про исследование для книги "Почему мой ребенок не ходит в детский сад".
Очень многие оппоненты приводят главный аргумент - "ребенок рад ходить в детский сад!", "ребенку нравится", "ребенок говорит, что ему в садике хорошо" и прочее. Вы знаете, в детском доме дети выглядят тоже довольными и веселыми, но это не аргумент за.
Дети всегда отражают свое эмоциональное состояние в рисунках. Конечно, бывают случайности - подрался с другом, не в настроении, что-то случилось, рисунок мрачный. Но эти допущения не распространяются на всю выборку одновременно! и когда выборка более ста человек, все же можно сделать обобщающие выводы об эмоциональном состоянии детей в садике.
Было бы так хорошо сказать, что Марина Озерова пришла в садик и объявила: "Дети, нарисуйте себя в садике очень грустными, одинокими и несчастными!". Но все было совсем не так - большинство рисунков я получала от воспитательниц. Воспитательниц же учат анализировать детские рисунки, они же грамотные, знают, что дети на рисунках должны улыбаться и веселиться! "Мы бодры веселы"! (С). Так вот, воспитательницы стояли над душой и говорили: "нарисуй улыбку!". Еще большая группа - мамы, которые убеждены в необходимости садика и чьи дети "любят садик и им там очень нравится". То есть допустить, что эти две основные группы взрослых подтасовали мне результаты, чтобы я показала в книге "как детям плохо в садике" - невозможно.
для сравнения было дано два задания: "я в садике" и "я дома" - вдруг ребенок просто не умеет рисовать людей и т.п.? но большинство детей отлично рисовали людей в семейном рисунке, а себя в садике - одиноким.(данный рисунок не показатель этого, но в целом было именно так) один ребенок даже разорвал рисунок - настолько мир садика и дома не пересекаются!
рисунок мальчика, который "очень любил садик", ему там "нравилось", садик частный и распрекрасный, комфортный и прочее. увидев эту жуткую тюрьму на рисунке, мама забрала его из садика. дети не всегда говорят то, что переживают. более того, они не всегда осознают то, что переживают! и стараются попасть "в струю" - мама говорит, что садик это прекрасно, так и должно быть. поэтому рисунки хорошо помогают узнать на самом деле скрытые эмоции.
сравните эмоциональную насыщенность картинок - дома и в садике. сколько красок и солнышко над домом!
еще один распространенный мотив - такое глухое здание.
в книге даны советы - как узнать эмоциональное состояние ребенка. особенно того, кому "очень нравится садик".
Из опыта работы. Нетрадиционные способы рисования в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.
Данный материал познакомит педагогов с разнообразными способами и приемами работы гуашью, акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно, и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать!
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
способствует снятию детских страхов;развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объемности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Развивающие:
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
«Монотипия»
Тема: «Бабочка»Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Нет, это красавица-бабочка!
«Монотипия»+ «Набрызг»
Тема: «Зимние пейзажи», «Дворец для Снежной королевы»Средства выразительности: точка, фактура.
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.
«Монотипия»+ «Аппликация»
Тема: «Морское дно»«Рисование по сырому»
Тема: «Времена года»Средства выразительности: цвет, линия, пятно.
Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.
Ход работы:
Первый способ:
Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.
Второй способ:
Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.
"Рисование по сырому" с дальнейшим прорисовыванием деталей.
«Рисование по сырому»+сангина
Тема: «Времена года»«Рисование по сырому»+пастель
Тема: «Золотая рыбка»«Мятая бумага»
Тема: «Осенние листья»Эффект состаривания поверхности.
Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
Ход работы:
Первый способ:
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
Второй способ:
Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и так далее.
«Граттаж»
Тема: «Ночь», «Космос», «Зима», «Морское дно»Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы.
Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью натрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист, заготовка готова. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок.
«Тычок жесткой полусухой кистью»
Тема: «Животные, облака, цветы, деревья, пейзажи»Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.
«Графика»
Материал: Бумага черного цвета, листы белой бумаги, гуашь белого и черного цвета.Ход работы.
Первый способ:
Монохромная техника. На черный фон нанести изображение белой гуашью (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать карандашом. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.
Второй способ:
Полихромная техника. На черном фоне работают белой гуашью. Белый тон придаст свежесть, яркость. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.
