Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ сделал закон о применении ККТ значительно проще и понятнее. Между тем, у пользователей касс еще остались вопросы. На некоторые из них БУХ.1С ответил Андрей Бударин, начальник Управления оперативного контроля ФНС России.
С 3 июля 2018 года законодатели расширили понятие расчетов. Теперь, согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, расчетами считаются, в частности, зачет и возврат предварительной оплаты и авансов. Андрей Владимирович, хотелось бы уточнить, что понимается под таким зачетом и возвратом?
Под этим термином понимается, в том числе, любая отгрузка товара в счет предоплаты (аванса). Независимо от порядка оплаты такая отгрузка потребует применения онлайн-касс. При этом применение кассы необходимо при расчете с физическими лицами, а между юридическими лицами и ИП – нет.
А когда вводится обязанность по применению касс при отгрузке товаров в счет ранее полученной предоплаты (авансов)?
Зачет и возврат предварительной оплаты и авансов включены в перечень расчетов, по которым предоставляется отсрочка до 1 июля 2019 года.
Также в понятие расчетов включили предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ и услуг. Означает ли это, что при продаже товаров в кредит, т.е. когда товар передается покупателю вообще без оплаты, нужно применять ККТ?
В категорию «предоставление и погашение займа» не входит передача товаров в кредит с участием кредитной организации. Но при продаже товара в кредит продавец все равно обязан применять ККТ и выдавать покупателям чеки.
Помимо всего прочего, сейчас под расчетами понимают и предоставление/получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Относится ли сюда оплата страховой премии страховщику и выплата страхового вознаграждения?
Нет, это относится к услуге. При этом с 01.07.2019 для расчетов по таким услугам предусмотрены дополнительные реквизиты кассового чека.
А считается ли встречным предоставлением товарообмен?
Да, считается.
Но кассы применяют лишь в случаях, если товарообмен происходит с физлицами. Если же два юридических лица, или юрлицо и ИП осуществляют товарообменную операцию, они не должны применять онлайн-кассы.
Закон не требует применения ККТ при безналичных расчетах между организациями и ИП. Исключение составляют случаи, когда между организациями/ИП происходит предъявление электронного средства платежа (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Есть ли возможность уточнить, какие виды оплаты попадают под это исключение?
Под такое исключение подпадает физическое предъявление покупателем продавцу электронного средства платежа. Например, корпоративной карты.
В случаях, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов. Значит ли это, что пользователь может при расчете через автоматическое устройство выдать чек, используя кассу, которая находится отдельно?
Да. При этом в указанных случаях кассовый чек может вовсе не печататься.
Правда ли, что после 1 июля 2019 года при оплате проезда водителю автобуса или маршрутки наличными денежными средствами, пассажир должен будет получить чек?
Да, именно так.
Что означает формулировка нового п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ «осуществление расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом»? Кого можно считать уполномоченными лицами?
Данная формулировка означает, в частности, оплату товаров на основании счета в отделении банка.
Круг же уполномоченных лиц определяется в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации (например, ст. 185 ГК РФ).
По новым правилам при дистанционной торговле чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Можно ли считать датой расчета день подтверждения банком исполнения распоряжения покупателя на оплату.
Да можно, но в целях соблюдения норм Закона № 54-ФЗ значение имеет не «дата расчета», а «момент расчета».
При этом момент расчета в розничной торговле не может быть осуществлен позднее момента передачи товара.
Также могут возникнуть проблемы, если продавец и покупатель трактуют момент расчета по-разному и покупатель пожалуется, почему чек ККТ выдан, например, через 3 дня после покупки. Тогда налоговые органы начнут разбираться в договорных отношениях, нарушении законных прав покупателя и т. д.
Чтобы легально открыть заведение или магазин на территории РФ нужно не только оформить ИП или ООО и позаботиться о всех необходимых лицензиях, но и подключить свое кассовое оборудование для передачи данных в налоговую по правилам Федерального закона 54 (текст закона «54 статья закона Российской Федерации»).
И самое важное - ваша программа учета должна корректно работать с фискальными регистраторами и поддерживать все требования закона, как это умеет
Что такое федеральный закон 54 ФЗ о применении контрольно кассовой техники?
