Люди, которые делают первые шаги по изучению искусства, наверное, уже интересовались, что такое колонна и какие их виды бывают. Ведь именно с помощью таких монументальных украшений симпатичнее смотрятся как большие царские залы, так и фасады зданий и дворцов. Сегодня мы осветим тему колонн, расскажем, какие они бывают, где используются и как рисуются.
Определение
Что такое колонна? Это вертикальный элемент несущей конструкции здания. Раньше колонна являлась основой каркаса, так как поддерживала балки, фермы и перекрытия. Сегодня строительство сделало несколько шагов вперед, и возвести крышу здания вполне возможно без дополнительных опорных сооружений. Нагрузка будет разделена равномерно между всеми стенами строения. Колонны в современном строительстве играют только декоративную роль.
Русский язык богат на одинаковые слова с двойным смыслом. Поэтому, чтобы не путаться, расскажем и об обсадной колонне. Это приспособление для подачи энергии на долото, для создания на него нагрузки. Используется такая колонна для управления траекторией бурения скважины.
Что такое колонный зал
Издревле люди любили все красивое. Поэтому пытались преобразить интерьер помещения. Колонны являлись неотъемлемой частью несущей конструкции здания, и, так как от них не получалось избавиться, с помощью них стали обыгрывать дизайн залов. Такие опорные столбы могли находиться по периметру комнаты или же делить ее на несколько частей. Со временем стали образовываться колонные залы. Это такой вид помещения, в котором деление пространства происходит с помощью столбов. Колонны являются главным украшением помещения. Они или выкрашивались в белый цвет или же покрывались позолотой. В колонных залах проводились балы, торжественные приемы послов, концерты и спектакли.
Основные составные части
Мы выяснили, что такое колонна, а теперь рассмотрим, из каких деталей она собрана.
База - это нижняя часть, задача которой распределять нагрузку.
Но не во всех видах колонн этот элемент присутствует.
Ствол - это основная часть.
Так называемое тело колонны. Чаще всего она украшена резьбой, лепниной или каннелюрами.
Капитель - верхняя часть колонны.
Ее задача распределять нагрузку между всеми составными частями. Именно по капители несущие конструкции относили к тому или иному ордеру. Такая принадлежность сформировалась еще в Древней Греции.
Ордера
Существует 5 видов колонн.
Тосканский ордер.
Такая колонна имеет небольшую базу. Ствол гладкий без каннелюр. Колонна утончается кверху, капитель ее круглая, гладкая, без декора.
Дорический ордер.
Такой стиль был популярен в Сицилии и Греции. Капители были мощные и не имели никакого декора. А вот ствол украшался каннелюрами. Их могло быть от 16 до 20 штук. Колонна утолщалась снизу и кверху становилась тоньше. У таких опорных конструкций не было базы. Соотношение сечение колонны внизу к ее высоте чаще всего было 6:1.
Ионический ордер.
Такие колонны изящные и, скорее, декоративные. Их украшала лепнина и роспись. Колонна устанавливалась на основание - базу, состоящую из двух дисков. Ствол декорировался каннелюрами, которых было до 24 штук. Они были довольно глубокие и разделялись плоскими промежутками. Капитель декорировалась волютами, завитки которых красиво заворачивались к центру.
Коринфский ордер .
Такая капитель имеет сложной базы. Ствол украшают 24 каннелюра, которые вверху и внизу закругляются. Очень часто такие колонны были не круглые, а квадратные и даже могли быть выполнены в форме конуса. Капитель коринфского ордера похожа на ионическую.
Композитный ордер - это смесь коринфского и ионического.
Ствол такой колонны украшали 24 каннелюра, которые могли быть закруглены в верхней и нижней части. Капитель декорировалась четырьмя валютами с вертикальным цилиндрическим ядром.
Самые известные памятники архитектуры с колоннами
Если говорить о мировых достопримечательностях, то, конечно, в голову первым приходит Колизей. Ведь что такое колонна, детям объясняют именно по картинке этого монументального сооружения. Почему? Можете спросить вы. Да потому, что в Колизее использовались колонны сразу трех ордеров: дорического, ионического и коринфского. Они располагались по периметру амфитеатра и украшали все три его яруса. Помимо колонн, Колизей украшали скульптуры лучших римских мастеров.
На втором месте по популярности стоит Пантеон. Его украшают 16 колонн, выполненных в коринфском ордере. Они поддерживают портик и весят по 60 тонн. Колонны имеют интересную историю. Прибыли в Рим они из Египта. Довезены были по реке. Удивительно, как махины в 11,8 м можно было аккуратно переправить на такое далекое расстояние в 126 г. до н. э.
В центре Дворцовой площади в 1834 г. была воздвигнута махина, изготовленная из цельной глыбы красного гранита. Александрийская колонна стала дополнением ансамбля Главного штаба. На сегодняшний день этот памятник, поставленный в честь победы над Наполеоном, является самым высоким в мире. Колонну украшает фигура ангела, сделанного из розового гранита. Ангел невероятно похож на Александра I. Его правая рука устремлена в небеса, а левая держит крест. Украшением колонны считается барельефы, изображающие мудрость, изобилие, справедливость и т. д.
Большой Кремлевский дворец прекрасен и снаружи, и внутри. В нем насчитывается 700 помещений. Самые известные из них, это, конечно, пять парадных орденских залов. Мы расскажем про два из них:
- Владимирский зал очень необычен. Он представляет собой в плане квадрат, но, благодаря нишам, взгляду посетителя он представляется восьмиугольником. Свод поддерживают декоративные арки и колонны.
