Здравствуйте, Адриан!
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены
Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию
1. Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:
производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
розничной продажи спиртосодержащей продукции;
закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;
перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.
2. Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
розничная продажа алкогольной продукции;
перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
3. Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона.
4. Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию и спиртосодержащую непищевую продукцию.
Лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на этиловый спирт (в том числе денатурат), нефасованную спиртосодержащую пищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, нефасованную спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
5. Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.
6 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ.
8. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Лицензии на виды деятельности, указанные в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
10. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.
Статья 19. Порядок выдачи лицензий
1. Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организацией представляются в лицензирующий орган следующие документы:
1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия;
2) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
2.1) копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц;
3) копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет;
4) копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;
6) заключения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
7) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля. В случае, если документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не представлен заявителем, такой документ (сведения, содержащиеся в нем) представляется по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;
8) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;
9) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 9 статьи 8 и пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;
10) схема оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, содержащая информацию об указанных оборудовании, автоматических средствах и о коммуникациях в соответствии с перечнем информации, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
11) расчет мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта по каждому заявленному виду продукции, составленный в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объекту недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
13) копии технической документации изготовителя автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на указанные автоматические средства, установка которых обязательна в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
1.1. Предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи документы могут быть по усмотрению организации представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.
При получении организацией заключения, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, должна обеспечиваться возможность подачи необходимых для получения такого заключения документов в электронной форме. В случае, если организация направила заявление о выдаче такого заключения в форме электронного документа, заключение должно выдаваться организации также в форме электронного документа, если иное не предусмотрено в заявлении.
1.2. Указанные в подпунктах 2.1 и 3 пункта 1 настоящей статьи документы (сведения, содержащиеся в них) представляются в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанные в подпунктах 6 - 8 пункта 1 настоящей статьи документы (сведения, содержащиеся в них) представляются в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
2. Для получения организацией лицензии на один из видов деятельности по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не допускается требовать от такой организации документы, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
3. Для получения лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и розничной продажи алкогольной продукции), организация представляет в лицензирующий орган:
2) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона;
3) документы, подтверждающие наличие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
4) заключения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям (за исключением заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение экологической экспертизы, в отношении складских помещений, предназначенных для хранения алкогольной продукции). В случае, если указанные документы не представлены заявителем, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
3.1. Для получения лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции организация представляет в лицензирующий орган:
1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4, 8 пункта 1 настоящей статьи;
2) документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортных средств, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
3) документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении оборудования для учета объема перевозок продукции, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
4) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии оборудования для учета объема перевозок продукции;
5) иные установленные Правительством Российской Федерации документы.
3.2. Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган:
1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи;
2) документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
4) утратил силу. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ.
3.2 - 1. Предусмотренные пунктом 3.2 настоящей статьи документы могут быть представлены заявителем на бумажном носителе или в форме электронных документов.
3.3. Для получения заявителем лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не допускается требовать от такого заявителя документы, не предусмотренные соответственно пунктами 3 - 3.2 настоящей статьи.
4. Организация, имеющая лицензию на осуществление одного из видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и перевозок этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции), при получении лицензии на осуществление другого вида деятельности, за исключением деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляет в лицензирующий орган только заявление о выдаче лицензии, копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
5. Документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
6. Ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный сводный реестр выданных лицензий ведется на электронных носителях.
Ведение государственного сводного реестра выданных лицензий на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
Информация, содержащаяся в государственном сводном реестре выданных лицензий, является открытой и бесплатной для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
7. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.
8. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется организации в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения. В случае, если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет организации соответствующее решение в форме электронного документа.
9. Основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является:
1) выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации;
2) нарушение требований статьи 8 настоящего Федерального закона;
3) наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по запросу лицензирующего органа;
4) несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя, осуществляющего производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требованиям пожарной безопасности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим требованиям, которое подтверждено заключением соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
5) наложение органом, осуществляющим государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на принадлежащее заявителю основное технологическое оборудование для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ареста в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
6) несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
10. В случае приобретения основного технологического оборудования в целях его использования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования, сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпунктах 10, 11 и 13 пункта 1 настоящей статьи.
