Смертные грехи - поступки, совершая которые человек отдаляется от Бога, пагубные привычки которые особа не желает признать и исправить. Господь по своей великой милости к роду людскому, прощает смертные грехи, если видит искреннее раскаяние и твердое намерение изменить пагубным привычкам. Обрести душевное спасение можно через исповедь и причащение в церкви
.Что такое грех?
Слово «грех» имеет греческие корни и в переводе звучит - ошибка, неверный шаг, оплошность. Совершение греха - отступление от истинного человеческого предназначения, влечет болезненное состояние души, ведущее к её разрушению и смертельной болезни. В современном мире грехи человека рисуют как запретный, но привлекательный способ выражения личности, что искажает настоящую суть термина грех» - деяния, после совершения которого душа становится искалеченной и требует врачевания - исповеди.
10 смертных грехов в православии
Список отступлений - греховных поступков, имеет длинный перечень. Выражение о 7 смертных грехах, на основе которых возникают тяжкие пагубные страсти, было сформулировано в 590 году святителем Григорием Великим. Страсть - привычное повторение одних и тех же ошибок, формирующее разрушительные навыки, которые после временного удовольствия доставляют мучения.
Самые страшные грехи в православии - поступки, после совершения которых, человек не кается, а добровольно отходит от Бога, теряет с ним связь. Без такой опоры душа черствеет, теряет способность переживать духовную радость земного пути и посмертно не может существовать рядом с творцом, не имеет возможности попасть в рай. Раскаяться и исповедаться, избавиться от смертных грехов - изменить свои приоритеты и пристрастия можно, находясь в жизни земной.
Первородный грех - что это такое?
Первородный грех - это вошедшая в род человеческий склонность совершать греховные поступки, возникшая после того как Адам и Ева, обитая в раю, поддались искушению и совершили греховное падение. Склонность человеческой воли делать плохие поступки передалась от первых обитателей Земли всем людям. Рождаясь, человек принимает невидимое наследство - греховное состояние естества.
Содомский грех - что это такое?
Формулировка понятия содомский грех - связана с названием древнего города Содом. Содомляне в поисках плотских удовольствий вступали в физические отношения с особями одинакового пола, не пренебрегали актами насилия и принуждения в любодеяниях. Гомосексуальные отношения или мужеложство, скотоложство - тяжкие грехи, происходящие от блудной страсти, они являются срамными и мерзостными. Жители Содома и Гоморы, а также окрестных городов, живших в разврате, были наказаны Господом - с неба на них был послан огонь и дождь из серы для истребления нечестивых.
По Божьему замыслу мужчина и женщина были наделённые отличительными душевными и телесными особенностями для того чтобы дополняя друг друга. Они становились одним целым, продлевали род человеческий. Семейные отношения в браке, рождение и воспитание детей - прямая обязанность каждого человека. Блуд - плотский грех подразумевающий физические отношения между мужчиной и женщиной, без принуждения, не подкрепленные семейным союзом. Прелюбодеяние - это удовлетворение физической похоти с нанесением ущерба семейному союзу.
Мшелоимство - что это за грех?
Православные грехи вызывают привычку приобретать разные вещи, иногда совсем ненужные и неважные - это называют мшелоимством. Стремление приобретать новвые предметы, накопить в земном мире много вещей порабощает человека. Пристрастие к коллекционированию, склонность обзаводиться дорогим предметам роскоши - хранение бездушных ценностей, которые не пригодятся в загробном мире, а в земной жизни отнимают много денег, нервов, времени, становятся объектом любви, которую человек мог проявить по отношению к другому человеку.
Лихоимство - что это за грех?
Лихоимство - способ наживы или получения денежных средств за счёт ущемления ближнего, его затруднительных обстоятельств, приобретение имущества обманными действиями и сделками, воровством. Человеческие грехи - пагубные пристрастия, которые осознав и раскаявшись можно оставить в прошлом, однако отказ от лихоимства требует возвращения нажитого или расточения имущества, что является сложным шагом на пути к исправлению.
Сребролюбие - что это за грех?
