Бог Зевс
Зевс с рогом изобилия. Скульптура фонтана в Петродворце.
Зевс ("светлое небо"), в греческой мифологии верховное божество, сын титанов Кроноса и Реи. Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч. Кронос, боясь быть свергнутым своими детьми, проглотил всех старших братьев и сестер Зевса сразу после их рождения, но Рея вместо младшего сына подала Кропосу завернутый в пеленки камень, а младенца тайно вывезли и воспитали на острове Крит. Возмужавший Зевс стремился рассчитаться с отцом. Его первая супруга, мудрая Метида ("мысль"), дочь Океана, посоветовала дать отцу зелье, от которого тот изрыгнет всех проглоченных детей. Одолев породившего их Кроноса, Зевс и братья разделили мир между собой. Зевс выбрал небо, Аид - подземное царство мертвых, а Посейдон - море. Землю и гору Олимп, где был расположен чертог богов, решили считать общими.
Влияние Зевса распространялось на все сферы; правда, он не обладал властью над судьбой. Поэтому напрасно молила его нереида Фетида, в свое время призвавшая на помощь Зевсу сторуких великанов, спасти ее сына Ахилла от гибели в Троянской войне. Будучи "отцом людей и богов", Зевс являлся грозной карающей силой. По его велению был прикован к скале Прометей, похитивший для людей божественный огонь; он наслал на землю потоп и развязал Троянскую войну, карая человеческий род за нечестие. Но со временем мир олимпийцев меняется и делается не таким жестоким. Оры, дочери Зевса от Фемиды, его второй жены, внесли в жизнь богов и людей порядок, а хариты, дочери от Эвриномы, прежней владычицы Олимпа, - радость и изящество; богиня Мнемосина родила Зевсу 9 муз. Таким образом, в человеческом обществе заняли свое место закон, науки, искусства и нормы морали. Зевс также являлся отцом знаменитых героев - Геракла, Диоскуров, Персея, Сарпедона, славных царей и мудрецов - Миноса, Радаманфа и Эака. Правда, любовные связи Зевса как со смертными женщинами, так и с бессмертными богинями, легшие в основу многих мифов, вызывали постоянный антагонизм между ним и его третьей женой Герой, богиней законного супружества. Некоторых детей Зевса, рожденных вне брака, например Геракла, богиня жестоко преследовала. В римской мифологии Зевсу соответствует всемогущий Юпитер.
На первый взгляд, греческая мифология представляется сложной и запутанной, в которой очень сложно разобраться. Еще бы, такого количества богов, их жен и детей больше не встретишь нигде. Наша задача, разобраться, кто такой Зевс поэтому не вдаваясь в лишние подробности, попытаемся это сделать.
Рождение
Для того, чтобы продолжить свой род, верховный бог всех богов Кронос, вынужден был вступить в связь со своей сестрой Рейей. Последняя происходила из рода титанов, считавшихся самыми первыми богами, которые поселились на земле.
Родился Зевс именно от этого союза. Появление на свет проходило в обстановке скрытности и тайны, потому что предыдущих пятерых своих детей, отец убивал, проглатывая, как только те появлялись на свет. Он изначально не хотел иметь детей, а особенно сыновей, так как боялся, что сын вырастет более сильным, чем сам и сможет посягнуть на статус главного правителя. Ему так было предсказано — умереть от собственного отпрыска.
Мать не захотела мириться с таким положением дел и по совету своих родителей, она решает оставить сына и сбегает в секретное место, чтобы родить будущего царя богов. Кронос знал о беременности жены и скорых родах, поэтому ждал дома, чтобы поступить известным образом. Рея обманывает мужа и относит ему камень, завернутый в пеленку. Ничего не подозревая, тот проглатывает сверток и успокаивается на некоторое время. Но это еще половина дела. Как сохранить жизнь, вырастить и воспитать сына?
Мать решает его спрятать в одной из пещер на острове Крит и приставляет людей для охраны. Так и проходит жизнь юного бога. Он взрослеет, учится, набирается опыта, не забывая о поставленной перед собой цели — свержение деспота отца и захвата всей власти. Все на его стороне. Охранники заглушая крики младенца громко стучат в свои щиты. Кормят только отборными продуктами. Подготавливают к великим свершениям.
Свержение царя царей Кроноса
Зевс понимал всю серьезность своих замыслов, понимая, что в случае победы, он получит все. Но, если проиграет, то навечно окажется в царстве Аида на самом нижнем уровне. Это место называлось Тартар, куда ссылались все, кто посмел оскорбить богов. Зная о том, что сам не сможет победить могущественного отца, Зевс принимает решение освободить братьев, которые были проглочены ранее. Все это время, находившиеся в животе, росли, развивались и накапливали силу. В дальнейшем Прометей и Аид ему помогли взобраться на трон.
Чтобы осуществить задуманное, он готовит отравленный напиток, пробирается в спальню и подливает зелье в кубок с напитком. Кроносу становится плохо и он изрыгает камень, переданный Реей, а за ним и всех братьев.
Теперь остается убедить и объединить всех родственников в одну мощную, сильную группу, способную противостоять верховному правителю. Храброму юноше удается это сделать. Оценив свои возможности, последние понимают, что имеющихся сил не достаточно для полной и окончательной победы. Нужно срочно принимать решение и привлекать на свою сторону еще более могущественных сторонников.
Решение находится очень быстро. Юный бог вспоминает о давних врагах отца, которые содержались в нижнем мире. Это были циклопы и сторукие существа, называвшихся Гекатонхейрами. Всеми правдами и не правдами, ему удается освободить, а после привлечь на свою сторону новых союзников. Вот теперь, объединенная коалиция, становится реальной силой.
