Задачи занятия: ; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей; интерес к природе.
Ход занятия
Беседа с детьми об объектах живой и неживой природы.
На столе находятся следующие объекты: цветы, камень, кукла.
В. Сегодня мы снова поговорим о живой и неживой природе. Скажите, что из этих предметов живое, а что нет. (Ответы детей.) Почему вы считаете, что цветок – это живая природа. А камень относится к природе? Какая это природа? А почему кукла – это не природа? Ребята, возьмите по одной картинке, посмотрите, что на ней нарисовано, и если это живой объект, положите картинку возле цветка, если это неживая природа – возле камня, а если это не природа, то положите возле куклы. (Дети разглядывают карточки, воспитатель проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания.) Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.
Беседа с детьми по физической карте свой страны
В. Давайте вспомним, что же такое природа? Замечательный писатель и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыба – вода, птицы – воздух, звери – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А как называется наша Родина? Посмотрите на карту, какая страна на ней изображена?
Наша страна не такая уже и большая, но богатств у неё много. Видите сколько на карте зелёного цвета, значит много зелёных лесов. Синий цвет показывает реки и озёра. В лесу много , в реках и озёрах много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Ищут и находят эти полезные ископаемые люди, профессия которых – геологи.
Представьте себе, что мы с вами геологи, и мы в лаборатории, и будем изучать полезные ископаемые. Лаборатория – это там, где рассматривают, изучают, исследуют разные предметы, делают опыты. Давайте пройдём за столы, там будет наша лаборатория. (Дети садятся за столы.)
Опыты с детьми с полезными ископаемыми.
В. Ребята ископаемые привёз паровозик, хоть он и игрушечный, но полезные ископаемые самые настоящие. В первом вагоне находятся белые камушки. Возьмите их в руки, и скажите, что это? (Мел.) Для чего нужен мел? Откуда же он взялся? Оказывается давно там, где мы живём, было море, в котором было много улиток в раковинах, время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их заносило песком и илом, их раковина превращалась в мел. Люди научились добывать мел и использовать его. Очищенный мел врачи приписывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости. Называют этот мел — глюканат кальция. Попробуйте таблетку на вкус.
Давайте, мы попробуем, что во втором вагончике. (Соль.) Соль – это тоже полезное ископаемое, её добывают в нашем государстве. Сначала она называется каменной. Как вы думаете, почему? А потом её размалывают, очищают, и она становится пищевой. Почему её называют пищевой? Добывают соль возле таких городов, как… (показывает эти города на карте). но вспомните, что мы с вами геологи, а они ищут полезные ископаемые по горам, болотам, лесам, преодолевая любые препятствия.
Дети садятся перед доской, воспитатель показывает города и обращает внимание на обозначение на карте нефти.
В. Посмотрите, сколько здесь чёрных треугольников, они показывают, что в этих местах, глубоко под землёй течёт река, вода в которой может гореть. Геологи нашли эту реку, загнали в землю стальную трубу. (Показ картинки.) Из трубы забил фонтан чёрной воды, которую называют нефтью. (Показ нефти в пробирке.) Она густая и горит. На специальных заводах из нефти делают бензин, керосин, смолу для асфальта, пластмассу и ещё много вещей. А для чего нужен бензин, керосин, а что делают из пластмассы?
Ребятам предлагается взять чашку с подноса, и отпить немного воды. Что это? (Минеральная вода.) Минеральная вода очень полезна для человека, и она тоже находится в глубине нашей земли. У нас еще много полезных ископаемых, таких как…, но о них мы поговорим на следующем занятии.
Программное содержание:
- Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (камни — листовид, змеевик, кварц, каменный уголь, песок, глина).
- Показать их применение в жизни человека.
- Познакомить со свойствами песка и глины, сравнить их.
- Вызвать у детей интерес к полезным ископаемым.
Ход занятия:
Беседа о полезных ископаемых.