- Андреевский зал - самый роскошный из всех помещений дворца. Его украшают десять пилонов, декорированные золотом и превосходные резные двери. Три тронных места, расположенных в конце зала, не могут не поразить зрителя своей красотой.
Колонный зал Союзов - еще один чудесный пример, как можно декорировать помещение несущими конструкциями. 28 белоснежных колонн коринфского ордера придают помещению торжественный вид. Огромная хрустальная люстра и зеркала зрительно расширяют итак немаленькое пространство колонного зала. На сегодняшний день это - лучшая площадка для проведения концертов в Москве, благодаря потрясающей акустике и самому современному оборудованию.
Где колонны применяются сегодня
Колонный зал дома - это уже редкость и роскошь. В наше время архитекторы могут спроектировать дом, без несущих конструкций посередине. Крыша или свод будет держаться исключительно на стенах. Да, некоторые люди, которые всю жизнь мечтали жить во дворце, могут себе спроектировать дом с колоннами. Но, так как сегодня господствует минимализм и примитивизм, а также большинство зданий строятся по готовым типовым решениям, несущие конструкции из декора убираются.
А вот ростральные колонны пользуются популярность. Даже в маленьких городах их устанавливают в честь знаменательных событий или местных праздников. Конечно, это не монументальные произведения искусств, выполненные из монолитного блока, но все равно выглядят они довольно симпатично.
Как нарисовать капитель колонны
Размещаем лист вертикально. Теперь нужно наметить ось, основание и капитель колонны. Учитывая перспективу, намечаем основные части базы и ствола. Теперь нужно сделать чертеж колонны.
Когда подготовительная часть готова, переходим к самому сложному - изображению капители. Рисуем эллипс эхина, примыкающий к нижней части абаки. Изображаем валюты и придаем им объем. Когда линейно конструктивный рисунок готов, начинаем вводить тон. Кладем тень на правую часть колонны, а также с помощью светотеневой игры передаем объем на капители. Прорисовываем все каннелюры. Последним этапом обобщаем рисунок за счет изображения заднего плана.
Как сделать колонну дома
Иногда возникает потребность скрыть какую-нибудь трубу или несущую конструкцию, которая образовалась после перепланировки квартиры. Проще всего декорировать большие вертикальные объекты с помощью создания колонн. Своими руками их проще всего сделать из гипсокартона. Для этого потребуется изготовить железный каркас, закрепить его на полу и потолке. Лист гипсокартона по всей длине нужно надрезать на 2/3. А потом заготовкой оборачиваем каркас и крепим его с помощью саморезов. Отделывать такую колонну можно любым материалом. Можно покрыть ее гипсом, штукатуркой, а также поклеить обоями или обложить плиткой.
- Длина колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге равна 9,5 м, и сделаны они из цельного куска малахита. Весят такие махины 114 тонн. Некоторые люди уверенны, что без инопланетного вмешательства такие колонны поставить на место невозможно.
- Многие удивятся, но Александрийская колонна весом в 700 тонн держится в вертикальном положении, благодаря собственному весу. А вот центровали ее на постаменте с помощью интересного раствора, который содержал цемент, водку и мыло.
- А теперь еще один факт об обсадной колонне, да той самой которой бурят скважины. Их теперь планируют изготавливать из пластика. Кажется удивительным, что сталь, самый твердый сплав в мире, может заменить легкий кусок пластика, но ведь технологии не стоят на месте.
Колонны Греции, римские и русские колонны - все они были созданы на основе элементов архаичной архитектуры и являются преемниками более старых стилей.
Колонны Парламента Греции созданы по подобию античных греческих колонн.
Колонны берут свое начало в архитектуре архаичных культур. Но на европейское зодчество наибольшее влияние оказали археологические раскопки и сохранившиеся фрагменты строений эпохи Древнего Рима. Позже, когда для европейцев стала доступной территория, где когда-то располагалась Древняя Греция, были созданы теоретические трактаты, связывающие между собой эти древние культуры и доказывающие преемственность архитектурных особенностей.
Колонны Греции
Колонны Греции получили свое развитие с появлением ордерной системы. Если есть желание украсить свой дом греческими колоннами, стоит познакомиться со стилями. Более массивной и менее декорированной была колонна дорического стиля. Позже появилась ионическая колонна, которая была более изящной, и ее украшала декорированная капитель. Более поздняя из колонн Греции - коринфская колонна с капителью, декорированной растительным орнаментом. Местом возникновения колонн дорического стиля традиционно считают побережье Эгейского моря в 4 в. до н. э. Дорические колонны не имели базы, стволы были гладкими или декорированными близко расположенными вертикальными бороздами с острыми гранями - каннелюрами, количество которых было от 16 до 20. Капители отделялись от ствола одной-четырьмя горизонтальными "шейками". В дорическом ордере у колонн под эхином бороздка, а у римских колонн в этом месте выпуклый ободок. Греческие дорические колонны ставили на стилобат, римские колонны имели базы. Рассмотрим ионический ордер колонн Греции времен античности. Ионический ордер, благодаря оценке Витрувия, считался "женским", названным так за свое изящество, стройность и резной узор капители с волютами. Такие колонны украшали, начиная с 4 в до н.э., малоазийские храмы северо-западного побережья Эгейского моря. Примером может служить храм Артемиды Эфесской. Колонна ионического ордера делится на три части: базу, ствол и капитель. База обычно опиралась квадратную плиту. Среди рельефов базы — полувалы, торусы, орнаменты и горизонтальные желобки. Капитель украшали двойные спиральные волюты - завитки. В более ранних храмах волюты располагались только в плоскости фасада, позже ионические колонны Греции стали украшать волютами в четырех плоскостях. Начиная со второй половины 5 в. до н.э. начинают создавать капители, у которых угловая волюта находится под углом 45° к фасаду.
