Малярия, относящаяся к группе трансмиссивных болезней, в настоящее время представляет серьезную угрозу для безопасности нашего государства. С чем это связано? С ухудшением эпидемиологической обстановки в Российской Федерации? С глобальным потеплением, которое приводит к тому, что удлиняется сезон передачи "болотной лихорадки" и создаются более благоприятные условия для развития малярийного плазмодия? Об этом мы беседуем с ведущим научным сотрудником Института общей генетики РАН профессором Михаилом ГОРДЕЕВЫМ.
В последнее десятилетие на территории бывшего Советского Союза в ряде регионов произошло восстановлении малярии. В первую очередь это касается Таджикистана. Два года назад заболевание перекинулось в Киргизию и сейчас угрожает Узбекистану. В настоящий момент малярия появилась в самом густонаселенном регионе Средней Азии - в Ферганской долине, откуда много людей приезжают в Россию на заработки и привозят с собой эту болезнь.
В нынешней ситуации, в условиях глобального потепления, произошло резкое ухудшение эпидемиологической обстановки по малярии. В государствах Средней Азии, а также в Азербайджане и Турции, где в настоящее время распространена малярия, существует серьезная проблема с диагностикой заболевания. Здесь имеется большое количество носителей, у которых отсутствуют клинические признаки малярии. Большой государственной проблемой является неконтролируемая миграция рабочей силы, особенно из Таджикистана. По оценкам специалистов, в России работают свыше 1 млн граждан этой страны, многие из которых инфицированы малярийным плазмодием. И наибольшую угрозу для укоренения малярии в Российской Федерации представляет возбудитель трехдневной малярии - Plasmodium vivax.
Почему именно он?
Наши комары-переносчики восприимчивы к этому возбудителю. Спасает, пожалуй, лишь то, что, когда российские граждане, никуда не выезжавшие из страны, заболевают малярией, они сразу же обращаются в медицинские учреждения. Их вылечивают, прерывая цепь передачи: инфицированный человек - комар-переносчик - восприимчивый к инфекции человек. Если у нас будут пропускать все больше и больше случаев заболевания малярией, то существует риск ее восстановления в большинстве регионов. Самые неблагополучные из них в России - Москва и Московская область, а также некоторые южные субъекты РФ.
Глобальное потепление привело и к тому, что изменился состав переносчиков болезни на территории России. Происходит изменение границы ареалов, вытеснение северных видов комаров южными, а также меняется генетическая структура популяций переносчиков. Учеными обнаружены изменения в генетическом составе популяций насекомых, например в Западной Сибири. Мы проводили исследовательскую работу по мониторингу этих популяций совместно с сотрудниками Томского государственного университета. Было показано, что начиная с 1985 г. значительно изменились условия зимовки малярийных комаров. Зимы в Сибири стали более теплыми, среднезимняя температура за последние 20 лет возросла более чем на 3оС, что очень сильно повлияло на состав переносчиков. В популяциях распространились южные хромосомные варианты. И особи с такими генотипами более восприимчивы к малярийному плазмодию, поэтому угроза передачи малярии увеличилась. Кроме того, заметно возросла численность переносчиков в ряде регионов, что тоже неблагоприятно отражается на эпидемиологической обстановке.
Михаил Иванович, а все ли малярийные комары являются переносчиками болезни?
Да, хотя и в разной степени. Наибольшую опасность для жителей Российской Федерации представляют Anopheles messeae и Anopheles maculipennis. Оба вида представлены в Европейской части России, это основные потенциальные переносчики малярии в Европе. А.messeae распространен по всей таежной зоне и встречается в южной части страны, до Северного Кавказа включительно. Южные регионы потенциально более опасны в смысле передачи малярии, поскольку там более продолжителен сезон передачи. В настоящий момент имеются два пути, по которым возможно продвижение "болотной лихорадки" на территорию России. Одно направление - это Кавказ, со стороны Азербайджана, и, вероятно, Грузии, так как уже и там возникла реальная угроза восстановления малярии. Другое - Средняя Азия, поскольку болезнь продвигается со стороны Таджикистана, уже охватила Киргизию и движется на Узбекистан. Следующим этапом станут Казахстан и Россия, так как большое число узбеков работают в Казахстане, и не меньшее число таджиков едут в Россию.
