Подавляющее большинство компаний в процессе своей хозяйственной деятельности рассчитывают и уплачивают налоги.
При этом далеко не все налогоплательщики могут с точностью рассчитать налоги. Зачастую нюансы документооборота внутри компании и при работе с контрагентами приводят к тому, что данные налогового учета изменяются и приходится предоставлять уточненные налоговые декларации.
Как правило, такие уточнения приводят к изменению сумм начисленных налогов и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.
Кроме того, порой каждый может ошибиться, и бухгалтерия не является исключением из этого правила. Ошибки могут быть допущены как во время расчета налога, так и в момент его перечисления, что так же может повлечь за собой изменение сумм налогов, причитающихся к уплате.
Ошибиться может не только бухгалтер, но и налоговый инспектор. Результатом такой ошибки может стать излишнее взыскание налогов и налоговых санкций с налогоплательщика.
С недоимками по налогам все довольно таки прозрачно - нужно доплатить налог и пени за просрочку.
Сложнее обстоит дело с переплатой и излишним взысканием налоговых платежей и санкций.
Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм:
- налогов,
- сборов,
- пеней,
- штрафов,
В данной статье будут рассмотрены последствия, возникающие при излишнем перечислении налогов и налоговых санкций в бюджет, а именно положения действующего законодательства, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм. Так же мы проанализируем арбитражную практику и комментарии Минфина РФ, касающиеся спорных ситуаций, связанных с возвратом и зачетом излишне взысканных и переплаченных налогов.
Условия зачета или возврата сумм, излишне уплаченных в бюджет
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса.
- Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит:
- зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
- зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,
- зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
- либо возврату налогоплательщику.
- федеральных налогов и сборов,
- региональных и местных налогов,
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока*.
*Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.
В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:
- по налогам,
- сборам,
- пеням,
- штрафам.
Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.
- о зачете,
- возврате,
- со дня получения заявления,
- или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).
- недоимки по иным налогам,
- задолженности по пеням, штрафам,
В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:
- со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
- или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),
При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом:
производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).Обратите внимание: Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).
При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:
- с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),
- с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).
- ежемесячных авансовых платежей,
- авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,
Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»
В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.
Указанное сообщение передается:
- руководителю организации,
- физическому лицу,
- их представителям,
Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты.
При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).
Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:
- авансовых платежей,
- сборов,
- пеней и штрафов,
Условия зачета или возврата сумм излишне взысканных в бюджет
Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:
- недоимки по иным налогам соответствующего вида,
- задолженности по соответствующим пеням, штрафам,
В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган:
- в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
- в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
* Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.
Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:
«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.
Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.
Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»
Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:
- авансовых платежей,
- сборов,
- пеней,
- штрафов,
- на налоговых агентов,
- плательщиков сборов,
- ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей.
Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:
- в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога*.
* В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Так какие же налоги считаются излишне взысканными, а какие - излишне уплаченными?
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:
- Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.
- Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.
Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:
«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:
- на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,
- либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
- самостоятельно налогоплательщиком,
- либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию,
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.
Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»
Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов.
Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.
Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.
В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:
– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;
– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;
– возвращена налогоплательщику.
Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.
Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы
Одним из существенных элементов юридической конструкции налога является порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога. Как отмечалось ранее (см. гл. 8 учебника), указанный элемент является факультативным, его отсутствие в законе о налоге не приводит к юридической негодности всей конструкции налога, но может привести к снижению эффективности налогового платежа.
Идейной основой подхода о соотношении зачета и возврата, предусмотренных гл. 12 НК РФ, который получил наибольшее признание среди специалистов, явилась соответствующая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ . Суть ее сведена к тому, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) их возврата, восстановлением имущественного положения налогоплательщика, поскольку зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее. Возврат же излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней .
С правовой точки зрения, излишняя уплата (переплата) налога представляет собой внесение налогообязанным субъектом налога в большем размере, чем от него требуется в соответствии с актом законодательства о налогах и сборах. Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик самостоятельно, без участия налогового органа, допускает ошибку в расчетах, в том числе в силу добросовестного заблуждения, незнания налогового законодательства. По своей сути, излишняя уплата налогов является нарушением налогового законодательства, в результате которого бюджетная система получает от налогоплательщика сумму бо́льшую, нежели действительный размер его налоговой обязанности. В результате излишней уплаты налога налогоплательщиком бюджетная система обогащается без правовых оснований.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику, или может быть зачтена в счет предстоящих налоговых платежей или в счет погашения недоимки по этому или другим налогам.
