ВЫСОКАЯ боевая эффективность воздушной пехоты Третьего рейха была результатом не «уникальных качеств германского солдата», как утверждал Геббельс, а восприимчивости немецких военных к новым техническим достижениям.
Большое впечатление на них произвели в 1935 году киевские манёвры Красной Армии с парашютной и планерной высадкой тысяч солдат. Руководитель делегации полковник Курт Штудент увидел в этом неслыханные возможности для эффективных действий на стратегически важных пунктах и немедленно сообщил это шефу люфтваффе Герингу. Тот с беспокойством наблюдал за усилением своего соперника Гиммлера с его отборной гвардией – войсками СС. Рейхсмаршалу было нужно подобное элитное подразделение.
Генерал Штудент
Но самое главное: мобильность ВДВ идеально соответствовала характеру задуманной войны нового типа – блицкрига. Конечно, поначалу были сомнения в эффективности «вертикального охвата противника»: смогут ли легко вооружённые солдаты держаться против пулемётов, артиллерии и танков противника? Хватит ли им в реальном бою боезапаса до подхода подкрепления? Но в Германии тех лет идеи быстро воплощались в дело, и немцы приступили к созданию десантных войск. Двигателем дела был Геринг, получивший на это согласие фюрера. Возникли парашютные школы в Стендале, Виттштоке, Гарделегене, Брауншвейге, позже к ним прибавились 2 школы во Франции.
Зародышем ВДВ люфтваффе стал полк «Герман Геринг», в котором действовали такие же правила, как и в СС. Отбор был чрезвычайно жёстким; к проверочным тестам допускались лишь сообразительные, физически отлично подготовленные добровольцы, проявившие себя незаурядными пехотинцами; предпочтение отдавалось бывшим солдатам легиона «Кондор» с опытом войны в Испании. В кандидатах самым важным считались агрессивность, инициативность, вера в себя.
Двое из трёх нагрузки не выдерживали и возвращались в прежние подразделения, но всё равно от желающих не было отбоя. В Третьем рейхе ценилось всё связанное с военным делом (как и в СССР: «Первым делом, первым делом самолёты»), а это и было настоящее дело для храбрых парней, магнитом притягивавшее в войска людей незаурядных, предрасположенных именно к такой деятельности. О пополнении рядов ВДВ заботилась и военно-техническая организация «Национал-социалистический лётный корпус», аналог советского Осоавиахима.
Избранные воины вермахта
ПОЛК «Герман Геринг» стал 1-м воздушно-десантным полком. Появилось соединение под кодовым обозначением «7-я авиационная дивизия». В 1941 году она состояла из трёх пдп, одного дшп и вспомогательных подразделений; позже стала называться 1-й воздушно-десантной дивизией, за которой последовали 2-я вдд, потом всё новые и новые соединения.
В сухопутных войсках 22-я пехотная дивизия была переэкипирована и прошла обучение высадке посадочным способом с самолётов или планеров, чтобы в качестве второй волны следовать за парашютным десантом; возникли другие подобные дивизии.
С самого начала десантникам прививалось элитарное мышление. Своих традиций ещё не было, и в будущих боях предстояло доказать, что они достойны своего символа (атакующий орёл) – олицетворения мужества и благородства. Чтобы развить в солдатах нацеленность на успех, генерал Штудент практиковал нетипичный для немецкой армии (с её чинопочитанием и повиновением) стиль руководства: «Развивать в десантниках гордость… больше взаимного доверия, чем дисциплины и повиновения… превратить десантные войска в большую семью».
Он наделил своих бойцов «Десятью заповедями героя»: «Вы – избранные воины вермахта; ваше призвание – бой. Крепите товарищество; будьте немногословны и неподкупны, спокойны и осмотрительны, сильны и решительны. В плен не сдавайтесь, дело вашей чести – победа или смерть. Постигайте смысл военной операции, чтобы каждый мог заменить командира. С врагом будьте благородны, с партизанами – безжалостны. Будьте стремительны, как гончие, жёстки, как дублёная кожа, тверды, как крупповская сталь». Такой настрой значительно способствовал боевым успехам немецких десантников. Совместно вынесенные тяготы и лишения породили дух товарищества, хорошо переданный в словах песни «Солнце светит красным светом», ставшей гимном десантников Третьего рейха.
Скрупулёзное тактическое обучение прививало им наилучшие качества немецкой пехоты. Физическая подготовка была очень жёсткой, с акцентом на парашютные прыжки, посадочное десантирование, развитие выносливости, умение владеть телом, форсированные марши, рукопашный бой, лёгкую и тяжёлую атлетику. Вначале подготовка была одинаковой, позже тренировка офицеров значительно усложнилась. Нередкие случаи гибели во время парашютных прыжков только укрепляли боевой дух курсантов.
Большое внимание уделялось обмундированию с учётом специфики прыжков. У стандартной немецкой каски убрали кромку, за которую могли зацепиться стропы парашюта; ввели короткие сапоги на шнуровке с толстой резиновой подошвой, шаровары, свободную широкую куртку, кожаные перчатки, противогаз специальной формы, защитные наколенники. По сравнению со строгой и грозной формой СС форма парашютистов выглядела небрежной. Сильно отличаясь от прочих солдат вермахта внешним видом, они вследствие маскировочной расцветки своих комбинезонов были прозваны «зелёными дьяволами». Командование использовало их и как диверсантов, и как ударную силу на фронтах.
Проба мускулов
ОПИСАННАЯ операция была задумана ещё в октябре 1939 года. На секретном совещании в узком кругу фюрер предложил использовать десантников на острие удара по Западной Европе. Им отводилась задача ликвидации ядра бельгийской обороны – форта Эбен-Эмаэль, а также захват 3 мостов через канал Альберта.
Солдат ВДВ после освобождения Муссолини. На заднем плане DFS 230
Генералы, сочтя этот план «акробатическим трюком», настаивали на 4-недельной осаде форта, Гитлер же выделил десантникам 1 час! О его убеждённости в их способности совершить невозможное свидетельствует то, что генеральное наступление должно было начаться всего лишь через 60 минут после их расчётной высадки на форт. Судьба стратегической операции (захват половины континента) зависела от удачи или неудачи одной роты диверсантов!
Проба окрепших мускулов рейха – оккупация Судетской области Чехословакии – прошла без применения военной силы.Десантников разочаровал и польский поход: бестолковое сопротивление поляков было легко сломлено и без нокаутирующих ударов с воздуха.
Первым боевым опытом для немецких ВДВ стала операция против Дании и Норвегии в апреле 1940 года с захватом важных мостов и аэродромов. Случилось также то, что потом повторится множество раз: рота Герберта Шмидта приземлилась посреди норвежских позиций, израсходовала боезапас, понесла тяжелые потери и сдалась в плен. Но в общем ценность десантников для стратегии блицкрига подтвердилась. Немецкие планы чуть было не рухнули в Нарвике, откуда в рейх шла железная руда, «хлеб» военной промышленности: британский флот потопил все 10 задействованных в операции эсминцев, а англо-французское вторжение стало для немцев капканом. Дело спасла высадка десантников Геринга: окружённые (2000 горных стрелков и 2500 «спешившихся» матросов) оправились, оказали действенное сопротивление и продержались, пока противник не отвёл войска вследствие начала германского наступления на Европу.
Вооружение ВДВ
ДО 1942 года главным оружием немецких ВДВ были карабин Mauser 98к и чешский карабин 33/40 со складным деревянным прикладом; лишь 25 % личного состава (в основном командиры) имели пистолет-пулемёт МР 38/40.
