Этот сборник афоризмов о власти, политике, об управлении государством, о роли чиновников в жизни общества, о соотношении демократии и твердой централизованной власти предназначен для самого широкого круга читателей.
* * *
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Афоризмы о власти. Предвидеть – значит управлять (Л. М. Мартьянова, 2007) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .
Трудно управлять народом
Не сделаешь косноязычного красноречивым, не превратишь лентяя в прилежного, не сделаешь мудрецом невежду, не заставишь поумнеть дурака.
Древнеегипетский литературный памятник
Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
Лао-Цзы
Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты. Когда много искусных мастеров, умножаются редкие предметы. Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников.
Лао-Цзы
Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает.
Лао-Цзы
Правителя можно сравнить с лодкой, а народ – с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.
Сюнь-Цзы
Если высшие любят правила поведения и долг... народ можно убедить, не прибегая к наградам, народ можно подчинить, не прибегая к наказаниям.
Сюнь-Цзы
Если должность и дела среди людей не разделены, возникает несчастье: люди стремятся делать лишь то, что им выгодно, и борются за заслуги.
Сюнь-Цзы
Когда народ испытывает страх перед приказами правителя, нет ничего лучше, чем проявлять к нему великодушие.
Сюнь-Цзы
Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий – это недостойный путь управления страной.
Сюнь-Цзы
Народ – единственный критик, чье суждение имеет цену.
Марк Твен
Нельзя безнаказанно управлять государством без народа и против воли народа.
Торез
Массы обладают политической мудростью, потому что жизнь народа и есть жизнь государства.
Цицерон
Счастлив тот народ, у которого исписаны еще не все страницы в книге его истории.
Карлейлъ
Везде, где только народ находил вождя, преданного его интересам, мужественного и ушедшего вперед не очень далеко, он неизменно следовал за таким вождем.
Стеффенс
Использовать часть народа, чтобы держать в узде остальной народ, – старый прием деспотов.
Джефферсон
Воля народа – единственная легитимная основа любого правительства, и защита ее свободного выражения должна быть нашей первой целью.
Джефферсон
Нет ничего более благодатного для народа, чем свобода торговли, и ничего более непопулярного.
Маколей
Иногда удается дурачить народ, но только на некоторое время; дольше – часть народа; но нельзя все время дурачить народ.
Линкольн
Пойдете без народа – попадете во мрак ночи.
Эмерсон
С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им.
Эпиктет
Всякое восстание против чужеземных захватчиков – дело законное и есть первый долг каждого народа.
Стендаль
Величие страны определяется величием ее рядовых граждан.
Вильсон
Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом.
Гюго
Нет беды страшнее, чем гражданская смута. Она неизбежна, если попытаться всем воздать по заслугам, потому что каждый тогда скажет, что он-то и заслужил награду.
Паскаль
Людьми невежественными и развращенными нельзя управлять ни с помощью справедливости, ни с помощью разума: они восстают не столько против зла, которое им делают, сколько против добра, которое хотят им сделать.
де Сталь
Ведь любой властелин
не угоден народу,
Даже тот, что ему поступает в угоду.
аль Маарри
Жаждать власти в государстве, где правит народ, или стремиться в монархическом государстве к иному виду правления – это преступление и безумие...
Монтень
Ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если народ ее не увеличивает постепенно свою власть, не расширяет своих прав и, так сказать, не внедряется в жизнь государственной машины.
Боклъ
Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.
Вольтер
Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей.
Гоббс
Существует четыре причины гибели государства. Приказы вообще не издаются – это называется уничтожением. Приказы издаются, однако на пути к народу задерживаются чиновниками – это называется загораживанием пути к их осуществлению. Народ вообще не стремится, чтобы его чувства дошли до правителя – это называется преградой, отрезающей правителей от народа. Народ стремится, чтобы его чувства дошли до правителя, но на пути к нему они задерживаются его приближенными – это называется посягательством на права правителя. Закон не установлен – вот причина, вследствие которой появляются уничтожение и посягательство, загораживание и преграда.
Гуань Чжун
Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам.
Руссо
Вести необученных людей на войну – значит погубить их.
Конфуций
Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию и к подчинению.
Аристотель
Только честное воодушевление, только честная страсть создает человеческое величие. Где эта страсть подавлена, не ищите ни человека, ни гражданина.
Н.В. Шелгунов
Было бы глупо спорить, что народ не может делать политических ошибок. Он может и действительно делает серьезные ошибки. Он знает это, он несет наказание, но в сравнение с ошибками, которые допускаются любой формой самодержавия (автократии) – они незначительны.
Кулидж
Что до народного правления, то оно, прежде всего, обладает преимуществами перед всеми другими... Народ-правитель не творит ничего из того, что позволяет себе самодержец. Ведь народ управляет, раздавая государственные должности по жребию, и эти должности ответственны, а все решения зависят от народного собрания.
Отан
Если в длинном течении истории что-нибудь ясно, так это именно то, что если правительство и берет на себя защиту работы духа, оно защищает его не там, где надо, и награждает не тех людей, которых надо.
Бокль
Опыт учит нас серьезно остерегаться в отношении нашей свободы, когда у правительства – благие цели.
Брендис
Изменять нравы и возвышать или унижать нацию – это дело правительства.
Вольтер
Всякое правительство – как бы оно себя ни именовало – стремится не только управлять волею народных масс, но и воспитывать эту волю сообразно своим принципам и целям. Наиболее демагогические и ловкие правительства обычно прикрывают свое стремление управлять народной волей и воспитывать ее словами: мы выражаем волю народа.