Когда мы сравнили результаты цитологической диагностики, проведенной в Таджикистане местными санитарными врачами и лаборантами, с результатами ДНК-диагностики, которую провели в своем Институте общей генетики РАН, то сделали вывод: традиционными методами выявляются не больше трети лиц, инфицированных малярийным плазмодием. У многих жителей Таджикистана есть возбудители и отсутствуют клинические признаки заболевания, либо эти признаки проявляются слабо, и такие люди являются носителями.
В появившихся новых очагах малярии распространяются штаммы плазмодия с длительным инкубационным периодом. Возбудитель может не заявлять о себе в течение нескольких месяцев, и только потом возникает заболевание. Кроме того, надвигается проблема лекарственной устойчивости малярийного плазмодия к основным распространенным препаратам. По данным ВОЗ, в Таджикистане значительная часть штаммов устойчива к хлорохину. Российская Федерация в 2004 г. закупила только хлорохин, хотя крайне необходим примахин и другие препараты для лечения тропической малярии. Хлорохин не позволяет бороться с печеночными стадиями возбудителя, поэтому существует опасность рецидивов заболевания. И, к сожалению, наши граждане пока еще плохо защищены от завозной малярии. На мой взгляд, это важная государственная проблема, которую нужно обязательно решить уже в 2005 г., так как многие наши соотечественники могут заразиться этой болезнью за рубежом во время туристических или деловых поездок.
Существует ли в России риск тропической малярии?
Нет, зато высок другой риск: восстановления малярии трехдневной, к которой очень восприимчивы наши переносчики. Российское здравоохранение должно быть готово к увеличению масштабов завоза болезни из государств СНГ. Кроме того, на государственном уровне должна быть решена проблема неконтролируемой миграции трудовых ресурсов. В свое время Советский Союз сумел победить малярию, и это было одним из крупнейших завоеваний отечественного здравоохранения. Конечно, отдельные вспышки болезни существовали в Азербайджане, на юге Таджикистана, но в целом ситуация была очень спокойной. И она контролировалась на территории всего государства. После распада СССР ситуация изменилась: в Таджикистан вернулось 90 тыс. беженцев из Афганистана, больных малярией, и это стало основной причиной восстановления ее в регионе. Сейчас ни Таджикистан, ни соседние с ним государства не имеют достаточных ресурсов для борьбы с этим заболеванием.
Что является на сегодняшний момент болевыми точками?
Безусловно, диагностика и организация лечения. Кроме того, недостаточность научного обеспечения борьбы с этой болезнью. Необходимо продолжать дальнейшее изучение изменчивости малярийного плазмодия в новых очагах, а также способы передачи заболевания. В ближайшие годы нужно обратить особое внимание на то, что плазмодий совершенствуется, приспосабливается к условиям низкой зараженности в новых очагах, с ним становится бороться все труднее и труднее. Кроме того, в Средней Азии, например, все больше выращивают рис, что создало благоприятные условия для массового выплода наиболее опасных переносчиков малярии, таких как Anopheles superpictus и Anopheles puleherrimus. Численность А.superpictus резко возросла, и в настоящий момент он является главным переносчиком малярии в регионе. Но по мере продвижения болезни на север эстафету подхватывает A.maculipennis. К тому же в Ферганской долине существует еще один, ранее не описанный вид малярийного комара. Мы полагаем, что, по-видимому, этот новый вид станет основным в распространении малярии дальше на север, к границам Казахстана.
Появились ли в последнее время новые методы диагностики болезни?
Сейчас разработаны более современные методы ДНК-диагностики малярийного плазмодия, однако они нуждаются в усовершенствовании, особенно для выявления изменчивых центрально-азиатских штаммов.
Всемирная организация здравоохранения приняла очень важную программу, которая называется "Обратим малярию вспять". Именно по данной программе в настоящее время координируются все проводимые работы по борьбе с малярией. Большую помощь в научных исследованиях в новых очагах малярии оказывает Европейское региональное бюро ВОЗ, которое фактически полностью финансировало все наши научные изыскания в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане. Всемирная организация здравоохранения готова оказывать нашим специалистам и консультативную помощь.
Существует ли опасность передачи малярии еще и через Дальний Восток?