Решающая битва
Равнина, находящаяся между горами Отрис и , называлась Фессалия и именно в этом месте должен был происходить бой. Все начинается как и ожидалось. Зевс и его армия начинает сражаться с титанами, которых выставил Кронос. Гром и молнии, обломки скал летят в сторону гигантских исполинов, с грохотом раскалывая землю под их ногами. Такая сила и мощь, заставляет отступить. Сдерживать натиск становится все труднее и труднее. Победа близка, как никогда, но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Гиганты решаются на последнюю, отчаянную попытку и предъявляют свой оставшийся козырь. Из нижнего мира, титаны призывают к себе на помощь страшнейшее чудовище огромнейших размеров, которое называлось Тифон.
Битва начинается с новой силой. На какое-то время кажется, что чаша весов склоняется на сторону проигрывающих, но это лишь не надолго. Собрав всю свою силу и мощь в кулак, Зевс, с новой ожесточенной яростью, поражает противника сильнейшими разрядами молний. В результате, не выдержав такого натиска, титаны, вместе со своим чудищем, низвергаются в Тартар, где и будут находиться вечность.
Таким образом, юный бог становится самым главным царем среди богов, обладавший даром пускать гром и молнии, находясь в гневе.
О его любовных приключениях можно будет прочитать в другой статье. Имел очень много потомков. Самые известные среди них: , .
Зевс (Дий), греч., лат. Юпитер - сын Кроноса и Реи, верховное божество древних греков.
Зевс не всегда был верховным богом и не правил вечно: власти над богами и людьми он добился, восстав против своего отца Кроноса, который ранее сверг с трона своего отца Урана - первого владыку мира после первоначального Хаоса. В отличие от высших (или единственных) богов многих религий Зевс имел свою индивидуальную биографию, он не воплощал в себе одни только высшие добродетели и не застыл в оцепенелой неизменности. Греки сотворили его по собственному образу и подобию и по образу тогдашних земных властителей. Поэтому Зевс обладает человеческими свойствами и чертами человеческого характера - естественно, преувеличенными и возвеличенными, как и подобает повелителю земных владык и бессмертных богов.
Родился Зевс в пещере горы Дикта на острове Крит. Роды были окружены тайной, ведь его мать Рея боялась, что ее супруг Кронос проглотит младенца, верный своему обычаю, позаимствованному у отца Урана. В этот раз Кронос проглотил продолговатый камень, завернутый в пеленки и подсунутый ему Реей. Так Зевс избежал судьбы своих старших братьев и сестер - Гестии, Деметры, Геры, Аида (Гадеса) и Посейдона, продолжавших существовать в утробе своего отца. Рея не могла оставаться с Зевсом, поэтому она доверила его попечению нимф, которые вскармливали его молоком божественной козы Амалфеи и пчелиным медом. Безопасность Зевса обеспечивали горные демоны Куреты. Когда Зевс плакал, они ударяли мечами в щиты и плясали под дикие крики, поэтому Кронос его не слышал. На горе Дикта и еще более высокой горе Ида Зевс вырос, возмужал и пришел к решению свергнуть Кроноса.
Первым делом Зевс заставил Кроноса извергнуть своих сестер и братьев, напоив его тошнотным зельем. Гестию, Деметру и Геру он отправил на край света, а Аида и Посейдона призвал присоединиться к нему, и они тут же общими силами повели атаку на Кроноса. Тот призвал на помощь своих братьев и сестер, титанов, и хотя пришли не все, атака молодых была отражена и постепенно их оттеснили на самую вершину горы Олимп. Но, как говорится, без пяти минут двенадцать Зевса выручили одноглазые великаны Киклопы. Они выковали ему молнии и громы, с помощью которых он отбился, а затем и перешел в контратаку. Шансы Зевса значительно возросли, когда между титанами возникли противоречия. Океан, Стикс, Прометей и некоторые другие, недовольные диктатом Кроноса, перешли на сторону Зевса. Тем не менее, целых десять лет жестокая борьба не могла привести к победе ни одну из сторон.. С помощью своих союзников Зевс, в конце концов, победил, низверг Кроноса и союзных с ним титанов в вечную тьму Тартара и провозгласил себя властелином всего, что существует и будет существовать.
Однако провозгласить себя властелином и стать им - далеко не одно и то же, и вскоре Зевс пришлось в этом убедиться. Во-первых, оставались его старшие братья Аид и Посейдон, которые благодаря своему происхождению и заслугам в борьбе с Кроносом могли притязать на свою долю власти. Однако появление нового противника объединило братьев. Богиня земли Гея разгневалась на Зевса за суровое наказание титанов, вступила в союз с богом темных подземных глубин Тартаром и породила стоглавое чудовище Тифона - специально, чтобы погубить Зевса. Тифон был так огромен, что под ним прогибалась земля, он выл голосами всех диких зверей и извергал из своих драконьих пастей пламя. Однако Зевс в трудном бою сразил Тифона своими громами и молниями и тоже сбросил в Тартар. Затем он предложил братьям разделить сферы влияния с помощью жребия, и те согласились. Тут уж Зевс постарался, чтобы ему повезло: в результате Посейдону досталось море, Аиду - загробный мир, а Зевсу - небо и земля.
Поначалу Зевс правил как тиран и даже пытался дважды уничтожить человеческий род. В первый раз он хотел сделать это потому, что люди показались ему уж слишком слабыми и беспомощными. Но ему помешал титан Прометей, творец людей.
