Почему необходимо учение о праздниках в Библии?
Оно необходимо для церкви с языческим прошлым, а мы – церковь с языческим прошлым.
Наше прошлое продолжает контролировать нас. Посмотрите на наше отношение к праздникам:
Главный праздник всех жителей СНГ – Новый Год. Раньше его никогда нигде не существовало, это придумка советских руководителей. Посмотрите сами: что мы празднуем ярче: Новый Год или Пасху?
Если по каким-то причинам мы не сможем отметить Пасху всей церковью, и не прозвучит никакого призыва отметить ее самостоятельно дома – кто будет отмечать ее в любом случае, как личный праздник? ..А Новый Год мы отмечаем без всяких напоминаний.
Наше языческое прошлое продолжает оказывать влияние на нас.
День рождения и день крещения – в каком случае мы получаем в церкви больше поздравлений, как правило? Хотя в Книге Екклесиаста сказано, что день смерти лучше дня рождения. Мы все понимаем, о какой смерти идет речь! В наш день рождения началась наша временная физическая жизнь, в день нашей смерти вместе со Христом в момент крещения началась наша духовная жизнь, чье продолжение – вечная жизнь на Небесах. Что лучше – день рождения или день крещения?
Единственный библейский праздник, который мы отмечаем – Пасху. А как же другие праздники в Библии? Хорошо еще если мы что-то знаем о них… Но современные праздники мы знаем намного лучше. Вот почему нужно учение о праздниках.
ЗАЧЕМ БОГ ВООБЩЕ ДАЛ СВОЕМУ НАРОДУ ПРАЗДНИКИ?
Исход 5:1 —
Наш Господь Бог – праздничный по сути, сама идея, само понятие «праздник» идет от Него.
Поэтому Небеса – вечный праздник,
поэтому любое наше организованное богослужение здесь, на земле – должно быть праздничным, т.е. чем-то очень серьезным и глубоким, и в то же время невероятно радостным по смыслу.
Любое мероприятие, совершаемое нами с целью поклонения Богу – это праздник для Бога и, следовательно, для нас.
ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ БЫЛИ ПРИЗВАНЫ НАПОМИНАТЬ НАРОДУ БОГА О 3-Х ВЕЩАХ:
1. О тех великих делах, которые Он сделал для их отцов в прошлом,
2. О Его постоянном присутствии рядом с ними в настоящем
3. О Его удивительных обещаниях, которые должны исполнится в будущем.
ПРАЗДНИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ:
В установлении и организации еврейских праздников основанием служило число «семь»:
Бытие 2:2-3 —
Мысль очень простая – каждый из праздников Бога и вообще вся картина праздников в целом несла идею полноты и изобилия, сопровождающих Божье присутствие. Число семь всегда ассоциировалось для каждого иудея с понятием шалома – мира, избытка и совершенства.
от Иоанна 10:10 —
Каждый седьмой день у евреев считался праздничным днем.
Каждый седьмой год назывался субботним и считался священным. В этот год следовало простить все долги братьям своим, оставить все полевые работы и все самородное считать общим достоянием.
Еще более торжественным был юбилейный год — следующий за седьмым субботним годом (7х7=особенный праздник!). В этот год объявлялась свобода всем рабам, каждому израильтянину возвращались обратно его дом и его поле, если до этого он вынужден был продать их за долги.
Основными ежегодными праздниками были: Пасха, Пятидесятница, Праздник кущей.
На эти три праздника все взрослые мужчины должны были явиться к скинии (храму) и не с пустыми руками, «но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа».
Праздник опресноков, т.е. семь дней после Пасхи, и праздник кущей праздновались по семи дней.
Седьмой месяц также отмечался особенно торжественно, и на него приходилось три больших праздника (праздник труб, день очищения, праздник кущей).
Господь Бог любит праздновать. Это видно хотя бы по тому, что общее количество «красных» (нерабочих) дней в ветхозаветном календаре намного превышает их количестве в любом современном календаре.
I) ПАСХА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Праздником Пасхи в Библии называется ежегодный праздник, цель которого – напоминать иудеям об их выходе на свободу из четырехсотлетнего плена у египтян. Пасху евреи отпраздновали в первый раз в ночь освобождения из плена. Устав Пасхи был дан Самим Господом Богом через пророка Моисея.
Исход 12:1-17 —
Основной частью праздника Пасха было жертвоприношение агнца, который затем жарился на огне и съедался в каждом еврейском семействе. Отсюда выражение «приготовить пасху », «есть пасху ».
Пасхой
в Библии назван также и сам пасхальный агнец, и даже все праздничное служение названо пасхальной жертвой Господу — Исход 12:25-27 —
Пасху
должен был совершать и всякий пришелец, живший среди евреев. Посмотрим, что было сказано в законе Моисея — книга Чисел 9:14 —
Уже самую первую Пасху отпраздновали не только одни евреи!
Исход 12:31-32 —
Исход 12:37-38 —
Миссия (обращение язычников) началась уже в тот момент, когда Господь Бог дал устав Пасхи – те египтяне, которые ушли вместе с иудеями из Египта, были первыми обращенными из язычников, это не были случайные люди – Бог не потерпел бы их среди своих избранных. Они вместе с иудеями «крестились в облаке и в море».
Эти первые «плоды благовестия» приняли участие в первой опресночной неделе и веселились вместе с народом Господа Бога Единого. Уже здесь можно увидеть, что праздники, данные Богом, должны были служить инструментом воздействия на окружающий мир, возможностью показать всем, кто захочет, характер и отношение Господа Бога через все, что люди увидят и услышат на этих праздничных служениях.
Первый раз евреи совершили Пасху в Египте, второй раз — в пустыне и в третий раз — перейдя Иордан, в Галгале, на Ханаанской земле. Во время книги Судей она, видимо, праздновалась довольно регулярно, но ПОЗДНЕЕ О ПАСХЕ УПОМИНАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ 2-Х ЦАРЯХ: при Езекии и при Иосии.
В книге 2 Паралипоменон 30:1, 10-11 о Езекии говорится:
А в книге 4 Царств 23:21-23 про Иосию сказано:
Судя по реакции людей на призыв Езекии отпраздновать Пасху (и ходили гонцы.. но над ними смеялись и издевались), праздником этим евреи уже долго пренебрегали. То есть 500 лет праздник Пасхи в Израиле был в забвении. Праздники Пятидесятницы и Кущей также были позабыты.
Отсюда можно сделать важный вывод – отношение к праздникам Господа Бога хорошо отражает отношение людей к самому Господу Богу. В конце Книги Судей люди попросили себе царя, чтобы не отличаться от остальных народов, быть «не хуже», чем они. Соответственно, были переняты обычаи и праздники неверных Господу соседей.
Иеремия 7:17-19 —
В дни Давида и Соломона Пасху не отмечали, зато приносить жертвы идолам на высотах было нормальным явлением. Это продолжалось и при последующих царях.
Я прочту выборочно отрывки из разных книг Царств:
3 Цар 3:2-3 —
3 Цар 22:42-43 —
4 Цар 12:2-3 —
4 Цар 15:1-4 —
Эти высоты проходят через все книги Царств, показывая, во что люди вкладывали свое время и надежды, где было их сердце, их сокровище. Люди на сотни лет забыли праздники, данные им Господом (и свое освобождение), но с удовольствием соблюдали языческие праздники, переняв их у окружающих неверных народов.
Все это закончилось суровым наказанием – вражеской оккупацией и пленом. Богу пришлось на 70 лет забрать у своего народа все – имущество, безопасность, свободу – чтобы они наконец что-то поняли об истинных ценностях и вспомнили настоящего Господа.
О том, что Господь Бог это сделает, Он предупредил свой народ еще тогда, когда дал им закон, и потом многократно напоминал через пророков.
В течение почти 500 лет евреи не отмечали праздничных субботних лет, заповеданных Господом Богом, в которые нельзя было ничего сеять, и земля должна была отдыхать.
5 столетий: 7 = 70 лет, которые они «задолжали» Богу, и именно на эти 70 лет они были отведены в плен в Вавилон, чтобы земля, по выражению Бога, «отдохнула».
Пророку Даниилу Господом Богом было открыто, что по истечении 70 лет, отведенных для наказания, народ будет отпущен обратно на родину, что и исполнилось при Кире.
Наказание подействовало — после вавилонского плена евреи взялись за ум, и в книге Ездры мы видим, что празднование Пасхи возобновляется:
Книга Ездры 6:19-22 —
Снова, как и в прежние времена, мы видим, что люди возобновили отношения с Небесным Отцом, и это видно в том, с каким рвением и желанием они отмечают Его праздники. И снова с ними вместе (далее в этой же главе) —
, чтобы прибегать к Господу Богу Израилеву», т.е. снова работает как инструмент обращения людей, тех, которые хотят узнать о живом Боге.
II) ПАСХА В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Сегодня во всем мире праздник Пасхи отмечают как исторически-культурную традицию, почти всегда без личного отношения к Господу Богу, и не имея для этого глубоких убеждений из Библии.
Пасху сегодня связывают с воскресением Господа Иисуса Христа, хотя прежде чем произошло воскресение, Христос был казнен на кресте в исполнение ветхозаветных пророчеств за грехи мира. Этот момент – Его смерть, ответственность каждого из нас за это, как и взаимосвязь этих событий со смыслом ветхозаветной Пасхи, – упускается из виду.
— Нужно ли нам сегодня отмечать праздник Пасхи?
— Является ли это обязательным и необходимым для спасения души?
— Можно ли сказать, что смысл праздника Пасхи, как и смысл многих ветхозаветных постановлений, уже не имеет существенного значения для нас сегодня?
Мы знаем из Библии, что иудеи, становясь учениками Иисуса Христа, продолжали соблюдать постановления Божьих Законов, в том числе и все ветхозаветные праздники, но обращенные из язычников не соблюдали этого всего, и попытки заставить их соблюдать весь Закон были справедливо раскритикованы с библейских позиций.
— Может быть, отмечать или не отмечать Пасху – это лишь наша добрая воля, плод нашего желания?
1-е послание Коринфянам 5:7 —
Если бы церковь в Коринфе состояла исключительно из крестившихся иудеев, продолжавших соблюдать постановления закона, все было бы понятно, но там были и обращенные язычники, причем можно сделать предположение, что число крестившихся язычников по отношению к крестившимся иудеям составляло в азийских и греческих церквях 10:1. На этот вывод наводит отрывок из пророчества Захарии 8:23 —
Обращаясь к основной массе учеников, состоявшей из язычников, Павел употребляет такие выражения, как «бесквасны», «очистить старую закваску», «опресноки чистоты и истины», и, наконец, называет Господа Христа «нашей Пасхой »!
Можно сделать важный вывод: празднование Пасхи в 1-м столетии не было одним из иудейских обычаев, которые не обязательно было исполнять для крестившихся язычников.
Еще в пророчестве Исайи участь грядущего Мессии сравнивалась с участью пасхального агнца:
Исаия 53:1-2,7 —
Эта же мысль звучит в последней книге Библии – в Откровении Иоанна Богослова — Откровения 5:5-9 —
Книга Деяний 8:32-35 —
от Иоанна 1:29 —
1-е послание Петра 1:17-19 —
Вспомним еще раз последнюю Пасху Иисуса Христа со Своими учениками перед Его арестом и смертью:
от Луки 22:14-20 —
В первый день Пасхи люди ели плоть агнца, а его кровь на косяках дверей спасала их от Божьего гнева и наказания. Слова Иисуса, произнесенные во время пасхальной трапезы, фактически означали:
«АГНЕЦ – ЭТО Я, ВЫ ЕДИТЕ МОЮ ПЛОТЬ, ВЫ СПАСАЕТЕСЬ МОЕЙ КРОВЬЮ».
Теперь, отмечая Пасху , мы можем приводить на память не только отрывки из Ветхого Завета, говорящие об ИЗБАВЛЕНИИ от смерти и плена с помощью жертвенной плоти и крови, но и пророчество Откровения, говорящее о нашей ПОБЕДЕ над грехом и смертью благодаря плоти и крови Агнца:
Книга Откровений 12:9-11 —
Сегодня для нас Пасха – это не только взгляд назад, но, что еще важнее, взгляд вперед с верой – на то, что нас всех ожидает в конце пути, если мы пройдем его с верой до конца.
Пусть наше пасхальное поклонение , как и каждое наше причащение, будет ярким проявлением этой веры – и в глазах Бога, и в глазах всех, кто захочет разделить его с нами.
Спрашивает АннаОтвечает Василий Юнак, 25.03.2010
Анна пишет: Здравствуйте! Буду рада ответу на вопрос. почему ПРАЗДНУЮТ пасху до сих пор? Ведь это ветхий завет, не всегда актуальный для многих церквей, как они сами утверждают.А если и празднуют. то почему на свой лад, а не так как было сказано в библии. И при чем тут ИИсус к Пасхе, тем более, что он на Пасху умер, а говорят воскрес воскрес -то он не в Пасху. И вообще все приготовления к этому якобы празднику совершенно не соответствуют Библии. Спасибо за ответ.
Приветствую Вас, Сестра Анна!
В одном из своих недавних ответов о Пасхе я отмечал, что мы пасху не празднуем. Да, мы можем использовать праздник Пасхи как повод для того, чтобы поговорить с людьми о Боге, о спасении, о вере. Мы даже планируем особые богослужения на это время для того, чтобы пригласить людей, у которых набожность пробуждается только в связи с традиционным праздником. Но для нас Пасха - это чужой праздник. Почему?
Мы Пасху не празднуем не потому, что это "ветхий завет", как Вы сказали. На самом деле Ветхий Завет - это только название той части Библии, которая по своему содержанию совпадает с иудейскими Писаниями. Больше никакого значения "Ветхий Завет" не имеет. Точно так же "Новый Завет" - это всего лишь название той части Библии, в которой собраны христианские Писания. Но при этом следует помнить, что все апостолы и первые христиане пользовались именно иудейскими Писаниями, то есть тем, что мы сегодня называем "Ветхим Заветом". И когда Иисус Христос говорил "исследуйте Писания", и когда апостол Павел говорил "всё Писание богодухновенно", и когда апостол Петр говорил о Писании, что "его изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым", все это говорилось именно об иудейских Писаниях, то есть о Ветхом Завете. Подлинное различие между Ветхим и Новым заветами заключается не в из СОДЕРЖАНИИ, а в их запечатлении в сердце человека. Об этом очень хорошо написано в и . Содержание обоих Заветов абсолютно одинаково, потому что Бог не изменяется. Это человек изменяется, и потому до пришествия Сапасителя человека нужно было постоянно наставлять, учить и спасать образами, а после пришествия Спасителя человек в своем сердце имеет присутствие Бога, Который научает, наставляет и спасает. Новое сердце, описанное в Библии в и 36:26,27 - это и есть сущность Нового Завета.
Совершенно другое дело, когда мы говорим об ИСПОЛНЕНИИ законов, данных Богом. Иисус Христос, говоря о непреложности закона, сказал: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (). А что такое "исполнение" закона? Если закон говорил за грех приносить в жертву ягненка или иное животное, то этот же закон пояснял, что Иисус Христос - это Агнец, закланный от создания мира. Ягненок не мог спасти грешника, не мог покрыть его грехи. Грешника спасала вера в грядущего Сына Божьего. И когда Сын Божий пришел и умер как истинный Агнец за грехи всего человечества, то продолжать приносить ягненка в жертву будет означать непринятие жертвы Иисуса Христа. Это будет означать несогласие с тем, что Христос умер за нас. Это будет означать несогласие с тем, что именно Иисус из Назарета был тем обещанным Мессией, тем Агнцем, берущим на Себя грех всего мира. Но именно исполнение Иисусом Христом этой части закона и является для нас причиной оставления заповеди о жертвоприновшениях. Но Новым Заветом является не само прекращение выполнять действия той исполненной заповеди. Новым Заветом является постоянное памятование, что мы сегодня имеем истинного Агнца, истинного Первосвященника в небе, который Собою исполнил те постановления, которые были всего лишь образами. Таким образом Новый Завет никак не отвергает содержание написанного в иудейских Писаниях, только называемых "Ветхим заветом", но напротив, утверждает его и основывается на нем, развивается на его основании. Новый Завет - это те же законы, содержащиеся в Писаниях "Ветхого завета", но уже зафиксированные в сердце и сознании человека через принятие Христа: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более" ( ; ). Заметьте, это те самые законы, которые существовали во время пророка Иеремии!
Но вернемся к Пасхе. Праздник Пасхи, его установление и правила его соблюдения описаны в главе. Этот праздник обозначал два события: выход еврейского народа из Египта и спасение первенцев от смерти. В символике этого праздника присутствует ягненок и его кровь, которая спасает от Губителя. Другие символы пока опустим, хотя они также имеют довольно важное значение. Если говорить о Пасхе как о памятнике исхода из Египта, то этот праздник имеет значение для всякого еврея. И будь я евреем по национальности, я бы продолжать праздновать Пасху как свой национальный праздник. Потому что в этом смысле пока существуют евреи, постановление о праздновании Пасхи в память о выходе из Египта не может "исполниться", то есть прийти к своему полному завершению. Но я не еврей, а потому для меня Пасха как памятник прошлого исторического события - это чужой праздник. Точно так же я мог бы праздновать день открытия Америки или день освобождения Анголы (один мой друг участвовал в освобождении Анголы, потому для него это важный праздник, но не для меня). Но у Пасхи помимо национальной стороны есть духовная сторона. И вот об этой духовной стороне у нас есть два постановления в Библии:
"Итак никто да не осуждает вас за... какой-нибудь праздник, ...: это есть тень будущего, а тело - во Христе" ().
"Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" ().
Праздник Пасхи был тенью будущего искупления во Христе. Он являлся одним из семи больших иудейских праздников и именовался "субботой вашей" () в отличие от субботы Господней (), которая не могла быть тенью будущего, но являлась памятником прошлого творения. О нем говорится как и об остальных праздниках: "никто да не осуждает", то есть это дело каждого человека - праздновать или не праздновать. Если я пожелаю отпраздновать тот же день освобождения Анголы, то кто меня будет осуждать за это? Если я пожелаю отпраздновать день выхода евреев из Египта, то это мое личное дело. Я могу даже праздновать его как символ искупления во Христе - это тоже не предосудительно, хотя Библия устанавливает другой праздник на сей счет. И вот этот другой праздник - "Пасха наша Христос заклан за нас" - мы празднуем в той форме, какую установил Христос в виде Вечери Господней, когда Он установил обряд омовения ног () и когда установил причастие пресного хлеба и виноградного сока как символов Его тела и крови ( ; ). И этот праздник Христовой Пасхи сказано нам праздновать не один раз в году в какое-то установленное время, которое каждая группа верующих пытается сделать лишь бы не совпадающим с другими, а "всякий раз".
Итак, сегодня подлинный праздник Пасхи для христианина - это причастие вечери Господней с омовением ног, совершаемое в любое время. Всё остальное - это человеческие нагромождения. Тем более, что целого ряда вещей, которые сегодня относят к празднованию Пасхи, в Библии и близко нет.
Верно также и то, что на Пасху Христос умер, и что смерть Христа - это именно то событие, которое в иудейской Пасхе имело центральное место. Но говорить, что Христос воскрес не на Пасху - не совсем верно. Потому что хотя Христос воскрес в день приношения снопа потрясения, тем не менее этот праздник также является частью празднования Пасхи, которая праздновалась на протяжении восьми дней. Смерть Христа - именно это событие принесло спасение всему человечеству, и потому именно это событие нам следует праздновать, как бы кощунственно это ни казалось. Но и воскресение имеет очень важное значение: "а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли" ( ,18). Но это уже совершенно другая тема, потому что это относится не к празднику Пасхи, начинавшему цикл годовых праздников, а к Судному дню - празднику, завершавшему цикл иудейских годовых праздников. Потому что написано: "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (). Но об этом мы поговорим в другой раз.
Благословений!
Василий Юнак
Читайте еще по теме "Пасха, праздники":
31 май |
В ней идет речь о сравнении образов Ветхого Завета с Иисусом.
В этой статье мы разберем более детально само понятие «Пасха»: история, особенности, противоречия.
I. НАЗВАНИЕ
Евpейское слово пэсах
означает в Библии, с одной стороны, праздник Пасхи, а с другой — праздничную жертву, пасхального агнца.
Это слово является производным от глагола, первоначально означавшего «хромать», а затем получившего смысл «перескочить через что-то», «оставить нетронутым».
Когда Господь в Египте поражал первенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исх 12:13).
13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
(Исх.12:13)
Об этом событии и должна напоминать евреям Пасха.
II. ПАСХА ИСХОДА
Фараон не пожелал отпустить
1) фараон не пожелал отпустить порабощенных израильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней.
И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смерти всех египетских первенцев (Исх 11:4-6).
4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта,
5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота;
6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;(Исх.11:4-6)
Эта кара должна была вынудить фараона отпустить израильтян из страны (ст. 8);
Евреи должны были тщательно подготовиться
2) к этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновременно и испытание веры (Евр 11:28).
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
(Евр.11:28)
Начиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израил. года (Исх 12:2), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи — агнце (ст. 3,5).
2 месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.
(Исх.12:2)
Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным (ст. 4).
Агнца следовало забить 14 авива «под вечер» (букв. «в сумерках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (ст. 6; Лев 23:5; Чис 9:3,5,11; ср. Втор 16:6).
Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца дверные косяки и порог каждого еврейского дома, после чего никто не имел права выходить за дверь (Исх 12:7,22).
Ягненка следовало запечь целиком — с головой, ногами и внутренностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сырым или в вареном виде (ст. 8,9; ср. с Втор 16:7 и 2 Пар 35:13).
