В Древней Руси когда-то, как и в других странах далекого прошлого, счет времени вели по лунным фазам. А так как лунный год был короче солнечного, то приходилось, как в свое время в Древнем Риме, вставлять лишний месяц. Потому что иначе календарь расходился с временами года, а это было неудобно.
По самим названиям месяцев можно судить, насколько календарь Древней Руси был связан с временами года. Названия выражали то главное, что происходило в эти месяцы в природе, в крестьянском быту. Вот, например, январь назывался «просинец», потому что после сумрачных дней поздней осени небо начинало проясняться, синеть. У апреля несколько названий: «березол» - время, когда начинают двигаться соки в березе, или же «заиграй овражки» - время таяния снегов, когда в оврагах весело бурлила полая вода. Май называли и «цветень», и «травень», и «летень» - тут и так ясно, что в этом месяце земля покрывается свежими травами, полевыми цветами. Сентябрь - месяц «золотой осени», в нем царствует желтый цвет, он и назывался «руен» - желтый! А октябрь-«листопад», точней не назовешь.
Самые названия месяцев стали у нас другими, такими же, какие были в юлианском календаре, только на Украине и в Белоруссии по сию пору пользуются старинными славянскими наименованиями месяцев. Зато дни недели остались такими же, как были на Руси в старину. Только «воскресенье», день отдыха, назывался раньше «неделя», «день недельный», отсюда и распространилось это название на весь семидневный отрезок времени - неделя. А название суббота пришло к нам из стран Древнего Востока. Другие дни недели остались такими же, как в старину: понедельник - день после недели, вторник - второй день недели, среда - середина недели, четверг - четвертый день недели, пятница - пятый.
Можно ли представить мир без чисел? Вспомните, что мы с вами делаем изо дня в день: без чисел ни покупки не сделаешь, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберешь. А космические корабли, лазеры и все другие достижения! Они были бы попросту невозможны, если бы не наука о числах. Отвечая на вопрос «сколько?», мы почти всегда называем то или иное число. Число - одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения.
В прошлые времена было много способов счета. Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало руки. Пальцы всегда при нас.
Рука человека – первая «счетная машина». Мальчик выгонял стадо, загибал пальцы, а когда загонял коз, то опять пересчитывал по пальцам и сравнивал, все ли пальцы он загнул. Пальцы были первыми условными знаками обозначения чисел. Так родилась идея использовать пальцы для обозначения чисел. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги, это означало двадцать.
Когда в пересчете участвовало много животных, то пальцы кончались, и возник вопрос, как обозначить десятки. Тогда обратились к зарубкам, камешкам.
В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков. Отсюда и произошло слово «калькулятор», «калькулюс» по-латински означает «камень»!
С развитием человека, зародилась торговля, появились купцы. Для того чтоб сосчитать сколько товара он приобрел, возникла необходимость совершать с числами действия. Например, сосчитать количество мешков крупы и муки. Для этого стали использовать две бороздки на песке и мешочек с камешками. Правая колонка обозначает единицы, а левая – десятки. Положи пять камешков в правую бороздку. Каждый из них обозначает один мешок крупы. А в левую бороздку положи четыре камешка. Каждый будет обозначать десяток мешков. Камешки в обеих бороздках покажут, что у тебя есть 4 десятка и ещё 5 мешков – в целом 45. Ты обозначил число купленной крупы купцом на рынке. Чтобы прибавить 43 мешка муки, добавим три камешка в правую бороздку и четыре в бороздку с десятками. Сосчитав камешки в бороздках, получится ответ – 88 мешков всего купил купец.
Считая коз, пастушка сосчитав все пальчики на руках, отложила один камешек в сторонку, после этого продолжила считать по рукам. С каждым десятком она откладывала камешек, когда стадо вышло из загона, то на земле лежало 4 камешка и загнутыми оказались восемь пальчиков. Таким образом, она выгнала на пастбище 48 коз.