При зачете излишне уплаченных налогов движения денежных средств от публичного образования налогоплательщику не происходит. Зачет заключается в погашении взаимных денежных требований : публичного образования – об уплате налога, и налогоплательщика – о возврате излишне уплаченного налога.
Возврат переплаченных налогов заключается в перечислении налогоплательщику денежных средств, ранее излишне им уплаченных.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченных налогов и сборов определен в ст. 78 ПК РФ и является одинаковым для всех налогов (сборов). Он также распространяется на зачет и возврат излишне уплаченных сумм пеней и штрафов. Определенные особенности зачета и возврата переплаченных налогов могут устанавливаться применительно к отдельным налогам и сборам, например, к государственной пошлине.
От излишней уплаты налогов следует отличать их излишнее взыскание. В последнем случае зачисление в бюджет налога происходит в результате неправомерного применения налоговым органом мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Излишнее взыскание будет иметь место и при обращении взыскания на имущество налогоплательщика (ст. 46–48 НК РФ), и даже при добровольном исполнении налогоплательщиком требования, выставленного налоговым органом в соответствии со ст. 69 и 70 НК РФ.
Порядок возврата и зачета излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов определен в ст. 79 НК РФ.
Как справедливо отмечает И. И. Кучеров, от зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов следует отличать возмещение косвенных налогов . Возмещение (зачет и возврат) косвенных налогов является элементом механизма взимания таких налогов, как НДС и акцизы, и не связано с излишней уплатой налогоплательщиком указанных налогов в бюджет. Возмещение косвенных налогов осуществляется по специальным правилам, установленным нормами глав НК РФ о соответствующих налогах.
Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов осуществляется в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Особенности проведения зачета (возврата) в отдельных случаях регламентируются также другими статьями НК РФ. Так, ст. 49 НК РФ определен порядок зачета излишне уплаченных налогов при ликвидации организации. Также имеются особенности при зачете и возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
Налоговым законодательством установлен одинаковый порядок возврата, как излишне уплаченных налогов и сборов, так и авансовых платежей по налогам, а также излишне уплаченных сумм пеней и штрафов.
При наличии у налогоплательщика сумм излишне уплаченных налогов переплата может быть:
- – зачтена в счет погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам;
- – зачтена в счет предстоящих платежей по данному налогу или другим видам налогов;
- – возращена налогоплательщику.
Для осуществления зачета (возврата) требуется волеизъявление налогоплательщика, выраженное в соответствующем письменном заявлении. Вместе с тем налоговые органы наделены правом самостоятельно, без заявлений налогоплательщиков погашать недоимку по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам за счет имеющейся переплаты.
Зачет излишне уплаченных налогов осуществляется по видам налогов. Так, излишне уплаченные федеральные налоги могут быть зачтены только в счет погашения недоимки по федеральным налогам и сборам. Переплата по региональным и местным налогам и сборам может быть зачтена только в счет погашения недоимки соответственно по региональным и местным налогам и сборам.
Зачет и возврат излишне уплаченных налогов (сборов) осуществляется на основании решения налогового органа по месту учета налогоплательщика. Как известно, налогоплательщики могут состоять на учете в налоговых органах по различным основаниям: по месту своего нахождения или месту жительства, по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества или транспортных средств (ст. 83 НК РФ). Один и тот же налогоплательщик при наличии соответствующих оснований может одновременно состоять на учете в нескольких налоговых органах. В этом случае, как показывает правоприменительная практика, зачет и возврат излишне уплаченных налогов осуществляет налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.
Вместе с тем в отношении некоторых категорий налогоплательщиков возможны исключения. Так, решение о зачете (возврате) налогов в отношении крупнейших налогоплательщиков принимают налоговые органы, в которых указанные налогоплательщики состоят на учете в качестве крупнейших налогоплательщиков.
