Тщательно подбирать слова ради осуществления своих планов – это ПРАВДИВОСТЬ. Действовать, не ведая сомнений, - это РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
Китайский трактат Гуй Гу-цзы относится к числу тайных учений, раскрывающих утонченные секреты общения (в частности, дипломатические стратегии). Владение подобными навыками считалось привилегией Мастеров, владеющих сакральными знаниями.
10 цитат из Гуй Гу-цзы
1. Постигнуть настроение других – вот в чем секрет искусства убеждения.
2. Избрав для себя открытость в действиях, нужно быть осмотрительным. Избрав сокрытость в действиях, нужно уметь хранить тайны.
3.Всматриваясь назад, можно понять других; обращаясь к текущим делам, можно познать себя.
4. В речи есть образы, в поступках есть подражания, и в этих образах и подражаниях раскрывается порядок жизни человека.
5.Желающий знать начинает с себя и, лишь познав себя, может знать других.
6.В использовании людей, нужно уметь оценивать и знания, и умение, взвешивать их способности и силы, определять их наклонности.
Усвоив все это, можно управлять людьми каким угодно способом: привечать их и следовать их желаниям, быть с ними в согласии и угождать их мыслям.
Вот в чем секрет искусства "воодушевлять и подчинять".
7.В мире не бывает вещей навеки ценных, в делах не бывает одного правила годного на все времена.
8.Нужно уметь делать суждения в зависимости от обстоятельств. События в мире – что роящаяся мошкара, в них нет умысла кому-то помочь или навредить, они непрестанно претерпевают изменения. Каждое событие несет с собой утонченный образ силы.
9.Мудрый вынашивает свои планы втайне, оттого его и зовут "божественным"
10.Использовать заманчивые слова для того, чтобы возбуждать желания, - это коварство.
Украшать свои речи преувеличениями – это всеобъятность.
Тщательно подбирать слова ради осуществления своих планов – это правдивость.
Действовать, не ведая сомнений, - это решительность. опубликовано
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Трактаты древнекитайских мыслителей
В отличие от ранних канонических сочинений с их неопределенным авторством, многослойностью текста и явно длительным временем формирования и комплектования трактаты - совершенно иной тип письменного памятника. Они представляют собой прежде всего авторский текст, т.е. сочинение, написанное тем или иным известным мыслителем либо политическим деятелем, реформатором - вне зависимости от того, сам автор придал сочинению известную нам ныне форму или это сделали за него его ученики и последователи. Трактаты - сочинения достаточно абстрактного содержания, философского характера. В них обычно отражены основные идеи той или иной школы мысли. А так как эти школы формировались в древнем Китае достаточно поздно, преимущественно во второй половине I тысячелетия до н.э., то соответственно датируются и тексты.
При историографическом и историко-философском анализе сочинения, о которых идет речь, чаще всего группируют, как упоминалось, по школам. Но в нашем случае удобнее применить уже использованный хронологическо-тематический подход. Трактатов достаточно много, и не все из них заслуживают подробного рассмотрения. Но о важнейших необходимо сказать достаточно полно. Собраны они в академическом издании «Чжуцзы цзичэн» («Собрание сочинений мыслителей»), изданном в восьми томах в Пекине в 1956 г. и снабженном необходимыми комментариями. Почти каждый из текстов переведен на европейские языки, многие неоднократно. Существует огромное число посвященных им специальных исследований.
«Луньюй» , сборник изречений и бесед Конфуция, справедливо считается первым из трактатов - и по времени составления, и по значению (см. ). Записан текст был после смерти философа, примерно в конце V в. до н.э., причем скорей даже не близкими учениками, а учениками его учеников, как то предположил еще в прошлом веке переводивший «Луньюй» на английский ДЛегг . Другой очень авторитетный переводчик и исследователь текста этого трактата, А.Уэйли, полагал даже, что считать идеи и изречения «Луньюя» принадлежащими самому Конфуцию можно лишь условно . Видимо, подобное мнение чересчур категорично. Но стоит напомнить, что даже во времена Мэн-цзы, полтора века спустя после Конфуция, еще не было строго устоявшейся версии текста: цитаты Конфуция в устах Мэн-цзы не всеща совпадают с тем, что зафиксировано в «Луньюе». Однако при всех необходимых оговорках важно заметить, что если древние тексты сохранили что-то реальное о Конфуции (позже его фигура была идеализирована и появилась масса апокрифов, не говоря уже о интерполяциях в серьезных, полемизирующих с идеями Конфуция текстах, о сфабрикованных псевдофактах), то эту реальность можно найти только и именно в «Луньюе».
Его текст состоит из 20 глав, но не все они аутентичны. 10-я и 20-я главы считаются не имеющими отношения к Конфуцию, а 18-я даже содержащей завуалированные антиконфуцианские выпады. Гл. 19 написана от имени учеников. Есть некоторые сомнения по поводу аутентичности 16-й и 17-й глав, отдельных параграфов гл. 14. По гиперкритическому мнению А.Уэйли, только гл. 3-9 трактата являют собой ранний и бесспорно аутентичный его пласт . Однако стоит принять во внимание, что и утверждения учеников Конфуция вписываются в учение Учителя, так что в целом - с учетом призывов к осторожности по отношению к некоторым главам - трактат как таковой, содержащий изложение доктрины конфуцианства с ее апелляцией к благородству достойного человека, прежде всего грамотного и образованного, честного и справедливого, с ее верой в человеческий разум и в принципиальную возможность построить на земле общество социальной гармонии, может быть воспринят как нечто единое и цельное. «Луньюй» переведен на многие языки, включая и русский. Посвященных этому тексту и в тесной с ним связи самому Конфуцию и его учению исследований неизмеримое количество (см., в частности, ). .
«Мо-цзы » - второй по времени известный трактат - назван по имени философа, бывшего первым авторитетным идейным оппонентом Конфуция и конфуцианства. Мо-цзы родился в год смерти Конфуция (479 г. до н.э.) и учился у одного из его учеников, что не могло не сыграть свою роль. Философ Мо многое взял из конфуцианства, но это, однако, не помешало ему создать собственную систему взглядов, суть которой сводилась к тому, что вместо привычного культа предков и традиций семейно-клановых связей, которые высоко почитались конфуцианцами, он предложил принцип равновеликой любви всех ко всем с вытекающими из этого эгалитарными и утилитарными тенденциями. Конечная идея предложенного им утопического плана переустройства общества сводилась к созданию мощной тоталитарной структуры с хорошо оплаченной иерархией администраторов и безликой массой искусственно атомизированных и во всем равных один другому подданных . И хотя сам Мо был движим искренними стремлениями помочь людям и сделать как лучше (великий пример для современных социальных экстремистов!), смысл всех его высказываний однозначен: народ своей выгоды не понимает и понять не может (аналогичный тезис был и у Конфуция), следовательно, он должен вести себя так, как прикажет начальство (а вот тут Мо противостоит Конфуцию, который признавал право на руководство людьми не за должностью, но единственно за добродетельными, достойными, благородными цзюнь-цзы - которым, впрочем, за это и только за это и следовало бы давать должности).
Текст «Мо-цзы», написанный последователями философа где-то в IV в. до н.э., первоначально делился на 15 глав и 71 параграф, из которых 18 ныне утеряны (см. ). Известны переводы его на немецкий и английский . Есть и другие переводы - неполные - и многочисленные специальные исследования.
«Шан-цзюнь ту » - трактат легиста Шан Яна, знаменитого реформатора IV в. до н.э. Написанная скорей всего его последователями в конце IV или в III в. до н.э., эта книга из 26 глав (две из них утеряны) являет уникальный в своем роде документ тоталитаристской мысли. Идейно восходящая к некоторым позициям Мо-цзы (хотя сам этот философ в качестве предшественника легизма Шан Яном не упоминается), книга являет собой уже не диалоги или афоризмы, не многословные рассуждения на тему о том, что было бы хорошо для людей и государства, но своего рода служебную записку, деловую инструкцию для правителей, заинтересованных в укреплении своей власти. С предельной откровенностью и цинизмом перечислены в трактате методы и средства, необходимые для сознательного оглупления и ослабления народа и для накопления в руках центра невиданной власти и политического могущества . Как известно, Шан Ян был не только и даже не столько теоретиком, сколько практиком своей доктрины. Его реформы помогли усилить царство Цинь и в конечном счете обеспечили объединение Китая разделявшим легистские убеждения и практиковавшим соответствующие методы императором Цинь Ши-хуанди - тем самым, что приказал сжечь идейно оппозиционные ему, его политике и его власти конфуцианские, да и иные сочинения. Известно несколько переводов трактата, в том числе и на русский язык .
