Тема: Порядковый счет до 10
Познавательная.
Задачи:
Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Формы организации:
Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.
Оборудование: сказочная музыка, геометрические фигуры, карточки с цифрами, магнитная доска, колокольчик, «камни».
Демонстрационный материал: Рисунок замка, вход, заваленный камнями.
Раздаточный материал: Карточки с цифрами, счетные палочки Кюизенера листы разлинованные, конверт с геометрическими фигурами, карандаши цветные, книжки-раскраски.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Дети входят в группу под музыку.
Воспитатель: Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы любите слушать сказки? А сами хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?
– Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись.” Открываем глаза. Сказка начинается.
Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился Иван Царевич и пошел искать царевну. Идет день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы.
Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:
– Какой сегодня день недели?
– Какой был вчера день недели?
– Какой будет завтра день недели?
– Какой день недели будет послезавтра?
– Какие времена года знаете? Назовите.
– Сколько месяцев в году? Назовите.
– Назовите части суток. Назовите.
– Справились мы с заданием Бабы Яги. Баба Яга дала клубочек и отправила Царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и Царевич пошел за ним. Прикатился клубок к болоту. И перед Царевичем появилась Кикимора. Она выслушала Царевича и решила помочь, а чтобы получить карту, надо выполнить её задание.
– Давайте поможем Ивану Царевичу. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать (графический диктант):
в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
в центре нарисуйте черный овал;
в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.
– А сейчас проверим. Какую геометрическую фигуру нарисовал Ваня в правом нижнем углу. Где нарисовала София желтый круг?
– В каком углу Андрей нарисовал овал?
– Какие фигуры мы не нарисовали? (Ромб, трапеция). Расскажите о них.
– Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану Царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.
– Вот и мы попали в сказочный лес. В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание.
– Сколько ушей у двух мышей?(4) Почему?
– Сколько животиков у 5 бегемотиков?(5)
– Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц?(3) Почему?
– Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?(4) Поясните.
– Сколько домишек у 100 муравьишек?
– Сколько раз в году бывает у Ивана Царевича день рождения? А у вас?
– Жители леса посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.
Физкультминутка
Иван Царевич раз - нагнулся, разогнулся,
Два - нагнулся, разогнулся, руки в стороны развел, и пошел,
пошел, пошел за Царевной в глушь лесную,
вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.
Воспитатель: Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок. Вот вход в замок.
Дверь, за которой спрятана Царевна, завалена камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Разберет у доски Рома, а мы ему поможем за столами. Перед вами числовой ряд от 1 до 10 . Все приготовились, начали работать.
– назовите число больше 2 на 1 (3)
– самое маленькое число (1), самое большое (10)
– число, которое меньше 7 на 1 (6)
– назовите соседей числа 6 (5 и 7)
– покажите число больше 3 на 1.(4)
– назовите соседей числа 9.(8 и10)
Воспитатель: Молодцы, дверь в замок мы очистили от камней. Но войти не можем, нужно выполнить еще одно задание, если правильно все сделать, то дверь откроется. Иван Царевич уронил хрустальный ключ на землю, и он, возможно разбился и затерялся.
Ребятишки, чтобы ключик нам найти, нужно нам его собрать. (из палочек Кюизенера.)
– Молодцы. А сейчас мы с вами вставим ключ в замок и освободим Царевну.
(Дети вставляют ключ в замок и открывают ворота) Выходят герои сказки, благодарят детей за помощь и «дарят» детям книжки - раскраски. Сказочные герои прощаются с детьми.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.
(Дети считают хором)
Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
3. Заключительная часть.
– Где мы сегодня путешествовали, ребята?
– Что вам понравилось?
– Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?
2-й вариант конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»
Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Возрастная группа: старшая
Тема: «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»
Ведущая образовательная область: познавательная
Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10.
Задачи:
Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели и их последовательность.
Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.
Форма реализации:
использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;
поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
Оборудование: ковер-самолет, сказочная музыка, геометрические фигуры, игрушка-Леший, «дощечки» с цифрами, иллюстрации со сказочными героями, макет платья.