Беда была в том, что практически всё – карабины, пулемёты, групповое вооружение, боеприпасы, продовольствие – сбрасывалось в контейнерах отдельно от солдат. Конструкция парашюта не позволяла брать с собой длинноствольное оружие, считалось, что это чревато тяжёлыми травмами; самолёт покидали, имея при себе пистолет Luger 08 с двумя магазинами, ручные гранаты и нож, лишь изредка МР, оружие совсем не дальнобойное.
Приземлившись, нужно было под обстрелом отыскать контейнер (норматив – 80 секунд!), распаковать его, и лишь потом вступить в бой. Недостающая огневая мощь после приземления была причиной высоких потерь, начиная с самой первой высадки, и солдаты шли на любые ухищрения, лишь бы не прыгать безоружными. Рассказывает бывший преподаватель стендальского учебного центра Курт Крафт: «Узнав о критской бойне, мой товарищ стал прыгать в обнимку со своим MG 34, закрепив его с помощью фала на поясе и отпуская перед касанием земли. Оружие было там за секунду до него, не мешая кувыркаться после приземления. Отстегнув парашют, он лёжа подтягивал MG к себе – и был готов к бою».
Были разработаны варианты различных видов упаковки и крепления оружия непосредственно на парашютистах, и скоро они могли прыгать в полном боевом оснащении, после приземления быстро изготавливаясь к бою.
Оружейники рейха пытались помочь делу созданием нового оружия с качествами винтовки, пистолета-пулемёта и пулемёта. Техническое задание было таким: оно должно быть компактным (100 см), иметь массу карабина 98к (4 кг), автоматический/одиночный режим огня, складную сошку, массивный приклад для устойчивости при стрельбе очередями; удобным в рукопашном бою, стойким к ударам, нечувствительным к сильному загрязнению, способным выстреливать винтовочные гранаты; при оснащении оптикой выполнять снайперские задачи.
Кроме того, в нём должен был использоваться стандартный винтовочный патрон 7,92 57 Mauser. Опыт Крита показал слабость калибра 9 19 Parabelum пистолетов-пулемётов: противник, используя винтовки.303 и пулемёты Bren, наносил немцам тяжёлые потери на дистанции до 1,5 км, они же доставать его не могли.
Результатом стала «винтовка парашютиста FG 42» конструктора Луиса Штанге длиной 0,98 м, весом 4,2 кг, питанием слева из коробчатого магазина на 20 патронов, игольчатым штыком и сошкой посередине ствола. Фактически это был лёгкий ручной пулемёт. Приемлемую стабильность при стрельбе ему обеспечивали дульный тормоз и амортизирующее устройство в прикладе, сильное отклонение пистолетной рукоятки предохраняло от захвата оружием строп парашюта.
В апреле 1942 года фирма Rheinmetall-Borsig выдала первый прототип, однако интриги внутри военного ведомства тормозили выпуск. FG 42 делали штучными партиями, несмотря на то, что при сравнительных тестах она отстрелялась лучше, чем карабин 98к, самозарядная винтовка Walther G-41 и автоматический карабин Mkb-42. Лишь в начале 1944 года после личного вмешательства Гитлера оружие пошло в серию, но до конца войны было произведено не больше 7000 штук FG 42, она так и не смогла заменить пулемёты MG 34/42. Десантники потерпели фиаско от своих же бюрократов.
Применялась FG 42 в основном против западных союзников, ею вооружались лучшие стрелки и старшие офицеры. Ряд улучшений привёл к появлению модели II весом 4,8 кг (фото 9). Тяжёлый затвор снизил темп стрельбы до 650 выстр/мин, сошка крепилась в передней части ствола, жестяной приклад сменился деревянным, улучшилась защита от грязи, изменился дульный тормоз. Был специально разработан 30-мм наствольный гранатомёт для стрельбы осколочными и кумулятивными гранатами на дальность до 250 м. Летом 1944 года появилась модель III с улучшенным пламегасителем. Правда, производство FG 42 было технически сложным и дорогим; патрон оказался слишком мощным для относительно короткого ствола, оружие быстро перегревалось, ствольное пламя слепило стрелка, отдача была сильной, начальная скорость пули была всего 760 м/сек. Но в целом идея FG 42 была хороша, и американцы использовали её через 20 лет в своём пулемёте M60 7.62 mm.
Тяжелое вооружение
ДИВЕРСИОННЫЕ подразделения были немногочисленны, однако их огневая мощь была впечатляющей.
Так, группа «Гранит» везла с собой на операцию следующий арсенал: 56 кумулятивных устройств, «торпеды Бангалор» для проделывания проходов в проволочных заграждениях, 4 огнемёта Flammwerfer 40, 6 пулемётов MG 34, польские противотанковые ружья УР, карабины, пистолеты-пулемёты, пистолеты, ручные гранаты; одной взрывчатки было 2,5 т. И с этим грузом нужно было быстро высадиться и работать под огнём противника.
А вот ахиллесовой пятой фронтовых десантных частей была их недостаточная огневая мощь, требовались средства огневой поддержки, годные для десантирования парашютным способом. Ими стали 75-мм горная гаубица, 20-мм горная зенитка, 37-мм противотанковая пушка Pak 36/37, 28-мм тяжёлое противотанковое ружьё sPzB 41 (с 1943 г. их заменили безоткатные орудия 75-мм/105-мм, частично сделанные из лёгких сплавов и стреляющие кумулятивными гранатами).
Эффективным противотанковым средством был гранатомёт RPzB 54 «Панцершрек» («Ужас для танка»), он же «Офенрор». Это оружие калибра 88 мм, длиной 1,64 м и массой 9,5 кг было разработано в 1943 году на основе захваченного в Тунисе американского гранатомёта «Базука», существенно переработанного и улучшенного: при одинаковой дальности стрельбы бронепробиваемость возросла вдвое.
В отличие от одноразового «Панцерфауста» (фаустпатрона) RPzB 54 был чисто реактивным многоразовым оружием; граната массой 3,25 кг летела со скоростью 105 м/сек и на удалении 150 м пробивала броню 160 мм.
Новинка появилась как нельзя кстати: на Восточном фронте большой проблемой был танк Т-34. Требовалось более мощное оружие для «эффективного противодействия всем образцам бронетехники русских» и замены фаустпатронов калибра 30, 60, 100 и 150 мм (впрочем, для поражения слабой брони англосаксов их тоже оставили на вооружении).
В то время как фаустпатрон мог применяться любым солдатом, в т.ч. мало обученным фольксштурмовцем (подростки, пенсионеры), RPzB 54 был оружием специалистов и обслуживался стрелком и заряжающим, опытный расчёт обеспечивал высокую скорострельность. Правда, RPzB 54 боялись и сами солдаты: в отличие от трофейного прототипа метательный заряд горел и после выхода гранаты из трубы, нанося опасные ожоги на расстоянии до 2,5 м, так что стрелку приходилось защищаться огнеупорной накидкой и маской противогаза. Из казённой части на 4 м вырывалась струя раскалённых токсичных газов и дыма, заметных для противника (отсюда и «Ofenrohr»=«печная труба»); это исключало применение оружия из помещений, бункеров и т.д.
В производстве RPzB 54 обходился всего лишь в 70 рейхсмарок, и за 2 года войны их было произведено 315 тыс. штук плюс 2 млн. 220 тыс. гранат!
Улучшенными вариантами были укороченный RPzB 54/1 с защитным щитком (длина 1,35 м, масса 11,3 кг) и RPzB 54 /100 мм (2 м, 13,6 кг) для установки на БТР и другую технику противотанковых отделений, преимущественно на Восточном фронте.
В арсенале десантников были миномёты, например легкий leGrW 36 («картофелемет»).
Способы десантирования артиллерии были разработаны в 1938 году экспериментальным отделом Бруно Шрама; с использованием контейнеров, поддонов и многокупольных систем она могла сбрасываться со всех типов немецких самолётов.