«Шэнь-цзы» - другой аналогичный легистский трактат, содержащий рекомендации и идеи еще одного реформатора той же эпохи, Шэнь Бу-хая. Составленный примерно в то же время, что и «Шан-цзюнь шу», этот трактат, однако, до наших дней не дошел, хотя еще в XVII в. числился в одном из китайских каталогов. Но так как в произведениях многих авторов и в иных различных текстах средневековья сохранилось немало фрагментов из этого весьма оригинального и во многом очень интересного сочинения, сопоставимого с произведениями Н.Макиавелли, оказалось возможным восстановить его, пусть даже не в первоначальном виде. Эту нелегкую работу проделал Г.Крил, монографическое исследование которого и содержит текст с комментариями и исследованием . Стоит заметить, что по характеру это тоже нечто вроде инструкции, должностной записки. Но в отличие от цинизма Шан Яна в ней преобладает холодная и рассудочно-аналитическая мысль. Что есть правитель? Как ему следует управлять? Чего опасаться? Что знать? С кем работать? Кому и насколько доверять? Как подбирать помощников и контролировать их? Все эти вопросы в конечном счете сводятся к технике управления, даже к искусству управления, высшей формой которого Шэнь-цзы считал принцип увэй (недеяния), т.е. умение все построить таким образом, чтобы все функционировало почти автоматически, тогда как на долю правителя приходился бы лишь высший контроль, постоянный строгий надзор и вмешательство лишь в крайних случаях и в ограниченной форме.
«Мэн-цзы» - второй по значимости конфуцианский трактат, названный по имени его автора, величайшего после Конфуция конфуцианского философа древности. Составлен текст был, видимо, уже в III в. до н.э., после смерти самого мыслителя. Он состоит из 7 глав, каждая из которых делится на две части, затем на статьи и параграфы (см. ). Входивший в число сочинений канона («Четырехкнижие» - «Сы-шу», состояло из «Луньюя», «Мэн-цзы» и упоминавшихся уже глав «Лицзи» - «Да-сюэ» и «Чжун-юн» - см. ), трактат на протяжении тысячелетий, как и «Луньюй», выучивался наизусть изучавшими грамоту и стремившимися получить хорошее конфуцианское образование китайцами. Переведенный на многие языки, включая и русский , он хорошо известен и вполне доступен как специалистам, так и всем, интересующимся Китаем.
Текст его сравнительно прост, что облегчает понимание идей философа, во многом весьма радикальных. С открытым забралом бросался он в бой с оппонентами конфуцианства в тот нелегкий для истории страны IV в. до н.э., когда Китай стоял как бы на перепутье, выбирая дорогу в будущее. Конфуцианство в то время, хотя и оставалось учением номер один, было уже в обороне. Все большее влияние набирали легисты, даосы, даже монеты (хотя время последних тоже уходило в прошлое). Нужно было спасать положение - и именно в этом смысл трактата. Мэн-цзы в нем проявил себя бескомпромиссным борцом за чистоту и величие идей Конфуция. В его устах привычные максимы конфуцианства зазвучали с новой силой. Кое-что к ним было и добавлено - в частности, тезис о том, что суверенитет народа выше воли правителя. Радикализм Мэн-цзы сыграл свою роль. Конфуцианство отстояло свои позиции на рубеже IV-III вв. до н.э. Но усилили позиции и другие школы. О легистах уже было сказано. Теперь о даосских трактатах.
«Дао-дэ цзин» , приписываемый традицией легендарному Лao-цзы, будто бы жившему в VI в. до н.э. и бывшему старшим современником и даже собеседником Конфуция, - текст, датируемый ориентировочно серединой III в. до н.э. и принадлежащий кисти неизвестного автора (см. ). Это очень краткий и один из самых трудных, любопытных и глубоко содержательных памятников древнекитайской мысли. Именно он - всего 5 тыс. знаков-слов - обессмертил имя великого Лao-цзы, считающегося родоначальником и символом даосизма. Емкий и лаконичный текст из 81 параграфа, в каждом из которых всего несколько афористических фраз, загадочен и многозначен (см. ). Мало того, он совсем не похож на остальные трактаты и иные древнекитайские тексты. Иероглифы вроде бы китайские, фразы составлены по-китайски, а содержание иное, нередко прямо-таки непереводимое и уж во всяком случае не вполне понятное и заведомо допускающее различные интерпретации. Непонятное прежде всего потому, что тематика трактата капитально отличается от привычной, столь характерной для канонов и трактатов конфуцианского, легистского, моистского и любого иного направления.
«Дао-дэ цзин» насыщен мистикой, метафизическими конструкциями - начиная с понимания Дао как Высшего Абсолюта и дэ как его эманации. Впрочем, в отдельных параграфах Дао и дэ употреблены и в обычном, близком к конфуцианскому понимании. Да и вообще, по мнению Г.Крила , в тексте отчетливо видно как бы два слоя - созерцательный, насыщенный мистикой, метафизикой, онтологическими построениями, и приближенный к реалиям жизни целеустремленный, наполненный полезными советами и учащий людей, как им жить (лучше всего - уйти подальше от цивилизации и государственности в глушь, к природе, к первозданному существованию). Если второй пласт - при всей необычности упомянутых советов - все же привычен для китайской мысли, издревле озабоченной социально-этическими и политическими проблемами, то первый чужд ей. И есть весомые основания полагать, что насыщающие его идеи пришли на китайскую землю извне, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные параллели с древнеиндийской мыслью (подробнее см. ).
Переводов текста великое множество, есть и русский (см. ). Трудно судить, насколько удачен каждый из них, ибо, как упоминалось, чуть ли не любая фраза трактата допускает самые разные интерпретации. Мало помогает и специальное исследование текста, сопровождаемое тщательным изучением всех его комментариев (см., в частности, ). Словом, загадка остается во многом неразгаданной до наших дней. Это, однако, никак не мешает тому, что «Дао-дэ цзин» считается классическим для всей мировой мысли и уж во всяком случае для китайского даосизма, как философского, так и развившегося позже, уже во времена империи, религиозного.
«Чжуан-цзы» - второй широко известный и почитаемый древний даосский текст, тоже являющийся классическим для даосов, да и для Китая и его культуры в целом. Он - своего рода жемчужина художественной культуры страны, образец древнекитайского литературного стиля. Великолепный образный язык, глубокая и порой парадоксальная мысль, специфика стиля (от философских рассуждений до легких притч с несвойственными более ранним чжоуским текстам многочисленными элементами мифологии) - все это всегда привлекало специалистов и любителей к «Чжуан-цзы». Написанный в III в. до н.э. последователями и почитателями философа Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу), трактат состоит из 33 глав, делящихся на «внутреннюю» и «внешнюю» части (7 и 15 глав соответственно) и на поздний слой, главы которого считаются уже мало связанными с учением самого Чжуан-цзы. Наиболее важной, интересной и аутентичной считается «внутренняя» часть.
Содержание текста - если говорить о генеральных идеях - во многом совпадает с тем, о чем идет речь в «Дао-дэ цзине» (проблемы мистики, метафизики, онтологии). Однако по форме это нечто совсем иное. Трактат являет собой интересное литературное произведение, содержащее множество афоризмов, диалогов, небольших эссе (, см. также ). Кое-что из включенных в текст мифологических конструкций необычно и уникально в своем роде, т.е. не дублируется ни в одном из иных китайских текстов, ни более ранних, ни поздних. Отсюда и колоссальный интерес к книге, переводившейся не раз на многие языки и специально изучавшейся огромным числом исследователей, в том числе и отечественными специалистами (см. ).
«Ле-цзы» - третий из известных древнекитайских даосских трактатов, схожий по содержанию с «Чжуан-цзы», хотя и много более скромный по форме . Но в отличие от других классических трактатов, «Ле-цзы» большинством специалистов считается неаутентичным. Согласно принятой версии, до II в. до н.э. существовал его подлинный текст, который потом был утерян. Восстановлен текст был, по современным данным, лишь в III-IV вв. н.э. (см. ). Сложность истории трактата означает, что пользоваться его данными следует с осторожностью, хотя обращаться к ним не только можно, но и необходимо, прежде всего потому, что, например, гл. 7 трактата, посвященная изложению философии Ян Чжу, - единственный текст, который позволяет судить об эпатирующем общество эгоизме и гедонизме этого мыслителя, чьи взгляды Мэн-цзы считал едва ли не наиболее опасными для общества наряду с учением Мо-цзы (современный ему легизм Мэн-цзы, видимо, воспринимал как развитие моизма). Другими словами, янчжуизм (если можно так выразиться) был реальным фактором древнекитайской идеологической борьбы еще в IV в. до н.э., а без «Ле-цзы», пусть даже и записанного спустя ряд веков в неаутентичном варианте первоначально существовавшего, но затем утерянного текста, мы о нем практически ничего сказать не можем. Стоит также заметить, что многое в «Ле-цзы», как упоминалось, близко по содержанию и даже по форме к «Чжуан-цзы». Это может служить косвенным свидетельством того, что в существующем ныне варианте текст «Ле-цзы» не слишком далек от первоначального. Немецкий перевод трактата выполнен Р.Вильгельмом , английский - А.Грэхемом , русский - Л.Д.Позднеевой .