На сумму излишне уплаченного налога, по общему правилу, проценты не начисляются. В данной норме воплощена идея о том, что в случае переплаты налогов, государство нс должно компенсировать налогоплательщику связанные с этим имущественные потери. Проценты подлежат начислению и уплате налогоплательщику, только если налоговым органом нарушен срок возврата излишне уплаченного налога.
На налоговые органы возложена обязанность информировать налогоплательщиков о каждом ставшем известным факте переплаты налогов. Статьей 78 НК РФ установлено, что соответствующие сведения сообщаются налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения излишней уплаты налога.
Если налоговым органом будет установлен факт возможной переплаты налогов, то он вправе выступить с инициативой проведения совместной сверки расчетов по налогам. Аналогично, налогоплательщик при обнаружении возможной излишней уплаты налогов вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении совместной сверки налогов. Если в ходе проведения совместной сверки расчетов по налогам возникают разногласия, то в целях их урегулирования налогоплательщик вправе представить в налоговый орган документы (расчеты налогов, налоговые декларации, платежные поручения и другие документы), подтверждающие факт излишней уплаты налогов и ее размер.
По результатам совместной сверки оформляется соответствующий акт, подписываемый налогоплательщиком и налоговым органом. В указанном акте подлежат отражению сведения как о переплате по налогам, так и (при наличии) имеющаяся недоимка.
Таким образом, совместная сверка расчетов по налогам – это важная процедура, в ходе которой устанавливается наличие переплаты и ее размер.
По общему правилу, в случае наличия недоимки налоговый орган самостоятельно осуществляет ее зачет за счет излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налогов того же вида (федеральных, региональных или местных). Как разъяснил Конституционный Суд РФ, осуществление налоговым органом такого зачета направлено на обеспечение баланса публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства, и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога. Указанное полномочие налоговых органов направлено на защиту прав не только государства или иного публично-правового образования, но и самого налогоплательщика, поскольку исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера .
Зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки – это прямая обязанность налоговых органов. С момента такого зачета обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной (п. 3 ст. 45 НК РФ).
В дополнение к нормам, определяющим порядок проведения зачета в счет погашения недоимки, правоприменительной практикой сформировано очень важное правило. Налоговый орган осуществляет зачет излишне уплаченных сумм налогов только в счет погашения недоимки, срок взыскания которой не истек. Не допускается зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет погашения безнадежной недоимки. В данном случае приоритет имеет ст. 59 НК РФ, в соответствии с которой безнадежные долги по налогам, сборам, пеням и штрафам списываются с налогоплательщика.
Зачет излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки осуществляется на основании решения налогового органа, принимаемого в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта излишней уплаты налога, подписания акта совместной сверки расчетов по налогам или вступления в силу решения суда.
О принятии решения о зачете налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней с даты его принятия.
Следует отметить, что возложение на налоговый орган обязанности по самостоятельному проведению зачета налогов в счет погашения недоимки нс препятствует налогоплательщику обратиться с письменным заявлением о проведении зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. В данном случае налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика (подписания акта совместной сверки) принять решение о зачете. О принятом решении не позднее 5 рабочих дней налоговый орган информирует налогоплательщика.
Если сумма переплаты превышает сумму задолженности, а равно, если задолженность по соответствующему виду налогов отсутствует, налогоплательщик вправе распорядиться образовавшейся разницей, в том числе подать заявление о ее зачете в счет будущих платежей по этому или другим налогам, или же о возврате переплаченного налога. С соответствующим заявлением налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган в течение трех лет со дня излишней уплаты налога. Вместе с тем пропуск установленного трехлетнего срока не является препятствием для обращения налогоплательщика в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченного налога. При этом подлежит применению общий срок исковой давности – три года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога . Суд, рассматривая конкретное дело, вправе восстановить пропущенный по уважительной причине срок возврата излишне уплаченного налога.
Заявление налогоплательщика о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей подлежит рассмотрению налоговым органом, и решение о зачете должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика. О принятом решении налоговый орган должен сообщить в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Как отмечалось выше, возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога осуществляется только по его письменному заявлению и только при отсутствии у него недоимки по тому же или другим налогам того же вида. Если такая недоимка имеется, то возврат осуществляется после проведения налоговым органом зачета в счет погашения недоимки.
