6 декабря 1917 года канадский город Галифакс содрогнулся от чудовищного по своей силе взрыва. Огненная стихия смела большую часть города и порт. По мнению экспертов, это был сильнейший взрыв в доядерной истории человечества – по мощности равна 1/5 мощности взрыва в Хиросиме.
Чудовищная катастрофа произошла в результате взрыва французского военного транспорта «Монблан» в гавани города. Судно прибыло в Галифакс для дальнейшего следования через Атлантику, в составе конвоя. Взрыв произошел из-за пожара, возникшего после столкновения с норвежским судном «Имо». Учитывая, что «Монблан» был буквально напичкан взрывчаткой, мощность взрыва оценивается в 3кТ. О силе взрыва говорит тот факт, что деталь «Монблана» весом в центнер была в дальнейшем найдена в 19 километрах от города.
Всего на момент взрыва на борту военного сухогруза находилось: пикриновой кислоты - 2300 тонн; тротила - 200 тонн, пироксилина - 10 тонн, бензола в бочках - 35 тонн.
Результаты взрыва были ужасающими. Северная часть города просто пропала в огненном горниле со всеми жителями. Полностью разрушены были более полутора тысяч зданий, 12 тысяч было сильно повреждено.
Смертоносность взрыва усилил тот факт, что характер груза военного транспорта был засекречен и пожар на судне привлек множество любопытствующих. Так, несколько сотен работников сахарного завода "Акадиа", собравшихся на крыше предприятия, чтобы поглазеть на пожар, погибли на месте.
Многие жители наблюдали за кораблекрушением, прильнув к окнам, – в результате, как минимум 500 из них ослепли, пораженные осколками стекол.
В результате разрушения трех городских школ из всех учащихся (500 учеников) в живых осталось лишь одиннадцать счастливчиков.
Разрушения были ужасными. Развалины города охватил пожар. Раненых добивал снежный буран и мороз, обрушившийся на Галифакс на следующий день. Рухнувшее здание протестантского приюта сирот погребло под своими обломками всех своих обитателей. Погибли практически все рабочие текстильной фабрики.
В результате трагедии погибло около двух тысяч человек. Столько же пропало без вести. Около 9 тысяч человек было ранено, 25 тысяч осталось без крова.
Виновными в трагедии были признаны капитан «Монблана» Ле Медек (капитан «Имо» погиб при взрыве) и местный лоцман Маккей. Оба были арестованы. Однако через год оба были освобождены решением Верховного суда Канады. Им вернули лицензии судоводителей. Ле Медек продолжил службу на флоте и через 14 лет был награжден орденом Почетного легиона.
Михайлов Андрей 06.12.2014 в 16:00
Шестого декабря 1917 года в гавани канадского Галифакса произошел взрыв, который считают мощнейшим в доядерной эпохе. Шла Первая мировая, но катастрофа случилась вдали от полей сражений Европы, хотя взрывчатку везли именно туда. Только по официальной информации в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека, еще столько же формально признаны пропавшими.
12 тысяч зданий в результате взрыва в Галифаксе было сильно повреждено. В трех городских школах из 500 учеников выжили 11. Северная часть города, район Ричмонд, практически полностью исчезла. Общий ущерб составил 35 миллионов канадских долларов по курсу на тот момент .
Приблизительно 9 тысяч человек получили тяжкие ранения, 400 лишились зрения. Всего один взрыв в Галифаксе - и планета в шоке… Конечно, в 1945 году эту трагедию превзошли атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, но взрыв же в Галифаксе "устроила" исключительно людская безалаберность .
В 2003 году в Голливуде сняли блокбастер об этой трагедии. В фильме "Разрушенный город" фигурируют некие немецкие шпионы (все-таки с Германией в 1917 году шла война), которые якобы и устроили диверсию.
Но серьезные историки на Западе считают, что главным "диверсантом" в Галифаксе 6 декабря 1917 года была преступная небрежность должностных лиц. В англоязычных текстах про взрыв в Галифаксе применительно к его персонажам чаще всего употребляется слово cowardice - малодушие, трусость…
Французский военный корабль "Монблан", загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом, пироксилином, бензолом и пикриновой кислотой), пришел в Галифакс из Нью-Йорка, чтобы подождать формирования очередного конвоя через Атлантику и идти в Бордо. Важный нюанс: лишь капитан знал, что загружает на борт, поскольку деревянные ящики и железные бочки были без маркировки....