Заботясь о своих творениях, Прометей принес людям огонь и знания. Во второй же раз Зевс решил погубить всех людей потому, что после получения даров Прометея они показались ему слишком могучими. Он наслал на свет потоп, но Прометей дал возможность своему сыну Девкалиону и его жене Пирре спастись, и они потом снова населили мир людьми. А Зевс укрепил свою власть, почувствовал себя уверенно и ослабил узду своего правления - и даже отпустил на свободу некоторых бывших своих врагов. Впрочем, он по-прежнему сохранял за собой абсолютную власть не только благодаря руководству победоносным восстанием и счастливому жребию, но, главным образом, благодаря своему могуществу.
Боги отдавали себе отчет в могуществе Зевса и поэтому подчинялись ему, хотя не всегда охотно, а порой даже пытались бунтовать. Однажды они даже попробовали свергнуть его с трона, но сторукий великан Бриарей выручил Зевса. Лишь одно восстание за все время владычества Зевс представляло серьезную угрозу - это был мятеж волосатых гигантов, но Зевс беспощадно подавил его с помощью остальных богов и своего земного сына Геракла. А в общем боги считали, что с верховным богом лучше жить по-хорошему; того же мнения придерживалось и большинство людей. В эпоху героев Зевс почти уже не злоупотреблял властью и могуществом, и хотя за ним водилось множество человеческих слабостей, все же он был намного лучше всех предыдущих правителей мира.
Зевс был абсолютным, но не всемогущим правителем. Этим он отличался от богов других религий, без воли которых даже волосок не мог упасть с головы человека. Над ним, так же как над остальными богами и людьми, царило нечто более высокое, неисповедимое и ненарушимое: судьба. Считалось, правда, что Зевс - властитель судеб; но это была всего лишь метафора: так же как любой другой бог или человек, Зевс мог повелевать судьбе лишь постольку, поскольку действовал в соответствии с ее предназначением. Против судьбы Зевс идти не мог, даже если бы захотел. Он был не властелином судьбы, но лишь ее стражем и исполнителем. Вспомним поединок Ахилла и Гектора: в решающий момент Зевс бросил на золотые весы судьбы жребии героев, жребий Гектора опустился вниз - и судьба его решена, он обречен, а Зевсу оставалось лишь констатировать это.
Как верховный правитель богов и людей Зевс был созидателем и охранителем божественных и человеческих порядков. Он вводил царей во владение, охранял народные собрания, укреплял порядок и право, был свидетелем и хранителем клятвы, карал за нарушения справедливости, защищал всех, кто обращался к нему за помощью (хотя не всегда отличался последовательностью). Он все видел, все слышал, все знал (если не сразу, то хотя бы задним числом). И будущее было ему известно, и иногда он давал понять об этом людям разными знамениями: явлениями природы, сновидениями и предсказаниями (особенно если люди просили его об этом, принеся соответствующие жертвы). Зевс раздавал людям добро и зло, по своему усмотрению выбирая эти дары из двух больших сосудов, установленных в его дворце. Самым сокрушительным его оружием были громы и молнии. У него же самого был несокрушимый щит (эгида - «козья шкура»), изготовленный из шкуры козы Амалфеи.
Основной резиденцией Зевса была раздвоенная вершина горы Олимп в греческой Фессалии, терявшаяся в облаках и достигавшая неба. Там стоял его великолепный золотой дворец, построенный Гефестом. Кроме того, Зевс охотно проводил время на критской горе Ида, на другой Иде - в Троаде, на фокийском Парнасе, беотийском Кифероне и на других горах. Когда Зевс под именем Юпитера стал также богом римлян, одним из мест его пребывания стал римский Капитолий. Свои выезды из Олимпа Зевс совершал в золотой колеснице, но мог прибегать и к более скромным способам передвижения. Практически же он был вездесущим, и к нему можно было взывать о помощи не только в его храме, но и в любом месте. Иногда Зевс приходил в мир, изменив свое подобие, он мог предстать в виде человека, зверя или природного явления - впрочем, этой привилегией обладал любой бог.
Зевс не слишком обременял себя своими руководящими функциями. В основном он проводил время за великолепными пирами в компании остальных богов-олимпийцев, где в качестве главного блюда подавалась амброзия, а в качестве напитка - нектар. Эти деликатесы, рецептура которых нам, увы, неизвестна, обеспечивали богам бессмертие и вечную свежесть сил, без которой в бессмертии было бы мало радости. На пирах, которые одновременно были совещаниями богов, Зевс восседал на золотом троне. Обслуживали его виночерпий богов Ганимед и богиня юности Геба, прелестные Хариты и богини искусств Музы развлекали его танцами и песнями. Когда Зевс осуществлял свои владыческие функции, его сопровождали боги и богини Кратос, Зелос, Биа и Нике, олицетворявшие власть, рвение, силу и победу. Когда же Зевс выступал в роли верховного судьи, у его трона стояли Фемида - богиня законного порядка и Дике - богиня справедливости. Обеспечивать порядок в природе ему помогали богини времен года Горы. Неразлучными спутницами Зевса были также Тиха - богиня счастливого сайт случая, богиня мира Эйрена и богиня радуги Ирида, одновременно выполнявшая функции вестницы Зевса, так же как и Гермес.