Возврат излишне уплаченного налога осуществляется на основании решения налогового органа, принимаемого в течение 10 рабочих дней после получения письменного заявления налогоплательщика на возврат налога или подписания акта совместной сверки расчетов по налогам. В этот же срок налоговый орган обязан направить в территориальный орган федерального казначейства поручение на возврат денежных средств налогоплательщику. Указанная сумма подлежит возврату налогоплательщику в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством.
Общий срок возврата, включающий в себя принятие решения налоговым органом, и также перечисление денежных средств налогоплательщику, составляет один месяц со дня получения заявления налогоплательщика. О дате возврата и сумме возвращенных денежных средств территориальный орган Федерального казначейства обязан сообщить налоговому органу.
В случае пропуска установленного срока на сумму невозвращенного налога начисляются проценты. Они рассчитываются исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России, за каждый календарный день просрочки.
В ст. 49 НК РФ определены особенности зачета и возврата излишне уплаченных налогов в отношении ликвидируемых организаций-налогоплатсльщиков. Они заключаются в том, что зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет предстоящих налоговых платежей не производится. Кроме того, имеющаяся переплата направляется на погашение недоимки по всем видам налогов, а не только недоимки по налогам того же вида.
Зачет и возврат излишне уплаченной государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, которые определены в ст. 333.40 НК РФ. В частности, решение о возврате излишне уплаченной государственной пошлины принимается лицом или органом, уполномоченным на совершение юридически значимого действия, за которое была уплачена государственная пошлина. Возврат осуществляется по заявлению плательщика государственной пошлины, подаваемому в указанный орган (должностному лицу). Для возврата государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами, а также мировыми судьями, плательщик государственной пошлины должен обратиться с заявлением в налоговый орган по месту нахождения суда или мирового судьи, в котором рассматривалось дело. Государственная пошлина возвращается территориальным органом Федерального казначейства в течение общего срока, составляющего один месяц со дня подачи заявления плательщика государственной пошлины о ее возврате.
Имеются особенности и при зачете государственной пошлины. Излишне уплаченные суммы указанного сбора могут быть зачтены только в счет уплаты государственной пошлины за совершение аналогичного юридически значимого действия.
Зачет и возврат излишне взысканных налогов , сборов, пеней и штрафов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным уже упоминавшейся ст. 79 НК РФ. Этот порядок во многом схож с зачетом и возвратом излишне уплаченных сумм налогов, но имеет ряд существенных отличий.
Во-первых, ст. 79 НК РФ не предусматривает возможности зачета излишне взысканного налога в счет предстоящих платежей по тому же или другим налогам. Согласно п. 1 ст. 79 ПК РФ излишне взысканный налог подлежит возврату налогоплательщику, за исключением случаев, когда у него имеется недоимка по налогам того же вида. В последнем случае возврат осуществляется только после проведения налоговым органом зачета излишне взысканного налога в счет погашения недоимки. При этом зачет осуществляется в отношении недоимки по соответствующим видам налогов (федеральным, региональным и местным).
Хотя напрямую ст. 79 НК РФ не предусматривает возможности самостоятельного проведения налоговым органом зачета излишне взысканных налогов в счет погашения недоимки, правоприменительная практика исходит из допустимости такого зачета. При этом зачет осуществляется в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Во-вторых, на сумму излишне взысканного налога всегда подлежат начислению проценты. Они начисляются со дня, следующего за днем взыскания, до дня фактического возврата. Размер процентов определяется, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Излишнее взыскание, т.е. неправомерное получение публичным образованием сумм налога в результате применения мер принудительного исполнения налоговой обязанности, причиняет ущерб налогоплательщику. Поэтому вполне закономерно применение мер, направленных на восстановление имущественного положения налогоплательщика (процентов), начиная со дня излишнего взыскания налога.
В-третьих, установлен сокращенный срок для обращения в налоговый орган с заявлением (заявлением, представленным в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о возврате излишне взысканного налога. С таким заявлением налогоплательщик вправе обратиться в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания или со дня вступления в силу решения суда. Между тем пропуск указанного срока не является препятствием для возврата излишне взысканного налога. В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате излишне взысканного налога в течение трех лет, со дня, когда он узнал или должен был узнать об излишнем взыскании налога. Таким образом, в некоторых случаях решение о возврате излишне взысканного налога может быть принято непосредственно судом, минуя процедуру принятия такого решения налоговым органом.
