http://www.left.ru/2004/4/dikson103.html
Http://www.nti.org/i_russian/i_e4_pak.html
http://www.newsru.com/world/29Oct2001/pakis_nuclear.htmlЯдерное оружие:
В середине семидесятых годов Пакистан начал заниматься обогащением урана для создания потенциала ядерного оружия. К середине восьмидесятых годов Пакистан имел секретный объект по обогащению урана; уже в 1989-1990 годах США пришли к выводу, что Исламабад приобрёл необходимый потенциал для сборки ядерного устройства первого поколения. Предполагается, что запасы Пакистана составляют примерно 580-800 кг высокообогащенного урана -- масса, достаточная для создания 30-50 атомных бомб. В 1998 году Пакистан ввёл в эксплуатацию исследовательский реактор Хушаб, который способен производить 10-15 кг оружейного плутония в год. По данным США, Китай помогал Пакистану, предоставляя ему ядерные материалы и оказывая научно-техническое содействие. Исламабад провёл ядерные испытания в мае 1998 года, вскоре после того, как Индия провела испытание своего оружия и объявила себя страной, обладающей ядерным оружием. Пакистан не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия.
Http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/aas30318a.htm
Приношу свои извинения...но я хочу в последний раз привести статью полностью....еще раз извините..
Средства доставки ядерного оружия Пакистана
А.М. Тронов, А.К. Лукоянов
Руководство Исламской Республик Пакистан, одновременно с созданием ядерного оружия, планировало использование его в различных боевых условиях и для поражения целей противника на различных расстояниях. С учетом решения этих задач Исламабад разрабатывал и различные варианты средств доставки ядерных боезарядов - от самолетов до баллистических ракет.
Среди средств доставки ядерного оружия следует рассматривать изготовленные в США самолеты F-16. Хотя ВВС Пакистана смогут задействовать в этом случае и французские самолеты «Мираж V» или китайские A-5. Двадцать восемь F-16A (одноместные) и 12 F-16B (двухместные) были поставлены между 1983 и 1987 годами. По крайней мере, восемь из них больше не находятся в эксплуатации.
В 1985 году конгресс США принял "поправку Пресслера", направленную на запрещение создания Пакистаном атомной бомбы. В соответствии с этой поправкой, Пакистан не мог получать экономическую и военную помощь, если президент США не мог удостовериться, что Исламабад не обладает ядерным устройством. Это относилось и к возможным средствам доставки ядерного оружия. Однако, хотя было достаточно доказательств, свидетельствующих о разработках ядерного оружия в Пакистане, президенты Рейган и Буш-старший закрывали на это глаза главным образом из-за того, чтобы усилить деятельность против СССР в афганском конфликте. После того как война в Афганистане закончилась, санкции на Пакистан были наконец наложены. Это произошло 6 октября 1990 года. В марте 2005 года Джордж Буш дал согласие на продажу F-16 в Пакистан. На первом этапе эти поставки включали 24 самолета F-16.
Следует также отметить, что, как сообщает Press trust of India, в марте 2005 года в Пакистане официально началось производство совместного пакистано-китайского истребителя JF-17. На авиационном предприятии в городе Камра, где будет производиться самолет, прошла торжественная церемония, посвященная этому событию. В ней принял участие президент страны Первез Мушарраф.
С помощью китайских специалистов F-16 будет модернизирован для использования в качестве носителя ядерного оружия. В первую очередь, ими будут оснащены эскадрильи 9 и 11 на авиабазе Саргодхи, в 160 км к северо-западу от Лахора.
F-16 имеет дальность полета более чем 1600 км и ее можно увеличить еще, если модернизировать топливные баки. Учитывая ограничения веса и размера полезного груза F-16, бомба, вероятно, весит приблизительно 1000 кг, и наиболее вероятно, что ядерный боезаряд находится именно «в подвешенном» состоянии в полной боевой готовности на одной или даже на нескольких военно-воздушных базах Пакистана.
Отметим, что в принципе собранные ядерные бомбы или их компоненты именно для таких самолетов могут храниться на складе боеприпасов около Саргодхи.
В качестве альтернативы ядерное оружие может храниться и около афганской границы. Такой вариант тоже возможен, однако для специалистов эта информация является своего рода отвлекающей, потому что существуют четкие обязательства властей Пакистана перед США о неразмещении ядерных компонентов на прилегающих к Афганистану территориях.
Как средство доставки ядерного оружия Пакистаном используется ракета «Гхаури», хотя и другие ракеты в пакистанских вооруженных силах могли бы быть модернизированы для несения ядерной боеголовки. «Гхаури-1» была успешно испытана 6 апреля 1998 года на расстояние 1100 км, вероятно, с полезным грузом до 700 кг. По сообщениям экспертов, ракета была запущена около города Джелум (Jhelum) в северо-восточном Пакистане, 100 км к юго-востоку от Исламабада, и поразила заданную цель около Кветты на юго-западе.
Двухступенчатая баллистическая ракета «Гхаури-2» была испытана 14 апреля 1999 года, спустя три дня после испытаний индийской ракеты « Агни-2». Запуск был осуществлен с мобильной пусковой установки в Дине, рядом с Джелумом, приземлилась ракета в Jiwani, около юго-западного побережья, после восьмиминутного полета.
Третья версия «Гхаури» с неподтвержденной дальностью 2500–3000 км находится в разработке, однако 15 августа 2000 года уже было проведено ее испытание.
Есть информация, что существует и ракета «Хатаф-V Гхаури», испытание которой было якобы проведено в начале июня 2004 года. Утверждают, что она имеет дальность полета 1,5 тыс. км и может доставлять любой заряд весом до 800 кг. Место проведения испытания не сообщалось. Будто бы на нем присутствовал президент Пакистана генерал Первез Мушарраф. Это было второе испытание подобной ракеты за неделю(1).
Выбор названия «Гхаури» (Ghauri)(2) является очень символическим. Мусульманский султан Махаммад Гхаури (Ghauri) победил индусского правителя Прайтви Чухана (Chauhan) в 1192 году. К тому же «Прайтви» - это название, которое Индия дала своей баллистической ракете ближнего радиуса действия.
Используя свою политическую интригу с Пекином против Индии, Исламабад сумел получить не просто ракеты М-11, но и документацию на их производство и техническое обслуживание. Начиная с 1992 года, в Пакистан было доставлено 30 или даже больше ракет М-11 из Китая. Впоследствии помощь Пекина проявилась и в строительстве средств обслуживания и хранения ракет. Поэтому Пакистан может произвести свою собственную ракету Tarmuk, основанную на М-11, что он и делает весьма успешно.
Война с Индией - это более чем реальный фактор, который является самым главным приоритетом всей экономической и политической жизни Пакистана. Эта мысль занимала и занимает головы генералов Исламабада, Дели и Пекина. Именно поэтому миллиарды долларов идут на производство уже технически разработанных средств доставки и такое же количество денег идет на создание новых ракетных систем. В частности, перепроектированная в Пакистане китайская M-9 ракета «Шахин»-1 («Орел») имеет дальность полета 700 км и может нести полезный груз 1000 кг. Пакистан провел начальное летное испытание «Шахин» от прибрежного города Сонмиани (Sonmiani) 15 апреля 1999 года.
На параде в честь 23 марта в 2000 году Исламабад продемонстрировал двухступенчатую ракету средней дальности «Шахин-2», а также ракету с дальностью в 2500 км, способную нести 1000-килограммовый полезный груз. Ракета транспортировалась на мобильной пусковой установке с 16 колесами. Вполне возможно, что обе ракеты могут нести ядерные боезаряды.
В ноябре 2000 года Пакистан принял решение о переводе своих ключевых ядерных учреждений под контроль Национального комитета по контролю над ядерным оружием. Новая власть, установившаяся в феврале 2000 года, поставила своей целью создать эффективную ядерную команду и систему управления.
События 11 сентября 2000 года послужили причиной для усиления мер против использования ядерного оружия террористами. Пакистан, как верный и более чем преданный союзник США, немедленно усилил безопасность хранилищ с ядерными боеголовками и средствами их доставки.
Согласно сообщениям в печати, вооруженные силы Пакистана в течение двух дней после 11 сентября 2000 года перемещали компоненты ядерного оружия на новые секретные объекты. Генерал Первез Мушарраф предпринял несколько активных мероприятий для организации безопасности сохранения ядерного арсенала страны. Так, в частности, было установлено шесть новых секретных объектов хранения и складирования компонентов ядерного вооружения.
В начале марта 2004 года Пакистан испытал баллистическую ракету средней дальности, которая может совершенно спокойно поразить любой из городов Индии.
В заявлении министерства обороны Пакистана говорится, что испытания двухступенчатой ракеты "Шахин-2" прошли успешно. По сообщению агентства Рейтер, творение пакистанской науки и инженерии может нести ядерную боеголовку на расстояние до 2000 км(3). Пакистан заявил, что считает испытание ракеты достаточным для сдерживания агрессии и "предотвращения военного нажима".
Индия была предупреждена об испытаниях заранее. Отметим, что в начале марта 2004 года Индия заключила с Израилем соглашение о покупке бортовой радиолокационной станции "Фалькон". Система может определять самолеты на расстоянии нескольких километров и перехватывать радиопередачи над значительной частью Пакистана, включая спорный штат Кашмир.
В первой декаде октября 2004 года были проведены испытания баллистических ракет средней дальности «Хатф-5» («Гхаури»), во время которых успешно были поражены все условные цели предполагаемого противника.