В случае приобретения основного технологического оборудования в целях его использования для хранения этилового спирта, спиртосодержащей продукции и (или) перевозок этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования и сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи, если лицензиат является перевозчиком.
Лицензирующий орган рассматривает представленные документы в течение 30 дней со дня их получения. Эти документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.
При выявлении в представленных документах недостоверной информации и (или) нарушения лицензиатом требований статьи 8 настоящего Федерального закона лицензирующий орган принимает решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается по истечении 45 дней после представления в лицензирующий орган документов в порядке, установленном настоящим пунктом, при условии отсутствия решения, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, или до истечения 45 дней при условии, что лицензирующим органом принято решение о допустимости использования данного оборудования.
Решение о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направляется в письменной форме лицензиату в течение трех дней после его принятия лицензирующим органом. В случае, если в уведомлении о приобретении основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции указано на необходимость направления в электронной форме лицензиату лицензирующим органом всех связанных с рассмотрением такого уведомления документов, решение о недопустимости использования данного оборудования направляется в форме электронного документа лицензиату.
Лицензирующий орган до принятия решения о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции проводит обследование (проверку) лицензиата в целях установления соответствия данного оборудования лицензиата требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.
Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при наличии решения о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не допускается.
11. В случае реорганизации организации переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, по заявлению организации или ее правопреемника.
При переоформлении лицензии, выданной на вид деятельности, указанный в абзаце десятом пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, в связи с реорганизацией организации в форме слияния, присоединения или преобразования документы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3.2 настоящей статьи, не представляются.
12. В случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 настоящей статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
14. До переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.
15. Утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ.
16. Сроки принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии или о продлении срока ее действия не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.
7. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
Заявление о продлении срока действия такой лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.
18. За предоставление лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
19. В лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, адрес ее электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.
Форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
20. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Изготовление или хранение без цели сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки, изготовление или хранение без цели сбыта аппаратов для их выработки наказывалось штрафом в размере от 100 до 300 рублей. Данные действия, совершенные повторно, наказывались лишением свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией имущества. (Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г., утратил силу с 1 января 1997 г.)
Юридические основания производства и продажи самогона
Но все меняется. С 1 июля 2015 в России можно законно производить и продавать самогон, виски и другие зерновые дистилляты.О популярности самогона в России можно судить по названию антиалкогольной кампании 1985 года
«О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»До появления нового ГОСТа в России производили только ректификаты и дистилляты на основе винограда.
Насколько законны такие действия, давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Помните знаменитый фильм «Самогонщики»?
Наглядная агитация, утверждающая, что самогон для себя, друзей-товарищей, а тем более на продажу, это плохо и криминально наказуемо. Занявшись самогоном всерьез, рискуете получить штраф или реальный срок. Действующий Федеральный Закон РФ ФЗ № 171 от 22.11.1995 года, считается основным нормативным документом, регламентирующим производство и оборот спиртосодержащей и алкогольной продукции, не содержит прямого запрета на частное самогоноварение дома.
Варить самогон в России — это ЗАКОННО!
За продажу самогона можно было получить срок до 3-х лет лишения свободы с конфискацией имущества.В 80-х годах чиновники начали понимать, что искоренить самогоноварение практически невозможно, ведь это одна из народных традиций. Уголовную ответственность заменили значительными административными штрафами. После распада СССР государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков исчезла, следовательно, необходимости в штрафах за варение самогона не было необходимости.
Отмена штрафов способствовала развитию самогоноварения.
В России за реализацию самогона частникам грозит штраф
Причем, штрафы за последнее правонарушение (500-2000 рублей) являются «слишком низкими и не являются сдерживающим фактором», отмечает издание «Российская газета». На сегодняшний день в стране зафиксирован рост нелегального оборота алкоголя. Самогонным напитком торгуют в гаражах, подъездах и даже из окон квартир на первом этаже.Продают самогон, как правило, ночью.
«Данный законопроект направлен на защиту прав и здоровья граждан, обеспечение безопасности алкогольной продукции.