Грехи по библии описываются как страсти - привычки человеческой натуры занимать жизнь и мысли увлечениями, мешающие думать о Боге. Сребролюбие - любовь к деньгам, стремление обладать и сохранять земные богатства, оно тесно связанно с жадностью, скупостью, лихоимством, мшелоимством, корыстолюбием. Сребролюбец собирает материальные ценности - богатство. Человеческие отношения, карьеру, любовь и дружбу он строит по принципу - выгодно или нет. Сребролюбивому тяжело понять, что истинные ценности не измеряются деньгами, настоящие чувства не продаются и купить их нельзя.
Малакия - что это за грех?
Малакия - церковно-славянское слово, означающее грех рукоблудия или онанизм. Мастурбация - это грех, одинаковый для женщин и мужчин. Совершая такой поступок, человек становится рабом блудной страсти, которая может перерасти в другие тяжкие пороки - виды неестественных любодеяний, превратиться в привычку потакать нечистым помыслам. Безбрачным и находящимся во вдовстве подобает сохранять телесную чистоту и не осквернять себя пагубными страстями. Если нет желания воздерживаться - надо ступать в брак.
Уныние - смертный грех
Уныние - грех, от которого ослабевает душа и тело, от него развивается упадок физических сил, лень и приходит чувство душевного отчаяния, безнадежности. Пропадает желание трудиться и настигает волна безнадежности и небрежного отношения - возникает неясная пустота. Депрессии - состояния уныния, когда в человеческой душе возникает необоснованная тоска, нет желания совершать добрые дела - трудиться для спасения души и помогать ближним.
Грех гордыни - в чем выражается?
Гордыня - грех, вызывающий желание возвыситься, быть признанным в обществе - высокомерное отношение и презрение к ближним, основанное на значимости собственной личности. Чувство гордости - утрата простоты, охлаждение сердца, неимение чувства сострадания к ближним, проявление строгих немилосердных рассуждений о поступках другого человека. Горделивый не признает помощи Божьей в жизненном пути, не питает чувств благодарности к творящим добро.
Праздность - что это за грех?
Праздность - грех, пристрастие, к которому вызывает у человека нежелание работать, попросту сказать - безделье. От такого состояния души порождаются другие страсти - пьянство, блуд, осуждения, обманы и пр. Не трудящийся - праздный человек живет за счет другого, иногда порицая его о недостаточном содержании, бывает раздражителен от нездорового сна - не натрудившись днем он не получает и полноценного отдыха, дарованного усталостью. Зависть охватывает праздного человека, когда он смотрит на плоды труженика. Им завладевает отчаяние и уныние - что считается грехом тяжким.
Чревоугодие - что это за грех?
Пристрастие к еде и напиткам - греховное желание, названное чревоугодием. Это влечение, дающее телу власть над духовным разумом. Проявляется чревоугодничество в нескольких видах - объедание, услаждение вкусами, гурманство, пьянство, тайное употребление пищи. Насыщение чрева не должно быть важной целью, а только подкреплением телесных нужд - потребностью, не ограничивающей душевную свободу.
Смертные грехи наносят душевные раны, которые приводят к страданиям. Изначальная иллюзия временного наслаждения перерастает в пагубную привычку, которая требует все больше жертв, отнимает часть земного времени, выделенного человеку для молитв и добрых дел. Он становиться рабом страстной воли, которая противоестественна для природного состояния и причиняет в итоге вред ему самому. Возможность осознать и изменить свои пагубные привычки, дана каждому, победить страсти можно противоположенными им по действию добродетелями.
Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а . Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством - так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает - страдание.
Материал по теме
Cегодня у разговоров о будущем есть интересная особенность - за время, пока мы обсуждаем, как то или иное новшество повлияет на нашу жизнь, это новшество уже входит в жизнь и завладевает ею. А нам остается думать не о том, что случится, но как быть с тем, что уже произошло. В век прогресса будущее успевает стать прошлым, пока мы пьем утренний кофе.
Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его . Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой ».
Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога - это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.
И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи - на семь или на . Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще - знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11 :25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в навык!»
А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Семь смертных грехов
1. Гордость
«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других - одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.
…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4 :6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».
Свт. Василий Великий
Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом - от родных и друзей. И наконец - от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.
