Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни.Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осмысленность. Также мышление может становиться более интересным и позитивным.
Развитие логического мышления
Логическое мышление очень полезно для каждого человека. Оно облегчит понимание каких-либо законов в науке или обществе. Логика не редко нужна и в обычной жизни.
Мозг нуждается в постоянной тренировке, чтобы поддерживать его мыслительную деятельность, иметь хорошее мышление и память . Регулярные тренировки могут улучшить показатели мышления.
Развлекайтесь с пользой
- Начните решать логические задачки для детей и взрослых (ребусы, найти 10 отличий, загадки на внимание).
- Найдите игры, развивающие внимание и логику, в которые можно играть с друзьями и не важно, сколько вам лет, это будет весело и приятно провести время с друзьями.
- Пользуйтесь IQ тестами. Там есть интересные задания, которые требуют не мало логических размышлений. Хотя кроме IQ тестов есть множество других.
Занимайтесь самообразованием
Например, Вы можете начать с мега-полезного курса "Деньги и мышление миллионера".
Развитие критического мышления
Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам. Что же такое критическое мышление?
- Мышление самостоятельное, а обладатель ставит свои идеи, оценивает ситуацию, имеет свои убеждения независимо от других.
- Получение информации – только начало, а концом будет обработка, то есть. порождение сложной мысль, как вывод. Очередная мысль подвергается критическому осмыслению.
- Такое мышление начинается с вопросов и определения проблем.
- Критическое мышление – это убедительные аргументы, доказательства, вывод.
- Такое мышление помогает производить обмен мнениями, точками зрения.
Как развивать критическое мышление?
- Оценивайте реальность. Реальность – это мир независящий от ваших желаний. Ваше мышление будет наиболее эффективным, если вы научитесь понимать и «переводить» эту реальность.
- Массовые увлечения. Какое-либо понятие становится популярными большое количество человек принимают его, то есть создают толпу. И речи быть не может там о критическом мышлении, а только лишь о согласованности. Думайте до того, как присоединитесь.
- Проводите параллели между наблюдением и выводом.
- Не судите ситуацию или человека, пока не удостоверитесь в вашей информации.
- Не теряйте чувство юмора.
- Будьте любознательны. В мире много неизвестных, интересных, шокирующих вещей. Наличие любопытства говорит о наличии ума. Любопытный человек ищет новые пути, пути решения проблем, например, что дает ему новые возможности.
- Не давайте волю эмоциям, потому что они способны помутить разум. Ярким примером может послужить гнев, под воздействием которого можно сделать вещи, о которых будете сожалеть.
- Не завышайте самооценку.
- Научитесь слушать людей.
- Пользуйтесь своей интуицией, не игнорируйте. Потому что подобные мысли могут прийти вам в голову на подсознательном уровне. Это результат когда-то принятой информации, о которой вы уже, наверное, и не помните.
Задания на развитие мышления
1) Какое число скрыто под автомобилем?
2) Найти лишнюю фигуру. Только 15% людей могут справиться с этой задачей.
3) Куда едет автобус?
1. 87, просто переверните фото.
2. Ответ -1, потому что она является эталоном, ибо остальные фигуры ее модификации, изменена либо форма, либо цвет, либо рамка.
3. При том, что автобус едет вперед и движется по правой стороне, как принято, он движется влево. Потому что двери не видно.
Развитие скорочтения
Быстрое чтение всегда позволит читать больше интересных и полезных книг, а также отлично разовьет мышление . Запишитесь на наш курс Скорочтение за 30 дней . Мы научим вас не только быстрее читать, но еще и быстрее мыслить, понимать и запоминать текст, так как это основные требования к процессу чтения.
Устный счет
Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.
Деньги и мышление миллионера
Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.
Развитие творческого мышления
Творческое мышление – мышление, при котором обладатель находит необычные решения, улучшенные или более короткие, наилучшие. Творческое мышление позволит генерировать новые идеи.
Творческое мышление даст вам возможность попробовать себя в искусстве. Должно быть, у вас получится найти себя в музыке или рисовании, поэзии или в чем-нибудь необычном. Например, создание скульптур из подручных средств и так далее.
Предлагаем несколько интересных упражнений для развития творческого мышления:
- Найдите фильм драму или фильм ужасов и переделайте в жанр комедии.
- Также попробуйте обратное. Комедию переделать в драму.
- Придумайте сценарий для фильма. Возьмите 2-3 пары людей, которые имеют разногласия друг с другом и развивайте этот сюжет.
- Вообразите какого-нибудь человека или животное или предмет, которые могли бы стать серийным убийцей.
Таким образом, могут появляться сценарии для фильмов и книг. Да и сам процесс такой игры будет забавным для вас и круга людей, с которыми вы будете пробовать обсуждать это. Это упражнение интересней выполнять в компании друзей и знакомых.
Развитие мышления у детей
Мыслительная деятельность ребенка обладает особенной структурой познания. Появляясь на свет, малыш начинает изучать все вокруг, проводить параллели, искать связи между своими открытиями. Постепенно развиваясь, ребенок начинает рассуждать, представлять, появляется мир фантазий, а речь не только появляется, но и становится более грамотной со временем.
Анаграммы
Таблицы Горбова-Шульте
Игра «матрицы цвета»
Прекрасным тренажером для вашего мышления станет игра «матрицы цвета». Перед Вами откроется поле из клеточек, каждая из которых будет закрашена одним из двух цветов.
Ваша цель: определить какого цвета больше. Игра, конечно же, на время и поэтому придется постараться. По ходу игры поле будет расширяться при правильных ответах или сужаться, если ответы неправильные.
Игра «Быстрый счет»
Игра «быстрый счет» поможет вам усовершенствовать свое мышление . Суть игры в том, что на представленной вам картинке, потребуется выбрать ответ «да» или «нет» на вопрос «есть ли 5 одинаковых фруктов?». Идите за своей целью, а поможет вам в этом данная игра.
Игра «Упрощение»
Игра «Упрощение» - замечательный тренажер, не только устного счета, но и логики. Вам встретятся примеры и простые и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно догадаться, как упростить или найти ответ из предложенных ответов. Для этого вам и придется рассуждать логически!
Игра «Числовой охват: Революция»
Интересная и полезная игра «Числовой охват: Революция», которая поможет Вам улучшить и развить память . Суть игры в том, что на мониторе будут выводиться цифры по порядку, по одной, которые Вам следует запомнить, а затем воспроизвести. Такие цепочки будут состоять из 4, 5 и даже 6 цифр. Время ограниченно. Сколько баллов вы сумеете набрать в это игре?
