В дикой природе у многих животных часто рождается много детенышей одновременно, но у людей на 250 случаев рождения одного ребенка приходится один случай появления на свет близнецов. Ученые различают монозиготных и близнецов, а в разговорной речи их называют и разнояйцевыми или близнецами и двойняшками.
Однояйцевые близнецы
Однояйцевые развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки, которая разделилась на две или более частей, начавшие развиваться по отдельности. Таким образом, все зародыши получают одинаковый набор генов и развиваются примерно одинаково. Такие дети всегда имеют один пол и очень похожи друг на друга, иногда даже родители не могут их различить. Хотя иногда они имеют зеркальные черты: например, у одного родинка с правой стороны, у другого с левой, один правша, а другой левша. У них схожие черты характера, почти одинаковые темпераменты, предрасположенности к болезням и зачастую даже судьбы.
Известны случаи, когда разлученные в детстве однояйцевые близнецы, не знавшие друг о друге, прожили почти идентичные жизни.
Случаи рождения монозиготных близнецов в несколько раз более редкие, чем разнояйцевых, так как для нормальной беременности разделение яйцеклетки на несколько частей нехарактерно.
Разнояйцевые близнецы
Разнояйцевые близнецы имеют разный набор генов, так как в их зачатии принимали участие различные сперматозоиды и яйцеклетки. В некоторых случаях у женщин за один менструальный цикл созревают сразу две или больше яйцеклеток, если все они будут оплодотворены, то начнется многоплодная беременность, а на свет появятся двое или несколько детей. Это довольно распространенные случаи, у некоторых народностей они встречаются очень часто – считается, что многоплодие имеет генетическую природу.
Генотипы у разнояйцевых близнецов, которых еще называют двойняшками, различные, поэтому дети могут быть разного пола и вообще отличаются друг от друга, как обычные братья и сестры. Известно, что с возрастом вероятность многоплодной беременности у женщины возрастает.
В странах, где принято рожать после тридцатилетнего возраста, например, в США или европейских государствах, случаев рождения разнояйцевых близнецов больше.
Встречается еще один тип близнецов, который называют переходным между описанными двумя – полярные или полуидентичные. Это происходит, когда два разных сперматозоида оплодотворяют яйцеклетку и образовавшееся вместе с ней полярное тельце (обычно оно отмирает). В результате у эмбрионов получается наполовину разный набор генов, одинаковый от матери.
Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.
Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.
Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводится одним из следующих способов:
1. Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях.
2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых пар.
Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей в нашей стране было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств.
Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К числу таких свойств относятся:
1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.
2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.
3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.
4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (ВД.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).
В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова- Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы 1 . 1 (Русаков В.М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал. - 1988. -Т. 1. - № 2.)
Она включает:
1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.
2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).
3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.
На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач (мышлением), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.
Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б.М.Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие» 2 . 2(Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - С. 25.)
Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной системы пути и метода обучения детей с данным типом нервной системы.
Развивая в этом плане идеи Б.М.Теплова, В.Д.Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.
Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.
Обратимся теперь к непосредственному анализу некоторых фактов, свидетельствующих за и против генотипической обусловленности индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных особенностях детей, т.е. в их задатках.
В результатах исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью обнаруживается, в других - нет. Однако «типичный результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные» 1 . "(Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. -С. ПО.)
Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.
Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипи-ческую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.
Однако - и это очень важный факт - ни одно из известных свойств нервной системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда. И.В.Равич-Щербо пишет: «Чем выше в деятельности роль специфически человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют факторы генотипа, и наоборот, чем она ниже, тем отчетливее индивидуальные особенности этой деятельности определяются наследственностью» 1 . "(Там же).
Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об отсутствии выраженной биологической и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специальное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека. Так ли это на самом деле и что по данному поводу может сказать современная наука?
Анализ данных, полученных во многих экспериментальных сравнительно-психологических исследованиях, показывает, что общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем мальчики», «Мальчики более склонны к математике, чем девочки», «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят их в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и более чувствительны к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики», «Мальчики более-агрессивны и более независимы в своем поведении, чем девочки» не вполне соответствуют действительности. Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.
Вместе с тем небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей между ними все же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят их в других отношениях, например в способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие усредненные межполовые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных различий, которые существуют внутри одного и того же пола.
Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза проявляются заметно только в связи с одной чертой - внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.
Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.
С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включаюших владение речью.
Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, т.е. ведут к маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.
Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола.
Монозиготные близнецы monozygotic (identical ) twins - однояйцевые (монозиготные) близнецы.
Близнецы, развивающиеся из одного оплодотворенного яйца (зиготы) и поэтому характеризующиеся идентичными генотипами, происхождение Д.б. обусловлено разделением зародыша на стадиях бластулы-гаструлы на 2 и более частей, которые затем развиваются самостоятельно; О.б. могут быть получены искусственно путем рассечения зародыша <bissection >.
(Источник: «Англо-русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд-во ВНИРО, 1995 г.)