Ход НОД
Вводная часть
Дети вместе с воспитателем встают в круг. Создание игровой мотивации.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо от волшебницы. Добрая Фея приглашает нас отправиться в сказочное путешествие в четверг и прилагает к письму карту.
– Ребята, а сегодня какой день недели? (Четверг.) Значит, нам пора отправиться в путь.
– Но сначала скажите, сколько всего дней в неделе? (7)
– Ребята, назовите дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
– Какой день недели идет после вторника? четверга? субботы? (Среда, пятница, воскресенье.)
– Какой день недели идет перед вторником? средой? воскресеньем? (Понедельник, вторник, суббота.)
– Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником? (Четверг, воскресенье.)
Подготовка к путешествию в сказочную страну – выбор волшебного транспорта.
Воспитатель: Молодцы! А на чем же мы отправимся в сказочную страну (Автобус, поезд, самолет.) Ребята, запомните, если мы отправляемся в сказочную страну, то и транспорт наш тоже должен быть сказочным и необыкновенным. Хотите полетать на ковре-самолете? (Да.)
Соотнесение цифр.
– Тогда берите билеты. Теперь занимаем места на ковре-самолете в соответствии с цифрой на билете и цифрой на местах в нашем транспорте.
Основная часть
Путешествие в сказочную страну по карте.
Станция «Геометрические фигуры»
– Ребята, мы летим в сказочную страну, какие сказки вы знаете? (Дети называют любимые сказки.)
– Смотрите, мы оказались на поляне геометрических фигур! Видите, все фигуры перепутаны. По каким признакам можно разделить эти фигуры? И на какие группы их можно разделить? (По цвету, по форме, по величине.)
– Ребята, давайте разделимся на три команды: первая команда будет собирать фигуры красного цвета, вторая- желтого, третья – синего. А как мы можем еще разобрать фигуры? (По форме, величине). А теперь разберите по форме. Молодцы! А сейчас по величине. (Самостоятельная работа детей) .
– Итак, сколько групп у вас получилось? (3)
– Назовите их. (По форме, по цвету, по размеру.)
– Молодцы! Привели поляну в порядок. Идем дальше!
Станция «Ремонт моста»
– Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Давайте отремонтируем его. На каждой дощечке есть цифра. Чтобы наш мост был крепким, дощечки с цифрами надо сложить по порядку, от 1 до 10. (Самостоятельная работа детей) .
– Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку. Ничего не пропустили? (Нет) Теперь посчитайте в обратном порядке.
– Назовите, какая цифра стоит перед цифрой 6, 8, 10? (5, 7, 9.)
– Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 8 – 10.)
Молодцы, все сделали правильно!
Станция «Лесная чаща»
– Ребята, кто это сидит в зеленой чаще на пеньке? (Леший.)
– Какой он? (Грустный.) Наверное, у него что-то случилось. Смотрите, у него в руках конверт, давайте посмотрим, что там. (Дети вскрывают конверт и видят карточки с точками и цифрами.) Как вы думаете, что случилось с лешим (Он не знает цифры, у него не получается рисунок) Ребята, а вы можете помочь ему справиться с заданием. (индивидуальная работа по карточкам). Что хотел нарисовать Леший, но не смог? (Гриб)
– Молодцы, помогли Лешему! Он говорит нам большое спасибо. Пора идти дальше!
Станция «Сказочный город»
– Ребята, мы пришли в сказочный город. Кто здесь живет? (Мальвина, Буратино, Пьеро)
Давайте покажем нашим героям, как мы умеем отдыхать.
Динамическая пауза: «Буратино потянулся»
– Что они делают? (сидят за столом, пишут, рисуют)
– Нет, они решают задачи. Поможем им? (Да)
Мальвина:
Три яблока из сада Ежик притащил,
Самое румяное Белке подарил!
С радостью подарок получила Белка.
Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)
Буратино:
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело!
Сколько всех их прилетело? (7)
Пьеро:
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
– Молодцы!
Мальвина приглашает вас за стол. Садимся за столы парами в соответствии с номерами на билетах. (Дети рассаживаются.) Мальвина очень любит красивые платья. Давайте нарисуем ей красивое платье и подарим.