Данная ракета работает на жидком топливе и, как отмечают некоторые агентства, разработана на основе корейских технологий(4). Эта ракета способна нести ядерный заряд и покрывать расстояние до 1500 км.
В апреле 2006 года появилось сообщение о том, что Исламабад провел новые испытания баллистической ракеты средней дальности "Хатф-6" с увеличенной дальностью до 2500 км. Эти испытания, по заявлению пакистанских военных, прошли успешно. Как отмечается в одном из сообщений, "испытания проводились с целью подтверждения ряда дополнительных технических параметров, кроме тех, которые были проверены в ходе последнего запуска, проведенного в марте 2005 года"(5).
В Пакистане средства доставки ядерного оружия, в отличие от Индии, ограничиваются военно-воздушными силами и ракетами, совершенствование которых продолжается при помощи Китая.
В своем техническом оснащении Исламская Республика Пакистан достигла полного паритета с Соединенными Штатами Индия и в некоторых видах доставки уже опережает своего соседа.
Предполагаемая эволюция технического развития ракетостроения Пакистана позволяет сделать вывод о появлении в самом ближайшем будущем в ее арсенале межконтинентальных баллистических ракет.
Ядерная программа Исламской Республики Пакистан
В политическом и военном противостоянии Индии и Пакистана и стремлении обоих стран занять лидирующее положение в Азиатско-тихоокеанском регионе ядерная составляющая занимает особое место, так как создает реальную угрозу не только для обеих стран, а так же для всего региона Южной Азии. Интенсивное развитие ракетных программ обеих стран также позволяет говорить о возрастающей угрозе безопасности Юго-Западной Азии. Отправной точкой развития ядерной программы Пакистана можно считать создание Комиссии по ядерной энергии в 1956 году, значительно позже индийской. Основателем ее являлся Зульфикар Али Бхутто, первоначально как министр топлива, энергетики и природных ресурсов, и позже как президент и премьер-министр. Однако, в отличие от индийской ядерной программы, которая развивалась постепенно, начало пакистанской ядерной программы имеет строго определенную дату – 24 января 1972 года, когда на встрече с физиками и инженерами в городе Мультан З. Бхутто четко обозначил задачу на получение Пакистаном собственной «исламской ядерной бомбы». Поводом для этого стало поражение Пакистана в войне с Индией в 1971 году за Восточный Пакистан, в результате которой в мире появилось новое государство – Республика Бангладеш, Пакистан потерял более половины своего населения, огромную территорию. Не смотря на складывавшиеся в предыдущие десять лет тесные взаимоотношения с Китайской Народной Республикой, во время наиболее острого противостояния военная и политическая помощь Китая была небольшой. Он не сумел организовать какого-либо давления на Индию, в виде сосредоточения войск вблизи государственной границы, проведения крупномасштабных учений, передачи больших партий вооружений и военной техники союзнику и т.п. Разделенный на две части, оставшись без союзников, Пакистан на примере этой войны показал полную неспособность победить индийские Вооруженные Силы при применении обычных средств поражения. По мнению Бхутто, ядерное оружие Пакистана должно было установить паритет между огромными по численности индийскими ВС и немногочисленными, но вооруженными ядерными зарядами пакистанскими ВС. Кроме того, в Пакистане более серьезно к ядерной программе стали относится после успешно проведенного Индией в 1974 году испытания «мирного» ядерного заряда мощностью 25 кТ в тротиловом эквиваленте.Однако, процесс получения ядерного оружия долгий и требующий больших финансовых затрат, а также большого политического желания и мужества. Кроме того, необходимо наличие собственных запасов урана, чтобы не зависеть от иностранных поставок. Дера Газиа Хан было идентифицировано как многообещающее месторождение урановой руды, хотя она и имеет относительно низкий сорт, т.е. содержит всего несколько килограммов урана на тонну (в сравнении с десятками килограммов в высококачественной руде в Канаде или Австралии).Более того, с самого начала программы необходимо выбрать направление – урановое (дешевое, но тупиковое) или плутониевое (дорогое, но позволяющее разрабатывать современные ядерные устройства и средства их доставки).Оба направления представляют собой сочетание множества высокотехнологических процессов, доступных в настоящее время только ряду развитых стран, т.к. США, Россия, Великобритания, Франция, Канада. В мире существует практика легальной торговли технологиями переработки радиоактивного топлива, приносящая огромные прибыли. Однако, все процессы ограниченны мирным использованием ядерной энергии и ни одна страна не продаст полную технологию производства боевого ядерного оружия. АЭС не позволяют решить задачу получения заряда, необходимо продолжение «цепочки» - заводы по обогащению урана или переработке плутония, а также технологию производства самого боевого заряда (боеголовка, авиабомба, артиллерийский заряд) из полученного урана или оружейного плутония. Ученым Исламской Республики Пакистан и представителям Межведомственной разведки удалось сделать невозможное в условиях острой нехватки денежных средств и международного экономического и политического давления. Из различных источников за короткое время была получена технология полного цикла производства ядерного оружия. Первым реальным шагом в развитии программы явилось строительство Центра ядерных исследований в Исламабаде и затем, после предоставления в 1960 году помощи США размере $ 350 тыс. - возведение исследовательского легководного реактора мощностью 5 МВт, который начал функционировать в 1965 году. В тоже время, не имея на тот момент необходимого н
аучного и технического потенциала, правительство З. Бхутто приняло решение пойти по второму, более технологически сложному пути создания оружейного плутония. С этой целью в 1970 году с Канадой, а затем в феврале 1976 году с Францией были заключены контракты на строительство в Исламской Республике Пакистан АЭС с реакторами на «тяжелой воде» и заводов по ее производству. В 1976 году канадский проект в г. Карачи был полностью завершен и сдан в эксплуатацию, французский проект оказался заморожен в 1978 году на стадии завершения (был построен полностью первый энергоблок на АЭС в городе Часма и завод по производству «тяжелой воды»), когда совершенно ясно обозначились ядерные амбиции руководства ИРП. Франции пришлось отказаться от продолжения сотрудничества, в том числе после оказанного давления со стороны США. Однако в распоряжении Комиссии по ядерной энергии остался ряд французских технологических документов по переработке ядерного топлива с АЭС. Основной прорыв в ядерной программе Пакистана был сделан в 1975 году с появлением доктора Абдулы Кадир Хана, благодаря деятельности которого в стране появилась технология и проекты центрифуг обогащения урана. Основа любой ядерной программы военного назначения – производство специальных ядерных материалов, необходимых для оружия – плутоний или обогащенный уран. Основная часть ядерной программы ИРП была сконцентрирована на построенном заводе по обогащению урана, использующем технологию и проект центрифуг, незаконно присвоенные у Европейского консорциума URENCO (Великобритания, Германия, Нидерланды), производящего газовые центрифуги. Абдул Кадир Хану удалось убедить правительство Пакистана в необходимости развивать «урановое» направление ядерной программы, требующее меньше финансовых затрат и более простое технологическое оборудование. Для производства «уранового» заряда нет необходимости в строительстве реактора по производству оружейного плутония и завода по его дальнейшей переработке, достаточно иметь технологию обогащения урана в центрифугах. Таким образом, Абдул Кадир Хан в 1976 году основал Технические научно-исследовательские лаборатории в г. Кахута, позднее названные НИЛ Хана.Другим мощным толчком развития ядерной программы Пакистана стало подписание в 1986 году пакистано-китайского соглашения в области ядерных исследований. В ходе реализации данного соглашения китайской стороной была передана технология изготовления ядерного заряда мощностью 25 кТ. Данное устройство представляет собой прототип первых неуправляемых американских и советских ядерных зарядов, весом около тонны. Кроме этого, Китайская национальная ядерная корпорация направила в НИЛ Хана своих специалистов с целью налаживания газовых центрифуг. В 1996 году из КНР также были получены 5000 кольцевых магнитов для монтажа более современных установок по обогащению урана.Интенсивное сотрудничество с КНР в ядерной области подтолкнуло правительство ИРП к развитию параллельной программы по созданию заряда на основе оружейного плутония, закрытой в 1976 году. В середине 1990-х годов с помощью китайских специалистов был построен и вышел на полную мощность первый реактор на «тяжелой воде» на АЭС в районе г. Кхушаб (пр. Синд). Это обстоятельство, а также технология переработки плутония, полученная от Франции в 1974-76 годах, позволило Пакистану вырабатывать плутоний, необходимый для создания современных, компактных ядерных зарядов. Интенсивность работ по созданию «исламской бомбы» характеризуется тем, что уже к концу 90-х годов у Пакистана имелось до 10 ядерных зарядов на основе урана и от 2 до 5 зарядов на основе оружейного плутония.Итогом 30-летней интенсивной работы по созданию ядерного оружия явились испытания, проведенные 28 и 30 мая 1998 года на полигоне Чагаи в провинции Белуджистан. Это был ответный шаг на ядерные испытания, проведенные Индией в начале мая 1998 года. Всего за два дня было проведено 6 подземных ядерных взрывов:
28 мая - урановый заряд мощностью 25-30 кТ; плутониевый заряд мощностью 12 кТ; три урановых заряда мощностью менее 1 кТ.
30 мая - плутониевый заряд мощностью 12 кТ; еще одно такое же устройство было принято решение не испытывать (либо оно не взорвалось).
Таким образом, Пакистан показал не только Индии, но и всему миру, что имеет не только технологию получения ядерного оружия, но и уже реально обладает им, и готов его применить в случае реальной угрозы национальной безопасности.