2 Зависть
«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
Святитель Илья Минятий
Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.
Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.
3 Чревоугодие
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Чревоугодие - рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом - пропасть. Но оба они - рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.
4 Блуд
«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.
Материал по теме
Из его дневника мы видим не благостный хрестоматийный образ угодника Божия, а живого человека, который на своей шкуре знает, что такое грех, что такое страсть, который раздражается, гневается, обижается, соблазняется - но и находит в себе силы на подлинное покаяние, преодолевает все это в себе. Вот это очень полезно почитать тем, кто еще не сделал свой религиозный выбор: смотрите, вот как пролегает дорога к святости.
Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание - удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».
Священномученик Василий Кинешемский
Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения - все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток - все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.
5 Гнев
«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».
Святитель Тихон Задонский
Человек в гневе страшен. А между тем , вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства - все это дела неправедного гнева.
6 Алчность (корыстолюбие)
«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное - деньги, потому что ими можно всё доставать».
Святитель Феофан Затворник
Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий - все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а - в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.
7 Уныние (лень)
«Уныние - это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».
Евагрий Понтийский
Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.
В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.
Такая рассогласованность - результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.
Многие знают о том, что существуют некие грехи в православии. Но многие не знают, что именно подразумевается под словом "грех", и забывают о многих деяниях, которые считаются грешными.
Грехи в православии
Классификация грехов основана на десяти заповедях и библейских текстах. Вне зависимости от конфессий греховными считаются нижеперечисленные действия. Причем люди, которые осознают, что поступают неправильно, но продолжают так делать, могут стать одержимыми.
Самые страшные грехи в православии (смертные)
1. Гордыня, т.е. признание себя равным Богу, излишнее самолюбование и безмерная гордость.
2. Зависть, ревность и тщеславие.
3. Гнев и месть.
4. Леность, уныние, отчаяние, беспечное отношение к жизни, праздность.
5. Алчность, скупость, жадность, сребролюбие.
6. Чревоугодие, обжорство.
7. Сладострастие, похоть, блуд, распутная жизнь.
Грехи в православии против Бога
К таким деяниям относятся неисполнение воли Божией, несоблюдение заповедей, отсутствие веры или чрезмерная надежда на помощь, отсутствие благодарности к Богу, лицемерное почитание, суеверность (в т.ч. гадания и обращения к различным ясновидцам). Если хотите меньше грешить, не упоминайте имя Бога без необходимости, исполняйте свои обеты, не ропщите и не хулите Господа, читайте Писание и не стыдитесь своей веры. Регулярно ходите в храм и молитесь от души. Находитесь в церкви в течение всей службы, почитайте все праздники Божьи. Также греховными считаются мысли о суициде и неразборчивость в половой жизни.
Грехи в православии против ближнего
Любите ближних и врагов, умейте прощать и не иметь желания отомстить. Почитайте старших и начальство, уважайте родителей. Обязательно выполняйте обещания и в срок возвращайте долги, не воруйте. Не покушайтесь на чужую жизнь, в т.ч. не делайте аборт и не советуйте этого другим. Не отказывайте в помощи людям, ответственно относитесь к работе и цените чужой труд. Воспитывайте детей в христианской вере, посещайте больных, молитесь как за наставников и близких, так и за врагов. Будьте милосердны и проявляйте любовь к животным и растениям. Не злословьте и не обсуждайте чужие грехи. Также не стоит устраивать скандалы, лицемерить и насмехаться над людьми. К грехам причисляется желание обольстить, ревность и развращение ближних.Грехи в православии: список грехов против себя
Не стоит почитать себя излишне и любоваться собой. Будьте смиренны, проявляйте послушание. Не завидуйте и не лгите - это грешно. Также не бросайте слов на ветер и не разговаривайте о пустом. Грехом считаются раздражение, обида, тоска и леность. Также не стоит делать хорошие дела ради признания. Заботьтесь о своем здоровье, но не делайте это приоритетом. Откажитесь от и алкоголя. Не стоит играть в азартные игры и изучать продукцию порнографического содержания. Также гоните от себя блудные помыслы, не изменяйте и не занимайтесь сексом вне брака. Причем здесь речь именно о венчании, т.к. штамп в паспорте "не считается".