Колонны Греции ионического ордера храма Артемиды Эфесской.
В ионическом ордере эхин находится между волютами, словно бы выходя из-под них. Эхин и абака декорировались яйцеобразными овами, листьями. На стволе располагалось 24 канелюры - глубокие борозды по вертикали. По отношению к диаметру высота колонн составляла в разный период 8:1, 9:1, 9, 52:1 (в портике восточного фасада Эрехтейона). Наверху ствол колонны более узкий, чем внизу.
Сравнение пропорций и украшений дорического и ионического ордера колонн Греции.
Коринфский ордер с капителью, украшенной лепниной в виде корзины с плодами, лентами, листьями, чаще реализовывался в римских колоннах, чем у греков, которые использовали этот ордер реже. Витрувий также объединял его с ионическом ордером, который писал, что коринфская колонна отличается от ионической только высотой.
Стили колонн Греции.
Колонны Греции архитекторы стремились расставить максимально далеко друг от друга, чтобы создать ощущение легкости строения. Например, в храме Геры Самосской, интерколумний (расстояние между колоннами) достигал 8,47 м.
Римские колонны
Колонны отреставрированных римских бань, г. Бат. Сомерсет.
Римские колонны долго считались эталоном для художников, начиная с эпохи Возрождения. Римляне позаимствовали у греков ордерную систему, а вместе с ней и колонны. Однако, у греков колонны служили для опоры сравнительно легких горизонтальных балок, а римские постройки были более массивны, и греческие колонны в качестве опор не подходили. Несущие функции возлагались в основном на стены, а колонны служили, в основном, декором, оставаясь несущими преимущественно в портиках. Римские колоннады теряют строгую соразмерность колонн Греции. Римляне внесли некоторую новизну и в ордера. Римско-дорический стиль не похож на греческий дорический: колонна становится выше (отношение диаметра к высоте в греческой колонне 1:5, а в римской - 1:7). Кроме того, пропадает утолщение в середине, свойственное колонне Греции. Римская колонна дорическая имеет прямой ствол без каннелюр, сужающийся кверху (канелюры, если все же были, начинались с 1/3 высоты), более строгий вид приобрела подушка капители, а под капителью вместо бороздки появилось выпуклое кольцо. Римские колонны ионического ордера тоже претерпели изменения. Стволы нередко изготавливаются без каннелюр, изменился и вид волют. Переделали римляне и коринфский ордер, придав ему большую роскошь: в капители появилось больше листьев аканта с закругленными концами, добавились листья лавра и других растений. Нередко элементы капители отливали из бронзы. Ствол римской колонны коринфского стиля делали монолитными из гранита или мрамора. Чаще стволы были гладкими, но если на них наносили каннелюры, то их количество было больше, чем в колоннах Греции. Среди римских колонн выделяется композитный стиль, объединяющий элементы разных ордеров. В придуманном римлянами композитном стиле соединились элементы ионической и коринфской колонны, когда над "корзиной" размещали завитки волюты. При строительстве римские зодчие могли использовать разные ордера в одном здании: дорический ордер украшал первый этаж, ионический - второй, а коринфский и композитный - верхний.
Композитная римская колонна.
У римских колонн не было столь же выверенного промежутка на фасадах, как у греческих. Иногда их группировали по две, или даже по три.
Русские колонны
Древнерусское зодчество основывалось на византийском искусстве. Знакомство с ордерной системой произошло только во времена Петра Первого, который открыл европейское искусство для России. "Русских" колонн в том же качестве, в котором они существовали в Древнем Риме и Древней Греции, как таковых не было. С внедрением европейских стилей зодчие начали возводить сооружения, украшенные колоннами в стиле классицизм - с заимствованием пропорций и декора ордерной системы, используемых в европейской архитектуре. Однако, с появлением и развитием "нео-русского" стиля ("псевдорусский) появились и "русские" колонны. Этот стиль заслуживает отдельного внимания благодаря своей красочности, яркости, сказочности. Направление псевдорусского стиля возникло в 1870-х гг. на основе народнических идей, породивших широкий интерес людей искусства к народному творчеству 16-17 вв. Поначалу это течение распространилось на загородное деревянное строительство, а затем воплотилось в каменных строениях. Дома строили из красного кирпича или белого камня, их декорировали на манер народного зодчества. В моду вошли "пузатые" и прямоугольные русские колонны и кровля, напоминающая крышу терема. Примером может служить дом купца Игумнова на Большой Якиманке в Москве архитектора Н. Позднеева, построенный в конце 19 в.
Русские колонны дома купца Игумнова на Большой Якиманке. Москва. Псевдорусский стиль, архитектор Н. Позднеев. 1888-1895 г.
Архитектура строения подверглась резкой критике со стороны архитектурного сообщества. Например, архитектор В. Стасов писал о сооружении, что в нем на " пять аршин "греческого классицизма", "три с четвертью итальянского Ренессанса", "ломтик романского", "шесть золотников готики" и "целый пуд русского". При этом он категорически отвергал мнение москвичей, что здание красиво, так как считал, что его архитектура чужда московскому духу. "Русские" колонны украшали ряд древнерусских памятников зодчества. Например, Троицкций собор Ипатьевского монастыря. В Троицкий храм вела галерея, к которой ведет с северной сто¬роны каменное крытое крыльцо, его своды поддерживаются четырьмя колон¬нами с полукруглыми арками с декором из алебастра.