Около 7 часов утра 6 декабря "Монблан", чей экипаж провел бессонную ночь на внешнем рейде, пошел в порт, откуда в то же время выходил норвежский пароход "Имо". Когда суда сблизились, их капитаны, невыспавшиеся и усталые, засуетились и начали совершать бестолковые маневры. Растерялись оба, не оставив шансов на благополучный исход событий.
"Имо" протаранил правый борт "Монблана", от удара было разбито несколько бочек, и огнеопасный бензол разлился по палубам "Монблана". Норвежцы дали задний ход и, видимо, окончательно утратив самообладание, двинулись прочь, нарушив при этом морской закон - помогать терпящему бедствие. При расцеплении судов трение металла о металл вызвало сноп искр, от которых вспыхнул растекшийся бензол и начался пожар.
Капитан Ле Медек спешно дал команду покинуть судно. Хотя, как отмечают канадские первоисточники, французский экипаж, около 40 человек, и так без всякой команды уже спускал шлюпки. К чести капитана, он все-таки покинул борт последним (и, кстати, при взрыве выжил). Все благополучно добрались на сушу, бросив горящий корабль на произвол судьбы.
Опустевший "Монблан" дрейфовал к берегу и в результате навалился носом на деревянный пирс. Зрелище было пугающее, но привлекло много зевак: они собрались в порту и стояли, глазея на судно. Прошло около двух часов с момента столкновения, и тут напичканный взрывчаткой "Монблан" взлетел на воздух.
Взрывная волна настигла и норвежский "Имо", который не успел отойти слишком далеко. Его выбросило на мель, большинство моряков из команды погибли. Год спустя судно отремонтировали, переименовали в "Гивернорен" и спустили на воду, но его словно преследовал злой рок: в 1921 году во время рейса в Антарктику пароход наскочил на камни и затонул...
Лишь потом, после Второй мировой, историки раскопали накладные, в которых перечислялся взятый "Монбланом" на борт в Нью-Йорке опасный груз - около 4 тысяч тонн взрывчатки, в том числе тротила.
100-килограммовый кусок шпангоута "Монблана" был найден в лесу в 19 километрах от места взрыва. Пожары тушили несколько дней. Как назло, на город обрушились метель и мороз, из-за которых многие оказавшиеся под обломками рухнувших при взрыве зданий люди скончались от переохлаждения.
13 декабря 1917 года в здании городского суда Галифакса (одном из немногих уцелевших) началось разбирательство по делу о взрыве. Через полтора месяца виновными во взрыве в Галифаксе были признаны французский капитан Ле Медек и местный лоцман Маккей. Их арестовали, но через год с небольшим дело пересмотрел Верховный суд Канады, и оба фигуранта не только вышли на волю, но и вернули свои лицензии судоводителей.
Ле Медек продолжал служить в своей морской фирме до 1922 года, а в 1931 году после выхода на пенсию был награжден орденом Почетного легиона. Что интересно, в снятом через 90 лет фильме он предстает чуть ли не героем…
Напоследок - о том, как хранится память о взрыве в Галифаксе на Западе (в частности, о фильме "Разрушенный город", по мотивам которого впоследствии сняли и сериал).
Создатели картины удостоились похвалы за искусное использование спецэффектов для воссоздания взрыва и действия ударной волны. Но почти сразу же после выхода этого блокбастера, задуманного как "почти документальный", потомки жертв трагедии и историки официально возразили против искажений и многочисленных фальсификаций. Например, возмущались добавлением в сюжет заговора с участием "немецких шпионов" (а ведь немцы занимались шпионажем где угодно в Северной Америке, но только не в Галифаксе).
В сериале показано, что самое необходимое жителям разрушенного города поступило лишь с прибытием спасательных поездов из США. Хотя на самом деле канадские власти на протяжении двух суток справлялись сами, насколько это возможно.
И еще любопытнее, что во Франции во время мероприятий, связанных со 100-летием с начала Первой мировой, экипаж парохода "Монблан" фигурировал как "понесший потери во время боевых действий".
