Многие мальчики и девочки мечтают научиться рисовать. Для этого нужно овладеть техникой рисования карандашом, ведь это основа основ.
Не у каждого из нас есть много свободного времени на хождение в художественные учебные заведения, и даже два-три года изучения основ рисунка и живописи – это очень долго, поэтому мы подготовили основные правила рисунка, чтобы вы смогли изобразительному искусству самостоятельно.
В своей статье затронем следующие вопросы:
Искусство рисунка
Как только вы приняли решение освоить ИЗО, вы должны освоить базовые характеристики рисунка. Разумеется, вы не сразу поймете, что вкладывают в свой рисунок великие художники, но со временем внутри вас проснется данное понимание. Каждый из предметов в нашем пространстве имеет свои особенности, и гармонично вписывается в него, даже в простом натюрморте, вы должны понимать не сочетание отдельных предметов, а весь ансамбль и созвучие форм и линий. Вы должны видеть рисунок как непрерывный тандем света, форм, линий и теней. Сам рисунок – это некое условное пространства листа, где есть своя предметная плоскость и пропорциональное соотношение каждого предмета, его свет и тень, которые должны распределяться по всем формам каждого предмета.
Из основных элементов изобразительной грамоты стоит отметить квадрат, треугольник и круг в плоском формате (двухмерном), а также в объемном трехмерном формате. Каждый предмет имеет в своей основе рисования каждую из этих фигур. Куб – это основа объемного изображения, которая размещена на условном пространстве нашего листа. В кубе есть глубина, горизонталь и вертикаль, то есть в нем заложена основа рисунка. Для начала, вам нужно тренировать логическое мышление и освоить рисование трехмерного куба. Ниже мы приведем несколько упражнений для работы с кубом.
Учимся рисовать карандашом с нуля
Первое упражнение на понимание основных элементов рисунка. Вам нужно сесть за мольберт и прикрепить к нему половину листа ватмана, вы можете пользоваться дешевой бумагой, или даже старыми обоями. Лучшим вариантом, конечно, будут обои, потому что ватман стоит достаточно дорого. Начните с самого простого – нарисуйте карандашом квадрат, сразу же тренируйтесь рисовать ровные и четкие линии, которые будут полностью равны и параллельны каждой стороне квадрата. Разумеется, начальный квадрат будет самым обычным, не представляющим собой объем и формы, но сейчас мы займемся превращением квадрата в полноценный куб.
От каждого угла квадрата проведите линии граней вдаль, наклон должен составлять примерно 45 градусов. Дорисуйте каждую линию и соберите еще один квадрат на задней стороне, теперь вы видите перед собой куб, но пространство листа все еще не ощущается. Объемность листа получается за счет плановости, то есть, вам нужно распределить дальние и ближние грани так, чтобы одна сторона была ближе к вам, а другая дальше. Сделать это можно достаточно просто, переднюю сторону куба нужно сильнее обвести при помощи карандаша, таким простым приемом, можно добиться хорошей плановости и объемности рисунка. Далее нужно получить значительный объем на области листа, вы должны выделить передние углы, а те грани, которые отстраняются от вас, нужно обводить все слабее и слабее, чтобы видеть, как их четкость тускнеет.
Выделять нужно все, что находится ближе к вам – стороны, грани и углы. Четкость нужно ослабить в середине грани, потому что они уходят в пространство и удаляются от нас. Теперь, вы видите пространство на рисунке и его трехмерный объем.
А сейчас мы разбавим рисунок еще одним кубом, чтобы достичь максимального объема. Рисовать второй куб нужно прямо перед первым, но выделить его придется еще сильнее. Не рисуйте куб снизу, рисуйте поверх предыдущего, только так вы сможете попрактиковаться и получить хороший результат. Как только вы закончили, можете приступать к третьему кубу, который будет расположен прямо за первым, разумеется, обвести его нужно еще слабее, чтобы передать расположение куба в пространстве. Это упражнение развивает чувствительность к дистанции и расположению фигур на вашем рисунке, поэтому закрепите его и нарисуйте еще очень много кубиков расположенных на одном рисунке.