Пути и способы получения Пакистаном технологий производства ядерного оружия
Страна Технологии, оборудование
Канада АЭС, завод по производству «тяжелой воды».
Франция АЭС, технология по переработке плутония.
КНР АЭС, завод по обогащению урана, завод по производству «тяжелой воды», проект 25 кТ ядерного устройства, 5000 магнитных колец для газовых центрифуг.
Швейцария Проект завода по обогащению урана, 13-дюймовые стальные сферы и стальные лепестки для производства ядерного устройства.
ФРГ Вакуумные насосы и оборудование для газовых центрифуг (фирма Leybold Heraeus Hanan), технология очистки плутония газом тритий, газ тритий.
Великобритания 30 высокочастотных инвертора для управления скоростями центрифуги.
США Исследовательский реактор, диагностическое и научное оборудование, осциллографы и компьютеры.
Наряду с активной работой ученых, инженеров и представителей Межведомственной разведки Пакистана по добыванию технологий и оборудования, к середине 1980-х годов сложилась строгая и четко работающая система по планированию, координации деятельности подразделений, занятых в разработке ядерного оружия для пакистанских ВС.
Государственные органы планирования, управления и контроля работой над ядерной работой.
Совет национальной безопасности - высший орган управления и координации развития всей ядерной программы Исламской Республики Пакистан, орган стратегического планирования отрасли. Решения данного Совета, хотя и носят рекомендательный характер, поступают напрямую к Президенту. Ядерная программа Пакистана исторически построена таким образом, что различные научные подразделения занимаются только одним определенным направлением, исключая дублирование и перепроверку. Вероятно, это связано с жесткой экономией финансовых средств на разработку ядерных устройств. Так, подразделения Министерства обороны (Комитет научных исследований по обороне и Управление производства) занимаются разработкой и созданием авиационных и артиллерийских средств доставки, а также вопросами защиты от поражающих факторов ядерного оружия. Научно-исследовательские лаборатории Хана и Комиссия по ядерной энергии занимаются разработкой и созданием ядерного устройства.
Научно-исследовательские лаборатории Хана.
Одно из первых пакистанских научно-исследовательских учреждений, которое непосредственно с июля 1976 года начало работать над созданием ядерного оружия. Руководил им доктор Абдул Кадир Хан, который до этого работал в корпорации URENCO, Нидерланды, и воспользовался технологиями и чертежами газовых центрифуг данной корпорации. Работа по созданию «исламской бомбы» находилась под непосредственным контролем премьер-министра Бхутто. С мая 1981 года – НИЛ Хана.
Особенность: за основу взят урановый путь, как более простой и экономичный; в качестве средств доставки рассматриваются жидкотопливные многоступенчатые ракеты «Гаури» (прототип северокорейские ракеты).
Комиссия по ядерной энергии Пакистана (PAEC).
Основанная в 1972 году Комиссия была призвана решить задачу серьезной нехватки электроэнергии в стране, а также использовать ядерные технологии в других областях: медицина, сельское хозяйство, машиностроение и т.п. С самого начала во главе Комиссии встал доктор Усмани, благодаря которому в Пакистане и появились первые экспериментальные реакторы в Равалпинди, АЭС в Карачи. В 1974 году главой Комиссии по ядерной энергии Пакистана стал доктор Мунир Ахмад Хан, который и вывел данное подразделение на ключевое место в программе разработке ядерного оружия, подчинив себе большинство институтов и научных центров, учебные центры, добывающую промышленность и, непосредственно, огромные производственные мощности. Особенность: за основу взят плутониевый путь, позволяющий перерабатывать урановое топливо с АЭС в оружейный плутоний, из которого можно делать более легкие и компактные боеголовки. В качестве средств доставки рассматриваются твердотопливные многоступенчатые ракеты «Хатф» (прототип китайские ракеты «Дунфэн-11, 15»)
Ядерные реакторы:
- н.п. Исламабад – легководный Исследовательский реактор, 9 МВт; н.п. Карачи – тяжеловодный реактор, 137 МВт; н.п. Равалпинди – два легководных исследовательских реактора, 9 и 30 МВт; н.п. Часма – два легководных реактора по 310 МВт; н.п. Кхушаб – тяжеловодный реактор, 50 МВт.
Заводы по обогащению урана
н.п. Кахута; н.п. Сихала; н.п. Голра
Экспериментальный завод по переработке плутония PINTECH
н.п. Равалпинди
Заводы по производству тяжелой воды
н.п. Карачи, н.п. Мултан, н.п. Кхушаб, н.п. Часма
Пакистанские заводы боеприпасов
н.п. Вах
Ядерный полигон
н.п. Чагаи (Белуджистан)
Примером реально действующего ядерного промышленного производства в Пакистане может служить комплекс в районе н.п. Кхушаб (провинция Синд), построенный при сотрудничестве с китайскими специалистами. Он включает АЭС с реактором на «тяжелой воде» и завод по производству D2O(“тяжелая вода”).
Особенностями реактора в н.п. Кхушаб являются следующие:
Неподконтрольность МАГАТЭ; Отсутствие генераторного блока; Отсутствие электрической подстанции; Наличие большого числа дополнительных зданий-ангаров на территории; Хорошо охраняемая территория; Размер и количество градирен указывает на способность к рассеиванию.
Таким образом, можно сделать вывод, что реактор в н.п. Кхушаб используется только для производства оружейного плутония. Особенностью завода по производству D2O в районе н.п. Кхушаб являются то, что он имеет оцененную производительность 50-100 тонн «тяжелой воды» в год, что почти в два раза больше необходимых потребностей ближайшего реактора.Таким образом, в настоящее время наличие у Исламской Республики Пакистан ядерного оружия является фактором сдерживания от возможной агрессии со стороны Индии, а также весомым аргументом при обсуждении спорных территориальных проблем. С большой вероятностью можно говорить, что Пакистан в ближайшее время не заморозит свою ядерную программу, несмотря на международное политическое и экономическое давление. Нестабильная политическая обстановка вызывает обеспокоенность США, т.к. существует вероятность попадания ядерного оружия или отдельных его элементов в руки радикально настроенных фундаменталистов. Кроме того, особую опасность представляет бесконтрольное расползание оружейных ядерных технологий по ближневосточному региону. Поэтому вопрос контроля над ядерной программой Пакистана будет оставаться в центре внимания Соединенных Штатов.
Примечание: выделены страны – основные кредиторы ядерной программы, а также технологии, полученные незаконным путем (кража, контрабанда, деятельность разведки и т.п.).
Формирование ядерной программы Пакистана происходило в условиях продолжительной военной конфронтации с Индией и сложных политических отношений с США. Начало пакистанской ядерной программы восходит к 1965 г. В том же году по решению президента Пакистана была создана Комиссия по атомной энергии. Ядерная программа Пакистана с самого начала имела военную ориентацию и не была нацелена на задачи мирной ядерной энергетики. Ее осуществление было ускорено с 1972 г., вскоре после поражения в войне с Индией и особенно после проведения Индией в 1974 г. первого ядерного взрыва. Пакистан на государственном уровне заявил, что должен иметь собственное ядерное оружие. Важным стимулом к обладанию ядерным оружием, помимо «индийского фактора», явилось и стремление Пакистана укрепить свои позиции в мусульманском мире, став в нем первым обладателем ядерного оружия. Давление (до 1979 г.) США с целью затормозить пакистанскую ядерную программу и ужесточение экспортного контроля западными странами побудило Пакистан заключить китайско-пакистанское соглашение о сотрудничестве в области ядерных технологий. В период военного присутствия СССР в Афганистане Соединённые Штаты Америки, стремясь привлечь Пакистан на свою сторону, прибегли к многомиллиардной экономической и военной помощи ему. В 1989 г. Пакистан объявил об обладании ЯО. Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что именно непоследовательная политика США в значительной степени способствовала осуществлению пакистанской ядерной программы.
Пакистан не присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
28 мая 1998 г. (через две недели после проведения ядерных испытаний Индией) Пакистаном было объявлено об успешном проведении пяти подземных ядерных взрывов на полигоне Чагай в Белуджистане (их общее энерговыделение - 40-45кт), а 30 мая 1998 г. состоялся еще один взрыв с энерговыделением 15-18 кт.
Ядерные вооружения Пакистана. Имеются весьма приблизительные оценки ядерного арсенала Пакистана. Предположительно, страна располагает ядерными боеприпасами в количестве до 30-50 ед., хотя оценки запасов делящихся материалов дают возможность предполагать о наличии и большего количества. Возможными носителями ЯО в Пакистане могут быть самолеты тактической авиации и баллистические ракеты. Предположительно, в мирное время ЯБП на носители не устанавливаются, а содержатся в пониженной технической готовности отдельно от них.
Самолеты-носители . На вооружении ВВС Пакистана состоят самолеты, которые могут быть носителями ядерных авиабомб: F-16 американского и «Мираж-5» французского производства. Наиболее вероятным носителем является истребитель F-16 (тактический
115 радиус – до 1100 км). В строю имеется не более 32 самолётов F-16 (из 40, поставленных
США в 1983-1987 гг.). В 1988-1989 гг. были заказаны еще 71 ед., из них были изготовлены 28 самолетов, но поставлены не были из-за введения США в 1990 г. эмбарго на поставки оружия Пакистану. В марте 2005 г. США сняли запрет на поставки оружия и можно ожидать, что в ближайшее время парк самолетов-носителей ЯО пополнится несколькими десятками F16.