Когда Робинзон Крузо в книге писателя Дефо остался на необитаемом острове, он вел своеобразный календарь. Для этого он на врытом в землю столбе каждый день делал короткую зарубку, а через каждые 30 дней делал зарубку длиннее. Так Робинзон считал дни и месяцы, проведенные на острове.
В России сохранилось выражение: «Заруби себе на носу». Оно говорит о том, что для запоминания чего-либо важного следует сделать зарубку. Слово «нос» в данном случае произведено от слова «носить». В старые времена многие люди носили при себе для зарубок небольшие палочки. Называли их «нос», а чтобы запомнить нужное число, делали на «носу» соответствующее число зарубок – меток.
Засечки на палочках применяли в торговых сделках. Палочки после окончания расчетов разламывали пополам, одну половинку брал кредитор, а другую - должник. Половинка играла роль «квитанции».
Перуанские инки вели счет животных и урожая, завязывая узелки на ремешках или шнурках разной длины и цвета. Эти узелки назывались кипу. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают 4 узелочка на шнурочке! Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем
Веревочные счеты с узелками были в ходу в России, а также во многих странах Европы. До сих пор иногда завязывают узелки на носовых платках на память
Цифры древних цивилизаций
Нумерация древних шумеров
Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять. Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали.
Какой была система исчисления в племени майя?
Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно.
В начале нашей эры индейцы племени майя, которые жили на полуострове Юкатан в Центральной Америке, пользовались другой системой счисления – двадцатеричной. Они обозначали 1 точкой, а 5 – горизонтальной чертой, например, запись == означала 14. В системе счисления майя был и знак для нуля. По своей форме он напоминал полузакрытый глаз.
Интересно, что разные народы, жившие в отдаленных друг от друга странах и в разные времена, изобретали для записи чисел собственные, но всё же чем-то сходные с другими способами записи чисел.
Какими были египетские цифры?
Египтяне писали иероглифами, то есть использовали рисунки для отображения какой – либо идеи или объекта. Эти рисунки изображали элементы флоры и фауны реки Нил и домашнюю утварь. Цифры они также писали иероглифами. У египтян были знаки для обозначения чисел от 1 до 10.
В древней египетской нумерации, зародившейся более 5000 лет назад, существовали особые знаки для записи чисел 1, 10, 100, 1000, … и специальный иероглиф для обозначения десятков, сотен тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, миллионов и десятков миллионов. Как писать, так и считать тогда умели только специально обученные люди, для простых людей счет был так же недоступен, как и письменность. Эта система применялась в Древнем Египте при торговле и сборе податей, особенно распространившись при постройке Великих Пирамид, и постепенно угасла вместе с кастой строителей и счетоводов, при упадке Египта.
Для того чтобы изобразить, например, целое число 23145, достаточно записать в ряд два иероглифа, изображающие десять тысяч, затем три иероглифа для тысячи, один – для ста, четыре – для десяти и пять иероглифов для единицы: .
Вавилонские клинышки
Народы вавилоняне использовали только два клинописных знака – прямой клин и лежащий клин. Эти народы использовали шестидесятеричную систему счисления, например число 23 изображали так: Число 60 снова обозначалось знаком, например число 92 записывали так:
Древняя Греция и Русь
Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы. Над буквами, употребляемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы – числа от текста, спереди и сзади ставились точки. Этот способ обозначения цифр называется цифирью. Он был заимствован славянами от средневековых греков – византийцев. Поэтому цифры обозначались только теми буквами, для которых есть соответствия в греческом алфавите.
В первой половине I тысячелетия н.э. у восточных славян, по мнению академика Б.А. Рыбакова, уже существовал календарь. Находка в могильнике IV в. н.э. Черняховской культуры глиняного сосуда, на котором изображены славянские месяцы.