Был принят на вооружение грузовой планер GO 242 для перевозки тяжёлого оружия. Нововведения испытали на Крите, где всё сбрасывалось вслед за солдатами, за исключением гаубиц, доставленных на остров транспортными «юнкерсами».
На поле боя десантникам хронически не хватало транспорта, так что использовался трофейный, который изучали ещё до войны. Для повышения их мобильности пришлось попотеть отделу Шрама. Попытки использовать в качестве тягловой силы упряжки собак (ротвейлеров), лошадей, дрессированных цирковых пони провалились, поскольку животные плохо переносили транспортировку самолётами.
Отдел стали называть «Цирковой труппой Шрама», но он нашёл вполне успешное решение проблемы: аэродромный тягач люфтваффе – полугусеничный мотоцикл SdKfz 2 мощностью 26-36 л.с.В ВДВ он пришёлся как раз впору для перевозки тяжёлого оружия и хорошо зарекомендовал себя на фронте.
Для взлома вражеской брони и бетона у «зелёных дьяволов» Геринга было 2 вида кумулятивного минного оружия: 12,5-кг устройство в форме колокола, переносимое и применяемое одним бойцом, и двухблочный 50-кг заряд, который непосредственно перед применением собирали и устанавливали на точке взрыва 2 солдата.
Кроме транспортных самолётов немецкие ВДВ использовали для своих операций грузовые планеры, что давало им тактические преимущества.
Принятый на вооружение перед началом войны DFS 230
летел на расстояние 60 км, доставляя точно к цели 1 т груза. С помощью тормозных ракет, специальных якорей или просто намотанной на полозья колючей проволоки тормозной путь сокращался до 20 м! Правда, десантники отвергали DFS 230 по психологическим мотивам, и он был заменён планером Gotha с погрузочной рампой, который уже брал на борт транспорт и тяжёлое оружие.
Очень надёжные автоматические парашюты RZ («наспинный с принудительным открытием») позволяли прыгать с высот до 80 м, так что запасной парашют в комплект не входил. Однако RZ был трудноуправляем, для разворота приходилось «грести» руками и ногами, но зачастую солдат приземлялся далеко и от товарищей, и от спасительных контейнеров с оружием.
Потери
СРАЖАЯСЬ на острие ударов вермахта, воюя чаще всего успешно, немецкие ВДВ несли чрезвычайно высокие потери. Если во время штурма форта Эбен-Эмаэль в группе «Гранит» было всего 6 убитых и 20 раненых (на 58 убитых и 300 раненых бельгийцев), то при высадке в Норвегии из 70 парашютистов погибло уже 28, и 32 англичане взяли в плен. В операции против Голландии под огнём зениток и истребительных подразделений чудовищные потери понесли 7-я и 22-я дивизии: за 8 дней – 3700 погибших и 2500 раненых.
Ошибочная высадка прямо над вражескими позициями, неудачное направление ветра, огонь противника при поиске контейнеров с оружием – жизнь немецкого десантника была коротка. Кровавой бойней стала высадка на Крит: за 2 недели из 15 тысяч парашютистов погибла четверть, а все остальные были ранены. Боясь зенитного огня, пилоты сбрасывали их с большой высоты, и их расстреливали ещё в воздухе; роты, сброшенные над морем и водохранилищем, утонули в полном составе. Впрочем, эта операция заслуживает отдельного рассмотрения.
На Восточном фронте немецкие ВДВ использовались для укрепления слабых участков фронта. Как и для большинства погибших солдат вермахта, СССР стал могилой и для военной элиты Третьего рейха. Так, в октябре 43-го вся 1-я воздушно-десантная дивизия – 6 000 солдат с оружием, техникой и снаряжением – на 75 железнодорожных составах была передислоцирована в Россию. 1.06.1944 г. остатки некогда грозного соединения вместе с полученным уже на фронте пополнением вернулись обратно в рейх на 2 составах!
Но большие потери не вредили репутации немецких ВДВ. Психологический эффект от их действий был очень велик, и в своих противниках они воспитали стойкую «десантобоязнь». Во время Арденнской операции один лишь слух о высадке немцами десанта в неизвестном количестве поверг англосаксов в панику. Американцы отрядили 2 дивизии для обороны своей штаб-квартиры, другие дивизии прочесали всю окружающую местность.
Лебединая песня
В ХОДЕ войны мобильные специальные силы вермахта выросли до 50 тысяч бойцов, объединённых в 2 корпуса и 5 дивизий ВДВ.
Чем труднее немцам становилось воевать, тем больше десантников сражалось в качестве пехоты. Например, знаменитый 6-й пдп (3 500 штыков) воевал в Нормандии без тяжёлого вооружения и транспортных средств.
Военное руководство рейха, впавшее в тихую панику от ощущения скорого разгрома (в народе продолжало нагнетать истерию «неизбежной победы»), лихорадочно перетасовывало карты ещё имеющихся сил, пытаясь увеличить количество козырей. Части сводились в корпуса, распускались, реорганизовывались, переименовывались, переподчинялись.
К 1944 году по приказу фюрера число дивизий ВДВ было увеличено до 25, только в люфтваффе их было 11. Количество «ударных» частей нарастало лавинообразно, из уже имеющихся выводили отдельные батальоны, делая их ядром новых полков, которые никогда не достигали предписанной силы и состояли только из кадровых солдат. Такое приумножение боевой силы на бумаге отражало окончательную потерю чувства реальности в бункере Гитлера. А он требовал от одного батальона ВДВ ударной силы трёх полных пехотных батальонов и побед, побед, побед!
Но от перестановки мест слагаемых сумма сил не менялась. Мало того, их становилось всё меньше: потери росли, учебные батальоны и парашютные школы не поставляли достаточно смены, курс подготовки сокращался, в армию призывались всё более молодые рекруты. Для пополнения боевых частей прочёсывались штабы, управления, вспомогательные службы. Немолодые солдаты, державшие в руках только винтовку, ставились перед выбором: в парашютисты или в одну из полевых дивизий. 16-летние мальчишки получали доппаёк – пол-литра молока в день, потому что они ещё росли; большинство не имело никакой парашютной подготовки, целые полки только по названию были десантными.
С лета 1944 года рота в 30 штыков считалась полностью боеспособной, а в полках зачастую не набиралось и 200 бойцов. Войска утрачивали качество элиты, в их составе было лишь немного старослужащих, собственно «зелёных дьяволов», основную же массу теперь составляли фанатики из гитлерюгенда. Но даже в 1945 году они сражались, не щадя себя, идя на самопожертвование. Была попытка использовать это психическое состояние (камикадзе) для массированного штурма американских баз ВВС в северной Италии, откуда шли ковровые бомбардировки рейха (операция «Улей»), но времени на это уже не было.
Десантные части стали с боем прорываться на запад, в американский плен. Корпусу «Герман Геринг», элите из элит, своего рода войскам СС люфтваффе, это не удалось. Под Дрезденом он был окружён и сдался русским.
История ВДВ. Германия.
Изучая историю элитных частей стран Европы, невольно замечаешь, что одними из первых вооруженных сил (если не считать СССР), где были созданы воздушно-десантные соединения, были вооруженные силы фашисткой Германии.
Появление и формирование ВДВ Германии
Заложенные в воздушно-десантных войсках возможности как нельзя лучше подходили для концепции блицкрига: проведение молниеносных глубоких наступательных операций с прорывом в глубину расположения противника мощных танковых клиньев. Прокладывать для них дорогу в соответствии с этой доктриной и были призваны воздушно-десантные войска. В их задачу входило быстрое овладение стратегическими объектами - мостами, по которым должны пройти колонны танков и мотопехоты, укрепленными районами, узлами связи и т.д.