Игра «Матрицы памяти»
«Матрицы памяти» - отличная игра для тренировки и развития памяти . В представленной игре Вам потребуется запомнить размещение закрашенных клеток, а затем воспроизвести их по памяти. Сколько уровней вы сумеете пройти? Помните, время ограничено!
Уроки развития мышления
Хорошее упражнение на креативность, по мере итогового заполнения поля, вы поймете насколько высоко развито ваше мышление.Ниже вы увидите поле, из крестиков. Ваша цель – дорисовать к каждому крестику картинку. В игру вступают мышление, креативность и воображение:
Когда заполните, обратите внимание на эту картинку (ниже), может вы найдете какой-нибудь рисунок из только что нарисованных вами.
Также попробуйте поле не с крестиками, а другими фигурами или, просто, с другой заготовкой. Это могут быть треугольники, кружочки, квадратики и так далее. Например:
И еще пример:
Упражнение - Архитектор
Вообразите, что вы – архитектор. Ваша цель – спроектировать дом. Не важно, умеете вы рисовать или нет, умеете ли чертить, это все не важно. Суть совсем иная и не менее интересная.Положите перед собой листок и напишите на нем десять существительных. Они могут быть абсолютно любыми: Апельсин, вода, томат, облачко, дым и так далее… Затем начинается самое интересное. Эти десять слов становятся условиями заказчика. Если апельсин, то можно крышу дома покрасить в оранжевый. Вода? Сделайте речку позади дома. Томат? Покрасьте пол в доме в красный цвет. Тут ваша фантазия и мышление выпускаются на волю. Постарайтесь сделать это максимально интересно, придумывайте слова как можно сложнее.
Технологии развития мышления
Технология развития критического мышления представлена тремя стадиями:
1. Вызов. В полученных ранее знаниях или опыте ищется пробел, который теперь является целью устранения. То есть ставится цель, чтобы закрыть этот пробел в знаниях.
2. Осмысление. Человек, имеющий серьезную цель на развитие критического мышления должен осознать, что необходимо вести дневник, чертить таблицы, чтобы определить уровень понимания определенной темы, информации.
3. Размышление. На стадии размышления человек формирует свое отношение к тексту, информации, книге, картине. Это отношение часто записывают или же обсуждают с кем-нибудь. Такой метод поможет не только в развитии критического мышления, но и в развитии коммуникативных навыков.
Развитие мышления у детей 4-5 лет
Есть хорошие упражнения для детей, что помочь им в развитии и тренировке мышления. Это самые простые упражнения, которые наверняка помогут им задуматься, и применить мышление, чтобы дать ответ на вопрос. Если ребенок затрудняется, то просто подтолкните его.
Примеры упражнений на развитие мышления
Упражнение 1. Цель ребенка – найти лишнее слово. Ниже представлены ряды из 4ех слов, а одно из них лишнее и ваш ребенок должен определить какое. Задайте ему вопрос «почему он выбрал это слово?»
Березка, сосна, липа, яблоня.
Кровать, стол, комод, ложка.
Дуб, ромашка, роза, тюльпан.
Вилка, ложка, кресло, нож.
Конфета, суп, халва, варенье.
Юбка, шапка, платье, тапочки.
Яблоко, свекла, груша, виноград.
Упражнение 2. Вы придумываете слово для ребенка, а он отвечает, что нужно этому человеку из вещей. Это может быть вовсе и не человек, а животное или птица, а дитя называет их элементы. Например:
Воробей - ветки, зерна, лужа.
Врач - халат, маска, шприц.
Дворник - метла, ведро, грабли.
Маленький ребенок - погремушка, пеленки, соска.
Собака - будка, кость, поводок.
Продавец - касса, товар, калькулятор.
Пчела - цветы, нектар, улей.
Художник - краски, кисти, полотно.
Мама - ...?
И вы узнаете много интересного о своем статусе:)
Упражнение 3. Назвать составные части определенных предметов, объектов. Задание очень трудное. В ходе упражнения словарный запас ребенка пополниться, так как не все слова пока ему известны, а вы ему в этом поможете. Итак:
Машина - колеса, кузов, фары, руль (пусть малыш называет как можно больше элементов)корабль - ...
самолет - ...
поезд - ...
велосипед - ...
троллейбус - ...
стол - ...
кресло - ...
книга - ...
компьютер - ...
гитара - ...
пианино - ...
барабан - ...
дом - ...
забор - ...
цветок - ...
дерево - ...
гриб - ...
жук - ...
бабочка - ...
собака - ...
человек - ...
яблоко - ...
арбуз - ...
Развитие мышления у детей 6-7 лет
Упражнение 1 : Какое средство передвижения лишнее из четырех?
Упражнение 2 : Логическая задача. Петя сильнее Миши, но слабее Коли. Кто из ребят самый слабый?
Упражнение 3 : Есть три ведра: зеленое, желтое, синее. Дедушка, бабушка и внук таскали воду в разных ведрах (у каждого свой цвет). У Дедушки было не зеленое и не синее. У Бабушки не зеленое и не желтое. Какое было у внука?
Также было бы полезно обучить вашего ребенка игре в шахматы. Эта игра прекрасно развивает чувство мышления, логики, устного счета и многих других чувств.
Для игры «шахматы» сочиняются и придумываются постоянно очень много задач. Например: мат в 1 ход или мат в 2 хода, так может быть и в 4. Задачи очень интересные, и уметь их решать – значит обладать хорошим мышлением.
Развитие у мышления у детей 8-9 лет
Чем становится старше ребенок, тем сложнее должны быть для него задачи. Ниже представлены упражнения, которые помогут напрячься, подумать, поразмышлять ребенку и аргументировать свой ответ:
Упражнение 1 : Что может быть общего и в чем разница у следующих пар слов?
- стол, стул
- Птица, самолет
- Небо, земля
- День, ночь
- Горка, ямка
- лыжи, коньки
- Дерево, куст
Пусть объяснят свою позицию.
Упражнение 2 : Как можно рассадить 6 детей на 2 дивана? Как рассадить на 3 дивана? Ответ должен даваться в числах, а использоваться всевозможные варианты ответов.
Упражнение 3 : Ребенку называется ряд слов, а цель ребенка – объединить слова одним понятием:
- окунь, карась, щука (рыбы)
- слон, жираф, муравей (животные)
- осень, лето, зима (времена года)
- лопата, грабли, метла (орудия труда)
- сыр, сметана, масло (молочные продукты)
- рука, уши, ноги (части тела)
Свойства мышления
Существует несколько свойств мышления, которые мы разобрали ниже:
Скорость мышления
Каждый человек имеет свою собственную скорость мышления, а поэтому каждый человек справляется с задачей по-разному. Существуют методики повышения скорость мышления:
- Делайте лицевую гимнастику, то есть. обычный разогрев лицевых мышц.