Супругой Зевса была его сестра - прекрасная и величавая Гера. Она родила Зевсу троих детей: бога войны Ареса, кузнеца и оружейника богов Гефеста и богиню вечной юности Гебу. Зевс воздавал Гере всевозможные почести и высоко ее ценил. Но это не мешало ему иногда заглядываться на других женщин. Честно говоря, «иногда» - не то слово: Зевс был жуткий юбочник и с одинаковой охотой выбирал себе возлюбленных среди богинь и среди смертных женщин. Богиня Деметра родила ему Персефону, Мнемосина - Муз, Эвринома - Харит, Фемида - Гор и Мойр, Майя - Гермеса, Лето - близнецов Аполлона и Артемиду; Диона, говорят, родила ему Афродиту. Не всегда ему удавалось сразу добиться взаимности, даже смертные женщины порой уклонялись от такой высокой чести. В таких случаях Зевс без колебаний превращался в их супругов, в быка, лебедя, дождь - во что угодно, лишь бы добиться своей цели. Перечень потомков Зевса от смертных женщин выглядит весьма солидно: Алкмена родила ему Геракла, Семела - Диониса, Даная - Персея, Европа - Миноса, Сарпедона и Радаманфа, Антиопа - близнецов Амфиона и Зета, Леда - Полидевка и Елену. О многих его потомках мы вообще толком не знаем - какая бессмертная или смертная женщина приходится им матерью? Но бывали и такие случаи, когда женщины приписывали Зевсу отцовство, чтобы похвастаться или вывернуться из щекотливого положения. Но самую любимую дочь, Афину, Зевс сотворил без женской помощи: он родил ее сам, из своей головы, откуда она сразу выскочила в полном вооружении. Обо всех своих детях Зевс позаботился как следует, во многих случаях - лучше, чем о своих возлюбленных. Все они также сыграли важную роль в мире мифов (об этом рассказано в соответствующих статьях).
Понятное дело, Гера неодобрительно относилась к увлечениям Зевса. Она преследовала его любовниц и их детей и устраивала ему такие сцены ревности, что Олимп содрогался и на земле возникали бури. Однако Зевсу удавалось утихомирить ее: в конце концов, он был не только супругом, но и богом. Помимо своей слабости к женщинам (если это можно так назвать) Зевс не был лишен и других недостатков. Иногда он бывал недальновидным, особенно под влиянием богини заблуждения и помрачения ума Аты, несколько раз его бдительность буквально усыплял бог сна Гипнос; кроме того, Зевс любил похвастаться, хотя уж ему-то это было совсем ни к чему. Остальные боги искусно использовали эти его недостатки, а также его ласковость и отвращение к ссорам. Самой большой мастерицей по этой части была, конечно, Гера.
Тем не менее, Зевс был самым могучим и благородным из богов. Ему принадлежали титулы и эпитеты, которые на древнегреческом звучат куда лучше, чем в переводе: «всевластный», «всемудрый», «тучегонитель», «громовержец», «высокогремящий», «ясноблещущий» и т. д. Но чаще всего люди просто называли его «Олимпийцем» или «Всевышним», а в особо торжественных случаях - «Отцом богов и царей». Его символом были громы и молнии, из птиц - в основном орел, из деревьев - дуб. Греки (и римляне) представляли себе его в виде величественного мужчины с густой волнистой бородой и усами; в его спокойном взгляде отражалось гордое сознание несокрушимой силы.
На современном уровне исследований Зевс считается древним богом индоевропейского происхождения, сайт родственником индийского Дьяуса, этрусского Тина (Тинии) и римского Юпитера. Греки принесли с собой Зевса из прежних мест своего пребывания. Первоначально они почитали его как бога неба и небесных явлений, властелина погоды. Всевышним богом он стал лишь в процессе антропоморфизации древних богов, т. е. их превращения в существа, подобные людям по своему внешнему виду и свойствам. При этом (явно под влиянием древнейшего населения Греции) Зевс приобрел разнообразные новые функции, которые обозначались индивидуализирующими атрибутами. В конечном итоге греки вчленили Зевса вместе с остальными богами в родовую систему, отвечающую представлениям родового общества, и придали ему облик земного властителя тех времен, только более могущественного во всех отношениях. Мы встречаем Зевса под его собственным именем уже на табличках, написанных крито-микенским линейным письмом «Б» (14-13 вв. до н. э.). В том виде, в каком мы знаем Зевса сегодня, его впервые описывает Гомер в «Илиаде» и «Одиссее», а затем Гесиод в своей «Теогонии».
Греки почитали Зевса превыше всех остальных своих богов, несмотря на слабости и недостатки, которые приписываются ему в мифах. Они сооружали ему храмы, алтари и статуи во всем своем мире, который не ограничивался территорией нынешней Греции, а включал прибрежные области современной Турции и южной Италии с близлежащими островами, местами же доходил до устья Дона на севере, к Нижнему Нилу на юге, к реке Эбро на западе, на востоке его отростки уходили далеко за Тигр.
Все храмы, посвященные Зевсу, сегодня лежат в развалинах. Самыми значительными из них были храмы в Олимпии, Афинах и в Акраганте на Сицилии. Первый был построен в 460-450 гг. до н. э. по проекту Либона из Элиды. Афинский храм Олимпион был крупнейшим на территории нынешней Греции (108 х 41 м в плане, 104 колонны высотой 17,5 м - из них пятнадцать стоят до сих пор). Фундамент этого храма был заложен Писистратидами ок. 515 г. до н. э., а достроен он был лишь при императоре Адриане в 132 г. н. э. Еще больший храм соорудили сицилийские греки в Акраганте в начале 5 в. до н. э.: его площадь в плане равнялась 113 х 56 м, а в фасаде колонны чередовались с теламонами. Из алтарей Зевса самый знаменитый - Пергамский (180-160 гг. до н. э.); после того как его обнаружил Гуманн, алтарь был перевезен в Берлин, реконструирован и размещен в специально построенном Пергамон-музее, который теперь является составной частью Государственных музеев в Берлине.