Суть закона - предпринимателям нужно переходить на новую схему применения кассовых аппаратов. Новая ККТ должна печатать чеки, отправлять их копии на email покупателям и пересылать все данные оператору фискальных данных. В свою очередь, оператор обрабатывает информацию и передает ее в Федеральную налоговую службу.
Как говорится в новой редакции закона - все предприниматели обязаны поставить новое оборудование или модернизировать старое. С 1 июля 2018 года истекает последняя отсрочка и оснащение новыми ККТ станет обязательным для всех: интернет-магазинов, торговых автоматов и тем, кто оказывает услуги. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, на любой системе налогообложения: ПСН или ЕНВД.
Для чего нужен 54-ФЗ?
Следить за выручкой
Уменьшить число предпринимателей, которые до сих пор предпочитают работать «в тени», контролировать цены и предотвратить нечестную конкуренцию.
Уменьшить проверки
Налоговая получает всю информацию онлайн, нет необходимости ездить с проверками по любому поводу.
Экономить время
Автоматизировать работу с документами и отчетами, большую часть можно настроить в личном кабинете на nalog.ru.
Защитить покупателей
Что такое ОФД?
Новое промежуточное звено, посредник между вашим кассовым аппаратом и федеральной налоговой службой, - оператор фискальных данных (ОФД). Он принимают зашифрованную информацию по чекам от предпринимателей и перенаправлять ее в налоговую.
Как это происходит?
Ваша система учета передает данные в ККТ.
ККТ отправляет информацию в ОФД.
ОФД передает данные в федеральную налоговую службу (ФНС).
Как применение ККТ будет выглядеть на практике?
План действий
Кратко что надо: зарегистрировать персональный аккаунт на
nalog.ru, оставить заявку
на фискализацию вашей кассы и заверить ее электронной подписью. После получения
ваших данных, налоговая присвоит вам уникальный регистрационный номер.
1. Регистрация ККТ
Ранее порядок регистрации ККТ требовал физического присутствия предпринимателя
в налоговой инспекции. Сейчас онлайн кассы 54 ФЗ можно свободно зарегистрировать
через кабинет ККТ на сайте nalog.ru,
без необходимости являться лично в налоговую
инспекцию. Однако для этого вам обязательно понадобится квалифицированная
электронная подпись (КЭП).
2. Получить электронную подпись
КЭП можно получить, обратившись в любой из удостоверяющих центров на сайте
Минкомсвязи или через некоторые ОФД, например
Taxcom или
Онлайн-касса.ру.
Цена: 1500–5000 руб., в зависимости от надежности компании, техподдержки и дополнительных возможностей. Эта подпись вам также понадобится для заключения договора с ОФД в режиме онлайн. Срок действия КЭП - 1 год.
Доступ к кабинету ККТ можно получить через меню «Личные кабинеты организаций и ИП» на nalog.ru. После заполнения всех полей, вам нужно лишь подписать форму уже сформированным КЭП для онлайн-касс.
3. Заключить контракт с ОФД
Прежде чем зарегистрировать ККТ на сайте налоговой инспекции, вы должны заключить
договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных (ОФД)
и обеспечить подключение кассового терминала к интернету.
ОФД - организация, которая берет на себя работу по сбору данных, передаваемых ККТ нового поколения. Заключение договора с ОФД - обязательно для выполнения 54-ФЗ. Полный список ОФД, внесенных в реестр доступен на сайте ФНС kkt-online.nalog.ru. Не забудьте выбрать свой регион, когда будете скачивать список операторов. Цена годового договора обслуживания одной ККТ в среднем - 3000 руб.
Важно! ОФД могут исключить из реестра, но у вас будет 20 дней для подписания договора с другим оператором. Это время касса будет работать в автономном режиме и накапливать данные.
Когда закон 54 ФЗ о ККТ разрешает не передавать данные ОФД?
Если данные на печатном чеке отличаются от тех, что указаны в электронном, клиент может пожаловаться в налоговую.
Что такое электронный чек?
Копия бумажного чека с такой же юридической силой. Электронный чек высылают покупателю, если он предоставил свой номер телефона или эл. почту, а также попросил электронный чек до момента оплаты товара. Или в случае, если клиент покупает товар в интернет-магазине и рассчитывается электронным платежом.
