Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.
Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.
Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью.
Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.
Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению межличностного общения детей . .
Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.
Предлагаемые игры, надеюсь, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.
Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению
“Кто говорит?”
Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.
Дети стоят в полукруге. Один ребёнок - в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.
“Угадай, кто это”
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй - меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.
“Пожелание”
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.
“Комплименты”
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
“Закончи предложение”
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня….
Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог
“Ласковое имя”
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
“Разговор по телефону”
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
“О чём спросить при встрече”
Цель: учить детей вступать в контакт.
Дети сидят в кругу. У ведущего - эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” - “Хорошо”. “Как идут дела?” - “Нормально”. “Что нового?” - “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
“Вопрос - ответ”
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” - “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” - “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” - “Ловишки” и т.д.).
“Прощай”
Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
Игры на развитие навыков невербального общения
“Как говорят части тела”
Цель: учить невербальным способам общения.
Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:
- как говорят плечи “Я не знаю”;
- как говорит палец “Иди сюда”;
- как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
- как говорит голова “Да” и “Нет”;
- как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
“Зоопарк”
Цель: развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
“Сделай подарок”
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
“День наступает, всё оживает…”
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
“Здороваемся без слов”
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
Игры на развитие навыков взаимодействия в группе
“Робот”
Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой - робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
“Эхо”
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
“Руки - ноги”
Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.
Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок - поднять руки вверх, на два - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.
“Удержи предмет”
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
“Змея”
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок - “голова змеи”, последний - “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
Игры на телесный контакт
“Дрозды”
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)
“Возьмёмся за руки, друзья”
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.
Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.
“Рисунок на спине”
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой - за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
“Ручеёк”
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
“Руки танцуют”
Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.
Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант - указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.
Упражнение 44. ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ (И.В. Бачков, 1999)
ИНСТРУКЦИЯ. Упражнение направлено на развитие умения соединить и использовать различные средства общения для привлечения внимания окружающих.
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу.
Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится 15 минут.
Упражнение 45. ЧТО ПРИЯТНО БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ?
(И.В. Вачков, 1999)
Материалы. Лист ватмана, листы бумаги для записей по числу участников, на которых написано: «Большинству людей приятно, когда...»
ИНСТРУКЦИЯ. «Сейчас мы попытаемся собрать как можно больше различных способов сделать приятное другому человеку. Пожалуйста, подумайте и запишите на имеющихся у вас карточках как минимум три действия, которые приятны большинству людей».
После того, как все написали, ведущий продолжает инструкцию:
«Теперь каждый прочтет, что записано на его листе, а я буду фиксировать найденные нами способы на листе ватмана. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы собрать как можно больше пунктов. Критиковать и вычеркивать мы будем потом».
Лист вывешивается на стене и может быть использован в дальнейшем.
Обсуждение. Можно пояснить, почему выбраны те или иные способы и обсудить их.
Упражнение 46. КОМПЛИМЕНТ (Б.Р. Матвеев, 2005)
Материал. Небольшой мяч.
ИНСТРУКЦИЯ. Комплимент - это приятные слова, похвала, сказанные искренне, без сарказма и зависти, например: «Ты сегодня хорошо выглядишь» или «Какая у тебя хорошая вещь!» Уметь говорить комплименты к месту не просто, но очень полезно.
Ведущий: «У меня мячик. Я бросаю его одному из вас, предварительно назвав его по имени, и говорю ему комплимент. Поймавший мячик благодарит за комплимент словом «спасибо», повернувшись ко мне и глядя в глаза. Затем бросает его другому, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент уже ему. Поймавший мячик благодарит за комплимент, повернувшись к сказавшему его лицом и т. д. Желательно, чтобы мячик побывал у каждого».
Обсуждение. Обратите внимание, какие эмоции испытывает человек, услышав комплимент в свой адрес, и как это способствует сближению людей.
Что вам было приятнее: наблюдать за игрой, слушать комплимент или говорить его? Почему?
Что вы чувствовали, когда говорили комплимент?
Что вы чувствовали, когда принимали комплимент?
Что вы испытывали, когда наблюдали за игрой?