Шестого декабря 1917 года в гавани канадского Галифакса произошел взрыв, который считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи. Шла Первая мировая, но катастрофа произошла вдали от полей сражений Европы, хотя взрывчатку везли именно туда. Только по официальной информации в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека. Кто же виноват в трагедии?
Кроме погибших, чьи тела были найдены, пропало без вести (то есть просто разнесено "на атомы" и сгорело бесследно) в результате взрыва в Галифаксе около двух тысяч человек, около 1600 строений было стерто с лица земли. 12 тысяч зданий в результате взрыва в Галифаксе было сильно повреждено. В трех городских школах Галифакса из 500 учеников выжило всего 11. Северная часть города Галифакс, район Ричмонд, практически полностью был стерт с лица земли. Общий материальный ущерб от взрыва в Галифаксе составил 35 миллионов (еще "тех"!) канадских долларов.
Приблизительно девять тысяч человек получили тяжкие ранения, 400 лишились зрения. Всего один взрыв в Галифаксе - и планета в шоке… Конечно, в 1945 году эту трагедию превзошли атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, но там были, что ни говори, "плановые" бомбежки, устроенные самим человеком. Взрыв же в Галифаксе устроила исключительно людская безалаберность, без всякого плана.
В 2003 году в Голливуде сняли блокбастер о взрыве в Галифаксе, который принес невиданные в начале XX века одномоментные разрушения и жертвы. В фильме "Разрушенный город", фигурируют некие немецкие шпионы (все-таки с Германией в 1917 году шла война), которые якобы и устроили страшную диверсию.
Но серьезные историки на Западе считают, что главным "диверсантом" в Галифаксе 6 декабря 1917 года была преступная небрежность и, говоря по-русски, "пофигизм" должностных лиц. В англоязычных текстах про взрыв в Галифаксе применительно к его персонажам чаще всего употребляется слово cowardice - малодушие, трусость… В истории Канады даже специальный термин есть по этому поводу - Halifax Explosion.
Французский военный транспорт "Монблан", загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом, пироксилином, бензолом и пикриновой кислотой), пришел в Галифакс из Нью-Йорка, чтобы подождать формирования очередного конвоя через Атлантику. Судно должно было идти в Бордо. Около 7 часов утра 6 декабря "Монблан", после бессонной для экипажа ночи на внешнем рейде, начал заходить в порт.
И в это же время из порта начал выходить норвежский пароход "Имо". Когда суда сблизились, оба капитана, невыспавшиеся и уставшие, стали совершать суетливые, бестолковые и потому рискованные маневры. Казалось бы - чего уж там, ситуация простейшая, расхождение противоположными курсами, с такой задачкой любой гардемарин или юнга справится. Но поди ж ты - опытные капитаны вдруг синхронно растерялись.
И в результате "Имо" жестко протаранил "Монблан" в правый борт. Как гласят исторические первоисточники, переведенные на русский язык, при этом было разбито несколько бочек, и огнеопасный бензол разлился по палубам "Монблана". Еще более растерявшийся капитан "Имо", пробивший борт французского сухогруза, тут же дал своей машине задний ход, высвободился из пробоины и срочно начал "убегать" восвояси. Нарушив при этом морской закон - помогать терпящему бедствие.
При расцеплении судов трение металла о металл вызвало сноп искр, от которых вспыхнул растекшийся бензол и начался жуткий пожар на "Монблане". Кстати, норвежцам от трагедии убежать так и не удалось - почти все погибли, такой силы был взрыв протараненного ими парохода.
Как знать, может быть, если бы и французская команда начала тут же бороться за живучесть и начала борьбу с огнем на борту, то и самой страшной "неядерной" катастрофы в мире начала XX века и не было бы. Но капитан Ле Медек спешно дал команду покинуть судно. Хотя, как отмечают канадские первоисточники, французский экипаж, около 40 человек, и так без всякой команды уже спускал шлюпки. К чести капитана, он все-таки покинул борт последним, как и полагается морякам.
