Что такое проект планировки и межевания территории, для чего нужен, что необходимо для его получения, за чей счет он готовится и необходимо ли сегодня его разрабатывать?
По нормативам действующего российского законодательства, проводить строительство или реконструкцию объектов капитального строительства не разрешается, пока застройщиком не будет получено специальное разрешение надзорных органов. В дальнейшем оно требуется для постановки построенного объекта на кадастровый учет или для внесения новых данных о нем, если проводилась его реконструкция.
Это условие касается и всех линейных объектов, имеющих местное, региональное или федеральное значение – начиная от линии электропередач и газопровода, заканчивая автомобильной дорогой. Они имеют особое значение, поскольку обеспечивают эффективное развитие застраиваемых территорий.
Последние изменения в ст. 51 ГК РФ Градостроительного кодекса РФ говорят о том, что для получения разрешения на реконструкцию или строительство объекта заинтересованное лицо должно предоставить пакет документов, в перечень которых входит проект планировки и межевания территории (ППиМТ).
Что такое проект планировки и межевания территории?
Проект планировки и межевания территории – градостроительная документация, без которой невозможно разместить линейный объект на какой-либо территории. Он должен включать:
чертежи межевания участка;
материалы, обосновывающие сделанные чертежи.
Если для работы линейного объекта потребуется возведение объекта капитального строительства, совместно с ППиМТ готовится градостроительный план, содержащий данные о системе водоснабжения, ТП системы, сервисных объектов и др.
Для чего нужен проект планировки и межевания территории?
В первую очередь он необходим для установления границ земельного участка, на котором планируется провести реконструкцию или возведение линейного объекта, а также для того, чтобы в будущем избежать возможных претензий со стороны землевладельцев соседних участков.
Действующий Градостроительный кодекс предусматривает разработку ППиМТ на местном уровне – администрацией поселения или городского округа по инициативе заинтересованного лица. Им может являться, как владелец земельного участка, так и республиканский, муниципальный или федеральный орган власти. Главное, чтобы данное лицо имело один из документов:
договор о развитии застроенного участка;
договор аренды участка, предусматривающий его комплексное освоения в виде жилищного строительства.
Что нужно для получения проекта планировки территории
и проекта межевания территории?
- В первую очередь получить постановление Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), разрешающее проведение строительства на выбранном участке, а также техническое задание, которое определяет порядок разработки проектной документации. Для этого подается заявление, после чего КГА принимает соответствующее решение и издает отдельное постановление. Обычно его выдают сроком на 1 год, но его можно продлить при наличии существенной причины задержки строительства. К нему прилагается техническое задание на разработку проектов ППТ и ПМТ. В некоторых случаях проект межевания может не потребоваться – выдается лишь распоряжение на проект планировки территории.
- Только после получения постановления КГА (с приложенным распоряжением на разработку ППиМТ и техническим заданием) можно обращаться в местную администрацию с соответствующим заявлением. К нему заявитель должен приложить схему расположения линейного объекта, которая в дальнейшем необходима при предварительном согласовании и определении оптимального варианта его местонахождения.
- На основании поданного заявления глава администрации издает постановление о подготовке документации и назначает сотрудника, который должен обеспечить выполнение проекта. Кроме этого, этот специалист готовит демонстрационный материалы для проведения общественных слушаний.
- Перед утверждением проекта планировки и межевания территории проводятся его публичные слушания, где участвуют граждане, которые проживают на указанной территории или являются правообладателями застраиваемых участков, а также все лица, законные интересы которых может затронуть реализация проекта. По результатам слушаний составляется протокол, служащий основанием для последующего утверждения проекта планировки и межевания территории.
Решение по проекту, которое в итоге принимается, обязательно публикуется в местной газете, и на официальном сайте местных органов власти. Если оно положительно, спустя 11 месяцев ее сотрудники обязаны предоставить готовый проект планирования и межевания территории или выдать отказ, если отсутствуют:
основания для подготовки проектной документации;
средства в муниципальном бюджете для подготовки проекта;
сведений о размещении объекта в плане территориального строительства.
При отрицательном результате заинтересованное лицо, если оно обладает всеми правами, имеет право обжаловать решение в судебных органах.
За чей счет готовится проект планировки и межевания территории?
По общим правилам, при подготовке документов по планировке территории и межевания территории, администрация должна делать за счет бюджетных средств. Однако, Гражданский кодекс РФ разрешает привлекать денежные средства физических или юридических лиц, которые заинтересованы в получении проекта или являются инициаторами его разработки. Они имеют законное право изготовить его самостоятельно, используя услуги нужных специалистов, если одновременно соблюдается ряд условий:
согласие заинтересованного лица на финансирование ППиМТ;
отсутствие у администрации средств, заложенных в бюджете на текущий год и предусмотренных на выполнение подобных работ;
имеется заявление лица на получение проект планировки и межевания территории;
принято распоряжение КГА на формирование проекта планировки и межевания территории
Чаще всего софинансирование подготовки проекта планировки и межевания территории устанавливается на федеральном, региональном и муниципальном уровне с помощью нормативных актов, которые четко регламентируют данную процедуру. При их отсутствии, власти должны руководствоваться общими правилами ГрК РФ и разрабатывать план без привлечения средств заказчика.