Упражнение 47. КАКАЯ ВСЕ ЖЕ У МЕНЯ И У ТЕБЯ ЕСТЬ ПРЕЛЕСТНАЯ ШТУЧКА (Azps.ru)
ИНСТРУКЦИЯ 1. Пожалуйста, выберите любую имеющуюся у вас при себе вещь, которая вам нравится, которую вы выбирали лично. Покажите эту вещь группе, расскажите
о ней и о своем отношении к этой вещичке.
Когда все желающие высказались, можно без обсуждения перейти ко второй части упражнения.
ИНСТРУКЦИЯ 2. Пожалуйста, выберите любую вещь, которая вам нравится у другого члена группы, подойдите к нему и расскажите в деталях, чем вам нравится эта вещь.
Обсуждение. Расскажите, пожалуйста, о ваших чувствах, когда вы говорили сами, и о чувствах, когда говорили другие.
Упражнение 48. КАЧЕЛИ (Б.Р. Матвеев, 2005)
ИНСТРУКЦИЯ. Важный навык речевого общения - умение построить свою речь в соответствии со своими целями и своей ролью относительно собеседника. В разных ситуациях один и тот же человек может командовать или подчиняться. Смену двух этих крайних позиций можно сравнить с качелями: когда командуем, качели оказываются наверху, когда просим, качели опускаются вниз.
Учащиеся объединяются в пары. Один просит другого что-нибудь дать или сделать простое действие сначала в требовательной, жесткой форме, а потом то же самое говорит мягко, даже заискивая. Далее идет смена ролей, смена партнеров по кругу.
Обсуждение. Ваши эмоции в каждой ситуации. Все проговаривают возникшие эмоции при том или ином обращении.
Упражнение 49. ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН
(Лабиринты психологии, 1996) ИНСТРУКЦИЯ. Если группа большая, формируют команду из 10-15 человек (не менее). Выбирают капитана команды и эксперта (если есть люди, не занятые в игре, эксперт назначается из их числа). Команда выстраивается в ряд или в круг на расстоянии полутора-двух метров друг от друга. Ведущий отводит капитана в сторону и дает ему листок со следующей инструкцией: «Это инструкция, по которой должен будет действовать последний человек из группы. Твоя задача - передать ее любому человеку из стоящих в ряду. Вот инструкция: необходимо расставить всех членов команды по вторым буквам их фамилий. Если вторые буквы одинаковы, то по третьим и т. д. (например, Иголкин, Семечкина, Потейкин). Если инструкция понятна, то можешь ее передать».
Получивший инструкцию капитан шепотом, «на ушко», пересказывает ее первому участнику, тот - следующему. Задача экспертов - отмечать, как передается инструкция и какие допускаются ошибки, но не вмешиваться, а рассказать о своих наблюдениях после окончания игры.
Последний человек должен выполнить инструкцию. Обсуждение. Необходимо обратить внимание на то, что искажение информации происходит даже при передаче инструкции слово в слово, кто-то все-таки понимает ее не так.
Упражнение 50. КТО ОН (Б.Р. Матвеев, 2005)
ИНСТРУКЦИЯ. Это упражнение способствует развитию наблюдательности и способности к обобщению результатов наблюдений, осознанию внешних проявлений индивидуальных особенностей человека.
Начнет один доброволец. Он принимает на себя роль другого человека, хорошо известного всей группе, может быть, одного из членов группы, но не говорит, кого именно. Остальные по очереди задают ему один-два любых вопроса. Он отвечает, копируя манеры и стиль речи изображаемого им человека. После того как все участники группы задали вопросы, каждый из них высказывает предположение, чья роль была исполнена, и обосновывает свое мнение. В заключение исполнявший сообщает, чью роль он играл.
Обсуждение. Изображавший дает свои комментарии: почему он выбрал эту роль, ее особенности, как он чувствовал себя в данной роли, каково было его эмоциональное состояние до начала упражнения и после него. Остальные участники группы также высказываются о том, что они чувствовали, почему высказывали те или иные предположения.
Примечание. После обсуждения упражнение желательно повторять, чтобы все желающие участники группы кого-нибудь показали.