Баллистические ракеты . Пакистанская программа создания баллистических ракет реализуется с начала 80-х гг. и имеет два направления работ: жидкостные и твердотопливные ракеты. В основе их конструкции в большинстве случаев лежат зарубежные разработки – КНР и КНДР. Баллистические ракеты, которые могут быть носителями ЯБП:
малой дальности – «Хатф-3» (другое наименование – «Газнави »), а также «Хатф-4» («Шахин-1 »);
средней дальности – «Хатф-5» («Гаури-1 »), «Хатф-5А» («Гаури-2 »), «Хатф-6» («Шахин-2 »). Основные характеристики ракет приведены в табл. 4.16.
БР «Газнави»
БР «Гаури»
БР «Шахин»
БР «Шахин»
БР «Гаури»
Таблица 4.16 Характеристики пакистанских баллистических ракет
Неуправляемая цепная реакция деления тяжёлых ядер и реакции термоядерного синтеза лежат в основе действия ядерного оружия. Ход развития стран, образованных в послевоенное время, подобным образом непредсказуем. Сегодня ядерным оружием обзавелись США (c 1945), Россия (сначала Советский Союз, с 1949 г.), Великобритания (с 1952 г.), Франция (с 1960 г.), Китай (с 1964 г.), Индия (с 1974 г.), Пакистан (с 1998 г.) и КНДР (с 2012 г.). Ещё имеющим ядерное оружие считается Израиль. Как видно из перечня, в конце прошлого века к «Ядерному клубу» присоединился совсем нежданный компаньон - Исламская Республика Пакистан, образованная только в 1947 году в результате раздела территории Британской Индии. Граничит она с Индией, Афганистаном, Ираном и Китаем. Поскольку Пакистан – вторая по численности мусульманского населения страна, после появления у неё ядерного оружия стали говорить о том, что и мусульманский мир продемонстрировал свою способность к конкуренции на мировой арене в столь специфичной сфере. Но не станем объединять понятия «религия» и «политика», а обратим внимание на объективные причины появления разработок ядерного оружия в этой молодой стране.
Зульфикар Али Бхутто: «Пакистан будет есть траву или листья, даже страдать от голода, но создаст ядерную бомбу»
«Страна чистых» – так переводится название интересующего нас государства. Это именование предложил Чаудхури Рахмат Али, который в своё время учился в Кембридже. Многим известно, что образовано это государство было усилиями Мусульманской лиги –сказались многолетние противоречия между разными конфессиональными группами Британской Индии. До сих пор спорным регионом остаётся Кашмир. Пакистан официально поддерживает могущественный союзник - США. Рассматривать ядерную программу Пакистана необходимо с учётом специфики всего региона Южная Азия, к которому он принадлежит. Конфликтующие интересы Индии, Китая, Пакистана, стремление Индии к высокому международному статусу на основе развития технических отраслей, ядерное вооружение в нестабильной обстановке - всё это говорит о потенциальной угрозе конфликта с применением ядерного оружия. Всё же ни Индия, ни Пакистан не нарушили международные правовые нормы, так как не подписывали Договор о нераспространении ядерного оружия. В Пакистане всё началось в ответ на развитие ядерной энергетики Индии.
Баллистическая ракета малой дальности «Газневи»
Максимальная дальность: до 320 км
Точность: 250 м
Боевая часть: обычная или ядерная 12–20 килотонн
Вооружённые конфликты между ними происходили в 1947–1948, 1965, 1971, 1999 годах. Поэтому до сих пор страны заинтересованы в создании средств взаимного «сдерживания и устрашения». Но здесь есть свои трудности, поскольку ядерное сдерживание генерирует распространение нового вооружения, а оно делает сдерживание более сложным и менее устойчивым. Комиссия по атомной энергии Пакистана – единственная организация, которая в начале 1970-х специализировалась на ядерных исследованиях. Испытания 1974 года в соседней Индии вызвали в Пакистане настоящую панику. Как и ряд других стран, Пакистан проводил изыскания с целью создать ядерное оружие, не декларируя идею «мирного атома». Но и он был весьма кстати, энергоресурсов не было достаточно: 80% экспортировалось, ситуация во многом и сейчас остаётся прежней. К 1950-м годам разработки атомной энергетики уже начались, но научно-технической базы, как и сырья, катастрофически не хватало. Подходящей инфраструктуры тоже не было.
Сначала реакторы испытывались и работали на топливе США. Первый из них был запущен в 1965 году и имел мощность всего 10 МВт. Важнейшим примером и стимулом для развития были разработки Индии. Именно её успехи сначала побуждали пакистанцев к заявлениям о намерении создать в Южной Азии зону, свободную от ядерного оружия. Были намерения присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерной державы. Но даже в случае, если бы Индия поддержала тогда эти настроения, ничто, кроме политической воли, не помешало бы странам создавать ядерное оружие тайно, под видом научных изысканий по обогащению урана для получения столь необходимого ядерного топлива для АЭС. Но после войны 1971 года, отделившей Бангладеш, а также индийских ядерных испытаний 1974 года мирные заявления стали утихать. Стороны по сути пришли к гонке вооружений.
Премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто поставил задачу создания ядерной бомбы. О том, каких усилий эти разработки стоили стране, он сам выразился довольно ярко: Пакистан «будет есть траву или листья, даже страдать от голода, но создаст ядерную бомбу».
Абдул Кадыр Хан – отец пакистанской ядерной бомбы
В Пакистане явно было недостаточно специалистов. Абдул Кадыр Хан - человек, теснейшим образом связанный со взрывами первой пакистанской ядерной бомбы на полигоне Чагай и дальнейшими разработками. Абдул Кадыр Хан происходил из пуштунской семьи, переехавшей в Пакистан. Он получил прекрасное европейское образование, в том числе в ФРГ, где учился на инженера-металлурга, а потом защитил докторскую диссертацию. Для него тогда открылись новые перспективы. Он работал в физической лаборатории в Амстердаме, участвовал в секретных исследованиях по обогащению урана европейского уранового консорциума «Urenco».
Я был в Бельгии в 1971 году, когда пакистанская армия сдала Восточный Пакистан и терпела унижения. (…) Я смотрел на эти сцены с ужасом. Когда Индия испытала свою бомбу в 1974 году, я жил в Нидерландах и работал в атомной области. Это было для меня весьма полезным опытом.
Вернувшись в Пакистан в 1975 году, Хан оказался очень востребованным специалистом и возглавил ядерную программу. Хан получил в своё распоряжение исследовательскую лабораторию по промышленному обогащению урана, впоследствии названную его именем. Параллельно Комиссия по атомной энергии Пакистана во главе с Муниром Ахмадом Ханом вела разработки ядерной бомбы на основе плутония. В дальнейшем обе программы были объединены. Есть также предположения, что технические сведения могли быть получены от Китая. Бомба была создана в научно-исследовательской лаборатории в Кахута на севере Пакистана. Более 1000 центрифуг для обогащения урана произвели достаточно расщепляющегося материала для 30–52 ядерных боеголовок. В результате, через 100 с лишним лет после открытия радиоактивности урана Антуаном Анри Беккерелем страна, о которой он тогда, вероятно, и не подозревал, взорвала свою ядерную бомбу. Первый взрыв произошёл 28 мая 1998 года, затем последовало ещё пять подземных ядерных взрывов, все на полигоне в провинции Белуджистан на границе с Афганистаном.
Кстати, США тогда ввели ряд санкций против Пакистана. Целью было подписание им Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и введение запрета на экспорт ядерных материалов и технологий военного назначения в другие страны. Эти цели не были достигнуты.
Абдул Кадыр Хана впоследствии обвиняли в незаконной продаже технологий ядерного вооружения, центрифуг для выработки урана, оборудования и средств доставки оружия разным странам и организациям. В феврале 2004 года, после встречи с президентом Мушаррафом, Хан признал свою вину по национальному телевидению. Его поместили под домашний арест, иностранные расследования пресекались. В поздних интервью Хан говорил, что торговля ядерными материалами и оборудованием велась с ведома руководства.
Беназир Бхутто – бывший премьер-министр, удивительная по своим взглядам и талантам женщина, ставшая главой правительства Пакистана, заявила, что, победив на выборах, позволит иностранцам допросить Хана по этому вопросу. Но в конце декабря 2007 года её убили, новое руководство не стало благоприятствовать зарубежным дознавателям для допроса Хана.
Старт крылатой ракеты «Хатф-VII Бабур» – по сути, аналога ранний версий «Томагавка»
На данный момент ядерный арсенал Пакистана опередил Индию и по размерам, и по оснащению, ядерная программа быстро развивается. Любое правительство испытывает к ней «патриотические чувства». Данные о местоположении складов и о размерах накопленных зарядов сильно различаются. Утверждается, что все склады и лаборатории тщательно охраняются и что вся программа нацелена на защиту суверенитета самого Пакистана, а не снабжение каких-либо глобальных организаций. Пакистанская ядерная бомба была действительно первым примером успешных разработок в мусульманской стране, этот факт активно использовался в пропаганде даже самим З. А. Бхутто.