Президент России Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым в Уголовный кодекс добавлены две новые статьи, устанавливающие наказания за незаконное производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, а также незаконную розничную продажу алкогольной продукции.
Документ, в частности, предусматривает внесение в Уголовный кодекс статьи, в соответствии с которой незаконная розничная продажа алкогольной продукции будет наказываться либо штрафом до 80 тыс. руб. либо исправительными работами на срок до одного года.
Другая вновь внесенная в Уголовный кодекс статья (ст.
171.3) выделяет в отдельный вид преступлений незаконное производство (хранение, перевозку и т.
д.) этилового спирта и алкогольной продукции в крупном размере. До сих пор виновные в таких преступлениях осуждались по ст. 171 УК, однако при привлечении по новой статье в несколько раз увеличится размер штрафов.
Элитный алкоголь
Элитный алкоголь
Абсент
С 2018 года нелегальное самогоноварение в России будет запрещено. Данное положение закреплено во вновь введенных законах, поправках и постановлениях правительства, направленных на взятие под контроль оборота алкогольной продукции в стране. Значит ли это, что горячительные напитки больше нельзя будет готовить для домашнего использования, и насколько же суровые штрафы власти готовы ввести, чтобы образумить подпольных производителей?
Запрет на самогоноварение в России с 2018 года регламентируется в статье 14.17.1 Кодекса об административных правонарушениях, введенной ФЗ №265 от 29 июля 2017 года. Здесь говорится о том, что самостоятельное физическое лицо, не находящееся в партнерских отношениях с официальной лицензированной предпринимательской или сельскохозяйственной организацией, не может заниматься производством и продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Несоблюдение данного положения влечет за собой наложение санкции в размере от 30000 до 50000 рублей для обычного гражданина, и от 100000 до 200000 рублей – для ИП. Иными словами, теперь для изготовления и розничного сбыта самогона любому человеку, хозяину фермерства или предпринимателю понадобится специальное разрешение. Вместе с выписыванием штрафа уполномоченные сотрудники впредь будут обязаны изымать уже произведенный товар, а также инструментарий для его приготовления.
Важно! Вводимые меры не ограничиваются исключительно наложением взысканий. Запрет на самогоноварение с 1 января 2018 года будет предусматривать и возможность применения к правонарушителю уголовного наказания по статье 171.4 УК РФ в случае, если человека поймают на незаконной деятельности несколько раз.
Перегонка самогона для себя
Несмотря на то, что поправки в основном коснутся крупных подпольных поставщиков алкоголя, занимающихся его нелегальной реализацией, все же изменения не минуют и тех, кто ранее практиковал самогоноварение для незначительной продажи соседям, товарищам и знакомым. С 1 января 2018 года эти россияне также попадут под риск получения большого штрафа как физические лица. Сюда может присовокупиться и дополнительная административная ответственность, предусмотренная за распространение (перевозку) немаркированных спиртосодержащих напитков в объеме свыше 10 литров из расчета на одного человека (ст. 14.17.2 КоАП РФ).
Однако если горячительная продукция производится в меньших масштабах и исключительно для домашнего употребления, за ее законность можно не переживать. В этом случае конфисковать самогон или призывать к ответу его владельца представители госструктур будут просто не вправе.
Подробнее об изъятии аппаратов
Закон о самогоноварении, начинающий свое действие с 1 января 2018 года, разрешит сотрудникам властных государственных организаций изымать у жителей незарегистрированное оборудование для производства этилового спирта. За наличие одного такого инструмента грозят следующие штрафы:
- для обычного россиянина – от 3000 до 5000 рублей;
- для должностного лица – от 20000 до 50000 рублей;
- для юридического лица – от 100000 до 150000 рублей.
При этом на законодательном уровне закреплено, что под обязательную регистрацию подпадают только такие установки, производственная мощность которых превышает 2000 литров. Это означает, что на оборудовании меньших габаритов заниматься перегонкой самогона можно будет без какой-либо сертификации и оформления, однако лишь в том случае, если после изготовления он пойдет исключительно на личное употребление. Сегодня таких аппаратов, ценовой диапазон которых составляет от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч евро, предлагается множество. Приобретение и самых обычных перегонных установок, и спиртовых мини-заводов с компьютерной системой управления оказывается официально разрешено при удовлетворении единственного вышеупомянутого условия.