Необходимо ли сегодня разрабатывать
план планировки и межевания территории?
Изменения в Гражданский кодекс РФ, согласно которым при строительстве или реконструкции линейных объектов необходимо готовить ППиМТ, действуют с 31 декабря 2012. Таким образом, государство преследовало одну цель – упростить процедуру получения разрешения на строительство, поскольку ранее необходимо было разрабатывать градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). В случае отказа, получалось, что все силы и средства заинтересованного лица для получения ГПЗУ тратились впустую.
Но, несмотря на то, что данные поправки в Гражданский кодекс внесены были еще несколько лет назад, до сих пор при получении разрешения на строительство или реконструкцию линейного объекта можно предоставлять Градостроительный план вместо проекта планировки и межевания территории.
В 2012 года был введен переходной период, поскольку не все кадастровые инженеры имели опыт разработки совместного плана планирования и межевания территории для строительства. Его срок несколько раз продлевали, и в этом году Госдума приняла постановление, увеличивающее срок окончания переходного периода до 31 декабря 2015 года. В дальнейшем, если опять ничего не поменяется, разрешено будет предоставлять только лишь проект планировки и межевания территории.
Приступая к вопросам оформления проекта планировки объекта недвижимости, прежде всего, следует понимать, что это такое и для чего такой документ нужен. Проект представляет собой неотъемлемую часть пакета документов для планирования земельного участка, на котором есть или запланированы застройки. Также данный документ составляется при необходимости уточнить границы территории независимо от застройки или её отсутствия.
Проект межевания территории и планировки для застроенных участков – юридический документ, который имеет схематическое отображение и служит для упрощения процесса возведения строений, учитывая уже имеющиеся постройки.
Проект межевания земельного участка, согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, является вспомогательным документом, который устанавливает границу территории, и предоставляется физическим, а также юридическим лицам. Если проект планировки и межевания может затронуть какие-либо исторические поселения, при его оформлении и составлении будет учтено сохранение важных объектов и элементов данного участка.
Дорогие читатели!
Это быстро и бесплатно!
Разработка документации
Создание проекта планировки для застроенных земельных участков происходит по инициативе государственных органов на всех уровнях управления. Оформлением занимается администрация региона нахождения объекта недвижимости. Сотрудники местного органа самоуправления проводят все необходимые работы относительно проектирования. В некоторых случаях орган местного самоуправления может заключать договора со специализированной частной организацией, имеющей лицензию на проведение градостроительной деятельности и занимающейся разработкой .
Разрешения для проведения аналогичных работ со стороны частной организации представляется в пакете разрешающих данную деятельность документов. Для юридических лиц лицензионные документы обязательно должны иметь целый перечень установленных российским законодательством сертификатов, а также свидетельства допуска. Без них организация не имеет права осуществлять деятельность, касающуюся градостроительства.
Что представляет собой
Проект межевания и планировки застроенных земельных участков – важный градостроительный документ, который разрабатывается одновременно с проведением работ. На управленческом уровне существует ряд обязательных реквизитов и пунктов данного документа, составляющих его структуру. Проект планировки и межевания включает в себя чертежи и сведения о дорожных линиях, элементах инфраструктуры, зданиях капитального строительства, расположении помещений на застроенных территориях, а также инженерное, техническое и социальное обеспечение участка.
К проекту должна прилагаться разъяснительная записка, в которой указаны данные отдельных положений о защите территории в случае чрезвычайных происшествий, положения пожарной безопасности, а также план действий гражданской обороны. В пояснительной записке содержится информация о чётких параметрах будущих построек со всеми системами коммуникаций и путями транспортных подъездов.
Поскольку проект планировки и межевания участка земли является двумя разными документами, он должны быть согласован между собой, так как определение границ проводится на основании схемы планировки территории.
Структура проекта
Проект планировки и межевания территории застроенных участков состоит из нескольких документов и схем. В аналитическую часть вносится следующая информация:
- Исследовательские сведения, которые влияют на строительство;
- Особенности участка социального значения;
- Имеющиеся экологические, технические, а также культурные ценности и элементы.
Эти сведения важны для обустройства границ территории, что необходимо для правильного составления планов градостроения. В связи с вышесказанным, в чертежах должны быть следующие отображения:
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Подготовка документов и проблематика
После подготовки проекта планировки для земли, понадобиться собрать следующие документы:
Для объектов недвижимости, которые перешли в собственность не одно десятилетие назад, существует такая проблематика, как условное определение границ территории. В связи с этим достаточно часто возникают конфликты и споры между владельцами соседних участков, которые имеют на руках противоречащие друг другу бумаги. Для решения таких вопросов следует проводить процедуру планировки и межевания до того, как будет подано исковое заявление в суд.
Распоряжение и разработка
Процесс планировки застроенных объектов недвижимости может иметь нюансы, но обязательно включает в себя определённые этапы прохождения. Первое – это непосредственное распоряжение о разработке проекта, которое выдаётся государственными органами, то есть, данным вопросом занимается глава местного самоуправления. Инициативой для этого может служить официальное обращение учреждений местного самоуправления, письменный запрос от имени арендатора земли, а также заявление прочих заинтересованных граждан или организаций. После принятия решения распоряжение должно быть опубликовано на официальном портале в течение трёх дней.