Фигурные колонны у входа в Троицкий собор Ипатьевского монастыря. 1650-1652 гг.
В качестве образца русского зодчества, на который опирались сторонники неорусского стиля, был и собор Василия Блаженного (Покровский собор), построенный в 1555-1561 гг. по указу Ивана Грозного.
Прямоугольные декорированные колонны собора Василия Блаженного. 1551-1561 гг., предположительно архитектор Постник.
Образцом нео-русского стиля стало здание ГУМа архитектора А. Померанцева. (1890-1893 гг.), Исторический музей архитектора Владимира Шервуда (1875-1881 гг.)
Прямоугольные русские колонны у центрального входа в Исторический музей. Псевдорусский стиль. архитектор Владимир Шервуд. Москва. Красная площадь. 1875-1881 гг.
Украшая свой дом колоннами в том или ином стиле, можно поддержать архитектурную задумку, которая отразит идею зодчества из прошлых веков. Главное, придерживаться исторической достоверности, чтобы дизайн демонстрировал вкус и знание истории архитектуры.
Колонна является символом, олицетворяющим идею мировой оси, которая удерживает небо, связывая его с землей. Очень часто колонна символизирует древо жизни, стабильность и прочное состояние. Согласно античному философу Филону Александрийскому, этот символ выражает идею Бога, который проявляет устойчивость в противоположность изменчивой человеческой природе, Сломанная колонна обозначает смерть. Если на ее вершине находится голова человека, то она олицетворяет предел либо границу.
Две колонны у входа в храм символизируют Небесные Врата, через которые проходят верующие, чтобы попасть внутрь. Данное прохождение означает переход к новой жизни или в иной мир. Если колонн три, то средняя из них олицетворяет равновесие и объединенную силу, если на ее вершине находится венец, то она символизирует путь на небо.
Колонна в геральдике. Герб Симбирска.
Колонна в геральдике. Герб Крыма.
Типологически сходным с колонной символом является столб. Древние греки и римляне водружали на вершины столбов статуи богов, показывая таким образом, что они являются небожителями. Часто священные деревянные столбы, устанавливаемые многими народами мира, трактуются как фаллические символы, хотя это и не всегда так. В первую очередь, они, как и колонна, символизируют связь неба и земли. Столбы, устанавливаемые древними евреями, воплощали их веру в то, что их предков вел по пустыне Синай к Земле обетованной столп огня, олицетворяя таким образом факел, который светит человеку и ведет его к центру собственной личности. К столбу был привязан в сцене бичевания Христос, а поваленные Самсоном столбы намекают на то, что любая опора может быть повержена.
Колонна, обелиск и столб
Обелиск представляет собой сужающийся кверху
обтесанный монолит с пирамидальным навершием и является фаллическим символом, олицетворяя
мужскую творящую силу, плодовитость, воспроизводство. В Древнем Египте этот символ обозначал бога
солнца Ра, Типологически он связан с древнегреческими гермами – фаллическими
столбами в честь бога Гермеса, которые устанавливали у своих домов эллины.
Столбы Геркулеса
Древние греки называли Геркулесовыми столбами современный пролив Гибралтар.
Согласно легенде, царь Эврисфей приказал герою доставить в Микены коров Гериона
с острова Эрифия, который находился далеко на западе в океане. Проплывая мимо
Тартесса, Геракл водрузил на северном и южном берегах пролива, который отделял
Европу от Африки, две стелы, которые и получили название Геркулесовых столбов.
По другой версии, герой раздвинул горы, закрывавшие вход в океан, создав таким
образом Гибралтарский пролив. В современном мире Геркулесовы столбы, обвитые
лентой, являются знаком доллара США.
Столпники
Столпниками называли монахов, которые брали в честь Бога обет не покидать
вершины колонны (столпа), на котором они жили. Известен пример Святого Симеона
Столпника, жившего таким образом сорок лет.
Змеевидная колонна
После победы над персами в битвах при Саламине и Платеях греки подарили
святилищу Аполлона в Дельфах золотой треножник, который был установлен на
9-метровую бронзовую колонну. Эта колонна, отлитая из щитов персидских воинов,
была выполнена в форме трех переплетенных между собой змей Змеи являлись священными животными Аполлона
Колонны-символы в европейских городах
Начиная с XVII века в католических городах Западной и Восточной Европы
распространился обычай устанавливать колонны в честь святых на главной площади
города. Чаще всего такие колонны возводили в честь Святой Троицы, Святой
Марии и Святого Роха. Однако данный элемент архитектуры барокко был связан не
только с чувствами верующих, но и с бушевавшей в Европе чумой. Как правило,
возведение такой колонны символизировало победу над страшной эпидемией. Своими
корнями данный обычай уходил в практику древних римлян, которые строили на
форумах высокие колонны и водружали на них статуи императоров.
В России подобная колонна была сооружена в первой половины XIX века на Дворцовой площади
в Санкт-Петербурге. Так называемый Александрийский столп стал символом победы
русской армии над Наполеоном. Также в России привилась и другая античная
традиция, связанная с колоннами. Римляне строили ростральные колонны в
ознаменование своих побед на море. В столице Российской империи как символ
господства державы на морях и реках на стрелке Васильевского острова были
построены подобные колонны.
