Согласно ст. 15 Закона об иностранных инвестициях, учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного фонда, размер долей участников, структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия. Кроме того, в учредительные документы могут быть включены и другие положения, не противоречащие действующему на территории РСФСР законодательству и отражающие особенности деятельности предприятия.
Вклады в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями оцениваются по согласованию между его участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется по договоренности участников. Оценка может осуществляться как валюте СССР, так и в иностранной валюте с пересчетом стоимости вклада в рубли по курсу Центрального Банка РФ, применяемому во внешнеэкономических операциях.
Но специальное законодательство об иностранных инвестициях (в частности, ст. 15 Закона об иностранных инвестициях) не указывает, какие учредительные документы должно иметь совместное предприятие. С учетом того, что правовой режим коммерческих организаций с долевым участием иностранных инвестиций подчиняется гражданскому законодательству Российской Федерации, ответ на вопрос о содержании пакета учредительных документов СП следует искать в российском Гражданском кодексе.
Согласно ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора. Роль и набор учредительных документов СП в каждом конкретном случае неодинаковы и зависят от избранной учредителями организационно-правовой формы своей коммерческой организации. Так, в случае, когда СП учреждается в форме полного товарищества, устав играет второстепенную роль, его может вообще не быть, и юридическое лицо регистрируется без устава. Если учредители, зарегистрировав СП в форме полного товарищества, решат разработать и устав, то он будет служить своего рода "правилами внутреннего распорядка", которые можно изменять в любое время без регистрации всего пакета статусных документов.
Для СП в форме общества с ограниченной или дополнительной ответственностью необходимы оба документа - и договор, и устав. Если СП учреждается в форме акционерного общества, то новейшее гражданское законодательство, иначе чем раньше, решило вопрос об учредительных документах. В соответствии с п. 14 Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г., учредительными документами акционерного общества признаются заявка на регистрацию, протокол учредительного собрания и устав. При этом заявка на регистрацию акционерного общества не признавалась гражданско-правовым договором. Согласно ст. 98 ГК РФ учредительным документом акционерного общества, который представляется для государственной регистрации, является устав. Договор, заключаемый между учредителями акционерного общества, для регистрации не требуется.
В учредительном договоре должны содержаться сведения о наименовании (имени) и юридическом статусе учредителей, их местонахождении (местожительстве), государственной регистрации (для юридических лиц) или личности (паспортные данные - для физических лиц), размере уставного капитала создаваемого предприятия, долях участия (паях, количестве акций) учредителей в уставном капитале предприятия, порядке и способах внесения вкладов (оплаты акций).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1994 г. № 655 «О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики РФ» государственная регистрация совместных предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, а также предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. руб., осуществляется Государственной регистрационной палатой (ГРП) при Министерстве экономики Российской Федерации по согласованию с администрациями республик, краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых эти предприятия создаются.
Регистрация остальных совместных предприятий осуществляется правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Регистрация предприятий, имеющих юридический адрес (почтовый алрес) в Москве, производится Московской регистрационной палатой. Предприятия с юридическим адресом в Московской области регистрируются администрацией Московской области (департаментом по внешнеэкономической деятельности).
Государственная регистрация совместных предприятий осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным указом Президента Российской Федерации от X июля 1994 г. № 1482, и с соблюдением особенностей, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РСФСР».
Государственная регистрация совместных предприятий осуществляется при наличии следующих документов:
- письменного заявления учредителей с просьбой произвести регистрацию создаваемого предприятия (если регистрирующим органом является ГРП, заявление составляется на имя первого заместителя генерального директора Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации и включает просьбу о регистрации создаваемого совместного предприятия и занесении его в Государственный реестр);
- нотариально заверенных копий учредительных документов в двух экземплярах:
- заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях;
- для российских юридических лиц - нотариально заверенной копии решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия российского юридического лица;
- документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);
- выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переволом на русский язык).
