Разделы: Администрирование школы
В настоящий период при определении подходов к формированию модели государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения широко используется педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта, международных тенденций развития профессионального образования в части внедрения новых подходов к стратегии развития образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, единой международной рамки квалификации; проводится анализ подходов, действующих стандартов СПО, имеющихся предложений по новому стандарту на основе модульно-компетентностного подхода с использованием зарубежного опыта и перспективы международного образовательного стандарта; дается полный обзор состояния и качества профессионального обучения в учреждениях среднего профобразования с учетом регионального компонента стандартов, перспектив развития СПО в рамках непрерывного образования, качественной подготовки специалистов на выпуске и закрепляемости их на рынке труда в соответствии с запросами потребителей-заказчиков кадров.
Широко известно, что компетентностный подход к подготовке специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина “квалификация”, компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию и прочие.
Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности – и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации.
В 2008 г. в Министерстве образования и науки РФ был разработан и утвержден макет федерального образовательного стандарта СПО, который:
- содержит концептуальное обоснование ГОС СПО на основе компетенций, включая принципы формирования модели (целостность, системность, полнота образования), конкретизации понятийного аппарата компетентностного подхода;
- отражает обоснование, структуру и содержание модели, научно обоснованные критерии и показатели эффективности модели;
- включает разработку системы отбора ключевых компетенций студентов СПО, обеспеспечивающих взаимосвязь ключевых и профессиональных компетенций;
- содержит этапы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов СПО при реализации стандартов нового поколения, включая социальную и профессиональную адаптацию и профессиональное становление;
- учитывает состояние социокультурной среды, потребности и возможности сторон, заинтересованных в его реализации: студентов, производства, учебных заведений.
Такого рода профессиональные стандарты будут существенно отличаться сейчас от привычных тарифно-квалификационных справочников, которые очень скупо излагают суть той или иной специальности.
Ведущим понятием компетентностного подхода впервые становится “образовательный модуль”, при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный, при котором в пределах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода.
Особенностью новых Государственных образовательных стандартов будут и новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в том числе с представителями сферы труда); новые требования к организации практико-ориентированного обучения, через создание новой образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном учреждении; новые подходы к оценке качества подготовки, через оценку уровня освоения дисциплин и оценку компетенций обучающихся. Оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности/задач модуля. Введено новое условие допуска к государственной (итоговой) аттестации - подготовке и защите выпускной квалификационной работе – наличие документов, подтверждающих готовность по каждому из видов деятельности
Построение образовательных стандартов и образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи разработчиков стандартов / программ с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников. Информация об этих требованиях, в ситуации отсутствия профессиональных стандартов, может быть получена из двух источников: во-первых, анализ рынка труда и, во-вторых, анализ потребностей в умениях. Обозначенное положение является центральным для понимания сущности модульно-компетентностного подхода. Модульно-компетентностный подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.
Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне; дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей; позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ.
В силу изложенного считаем, что акцент в отечественных научных исследованиях в области модульно-компетентностного подхода должен быть сегодня смещён с изучения самого феномена компетентности на изучение внешних (управленческих и организационно-педагогических) условий, при которых реализация модульно-компетентностного подхода может иметь смысл и значение в качестве инструмента модернизации российского профессионального образования.
Литература:
- Андреев А . Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4.
- Маркова А.К . Психология профессионализма. – М., 1996. – с.34–35.
- Марухина О . Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество, 2002.
- Олейникова Н.О . Реформирование профессионального образования за рубежом. – М., 2003. – 152 с.
- Оскарссон Б . Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана. – М., 2001.
- Рубцова Л.Н . Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций // Профессиональное образование, 2006, № 1.
- Тарасова Н.В . Мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2007. № 2.