Это ваза, найденная в 1957 г. при раскопках у деревни Лепесовка на Волыни, в языческом святилище III–IV вв. н. э. Предназначалась, очевидно, для ритуально-магических целей. Широкий и плоский борт вазы разделен на 12 секторов, которые, по-видимому, соответствуют 12 месяцам года. Содержание этих изображений и их последовательность совпадают с временной (помесячной) последовательностью языческих памятников древних славян и с календарными сроками разных сельскохозяйственных работ в данном районе. Январь, март, июнь имеют знак косого креста, обозначавшего у древних славян солнце и пламя. На эти месяцы приходились славянские языческие праздники солнца: праздник начала прибавления дня (зимние святки – 6 января), праздники весеннего равноденствия (конец марта) и летнего солнцестояния (праздник Ивана Купалы – 24 июня). Последний праздник еще и воды – помечен волнистой линией. Сельскохозяйственные работы: апрель помечен изображением сохи (срок весенней пахоты яровых); август – изображение колосьев (срок обмолота хлебов); сентябрь – изображение деревьев и сети (срок осенней охоты сетями, развешенными между деревьями, на улетающих в этом месяце к югу птиц); октябрь – схематическое изображение волокон (срок обработки льна и конопли).
Проблема характера этого календаря. Академик Б.А. Рыбаков предположил, что у восточных славян был солнечный календарь. Культ солнца. Зимой в начале января в честь солнца праздновалась коляда (от латинского «календы»; другое название этого праздника «овсень» – от «овесень», поворот солнца на лето). После христианизации коляда совпала с рождеством. В начале весны был праздник встречи весны и проводов зимы – «красная горка». В христианской религии этот праздник сохранился под названием масленица. Масленица – языческий праздник. Празднование масленицы было связано с культом солнца, и праздновалась она, когда солнце начинало пригревать. Праздник Купалы, который праздновался в июне, когда солнце поворачивает к зиме и день начинает убывать.
Древнейшей системой счета времени у восточнославянских племен, основу хозяйства которых составляло земледельческое производство, скорее всего, был счет сезонами: весна, лето, осень, зима. Полный период смены сезонов назывался «лето» (год).
На Руси год начинался весной (так считали Н.В. Степанов, Н.Г. Бережков, Б.А. Рыбаков), когда возобновлялись сельскохозяйственные работы. Б.Д. Гре-ков: «Славяне делили время на отрезки, соответствующие чередованию сельскохозяйственных работ. Возник древнеславянский календарь еще в родовом строе, во время господства огневой, подсечной системы земледелия». Сезон весны приходился на период от 25 марта до 24 июня, лета – от 24 июня до 24 сентября, осени – от 24 сентября до 25 января, зимы – от 25 января до 25 марта.
Неразрывную связь с природой показывают древнерусские названия месяцев: январь назывался просинец (становилось светлее), февраль – сечень (подсечное земледелие, это было время вырубки леса), март – сухой (подсыхали срубленные деревья, а в некоторых местах и земля), апрель – березень или березозол (цветение березы), май – травень (время появления травы), июнь – изок (кузнечик), июль – серпень (время жатвы), август – зарев (все цветет), сентябрь – рюень (от глагола рюить – реветь) или вересень (скорее всего от вереска, можжевельника, цветущего осенью), октябрь – листопад, ноябрь – грудень (мерзлая дорожная колея), декабрь – студень.
Вместе с христианством на Руси распространились Юлианский календарь и римские названия месяцев, зафиксированные в одном из древнейших памятников русской письменности – Остромировом Евангелии. Многие же древнерусские названия месяцев сохранились в украинском и белорусском языках.
В Древней Руси был известен счет времени неделями, по семи суток в каждой. Отсюда происходит древнерусское название недели седмица. В отличие от многих древних календарей, в которых дни недели назывались по именам планет, посвященных античным богам – Марсу, Меркурию, Юпитеру, Венере, Сатурну, древнерусские названия дней отражали их порядковое положение относительно воскресенья, называвшегося неделя (от не делать – не работать, так как это был день отдыха). Следующий день – понедельник (после недели), далее – вторник (второй после недели), среда (средний, середина недели), четверг (четвертый), пятница (пятый день после недели). Суббота получила свое название от древнееврейского слова «саббат» (шабаш), означавшего отдых.
