План-конспект НООД по заучиванию стихотворения во второй младшей группе.
Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Мой мишка»»
Цель: Формирование интереса к чтению и изучению художественных произведений. Заучивание стихотворения детьми наизусть и выразительное его чтение.
Задачи: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения. Развивать выразительность речи.
Оборудование и материал: игрушка-Мишка
Методические требования к заучиванию стихов.
1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; мешает выразительности, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
2. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии; следует учитывать индивидуальные особенности детей. Для запоминания рекомендуются короткие стихи, стихотворение заучивается целиком, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
3. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, спокойным - размеренные, плавные.
4. Важно читать детям стихи систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.
По плану:
Вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;
Чтение воспитателем всего текста,
Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,
Повторение всего текста ребенком с плохой памятью.
Детям с плохой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, подсказывает (на первых порах просто заставляет имитировать) интонацию.
Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры.
Ход образовательной деятельности.
(Вношу в группу мишку одетого в одежду.)
Ребята посмотрите, кто к нам пришёл в гости?
Правильно мишка.
Поздоровайтесь, с мишкой. (Здравствуй, мишка!)
Ребята, скажите, какой мишка, большой или маленький? (Большой)
А какого цвета мишка? (Коричневого)
А какая у него шерсть, потрогайте мишку? (Мягкая, пушистая)
Ребята, а во что одет мишка? (в рубашку, штанишки)
Какого цвета рубашка? (желтого)
А штанишки, какого цвета? (синего)
А на штанишках, что это? (желтые полоски, карман.)
А что лежит в кармане? (платочек)
А как вы думаете, для чего у мишки платочек?
Всё правильно, чтобы вытирать руки, глаза, рот, и быть всегда чистым и аккуратным, и запомните, что платочек свой давать никому нельзя, должны пользоваться каждый своим платочком.
Вот какой красивый, нарядный мишка пришел к нам в гости.
Ребята, послушайте, стихотворение про мишку. Воспитатель читает стихотворение.
Я рубашку сшила Мишке
Я сошью ему штанишки…
О ком это стихотворение? (О мишке)
Что сшили мишке? (рубашку)
А ещё что сшили? (штанишки)
А что пришили к штанишкам? (карман)
А в карман, что положили? (платочек)
Слушайте внимательно и запоминайте. Я еще раз прочту стихотворение про мишку. (Воспитатель читает ещё раз стихотворение.)
Катя идем, прочтешь стихотворение, громко, с выражением.
Молодцы, ребята.
Ребята, а мишка с нами хочет поиграть.
Физкультминутка
Мишка милый, мишка славный, (Шагают на внешнем своде стопы), Неуклюжий и забавный, держа руки, как лапы, Весь из плюша мишка сшит, покружились вокруг себя, Ватой пышною набит. наклоны в стороны).
Мишка, посиди, отдохни.
Даша, идем, прочтешь стихотворение про мишку.
Ребята, молодцы! - Хорошо запомнили стихотворение про мишку.
Нам пора попрощаться с мишкой, ему пора к своим друзьям.
Приходи к нам, мишка, еще. – До свидания!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Конспект занятия по ознакомлению детей
с художественной литературой в средней группе
Тема: «Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Ёлка»
Воспитатель: Соловьева Е.И.
п. Березово
Цель: Учить детей рассказывать стихотворение наизусть.
Задачи:
Образовательные: Учить детей внимательно слушать художественное произведение.
Развивающие: Развивать у детей интонационную звуковую выразительность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа: наблюдение на экскурсии, рассматривание картин, проговаривание словами из стихотворения, обучение приему: «Вопрос – ответ».
Материал: Ёлка, картина, стайка чечеток, зайка с зайчихой, подарки под елкой.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Что же это за девица -
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках целый год.
Подсказка: Зимой и летом одним цветом.
Выставляю картинку.
Какое время года на картине? Почему вы так думаете? Где лежит снег?
Как будто елочка накинула на себя шубку.
А шубка из чего?
Дети: Из снега.
Воспитатель: Шубка снежная. Повторим: Шубка снежная.
Почему елочку называют новогодней?
Ответы детей:
1.Потому что она приходит на Новый год.