Королева Наталья Алексеевна
Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного и ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Решение этой проблемы обуславливает внедрение и использование новых образовательных технологий и методов обучения, более гибких, адаптивных и профессионально направленных. Сегодня профессиональная компетентность работника не может ограничиваться только специальными, профессиональными знаниями и умениями. Более востребованным становится тот работник, который обладает социальной и коммуникативной компетентностью, то есть умеет эффективно сотрудничать в коллективе, решает профессиональные задачи, обладает информационной грамотностью, способен приобретать новые знания и умения. Для того чтобы получить выпускника, востребованного на рынке труда, необходимо знать: какой выпускник нужен работодателю, какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать и т.д. Эта проблема и привела к необходимости значительного реформирования системы профессионального образования. Модульно-компетентностный подход направлен на создание модулей, каждый из которых формирует у обучаемого определенную потенциальным работодателем компетенцию. Совокупность модулей, направленных на формирование базовых (ключевых) и профессиональных компетенций составляют законченный курс подготовки по той или иной профессии. Компетентностный подход не является принципиально новым. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как В.В.Краевский, Г.П. Щедровицкий, М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер и их последователей. Однако данная ориентация нашла применение и развитие не в России, а за рубежом. Сегодня, реализуя компетентностный подход на практике, мы опираемся на международный опыт, адаптируя его к российским потребностям. Не следует противопоставлять компетентности знаниям, умениям и навыкам. Являясь более широким понятием компетентность включает в себя: - социальную, этическую, мотивационную т поведенческую составляющие; - результаты обучения (знания и умения); - систему личностно-ориентированных ценностей; - когнитивную и операционально-технологическую составляющие. Стратегия модульно-компетентностного подхода предполагает, что в основу содержания образования будут положены ключевые компетенции и профессиональные компетенции по данной профессии. Ключевые компетенции включают в себя следующие характерные признаки: - многофункциональность (овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной жизни и социуме); - принадлежность к метаобразовательной области (они междисциплинарны, надпредметны и применимы в самых различных ситуациях); - интеллектоёмкость (они требуют абстрактного мышления, саморефлексии, самоидентификации, самооценки); - многомерность (они включают различные умственные процессы: аналитические, коммуникативные, инновационные и т.д.) Гораздо более сложная форма профессиональные компетенции. В книге А.К. Марковой «Психология профессионализма» профессионализм описан через соотношение мотивационной сферы человека (профессиональные ценности, цели, самооценка, мотивы) и операционной сферы (профессиональные способности, обучаемость, приёмы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества). Если в личностных качествах субъекта выделенные сфера оптимально соотнесены, есть основания говорить о профессиональной компетентности. Образовательные программы, выполненные в логике компетентностного подхода, должны описывать не только набор сведений, которым надо научить, но и совокупность приёмов, способов достижения ясного, однозначного и понятного всем субъектам образовательного процесса результата. В зависимости от целей, требований к объему и уровню образования на основе базовой программы составляются варианты индивидуальных программ и соответствующих структурных элементов. Для каждой модульной программы учебного предмета составляется пакет обучающих материалов, который состоит из проектов учебных занятий, системы заданий для самостоятельной работы обучаемых, системы вопросов для актуализации опорных знаний учащихся, системы вопросов для закрепления изученного материала и системы контроля знаний, умений и компетенций по каждому модулю. Модуль содержит набор информационных данных (стандартов), на основе которых проводится оценка каждого обучающегося в отдельности. Каждый модуль включает в себя: - результаты, которые обучающийся должен суметь продемонстрировать (элементы компетентности); - критерии, по которым справляющиеся обучающиеся отличаются от не справляющихся (критерии оценки деятельности): - заданные контексты, в которых обучающийся должен продемонстрировать усвоение (уровень). Одной из главных задач перехода профессионального образования на компетентностный подход является создание предпосылок для внешней итоговой оценки и аттестации компетенций выпускников не только самим учебным заведением, но и представителями работодателей, общества потребителей, профсоюзами, государственными центрами аттестации. Для решения этой задачи необходимо создание инструментария для диагностики профессиональных и специальных компетенций того или иного вида профессиональной деятельности. Одним из эффективных инструментариев диагностики и аттестации профессиональных компетенций является критериально-ориентированный тест. Данный вид тестирования широко используется профессиональными ассоциациями работодателей для внешней аттестации и сертификации специалистов. Существуют 2 вида критериально-ориентированных тестов. Тесты, ориентированные на область содержания, предназначены для оценки доли от полного объема учебного материала, которую усвоил испытуемый. Квалификационные тесты применяют для определения в группе испытуемых квалифицируемых и неквалифицируемых в данной области. По результатам выполнения критериально-ориенитрованного теста выдается (или не выдается) соответствующий сертификат, который в европейских странах является обязательным приложение к диплому при приеме на работу.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
Майданченко С.В.