Если налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканного налога, то решение о возврате должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления. До истечения указанного срока налоговый орган обязан направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат излишне взысканных сумм. Денежные средства, в том числе начисленные проценты, должны быть возвращены налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обращения с заявлением в налоговый орган.
- См. постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 № 2046/04, от 23.08.2005 № 5735/05.
- Килинкарова Е. В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов: соотношение со смежными явлениями налогового законодательства // Арбитражные споры. 2009. № 3. С. 129–138.
Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.
10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени
Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.
Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.
В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:
– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;
– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;
– возвращена налогоплательщику.
Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.
Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы.
Из книги Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они? автора Виткина Юлия Владимировна9.3. Возврат налогов. Общие правила С уплатой налогов прямо связан возврат излишне перечисленных или взысканных сумм. Он определен в статье 78 НК РФ и с 2007 года серьезно изменен, что видно из табл. 22. Еще, исправляя кодекс, законодатели указали, как исчислять возвращаемую
Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г9.4. Возврат принудительно изъятых сумм Новшества статьи 79 (возврат принудительно взысканных сумм) в основном повторяют статью 78 НК РФ. Остались и ранее наличествующие расхождения. Например, заявление о возврате излишне перечисленных сумм можно подавать в ИФНС, пока не
Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен20. Система налогов и сборов РФ Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.В соответствии с гл. 2 НК
Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.35. Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Изменение срока уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в
Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья6. Система налогов и сборов «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом,
Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич4.2.25. Суммы налогов и сборов Имеются в виду суммы, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы единого налога, уплаченной в соответствии с применением УСН. Эти платежи могут быть учтены в составе расходов при
Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич113. Понятие налогов и сборов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных
Из книги Уплата налогов и сборов: как получить отсрочку автора Клокова Анна Валентиновна7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения Налоговый кодекс РФ (НК РФ) вводит понятие «сборщик налогов и (или) сборов».В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных НК РФ, прием
Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич28. Сроки уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору ст. 57 НК.Они определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено,
Из книги автора31. Порядок уплаты налогов и сборов Порядок уплаты налогов и сборов определен ст. 58 НК.Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства.Уплата производится в наличной или
Из книги автора54. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, недееспособными. Исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованных и ликвидированных организаций Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов
Из книги автора75. Зачет, возврат суммы излишне уплаченного налога Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора без начисления процентов на эту
Из книги автора104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
Из книги автора3.3.Зачет и возврат налоговых платежей Федеральный закон № 137-ФЗ также внес существенные изменения в главу 12 «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм» НК РФ. Ранее возможность зачета излишне уплаченных сумм по одному налогу в счет другого зависела
Из книги автораКлассификация налогов и сборов Налоги и сборы можно классифицировать по следующим основаниям: уровень территориального устройства Российской Федерации, в чью пользу уплачивается налог; укрупненный объект налогообложения; налоговый
Из книги автораУплаченные суммы налогов и сборов В составе расходов признаются уплаченные суммы налогов и сборов, за исключением налога, уплачиваемого при применении УСН.Подробнее эти налоги и сборы рассматриваются в главе «Прочие налоги и платежи в
ВОПРОС: Порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов
Каждый бухгалтер может столкнуться с ситуацией, когда налог в бюджет оказывается излишне уплаченным. Причины этого - ошибка в платежном поручении, обнаружение и исправление ранее допущенных ошибок и др. Возможно также и то, что излишняя сумма налога была взыскана сотрудниками налоговых органов, например, при выставлении инкассового поручения по результатам налоговой проверки. Ракитина М.Ю. Излишне уплаченный или взысканный налог //Российский налоговый курьер.- 2012, N 12 c.7-9
Нормами действующего налогового законодательства налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, а также пеней. Указанное право налогоплательщиков вытекает, в частности, из статей 21, 32, 78, 79 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем, как показывает практика, в ряде случаев попытки налогоплательщиков вернуть соответствующие суммы остаются безуспешными в связи с отказом налоговых органов удовлетворить заявление о возврате или зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, а также пеней. Изотова, Т.Г. Налоги и налогообложение. Теория налогообложения и характеристика налоговой системы России / Т.Г. Изотова. - М.: Изд-во МИИГАиК, 2010. - 139 с.