После его публикации начинается разработка проекта планировки. Исполнителем данного процесса выступает кадастровый инженер от имени государственного учреждения либо же аналогичный специалист лицензированной организации, путём заключения соответствующего договора с муниципалитетом. В некоторых случаях разрешено заключать соглашение между специалистами и арендатором земли, которая предназначена для строительных работ.
Сроки и требования
Примерный срок составления проектной документации – от двух недель до одного месяца. Для этого нужно заранее предусмотреть время. На законодательном уровне проверяется правильность составления всех необходимых бумаг, отвечают ли они требованиям, включают ли в себя необходимые расчёты на материалы строительства, все ли схемы и чертежи имеются, отмечены ли границы, учтены ли показатели технических параметров и прочее. Составленные проекты должны согласовываться со всеми заинтересованными лицами, которые до проведения процедуры определения границ были письменно извещены об этом.
Основные критерии проекта планировки застроенных территорий: предоставление информации о заказчике и исполнителе, приложение пояснительной записки, фиксация исходных, а также заново созданных сведений земли, данных о доступе к объекту недвижимости и наличие схематического плана. Должны присутствовать отметки об отсутствии возражений со стороны прочих заинтересованных граждан и юридических лиц, а также заключение кадастрового инженера относительно имеющихся возражений или их отсутствия. Кроме того, потребуются заверенные копии документов, подтверждающие право собственности на землю, а также копии уведомлений о проведении межевания.
Дорогие читатели!
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).
Чтобы обозначить все внешние границы, а также нанести границы особых зон, создаются так называемые проекты планировки и межевания территории. Это технические документы, содержащие чертежи различных участков и описание к ним. О том, из каких этапов складывается процедура разработки и согласования таких документов – в этой статье.
Законодательное описание, состав содержания документов приводится в Градостроительном кодексе РФ:
- статья 42 – проект планировки;
- статья 43 – проект межевания.
С технической точки зрения такие документы представляют собой детализацию Генерального плана по развитию города или других населенных пунктов, хотя формально (с юридической точки зрения) они не связаны друг с другом. Сравнение этих типов документации представлено в таблице.
сравниваемый признак | Проект планировки территории | Генеральный план |
какие объекты описываются | только отдельный элемент населенного пункта (он относится к так называемой планировочной структуре) – это могут быть отдельные районы, кварталы и т.п. | населенный пункт в целом (представляется план по развитию территории конкретного города) |
какие чертежи входят в состав документа | детальный чертеж, полностью отражающий схему местности |
|
что входит в описательную (текстовую) часть документа |
|
|
Таким образом, рассмотренные документы относятся к проектной документации, а их основная цель – отражение существующих границ всего населенного пункта и его отдельных зон (внешних и внутренних). При этом учету подвергаются границы всех земельных участков – уже застроенных, а также с планирующейся застройкой (в этом случае дополнительно указываются предполагаемые сроки и стадии освоения территории).
Например, на карте города, как правило, намечается несколько таких планировочных зон. Каждая из этих зон имеет свои названия, которые обычно даются по наименованию районов, берегов рек (например, Правый берег Иртыша).
По каждому проекту составляется одно Постановления Администрации за подписью главы населенного пункта (в случае с областным центром – мэра), как показано на рисунке ниже. В документе содержится:
- содержание вносимых изменений (при дальнейшем освоении территории, образовании новых участков путем разделения или объединения уже существующих);
- площади каждой зоны – жилой застройки, дорожных зон, улиц, зон озеленения;
- указания различным Департаментам местной Администрации с описанием дальнейших действий в связи с вносимыми изменениями.
В приложениях к такому Постановлению содержится подробное описание основных показателей территории (технических и экономических):
- площади каждой зоны (жилая, улицы, дороги и т.п.);
- детализация данных по каждой зоне (площади жилых домов разной высоты — 1-2 этажа, 3-5 этажей, 6-18, от 18);
- плотность застройки;
- численность и плотность населения;
- данные по объектам, относящимся к образовательной сфере (места, посещения в смену, минимальные площади);
- данные по объектам здравоохранения;
- данные по объектам физкультурно-оздоровительных центров с приведением их площадей.
Для каждого из этих параметров указывается 2 значения – существующее в настоящий момент и планируемое.
Вторая часть приложения – собственно планировка территории, отраженная на схеме с условными обозначениями.
Состав проекта планировки
Любой проект, описывающий тот или иной элемент структуры планировки города или другого населенного пункта, состоит из технической (чертежи) и описательной (аналитические материалы) частей. Требования к содержанию четко регулируются законодательством, поэтому вне зависимости от назначения, расположения и других особенностей территории следует исходить из следующих разделов проекта планировки:
- Основная часть – это собственно чертеж (схема) участка. На ней наносятся:
- все границы застроенных, освоенных областей, а также зон, на которых предполагается строительство жилых и/или производственных объектов;
- так называемые красные линии, которые выделяют границы земли с линейными объектами.