«Хуайнань-цзы» - последний из древнекитайских даосских текстов и едва ли не вообще последний из сколько-нибудь оригинальных текстов древнего философского даосизма. Написанный на рубеже нашей эры, он вобрал в себя немало мифов и представляет собой весьма серьезный шаг в трансформации философского даосизма в религиозный. В то же время заслуживают внимания те главы текста, в которых разрабатывается философская тематика, в общих чертах намеченная в более ранних даосских сочинениях, в первую очередь в «Дао-дэ цзине» и в «Чжуан-цзы» (см. ).
Все только что охарактеризованные черты трактата даосской мысли по времени (включая и первоначальный вариант «Ле-цзы») близки друг другу, они в целом явились как бы завершающим мощным аккордом длительного процесса складывания даосизма в древнем Китае (см. ). Даосизм, как и моизм и перенявший от него эстафету легизм, оказался серьезным соперником до того практически господствовавшего в чжоуской мысли конфуцианства. После Мэн-цзы, первым из крупных конфуцианских мыслителей понявшего это и принявшего бой, следующим борцом за реабилитацию и возвеличение учения Конфуция выступил Сюнь-цзы.
«Сюнь-цзы» - конфуцианское сочинение принципиально нового содержания. Это уже не сборник изречений, афоризмов, диалогов или эссе, какими были «Луньюй» или «Мэн-цзы». Он представляет собой философский трактат в полном и подлинном смысле слова. По преданию, 23 из 32 глав книги написаны самим Сюнь-цзы, остальное - его учениками. Появился на свет трактат в конце III в. до н.э., если даже не во II в. В число канонических книг конфуцианства он не был включен - и для того были веские причины: содержание трактата вполне определенно свидетельствует об отходе его автора от конфуцианской ортодоксии (см. ). Отходе вынужденном, более того - необходимом для спасения самого конфуцианства. Но тем не менее позже, когда конфуцианцы взяли реванш, они не могли простить Сюнь-цзы его отход от ортодоксии. При всем том, однако, он пользовался немалым уважением в Китае. Он изучался, комментировался, а уже в наши дни оказался переведенным на европейские языки , частично, во фрагментах, и на русский .
Ведущий мотив «Сюнь-цзы» - отчаянный призыв к рационалистическому синтезу важнейших идей конфуцианства с приемлемыми для него идеями легистов и даосов. Ради такого синтеза Сюнь-цзы шел на все, включая и явный подлог. Характерна вымышленная им история о шао-чжэне Мао, будто бы казненном Конфуцием за свободомыслие, - факт чудовищно несправедливый по отношению к великому Учителю, славившемуся именно гуманностью и, главное, никогда не обладавшему реальной административной властью, о которой он лишь мечтал (подробнее см. ). В то же время основы конфуцианства в «Сюнь-цзы» были не только сохранены, но и сильно развиты, дополнительно аргументированы. Это относится к идеям этического усовершенствования и самоусовершенствования людей (натура человека, по Сюнь-цзы, скверна - только воспитание делает его подлинно человеком), важности ритуала-ли , значимости эмоций в жизни людей и т.п. Но одновременно был сделан вполне очевидный шаг в сторону легизма с его идеями жесткого управления. Неудивительно, что первый и наиболее способный из учеников Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы, оказался крупнейшим из теоретиков китайского легизма, своего рода духовным отцом казнившего его (по оговору завистливого соученика Ли Сы) Цинь Ши-хуанди, у которого тоже ставший легистом Ли Сы был первым министром.
«Хань Фэй-цзы» - трактат, по внутреннему замыслу и генеральной идее аналогичный «Сюнь-цзы» . Это тоже попытка рационалистического синтеза (знамение времени!), но уже не с конфуцианских, а с легистских позиций. Судя по единству стиля сочинения, автор едва ли не целиком написал его сам. Трактат объемист и очень интересен, полностью переведен на английский и русский (см. ). В самом общем виде смысл текста - в поисках оптимальных методов администрирования. Использованы разработки Шан Яна и Шэнь Бу-хая, многое предложено самим Хань Фэем, но сохранено уважение к конфуцианству и в еще большей мере - к даосизму. Объемистая гл. 20 текста (всего их в трактате 55) целиком посвящена подробному изложению смысла учения Лао-цзы, т.е. основ философского даосизма, с рационалистических позиций.
Рационализм и практицизм мысли стал знамением времени на рубеже IV-III вв. до н.э., причем он уживался с расцветом даосизма, классические тексты которого не отличались ни тем, ни другим. И тем не менее, как это ни покажется парадоксальным, именно даосские идеи во многом вдохновляли авторов весьма рационалистических трактатов, что хорошо видно на примере классических военных текстов древних китайцев, «Сунь-цзы» и «У-цзы».
«Сунь-цзы» и «У-цзы» - первые в истории человечества сочинения такого рода, до сегодняшнего дня высоко ценимые в мировой военной мысли. В них с поражающей неспециалиста тщательностью разработаны в деталях средства и методы достижения успеха в войне. Характерно, что упор сделан не на силу, а на хитрость, уловки, маневр, обман противника, на добычу и умелое использование информации (включая засылку шпионов), на психологическое воздействие на противника и т.п. . Влияние даосской мысли, причем в ее уже развитой форме, отраженной в «Дао-дэ цзине», здесь очевидно. Видимо, оба трактата следует датировать примерно III в. до н.э., хотя описанные в них реалии могут относиться и к более раннему времени. Существуют многочисленные переводы обоих текстов, в том числе на русский (см. ).
Предложенный выше перечень далеко не исчерпал всех древнекитайских сочинений в жанре трактата. Но важнейшие из них все же выделены и охарактеризованы. Стоит теперь перейти к следующей категории текстов - работам историописательного характера.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора1. 1. Когда были созданы Скандинавские географические трактаты В этой главе мы расскажем об интереснейшем исследовании Е. А. Мельниковой , которая обработала большое количество средневековых скандинавских карт и географических сочинений. Ее книга открыла нам доступ к
Из книги История красоты [Отрывки] автора Эко Умберто5. Трактаты об искусстве Эстетика пропорциональности принимала все более сложные формы; мы обнаруживаем ее, в частности, в живописи. Все трактаты об изобразительном искусстве, от византийских текстов афонских монахов до Трактата Ченнино Ченнини (XV в.), свидетельствуют о
Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб ВладимировичЧто рассказали скандинавские географические трактаты и карты о Древней Руси Средневековые скандинавские картографы иногда сами отождествляют некоторые географические названия, прямо говоря, например, что «Тракия – это то же, что и Грикланд» , с. 96. Затем некоторые
Из книги Как люди открывали свою землю автора Томилин Анатолий НиколаевичВ стране мудрецов и мыслителей Древнюю Индию не зря так называли. В те далекие времена, когда в окружающих ее странах еще только зарождалась цивилизация, здесь, на огромном полуострове, вытянувшемся языком в сине-зеленый Индийский океан, было уже немало ученых людей. При
Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович1.1. Когда были созданы старинные скандинавские географические трактаты В настоящей главе мы воспользуемся исследованием Е.А. Мельниковой , обработавшей большое количество средневековых скандинавских карт и географических сочинений. Ее книга открыла нам доступ к
Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович28. Скандинавские географические трактаты и карты о Древней Руси Из множества географических названий, приведенных в скандинавских хрониках и географических трактатах , гл. 9, мы выберем лишь три, представляющие сейчас для нас наибольший интерес:1) РУСЬ-ОРДА - она же
Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий ВладимировичIII. Летописи, исторические и географические трактаты, саги 1. Славянские Лаврентьевская Летопись (1377), Полное собрание русских летописей, I, отд. вып. 1 (2-е изд. Ленинград, 1926); отд. вып. 2 (2-е изд. Ленинград, 1927). отд. вып. 1: Повесть временных лет, перевод на англ. Кросс (Cross), отд. вып.
Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович28. Скандинавские географические трактаты и карты о Древней Руси Из множества географических названий, приведенных в скандинавских хрониках и географических трактатах , гл. 9, мы выберем лишь три, представляющие сейчас для нас наибольший интерес: 1) РУСЬ-ОРДА – она же
Из книги Грех и святость русской истории автора Кожинов Вадим ВалериановичО духовном наследии русских мыслителей XX века 21(9) января 1882 года родился Павел Александрович Флоренский. А в 1917 году, в канун революции, вышел в свет первый труд двадцатидвухлетнего тогда Алексея Федоровича Лосева (1893–1988).В последнее время несметная орава
Из книги Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI–XVIII вв. автора Григулевич Иосиф Ромуальдович Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович1.1. Когда были созданы скандинавские географические трактаты Мы воспользуемся исследованием Е.А. Мельниковой , обработавшей много средневековых скандинавских карт и географических сочинений. Ее книга открыла нам доступ к редкому материалу, который, как оказалось,
Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон ВладимировичХалкидонская проблема в понимании русских мыслителей Выработала ли церковь нашей эпохи, наших новых времен ясный ответ на эту монофизитскую ересь в форме монизма, ответ доктринальный, ответ теоретического богословия? Надо признать, что ясного, церковно одобренного,
Из книги Искусство памяти автора Йейтс Фрэнсис Амелия Из книги Четвёртый ингредиент автора Брук МихаилГЛАВА 4. МИФЫ, ПОЭМЫ, ТРАКТАТЫ. «ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАНЕШЬ ПИСАТЬ, НАУЧИСЬ ЖЕ ПОРЯДОЧНО МЫСЛИТЬ! А ВЫРАЖЕНЬЯ ЗА МЫСЛЬЮ ПРИДУТ УЖЕ САМИ СОБОЮ... ГРЕКАМ ЖЕ МУЗА ДАЛА ПОЛНОЗВУЧНОЕ СЛОВО И ГЕНИЙ... ЧТОБЫ НАШЕ УЧЕНЬЕ БЫЛО БЕЗ ДАРА, А ДАР БЕЗ НАУКИ?» - витийствовал Квинт Гораций
Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина БорисовнаИскусство войны в иллюстрациях. Классический трактат Сунь-Цзы в диаграммах и графиках
Джессика Хэги Древневосточная литература Отсутствует«Искусство войны» – военный трактат китайского полководца и мыслителя Сунь-цзы. Издавна это произведение почиталось в Китае как главный военный канон, оно существенно повлияло на все военное искусство Востока, а сегодня входит в программы обучения военных академий многих стран.
Джессика Хэги смахнула пыль двадцати пяти веков с классического текста и перевела его на язык инфографики. «Искусство войны в иллюстрациях» – современное руководство, которое в корне изменит ваш подход к разрешению конфликтов. Она станет прекрасным подспорьем для предпринимателей, политиков, менеджеров, маркетологов, логистов и даже спортсменов – словом, для всех, кому нужны лидерские навыки.
Джессика Хэги – блогер и художник. Автор лучшего блога 2008 года по версии читателей журнала Time (thisisindexed. com). Работы Джессики часто появляются на разных сайтах, в галереях, книгах, журналах, газетах, телепередачах и рекламных кампаниях. На русском языке издается впервые.
Всю военную теорию Кутузов активно применял в действиях, что позволило ему одержать победу над несокрушимой армией Наполеона. Издание включает в себя трактат о пехотной и егерской служб е – блестящий образец произведения полководца, а также наиболее яркий отрывок из книги Ф.
М. Синельникова «Жизнь, военные и политические деяния его светлости генерал-фельдмаршала, князя М. И. Голенищева-Кутузова-Смоленского», посвященный войне 1812 года и последующим событиям.
О войне. Части 1–3
Карл фон Клаузевиц Политика, политология ОтсутствуетТрактат «О ВОЙНЕ» , написанный еще в начале XIX века, в наши дни приобретает новое звучание, поскольку принципы ведения войны, стратегия и тактика военных действий прекрасно применимы в современной жизни. «Война – неотъемлемая часть борьбы человеческих интересов и поступков», – говорил Карл фон Клаузевиц.
Описанные им стратегические принципы одинаково подходят и для анализа военных действий, и для понимания природы конкурентной борьбы в бизнесе и политике. Это произведение вполне может стать настольной книгой для военных, политиков, бизнесменов.
Макиавелли
Жан-Ив Борьо Биографии и Мемуары ОтсутствуетМакиавелли как исторический персонаж – фигура парадоксальная, и первый из парадоксов – в явном несоответствии между его политическим статусом и всемирной славой. Каким образом чиновник средней руки, не занимавший высоких должностей и не облеченный властью, сумел предложить универсальный анализ хаотичной картины мира, в котором он жил, и войти во всемирную историю политической мысли? Как случилось, что Макиавелли приобрел мгновенно и на века европейскую – и весьма скандальную – славу , а его мысль была обобщена, точнее, заключена в прокрустово ложе прочно устоявшегося термина «макиавеллизм», ставшего синонимом циничного лицемерия? Жан-Ив Борьо, профессор Нантского университета, специалист по эпохе Возрождения, переводчик многих великих сочинений итальянских гуманистов, в том числе трактатов Макиавелли «Государь» и «О военном искусстве», представляет в новом свете знаменитого «флорентийского секретаря», который в политике предпочел морали эффективность, был ценителем древних авторов, но не нашел признания ни у своего, ни у последующих поколений.
Борье восстанавливает справедливость, определяя подлинное место Макиавелли в истории западной политической мысли и давая читателю уникальную возможность узнать истинное лицо великого флорентийца.
Китайская медицина. Современное руководство по древней методике исцеления
Юнь Лун Медицина Народная медицина Востока Нет данныхТрактат «Искусство войны» Сунь-цзы вот уже 2500 лет считается классическим произведением военного искусства. Однако описанные в нем принципы впервые применила на практике (помимо военной стратегии и политики) именно традиционная китайская медицина. Приведенные в этой книге понятные практические рекомендации помогут исцелению и поддержанию вашего здоровья в любом возрасте.
Узнайте, в чем секрет здоровья и долголетия жителей Китая, и применяйте у себя дома.
Дэвид Чейз О бизнесе популярно Отсутствует«Бизнесмены» древнего мира использовали искусство ведения войны для развития торговли. Но вот наши современники военные знания почему-то совсем не жалуют. Может быть, потому что самый известный трактат о военном искусстве, написанный еще в III–V веках до нашей эры китайским полководцем Сунь-Цзы, в СССР был под запретом и им могли пользоваться только спецслужбы? Книга познакомит вас с этим древним учением, расскажет, как великие древние техники ведения войны можно использовать в современном бизнесе; как построить переговоры, чтобы изменить убеждения партнеров; какими качествами полководца должен владеть бизнесмен.
Самые остроумные афоризмы и цитаты. Искусство войны
Сунь-цзы Древневосточная литература ОтсутствуетСунь-цзы – великий китайский стратег и мыслитель VI века до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратег ии «Искусство войны», написанный по просьбе по просьбе князя Хо Люя. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30 тысяч войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему.
Кто это? Отвечаю: Сунь-цзы».
Тактика победы
Михаил Кутузов Биографии и Мемуары Великие полководцы Нет данныхВсе знают славное имя Михаила Илларионовича Кутузова (1745—1813). Для всякого русского человека имя Кутузова стоит в одном ряду с великими именами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского. Всю жизнь он воевал для славы Россию, а в конце жизни выиграл битву за Россию.
Имя Кутузова связывают обычно с беспримерным сокрушительным разгромом величайшего военного гения – Наполеона (который еще в 1805 году назвал Кутузова «хитрым лисом» – за то, что тот перехитрил его). Между тем даже беглое знакомство с биографией будущего спасителя России позволяет утверждать: личностью он был необычайной.
Военную службу Кутузов начал в 19 лет. В молодые годы, не имея еще случая проявить свое стратегическое мышление, являл чудеса беспримерной храбрости во время многочисленных стычек с неприятелем. В первую Русско-турецкую войну, чудом выжив после тяжелейшего ранения (стоившего ему глаза), Кутузов использовал полученный от Екатерины II заграничный отпуск не столько для лечения, сколько для знакомства с Европой и расширения образования: учиться он продолжал всю жизнь.
А по возвращении был направлен в помощь Суворову – и блестяще, дипломатическими средствами завершил аннексию Крыма. Кстати говоря, великий Суворов из всех своих полководцев ценил Кутузова едва ли не выше всех – и это было широко известно: после 1800 года в армии Кутузова считали прямым наследником Суворова.
Не гонясь за славой, он предпочитал, чтобы она сама находила его. Во всех сражениях (а было их на его веку множество) Кутузов проявлял свои лучшие качества – необыкновенную твердость в сочетании с глубоким перспективным расчетом. Никакая опасность, даже самая близкая, не могла заставить его горячиться или паниковать.