Максим Горький
Общество признает и уважает только те достоинства, которые доказаны на деле. Кто хочет точно знать, чего он стоит, может узнать это только от народа и, следовательно, должен отдать себя на его суд.
Гельвеций
Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно – требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.
Макиавелли
Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы.
Д. С. Лихачев
Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим.
Д. С. Лихачев
Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом – все это блестящие деяния. Смеяться, любить и кротко общаться со своей семьей, не противоречить самому себе – это нечто более редкое, более сложное и менее заметное для окружающих.
Монтень
Следует помнить, что правительства, какие бы они ни были, установлены народом и для народа.
Робеспьер
Где же еще найти любовь к родине и верность общей воле, если не у самого народа?
Робеспьер
Считайтесь только с благом общества и интересами человечества.
Робеспьер
Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.
Маркс
Всякая нация может и должна учиться у других.
Маркс
Все покупается, кроме народной любви.
Мериме
Людьми управляют больше с помощью их пороков, нежели добродетелей.
Наполеон
Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима.
Наполеон
Народ имеет право на правду, подобно тому, как он имеет право на жизнь, свободу, борьбу за счастье.
Норрис
Нация, которая боролась за человечество, погибнуть не может.
Петефи
Слова «рабство» и «право» противоречат друг другу; они взаимно исключают друг друга. Такая речь: «Я с тобой заключаю соглашение полностью за твой счет и полностью в мою пользу, соглашение, которое я буду соблюдать, пока это мне будет угодно» – будет всегда равно лишена смысла, независимо от того, имеются ли в виду отношения человека к человеку или человека к народу.
Руссо
Народный героизм – это минутный порыв, за которым следует слабость и упадок сил. Нужно основывать свободу народа на его образе жизни, а не на его страстях. Ибо его страсти преходящи и изменчивы; между тем действие хорошего государственного устройства длится столько же, сколько оно существует; никакой народ не может оставаться свободным дольше, чем до тех пор, пока он ощущает благо свободы.
Руссо
Люди всегда стремятся к своему благу, но не всегда видят, в чем оно. Народ не подкупишь, но часто его обманывают и притом лишь тогда, когда кажется, что он желает дурного.
Руссо
Народ не способен создать определенный порядок, не имея возможности познать его благо по причине царящих в народе разногласий, но, когда благо сего порядка народом познано, он не согласится с ним расстаться.
Макиавелли
Нет ничего суетнее и непостояннее народных масс... В повествованиях о людских деяниях часто приходится видеть, как народные массы сперва осуждают кого-нибудь на смерть, а затем его же оплакивают и весьма о нем сожалеют.
Макиавелли
Несмотря на то что народ, по словам Туллия, невежествен, он способен воспринять истину и легко уступает, когда человек, заслуживающий доверия, говорит ему правду.
Макиавелли
У народа доблести больше, чем у государя.
Макиавелли
Народ постояннее и много рассудительнее всякого государя. Не без причин голос народа сравнивается с гласом Божьим: в своих предсказаниях общественное мнение достигает таких поразительных результатов, что кажется, будто благодаря какой-то тайной способности народ ясно предвидит, что окажется для него добром, а что – злом. Лишь в самых редких случаях, выслушав речи двух ораторов, равно убедительные, но тянущие в разные стороны, народ не выносит наилучшего суждения и не способен понять того, о чем ему говорят. А если он, как отмечалось, допускает ошибки, принимая решения излишне смелые, хотя и кажущиеся ему самому полезными, то ведь еще большие ошибки допускает государь, движимый своими страстями, каковые по силе много превосходят страсти народа.
Макиавелли
Низы, которым вы сейчас доверяете, меняются при малейшей перемене обстоятельств, так что в любой миг весь город может превратиться в вашего врага, погубив и себя самого, и вас.
Макиавелли
Даже будь вы человек святой жизни, благожелательный в обращении, праведнейший судья – всего этого недостаточно было бы, чтобы вас полюбили.
Религия - это одна из самых спорных тем для разговора. Поэтому сразу стоит отметить, что целью этой статьи не является умаление или принижение чьих-то верований и убеждений. Проблема заключается не в вере как таковой, а в религии как организации, которая использовалась в качестве средства контроля за людьми, чтобы сталкивать их друг с другом, порождать террор и войны. Религия в данном контексте служит целям многих правящих элит мира.
Противоречивость религии
Кроме того, религия вводит в заблуждение - и это еще мягко сказано. В рамках разных религий существует определенное количество различных сект, у каждой из которых имеются свои учения, своя версия истины, а также свой взгляд на то, как человек должен проживать свою жизнь. Только в рамках христианства существует несколько версий Библии, а учения противоречат друг другу. То, что говорится в одной религии в одной части мира, может быть полностью противоположным тому, что говорится в другой религии в другой части мира. Только этого уже достаточно, чтобы ввести в заблуждение и отпугнуть тех, кто на самом деле хочет отыскать правду в религии. И если различные верования проповедуют разные жизненные пути и различные истины, они ведь не могут быть все правы одновременно, не так ли? Именно поэтому, вероятнее всего, все это и объединяется одним словом - «вера».
Религия как механизм контроля
Джон Шелби Спондж - бывший американский епископ Епископальной церкви. Он - один из тех, кто говорит о желании разобраться в этой проблеме. Он считает, что религия превратилась в бизнес и используется в качестве механизма контроля. Очень четко это можно увидеть благодаря росту исламофобии. Религия ислам была превращена в козла отпущения, в цель, на которую люди могут направлять свой страх и злобу. Также это дало повод для вторжения в различные страны, где исповедуется ислам, с целью усиления глобальной национальной безопасности. Однако правда заключается в том, что эта религия не имеет никакого отношения к жестокости или терроризму. Эти искусственно созданные страхи являются частью так называемого «ложного флага» терроризма. Спондж подтверждает, что религия вовлечена в бизнес, основывающийся на контроле. Многие люди этого не понимают, но религия на самом деле является бизнесом, который держится на чувстве вины людей.