Да, помимо Северного Кавказа и Средней Азии есть и другой путь, по которому на территорию России может прийти "болотная лихорадка" - из Юго-Восточной Азии, через Дальний Восток. Мы показали, что в Приморье основным потенциальным переносчиком малярии служит Anopheles sinensis, который раньше был ошибочно диагностирован как камышовый Anopheles hyrcanus. Кроме того, установлено, что на Дальнем Востоке сейчас происходит изменение видового состава переносчиков. В бассейне реки Зея проходит граница обитания комаров A.messeae и A.sinensis, и в условиях глобального потепления эта граница смещается на запад, то есть ареал обитания A.sinensis увеличился. Но, полагаю, дальнейшее продвижение этого вида на запад все-таки будет ограничено, поскольку условия для жизни комаров там слишком суровые.
В нынешнем году мы проводили исследовательские работы на севере Казахстана, в районе Астаны, а также в Акмолинской области. В следующем году наметили совместную экспедицию уже по южным территориям Казахстана, вдоль реки Сырдарьи. В настоящее время недостаточно изучено распространение переносчиков малярии в этом регионе, а имеющиеся данные сильно устарели. Поэтому необходимо провести ревизию фауны переносчиков на южных границах Казахстана - очередном рубеже на пути распространения малярии. Именно через южные границы узбеки приезжают работать в Казахстан, где очень многое делают для того, чтобы не допустить болезнь на свою территорию. Все приезжающие в Казахстан из соседних республик сдают кровь на малярию, и такая процедура является обязательной для регистрации граждан. Количество завозных случаев этой болезни, как и местных, в Казахстане заметно уменьшилось. Данный положительный опыт неплохо бы использовать и в Российской Федерации. Но для начала в России необходимо сделать другое: все лица, приезжающие работать в нашу страну, обязательно должны иметь медицинскую страховку и обследоваться на предмет как трансмиссивных, так и инфекционных заболеваний. А то ведь люди живут нелегально и, заболев, лечатся сами. Никто их, естественно, не обследует.
Борьба с малярией - это вопрос безопасности государства. На наш взгляд, общество недооценивает сложившуюся ситуацию с трансмиссивными болезнями. В других государствах к этому подходят совсем по-другому.
Как, например?
Великобритания и другие страны Европейского союза очень серьезно относятся к угрозе продвижения малярии в Европу. И на пути этого продвижения стоит Россия. Понятно, что если заболевание распространится у нас, то оно неизбежно перекинется и на европейские страны. Сейчас довольно неблагоприятная обстановка по малярии сложилась в Турции, которая предпринимает огромные усилия по ее ликвидации. Все основные курорты регулярно обрабатываются инсектицидами: здесь очень боятся лишиться доходов от туристического бизнеса. Тем не менее ежегодно число заболевших в Турции достигает десятков тысяч. Для сравнения: в Таджикистане тоже ежегодно регистрируются десятки тысяч заболевших малярией, но, по оценкам экспертов ВОЗ, число инфицированных в этом среднеазиатском государстве составляет сотни тысяч человек. И в настоящее время основная задача, которую ставит перед собой таджикское здравоохранение, - уничтожить тропическую малярию, которая представляет наибольшую опасность и составляет 3-5% от всех зарегистрированных случаев. Вместе с тем одновременно принимаются меры и по снижению заболеваемости трехдневной малярией. А вот ставить цель полного уничтожения болезни в Таджикистане, к сожалению, пока еще рано: для этого нет необходимых ресурсов.
Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, что ситуация развивается в неблагоприятную сторону, и необходимо не забывать, что завоз малярии, особенно из Средней Азии, с каждым годом будет увеличиваться. Если сейчас не начать бить во все колокола, потом уже не хватит никаких денег, чтобы победить эту жестокую болезнь.
Беседу вела ТАТЬЯНА КУЗИВ.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Статья 2. Законодательство об архивном деле в Российской Федерации
1. Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты об архивном деле не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону указанных актов действуют нормы настоящего Федерального закона.
Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) архивное дело в Российской Федерации (далее также - архивное дело) - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;
2) архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства;
3) документы по личному составу - архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем;
4) документ Архивного фонда Российской Федерации - архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению;
5) особо ценный документ - документ Архивного фонда Российской Федерации, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования;
6) уникальный документ - особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности;
7) архивный фонд - совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой;
8) Архивный фонд Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению;
9) архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов;
10) государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (далее - федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;
11) муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;
12) постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации - хранение документов Архивного фонда Российской Федерации без определения срока (бессрочное);
13) временное хранение архивных документов - хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами;
14) временное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации - хранение документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона;
15) депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации - хранение документов Архивного фонда Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и организациями (в том числе академиями наук Российской Федерации, имеющими государственный статус, за исключением Российской академии наук) в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
16) экспертиза ценности документов - изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации;
17) упорядочение архивных документов - комплекс работ по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел) в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
18) владелец архивных документов - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором;
19) пользователь архивными документами - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.
Статья 4. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела
1. К полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся:
1) разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;
2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;
3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;
б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
в) государственных внебюджетных фондов;
г) академий наук Российской Федерации, имеющих государственный статус, и входящих в них организаций;
д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений (далее - федеральные организации), в том числе расположенных за пределами Российской Федерации;
4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
2. К полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относятся:
1) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации;
2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;
в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее - организации субъекта Российской Федерации);
3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.
3. К полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся:
1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;
б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее - муниципальные организации);
2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.
4. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
5. Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
Глава 2. Архивный фонд Российской Федерации
Статья 5. Состав Архивного фонда Российской Федерации
В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
Статья 6. Включение архивных документов в состав Архивного фонда Российской Федерации
1. Архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности документов.
2. Решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также с определением в его составе особо ценных документов, в том числе уникальных документов, осуществляется центральной экспертно-проверочной комиссией специально уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
3. Специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения.
4. Решение вопросов о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции.
5. Экспертиза ценности документов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, государственным, муниципальным архивом совместно с собственником или владельцем архивных документов.
6. Экспертизе ценности документов подлежат все документы на носителях любого вида, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается.
7. Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом (органом местного самоуправления муниципального района, городского округа), музеем, библиотекой либо организацией Российской академии наук. В данном договоре указываются обязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации.
Статья 7. Архивные документы, относящиеся к государственной собственности
1. К федеральной собственности относятся архивные документы:
1) хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договора хранения без передачи их в собственность);
2) государственных органов и организаций, указанных в подпункте "б" пункта 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
3) бывших неприятельских государств, перемещенные в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о перемещенных культурных ценностях;
4) отнесенные к федеральной собственности федеральными законами.
2. К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы:
1) хранящиеся в государственных архивах субъекта Российской Федерации, музеях и библиотеках субъекта Российской Федерации (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);
2) государственных органов и организаций субъекта Российской Федерации.
Статья 8. Архивные документы, относящиеся к муниципальной собственности
1. К муниципальной собственности относятся архивные документы:
1) органов местного самоуправления и муниципальных организаций;
2) хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность).
2. Разграничение собственности между муниципальными образованиями, муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Статья 9. Архивные документы, относящиеся к частной собственности
К частной собственности относятся архивные документы:
1) организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными, в том числе общественных объединений со дня их регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства (далее - негосударственные организации);
2) созданные гражданами или законно приобретенные ими.
Статья 10. Особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований
1. Передача архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
2. Передача архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
3. Архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральными законами.
4. В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.
Статья 11. Особенности гражданского оборота документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности
1. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом. При этом правопреемник обязан уведомить о переходе к нему прав собственника соответствующий государственный, муниципальный архив, музей, библиотеку, организацию Российской академии наук, с которыми прежний собственник заключил договор.
2. При переходе прав собственника на документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, к другому лицу к этому лицу переходят обязанности, указанные в договоре, предусмотренном частью 7 статьи 6 настоящего Федерального закона.
3. Если собственник особо ценных документов и охраняемых государством документов не выполняет свои обязанности по хранению, учету и использованию этих документов, что может привести к утрате ими своего значения, такие документы по решению суда могут быть изъяты у собственника в соответствии со статьей 240 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4. В случае проведения торгов по продаже архивных документов, находящихся в частной собственности, организаторы торгов обязаны не позднее чем за 30 дней до дня их проведения проинформировать в письменной форме о месте, времени и об условиях продажи архивных документов специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, на территории которого проводятся торги. Нарушение данного порядка продажи архивных документов может служить основанием для возникновения у специально уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела права требовать в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством перевода на них прав и обязанностей покупателя.