Упражнение 51. МОЛЧАЩЕЕ И ГОВОРЯЩЕЕ ЗЕРКАЛА (И.В. Вачков, 1999)
(Упражнение может быть использовано также для тренировки в понимании невербальных сигналов)
ИНСТРУКЦИЯ. В круг приглашается доброволец, который будет «смотреть в зеркало». Ему дается следующая инструкция: «Ваша задача - только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к вам сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять вам, кто находится за вашей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» - говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выберите из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».
После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:
«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок - перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает говорящее «зеркало» и произносит одну - только одну! - фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому - отражает молчащее «зеркало» и так еще два раза. Задача игрока - угадать человека за спиной как можно быстрее.
Для «зеркал» есть определенные условия. Молчащее «зеркало» фактически не ограничивается в способах «отражения» человека за спиной основного игрока. Но не стоит концентрироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.
На говорящее же «зеркало» накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с его участием вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фразе.
После третьей фразы говорящего «зеркала» упражнение с данными участниками прекращается, даже если человек не угадан, и игроков заменяют другие члены группы.
Обсуждение. Участники делятся впечатлениями о своих тактиках показа и угадывания, а также о своих чувствах при исполнении разных ролей и при наблюдении за другими участниками.
Упражнение 52. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА (Azps.ru)
Материалы. Четное количество карточек, на которых написаны по три слова - возможные темы более или менее шутливых диалогов, например: 1
участник 2 участник
Ежик Грибы
Самолет Снег
Рубашка Ботинки
ИНСТРУКЦИЯ.
Этап 1. Приглашаются двое добровольцев. Им дают карточки с тремя темами, на которые они должны «вывести» своего партнера. Никто, кроме самого участника, не знает, что написано на его карточке. Остальные наблюдают.
Этап 2. Далее все участники разбиваются на пары и отрабатывают умение захватывать инициативу в разговоре, переводя разговор с партнером в нужное русло, причем делать это нужно аккуратно, так, чтобы партнер не догадался, какие темы заданы второму участнику.
Упражнение заканчивается, когда участники выполнят задание (или откажуттся от него), но не более, чем через 20 минут.
Обсуждение. Было задание для вас сложным или простым? Что вы чувствовали, когда вам удавалось перейти к нужной теме? Когда не удавалось?
Догадывались ли вы о темах, к которым стремился ваш партнер? По каким признакам?
Упражнение 53. ОТГАДАЙ ЧУВСТВО (В. Ромек, 2005)
ИНСТРУКЦИЯ 1. Возьмите лист бумаги, разделите его пополам. На одной половине напишите два-три положительных чувств с кратким описанием причины их возникновения, например, «Радость встречи». На другой - два- три названия отрицательных чувств тоже с их причинами, например, «Досада из-за плохой отметки». Свои записи никому не показывайте! Отдайте листы мне.
ИНСТРУКЦИЯ 2. Сейчас я раздам листы с наименованиями чувств. Каждый получит чужой лист. Выберете одно из положительных чувств и постарайтесь изобразить его без слов, и то, как выглядит человек, испытывающий это чувство. Задача остальных - назвать обозначение испытываемого чувства. Как только прозвучит правильное наименование чувства, сделайте то же самое для одного из отрицательных чувств. Когда один человек закончит показ, начинает следующий участник - по часовой стрелке. Вы очень поможете друг другу, если будете называть как можно больше вариантов».
ИНСТРУКЦИЯ 3. Задача та же, что и в предыдущем задании, но для отображения чувств можно использовать и слова, кроме названия самого чувства. Проявление негативных чувств следует всегда сопровождать открытым выражением очень конкретных желаний. В угадывании участвуют все, но автор, записи, которая в данный момент выполняется, следит за тем, насколько точно отражены желания при передаче негативных чувств.
Обсуждение. Расскажите о том, как вам удалось отразить позитивные чувства, какие при этом возникли трудности.
В чем у вас были трудности при передаче негативных чувств и желаний?
Упражнение 54. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ (Б.Р. Матвеев, 2005)
ИНСТРУКЦИЯ. Это упражнение известно очень давно. Оно содействует преодолению защиты, сближению участников и формированию телесного взаимодействия.
Группа разбивается на пары, члены которых встают спина к спине и должны постараться медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол, а затем точно так же встать. Упражнение повторяется несколько раз с разными партнерами.