Столпы алхимии
В древности считалось, что четыре колонны поддерживают землю с четырех сторон
света. Этот образ трансформировался в алхимии в четырех столпов учения,
количество которых также соответствовало сторонам света, а также стихиям.
Алхимики считали своими столпами Гебера, Арнольда из Виллановы, Ар-Рази и
Гермеса. Истинный адепт должен был во всем равняться на четырех великих учителей
и основателей алхимии. Одной из главных эмблем масонства, являются две колонны
легендарного храма Соломона – левая Воаз (имя прадеда царя Давида) и правая
Иахин (верховный жрец храма). Эти слова переводят как «В нем сила» и «Он
упрочит». Столб Воаз является символом Луны, а Иахин – Солнца.
Крутой пост, прочитал с большим интересом и вам советую...
Оригинал взят у ikuv в Поднятие Александровской колонны в 1832
Листая старый журнал, нашёл статью о том, как наши предки, жившие лет 200 назад, без всяких Комацу, Хитачи, Ивановцев и прочих катерпиллеров успешно решили непростую и на сегодняшний день инженерную задачу - доставили заготовку Александровской колонны в Санкт-Петербург, обработали её, подняли и установили вертикально. И стоит она по сих пор. Вертикально.
Проф. Н. Н. Лукнацский (Ленинград), журнал "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34
Александровская колонна, стоящая на площади Урицкого (б. Дворцовой) в Ленинграде, общей высотой от верха фундамента до верхней точки 47 м (154 фут.), состоит из пьедестала (2,8 м) и стержня колонны (25,6 м).
Пьедестал, так же как и стержень колонны, выделан из красного крупнозернистого гранита, добытого в Питтерлакском карьере (Финляндия).
Питтерлакский гранит, особенно полированный, очень красив; однако, вследствие крупнозернистоcти он легко подвергается разрушению под влиянием атмосферных воздействий.
Более прочен серый Сердобольский мелкозернистый гранит. Арх. Монферанд хотел из этого гранита сделать пьедестал, но, несмотря на усиленные поиски, не нашёл камня без трещин требуемых размеров.
При добыче в Питтерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферанд обнаружил кусок скалы без трещин, размерами до 35 м в длину и толщиною до 7 м и оставил ее на всякий случай нетронутой, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру первому, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита. Добыча камней для пьедестала и стержня колонны была поручена подрядчику Яковлеву, который имел уже опыт добычи и доставки колонн для Исаакиевского собора.
1.Работа в карьере
Способ добычи обоих камней был примерно одинаков; прежде всего скала очищалась сверху от покрывающего слоя, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо трещин в ней; затем выравнивали на необходимую высоту переднюю часть гранитного массива и делали прорези на оконечностях гранитной массы; выделывались они бурением в ряд столь многочисленных скважин, что почти соединялись друг с другом.
Карьер Питтерлакс (Пютерлаксе)
Пока одна группа рабочих работала над прорезями в оконечностях массива, другие занимались высечкой камня внизу, чтобы приготовить его падение; на верхней части массива во всю его длинну была пробита борозда в 12 см шириной и 30 см глубиной, после чего с её дна были пробуравлены ручным бурением скважины во всю толщу массива на расстоянии 25 —30 см друг от друга; затем борозду, сплошь по всей длине, были заложены железные 45 см клинья, а межд ними и краем камня железные листы для лучшего продвижения клиньев и для предохранения края камня от поломки. Рабочие были расставлены так, чтобы перед каждым из них было от двух до трех клиньев; по сигналу все рабочие одновременно ударяли по ним и вскоре на оконечностях массива стали заметны трещины, которые постепенно, медленно увеличиваясь, отделили камень от общего массива скалы; эти трещины не уклонились от направления, намеченного многочисленными скважинами.
Камень окончательно был отделен и опрокинут рычагами и кабестанами на приготовленную постель из набросанных на наклонный бревенчатый ростверк ветвей слоем в 3,6 м.
Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере
Всего было установлено 10 березовых рычагов длиною по 10,5 м и 2 железных, более коротких; на их концах укреплены канаты, за которые тянули рабочие; кроме того, было установлено 9 кабестанов с полиспастами, блоки которых прочно укреплены к железным штырям, заделанным в верхней поверхности массива. Камень был перевернут в 7 мин., тогда как работы по его добыче и подготовке к отделению от общего массива скалы продолжались почти два года; вес камня около 4000 т.
2. Пьедестал для колонны
Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24 960 пуд.); кроме него, на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки, составил около 670 т (40 181 пуд.); под этой тяжестью судно несколько изогнулось, но было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения: несмотря на бурную осеннюю погоду, оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 г.
Доставка блоков для постамента Александровской колонны
Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи 10 кабестанов, из которых 9 были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной.
Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной
Камень под пьедестал расположили в 75 м от фундаментов колонны, закрыли навесом и до января 1832 г. 40 камнетесов обтесывали его с пяти сторон.
Будущий пъедестал под навесом
Интересны мероприятия, предпринятые строителями, для обтески поверхности шестой нижней грани камня и по установке его на приготовленный фундамент. Чтобы камень перевернуть нижней необтёсанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м; под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости; 3 февраля 1832 г. камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости и здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, упал одним краем на песок, а затем был легко перевернут. После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть; для этого под камень подвели 24 стойки, высотою около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая; когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону; оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров; эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки. Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки; образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора; так как работа производилась зимой, при морозе от -12° до -18°, то Монферанд смешал цемент с водкой, добавив одну двенадцатую часть мыла; цемент образовал тонкое и текучее тесто и на нем двумя кабестанами было легко поворачивать камень, слегка поднимая его восемью большими вагами, чтобы вполне точно горизонтально установить на верхней плоскости фундамента; работа по точной установке камня продолжалась два часа.