Бог и церковь
Каждая церковь заявляет, что именно она является единственной истинной, некоей высшей религиозной инстанцией. Однако идея о том, что Божья истина может храниться где-то в человеческой системе, человеческой вере или даже в человеческой книге - это полный абсурд. Бог - это не христианин. Бог - это не иудаист, не мусульманин, не индус и не буддист. Это все человеческие системы, которые люди создали, чтобы помочь себе же понять божественное чудо.
Сомнительные убеждения
Спондж также описывает разницу между верой и религией. Он изучил немало религий и может сказать, что учения каких-то из них глубоко его затрагивали, а учения других - вообще никак на нем не сказались. Таким образом, нельзя сказать, что существует религия, способная дать ответы на все вопросы. Использование страха в качестве способа убедить людей придерживаться определенного образа жизни или конкретной системы ценностей - это распространенная практика практически в каждой религии, и это определенно не может находить отклик в уме разумного человека. Сама история церкви проблематична. Будь то ее роль в геноциде первых наций в Канаде или в крестовых походах в Европе, церковь всегда насаждала свои взгляды другим людям, а также осуждала науку и любые новые изобретения и открытия.
Ответственность за мир
Каждый должен понять, что люди обязаны принять ответственность за мир. Желание оставлять глобальные изменения «на волю Божью» говорит о том, что таким образом люди просто снимают с себя всю ответственность и фактически не присутствуют в этом мире. Если вы хотите изменить мир, вам нужно сделать это, именно вам, а не кому-либо еще. После террористических атак в Париже сам Далай-лама высказал подобную мысль. Он заявил, что недостаточно просто молиться, необходимо взять на себя ответственность за планету.
Древние письмена
Если говорить о древних религиозных источниках, таких как Библия или Коран, а также множество других книг из различных религий, то стоит принимать во внимание, что они очень и очень стары. Следует также учитывать, что существует несколько версий одного текста. При этом этими текстами манипулировали, их изменяли и искажали в течение многих лет, поэтому крайне сложно принять какой-либо из них просто на веру, без каких-либо сомнений.
Лицемерие и религия
Еще один момент, который может каждого оттолкнуть от религии, - это лицемерие. Многие люди заявляют, что они исповедуют ту или иную религию, но при этом даже не знают ее основных догматов и не могут правильно следовать тому, во что они якобы веруют. Это также можно увидеть и в «духовном движении», которое, в принципе, можно рассматривать как форму религии.
Христианство, буддизм или просто Бог - ваш выбор
Когда речь заходит о религии, каждый человек должен проводить самостоятельные исследования. Вам нужно читать книги и изучать учение собственноручно. Используйте собственную голову и ищите то, что больше всего вызовет отклик в вашей душе. Не поддавайтесь внушению и не позволяйте другим думать за вас. Религиозные тексты всегда открыты для различных интерпретаций, так что только вы сами можете найти в них смысл и применить их к собственной жизни. Вы можете верить в Бога, но при этом не быть религиозными. Религия - это нечто, созданное человеком, и если бы сейчас Бог внезапно появился где-то на Земле, он бы даже не знал, что такое эта религия.
И нацист бывает умным человеком
По Интернету давно уже бродит афоризм, якобы произнесенный Германом Герингом на Нюрнбергском процессе: «Любым народом очень легко управлять - надо сообщить, что на него собираются напасть, показать ему врага, а всех пацифистов объявить непатриотами ». Мне интересно было выяснить, как звучала (если не фейк) эта фраза Геринга полностью, и в каком контексте.
Герман Геринг в изображении Кукрыниксов
Со времен советской пропаганды Геринг чаще всего изображался трусоватым хвастуном, увешанным цацками убийцей, с заплывшими жиром мозгами наркомана. Но Герман Геринг был также и героем кайзеровской Германии, бесстрашным летчиком Первой мировой войны, сбившим 22 самолета противника (на счету самого результативного русского аса той войны Александра Казакова, официально числится 20 сбитых самолетов).
Это правда что Геринг был создателем первых нацистских штурмовых отрядов (СА), а потом одним из руководителей уничтожения высшего руководства СА во время «Ночи длинных ножей», инициатором создания первого нацистского концентрационного лагеря в Ораниенбурге, организатором и первым главой гестапо.
Но правдой является и то, что Герман Геринг получил прекрасное домашнее образование, кадетский корпус закончил с отличием, искусство обожал не меньше роскоши и слыл эрудитом. Когда в 1946 году американцами был протестирован IQ 53-летнего Геринга, то и после многолетнего употребления морфия, он составил 138 пунктов (это где-то уровень студентов Гарварда и Йеля).
Герман Геринг на Нюрнбергском процессе
Густав Гилберт (американский офицер, психолог и переводчик, имевший свободный доступ ко всем нацистским преступникам, содержащимся в тюрьме Нюрнберга, и проводивший с ними продолжительные беседы) в своей книге «Нюрнбергский дневник» вспоминал, как 18 апреля 1946 года в тюремной камере Германа Геринга, у них зашел разговор об отношении народа к войне.
Цитата в оригинале , а ниже перевод.