Обсуждение. Что облегчало выполнение упражнения?
Как менялись чувства в процессе выполнения упражнения?
Упражнение 55. НАЙДИ ПАРУ (Azps.ru)
Материалы. Листы бумаги, на каждом из которых написано имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена, Чебурашка, Ильф, Петров и т. д. Количество листов должно быть равно числу членов группы. Булавки.
ИНСТРУКЦИЯ. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги с именем так, чтобы он его не видел. Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
На упражнение отводится 10-15 минут.
Упражнение 56. ТРОПИНКА НА СКАЛЕ (Б.Р. Матвеев, 2005)
ИНСТРУКЦИЯ. Это упражнение развивает чувство общности, навыки телесного взаимодействия друг с другом, в том числе в экстремальной ситуации.
Большая часть участников выстраивается в линию боком друг к другу. Это скала. Перед линией очерчивается или обозначается другим способом тропинка, на которой располагаются другие участники, изображая препятствия: ветки и корни деревьев, выступы, скалы, валуны и т. д. За линией обрыв, пропасть. Задача каждого участника, начиная с крайнего, пройти по тропинке и встать с другого края в ряд. При преодолении препятствий идущий может цепляться за расщелины в скале и за сами препятствия. «Упавший» может снова «вскарабкаться» на тропинку и продолжить опасный путь или просто пройти дальше и стать частью скалы.
Обсуждение. Что вы чувствовали в роли идущего?
Что вы чувствовали в роли препятствия или скалы?
Какая роль вам больше понравилась, почему?
Обратили ли вы внимание на то, что каждое препятствие одновременно являлось опорой для идущего?
Упражнение 57. ОБЩИЙ РИСУНОК (Azps.ru)
Материалы. Большие листы бумаги, фломастеры.
ИНСТРУКЦИЯ. Если в группе более 15 человек, она делится на два-три подгруппы по 6-10 человек. Каждой подгруппе даются лист и фломастеры для одновременной работы - нужно нарисовать один общий рисунок. После окончания рисования рисунки можно развесить по стенам, попросить объяснить и обсудить.
Упражнение 58. ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ (Лабиринты психологии, 1996) ИНСТРУКЦИЯ. На листе бумаги надо начертить таблицу. Участники под диктовку ведущего записывают содержание левого столбика. Напротив каждого примера написать выраженное говорящим чувство: «Что собеседник пытается мне этим сказать?» В конце сравнить ответы с «правильными» (см. конец главы). Слова говорящего Выражаемое чувство 1. Я сыт по горло вашими извинениями. 2.
Хорошо, я извиняюсь! Что еще вы от меня хотите? 3.
Если бы я и попытался, я все равно не смог бы подготовить в тот момент другой документ. 4.
Вы хотите меня проверить? 5.
Я бы с ней так не обошелся. 6.
Не могли бы вы перенести обсуждение наших проектов на следующую неделю?
У меня в пятницу еще одно испытание. 7.
Кажется, он все делает лучше несмотря на то, что у него нет такого опыта, как у меня. 8.
Я не могу понять этих людей.
Может, хватит им угождать! 9.
Я никогда больше не буду ей помогать.
Даже ни слова благодарности, за все, что я сделал для нее!
10. Мы могли бы попробовать снова, но честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит
Обсуждение. При обсуждении каждый может обосновать свои ответы, поскольку «правильные» ответы несовершенны. Многое зависит от контекста и от интонации, с которой произносят те или иные слова.
Упражнение 59. ПУТИ ИЗ ОДИНОЧЕСТВА (Azps.ru)
ИНСТРУКЦИЯ 1. Вспомните случай, когда вам было особенно одиноко. Запишите вкратце, как вы себя вели в этой ситуации, что вы предприняли, чтобы справиться с одиночеством.
Обсуждение. Каждый участник говорит о своем поведении в ситуации одиночества и о том, насколько это типично для него. Карточки с текстами всех участников выкладываются на стол или на пол в центре круга.
ИНСТРУКЦИЯ 2. Ведущий предлагает группе попытаться классифицировать, разбить на группы по степени сходства модели поведения в ситуации одиночества. В итоге должны получиться группы схожих карточек. Возможно, некоторые карточки будут лежать особняком.