Из статуй Зевса, пожалуй, наиболее известен «Зевс из Отриколи» - римская копия с греческого оригинала, приписываемого Бриаксису (4 в. до н. э.). Наиболее ценная - бронзовый «Зевс из Артемисия», приписываемый афинскому скульптору Каламису (5 в. до н. э.) и выловленный из моря в 1926-1928 гг. у мыса Артемисия на северной Эвбее; он был найден среди обломков античного корабля, перевозившего в Италию награбленные произведения греческого искусства. Некоторые искусствоведы видели в нем Посейдона; но в любом случае это одно из лучших произведений античной пластики. Оригинал находится в Национальном археологическом музее в Афинах, а точная копия украшает вестибюль здания ООН в Нью-Йорке, рядом с моделью первого советского спутника. Однако наиболее знаменита была статуя Зевса в Олимпии, выполненная Фидием из золота и слоновой кости ок. 430 г. до н. э. Древние считали ее одним из «семи чудес света», но в начале 5 в. н. э. по приказу императора Феодосия II ее увезли, как языческого идола, в Константинополь, где она впоследствии исчезла без следа. Ее списали как жертву пожара 475 г.
Если бы мы вздумали перечислить европейских художников, изображавших Зевса, то фактически получили бы перечень чуть ли не всех мастеров Ренессанса, барокко, классицизма и многих художников более позднего времени. На всех картинах, изображающих сонм греческих богов, Зевс занимает центральное место - например, на картине Рубенса «Собрание олимпийских богов» (ок. 1602, Картинная галерея Пражского Града).
В Древней Греции люди были язычниками и верили в существование большого количества богов и их помощников. Так, главным богом античного пантеона был Зевс, прозванный Громовержцем. Ему приписывалось управление громом, молниями и всем небом.
Зевс с другими 12-тью главными богами жили на вершине горы Олимп, поэтому их также называли «олимпийцами». Многие древнегреческие цари и военные полководцы утверждали, что они являются потомками бога Зевса. Этот бог был справедлив и всегда стремился сохранить равновесие вещей в мире. Кроме того, Зевс управлял погодой и творил ее в зависимости от своего настроения. Когда он находился в приподнятом настроении, то он благословлял мир хорошей погодой. В плохом же духе, он устраивал дожди, ветра, молнии и мог даже вызвать какие-нибудь климатические катастрофы.
Зевс был верховным богом всех греков. В римской культуре он получил наименование Юпитер. Его символами были орёл, дуб, королевский скипетр, а также гром. Первоначально он был богом неба и небесных сил. Люди в те времена полагали, что Зевс единственный бог, который занимался благополучием всей вселенной постоянно в течении суток. Позже греки стали связывать Зевса со справедливостью. Он сильно наказывал злых людей и недоброжелателей и вознаграждал творящих добро людей.
Зевс был шестым ребенком, рожденным титанами Кроном и Реей. Поскольку его отец Крон в свое время боялся, что его власть отберет кто-нибудь из его собственных детей, он просто их проглатывал сразу после рождения. Но мать Зевса спасла его, спрятав от отца на острове Крит, где малыш Зевс вырос и сверг власть отца, освободив старших пятерых братьев и сестер. Верховный бог-громовержец считался самым сильным из всех олимпийцев. Зевс не мог контролировать только богинь Судьбы. Кроме того, Зевс был очень любвеобильным мужчиной и имел много внебрачных романов, от которых появлялись дети-полубоги, становившиеся потом героями Эллады. Эти романы провоцировали конфликты между Зевсом и его женой богиней Герой.
Древние греки изображали Зевса сильным красивым зрелым мужчиной с волнистыми кудрями, спадающими до плеч, сидящим на золотом троне со скипетром в одной руке и разящими молниями в другой. Молнии Зевса были подарком Циклопов, которых он освободил из заточения после победы над своим отцом. Священным животным Зевса считался орел. Кроме того, если громовержца изображали в боевой облачении, вместо скипетра у него появлялся могучий щит, который назывался Эгида.
Вариант 2
В мифологии Древней Греции главным богом Олимпа был Зевс. Он по праву считался отцом всех богов и людей, ведь был самым сильным из них. Его звали Громовержцем, ведь его оружием были гром и молнии. Во время войн он насылал штормовые грозы, поддерживая армию войска тем, что вселял в их души уверенность и храбрость. Армия же противника, наоборот, испытывала ужас и подавленность, поэтому проигрывала. За это бога прозвали Зевс Победоносец.
Рождение Зевса
Родословная верховного бога ведет к богу Кроносу и титаниде Рее. Согласно мифологии, отец Зевса Кронос съедал всех своих детей из-за предсказания, что бог будет повержен своим собственным ребенком. Но в какой-то момент мать Зевса Рея обманула мужа, подав ему вместо ребенка камень, а сама спрятала сына на острове Крит, отдав его на воспитание куретам и корибантам.
Приход к власти
Время шло, Зевс вырос и решил выступить против отца. В первую очередь он заставил Кроноса выплюнуть своих братьев и сестер: Аида, Посейдона, Геру, Гестия, Деметру. В благодарность за свободу, они подарили Зевсу гром и молнию. А затем началась великая война, которая длилась 10 лет и закончилась победой Зевса над отцом. Все вместе, боги низвергли его в Тартар.
Разделение сфер влияния
После победы над отцом трое братьев, посовещавшись, решили разделить сферы своего влияния. Зевс выбрал править небом, Посейдон - морем, Аид - царством мертвых.