Статья 12. Защита права собственности на архивные документы
1. Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов, не предусмотренное федеральными законами, запрещается.
2. Архивные документы, находящиеся в незаконном владении, подлежат передаче собственникам или законным владельцам в соответствии с международным договором Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Управление архивным делом в Российской Федерации
Статья 13. Создание архивов
1. Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.
2. Организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.
Статья 14. Организация управления архивным делом в Российской Федерации
1. Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обеспечивает развитие архивного дела в Российской Федерации на основе проведения соответствующей научно-технической и финансовой, в том числе налоговой и кредитной, политики.
2. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти.
3. Государственное управление архивным делом в субъектах Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела.
4. Управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления.
5. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статья 15. Финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемым ими архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов.
2. Государственный орган, орган местного самоуправления, принимающие решение о реконструкции, передаче или сносе здания, в котором размещен государственный или муниципальный архив, обязаны предоставить этому архиву здание, отвечающее нормативным требованиям хранения архивных документов.
3. Государственные и муниципальные (за исключением структурных подразделений органов местного самоуправления) архивы вправе осуществлять приносящую доход деятельность постольку, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит и соответствует достижению целей, ради которых они созданы, а также покрывать свои расходы за счет иных поступлений, разрешенных законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации
Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Глава 4. Хранение и учет архивных документов
Статья 17. Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по обеспечению сохранности архивных документов
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
2. Уничтожение документов Архивного фонда Российской Федерации запрещается.
3. В отношении особо ценных документов, в том числе уникальных документов, устанавливается особый режим учета, хранения и использования. Создаются страховые копии этих документов.
4. Порядок отнесения документов Архивного фонда Российской Федерации к особо ценным документам, в том числе уникальным документам, порядок учета таких документов, создания и хранения их страховых копий определяются специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 18. Хранение документов Архивного фонда Российской Федерации
1. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся:
1) постоянно - в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук;
2) временно - в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.
2. Депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, осуществляют федеральные органы исполнительной власти и организации (в том числе академии наук Российской Федерации, имеющие государственный статус, за исключением Российской академии наук), перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Сроки и условия депозитарного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и использования указанных документов устанавливаются в договорах, заключаемых федеральными органами исполнительной власти или организациями (в том числе академиями наук Российской Федерации, имеющими государственный статус, за исключением Российской академии наук) со специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в муниципальной собственности, хранятся:
1) постоянно - в муниципальных архивах, музеях и библиотеках;
2) временно - в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и создаваемых ими архивах в течение установленных сроков.
4. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или владельцами самостоятельно или могут быть переданы по договору на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию Российской академии наук. При этом условия хранения этих документов определяются их собственниками или владельцами с соблюдением норм настоящего Федерального закона.
Статья 19. Государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации
1. Документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету. Порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации определяется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Уникальные документы подлежат также учету в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение которого осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Документы Архивного фонда Российской Федерации, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук, не входят в состав имущества этих архивов, музеев, библиотек и организаций Российской академии наук.
Глава 5. Комплектование архивов архивными документами
Статья 20. Источники комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.
2. Государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора.
Статья 21. Передача документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение
1. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы.
2. Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела.
3. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов.
4. Государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным организациям запрещается передавать образовавшиеся в процессе их деятельности документы Архивного фонда Российской Федерации в музеи, библиотеки, организации Российской академии наук и негосударственные организации.
5. Передача на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы обязательного бесплатного экземпляра документов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном экземпляре документов.
Статья 22. Сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение
Устанавливаются следующие сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их поступления в государственные и муниципальные архивы:
1) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации (в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России), а также для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов государственных внебюджетных фондов и федеральных организаций - 15 лет;
2) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов органов государственной власти, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и организаций субъектов Российской Федерации - 10 лет;
3) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов органов местного самоуправления и муниципальных организаций - 5 лет;
4) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации отдельных видов архивных документов:
а) записей актов гражданского состояния - 100 лет;
б) документов по личному составу, записей нотариальных действий, нехозяйственных книг и касающихся приватизации жилищного фонда документов - 75 лет;
в) проектной документации по капитальному строительству - 20 лет;
г) технологической и конструкторской документации - 20 лет;
д) патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец - 20 лет;
е) научной документации - 15 лет;
ж) кино- и фотодокументов - 5 лет;
з) видео- и фонодокументов - 3 года.