- Прекратите быть вялым, сонным и с невыразительным лицом. Чем живее вы и ваша мимика, тем живее и мышление!
- Увеличьте скорость внутренних рассуждений и мыслей. Это поможет ускорить ваше мышление.
- Старайтесь делать регулярно массаж головы. Массаж стимулирует сосуды головного мозга, что улучшает их работу, и в этот момент вам могут прийти отличные мысли в голову.
- Тренировка скорочтения. Воспринимая текст быстрее, вы не только улучшаете скорость чтения, но и скорость мыслей. Действительно, если вы читаете быстрее и запоминаете прочитанное, то ваши мысли тоже ускоряются.
Осмысленность мышления
Самый часто встречающийся вид мышления – внутренняя болтовня – это негативное мышление, оно «как бы наполняет» душевную пустоту, является иллюзией. Такое мышление – проблема, помеха для концентрации на каком-либо деле.Чтобы сохранить мышление четким, нужно совершать действия полностью осмысляя их. Желательно, также, записывать мысли, рисовать, повествовать друзьям, знакомым, родным.
Делайте записи и рисункиВозьмите в привычку излагать свои мысли письменно или рисунками. Некоторые люди, объясняя или рассказывая что-нибудь, не только говорит, но и рисует, то есть закладывает вам картинку, проясняет ситуацию.
Рассказывайте свои мыслиПолезно будет излагать свои мысли окружающим, которым будет это действительно интересно. Рассказывая это кому-нибудь, вы сможете получать обратную связь. А еще плюсом послужит то, что, чем больше вы рассказываете свои мысли, тем более понятными они будут для вас (если были какие-нибудь моменты не ясны).
ОбсуждайтеОбсуждение мыслей - эффективная вещь. Одна голова хорошо, а две лучше. Главное, чтобы обсуждение не обернулось в ссору. Если вы вдруг не согласны с тезисом собеседника, то составьте свой, но не начинайте жаркий спор, а ведите спокойный разговор.
Следите за речьюМышление и речь тесно связаны друг с другом. Поэтому, чтобы поспособствовать развитию мышления, стоит строить свою речь правильно. Совет: исключите слова «проблемы», «ужас», «трудно», включите «интересно», «цель».
Почему тесно связаны речь и мышление? Мышление мимолетно, оно сложно запоминается, а вот с речью иная история. Речь запоминается, ее проще отслеживать.Хотите усовершенствовать мышление? Обратите внимание на свою речь.
Обратите внимание на чужую речьПроще следить за чужой речью, чем за своей. Потому что чужая речь – это что-то новое и в ней слышны все недочеты и сбои в логике. Изучение ошибок чужой речи поможет вам в нахождении ошибок в своей речи.
Совершенствуйте навык работы с текстамиАнализ текста можно сравнить с прослушиванием чужой речи. В обоих случаях вы ищете ошибки, шероховатости и берете себе на заметку. Улучшение мышления зависит от умения обработки текстов.
Глубина и свобода мышления
Используют люди свое мышление по-разному и с разной степенью свободы. Все зависит от позиции восприятия.Глубину и свободу мышления можно представить в виде нескольких критериев:
- Шаблонное мышление , как правило, это взгляд эгоиста: "Забыл - значит не уважает", "Не поцеловал - значит не любит" и так далее.
- Мои интересы : Касается ли это меня и моих планов? "Я варила обед, а он меня не отвлек - ну и ладно. Если я хотела поцеловать, то именно этого я и хотела, а значит поцелую, когда он придет"
- Интересы близких : "Он так спешил, что даже забыл меня поцеловать. Люблю его:)"
- Объективность : "Мир - это поток нейтральных событий, ничего серьезного не произошло, он просто торопился".
- Системный взгляд : Он побежал на работу, заботится о нас! Любимый мой!
- Позиция Ангела : Мой муж работает для людей, и это очень важно. Горжусь им!
Эффективность мышления
Для создания более эффективного мышления, нужно освоить осмысленность мышления , а затем осваивать направления повышения эффективности мышления:
- Переходите от своих переживаний к конкретике.
- Заменяйте негативное мышление на позитивное.
- Найдите мост от правильного мышления к продуктивному.
Управление мышлением
Управление мышлением в первую очередь имеет связь с развитием мышления и высших функций психологии человека, развитием воли и внимания.
Бывает, что в голове вертятся бесполезные и ненужные мысли, которые хочется отбросить. Не утруждайтесь, чтобы их искоренить, а попробуйте:
- Думать позитивно и конструктивно
- Заняться каким-либо делом, чтобы мысли были задействованы в этом деле.
- Начать вспоминать веселые моменты, позитивные истории и приятные вещи, которые создадут добрую атмосферу.
Курсы для развития и тренировки мышления
Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат память, мышление, концентрацию внимания:
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.
После прохождения курса ребенок сможет:
- В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
- Научится запоминать на более длительный срок
- Увеличится скорость воспоминания нужной информации
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)
Супер-память за 30 дней
Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.
В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Скорочтение за 30 дней
Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.
При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:
- Научиться очень быстро читать
- Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
- Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.
Итог
В этой статье мы разобрали особенности мышления, узнали как можно развивать мышление, какие браузерные и настольные игры и упражнения помогают развивать мышление.
В начальной школе интеллектуальное развитие ребенка часто остается без внимания. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, доминирующей деятельностью является усвоение знаний и умений, что предполагает решение задач, которые всегда имеют готовое решение. Дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, они не могут действовать самостоятельно, чтобы найти новый способ решения. Во-вторых, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от степени усвоения определенных знаний. Это приводит к тому, что самооценка ребенка зависит только от прилежания и старательности в освоении новых знаний и правил, а не от сообразительности, оригинальности и выдумки.В связи с названными причинами, развитие и коррекция интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важных задач работы психолого-педагогического состава школы.
В качестве примера можно предложить несколько игровых упражнений, проведение которых возможно на классных часах, разминках перед занятиями и т.п.
Упражнение “Загадки”
На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?
Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:
Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.
Поможет ли девочка маме? Почему?
Девочку Лену спросили:
У тебя есть сестра?
Есть.
А у твоей сестры есть сестра?
Нет, - ответила Лена.
А как ты думаешь?
Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?
У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?
У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?
Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей.
Задание 1. Назовите изображённые на рисунке геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.