Представленные оригиналы банковской справки и выписки из торгового реестра на иностранном языке должны быть предварительно заверены в стране происхождения инопартнера. затем осуществляется их официально заверенный перевод на русский язык и производится процедура легализации документов в соответствии с Положениями Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и Консульского устава Российской Федерации. Процедура консульской легализации предполагает обращение в консульства Российской Федерации для подтверждения страны происхождения представляемого документа, осуществления его перевода на русский язык и заверения подписью Генерального консула Российской Федерации или другого уполномоченного им лииа. а также гербовой печатью.
Юридические лица, зарегистрированные в странах, присоединившихся к Гаагской конвенции 1961 г. (44 страны), вместо процедуры консульской легализации могут получать в консульствах Российской Федерации апостиль - специальную печать, удостоверяющую подлинность представленного документа. При наличии апостиля документы в любой стране - участнице Гаагской конвенции считаются легализованными и должны приниматься без дополнительного подтверждения консульством.
Государственная регистрация совместных предприятий в форме акционерных обществ осуществляется в соответствии с приказом Министерства экономики Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. № 2 «О порядке регистрации акционерных обществ с иостранными инвестициями». Перечень документов, необходимых для государственной регистрации акционерных обществ с иостранными инвестициями и внесения их в Государственный реестр коммерческих организаций, включает:
- Письменное заявление учредителей с просьбой о проведении государственной регистрации коммерческой организации и внесении ее в Государственный реестр - 1 экз.
- Документ о согласовании с администрациями субъектов Федерации (администрациями краев, областей, республик, национальных округов на территории РФ) (оригинал или копия, заверенная нотариально или местными органами власти) - 1 экз.
- Карточка «Сведения о регистрации...», полностью заполненная с обеих сторон (виды деятельности, даты и т. д.), заверенная учредителями или доверенным лицом, - 1 экз.
- Устав - оригинал и нотариально заверенная копия.
- Договор о создании общества (нотариально заверенная копия) - 1 экз. (Если учредитель один - договор не составляется.)
- Решение об учреждении общества (протокол учредительного собрания - нотариально заверенная копия) - 1 экз.
- Выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иное эквивалентное подтверждение юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (оригинал или нотариально заверенная копия с отметкой о легализации и заверенным переводом на русский язык) - 1 экз. Представляется в Государственную регистрационную палату ежегодно. Для стран - участниц Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г. возможно проставление штампами апостиля.
- Документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком, с отметкой о легализации и заверенным переводом на русский язык (оригинал или нотариально заверенная копия) - 1 экз. Срок с момента выдачи указанного документа до подачи заявления в ГРП - не более 6 месяцев. Представляется в ГРП ежегодно.
(Для стран - участниц Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г. возможно проставление штампа-апостиля.) - Учредительные документы на российских учредителей - юридических лиц (копия свидетельства о регистрации и копия устава, заверенные нотариально или регистрирующим органом) - 1 экз.
- Для российских учредителей - юридических лиц - решение собственника имущества или решение уполномоченного им органа о создании акционерного общества (копии, заверенные нотариально или регистрирующим органом) - 1 экз.
- Заключение соответствующих экспертиз в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации (от Минтопэнерго РФ, Минэкологии РФ, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и др.) - оригиналы или нотариально заверенные копии - 1 экз.
- Доверенность на ведение дел в Государственной регистрационной палате (если ведение дел поручено доверенному лицу) - 1 экз. (Срок действия доверенности - до 1 года, если доверенность не ограничена меньшим сроком.)
- Квитанция об уплате регистрационного сбора. Величина государственной пошлины за регистрацию совместного предприятия равна четырехкратному размеру минимальной оплаты труда в месяц.
Срок регистрации совместного предприятия в соответствии с Законом Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РСФСР» составляет 21 день с момента подачи заявления на регистрацию.