Как было раньше
Российские власти не собираются проводить жестких регулирующих мероприятий в области индивидуального самогоноварения, не имеющего целью получение прибыли, по-видимому, ориентируясь на неудачный опыт политики СССР в 1950-х годах. Так, в это время некоммерческое производство алкоголя сначала каралось штрафом до 100 рублей и общественными работами на срок до 30 дней, однако затем все это заменилось уголовным наказанием от 2 до 7 лет заключения с риском полного изъятия имущества. Это не привело к фактическому улучшению ситуации, а, напротив, лишь ухудшило ее. Представители регионов не смогли отказаться от расслабляющих напитков, в то время как заводы и колхозы начали испытывать нехватку в работниках, которых массово отправляли в тюрьмы. Поэтому современное правительство планирует пойти по другому, более лояльному в отношении населения, пути.
Видео о запрете самогоноварения:
Политика государства в области производства и оборота алкогольной продукции неизменно вызывает повышенный интерес экспертов и населения. Винно-водочные акцизы повышают каждый год, иногда даже несколько раз. В связи с этим некоторые граждане перешли на алкоголь домашней выработки, который они стали изготавливать самостоятельно. Новости о том, что с нового года самогон в России будет снова под запретом, взбудоражили многих. Правда ли, что по доносам соседей будут изымать самогонные аппараты, а их владельцам начнут выписывать многотысячные штрафы - разбираемся в рубрике "Вопрос-ответ".
Что изменится на законодательном уровне?
Ответственность за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ужесточится в России. с 1 января 2018 года будет предусматривать ответственность за продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции физическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Штраф от 30 до 50 тысяч рублей установлен для граждан, а если нарушение совершил индивидуальный предприниматель, штраф составит от 100 до 200 тысяч рублей. При этом, если лицо неоднократно подвергалось административному наказанию за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, к нему может быть применено уголовное наказание по аналогичной статье 171.4 УК РФ.
Получается, что если я гоню самогон для себя, меня теперь тоже могут оштрафовать?
Эта статья в первую очередь ориентирована на предпринимателей и организации, которые продают нелегально алкогольную продукцию, при этом не регистрируясь как производители.
Если вы, например, торгуете так называемой "казашкой" или самогоном, то и вам есть чего опасаться. На вас, как на физлицо, теперь могут выписать крупный штраф за продажу самогонки. Кстати, за перевозку немаркированной алкогольной продукции физлицами в объеме более 10 литров на одного человека с 2018 года предусмотрена административная ответственность.
Если вы изготавливаете самогон для личного употребления, вам нечего бояться. Главное – не возите его с собой в большем объеме, чем 10 литров.
Я слышал, что самогонные аппараты с нового года будут изымать. Это так?
Конфисковать могут технологическое оборудование для производства этилового спирта (самогонные аппараты в том числе), которое не зарегистрировано. Штраф для граждан составляет от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей, на юрлиц — от 100 до 150 тысяч рублей. Но эти нормы действуют в России уже с июля 2017 года.
Отметим, что регистрировать самогонный аппарат нужно только в том случае, если его производственная мощность составляет более 200 декалитров (2000 литров). Соответственно, если объем оборудования меньше (а в свободной продаже как раз предлагаются небольшие аппараты для личного пользования), никакой регистрации оно не подлежит, а его использование является абсолютно законным. Также нет запрета на производство алкоголя для личных нужд, но не для продажи.
Можно ли гнать самогон дома?
Российское законодательство, в отличие от советского, весьма лояльно к тем, кто в домашних условиях производит самогон. В СССР за хранение и использование самогонного аппарата можно было сесть на 15 суток с конфискацией оного. Сейчас такой нормы нет, гнать самогон можно, но для личных целей – ответственность за это отсутствует. Но тем не менее не исключено, что самогонщика периодически будут проверять на то, продает ли он свою продукцию или нет.