Задание 2. С какой цифры начинается запись чисел?
14 18 111 19 10 100
Задание 3. Как называется данная фигура? Почему она получила такое название?
Задания на выделение существенных признаков понятия
Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.
А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)
Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)
В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)
Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)
Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)
Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)
Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)
Задание 2. Укажите предмет, характерным признаком которого является:
А) Шкала с делениями.
Б) Выставление оценок и запись замечаний.
В) Прослушивание музыки.
Г) Просмотр фильмов.
Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.
Задание 4. Чем отличается:
А) Окно от двери.
Б) Указка от карандаша.
В) Круг от овала.
Г) Лист берёзы от листа клёна.
Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?
А) Шоссе, дорога, тропинка.
Б) Город, деревня, посёлок.
В) Сложение, деление, вычитание.
Задания, направленные на формирование умений производить основные логические операции над понятиями: обобщение, ограничение, деление и определение
А)Задания на установление закономерностей.
Задание 1. Вставьте пропущенные числа:
А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;
Б) 14, 24, _______, _________, 54;
В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;
Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;
Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;
Задание 2. определите закономерность повторения фигур и дорисуйте последовательности.
Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке таблицы?
Задание 4. определите закономерность повторения последовательности и нарисуйте эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…
Б) Задания на объединение и разделение объектов по каким-либо признакам.
Задание 1. Назовите одним словом следующие группы чисел:
А) 2, 4, 6, 8, …
Б) 1, 3, 5, 7, …
В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …
Г) 18, 25, 33, 48, 56, …
Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?
А) Суп, гуляш, каша, кисель.
Б) Курица, гусь, утка, индейка.
В) Лошадь, корова, овца, свинья.
Г) Волк, лиса, медведь, заяц.
Д) Картофель, свекла, лук, капуста.
Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.
Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.
А) Ель, сосна, кедр, берёза.
Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.
В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.
Задание 4. Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Задание 5. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?
Задание 6. Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.
Обувь
Игрушки
Школьные вещи
Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные. В какой строке таблицы распределены на группы правильно?
1,2,3,5,12
8,16,24,35,48
1,2,3,5,8,16
12,24,35,48
1,2,3,5,8
12,16,24,35,48
2,3,5,8
12,6,16,24,35,48
Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления.
Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы:
тарелка, стакан, кружка, блюдце;
стол, стул, диван, кресло, шкаф;
рубашка, платье, юбка, брюки;
тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;
суп, каша, котлета, пюре;
берёза, липа, ель, сосна, осина;
воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;
карась, щука, окунь, лещ.
Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.
Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:
птицы, звери, рыбы;
деревья, травы, цветы, кустарники;
мебель, посуда, одежда;
часы, весы, градусники;
пожар, наводнение, ураган.
Задание 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.
Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.
Задание 6. Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.
Задание 7. Игра “Что лишнее?”
Даётся группа понятий, из которых дети должны выбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном и наглядном.
В словесном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое слово лишнее и не подходит к остальным, и как назвать одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:
капуста, картошка, помидор, яблоко;
синий, красный, красивый, зелёный;
мама, человек, папа, сестра;
старый, дряхлый, маленький, ветхий;
берёза, сосна, клён, осина;
ботинок, нога, сапог, туфля;
зима, весна, лето, октябрь;
кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.
Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.
Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.
Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.
Задание 10. Игра “Слова – накладки”.
Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.
Можно предложить такие задания:
комар + марка = комарка;
зебра + ракушка = зебракушка;
дерево + ворона = дереворона и т.д.
Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза
Задание 1. “Анаграмма”
АЛИГ -
ЕОСЛ -
ОТЛЕ -
Задание 2. “Зашифрованное слово”
КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”
Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:
ШМЕЛЬ –
МУХА –
РОСА –
Задание 4. “Зашифрованное слово”
Составить слово из первых слогов, данных слов:
МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН
Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)
Составить слова, переставив буквы:
ОГОЛАВ –
АБАРН –
ОСОКЛ –
Задание 6.
Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:
ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –
Задание 7.
Составить слово из вторых слогов, данных слов:
ЗМЕЯ
РАМА
Задание 8. “Занимательная лесенка”
Задание 9. “Змейка”
Составить слова по данной модели.
А _ _ _ _ _
А _ _ _ _
А _ _ _
А _ _
А _
А _
А _ _
А _ _ _
А _ _ _ _
А _ _ _ _ _
Упражнения на нахождение существенных признаков предметов
Задание 1. Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:
Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)
Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)
Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)
Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)
Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия, зрители)
Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)
Упражнения – логические задачи
Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?
Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?
Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?
Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?
Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?
Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?
Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?
Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.
Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.
Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?
Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?
Игры для развития функций мышления
Игра 1. Составление предложений.
Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).
Игра 2. Исключение лишнего.
Предлагается любые три слова, например, “собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор” и “солнце” оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Игра 3. Поиск аналогов.
Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.
Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Игра 4. Способы применения предмета.
Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.
Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”
Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только “да” или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы: “Оно живое?”. Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания предмета группы меняются ролями.
Игра 6. “Определим игрушку”.
Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями “он” или “она”. Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.
«Зачеркни лишнее»
Для занятия вам потребуются карточки с рядами из 4-5 слов или чисел.
Ребенок, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.
Вариант 1
Слова объединены по смыслу.
Кастрюля, сковорода, мяч , тарелка.
Ручка, кукла , тетрадь, линейка.
Рубашка, туфли , платье, свитер.
Стул, диван, табуретка, шкаф.
Веселый, смелый , радостный, счастливый.
Красный, зеленый, темный , синий, оранжевый.
Автобус, колесо , троллейбус, трамвай, велосипед.
Вариант 2
Слова объединены не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак. Выполнение упражнения требует высокого уровня развития внимания.
Телефон, туман, порт , турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)
Апрель, спектакль, учитель, снег , дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)
Стенка, паста, тетрадь , ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)
Рисунок, сила, ветер , жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)
Вариант 3
16, 25, 73, 34 (73 - лишнее, у остальных сумма цифр равна 7)
5, 8, 10, 15 (8 - лишнее, остальные делятся на 5)
64, 75, 86, 72 (72 - лишнее, у остальных разница цифр равна 2)
87, 65, 53, 32 (53 - лишнее, у остальных первая цифра больше второй на 1)
3, 7, 11, 14 (14 - лишнее, остальные нечетные)
«Слова-невидимки»
Для занятия вам потребуется напечатать слова, в которых буквы перемешались.
Например, было слово «книга», стало - «нкаги». Это злая волшебница рассердилась и сделала все слова невидимками. Нужно вернуть каждому слову прежний, правильный, вид. Выполнение задания требует высокой концентрации внимания. Во время выполнения упражнения тренируется умение анализировать материал.