Первое подразделение воздушно-десантных сил Германии возникло 26 апреля 1936 года, когда в городке Стендаль была создана парашютная школа. Выпускники ее стали основой для 1-го парашютно-десантного батальона Люфтваффе. В вермахте в тот же период была сформирована парашютно-десантная рота, которая с ноября 1938 года стала 2 парашютно-десантным батальоном, перейдя также в подчинение Люфтваффе. К 1939 году батальоны были развернуты в полки и сведены в 7 воздушно-десантную дивизию. Однако в то время немецкая военная мысль еще не определилась до конца с концепцией применения парашютистов. Штабисты Люфтваффе хотели их использовать для захвата аэродромов противника в начале войны, а также для диверсий. Армейское командование полагало, что ВДВ надо использовать и как обычную пехоту. С этой целью их надо высаживать в тылу врага крупными соединениями для атаки вражеских укреплений с тыла. В целом возобладали обе точки зрения, что и послужило причиной для двухсторонней подготовки.
Парашютисты Германии проходили серьёзную и достаточно разностороннюю подготовку. Только после совершения шести прыжков десантнику выдавался нагрудный знак, символизирующий принадлежность к элите германской армии - парашютно-десантным подразделениям.
Значок парашютиста, введенный с ноября 1936 г.
Общеспортивная и военная подготовка тоже носили чрезвычайно жесткий характер. На первых порах и солдаты и офицеры готовились вместе, по идентичным нормативам, а впоследствии занятия для офицеров значительно усложнились. Большое внимание уделялось выработке инициативы у личного рядового состава, так как не исключался полный выход из строя в бою всех офицеров и унтер-офицеров. В этих условиях рядовой должен был активно действовать по собственному усмотрению.
Тяжелая физическая и стрелковая подготовка, несовершенство парашютной системы, многочисленные травмы при посадке и даже случаи смерти, в результате нераскрытия парашюта, способствовали созданию неофициальных отношений между офицерами и солдатами, особой атмосферы принадлежности к специальным частям и укреплению морали вообще.
Средства десантирования.
Hемецкие десантники прыгали с парашютами RZ 1, весьма простыми по своей конструкции. В начале 1940 года на вооружение ВДВ была принята усовершенствованная модель RZ 16. Причиной стали постоянные сообщения о опасных раскачиваниях в воздухе и переодически происходящих неполадках при раскрытии, весьма часто приводящих к трагедии. RZ16 получил широкое распространение, а последним массовым парашютом стал выпущенный в 1941 году RZ20. Главным недостатком парашютов системы RZ была их подвесная система, не позволяющая управлять куполом путем подтягивания свободных концов подвесной системы, как в общепринятой до настоящего времени “ирвиновской” схеме где подтягивание одной из четырех групп строп вызывает изменение обтекания соответствующей стороны купола потоком воздуха и понуждает парашют к совершению маневра. Немецкие же парашютисты были начисто лишены возможности совершать любые маневры - покинув самолет, они становились покорной игрушкой ветров, не будучи в состоянии контролировать ни место приземления, ни его скорость, ни положение, в котором они при этом окажутся.
Отсутствие возможности управлять скоростью приземления особенно остро ощущается в момент посадки. Чтобы хоть как-то снизить уровень риска, парашютистов обучали приземлению в положении “наклон вперед”: в последние секунды перед касанием земли десантник мог попытаться развернуться по ветру, совершая руками и ногами судорожные “плывущие” движения. После этого он оказывался перед необходимостью совершить посадку с падением на бок и быстрым перекатом вперед. Этим, кстати, объясняется наличие в снаряжении немецких ВДВ массивных щитков-амортизаторов на коленях и локтях, совершенно неизвестных десантникам союзных армий. Наконец, последним неприятным фактором, присущим немецкой подвесной системе, было отсутствие у десантника возможности быстро освободиться от ее лямок после приземления. Крайне затрудненным было и гашение купола после приземления - стропы начинались на довольно большом расстоянии от спины десантника и дотянуться до них руками было весьма сложно. При сильном ветре парашютиста за это время запросто могло втащить в водоем или ударить о какой-нибудь камень.
Преимуществом парашютов RZ было принудительное открытие вытяжным фалом, что обеспечивало точность момента раскрытия парашюта и снижало высоту выброски, и, что было важно, уменьшало площадку приземления, так как оружие, снаряжение и боеприпасы десантировалось отдельно, в грузовых контейнерах.
Кроме парашютов, основным средством доставки десанта стал планер DPS 230A. Планер, летящий на бреющем полете, в полной тишине, без шума моторов, гарантировал достижение внезапности. Пилотировал DFS один летчик, 8 - 9 человек десанта размещались на узких лавках поперек кабины. Для защиты от истребителей и прикрытия высадки на земле планеры оснащались пулеметом MG 15. К цели десантные планеры доставлялись на буксире самолетов Ju 52, после чего происходила их отцепка и свободное планирование к месту посадки. При этом для гашения посадочной скорости в непосредственной близости от земли выпускался тормозной парашют.
Немецкий десантник и планер DPS 230A
В ходе войны ВВС сочли целесообразным заменить DPS 230A на более совершенную модель. Им стал Go 242. Он нес на борту 21 парашютиста, также снабжался тормозным парашютом. Для защиты имелись 4 MG 15, кроме того, десантники могли стрелять из личного оружия через окна в грузовой кабине. Эту модель использовали с 1942 года до конца войны.
Основным военно-транспортным самолетом немецкого десанта являлся Юнкерс 52, разработанный 1931 г. Десантный вариант и нес на борту 14 человек, а помимо них – 37-мм пушку или мотоцикл под фюзеляжем. Все машины снабжались устройством для буксировки планеров. Оборонительное вооружение состояло из 3 MG15. Самолет находился в серии до 1944 года, всего было выпущено 3900 Ju52 различных модификаций.
Схема прыжка германского парашютиста.
Во время перелета в Ю-52, парашютисты сидели внутри грузовой кабины лицом друг к другу. При подлете к району десантирования выпускающий давал приказ встать и выстроиться в линию, вдоль фюзеляжа. После соответствующего приказа, парашютисты зацепляли крючья карабина к продольной балке. Подойдя к двери, парашютист широко расставлял ноги, обеими руками брался за поручни по обеим сторонам от двери и резко выбрасывался головой вниз (этот маневр довольно долго отрабатывался на тренировке).
В случае принятия неправильного положения десантник рисковал запутаться в стропах раскрывающегося парашюта и погасить купол, а так же сломать шею при раскрытии, так как оно было очень жестким.
Когда вытяжной фал разматывался на всю длину, вес солдата и импульс, созданный движением самолета заставляли его резко вырвать содержимое ранца, раскрывая парашют Все это время боец летел к земле вниз головой и только расправившиеся стропы резко «выдергивали» его в нормальное положение, что сопровождалось довольно чувствительным рывком.
Однако неприятные ощущения с лихвой компенсировались малым временем раскрытия парашюта, что позволяло немцам прыгать с меньшей высоты, чем это могли себе позволить их коллеги из Англии. В случае, когда парашютист попадал под огонь с земли, беспомощно болтаясь под куполом, это играло неоценимую роль.
В германских ВДВ нормальной высотой считался промежуток между 110 и 120 метрами . Но на Крите, в условиях сильного противодействия ПВО противника, парашютисты выбрасывались и с высоты 75 метров . В этом случае купол эффективно тормозил падение парашютиста не более чем в 35 метрах от земли.
После приземления десантник не мог сразу освободится от лямок парашюта: ему надо было отстегнуть 4 довольно неудобные пряжки. Довольно затруднительным было и гашение купола после посадки: стропы находились за спиной десантника. Пока он до них пытался дотянуться, мог подуть ветер и утащить его в сторону. Недаром в тренировке немецких парашютистов присутствовал такой прием, как гашение купола товарища с помощью броска своего тела на его купол.