- Аналитическая часть – подробное положение, содержащее материалы о предполагаемом развитии территории, а также о технических характеристиках развития и их изменении во времени:
- жилые здания;
- производственные помещения;
- объекты любой инфраструктуры, обслуживающей район (дороги, инженерные сети, больницы, школы и т.п.);
- очередность введения объектов, которые предполагается возводить на данной территории.
- Наконец, отдельно выделяется раздел с материалами, обосновывающими особенности именно такого проекта:
- результаты и интерпретация результатов исследований инженеров;
- обоснование границы каждой зоны, а также возможного изменения этой границы, предусмотренного в плане развития;
- схема с расположением каждого капитального объекта;
- проходы ко всем водоемам (искусственным и естественным), предназначенным для свободного доступа;
- полный список планируемых мероприятий, связанных с охраной природы, мер гражданской обороны, экологической защиты территории (в особенности для тех населенных пунктов, которые располагаются рядом с атомными электростанциями);
- так называемая вертикальная планировка участка, а также другие материалы, учитывающие индивидуальные особенности земельного участка.
Пример реального проекта приведен на рисунке.
Состав проекта межевания
- Основная часть с чертежами, схемами установления границ, межевания земли. На чертежах и схемах территории должны обязательно учитываться:
- красные линии и величина отступа от них для установления зоны, где разрешается возведение капитальных строений;
- границы и описание публичного сервитута – например, для прохода к водоему общего пользования, для проведения специальных работ на земле (дренирование) и т.п.
- Аналитическая часть содержит:
- площади и способы возникновения земельных участков, которые образуются в результате процедуры межевания;
- виды использования территории в соответствии с утвержденным классификатором (например, для выращивания сельскохозяйственных культур, для строительства высотных домов, индивидуальных домов и т.п.).
Сроки создания и согласования
Любая проектная документация, связанная с изысканиями для организации планировки территории, ее межевания проходит обязательное согласование проекта с органами местной Администрации (департаменты по градостроительству). Сроки в каждом случае могут быть разными, в том числе и значительно увеличиваться в силу специфики территории или разногласий между заинтересованными сторонами, судебными разбирательствами и т.п. В случае стандартного проведения процедуры ориентировочный срок составляет порядка 3-4 месяцев .
При этом все этапы можно условно разделить на 3:
- Распоряжение соответствующего органа власти, в котором дается указание на начало работы над проектом планировки.
- Собственно разработка. Она осуществляется только лицензированными компаниями. Ориентировочная стоимость услуги от 400 тысяч до 1 млн рублей .
- Согласование с местной Администрацией готового проекта, внесение корректив и окончательное утверждение документации, после чего проект вступает в силу и получает юридическое значение.
Этапы и ориентировочные сроки приведены в таблице
Подробное рассмотрение этапов разработки
На практике разработка представляет собой сложную техническую процедуру, в ходе которой проводятся соответствующие изыскательные работы. Отличительная особенность стадий этого процесса состоит в том, что основное внимание уделяется собственно разработке проекта. В то время как этап согласования – это соблюдение исключительно юридических требований к документам, коррекция отдельных параметров в соответствии с требованиями органов местной власти. Далее подробно рассматривается каждый этап.
Получение распоряжения КГА
Чтобы начать работу над составлением чертежей и аналитических материалов, следует получить разрешение от Комитета по градостроительству и архитектуре. Документ выполняет 2 функции:
- Дает разрешение на проведение застройки на обозначенном участке.
- Дает техническое задание по разработке проекта этой территории с учетом особенностей ее планировки.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Срок действия такого документа составляет 1 год с момента его подписания. Однако если срок истек, нет необходимости подавать повторную заявку – достаточно обратиться в Комитет для пролонгации.
Обращение в Администрацию и проведение общественных слушаний
После получения распоряжения КГА следует обратиться в местные органы власти, куда подается другое заявление. В ответ на заявление непосредственно глава Администрации издает постановление и назначает уполномоченное лицо, курирующее данный проект. Наряду с этим этот же сотрудник организовывает обязательные общественные слушания, на которые подготавливаются презентационные материалы для дальнейшего согласования.
В публичных слушаниях принимают участие:
- собственники участков территории, предполагающейся для застройки;
- представители экспертного сообщества;
- лица, чьи интересы непосредственно могут быть затронуты в связи с принимаемым решением;
- представители органа местной Администрации.
После принятого положительного решения, получения соответствующих отзывов всех заинтересованных сторон составляется протокол, который публикуется в открытых источниках (сайт, официальная газета региона). Срок действия этого решения составляет 11 месяцев, т.е. именно в течение этого срока проект планировки территории должен быть составлен и согласован в конечном варианте.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. По установленным правилам основным источником финансирования изысканий должен стать муниципальный или региональный бюджет. Тем не менее, гражданское законодательство не исключает привлечения средств из других источников. На практике финансирование чаще всего осуществляется за счет заинтересованных сторон (инвестора, застройщиков).
Подготовка к созданию
После получения разрешения на разработку технической документации компания приступает собственно к созданию проекта. На подготовительном этапе проводится детальный анализ сведений юридического и геодезического характера:
- Изучение картографических материалов, результатов топографических съемок для определения физических особенностей территории (рельеф, отсутствие/наличие поверхностных водоемов, природные зоны).
- Получение исчерпывающих сведений о юридическом статусе участка, а также его отдельных зон. Такие данные содержатся в ЕГРН: собственники участка, наличие/отсутствие обременения, история изменения собственников участка и его отдельных территорий.
- Анализ кадастровой документации на землю – прежде всего, интересует кадастровая стоимость и соответствующее заключение государственных оценщиков.
- Анализ специфических данных, которые запрашивают из реестра по лесам и реестра по поверхностным водоемам.
- Получение справки, которая подтверждает отсутствие в недрах рассматриваемой земли полезных ископаемых. Такой документ имеет большое значение, поскольку в противном случае компания, намеренная использовать недра, может оспорить разработку и утверждение проекта.
Подготовка документов, подтверждающих выбор участка
Основная задача проводимых изысканий сводится к обоснованию выбора земельного участка под заранее намеченные цели (строительство капитальных объектов, особенности их размещения). Для этого необходимо представить следующие документы:
- экспликация земли и отдельных зон;
- результаты вычисления площадей каждой зоны и всего участка в целом;
- обоснование предварительных расчетов;
- документы, подтверждающие информирования граждан, проживающих на этой территории и всех заинтересованных сторон (владельцев участков, пользователей на основе договора долгосрочной аренды, арендодателей);
- положительные заключения от всех уполномоченных органов надзора;
- согласовательная документация, отражающие согласие представителей организаций, чьи интересы могут быть непосредственно затронуты в ходе освоения территории (крупные предприятия с располагающимися подземными и надземными сетями);
1. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации планировка территории осуществляется путем разработки и утверждения следующих видов документации по планировке территории:
1) проектов планировки территории;
2) проектов межевания территории;
3) градостроительных планов земельных участков.
3. Объектами разработки проектов планировки территории являются территории реорганизации, границы которых определяются Генеральным планом города Москвы или территориальными схемами.
4. Объектами разработки проектов межевания территории являются застроенные и подлежащие застройке территории. Проекты межевания территории разрабатываются в составе проектов планировки территории или в виде отдельных документов. На территориях реорганизации проекты межевания территории разрабатываются в составе проектов планировки территории или в соответствии с утвержденными проектами планировки территории. В зонах комплексного благоустройства проекты межевания территории разрабатываются в виде отдельных документов на основе Генерального плана города Москвы, правил землепользования и застройки с учетом территориальных и отраслевых схем.
5. Утратила силу.
6. Разработка градостроительных планов земельных участков объектов капитального строительства федерального, регионального значения может осуществляться:
1) на основе Генерального плана города Москвы в виде отдельных документов;
2) в составе территориальных, отраслевых схем, проектов планировки территории, проектов межевания территории или на их основе в виде отдельных документов.
7 — 8. Утратили силу.
Статья 39. Содержание проекта планировки территории
1. Проект планировки территории содержит:
1) чертежи, составленные на основе топографических планов в масштабе 1:2000;
2) положения о планировке территории.
2. В целях подготовки проекта планировки территории к утверждению разрабатываются материалы по обоснованию этого проекта.
3. На чертежах проекта планировки территории отображаются в соответствующих границах:
3) особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории с отображением категорий, видов, режимов охраны, использования указанных территорий, а также зон, режимов регулирования градостроительной деятельности в границах указанных территорий;
5) обозначенные красными линиями территории линейных объектов;
6) обозначенные красными линиями территории общего пользования;
7) земельные участки, предназначенные для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального значения с отображением назначения и планируемых параметров указанных объектов, функционального, строительного, ландшафтного назначения территории таких участков;
8) участки территории, предназначенные для размещения иных кроме указанных в пункте 7 настоящей части объектов капитального строительства, с отображением функционального, строительного, ландшафтного назначения территории таких участков;
9) земельные участки или участки территории, предназначенные полностью или частично для создания общественных пространств;
10) земли в границах территорий, указанных в пунктах 3, 5, 6 и 7, планируемые для резервирования для государственных нужд;
11) территории последующей разработки в соответствии с проектом планировки территории проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков, проектов благоустройства территории.
4. Положения о планировке территории содержат:
1) основные показатели развития территории, в том числе показатели:
а) проектного баланса территории;
б) планируемой в границах территории численности населения, в том числе численности жителей, занятых, посетителей;
в) планируемых объемов застройки по видам назначения объектов капитального строительства;
г) планируемого развития объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, озелененных территорий и показатели обеспеченности населения и территории объектами социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, озелененными территориями;
д) иные показатели;
2) перечень основных мероприятий по планировке территории с указанием последовательности выполнения таких мероприятий.
6. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат:
1) характеристики существующего состояния и использования территории;
2) анализ предпосылок и перспектив развития территории;
3) обоснование проектных решений проекта планировки территории.
7. Состав и структура проектов планировки территории, материалов по обоснованию проектов планировки территории устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с настоящей статьей.
Статья 40. Разработка, согласование и утверждение проекта планировки территории
1. Разработка проекта планировки территории осуществляется в соответствии с планом реализации Генерального плана города Москвы. Основанием для разработки проекта планировки территории является городская целевая программа развития застроенных территорий, реорганизации территорий, в соответствии с которой Правительство Москвы осуществляет одно из следующих действий:
1) заключает договор о развитии застроенной территории в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) осуществляет за счет средств бюджета города Москвы подготовку территории для целей ее реорганизации, строительство объектов инфраструктуры и формирование земельных участков для строительства объектов капитального строительства, после чего сформированные земельные участки предоставляются на конкурсной основе физическим и юридическим лицам;
3) осуществляет в целях развития на территории реорганизации объектов регионального значения за счет средств бюджета города Москвы весь комплекс мероприятий по реорганизации территории, включая строительство, реконструкцию объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, иных объектов капитального строительства, а также благоустройство территории.
2. Проект планировки территории подлежит:
1) рассмотрению в соответствии с настоящим Кодексом на публичных слушаниях;
2) согласованию с территориальными органами исполнительной власти административных округов, районов города Москвы, в границах которых осуществляется разработка проекта планировки территории, иными органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими отдельные полномочия в области градостроительной деятельности;
3) согласованию с федеральными органами исполнительной власти в случаях, установленных федеральным законодательством.
3. Муниципальное Собрание муниципального образования, входящего в границы разработки проекта планировки территории, направляет свои предложения к указанному проекту в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Кодекса.
4. Для утверждения проекта планировки территории в Правительство Москвы представляются:
1) проект планировки территории и проект правового акта Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории;
2) перечень материалов по обоснованию проекта планировки территории с указанием их содержания;
3) протокол публичных слушаний, заключение о результатах проведения публичных слушаний по проекту планировки территории;
4) предложения муниципального Собрания соответствующего муниципального образования;
5) заключения о согласовании проекта планировки территории.
5. На основании документов и материалов, указанных в части 4 настоящей статьи, Правительство Москвы принимает решение об утверждении проекта планировки территории или о его доработке.
6. Утвержденный проект планировки территории может быть оспорен в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
7. Органы государственной власти Российской Федерации, Московская городская Дума, депутаты Московской городской Думы, органы исполнительной власти города Москвы, муниципальное Собрание соответствующего муниципального образования, заинтересованные физические и юридические лица могут представить в Правительство Москвы предложения о внесении изменений в утвержденный проект планировки территории.
8. Порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов планировки территории устанавливается Правительством Москвы в соответствии с настоящей статьей.
Статья 41. Содержание проекта межевания территории
1. Проект межевания территории содержит:
1) чертежи межевания территории, составленные на основе топографического плана в масштабе 1:2000;
2) положения о межевании территории;
3) градостроительные планы земельных участков, разработанные в составе проекта межевания территории.
2. На чертежах проекта межевания территории отображаются в соответствующих границах:
1) территории объектов культурного наследия;
2) зоны с особыми условиями использования территорий;
3) особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории;
4) функционально-планировочные образования жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного назначения;
5) земельные участки линейных объектов;
6) земельные участки территорий общего пользования;
7) застроенные и подлежащие застройке земельные участки, в том числе:
а) существующих, планируемых объектов капитального строительства федерального, регионального значения;
б) существующих объектов капитального строительства, правообладателями которых являются физические и юридические лица;
в) планируемые для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
8) земельные участки, подлежащие резервированию для государственных нужд;
9) зоны действия публичных сервитутов.
3. В положениях о межевании территории применительно к каждому из указанных в пункте 7 части 2 настоящей статьи земельному участку указываются:
1) функциональное, строительное, ландшафтное назначение территории, установленное в соответствии с настоящим Кодексом;
2) виды разрешенного использования земельного участка, объектов капитального строительства, установленные правилами землепользования и застройки;
3) предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства;
4) ограничения использования земельного участка, объектов капитального строительства.
4. В целях подготовки проекта межевания территории к утверждению разрабатываются материалы по обоснованию этого проекта, которые содержат выполненные в соответствии с региональными нормативами и в соответствии с частью 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации расчеты размеров земельных участков.
5. Состав и структура проектов межевания территорий устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с настоящей статьей.
Статья 42. Разработка, согласование и утверждение проектов межевания территории
1. Основанием для разработки проектов межевания территории являются правовые акты Правительства Москвы.
2. Согласование и утверждение проектов межевания территории, разработанных в составе проектов планировки территории, осуществляется в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.
3. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания территории, разрабатываемых в виде отдельных документов, устанавливается Правительства Москвы.
4. По проектам межевания не подлежащих реорганизации застроенных жилых территорий проводятся публичные слушания в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 43. Градостроительные планы земельных участков
1. Разработка градостроительных планов земельных участков осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и с формой градостроительного плана земельного участка, установленной Правительством Российской Федерации.
2. Градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка является основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, для отказа в выдаче разрешения на строительство. Несоответствие созданного в результате строительства, реконструкции объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
2.1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
2.2. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проектов межевания территории или в виде отдельного документа.
2.3. В целях разработки градостроительного плана земельного участка объекта капитального строительства регионального значения или земельного участка из состава городских земель, планируемого для предоставления физическим и юридическим лицам в целях строительства по решению органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, может осуществляться подготовка материалов по обоснованию размещения на таком земельном участке объектов капитального строительства (далее — градостроительное обоснование).
3 — 7. Утратили силу.
8. Градостроительные планы земельных участков утверждаются Правительством Москвы или органом, уполномоченным в области градостроительного проектирования и архитектуры в случае наделения его соответствующими полномочиями.
9. Порядок разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков, состав, требования к содержанию градостроительных обоснований и порядок их разработки устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом.
Статья 44. Особенности разработки градостроительных планов земельных участков, предназначенных для размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства на не подлежащих реорганизации жилых территориях
1. Не подлежащими реорганизации жилыми территориями являются застроенные территории кварталов и функционально-планировочных образований (жилых групп, жилых микрорайонов) жилого назначения за исключением указанных территорий, подлежащих в соответствии с Генеральным планом города Москвы реорганизации, в том числе путем сноса в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации многоквартирных жилых домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, а также многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу, реконструкции на основании адресных городских программ.
2. В целях защиты на не подлежащих реорганизации жилых территориях права жителей на благоприятную среду жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений строительство на указанных территориях новых объектов капитального строительства, а также реконструкция существующих объектов капитального строительства могут быть разрешены в следующих случаях:
1) в целях строительства, реконструкции на основании городских программ отдельных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур районного значения, обеспеченность которыми населения на не подлежащей реорганизации жилой территории не соответствует региональным нормативам;
2) в целях строительства, реконструкции на основании городских программ отдельных жилых домов, предназначенных для граждан, нуждающихся в социальной защите в жилищной сфере, если такое строительство, реконструкция не противоречит техническим регламентам, санитарным нормам, нормативам в части обеспеченности населения и (или) доступности для населения объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и территорий общего пользования, а также если при таком строительстве, реконструкции соблюдаются нормативные показатели обеспеченности существующих объектов капитального строительства участками территории;
3) по инициативе физического или юридического лица — правообладателя земельного участка, при условии, что планируемое указанным лицом строительство, реконструкция объекта капитального строительства:
а) обеспечивает соблюдение требований, установленных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании городских программ и указанных в пункте 2 настоящей части;
б) не требует прокладки к земельному участку инженерных коммуникаций, устройства проездов, подъездов к земельному участку, не нарушает сложившейся системы благоустройства и озеленения территории, в том числе в период подготовки территории к строительству, реконструкции и осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
3. Проекты межевания не подлежащих реорганизации жилых территорий, разработанные в составе или в соответствии с такими проектами межевания территории проекты градостроительных планов земельных участков и материалы по их обоснованию, а также проекты градостроительных планов земельных участков, разработанные в виде отдельного документа по заявлению правообладателей земельных участков, рассматриваются соответствующей окружной комиссией, представляются в установленном статьями 68 и 69 настоящего Кодекса порядке на публичные слушания и на рассмотрение муниципальных собраний соответствующих муниципальных образований.
4. Публичные слушания по проекту межевания не подлежащей реорганизации жилой территории, проекту разработанного в виде отдельного документа градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства, реконструкции объекта капитального строительства на не подлежащей реорганизации жилой территории, проводятся в обязательном порядке в соответствии с настоящим Кодексом. Муниципальное Собрание соответствующего муниципального образования направляет свои предложения к указанным проектам в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Кодекса.
5. По результатам публичных слушаний и предложений муниципального Собрания муниципального образования окружная комиссия принимает решение о представлении проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка на утверждение или о внесении изменений в указанные проекты.
6. Градостроительные планы земельных участков на не подлежащих реорганизации жилых территориях утверждаются Правительством Москвы или органом, уполномоченным в области градостроительного проектирования и архитектуры, в порядке, установленном Правительством Москвы. Проекты указанных градостроительных планов земельных участков представляются на утверждение с обязательным приложением следующих материалов:
1) решение окружной комиссии о представлении градостроительного плана земельного участка на утверждение;
2) материалы, указанные в части 2.3 статьи 43 настоящего Кодекса;
3) протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний;
4) предложения муниципального Собрания соответствующего муниципального образования.
- Глава 1. (Статьи 1—10
)
- Статья 1.
- Статья 2.
- Статья 3.
- Статья 4.
- Статья 5.
- Статья 6.
- Статья 7.
- Статья 8.
- Статья 9.
- Статья 10.
- Глава 2. (Статьи 11—18
)
- Статья 11.
- Статья 12.
- Статья 13.
- Статья 14.
- Статья 15.
- Статья 16.
- Статья 17.
- Статья 18.
- Глава 3. (Статьи 19—22
)
- Статья 19.
- Статья 20.
- Статья 21.
- Статья 22.
- Глава 4. (Статьи 23—27
)
- Статья 23.
- Статья 24.
- Статья 25.
- Статья 26.
- Статья 27.
- Глава 5. (Статьи 28—30
)
- Статья 28.
- Статья 29.
- Статья 30.
- Глава 6. (Статьи 31—33
)
- Статья 31.
- Статья 32.
- Статья 33.
- Глава 7. (Статьи 34—37
)
- Статья 34.
- Статья 35.
- Статья 36.
- Статья 37. Утратила силу
- Глава 8. (Статьи 38—44
)
- Статья 38.