ГПОУ «Енакиевский Политехнический Техникум», г.Енакиево
Аннотация: в данной статье автором рассмотрены теоретические предпосылки компетентностного подхода в профессиональном образовании. Определено место компетентностного подхода в системе профессионального образования. Раскрыто соотношение понятий «компетентность» и «качество образования».
Ключевые слова : профессиональное образование, компетентностный подход, профессиональная компетентность, общие компетенции.
В современном обществе образование является одной из самых значимых сфер человеческой деятельности. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Компетентностно-ориентированное профессиональное образование – объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту ряд новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И. Байденко), другие – надпрофессиональными, базисными квалификациями (А.М. Новиков), третьи – ключевыми компетенциями .
В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. Б.Д. Эльконин полагает, что «компетентность – мера включенности человека в деятельность» . С.Е. Шишов рассматривает категорию компетенции «как общую способность, основанную на знаниях, ценностях, склонностях, дающую возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы» .
Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». По определению А.В. Хуторского компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним .
Что касается профессиональной компетентности, то анализ показывает наличие нескольких аспектов. Согласно первому аспекту «профессиональная компетентность – это интегративное понятие, включающее три слагаемых - мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления». В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах.
Анализ требований Государственного образовательного стандарта показал, что обучающиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Именно компетентность выпускника является основой конкурентоспособности работника. В связи с этим основной тенденцией развития среднего профессионального образования на сегодняшний день является реализация компетентностного подхода, направленного на развитие общих и профессиональных компетенций студентов техникума.
Компетентностный подход в практике профессионального образования обусловлен явным расхождением между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением, и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Это несоответствие имело место практически всегда и выражалось во фразе, которой часто встречали выпускников профессиональных учебных заведений, пришедших на производство: «теперь забудь то, чему тебя учили, и слушай меня!». В условиях рынка руководители предприятий и организаций стали предъявлять жесткие требования не только к уровню образования, но и к личностным, деловым, нравственным качествам специалистов, принимаемых на работу. Каждому руководителю необходимо получить специалиста, который начнет выполнять свои обязанности сразу и качественно.
Преимущества компетентностного подхода:
Формулируются цели и задачи программ обучения, соответствующие требованиям работодателей;
Повышается гибкость учебных программ;
Повышается мотивация получения профессии;
Повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень профессиональных компетенций;
Создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества обучения;
Повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения;
Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве;
Формируется производственная культура и уважение к выбранной профессии.
Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании необходимо выполнение следующих условий:
1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.
2. Определение конкретной цели обучения.
3. Определение конкретных способов достижения цели.
4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций. Каждый преподаватель при разработке рабочих учебных программ ориентируется в первую очередь на требования стандарта.
5. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных в модульно-компетентностном обучении преподавателей.
Таким образом, повысить качество обучения в среднем профессиональном образовании позволяет реализация компетентностного подхода в условиях тесной взаимосвязи будущих работодателей, научно-методического содержания подготовки кадров и мотивации студентов к высокому уровню своей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Байденко В.И., Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. – С. 22–46.
2. Давидович В., Судьба философии на рубеже тысячелетий / В. Давидович // Вестник высшей школы. – 2003. – №3 – С. 4–15.
3. Ландшеер В., Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. – 1988. – №1.
4. Князева О.Г., Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ГОС СПО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 236–237.