И моряки с "Монблана" вполне благополучно добрались до берега, при этом бросив смертельно опасный груз на произвол судьбы. И многие из них стались живы, в том числе и капитан! А брошенный моряками горящий "Монблан" начал дрейфовать в сторону берега - и в итоге навалился носом на деревянный пирс на берегу. Кстати, еще нюанс: лишь капитан знал, что он загружает на борт в Нью-Йорке, упакованное в деревянные ящики и разлитое в железные бочки без маркировки….
Горящий пароход - зрелище редкое, и все припортовое население, естественно, прильнуло к окнам в надежде получше рассмотреть катастрофу. Многие бросились на набережную - такое зрелище как же можно пропустить! В наше время интернет переполнился бы кучей роликов - видно с берега было хорошо.
И тут, менее, чем через пару часов посте столкновения с "Имо", напичканный взрывчаткой "Монблан" рванул! Историки лишь потом, лишь после Второй мировой, как-то раскопали накладные, по которым загружался французский "Монблан" в Нью-Йорке. В них в общей сложности числилось около четырех тысяч тонн взрывчатки, в том числе и тротила. Короче, неатомная бомба в четыре килотонны! Мир в то время такого еще не видел…
100-килограммовый кусок шпангоута "Монблана" был найден в лесу в 19 километрах (!) от эпицентра взрыва. Массовые пожары не могли потушить несколько дней. По злому капризу судьбы, именно в этот день в Галифаксе упала температура и началась метель со снежными зарядами, и многие раненые под обломками зданий просто замерзли…
А закончилось все еще более сногсшибательно. Уже 13 декабря 1917 году в здании городского суда Галифакса (одном из немногих уцелевших) началось разбирательство по делу о взрыве в Галифаксе. Через полтора месяца виновными во взрыве в Галифаксе были признаны французский капитан Ле Медэк и местный лоцман Маккей, которые были арестованы. И что вы думаете - через год с небольшим, после рассмотрения дела Верховным судом Канады, оба они были освобождены подчистую, и им вернули лицензии судоводителей. Победно для Антанты закончилась Первая мировая, и по-видимому, всем было неохота копаться в "нефронтовых" трагедиях.
Капитан Ле Медек продолжал служить в своей морской фирме до 1922 года. А в 1931 году, в связи с выходом на пенсию, был награжден орденом Почетного легиона. Что интересно, в снятом через 90 лет фильме об этой трагедии капитан предстает чуть ли не самым отважным героем…
Менее "сказочно" закончился путь судов, фигурировавших во взрыве в Галифаксе. "Монблан", естественно, разнесло кусочки. А вот норвежский пароход "Имо", не успевший "убежать" далеко, взрывной волной был выброшен на мель, большая часть команды погибла. Через год его его сняли с мели, отремонтировали и переименовали в "Гивернорен". Но уже в 1921 году он во время рейса в Антарктику наскочил на камни и затонул…
Ну и напоследок о том, как хранится память о взрыве в Галифаксе на Западе - в частности, о фильме "Разрушенный город", который в телеверсии стал сериалом. Создатели удостоились похвалы за искусное использование спецэффектов для воссоздания момента взрыва и распространяющийся ударной волны.
Но почти сразу же после выхода на экраны этого блокбастера, задуманного как "почти документальный", но с актерами, потомки жертв взрыва и профессиональные историки официально возразили против искажений и многочисленных фальсификаций исторических событий. Например, возмущались добавлением в сюжет заговора, показывающего немецких шпионов - а ведь немцы занимались шпионажем где угодно в Северной Америке, но только не в Галифаксе.
5 декабря 1917 г., когда уже близилась к завершению Первая мировая война, стояло на рейде порта Галифакс на атлантическом побережье Канады. Ничего примечательного в этом корабле не было, кроме секретного груза. Десятью днями раньше в Нью-Йорке в трюмы «Монблана» были загружены 2 300 т взрывчатого вещества пикриновой кислоты, 35 т бензола, а также ящики с 200 т тротила и 10 т порохового хлопка. Таким образом, судно представляло собой гигантскую бомбу. Все эти взрывчатые вещества предназначались для военных целей - «Монблан» должен был доставить их во французский порт Бордо.