Не одна лишь образцовая храбрость, но и громадное мужество выделяли его. Что же касается твердости, то именно непоколебимость Кутузова – вопреки давлению императорского двора и части его собственного штаба – позволила полководцу последовательно и до конца претворить в жизнь свой план длительного непрерывного контрнаступления, благодаря чему Россия была спасена, а от лучшей армии Европы под руководством военного гения того времени Наполеона не осталось почти ничего.
«Тактика победы» М. И. Кутузова – исторический, военный, литературный и книжный памятник, которым издательство «Эксмо» ознаменовало юбилей 200-летия великой победы России в Отечественной войне 1812 года. Великие испытания требуют великих исполнителей.
Чтобы победить Наполеона, мало было мужества, хитрости, опыта, таланта, терпения и удачи. Нужно было превзойти его в «человеческом измерении». И Кутузов справился с задачей, оставаясь самим собою: и без Наполеона он был великим человеком. В представляемой книге прославленный русский полководец открывается не только как военачальник, но и как уникальная личность.
Следить за движением его мысли и души так же захватывающе, как за ходом Бородинского сражения. Издание включает в себя трактат о пехотной и егерской службе – блестящий образец произведения Кутузова – военного теоретика, а также личные и служебные письма и документы, охватывающие всю жизнь полководца.
В приложениях даны воспоминания современников и соратников Кутузова. Из этого разнообразного и содержательного материала вырисовывается многогранный образ одного из самых славных русских полководцев и знаковых фигур истории России. Электронная публикация материалов жизни и деятельности М.
И. Кутузова включает полный текст бумажной книги и избранную часть иллюстративного документального материала. А для истинных ценителей подарочных изданий мы предлагаем классическую книгу. Как и все издания серии «Великие полководцы» книга снабжена подробными историческими и биографическими комментариями; текст сопровождают сотни иллюстраций из российских и , многие из которых современный читатель увидит впервые.
Прекрасная печать, оригинальное оформление, лучшая офсетная бумага – все это делает книги подарочной серии «Великие полководцы» лучшим подарком мужчине на все случаи жизни.
Оружие Китая. Развитие традиционного оружия
Эдвард Вернер Справочники Отсутствует Нет данныхУникальная книга Эдварда Вернера посвящена формированию различных видов оружия в Китае. Вернер, основываясь на древних трактатах, исследует такие виды оружия, как дубины, булавы, боевые топоры, копья, пики, мечи, луки, арбалеты, баллисты, ружья, материалы, из которых они изготавливались, их применение в бою, а также защитные доспехи.
Искусство войны. Руководство для бизнеса
Дэвид Чейз О бизнесе популярно ОтсутствуетВойна и торговля сопровождали наших предков с древнейших времен. Между этими видами человеческой деятельности не было существенной разницы. Воин занимался торговлей, а купец часто бывал воином. На войне нет непроверенных и непродуманных методов. Каждый шаг, каждое действие четко расписано, так как слишком высоки ставки.
Древние ученые писали целые трактаты на тему войны. Они учили, как с наименьшими потерями добиться победы на поле сражения. Война и бизнес очень похожи. В обеих этих областях есть победители и побежденные, есть победы и поражения, есть атаки и переговоры, натиск и убеждения.
«Бизнесмены» древнего мира использовали искусство ведения войны для развития торговли. Но вот наши современники военные знания почему-то совсем не жалуют. Может быть, потому что самый известный трактат о военном искусстве, написанный еще в III – V веках до нашей эры китайским полководцем Сунь-Цзы, в СССР был под запретом и им могли пользоваться только спецслужбы? Книга познакомит вас с этим древним учением, расскажет, как великие древние техники ведения войны можно использовать в современном бизнесе; как построить переговоры, чтобы изменить убеждения партнеров; какими качествами полководца должен владеть бизнесмен.
Но вы можете ответить: «Мне это не интересно, я не бизнесмен». Не торопитесь. Если подумать, то каждому из нас, каким бы видом деятельности мы ни занимаемся, приходиться заключать те или иные сделки, следовательно, продвигать свои идеи, изменяя убеждения своих собеседников, партнеров, друзей, членов семьи.
Эта книга научит вас, как добиваться успеха в карьере, как наладить семейные отношения, влиять на людей, изменяя их идеалы, ну и, конечно, она незаменима для бизнесменов!
Менеджер якудзы
Ямамото Цунэтомо Древневосточная литература ОтсутствуетПредставляем вашему вниманию аудиоверсию двух наиболее авторитетных трактатов, посвященных бусидо – «Пути воина». Бусидо – изначально трактовавшееся как «национальный, особенно военный дух Японии», в последствии стало обозначать свод правил, регламентирующих поведение воина, как в военное время, так и в повседневной жизни.
Юдзан Дайдодзи и Ямамото Цунэтомо, два великих самурая, живших на рубеже семнадцатого-восемнадцатого столетий, предлагают молодым воинам свое напутствие, свой рецепт обретения себя. Написанные в период мирной жизни, когда многие самураи, потеряв привычный уклад жизни, стали предаваться развлечениям и пагубным страстям, «Будосёсинсю» и «Хагакурэ» призывали вернуть былую веру в чистоту и справедливость.
А в наши дни эти труды вполне могут послужить своеобразной разгадкой, ключом к успеху японских компаний и рассказать об истоках корпоративных отношений. И так, несколько золотых правил или «Ключ к успеху японских компаний» от самураев древней Японии, которые помогут вам реализовать себя в бизнесе и стать успешными в жизни: Образование: Нужно быть хорошо образованным, и глубоко понимать причины вещей.
Безграмотность сегодня непростительна. Дружба: Надежность – одно из необходимых качеств, но ни в коем случае не следует оказывать помощь без веских причин, ввязываться в дела, которые не имеют значения, или принимать на себя обязательства в том, что не касается тебя самого.
Служба: Долг всех, находящихся на службе, состоит в том, чтобы отдавать ей все свои силы. Лень: Находясь на службе, нужно жить сегодняшним днем и не заботиться о дне завтрашнем, ибо, если день за днем ревностно и усердно исполнять свой долг так, что ничто не остается несделанным, не о чем будет сожалеть и не в чем упрекать себя.
Разрыв отношений: На службе, вполне может оказаться кто-то, с кем по каким-то причинам нет желания иметь дела. Но если приказано служить вместе с таким человеком, нужно немедленно сказать тому: «Мне приказано служить вместе с тобой, и хотя мы отнюдь не близки, я верю, что мы будем помогать друг другу, чтобы лучше исполнить свой долг.
Клевета: Находясь на службе, никогда не нужно исподтишка осуждать ошибки своих товарищей, которые видел или о которых слышал. Ибо человеку не дано понять, насколько он может ошибаться в таких вещах или не понимать их. Это, а так же многое другое, вы сможете узнать, прослушав новую аудиокнигу серии «Семь ступеней совершенства», прочитанную для вас А.
Ф. Скляром. Мы уверены, что простые принципы, изложенные в этой аудиокниге, могут быть без труда применены на практике предпринимателями, менеджерами и руководителями всех уровней. Продюсер издания: Владимир Воробьёв © перевод Р. В. Котенко, А. А. Мищенко ©&℗ ИП Воробьев В.
А. ©&℗ ИД СОЮЗ.
Искусство войны
Сунь-цзы Древневосточная литература Отсутствует Нет данныхДревний китайский трактат «Искусство войны» написан более двух тысячелетий назад воином и философом Сунь-цзы (VI—V вв. до н. э.). Будучи первым из всех трактатов по военному искусству, это классическое руководство содержит четко сформулированные принципы ведения боевых действий и подготовки к ним, стратегии и тактики поведения военачальника и его армии в военных конфликтах.
Кроме того, автор дает краткие представления о человеческой природе, способах разрешения конфликтных ситуаций без грубого насилия, указывает, как можно побеждать еще до начала открытого противостояния. Труд Сунь-цзы, впервые переведенный французским миссионером около двух столетий назад, высоко оценил Наполеон.
И сегодня, спустя века, книга по-прежнему интересна, причем не только военным, но и политологам, бизнесменам, психологам. Издание сопровождается множеством уникальных иллюстраций.
Хагакурэ. Сокрытое в листве
Ямамото Цунэтомо Древневосточная литература Книга самураяПредставляет аудиоверсию наиболее авторитетного трактата, посвященного бусидо – «Пути воина». Бусидо – изначально трактовавшееся как «национальный, особенно военный дух Японии», в последствии в древней Японии стало обозначать свод правил, регламентирующих поведение и повседневную жизнь самураев – воинского сословия, определяющего историю своей страны на протяжении столетий.
Ямамото Цунэтомо, великий самурай, живший на рубеже восемнадцатого столетия, предлагает молодым воинам свое напутствие, свой рецепт обретения себя. Написанное в период мирной жизни, когда многие самураи, потеряв привычный уклад жизни, стали предаваться развлечениям и пагубным страстям, «Хагакурэ» – или иначе «Сокрытое в листве», рассказывает о том, как вернуть былую веру в чистоту и справедливость.
Призывает отказаться от прагматизма, уверяя, что лишь интуиция способна привести к первоосновам бытия, помочь в любых свершениях. Трактат учит жизни в мире, жизни именно в эту конкретную минуту, жизни, которая определяется одним: правильным ли будет твой следующий шаг.
Вот несколько советов, которые дает автор «Хагакурэ» тем, кто стремится постичь нечто таинственное, скрытое от обычного взора и доступное только тому, кто стремится к постижению избранного им Пути воина. «К важным делам следует относиться легко». «Высказывать людям свои мнения и исправлять их ошибки – очень важно.
В этом проявляется сострадание, которое больше всего помогает в вопросах суждения». «О том, хорош человек или плох, можно судить по испытаниям, которые выпадают на его долю». «Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день – более искусным, чем сегодня».
«Говорят, что, совершив ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта». Непоколебимая готовность к смерти, все заполняющее чувство долга, забота о чести – как о высочайшем достоинстве, мужество и решительность – являющиеся оружием самурая, любовь – понимаемая в смысле высочайшей романтики, снисходительность и сострадание к людям – это и есть Хагакурэ.
Постепенность и сиюминутность, мгновение и вечность, поиск ответов на вопросы «Как мы живем?», «Как мы умираем?». Обо всем этом в аудиокниге Хагакурэ (Сокрытое в листве) в замечательном прочтении А. Ф. Скляра. Продюсер издания: Владимир Воробьёв © перевод Р.
В. Котенко, А. А. Мищенко ©&℗ ИП Воробьев В. А. ©&℗ ИД СОЮЗ.
Черчилль и древняя тайна «Заговора рептилий»
Ольга Грейгъ Биографии и Мемуары Власть и мистикаИсследователи уверяют, что миром управляют… «рептилии». По их версиям, представители королевских династий Западной Европы и элиты США являются потомками инопланетной рептилоидной цивилизации. Их хищнические гены объясняют захватническую политику англосаксов и американцев, направленную на разжигание войн, революций, разрушений экономик других стран во имя собственного блага.
Теория заговора рептилий выглядит безумной, но не торопитесь с выводами. Предания многих народов, в том числе древние трактаты Индии рассказывают, что предками людей были наги – раса змееподобных существ, обладавших уникальными знаниями и умевшими принимать человеческий облик.
Потомки этих странных существ во имя своей цели – управления миром – создали тайные общества иллюминатов, масонов… они до сих пор скрываются среди нас. Согласно генеалогическому древу, составленному американским профессором Хорном, британским писателем Дэвидом Айком и другими исследователями, династия британских монархов, английский премьер Черчилль, мультимиллиардеры Ротшильды и Рокфеллеры, президенты США, среди которых Рузвельт, Клинтон и семейство Буш, связаны родственными линиями.
«Сеть секретных обществ и эти линии крови правят странами и руководят всей постановкой мирового представления. И эпицентр опять оказывается в Лондоне…» А, значит, дело убежденного русофоба Уинстона Черчилля набирает новый оборот… Чтобы получить ответы на вопросы о странных сущностях и Мировом правительстве, автор политических бестселлеров Ольга Грейгъ ведет беседы с самыми известными в стране и за рубежом писателями, историками, военными аналитиками, сотрудниками спецслужб.
Книга также вышла под другим названием: «Черчилль-Мальборо. Гнездо шпионов».
Фридрих Шиллер
Поэзия ОтсутствуетШИЛЛЕР Иоганн Кристоф Фридрих фон – немецкий поэт, драматург и мыслитель, один из основоположников немецкой классической литературы. Родился в городке Марбах, в семье офицера на службе у герцога Вюртембергского. Учился в военной школе, затем изучал медицину и юриспруденцию, в 1780 г.
был прикомандирован в качестве врача к пехотному полку, расквартированному в Штутгарте. Еще студентом писал стихи и пьесы; первое же произведение – драма «Разбойники» (1781), поставленная на сцене Веймарского национального театра, привлекла всеобщее внимание к новому имени в немецкой литературе.
Впрочем, тут же на Шиллера обрушились неприятности – он был арестован за то, что самовольно покинул расположение полка, чтобы присутствовать на премьере пьесы; кроме того, ему запретили впредь заниматься драматургией. В декабре 1782 г. Шиллер бежал из тюрьмы и следующие десять лет скитался по Германии, продолжая, под различными псевдонимами, писать и ставить пьесы.
По протекции Гёте, с которым он был знаком по переписке, Шиллер в 1790 г. был назначен профессором истории Йенского университета. Личная встреча Шиллера и Гёте состоялась в Йене два года спустя; с той поры началась их дружба. Под влиянием Гёте Шиллер от философских трудов и политических трактатов, над которыми работал во время своих скитаний, вернулся к поэзии и драматургии.
Последние годы жизни оказались наиболее плодотворными для его творчества: были написаны трилогия «Валленштейн» (1797–1799), а также драмы «Мария Стюарт» (1801), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804). В конце 1799 г. Шиллер поселился в Веймаре и уже не покидал город до самой кончины.
Как поэт Шиллер прославился своими балладами, а также гимном «К радости», положенным на музыку Людвигом ван Бетховеном. В России Шиллер приобрел популярность в начале XIX в. благодаря многочисленным переводам (в частности переводам В. А. Жуковского) и постановкам на сцене трагедий «Разбойники» и «Коварство и любовь».
В аудиокнигу вошли наиболее известные стихотворения Ф. Шиллера в переводах знаменитых русских поэтов – В. А. Жуковского, А. C. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Григорьева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и многих других.
Время государя: с комментариями и объяснениями
Никколо Макиавелли Европейская старинная литература Философия на пальцах до 1527 г.Никколо Макиавелли часть своей жизни посвятил государственной службе. Его опыт и наблюдения за методами управления политиков стали основой трактата «Государь», известного сегодня во всем мире. Макиавелли в нем выступил сторонником сильной власти, ради укрепления которой допускал и коварство, и предательство, и насилие.
Конечно, подобное вызвало противоречивые мнения, а Католическая церковь внесла его труд в списки запрещенных книг. И тем не менее идеи этого историка и философа о методах управления, о способах получения власти, о том, какими качествами должен обладать правитель и от чего зависит успех проводимых им реформ, нашли свое применение в области политики и актуальны по сей день.
Нет данныхСунь-цзы – китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI веке до нашей эры. В течение двух тысячелетий трактат «Искусство войны», написанный Сунь-цзы, оставался самым важным военным трудом в Азии, где даже простые люди знали его название.
Сегодня военные и философские концепции Сунь-цзы применяют руководители, предприниматели и менеджеры, совершенствуя методы управления людьми. Трактат издан с комментариями и объяснениями Владимира Малявина.
«Дао-дэ цзин приписываемый традицией легендарному Лао-Цзы, будто бы жившему в VI в. до н.э. и бывшему старшим современником и даже собеседником Конфуция, - текст, датируемый ориентировочно серединой III в. до н.э. и принадлежащий кисти неизвестного автора. Это очень краткий и один из самых трудных, любопытных и глубоко содержательных памятников древнекитайской мысли. Именно он - всего 5 тыс. знаков-слов - обессмертил имя великого Лао-Цзы, считающегося родоначальником и символом даосизма. Емкий и лаконичный текст из 81 параграфа, в каждом из которых всего несколько афористических фраз, загадочен и многозначен. Мало того, он совсем не похож на остальные трактаты и иные древнекитайские тексты.
Иероглифы вроде бы китайские, фразы составлены по-китайски, а содержание иное, нередко прямо-таки непереводимое и уж во всяком случае не вполне понятное и заведомо допускающее различные интерпретации. Непонятное прежде всего потому, что тематика трактата капитально отличается от привычной, столь характерной для канонов и трактатов конфуцианского, легистского, моистского и любого иного направления.
«Дао-дэ цзин» насыщен мистикой, метафизическими конструкциями - начиная с понимания Дао как Высшего Абсолюта и дэ как его эманации. Впрочем, в отдельных параграфах Дао и дэ употреблены и в обычном, близком к конфуцианскому понимании. Да и вообще, по мнению Г. Крила, в тексте отчетливо видно как бы два слоя - созерцательный, насыщенный мистикой, метафизикой, онтологическими построениями, и приближенный к реалиям жизни целеустремленный, наполненный полезными советами и учащий людей, как им жить (лучше всего - уйти подальше от цивилизации и государственности в глушь, к природе, к первозданному существованию).
Если второй пласт - при всей необычности упомянутых советов - все же привычен для китайской мысли, издревле озабоченной социально-этическими и политическими проблемами, то первый чужд ей. И есть весомые основания полагать, что насыщающие его идеи пришли на китайскую землю извне, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные параллели с древнеиндийской мыслью.
Переводов текста великое множество, есть и русский. Трудно судить, насколько удачен каждый из них, ибо, как упоминалось, чуть ли не любая фраза трактата допускает самые разные интерпретации. Мало помогает и специальное исследование текста, сопровождаемое тщательным изучением всех его комментариев. Словом, загадка остается во многом неразгаданной до наших дней. Это, однако, никак не мешает тому, что «Дао-дэ цзин» считается классическим для всей мировой мысли и уж во всяком случае для китайского даосизма, как философского, так и развившегося позже, уже во времена империи, религиозного.
«Чжуан-цзы» - второй широко известный и почитаемый древний даосский текст, тоже являющийся классическим для даосов, да и для Китая и его культуры в целом. Он - своего рода жемчужина художественной культуры страны, образец древнекитайского литературного стиля. Великолепный образный язык, глубокая и порой парадоксальная мысль, специфика стиля (от философских рассуждений до легких притч с несвойственными более ранним чжоуским текстам многочисленными элементами мифологии) - все это всегда привлекало специалистов и любителей к «Чжуан-цзы».
Написанный в III в. до н.э. последователями и почитателями философа Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу), трактат состоит из 33 глав, делящихся на «внутреннюю» и «внешнюю» части (7 и 15 глав соответственно) и на поздний слой, главы которого считаются уже мало связанными с учением самого Чжуан-цзы. Наиболее важной, интересной и аутентичной считается «внутренняя» часть.
Содержание текста - если говорить о генеральных идеях - во многом совпадает с тем, о чем идет речь в «Дао-дэ цзине» (проблемы мистики, метафизики, онтологии). Однако по форме это нечто совсем иное. Трактат являет собой интересное литературное произведение, содержащее множество афоризмов, диалогов, небольших эссе. Кое-что из включенных в текст мифологических конструкций необычно и уникально в своем роде, т.е. не дублируется ни в одном из иных китайских текстов, ни более ранних, ни поздних. Отсюда и колоссальный интерес к книге, переводившейся не раз на многие языки и специально изучавшейся огромным числом исследователей, в том числе и отечественными специалистами.
«Ле-цзы» - третий из известных древнекитайских даосских трактатов, схожий по содержанию с «Чжуан-цзы», хотя и много более скромный по форме. Но в отличие от других классических трактатов, «Ле-цзы» большинством специалистов считается неаутентичным. Согласно принятой версии, до II в. до н.э. существовал его подлинный текст, который потом был утерян. Восстановлен текст был, по современным данным, лишь в III-IV вв. н.э. Сложность истории трактата означает, что пользоваться его данными следует с осторожностью, хотя обращаться к ним не только можно, но и необходимо, прежде всего потому, что, например, гл. 7 трактата, посвященная изложению философии Ян Чжу, - единственный текст, который позволяет судить об эпатирующем общество эгоизме и гедонизме этого мыслителя, чьи взгляды Мэн-цзы считал едва ли не наиболее опасными для общества наряду с учением Мо-цзы (современный ему легизм Мэн-цзы, видимо, воспринимал как развитие моизма).
Другими словами, янчжуизм (если можно так выразиться) был реальным фактором древнекитайской идеологической борьбы еще в IV в. до н.э., а без «Ле-цзы», пусть даже и записанного спустя ряд веков в неаутентичном варианте первоначально существовавшего, но затем утерянного текста, мы о нем практически ничего сказать не можем. Стоит также заметить, что многое в «Ле-цзы», как упоминалось, близко по содержанию и даже по форме к «Чжуан-цзы». Это может служить косвенным свидетельством того, что в существующем ныне варианте текст «Ле-цзы» не слишком далек от первоначального. Немецкий перевод трактата выполнен Р.Вильгельмом, английский - А.Грэхемом, русский - Л.Д.Позднеевой.
«Хуайнанъ-цзы» - последний из древнекитайских даосских текстов и едва ли не вообще последний из сколько-нибудь оригинальных текстов древнего философского даосизма. Написанный на рубеже нашей эры, он вобрал в себя немало мифов и представляет собой весьма серьезный шаг в трансформации философского даосизма в религиозный. В то же время заслуживают внимания те главы текста, в которых разрабатывается философская тематика, в общих чертах намеченная в более ранних даосских сочинениях, в первую очередь в «Дао-дэ цзине» и в «Чжуан-цзы».
Все только что охарактеризованные черты трактата даосской мысли по времени (включая и первоначальный вариант «Ле-цзы») близки друг другу, они в целом явились как бы завершающим мощным аккордом длительного процесса складывания даосизма в древнем Китае. Даосизм, как и моизм и перенявший от него эстафету легизм, оказался серьезным соперником до того практически господствовавшего в чжоуской мысли конфуцианства. После Мэн-цзы, первым из крупных конфуцианских мыслителей понявшего это и принявшего бой, следующим борцом за реабилитацию и возвеличение учения Конфуция выступил Сюнь-цзы.
«Сюнь-цзы» - конфуцианское сочинение принципиально нового содержания. Это уже не сборник изречений, афоризмов, диалогов или эссе, какими были «Луньюй» или «Мэн-цзы». Он представляет собой философский трактат в полном и подлинном смысле слова. По преданию, 23 из 32 глав книги написаны самим Сюнь-цзы, остальное - его учениками. Появился на свет трактат в конце III в. до н.э., если даже не во II в. В число канонических книг конфуцианства он не был включен - и для того были веские причины: содержание трактата вполне определенно свидетельствует об отходе его автора от конфуцианской ортодоксии. Отходе вынужденном, более того - необходимом для спасения самого конфуцианства. Но, тем не менее, позже, когда конфуцианцы взяли реванш, они не могли простить Сюнь-цзы его отход от ортодоксии.
При всем том, однако, он пользовался немалым уважением в Китае. Он изучался, комментировался, а уже в наши дни оказался переведенным на европейские языки, частично, во фрагментах, и на русский.
Ведущий мотив «Сюнь-цзы» - отчаянный призыв к рационалистическому синтезу важнейших идей конфуцианства с приемлемыми для него идеями легистов и даосов. Ради такого синтеза Сюнь-цзы шел на все, включая и явный подлог. Характерна вымышленная им история о шао-чжэне Мао, будто бы казненном Конфуцием за свободомыслие, - факт чудовищно несправедливый по отношению к великому Учителю, славившемуся именно гуманностью и, главное, никогда не обладавшему реальной административной властью, о которой он лишь мечтал. В то же время основы конфуцианства в «Сюнь-цзы» были не только сохранены, но и сильно развиты, дополнительно аргументированы.
Это относится к идеям этического усовершенствования и самоусовершенствования людей (натура человека, по Сюнь-цзы, скверна - только воспитание делает его подлинно человеком), важности ритуала-ли, значимости эмоций в жизни людей и т.п. Но одновременно был сделан вполне очевидный шаг в сторону легизма с его идеями жесткого управления. Неудивительно, что первый и наиболее способный из учеников Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы, оказался крупнейшим из теоретиков китайского легизма, своего рода духовным отцом казнившего его (по оговору завистливого соученика Ли Сы) Цинь Ши-хуанди, у которого тоже ставший легистом Ли Сы был первым министром.
«Хань Фэй-цзы» - трактат, по внутреннему замыслу и генеральной идее аналогичный «Сюнь-цзы». Это тоже попытка рационалистического синтеза (знамение времени!), но уже не с конфуцианских, а с легастских позиций. Судя по единству стиля сочинения, автор едва ли не целиком написал его сам. Трактат объемист и очень интересен, полностью переведен на английский и русский. В самом общем виде смысл текста - в поисках оптимальных методов администрирования. Использованы разработки Шан Яна и Шэнь Бу-хая, многое предложено самим Хань Фэем, но сохранено уважение к конфуцианству и в еще большей мере - к даосизму. Объемистая гл. 20 текста (всего их в трактате 55) целиком посвящена подробному изложению смысла учения Лао-цзы, т.е. основ философского даосизма, с рационалистических позиций.
Рационализм и практицизм мысли стал знамением времени на рубеже IV-III вв. до н.э., причем он уживался с расцветом даосизма, классические тексты которого не отличались ни тем, ни другим. И тем не менее, как это ни покажется парадоксальным, именно даосские идеи во многом вдохновляли авторов весьма рационалистических трактатов, что хорошо видно на примере классических военных текстов древних китайцев, «Сунь-цзы» и «У-цзы».