Интересно ознакомиться с названиями современных пакистанских ракет. Некоторые действительно соотносятся с историей ислама:
- Abdali («Абдали») - в честь Ахмад-шаха Абдали, пакистанского императора;
- Babur («Бабур») - в честь средневекового полководца Мухаммада Бабура, покорившего Индию;
- Ghauri («Гхаури», «Гхори») - в честь султана Мухаммада Гхори, завоевателя Индии;
- Ghaznavi («Газневи») - в честь Махмуда Газневи, пакистанского правителя и полководца;
- Hatf («Хатф») – по названию меча пророка Мухаммеда;
- Nasr («Наср») - в переводе с арабского означает «Победа»;
- Ra’ad («Раад») - «Гром». Крылатая ядерная ракета Ra’ad предназначена для запуска с самолёта JF-17;
- Shaheen («Шахин») - хищная птица рода соколов. Обитает в Пакистане;
- Taimur («Тимур») - в честь Тамерлана;
- Tipu («Типу») - в честь монарха, который завоевал Южную Индию.
Абдул Кадыр Хан основал несколько учебных заведений технического профиля. Он всегда был убеждён, что образование может изменить к лучшему ситуацию в стране. Даже в условиях низкого уровня жизни современные научные разработки в Пакистане позволяют создать термоядерный боеприпас и межконтинентальные баллистические ракеты. Ядерная программа успешно развивается и наращивает потенциал. Основным фактором – будет ли применено новое оружие или останется средством сдерживания – остаются отношения с Индией.
Баллистическая ракета средней дальности «Шахин-II»
С момента своего основания в 1947 году, государство Пакистан перманентно испытывает стрессы различного характера: военные (со стороны Индии и, в последнее время, пакистанских талибов и ядерный арсенал после стран-членов ядерного клуба и Израиля - количество ядерных боезарядов по оценкам различных экспертов колеблется от 60 до 150 атомных боеголовок. Политическая нестабильность, этнические конфликты, экономическая отсталость, большой разрыв между богатой проамериканской элитой и сильными антизападными настроениями бедноты в сочетании со значительным ядерным арсеналом создают взрывоопасную ситуацию внутри самого Пакистана, просчитать все последствия которой в настоящее время не представляется возможным.
Складывающаяся в Пакистане обстановка не исключает попадание ядерного оружия в руки экстремистов, террористов, исламских радикалов или радикально настроенных пакистанских военных, с ненавистью относящихся к западным ценностям в целом и к политике США в частности.
Все это способствовало тому, что угроза попадания пакистанского ядерного арсенала в руки террористов представляется в настоящий момент более реальной, чем когда-либо прежде.
Хотя многие из заявлений лидеров движения Аль-Каида о намерении обладать ядерным оружием против Соединенных Штатов и западных интересов сделаны лишь для привлечения к себе внимания, тем не менее, очевидна опасность того, что при таких обстоятельствах, как нестабильность внутренней ситуации во многих странах, обладающих ядерными технологиями (например, в Пакистане) - с одной стороны, и явно недостаточными мерами по обеспечению ядерной безопасности - с другой, террористические группы могут получить доступ к делящимся материалам, ядерному оружию или его компонентам.
Так, нападение боевиков на ряд пакистанских ядерных объектов в 2008-2010 гг., в том числе на военный городок Вах (основой центр по сборке ядерных устройств), показали, что угроза ядерному оружию со стороны экстремистов вполне реальна. При таком развитии событий масштаб разрушительных последствий непредсказуем.
В первой части данной статьи будут рассмотрены меры безопасности, которые предпринимаются государственными структурами в ядерной отрасли Пакистана для контроля за гражданскими и военными объектами, ядерными материалами и готовыми устройствами и средствами их доставки, режим правового регулирования и контроля в данной сфере, а также будет приведена оценка этих мер наблюдателями и представителями международных организаций; во второй - возможные способы приобретения террористами ядерных материалов , устройств или их компонентов через существующие слабые места в пакистанской ядерной программе; в третьей - проблемы ядерного Пакистана в глобальном контексте; а в четвертой части - распространение радикального ислама в Пакистане как фактор, усиливающий угрозу попадания ядерного оружия в руки террористов.
Ядерное оружие Пакистана: меры безопасности в обращении с пакистанским атомны оружием, режим правового регулирования в ядерной отрасли Пакистана.
Особенность пакистанской политики состоит в том, что все решения, касающиеся ядерного оружия и средств его доставки, принимают исключительно военные. Даже несмотря на законодательно закрепленный приоритет гражданских органов власти и длительные периоды гражданского правления с 1988 по 1999 годы, когда у власти находились демократически избранные лидеры (Беназир Бхутто с 1988 до 1990 и с 1993 по 1996, Наваз Шариф с 1990 по 1993 и с 1996 по 1999), пакистанские военные никогда не упускали реальный контроль за ядерными силами Пакистана из своих рук. Руководители Пакистана Бхутто (см. интервью Беназир Бхутто: Benazir Bhutto, quoted in “No PM Knew About Country’s N-capacity: Benazir,” The News International, Pakistan (Internet edition), October 24, 1999.) и Наваз Шариф (см. Книгу Строуба Тэлбота: Strobe Talbot. Engaging India: Diplomacy, Democracy and the Bomb, Brookings Institute, 2004, стр. 154-169) позже признавались, что не имели никаких рычагов влияния на принятие стратегических решений в этой сфере даже в периоды военных и ядерных кризисов с Индией, когда требовалось оперативное управление пакистанскими ядерными силами .
В ядерной отрасли Пакистана действует, на первый взгляд, весьма надежный, комплекс мер обеспечения безопасности ядерных материалов , ядерных устройств и их компонентов атомной бомбы. В основном они разработаны на основе американских технологий и включают в себя четыре элемента: меры физической безопасности; работа с кадрами; технические меры и процедуры; секретность и введение в заблуждение.
Благодаря комплексу этих мер Управление стратегического планирования пакистанской армии (Strategic Plans Division - SPD) должно надежно обеспечивать безопасность ядерного оружия и его компонентов. Стимсоновский центр выпустил по этой теме очень интересную работу, автором которой является высокопоставленный руководитель военной части пакистанской ядерной программы: Lt Col Zafar Ali . Pakistan’s Nuclear Assets and Threats of Terrorism: How Grave is the Danger? Stimson Report, Henry L Stimson Center, July 2007.
Меры физической безопасности на ядерных объектах направлены, прежде всего, против действий экстремистов и террористов (например, похищения ядерного оружия или радиационного заражения объекта и близлежащей территории). В Пакистане такие меры предусматривают применение концепции многоуровневой защиты, когда доступ к каждому из объектов многократно перекрывается вооруженной охраной, системой заграждений и датчиков проникновения. Потенциальному злоумышленнику, таким образом, пришлось бы преодолеть несколько систем охраны, чтобы добраться до ядерных материалов и устройств, что весьма проблематично даже при наличии сообщников в одном из многочисленных контуров безопасности.
Также в Пакистане практикуется раздельное хранение компонентов ядерных боеголовок и детонаторов к ядерным боезарядам : в мирное они находятся на удаленных друг от друга объектах и могут быть собраны в единое боеготовое устройство при возникновении угрозы (например, со стороны Индии). Предполагается, что таких объектов всего шесть, хотя, возможно за последние годы их количество было увеличено. Отсутствие точных данных о местах сборки ядерных устройств, как самого уязвимого для террористов элемента, вызывает большое беспокойство в США и других странах. В 2007 году по этой теме в газете Washington Post была опубликована очень интересная статья Джоби Уоррика: Joby Warrik. Pakistan’s Nuclear Security Questioned // Washington Post, 11 November 2007.
С одной стороны, такое физическое разделение делящихся ядерных компонентов от ядерных детонаторов повышает безопасность. Как сказал Банн, исследователь из Белферского научного центра международных отношений (Harvard Universitys Belfer Center for Science and International Affairs), "потенциальным ворам придется захватить два здания, чтобы получить полноценную атомную бомбу. Кражу будет намного сложнее осуществить, хотя в условиях кризиса это может измениться". Совсем недавно в Нью-Дели вышла очень интересная книга, в которой автор Кристофер Клэри анализирует безопасность пакистанского ядерного оружия в мирное время: Christopher Clary. Thinking about Pakistan’s Nuclear Security in Peacetime, Crisis and War // Institute for Defense Studies and Analyses No. 1, Development Enclave Rao Tula Ram Marg, New Delhi, 2010.
С другой стороны, похищение атомной бомбы в сборе, включающей и детонаторы ядерной бомбы и делящиеся радиоактивные компоненты, возможно не только в условиях ядерного кризиса, когда компоненты атомного оружия повезут на один из шести сборных пунктов для монтажа ядерной боеголовки или ядерной ракеты , но и при регулярных перевозках для тестирования систем, технического обслуживания и других операций, требующих сборки всех компонентов ядерного устройства, особенно в составе баллистической ракетой с ядерной боеголовкой .
Меры кадровой безопасности ориентированы на то, чтобы исключить возможность несанкционированных или неадекватных действий изнутри ядерного объекта - со стороны пакистанского военного персонала или сотрудников служб безопасности (в отличие от мер физической безопасности, которые направлены на защиту ядерных объектов, оружия и его компонентов от атак извне - со стороны экстремистов и террористов, желающих похитить ядерное оружие или вызвать радиационное заражение самого ядерного объекта и близлежащей территории).
Ядерное оружие Пакистана: кадровая политика в атомной отрасли Пакистана, люди, допущенные к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средств доставки атомного оружияКадровая политика в атомной отрасли Пакистане, в основном, скопирована с американской, и включает в себя целый комплекс мер:
Во-первых, в пакистанских вооруженных силах производится очень тщательный отбор военнослужащих для охраны ядерных объектов. Охрана состоит в значительной степени из офицерского состава из провинции Пенджаб, которые, как считается, менее подвержены исламистской пропаганде и менее связаны с религиозными экстремистами . В службах безопасности практически нет пуштунов, так как предполагается, что в большей степени поддаются пропаганде Талибана, и составляют костяк пакистанских талибов, вербующих своих сторонников в FATA (Federally Administered Tribal Areas).