Статья 23. Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами
1. Федеральные органы государственной власти, иные государственные органы Российской Федерации разрабатывают и утверждают по согласованию со специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечни документов, образующихся в процессе их деятельности, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы.
3. Негосударственные организации обеспечивают отбор и передачу в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, отнесенных к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, с правом возмещения произведенных на эти цели расходов за счет средств соответственно федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и бюджета муниципального образования в порядке, установленном органом местного самоуправления.
4. При реорганизации государственных органов архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых государственных органов.
5. При изменении структуры органов местного самоуправления архивные документы в упорядоченном состоянии передаются вновь формируемым органам местного самоуправления.
6. При реорганизации государственных и муниципальных организаций архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых организаций. При этом в случае преобразования государственных и муниципальных организаций с изменением форм собственности имущества этих организаций архивные документы могут быть переданы на временное хранение вновь возникшим организациям-правопреемникам на основании договоров между данными организациями и соответствующими государственными или муниципальными архивами.
7. При реорганизации государственных и муниципальных организаций путем разделения или выделения из их состава одной или нескольких организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами, по согласованию с соответствующими специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела.
8. При ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
9. При реорганизации негосударственных организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами.
10. При ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Глава 6. Доступ к архивным документам и их использование
Статья 24. Доступ к архивным документам
1. Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и (или) копий необходимых ему документов.
2. Условия доступа к архивным документам, находящимся в частной собственности, за исключением архивных документов, доступ к которым регламентируется законодательством Российской Федерации, устанавливаются собственником или владельцем архивных документов.
Статья 25. Ограничение на доступ к архивным документам
1. Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.
2. Ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным в порядке, установленном специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии. Отмена ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.
Статья 26. Использование архивных документов
1. Пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом.
2. Государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук обеспечивают пользователю архивными документами условия, необходимые для поиска и изучения архивных документов.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Государственные и муниципальные (за исключением структурных подразделений органов местного самоуправления) архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук, а также государственные и муниципальные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут на основе имеющихся у них архивных документов и справочно-поисковых средств оказывать пользователю архивными документами платные информационные услуги, заключать с ним договоры об использовании архивных документов и справочно-поисковых средств.
5. Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах определяется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок использования архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, государственных и муниципальных музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук определяется ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Использование архивных документов, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, осуществляется с учетом требований данного законодательства.
7. Государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук, архивы государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций предоставляют государственным органам и органам местного самоуправления необходимые для осуществления ими своих полномочий архивную информацию и копии архивных документов, публикуют и экспонируют архивные документы, готовят справочно-информационные издания о составе и содержании хранящихся в них документов.
8. Архивные документы, изъятые в качестве вещественных доказательств в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат возврату собственнику или владельцу архивных документов.
Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле
в Российской Федерации
Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации
Юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Глава 8. Международное сотрудничество
Статья 28. Международное сотрудничество Российской Федерации в области архивного дела
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки и иные юридические лица в пределах своей компетенции, а также граждане - собственники или владельцы архивных документов принимают участие в международном сотрудничестве в области архивного дела, участвуют в работе международных организаций, совещаний и конференций по вопросам архивного дела, в международном информационном обмене.
Статья 29. Вывоз и ввоз архивных документов
1. Вывоз за пределы Российской Федерации архивных документов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности, запрещается.
2. Архивные документы, находящиеся в частной собственности, могут быть вывезены за пределы Российской Федерации. Заявленные к вывозу указанные архивные документы подлежат экспертизе ценности документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Временный вывоз за пределы Российской Федерации архивных документов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Вывоз за пределы Российской Федерации перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации архивных документов, не относящихся к федеральной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Разрешается ввоз в Российскую Федерацию архивных документов, приобретенных и (или) полученных на законных основаниях.
Статья 30. Вывоз и ввоз копий архивных документов
Вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию приобретенных и (или) полученных на законных основаниях копий архивных документов на носителях любого вида осуществляются без ограничений, за исключением вывоза копий архивных документов, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 9. Заключительные положения
Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки и порядок вступления в силу.