Отказ в государственной регистрации совместного предприятия возможен только в случае нарушения установленного действующим на территории Российской Федерации законодательством порядка образования такого предприятия либо несоответствия ему необходимых для регистрации документов. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
С момента регистрации в уполномоченном органе совместное предприятие приобретает статус юридического липа. Зарегистрированному предприятию выдается свидетельство о регистрации установленного образца. Предварительно совместное предприятие получает временное свидетельство о регистрации, на основании которого оно встает на учет в органах Госкомстата РФ для присвоения кодов, в налоговой инспекции по своему юридическому или почтовому адресу, открывает счета в банке, изготавливает собственную печать. После осуществления перечисленных действий и внесения 50% уставного капитала на свой расчетный счет, что подтверждается соответствующей банковской справкой, предприятие получает постоянное свидетельство о регистрации и один экземпляр своих учредительных документов с соответствующими отметками регистрирующего органа. Эти учредительные документы являются основным экземпляром, с которого впоследствии при необходимости делается необходимое число нотариально заверенных копий.
Созданное в установленном порядке совместное предприятие должно встать на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Фонде занятости.
Хозяйственная деятельность незарегистрированного совместного предприятия запрещена российским законодательством. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, подлежат взысканию к судебном порядке и вносятся в местный бюджет.
Все создаваемые в Российской Федерации совместные предприятия подлежат внесению в Государственный реестр, представляющий собой систематизированный свод данных о предприятиях, действующих на территории страны. Совместные предприятия, регистрация которых осуществляется ГРП, одновременно вносятся ГРП в Государственный реестр. Остальные СП для внесения в Государственный реестр должны представить в ГРП следующие документы:
- нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации совместного предприятия;
- две нотариально заверенные копии учредительных документов СП;
- подтверждение из Госкомстата РФ о том, что предприятие поставлено на учет;
- подтверждение из налоговой инспекции о том, что СП поставлено на учет;
- подтверждение из банка о том, что совместное предприятие открыло счет и перевело на него не менее 50% уставного капитала;
- карточка «Сведения о регистрации...»;
- документы для российских учредителей (физических и юридических лиц), необходимые для регистрации СП;
- документы для иностранных учредителей (юридических и физических лиц), необходимые для регистрации СП;
- документ об уплате государственной пошлины за внесение совместного предприятия в Государственный реестр.
Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных совместных предприятий. Нотариально заверенная копия решения соответствующего органа управления СП о внесении изменений или дополнений в учредительные документы представляется предприятием в регистрирующий орган не позднее 30 дней после их принятия. Указанные изменения и дополнения вступают в силу только после их регистрации. Чаше всего к таким изменениям относятся перемены в составе учредителей совместного предприятия, его организационно-правовой формы, предмета деятельности, величины уставного капитала. Для регистрации изменений и дополнений в учредительные документы необходимо представить следующие документы:
- свидетельство о регистрации СП (или его нотариально заверенная копия);
- учредительные документы СП до внесения изменений с отметками зарегистрировавшего его органа или нотариально заверенные копии в одном экземпляре:
- нотариально заверенные копии решения уполномоченного органа СП о внесении соответствующих изменений или дополнений в учредительные документы (выписка из протокола общего собрания акционеров о приеме новых членов, увеличении уставного капитала и т. д.) - 2 экз.;
- нотариально заверенные копии нового варианта учредительных документов либо оформленных отдельно дополнений и изменений к ним - 2 экз.;
- все документы, необходимые для оформления изменений и дополнений учредительных документов совместного предприятия в соответствии с требованиями, предъявляемыми для первичной регистрации (если речь идет о приеме нового иностранного или российского партнера, то необходимо дополнительно представить на него все требуемые документы).
Создание совместных предприятий (СП) с иностранными партнерами
Проблемы, решаемые при создании СП:
Инвестиции в инфраструктуру;
Использование передового опыта партнеров в маркетинге, менеджменте и повышении культуры и качества обслуживания пассажиров и клиентуры. . В Российской Федерации эти предприятия были допущены (было юридически разрешено их создание и регламентировано действие) с целью привнесении в наше хозяйство передовой технологии и организации производства, валютного импорта и организации экспорта в третьи страны. К настоящему времени на территории РФ их более 2600 с инвесторами из 60 стран.
В соответствии с действующим законодательством, объявленная совместными предприятиями прибыль по итогам года после отчислений в государственный бюджет и образования фондов самого совместного предприятия, делится между участниками пропорционально их долям в уставном фонде. По действующим государственным нормативам прибыль от не основной деятельности после уплаты в госбюджет и в местные бюджеты должна оставаться в распоряжении коллектива предприятия, причем значительная ее часть может быть направлена не только на производственные и социальные нужды, но и на приобретение товаров широкого пользования для сотрудников.