Помощники верховного бога
У Зевса было три помощницы, которые поддерживали порядок в мире людей и богов:
- Фемида наказывала нарушителей законов.
- Дике вершила справедливость, если таковая была нарушена.
- Немесида вершила возмездие и наказывала преступников.
Благодаря такому контролю правители мудро и разумно распоряжались своей властью, а ремесла, земледелие и искусство не земле развивалось.
Зевс-супруг
У Зевса было три жены:
- Метида - первая жена верховного бога. Именно она помогла Зевсу освободить братьев и сестер, сварив зелье для Кроноса. К несчастью, ее постигла печальная участь. Существовало пророчество, согласно которому их сын затмит Зевса во всем. Узнав о беременности жены, Зевс проглотил ее.
- Фемида - богиня справедливости, была 2й женой верховного бога. У них было 3 дочери и 3 сына.
- Гера - богиня, покровительствующая браку и материнству, 3 жена.
Дети Зевса
Гера родила Зевсу сына Гефеста, титанида Лето - Апполона. Афину, по версии мифологии, создал сам Зевс, так как она появилась из его головы. Боги Гермес, Персефона, Дионис и Эрос тоже дети верховного бога. На земле у Зевса тоже были любимые женщины, которые родили таких героев, как Геракл, Гармония, Елена, Персей.
Зевс известен своим мудрым правлением. В честь него воздвигались величественные храмы. Все они были без крыши. Считалось, поскольку Зевс - бог неба, то так он услышит и увидит просящего человека во время молитвы или жертвоприношения.
Доклад Зевс - бог Древней Греции и его история
Зевс – древнегреческий мифологический бессмертный главенствующий бог над всеми богами и людьми, смертными и бессмертными, повелитель неба, грома и молнии, проживающий на Олимпе.
Реквизитами Зевса был щит, скипетр, колесница запряженная орлами, двухсторонний топор, именуемый по-гречески как лабрис, сам орел, но в большинстве в мифологии Зевс перевоплощался в него, как и в множество других животных.
С Зевсом всегда были рядом его три слуги – Власть, Сила и Победа (Ника).
Самый могущественный бог, был настолько силен, что все боги вместе, объединившись, не смогли бы его свергнуть.
Повелевая над людьми и богами, Зевс распределял добро и зло с помощью двух чаш, стоящих около его престола, основал стыд и совесть, карал людей, мог заглядывать в будущее, основал законодательство, установил царей, охранял бедных и больных, чтил традиции и следил, что бы люди соблюдали обычаи. Кроме того, благодаря Зевсу люди и боги начали жить как никогда прежде лучше. Питался Зевс за чсет молитв и поклонения людей.
Зевс родился в третьем поколении богов, от титанов Кроноса и Реи. По предсказанию, Кронос должен быть убитым собственным ребенком, и боясь этого, он проглатывал новорожденных младенцев. Но Рея, желая обмануть супруга, в тайне родила очередного ребенка и назвала его Зевсем, Кроносу же дала проглотить камень в пеленке. Согласно легендам Зевса растили в глубочайшем секрете и всячески оберегали, что бы про него не узнал Кронос.
Возмужав, Зевс достал зелье, заставившее Кроноса выплюнуть своих детей. Таким образом, у Зевса оказалось два брата – Аид и Пасейдон, и две сестры – Гестия и Деметра. После, длительной войны, длившейся 10 лет, Зевс одержал победу и сверх титанов, став главным среди всех.
Разыграв жребий, Зевсу выпало господство в небе, Пасейдону досталось море, Аид ушел в царство мертвых под землю. Гестия стала богиней семейного очага и жертвенного огня, Деметра обрела почет среди богов в лице богини плодородия и земледелия.
Зевс пользовался популярностью среди женщин, которых у него было не мало, связи с чем имел множество детей. Первой женой была Метида, богиня мудрости, которую Зевс, дабы не повторять ошибок отца, проглотил в беременном состоянии из-за пророчества, согласно которому рожденный ею ребенок должен был свергнуть Зевса. Вторая – богиня правосудия Фемида, третья официальная супруга была Гера, она же богиня брака, иными словами его сестра Гестия.
Зевс не признавал себе равных, тем не менее от разных женщин у него родились: Гефест, чудо-кузнец; Аполлон (красивейший из мужчин) и Артемида (богиня охоты и целомудрия); Афина – богиня мужества и мудрости; Гермес – бог торговли; Дионсис – бог виноделия; Эрос – бог любви, герои – Геракл, Персей, Елена и т.д.
- Писатель Николай Телешов. Жизнь и творчество
Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957 гг.) относится к знаменитым литераторам советского периода отечественной истории.
- Кролики - сообщение доклад
Кроликов относят к млекопитающим животным. Их делят на обыкновенного и толстохвостого. Первые кролики появились несколько тысяч лет тому назад в Средиземноморских странах. Позже их приручили люди.
- Доклад про Ежа обыкновенного (сообщение)
Еж считается хищным животным. Он имеет достаточно небольшие размеры тела. Проживает преимущественно в смешанных и лиственных лесах. Может также обитать и в степи
- Жизнь и творчество Братьев Стругацких
Аркадий Натанович Стругацкий и Борис Натанович Стругацкий – одни из самых известных советских и российских писателей-фантастов.
- Гончаров. Жизнь и творчество
Местом рождения великого русского писателя И.А. Гончарова является город Симбирск. Иван Александрович родился в 1812 году в семье зажиточного купца. Детские годы запомнились ему атмосферой достатка
А юные полубоги-куреты охраняли его, ударяя копьями о щиты, чтобы не услышал Кронос, когда плакал младенец.