В.: Дети, а что такое интересное, вы принесли на занятие? Расскажите нам, что вы принесли, где вы их нашли, что в них интересного и как их можно использовать. Вы сегодня у нас настоящие геологи. Это люди, которые находят полезные ископаемые. Которые залегают глубоко под землёй. А без них людям жилось бы трудно.
— Наша страна Россия богата. У нас есть нефть, золото, уголь, гранит и т.д. Посмотрите на карту, какую страну я сейчас показываю? На карте есть разные значки, они обозначают полезные ископаемые (рассматриваем). Некоторые полезные ископаемые это камни. Вот об одном из них я расскажу сказку (Сказка о каменном угле). Почему уголь называют главным камнем? — Ещё есть камни строительные для сооружения зданий, дорог. У нас в Катайске добывают щебень. Поделочные камни — для скульптур и отделки помещений. Драгоценные — для украшений. Я хочу вам показать несколько уральских самоцветов.
Рассмотрение листовида, змеевика, кварца.
В.: Обращаю внимание, что камни разного цвета, твёрдые, тяжёлые. Как вы думайте, что можно сделать из таких красивых камней? Вот такие красивые сувениры привезены из Кунгурских пещер, а этот из Ильменского заповедника. Из мрамора – письменный набор (рассматриваем другие сувениры и ювелирные изделия). А сейчас я хочу загадать вам загадку:
Из меня куличок печь удобно,
Только есть его нельзя.
Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадались, что я? (песок)
— Внимательно рассмотрите песок и найдите как можно больше особенностей у песчинок (не одинаковы по размеру, по цвету, по степени блеска, встречаются прозрачные и непрозрачные) Песок какой? (сыпучий) Песчинки не скреплены между собой, рассыпаются. Поэтому песок быстро высыхает от солнца и ветра.
Сравнение песка и глины.
— Я сейчас всех вас превращаю в песчинки. Ветер подул, и они рассыпались в разные стороны.
— А это что, как вы думайте? Это глина. Рассмотрите, какая она. Она состоит из мелких частичек, которые слепились между собой.
— А сейчас вы превратитесь в мелкие частички глины. Они прижались к друг к другу, крепко держатся за руки, их не разорвать.
— В одном стакане у меня песок, в другом глина. Сейчас я налью в них воду. В каком стакане вода быстрее просочится до дна? Давайте проверим (песчинки расположены отдельно, а у глины частички склеились и не пропускают воду). Как вы думайте, что можно сделать из глины?
Рассмотрение выставки.
В.: Но все эти предметы очень хрупкие. Поэтому обращаться с ними надо осторожно.
Итог занятие.
В.: Дети, что вы запомнили с занятия? Что вам понравилось? Какие полезные ископаемые вы запомнили? Как их используют в промышленности?
Организация: МБДОУ ДС/КВ №134
Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск
Цель: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
- Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами (каменный уголь, нефть, соль)
- Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
- Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели;
- Развивать любознательность, логическое мышление, речь, интерес к природным ресурсам.
- Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.
Материал: Глобус, карта, коллекция полезных ископаемых, модели использования полезных ископаемых (нефть, уголь), материалы для проведения опытов (сухое горючее, уголь, нефть, соль, лупы, пипетки, колбы)
Предварительная работа:
- чтение сказок: "Полезные ископаемые", "Сказка об угольке", "Данило-мастер".
- игры "Путешествие по глобусу", "Геологи".
- моделирование, экспериментирование, сбор коллекции минералов.
Воспитатель приглашает детей пройти в группу и сесть на ковер (на середине ковра находится глобус),
Ребята, что это?(Глобус).
Что он изображает?(модель Земли)
Какого он цвета?(разноцветный)
Что отмечено на глобусе коричневым цветом?(горы)
Коричневый цвет везде одинаков?(нет). Почему?(где темнее, там горы высокие и т.д.)
Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с полезными ископаемыми, которые человек добывает в горах и недрах земли. Горы образовались за многие миллионы лет, они образовались из остатков животных и растений, поэтому в горах и недрах земли встречаются полезные ископаемые. (Воспитатель убирает глобус, показывает карту). Что это?(карта). Да, верно. Карта тоже модель нашей земли. Вот тоже горы (показ). Посмотрите, на этой карте есть еще и разные черные значки. Эти значки показывают где, какие полезные ископаемые находятся.
Скажите, кто занимается поиском полезных ископаемых и расставляет эти значки? (геологи). Вот геологи подари ли нам коробочки с полезными ископаемыми. Давайте пройдем и рассмотрим их. (Дети подходят к столам и рассматривают, трогают полезные ископаемые. Воспитатель обращает внимание на каменный уголь. Берет в руки и предлагает детям рассмотреть его).
Какого цвета каменный уголь? (черный)
Какой он на ощупь?(твердый, шершавый)
Пахнет или нет?
Знаете, ребята, уголь хотя и твердый, но он легко может раскрошиться при ударе (воспитатель показывает как уголь крошится).
Уголь еще и какой?(хрупкий).
Скажите, а кто добывает каменный уголь?(шахтеры).
Где добывают его?(в шахтах)
А зачем нужен каменный уголь человеку?(ответы детей)
Давайте проверим, хорошо ли горит и выделяет тепло каменный уголь? (опыт: поджигаем уголь, дети наблюдают за его горением, затем воспитатель предлагает подержать руки над огнем).
Что ощутили? (тепло)
Мы знаем, как человек использует уголь. Давайте выложим модель, как и где человек использует каменный уголь. (дети подбирают картинки где используется каменный уголь и выкладывают модель)
Посмотрите, вот еще одно полезное ископаемое (показ нефти). Дети подходят к столу.
Как вы думаете, что это? (нефть). Да, верно это нефть. Ученые считают, что нефть образовалась глубоко в земле из остатков животных и растений, которые жили многие миллионы лет назад.
Нефть-это камень?(жидкость)
Какого цвета?(черная)
Давайте понюхаем ее. Есть ли запах? (есть). Нефть-это масляная жидкость черного цвета с резким запахом.
Скажите, где добывают нефть? (в недрах земли).
Как называют тех людей, что добывают нефть?(нефтяники).
Нефтяники строят буровые вышки(показ иллюстраций) и добывают нефть.
Как вы думаете, для чего человеку нужна нефть?(ответы детей).
Да, верно, нефть как и уголь хорошо горит, в воде она не растворяется. Давайте попробуем.(воспитатель наливает в воду нефть, дети наблюдают, что происходит с нефтью).
Если нефть попадает в море, океан, то она загрязняет воду и все живое при этом погибает. (Воспитатель наливает немного нефти в блюдце и поджигает. Дети наблюдают, что происходит. Ставят ладони над огнем.
Нефть хорошо горит и выделяет энергию. Ребята скажите зачем человеку нужна нефть? (делать из нее бензин, керосин, солярку, смазочные вещества и т.д.).
А как человек должен обращаться с нефтью?(аккуратно, чтобы не загрязнять атмосферу). Вот сейчас я посмотрю, что вы знаете о том, как человек использует нефть. Вот у меня схема - модель, попробуйте дополнить ее теми картинками, где изображено как человек использует нефть (дети выкладывают и дают пояснения, почему выбрали именно эту картинку).
У нас есть еще один минерал. (в колбе соль).
Как вы думаете, что это? (соль). Почему она оказалась среди полезных ископаемых (ее добывают из недр земли). Каким цветом соль? (белая). Как вы думаете, она твердая как уголь? (ответы детей). Давайте проверим. (воспитатель берет комок соли, слегка нажимает на него и он рассыпается).
Что произошло? (соль рассыпалась)
Какая соль? (сыпучая)
Возьмите свою чашечку с солью. Понюхайте соль. Запах есть? (да, но не сильный). Возьмите лупу и рассмотрите соль через нее. (дети рассматривают).