Это неполный список грехов, но избавление от этих действий может сделать жизнь более жизнерадостной и улучшить ваши отношения с окружающими.
Смертные грехи – поступки, совершая которые человек отдаляется от Бога, пагубные привычки которые особа не желает признать и исправить. Господь по своей великой милости к роду людскому, прощает смертные грехи, если видит искреннее раскаяние и твердое намерение изменить пагубным привычкам. Обрести душевное спасение можно через исповедь и .
Что такое грех?
Слово «грех» имеет греческие корни и в переводе звучит – ошибка, неверный шаг, оплошность. Совершение греха – отступление от истинного человеческого предназначения, влечет болезненное состояние души, ведущее к её разрушению и смертельной болезни. В современном мире грехи человека рисуют как запретный, но привлекательный способ выражения личности, что искажает настоящую суть термина грех» – деяния, после совершения которого душа становится искалеченной и требует врачевания – исповеди.
10 смертных грехов в православии
Список отступлений – греховных поступков, имеет длинный перечень. Выражение о 7 смертных грехах, на основе которых возникают тяжкие пагубные страсти, было сформулировано в 590 году святителем Григорием Великим. Страсть - привычное повторение одних и тех же ошибок, формирующее разрушительные навыки, которые после временного удовольствия доставляют мучения.
В православии – поступки, после совершения которых, человек не кается, а добровольно отходит от Бога, теряет с ним связь. Без такой опоры душа черствеет, теряет способность переживать духовную радость земного пути и посмертно не может существовать рядом с творцом, не имеет возможности попасть в рай. Раскаяться и исповедаться, избавиться от смертных грехов - изменить свои приоритеты и пристрастия можно, находясь в жизни земной.
Первородный грех - что это такое?
Первородный грех – это вошедшая в род человеческий склонность совершать греховные поступки, возникшая после того как Адам и Ева, обитая в раю, поддались искушению и совершили греховное падение. Склонность человеческой воли делать плохие поступки передалась от первых обитателей Земли всем людям. Рождаясь, человек принимает невидимое наследство – греховное состояние естества.
Содомский грех - что это такое?
Формулировка понятия содомский грех – связана с названием древнего города Содом. Содомляне в поисках плотских удовольствий вступали в физические отношения с особями одинакового пола, не пренебрегали актами насилия и принуждения в любодеяниях. Гомосексуальные отношения или мужеложство, скотоложство – тяжкие грехи, происходящие от блудной страсти, они являются срамными и мерзостными. Жители Содома и Гоморы, а также окрестных городов, живших в разврате, были наказаны Господом – с неба на них был послан огонь и дождь из серы для истребления нечестивых.
По Божьему замыслу мужчина и женщина были наделённые отличительными душевными и телесными особенностями для того чтобы дополняя друг друга. Они становились одним целым, продлевали род человеческий. Семейные отношения в браке, рождение и воспитание детей - прямая обязанность каждого человека. Блуд – плотский грех подразумевающий физические отношения между мужчиной и женщиной, без принуждения, не подкрепленные семейным союзом. Прелюбодеяние – это удовлетворение физической похоти с нанесением ущерба семейному союзу.
Мшелоимство - что это за грех?
Православные грехи вызывают привычку приобретать разные вещи, иногда совсем ненужные и неважные – это называют мшелоимством. Стремление приобретать новвые предметы, накопить в земном мире много вещей порабощает человека. Пристрастие к коллекционированию, склонность обзаводиться дорогим предметам роскоши – хранение бездушных ценностей, которые не пригодятся в загробном мире, а в земной жизни отнимают много денег, нервов, времени, становятся объектом любви, которую человек мог проявить по отношению к другому человеку.
Лихоимство - что это за грех?
Лихоимство - способ наживы или получения денежных средств за счёт ущемления ближнего, его затруднительных обстоятельств, приобретение имущества обманными действиями и сделками, воровством. Человеческие грехи - пагубные пристрастия, которые осознав и раскаявшись можно оставить в прошлом, однако отказ от лихоимства требует возвращения нажитого или расточения имущества, что является сложным шагом на пути к исправлению.