Вариант 1
Восстанови правильный порядок букв в словах.
Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.
Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.
Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.
Ковора, кируца, шакок, сакоба.
Вариант 2
Чтобы ребенку интереснее было выполнять задание, можно сгруппировать слова в столбики так, что после расшифровки первые буквы правильно написанных слов будут тоже образовывать слово.
Правильно напиши слова-невидимки и прочитай новое ело во, состоящее из первых букв расшифрованных слов.
ПТЛАОК –
ЧРЕКА –
ГИРА-
ВДУЗОХ –
АДЕ-
БРУАТ –
Ответ: привет.
ВАУД –
УРВАК –
ЧИКО –
КССЛА –
Ответ: урок.
КСОТМЮ –
ЛЬЮИ –
ОТНОГЬ –
ОКНЕА –
Ответ: кино.
ПОСЕК –
ОВУБЬ –
КОДЧА –
АВСУТГ-
ЧЕРЬ –
ОБАДИ –
ХУКЯН –
Ответ: подарок.
Вариант 3
Восстанови правильный порядок букв в словах и найди среди них одно лишнее по смыслу.
1. Здесь животные-невидимки, но одно слово лишнее (окунь).
Язац, девьмед, блаке, нокьу, лвок.
2. Здесь цветы-невидимки, но одно слово лишнее (береза).
Пьюалтн, зора, бзереа, снарсиц, лыднаш.
3. Здесь деревья-невидимки, но одно слово лишнее (желудь).
Оинса, бду, жулдье, нелк.
Вариант 4
Найди в одном слове другое с помощью перестановки букв.
1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.
Сила, соль, банка, пион.
2. Найди в слове игру-невидимку.
Шишка.
3. Найди в слове дерево-невидимку.
Насос.
4. Найди в слове предмет одежды-невидимки.
Лапоть.
5. Найди в слове цветок-невидимку.
Мошкара.
Вариант 5
В одном слове спрятано много слов-невидимок. Например, в самом слове «слово» прячутся несколько слов: волос, соло, вол и лов. Попробуй отыскать как можно больше слов-невидимок в словах:
подушка
клавиатура
ракета
магазин
подарок
родители
«Другая буква»
В этом упражнении даны загадки и задания, по условиям которых, заменив одну букву в слове, можно получить новое слово. Количество букв в словах менять нельзя. Например: дуб - зуб, сон - сом, пар - пир.
Вариант 1
Отгадай загадки.
Могут в школе нам поставить,
Если ничего не знаем.
Ну а если с буквой «Т»,
То мяукнет он тебе. (кол - кот)
По нему любой пройдет.
С буквой «П» - со лба он льет. (пол - пот)
Если «К» - хозяйка плачет.
Если «Г» - лошадка скачет. (лук - луг)
С «Р» - актерская она,
С «С» - на кухне всем нужна. (роль - соль)
С буквой «Д» - в квартиру вход,
С буквой «3» - в лесу живет. (дверь - зверь)
С «Д» - мама в платье наряжает,
С «Н» - в это время засыпают. (дочь - ночь)
С «Л» - не выручил вратарь,
С «Д» - меняем календарь. (гол - год)
С буквой «К» - она в болоте,
С «П» - на дереве найдете. (кочка - почка)
С «Т» - он на огне с едой,
С «3» - с рогами, с бородой. (котел - козел)
С «Р» - и прятки, и футбол.
С «Л» - ей делают укол. (игра - игла)
Вариант 2
Даны слова с одной пропущенной буквой. Образуй как можно больше слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.
Образец: ...оль - роль, соль, моль, боль, ноль.
Ро... -
Очки -
Ба... -
Ар -
Ара -
Айка -
Ень -
Ом -
Вариант 3
Получи из одного слова другое через цепочку слов путем замены одной буквы на каждом этапе. Например, как получить из слова «дым» слово «гол»? Необходимо сделать несколько преобразований: дым - дом - ком - кол - гол. В цепочке можно использовать только имена существительные, каждый раз меняется только одна буква. Выполняя это упражнение, ребенок учится анализировать и прогнозировать результат. Желательно достигать цели за наименьшее количество ходов, то есть выигрывает тот, у кого цепочка короче.
Получи из слова «миг» слово «пар», из слова «сыр» слово «рот», из слова «дом» слово «шар», из слова «миг» слово «час».
«Домики»
Выполнение математических заданий формирует логическое мышление. Мы предлагаем игру «Домики», содержание которой может усложняться в зависимости от уровня знаний ребенка.
Вариант 1
Поставь в свободное окошко домика один из знаков математических действий так, чтобы получить число на крыше.
Вариант 2
Поставь в свободные окошки домика один из знаков математических действий, чтобы в результате получить число на крыше. В этих заданиях возможно несколько решений.
«Ребусы»
Мы предлагаем вам научить детей разгадывать ребусы. Это занятие отлично развивает логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Чтобы научиться разгадывать ребусы, нужно ознакомиться с особыми правилами их составления.
Основные правила разгадывания ребусов
1. Загадывается имя существительное в именительном падеже.
2. Части слова иногда изображаются рисунками или символами. Они могут читаться по-разному. Например: 1 - единица, кол, один. Нужно проверять все варианты.
3. Запятые перед рисунком или символом указывают на количество букв, которые нужно отбросить от начала слова, обозначенного рисунком или символом. Например: , ☆ - читается как «езда».
4. Запятые после рисунка или символа указывают на количество букв, которые нужно отбросить от конца слова, обозначенного рисунком или символом.
5. Если над рисунком указано равенство, например А = И, то букву А надо заменить на И.
6. Если указано равенство 2 = И, то вторую букву в слове надо заменить на И.
7. Буквы или рисунки могут быть изображены внутри других букв, над ними, под ними, за ними и на них. Так обозначают части слов «в», «над», «под», «за», «на».
8. Цифры над рисунками означают изменение порядка букв в слове.
Пользуясь правилами, разгадай ребусы.
«Сложение и вычитание»
Для развития умения логически мыслить, мы предлагаем увлекательные примеры на сложение и вычитание. Это особенные примеры, в которых используются не привычные для ребенка числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки. Приводим образец решения таких примеров.
Сложение
Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок
Решение: бу + тон = бутон
Вычитание
Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр
Вариант 1
Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью сложения получить верное равенство.