«- Конечно, народ войны не хочет, - пожал плечами Геринг. - С какой это стати какому-нибудь бедному крестьянину рисковать своей жизнью, когда максимум что ему светит после войны - это вернуться в свою деревню целым и невредимым. Естественно, простые люди не хотят войны ни в России, ни в Англии, ни в Америке, ни в Германии, если на то пошло. Это понятно. Но, в конце концов, политику страны определяют именно вожди, а им всегда легко увлечь народ за собой, будь то диктатура фашистская или коммунистическая, или парламентская демократия.
- Есть разница, - заметил я. - При демократии народ имеет право высказаться через своих избранников, а в США право объявления войны имеет лишь Конгресс.
- Всё это, конечно, прекрасно, но народ, вне зависимости от того наделен он избирательным правом или нет, всегда можно заставить повиноваться своим вождям. Это нетрудно. Требуется лишь одно - заявить народу, что на его страну напали, объявить всех сторонников мира в отсутствии патриотизма и в том, что они подвергают Родину опасности. Это действует одинаково в любой стране».
Герман Геринг в «Информации к размышлению» фильма «Семнадцать мгновений весны»
Почти 70 лет прошло после того разговора, а ведь ничего не поменялось, правда? Но если за несколько минут до Нового года Путин вдруг (ну а вдруг?) произнесет сакральное «Я устал, я ухожу», а во власти в России появится некая сила, которая захватит федеральные СМИ и контроль над региональными лидерами хотя бы на месяц-два, то она при желании быстро уведет народ в прямо противоположную сторону.
И российское общество уже через пару недель поддержит новую власть в стремлении к миру точно так же, как и поддержит власть сегодняшнюю в стремлении к войне. Главное отцам-командирам скомандовать «Кругом!», и указать народу новое верное направление.
P.S. Не спрашивайте меня, как я провёл эту осень - ответов всё равно не будет. Скажу лишь, что с детства пацифист и толстовец, тематика моих постов не изменится, а остальное вам знать ни к чему.
P.Р.S. В России много раз происходила смена власти и вместе с ней кардинальное изменение векторов движения страны, и только один раз - в октябре 17-го - это случилось по инициативе народа (да и то благодаря харизматичным лидерам большевиков).
Во всех остальных случаях, такие изменения происходили сверху или в результате дворцовых переворотов, или после смены власти в порядке наследования, а народ послушно следовал за новыми курсами новых вождей. Так что не стоит себя тешить сказками о народе, как руководящей и направляющей силе российского общества.
В январе 2007 года судьба забросила меня в Китай на неделю. До этого я там не бывал никогда.
Предыстория события такова. В ноябре 2006 года к врачам-ортопедам Волгоградского областного госпиталя ветеранов войн по предварительной договорённости приехали представители крупной многопрофильной компании из Пекина. Руководство этой компании сильно заинтересовалось технологическими разработками и методами костнопластических операций, которые применяют, разрабатывают и патентуют врачи-ортопеды госпиталя совместно с Волгоградским медуниверситетом. Особенно их интересовали операции по наращиванию и выпрямлению костей ног и рук как для ликвидации последствий различных травм, так и в косметических целях, а также технологии операций по устранению шишек у больших пальцев ног, то есть последствий поперечного плоскостопия. Тем более что Центр антропометрической косметологии, который действует на клинической базе госпиталя, известен по всему миру достижениями именно в этой области хирургии.
Компания, о которой идёт речь, занимается строительным бизнесом, в том числе строит "под ключ" разнообразные объекты на территории Сибири и Африки. Представляет банковские услуги, а также владеет телестудией, на которой сейчас создаётся 30-серийный телефильм о китайских студентах в Москве 50-х годов прошлого века. Этот фильм основан на биографии бывшего посла Китая в Румынии, который в 50-е годы окончил Московский энергетический институт, где учился вместе с Ли Пэном, премьер-министром Китая 80-х - 90-х годов прошлого века.
Компанию, владеющую телестудией, сейчас возглавляет сын этого бывшего посла.
В Волгограде китайским гостям показали госпиталь и его пациентов, которым сделаны различные операции на руках, ногах и других костях. Затем в медуниверситете были наглядно продемонстрированы и описаны различные запатентованные разработки по ортопедической хирургии. Всё это произвело на гостей глубокое впечатление, и они приступили к конкретным переговорам.
Оказалось, что в Китае начала реализовываться 20-летняя программа приватизации государственных лечебных учреждений, но так, чтобы это не ухудшило условия медицинского обслуживания населения. В рамках этой программы компания приобрела несколько больниц и крупный госпиталь. На этой лечебной базе было решено развивать и применять самые передовые медицинские технологии. К тому же в Китае собственная ортопедическая хирургия развита очень слабо, практически в зачаточном состоянии. А Россия в этом плане благодаря гению покойного Илизарова и его талантливых учеников занимает самые передовые позиции в мире! И мы можем гордиться тем, что в России, в свою очередь, волгоградские ортопеды вырвались вперед благодаря доктору мед. наук и заслуженному изобретателю России Егорову М. Ф. Сам доктор Егоров скоропостижно скончался в 2004 году на 52-м году жизни, но именно интерес к разработкам, которые начал этот врач, и привёл в Волгоград китайскую делегацию. Переговоры с ними вели соратники Егорова, которых ныне возглавляет его ученик и продолжатель, кандидат медицинских наук Баринов Александр Сергеевич. Китайские гости хотели, чтобы к ним приехали российские врачи для совместной работы и обучения местных хирургов своим методам. С этой целью они пригласили доктора Баринова и меня, как менеджера-организатора, приехать в январе в Китай для ознакомления и продолжения переговоров, что мы и сделали.