Из чего состоит соль? (из крупинок, кристалликов).
Как вы думаете, соль растворяется в воде? (да).
Воспитатель берет стакан с водой и добавляет в нее соль. Дети наблюдают, что происходит.
Что произошло с солью? (растворилась). Как вы думаете, вода какой стала? (соленой). Давайте попробуем. (воспитатель пипеткой капает по капельки на язык).
Вывод: соль белого цвета, с несильным запахом, сыпучая, состоит из кристалликов, хорошо растворяется в воде.
А человеку зачем соль? (ответы детей). Ребята я вас приглашаю пройти на ковер. (дети усаживаются). Сегодня мы с вами познакомились с полезными ископаемыми, назовите их? (ответы детей). Скажите, важны ли для человека полезные ископаемые? Я хочу прочитать вам сказку о том, как вели спор полезные ископаемые, а вы послушайте и определите, кто из них самый важный.(Воспитатель читает сказку из книги "Мир вокруг нас". Вопросы после чтения).
О чем спорили полезные ископаемые? (кто из них самый важный)
А как вы думаете, кто из них главный? (они каждый по своему главный).
Верно, все полезные ископаемые по своему важны для человека. Ведь без них невозможна деятельность человека. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались за многие миллионы лет, и поэтому люди должны бережно использовать подземные богатства.
Список используемой литературы
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.
- «Юный эколог», С.Н. Николаева – М.: Мозаика - Синтез, 199
- Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду, А.И. Иванова. Человек.-М, 2007
- Мир вокруг нас, Географический атлас для детей, 1991.
Надежда Шестернева
Познавательное занятие «Полезные ископаемые» в подготовительной группе
Предварительная работа
1. Рассматривание иллюстраций, чтение «Сказки о полезных ископаемых » по Ф. Кривину;
2. Наблюдения на прогулке, опыты, творческие задания;
3. Дидактические игры «Определи какой знак» , «Определи на ощупь» , со схемами и другие;
4. Беседы на тему «Подземные сокровища Амурской области» .
Материал :
1. Карточки – символы полезных ископаемых ;
2. Карта Амурской области;
3. Образцы пород : глина и песок (стаканчики с образцами на каждого ребенка) ;
5. Стаканчики с водой;
6. Палочки или веточки.
Ход занятия:
Игра «Да – нет»
Воспитатель загадывает предметы, а дети отгадывают, классифицируя предметы по схеме : Природный мир или растительный, живая или не живая природа и т. д.
Одна из отгадок – полезные ископаемые . Воспитатель спрашивает, почему их так называют, затем предлагает каждому из детей взять по карточке и определить, какое полезное ископаемое обозначено на карточке.
Вопросы детям :
1. Скажите, как используются песок, глина, уголь, строительный камень?
2. Как можно назвать их одним словом? А как еще можно назвать? (сокровища земли, кладовая земли и т. п.) ;
3. Люди, каких профессий добывают полезные ископаемые ? (геологи, шахтеры) ;
4. Чем занимаются геологи? (исследуют недра, изучают камни, отправляются в экспедицию) ;
5. Чем занимаются шахтеры? (работают в шахтах, добывают уголь) .
Воспитатель :
А теперь посмотрите на эту картинку. На ней изображена карта Амурской области. Выберите карточки с полезными ископаемыми нашего края . (дети выбирают из множества карточек с обозначениями полезных ископаемых , только те, которые есть у нас в области.
Вот видите, хоть область у нас и небольшая, но сколько богатств она хранит! Это и уголь, и железо, золото, глина, песок, строительный камень и т. п.
А сейчас давайте представим, что мы с вами – исследователи и у нас есть своя научная лаборатория. Мы поближе познакомимся с такими полезными ископаемыми как глина и песок . Тихонько пройдите за столы будем проводить опыты.