У любого налогоплательщика может образоваться переплата по налогам. Налоговый кодекс в случае переплаты по налогам предусматривает возможность зачета или возврата суммы переплаты. Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм, излишне перечисленных или взысканных в бюджет. Это установлено подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса. Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит: Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2012 М:АйСи Групп, 2012
зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,
зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
либо возврату налогоплательщику.
Зачет сумм излишне уплаченных:
- · федеральных налогов и сборов,
- · региональных и местных налогов,
производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока.
В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов: по налогам, сборам, пеням, штрафам.
Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны - налоговым органом, с другой - налогоплательщиком.
Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию. Решение: о зачете, возврате, суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):
- -со дня получения заявления,
- -или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).
В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения: недоимки по иным налогам, задолженности по пеням, штрафам, подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.
В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:
- -со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
- -или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),
Со дня вступления в силу решения суда.
При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом: недоимки по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням, штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).
При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:
- -с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),
- -с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).
- · ежемесячных авансовых платежей,
- · авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,
производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»
В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.
Указанное сообщение передается:
- · руководителю организации,
- · физическому лицу,
- · их представителям, лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты. При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).
Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:
- · авансовых платежей,
- · сборов,
- · пеней и штрафов,
и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:
- · недоимки по иным налогам соответствующего вида,
- · задолженности по соответствующим пеням, штрафам,
подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.
В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган: в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Аронов, А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учеб. пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Экономистъ, 2010. - 591 с.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ, процентов на эту сумму. При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.
Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:
«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.
Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.
Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»
Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:
- · авансовых платежей,
- · сборов,
- · пеней,
- · штрафов,
и распространяются:
- · на налоговых агентов,
- · плательщиков сборов,
- · ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами. Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей. Тюрина, Н.А. Основные направления налоговой политики на 2012-2013 годы / Н.А. Тюрина // Налоговая проверка. - 2012, №4 c. 11-12
Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:
· в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. налог зачет возврат амортизация
При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога.
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:
· Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.
При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет - самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.
· Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.
Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.
Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:
«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:
- · на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,
- · либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности:
- · самостоятельно налогоплательщиком,
- · либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию, правового значения не имеет.
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.
Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»
Обобщим сроки, установленные статьями 78 и 79 НК РФ для возврата и зачета налога (таблица 1). Туранцева Ю.Л. Истина в суде: возврат (зачет) излишне уплаченных или взысканных налогов //Новая бухгалтерия».-2012, №08 c.9-10
Таблица 1
Сроки возврата или зачета излишне уплаченных и излишне взысканных сумм
Действия |
Излишне уплаченный налог |
Возврат излишне взысканного налога |
|
Подача заявления |
В течение трех лет |
В течение трех лет со дня уплаты |
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда |
Принятие решения налоговым органом |
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов |
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась |
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога |
Информирование налогоплательщика о решении о зачете |
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения |
Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта |
|
Возврат налога |
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. |
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога |
Местом осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм - является место учета налогоплательщика. Воробьева В.В. Как провести сверку расчетов с бюджетом» // Российский налоговый курьер.- 2012, № 11 с.6-7 Основанием для зачета или возврата излишне уплаченных сумм является письменное заявление.
Письмо Минфина РФ от 14.01.2009 года №03-04-05-01/5 «О порядке возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц».
В соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ суммы налога на доходы физических лиц, излишне удержанные из дохода физического лица, налоговый агент обязан возвратить по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Вместе с тем главой 21 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ особый порядок зачета или возврата агентом излишне удержанного налога на доходы физических лиц не определен. Поэтому Министерство финансов разъясняет, что в этом случае применяется установленный статьёй 78 Налогового кодекса РФ общий порядок зачета или возврата сумм излишне удержанного налога.
Таким образом, налоговый агент возвращает налогоплательщику излишне удержанную сумму налога на основании заявления физического лица. В свою очередь налоговому агенту излишне уплаченные суммы возвращают налоговые органы также по заявлению агента о возврате (зачете).