7-го января мы вылетели из Москвы в Пекин. Там нас встретила представительница компании, владеющая русским языком, и посадила в самолёт, который через 40 минут доставил нас в город Цзинань, столицу провинции Шаньдун, где находится госпиталь, который мы должны были осмотреть, там же проходили и переговоры с руководством. Переговоры получились трудными и утомительными, каждый день мы тратили на это не менее 8 часов с перерывом на обед. Китайцы очень придирчивы, стараются не упустить ни одной мелочи, а торгуются просто с упоением! Проявление упорства, ловкости и изобретательности в торговле очень престижно среди них. Вот они и усердствовали, особенно почувствовав недостаток нужного опыта у нас.
Но зато их радушие и гостеприимство вне переговоров было выше всяких похвал! Они старались угодить буквально во всём, надарили нам много подарков, пеклись о нашем отдыхе. Нас поселили в самой роскошной гостинице города, отвели каждому по гигантскому номеру с гостиной-прихожей и огромной ванной комнатой. На моей кровати можно было свободно уложить человек семь, и тесно бы не стало!
Завтрак в гостиничном ресторане - шведский стол, на котором в изобилии были представлены свежеприготовленные китайские деликатесы, а также японская и европейская кухни, любые, самые экзотические овощи и фрукты, напитки. Сауны и турецкие бани - бесплатно. Каждый вечер наши хозяева возили нас ужинать в замечательные рестораны, где в отдельном кабинете мы садились за круглый поворачивающийся стол, который уставлялся множеством блюд, соусов, приправ и напитков, всё это следовало хотя бы попробовать из вежливости. Но одно блюдо всегда было главным и самым дорогим. Однажды в морском ресторане таким блюдом был знаменитый трепанг, морской огурец, точнее, океанская голотурия. В Китае она ценится выше чёрной икры, стоит очень дорого, её зовут морским женьшенем! В другом случае главным блюдом был какой-то редкостный гриб, похожий формой на круглую толстую котлету, а по вкусу на отварную почку. А однажды принесли главное блюдо с чем-то вроде креветок, мы попробовали, запили знаменитой китайской водкой из сорго "Маотай", и тут нам сообщили, что этот деликатес - коконы гусениц тутового шелкопряда!! Китайские друзья поедали их с удовольствием и аппетитом, а мы уже есть как-то расхотели, ну разве что водку... Но если честно, то китайская кухня меня несколько разочаровала. До этого я много о ней читал, гастрономия вообще меня увлекает, так что я понаслышке знал обо всех знаменитых кушаньях Китая и ждал совершенно необыкновенных вкусовых ощущений. А вышло все гораздо проще. Знаменитая водка "Маотай" хорошо пахнет, а на вкус - посредственный домашний самогон. Утка по-пекински - блюдо очень церемонное в приготовлении и поедании, но на вкус ничего особенного, моя мама лучше делает.
Вареный, но еще живой карп пресен и водянист, без приправ вообще невкусен. Китайские пельмени красивы и разнообразны по начинкам, но наши - приятнее... Блюда на столе сервируются очень красиво и аппетитно, бывает, что мясо по вкусу как рыба, а овощи как мясо, это занятно, но не более. Китайцы охотно рассказывают о своей кухне иностранцам, это их любимая светская беседа. Я много расспрашивал и выяснил, что больше всего они ценят в кулинарии свежесть продуктов и правильный подбор блюд в зависимости от времени года, суток, а самое главное - самочувствия организма. Китайцы, особенно состоятельные, едой прежде всего стараются тщательно поддерживать равновесие и работоспособность своего организма, то есть гармонию инь и янь, а вкусовые радости можно получить либо через приправы, а то и вовсе ими пренебречь пользы для... В таких беседах мы незаметно перешли на китайскую медицину, и тут я заметил, что китайские друзья не скрывают своей иронии по отношению к ней. Оказалось, что в Китае обычная медицина во все времена была платной, а традиционная - бесплатной. Китайскую медицину преподают на курсах медсестер, которых потом отправляют в сёла на фельдшерские пункты. Крестьяне так бедны, что не могут платить за лечение, поэтому, когда захворают и придут к фельдшеру, тот, поставив диагноз по пульсу, велит родственникам пациента собрать нужные травы и каких-то насекомых с лягушками и ящерицами в лесу и поле, сделать соответствующие отвары и мази, и самим лечить больного по его, фельдшера, рецептам и инструкциям, а там уж - как судьба вывезет.
Несколько раз нас водили в торговые центры, товары там лежали очень красиво и изобильно, представлены все известнейшие фирмы мира, но произведено всё в самом Китае, импорта практически никакого. Очень интересны отделы речных и морских продуктов. Выбор гигантский и прихотливый. Например, ракообразных столько видов, что чувствуешь себя не в магазине, а в зоомузее. Или огромные аквариумы, водой наполнены на треть, в ней извиваются небольшие угри и речные вьюны, стоят на дне очень крупные черепахи, высунув головы на воздух, а у них на спинах здоровенные лягушки.
Китай усиленно готовился к Олимпиаде 2008 года. Города, в которых она должна была проходить, быстро обновлялись, строились замечательные дороги и здания. Центр Пекина просто потрясает ультрасовременной архитектурой и многоэтажными развязками своих автодорог.
В последние сутки перед отлётом домой нам устроили экскурсию по Пекину. Мы побывали на Великой китайской стене, походили по знаменитой торговой улице Ванфуцзин, похожей на наш московский Старый Арбат, там тоже только пешеходное движение. А вечером попали на площадь Тяньаньмэнь, самую большую площадь мира. Там мы сфотографировались у мавзолея Мао Цзэдуна, на котором висит его огромный портрет. Теперь портреты руководителей в Китае вывешивать в учреждениях запрещено.