«Сунъ-цзы» и «У-цзы» - первые в истории человечества сочинения такого рода, до сегодняшнего дня высоко ценимые в мировой военной мысли. В них с поражающей неспециалиста тщательностью разработаны в деталях средства и методы достижения успеха в войне. Характерно, что упор сделан не на силу, а на хитрость, уловки, маневр, обман противника, на добычу и умелое использование информации (включая засылку шпионов), на психологическое воздействие на противника и т.п. Влияние даосской мысли, причем в ее уже развитой форме, отраженной в «Дао-дэ цзине», здесь очевидно. Видимо, оба трактата следует датировать примерно III в. до н.э., хотя описанные в них реалии могут относиться и к более раннему времени. Существуют многочисленные переводы обоих текстов, в том числе на русский.
Предложенный выше перечень далеко не исчерпал всех древнекитайских сочинений в жанре трактата. Но важнейшие из них все же выделены и охарактеризованы. Стоит теперь перейти к следующей категории текстов - работам историописательного характера.
Страницы: 1 2
«Искусство войны» — один из первых трактатов, посвящённых военной стратегии, тактическим приёмам и самой философии войны. Автором книги был китайский полководец и философ Сунь Цзы, живший в VI веке до н. э. Его концепции и рекомендации легли в основу военной практики большинства азиатских стран. В начале XVIII века «Искусство войны» стали переводить на европейские языки. Известно, что трактат был настольной книгой Наполеона Бонапарта, также изложенные в «Искусстве войны» идеи заинтересовали руководство нацистской Германии. А в наши дни труд Сунь Цзы используется для обучения офицерского состава армии США.
Личность Сунь Цзы и история написания трактата
Вплоть до III века до н. э. Китай не был единым государством. На территории Поднебесной располагалось несколько независимых царств, находящихся в состоянии перманентной войны друг с другом. Сунь Цзы родился приблизительно в середине VI века до н. э. в царстве Ци. Он сделал блестящую военную карьеру и стал наёмным полководцем при князе Хэлюе, возглавлявшем царство У. При дворе князя Сунь Цзы прославился своей мудростью и прозорливостью. По просьбе Хэлюя полководец и написал «Искусство войны», где изложил все свои знания.
Однако Сунь Цзы прославился не только как теоретик, но и как практик. Благодаря его таланту, царство У сумело подчинить себе соседние княжества.
Ключевые идеи
Представления Сунь Цзы о войне отличаются своей целостностью. Его труд очень последователен и обстоятелен. Единые, законченные идеи пронизывают каждую главу текста. Основные мысли Сунь Цзы заключаются в следующем:
- Война — это всегда убытки. Поэтому любой конфликт нужно решать, в первую очередь, дипломатически.
- Спешка и эмоции — верный путь к гибели. Военачальник должен быть сдержан и полагаться только на здравый смысл.
- Основная задача полководца — добиться управления противником.
- Главное на войне — не удача, а владение информацией.
- Боеспособная армия — это та армия, в которой солдаты обеспечены всем необходимым, чётко знают свою цель и строго подчиняются командирам.
«Искусство войны» состоит из 13 глав, каждая из которых рассматривает те или иные аспекты подготовки войны и ведения боя.
Предварительные расчёты
Сунь Цзы подчёркивает, что выиграть войну без тщательной подготовки невозможно. Прежде чем начинать войну, правитель и полководец должны проанализировать пять главных элементов войны.
- Во-первых, нужно оценить «Путь» — то есть, состояние общества, отношение народа к власти и возможным военным действиям.
- Вторая важная составляющая — это «Небо» — время, которым может располагать воюющая сторона.
- Третий элемент — «Земля» — местность, на которой будет вестись война, время года и погодные условия.
- Четвёртая составляющая — сам «Полководец». Необходимо понять, насколько талантлив человек, возглавляющий войско, способен ли он действовать разумно и беспристрастно.
- И, наконец, пятый важный элемент — «Закон». Сюда относится всё, что касается непосредственно армии (уровень подготовки солдат и офицеров, провизия, вооружение, форма и многое другое).
Ведение войны
Полководец должен не только предугадать возможные тактические ходы противника, но также подчитать убытки, которые повлечёт за собой война, и потенциальные приобретения. Нельзя затевать войну без подробной сметы, где учитывались бы расходы на нужды армии. При этом талантливый военачальник сумеет избежать излишнего затягивания боевых действий и, тем самым, убережёт государство от дополнительных трат, а солдат — от голода, болезней и лишений.
Планирование нападения
Сунь Цзы советует полководцам не спешить с началом боевых действий. Битва — это самое последнее средство ведения войны. Прежде чем переходить к сражению, нужно испробовать дипломатию, подкуп, запугивание, дезинформацию и шпионаж. Противник должен быть лишён союзников и сбит с толку. Только после этого можно переходить к быстрой и решительной атаке.
Для того чтобы война окончилась победой, каждый человек¸ находящийся на поле брани, начиная от простого солдата и заканчивая правителем, должен преследовать общую цель.
Форма
Полководец должен уметь найти ту точку, на которой он сможет закрепиться при неудаче. Как только его армия достаточно окрепнет, можно будет начать продвижение вперёд.
Мощь
Задача полководца — перехватить стратегическую инициативу и заставить противника двигаться в нужном направлении. Для того чтобы овладеть этой инициативой, военачальник должен уметь правильно вести бой и маневрировать. Каждый манёвр приближает противника к ловушке, всё больше запутывая вражескую армию.
Полнота и пустота
В этой главе Сунь Цзы вновь напоминает о важности предварительных расчётов. Победа будет гарантирована тому, кто первый придёт на поле боя. Опоздание же грозит катастрофой. Полководец должен успеть изучить местность, занять более выгодные позиции, возвести укрепления и дать отдохнуть своим солдатам.
Также главнокомандующий должен понимать логику, которой руководствуется противник, знать все слабые и сильные места врага. От этих сведений напрямую зависит план наступления и все последующие маневры армии.
Борьба на войне
Даже самые быстрые и мощные атаки ничего не дадут, если в стане врага царят порядок и дисциплина. Полководец должен уметь измотать и деморализовать своего противника. Только после этого наступление увенчается успехом.
Излишняя спешка на войне обычно приводит к гибели. Лучше потратить время на изучение дорог и общение с местными жителями, чем перейти к атаке, которая быстро разобьётся об укрепления противника.
В то же время полководец должен следить и за порядком в своём лагере. Только единство и дисциплина приведут к цели.
Девять изменений
В этой главе Сунь Цзы отмечает, что причинами поражения могут быть не только успешные действия противника или неудачное место дислокации, но и неумение полководца контролировать свои эмоции.
Некоторые военачальники ведут себя на поле боя слишком отчаянно и безрассудно, стремясь к смерти, а некоторые — трусят и в результате попадают плен. Часть полководцев слишком сурова к своим солдатам, а часть — обходится с ними слишком мягко. В обоих случаях армия перестаёт подчиняться своему командующему. Также губительно и чрезмерное честолюбие главнокомандующего. Это чувство может привести к тому, что полководец забудется во время боя и потеряет своё хладнокровие.
Поход
В этом сугубо практическом разделе Сунь Цзы, опираясь на свой опыт, рассказывает, как нужно вести военные действия на разных типах местности, правильно форсировать реку, двигаться по горам, какие точки следует выбирать для начала боя. Также он уделяет внимание поведению противника и поясняет, как следует трактовать те или иные действия врага.
Формы местности
Сунь Цзы немного дополняет предыдущую главу, рассказывая о ведении боя в тех или иных природных условиях. Но большая часть раздела посвящена отношениям между полководцем и солдатами. Сунь Цзы считает, что командир должен уметь поддерживать баланс при общении со своими подчинёнными. Обычно солдаты готовы умереть за полководца, который их любит и о них заботится. Но у слишком мягкого главнокомандующего армия может легко выйти из-под контроля.
Девять местностей
Данная глава раскрывает специфику ведения боя на своей и вражеской земле. Сунь Цзы рассказывает о том, в каких случаях лучше захватывать новые территории, а в каких — будет рациональнее отступить. Также в тексте присутствует описание местностей, наиболее подходящих для атаки, отступления или окружения.
Огневое нападение
В главе рассказывается об уничтожении складов, полей, припасов и вооружённых сил противника. При этом Сунь Цзы призывает руководствоваться не злобой и жаждой мести, а исключительно благоразумием.
Использование шпионов
Сунь Цзы подчёркивает, что даже самый лучший план тактического наступления не стоит ничего, если полководец не имеет сведений о противнике. Использование шпионов нужно не только для того, чтобы знать всё о стане врага, но и для того, чтобы сам противник получал ложную информацию.