Порядок создания СП.
При намерении создать СП проводятся переговоры между заинтересованными сторонами, оцениваются потенциальные возможности различных претендентов и подписывается протокол о намерениях. Протокол о намерениях или меморандум о взаимопонимании (МОU - Memorandum of Mutual Understanding), хотя и не является юридическим документом, но определяет обязательства сторон и другие условия создания СП, в том числе вклад сторон в уставной фонд и другие положения, которые затем будут включены в Договор о создании СП и Устав совместного предприятия.
Предложения о создании СП вместе с проектами договора и устава, которые именуются "учредительными документами", а также с технико- экономическим обоснованием (ТЭО) вносятся заинтересованными организациями в орган управления, с согласия которого создается СП. Здесь говорится о том, кто как сколько и тд платит в основной фонд и что и как будет производится.
Технико-экономическое обоснование создания СП имеет несколько аспектов. Первым из них является народнохозяйственный эффект, связанный с внедрением новейших технологий, совершенствованием организации производства и уровнем повышения квалификации кадров, повышением качества и конкурентоспособности услуг и др. Вторым направлением ТЭО является анализ экономической эффективности деятельности будущего СП, который измеряется показателями рентабельности его работы. Она определяется как отношение годовой прибыли от участия в СП к затратам на его создание, сроком окупаемости инвестиций. ТЭО должно включать подробные данные как об условиях создания СП (размер уставного фонда, источники его материального положения, конкретные исполнители строительства объекта, источники и условия кредитования и т.д.), так и об условиях его функционирования (материально-технического снабжения, сбыта, оплаты труда, налогообложения, транспортного обеспечения, страхование и т. д.
Подготовка ТЭО является обязательной при создании любого СП. Однако нет официального документа, определяющего порядок разработки и согласования ТЭО как внутри страны, так и с иностранным партнером. В ТЭО должны быть также отражены такие вопросы, как расходы на создание СП и источники их покрытия, потребности в оборудовании и оргтехнике и возможности их приобретения, наличие квалифицированных кадров и затраты на их подготовку и переподготовку, наличие необходимых производственных мощностей при их создании.
Решения о создании СП государственными предприятиями, объединениями и организациями принимаются с согласия вышестоящего органа управления. Регистрируются в Министерстве финансов РФ и Госкомитете РФ по иностранным инвестициям и приобретают права юридического лица с момента регистрации
Следующим этапом в подготовке создания СП является принятие заинтересованными сторонами решения о разработке проектов учредительных документов. Определяется порядок и сроки их составления и согласования. Как уже упоминалось, государственные предприятия и организации учреждают СП с согласия вышестоящего органа управления. Решающим этапом в создании СП является подписание учредительных документов - Договора о создании СП и Устава совместного предприятия. После вступления в силу учредительных документов СП должно быть зарегистрировано в Министерстве финансов и Регистрационной палате. Это - завершающая стадия в процессе образования СП. Ей придается конституирующее значение: с момента регистрации СП приобретает право юридического лица. Регистрация заключается во внесении в реестр сведений об СП: наименование, договор о создании, решение о создании, кто и когда утвердил учредительные документы, участники, предмет деятельности, размер уставного фонда и доли участников, местонахождение, наличие филиалов. Зарегистрированному СП выдается свидетельство о регистрации.
Деловые партнеры из разных стран хотят объединить свои усилия и финансы для обоюдной выгоды: позволяет ли такое сотрудничество российское законодательство? Да, совместное предпринимательство – достаточно распространенный вид хозяйствования и сотрудничества, то есть развития внешнеэкономических отношений.
Рассмотрим порядок организации совместного предприятия (СП) в современных отечественных реалиях, уточним цели и возможные формы его создания, проследим этапы, которые необходимо для этого пройти. В статье будет проанализирована структура совместного предприятия и факторы, касающиеся налогообложения такой деятельности.