Вообще, пришлось наблюдать много интересных парадоксов. Руководители компании, которая нас принимала, все очень богатые люди, долларовые миллионеры, имеют по 2-3 роскошных автомобиля, которые очень любят водить самолично. Весьма образованы, хорошо владеют английским языком, много ездят по миру, но отпуск имеют, как и все в Китае, продолжительностью полторы недели. К тому же они все члены Компартии, негативно относятся к США, жалеют, что распался СССР как серьёзный противовес Америке. В то же время их взрослые дети учатся, работают, а часто и просто живут в той же Америке, а их отцы сообщают об этом с гордостью и удовольствием. Нижестоящие служащие ведут себя очень угодливо перед руководителями, но начальник может свободно посадить во время обеда или ужина своего шофёра, переводчика или секретаршу за один стол с собой и равными или даже вышестоящими по рангу людьми. Узнав, что я бывший член КПСС и даже был некоторое время секретарём парторганизации смены на заводе, где раньше работал, наши китайские хозяева за совместным ужином с видимым интересом поговорили на политические темы. В ходе этого разговора они сказали, что видят преимущества хорошо организованных демократических свобод, вроде тех, что имеют страны Запада, но считают, что для Китая это слишком рано. Как они выразились, Китай имел своего Горбачёва в 1911 году, им был первый президент китайской республики Сунь Ятсен. Тогда свергли императора, провозгласили буржуазную конституцию, и Китай тут же утонул в пучине страшнейшей гражданской войны на 40 лет, чуть не исчезнув как государство. Этот опыт намертво засел в сознании китайской элиты, поэтому стабильность общества для неё - главная цель и средство развития страны. Тут они следуют завету Конфуция: "Управлять народом легко, если тщательно соблюдать ритуал..." То есть люди должны видеть, что слова и дела руководства не расходятся.
В общем, несмотря на небольшой срок нашего пребывания, впечатлений набралось столько, что за один раз не опишешь...
Я за свою жизнь побывал во многих странах Европы и Азии, но только Китай показался мне воистину другой планетой, загадочной и притягательной...
P.S. И всё бы ничего, да вот только в Пекине, в музее Народно-освободительной армии Китая стоит себе экспозиция, посвящённая кровопролитным китайско-советским пограничным боестолкновениям 1969-70 гг., а перед музеем наш танк, подбитый и захваченный тогда. Во времена Горбачёва и Ельцина остров Даманский на Амуре, который своей кровью отстояли наши пограничники, отдали Китаю, и теперь там мемориальный музей, воспевающий "доблесть" китайских солдат, которые на этом острове тогда устроили вероломную засаду, в которую попал и погиб наш пограничный дозор (с этого случая начались потом все бои).
В серьёзных вопросах китайцы всегда разговаривают только намёками и иносказаниями, прямого языка они просто не понимают или не желают понимать. Такова их вековая культура. Зато такие сигналы, как вышеописанные экспозиции, они считывать умеют. А горизонты планирования у них на десятилетия, а то и на века. Ставить цели и потом неуклонно их преследовать, это у них тоже в крови, причём у каждого китайца без исключения…
Вот следующие три примера учения Сократа о том, как жить правильно – 1) о народе, 2) о рабах и господах, и 3) о семье.
Здесь история о семье – о том, как становится хорошо самому же, когда поймёшь близкого, и поймёшь его действия!
О рабах и господах – как если мы не способны обеспечить себя самих физически, разве мы способны расти духовно? И как не надо осуждать других, а лучше работать над собой.
И первая история – об умнике, который лезет руководить страной – хотя и не знает даже сколько хлеба народу надо от урожая до урожая. И не имея никакого понятия о последствиях, этот руководитель будет над народом опыты ставить! Кому вообще нужны эти руководители? Жили бы и без них прекрасно!..
Вот они, эти истории.
Л.Н.Толстой «Греческий учитель Сократ»
Глава III. Как надо управлять народом?
Услышал раз Сократ, что один богатый человек, звали его Главконом, добивается быть начальником. Сократ знал его, что он человек неопытный и беспечный, и захотел Сократ уличить его. Встретил его раз Сократ на городской площади. Стоял Главкон посреди народа, и люди с почтением говорили с ним. Все ждали, что он скоро будет начальником, и тогда каждому до него нужда будет. Главкон ждал, что его выберут, и гордился перед народом. Подошел и Сократ.
– Здравствуй, Главкон! – сказал он. – Я слышал, что ты будешь у нас правителем.
– Да, надеюсь, что так, – ответил Главкон.
– Что ж, дело хорошее. Когда получишь должность, многое будет в твоей власти: можешь много людям добра сделать. И слава твоя далеко пройдет.
– Да отчего же и не так? – сказал Главкон. – Отчего же мне и не быть хорошим правителем?
– Хороший правитель тот, – сказал Сократ, – и слава про того хорошая, кто своему народу много пользы сделал. Не так ли?
– Разумеется, – отвечал Главкон. – Так, пожалуйста, не скрывай, расскажи же нам: какую ты думаешь сделать пользу народу, с чего ты начнешь?
Главкон замешкался и не сразу ответил. Он не придумал, с чего начать. Пока он думал, Сократ сказал:
– Что же ты задумался, ведь нетрудно понять, чем народу пользу сделать. Народ ведь такие же люди, как и мы все. Если бы ты своему приятелю желал бы добро сделать, ведь первое дело, ты бы постарался ему богатства прибавить?
– Разумеется, – ответил Главкон.
– Ну, так ведь то же самое и с народом, – сказал Сократ. – Сделать добро народу – значит, чтобы все были богаче. Не так ли?
– Как же не так, – сказал Главкон.