Установка постамента на фундамент
Фундамент возвели заблаговременно. Основание под него состояло из 1250 деревянных свай, забитых с отметки на 5,1 м ниже уровня площади и до глубины 11,4 м; на каждом квадратном метре забито по 2 сваи; забивались они механическим копром, изготовленным по проекту известного инженера Бетанкура; баба копра весила 5/6 т (50 пуд.) и поднималась воротом с конной тягою.
Головки всех свай срезали под один уровень, определявшийся тем, что до него из котлована откачивали воду и на всех сваях сразу делали отметки; между обнаженными на 60 см верхушками свай уложили и утрамбовали слой гравия и на выровненной таким способом площадке был возведен фундамент высотою в 5 м из 16 рядов гранитных камней.
3. Доставка монолитного стержня колонны
В начале лета 1832 г. приступили к погрузке и доставке монолита колонны; погрузка на баржу этого монолита, имевшего огромный вес (670 т), была более трудной операцией, чем погрузка камня для пьедестала; для перевозки его построили специальное судно длиной 45 м, шириной по мидель-бимсу 12 м, высотой 4 м и грузоподъемностью около 1100 т (65 тыс. пуд.).
В начале июня 1832 г. судно прибыло в карьер Питтерлакс, и подрядчик Яковлев с 400 рабочих сейчас же приступил к погрузке камня; у берега карьера заблаговременно сделали на сваях пристань длиною 32 м и шириною 24 м из бревенчатых срубов, заполненных камнем, а перед ней в море деревянный аванмол такой же длины и конструкции, как и пристань; между пристанью и молом образовался проход (порт) шириною 13 м; бревенчатые ящики пристани и мола соединялись между собой длинными бревнами, обшитыми сверху досками, образовавшими дно порта. Дорогу от места вы¬ломки камня до пристани очистили, а выступавшие части скалы взорвали, затем на всем протяжении (около 90 м) вплотную друг к другу уложили бревна; пере мещение колонны производилось восемью кабестанами, из которых 6 тащили камень вперед, а 2 расположенные сзади, удерживали колонну при ее облическом движении вследствие разницы в диаметрах ее оконечностей; для выравнивания направления движения колонны подкладывались железные клинья на расстоянии 3,6 м от нижнего основания; через 15 дней работы колонна была на пристани.
На пристань и судно уложили 28 бревен, длиною по 10,5 м и толщиною 60 см; по ним надо было втащить колонну на судно десятью кабестанами, расположенными на аванмоле; кроме рабочих на кабестанах поставили еще спереди и сзади колонны 60 чел. для наблюдения за канатами, идущими к кабестанам, и за теми, которыми судно было укреплено к пристани. В 4 часа утра 19 июня Монферанд дал сигнал к погрузке: колонна легко двигалась по лежням и почти уже была погружена, как произошел случай, чуть не вызвавший катастрофу; вследствие небольшого наклона борта, ближайшего к пристани, все 28 бревен приподнялись и под тяжестью камня сразу сломались; судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани.
Погрузка стержня колонны на баржу
Люди успели отбежать, и несчастий не было; подрядчик Яковлев не растерялся и немедленно организовал выпрямление судна и подъемку камня. В помощь рабочим вызвали воинскую команду в 600 чел.; пройдя форсированным маршем 38 км, солдаты через 4 часа прибыли в карьер; после 48 час. непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили и к 1 июля 2 парохода доставили его к б. Дворцовой набережной.
Портрет рабочих, доставивших колонну
Во избежание подобной неудачи, имевшей место при погрузке камня, Монферанд с особым вниманием отнесся к устройству приспособлений для выгрузки. Дно реки очистили от свай, остававшихся от перемычки после постройки стенки набережной; выравняли до вертикальной плоскости помощью очень прочной деревянной конструкции наклонную гранитную стену так, чтобы судно с колонной могло подойти к набережной совершенно вплотную, без всякого зазора; соединение грузовой баржи с набережной сделали из 35 толстых бревен, уложенных вплотную друг к другу; 11 из них проходили под колонной и опирались на палубу другого тяжело нагруженного судна, расположенного с речной стороны баржи и служившего как бы противовесом; кроме того, на оконечностях баржи уложили и укрепили еще 6 более толстых бревен, концы которых с одной стороны прочно связали со вспомогательным судном, а противоположные выдвигались на 2 м на набережную; баржу помощью охватывающих ее 12 канатов прочно притянули к набережной. Для спуска монолита на берег работало 20 кабестанов, из них 14 тянули камень, а 6 удерживали баржу; спуск прошел очень удачно в течение 10 мин.
В целях дальнейшего перемещения и поднятия монолита устроили солидные деревянные подмости, состоявшие из наклонной плоскости, эстакады, идущей к ней под прямым углом и обширной платформы, занимавшей почти всю площадь, окружавшую место установки и возвышавшейся на 10,5 м над ее уровнем.