Самостоятельная работа за столами, в парах.
Заключительная часть:
– Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора отправляться домой.
– Понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Какие трудности встречались на пути? Сегодня вы были дружными, помогли сказочным героям справиться с заданиями. Попрощайтесь с друзьями. Нам пора возвращаться домой.
(Дети с воспитателем садятся на ковер-самолет и летят домой.)
Программное содержание.
— Дать понятия о счете в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
— Упражнять в сравнении двух групп предметов, определяя их равенство и неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: поровну, больше – меньше, столько – сколько.
— Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, высокий – низкий.
-Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал.
Фланелеграф (доска), картинки с изображением трех поросят и 3 желудей.
Раздаточный материал.
Дорожки из бумаги разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), елочки разной высоты (по 2 шт. на каждого ребенка), вырезанные из бумаги геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник) (по 1шт. каждой фигуры для каждого ребенка), листы белой бумаги для каждого ребенка, клей, клеенки, салфетки.
Предварительная работа. Чтение сказки «Три поросенка»
Описание НОД по ФЭМП.
1 часть:
Воспитатель организовывает детей возле фланелеграфа (доски). На фланелеграф воспитатель прикрепляет картинки с изображением трех поросят.
— Ребята, посмотрите к нам в гости пришли поросята. Давайте вспомним их имена (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф). А что нужно сделать, чтобы узнать сколько их?
— Ребята, а наши поросята любят желуди, давайте их угостим желудями.
Воспитатель выкладывает на фланелеграф два желудя.
— Скажите всем хватило желудей? (Нет) Скольким поросятам не хватило желудей? (Одному) Давайте проверим, посчитаем поросят и желуди. (Три поросенка и два желудя) Чего больше? (Поросят) На сколько?(на один) Чего меньше?(Желудей) На сколько? (На один)
— Так сколько нужно добавить желудей? (Один) Давайте добавим один желудь.
— Теперь у всех поровну? Давайте проверим. Чтобы проверить мы с вами посчитаем сначала поросят, а потом желуди.
Дети считают. (Три поросенка и три желудя)
— Желудей столько же, сколько и поросят. Значит, всем поросятам хватит по одному желудю, у всех поровну.
Дидактическая игра: «Поиграем»
— Ребята, давайте поиграем с поросятами. Сколько у нас поросят? (три) Сколько у нас желудей? (Три) Слушайте внимательно: Мы присядем столько раз, сколько поросят у нас. Встанем на носочки столько раз, сколько желудей у нас. (Молодцы ребята)
2 часть:
— Ребята, поросята убегают от волка, и просят нас найти самую короткую дорогу, чтобы добежать до домика. Давайте сядем за столы. У вас на столах дорожки из бумаги. Что можно сказать о длине дорожек? (Они разные. Одна короткая, другая длинная). Покажите длинную дорожку. Покажите короткую дорожку. Скажите, по какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой) Покажите короткую дорожку.
3 часть:
— Ребята, у вас на столах по две елочки. Одна елочка высокая, другая низкая. Покажите мне высокую елочку. Покажите мне низкую елочку. Ребята, за какой елочкой лучше спрятать домик поросенка (За высокой) Покажите мне высокую елочку. (Молодцы ребятки)
Физкультминутка.
— Ребята, а давайте встанем (дети поднимаются на носочки и тянут руки вверх) и покажем высокую елочку, а теперь низкую (приседают на корточки) Упражнение повторяют 2-3 раза.
4 часть:
— Ребята, какое сейчас время года? (Осень) На улице холодно, давайте для поросят поможем сделать домики.
— Ребята у вас на столах лежат геометрические фигуры. Какие фигуры? Воспитатель по очереди достает фигуры и спрашивает названия. (Квадрат, треугольник, прямоугольник) А давайте посмотрим, чем эти фигуры похожи, а чем отличаются? (У всех есть углы, стороны, у треугольника три угла и три стороны, у квадраты стороны равны, у прямоугольники не все стороны одинаковые). Мы с вами из этих фигур сейчас будем делать домик для поросят. Берем квадрат. Это будет сам домик. А из какой фигуры сделаем крышу? (Из треугольника) Из какой фигуры сделаем дверь. (Из прямоугольника)
(Дети приклеивают.)