После того как карточки классифицированы, полученные варианты обсуждаются группой с точки зрения их эффективности для каждого. Группа после непродолжительного (за чем следит ведущий) обсуждения присваивает каждому варианту оценку: хороший вариант или плохой. (Для наглядности можно использовать красные и черные фишки). При оценке вариантов участников спрашивают о том, чем именно хорош или плох каждый из вариантов, почему этот вариант хорош или плох для них лично. После процедуры оценивания, предоставляется слово участникам, чьи варианты получили большое количество негативных оценок.
Обычно участники легко справляются с задачей классификации моделей поведения в ситуации одиночества и их оценкой. По поводу оценки мнения обычно расходятся. В конце концов, желательно, чтобы учащиеся поняли, что ни один из способов не может быть назван универсальным. Именно поэтому легче справиться с одиночеством, если человек одинаково хорошо владеет разными моделями.
Задачи:
- развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- формирование умения говорить и думать о себе.
Оборудование:
- мягкая игрушка, клубок ниток, веревка, шарф, трон с покрывалом, карточки “Техника самоподдержки”, свеча.
Ход занятия:
– Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным и даже странным. И все мы по-разному воспринимаем и относимся к тем, кто не такой как мы. Сегодня тема нашего занятия “Я –особенный”. Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Девиз нашего занятия: “Познай самого себя” (зачитывается запись на доске).
1. Упражнение “Объятие”
Упражнение может использоваться для разогрева группы в начале занятия.
“Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Я начну с легкого, совсем мягкого прикосновения и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское.
2. Упражнение “Я такой же, как ты”
У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому товарищу, и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же. “Я такой же, как ты, потому что……” Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.
3. Упражнение “Давайте говорить друг другу комплименты…”
Ведущий рассказывает ребятам, о том, как важно уметь выражать свои чувства, но порой мы говорим много плохого, и боимся говорить комплименты друг другу. Ведущий предлагает ребятам сказать каждому по комплименту своему другу, подруге, передавая при этом клубок нити. Таким образом, по окончании упражнения, вся группа оказывается “сшита” воедино. Это упражнение показывает единение группы.
После упражнения проходит обсуждение, какие чувства испытывали ребята, когда говорили комплименты, и воспринимали их.
4. Упражнение “Магазин игрушек”
Игра делится на 2 части.
1) Выбираются “продавец” и “покупатель”, остальные дети “игрушки”. Каждый придумывает себе образ игрушки и замирает в характерной для этого персонажа позе. Начинается процедура приветствия. Покупатель стучит в дверь или звонит в колокольчик. Продавец распахивает дверь, здоровается и приглашает войти. Покупатель осматривает магазин и товары, восхищается ими. Продавец рассказывает о своих игрушках и предлагает купить. Эта часть направлена на развитие коммуникативных навыков.
2) Покупатель выбрал игрушку и хочет купить ее. Продавец включает выбранную игрушку и та начинает двигаться характерным для нее способом. Задача покупателя – отгадать, что за игрушка перед ним.
5. Практическая игра “Встаньте те, кто...”.
Ребята сидят в кругу. В центре - Ведущий, количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: “Встаньте, кто...” и называет какое- либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее.
Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим по новым признаком.
Игра служит для разогревания группы
6. Упражнение “Это не веревка”
Цель: развитие творческого потенциала участников
Материалы: веревка, картон или мяч
Сообщите игрокам, что в этом упражнении речь идет об умении видеть вещи с новой точки зрения и превращать известные предметы в нечто совсем иное.
7. Упражнение “Включаем телевизор”
Дети молча стоят в кругу – они “телевизоры”. Психолог подходит и включает какой-нибудь из них. “телевизор” начинает работать, при этом ребенок изображает все, что ему приходит в голову. Игра позволяет самовыражаться, привлечь к себе внимание.
8. Упражнение “Классная комната”
Суть игры состоит в том, что дети перевоплощаются в той или иной атрибут классной жизни (Школьную доску, классный журнал, оконную штору, выключатель и т.д.) и от его имени выстраивают некое сообщение. Например, школьная доска рассказывает о том, сколько разных ошибок ей пришлось изобразить и т.д.