2. Положения пункта 11 статьи 3, части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2006 года и до наступления этой даты применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в связи с изменением границ либо преобразованием муниципальных образований.
4. Положения части 7 статьи 6, части 1 статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона об органах местного самоуправления муниципального района и городского округа и о муниципальных архивах вступают в силу с 1 января 2006 года и до наступления этой даты применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в связи с изменением границ либо преобразованием муниципальных образований.
Статья 32. Признание утратившими силу законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
1) Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года N 5341-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1311);
2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5342-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1312).
Президент
Российской Федерации
В. Путин
В данном случае, “отец” - это Мартин Борман, глава нацистской партийной канцелярии и личный секретарь фюрера, ставший к концу войны второй по величине политической фигурой после Гитлера.
“Дитя” - это тоже Мартин Борман, Борман-младший, 74-летний сынок печально известного папаши, проживающий ныне в Германии. И он же - крестный сын Адольфа Гитлера.
В этом качестве, крестного сына, прийти к правильной оценке роли его собственного отца, верой и правдой служившего фюреру, было отнюдь не легким испытанием. И испытанием долгим - продолжавшимся почти всю его жизнь. Сначала Мартин Борман-младший, сын человека, которого Гитлер называл “самым идейным членом партии”, начисто отрицал свое прошлое, словно ничего этого не было; сегодня он тратит почти все свое время на разъезды по Германии, выступая с разъяснениями безмерного зла, которое принесли его стране и всему миру нацизм и Третий рейх.
Что помнит Мартин о своих детских годах? Он помнит, как Гитлер представил его Муссолини в качестве своего крестника в 1938-м, когда дуче прибыл на Мюнхенскую конференцию. “Естественно, что это навсегда отпечаталось в моей памяти” - сказал он в последнем из своих крайне редких интервью - данных корреспонденту журнала “Джерузалем рипорт” в южно-германском городе Ингольштадт, после выступления перед тамошней молодежью.
Он помнит кое-что еще. Например, Рождество 1939-го, когда Гитлер гостил у Борманов на их вилле в Оберзальцбургских горах, в Берхтесгадене; там по соседству находилось знаменитое “Волчье логово” - дом-замок фюрера. “Мой крестный , - вспоминает Борман, - подарил мне тогда коробку с игрушечными солдатиками и модель зенитного орудия” . Он помнит, что Гитлера приветствовали и его братья с сестрами, но визит этот был краткий - минут через десять фюрер ушел.
Отец? Борману-младшему он запомнился как “человек строгий, но любящий”. “Он обычно уходил рано утром, а возвращался поздно вечером. Но выходные дни он целиком посвящал семье, и мы, дети, никогда и ни в чем не могли упрекнуть его, как отца. Он старался дать нам все, что необходимо детям” .
Имя Бормана-старшего звучит сегодня так же зловеще, как оно звучало шестьдесят лет назад. Его называли “серым кардиналом” Гитлера: он стал тенью фюрера с их первой встречи в 1926-м и оставался невидимым, но все более могущественным вплоть до конца войны. Он не любил фотографироваться, и хороших фотографий “самого идейного партайгеноссе” не существует. Свою карьеру он начал в 24 года, получив в марте 1924-го годичный тюремный срок: он был замешан (совместно с Рудольфом Гёссом, будущим комендантом Освенцима) в убийстве Вальтера Кадова, выдавшего французским оккупационным властям Рура Лео Шлагетера, организатора нескольких диверсий. (Этот Шлагетер был впоследствии причислен к нацистским “мученикам”, наряду с Хорстом Весселем).
В 1928-м Гитлер сделал Бормана членом главного командования СА (штурмовых отрядов); в 1933-м он стал главой канцелярии Рудольфа Гесса, заместителя фюрера (жена Гесса Ильзе была крестной матерью Бормана-младшего) и его правой рукой. Одновременно он был возведен в ранг рейхслейтера - что-то вроде члена политбюро. А в мае 1941-го, после знаменитого полета Гесса в Англию, он становится неким подобием “генсека” - всесильным главой партийного аппарата.
Борман стоял во главе партийного законодательства, в его руках были назначения на высшие посты, без него не решались вопросы внутренней безопасности, и это он составлял распорядок дня фюрера. От него целиком зависел доступ к Гитлеру, и минуть его не могли даже такие матерые зубры, как Геринг, Гиммлер и Геббельс.