Рисование гуашью с добавлением белил
Тема: «Натюрморт», «Пейзаж», «Абстракция».Добавление белил к разным цветам красок позволяет получить светлые оттенки исходного цвета. Цветовые ощущения в результате, нежность, легкость, воздушность.
Рисование гуашью с добавлением черной краски
Тема: «Ночной пейзаж», «Дремучий лес».При смешивании красок с черным цветом, получаем темные тона. Цветовые ощущения: тяжесть, тревожность, загадочность.
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
Рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
Отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
Рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ
1. Штампики из пластилина
Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.
Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды
2. Штампики из ниток
Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды
3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды
4. Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
РИСОВАНИЕ РУКАМИ
1. Рисуем ладошками
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками - это веселая игра для маленьких художников.
Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды
2. Рисуем пальчиками
Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.
Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага
РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ
Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.
Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ
Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1.
На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2.
Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.
Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды
РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ
Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то….дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.
Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
МОНОТИПИЯ
Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.
1. Монотипия на стекле
На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
2. Монотипия предметная
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды
КЛЯКСОГРАФИЯ
Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
НИТКОГРАФИЯ
Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.
Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды
РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды
ГРАТТАЖ «ЦАП-ЦАРАП»
Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.
Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды
ФРОТТАЖ
Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.
Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки
Попко Мария Степановна.
Педагог по изобразительной деятельности
детского сада на Остоженке
Рисование − это одно из наиболее интересных и любимых детских занятий. Рисуя, малыш тренирует усидчивость и память, развивает моторику рук и пальцев. Многих родителей интересует, как нарисовать детские рисунки и как вообще научить ребенка рисовать.
Большинство взрослых сильно упрощает занятия рисованием, сводя их к изображению домика и солнышка в углу листа. Подобные однотипные примитивные рисунки вряд ли смогут заинтересовать малыша и очень скоро ему наскучат. Детские психологи рекомендуют начинать с ярких рисунков без мелких деталей. Важным фактором является озвучивание сюжета рисунка. Не стоит указывать малышу, что ему надо нарисовать, положитесь на его фантазию и воображение. Обязательно поощряйте нестандартные методы и приемы, которые использует ребенок. Не критикуйте его работы и манеру исполнения.
Не следует учить малыша рисовать какой-то конкретный образ, это накладывает определенные штампы и не дает развиваться детскому воображению. Обучение рисованию должно заключаться в освоении различных техник рисования и приемов работы с материалами, а также в изучении репродукций картин. Все активно используют в своей работе центры развития детей.
Начинать рисование следует с простейших геометрических рисунков, преобразуя их в знакомые ребенку предметы, например, круг − в солнышко, кривые линии − в волны и т.п.
Рассмотрим более подробно, как нарисовать детские рисунки на примере простейших техник изобразительного искусства.
Оставляем отпечатки
Эта техника вызовет восторг у самых маленьких начинающих художников. Раскрашиваем в разные цвета ладонь малыша и прикладываем ее к бумаге, а затем полученный отпечаток преобразовываем в какой-то предмет, например, в снежинку, дерево или кленовый лист. Делать отпечатки можно не только с ладошки, но и с других предметов, например, с обуви или посуды.
С помощью отпечатков готовых рисунков можно рисовать симметричные предметы. Например, берем лист бумаги и складываем его пополам. На одной половине рисуем красками половину ромашки, складываем половинки листа, прижимаем, и у нас получается целый цветок.
Меняем фон
Как правило, детская психика склонна к ассоциативному мышлению, поэтому не стоит допускать, чтобы у ребенка белый цвет ассоциировался с фоном. Время от времени предлагайте малышу выполнять рисунки на цветной бумаге.
Создаем простейший орнамент
Самый первый орнамент может состоять из геометрических фигур: кружочков, горизонтальных и вертикальных черточек и т.д. Постепенно узоры усложняем, добавляя новые элементы.
ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ
Начинать обучение рисованию лучше водорастворимыми красками (акварель и гуашь), поскольку они легко смываются, отстирываются и не вызывают отравлений в случае, если кроха попробует их на вкус. Краска должна быть полужидкой, к примеру, для самых маленьких отлично подойдут специальные пальчиковые краски.