— Ребята, поросятам очень понравились ваши домики, теперь они всегда могут спрятаться в них от волка. А еще они вместе с вами научились считать до трех, знают, что по короткой дорожке бежать от волка быстрее, и можно спрятаться за высокой елкой.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №156 «Волжаночка» г. Ульяновска
Методическая разработка конспекта занятия
по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)
в группе старшего дошкольного возраста
«Полет на планету «Математика»».
Составила:
воспитатель 1- квалификационной категории
Ильина Людмила Дмитриевна
г. Ульяновск
2016 г.
Программное содержание:
Цель : учить составлять и решать простые математические задачи и примеры.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить состав числа 9;
Учить составлять арифметические задачи и записывать их решения с помощью цифр;
Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Развивающие:
Способствовать формированию мыслительных операций, активизировать в речи понятия «сложение, вычитание, плюс, минус, больше, меньше, равно», умению аргументировать свои высказывания;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математическим занятиям и самостоятельность.
Тип занятия: занятие-путешествие
Форма занятия: НОД (фронтальная, индивидуальная форма организации).
Продолжительность: 30 минут
Участники : дети 6-7 лет, воспитатель, музыкальный руководитель.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал на каждого ребенка: счетные палочки, набор геометрических фигур, простой карандаш, линейка, иллюстрированные карточки с заданиями, листок в клетку, медальки (шоколадные в коробке), схема дома из геометрических фигур высотой равная 9 см;
Демонстрационный материал: схема дома из геометрических фигур, конверт с заданиями; карточки с изображением математических знаков и цифр, звезда-приглашение из бумаги, геометрические фигуры из бумаги.
Аудио-плеер, мяч, магнитная доска с магнитами.
Предварительная подготовка:
Отгадывание загадок, решение логических и простых арифметических задач, индивидуальная работа.
Методы и приемы работы с детьми:
Игровой (использование сюрпризных моментов);
Наглядный (использование иллюстрированных заданий, схемы);
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Поощрение, анализ занятия.
Структура занятия:
Этап занятияСодержание
Время
1. Организационная разминка
Направлена на мотивацию детей. На данном этапе была создана непринужденная, доброжелательная атмосфера для сплоченности группы.
3-5 минут
2.Основная часть
Строилась в основном на использовании всех групп методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны между собой и направлены на решение поставленных задач.
20-24 минуты
3.Рефлексия
Осуществление обратной связи с помощью ответов детей на поставленные вопросы педагога по всей совместной работе на занятии.
3-5 минут
Ход занятия:
1.Организационная разминка.
Воспитатель:
(на полу лежит звезда (приложение 1)).
Ребята, посмотрите, к нам прилетела звезда, в ней просят о помощи жители из далекой страны «Математики». Они сообщают о том, что их всех злая колдунья заперла в высокой каменной башне. Освободить жителей можно только, решив некоторые математические задания.
Ну, что, ребята готовы помочь жителям планеты «Математика»?
Да.
Присаживайтесь за столы. У каждого на столе лежат листочки с заданием. (Приложение 2- ракета). Если вы правильно справитесь с заданием, мы сможем узнать, на чем мы отправимся в далекое путешествие.
2.Основная часть.
Воспитатель:
Догадались, что нужно сделать?
(ответы детей)
Правильно! Нужно при помощи карандаша соединить цифры по порядку.
С какой цифры начнем? (1).
После цифры 1 какая цифра следует?(2) и т.д.
Соединили все цифры по порядку. Молодцы!
Что у вас получилось?
(ответы детей)
У всех получилась ракета.
На этой ракете мы отправимся в далекое путешествие на планету «Математики».
(звучит композиция mp 3- NiKiNiT «Полет на луну».)
(конверт с заданиями)
Вот мы и на месте. Посмотрите, вот и конверт с заданиями, которые мы должны выполнить, чтобы освободить местных жителей.
Задание: «Арифметические знаки»
+ ; - ; = ; > ; < .