Далее можно приступить к изображению на бумаге треугольников и ромбов, а также можно стирать границы кубов и менять фокус, максимально передавать то, что один куб находится ближе первого. Вы решили нарисовать голову человека, однако не знаете с чего начать? Во-первых, нужно усвоить, что есть много конструктивных точек, которые будут образовывать определенную форму головы человека. Нужно знать все плоскости, которые будут использоваться в объеме, а сделать это без чувствительности к объемам и расположению фигуры на рисунке нереально. Во-вторых, нужно заранее отметить основные черты лица: глазничные впадины и глазницы, скуловые точки, точка подбородка, лобные бугры, высокая точка на черепе, угол нижней челюсти. Если говорить честно, то изобразить на рисунке голову без серьезной практики очень сложно, поэтому лучшее, что вы можете сделать – отметить все точки на голове человека и примерные углы, под которыми они расположены, а далее – попытаться построить рисунок исходя из объемов и углов каждого элемента лица.
Если вы хотите рисовать ручкой, то здесь придется ослабить напор, нанося штрихи мягче и легче, потому что структура рисунка может быть нарушена из-за проблем с маркировкой определенных линий. Лучше все же воспользоваться мягким карандашом или углем.
Учимся рисовать красками
Сейчас мы поговорим о рисунке красками. Рисовать натюрморт, нужно начиная от простого к сложному, вы должны составить определенную программу обучения и установить задачи для выполнения, чтобы вам не было скучно, и вы видели постепенный прогресс от занятий живописью. Начинать следует именно с натюрморта, ниже мы приведем список простых упражнений, которые помогут вам освоить рисунок за недолгое время.
Натюрморт – техника гризайль. Данная техника развивает чувствительность светотени, что очень полезно, потому что рисуется натюрморт тонально. Вам не придется отвлекаться на цвет, поэтому тренируйтесь черно-белыми красками и максимально передавайте падение света и тени. Натюрморт – холодные и теплые тона. Здесь придется постараться посерьезнее, потому что рисовать цветными красками намного сложнее. Красный цвет может показаться холодным, а синий и зеленый – теплым, влияет на рисунок освещение и отражение теней, а также обстановка и общая атмосфера на рисунке. Монохромный натюрморт дает возможность пользоваться всеми красками. Сделайте постановку так, чтобы в вашем натюрморте были предметы вместе с драпировкой различных оттенков, хотя бы красного цвета. Когда вы нарисуете множество натюрмортов с одним цветовым оттенком, вы разовьете способность к чувствительности цветовой гаммы и никогда не ошибетесь с подборкой цветов.
Основы рисования граффити
Навыки рисования карандашом и красками сильно помогают при рисовании на стенах, но нужно учитывать множество моментов, прежде чем задаться вопросом мастерства граффити. Во-первых, нужно иметь при себе фломастеры, ластик, маркеры и карандаш. Придумайте свою собственную подпись, в граффити это называется тегом. Она должна быть достаточно оригинальной и привлекательной, а также простой, чтобы не пришлось затрачивать множество усилий для рисования (на начальном этапе). Совет: используйте различные навороты типа стрелок, знаков вопросов, восклицательных знаков, звездочек и крестиков, это сделает ваше граффити оригинальным и нестандартным.
Сначала отработайте технику на бумаге, чтобы потом перейти на стены. Для рисования на стенах используют специальные маркеры, но найти их можно не в каждом магазине, поэтому поищите баллончики в строительных магазинах, желательно с хорошим распылителем (узкой и широкой насадкой).
В размещённом ниже ролике продемонстрировано поэтапное рисование карандашом, с описанием действий автора.
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо - если нужно закрасить посветлее.
Правила рисования краской
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кистьнадо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в, одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.
Эти правила должны усвоить дети. Важно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и работать ими нужно по-разному.
Ребенок должен назвать правило, когда его об этом спрашивают, объяснить, почему именно так надо действовать, и руководствоваться этим в своей деятельности.
Требовать запоминания правил детьми 4-го года жизни нецелесообразно: достаточно сопровождения показа способов действия объяснением, иногда с привлечением к этому детей.
Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали те, которые усвоили раньше. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования.
Усвоение правил даёт возможность сознательно овладевать техникой рисования и сознательно её применять.
Комарова Т.С. предложила классификацию компонентов техники рисования, которая делится на три группы (Навыки и умения владения инструментом; Навыки, связанные с выработкой качества движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке; Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций), включающие в себя навыки и умения.