Во-вторых, в Пакистане действует программа "надежности персонала", аналогичная американской PPP (Personnel Reliability Program). В рамках этой программы каждый сотрудник, допущенный к охране ядерных материалов, проверяется на наличие симпатий к исламистам, связей за рубежом, сексуальных отклонений, личных проблем, злоупотребление наркотиками или алкоголем и т.д. В 2007 году в сборнике Брэдфорского университета вышел интересный аналитический материал Шона Грегоры: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis 23:3 International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.
В третьих, в вооруженных силах Пакистана также применяются принцип перманентной ротации кадров, что снижает риск сговора сотрудников, работающих длительное время на одном месте и правило "двух человек", при котором ни одно действие или решение, касающееся ядерного оружия, не может быть осуществлено менее, чем двумя людьми. Постоянное обновление части персонала также позволяет снизить шанс заговора между сотрудниками, допущенными к обращению с ядерным оружием, делящимися материалами или их носителями. Предполагается, что персонал полностью ротируется в течение двух-трех лет. Очень интересные данные о принципах отбора персонала, допущенного к ядерному оружию в Пакистане, содержатся в итальянском исследовании: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan. Landau Network. Como, Italy. 2002
Основной задачей этих мер является сокращение риска сговора с террористами и попадания ядерных материалов, оружия или его компонентов в руки экстремистов или на черный рынок для продажи.
По данным на начало 2011 года от 8.000 до 10.000 человек из службы безопасности SPD, Межведомственной разведки (ISI - Inter-Services Intelligence Directorate) и военной разведки (Military Intelligence) были задействованы в кадровой работе по отбору кандидатов. Эти данные приводятся в исследовании Шона Грегори: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007, стр. 3.
Тем не менее, неизвестно, насколько эффективны эти процедуры с учетом пакистанской специфики, а также как много потенциально проблемных сотрудников выявляется и исключается из обращения с ядерным оружием. Так, например, в США, где такого рода мониторинг осуществляется уже более 65 лет (с момента создания первых образцов ядерного оружия в ходе проекта "Манхеттен" и советской ядерной программы), известно, что в течение года от 4 до 5% сотрудников дисквалифицируются и отстраняются от выполнения обязанностей по охране ядерных объектов. Принципы дисквалификация американского ядерного персонала в и масштабы такого рода ротации хорошо описаны в книге Шона Грегори "Скрытые издержки ядерного сдерживания", опубликованной в Вашингтоне в 1990 году: Shaun Gregory. The Hidden Cost of Deterrence: Nuclear Weapons Accidents, Washington, 1990, стр. 60-61.
Можно предполагать, что пакистанская статистика в этом вопросе не сильно отличается от американской: вполне вероятно, что один из 20 или 25 сотрудников является ненадежным. Однако такого рода "ненадежность" может принимать разные формы и быть вызвана самыми разнообразными причинами: идеологическими убеждениями, финансовыми проблемами, сложностями в личной жизни. При этом совсем не обязательно, чтобы все выявленные лица представляли прямую угрозу ядерной безопасности страны, вполне достаточно того, что потенциально многие из них вполне могут при определенных обстоятельствах попасть под влияние исламских экстремистов .
В четвертых, в качестве дополнительной защиты от неадекватного поведения или злого умысла в обращении с ядерным оружием в Пакистане применяется правило "двух человек", когда каждое действие с ядерным оружием требует решения и действий не менее чем двух лиц. Некоторые исследователи, например Шон Грегори в своем исследовании, проведенном в рамках ядерной научной программы в Брэдфорском университете, утверждают, что, возможно, применяется правило "трех лиц", но никаких подтверждений данного факта найти не удалось: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan, Defense and Security Analysis, стр. 3, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.
Данная мера является универсальной и очень действенной, тем не менее, она не дает гарантии от сговора двух лиц или от того, что один сотрудник сможет каким-либо образом обойти это правило (например, выкрав ключи, коды доступа, идентификационную карточку или личные документы). Тем не менее, такого рода система контроля доступа к ядерному оружию снижает шансы террористического подполья (Талибан, Аль-Каида) на получение прямого доступа к атомному оружию, компонентам ядерных боеприпасов или средств доставки ядерного оружия.
Ядерное оружие Пакистана: технические меры и процедуры допуска к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средствам доставки атомного оружияНесмотря на то, что формально командование вооруженными силами и их ядерной компонентой осуществляет гражданское руководство страны, фактически руководство пакистанской армии полностью контролирует ядерные боеприпасы и их носители. Управление ядерным оружием осуществляется через использование кодовых систем идентификации по всей вертикали - такого рода система обеспечивает надежный контроль "сверху вниз" над всеми операциями с ядерным оружием на всех этапах управления и надежную обратную связь "снизу вверх". Согласно этой системе, все оперативные приказы, касающиеся ядерного оружия, сопровождаются цифровыми кодами, которые по цепочке "сверху вниз" проверяются для того, чтобы подтвердить аутентичность приказа. Применение этих кодов также привязано к системе идентификации персонала, что позволят, с одной стороны, удостовериться, что приказ отдан уполномоченным лицом, а, с другой, персонально проконтролировать исполнителей приказа по всей цепочке "сверху-вниз".
Неизвестно, используется ли в настоящее время система, аналогичная американской Permissive Action Link, позволяющая электронно блокировать ядерные боеприпасы. Эта система использует технологию, аналогичную банковской, когда даже украденный носитель (например, кредитная карта) не позволяет получить доступ к счету: физический контроль за носителями ядерного оружия и доступ к кодам его активации находятся в разных руках. Благодаря такой системе, даже если ядерное устройство и попадет в руки террористов, они не смогут его взорвать. По этому поводу можно почитать статью Дэвида Блэра в Дейли Телеграф о том, каким образом, новые цифровые технологии помогают защищать ядерное оружие от несанкционированного применения. David Blair. Code Changes ‘Secure’ Pakistan War¬heads // Daily Telegraph, February 9, 2004.
В 2002 году в докладе Ландау было сказано, что Пакистан не применяет технологию PAL. В рамках Ландау Нетворк было проведено интересное исследование на эту тему: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan, Landau Network - Centro Volta, January 2002. Однако в интервью, которое в марте 2005 года генерал Кидвай (Kidwai), глава SPD, дал Шону Грегори для его книги "Ядерное командование и контроль в Пакистане", тот подтвердил, что Пакистан применяет и коды активации и коды идентификации для защиты своего ядерного арсенала от несанкционированного использования. Полный текст интервью можно найти в книге Шона Грегори Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, 2007. Если данная информация соответствует действительности, это может означать одно из двух: либо Пакистан применяет устаревшую американскую технологию для защиты ядерных боеголовок и/или носителей ядерного оружия (в 2004 году в британской газете Daily Telegraph появилась статья о том, что США предоставили Пакистану систему кодового контроля за пуском ракет в целях предотвращения несанкционированного применения ракет - носителей ядерного оружия . Подробнее о сделке между США и Пакистаном можно прочитать в статье Дэвида Блэра "Смена кодов обеспечивает безопасность пакистанских ядерных боеголовок": David Blair. Code Changes ‘Secure’ Pakistan Warheads // Daily Telegraph, February 9, 200.
Либо в Пакистане применяется система, аналогичная современным американским системам безопасности - существует много свидетельств того, что США передали пакистанским военным технологии, применяемые в настоящее время в самих США, хотя пакистанские официальные лица это неоднократно отрицали. Прямая передача современных технологий представляется маловероятной, учитывая риск международного скандала в связи с обязательствами США по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО) и опасность попадания американских военных секретов в руки Китая (вполне вероятный сценарий, учитывая характер китайско-пакистанских отношений по индийскому вопросу): см. Outside Help in Protecting N-assets Denied // Dawn, February 8, 2004.
Отсутствует достоверная информация о том, каким образом и как часто обновляются коды доступа и запуска, но, если предположить, что система полностью скопирована с американской, то, скорее всего, эта функция передана в руки армейской разведки (Armys Military Intelligence). Косвенно об этом свидетельствует следующий факт: сразу после событий 11 сентября 2001 года генерал Первез Мушарраф под давлением США предпринял ряд мер по наведению порядка в Межведомственной разведке, в частности, последовательно заменил двух руководителей спецслужбы, ввел двух- и трехлетнюю ротацию персонала в МВР, представители МВР были выведены из состава NCA (National Command Authority) и т.д. Это явно свидетельствует о недоверии военных к МВР в период до 11 сентября 2001 года и делает крайне маловероятным передачу МВР контроля над кодами доступа и идентификации.
Скорее всего, контроль за выработкой, обновлением и уничтожением кодов осуществляет армейская разведка Пакистана, полностью подконтрольная пакистанским военным, в руках которых находится весь ядерный арсенал страны . Неизвестно, как часто обновляются коды и как именно они распределяются по всей цепочке командования в Пакистане. Оперативные требования к системе безопасности ядерного оружия очень высоки, и, учитывая слабую техническую базу Пакистана, в период кризиса она может дать сбой или привести к выдаче несанкционированных команд на применение ядерного оружия .