Сутки в Древней Руси делились на 24 часа и на две половины по 12 часов. Так, в Московской Руси ХVI–ХVII вв. сутки – день, который делился на светлую (день) и темную (ночь) части. Естественно, что эти части были равны или приблизительно равны только лишь в течение нескольких дней весной и осенью, но в сумме они всегда составляли 24 часа. В памятниках письменности встречаются такие части суток: заутреня, заря, ранняя заря, начало света, восход солнца, утро, середина утра, обедня, обед, полдень, уденье, полуденье, паобед, вечер, ночь, полночь. Начало суток приходилось на время непосредственно перед рассветом и совпадало с утренним богослужением – заутреней. Заутреня начиналась еще перед зарей и оканчивалась до восхода солнца. Утро делилось на 4 главных момента: перед зорями, зори – рассвет, восход солнца, обедня. Заканчивалось утро через некоторое время после восхода солнца в период обеден или обеда. После обеда начинался собственно день. В дне отмечался полдень. После полдня – полуденье или уденье. Вечер начинался с вечерень. До захода солнца происходила вечерня. Кончался вечер наступавшим мраком. После вечера начиналась ночь, оторая тянулась до зари. Счет часов начинался с восхода солнца.
Деление часа на минуты и секунды известно с ХII в. Счет часов велся от восхода солнца. Когда были изобретены механические часы, точно не известно, в ХIV в. на Руси они уже существовали – назывались они часомерни. Так как велся счет только светлой части суток, их количество зависело от времени года, колеблясь от 7 до 17 часов. В результате бывает очень трудно установить соответствие древнего и современного счета – первый час мог соответствовать 3, 4, 5, 6, 7 и 8 часам современного счета, т.е. времени восхода солнца. Часы дневные и ночные «отдавались», т.е. давался знак их окончания. Отдача производилась особым сигналом (удар колокола и пр.).
В Древней Руси была принята византийская система от сотворения мира (от 5508 г. до н. э.), просуществовавшая до 1700 г. Год начинался в марте. Приняв эру от Византии, Русь сохранила исконное славянское весеннее начало года. Смена мартовского стиля сентябрьским произошла в конце ХV в.
Перевод дат. Установив полную дату от сотворения мира, следует вычесть из нее 5508, так как по византийской эре сотворение мира произошло 5508 лет до Рождества Христова. Однако установленный таким способом год от Рождества Христова будет точной датой только при определенных условиях. Дело в том, что при вычитании числа 5508 не учитывается одно очень важное обстоятельство, а именно начало указанного в источнике года.
Существование сентябрьского и мартовского стилей усложняет перевод дат с византийской системы на современную. К тому же мартовский стиль на Руси имел еще одну разновидность – ультрамартовский стиль. Н.В. Степанов впервые поставил вопрос о существовании двух весенних стилей. Н.Г. Бережков доказал, что два весенних стиля употреблялись в период феодальной раздробленности. Было ли два весенних стиля в Древнерусском государстве, пока нельзя доказать.
Ультрамартовский год не запаздывал как мартовский на два месяца по отношению к январскому году, а опережал его, начинаясь на десять месяцев раньше. В этом отношении он подобен сентябрьскому году. Общими в январском и ультрамартовском годах были январь и февраль. Следовательно, если какое-то событие произошло в пределах этих двух месяцев, для перевода даты надо вычитать 5508. Поскольку первые десять месяцев (с марта по декабрь) ультрамартовского года приходились еще на предыдущий январский год, для определения даты события, происшедшего с марта по декабрь включительно, надо вычитать из нее на единицу больше – 5509. Не трудно заметить, что ультрамартовский стиль исходит из того, что от сотворения мира до Рождества Христова прошло не 5508, а 5509 лет. Таким образом, встречается расхождение между летописями в обозначении года на единицу. Например, одни летописи датируют смерть Андрея Боголюбского 6682 мартовским годом, другие 6683 ультрамартовским годом – это всё 1174 г. Ультрамартовский год продолжает встречаться до начала ХIV в., а затем почти во всех летописях он сразу исчезает. В ХIV в. восстанавливается господство мартовского года. На рубеже ХIV и ХV вв. в летописях наряду с весенним годом впервые появляются сентябрьские обозначения годов. С конца ХV в. сентябрьский год в летописях вытесняет весеннее начало года. Единственным началом года стало 1 сентября.