– Ну, а как же сделать, чтобы весь народ был богаче? – спросил Сократ. – Я думаю, чтобы у всякого народа было больше прихода и меньше расхода. Не так ли?
– Я думаю, – отвечал Главкон.
– Скажи мне, Главкон, откуда теперь у народа доходы и сколько их? Ты, наверное, уж все это знаешь.
– Нет, я этого не знаю, – сказал Главкон, – не подумал еще об этом.
– Ну, об этом ты не подумал, – сказал Сократ, – так зато ты уж, верно, подумал, сколько на нужды надо расходов. И если теперь расходы лишние, ты, верно, придумал, как их скинуть.
– Нет, – сказал Главкон, – и на это ответить теперь не могу. Я и об этом еще не подумал.
– И об этом не подумал еще, – повторил Сократ. – Ну, что ж, еще успеешь. Ты, верно, все думал о том, чем бы тебе обогатить народ? Что же ты об этом думал? Чем, ты думаешь, можно обогатить народ?
– Обогатить народ, – сказал Главкон, – я думаю, лучше всего войной. Завоевать другие народы и забрать у них все богатство и поделить.
– Это верно, – сказал Сократ, – так короче всего обогатить народ, да только бывает и то, что не завоюешь чужие народы, а только потратишься напрасно на войну народом и деньгами, тогда ведь народ не разбогатеет, а обеднеет.
– Это так, – сказал Главкон, но войну надо начинать только тогда, когда верно знаешь, что ты победишь, а не тебя победят.
– Значит, чтобы начинать войну, надо верно знать силу своего народа и силу неприятеля? – сказал Сократ.
– Разумеется, надо знать, – сказал Главкон. – Так скажи мне, Главкон, какие у нас военные силы готовы для воины и какие силы у того неприятеля, с которым ты хочешь воевать?
– Верно не могу сказать этого, наизусть и не запомнить.
– Так у тебя, верно, есть записи, принеси их, пожалуйста, мы их прочтем, посчитаем, – сказал Сократ.
– Нет, записок у меня нет, — сказал Главкон, – да и неприятеля войска нельзя сосчитать.
– Это жалко, – сказал Сократ, – потому что если нельзя сосчитать неприятеля, да нельзя никак вперед узнать, мы ли завоюем или нас завоюют, так выходит, что твое средство обогатить народ не очень-то и надежно. Обогатишь ли, нет ли – неизвестно; погубишь народа, наверное, много, да вместо богатства обеднеешь. Так это мы оставим, а скажи нам еще об одном, сказал тогда Сократ.
– Скажи нам, Главкон, сколько нужно хлеба на прокормление всего народа? Каков был у нас урожай в этом году, и станет ли у всех хлеба до новины? Ты верно, обдумал это?
– Нет, я об этом еще не справлялся. – отвечал Главкон.
Замолчал Главкон, и все замолчали. Тогда Главкон сказал:
– Ты до всего так допытываешься Сократ, что если все так обдумывать и считать, как ты спрашиваешь, то управлять народом будет слишком трудно.
– А ты думал – легко? – сказал Сократ. – Спрошу тебя последнее: я слышал, ты начал помогать дяде в хозяйстве, а потом бросил. Отчего это случилось?
– Трудно было мне, – отвечал Главкон, – и хозяйство большое, и дядя меня не слушал.
– Вот видишь, ты с одним домом не управился, а целым народом берешься управлять. Браться-то можно за всякое дело, да удается оно только тому, кто его понимает. Смотри, чтобы вместо славы и почестей не нажить себе беды. Поди узнай прежде хорошенько все, о чем я тебя спрашивал, и тогда уже думай об управлении.
Молча отошел Главкон от Сократа и перестал добиваться места управителя.
Глава IV. Кто лучше – раб или господин?
Случилось раз, пришел к Сократу его сосед Аристарх и стал ему жаловаться на свою беду.
– Ума не приложу, как мне быть. Был я, – говорит, – богат, торговал, потом не задалась торговля – разорился. А тут еще на беду война, убили родных, пришлось взять к себе вдов и сирот. И собралось у меня теперь в доме четырнадцать душ. Каково всех прокормить! Беда к беде, и не знаю, как быть.
– Жаль мне тебя, друг, – сказал Сократ. – Как же ты думаешь теперь делу помочь?
– Хотел денег занять, опять торговлю начать, да не дают, потому знают, что дела плохи.
Покачал головой Сократ и говорит:
– Так-то так, четырнадцать душ кормить, надо припасти; да ведь вот у соседа твоего более двадцати душ, и ведь сыты. Да еще деньги наживают, сказал Сократ.
– Вот сравнил! – сказал Аристарх. – У соседа он один, девятнадцать душ рабов, у него рабы больше сработают, чем съедят. А у меня четырнадцать душ свободных греков.
– А свободные греки чем отличаются от рабов? Ведь тем, что они лучше рабов?
– Конечно, лучше, то – свободные греки, а то – рабы.
– На словах точно выходит – свободные лучше, – сказал Сократ, – а на деле-то не то; у соседа, говоришь, все хорошо, потому что там рабы, а у тебя плохо, потому что не рабы, а свободные греки. Видно, рабы умеют работать, а свободные не умеют.
– И мои бы сумели, коли бы их заставить, – сказал Аристарх, – да не могу же я их заставить работать! Ведь они знатного рода и родные мне, как их заставить работать? Обидишь их, начнутся попреки, недовольство, нельзя это.
– Ну, а теперь у тебя нет попреков, недовольства? – спросил Сократ. – Все в согласии живете?
– Какое согласие! – отвечал Аристарх. – Только и слышишь попреки да ссоры.