Красочные мазки
Берем кисточку, окунаем ее в краску и прикладываем к бумаге. Из мазков составляем узоры или предметы. Мазки можно делать одного или разных цветов, наносить мазки по системе (снизу вверх, слева направо) или хаотично.
Рисуем контур
Ребенок рисует геометрические фигуры или обводит предметы по контуру и закрашивает пустое пространство внутри фигуры. Эта техника позволяет отработать движение кисточкой и отлично развивает мелкую моторику.
Рисуем отдельные предметы
Начинать следует с простейших предметов, например, солнышка или цветочка. Сначала рисуем круг, закрашиваем его, а затем другим цветом рисуем лучики или лепестки. Постепенно задачу усложняем, делая изображения, состоящие из нескольких геометрических фигур. Например, чтобы нарисовать птицу, рисуем круг (голова), треугольник (клюв), овал (туловище) и прямые лини (лапки). Мазками пририсовываем птичке хвост и крылья.
Рисование как совместная деятельность имеет ряд положительных моментов для участвующих сторон. Рисуя вместе со своим малышом, родители научатся лучше понимать его, а ребенок расширит свои представления о форме и цвете. И, конечно же, массу положительных эмоций принесут плоды совместного творчества.
Итак, если мы рисуем с детьми 5 и 3 лет, то следует использовать различные игровые и сюрпризные моменты, иначе говоря, процесс рисования можно превратить в развивающую игру. В этом возрасте замыслы для рисунков часто носят сюжетно-игровой характер, то есть дети склонны «оживлять» изображения. Это стремление необходимо использовать для повышения заинтересованности к рисованию. Учите детей наблюдать, рассматривать предметы и природные явления, подмечать их особенности и отличия. Так развивается внимательность, наблюдательность, склонность к рассуждению и сопоставлению фактов.
Выбирая объект для рисования, проведите беседу с малышом, выясните, какие чувства и эмоции он вызывает у ребенка. Обязательно обсудите готовый рисунок, оцените результат, укажите, что у малыша получилось лучше всего, а на что следует обратить внимание. Такая беседа должна преследовать несколько целей:
— формировать у ребенка объективную оценку собственного творчества;
— мотивировать кроху к совершенствованию техники рисунка.
Что детки должны уметь рисовать в этом возрасте:
- изображать предметы, состоящие из четких геометрических форм;
- уметь соотносить отдельные части изображаемого предмета по величине;
- различать и использовать основные цвета и их оттенки;
- правильно ориентировать предметы на плоскости, располагать их на одной линии или по всему листу.
Этот способ изображения предметов и явлений на бумаге и холсте успешно практикуют многие современные художники. Некоторым из них просто нравится текстура, которая получается от прикосновений пальцев к холсту, а некоторые вкладывают в рисование руками некую философскую теорию. Но как бы то ни было, пальчиковое рисование приведет в восторг любого ребенка.
Итак, рисуем с детьми 5 и 3 лет пальчиками. Как это организовать?
- Расстилаем газету или клеенку на столе и на полу.
- Надеваем моющиеся фартуки.
- Готовим емкость с водой для споласкивания рук и тряпочку для вытирания краски.
- Лист для рисования немного смачиваем, так краска будет лучше впитываться в бумагу.
- Опускаем пальчики в краску и рисуем по бумаге. Мазки можно делать пальцами, ладошкой или всей кистью. Например, отпечаток согнутых ладошек можно превратить в рыбку, а отпечаток кулачка похож на ракушку для улитки.
- Высушиваем работу.
Используем безвредные краски
Химические краски могут вызвать аллергию у ребенка, поэтому для рисования руками лучше использовать краски собственного приготовления. Рецепты этих красок довольно просты и родители могут не переживать за здоровье малыша.
Рецепт самодельной краски:
— полстакана кукурузного крахмала;
— пищевые красители;
— половина чайной ложки соли;
— 2 стакана воды;
— 3 ст. л. сахара.
Смешиваем крахмал с солью и сахаром, заливаем смесь холодной водой и варим, тщательно размешивая, около 15 минут до загустения. Снимаем смесь с плиты и ждем, когда она остынет. Далее разливаем смесь в контейнеры (пластиковые стаканчики или стаканчики от йогурта), в каждый стаканчик прибавляем немного пищевого красителя и перемешиваем. Такая краска совершенно безвредна, даже если малыш решит ее попробовать на вкус.