Однако и на этом все проблемы парашютистов не заканчивались. Десантировались парашютисты только с личным оружием - пистолетом Раrabellum P08, это было связано с неудачной конструкцией парашюта и подвесной системы. Все их снаряжение: оружие, гранаты, боеприпасы, рации и аптечки находились в специальных десантных контейнерах , окрашенных в белый цвет с красной полосой. Контейнеры сбрасывали одновременно с личным составом. После посадки боец должен был как можно быстрее найти первый попавшийся контейнер, раскрыть его и вооружиться. Зачастую парашютисты были вынуждены с пистолетами в руках пробиваться через позиции противника к сброшенным контейнерам с оружием, поэтому без преувеличения, быстрое обнаружение контейнера было вопросом жизни и смерти.
Оружие десанта
Помимо пистолета солдаты первых парашютных частей имели на вооружении винтовку Gew 33/40 чешского производства. Десантный вариант предусматривал наличие складного деревянного приклада. Винтовка оснащалась штыком.
В 1938 году специально для десантников на вооружение поступил пистолет-пулемет МР-38. Оружие сделано с учетом необходимости его компактности и облегчения. Этот образец стал настолько удачным, что сразу же был принят на вооружении вермахта, став его своеобразным символом. Насыщенность ВДВ этим оружием была очень высока - если во время Критской операции 1941 г. им был вооружен каждый четвертый десантник, то впоследствии их имели все парашютисты.
Ввиду невозможности применения на больших расстояниях и слабости пистолетного патрона была разработана специальная автоматическая винтовка - под винтовочный патрон 7.92 мм - FG42. Она поставлялась только в десантные части. В сущности FG42 представляла собой легкий ручной пулемет.
Парашютная винтовка FG42
Для усиления огневой мощи на вооружении были ручные и станковые пулеметы - MG34. Этот пулемет считается лучшим за всю Вторую мировую войну.
Аиболее впечатляющим триумфом немецких парашютистов стало вторжение в Бельгию в мае 1940 года. Причем в тот момент ни французы, ни англичане, ни американцы воздушно-десантных частей в составе своих вооруженных сил вообще не имели. Когда же восемьдесят пять немецких десантников, высадившись на планерах, захватили неприступный форт Эбен-Эмаель (в течении считанных минут были уничтожены 7 казематов и 13 орудий, в том числе все 120 мм ), о новом роде войск заговорили в мире. Это стало посылом к созданию воздушно-десантных частей Великобритании и Соединенных Штатов. Франция к тому времени капитулировала.
Таким образом, первое применение ВДВ в войне против стран Запада увенчалось полным успехом, достигнутым ценой небольших потерь. Мощная поддержка со стороны парашютистов стала основным фактором успеха блицкрига. Главный вывод из этой кампании - фактором успеха был своевременный подход главных сил на помощь к высаженным частям. Транспортная авиация потеряла 150 самолетов, что уже тогда заставило задуматься о возможности высадки в условиях противодействия неподавленной вражеской ПВО.
После оглушительного успеха в Бельгии и Нидерландах летом 1940 года для вторжения в Англию был официально сформирован XI авиационный корпус (Fliegerkorps XI), объединивший обе десантные дивизии. Впоследствии вторжение отменили, а войска вновь созданного корпуса направили на Средиземноморье, где приняли участие в боях против Греции (апрель 1941 года).
Последней крупной операцией немецких парашютистов была высадка на Крит, где было высажено более 8000 человек. Победа досталась немцам дорогой ценой: 3800 убитых, кроме них 3400 раненых. Из 520 Ю-52 в строю осталось 185.
В одном из своих разговоров с офицерами Гитлер сказал: «Крит показал, что дни парашютистов закончились». В результате элитные войска оказались не у дел и вплоть до конца войны сражались в качестве отборной пехоты. В новом для себя качестве десантники сражались по-прежнему исключительно стойко, заслужив уважительное прозвище “зеленых дьяволов”, которым их наградили англо-американцы.
"Парашютисты догадываются, что приказ об отправке в Россию неминуем. Вскоре они покидают казармы и едут на ближайший аэродром. "Юнкерсы" уже ждут их. Речь идет не о десантной операции, а просто о переброске в Кенигсберг, столицу Восточной Пруссии. После краткой остановки транспортные самолеты доставят их в Шлиссельбург.
Советским частям удается удерживать один плацдарм на правом берегу Невы, где они зацепились за местность. - Надо обязательно взять этот плацдарм, - говорят майору Штенцлеру, как только 2-й батальон штурмового полка прибывает на фронт.
И парашютисты незамедлительно вступают в бой. Главный неприятельский плацдарм - деревня Петрошино. Русскую оборону удается сломить очень быстро. Но противник сразу же энергично контратакует, и парашютисты вынуждены отступить и вернуться на исходные позиции. - Атакуем снова, - решает Штенцлер.
Его парашютисты вновь овладевают уже однажды отвоеванным, а потом отданным участком. Их окружает враждебная природа, здесь только болота и леса и очень трудно продвигаться.
Шесть дней и ночей без передышки будет сражаться 2-й батальон. Итог ужасен. Из 24 офицеров батальона 21 выведен из строя - убит или ранен. Сам майор Штенцлер получит пулевое ранение в голову и 19 октября умрет в госпитале в Тильзите, куда его доставят в безнадежном состоянии.
Почти полностью разбитый 2-й батальон все же выполнил свою задачу. Но праздновать победу довелось лишь небольшому числу оставшихся в живых парашютистов из штурмового полка.
Теперь частью командует батальонный врач, а в каждой роте остается всего несколько десятков солдат под командованием унтер-офицеров, в основном фельдфебелей. Но уцелевшие солдаты из батальона Штенцлера узнают, что теперь они будут не одни в невском секторе.
- Ваши товарищи, - сообщают им, - парашютисты 7-й авиационной дивизии генерала Петерсена, присоединятся к вам на Ленинградском фронте.
- Скоро начнутся холода, но наши парашютисты перенесли солнце Крита и не испугаются русской зимы, - считает генерал Бройер.
Капитан Кнохе пользуется передышкой, чтобы собрать между линиями своих мертвых и похоронить. Специальные отряды занимаются этим зловещим делом, но их часто обстреливают.
Кнохе сам участвует в подобных экспедициях. Он хочет во что бы то ни стало найти тело своего офицера - лейтенанта Алекса Дика. Он был из немецкой семьи, жившей в России, родился в Санкт-Петербурге, где был интернирован ребенком во время Первой мировой войны. Теперь его тело будет покоиться на берегах Невы, в нескольких десятках километров от своего родного города, ставшего Ленинградом.
Но вскоре на помощь советским солдатам приходит неоценимый союзник - зима. Нева и Ладожское озеро покрываются льдом, и русские теперь могут подвозить подкрепление и продовольствие по этому огромному ледяному пространству.
- У русских поднялся боевой дух, господин капитан, - говорит фельдфебель Штольц Кнохе. - Мы с унтер-офицером Канцлером можем продолжать соблазнять их, но они больше не показываются. Напрасно мы им обещаем хлеб, картошку и даже водку, это уже не срабатывает.
Теперь перед немецкими парашютистами советские солдаты в белом зимнем камуфляже, хорошо вооруженные и экипированные. Они не из Средней Азии, а из Сибири, и их боевой дух не пострадал от поражений, которые претерпела Красная Армия в первые месяцы войны.
Экипировка их противников немного улучшается. Немецкие парашютисты получают наушники, теплое белье, сапоги на меху. Нехватки в продовольствии и в снарядах у них не было никогда.
Однако зима начинает их жестоко донимать. Погода плохая. Дни становятся все короче, а ночи длиннее. Их позиции обстреливаются и ночью и днем. Русские установили реактивные установки, которые создают оглушающий шум, немцы называют их "сталинскими органами".