Готовить пасхального агнца следовало в доме.
В состав пасхальной трапезы входили, кроме того, пресный хлеб и горькие травы (Исх 12:8).
Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10), и все участники трапезы должны были быть готовы немедленно отправиться в путь (ст. 11);
Запеченный целиком ягненок был символом
3) этот запеченный целиком ягненок был символом единства и целостности.
Пасху следовало есть в одном доме (ст. 46) перед Господом, Который «Един есть» (Втор 6:4).
В один день Он осуществил освобождение Израиля (Исх 12:41), и за это Его народ должен безраздельно служить только Ему (Втор 6:5).
Опресноки (пресные хлебы) — это быстро испеченные «хлебы бедствия» (Втор 16:3); позднее они снова и снова напоминали о спешке во время исхода (Исх 12:34,39); горькие же травы символизировали горечь жизни в египетском рабстве;
Поразил всех первенцев в земле Египетской
4) когда израильтяне совершали пасхальную трапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива «поразил всех первенцев в земле Египетской» — от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота» (Исх 12:29,30).
Однако народ Израиля был пощажен ради пасх. агнцев, к-рые умерли вместо первенцев.
Тем самым путь для исхода был открыт;
Древняя форма праздника
5) часто высказывается мнение, что еще до израильской Пасхи существовала древняя форма этого праздника — ежегодно отмечавшийся кочевниками праздник весны; такое предположение можно сделать на основании целого ряда культурно-исторических данных.
Однако источников более ранних, чем Библия (или даже современней ей), не существует.
III. ПРЕДПИСАНИЯ ЗАКОНА О ПОВТОРЕНИИ ПАСХИ
Напоминания об основополагающем спасительном деянии
1) в качестве постоянного напоминания об основополагающем спасительном деянии Божьем, об освобождении израильского народа из египетского рабства, Закон предписывает израильтянам ежегодно (Исх 13:10), со времени завоевания земли обетованной (Исх 12:25; 13:5 и след.), совершать Пасху, связывая ее с праздником Опресноков (Исх 12:14 и след.; Чис 28:16,17; Втор 16:1-8; ср. также Иез 45:21-24).
Пасхального агнца разрешалось забивать и съедать только в особом священном месте (Втор 16:5-7), для чего все израильские мужчины должны были являться «пред лицо Бога» (ст. 16).
Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл праздника (Исх 13:8).
Никакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел права участвовать в этой общей трапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исх 12:43,45).
Только совершив обрезание, купленный раб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в празднике (ст. 44,48).
Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали праздновать Пасху в срок, мог сделать это через месяц (Чис 9:10-12), во время так называемой малой Пасхи.
Тот, кто пренебрегал праздником из непослушания, подлежал смертной казни (ст. 13), ибо он сам исключал себя из иудейского общества;
Праздник Опресноков
2) непосредственно к Пасхи примыкал продолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исх 12:18), который, с одной стороны, также напоминал об исходе (ст. 17; Втор 16:3; ср. 26:1-11), а с другой, был праздником начала жатвы (Лев 23:10-14).
Первый и последний день праздника были днями священных собраний, когда разрешалась только такая работа, которая была связана с приготовлением пищи (Исх 12:16; Лев 23:7,8; Чис 28:18,25).
Ежедневно приносились праздничные жертвы (Лев 23:8; Чис 28:19-24), к которым добавлялись добровольные жертвы израильтян (Исх 23:15).
В течение всего праздника запрещалось есть и вообще держать в доме квасной хлеб (Исх 12:18-20; Лев 23:6).
На следующий день после субботы (т.е. после первой праздничной субботы), на второй день праздника (так это понимают Септуагинта и Иосиф Флавий), священник приносил первый сноп в качестве жертвы потрясания и ягненка в качестве жертвы всесожжения.
До того момента плоды нового урожая есть не разрешалось (Лев 23:9-14).
Вероятно, это первое жертвоприношение одновременно символизировало всеобщее начало жатвы (Втор 16:9).
Как и на Пасхе, во время праздника Опресноков нарушение Божьих предписаний каралось смертью (Исх 12:19);
Некрые отличия от других предписаний
3) описание Пасхи и праздника Опресноков в 16-й главе книги Второзаконие обнаруживает некрые отличия от других предписаний, касающихся этих праздников.
Здесь, похоже, допускается приносить в качестве пасхальной жертвы также и крупный рогатый скот (ст. 2; однако, возможно, речь идет о других праздничных жертвах) и упоминается только один день собрания в конце праздника (ст. 8; см. также Исх 13:6).
Отправляться в путь разрешалось на следующее утро после пасхальной трапезы (Втор 16:7), как это и происходило во время Пасхи исхода (Исх 12:11,39).
IV. ПРАЗДНИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ
О праздниках Пасхи подробно рассказывается лишь несколько раз: после празднования Пасхи на Синае (Чис 9:1-5) ее отмечали во время вступления в Ханаан: тогда израильтяне праздновали Пасху в Галгале и на следующий день ели опресноки и поджаренные зерна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Нав 5:10-12).
Праздник Опресноков при этом не упомянут.
После строитва храма Соломона Пасху стали отмечать регулярно (2 Пар 8:13).
Важное значение имеют два праздника Пасхи, совершенные при царях Езекии (2 Пар 30) и Иосии (4 Цар 23:21-23; 2 Пар 35:1-19), когда впервые после разделения царства израильтяне снова собрались вместе, из всех колен (2 Пар 30:1,11 и след.; 35:18).