Что означает термин «совместное предприятие»
В правовом поле термин «совместное предприятие» не имеет строгого определения. Так можно назвать и способ хозяйствования, и форму сотрудничества, и конкретную экономическую структуру. Анализируя основной смысл данной деятельности, можно дать следующее определение СП.
Совместное предприятие – это самостоятельная экономическая единица, в которой иностранный и отечественный капитал сливаются для получения обоюдной прибыли. Другими словами, это финансовое сотрудничество российских предпринимателей с зарубежными.
Характерные признаки совместного предприятия:
- совместная собственность, совместные ресурсы, совместная прибыль;
- управление и распределение рисков тоже совместное;
- основные средства находятся на отечественной территории, но принадлежат всем сторонам СП;
- права на произведенные товары или оказанные услуги равные у российских и зарубежных контрагентов;
- реализовать продукцию можно в любой сотрудничающей стране или сразу в нескольких;
- деятельность СП подчиняется законам Российской Федерации;
- СП обладает такими же правами и обязанностями, как и любое другое юридическое лицо на территории РФ.
СПРАВКА! Понятие, полностью синонимичное совместному предприятию, но являющееся более современным – «предприятие с иностранными инвестициями». Законодательно на сегодняшний день организация СП регламентирована Федеральным законом РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 года № 160-ФЗ.
Ключевые цели создания совместного предприятия
Любое инвестиционное сотрудничество, прежде всего, предусматривает обоюдную финансовую выгоду, причем не только личную, но и общегосударственную. Помимо этой очевидной цели, совместное предприятие создается ради решения таких задач, как:
- добавление на отечественный рынок новых товаров и услуг;
- привлечение инвестиционных вливаний в экономику страны;
- расширение экспортной сети, эффективный выход на иностранные рынки;
- сокращение доли импортной продукции за счет производства аналогичной на своей территории (импортозамещение);
- расширение территории для сбыта, поиск новых партнеров;
- более открытый доступ к различным ресурсам;
- облегчение модернизации и внедрения инноваций;
- снижение рисков (общий риск делится на количество партнеров);
- совершенствование налоговой системы и др.
Формы совместных предприятий
Участвовать в капитале другой страны можно по-разному. Законы РФ не запрещают любых форм внешнеэкономического сотрудничества. Совместное предприятие можно разделить по следующим критериям:
- По размеру участия иностранного капитала: инвестор из другой страны финансирует деятельность частично или полностью:
- если доля финансовых инвестиций составила 100%, то при регистрации СП понадобится личное присутствие руководителя инвестирующей фирмы (или всех руководителей, если в СП несколько членов);
- если другие страны финансируют СП только частично, их представителей можно ввести в состав правления нового юрлица путем внесения доли в инвестиционный капитал.
- По типу представителя:
- СП создается с иностранной компанией, то есть юрлицом;
- иностранным партнером становится предприниматель – физическое лицо.
- По организационно-правовой форме:
- общество с ограниченной ответственностью;
- акционерное общество;
- простое товарищество;
- инвестиционное товарищество;
- возмездное оказание услуг по договору;
- работа по договору агентской деятельности.
Этапы создания совместного предприятия
Прежде чем возникнуть, совместное предприятие должно пройти ряд обязательных с точки зрения логики и отечественного права шагов:
- Выяснение совместных задач будущих партнеров, согласование целей.
- Экономический анализ потенциального СП: расчет затрат и возможных прибылей, исчисление рентабельности, срока окупаемости финансовых вложений.
- Выбор конкретных партнеров для совместного предпринимательства.
- Подписание договора о намерениях.
- Сбор необходимого пакета документов.
- Разработку учредительных документов создаваемого СП.
- Регистрацию СП в соответствии с выбранным правовым статусом.
Что необходимо для создания совместного предприятия
Чтобы начать процедуру создания СП, нужно точно определиться относительно ключевой информации, необходимой для этого действия в соответствии с отечественными законами:
- название предприятия, включающее его организационно-правовой статус (АО, ООО и т.п.);
- виды деятельности, которыми планирует заниматься совместное предприятие (в России они позиционируются в кодах ОКВЭД);
- информация о лицах, учреждающих предприятие (физических или юридических);
- размер будущего уставного капитала и его форма (денежная и/или натуральная);
- доля участия каждого партнера в уставном капитале;
- актуальный юридический адрес (по месту госрегистрации);
- личные данные руководящего звена СП (директора и главного бухгалтера);
- предпочитаемая система налогообложения.