Навыки будут отрабатываться путем правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения, упражнения.
Умения же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как, в каких условиях эти навыки можно применять.
В 1 мл.гр. – рисовальные движения отрабатываются путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (примакиванием кисти), точки, движения по прямой в случайном направлении. Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, - держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу. Необходимо поддерживать постоянный положительный эмоциональный настрой на занятии: хвалить малыша за попытку правильно взять карандаш, в случае необходимости спокойно и мягко поправить. Чтобы краска хорошо набиралась на кисть, перед рисованием педагог должен смочить ворс кистей в воде, иначе краска покроет лишь сухой ворс и при рисовании быстро закончится.
Во 2 мл.гр. – закрепляется навык правильного удержания кисти, карандаша - общего показа недостаточно, эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому из этих детей. Формирование навыка требует длительных упражнений, поэтому и на последующих занятиях нужно обращать внимание на то, как дети держат карандаш. Объяснив, что и как нужно рисовать, предложить детям взять карандаш правильно, показать, как надо его держать.
Учатобмакивать кисть в краску всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю одним касанием; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промакнуть о тряпочку. Если кисть промыта, на тряпочке не остается следа от краски (если ребёнок забыл, напомнить ему). Отрабатывается правильное положение кисти при проведении линий : кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги. При рисовании линий и прямоугольных форм отрабатывается навык произвольного прекращения движения в нужной точке . Отработка связана с повтором (одно и то же изображение несколько раз). Отрабатывается плавность, непрерывность движений, а также сохранение направления движения по окружности и прямой (действие сопровождается словесным комментарием).
Отрабатывается умение закрашивать рисунок – сложное умение, есть разница в работе кистью и карандашом.
В сред.гр. навыки усложняются– осознанное умение менять положение инструмента (карандаша, кисти) при различных приемах рисования - широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс, рисование точек (декоративное рисование) и мелких деталей изображения, а также рисование более тонких линий может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть следуетдержать вертикально, касаясь бумаги лишь кончиком ворса.
Необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий (при рисовании вертикальных линий карандашом – рука сбоку, горизонтальных – внизу; при рисовании краской – по ворсу) – показ и объяснение, рисование в воздухе.
Продолжается отработка умения закрашивать изображение. Отрабатывается навык изменения направления движения (от одной дуги к другой – овал).
В старш.гр. - дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Овладевают регуляцией силы нажима на карандаш при создании контура рисунка простым карандашом, и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изображаемого предмета. Перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура, чем в предшествующих группах. Для этого необходимы: различные повороты движения, изменение направления движения, большая точность перехода от движения в одном направлении к движению в другом направлении. Изображение пространственных свойств предметов требует умения соразмерять движения с длиной линий, величиной частей (прямоугольник, квадрат и т.д.). Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш . Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цветными карандашами; при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т.п. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М (рисуют легко, проводя линии один раз, не закрашивать изображение, прорисовывать только главное). Овладевают акварелью (сначала по сырому).
В подгот.гр. – добавляетсяосвоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное, например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм (например, различные вазы, керамические фигурки животных). Продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. Более актуальной становится задача подчинения движения передаче любой формы, наблюдаемой в натуре. Продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков прямой и форм по пропорциям (при обследовании предметов перед их изображением применять внешние развернутые практические действия (смерить разведенными пальцами, полоской бумаги ит.д.), на основе которых и будет формироваться глазомер). Детей учат и новому способу работы : созданию черно-белых (тоновых) рисунков. Для такого изображения лучше подходят нецветущие комнатные растения (аспарагус, традесканция, сансивьера и др.). Дети передают светлые и темные части растения, по-разному нажимая на карандаш. Обогащаются приемы рисования акварелью (способом размывки, по сырому фону используется в сюжетном и декоративном рисовании), тонируют листы для будущих рисунков.
Методы, позволяющие овладеть техникой рисунка:
Обследование (обследующий жест)
Сравнение движений руки при рисовании предметов близких по форме – круг и эллипс
Словесные указания
Словесная инструкция двигательного навыка
Метод подражания (пассивных движений)
Специально организованный упражнения
Индивидуальный подход в обучении.