9. Упражнение “Протянуть руку”
Эта разминка способствует установлению отношений в группе.
Вытянуть руку в направлении участника,
В одежде которого есть что-то красное,
Кто носит очки,
У кого карие глаза,
Чьи волосы длиннее ваших,
Кто выше тебя,
У кого нет часов,
Кто одет в синие джинсы.
10. Упражнение “Найди пару”
Оборудование: шарф.
Выбирается водящий, которому завязывают глаза шарфом и предлагают изучить своими руками руку одного из участников игры. После этого с него снимают повязку и водящий пытается найти “изученную” руку среди рук, протянутых всеми участниками.
ОБСУЖДЕНИЕ: как вы нашли свою пару? Какими были руки на ощупь? Что чувствовали, когда знакомились с другими руками?
11. Игра “Дождь в лесу” (релаксация, развитие чувства эмпатии)
Дети становятся в круг, друг за другом – они “превращаются” в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. “В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни”.
12. Упражнение “ТРОН”
Рассказывающий садится на особый трон (накрыт красивым покрывалом), сидя на нем можно услышать о себе хорошее и услышать приятные слова от других
13. Карточки “Техника самоподдержки”
Ребята, сегодня на уроке мы узнали, что у нас всех очень много общего, и это помогает находить нам общий язык. На каждый человек отличается друг от друга и это здорово, что мы все разные, не похожие друг на друга, каждый из нас уникален! И эту уникальность и неповторимость нужно ценить и уважать в людях!
14. Упражнение “Открытая свеча”
Оборудование: свеча.
Каждый ребенок берет зажженную свечу по очереди и желает чего-то доброго участнику, стоящему слева. Например, “Маша, я желаю тебе, чтобы у тебя сегодня все получалось”
Рефлексия.
- Что понравилось на занятии?
- В чем вам помогло сегодняшнее занятие?
Материал взят с сайта "Фестиваль открытых уроков",
Оксана Пономарёва
Сборник игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, у детей дошкольного возраста
Сборник игр , направленных на формирование у детей дошкольного возраста навыков общения со сверстниками и взрослыми .
Составитель : Пономарёва О. В.
Пояснительная записка…. 4
1 блок Игры,
обмена информацией… . 7
2 блок Игры направленные на восприятие детей
друг друга. ….14
3 блок Игры, направленные на взаимодействия детей… . 19
5. Список литературы…. 26
Пояснительная записка
Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом и со взрослыми , оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В старшем дошкольном возрасте , общение со сверстниками становиться ведущей потребностью.
ФГОС ДО определяет в качестве приоритетной задачи создание условий для полноценного развития воспитанников во всех образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования : ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми , участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. Следовательно, решению задач формирования у детей дошкольного возраста навыков общения следует уделять особое внимание.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой . В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми , происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом . Игра – главная сфера общения детей : в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.
В данном сборнике представлены игры , общей целью которых является формирование и развитие навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми .
Все игры сборника классифицированы на три блока :
1 блок - Игры,
2 блок - Игры направленные на формирование навыков восприятия детьми друг друга
3 блок - Игры, направленные на формирование навыков взаимодействия д .
Задачи, решение которых возможно посредством применения игр сборника :
Развивать навыки необходимые ребенку для осуществления обмена информацией ;
- формировать доброжелательные отношения между сверстниками .
Развивать у детей навыки восприятия партнера по общению , понимания его внутреннего состояния; взаимопонимания;
- формировать умение выражать и проявлять свои эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.
Развивать у детей умение взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности и ответственно относиться к выполнению поручения.
Игры, представленные в сборнике , можно применять в процессе организации нерегламентированной деятельности, на прогулке, так и в свободной деятельности детей . Формы организации игровой деятельности могут быть разнообразными : фронтальная, в подгруппах, в парах (в зависимости от целевого назначения, особенностей содержания игры) .
Сборник может быть интересен педагогам ДО, студентам, родителям детей дошкольного возраста .
Блок 1. Игры, направленные на формирование навыков обмена информацией
Игра «Секрет»
Цель : умение находить общий язык со сверстниками , развивать добрые, тёплые отношения между детьми.