Когда Зевс вырос и возмужал, он с помощью
Метиды
напоил Кроноса зельем, и могучий Крон изрыгнул своих детей, а также и камень,
который Зевс оставил вблизи Парнаса
как символ благодетельного обмана.
Затем Зевс начал борьбу с отцом и титанами, титаномахию,
продолжавшуюся десять лет. Ему помогали гекатонхейры
(«сторукие»)
и киклопы , которые выковали Зевсу
гром, молнию и перун. Но на этом борьба не закончилась. Гея, богиня Земли,
насылает на Зевса других своих детей, гигантов, и чудовищного Тифона .
Началась гигантомахия
, в которой также победил громовержец.
После победы он поделил власть между собой и братьями,
ему самому достается небо, Посейдону - море,
Аиду
-подземное царство; затем он поселяется на горе Олимп
вместе со своими родственниками, третьей женой, но первой по значению -
Герой
и детьми. На земле также воцаряется относительный порядок, расцветают ремесла,
торговля, науки и искусства, которым покровительствует он сам или его дети
Аполлон ,
Афина ,
музы .
На Олимпе не бывает ни дождя, - ни снега, ни бурь.
Высоко над Олимпом раскинулось голубое бесконечное небо, сияет золотой
свет, здесь - постоянное лето. Это ниже, на земле, чередуются времена года,
счастье и радость сменяют горе и болезни. На Олимпе все по-другому. Иногда
олимпийцы ссорятся, изменяют друг другу, они тоже знают печали, но чаще
всего здесь царит олимпийское спокойствие. Боги часто пируют в золотых
чертогах, их пища - амброзия и нектар, на пирах решаются дела мира, определяется
судьба людей. Но и судьба богов не всегда в их собственных руках. Иногда
Зевс подвластен Мойре .
Зевс - отец не только многих богов:
Аполлона ,
Афины ,
Артемиды ,
Диониса ,
Персефоны ,
но и многих героев: Геракла , Персея ,
Диоскуров
и др. Главным святилищем Зевса была Олимпия, здесь находился знаменитый
храм и совершались в честь Зевса Олимпийские игры. Гомер посвятил Зевсу
небольшой гимн:
Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе
моя песня!
Громораскатный, владыка державный, судья
возлагатель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно
сидящей.
Милостив будь, громозвучный Кронид, - многославный
великий!
Так же Зевс имеет имя Дий, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно
греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает
«светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд.
deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч. «Зевс, бог ясного неба», лат.
deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. - лат. Jup(p)iter,
Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч.
слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З.
- сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457),
он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение -
титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый
раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить
вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был
отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея
родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам,
вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите
сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной
топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная
и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на
ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным
воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием
З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое
родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр
- обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического
З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З.
В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним
из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания
младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли»)
- камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X
16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как
памятник на диво всем смертным (Неs. Theog. 497-500).
Возмужавший З. вывел своих братьев и сестёр из утробы Крона (493- 496,
501 след.), напоив его по совету Метиды зельем (Apollod. I 2, 1). За это
они отдали во владение З. громы и молнии (Неs. Theog. 504 след.). Затем
З. начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся
десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун.
Побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар (Неs. Theog. 674-735; Apollod.
I 2, 1).
Три
брата З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господство
на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мёртвых (Apollod. I 2, 1). В
древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал
над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (Aeschyl. Suppl. 231). Отсюда
один из эпитетов З. - Хтоний («подземный») (Неs. Орр. 465; Hom. II. IX
457). З. Хтония почитали в Коринфе (Paus. II 2, 8). Однако позднее З. стал
олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата З. локализуется
на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).
Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстаёт Гея
и насылает на него своё порождение - Тифона, но З. побеждает это дикое
тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Hes.
Theog. 820-868), З. забросил Тифона в Тартар, по другому - навалил на него
Этну (Aeschyl. Prom. 351-372). Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась.
Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору,
гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится ещё более
ужасным чудовищем, чем гиганты (Apollod. I 6, 1-3).
Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к ещё одной смене поколений
богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона - З.). Т. н. орфическая
теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими ещё до Крона и Реи,
Эвриному и Офиона - по всей очевидности, змеевидных существ, владевших
Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана (Apoll. Rhod.
I 496-511, ср. Эвринома на дне океана спасает Гефеста, сброшенного с Олимпа).
Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться
за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают
Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает
помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы),
призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков (Hom. II. I 396-406).
3. - новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рождённым
Землёй, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский З. считается
отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьёй не очень тверда,
а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнаёт их, взвешивая на золотых
(м. б. небесных, солнечных) весах судьбы героев (XXII 209-214). Именно
по совету Геи - земли и Урана - неба З. проглатывает свою первую супругу
Метиду, чтобы избежать рождения от неё сына, который будет сильнее отца
(Hes. Theog. 889-900). Фемида, дочь Геи, открывает З. тайну, известную
и Прометею (Aeschyl. Prom. 167-177), что такой же сын родится от Фетиды
(Apoll. Rhod. IV 791-804). Отказавшись от брака с Фетидой и выдав её за
героя Пелея (IV 805-809), З. способствовал возникновению Троянской войны,
исполняя просьбу матери Земли (Hom. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вторая
супруга З. - богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни
богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой
сам З. уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый З. мир олимпийцев
заметно меняется. Хариты, дочери З. от Эвриномы, вносят в жизнь радость,
веселье, изящество. Деметра как супруга З. - уже не порождающая чудовищ
земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь З.,
с его дозволения. Мнемосина, богиня памяти, рождает З. девять муз (т. о.,
З. становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у З. -
Аполлон и Артемида. Третья по счёту, но первая по значению жена Гера -
богиня законного супружества и покровительница брачных законов (Hes. Theog.