Секретность и меры по введению противника в заблуждение. Ключевые аспекты пакистанской ядерной программы держатся в строгой тайне. Несмотря на то, что в открытой печати публикуется много сведений о характере ядерной программы Пакистана, и, конечно, еще больше известно спецслужбам США и других стран, тем не менее, ключевые факты остаются неясными: точная структура командования ядерными силами в случае военного кризиса (например, угрозы войны с Индией), многие процедуры контроля за ядерным оружием, точное расположение некоторых складов с ядерными компонентами взрывных устройств и детонаторами , расположение мест сборки ядерных устройств в угрожаемый период (в мирное время ядерные компоненты и детонаторы хранятся раздельно). Также неизвестны данные кадровой работы в спецслужбах Пакистана: количество и личности тех, кто был отстранен по программе PPP, причины их отстранения, как часто заменяются коды идентификации и активации.
Пакистан активно применяет методы введения в заблуждение потенциального противника. Известно, что на многих угрожаемых направлениях Пакистан развернул макеты ядерных ракет , чтобы усложнить задачу подсчёта его возможностей по нанесению упреждающего или ответного удара. Вполне возможно, что такая же практика распространена и на сами ядерные устройства , при этом лица, задействованные в их охране, не знают, охраняют ли они реальное ядерное оружие или лишь массо-габаритные макеты.
Использование методов введения противника в заблуждение, однако, не обеспечивает полной безопасности ядерного арсенала: так, например, если отдельные компоненты пакистанской ядерной программы полностью скрыты завесой тайны, информация о других сравнительно легкодоступна. Если проанализировать нападения террористов на ядерные объекты с 2007 по 2011 год, то хорошо заметно, что нападавшие, каждый раз были прекрасно осведомлены о местоположении реального ядерного оружия, им были известны графики дежурства охраны и маршруты передвижения патрулей.
Безусловно, часть данной информации боевики получают от своей агентуры среди военного и гражданского персонала, задействованного в ядерной программе; другую ее часть можно получить по косвенным сведениям. Необходимость поддержания высокой боеготовности ядерного арсенала на случай возможного обострения войны с Индией, делает невозможным обеспечение полной секретности всего цикла эксплуатации ядерного оружия: постоянная перевозка компонентов ядерных устройств, их носителей ядерного оружия , обеспечение непрерывной охраны и другая деятельность выдают расположение соответствующих военных объектов. Существенным подспорьем в обнаружении мест хранения ядерного оружия и, особенно, его носителей ядерного оружия (в первую очередь, баллистических и крылатых ядерных ракет) являются спутниковые фотографии, доступные как бесплатно (скажем, через службу Google.Maps), так и за небольшую плату (заказ спутниковых фотографий через интернет): сравнивая старые фото NASA, используемые службой Google.Maps и новые фото с коммерческих спутников, можно увидеть изменения объектов инфраструктуры, косвенно свидетельствующие об истинном предназначении того или иного объекта. Со спутниковыми фотографиями и схемами, демонстрирующими изменение ядерной инфраструктуры можно ознакомиться на сайте автора статьи научного сотрудника Игоря Игоревича Хохлова Электронные карты и спутниковые фотографии .
Так, например, местное расширение дорожного полотна на резких поворотах дороги без увеличения пропускной способности всей трассы может свидетельствовать о том, что данный участок постоянно используется для переводки длинномерных грузов (например, полуприцепов с баллистическими ракетами). Если при нормальном расширении дорожного полотна она уширяется по всей длине и целью увеличения пропускной способности всей трассы, то при подготовке дороги к проезду тягачей баллистических ядерных ракет в этом нет необходимости. Подробный анализ такого рода примеров см. Scott Sagan. Perils of Nuclear Proliferation in South Asia , Asian Survey, Vol 41(6), 2001, стр. 1064-1086.
Тем не менее, по мнению пакистанского руководства, все перечисленные выше меры обеспечивают надежный контроль командования пакистанских вооруженных сил над своим ядерным арсеналом и защиту от внутренней террористической угрозы (об этом заявил нынешний президент Пакистана Али Задари агентству Рейтерс: Zardari Says Pakistan’s Nuclear Weapons are Safe // Reuters, April 27, 2009), от основного соперника - Индии, а также от возможности хищения или уничтожения третьей стороной (т.е. США) в случае развала государственных органов управления или гражданской войны в самом Пакистане.
В последнее время участились информационные утечки из США о том, что Вашингтон разрабатывает планы по обеспечению безопасности пакистанского ядерного арсенала в случае наступления чрезвычайных обстоятельств: US Has Plans to Secure Pakistan’s Nuclear Weap¬ons // Daily Times, May 16, 2009. Стоит полагать, что именно знание того, как в Пакистане организована система безопасного обращения с ядерным оружием, позволила Госсекретарю Кондолизе Райс утверждать сразу после событий 11 сентября 2001 года, что ядерное оружие Пакистана находится в надежных руках, а генерал Мушарраф выступал с многократными заверениями в том, что ядерное оружие недоступно ни террористическим ни экстремистским группам , предупреждая возможные планы США (а, возможно, и Индии или Израиля), о нанесении превентивных ударов по ядерным объектам или по захвату их силам спецподразделений.
Нет никаких сомнений, что пакистанские вооруженные силы окажут сопротивление любым попыткам США обезопасить пакистанское ядерное оружие против его воли - достаточно вспомнить, что пакистанские военные без колебания открыли огонь по американским военнослужащим, когда те вторглись в пакистанский Пуштунистан 12 сентября 2008 года: Shots Fired in US-Pakistan Clash // BBC, September 25, 2008. Не так давно автор этой статьи - политолог Игорь Хохлов - давал интервью в "Вестях" на канале "Россия", комментируя неспособность американцев повлиять на пакистанских военных.
Аналогичным образом удары по ядерным объектам Пакистана с воздуха потребуют точных разведывательных данных и создадут угрозу радиоактивного заражения больших площадей с высокой плотностью населения. Они также приведут к открытому вооруженному противостоянию с пакистанской армией и, возможно, другими исламскими странами.
Несмотря на столь отработанную схему обеспечения безопасности ядерного оружия, в ней есть немало слабых мест, которые в среднесрочной перспективе могут привести к утечке ядерных технологий, материалов и, возможно, отдельных компонентов ядерных устройств.
НЬЮ-ДЕЛИ, 18 мая — РИА Новости, Александр Невара. Восемнадцатого мая исполняется 40 лет со дня первого ядерного испытания, проведенного Индией. Операция "Улыбающийся Будда", в ходе которой в пустыне индийского штата Раджастхан было взорвано ядерное устройство собственной разработки, продемонстрировала миру, какой колоссальный шаг вперед сделала Индия в сфере науки и техники.
Тем не менее только в 1998 году после новой серии испытаний (операция "Шакти") Индия официально объявила себя государством с ядерным оружием. Сегодня эта страна, по данным открытых источников, имеет примерно около 100 ядерных боеголовок, а в ближайшем будущем может стать обладательницей "ядерной триады" (три вида доставки ядерных боеголовок — авиация, баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы). Об индийском ядерном пути РИА Новости рассказал пожелавший сохранить анонимность эксперт по ядерному оружию одного из исследовательских центров при министерстве обороны Индии.
Индия твердо намерена развивать ядерную энергетику, пишут СМИ "Индия не может отказаться от возможностей ядерной энергетики, учитывая постоянно растущие энергетические потребности страны и ее ограниченные энергоресурсы", - цитирует газета Times of India информацию, представленную правительством в парламенте в ответ на запрос о положении дел в ядерной энергетике.Ядерный путь
"Индия первой в Южной Азии начала исследования в области атомной энергетики. В 1948 году была создана Комиссия по атомной энергии. Ее возглавил известный индийский физик-ядерщик Хоми Баба, которого часто называют "отцом индийской ядерной программы". Главная цель тогда была сугубо гражданской — использование атомных технологий для помощи индийскому народу, для ускорения развития страны. Ведь мы тогда все еще были бедной страной. Первый атомный реактор в Индии "Апсара" был построен в 1956 году — он стал также первым реактором в Азии в целом. В работах участвовали преимущественно индийские ученые, но оказывалась помощь и специалистами из Канады. Уран был закуплен на международном рынке по двусторонним соглашениям", — сказал собеседник агентства.
Следует отметить, что уран с индийских месторождений очень плохого качества, его тяжело использовать в реакторах. Поэтому Индии приходится закупать сырье на международном рынке. Это всегда осложняло развитие атомной программы страны.
"Военный аспект индийской атомной программы появляется достаточно поздно — очевидно, что уже в середине 1960-х годов была возможность создать атомную бомбу, но политического решения не было. В 1964 году Китай (с которым у Индии произошел короткий, но кровопролитный пограничный вооруженный конфликт) произвел первый ядерный взрыв. Хотя правительство Индии понимало необходимость развития в этих условиях собственной военной атомной программы, однако не стало делать этого даже тогда. Вначале Дели попытался получить гарантии безопасности от других ядерных держав. Премьер-министр Лал Бахадур Шастри хотел получить прикрытие в виде "ядерного зонтика" от Великобритании и США, но никто так и не предоставил гарантий", — рассказывает эксперт.
Именно после этого было принято решение продемонстрировать возможности Индии в ядерной сфере.
"В 1974 году был произведен первый атомный взрыв в Индии. Подготовка к испытанию созданного целиком индийскими учеными устройства осуществлялась в обстановке полной секретности. Никто в мире этого не ожидал. Так, премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто узнал о тесте из газет (Индия опережала Пакистан в атомной сфере; первый реактор в Пакистане заработал только в 1972 году). Официально испытание было мирным атомным взрывом, произведенным Комиссией по атомной энергии. Военные официально лишь оказывали содействие. Тем не менее испытание показало всему миру, что Индия может сделать ядерное оружие", — сказал собеседник агентства.