Налогообложение совместного предприятия
В совместном предприятии можно пользоваться любой налоговой системой. По умолчанию, если специально не оговорить это при регистрации, будет применена общая.
Самая популярная – упрощенная система – вправе использоваться, если доля иностранного инвестора меньше четверти всего капитала (до 24%). Перейти на нее можно сразу после регистрации.
Структура совместного предприятия
Законодательство разрешает определять ее самостоятельно. Обычно она соответствует общепринятой структуре выбранной организационно-правовой формы. Рассмотрим ее на примере одной из самых распространенных форм СП – акционерного общества:
- Высший орган управления – собрание всех акционеров.
- Совет директоров – осуществляет управление между общими собраниями. Количество директоров должно быть нечетным (для возможности принятия решения голосованием), их должно быть 3 и более в ЗАО, и более 5 – в АО.
- Правление – утверждается советом директоров.
- Генеральный директор – назначается из числа директоров на общем собрании учредителей. Он является официальным представителем СП во всех инстанциях. Его подпись правомочна на любых документах, кроме прямой компетенции правления и совета директоров.
- Ревизионная комиссия – периодически проверяет финансы и отчетность предприятия.
Риски создания и функционирования совместного предприятия
Плюсы совместной экономической деятельности очевидны, они определяются поставленными задачами. Но если «что-то пойдет не так»? На какие негативные стороны СП нужно обратить внимание? Недостатки, характерные для совместного предпринимательства:
- меньшая степень свободы в принятии решений и осуществлении действий;
- сложность полноценного партнерства с потенциальными конкурентами инвесторов («враг моего друга – мой враг»);
- рассекречивание ноу-хау (особенно в случае расставания партнеров);
- частое ощутимое несоответствие капиталов компаний и, как следствие, разные «весовые категории», то есть разный уровень и цена риска;
- финансовая и репутационная взаимозависимость;
- возможность поглощения более сильной компанией.
На эффективность деятельности СП в негативную сторону могут сильно повлиять некоторые факторы, во многом являющиеся следствием различия экономических моделей и образа мышления иностранных партнеров:
- неверное понимание партнерами целей и задач СП (или их умышленное искажение одной из сторон);
- существующие или возникающие в процессе взаимодействия конфликты;
- разногласия, обусловленные разницей культур, стилем предпринимательства и управления;
- недостаток искренности и откровенности у партнеров, особенно на первых стадиях СП.
Под созданием СП понимается совокупность взаимосвязанных стадий (этапов), включающая в себя:
- · подготовку проекта СП (коммерческого предложения или технико-экономического обоснования СП - ТЭО СП), поиск заинтересованных иностранных партнеров и направление им соответствующего предложения;
- · проведение переговоров с потенциальным иностранным инвестором и составление протокола намерений;
- · подготовку, согласование и подписание учредительных документов СП;
- · государственную регистрацию СП, открытие счетов и начало производственной деятельности Бородачев В.В., Ершова Е.В. Технология подготовки российских предприятий к совместному бизнесу с иностранными партнерами // Приволжский научный журнал. - 2007. - № 3. - С. 123..
Подготовка предложений об учреждении СП и поиск иностранного партнера.
Подготовка к созданию СП должна начаться с решения вопроса о его специализации. Определяя предмет деятельности будущего СП, его учредители должны провести маркетинговое исследование избранного рынка, поручив его специализированной фирме. Для этого можно обратиться в специализированные организации - Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ, Центр международной торговли и т.п.