В то время как многие немецкие парашютисты сражались на невском участке между Ленинградом и Ладожским озером в группе армий "Север", другие парашютисты были в группе армий "Центр", по дороге на Москву.
Так, например, части поддержки 7-й авиационной дивизии - пулеметный батальон парашютистов капитана Вернера Шмидта, называемого MG-Шмидт, и несколько рот зенитного батальона майора Байера. Впрочем, эти два батальона идут на Восточный фронт в разрозненном порядке, и их роты распределяются на разные участки, иногда очень далеко друг от друга.
Жак Мабир: "Война в белом аду. Немецкие парашютисты на Восточном фронте 1941 - 1945 г."
В апреле-мае 1940 года немецкие парашютисты высадились на аэродромах Норвегии , захватили бельгийский форт Эбен-Эмаэль и мосты через канал Альберта. Всё это были тактические победы, хотя и обеспечившие успех вермахта на оперативном уровне. Но при подготовке майской кампании 1940 года немецкое командование разработало и более масштабную воздушно-десантную операцию. Ее целью стало обеспечение максимально быстрого захвата Голландии – страны с богатыми военными традициями, сильными укреплениями, современным вооружением и 240-тысячной армией.
Десантники впереди танков
Голландия не имела столь мощных укреплений, как бельгийские, но ее сердце было защищено сетью рек и каналов, а также заливом Зейдер-Зее. Голландская армия не планировала оборонять всю страну, рассчитывая укрыться за этими преградами – по традиции голландцы полагались более на воду, чем на сушу.
Чтобы добраться до Гааги (одной из главных целей наступления), соединениям правофланговой 18-й немецкой армии группы армий «Б» требовалось преодолеть нижнее течение Мааса, Ваала и Рейна. Для захвата мостов в Мурдейке (через Маас), Дордрехте (через Ваал) и Роттердаме (через Нижний Рейн) немецкое командование решило задействовать силы 22-й воздушно-десантной дивизии (22. Infanterie-Division (Luftlande)). Наконец, запланированная высадка воздушного десанта в самой Гааге давала шанс захватить военное руководство и правительство Голландии, обезглавив вражескую армию и заставив голландцев прекратить борьбу.
Общая схема немецкого наступления в Голландии
Источник – waroverholland.nl
В Мурдейке, Дордрехте и Роттердаме парашютисты должны были удерживать мосты до подхода с юга 9-й танковой дивизии, двигавшейся между Эйндховеном и Бокстелем. В случае успеха десантников для немецкой армии открывалась свободная дорога на Гаагу. Для операции предназначалась вся 22-я воздушно-десантная дивизии (16-й, 47-й и 65-й пехотные полки) общей численностью до 9500 человек. Кроме того, здесь должна была действовать основная часть 7-й авиационной дивизии – 1-й и 2-й парашютные полки (около 3000 человек). Десантникам предписывалось высадиться в ключевых пунктах вдоль шоссе от Мурдейка до Гааги, а также на аэродромах вокруг самого города.
Парашютами оснащались лишь 47-й и 65-й полки, которые должны были выбрасываться первыми для захвата взлетных полос, мостов и ключевых пунктов вражеской обороны. Подкрепление к ним доставлялось посадочным способом – на транспортных самолетах, которые предполагалось сажать на захваченные аэродромы или подходящие участки местности. Основной транспортной машиной являлся тихоходный Ju.52 – для операции выделялось лишь 430 таких самолетов, за один раз они могли взять порядка 5500 человек. Таким образом, переброска посадочного десанта требовала не менее трех рейсов. Кроме того, в боях против голландцев было задействовано свыше тысячи бомбардировщиков и истребителей – в том числе, двухмоторные Me.110, способные долго находиться в воздухе и оказывать поддержку десанту, атакуя наземные цели. В отличие от высадки в районах Эбен-Эмаэля и канала Альберта, использовать десантные планеры не предполагалось.
Высадка в Мурдейке
С мостами в деревне Мурдейк у немцев проблем не возникло – утром 10 мая они были захвачены 2-м батальоном 1-го парашютного полка под командованием капитана Прагера (численность – около 600 человек). К этому моменту Прагер уже был смертельно болен – у него диагностировали рак прямой кишки, и он буквально сбежал из госпиталя, когда узнал, что жить осталось недолго. 19 июня 1940 года Прагер был произведен в майоры, а 3 декабря умер.
Майор Прагер с Железным крестом
Источник – Chris Ailsby. Hitler"s Sky Warriors
В 5:40 по берлинскому времени парашютисты Прагера высадились на оба берега реки Голландше Дип (так именовалось устье Мааса), имевшей здесь около километра в ширину. Чтобы избежать разброса при посадке, десантники прыгали с очень малой высоты (около 200 м). Почти без боя они захватили оба параллельных моста – старый железнодорожный и шоссейный, построенный в 1936 году.
Мосты оборонял голландский пехотный батальон численностью около 350 человек при двух 57-мм пехотных пушках и двенадцати станковых пулеметах. В случае нападения немцев его должен был сменить 6-й пограничный батальон (750 человек), поэтому пехотинцы оказались не готовы к обороне и под немецкой бомбардировкой даже не успели занять окопы с южной стороны моста.
Мосты в Мурдейке. Немецкая аэрофотосъемка, север – внизу. С обоих концов моста видны купола спускающихся парашютов
Источник – waroverholland.nl
Впрочем, оборонять мост голландцы и не собирались – при наступлении противника его предполагалось взорвать, поэтому бетонные укрепления находились лишь на северной стороне реки и держали ее под обстрелом. В Мурдейке находилась трехорудийная 75-мм батарея – правда, одно из орудий оказалось неисправным. Для предотвращения преждевременного взрыва запалы из зарядов были вынуты, поэтому мосты достались немцам неповрежденными. В боях за мосты и деревню голландцы потеряли 38 человек убитыми, у немцев погибли 24 парашютиста, еще около 50 были ранены. Из полутысячи голландских солдат, оборонявших район Мурдейка, 350 оказались в плену.
Дот у моста в Мурдейке, вооруженный 47-мм противотанковой пушкой и пулеметом. Он сопротивлялся целых шесть часов
Источник – waroverholland.nl
Около 17:00 захваченные немцами мосты пытались бомбить три легких голландских бомбардировщика «Фоккер» T.V (про другим данным – C.V) под прикрытием шести истребителей «Фоккер» D.XXI. Попытка потерпела неудачу – голландские самолеты были отогнаны истребителями «Мессершмитт» Bf.110 из 1-й группы 1-й эскадры тяжелых истребителей. В ходе кратковременного боя один бомбардировщик был подбит и пошел на вынужденную посадку, оба летчика спаслись.
Следующим стал налет четырех легких бомбардировщиков «Фоккер» C.X, под прикрытием которого перешел в атаку наконец-то подошедший сюда с юга 6-й пограничный батальон. Пограничникам удалось приблизиться на 500 м к мосту, но затем они были отброшены назад (при этом немцы потеряли убитым одного унтер-офицера). Наконец, в 18:30 по мосту открыли огонь береговые батареи, размещенные у Хуксваарда, в 8 км к западу – одна 125-мм и три 75-мм. Из-за плохой корректировки стрельбы нанести мосту существенные повреждения не удалось, зато от снарядов погибло несколько мирных жителей. В итоге голландцы прекратили стрельбу, решив подготовить атаку на следующее утро…
Мост в Мурдейке, вид с немецких позиций 10 мая 1940 года
Источник – waroverholland.nl
Дордрехт: гибель 3-й роты
Одновременно с высадкой в Мурдейке на шоссе между Мурдейком и Дордрехтом были выброшены основные силы 1-го батальона 1-го парашютно-десантного полка под командованием гауптмана Эриха Вальтера – 2-я и 4-я роты, медицинская рота, взвод связи и штаб полка. Здесь же находился командир полка полковник Бруно Бройер. Задачей этой группы было перехватить шоссе на Дордрехт и организовать командный пункт дивизии для координации действий всех высаженных сил. 1-я рота 1-го батальона в это время находилась в Норвегии, поэтому южнее Дордрехта высаживались всего 400 его бойцов (еще 200 человек составляли полковые и дивизионные подразделения).