С помощью лупы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок, как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые (белые или желтые в зависимости от разновидности песка) похожи ли эти песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?
А теперь рассмотрим таким же образом кусочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине слипшиеся, очень мелкие частички.
Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком, потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым) . А куда исчезла вода? Она забралась в песок и «уютно» устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит, сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается, быстро или медленно? Медленно, медленнее, чем в песок, часть воды остается сверху на глине. Сажаем палочку во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.
Заключение
Мы с вами рассмотрели и провели опыты с песком и глиной, а как вы думаете, где используются эти полезные ископаемые ? (в строительстве) и где они находятся? (в карьере под землей) В мире полезных ископаемых есть много других удивительных вещей. О них мы поговорим с вами на следующих занятиях .
Задачи: расширять знания детей о природе, познакомить с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа), уметь перечислять их названия и определять к какой группе относятся.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением добычи нефти и газа, макет земли в разрезе, игрушка крот, подземные ископаемые.
Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Мы будем путешествовать по поверхности Земли и опустимся в самые ее глубины к самому центру.
Отгадайте загадку:
Все изгрыз и луг и сад
Землеройный аппарат
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки (крот).
Ребята, а где живет крот? (Под землей.)
Наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования Земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Эти сокровища бывают твердые, жидкие, газообразные.
Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые называют – месторождением. Одни сокровища лежат на поверхности Земли, другие скрыты на глубине нескольких километров. Такие сокровища называют «Полезные ископаемые».
К твердым относятся: каменный уголь, гранит, железная руда.
Гранит – твердое вещество, прочный, зернистый. Его используют в строительстве. Верхняя часть земной коры получило название – гранитного слоя.
Каменный уголь – черного цвета, твердый. А кто мне скажет, а где используют уголь? (ответы детей). Уголь, помимо топлива используют в химической промышленности, из него получают краски, пластмассы.
(Показ картинок добычи каменного угля.)
К жидким – одним из представителей является нефть. Из нефти получают бензин, керосин. Это отличное топливо для машин и самолетов. Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Она сама на Землю не выходит, ее выкачивают специальным насосом. (Показываю картинки добычи нефти.)
Ребята, послушайте загадку: На кухне у мамы помощник отличный
Он синим цветом расцветает от спички (Газ).
К газообразным относится – природный газ. Это очень легкое вещество, и очень хорошее топливо. Бесцветное, легкий, без запаха. Чтобы добыть газ также бурят скважины и по специальным трубам газ идет в разные регионы нашей страны. Его используют в быту, в промышленности.
А сейчас мы с вами немного отдохнем.
Физминутка:
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
Стоп, немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
А сейчас мы с вами поговорим о строительных полезных ископаемых.
Гранит – При разрушении гранита образуется цветное ископаемое песок – глина. Песок – рыхлая порода (желтого, красноватого цвета). Песок состоит из мельчайших частичек. Из песка варят огромные стекла, делают хрустальные изделия.
Глина – располагается по берегам рек, в оврагах и низинах. Из глины делают кирпич, различную посуду, фарфоровые вазы.
Еще есть такое полезное ископаемое как – известь – это белое вещество, похожее на мел. Его используют в качестве удобрения.
Ребята, а сейчас давайте немного поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете находить отгадку у меня на столе.
(На столе стоят в формах гранит, песок, глина, уголь, известь; картинки с добычей газа и нефти).
Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (Гранит.)
Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу (Глина.)
Белый камешек растаял
На доске следы оставил (Мел.)
Покрывают им дороги
Улицы в селениях
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение (Известняк.)
Он очень нужен детворе
Он на дорогах, во дворе
Он и на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже (Песок.)
По трубе течет, пироги печет (Газ.)
Он несет в дома тепло
От него кругом светло
Помогает плавить стали
Делать краски и эмали
Он и черный и блестящий
Помощник настоящий (Уголь.)
Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть).