татьяна краснокутская
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Все звуки»
Тема: "Все звуки".
Образовательные цели:
Закреплять умение произносить звуки А,О,У,Ы,Э. Учить выделять гласные звуки из ряда звуков,из слогов,в начале и в конце слова. Закреплять образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, учить отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Развивающие цели:
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,доброжелательности, самостоятельности,ответственности.
Оборудование : предметные картинки со звуками А,О,У,Ы,Э.
Ход занятия.
1. Организационный момент (координация речи с движением, развитие речевого слуха)
Речевая разминка.
Мышкин домик звать. (нора)
Дом собаки. (конура)
Скачет с сумкой. (кенгуру)
В небесах парят. (орлы)
Змеи добрые. (ужи)
Волк не страшен лишь. (ежу)
Птица вывела. (птенца)
2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики)
Игра "Веселый зоопарк"
"Слоник"
Тянет слоник хоботок, Ребенок вытягивает губы трубочкой.
Так он воду достает.
"Обезьянка"
Обезьянка-озорница Ребенок,улыбаясь, произносит "пя-пя-пя",
Может целый день дразниться. зажимая губами широкий кончик языка.
"Мишка-сладкоежка".
Мишка очень любит мед, Ребенок,открыв рот,облизывает верхнюю и
он его сейчас слизнет. нижнюю губу.
У жирафа голова, Ребенок,широко открыв рот,достает
Достает до потолка. кончиком языка до верхнего неба.
3. Введение в тему.
Воспитатель предлагает отгадать загадку.
И зайчонок,и волчица-
Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
Воспитатель показывает куклу Айболит.
Воспитатель:Ребята,кто пришел к нам в гости?
С какого звука начинается слово Айболит?
Какой это звук?
Ответы детей.
Воспитатель:
Это гласный звук, произносится свободно и состоит из голоса.
Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение о гласных звуках.
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать.
Но не желают шипеть и рычать.
4. Характеристика звука.
Воспитатель:Ребята, какие гласные звуки вы можете назвать?
Ответы детей, воспитатель сопровождает показом букв.
5. Выделение гласных звуков из ряда звуков, из слогов.
Игра "Будь внимательным".
Слушайте внимательно и хлопните в ладоши,если услышите звук А.
А,М,И,В,О,У,Е,Т,Ы,Э,А.
Потопайте ногами,если услышите звук И.
Н,А,Т,И,В,У,Т,И,О,К.
А теперь поступим так же со слогами-маленькими частями слов.
Поднимите красный флажок,если услышите звук Ы.
Мы,ви,ки,ыт,па.
Поднимите правую руку,если услышите звук У.
Ут,та,фи,но,ву.
Поднимите левую руку, если услышите звук О.
Ка,то,ву,оп,му.
Поднимите две руки,если услышите звук Э.
Бэ,ва,жу,пэ,ра,мэ.
6. Дыхательная гимнастика. (Развитие силы голоса и речевого дыхания)
Игра "Эхо"
Воспитатель показывает картинку, на которой изображены дети в лесу. Они кричат "АУ!"
Дети делятся на две команды. Первая команда кричит громко "Ау!",вторая команда "эхо" тихо отвечает "Ау!" Игра проводим 2-3 раза.
7. Автоматизация гласных звуков в словах.
Воспитатель: Дети, доктор Айболит принес вам подарки. Мы выберем подарки, которые начинаются со звука А,О,У,И,Э.
Показ предметов.
Воспитатель: Доктор Айболит уходит от нас,его ждут больные звери.
Дети прощаются с доктором Айболитом.
8. Физкультурная пауза. (Координация речи с движением)
"Игра"
Собираем детвору,поиграть в одну игру.
Покажите мне ребята,как в лесу живут зверята.
Как лисенок просыпается,как лисенок умывается.
Как зайчонок поскакал,как волчонок пробежал.
Как ежонок и ежиха собирают землянику.
Только медвежонок спит, просыпаться не спешит.
Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.
9. Игра "Назови ласково" (Образование уменьшительно ласкательной формы существительных)
Дети называют ласково от, что подарил Айболит.
Апельсин-апельсинчик, утка-уточка, шар-шарик,игрушка-игрушечка.
10. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Воспитатель:
Кто был у нас в гостях?
Какой доктор Айболит?
Что он делает?
11. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята,вспомните какие звуки мы повторили (Вспомнить характеристику звуков)Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Существует много программ и способов обучения грамоте и чтению. Наше дошкольное учреждение работает по программе “Развитие”, основой которой является не столько обучающая, сколько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.
Психологическое развитие ребенка отличается разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходит изменения в развитии личности, в общении с окружающим, углубляются познание и детская деятельность. Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребенка читать и писать перед его поступлением в школу?
В связи с изменением приоритетов в современном дошкольном образовании работу по обучению основам грамоты предпочтительно начинать уже со средней группы. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивости к звуковой стороне речи. В процессе реализации задач программы основной акцент в работе ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Всем хорошо известно, что неумение читать и медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. Кроме того, установлен факт: 7-летний ребенок труднее овладевает чтением, чем 6-летний.
По программе “Развитие” Л.Венгера я работаю с 1995 года. За время своей работы я начала хорошо понимать необходимость обучения грамоте уже в детском саду. Это подтверждают высказывания родителей, дети которых пошли в школу после освоения этой программы. У детей происходит сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
– требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
– появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; – не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Занятие строится в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский сказал: “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!” Во все занятия включаем всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводим игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.
Организация обучения дошкольников осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной, и свободной деятельности детей. Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса. Работая по программе “Развитие” и поняв ее, я пришла к выводу, что существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
Сформированность звуковой стороны речи , т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышатьи выделять первый и последний согласный звук в слове.
Знакомство детей с терминами "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
По программе “Развитие” работа начинается со знакомства с неречевыми звуками (младшая группа ). Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие.
Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен);Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек);
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко – тихо", "Кто сказал?":
Со средней группы знакомим детей с дифференциацией звуков по твердости и мягкости. Чтобы определить твердость и мягкость, предлагаем детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается; а при произнесении твердого согласного звука мы “ как будто сердимся”.
Начиная со старшей группы, знакомим детей со звуковым анализом слов: трех звуковые слова (дом, дым), четырех звуковые слова (лиса, паук), пяти звуковые слова. В этой же группе знакомим со смыслоразличительной функцией звука (дом-дым, меняем один звук, получается совершенно новое слово.) Подробно проводится звуковой анализ слова. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей фишкой, после этого слово прочитывается. После того, как воспитанники научатся различать звуки по их качественной характеристике, детей знакомят с ударением: ударный гласный звук, безударный гласный звук. Ударение помогает детям представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами. В старшей группе дети уже не хлопают в ладошки при определении слогов, а применяют правило: “сколько гласных, столько и слогов”. В подготовительной группе знакомим детей с буквами русского языка и правилами написания. Дети проводят звукобуквенный анализ: вначале звуковой анализ, а затем подставляют буквы, знакомим с йотированными гласными. Даем детям понятие, что в русском языке 6 гласных звуков, но 10 гласных букв. На мой взгляд, когда начинается изучение правил написания йотированных гласных после согласных дети очень часто пишут ту букву, какой слышат звук (например: лето, л э т о). Большое внимание приходиться уделять правилам написания йотированных гласных после согласных. Продолжаем знакомить детей с предложением, даем знания о правилах написания предложений. Детям нравиться составлять предложения, поэтому часто использую на своих занятиях игру “Снежный ком”. Например: Зима. Наступила зима. Наступила холодная зима. и т. д. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. Например: Белоснежка – сон – жена – белок и т. д.
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду.
Работая по этой программе, я не отхожу от принципов:
- Системность . Планирование составляется на год, месяц, день.
- Доступность. Материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей.
- Научность. Даем детям научные знания, используем проблемные ситуации, наглядное моделирование.
- Связь теории с практикой. То, что на занятии проходят, дети закрепляют в повседневной жизни. Например: С/р игра “Школа”, “Семья”; Настольные игры “школьная тропинка”, “составь слово” и т. д.
- Природосообразность. Дифференцированный подход к каждому ребенку, используется 3 уровня сложности. З уровня сложности помогают ребенку в воспитании самооценки.
- Интеграция. Идет взаимосвязь с другими видами деятельности.
- Региональность. Стараюсь для составления предложений, для звукового анализа вводить слова, характерные для нашей местности.
Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда следует помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности. Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Именно она дает толчок к познанию, открывает возможность обретения дошкольником осознания себя как носителя ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям. Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи. Не маловажное значение в работе с дошкольниками имеет стиль общения. Ребенок – личность, полноценный партнер. Главное условие разумного воспитания чуткость, терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанников. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия и в детский сад.
Работая по программе “Развитие” считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.
Занятие по грамоте в средней группе
Цель: Формирование представлений знаний детей о твёрдых и мягких согласных звуках.
Задачи:
Образовательные –
- Развивать умение определять 1 звук в слове.
- Развивать умение подбирать слова с заданным звуком.
- Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки. (новая – з, -зь-)
Воспитательная –
- Продолжать воспитывать внимательно, слушать ответы других детей, не перебивать их.
Развивающая –
- Развивать психические процессы: внимание, память.
1. Словесные
2. Наглядные: Цветик – семицветик, письмо, картинки, игрушки “пчёлки”.
3.Игровые:
Игра “Назови братца”. Игра “Большие и маленькие пчёлки”, Игра “Прошепчи СЛОВО”.
4. Практические. Выполнение заданий по просьбе героя.
Ход занятия
– Ребята, помните Полина нам принесла книжку “Цветик – семицветик” и мы её читали.
– Сегодня я вам покажу этот волшебный цветочек и мы украсим им группу. (Достаю цветок с тремя лепестками)
– Ой, ребята, а где остальные лепестки? Смотрите здесь письмо, давайте его прочитаем: ... Это я Бормотун, спрятал лепестки от цветика – семицветика. Я их вам верну, если вы выполните мои задания...
– Ребятки, что нам нужно сделать, чтобы бормотун вернул наши лепестки? (выполнить задания)
– А, когда нам вернёт Бормотун лепестки, что мы будем делать с этим цветочком?
(Украсим ими группу)
(Достаю задания).
– Ну, что готовы?
... Лепесток вернется. если вы научите
Меня играть в игру “Назови братца” ...
– Научим бормотуна?
Игра “Назови братца”
(Воспитатель называет твердый звук, а дети должны назвать мягкий звук, и наоборот)
– Здорово все правильно.
(Подхожу к Бормотуну и слушаю )
– Ребята один лепесток Бормотун нам вернул. Данил подойти к столу и принеси его.
(Ребенок приносит лепесток)
– Ребята, как вы думаете все лепестки мы вернули? – нет.
(Читаю задание)
... лепесток верну, если
все перемешанные картинки поместите
в свое королевство по 1 гласному звуку…
Дети раскладывают картинки на твёрдые и мягкие по замкам.
– Ребята, смотрите, собирается потихоньку наш цветик – семицветик. (читаю задание)
... Дорогие дети,
я тоже как и вы
люблю играть.
У меня есть
мои любимые игрушки!
Я верну вам лепесток,
если вы
научитесь петь песенки моих друзей...
– Ой, смотрите, здесь, что – то есть.
(Нахожу пчел)
– Кого вы видите?
– Правильно пчёлок большую и маленькую.
– Послушайте, как поет большая пчёлка З -з -з. Когда я произношу звук – з – губы улыбаются, зубки видны, между зубками маленькая щёлочка. Если подставить руку, то почувствуем холодную струю воздуха, кончик языка спрятан за верхние зубки.
– Давайте попробуем. З – З – З.
– Умнички. А когда произносим песенку маленькой пчёлки, то МЫ улыбаемся сильнее. Зь – зь – зь.
А, давайте детишки поиграем. Мальчики будут большие пчёлки, они будут петь песенку большой пчёлки. Как мальчики будут это делать?
– Твердо, грубо.
– А девочки будут маленькие пчёлки. Как они будут петь?
– Мягко, нежно.
– Я буду хозяйкой кормить всех нектаром.
– Большие пчелки ко мне.
Малышки пчелки ко мне.
Игра “Большие и маленькие пчелки”
(Подхожу к Бормотуну)
– Ребятки, Бормотун вернул нам ещё один лепесток.
– Посмотрите цветок все краше и краше.
– А все лепестки мы вернули? – нет
(Читаю задание)
... Определите есть ли песенка пчелки в словах, которые вы видите на картинке…
– Выбирайте картинку. Вы должны по очереди подойти ко мне и назвать, что на ней нарисовано. А потом определить есть ли песенка пчёлки в этом слове?
Дети определяют и выделяют звук – з -.
– Ребята! Бормотуну понравилось как вы выполи задание, он решил отдать все лепестки.
– А давайте Бормотуну тоже отправим письмо. В это письмо мы соберём слова в которых живет звук – з – или – зь –
Игра “Прошепчи слово”.
– Сколько разных слов мы отправили Бормотуну!
– Ребята, а что мы сегодня делали, чтобы вернуть лепестки?
– Выполняли задания Бормотуна,
– Зачем мы с вами выполняли задания?
– Чтоб собрать цветок
– А какие задания мы выполняли?
– Дети повторяют задания
– Ребята мы не ожидали сколько трудностей нам придется встретить на пути, но все – таки мы справились и собрали цветик – семицветик. И теперь он будет украшать нашу группу.
Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Наталия Сергеевна Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет 1
Наталия Сергеевна Варенцова
Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет
Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.
Предисловие
Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ("погрузить") ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые "муки слияния" звуков посредством соединения букв ("м и а - будет ма ").
Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.
В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.
При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.
Обучение проходит в увлекательной игровой форме.
Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.
Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.
Программа
Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму
Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.
Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.
Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.
В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и "прочитывать ее код", то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.
Основы грамоты рассматриваются в программе "как пропедевтический курс фонетики родного языка" (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л.E. Журовой . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.
Младшая группа
Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.
Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.
В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.
Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста по теме: «Викторина «От слова к звуку». Данный материал будет полезен воспитателям средних групп. Этот конспект разработан на основе программы Е.В.Колесниковой « От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и направлен на формирование фонематического слуха у детей.
Тема: Викторина «От слова к звуку»
Цель : закрепление пройденного материала
Задачи:
· развивать слуховое внимание
· упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом.
· закрепить умения различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки
· упражнять в определении первого звука в слове
· развивать графические навыки (штриховка шаров)
Материал: игрушка-персонаж Слыш, магнитные доски, мяч, цветные карандаши, силуэты воздушных шаров, рабочие тетради Е.В.Колесниковой «От слова к звуку» для детей 4-5 лет, иллюстрации к стихам, изображение «лестницы к вершинам знаний»
Ход НОД:
Ребята, весь год мы вместе с Слышем узнавали, какие существуют слова, из каких звуков они состоят. И сегодня Слыш предлагает нам стать участниками викторины «От слова к звуку». Вы согласны? Слыш подготовил для вас много интересных вопросов, заданий, игр. Отвечая на каждый вопрос или выполняя задание, мы с вами будем подниматься вверх по ступенькам к вершине знаний.
Есть сладкое слово - конфета, Есть слово упрямое - цель,
Есть быстрое слово ракета, Есть слово колючее - ель,
Есть кислое слово - лимон, Есть книжное слово - страница,
Есть слово с окошком - вагон, Есть слово лесное - синица,
Есть слово колючее - Ежик, Есть слово пушистое - снег,
Есть слово промокшее - дождик, Есть слово веселое - смех.
Какими бывают слова? (разными, похожими, длинными, короткими)
1 задание: «Доскажи словечко»
Слыш хочет узнать, много ли вы слов знаете, и предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»
Подготовлен самолет,
Он отправиться в … (полет)
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его… (боюсь)
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста)
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б на встречу ни проплыл,
Всех проглотит… (крокодил).
Доски на гору везем,
Будем строить новый… (дом)
Я сегодня утром рано
Умывался из-под… (крана)
Молодцы! Все слова подобрали правильно, не ошиблись. И мы с вами поднимаемся на первую ступеньку.
2 задание «Подбери похожее слово»
Ребята, Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови похожее слово» я буду кидать каждому мяч и называть слово, а вы должны назвать слово похожее по звучанию и вернуть мне мяч.
Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне…(лягушка, подружка)
Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне.. (мышка, книжка, шишка) и т.п
Справились и с эти заданием и поднялись на ступеньку выше.
3 задание. «Дойди до Слыша»
Вы уже говорили, что слова бывают разные и похожие длинные и короткие. А как можно узнать, длинное это слово или короткое (можно отхлопать и сосчитать слоги)
А Слыш сегодня вам предлагает отшагать слова. Выстраивайтесь в линию. Я буду называть вам слова, а вы сделаете столько шагов ко мне, сколько в слове слогов. (дети выполняют задание)
Тимофей, сколько ты сделал шагов на слово лис? Почему один? (В слове лис 1 слог)
Вот мы и дошагали до 3 ступеньки
4 задание. «Раздели правильно» (работа в тетради)
Слыш просит вас выполнить новое задание. На странице ваших тетрадей нарисованы картинки. Определите количество слогов в названии каждой картинки и разделите прямоугольник под картинкой на столько частей, сколько слогов в этом слове
Варя, на сколько частей ты разделишь прямоугольник под картинкой МАШИНА? (на три). Объясни почему? (Потому-то в слове МАШИНА три слога)
Дети выполняют задание.
Молодцы, все правильно выполнили задание и еще на одну ступеньку выше вы поднялись.
5 задание «Выдели звук»
Слыш знает, что вы учили много стихов. Он приготовил для вас новое задание. Посмотрите на иллюстрации, вспомните и прочитайте стихотворение. Какой звук чаще встречается в стихотворении? Какой это звук? (согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий)
Вспомнили стихи, рассказали о звуке, Какие вы молодцы! Еще на одну ступеньку стали ближе к вершине знаний.
6 задание. «Разноцветные шары»
Друзья Слыша собрались на праздник, надули себе шары. Но тут налетел озорник-ветер и унес все шары высоко в небо. Загрустили друзья. Слыш просит вас помочь его друзьям. Поможем? А как? (нарисуем шары). А шары у каждого животного были определенного цвета. Определите, какой первый звук в названии каждого животного, и какие шары надо ему нарисовать. (Дети определяют первый звук, его характеристику и рисуют синие и зеленые шары)
Итог НОД
Вот и настроение у друзей Слыша вновь стало радостным. И Слыш рад за вас, что вы добрались до вершины лестницы и получили много знаний и умений. А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, читать стихи…)
Предлагаю устроить на вершине лестницы знаний фейерверк. Если вам понравилось участвовать в викторине, то вы запустите красные шары, а если было неинтересно, скучно - то синие шарики.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №141»
«Звуки [М], [М"] и буквы М, м.»
Воспитатель: Корнева Л.Н.-ВКК
г. Воронеж 2017г.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Тема: Звуки [М], [М"] и буквы М, м.
Цели: уточнение знаний о звуках [М], [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М"] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого комплект: сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.
Ход занятия:
I Организационный момент:
Ребятки! Давайте поприветствуем гостей.
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг,
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Ребята! А какое у вас сегодня настроение? (доброе, весёлое, радостное, весеннее, хорошее…)
Скажите, а какое сейчас время года?
Сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их? А весна какая? (поздняя, солнечная, теплая, цветочная, долгожданная, красивая и …..)
II. Повторение изученного материала:
В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
(Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем)
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, Э, И.
В: Они какие? (гласные)
В: Как они произносятся? (Свободно, легко, с голосом)
В: А эти буквы назовите? (П,С,В,К,Т,Н) Какие они? (согласные)
III. Усвоение нового материала:
1) Введение в тему
.
В: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?
В: Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
(показывается машина – игрушка)
В: Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый … (МЯЧИК)
В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
(машина, мяч)
В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина. [М]
В: Мммяч. [М"]
В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
В: А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)
В: Что происходит с нашими губами?
+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
В: Да, а воздух выходит свободно? (нет).
В: Что ему мешает? (губы).
2) Характеристика звуков
.
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
+ согласными.
В: Значит, звуки [М] и [М"] какие? (согласные).
В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим).
В: А мягкие? (зеленым).
В: Он какой твердый или мягкий?
+ Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.
В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М"] какие?
+ Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.
В: я знаю игру, она называется «Где звук живет? »
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(дети берут карточки и цветные квадратики)
В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза, мак, мороз, мёд, помидор. (показываю рисунки) .
В: Игра «Угадай, сколько в слове слогов?»
Есть слова длинные, состоящие из нескольких слогов, а есть короткие- из одного слога.
Физкультминутка
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подает
И бегаем кругом!
В:
Игры на развитие фонематического слуха
В: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в
игру«Твердый, мягкий»
У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
(Мак, мороз, метла, мёд, молоко.)(показываю рисунки)
В: Ребята! У вас у каждого на столе карточки с рисунком, надо назвать, что изображено и определить первый звук в этом слове.
В: А теперь назовите весенние месяца со звуком М.
(март, май). .
Знакомство с буквами М.
В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М’. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?
(Буква).
В: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. .)
В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире? (МАМА)
В: Давайте с этим словом составим предложение.
В: А как называется наша страна? Как называется столица нашей Родины? Назовите первый звук в этих словах….
В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре-
Кто у нас живёт в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я-
Вот и вся моя семья !
В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М. (показываю на доске) А теперь раскрасим букву М и рисунок.
Итог. Обобщение.
В: Вот наше занятие подошло к концу, скажите, с какими звуками мы познакомились? Они какие?
В: Какой буквой эти звуки обозначаются?
В: Молодцы!