Задание: «Пчелка»
Нужно помочь пчелке собрать нектар. Пчелка берет те примеры в ведерко, в которых ответ получается 9.Для начала нужно решить примеры (с помощью линейки или счетных палочек), ответ у которых получится 9,соединим линью при помощи карандаша с ведерком.
(Приложение 3- пчелка).
(индивидуальная помощь педагога при самостоятельной работе детей)
( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).
Задание: «Веселые задачки».
(выкладывание примеров (решение задачи) на столе из раздаточных цифр и арифметических знаков)
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
Восемь румяных, наливных,
Один с кислинкой.
Сколько их?
(Восемь румяных, наливных и один с кислинкой).
Какой задан вопрос?
(Сколько всего яблок?).
Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?
(Надо составить пример:8+1)
( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).
Десять веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один от них отстал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Какое условие в этой задаче (о чем говорят цифры)?
(10 мишек и 1 из них отстал).
Какой задан вопрос?
(Сколько стало мишек впереди?).
Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?
(Надо составить пример:10-1)
и сколько получится в ответе.(9)
( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).
*** У бабушки Маши
Внучка Даша,
Кот Пушок и собака Дружок.
Сколько внуков у бабушки всего?
(одна внучка, кот и собака – животные)
( опрос детей, исправление ошибок, поощрение) .
Задание: «Назови соседей цифры».
(устно)
Назовите число за которым следует число 9?(8)
Назовите число, следующее за числом 9? (10)
Назовите «соседей» числа 9? (8,10)
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).
Задание: «Составь пример»
У вас у каждого на столе лежат разноцветные счетные палочки. Давайте составим примеры на сложение с числом 9.
(самостоятельная деятельность:5+4 ;3+6;4+5;6+3 и т.д.)
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).
Физкультминутка: 2 раза
(показ ведущего- ребенка)
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Отдых наш – физкультминутка-это,
Занимай свои места.
Игра «Дни недели».
(дети встают в круг, воспитатель становится в центре круга и бросает мяч детям, задавая им вопросы, после ответа возвращают мяч воспитателю).
Какой первый день недели?
Какой третий день недели? и т.д.
Четверг. Следующий какой день наступает? и т.д.
Какой день считается выходной?
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).
Задание: «Загадки»
(о геометрических фигурах, дети отгадки вешают на доску)
1. Три вершины, три угла, три сторонки - вот и я.(треугольник)
2. Не овал я и не круг, треугольнику я – друг. Прямоугольнику я – брат, а зовут меня….(квадрат).
3 . Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо, и как просто буква о.
(круг)
4. Я - почти, как круг – малец, я похож на огурец.(овал)
5. Четыре угла, как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею. Но все же похож на квадрат, между прочим. У меня две длинные стороны и две – покороче. (прямоугольник)
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).
Задание: «Строим дом»
(приложение 4)
(по схеме из геометрических фигур, можно из счетных палочек)
(исправление ошибок, поощрение).
Задание: «Графический диктант»
(приложение 5-ключ)
У нас осталось последнее задание. У каждого на столе лежат листочки в клетку. Придвиньте к себе поближе, возьмите карандаш и слушайте меня внимательно. На листочке есть черная точка, поставили на точку карандаш. Я буду говорить в какую сторону нужно двигаться и на сколько клеток проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги.
И так начнем:
От черной точки вправо отсчитай 8 клеточек
Вверх 2 клеточки
Вправо 4 клеточки
Вниз 5 клеточек
Влево 4 клеточки
Вверх 2 клеточки
Влево 4 клеточки
Вниз 3 клеточки
Влево 1 клеточка
Вверх 1 клеточка
Влево 1 клеточка
Вниз 1 клеточка
Влево 1 клеточка
Вверх 3 клеточки
Влево 1 клеточка
Вверх 1 клеточка
Что у вас получилось?(ключ)
( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).
Молодцы! Этим ключом мы открыли башню и освободили местных жителей.
Королева «Математики» (приложение 6) награждает вас за ваши старания и помощь медальками.9награждение).
Нам пора отправляться назад. Усаживаемся по удобнее, спинки прямые, закрываем глаза.
(звучит композиция mp 3- NiKiNiT «Полет на луну».)