В центре платформы, на каменном массиве из песчаника построили леса, высотою 47 м, состоявшие из 30 четырехбрусчатых стоек, укрепленных 28 подкосами и горизонтальными связями; 10 центральных стоек были выше других и наверху, попарно, связаны фермами, на которых лежало 5 двойных дубовых балок, с подвешенными к ним блоками полиспастов; Монферанд сделал модель лесов в 1/12 натуральной величины и подверг ее экспертизе наиболее сведущих людей: эта модель чрезвычайно облегчила работу плотников.
Подъемка монолита по наклонной плоскости производилась так же, как и перемещение его в карьере, по сплошь уложенным брусьям кабестанами.
Перемещения готовой колонны: от набережной к эстакаде
В начале эстакады
В конце эстакады
На эстакаде
На эстакаде
Наверху, на эстакаде, его втащили на специальную деревянную тележку, передвигавшуюся по каткам. Монферанд не применил чугунных катков, боясь, что они будут вдавливаться в доски настила платформы и отказался и от шаров — способа, примененного графом Карбюри для передвижки камня под памятник Петру Первому , считая, что приготовление их и прочих приспособлений займет много времени. Тележка, разделенная на две части шириной 3,45 м и длиной 25 м, состояла из 9 долевых брусьев, уложенных вплотную друг к другу, и укрепленных хомутами и болтами с тринадцатью поперечными брусьями, на которые и уложили монолит. Ее установили и укрепили на эстакаде у наклонной плоскости и втащили массив теми же кабестанами, которые тянули его по этой плоскости наверх.
4. Поднятие колонны
Поднятие колонны производилось шестьюдесятью кабестанами, установленными на подмостях по кругу в два ряда в шахматном порядке и укрепленными канатами к сваям, забитым в грунт; каждый кабестан состоял из двух чугунных барабанов, укрепленных в деревянной раме и приводимых в движение четырьмя горизонтальными рукоятками через вертикальный вал и горизонтальные зубчатые колеса (рис. 4); от кабестанов шли канаты через направляющие блоки, прочно укрепленные внизу лесов, к полиспастам, верхние блоки которых подвесили к упомянутым выше двойным дубовым перекладинам, а нижние стропами и сплошными канатными обвязками прикрепили к стержню колонны (рис. 3); канаты состояли из 522 каболок лучшей пеньки, выдержавшие при испытании груз 75 кг каждая, а весь канат — 38,5 т; общий вес монолита со всеми приспособлениями составлял 757 т, что при 60 канатах давало на каждый около 13 т нагрузки, т. е. запас прочности их был принят трехкратный.
Поднятие камня назначили на 30 августа; для работы на кабестанах нарядили команды от всех гвардейских частей в количестве 1700 рядовых при 75 унтер-офицерах; весьма ответственную работу по поднятию камня организовали очень продуманно, рабочих расставили в следующем строгом порядке.
На каждом кабестане, под командою унтерофицера, работало 16 чел. и, кроме того, 8 чел. находилось в резерве для смены устающих; старший в команде наблюдал, чтобы работавшие шли ровным шагом, замедляя или ускоряя его в зависимости от натяжения каната; на каждые 6 кабестанов наряжен 1 десятник, находившийся между первым рядом кабестанов и центральными лесами; он следил за натяжением канатов и передавал распоряжения старшим в команде; каждые 15 кабестанов составляли одно из 4 отделений, руководимых четырьмя помощниками Монферанда, стоявшими у каждого из четырех углов высоких лесов, на которых находилось 100 матросов, следивших за блоками и канатами и выправлявшими их; 60 ловких и сильных рабочих стояли на самой колонне между канатами и удерживали блоки полиопастов в правильном положении; 50 плотников находились в разных местах лесов на всякий случай; 60 камнетесов стояли внизу лесов у направляющих блоков с приказом — никого к ним не подпускать; 30 других рабочих направляли катки и удаляли их из-под тележки, по мере поднятия колонны; 10 каменщиков находились у пьедестала, чтобы подлить цементный раствор на верхний ряд гранита, на который станет колонна; 1 десятник стоял на передней части лесов, на высоте 6 м, для подачи колоколом сигнала к началу поднятия; 1 боцман находился на самой высокой точке лесов у шеста для поднятия флага, как только колонна станет на свое место; 1 хирург был внизу у подмостей для подачи первой помощи и, кроме того, в резерве имелась бригада рабочих с инструментами и материалами.
Всеми операциями распоряжался сам Монферанд, который предварительно за два дня сделал пробу поднятия монолита на высоту 6 м, а перед началом поднятия лично удостоверился в прочности свай, удерживающих кабестаны, а также осмотрел направление канатов и подмости.
Поднятие камня по сигналу, данному Монферандом, началось ровно в 2 часа дня и шло вполне успешно.
Начало подъёма колонны
Колонна двигалась вместе с тележкой горизонтально и в то же время постепенно поднималась вверх; в момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились; в эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу, что вызвало некоторое замешательство среди рабочих, окружавших Монферанда; к счастью команды, работавшие на ближайших кабестанах продолжали итти ровным шагом — это быстро внесло успокоение, и все стали на свои места.
Вскоре колонна повисла в воздухе над пьедесталом, остановив ее движение вверх и выравняв строго вертикально и по оси помощью нескольких кабестанов, дали новый сигнал: все, работавшие на кабестанах, сделали поворот на 180° и начали вращать их рукоятки в обратном направлении, спуская канаты и медленно опуская колонну в точности на свое место.
Поднятие колонны продолжалось 40 мин.; на другой день Менферанд проверил правильность ее установки, после чего распорядился снять леса. Работы по отделке колонны и постановке украшений продолжались еще два года и окончательно она была готова в 1834 г.
Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны (30 августа 1834г)
Все операции по добыче, доставке и установке колонны надо признать очень хорошо организованными; однако, нельзя не отметить некоторых недочетов при сравнении с организацией работ по передвижке камня для памятника Петру Первому, исполненных под руководством графа Карбюри на 70 лет раньше; эти недочеты следующие:
1. При погрузке камня Кабюри затопил баржу, и она стала на твердое дно реки, поэтому никакой опасности опрокидывания ее не было; между тем при погрузке монолита для Александровской колонны этого не сделали, и баржа наклонилась, и вся операция едва не кончилась полной неудачей.
2. Карбюри для поднятия и опускания применял винтовые домкраты, тогда как Монферанд опускал камень довольно примитивным и несколько опасным для рабочих способом, подрубая стойки, на которых он лежал.
3. Карбюри, применяя остроумный способ перемещения камня на латунных шаpax, значительно уменьшил трение и обходился малым числом кабестанов и paбочих; заявление Монферанда, что он не использовал этот способ за недостатком времени, непонятно, так как добыча камня продолжалась почти два года и за это время можно было бы сделать всё необходимые приспособления.
4. Число рабочих при поднятии камня было с большим запасом; однако, надо учесть, что операция длилась очень недолго и что рабочие в большинстве были рядовые воинских частей, наряженные на поднятие, как на торжественный парад.
Несмотря на эти недочеты, вся операция по поднятию колонны — поучительный пример хорошо продуманной организации со строгим и ясным установлением распорядка работы, расстановкой рабочих и определением каждому действующему лицу его обязанностей.
1. Принято писать Монферан, однако, сам архитектор писал свою фамилию по-русски — Монферанд.
2. «Строительная промышленность» № 4 1935.
Спасибо Сергею Гаеву за предоставленный для сканирования журнал.
Статуи – особый вид искусства, который заключается в создании образов тех личностей, который внесли особый вклад в историю развития отдельных государств и всего мира. Большое количество статуй посвящается профессионалам военного дела, которые защищали собственную страну и покоряли новые земли. Одной из таких выдающихся личностей являлся вице-адмирал флота Великой Британии, виконт Горацио Нельсон.
Вице-адмирал Горацио Нельсон – биография.
Горацио Нельсон родился в 1758 году в семье священника. В семье Горацио кроме него было еще 11 детей, мальчик ничем не выделялся среди братьев, часто болел, не проявлял живого интереса к учебе. В 12 летнем возрасте Горацио пошел юнгой на флот родного дяди, который научил его всему, что знал о морском деле. Благодаря дяде юноша побывал во многих плаваньях на самых крупных кораблях и достиг высокого морского звания. Весомую роль в службе Горацио принесли его уверенность и храбрость. В 1777 году Горацио отправился на фрегат «Лоуэстоф» и принял участие в Американской революции. В бою Горацио Нельсон проявил себя как настоящий герой, с ловкостью справлялся со всеми поставленными задачами и спасал жизни других. Уже в возрасте 20 лет Горацио стал капитаном и получил в командование свой первый фрегат. Нельсон также участвовал во французских революционных войнах и Наполеоновских сражениях. В 1801 году Горацио получил звание вице-адмирала.
В честь великих достижений и успешного командования британским флотом, а также в память о трагической гибели адмирала в Трафальгарском сражении, в была воздвигнута колонна адмирала Нельсона (анг. Nelson’s Column). Колонна находится на Трафальгарской площади и представляет собой установленную на постаменте высокую статую, верхнюю часть которой украшает бюст Горацио Нельсона. Бюст в высоту достигает 5,5 метров, общая высота колонны Нельсона составляет 46 метров. Колонна украшена бронзовыми элементами, на ее верхушке располагаются бронзовые листья. У подножия имеется табличка с именем автора колонны. В 1867 году к подножию были добавлены новые детали – четыре льва.
Автором колонны Нельсона в Лондоне была Эдвард Бейли, член Королевской Академии художеств, возведена колонна в период с 1840 по 1843 годы. Местом установки скульптуры стала Трафальгарская площадь, Нельсон смотрит в сторону Адмиралтейства и Портсмута, где находится его флагман, корабль Королевского Военно-Морского флота Великобритании «HMS Victory». Данный факт является символом того, что адмирал Горацио Нельсон остается верным своему делу и своему флагману даже после смерти.
Высочайшая колонна Нельсона, где успели побывать известные телеведущие, покоряя ее вершину, является одной из самых высоких точек Лондона и самым знаменитым памятником военному адмиралу.
Колонна Нельсона в Лондоне – легенды.
О данной колонне имеется множество легенд. Самые распространенные из них – это интерес к колонне Адольфа Гитлера, который хотел увезти статую Нельсона в Берлин, и продажа статуи американцам мошенником Артуром Фергюсоном. Но, несмотря на все народные истории, колонна адмирала Нельсона продолжает уверенно стоять на своем законном месте.
Стоимость колонны Нельсона на Трафальгарской площади составляет приблизительно 6 миллионов долларов, что является достаточно большой суммой даже для монархического государства. Также достаточно большая сумма денег была выделена в 2006 году на реставрацию колонны, ее проспонсировала Zurich Financial Services AG. В преддверии реставрации было проведено тщательное лазерное обследование размеров колонны, которое показало, что ее реальная высота отличается от названной и составляет около 52 метров. Тем не менее, колонна Нельсона в Лондоне является настоящей достопримечательностью Великобритании и историческим памятником великих морских сражений.