Однако если Пасха Езекии совершалась во втором месяце (2 Пар 30:2 и след.), согласно предписаниям, изложенным в Чис 9:10 и следующие, то Иосия праздновал ее в первом месяце, как и положено по Закону (2 Пар 35:1).
В обоих случаях за Пасхой следовал праздник Опресноков (2 Пар 30:21; 35:17).
V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО ИУДАИЗМА
Позднеиудейская традиция четко определяет, какие правила празднования Пасхи, обусловленные специфической ситуацией исхода, потеряли свою актуальность: выбор агнца в день 10 авива, помазание дверей кровью, запрет покидать дом, готовность участников трапезы отправиться в путь.
Жертвенные ягнята (число которых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, примерно с 15 час. дня, в Иерусалимском храме.
Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поручал это сделать; священники собирали кровь в чаши, чаши вручались одному из священников, который выливал содержимое у подножия жертвенного алтаря.
Во время убоя ягнят левиты пели псалмы 112-117 (так называемые халлель
).
Съедать ягнят следовало в пределах Иерусалима.
При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.
VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС
Иисус умер 14 нисана
1) согласно Евангелию от Иоанна, Иисус умер 14 нисана, в канун Пасхи (Ин 19:14), как истинный жертв.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!
(Иоан.19:14)
Агнец, у которого ни одна кость не была сломана (ст. 36); 13 же нисана Иисус в последний раз ужинал со Своими учениками (Ин 13:1).
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
(Иоан.13:1)
Его погребение произошло вечером 14 нисана до наступления субботы, которая названа «великой» (Ин 19:31), очевидно, потому, что в тот год праздник совпал с календарной субботой.
31 Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
(Иоан.19:31)
В таком случае утро воскресения соответствует первому дню недели (Ин 20:1), когда приносились первые плоды нового урожая (см. выше, III, 2).
1 В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
(Иоан.20:1)
Апостол Павел свидетвует, что Христос был заклан за нас как пасхальный агнец (1 Кор 5:7) и воскрес как первенец из умерших (1 Кор 15:20,23).
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
(1Кор.5:7)
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.(1Кор.15:20-23)
Датировку евангелиста Иоанна подтверждает вавилонский Талмуд, который также называет канун Пасхи днем смерти Иисуса;
Синоптические Евангелия
2) синоптические Евангелия называют день воскресения первым днем недели (Мф 28:1; Мк 16:1,2; Лк 24:1), а день смерти — кануном субботы (Мф 27:57 и 62; Мк 15:42; Лк 23:54), однако не упоминают о кануне Пасхи.
В то же время они единодушно называют день Вечери Иисуса с учениками «первым днем опресноков», когда приносили в жертву пасхального агнца (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7), т.е. 14 нисана.
Тем самым они, в отличие от Иоанна и Павла, относят день смерти Иисуса на 15 нисана, праздничную субботу, которая тем самым одновременно оказывается кануном следующей за ним календарной субботы.
При этом остается непонятным то обстоятво, что иудеи, взявшие под стражу Иисуса, имели при себе колья (Мф 26:47,55; Мк 14:43,48; Лк 22:52), которые, не будучи собственно оружием, подпадали под субботний запрет; кроме того, Иосиф Аримафейский вечером покупал полотно (Мк 15:46), чего также нельзя было делать в субботу;
Противоречие между свидетельствами
3) это противоречие между свидетельствами Иоанна и синоптиков может быть снято двояким образом:
День, когда происходила Вечеря Господня
а) день, когда происходила Вечеря Господня, назван «первым днем опресноков» (см. Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7); это может быть вызвано тем, что евангелисты, как принято у евреев, относят время трапезы, состоявшейся 13 нисана после 6 часов вечера, уже к 14 нисана.
В таком случае Иисусу была приготовлена трапеза без пасхального агнца, поскольку заклание ягнят совершалось только на следующие день;
Между фарисеями и саддукеями происходили споры
б) известно, что между фарисеями и саддукеями происходили споры о том, в какой день отмечать праздник — Пятидесятницы.
Особое значение здесь имело то обстоятельство приходилась ли Пасха на день, непосредственно предшествующий субботе, или на саму субботу.
В год смерти Иисуса Пасха праздновалась в субботу.
Не исключено, что спорящие стороны достигли компромисса, в результате чего саддукеи праздновали свою Пасху на день позже, чем фарисеи.
Если предположить, что так было в год смерти Иисуса, то Иисус праздновал Пасху в более ранний срок (см. Мф 26:18), т.е. в день, который по календарю был 13 нисана, но фарисеи считали его уже 14 нисана, т.е. днем, когда надлежало праздновать Пасху по Закону; а саддукейские священники считали Пасхой следующий день (Ин 18:28).
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
(Матф.26:28)
28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.
(Иоан.18:28)
Тогда смерть Иисуса, наступившая «около девятого часа», т.е. около 3 часов дня (см. Мф 27:46,50 и параллельные места), совпадает с официальным часом заклания пасхального агнца у саддукеев, в то время как для фарисеев этот день был уже первой субботой праздника Опресноков и одновременно днем приготовления к календарной субботе текущей недели.
Если это предположение правильно, то несовпадение данных в Евангелиях становится понятно, обоснованно и перестает казаться противоречивым.
Пасха (с евр. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресение Христово - древний христианский праздничек; важный праздничек богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В текущее время его дата в каждый определенный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздничек).