Он отметил, после 1974 года Индия не стала изготавливать ядерные боеголовки (производство началось только в 1990-е годы). Испытание носило, в первую очередь, демонстрационный характер.
Одним из важнейших аспектов ядерной истории и ядерного настоящего Индии является то, что эта страна (впрочем, как и Пакистан) не подписала и не собирается подписывать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) (подписан в 1968 году, вступил в силу в 1970 году). Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция и Китай). ДНЯО таким образом не признает Индию ядерной державой. А если бы Индия подписала договор, то она должна была бы полностью ликвидировать свою ядерную программу, так как первое испытание проведено ей только в 1974 году.
РФ, Индия, КНР подтвердили интерес к развитию новых ядерных технологий Россия, Индия и Китай заинтересованы в развитии новых ядерных технологий, в том числе на основе реактора на быстрых нейтронах, заявили представители трех стран в ходе конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Пекине."Индия считает, что этот договор несправедлив и не нужен ей, что он делит страны на привилегированную группу государств, у которых может быть атомное оружие, и остальные страны, которые не имеют права на него. Из-за ДНЯО Индия была лишена доступа к гражданским атомным технологиям, так как Группа ядерных поставщиков (ГЯП) запретила передачу таких технологий государствам, не подписавшим ДНЯО. Следует отметить, что ГЯП была создана во многом именно в ответ на индийское испытание", — рассказал эксперт, добавив, что Индия, тем не менее, впоследствии могла в определенной степени сотрудничать с зарубежными странами в атомной сфере на основе двусторонних договоров.
Индия с 1974 года прилагала большие усилия к тому, чтобы убедить мир отказаться от ядерного оружия — так, в 1988 году премьер-министр Раджив Ганди предложил Генассамблее ООН свой знаменитый план по ядерному разоружению. Однако эти усилия не принесли заметного результата. По словам собеседника агентства, мир "не придавал им большого значения".
"В то же время ситуация вокруг Индии становилась все более опасной — Китай и Пакистан сотрудничали в сфере ядерных и ракетных технологий. Так, сообщалось, что в ядерном испытании в Китае в 1990 году использовалось пакистанское устройство. Ранее, в 1980-х годах Китай передал Пакистану большое количество обогащенного урана. Поэтому Индии ничего не оставалось, как сделать что-то в ядерной сфере. В 1993 годы премьер-министр Памулапарти Нарасимха Рао принял решение испытать ядерное оружие, однако подготовка была зафиксирована американскими спутниками и тест был отменен. В 1998 году к власти пришла оппозиционная партия "Бхаратия Джаната Парти" (БДП). В ее предвыборном манифесте говорилось, что после прихода к власти она проведет ядерное испытание — и в мае 1998 года на полигоне Похран была осуществлена серия атомных взрывов (операция "Шакти"). Премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи тогда написал письма президентам России и США и заявил, что делает это из-за Пакистана и Китая. Тогда, в 1998 году, мы признали, что являемся ядерной державой", — сказал специалист.
После испытаний 1998 года США ввели санкции против Индии и Пакистана (Исламабад провел тесты через несколько дней после Нью-Дели). Однако по мере развития отношений США и Индии американский подход изменился, и в 2008 году было подписано американо-индийское соглашение о сотрудничестве в сфере гражданских атомных технологий. В документе Индия характеризовалась не как ядерная держава, а как "государство с развитой атомной технологией". Тогда же, в 2008 году, ГЯП разрешила Индии сотрудничать с другими странами в сфере коммерческого использования атомной энергии. С тех пор Индия подписала соглашение о сотрудничестве в атомной сфере со многими государствами.
Ядерная доктрина Нью-Дели
"В январе 2003 года была опубликована первая и единственная официальная ядерная доктрина Индии, которая, напомню, является единственным государством, у которого ближайшими соседями являются сразу две ядерные державы (КНР и Пакистан). Самый важный ее пункт — неприменение ядерного оружия первыми против страны, у которой нет такого оружия. Второй пункт — концепция минимального ядерного сдерживания, то есть у нас должно быть достаточно боеголовок, чтобы обеспечить нашу безопасность. Официально число боеголовок не объявляется, однако сегодня, по данным открытых источников, их число не превышает сотню. У Пакистана, вероятно, более 100 боеголовок. Однако в перспективе Индия, очевидно, может произвести больше боеголовок, так как ее инфраструктура сильнее. Недавно бывший заместитель советника премьер-министра по национальной безопасности посол Сатиш Чандра написал статью, в которой указал на то, что Индия должна иметь более 100 боеголовок — он не называет точное число, однако говорит, что оно должно быть трехзначным. Третий пункт — массированное применение ядерного оружия в ответ на атаку против индийской территории или индийских военнослужащих. Четвертый — если Индия атакована с применением других видов оружия массового поражения (химического или биологического), она сохраняет за собой право ответить применением ядерного оружия", — рассказал собеседник РИА Новости.
В последние годы Пакистан активно развивает сегмент тактического ядерного оружия. В связи с этим в Индии ведутся споры относительно ее ядерной доктрины — стоит ли отвечать "массированно" на применение Пакистаном тактического ядерного оружия против индийской армии в случае какого-либо конфликта. Глава комитета экспертов при Совете национальной безопасности Шьям Саран заявил недавно, что Индия должна отвечать массированным применением ядерного оружия на любое использование такого оружия против нее.
"Если говорить о существовании так называемой ядерной триады в Индии, то сегодня у нас есть авиационные и ракетные средства доставки (ракеты семейств "Агни" и "Притхви", дальность "Агни-V" — 5 тысяч километров), а в ближайшее — появятся и морские средства. Атомная подводная лодка "Арихант", которая была создана с помощью России, сегодня проходит испытания и вскоре войдет в состав ВМС Индии. На ней будут развернуты баллистические ракеты K-15 индийской разработки. Кроме самого "Ариханта" в строй должны войти и другие однотипные субмарины. Таким образом, вскоре у Индии будет полная "триада", — говорит эксперт.
Сегодня Индия развивает и противоракетную оборону. Основная цель, по словам собеседника РИА Новости, "противодействие пакистанскому авантюризму", возможному использованию ракет "Хатф" и "Бабур" малой и средней дальности. Создаваемые Индией ракеты предназначены для перехвата вражеских ракет как в нижних, так и в верхних слоях атмосферы. Тем не менее не следует забывать, что ПРО является, в первую очередь, "политическим аргументом" и не дает никакой 100%-гарантии уничтожения всех запущенных ракет, отметил эксперт.
Вопрос ядерного расклада с КНР очень сложный — проблема заключается в том, что эта страна официально не признает Индию ядерной державой. Многие аналитики говорят о том, что Нью-Дели и Пекину нужны какие-то механизмы и соглашения по образцу тех, которые были даже в период холодной войны у СССР и США. Но Пекин в силу ряда причин не признает ядерный статус своего соседа — поэтому нет и ядерного диалога.
"Нельзя сказать, что это очень плохо, но и хорошего тут мало. Напомню, что у Индии даже с Пакистаном есть определенные договоренности в ядерной сфере — например, обязательство не атаковать ядерные объекты друг друга", — отметил эксперт.
Мирный атом
Атомная энергетика оценивается в Индии и за ее пределами как очень перспективное направление. Действительно, страна с таким бурно растущим населением и расширяющейся инфраструктурой всегда будет испытывать потребность во все большем числе источников энергии. Однако сегодня атомная энергетика удовлетворяет не более 3% потребностей Индии в электроэнергии.
"Это очень незначительный показатель. Даже с учетом больших атомных планов на ближайшие 20 лет (к 2020 году планируется вырабатывать с помощью АЭС более 14 тысяч мегаватт) атомный сектор не займет более 10%. Продолжаются дебаты: критики говорят, что атомная энергия — не эффективна коммерчески, а также опасна. Сторонники утверждают, что это чистая энергия, она коммерчески эффективна в отличие от угля. Однако в действительности Индии нужны все источники энергии", — сказал эксперт.
В 2010 году в Индии был принят закон о гражданской ответственности за ядерный ущерб, которым предусматривается право оператора предъявлять поставщику оборудования и услуг претензии на компенсацию расходов в случае ядерного ущерба.
"Этот закон вызывает определенные проблемы, так как иностранные компании будут нести ответственность за любой инцидент. Сегодня все дороги для развития атомной энергетики в Индии открыты, но из-за закона многие компании не идут к нам", — заявил эксперт.
Тем не менее атомная энергетика активно развивается в Индии. Страна способна самостоятельно полностью воспроизводить ядерный топливный цикл, профессионализм ее ядерщиков находится на мировом уровне. Индия, по словам собеседника агентства, даже рассматривает возможность строительства АЭС в ряде стран Африки.
С помощью России Индия строит в ее южном штате Тамилнад АЭС "Куданкулам". На сегодняшний день это самый современный в мире проект атомной станции, по которому осуществлен физический пуск. Ее первый блок является в настоящее время самым мощным энергоблоком в Индии. Пуск первого блока был осуществлен в июле 2013 года, в октябре он был впервые подключен к сети. В этом месяце блок был успешно выведен уже на 90% реакторной мощности. Ожидается, что после получения необходимых разрешений от индийского регулирующего органа будет проводиться вывод блока на полную мощность. Строительство второго блока находится на завершающей стадии. Стороны практически завершили подготовку к сооружению второй очереди АЭС.