- Статья 39.
- Статья 40.
- Статья 41.
- Статья 42.
- Статья 43.
- Статья 44.
- Глава 9. (Статьи 45—50
)
- Статья 45.
- Глава 10. (Статьи 51—57
)
- Статья 51.
- Статья 52.
- Статья 53.
- Статья 54.
- Статья 55.
- Статья 56.
- Статья 57.
- Глава 11. (Статьи 58—65
)
- Статья 58.
- Статья 59.
- Статья 60.
- Статья 61.
- Статья 62.
- Статья 63.
- Статья 64.
- Статья 65.
- Глава 12. (Статьи 66—70
)
- Статья 66.
- Статья 67.
- Статья 68.
- Статья 69.
- Статья 70.
- Глава 13. (Статьи 71—74
)
- Статья 71. (Статьи 76—78
)
- Статья 76.
- Статья 77.
- Статья 78.
- Статья 71. (Статьи 76—78
)
– это один из способов реализации проектов по благоустройству города и осуществляется она в соответствие с нормами, упорядоченными органами местного самоуправления, или всеобщих планов для застройки городских округов.
Задачами по проведению планировки территорий являются:
- обеспечение рационального расселения и определение направлений устойчивого развития населенных пунктов;
- создание максимально благоприятных условий для развития территорий;
- учет государственных, общественных и частных интересов при планировке, застройке и ином использовании территорий;
- определение и рациональное расположение территорий жилищной и общественной застройки, промышленных, рекреационных, природоохранных, оздоровительных, историко-культурных и иных территорий;
- обеспечение доступным жильем определённых слоев населения;
- обоснование и установление режима рационального использования земель и застройки территорий, на которых предусмотрена перспективная градостроительная деятельность;
- определение территорий, представляющих особую экологическую, научную, эстетическую, историко-культурную ценность, установление предусмотренных законодательством ограничений на их планировку, застройку и иное использование;
- охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
- решение инфраструктурных задач и другие.
Работы с документацией по планировке, как правило, проводятся по инициативе:
- федеральной власти;
- власти субъектов РФ;
- органов местного самоуправления;
- законных владельцев земельных участков.
Подготовка документов осуществляется на муниципальном уровне. Застройка и благоустройство территорий предполагает проектирование межевания и методразработку градостроительных планов. Проекты подготавливаются как вместе, так и в порядке очереди. К основным документам планировки территории можно отнести:
- проект планировки территории;
- проект межевания территории;
- градостроительный план ЗУ.
Подготовка проекта планировки территории (ППТ) осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
ППТ разрабатывается одновременно с проектом межевания территории, содержащим схему границ существующих земельных участков и земельных участков, формирование которых допустимо.
ППТ разрабатывается в развитие генеральных планов или при их отсутствии, как правило, - на территорию квартала или микрорайона, которые в градостроительном законодательстве называются элементами планировочной структуры. ППТ содержит основные показатели, необходимые для определения инвестиционной привлекательности территории – численность населения и возможные объемы нового строительства (жилищного, делового, социального, культурно-бытового, транспортного, инженерного), утверждается органом государственной или муниципальной власти с обязательным соблюдением процедуры публичных слушаний.
Чертеж, разрабатываемый в составе ППТ, является базой для последующих видов проектных работ. ППТ - основа для формирования градостроительных планов земельных участков, необходимых для получения разрешения на строительство. На чертеже или чертежах планировки территории отображаются:
- красные линии;
- линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
- границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
- границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Необходимо понятие ППТ отличать от понятия "генеральный план". В отличие от генерального плана, являющегося документом с укрупненными ориентировочными показателями, ППТ - более подробный документ градостроительного регулирования, содержащий красные линии, объекты и инфраструктуру. Генеральный план поселения, в отличие от ППТ, не содержит необходимых данных для оценки возможности строительства. На основании утвержденного ППТ выдается градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), необходимый для получения разрешения на строительства.
Подготовка проектов межевания территорий (ПМТ) осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
- красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
- линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
- границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков;
- границы территорий объектов культурного наследия;
- границы зон с особыми условиями использования территорий;
- границы зон действия публичных сервитутов.
Градостроительный план земельного участка - это основополагающий документ для проведения любых застроек и работ по реконструкции. Документация содержит свод общих правил и лишь закрепляет порядок землепользования, установленный настоящим кодексом.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
- границы земельного участка;
- границы зон действия публичных сервитутов;
- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
- информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
- информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
- информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
- границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В ГИС "Панорама" для создания документов планировки территорий могут использоваться встроенные прикладные задач редактор карты и расчеты по карте , а также функции геодезического редактора . Необходимый состав объектов карты и библиотека условных знаков реализованы в виде цифрового классификатора itpgrad.rcs .
Автоматизированное создание отчета по форме градостроительного плана земельного участка осуществляется средствами одноименного режима из состава "Комплекса градостроительных задач" . При автоматизированном формировании ГПЗУ используются:
- Карта границ земельных участков – кадастровая карта;
- Градостроительные регламенты – информационная база данных в составе информационной системы управления градостроительной деятельностью ;
- Карта территориального зонирования.