– Так вот что, – сказал Сократ, – и без работы у вас согласия нет и кормиться нечем. Ведь родных твоих знатность и благородство не кормят и согласие не дают. Так не сделать ли тебе вот что: не дать ли тебе им какую работу по силам? Не лучше ли будет, когда станут работать?
– Я бы сделал так, – сказал Аристарх, – да не понравится им это. Да и в городе меня, пожалуй, люди осудят.
– А теперь не осуждают? – спросил Сократ.
– И теперь есть добрые люди, осуждают за бедность; осуждают, а денег не дают, чтобы мне поправиться.
– То-то и есть! – сказал Сократ. – Так ведь всех пересудов не переслушаешь; а попытайся-ка, посади их за работу, может, лучше дело-то будет.
И послушался Аристарх Сократа. Через полгода встретил опять Сократ Аристарха и спросил, как живет. И говорит Аристарх:
– Хорошо живу и все тебя благодарю. Послушался я тебя тогда и теперь совсем делами поправился. Поверил мне один человек шерсти в долг, домашние мои эту шерсть спряли, соткали сукна, потом нашили на продажу платья мужского и женского. Продали – не только за шерсть деньги выручили, а и барыши взяли. С тех пор стали этим делом заниматься, и все мы сыты, и ссор у нас нет, и деньги заводятся.
– А люди что говорят? – спросил Сократ.
– Да и люди не бранят, — отвечал Аристарх и засмеялся.
Увидал раз Сократ, лежит на площади развалясь молодой господин и обмахивается от жара.
– Отчего же это ты так уморился? – спросил его Сократ.
– Как не умориться, я нынче из деревни верст десять пешком прошел.
– Что ж уж очень уморился? Разве что тяжелое нес? Молодой человек обиделся.
– Зачем я понесу? На то раб есть; он нес, что со мной было.
– А он что ж, уморился или нет?
– Что ему делается! Он здоровый, всю дорогу шел – песни пел, даром что с ношей.
– Жаль мне тебя, – сказал Сократ, – выходит, что твой раб и тебе и всякому человеку и себе служить может, а ты ни другим людям, ни себе даже служить не можешь.
Другой раз увидал Сократ, что один хозяин бьет плетью своего раба.
– За что ты его так больно бьешь? – спросил Сократ.
– Как его не бить, – отвечал хозяин, – он обжора, лентяй, только и думает о том, чтобы ему спать, да веселиться, да послаще поесть. Ему и ста ударов плетей мало! Сократ отозвал хозяина в сторону и говорит:
– Ну, а ты о чем думаешь, кроме как о том, чтобы тебе помягче поспать, послаще поесть и повеселиться? – Хозяин ничего не ответил. – А если ты сам только об этом думаешь, то сколько же тебе плетей следует за то самое, за что ты наказываешь раба? Не с тебя ли он и пример-то берет? – Обиделся этот хозяин, ушел от Сократа.
Глава V. Как жить в семье
Когда Сократ стал отрываться от своей каменотесной работы, чтобы ходить на площадь, учить народ, жена его обиделась, думала, что убытки будут; но когда стало собираться к Сократу много народу, утешилась, подумала: “За учение хорошо платят, учителя живут в довольстве; будем так жить и мы”. А Сократ думал не так. Он думал: “Не могу я брать платы за ученье – я учу тому, что мне голос Бога говорит, учу праведности. Как я за это деньги буду брать?” Хоть и много собиралось народа слушать Сократа, но он ни с кого не брал денег. А на содержание семейства зарабатывал своим мастерством: только бы хватало на необходимое.
Жене Сократа жить бедно казалось и тяжело, и стыдно. Часто роптала она на то, что муж за ученье не берет денег. Доходило дело иногда и до слез, и попреков, и брани. Жена Сократа – звали ее Ксантипа была женщина вспыльчивая. Когда рассердится, то рвет и бросает все, что под руки попадается. Доставалось от нее и детям и больше всего самому Сократу. Но он не сердился и или молчал, или уговаривал ее. Раз она бранилась, бранилась, а Сократ все молчит; досадно ей стало, и она со злобы вылила на него ушат помоев.
– Ну, так и есть, – сказал Сократ, – был гром, а после грома дождь. – И стал вытираться. Так сам делал Сократ и тому же учил сыновей. Один раз старший сын нагрубил матери. Сократ и говорит:
– Что ты, – говорит он сыну, – думаешь о тех людях, которые добра не помнят? Хороши ли такие люди?
– Если люди не хотят делать доброго тем, кто им добро сделал, – я думаю, что это самые дрянные люди, да так и все думают.
– Это ты верно рассудил, – сказал Сократ. – Ну, а теперь скажи, что если один человек другого, когда у него нет силы, носит с места на место, кормит, обшивает, одевает, спать кладет, поднимает, за больным ходит, болезни за него принимает, его злобу с любовью переносит. Что – такой человек сделал добро другому?
– Сделал большое добро, – сказал сын.
– Ну, ведь вот это самое, еще больше того сделала для тебя твоя мать. Она и носила, и кормила, и ночи не спала, и не знала сама, дождется ли она когда-нибудь от тебя благодарности или помощи. А ты что ей за это воздаешь и почитаешь ли ее, как следует благодарному человеку?
Смутился сын, но не хотел покориться и стал оправдываться:
– Я бы ее почитал, если бы она была другая, а то накричит, обидит ни за что. Вот и не выдержишь.
– А ты, когда маленький был, все по делу кричал? А переносила же она, и любила тебя, и ухаживала за тобой. Так-то и тебе делать надо, – сказал Сократ.