2. Наряжаем, водим хоровод вокруг елки.
3.Подарки под елкой.
4.Дед Мороз и Снегурочка приходят на елку.
Воспитатель: А какие у ёлочки иголки, давайте рассмотрим.
Короткие, зеленые, колючие.
Скажем: «Елочка - короткая иголочка», скажем громко и тихо.
А сейчас я прочитаю стихотворение, которое называется «Ёлка».
Выросла елка в лесу на горе.
У неё иголки зимой в серебре.
У неё на шишках ледышки стучат.
Снежное пальтишко лежит на плечах.
Жил под елкой зайка с зайчихой своей.
Прилетела стайка чечеток с полей.
Приходили к ёлке волки зимой.
Увезли мы елку из леса домой.
О чем говорится в этом стихотворении? (О Ёлочке).
Чечетки - это кто? (Птички).
Давайте встанем вокруг елочки.
Физминутка:
Есть в лесу три полочки:
(хлопаем в ладоши)
Ели, ёлки, ёлочки.
(руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на ёлках небеса,
(руки вверх, встать на носочки)
(руки в стороны: полетать, как птички)
Внизу на ёлочке роса.
(присесть, руки вниз)
Воспитатель: А сейчас поиграем в другую игру. Я спрашиваю, вы отвечаете.
Выросла елка в лесу на горе?
Выросла елка в лесу на горе.
Спрашиваю по очереди, а потом всех вместе. Два четверостишья.
А кто же жил под ёлкой? (Зайка с зайчихой).
Пойдем и посмотрим. Жил под елкой зайка с зайчихой своей. Покажите, как зайка скачет. Все вместе скажем «Жил под елкой зайка с зайчихой своей». Кто прилетел к ёлочке? (Чечетки). Посмотрите, стайка чечеток сидит на елочке. Все вместе скажем: «Прилетела стайка чечеток с полей».
Кто приходил зимой к ёлке? (Волки). Приходили к ёлке волки зимой. Повторим все вместе. Давайте покажем, как они ходили. Кто увез елочку? Увезли мы елку из леса домой.
А сейчас пройдем на стульчики. Ребята, а вы хотите все вместе прочитать стихотворение?
А кто хочет один рассказать стихотворение?
Ребята, какие вы молодцы!! Вам понравилось на занятии?
Ёлочке очень понравилось у вас! Под Новый год происходят разные чудеса, ёлочка вам приготовила подарок. Пойдем смотреть?? Это же новые игрушки!!!
Список литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва, Мозаика-Синтез. 2011.
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
В.В.Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Конспект по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Акима
« Апрель » в старшей группе.
Программное содержание:
·Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.
· Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Добиваться хорошего запоминания стихотворения, используя приёмы моделирования.
·Развивать поэтический слух.
Оборудование: Мольберт, картинки с изображением ранней весны и цветущей вербы.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Ребята, послушайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла(Весна).
Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках?» (ответы детей)
-А почему вы так думаете? (ответы детей)
- Ребята, вспомните, как вы почувствовали, что пришла весна? (ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, привожу свой пример).
- Вышла я вчера под вечер во двор и почувствовала, что пахнет весной, землёй. Было тепло и тихо, только весело пела синица на дереве. Вот так я почувствовала приход весны.
- Сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение. Написал его Яков Аким. А вот название вы узнаете, отгадав загадку:
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он вовсе стучится норы,
Напевает у воды.
« Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех(Апрель).
- Молодцы, ребята, правильно. Стихотворение называется « Апрель». Послушайте его. (читаю стихотворение выразительно наизусть).
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
« Скоро! Скоро быть теплу!»
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Задаю вопросы по содержанию стихотворения.
Понравилось вам стихотворение?
Как оно называется?
(должны быть вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения – в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем детей отвечать словами из текста)
Как сегодня идет весна?- – прямиком -Шлёпает по лужам
Зачем весна гонит талые снега? - Чтобы выстелить луга Бархатом зелёным.
Какую новость барабанит по стеклу серой лапой верба?- « Скоро! Скоро быть теплу!».
(Далее вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз).
Как вы понимаете слова: шла весна тайком?
Почему автор говорит: весна -Шлёпает по лужам?