Что Библия говорит о Пасхе
Праздничек Пасхи своими корнями уходит далековато в прошедшее еврейского народа - те периоды, когда они находились в египетском рабстве, Бог произвёл трибунал над Египтом и вывел Собственный люд. До десятой экзекуции над Египтом Господь отдал веление еврейскому народу о праздничке Пасхи. Это был величайший из ветхозаветных праздничков (Исх. 13:3-16; Втор. 16:1-8 - тут и дальше указаны места Писания). Закон Моисея воспрещал во время праздничка Пасхи употреблять в еду квасное (Исх. 13:3; 23:15), потому Пасха называлась также «праздником опресноков» (Иез. 45:21; Ин. 12:1).
«И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и произнес им: изберите и возьмите для себя агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери обители собственного до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Финал 12:21-23)».
Этот спасительный, пасхальный агнец считается в христианстве прототипом Иисуса Христа, а кровь агнца на косяках дверей являлась свидетельством того, что чья-то жизнь отдана взамен живущих в этом доме.
«Итак очистите старенькую закваску, чтоб быть вам новым тестом, потому что вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1-е Коринфянам 5:7)».
Праздничек Воскресения Христова носит ветхозаветное заглавие «Пасха» не только поэтому, что Воскресение Иисуса хронологически совпало с иудейской Пасхой, однако, сначала, из-за того, что спасение евреев от египетского рабства является для христиан рообразом спасения людей от рабства греху и погибели.
Воскресение Христово - сущность христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша напрасна, напрасна и вера ваша», - обращается к христианам апостол Павел. В один прекрасный момент он проповедовал в Афинах. Обитатели города, с древних времён славившиеся своим любопытством ко всему новенькому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа.
Афиняне с энтузиазмом слушали апостола Павла до того времени, пока он не начал говорить о воскресении Иисуса Христа. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в последующий раз». Рассказ о воскресении Иисуса Христа показался им нелепостью. Однако в проповеди Павла основным было конкретно то, что Христос воскрес из мёртвых! Христос одолел погибель. Собственной гибелью и воскресением Он привёл к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом бесспорным и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения: «Если мы веруем, что Иисус погиб и воскрес, то и погибших в Иисусе Бог приведёт с Ним! (1 Фес. 4:14).
Христос воскрес на 2-ой день после иудейской Пасхи - праздничка, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новейшей Пасхой - радостью освобождения от рабства погибели. «Слово "Пасха", - пишет Амвросий Медиоланский, - значит "прехождение". Назван же так этот праздничек, торжественнейший из праздничков, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание финала сынов Израилевых из Египта и совместно с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Отпрыск Божий, чрез Воскресение из мертвых, перебежал от мира этого к Папе Небесному, от земли на небо, освободив нас от нескончаемой погибели и рабства противнику, даровав нам "власть быть чадами Божиими" (Ин. 1:12)» .
Значение воскресения Иисуса Христа для населения земли делает Пасху самым значимым торжеством посреди всех других праздничков - Праздничком Праздничков и Торжеством из Торжеств. Иисус Христос одолел погибель, за катастрофой погибели следует триумф жизни. После Собственного воскресения Господь приветствовал всех словом: «Радуйтесь!». Погибели больше нет.
Эту удовлетворенность апостолы возвестили миру. Эту удовлетворенность они окрестили «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа. Эта же удовлетворенность переполняет сердечко человека, когда он слышит: «Христос воскрес!», и она же отзывается в нём главными словами его жизни: «Воистину воскрес!»
Предыстория празднования Пасхи
Празднички в честь воскресения божества существовали за длительное время до христианства. В канун апреля в Древнем Египте устраивались торжества в честь Осириса. Недруги растерзали умиротворенно дремавшего бога, а его супруга Изида по кускам восстанавливала усопшего супруга.
Древнейшие греки почитали богиню плодородия Деметру. Праздничек числился только дамским, и мужчинам не разрешалось находиться на праздничных собраниях.
Древнейшие славяне также праздновали Великдень. Это торжество было самым тесноватым образом связано с началом весны и просыпанием всего живого. Истосковавшийся по теплу люд, с удовольствием чествовал Царь-девицу (ипостась Весны) и с нетерпением ждал ее слияния с самим Солнцем… При всем этом не забывали и упокоившихся протцов - на заре люд шел на кладбище и разделял с усопшими классические яства.
Ритуалы праздничка были незамысловаты. Ими люди стремились пробудить к жизни все живое, вспахивая и орошая водой землю. По окончании праздничного мероприятия селянки и селяне ворачивались домой. Там они накрывали столы, доставали пасхальные куличи, расписанные яичка и мед. Пир начинался с битв на яичках - нетреснувшее сулило выполнение всех желаний.
Когда заканчивалась трапеза, люд с отчаливал играть во различные игры. Люди экзальтированно прыгали через костер, водили хороводы, окатывали друг друга водой, игрались в горелки и кегли. Кегли, кстати, были округленными, поэтому и ценилась эта игра больше других.
В тот период времени (как, вобщем, и сейчас) яйцо символизировало солнце, также - мир вокруг нас, снутри которого таится величавая актуальная сила.
После крещения Руси празднование Великодня не закончилось, невзирая на то, что место Царь-девицы заняло новое божество. Ритуалы, традиции и обычаи празднования остались похожими…
Новозаветная христианская Пасха
В период установления христианской Пасхи обычаи дополнились всенощной службой, также - крестным ходом и, естественно, - новым смыслом. Сейчас Пасха отождествлялась поздравляем победы жизни над гибелью.