б + пища = несчастье
к + насекомое = прическа у девочки
у + ненастье с дождем = опасность
у + загородный дом = успех
о + противник = длинная яма
у + ребенок-девочка = снасть рыболова
о + орудие = край леса
с + шерсть зверей = раздается во время веселья
у + единица = делают больному
м + суп из рыбы = насекомое
у + мяч в воротах = в треугольнике
за + загородный дом = требует решения
ка + награда = прихоть
о + населенный пункт = участок земли
ав + помидор = оружие
ба + оттенок = белый хлеб
об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге
ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами
ко + играет актер = монарх
по + несчастье = успех в битве
при + сосновый лес = аппарат
при + битва = волны у берега
Ответы : беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.
Вариант 2
Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью вычитания получить верное равенство.
сосуд - а = там хранят деньги
нравоучительное стихотворение - ня = низкий голос
нижнее белье - ы = всего боится
помидор - ат = отдельная книга
мелководное место в реке - ь = им пишут на доске
сильный страх - большой мастер = змея
птица - местоимение = преступник
воинская часть - к = по нему ходим дома
волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес
птица - ока = мусор
цветок - с = игра
фантазия - та = оружие рыцаря
в нем можно варить - ёл = домашнее животное
на шее зимой - ф = геометрическая фигура
молодое растение - ок = высота человека
в них стоит вратарь - а = на одежде вокруг шеи
вид спорта - с = у тела правый и левый
Ответы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.
«Следующее число»
Умение сравнивать и анализировать хорошо развивается при выполнении заданий, в которых требуется выявить закономерность. Предлагаем для этого использовать ряды чисел. Ребенку необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике.
3, 5, 7, 9 ... . (Ряд нечетных чисел, следующее число 11.)
16, 22, 28, 34 ... . (Каждое следующее число больше предыдущего на 6, следующее число 40.)
55, 48, 41, 34 ... . (Каждое следующее число меньше предыдущего на 7, следующее число 27.)
12, 21, 16, 61, 25 .... (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)
«Определения»
Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
Упражнение может выполняться индивидуально или коллективно, в виде соревнования.
Вариант 1
Придумай как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. (Задание тренирует навыки анализа, так как необходимо выделить части из целого.)
Снег - холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.
Река -
Салют -
Облака -
Котенок -
Радуга -
Вариант 2
Обдумай перечисленные определения и угадай предмет или явление, которое они характеризуют. (Этот вариант сложнее, при выполнении тренируются навыки синтеза: необходимо объединить все признаки и определить, к какому предмету они относятся. Подсказкой является род прилагательных и причастий.)
Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий - ветер.
Темная, тихая, лунная, черная - ... (ночь).
Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая - ... (дорога).
Добрая, заботливая, любимая, красивая - ... (мама).
Короткие, длинные, стриженые, блестящие - ... (волосы).
Волшебная, интересная, народная, добрая - ... (сказка).
Крепкий, душистый, сладкий, горячий - ... (чай).
Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное - ... (лето).
Преданная, лохматая, шумная, любимая - ... (собака).
Круглое, яркое, желтое, горячее - ... (солнце).
«Путаница-2»
В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены. Для того чтобы выполнить задания, нужно использовать логическое мышление.
Вариант 1
Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)
Я купил батон , предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)
На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)
На крыше бабушкиного дома была палка , из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)
Когда рассвело , мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)
Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)
Вариант 2
А в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях.
Мои площадке детской друзья на играли.
Пятерку на языка я русского получила уроке.
Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.
Всех для подарки я родственников сделал.
Тихо на было после свежо и грозы улице.
Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.
«Задания с текстом»
Для выполнения упражнения подготовьте отрывки текстов.
Выполнение заданий с текстами отлично развивают логическое мышление. В этом упражнении мы приводим несколько вариантов таких заданий. Они применимы к любым отрывкам из незнакомых ребенку литературных произведений (сказок, рассказов и т. д.).
Вариант 1
Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать к нему 5-7 заголовков. Они должны отражать главное в содержании и быть оригинальными. Подскажите ребенку, что можно использовать слова из текста. Если упражнение выполняют несколько человек, то оно может проводиться в виде соревнования.
Вариант 2
Прочитайте отрывок, состоящий из 10-15 предложений, и попросите передать его содержание в 2-3 предложениях, то есть сделать краткий пересказ. Это упражнение сформирует у ребенка умение обобщать материал, выделять главное. Такие задания полезно выполнять для развития логического мышления.
Вариант 3
Прочитайте ребенку отрывок, пропустив среднюю часть, которую ребенок должен восполнить. Оценивается логическая связь придуманной ребенком вставки с началом и концом исходного текста.
Вариант 4
Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать продолжение текста. Это задание развивает и воображение, и логическое мышление, так как содержание продолжения должно быть обосновано предыдущими событиями, описанными в отрывке.
«Пантомима»
Эта игра прекрасно развивает логическое мышление. Что такое пантомима? Пантомима - это представление с помощью мимики и жестов, без слов. Минимальное количество участников - 5, один из них ведущий, остальные делятся на две команды. Ведущий загадывает слова, следит за соблюдением правил и присуждает баллы за правильное выполнение задания. Команды участвуют в игре поочередно.
Ведущий выходит с участником первой команды из комнаты, в которой находятся остальные игроки, и называет слово. Например «баня». Игрок должен при помощи пантомимы по
казать заданное слово своей команде, участники которой могут задавать вопросы. Показывающий не может отвечать, а может только кивать головой или использовать другие жесты. Его цель - так показать заданный предмет или явление, чтобы команда быстро отгадала. Ведущий может ограничить время на пантомиму. За каждое отгаданное командой слово присуждается 1 балл. Затем задание получает вторая команда. Игру можно проводить и с тремя участниками, один из которых ведущий. Тогда баллы не присуждаются, а просто отгадываются слова.
Все упражнения и игры, которые предлагаются в этой статье, помогут детям овладеть приемами логического мышления, научиться логически мыслить на практическом материале. Постепенное усложнение заданий позволяет развивать логическое мышление. Это поможет ребенку в школе, сделает процесс усвоения знаний легче, интереснее и успешнее.
Помогайте ребенку объяснением сути заданий и примерами их выполнений, которые приведены в упражнениях.
Предлагаемые в книге упражнения позволят ребенку самостоятельно производить сравнение, анализ, синтез, классификацию.
Овладев навыками логического мышления, ребенок научится строить умозаключения, мыслить ясно и четко, решать любые задачи. Это и есть самый верный путь к отличной учебе!
Развитие мышления у детей младшего школьного возраста занимает особое место в психологии, поскольку этот период является для детского разума переломным. Переход от наглядно-образного мышления детей к словесному, логическому, понятийному не всегда легкий. Этот переход означает, что младшие школьники уже понимают окружающие явления, но еще не строят логических рассуждений.