Сребролюбие - что это за грех?
Грехи по библии описываются как страсти – привычки человеческой натуры занимать жизнь и мысли увлечениями, мешающие думать о Боге. Сребролюбие – любовь к деньгам, стремление обладать и сохранять земные богатства, оно тесно связанно с жадностью, скупостью, лихоимством, мшелоимством, корыстолюбием. Сребролюбец собирает материальные ценности – богатство. Человеческие отношения, карьеру, любовь и дружбу он строит по принципу – выгодно или нет. Сребролюбивому тяжело понять, что истинные ценности не измеряются деньгами, настоящие чувства не продаются и купить их нельзя.
Малакия - что это за грех?
Малакия - церковно-славянское слово, означающее грех рукоблудия или онанизм. Мастурбация - это грех, одинаковый для женщин и мужчин. Совершая такой поступок, человек становится рабом блудной страсти, которая может перерасти в другие тяжкие пороки – виды неестественных любодеяний, превратиться в привычку потакать нечистым помыслам. Безбрачным и находящимся во вдовстве подобает сохранять телесную чистоту и не осквернять себя пагубными страстями. Если нет желания воздерживаться – надо ступать в брак.
Уныние - смертный грех
Уныние – грех, от которого ослабевает душа и тело, от него развивается упадок физических сил, лень и приходит чувство душевного отчаяния, безнадежности. Пропадает желание трудиться и настигает волна безнадежности и небрежного отношения - возникает неясная пустота. Депрессии – состояния уныния, когда в человеческой душе возникает необоснованная тоска, нет желания совершать добрые дела – трудиться для спасения души и помогать ближним.
Грех гордыни - в чем выражается?
Гордыня – грех, вызывающий желание возвыситься, быть признанным в обществе - высокомерное отношение и презрение к ближним, основанное на значимости собственной личности. Чувство гордости – утрата простоты, охлаждение сердца, неимение чувства сострадания к ближним, проявление строгих немилосердных рассуждений о поступках другого человека. Горделивый не признает помощи Божьей в жизненном пути, не питает чувств благодарности к творящим добро.
Праздность - что это за грех?
Праздность - грех, пристрастие, к которому вызывает у человека нежелание работать, попросту сказать - безделье. От такого состояния души порождаются другие страсти – пьянство, блуд, осуждения, обманы и пр. Не трудящийся - праздный человек живет за счет другого, иногда порицая его о недостаточном содержании, бывает раздражителен от нездорового сна – не натрудившись днем он не получает и полноценного отдыха, дарованного усталостью. Зависть охватывает праздного человека, когда он смотрит на плоды труженика. Им завладевает отчаяние и уныние - что считается грехом тяжким.
Чревоугодие - что это за грех?
Пристрастие к еде и напиткам - греховное желание, названное чревоугодием. Это влечение, дающее телу власть над духовным разумом. Проявляется чревоугодничество в нескольких видах – объедание, услаждение вкусами, гурманство, пьянство, тайное употребление пищи. Насыщение чрева не должно быть важной целью, а только подкреплением телесных нужд - потребностью, не ограничивающей душевную свободу.
Смертные грехи наносят душевные раны, которые приводят к страданиям. Изначальная иллюзия временного наслаждения перерастает в пагубную привычку, которая требует все больше жертв, отнимает часть земного времени, выделенного человеку для молитв и добрых дел. Он становиться рабом страстной воли, которая противоестественна для природного состояния и причиняет в итоге вред ему самому. Возможность осознать и изменить свои пагубные привычки, дана каждому, победить страсти можно противоположенными им по действию добродетелями.
Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой – воровство, третий – подлость, четвертый – предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.
Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель – это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.
Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Богу, и им заражены не только люди, полностью отрицающие бытие Божие, но и каждый из нас. Как всякий смертный грех, неверие ослепляет человека. Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже суп не умею варить, это не в моей компетенции». Но когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение.
Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. Один говорит: посты соблюдать не надо. А другой: моя бабушка была верующей, и она вот так делала, поэтому надо делать так. И все берутся судить и рядить, хотя в большинстве случаев ничего в этом не понимают.