Нужно ли полностью менять ККТ?
Покупка новой ККТ грозит не только начинающим предпринимателям, но и тем, кто сейчас использует устаревшую или непопулярную ККТ, которую не планируют модернизировать. Рекомендуем, как можно скорее узнать у производителей соответствие ККТ закону 54, а именно.
ККМ (контрольно-кассовая машина, контрольно-кассовый аппарат или просто касса) - это устройство, фиксирующее факт приобретения товара и регистрирующее этот факт печатью кассового чека. Очередной федеральный закон о ККМ от 27.11.2017 № 337-ФЗ внёс новые изменения в порядок применения касс.
Хронология перехода на ККТ онлайн
Переход на кассовые аппараты нового образца начинался как эксперимент Минфина и Федеральной налоговой службы ещё в августе 2014 года. Полгода проверялась жизнеспособность идеи о передаче через интернет данных о произведённой покупке в режиме реального времени в налоговую инспекцию. Кассовые аппараты нового поколения подключенные к интернету первыми опробовали розничные продавцы Москвы и области, Татарстана и Калужской области, всего было задействовано около 3 тысяч единиц контрольно-кассовой техники.
Минэкономразвития не одобрило законопроект и дважды выдавало отрицательное заключение об оценке его регулирующего воздействия. Против был и бизнес, о чем не раз писали новостные ленты. На одной из встреч с руководителями объединений предпринимателей глава ФНС России Михаил Мишустин предложил в качестве уступки сделать процесс перехода на новые ККТ поэтапным.
В качестве преимуществ касс нового образца налоговики называют:
- регистрацию ККТ в электронном виде;
- объективный учёт доходов продавцов;
- сокращение количества налоговых проверок;
- предоставление потребителям больших возможностей для защиты своих прав.
Кроме того, по поручению Президента для покрытия затрат на приобретение новых касс бизнесменам обещали предоставить специальный налоговый вычет. Однако получили эту льготу только ИП на и , и только в размере не более 18 тысяч рублей за одну единицу ККТ.
Какими должны быть онлайн-кассы
Закон № 290-ФЗ утвердил требования к техническим характеристикам ККМ. Самое главное - фиксировать сведения о продажах теперь будет не ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая), а фискальный накопитель. Устройство будет передавать информацию о продажах в онлайн-режиме сначала специальному посреднику (оператору фискальных данных), а потом в ИФНС.
Требования к кассам, передающим данные о продажах в режиме реального времени, установлены в новой редакции статьи 4 закона № 54-ФЗ:
- наличие устройства для печати фискальных документов с двухмерным штриховым QR-кодом размером не менее 20 x 20 мм;
- передача данных в фискальный накопитель внутри корпуса;
- формирование фискальных документов в электронном виде и передачи их оператору сразу после поступления данных в фискальный накопитель;
- принятие от оператора фискальных данных подтверждения о получении информации;
- обеспечение информационной безопасности фискальных данных и их шифрование;
- формирование фискального признака длиной до 10 цифр для каждого документа;
- обеспечение возможности записывать фискальные данные и хранить их в памяти устройства памяти не менее пяти лет с момента окончания эксплуатации.
Какие ККМ можно использовать в 2018 году, указано в опубликованном на сайте налоговой службы и постоянно пополняемом реестре моделей ККМ с онлайн передачей данных . Приобретайте оборудование только из этого списка!
Затраты на переход к онлайн-кассам
Если вы уже работаете с кассовым аппаратом, то он может быть модернизирован. Некоторые модели позволяют просто заменить ЭКЛЗ на фискальный накопитель, а не приобретать новую технику.
Вот такие примерно расходы придётся понести предпринимателям:
- модернизация старого аппарата - от 5 до 10 тысяч рублей;
- приобретение нового аппарата - от 25 до 40 тысяч рублей;
- кассовое ПО - от 7 тысяч рублей;
- услуги оператора (ОФД) - от 3 тысяч рублей за первый год работы, в последующие - до 12 тысяч;
- интернет-связь - от 5 тысяч рублей в год.
Итого, минимум 20 тысяч рублей, если ваша техника может быть модернизирована, или 40 тысяч рублей, если это невозможно.
Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.
Когда начинается применение новой ККТ
Новые кассовые аппараты с 2017 года внедряются постепенно для разных категорий налогоплательщиков, и последние новости о сроках перехода таковы:
- с 1 февраля 2017 года прекращена регистрация аппаратов прежнего образца;
- до 1 июля 2017 года все уже имеющиеся кассы должны быть модернизированы или заменены на новые;
- с 1 июля 2017 года розничные продавцы, кроме плательщиков и ПСН, обязаны работать только на онлайн-кассах;
- с 1 июля 2018 года продавцы и точки общепита на ЕНВД и ПСН, имеющие работников, должны применять ККТ наравне с другими, т.е. своей специальной льготы они лишаются. Если же работников по этим направления нет, то срок перехода продлевается до 1 июля 2019 года;
- с 1 июля 2019 года те, кто оказывает услуги населению на любом режиме налогообложения, вместо БСО типографского изготовления должны выдавать бланк, отпечатанный автоматизированным устройством (аналог кассового аппарата).
Таким образом, если закон об онлайн кассах не будет больше изменяться, с июля 2019 года ФНС начнёт принимать сведения о большинстве розничных покупок и услуг населению. Это, конечно, очень большая административная и техническая нагрузка на всех участников передачи данных: розничных продавцов, операторов фискальных данных и самих налоговиков.
Перечень продавцов, которые и после принятия нового закона вправе получать наличную оплату без выдачи кассового чека, установлен в статье 2 закона № 54-ФЗ.
Как работают онлайн-кассы
ККТ с функцией передачи данных в режиме реального времени работает по другому принципу, чем прежние аппараты с ЭКЛЗ. Сначала сведения о продаже поступают к посреднику - оператору фискальных данных. После того, как оператор получит через интернет данные о продаже от кассира, он высылает подтверждение, что данные приняты.
Кассовому чеку присваивается фискальный признак, без этого чек формироваться не будет. Предполагается, что принятие данных и присвоение фискального признака будет происходить всего за 1,5 - 2 секунды, поэтому процесс оплаты для покупателя не затянется. Затем оператор передаёт сводную информацию о платежах в налоговую инспекцию, которая ее систематизирует и накапливает в хранилище данных.
Приниматься в расчет налоговой базы будут все данные, переданные в ИНФС операторами фискальных данных. За нарушение полноты сбора информации сами операторы наказываются серьёзными штрафами (от 500 тысяч до миллиона рублей).
Обратите внимание: ОФД - это коммерческая специализированная организация, имеющая необходимые технические ресурсы и квалифицированных работников. Выбирать оператора надо тоже, следуя рекомендациям ФНС, - из официального списка .
Покупатель получает бумажный чек, где указан сайт оператора данных и фискальный признак чека. По желанию покупатель может запросить продавца направить чек и в электронном виде. Если окажется, что реквизиты бумажного чека и электронного не совпадают, покупатель вправе сообщить об этом в ИФНС, которая проведет по этому факту проверку.
Выросли штрафы за нарушение закона о кассовых аппаратах
Мы рассказали о том, как работают ККТ онлайн, но это ещё не все последние новости. Поправки в новый закон о ККТ ужесточили административные санкции за нарушение порядка применения касс. В новой редакции статьи 14.5 КоАП РФ размеры штрафов следующие:
Неприменение кассового аппарата, если он должен применяться:
- от ¼ до ½ суммы покупки, но не менее 10 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
- от ¾ до полной суммы покупки, но не менее 30 000 рублей для юридических лиц;
Применение старой ККТ или нарушение порядка их регистрации/перерегистрации:
- предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
- предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц.
Отказ в выдаче покупателю бумажного или электронного чека:
- предупреждение или штраф 2 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
- предупреждение или штраф 10 000 рублей на юридических лиц.
Онлайн касса - это устройство, выдающее кассовый чек и передающее сведения о продаже в налоговую инспекцию через интернет. С середины прошлого года на такую технику перешло большинство розничных продавцов. В 2018 году в закон о применении ККТ внесены очередные изменения.
ККТ и режимы налогообложения
Новый порядок применения ККТ онлайн в 2018 году для разных категорий налогоплательщиков, принимающих оплату наличными и картой, зависит от налогового режима продавца.