3.Рефлексия.
Ну, вот мы и вернулись. Вы все сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним
( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).
Где мы сегодня побывали? (в стране «Математика»)
Чем мы сегодня занимались? (решали арифметические примеры, играли, …)
Какое число нам встречалось чаще всего? (9)
Что мы делали впервые? (составляли и решали задачки)
Наше путешествие не прошло даром – вы хорошо потрудились и узнали для себя что - то новое. На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо, вы – молодцы!
Приложение 1.
(Звезда)
Приложение 2.
( Ракета)
Приложение 3.
(Пчелка)
Приложение 4. (Схема дома из геометрических фигур)
Приложение 5.
(схема ключ)
Приложение 6.
(Королева Математики)
Литература:
1. Комплексные занятия по программе " От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).
2. Программа " От рождения до школы " под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС .
4. https://yandex.ru/images/
Ольга Башкирёва
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
Образовательная область. Познание, формирование элементарных математических представлений.
Интеграция образовательных областей. Коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.
Цель : совершенствовать навыки счета; пространственные, временные, количественные отношения.
Задачи :
Обучающие :
Закреплять навык порядкового счета;
Совершенствовать навык прямого и обратного счета в пределах десяти;
Формировать пространственные представления;
Совершенствовать навыки счета с помощью различных анализаторов; -закреплять представление о геометрических фигурах;
Упражнять в умении классифицировать предметы по различным признакам;
Развивающие :
Развивать внимание, память, мышление; слуховое и зрительное восприятия;
Воспитательные :
Воспитывать интерес к математике, умение вслушиваться в речь взрослого; чувство товарищества; коммуникативные навыки;
Вызывать эмоциональное удовлетворение, интерес к заданиям.
Материал : Конверты с заданиями, герой из мультфильмов, геометрические фигуры, ножницы, металлофон, посылка, карточки с цифрами, буквами.
Ход ИОД:
Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли в гости герои из мультфильмов. Они пришли не с пустыми руками, а принесли сюрприз для нас.
Вот эту посылку.
Что же в ней?
(Достает конверты)
В посылке конверты с заданиями, вопросами и играми на которые мы должны с вами найти правильные ответы. От каждого героя по одному конверту с заданием. Цифра на конверте совпадает с цифрой стоящей возле каждого героя. Так мы узнаем, от какого героя задание.
Какой конверт мы откроем первым?
Под номером 1. Этот конверт, от какого героя? Правильно от Кота в сапогах.
(Достаем из конверта цифры)
Ребята это цифры, но они запутались. Нам нужно разложить цифры по порядку от 1 до 10. (Пригласить ребенка для выполнения этого задания. Остальные дети проверяют.)
Разложили, посчитаем (Счет прямой и обратный) . Молодцы.
За правильно выполненное задание, даю букву М.
Какой конверт по счету надо взять следующим (Второй.)
От какого героя следующее задание. Конверт с номером 2 от Красной Шапочки.
Красная шапочка приготовила для вас загадки.
Первый день большой недели,
Трудовой день, не бездельник,
Как зовется…. (понедельник) .
Прокричал усатый дворник :
«День второй в недели (вторник) ».
Третий день не ерунда,
Как зовется он….(среда) .
День четвертый лень отверг,
Как зовется он….(четверг) .
Пятый день - опрятница,
Как зовется…. (пятница) .
День шестой-конец работы,
Как зовется он (Суббота) .
А седьмой день- всем веселье
Как зовется (воскресенье) .
Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?
Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра?
Какой день недели был вчера?
Берем следующий конверт. Какой он по счету (Третий) .
Конверт с номером 3, от какого героя? Правильно от Дюймовочки.
Дюймовочка приглашает нас на сказочный луг.
Физкультминутка «На лугу» .
Перед нами луг широкий / развели руки в стороны. /
А над нами лес высокий / руки вверх. /
Слева сосны / руку влево. /
Справа ели /руку вправо. /
Головами зашумели /махи руками над головой/
Вдруг ударил сильный гром, /хлопки перед собой/
Побежали быстро в дом.
Ой, дождь пошел! спрячемся в домики.