Смотреть что такое "монозиготные близнецы" в других словарях:
Монозиготные близнецы - (однояйцевые, идентичные близнецы) близнецы, развивающиеся из одного оплодотворенного яйца (зиготы) и имеющие поэтому идентичные генотипы … Словарь по психогенетике
МОНОЗИГОТНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ - Развивающиеся из одной оплодотворенной яйцеклетки близнецы … Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных
монозиготные близнецы - ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ см. однояйцевые близнецы … Общая эмбриология: Терминологический словарь
однояйцевые (монозиготные) близнецы - Близнецы, развивающиеся из одного оплодотворенного яйца (зиготы) и поэтому характеризующиеся идентичными генотипами, происхождение Д.б. обусловлено разделением зародыша на стадиях бластулы гаструлы на 2 и более частей, которые затем развиваются… … Справочник технического переводчика
Монозиготные близнецы, физически сращенные между собой от рождения. Такое сращение может быть как только между пупочными кровеносными сосудами (аллантоидоангиопаг (allantoido angiopagous twins)), так и между их головами или туловищем. Источник:… … Медицинские термины
У этого термина существуют и другие значения, см. Близнецы (значения). Близнецы дети одной матери, развившиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов практически одновременно. Выделяют два основных типа… … Википедия
Итальянские близнецы. Близнецы несколько детей, родившихся одновременно у одной матери двойняшки, тройняшки и т. п. Различают однояйцевых (монозиготных) и разнояйцевых (дизиготных) близнецов. Содержание 1 Монозиготные близнецы … Википедия
БЛИЗНЕЦЫ - (twins) два человека, родившиеся в одно и то же время и имеющие одних и тех же родителей. Дизиготные близнецы (fraternal или dizygotic twins) развиваются в результате одновременного оплодотворения двух яйцеклеток; они могут быть как однополыми,… … Толковый словарь по медицине
БЛИЗНЕЦЫ СИАМСКИЕ - (Siamese twins), БЛИЗНЕЦЫ СОЕДИНЕННЫЕ (conjoined twins) монозиготные близнецы, физически сращенные между собой от рождения. Такое сращение может быть как только между пупочными кровеносными сосудами (аллантоидоангиопаг (allantoido angiopagous… … Толковый словарь по медицине
Два и более потомка, рождённые одной матерью почти одновременно, у человека и тех млекопитающих, к рые обычно рождают одного детёныша (и у птиц в случае двухжелтковых яиц). Существуют однояйцевые Б. и разнояйцевые. Однояйцевые монозиготные Б.,… … Биологический энциклопедический словарь
Рождение сразу двух малышей - это большая редкость и, несомненно, двойное счастье для родителей. Почему так происходит до сих пор остается загадкой для ученых. Дети могут быть одного пола или разных, похожих друг на друга, как две капли воды или иметь просто небольшое сходство - все это зависит от типа близнецов.
Кто такие гетерозиготные близнецы и чем отличаются от однояйцевых?
Гетерозиготные близнецы или дизиготные получаются в результате оплодотворения у женщины сразу двух половых клеток двумя разными спермиями мужчины. Однояйцевые близнецы или монозиготные образуются в результате оплодотворения одной половой женской клетки одним спермием, а полученная зигота на определенном этапе эмбриогенеза раздваивается, и в матку прикрепляются уже два эмбриона.
Отличия дизиготных близнецов от монозиготных:
- Плацента - у дизиготных близнецов своя собственная, тогда как у однояйцевых близнецов в большинстве случаев одна на двоих;
- Околоплодный пузырь - разнояйцевые плоды имеют каждый отдельно, однояйцевые могут находиться в одном, но чаще также имеют раздельные;
- Пол - разнояйцевые малыши могут быть разного пола, тогда как однояйцевые всегда однополые;
- Схожесть - разнояйцевые дети просто похожи друг на друга, как родные братья и сестры, тогда как однояйцевые абсолютно идентичные, что порой даже собственным родителям тяжело их различить.
Как происходит зачатие дизиготных близнецов?
Зачатие разнояйцевых близнецов происходит в результате созревания у женщины одновременно двух половых клеток (при овулировании обоих яичников), которые впоследствии оплодотворяют разные спермии мужчины. В процессе оплодотворения образуется две зиготы, которые имплантируют в матку, прикрепляются и начинают развиваться независимо друг от друга. Каждый эмбрион в этом случае имеет свою собственную плаценту и свой амниотический мешочек.
Вероятность зачатия гетерозиготных близнецов
Двойни рождаются достаточно редко, примерно в 2-3 случаях из 1000 беременностей. Почему в процессе оплодотворения образуется сразу два плодных яйца до сих пор не известно точно, однако ученые выделили ряд факторов, которые повышают шансы на рождение двойняшек:
- наследственная предрасположенность женщины - в роду у нее были случаи многоплодных беременностей;
- возраст матери более 35 лет - после 35 лет гормональный фон изменяется и в овуляцию в некоторые циклы может созревать сразу несколько яйцеклеток;
- прием гормональных противозачаточных таблеток.
Чем гетерозиготные близнецы отличаются друг от друга?
Так как разнояйцевые близнецы образуются в результате слияния двух разных половых клеток матери и отца, то такие дети имеют разный генотип, то есть они могут быть просто похожими, иметь разный цвет глаз, волос, оттенок кожи, кроме этого дети могут быть разнополыми.
Диагностика гетерозиготных близнецов: когда их видно на УЗИ?
Наличие в полости матки двух плодов в случае разнояйцевой двойни без труда определяется посредством УЗИ уже с 5 недели беременности, если женщина решит пройти исследования для себя. Уже на 7 неделе будущая мама может увидеть и даже услышать сердцебиение малышей. Благодаря современным аппаратам для ультразвуковой диагностики врачи уже с 5 недели могут безошибочно определить, какую двойню вынашивает мать - монозиготную или гетерозиготную (разнояйцевую).
Разнояйцевые близнецы при ЭКО
При ЭКО женщине проводится стимуляция суперовуляции с целью добыть путем более одной яйцеклетки их яичников. Впоследствии полученные яйцеклетки оплодотворяются под микроскопом сперматозоидами мужчины. В матку женщине подсаживают сразу несколько эмбрионов, чтобы хотя бы один из них и прижился. Таким образом, при оплодотворении в пробирке и развитии в последующем у женщины многоплодной беременности рождаются в большинстве случаев именно разнояйцевые близнецы.
Ирина Левченко, врач акушер-гинеколог, специально для сайта сайт