До 2017 года многие предприниматели и организации могли работать без касс. При расчётах за услуги населению вместо чека они выдавали (бланк строгой отчётности). Кроме того, все торгующие на и ПСН были вправе принимать оплату за товары без каких-либо документов. Только в случае требования покупателя ему выписывался товарный чек.
Причина таких послаблений в том, что на ПСН и ЕНВД для налогообложения учитывается:
- потенциально возможный годовой доход для ПСН;
- доход, который вменяется (т.е. предполагается) для плательщиков единого налога на вменённый доход (ЕНВД).
А вот на упрощённой системе налогообложения, а также на ОСНО и ЕСХН, для расчёта налоговой базы применяются показатели реально получаемого дохода. От кассовых аппаратов старого образца большего и не требовалось, информация об объёмах продаж фиксировалась в ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая).
Применение ККТ для оформления наличных расчётов при ЕНВД в 2018 году, а также для ИП на патенте зависит от того, есть ли у них работники. Если в сфере торговли или общепите работники есть, то новые кассы для этих режимов нужны с 1 июля 2018 года. Причём, реальные доходы на ЕНВД и ПСН по-прежнему не будут учитываться при расчёте налогов. Новые кассы для этих спецрежимов внедряются с целью обеспечить права потребителей.
Хотя новые кассы сейчас применяют больше бизнесменов, по-прежнему есть ситуации, когда ККТ при наличных расчётах можно не использовать. Этот ограниченный перечень приводится в статье 2 закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. Среди них:
- продажа газет, журналов и сопутствующих товаров в специализированных киосках;
- продажа билетов в салоне общественного транспорта;
- торговля из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
- продажа вразвал сезонных овощей, фруктов, бахчевых;
- разносная торговля некоторыми товарами;
- продажа лекарств в сельских аптеках и др.
В отношении торговли на рынках требования ужесточены - как к торговым местам, так и категориям товаров. Так, Правительство разработало непродовольственных товаров, которые нельзя продавать на рынках без касс. Независимо от типа торгового места придётся применять ККТ при торговле одеждой, изделий из кожи, мебелью, деревянными изделиями, коврами, резиновых и пластмассовых изделий и прочего (всего 17 групп товаров).
Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.
Важное новшество для Интернет-магазинов - с 1 июля 2018 года применять кассовые аппараты надо будет и в случаях онлайн-оплаты картой или через такие сервисы, как Яндекс Касса. Покупатель при этом получает только электронный чек. Раньше такого требования не было. Для онлайн-фискализации можно использовать решение Яндекс.Кассы с партнёрской ККТ или свой вариант, например, отправку чеков средствами CMS или CRM-системы. Яндекс.Касса будет передавать информацию о заказах и оплатах на вашу ККТ и информировать магазин об успешной оплате и регистрации чека.
Если же вы оказываете дистанционные услуги/продаёте товары и до сих пор не подключили Яндекс.Кассу, советуем сделать это прямо сейчас. На сегодняшний день - это наиболее адаптированный к новому закону платёжный сервис. Оставив заявку по кнопке ниже, вы получите 3 месяца обслуживания на премиум-тарифе с минимальным процентом (само подключение бесплатное):
Когда надо перейти на новую ККТ
Сроки перехода на онлайн кассы зависят от режима налогообложения и направления деятельности. Напомним, что те, кто торгует на УСН, ОСНО и ЕСХН, применяют онлайн-кассы уже с середины 2017 года. Если на ЕНВД и ПСН вы занимаетесь торговлей или общепитом и при этом имеете работников, касса вам нужна с 1 июля 2018 года. Если же работников на этих режимах нет, то есть, вы торгуете или оказываете услуги общепита самостоятельно, то срок перехода на кассы - 1 июля 2019 года.
В этот же срок - с 1 июля 2019 года - должны перейти на онлайн-кассы все, кто оказывает услуги населению на любом режиме налогообложения с выдачей типографского бланка строгой отчётности. Для наглядности приведём особенности применения ККТ в таблице.