Французско-норвежская вежливость
Утром 6 декабря 1917 г. «Монблан» получил разрешение войти в порт. Среди многочисленных судов, стоявших на рейде, был и норвежский грузовой пароход «Имо». Около 10 ч утра он снялся с якоря и через пролив Нарроуз направился в открытый океан.
В это же время с противоположной стороны в пролив вошел «Монблан». Его вел местный лоцман Ф. Маккей. Фарватер был крайне сложным: с одной стороны располагались обширные минные заграждения, а с другой - сети, преграждавшие путь германским подводным лодкам. В таких условиях требовалось соблюдать предельную осторожность. Лоцман уверенно руководил судном, не превышая разрешенной скорости в 4 узла.
Оба корабля встретились в самом узком месте пролива. И тут случилось непредвиденное: капитаны «Имо» и «Монблана» не поняли намерений друг друга и начали маневрировать, уступая фарватер один другому. В результате ситуация вышла из-под контроля. Суда неотвратимо сближались, но в конце концов встали параллельно друг другу - правый борт к правому борту. Казалось, опасность столкновения позади. Не тут-то было: «Имо» и «Монблан» дали задний ход, при этом штурвал «норвежца» остался положенным влево. При работающей полным ходом машине нос «Имо» пошел вправо и врезался прямо в корпус французского судна. Удар пришелся в правый борт «Монблана» чуть выше ватерлинии, взлетели снопы искр от соударения стали со сталью. Одновременно из разбитой бочки в трюме хлынул бензол, который мгновенно воспламенился. Огонь тут же перекинулся на соседние бочки и ящики. Имея на борту смертоносный груз, бороться за спасение «Монблана» было бы чистым самоубийством.
Огнедышащий «Монблан»
Капитан «Монблана» Ле Медек приказал развернуть корабль к выходу из пролива, дать полный ход и немедленно спускать шлюпки. Он надеялся, что, набрав скорость, корабль зачерпнет воду через пробоину и пойдет ко дну. Главным сейчас было - отвести «плавучую супербомбу» подальше от города и порта.
Но расчет капитана не оправдался; хуже того - течение начало сносить его к пирсам Ричмонда. К месту происшествия подоспел крейсер «Хайфлайер», который взял на буксир и начал отводить пылающий «Монблан» в океан. В этот момент над транспортным кораблем взметнулся гигантский огненный язык и произошел взрыв чудовищной силы. Считается, что это был самый мощный взрыв за всю историю человечества до создания ядерного оружия.
Все склады, портовые сооружения, фабрики и дома, расположенные на берегах залива, были сметены взрывной волной. Повсюду начались пожары. В общей сложности были полностью разрушены
1 500 зданий и еще столько же сильно пострадали. Число погибших достигло 2 тыс. человек, еще более
2 тыс. пропали без вести, около 10 тыс. получили ранения. Потеряли жилье и все имущество более 25 тыс. жителей Галифакса, Ричмонда и Дартмута.
Взрыв, уничтоживший «Монблан», был настолько силен, что на несколько секунд обнажилось дно залива Норт-Арм. Стальной обломок шпангоута корабля массой около 100 кг позднее был найден в лесу в 12 милях от города. Веретено станового якоря, масса которого более полутонны, перелетело через пролив и оказалось в лесу в 3 км от места взрыва.
Четырехдюймовую пушку, которая была установлена на баке «Монблана», обнаружили с наполовину расплавившимся стволом на дне озера Албро в 2 км за городом Дартмут.
Образовавшаяся после взрыва многометровая волна выбросила на берег как щепки изуродованный до неузнаваемости норвежский «Имо» и стоявший в гавани крейсер «Найоб». Из 150 находившихся в порту судов половина погибла.
К сожалению, в дальнейшем катастрофы, подобные той, что случилась в Галифаксе, повторялись еще не раз. В 1944 г. В индийском порту Бомбей из-за пожара взорвался английский военный транспорт, до отказа нагруженный боеприпасами. Через три года в Техас-Сити на юге США загорелся и взлетел на воздух стоящий у причала французский пароход, в трюмах которого находилось 2 300 т взрывчатого вещества - аммиачной селитры. В итоге - разрушенные порты и жилые дома, тысячи убитых и раненых, десятки тысяч бездомных, миллиардные убытки.