняя линии.
Делаю рисунок на листке бумаги карандашом НВ, уточняю его карандашом Н и удаляю все лишние линии.
Переворачиваю бумагу, и на обратной стороне белым мелом прочерчиваю все линии, затем помещаю лист на синюю бумагу и прохожусь по линиям карандашом Н, не нажимая слишком сильно, чтобы не повредить бумагу. Мел отпечатался на бумаге
По следам мелка я прошлась белым пастельным карандашом, чтобы не потерять изображение. Я не положила все линии скатерти и семян решив сделать это позже (что оказалось ошибкой и затруднило работу) Когда я начинаю рисовать пастелью, кладу кусочек такой же бумаги под руку, чтобы тестировть как цвета будут выглядеть на бумаге
Для начала я кладу базовые цвета локальных объектов. Люблю работать надо всем рисунком сразу, нежели по кускам. Начинаю с Sennelier n18, brilliant-yellow-на переднем плане, Holbein cadmium orange- на заднюю дыню. Сливы я набросала в 4 оттенках красного и начала скатерть.
Теперь я начала уточнять дыню. Здесь использую палец для затирки. Также кладу cadmium orange на желтую часть.
Переднюю дыню затираю пальцем (тяжело делать фотографии левой рукой)
Начинаю семена с верха передней дыни. Цвет между дынями(темно-оранжевый)- это Holbein Sennelier n 200 mandarin, нюанс 1. Добавляю больше красного на заднюю сливу и затираю пальцем. Также работаю над краями тарелки
Продолжаю работу над дынями добавлением желтого и мандаринового на переднюю дыню, затираю пальцем. Добавляю цвета второй дыне, используя Sennelier Mandarin. Перехожу к семенам, главное- это думать о них как об объемных формах с с падающим на них светом и тенью.
Продолжаю накладывать Sen.Yellow n 18 и Cadm. orange n 4 на центре. Начинаю работать над цветом кожуры- базовый слой Sen. N 94,добавляю немного sen. 99 и немного sen n 28.
затем затираю границу кожуры и мякоти
Добавляю немного белого в этот участок
(заметка автора — для мандаринового обыкновенный оранжевый подойдет тоже)
Здесь я работала над задней дыней и скатертью за ней, также задней сливой- добавила красных тонов и белые блики, затерла края сливы растушкой. Кладу Sennelier голубовато- серый на темные части сливы т.к они казались слишком яркими.Иногда при работе с растушкой,она забирает много цвета на себя, поэтому я клау немного бардового на саму растушку и работаю ей по сливе. Добавила оранжевого задней дыне и затемнила кожуру возле мякоти.
Затираю грани, перенося смешиванием немного темно- зеленого на мякоть, чтобы срез не казался таким острым.
Кладу немного больше тона в зону семян задней дыни, не используя новых цветов. Далее работаю над затиркой слив и теней на скатерти около них.
В основном здесь я затираю пальцем.
Сегодня я работаю над задним планом.Использую те же цвета оранжевого и желтого, чтобы закончить работу в зоне семян, я затирала небольшие участки бумажной растушкой.
Кладу Senn N84 под тарелкой и затираю его по форме дуги тарелки. Перехожу к работе над семенами первого куска, излишки пастели снимаю мастихином.
использую те же желтые и оранжевые. Затираю в основном пальцем.
Я пыталась уточнить семена, падающие с переднего куска дыни. Также затемнила передний кусок. Использовала оранжевые, желтые и белый.
Затираю под семенами.
Перехожу к тени под дыней и работаю над внутренней дугой тарелки.
Прямо под дыней я положила Sennelier N8 Holbein и indigo N1. Я смешала их вместе затирая пальцем и подчистила дугу тарелки бумажной растушкой.
Если я допускаю ошибку, я соскабливаю первый слой пастели мастихином, затем обмакиваю тряпочку в минеральный растворитель и стираю остатки. Когда высыхает, я переделываю неудавшееся место.
Работаю над клеточками и это фото показывает какой цвет я использовала
На етой стадии затираю грани клеточек растушкой
Кладу блики на тарелку, чтобы она была стеклянной
Здесь я уточнила скатерть и тень передней сливы.
Работаю над тенями под дыней и семенами, лежащими на терелке.Решила попробовать твердый смешиватель цветов.
Использую плоский для смягчения квадратиков и острый для смешивания цвета семян на тарелке
Работаю над краем тарелки и скатертью в етом месте, добавила теней от семян на тарелку.
Сейчас я в основном работаю над тенью под дыней