901-923). Так 3. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в
этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. Однако во
многих мифах заметны древние доолимпийские связи З. Он вступает в брак
с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов (Strab. X 3, 19),
демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца
З. на Крите. З. всё ещё пользуется своим древнейшим орудием - громами и
молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он
«громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», насылатель ветров, дождей
и ливней (Hom. II. I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297-300), о зевсовых
ливнях упоминает Гесиод (Hes. Opp. 626), 3. «дождит», по выражению Алкея
(frg. 34). Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей
3. о ниспослании дождя (Paus. I 24, 3), афиняне просили 3. пролиться дождём
над пашнями (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, корни которого омывал ручей,
почитался З. Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона
(Hes. Theog. 353).
З. Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник
обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Hom. II. V
877 след.). Он даёт людям законы (Deinosth. 25, 16, Eur. Hippol. 97; Soph.
0. R. 865 след.). З. вообще оказывается принципом жизни, породителем всего
живого (Мах. Туг. 41, 2), «дарователем жизни», «всепородителем» (Hymn.
Orph. LXXIII 2). З. покровительствует родовой общности людей, отсюда З.
«родовой» (Pind. O1. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умоляющих» Эсхила представлена
величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника
людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник
в беде» (Aeschyl. Sept. 8), «спаситель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392),
«спаситель города», «основатель» (Aeschyl. Suppl. 445), «оградитель» (Soph.
Antig. 487; Eur. Troad. 17), Полией - «городской» (Paus. I 24, 4), Полиух
- «владетель государства» (Plat. Legg. XI 921 след.). З. Филий (покровитель
дружеских союзов) (Plat. Phaedr. 234 е), «отчий», «отец» (Aristoph. Acharn.
223; Nub. 1468), «отеческий» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. Ill 391 е).
Он следит за соблюдением клятв (Paus. V 24, 9; Soph. О. R. 1767). 3. -
помощник воинов (Hom. Н. IV 84; Xenoph. Lac. pol. XIII 2) и сам стратег,
полководец (надписи на монетах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58; 129 - Imperator),
«воинский» (Hero-dot. V 119), «носитель победы» (Soph. Antig. 143; Eur.
Heracl. 867, 937). Известен З. Булей (Paus. I 3, 5), покровитель народного
собрания (Aeschyl. Eum. 972; Aristoph. Equ, 410), скипетродержец (Hymp.
Orph. XV 6), царь (Aristoph. Ran. 1278), «владыка владык, совершеннейшая
сила блаженных и совершенных» (Aeschyl. Suppl. 525), «всецарь» (Hymn. Orph.
LXXIII 4), «эллинский» (Aristoph. Equ. 1253) и даже «всеэллинский», которому
в Афинах был учреждён специальный культ (Paus. I 18, 9).
З. Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю
и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые
цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим
хтонических чудовищ, З. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны
в лице Ареса (Hom. П. V 888-898). Однако в мифах о рождении героев заметны
древние фетишистские мотивы. З. является к Данае в виде золотого дождя
(Apollod. II 4, 1), Семеле - с молниями и громами, Европу он похищает,
обернувшись быком (Apollod. Ill I, 1), к Леде является лебедем (III 10,
7), Персефоне - змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что З.
превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры
(Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», З. вместе
с тем является грозной карающей силой. По велению З. прикован к скале Прометей,
укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обречённым З. на жалкую
участь (Эсхил, «Прикованный Прометей»). Несколько раз З. уничтожал человеческий
род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от
которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга
Пирра (Ovid. Met. I 246-380). З. хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить»
новый (Aeschyl. Prom. 231-233). Троянская война - тоже следствие решения
З. покарать людей за их нечестие (Hom. П. I 5, XIX 263 след.). З. уничтожает
род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого З. «блюстителем
законов» (Plat. Critias 121 b-c) З. насылает проклятия, которые страшно
реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф,
Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический З. принимает всё более очевидные
моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала
государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков,
как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью
З. (Hes. Theog. 96; Opp. 256-264), который вложил в людей стыд и совесть,
качества необходимые в социальном общении (Plat. Prot. 320d -322d). З.,
который мыслился «огнём», «горячей субстанцией» (Tertull. Adv. Marc. I
13) и обитал в эфире (Eur. frg. 487), владея небом как своим домом (Callim.
Hymn. Ill 141), становится организующим средоточием космической и социальной
жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный
тончайший эфир. Мифология З. Олимпийского отражает укрепление патриархальной
власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной
централизации этой власти (по Гесиоду, З. был избран на царство богами,
Theog. 881-885). Только в эллинистическую эпоху З. принимает образ мирового
вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского»
владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу»
стоика Клеанфа (3 в. до н. э.), где универсализм и космизм З. принимают
монотеистические черты.
Атрибуты З. - эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь
З. немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов
- исполнителей воли З., находившихся в гораздо более близких отношениях
к человеку: на Аполлона - пророчество, на Деметру - земледелие, на Афину
- мудрость и искусства. В честь З. Олимпийского устраивались панэллинские
Олимпийские игры в Олимпии - как символ единения и взаимного согласия греческих
полисов. З. соответствует римский Юпитер.