До этого новозаветная Пасха числилась почитанием погибели Спасателя (тогда - примерно во II веке - чин празднества устанавливался христианской Церковью). Когда же - в 325 году - состоялся 1-ый Вселенский собор христианских церквей, было решено отмечать православный праздничек позднее еврейского. Также собор постановил, что Пасха обязательно должна праздноваться в 1-ый воскресный день, который следовал за первым полнолунием по окончании вешнего равноденствия. Вот поэтому дата Пасхи вышла «кочующей». Раз в год пасхальный день выпадает на различное время - с 22 марта по 25 апреля (по старенькому стилю).
Прошло еще много времени, до того как (в V веке) были упорядочены обычаи, ритуалы и пасхальные каноны, также - верно разработаны правила празднования Величавого Дня.
Дополнительно на сайт о Пасхе:
Совсем скоро в нашем народе будут праздновать Пасху и все мы будем слышать слова "Христос воскрес!"...
Лет 10 назад мы выпустили брошюру, которую я и предлагаю вашему вниманию
ПАСХА ПО БИБЛИИ
Многие не знают того, что слово “Пасха” в Библии имеет 4 значения: (1) еврейский праздник избавления израильского народа от египетского рабства (Исход гл.12); (2) агнец (ягненок), закалаемый на еврейскую Пасху (Исход 12:21); (3) почитание страданий распятого Иисуса Христа (1 Кор. 5:7-8) и (4) сам Христос-Агнец Божий распятый за грехи наши (1 Кор. 5:7; Иоан. 1:29), но не означает празднование воскресения Христова и, тем более, не сдобное хлебобулочное изделие.
Нигде в Библии не сказано, что Пасха - это светлое Христово Воскресение. Если бы вы сказали апостолам или первым христианам, что Пасха - это “Христос воскресе”, то все они сказали бы вам, что вы путаете страдания Христа с Его воскресением из мертвых.
У людей есть много понятий и традиций, которые противоречат Слову Божьему. Тем более, многие люди смотрят на Пасху как на возможность заниматься пьянством и объедением. А пьянство и объедение по любому поводу - грех.
Библия - это Слово Божье. Она выражает волю Бога и строго запрещает что-либо добав-
лять к ее учению, убавлять или изменять (Откр. 22:18-19; 2 Кор. 2:17; Матф. 5:19).
Библия состоит из Ветхого Завета (39 книг) и Нового (27 книг), который еще называют Евангелием. Ветхий Завет писался на еврейском языке, а Новый - на греческом.
Греческое слово “Пасха” происходит от еврейского слова “пасах” (hsp) - “прохождение мимо” в значении “пощада”. Когда египтяне не отпускали евреев из рабства, Бог наказал их десятью различными наказаниями. Последнее наказание (смерть всех первенцев от ангела-губителя) должно было совершиться во время установления празднования еврейской Пасхи (1462 г. до н. э.). Чтобы никто из евреев не погиб, Бог повелел помазать кровью пасхального агнца (ягненка) косяки и перекладины дверей, чтобы для ангела-губителя был знак пощады, что в этот дом входить нельзя, так как вместо первенца кровь пролил агнец, и ангел пройдет мимо, то есть пощадит первенца в том доме. Вот почему слово “Пасха” означает “пощада”.
Ветхий Завет является прообразом (прототипом) Нового, поэтому еврейская Пасха является прообразом Пасхи Нового Завета. Сутью еврейской Пасхи был агнец, которого закалали, приготавливали и ели с горькими травами. Его кровью мазали косяки и перекладины
дверей, чтобы избежать гибели первенцев. Пасхальный агнец является прообразом Христа - Агнца Божия; косяк и перекладина - это прообраз креста, на котором был распят Господь наш; кровь на косяках и перекладинах - это прообраз крови, пролитой Христом за грехи наши. Как кровь ягненка служила знаком пощады для ангела, - так и кровь Христа, пролитая на кресте, служит знаком пощады от Бога для всякого, кто принимает жертву Сына Божьего для своего спасения от вечного наказания.
В Новом Завете в 1 Кор. 5:7-8 о правильном понимании Пасхи апостол Павел пишет: “...Пасха наша, Христос, заклан за нас. Поэтому станем праздновать не со старою закваскою... порока и лукавства, но с опресноками (пресными хлебами) чистоты и истины”. Обратите внимание, что Пасха - это Христос закланный, то есть распятый, а не воскресший. Что празднуют Пасху с духовной чистотой и истиной, а не со сдобными булками и спиртным.
Христос повелел почитать Его страдания до тех пор, пока Он снова придет (1 Кор. 11:26), чтобы взять достойных христиан от земли и судить этот мир. Он не повел отмечать Своего воскресения, а только почитать Его страдания и смерть. Как это делать, более подробно описано апостолом Павлом в 1 Кор. 11:23-34.
Итак, мы видим, что Библия говорит нам о значении Пасхи, как о пощаде грешного человека Богом через заместительную жертву агнца.
Всякий человек сам по себе грешен и поэтому нуждается в Божьей пощаде через Агнца Божьего Христа, то есть в прощении грехов и спасении. Если ты сердцем уверуешь в то, что Христос вместо тебя принял наказание за твои грехи на кресте, чтобы тебя спасти от вечных мучений; если ты осознаешь себя грешником, покаешься (переменишься, оставишь греховную самовольную жизнь и подчинишься Богу) и полным погружением в воду примешь крещение для того, чтобы духовно соединиться со Христом, Который ради тебя умер и воскрес, то получишь прощение грехов и спасение (Деян. 2:38; Марк. 16:16; Рим. 6:3-23). Далее необходимо точно исполнять волю Божью, записанную в Священном Писании. Спасай душу свою пока есть благоприятная возможность! Да благословит тебя в этом Господь!