(Дети садятся на места складывают углом ладошки над головой, показывая крышу у дома).
Капельки падают на крышу дома и звонко стучат. Посчитаем их. Но считать надо с закрытыми глазами (Воспитатель стучит в металлофон, дети считают капли, 3-4 раза разное количество). Дождь закончился. Можно выходить из домиков.
За правильно выполненное задание, даю букву Л.
Возьмем следующий конверт. Какой он будет по счету? (Четвертый) Какой герой принес конверт? Мальвина. (Достаем из конверта квадраты)
Сколько всего квадратов? (7)
Сколько красных квадратов? (6) сколько синих? (1)
А в месте, сколько красных и синих квадратов?
Каким по счету стоит синий квадрат?
А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»
Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.
(Дети закрывают глаза, наступила ночь. Воспитатель меняет квадраты местами. Дети открывают глаза, наступил день).
Ребята, здесь, что- нибудь изменилось?
Какой по счету стоит синий квадрат теперь?
За правильно выполненное задание, даю букву О.
Следующий конверт с цифрой…. 5?
Этот конверт, от какого героя? Правильно от Буратино.
Буратино приглашает нас в волшебный лес.
Физминутка для глаз.
Мы отправились гулять. /Шагают на месте. /
Грибы – ягоды искать
Как прекрасен этот лес. /Разводят руки в стороны, смотрят вокруг/
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине. /Смотря вверх. /
Вот грибок растет на пне. /Смотрят вниз. /
Дрозд на дереве сидит. / Смотрят вверх. /
Ежик под кустом шуршит. /Смотрят вниз. /
Слева ель растет- старушка . / Смотрят вправо. /
Справа сосенки – подружки. /Смотрят влево/.
Где вы, ягоды, ау! /Повторяют движения глаз. /
Все равно я вас найду! /Влево-вправо, вверх-вниз/.
Пальчиковая гимнастика «Ягодка»
Левой рукой изобразить ветку с ягодами. Для этого расслабить кисть, пальцы опустить вниз. Пальцами правой руки «снимать» с веток ягоды с каждого маленького пальца-веточки по очереди.
Дыхательное упражнение «Вдыхаем запах леса» .
Мы по лесу погуляли, в детский сад опять попали.
Ребята даю букву Д.
Пора следующий конверт достать. Какой по счету конверт будем доставать? -Конверт с номером 6, от какого героя?
Правильно от Незнайки. Он просит с ним поиграть.
«Волшебный мешочек» .
(Предлагается на ощупь определить количество фигур в мешочке и назвать их).
Молодцы. За выполнение этого задания вы получаете букву Ц.
Берем следующий конверт с цифрой 7. Конверт с номером 7, от какого героя? Правильно от Карлсона.
Посмотрите, что в конверте. В конверте геометрические фигуры. Они потерялись. Давайте поможем им.
Игра «Засели фигуры»
(Детям предлагается заселить фигуры в два домика, но с условием, что в первом домике живут все треугольники, а во втором – все красные фигуры).
Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием, получаете еще одну букву, показываю Ы.
(Приглашает детей подойти.)
Прочитаем вместе слово, из заработанных вами букв - «МОЛОДЦЫ» . Этим словом я хвалю вас и благодарю за то, что вы сегодня меня порадовали своими знаниями, справились с заданиями. Ребята, а какие задания вы сегодня выполняли, чем занимались? Что понравилось?
Публикации по теме:
Конспект НОД образовательная область познание (ФЭМП) «Путешествие по сказке Теремок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №151» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа.
Конспект НОД по направлению «Познание» (ФЭМП) в подготовительной к школе группе
Голдобина Юлия Вячеславовна
Воспитатель, МБОУ СОШ №4 дошкольное отделение, г. Ангарск Иркутская обл.
Голдобина Ю.В. Путешествие в город Считалово: конспект НОД по ФЭМП в средней группе // Совушка. 2018. N1(11)..02.2019).
Заказ № 80755
Цель: Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.
- учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
- учить ориентироваться на листе бумаги;
- учить видеть геометрические фигуры в предметах;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление);
- развивать мелкую моторику, зрительную координацию;
- воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать;
- отвечать на вопросы по очереди, не выкрикивать ответы хором.