Если в источнике нет указания на месяц событий, то установить абсолютную точную дату по январскому календарю невозможно. При переводе дат всегда следует помнить, что они определяются по Юлианскому календарю, или по старому стилю. Чтобы выразить установленную дату по новому стилю, надо ввести соответствующую поправку, т.е. увеличить ее на необходимую разницу между старым и новым стилями. Эта поправка необходима для датировки событий, происшедших после введения в 1582 г. Григорианского календаря.
Индикты. 15-летний цикл заимствован у Византии. По-видимому, такой счет сложился в римском Египте на основе периодического пересмотра налоговых списков (лат. «индикцион» – объявление, провозглашение). В Древнем Риме при императоре Диоклетиане каждые 15 лет в империи проводилась переоценка имущества для правильного налогообложения. Введение индиктового счета времени в Византии связывают с императором Константином, который ввел новое счисление с 23 сентября 312 г. Число месяца было избрано не случайно – это был день рождения первого римского императора Октавиана Августа.
В 462 г. из практических соображений начало отсчета индиктов было перенесено на 1 сентября. Исходной точкой отсчета индиктов являлось сотворение мира, в 537 г. император Юстиниан ввел датировку по индиктам как обязательную. В Священной Римской империи она употреблялась вплоть до ее распада в 1806 г. Индикт года определяется делением даты от сотворения мира на 15 по сентябрьскому стилю. Остаток от деления показывает индикт.
Круги солнца. В Древней Руси существовал счет времени 28-летними циклами солнца. Его исходной точкой было сотворение мира. Одни и те же числа ежегодно приходятся на разные дни недели. Строгий порядок перемещения чисел по дням недели будет повторяться через каждые 28 лет. Этот 28-летний период называется циклом солнца, а порядковое место года в его пределах – кругом солнца данного года. Круг солнца определяется аналогично индикту – делением даты от сотворения мира на 28. Остаток от деления показывает круг солнца данного года. К началу нашей эры прошло 196 полноценных циклов солнца (5508:28 = 196 и 20 в остатке). Круг солнца 5508 г. равен 0. Следовательно, чтобы облегчить расчет круга солнца для даты от Рождества Христова, к ней надо прибавить 20 и сумму разделить на 28. Указания источников на круги солнца помогают в определении недели, а в ряде случаев имеют значение для проверки дат.
Вруцелето («в руке лето») – это название воскресного дня в данном году, обозначенное одной из первых семи букв русского алфавита. С помощью вруцелета можно определить день недели для любого числа месяца. В церковных календарях исходили из предположения, что 1 марта от сотворения мира приходилось на пятницу, и ближайшее воскресенье – 3 марта обозначили первой буквой русского алфавита А. Следующие дни недели были обозначены другими шестью следующими буквами, но в обратном алфавиту порядке: понедельник – З «земля», вторник – S «зело», среда – Е «есть», четверг – Д «добро», пятница – Г «глагол», суббота – В «веди». Здесь пропущены буквы Б (буки) и Ж (живете), которые на Руси не имели цифрового значения.
Итак, вруцелето данного года – это буква, на которую приходится первое воскресение в мартовском году. Каждый год вруцелето изменяется, переходя на следующую букву (в високосном году через букву).
Установление дат по праздникам церковного календаря. В исторических источниках нередко вместо точной даты имеются указания на церковный праздник, приходящийся на событие, о котором идет речь. Русские церковные праздники можно разделить на две группы: подвижные и неподвижные. Подвижные праздники не имеют постоянной фиксированной даты и приходятся из года в год на разные числа календаря. Неподвижные праздники отмечаются в одни и те же числа месяца. Из последних в источниках часто можно встретить следующие: Крещение – 6 января, Сретение – 2 февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта, Юрьев день весенний – 23 апреля, Николин день весенний – 9 мая, Ильин день – 20 июля, Преображение Господне – 6 августа, Успение Пресвятой Богородицы – 15 августа, Семенов день – 1 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы – 8 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября, Юрьев день осенний – 26 ноября, Николин день осенний – 6 декабря, Рождество Христово – 25 декабря и др. Все даты здесь приведены по Юлианскому календарю.
Встречаются в источниках и указания на определенные посты «говение», например Успенский пост (с 1 по 15 августа), Филиппов, или Рождественский, пост (с 15 ноября по 25 декабря). Что касается подвижных праздников, то все они зависят от Пасхи, отделяясь от нее определенными постоянными сроками (до Пасхи или после нее). Например, Вознесение Господне – четверг, через 39 дней после Пасхи, Вербное воскресенье – за 7 дней до Пасхи, Фомино воскресенье – через 7 дней после Пасхи. Подвижность самой Пасхи объясняется тем, что она рассчитывается по лунному календарю. Все вопросы, связанные с ее определением, называются Пасхалией. Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, каким считается полнолуние в пределах от 21 марта до 18 апреля. Соответственно первые воскресенья после полнолуния могут приходиться на период от 22 марта до 25 апреля по старому стилю, который получил название «Пасхального предела».
Для определения дня Пасхи пользуются специальными таблицами «обращения великого индиктиона». Великим индиктионом называется порядковый номер года в пределах 532-летнего периода. Передвижение дня Пасхи по числам календаря в определенном порядке повторяется каждые 532 года, так как 28 (солнечный цикл) при умножении на 19 (лунный, Метонов цикл) дает 532.
Метонов (лунный) цикл. Фазы Луны приходятся на одни и те же дни солнечного календаря через каждые 19 лет. Этот цикл был установлен греческим астрономом Метоном в V в. до н.э. и назван его именем. Порядковый номер года внутри незавершенного 19-летнего цикла называется «золотым числом» или кругом Луны. Название «золотое число» объясняется тем, что в Древнем Риме оно писалось золотыми буквами на специальных досках, выставлявшихся для сведения граждан. Для определения «золотого числа» необходимо к дате от Рождества Христова прибавить единицу и полученную сумму разделить на 19. Остаток покажет искомое число. Прибавление к дате единицы определяется тем, что 1 г. от Рождества Христова считался вторым в лунном цикле.
Определение дат по астрономическим явлениям. В источниках, прежде всего в русских летописях, довольно часто отмечаются различные астрономические явления: солнечные и лунные затмения, кометы, падающие звезды и т. д. Известно, что астрономические явления, как правило, строго закономерны, поэтому они дают дополнительные возможности для установления даты. Астрономами составлены специальные таблицы, по которым можно с точностью до суток установить время солнечных и лунных затмений. Например, именно указание «Слова о полку Игореве» на солнечное затмение позволило точно установить дату похода князя Игоря на половцев. Таблицы солнечных и лунных затмений показывают, что солнечное затмение произошло 1 мая 1185 г.
Важную роль для проверки или уточнения дат играют летописные сведения о различных кометах, например о комете Галлея, которая периодически возвращается в среднем через 76 лет. С точностью до суток установлено время ее прохождения через точку орбиты, ближайшую к Солнцу (перигелий), например 19 июня 912 г., 8 июня 1465 г., 5 сентября 1682 г. и т. д.
С 1700 г. начало Нового года в нашей стране перенесено на 1 января, и введена эра от Рождества Христова. Указ Петра I от 16 декабря 7208 г. устанавливал, что 1 января 7208 г. должно считать 1 января 1700 г. и справлять праздник – Новый Год, украшать ёлки. Но Юлианский календарь был сохранен.