Район между Мурдейком и Дордрехтом и места высадки парашютистов вдоль шоссе
Источник – waroverholland.nl
Высадка на шоссе в целом прошла успешно, хотя парашютисты оказались разбросаны на большой территории, и им потребовалось много времени, чтобы собраться. А вот в самом Дордрехте, где выбрасывалась 3-я рота 1-го батальона, у немцев начались неудачи. По данным разведки, гарнизон города составлял около 500 человек, но в действительности он оказался втрое большим. Здесь размещался 1-й батальон голландского 28-го пехотного полка, усиленный еще двумя ротами, а также некоторое количество других подразделений, принадлежавших к различным военным структурам. Из артиллерии у голландцев имелись лишь две 47-мм противотанковые пушки. Комендантом гарнизона был подполковник Йозеф Муссерт, приходившийся старшим братом лидеру голландских нацистов Антону Муссерту, поэтому многие офицеры не доверяли своему командиру.
Мосты через Ауде-Маас (Старый Маас) между Дордрехтом и Звейндрехтом
Источник – waroverholland.nl
Сектор Дордрехта подчинялся командующему «Крепостью Голландия» генералу Яну ван Анделю – это создавало проблемы во взаимодействии с соседними секторами, имевшими другое подчинение. Дело в том, что территория к югу от Дордрехта входила в сектор Кил, ему же подчинялась и вся расположенная на ней артиллерия: три батареи 125-мм орудий из 14-го артполка и две батареи новых 75-мм полевых орудий из 17-го артполка (последние были размещены совсем рядом с мостами).
Непосредственно мосты прикрывались четырьмя дотами – двумя артиллерийскими (с пулеметом и 50-мм противотанковой пушкой каждый) и двумя пулеметными; охрана мостов насчитывала 275 человек.
Мосты в Дордрехте, немецкая аэофотосьемка
Источник – waroverholland.nl
3-я рота должна была приземлиться на оба берега реки Ауде-Маас. Ее 3-й взвод (36 человек), выброшенный на северной стороне реки, сумел подавить сопротивление охраны на своем берегу, занять оба моста и прикрывавшую их позицию зенитных пулеметов. Однако основная часть 3-й роты приземлилась слишком далеко от цели, а главное – рядом с казармами голландцев в полутора километрах восточнее мостов. Здесь разгорелся тяжелый бой, голландцы подтянули свежие силы. В итоге 3-я рота была разгромлена, ее командир погиб. Немцы потеряли 14 человек убитыми, 25 парашютистов пропали без вести, еще около 80 попали в плен. Лишь десяти десантникам удалось пробиться на север и присоединиться к 3-му взводу, продолжавшему отчаянно драться на мостах.
Успехи графа фон Блюхера
Тем временем основная часть 1-го батальона, наконец, собралась воедино. Потери при высадке оказались небольшими – пропал лишь минометный взвод 4-й роты (позже оказалось, что он по ошибке был выброшен в районе Эйпенбурга). Более того, рассеивание парашютистов по большой территории обернулась неожиданным и анекдотичным успехом. Часть десантников к своему огромному удивлению приземлилась на позициях голландской артиллерии у деревни Твееде Тол. Пушки никем не охранялись – артиллеристы мирно спали в своих казармах. До 10 часов утра голландцы безуспешно пытались отбить свои пушки, понеся при этом серьезные потери. Часть 75-мм орудий немцы сумели использовать в последующих боях.
План Дордрехта
Источник – waroverholland.nl
К 10 часам утра полковник Бройер собрал свои силы на шоссе и начал наступление на Дордрехт. Обнаружив, что основные голландские силы сосредоточились в парке возле поместья Амстелвийк (у шоссе южнее города), Бройер выслал вперед небольшую группу под командованием лейтенанта графа Вольфганга фон Блюхера. Группа Блюхера обошла поместье с тыла и неожиданно атаковала его, стреляя и бросая гранаты. Среди голландцев возникла паника – воспользовавшись ей, немцы атаковали поместье с юга вдоль шоссе. Деморализованный голландский гарнизон был разбит, потеряв 25 бойцов убитыми (еще 75 человек, включая командира батальона, попали в плен). Немцы потеряли 5 человек убитыми и захватили несколько бункеров, прикрывавших подходы к Дордрехту с юга.
Следующий укрепленный пункт голландцев, находившийся в школе возле шоссе, сдался после обстрела из минометов – в плен попало около сотни голландских саперов, немцы потеряли убитыми четырех человек. Около полудня десантники, наконец, вышли к мосту, отчаянно обороняемому остатками 3-й роты.
Схема боев в Дордрехте 10 мая 1940 года
Источник – waroverholland.nl
Теперь мосты в Мурдейке и Дордрехте прочно удерживались немцами, однако связь между ними отсутствовала – во второй половине дня сильный голландский отряд из сектора Кил (две роты 2-го батальона 28-го пехотного полка и рота из 1-го батальона 34-го полка, усиленные пулеметами) переправился с соседнего острова и занял оставленный немцами Амстелвийк. Теперь основные силы десантников сосредоточились в трех точках – мостах в Мурдейке, мостах в Дордрехте и деревне Твееде Тол между ними. Теперь главной задачей немцев стало удержание занятых позиций под атаками многократно превосходящего противника.
В ночь с 10 на 11 мая командир воздушно-десантного корпуса генерал-лейтенант Курт Штудент распорядился перенаправить к Дордрехту часть резервов, предназначенных для выброски в районе Роттердама. В частности, здесь должны были высаживаться одна из рот 16-го пехотного полка, взвод противотанковых орудий, батарея 75-мм гаубиц и половина саперной роты.
Высадка у Роттердама
Высадка в районе Роттердама оказалась не столь успешной. Первой здесь должна была приземляться группа обер-лейтенанта Германа-Альберта Шрадера – 120 человек из 11-й и 12-й рот 16-го пехотного полка и 22-го саперного батальона, переброшенные на двенадцати гидросамолетах He.59. Их задачей было занять четыре моста через Ньиве-Маас, соединявших южную и северную части города, а также находящийся посреди реки остров Ноордэрейланд.
Почти одновременно 3-й батальон 1-го парашютного полка (9-я, 11-я и 12-я роты) под командованием майора Шульца и 2-й батальон 2-го парашютного полка (без 6-й роты) выбрасывались на аэродром Ваалхавен. 650 человек первой волны должны были занять аэродром и в течение 45 минут подготовить его к приему самолетов со второй волной десанта. Вторая волна высаживалась в 5:30 по берлинскому времени, в нее входили основной состав 16-го полка, часть 2-го батальона 2-го парашютного полка, два батальона 72-го пехотного полка 46-й дивизии, а также дивизионные части 22-й дивизии, включая две роты противотанковых орудий, батарею из шести легких зениток и три батареи 75-мм горных орудий. Кроме того, один взвод 11-й роты выбрасывался в районе стадиона и должен был направиться на помощь десантникам, занявшим мосты. Воздушное прикрытие высадки и последующее патрулирование над аэродромом осуществляли тяжелые истребители «Месершмитт» Bf.110 оперативной группы генерал-майора Рихарда Путциера из состава 2-го воздушного флота.