В ходе игры ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка «пуговицу, брошку, бусинку и т. п.» кладёт в ладошку и зажимает кулачок . Дети ходят по группе, ищут способы, уговорить каждого, показать свой секрет.
Живая картина
Цель : развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков .
Возраст : 5-6 лет.
Количество играющих : любое.
Описание игры : дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины» .
Комментарий : несмотря на то, что основная цель игры - создание «живой картины» , акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым) . Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей .
Тропинка
Цель : развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст : 6-7 лет.
Количество играющих : четное.
Необходимые приспособления : аудиозапись с русской народной песней «Кума» .
Описание игры : дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий :
«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.
Комментарий : игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.
Небоскреб
Цель : развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст : 6-7 лет.
Количество играющих : 5-6 человек.
Необходимые приспособления : складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры : дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход) . При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый , наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий : взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель : построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению - это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу - от развала.
Я хороший
Цель : развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе положительные стороны.
Ход игры : игра проводится в небольшой группе детей , примерно 6–8 человек. Игра заключается в том, что каждый ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а другие дети – догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок подходит к педагогу и называет ему одно из своих достоинств. Затем, обращаясь к остальным детям, сообщает : «Я хороший, потому что.» Остальные дети по очереди называют положительные качества этого ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из детей не угадает , что именно было загадано. Затем игра продолжается с ребенком, который правильно назвал загаданное качество. В игре должны принять участие все присутствующие дети.
Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей.
Цель : Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.
Один ребёнок – «продавец» , остальные дети – «покупатели» . На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
Блок 2. Игры, направленные на формирование навыков восприятие собеседника, взаимопонимания
«Зеркало»
Цели : развивать восприятие и познание партнёра.
Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга . Один из них совершает разные движения : поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру : строить рожицы, поворачиваться и т. д. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.
Игра «Земля, вода, воздух, ветер»
Цель : развивать внимание, актуализировать память. Учить детей слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать.
Размещение лучше всего организовать в форме круга . В игре можно использовать дополнительно : - игрушку, какой-то предмет, который будет передаваться.
Игра имеет две интерпритации :
1. Детям объясняется смысл стихий. Если ведущий говорит «земля» , то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут на земле. Если называется «вода» , то ребята называют представителей растительного мира, если «ветер» , то кружатся, если «воздух» - то те живые существа, которые могут обитать в воздухе.
На кого укажет ведущий, или перейдет символ передачи, должен ответить.
В течение 5 секунд нужно ответить. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники не выходят из игры, а получают штрафные жетоны. Использование жетонов позволяет детям не расстраиваться, быть более увереннее, оставаться на одном уровне с участниками игры.
2. Во втором варианте дети проявляют в большей мере свое умение работать в группе, умение слушать ведущего. На каждую стихию дается установка - выполнить то, или иное задание. Например , если называется «воздух» - дети должны делать взмахи руками, если – «земля» , то прыгать как лягушка (как зайчик, изобразить слона, медведя, цветок и т. д., если – «вода» - изобразить различные движения пловца, если “ветер” - подуть, покружиться, закачаться, как деревья.
Движения могут усложняться, ведущий может меняться. В конце игры может быть подведен итог, на котором ребятам предлагается попробовать вспомнить, какие животные и растения были названы и подытожить богатство и разнообразие природного мира.
Цель : развивать умение понимать друг друга, излагать свои мысли лаконично.
Дети садятся в круг, получают по картинке, не показывают их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану :
1. Внешний вид животного.
2. Чем питается.
Для игры используют «игровые» часы. Вначале крутят стрелку, на кого она покажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать, описываемое животное.
Игра «Королевство»
Цель : развивать взаимопонимание, учить понимать и обсуждать закономерности возникновения взаимопонимания; выбирать роли и функции, которые они хотели бы выполнять.
1. Группа делится на подгруппы. Желательно, чтобы у ведущего в этой игре были помощники. Детям, ведущий объясняет, что в игре участвует вся группа. Каждый участник может побывать в роли Короля и распределить роли сам, попробовать сделать так, что все будет зависеть только от него.