Требования к онлайн-кассе
Что такое онлайн-касса? Самое простое объяснение - это контрольно-кассовая машина, которая работает в онлайн-режиме, т.е. подключена к интернету. Информация о покупке передаётся оператору фискальных данных, который отправляет подтверждение, что сведения приняты, а чеку присваивается фискальный признак.
Новые кассовые аппараты должны соответствовать требованиям, приведённым в статье 4 закона № 54-ФЗ.
- иметь корпус с заводским номером;
- внутри корпуса должны находиться часы реального времени;
- иметь устройство для печати фискальных документов (внутреннее или вне корпуса);
- обеспечивать возможность установить фискальный накопитель внутри корпуса;
- передавать данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;
- обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме и их передачи оператору сразу после внесения данных в фискальный накопитель;
- обеспечивать печать фискальных документов двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм);
- принимать от оператора подтверждение получение данных или информацию об отсутствии такого подтверждения.
Кроме того, отдельные требования установлены к самому фискальному накопителю (статья 4.1 закона № 54-ФЗ), который должен:
- иметь корпус с заводским номером и пломбой изготовителя и энергонезависимый таймер;
- обеспечивать информационную безопасность фискальных данных и их шифрование;
- формировать фискальный признак длиной не более 10 цифр для каждого фискального документа;
- обеспечивать аутентификацию оператора фискальных данных и проверку достоверности его подтверждений;
- формировать записи в памяти контрольно-кассовой техники;
- исполнять протоколы информационного обмена, установленные статьёй 4.3 закона № 54;
- иметь ключ документов и ключ сообщений длиной не менее 256 бит;
- обеспечивать возможность считывания фискальных данных, записанных и хранящихся в памяти в течение пяти лет с момента окончания эксплуатации.
Реестр ККТ , которые соответствуют требованиям онлайн касс и разрешены для применения, опубликован на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Прежде чем самостоятельно решать, какие ККТ (кассовый аппарат) можно использовать, обязательно убедитесь, что выбранная модель есть в этом реестре.
Расходы на онлайн-кассы
Новая ККТ, так же как введение в действие изменений, принятых законом о кассовых аппаратах, потребует от продавцов определённых расходов. Причем, здесь надо учитывать не только то, сколько стоит онлайн касса, но и расходы на услуги оператора фискальных данных (ОФД).
ОФД - это посредник, который через интернет принимает данные из онлайн-кассы, а затем передаёт их в налоговую инспекцию. Оператором может быть только специализированная коммерческая организация, выполняющая технические и информационные требования ФНС. За нарушение процедуры передачи данных, их сохранности и защищённости ОФД может быть оштрафован за крупную сумму (от 500 тысяч до 1 млн рублей).
Естественно, что услуги оператора будут стоить денег. Чтобы привлечь клиентов, большинство операторов предлагает на первый год обслуживания невысокие тарифы - от 3000 рублей за один аппарат, т.е. стоимость услуг зависит от количества касс. В дальнейшем ожидается, что обслуживание вырастет до 12 000 рублей в месяц.
Обратите внимание: оператора фискальных данных надо выбирать только из официального списка , размещённого на сайте ФНС и имеющего разрешение на подобную деятельность.
Что касается расходов на сам аппарат, то если он у вас уже есть, возможно, что его получится модернизировать, а не покупать новый. Узнать, насколько ваше кассовое оборудование соответствует обязательным требованиям и возможности установить вместо ЭКЛЗ фискальный накопитель, можно у производителя или оператора.
В таблице мы привели примерную стоимость затрат на онлайн-касс и первый год их работы.
Таким образом, замена кассовых аппаратов происходит постепенно. Окончательный переход к онлайн-кассам предположительно завершится в середине 2019 года.
Для оплаты страховых взносов, налогов и безналичного расчета мы рекомендуем открыть расчетный счет. К тому же многие банки предоставляют льготные условия обслуживания. Так, для пользователей нашего сайта Альфа-Банк предоставляет 3 месяца полностью бесплатного обслуживания и бесплатное подключение онлайн-банка.
Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.
С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.
Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.
Порядок применения ККТ: новые требования
Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.
Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.
Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().
Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.
Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().
Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).
Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).
Сфера применения ККТ расширена
Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.
Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.
Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности
Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.
С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.
Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.
Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).
Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.
Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):
- предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
- на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).
Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).