Современный рынок самогонных аппаратов разнообразен: их стоимость колеблется от двух тысяч рублей до трех тысяч евро за самые продвинутые мини-спиртовые заводики с компьютерным управлением.
Казалось бы, ответственность за самогоноварение ужа давно отменена как в уголовном, так и в административном законодательстве. И действительно, сюжет знаменитой комедии Леонида Гайдая «Самогонщики», столь характерный для 50-60 гг. прошлого века, в настоящее время уже вряд ли актуален. Однако было бы неправильным утверждать, что изготовление самогона сейчас полностью законно. Статья за самогоноварение давно изъята из обоих кодексов, но при этом изготовление алкоголя всё так же подлежит государственному лицензированию. Соответственно, ответственность перед законом всё ещё остаётся.
По каким статьям грозит уголовная ответственность
На сегодняшний день иметь дома самогонный аппарат - не преступление. Учитывая низкую себестоимость готовой продукции, увлечение самогоноварением значительно расширилось, даже по сравнению с советскими временами. Никого уже не удивишь сайтами, где продаётся профессионально изготовленное оборудование для перегонки спирта, или разнообразными рецептами изготовления самогона на специализированных форумах.
Популярность крепких спиртных напитков в России, которая наряду со странами Скандинавии и Восточной Европы входит в так называемый водочный пояс, объяснима не только укоренившимися традициями потребления, но и неблагоприятным климатом в течение большей части года. Самогон издавна помогает снизить симптомы переохлаждения, однако при этом наносит значительный вред организму.
В регионах «винного пояса» (средиземноморские страны) и «пивного пояса» (Центральная Европа и Британские острова), где морозы считаются редкостью, излишне крепкие напитки не слишком распространены. Соответственно, изготовление домашнего самогона, отличающегося повышенным градусом по сравнению с водкой, там не популярно.
Самогоноварение в России не влечет уголовной или административной ответственности. Статьи, которые ранее запрещали изготовление самогона, изъяты из УК и КоАП ещё в 1997 году. Поэтому если вы собираетесь приобрести самогонный аппарат для домашнего производства этого популярного напитка, наказание вам не грозит. Но лишь в том случае, если самогон вы собрались изготавливать только для личного употребления. Если же вы планируете гнать самогон на продажу, то нынешнее законодательство ограничивает производство и реализацию алкоголя приобретением государственной лицензии.
Право на продажу любого алкоголя, в том числе и домашнего самогона, может быть предоставлено исключительно юридическим лицам, имеющим свою производственную базу, отвечающую санитарным и технологическим требованиям. Нарушение этого правила подпадает под действие ст.171 УК, что предполагает следующее наказание:
- штраф до 300 тыс. руб.;
- арест до полугода;
- обязательные работы до 480 часов.
Если же изготовление или продажа самогона происходила в крупных товарных партиях или в составе организованного преступного сообщества, то, согласно п.2 ст.171 УК, обвиняемому грозит:
- штраф до 500 тыс. руб.;
- принудительные работы до 5 лет;
- лишение свободы до 5 лет.
Изготовление алкогольной продукции на продажу (водки, самогона или любой другой пищевой спиртосодержащей жидкости), осуществляемое не в товарных партиях, а в небольшом количестве, не подпадает под уголовную ответственность, но влечет административное наказание.
Взыскание административного штрафа за самогоноварение и продажу суррогата
Изготовление домашнего алкоголя для последующей реализации незаконна не только из-за того, что производитель самогона уклоняется от оплаты лицензии, но также и потому, что у государства отсутствует контроль над тем, в каких условиях происходит приготовление и разлив этого напитка. Отравление суррогатной алкогольной продукцией довольно распространено. Каждый год в местных и федеральных СМИ публикуются новости о том, как употребление нелегально изготовленного алкоголя стало причиной тяжелой интоксикации или даже смерти человека.
Отсутствие доступа контролирующих органов к помещению, где изготовляется самогон, делают невозможным проверку на соответствие самогонного аппарата или перегонного оборудования санитарным и технологическим требованиям. А учитывая, что значительная часть самогонщиков изготавливают свою продукцию в домашних условиях, это значительно увеличивает пожарную опасность не только для самого изготовителя, но и его соседей.