Мышление – способность человека рассуждать логически, понимать реальный окружающий мир в понятиях и суждениях. Его развитие у младших школьников осуществляется с помощью специальных игр и упражнений.
Когда школьники делают упражнения по развитию мышления, они постепенно вникают в систему научных понятий, вследствие чего умственная деятельность перестает опираться исключительно на практическую деятельность. Особенности детского мыслительного процесса состоят в том, что ребята анализируют рассуждения и действия, а также составляют план действий на будущее.
Важность развития мышления у школьников в том, что недостаточное его развитие приводит к тому, что информация об окружающем мире у него сформируется неправильно, из-за чего дальнейший процесс обучения становится неэффективным.
Особенности интеллекта настраиваются таким образом, что дети не умеют обобщать пройденный материал, не запоминают текст, не умеют выделять главный смысл из прочитанного. Такое случается, если переход от одного вида мышления к другому не контролируется взрослыми и не сопровождается упражнениями на развитие.
Стоит отметить, что формирование мыслительных процессов детей связано с восприятием информации, поэтому работайте еще и над этим аспектом.
Особенности детского восприятия состоят в том, что младшие школьники быстро теряют суть процесса. Они отвлекаются на посторонние факторы. Задача учителей и родителей – направить внимание детей на нужный процесс, то есть заинтересовать их.
Жан Пиаже: концепция развития речи и мышления детей
На сегодняшний день популярной считается концепция развития эгоцентрической речи и мышления детей до 11 лет, которую разработал Жан Пиаже.
- Пиажистская концепция предполагает, что эгоцентрическая речь является выражением эгоцентризма детей. Это значит, что речь ничего не меняет в детском сознании, которое просто не приспосабливается к речи взрослого человека. Речь не оказывает никакого влияния на поведение детей и на их мировосприятие, поэтому с развитием детей она отмирает.
- Жан Пиаже называет мышление дошкольников синкретическим. Синкретизм, как отмечает пиажистская концепция, представляет собой универсальную структуру, которая полностью покрывает детские мыслительные процессы.
- Жан Пиаже считает так: детский эгоцентризм предполагает, что дошкольник не способен анализировать, вместо этого он рядополагает. Концепция Пиаже определяет эгоцентризм как полноценную мысленную структуру, от которой и зависит мировосприятие и интеллект детей.
- Жан Пиаже не считает новорожденного социальным существом, он предполагает, что социализация происходит в процессе развития и воспитания, тогда же малыш приспосабливается к социальной структуре общества, учась мыслить по его правилам.
- Концепция, которую разработал Жан Пиаже, противопоставляет детское мышление и взрослого человека, из-за чего выделяется подобное противопоставление индивидуального, что содержится в детском разуме, и социального, что уже развито у взрослых людей. Из-за этого концепция, которую разработал Жан Пиаже, предполагает, что речь и мышление состоят из актов индивида, который находится в изолированном состоянии.
- Пиажистская концепция утверждает, что только социализация индивида, его мышления приводит к логической, последовательной мысли и речи. Этого можно достичь путем преодоления эгоцентризма, заложенного в детской природе.
Таким образом, Жан Пиаже считает, что истинное развитие мышления и речи происходит только от смены эгоцентрической точки зрения на социальную, а ход обучения не влияет на эти перемены.
Жан Пиаже выдвинул теорию, которая является популярной, но неосновной. Известно много точек зрения, которые утверждают, что Жан не учел некоторых факторов. Сегодня разработаны специальные игры и упражнения на развитие мышления ребят младшего школьного возраста.
Игры на развитие мышления детей младшего школьного возраста
Развивать мышление детей могут не только педагоги, но и родители. Для этого поиграйте с ними в такие игры:
- Нарисуйте на ватмане план местности. Например, двора или дома, если он отличается большой площадью. Отметьте на рисунке графически ориентиры, на которые сможет опираться подопечный. Ориентирами могут быть деревья, беседки, дома, магазины. Заранее выберите место и спрячьте на нем награду в виде конфет или игрушки. Малышу тяжело ориентироваться по карте на первых этапах, поэтому рисуйте их предельно несложными.
- Игры для группы детей. Разделите ребят на две команды. Дайте каждому участнику карточку с цифрой. Зачитайте арифметические примеры (14+12; 12+11 и т. д.). Из команды выходят двое детей с карточками, цифры на которых составят правильный ответ (в первом случае выходят ребята с карточками 2 и 6, во втором – 2 и 3).
- Назовите группе детей логический ряд слов, одно из которых не будет соответствовать логике. Дети угадывают это слово. Например, вы называете: «птица, рыба, стакан». В этом случае лишний стакан.
Игры полезны, потому что они заинтересовывают детей, которые в игровом процессе не теряют сути своих действий.
Упражнения на развитие мышления
Упражнения отличаются от игр тем, что они требуют большей усидчивости и концентрированности на процессе обучения. Они учат детей терпению и усидчивости, одновременно развивая мышление. Упражнения на развитие мышления у детей:
- Озвучьте детям 3 слова, которые между собой не связаны. Пусть они составят предложение с этими словами.
- Назовите предмет, действие или явление. Попросите ребят вспомнить аналоги этих понятий. Например, вы сказали «птица». Каждый вспомнит вертолет, самолет, бабочку, потому что они летают. Если у него возникнет ассоциация с животным, то он назовет рыбу, кошку и т. д.
- Назовите предмет, который детям известен. Попросите их перечислить, где и когда применятся предмет.
- Зачитайте малышу короткий рассказ, часть которого пропустите. Позвольте ему поработать воображением и додумать недостающую часть рассказа.
- Попросите подопечного перечислить известные ему предметы определенного цвета.
- Предложите детям вспомнить слова, которые начинаются и заканчиваются на заданную вами букву.
- Придумайте и загадайте детям загадки вроде этой: Катя моложе Андрея. Андрей старше Игоря. Игорь старше Кати. Распределить ребят по старшинству.
Подобные упражнения дети решают с интересом, а со временем непроизвольно учатся усидчивости, логическому мышлению и правильной речи, а переход мыслительных процессов становится плавным и сбалансированным.
Развитие мышления у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
У детей с ЗПР мыслительные процессы сильно нарушены, в этом состоят особенности их развития. Именно отставание в развитии мышления отличают ребят с ЗПР от обычных детей. У них не наблюдается переход к логической структуре мышления. Трудности, которые возникают при работе с такими детьми:
- Низкая степень заинтересованности. Малыш часто отказывается от выполнения заданий.