Бархатом зеленым -как вы понимаете эти слова?
(после этого обговариваются средства выразительности)
Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что весна шла тайком?
10.Как понять,что весна шлепает? Как надо читать?
« Скоро! Скоро быть теплу!»- как надо читать эту строку?
(упражняю детей в выразительном исполнении этих строк)
Настя (Серёжа, Маша) попробуй прочитать слова так, чтобы мы поняли, что скоро станет тепло.
Послушайте стихотворение еще раз, постарайтесь его запомнить. У нас скоро праздник Весны и вы сможете его прочитать! (мотивация к запоминанию).
Далее выслушиваю детей (3-5)
Если ребенок останавливается, тихо подсказываю слово или фразу, побуждая его повторить подсказку и продолжить.
А теперь давайте послушаем музыкальное произведение П.И. Чайковского Времена года- Апрель. Вы слушайте внимательно и представляйте себе картинку весны, которую описывает в стихотворении Яков Аким «Апрель»
Полякова Ирина Павловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №67 Воспитатель Иркутская область город Ангарск
Проект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. Речевое развитие
1. Обоснование проекта:
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед педагогами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. В своей работе я использую приёмы мнемотехники. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство) . Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) Мнемотехника способствует развитию памяти: слуховой, зрительной, образной. Уровень связной речи является важным показателем готовности детей к школе. С помощью мнемотехники дети учатся понимать символы, схемы. Поэзия это источник и средство обогащения речи детей.
2. При составлении проекта совместной деятельности детей с взрослым были заимствованы идеи следующих авторов:
- Татьяны Александровны Ткаченко «Система коррекции речи у детей 6 лет»
- В.К. Воробьёвой «Сенсорно графические схемы»
3. Цель, задачи, предполагаемый результат:
Задачи:
Образовательная:
- Учить, эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста.
Развивающие:
- Развивать зрительное внимание и восприятие
- Развивать речевой слух, память.
- Развивать умение выразительно читать стихотворение.
Воспитательные:
- Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.
- Воспитывать интерес к природе, через художественную литературу.
Речевая: Обогащать словарь детей путём введения слов и словосочетаний: лютик, соседский мальчик, скуки зимней, в золото одета.
4. Предварительная работа:
- Изготовление с детьми цветочной полянки
- Чтение произведения В. Берестов «Честное гусеничное» чтение произведений К.И Чуковского «Таракнище» «Муха Цокотуха» , В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
- Раскрашивание силуэтов насекомых.
- Проведение дидактической игры «Что сначала, что потом»
- Пазлы «Лунтик и компания»
- Рассматривание игрушек насекомые.
- Пальчиковая гимнастика: «Паучок» «Божья коровка» «Сороконожка»
- Домашнее задание: Выучить дома загадку про насекомое, придумывание загадок о насекомых.
5. Мотивация: Игровая
Приход бабочки красавицы (девочка из подготовительной группы)
6. Методологическое и дидактическое обеспечение:
Костюм бабочки, весенняя полянка, оформленная на магнитной доске, красочная коробочка, муляжи насекомых (стрекоза, божья коровка, бабочка, муравей, жук, паук) мнемотаблица для заучивания стихотворения А. Павловой «Бабочка» , магнитофон, диск с записью вальс цветов, раскраски бабочка, фото бабочки.
7. Предпологаемый результат: Дети научатся читать стихотворение на наизусть, используя метод мнемотехники, передавать интонационную выразительность стихотворения.
Тема занятия: «Заучивание стихотворения Алёны Павловой с использованием мнемотаблицы.
«Бабочка»
Опираясь на тематическое планирование дошкольного образовательного учреждения и в рамках лексической темы: «Насекомые» данная форма совместной деятельности и тема позволяет осуществлять предшествующею работу с дошкольниками, целью которой является. Учить детей читать стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность.
Характеристика группы: Дети шестого года жизни (старший дошкольный возраст) В соответствии с индивидуальными особенностями детей данной группы подобранны методы и приёмы, позволяющие активизировать внимание и речь детей, которые помогут эффективно решить поставленные задачи.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе.
Задачи:
Образовательные : учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки. Делать поделки в стиле оригами.