Демонстрационный материал: картинки доктора Айболита, коровы, волчицы, жучка, червячка, медведицы, магнитная доска, лист формата А3, карточки с изображением предметов: часы, холодильник, шарик, телевизор, морковь.
Раздаточный материал: числовые карточки (1-5), набор геометрических фигур, лист бумаги А4.
Методические приёмы: дидактическая игра, показ, вопросы, художественное слово, физкультминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну математики, город «Считалово».
Кто догадался, почему он так называется? (Потому что там любят считать).
Для того чтобы отправиться в путешествие нужно проговорить нашу математическую считалочку. Приготовьте, пожалуйста, свои руки и считайте вместе со мной:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики:
Начинаем счет опять:
II. Актуализация знаний
Вот мы с вами и прибыли в город «Считалово».
Посмотрите, а кто это под деревом сидит? (выставляю картинку с доктором Айболитом)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(на доску выставляются по порядку карточки)
Перечислите всех, кто пришел к доктору Айболиту. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица.) Сколько их всего? (Пять.) Давайте посчитаем!
Лера, сколько всего пришло больных к доктору Айболиту? Скажи полным ответом. (К доктору Айболиту пришло 5 больных)
Если мы хотим узнать, на каком по счету месте все, кто пришел к Айболиту то мы должны считать по другому. Первой к Айболиту пришла корова, второй - волчица, третий - жучок, четвертый - паучок, пятой - медведица.
Давайте вместе повторим, какими по счету пришла больные.
Какой по счету пришла к доктору корова? (Первой.) Волчица? (Второй.) Жучок? (Третьим.) Червячок? (Четвертым.) Медведица? (Пятой.)
А теперь, мы поиграем в игру «Кто внимательный». Напоминаю, что мы не выкрикиваем, а поднимаем руку.
Кто пришел к доктору Айболиту третьим? (Жучок.) Пятой? (Медведица.) Второй? (Волчица.)
Молодцы! Как мы уже знаем, жители города очень любят считать. И просят вас, ребята, посчитать вместе с ними зайчиков. Возле каждого из вас лежит набор карточек с цифрами от 1-5. Я прочту вам стих о зайчиках, а вам необходимо в нужном месте поднять число, соответствующее количеству зайчиков. А у доски будет вам показывать карточки Ульяна.
Бежал раз заяц вдоль равнин, а значит, заяц был один.
К нему зайчиха прибежала, тогда всего два зайца стало.
Ещё один к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало три.
Мчит новый заяц: «Путь мне шире». И стало их теперь четыре.
Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало пять.
ІІІ. Физкультминутка
Молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку - физкультурную минутку
Дети становятся возле стульчиков. Выполнение движений с речевым сопровождением:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули! (потянуться)
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения согласно текста)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться)
А ещё, жители города «Считалово», любят играть с геометрическими фигурами. С какими? Вы узнаете, если отгадаете, на какую фигуру похож предмет (д/и «На что похоже» воспитатель показывает карточки с изображением часов, шарика, морковки, телевизора и холодильника, а дети отгадывают, на какую геометрическую фигуру похожи эти предметы).
Прежде, чем приступить к работе, нашим глазам, нужно сделать зарядку, чтобы не ошибиться (гимнастика для глаз: «Часики» «Жмурки»)
А теперь, подвигайте к себе лист бумаги и будем играть в игру «Положи, куда скажу, помогать мне будет Тимофей (ребенок выполняет задание у доски).
В середине нужно поставить кружок, в правом верхнем углу - квадрат; в левом нижнем углу - овал; в правом нижнем углу - треугольник; в левом верхнем углу - прямоугольник. (После выполнения задания воспитатель попросит рассказать детей, как расположены геометрические фигуры на листе).
Чтобы вернуться домой, нужно сказать заветное слово. Игра «Скажи наоборот»
Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий.
VI. Итог непосредственно-образовательной деятельности
Молодцы! Путешествие окончено!
Ребята, где мы с вами побывали?
Скажите, чем вы занимались?
Вы сегодня хорошо потрудились.