После того, как будет выбран предмет уставной деятельности СП, рекомендуется приступить к поиску иностранного партнера-инвестора. Основная проблема, с которой сталкиваются здесь российские предприниматели - затруднения в получении необходимой коммерческой информации об иностранных фирмах, поскольку многие сведения представляют предпринимательскую тайну инофирм. Велик риск, получив недостаточно верную информацию, связаться с ненадежным партнером. Можно рекомендовать при выборе партнера и проработке ТЭО СП обращаться к независимым аудиторским фирмам, знающим положение ведущих фирм на планируемом рынке сбыте продукции СП, либо к банкам, которые могут провести экспертизу проектов СП и дать заключения о финансовой надежности тех или иных претендентов. Не последнее место занимают также собственная интуиция, знание рынка Вол С.В. Какие предприятия открывать в регионах? - Посчитаем! Методические вопросы обоснования рационального размещения совместных предприятий // Российское предпринимательство. - 2009. - № 5-2. - С. 146..
Источниками информации об иностранных фирмах - потенциальных партнерах являются такие данные:
Сведения, которые может представить сама фирма:
- · удостоверенные копии учредительных документов;
- · публикуемые фирмой проспекты и каталоги, рекламные материалы;
- · балансы, финансовые отчеты Лисица В.Н. Указ. статья. - С. 68..
Конфиденциальная информация кредитных контор, полученная ими через свою агентуру.
Информация коммерческих банков. Это наиболее надежный, но и труднодоступный и дорогостоящий источник: наблюдая финансовое положение своих клиентов в течение длительного времени, банки могут прогнозировать тенденции развития фирмы, предвидя рост ее доходов или даже банкротство.
Отобрав возможные кандидатуры, можно приступать к рассылке стандартных писем с предложением сотрудничества, указав свои основные условия и запросы об условиях участия в проекте инофирмы (коммерческое предложение). Направляя коммерческие предложения, следует учитывать, что начало совместного предпринимательства в ряде случаев сопряжено с экспертизой проектов СП. Так, в некоторых случаях при создании ПИИ требуется получение заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведение экологической экспертизы. На основе положительного заключения экспертной комиссии компетентного органа выдается разрешение о возможности создания СП. Это разрешение целесообразно иметь до того, как будут разосланы предложения о сотрудничестве конкретным иностранным партнерам.
Составление протокола о намерениях.
Получив положительный ответ на коммерческое предложение, можно приступать к переговорам, итогом которых должна стать документальная (в протоколе о намерениях) фиксация обоюдного желания партнеров создать СП в избранной ими сфере деятельности; основных положений содержания ТЭО СП, учредительного договора и устава СП; согласования времени и места подписания учредительных документов, т.е. готовности СП к государственной регистрации.
Протокол о намерениях составляется в произвольной форме, в него по усмотрению партнеров включаются главные финансово-экономические параметры СП. В протоколе также надо четко закрепить предмет предполагаемой уставной деятельности СП, чтобы на стадии обсуждения учредительных документов не возникло недоразумений по данному вопросу Лисица В.Н. Указ. статья. - С. 68..
Нередко иностранный учредитель СП настаивает на том, чтобы итоги переговоров были зафиксированы не в протоколе о намерениях, а в предварительном договоре об учреждении предприятия с долевым участием иностранных инвестиций.
Предварительный договор имеет иную юридическую природу, чем протокол о намерениях, поскольку с момента заключения он создает для сторон, его подписавших, юридические обязанности и предоставляет им права. Поэтому если учредители СП заключат предварительный договор, они уже не смогут в одностороннем порядке уклониться от заключения учредительного договора СП.
Обговорив основное содержание ТЭО СП и учредительных документов, условившись, кто будет составлять их в окончательной редакции, где и когда состоится следующая встреча партнеров, документально закрепив это в протоколе. Можно переходить к следующей стадии.
Подготовка ТЭО СП. Подготовка ТЭО наряду с разработкой учредительных документов СП представляется необходимой, т.к. его целью является просчет экономической целесообразности будущего СП. ТЭО даст ответ на вопросы, жизненно важные для партнеров: что каждый будет иметь в результате объединения своих капиталов и усилий и что нужно для этого сделать. ТЭО СП - примерный финансовый расчет рентабельности СП, полномасштабное исследование трех важнейших вопросов:
- · каков внешний и внутренний рынок предполагаемой к выпуску продукции (услуг), какова его наполняемость;
- · каковы цены на планируемую продукцию и какова их тенденция;
- · каковы издержки производства этой продукции (услуг).