Но потребности международного общения требовали перехода на «новый» стиль. Уже в XIX в. «новым» стилем наряду со «старым» стали пользоваться иностранное ведомство, торговый и военно-морской флот. На Григорианский календарь перешли астрономы и метеорологи. В XIX в. неоднократно разрабатывались проекты перехода на Григорианский календарь. В 1830 г. Академия Наук ходатайствовала о введении Григорианского календаря, но министр народного просвещения князь Ливен в докладе Николаю I отозвался о введении нового календаря отрицательно. Он считал введение нового календаря делом несвоевременным, могущим произвести нежелательные волнения. Николай I с этим мнением согласился, и реформа не была проведена. Делались попытки реформы календаря в 1860 г. и в 1864 г., но «святейший» Синод упорно этому противодействовал. В 1899 г. при Русском Астрономическом обществе была образована Комиссия по реформе календаря. Активное участие принимал Д.И. Менделеев. Но обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев написал вердикт: «Считать введение неблаговременным».
Декрет «О введении в Российской республике западно-европейского календаря» принят СНК 24 января (6 февраля) 1918 г. В нашей стране был введен Григорианский календарь. После 31 января наступило сразу 14 февраля. 1 июля 1919 г. было введено так называемое поясное время, с конца ХIХ в. уже употреблявшееся в ряде стран Европы. Суть этого нововведения заключалась в следующем. Земной шар условно разделен на 24 часовых пояса, границы которых отстоят одна от другой на 15 градусов (от 0 до 23-го пояса с запада на восток). Для нулевого пояса был выбран Гринвичский меридиан.
В 1929 г. была попытка упразднить 7-дневную неделю, была введена 5-дневная неделя. В 1931 г. от этого отказались, 6-дневная неделя. 7-дневная неделя была восстановлена 26 июня 1940 г.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте основные единицы счета времени.
2. С чем был связан 7-дневный отрезок времени и как назывались дни недели в Риме?
3. Какие виды эр Вы знаете?
4. Какие лунно-солнечные календари древности Вы знаете?
5. Какой древний календарь был солнечным? Каковы его основные характеристики?
6. В чем состояли особенности календаря Древнего Рима?
7. Как назывались месяцы в Древнем Риме?
8. Почему Юлий Цезарь осознал необходимость реформы календаря?
9. Почему к XVI в. назрела необходимость в реформе календаря?
10. Чем Григорианский календарь отличается от Юлианского?
11. Почему был неудобным календарь Великой французской революции?
12. Какие проекты введения «вечного календаря» Вы знаете?
13. Выделите особенности счета времени в Древней Руси.
14. Как назывались месяцы в Древней Руси?
15. Как помогает в датировке источника вруцелето года?
16. Как можно установить дату по праздникам церковного календаря?
17. Откуда в Древнюю Русь пришел обычай измерять время индиктами? Что это был за счет?
18. Опишите Метонов (лунный) цикл.
19. Круги солнца – что это такое?
20. Что такое поясное время?
Библиографический список
1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
2. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000.
3. Каменцева Е.И. Хронология. М., 2003.
4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990.
5. Никонов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности. М., 1991.
Нам необходимо помнить свою историю, и идти по своему пути.
В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём.
Не забыт и Юлианский календарь, так называемый «старый стиль». Ежегодно в январе мы вспоминаем о нём, когда отмечаем «старый» Новый год. Также средства массовой информации заботливо напоминают о смене лет по Китайскому, Японскому, Тайскому и прочих календарях.
Безусловно, это расширяет наш кругозор.Давайте расширим свой кругозор.
Но, чтобы кругозор стал ещё шире, давайте прикоснёмся к древнейшей традиции летоисчисления Славянских народов - Даарийскому Круголету Числобога, по которому ещё не так давно жили наши Предки.
Ныне этим календарём пользуются только Староверы - представители самой древней Славяно-Арийской Веры - Инглиизма.
Повсеместное использование нашего древнего календаря прекратилось немногим более 300 лет назад, когда царь Пётр 1 своим Указом ввёл на территории Руси иностранный календарь и повелел в ночь на 1 января праздновать наступление 1700 года от рождения Иисуса Христа.Реформа календаря украла (как минимум) 5500 лет нашей истории.