- Неспособность анализировать информацию.
- Неравномерное развитие видов мышления.
Особенности умственного развития детей с ЗПР состоят в сильном отставании в логическом мышлении, но нормальном развитии наглядно-образного мышления.
Особенности развития мышления детей с ЗПР состоят в таких принципах:
- Учет индивидуальных способностей человека с ЗПР.
- Создание условий для активной деятельности детей.
- Учет возраста.
- Обязательные беседы с психологом.
Регулярная работа с детьми с ЗПР гарантирует пробуждение детского интереса к окружающему миру, что выражается в том, что малыш активно выполняет упражнения и играет в игры, которые предложены педагогом.
С помощью правильного подхода детей с ЗПР учат правильно говорить, выстраивать грамотную речь, сопоставлять слова в предложениях и озвучивать мысли.
Если педагогам удалось вызвать интерес школьника с ЗПР, то развитие логики – дело времени.
Игры на развитие мышления детей с ЗПР:
- Положите перед детьми рисунки с животными и рисунки с едой. Попросите сопоставить их, накормив каждое животное.
- Назовите несколько простых слов, попросите подопечного назвать их одним понятием. Например: кошка, собака, хомяк – животные.
- Покажите три картинки, две из которых одинакового содержания, а одна – значительно отличается. Попросите подопечного выбрать лишнюю картинку.
Ребята с ЗПР мыслят на уровне жизненного опыта, продумать действие, которое они еще не совершали, им тяжело. Поэтому перед выполнением упражнений наглядно покажите им, как они должны поступать.
Елена Стребелева: формирование мышления у детей с отклонениями
Профессиональные педагоги рекомендуют прочитать книгу Елены Стребелевой, в которой описаны особенности формирования мышления у детей с отклонениями. Стребелева составила более 200 игр, упражнений и дидактических методик, чтобы раскрепостить и заинтересовать ребят с осложнениями.
В конце книги вы найдете приложения для педагогов, которые помогут понять особенности проведения занятий для детей с отклонениями в развитии. Кроме игр, вы найдете в книге рассказы и сказки, которые рекомендуется читать ребятам с отклонениями.
Развитие творческого мышления у детей
Современная программа обучения нацелена на формирование начального уровня логического мышления детей в младшем школьном возрасте. Поэтому часто встречаются случаи неразвитого творческого мышления.
Основное, что нужно знать о развитии творческого мышления, состоит в том, что оно обучает детей младшего школьного возраста открывать новое.
Задания на развитие творческого мышления:
- Покажите ребенку несколько картинок, на которых изображены люди с разными эмоциями. Попросите описать, что случилось у этих людей.
- Озвучьте ситуацию. Например: Катя проснулась раньше, чем обычно. Попросите детей рассказать, почему так произошло.
- Попросите детей рассказать, что случится, если произойдут некоторые события: если пойдет дождь, если приедет мама, если наступит ночь и т. д.
Задания на развитие творческого мышления предполагают не один, а несколько возможных правильных ответов.
Задания на развитие критического мышления
Технология развития критического мышления – это один из новейших методов, разработанных для развития начального уровня самостоятельности в жизни, а не в учебе. Задания на развитие критического мышления учат детей принимать решения, анализировать свои действия и действия окружающих людей.
Задания на развитие критического мышления:
- Называйте ребятам явления. Например: идет дождь, яблоко красное, слива оранжевая. Утверждения должны быть как правдивыми, так и ложными. Дети должны отвечать, верят они или нет вашим утверждениям.
- Попросите ребят по очереди читать небольшие отрывки текста. Когда каждый дочитывает свой отрывок, предложите ему рассказать об ассоциациях, которые у него появились.
- Ребята читают небольшой текст в течение 15 минут. За это время они отмечают карандашом, что из текста им известно, а что для них новое.
Технология развития критического мышления важна не для обучения в школе, а для уверенной ходьбы по жизни.
Развитие пространственного мышления у детей
Технология развития пространственного мышления разработана специалистами давно. Этот вид мышления развивается у детей на уроках геометрии в школе. Пространственное мышление – это способность при помощи пространственных образов, созданных самостоятельно, решать теоретические задания.
Для развития пространственного мышления подойдут такие упражнения:
- Попросите детей показать левую и правую руку, взять предмет левой или правой рукой.
- Попросите малыша подойти к столу и положить, например, ручку слева от книги.
- Попросите малыша дотронуться до вашей правой, левой руки.
- Предложите детям по отпечаткам рук и ног определить правые и левые части тела.
Технология развития пространственного мыслительного процесса проста, но она помогает улучшить логическое восприятие.
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-действенное мышление – это основа, которая дает направление для развития наглядно-образного.
Как развивать наглядно-действенное мышление:
- Попросите детей сравнить птицу и бабочку, пчелу и шмеля, яблоко и грушу и т. д. и назвать отличия.
- Назовите первый слог слова: на, по, до и т. д., и попросите детей закончить понятие. Ориентируйтесь не на правильность, а на быстроту ответа.
- Позанимайтесь с детьми собиранием пазлов.
Наглядно-действенное мышление не нуждается в наличии начального периода, поскольку в дошкольном возрасте этот вид мыслительного процесса уже развивался.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – рассказ сказок или историй с помощью пальцев. Пальчиковые игры направлены на развитие речи и моторики рук.
Пальчиковые игры на развитие речи бывают такими:
- Попросите малыша положить правую ладонь на вашу левую ладонь. Медленно проведите пальцами по большому пальцу малыша, произнеся слово «ласточка». Дальше произносите это же слова, но проводите по другому пальцу. Повторите это же действие еще несколько раз. Дальше, не меняя интонацию, произнесите одновременно с поглаживанием детского пальца слово «перепелочка». Суть игры состоит в том, что ребенок на слове «перепелочка» быстро одергивает руку, чтобы взрослый ее не поймал. Предложите школьнику самому побыть в роли охотника на перепелку.
- Попросите детей зажать руки в кулак. Одновременно они вытягивают мизинец на левой руке вниз, а большой палец правой руки вверх. Потом большой палец убирается в кулак, а мизинец этой же руки одновременно вытягивается. Левая рука поднимает большой палец вверх.
Пальчиковые игры вызывают у детей большой интерес, поэтому технология их выполнения должна быть известна каждому взрослому.
Таким образом, технология развития мышления у детей состоит из множества игр, упражнений и методик. Развивать мышление нужно обязательно, чтобы избежать несбалансированного развития будущего члена общества. Не полагайтесь на школьную программу и учителей, выделите время для регулярных домашних занятий.