Почему, когда вопросы касаются веры, каждый стремится обязательно высказать свое мнение? Почему в этих вопросах люди вдруг становятся специалистами? Почему они уверены, что все здесь понимают, все знают? Потому что каждый считает, что он верует в той самой степени, в которой необходимо. На самом деле это совершенно не так, и это очень легко проверить. В Евангелии сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», и она перейдет». Если этого не наблюдается, значит, нет веры даже с горчичное зерно. Так как человек ослеплен, то он считает, что верует достаточно, а на самом деле он не может совершить даже такой пустяк, как сдвинуть гору, которую и без веры сдвинуть можно. И из-за маловерия происходят все наши беды.
Когда Господь шел по водам, Петр, который никого на свете не любил так, как Христа, захотел прийти к Нему и сказал: «Повели мне, и я пойду к Тебе». Господь говорит: «Иди». И Петр также пошел по водам, но на секунду испугался, усомнился и стал тонуть и воскликнул: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Сначала он собрал всю свою веру, и на сколько ее хватило, на столько он и прошел, а потом, когда «запас» иссяк, стал тонуть.
Вот так же и мы. Кто из нас не знает, что Бог есть? Все знают. Кто не знает, что Бог слышит наши молитвы? Все знают. Бог Всеведущ, и, где бы мы ни были, Он слышит все слова, которые мы произносим. Мы знаем, что Господь благ. Даже в сегодняшнем Евангелии есть подтверждение этому, и вся наша жизнь показывает, как Он к нам милостив. Господь Иисус Христос говорит, что, если наше дитя просит хлеба, неужели мы дадим ему камень, или, если просит рыбу, дадим ему змею. Кто из нас может так поступить? Никто. А ведь мы люди злые. Неужели это может совершить Господь, Который благ?
Тем не менее, мы все время ропщем, все время стонем, все время то с одним не согласны, то с другим. Господь нам говорит, что путь в Царствие Небесное лежит через многие страдания, а мы не верим. Нам всем хочется быть здоровыми, счастливыми, мы все хотим на земле хорошо устроиться. Господь говорит, что только тот, кто пойдет за Ним и возьмет свой крест, достигнет Царствия Небесного, а нам это опять не подходит, мы снова настаиваем на своем, хотя считаем себя верующими. Чисто теоретически мы знаем, что в Евангелии содержится истина, однако вся наша жизнь идет против нее. И часто нет у нас страха Божия, потому что мы забываем, что Господь всегда рядом, всегда на нас смотрит. Поэтому мы так легко грешим, легко осуждаем, легко человеку можем пожелать зла, легко им пренебречь, оскорбить его, обидеть.
Теоретически нам известно, что есть вездесущий Бог, но наше сердце далеко отстоит от Него, мы Его не чувствуем, нам кажется, что Бог где-то там, в бесконечном космосе, и Он нас не видит и не знает. Поэтому мы грешим, поэтому не соглашаемся с Его заповедями, претендуем на свободу других, хотим переделать все по-своему, хотим всю жизнь изменить и сделать ее такой, как мы считаем нужным. Но это совершенно неправильно, мы никак не можем в такой степени управлять своей жизнью. Мы можем только смиряться перед тем, что Господь нам дает, и радоваться тому благу и тем наказаниям, которые Он посылает, потому что через это Он нас учит Царствию Небесному.
Но мы Ему не верим – мы не верим, что нельзя грубить, и поэтому грубим; не верим, что нельзя раздражаться, и раздражаемся; мы не верим, что нельзя завидовать, и часто кладем глаз на чужое и завидуем благополучию других людей. А некоторые дерзают завидовать и духовным дарованиям от Бога – это вообще грех страшный, потому что каждый от Бога получает то, что он может понести.
Неверие – это удел не только людей, которые отрицают Бога; оно глубоко проникает и в нашу жизнь. Поэтому мы часто пребываем в унынии, в панике, не знаем, что нам делать; нас душат слезы, но это не слезы покаяния, они не очищают нас от греха – это слезы отчаяния, потому что мы забываем, что Господь все видит; мы злимся, ропщем, негодуем.
Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что Бог каждому человеку желает спастись и о каждом заботится. Нам кажется, что никакого Бога нет, что от нас, от каких-то наших усилий что-то зависит, – и начинаем убеждать, рассказывать, объяснять, а делаем только хуже, потому что привлечь к Царствию Небесному можно лишь Духом Святым, а у нас Его нет. Поэтому мы только раздражаем людей, цепляемся к ним, надоедаем, мучаем, под благим предлогом превращаем их жизнь в ад.
Мы нарушаем драгоценный дар, который дан человеку, – дар свободы. Своими претензиями, тем, что хотим всех переделать по своему образу и подобию, а не по образу Божию, мы претендуем на свободу других и стараемся всех заставить мыслить так, как мыслим сами, а это невозможно. Человеку можно открыть истину, если он о ней спрашивает, если он хочет ее узнать, мы же постоянно навязываем. В этом акте нет никакого смирения, а раз нет смирения, значит, нет благодати Святого Духа. А без благодати Святого Духа результата не будет никакого, вернее, будет, но противоположный.
И вот так во всем. А причина – в неверии Богу, неверии в Бога, в Его благой Промысл, в то, что Бог есть любовь, что Он хочет всех спасти. Потому что, если бы мы верили Ему, мы бы так не поступали, мы бы только просили. Почему человек идет к какой-то бабке, к знахарке? Потому что он не верит ни в Бога, ни в Церковь, не верит в силу благодатную. Сначала он обойдет всех чародеев, колдунов, экстрасенсов, а если ничего не помогло, ну тогда уж обращается к Богу: авось поможет. И самое удивительное, что ведь помогает.
Если бы какой-то человек все время нами пренебрегал, а потом у нас стал что-то просить, мы бы сказали: знаешь, так не годится, ты так ко мне препогано относился всю жизнь, а теперь приходишь у меня просить? Но Господь милостивый, Господь кроткий, Господь смиренный. Поэтому, по каким бы путям-дорогам человек ни ходил, какие бы безобразия он ни делал, но если он обращается к Богу от сердца, на последний, как говорится, худой конец – Господь и тут помогает, потому что Он только и ждет нашей молитвы.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Господь сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», а мы не верим. Мы не верим ни в свою молитву, ни в то, что Бог нас слышит, – не верим ничему. Вот поэтому у нас все и пусто, поэтому наша молитва как бы и не исполняется, она не может не только гору сдвинуть, а не может вообще ничего управить.
Если бы мы действительно верили в Бога, тогда любого человека смогли бы на истинный путь направить. А направить на истинный путь возможно именно молитвой, потому что она оказывает человеку любовь. Молитва перед Богом – тайна, и в ней нет никакого насилия, есть только просьба: Господи, управь, помоги, исцели, спаси.
Если бы мы так действовали, то достигли бы большего успеха. А мы все надеемся на разговоры, на то, что как-то сами управимся, что-то такое сохраним на какой-то черный день. Кто ждет черного дня, у того он обязательно настанет. Без Бога все равно ничего не достигнешь, поэтому Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное все приложится вам». Но мы и этому не верим. Наша жизнь не устремлена в Царствие Божие, она больше направлена на людей, на человеческие отношения, на то, как бы здесь все наладить. Мы хотим удовлетворить собственную гордость, собственное тщеславие, собственное честолюбие. Если бы мы стремились к Царствию Небесному, то радовались бы, когда нас притесняют, когда нас обижают, потому что это способствует нашему вхождению в Царствие Небесное. Мы бы радовались болезни, а мы ропщем и ужасаемся. Мы боимся смерти, все стараемся продлить свое существование, но опять не ради Господа, не ради покаяния, а по своему маловерию, из страха.
Грех маловерия в нас проник очень глубоко, и с ним надо очень сильно бороться. Есть такое выражение – «подвиг веры», потому что только вера может подвигнуть человека на что-то настоящее. И если каждый раз, когда в нашей жизни складывается такая ситуация, что мы можем поступить по-божески и можем поступить по-человечески, – если каждый раз мы будем мужественно поступать по своей вере, то вера наша будет расти, она будет укрепляться.
Протоиерей Димитрий Смирнов