А на Руси в то время шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звёздном Храме.
Но совершенно не говорится о том, что император не просто поменял календарь, он фактически «украл», как минимум(!). пять с половиной тысяч лет нашей истинной истории.
Ведь под событием, от которого вёлся отсчёт лет - Сотворение Мира в Звёздном Храме (5508 г, до Р.Х.), подразумевалось вовсе не сотворение вселенной библейским богом, а буквально; подписание мирного договора в год Звёздного Храма по Круголету Числобога после победы Державы Великой Расы (в современном понимании - России) над империей Великого Дракона (по современному - Китая).
Кстати говоря, символическое изображение всадника на белом коне, поражающего копьём дракона, известное по христианской традиции как Георгий Победоносец, на самом деле символизирует как раз эту победу.
Именно поэтому издавна этот символ так распространён и почитаем на Руси среди Славяно-Арийских народов.
От каких событий велось летоисчисление?
Возникает естественный вопрос: а от какого же события велось летоисчисление до Сотворения Мира в Звёздном Храме?
Ответ очевиден - от более раннего значительного события.
Более того, параллельно могли вестись отсчёты лет от разных событий. Именно так, с упоминания нескольких временных отрезков и начинались древние летописи.
Для примера приведём несколько датировок нынешнего 2016 года от RX:
Лето 7524 от Сотворения Мира в Звёздном Храме
Лето 13024 от Великого Похолодания
Лето 44560 от Сотворения Великого Коло Рассении
Лето 106794 от Основания Асгарда Ирийского
Лето 111822 от Великого Переселения из Даарии
Лето 143006 от периода Трёх Лун
Лето 153382 от Асса Деи
Лето 185782 от Времени Туле
Лето 604390 от Времени Трёх Солнц и т.д.
Очевидно, что в контексте современной «официальной» хронологии эти датировки выглядят просто фантастическими,
Но для самостоятельно мыслящего человека, интересующегося древним Культурным наследием народов Земли, такие «пропасти лет» не выглядят столь уж пугающе.
Ведь не только в Славяно-Арийских Ведах, но и в довольно многочисленных дошедших до нас памятниках письменности по всей Земле упоминаются ещё куда более продолжительные отрезки исторического времени,
На эти же факты указывают и непредвзятые археологические и палео-астрономические исследования.
Также очень интересно будет вспомнить, что в допетровские времена на Руси для обозначения численных величин использовались не цифры, как сейчас принято, а буквицы титлованные, т.е. славянские буквы со служебными символами.
Что "исправили" Кирилл и Мефодий?
А так как календарь-это традиция письменная (попробуйте-ка устно вести и передавать из поколения в поколение столь сложный и динамичный массив информации), то очевидно, что до времён Петра I письменность на Руси уже существовала, по меньшей мере(!) семь с лишним тысяч лет.
Однако считается, что письменность была «изобретена» специально для нас, "безграмотных", двумя греческими монахами Кириллом и Мефодием, которые лишь добавили в нашу азбуку несколько греческих букв вместо непонятных им дифтонгов.
И, скромно говоря, вызывает удивление всё нарастающая помпезность при проведении ежегодных «кирилло-мефодиевников» и «дней рождения» "славянской" письменности. В настоящее время, коль скоро мы пользуемся современным календарём (от Р.Х.), то правильнее будет его применять только для событий последних трёхсот лет.
А более древние события, для ясного понимания их сути, должны быть датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года, Иначе возможно неправильное толкование нашей истории, культуры, традиций и обычаев.
Вызывает искреннее сожаление датировка допетровских событий в современных учебниках,
Например, годом Ледового побоища на Чудском озере называют 1242 год, а в то время на Руси шёл 6750 год.
Или, например, годом крещения Киева считают 988 год от рождения Иисуса Христа.
Но в Киеве тогда отметили Лето 6496 от Сотворения Мира в Звёздном Храме.
Братья и сестры, давайте помнить наше прошлое, искать его, если злые умы специально его от нас прячут.
Славяне - великая расса.