Развивающие: развивать память, воображение, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать интерес к литературе разных жанров, эстетические чувства, аккуратность в изготовлении поделок.
Речевые: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, обогащать словарь детей: цветут, отцветают, диагональ, наискось.
Демонстрационный материал: 4 картинки с изображением одуванчика, схема оригами «Котёнок»
Раздаточный материал:
для воспитателя: Модель кошки, два листа белой бумаги квадратной формы, цветные карандаши, клей-карандаш, салфетка.
для детей: по два листа белой бумаги квадратной формы, клей-карандаш, салфетки, цветные карандаши.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения « Одуванчик», игры «Скажи, какой», «Закончи предложение», «Подбери картинку», физкультминутка «Одуванчик», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки), продуктивная деятельность, анализ, подведения итогов.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Порадуемся солнцу и птицам,
А так же порадуемся улыбчивым лицам.
И всем, кто живет на этой планете,
«Доброе утро» скажем мы взрослым и детям.
Воспитатель: Сегодня мы будем учить стихотворение, про цветок. А про какой, узнаете отгадав загадку.
Загадка
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке
Это в желтый сарафанчик
Нарядился …(одуванчик)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, котенок играет с одуванчиками, но они, почему — то разного цвета, один желтый, а другой белый. Вы знаете почему? (предположение детей)
Воспитатель: Одуванчики ярко-желтого цвета, когда они цветут (значит, покрываются цветками, цветки распускаются). А когда отцветают, становятся белыми (значит, перестают цвести, вянут, образуют семена). Ветер сдувает семена. Они разлетаются, падают на землю, прорастают и появляются новые цветы.
Воспитатель: Послушайте, какое стихотворение написала Зинаида Александрова, оно так и называется « Одуванчик» (воспитатель читает стихотворение)
«Одуванчик»
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой
А как только посидел,
Вместе с ветром улетел.
Воспитатель:
Понравилось вам это стихотворение? (ответы детей). Сегодня, мы его будем учить. Но сначала поиграем.
Игра «Скажи, какой»
Одуванчик, какой? (золотой, красивый, молодой, седой)
Ветер, какой? (легкий, теплый, весенний, ласковый, свежий)
Игра «Закончи предложение»
Одуванчик желтый, как………….(солнце)
Одуванчик круглый, как…………(яблоко, тарелка, обруч, баранка)
Одуванчик пушистый, как………(вата, снег)
Одуванчик белый, как ……………(снег)
А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка
Одуванчик, одуванчик!
(дети приседают, медленно поднимаются )
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(дети разбегаются в разные стороны )
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит
Одуванчики тычинки
Разлетятся хороводом.
(дети берутся за руки и идут по кругу )
И сольются с небосводом.
Воспитатель: Для того что бы вам было легче и интереснее заучить стихотворение поиграем еще в одну игру.
«Подбери картинку»
(Воспитатель читает по две строчки, дети повторяют и выбирают подходящую по смыслу картинку.)
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой,
Постарел и стал седой
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вместе расскажем стихотворение «Одуванчик» при помощи картинок. (Затем воспитатель предлагает детям, по желанию, самостоятельно, рассказать стихотворение, с опорой на картинки)
Молодцы! А что бы котенку было не скучно, давайте сделаем ему друзей – котят, в стиле оригами.
Голова котенка
1. Нам понадобятся два небольших квадрата.
2. Один квадрат складываем по диагонали.
3. Узкие углы треугольника отворачиваем наверх немного наискось, таким образом, делаем ушки.
4. Верхний уголок отгибаем вниз.
5. Переворачиваем заготовку и дорисовываем детали. Получилась голова котенка.
Голова котенка
Пропищала тонко:
— Сделайте вы дельце –
Мне приклейте тельце!
Воспитатель: Что бы приклеить котенку тельце его надо сначала сделать.
Туловище котенка
1. Второй квадрат складываем по диагонали и разворачиваем.
2. Боковые углы складываем к середине.
3. Переворачиваем заготовку, нижний угол загибаем назад, он будет хвостиком.
4. Снова переворачиваем заготовку, рисуем лапки.
5. Приклеиваем голову к туловищу, вот и получились у нас друзья для котенка.