Перед высадкой аэродром с бреющего полета атаковали бомбардировщики He.111, ведомые самим командиром бомбардировочной эскадры KG 4 полковником Мартином Фибигом. Их задачей было подавить огневое сопротивление, но при этом сохранить в целости взлетную полосу и аэродромные сооружения, поэтому атака велась легкими 50-кг бомбами. Большой аэродром Ваалхавен до войны использовался, в основном, как гражданский, поэтому его противовоздушная оборона была относительно слабой – 12 тяжелых зенитных пулеметов, два 20-мм автомата и семь 75-мм зенитных орудий, боеприпасы которых позволяли вести огонь на дистанции не менее 1000 м. Зато на аэродроме находилась эскадрилья тяжелых истребителей «Фоккер» G.1 (аналогов немецкого Bf.110).
Высадившись с гидросамолетов, десантники захватили мосты, однако занять плацдарм на северном берегу им так и не удалось. Правда, и голландцы не сумели сбить врага с позиций, несмотря на артподдержку канонерской лодки Z-5 и миноносца TM-51.
Бой за Ваалхавен
Немецкие самолеты атаковали аэродром Ваалхавен около 4 часов утра. Первыми же бомбами были выведены из строя три «Фоккера» G.1, еще один оказался неисправен, но восемь машин все же смогли взлететь. Они нанесли немцам огромный урон, сбив как минимум восемь бомбардировщиков, три истребителя и два транспортных «Юнкерса». Голландцы потеряли в этом бою всего два самолета – один был сбит и упал в реку, другой получил повреждения и совершил вынужденную посадку в поле. Однако в ходе боя голландские истребители израсходовали все топливо, были вынуждены садиться где попало и в итоге потерпели крушение или попали в руки немцев. Уцелел лишь один истребитель, который дотянул до аэродрома Де Коой в Ден Хелдере на севере Голландии.
Мост Виллемсбург в центре Роттердама, захваченный немецкими десантниками утром 10 мая 1940 года
Источник – waroverholland.nl
Высадка парашютистов началась около 4:45. Аэродром оборонял 3-й голландский егерский батальон – 750 человек при двенадцати тяжелых пулеметах и двух танкетках «Карден-Ллойд». Он также оказал сильное сопротивление немецким парашютистам, нанеся им серьезные потери. Положение спасли прикрывавшие высадку тяжелые истребители Bf.110 – они проштурмовали позиции зенитной артиллерии и заставили ее прекратить огонь. После этого десантники совершили отчаянный бросок и заняли позиции голландских зенитчиков. Решающим стал захват в плен голландского майора, командира авиабазы – под дулами немецких пистолетов он отдал своим солдатам приказ сдаваться, и большинство подразделений его исполнили. Часть голландцев отошла к Роттердаму.
Пусть и не без трудностей, но аэродром в итоге был занят. Тотчас же здесь начали садиться транспортные машины с бойцами 3-го батальона 16-го воздушно-десантного полка. 11 мая около 9 часов утра для осуществления непосредственного руководства войсками на Ваалхавен прибыл генерал-лейтенант Штудент. Ближе к вечеру сюда была переброшена по воздуху 7-я артиллерийская батарея 22-й дивизии, всего за день на аэродром посадочным способом было доставлено около тысячи человек.
Прибывшие подкрепления Штудент сразу же отправил к мостам через Рейн – два из них уже контролировали немецкие десантники, еще два находились под их обстрелом. Однако продвинуться дальше на север немцам не удалось – более того, части голландской морской пехоты выбили десантников из нескольких высотных домов на северном берегу реки.
Тем временем противник перешел в контратаку. Голландская артиллерия начала обстрел Ваалхавена, с моря ее поддержала канонерка «Мориц ван Нассау», а направленные сюда свежие пехотные подразделения попытались выбить немецких парашютистов с аэродрома. Более того, уже через полтора часа после начала немецкой высадки аэродром пытались бомбить пять бипланов «Фоккер» C.X. Два из них были повреждены истребителями Bf.110 и совершили вынужденную посадку, однако сброшенные бомбы легли на группу немецких транспортных самолетов и повредили несколько из них. Около полудня налет повторился – теперь аэродром атаковали три двухмоторных «Фоккера» T.V из 1-й эскадрильи 1-го голландского авиаполка. Уже отбомбившись, они были перехвачены «Мессершмиттами» Bf.109 , которые сбили две машины из трех.
Немецкие десантники из 3-го батальона 1-го парашютного полка в Ваалхавене, 10 мая 1940 года
Источник – I. M. Baxter, R. Volstad. Fallschirmjuger. German Paratroopers from Glory to Defeat 1939–1945
Во второй половине дня против Ваалхавена были направлены английские самолеты – разрешение на их использование было дано британским Военным кабинетом после отчаянных просьб голландского правительства. Первыми аэродром атаковали шесть тяжелых истребителей «Бленхейм» IVF из 600-й эскадрильи, однако они не добились никаких результатов (при этом было потеряно пять машин). Командир единственного вернувшегося «Бленхейма» сержант Митчелл доложил, что аэродром прикрывают двенадцать двухмоторных «Мессершмиттов». Несколько позже Ваалхавен атаковали восемь «Бленхеймов» бомбардировочной модификации из 15-й эскадрильи: они уничтожили на земле восемь транспортных самолетов и потерь не понесли – из-за нехватки горючего немецким истребителям пришлось вернуться на свою базу.
Уже в ночь с 10 на 11 мая Ваалхавен бомбили 36 бомбардировщиков «Веллингтон» из британского Бомбардировочного командования. Они обрушили на аэродром 58 т бомб: часть из них упала на аэродром, вызвав там пожары, другая обрушилась на жилые районы за его пределами (погибло как минимум двое голландских солдат и неопределенное число мирных жителей). Прочие результаты этого налета неизвестны, однако очевидно, что ночью, действуя по точечным целям, вряд ли можно было добиться больших успехов. За весь день 10 мая немцы потеряли до тридцати самолетов (из них четырнадцать Ju.52 на аэродроме), погибло 20 десантников и примерно столько же летчиков. Потери голландской авиации составили 11 тяжелых истребителей, 2 средних и 2 легких бомбардировщика; погибло 58 солдат, еще около 600 попало в плен. Англичане потеряли шесть двухмоторных «Бленхеймов».
К исходу первого дня операции немецкие десантники удерживали позиции в левобережной части Роттердама и мосты через Ньиве-Маас, однако их положение оставалось крайне ненадежным. Голландские войска в городе и его окрестностях насчитывали в общей сложности до 7000 человек и готовились к контратаке…
Литература:
- Д. М. Проэктор. Война в Европе, 1939–1941 гг. М.: Воениздат, 1963
- А. Гове. Внимание – парашютисты! М.: Издательство иностранной литературы, 1957
- Д. Ричардс, Х. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне 1939–1945 гг. М.: Воениздат, 1963
- Б. Кверри, М. Чаппел. Германские парашютисты, 1939–1945. М.: АСТ, Астрель, 2003
- А. Степанов. Пиррова победа Люфтваффе на Западе // История Авиации, 2000, №3
- Ю. Пахмурин. MLD идет на войну. Морская авиация Голландии на защите метрополии // Морская война. Люди, корабли, события, 2008, №2
- Simon Dunstan. Fort Eben Emael. The key to Hitler’s victory in the West. Osprey Publishing, 2005 (Fortress 030)
- Chris McNab. Fallschirmjager. Nemecti vysadkari. Praha: Svojtla & Co, 2003
- I. M. Baxter, R. Volstad. Fallschirmjuger. German Paratroopers from Glory to Defeat 1939–1945. Concord Publishing, 2001 (Concord 6505)
- Chris Ailsby. Hitler"s Sky Warriors. German Paratroopers in Action 1939–1945. London: Brown Partworks Ltd, 2000