2. Один из добровольцев становится «Королем» . Он может набрать себе всех подданных - Королеву, Принца, Принцессу, Слугу, Повара, Палача и так далее. Каждому, кроме ролей, Король раздает поручение.
3. Следующим этапом является проигрывание ролей.
4. Затем роли обсуждаются. Каждый имеет право объяснить, чем его роль привлекательна для него. Или, почему, он не согласен с Королем, почему его роль, ему не нравится.
5. Каждому участнику игры дается возможность внести свои коррективы в «Королевство» , что-то изменить, повысить или понизить кого-то в должности, или, вообще ввести новую должность. Очень важно после каждого шага пояснять перестановки.
6. Когда «Королевство» создано, с ребятами проводится обсуждение и соотнесение полученного опыта с ситуациями в семье, в реальной жизни.
Эта игра учит детей не просто уважать мнение другого человека, но и обосновывать свои выборы, кроме того, каждый в этой игре может побыть в роли лидера. Также каждый может испытать на себе давление и понять его отрицательный и положительный эффект.
Через стекло
Цель : Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации .
Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами , представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т. е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи : «Я тебе позвоню, когда приеду» , «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.
Снежная королева
Цель : развивать умение видеть хорошее в друг друге.
Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у неё есть предложение : Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и даёт описание двух – трёх детей . После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочерёдно разглядывать каждого участника игры.
Ситуация игрового взаимодействия «Цирк»
Цель : развивать у детей умение взаимодействовать, договариваться друг с другом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения.
Воспитатель :
Ребята, вы были в цирке?
Вам там понравилось?
Что большего всего понравилось?
А давайте устроим свой цирк, в котором будут выступать животные!
Но животные у нас будут волшебными. Как вы представляете себе волшебных животных?
Волшебное животное - это животное, которое может быть, например , кошкой, но хрюкать как свинья. Или животное, которое может быть, например , тигром, но лаять как собака. То есть волшебное животное может быть одновременно двумя животными. Интересно?
Тогда давайте строить арену цирка для волшебных животных. Что нам для этого понадобится (Дощечки, конструктор, кубики, стулья, столы, спортивный инвентарь, тряпочки, коробки.)
Волшебных животных будет много, значит, арену надо делать большой.
Воспитатель с детьми строят арену цирка.
Ну вот, арена цирка готова! Какие у нас будут роли? Как вы думаете?
Кроме волшебных животных у нас могут быть дрессировщики этих животных. Дрессировщик будет придумывать свое выступление с волшебным животным. Например , дрессировщик будет придумывать команды, которые будет исполнять его животное; совместный танец; совместную игру; песню : волшебное животное будет петь голосами двух животных, а дрессировщик своим голосом. Вы можете брать разные истории из своих любимых мультфильмов, сказок, кино, передач и изображать их.
Теперь нам надо определить, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками этих животных. Давайте сначала девочки будут волшебными животными, а мальчики - их дрессировщиками. А потом поменяемся : мальчики будут волшебными животными, а девочки - их дрессировщицами. Воспитатель выступает в роли организатора выступлений.
Итак, мы определили, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками. Теперь надо разбиться на пары «мальчик - девочка» . Каждая пара должна придумать себе название. А затем девочки придумают то волшебное животное, которым они будут. Мальчики, как дрессировщики, придумают выступление с этим волшебным животным.
Воспитатель помогает каждой паре.
Теперь нам надо определить, кто за кем будет выступать. Давайте с помощью считалочки это и сделаем.
Ребята, мы же совсем забыли о зрителях. Кто будет смотреть выступления? Давайте все сядем на зрительские места и превратимся в зрителей. А когда очередь дойдет до пары, которой надо выступать, они превратятся в волшебное животное и дрессировщика. А я как организатор выступлений буду объявлять каждую пару в микрофон.
Ребята, вы все так здорово выступили! Мне очень понравилось. Вы все такие талантливые!
Цель : помочь детям, испытывающим затруднения в общении , обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие, становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова» , последний - «хвост» . «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост» , она становится «хвостом» . Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Интервью
Цель : развитие коммуникативных навыков , активного словаря, умения вступать в диалог.
Количество играющих : 3 и более человек.
Необходимые приспособления : стул.
Описание игры : дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди , по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.