ТЭО СП составляется в произвольной форме. Всякий раз его необходимо разрабатывать индивидуально, но главный вопрос ТЭО СП - целесообразность совместного предпринимательства с участием данных партнеров в конкретном регионе.
Иностранные инвесторы обычно хотят получить обоснования по вопросам:
- · какова действующая на территории государства-реципиента система налогообложения и финансирования совместного предпринимательства;
- · каковы перспективы использования местной рабочей силы;
- · какова обеспеченность сырьевыми и энергоресурсами;
- · наличие у местных партнеров свободно конвертируемой валюты Лисица В.Н. Указ. статья. - С. 68..
Подписание учредительных документов.
Обычно проекты ТЭО СП, договора о совместной хозяйственной деятельности и создании предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (учредительного договора) и устава СП составляет заинтересованная сторона. Согласовав указанные документы, можно приступить к их подписанию. Если в договоре прямо не сказано, с какой даты он начинает свое действие, он вступает в силу с момента его подписания либо с какой-то другой даты, о которой можно получить представление из содержания договора. Т.е. договор может вступить в действие до государственной регистрации СП. И если при регистрации СП выяснится необходимость включения поправок, изменений в текст договора, сторонам придется снова проводить переговоры, согласовывая эти поправки. Чтобы избежать подобного, до регистрации СП следует произвести парафирование договора (проставление инициалов сторон на каждой странице текста договора, что свяжет их обязательствами), а устав и договор подписать непосредственно перед регистрацией СП, когда устранены все замечания по их проектам.
Государственная регистрация СП.
Подписав или парафировав учредительные документы СП, учредители могут приступать к его государственной регистрации. В настоящее время порядок образования СП в РФ стал регистрационным, т.е. вопрос о создании СП решается только его учредителями, и никто не вправе запретить им организовать СП. Государство же только регистрирует этот новый субъект.
Для регистрации СП учредители представляют:
- · письменное заявление с просьбой произвести регистрацию предприятия, с указанием названия предприятия, включающее организационно-правовую форму. Наименование российских и иностранных соучредителей. Обычно такое заявление пишется на бланке одного из учредителей и подписывается всеми либо одним учредителем. На каждую подпись ставится соответствующая печать;
- · нотариально заверенные копии учредительных документов участников СП (юридических лиц) в двух экземплярах;
- · положительные заключения соответствующих экспертиз. Чаще всего требуется экологическая экспертиза;
- · для российских юридических лиц необходимы нотариально заверенные копии трех документов для каждого учредителя СП: свидетельство, подтверждающее существование юридического лица, т.е. свидетельство о регистрации; учредительный документ, устав; решение уполномоченного органа о создании СП и о передаче в его уставный фонд части собственности;
- · для иностранных юридических лиц необходимо представить два документа: свидетельство о том, что юридическое лицо действительно существует, т.е. оно зарегистрировано за границей в соответствии с местными законами и в соответствующем местному законодательству органе, и документ о платежеспособности иностранного юридического лица, т.е. банковскую справку. Оба документа должны иметь заверенный перевод на русский язык и пройти процедуру консульской легализации документов. Процедура консульской легализации предусматривает обращение в консульства России для подтверждения страны происхождения представляемого документа, осуществления его перевода на русский язык и заверения подписью Генерального консула РФ или другого уполномоченного лица, а также гербовой печатью;
- · для российских физических лиц необходимо указать их паспортные данные (приложить ксерокопию паспорта);
- · для иностранных физических лиц необходимо представить их паспортные данные (приложить ксерокопию паспорта), разрешение на хозяйственную деятельность, если это требуется в соответствии с законодательством страны проживания, либо, если такое разрешение не требуется, - соответствующую справку из посольства в России (на русском языке).
Отказ в регистрации СП возможен только при нарушениях установленного порядка образования СП на территории РФ и несоответствии законодательству необходимых для регистрации документов. В остальных случаях отказ незаконен. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде по иску заинтересованного участника СП.