Он был тем, что на нашем славном жаргоне сравнительно недавнего прошлого именовалось “несгибаемым большевиком”, - в данном случае, несгибаемым нацистом, блюдущим первозданную “чистоту” партийной идеологии. В этом качестве он всецело поддерживал преследование и истребление евреев и славян, и многое сделал для расширения рабского труда в концлагерях.
Гитлер был свидетелем на свадьбе Борманов в 1929-м (его жена Герда, мать Бормана-младшего, была идейной нацисткой, дочерью Вальтера Буха - высшего партийного судьи). Борман, в свою очередь, вместе с Геббельсом, в апреле 1945-го, был свидетелем на мрачной свадебной церемонии Гитлера и Евы Браун, накануне их самоубийства.
“В те времена я, разумеется, гордился отцом , - говорит Борман-сын. - Еще бы! Он был так близок к фюреру. Я помню, как Гитлер однажды заметил: “Если я говорю что-нибудь Борману, ему требуется пять минут, чтобы все понять, а потом исполнить наилучшим образом; в то же время другим требуется на это более двух часов, после чего они делают все как раз наоборот” .
Во время войны Мартин пребывал в специальной школе-интернате для детей нацистской верхушки и почти не видел отца. “В тех редких случаях, когда мы виделись, он никогда не говорил о своей работе, а я ни о чем не спрашивал - у меня было много своих дел: школьные занятия, спорт, политвоспитание в соответствии с “Майн кампф”. Мы, школьники, никогда не спрашивали о том, что происходит в Рейхе и на фронтах, а правдивая информация была недоступна. Только официальные сообщения, изготовленные министерством пропаганды, обо всем остальном - гробовое молчание. Лишь после войны я узнал всю правду”.
По словам Бормана-младшего, и о Холокосте он узнал из газет после войны. “Мы понятия не имели о том, что евреев истребляли. Мы знали, что идеи враждебности к евреям исходили от Гитлера, и мы, естественно, безоговорочно принимали их. Это же была главная мысль “Майн кампф”, что евреи - несчастье нашей родины”.
В апреле 1945-го Берхтесгаден подвергся бомбардировке, и мадам Борман с детьми перебралась в южный Тироль, где они жили под вымышленными именами. Что же касается Мартина, то упомянутая школа-интернат прикрылась, он бежал в Австрию и прибился к крестьянской католической семье. “Я назвался Мартином Бергманом из Мюнхена и дал фальшивый адрес - дом этот был разбомблен” .
“Для меня, пятнадцатилетнего , - продолжает Мартин, - и для многих других моих однолеток, выросших под влиянием нацистской идеологии, конец войны был подлинной катастрофой. И последующие несколько недель были особенно тяжелыми, поскольку все мы впервые столкнулись с ужасной правдой - с фотографиями и показаниями бывших узников концлагерей” .
Борман-старший исчез вскоре после самоубийства Гитлера, был судим заочно Нюрнбергским трибуналом, признан виновным в преступлениях против человечества и 1 октября 1946 года приговорен к смертной казни.
“Я прочел об этом в австрийских газетах , - вспоминает Мартин. - Из этих сообщений я понял, как тесно был связан со всем этим отец. Чего хотел Гитлер, того хотел и он. Он поступал так не вопреки своему желанию, но как верный последователь Гитлера. Конечно, ни о какой гордости за него теперь не могло быть и речи, но и ненависти к нему я не испытывал. Я надеялся, что если он пережил войну, и ему действительно удалось скрыться, он изменил свой прежний образ мыслей”.
Мартин вспоминает первые два послевоенных года как крайне трудные. Для него начался его собственный процесс денацификации, когда он обратился к религии, принял католичество в 1947-м и стал священником 11 лет спустя. Он миссионерствовал в Африке, но потом, в 1971-м, сложил с себя сан, женился и стал преподавателем Закона Божьего.
После конца войны, вплоть до 1950 года Мартин не встречал своих братьев и сестер, живших у приемных родителей. Его мать умерла от рака в 1946-м. “Мы все предполагали, что отец мертв. Но втайне я надеялся, что он жив” .
О том, что Борман-старший жив, долго ходили упорные слухи. Последний раз его видели 2 мая 1945-го, когда он покинул берлинский бункер Гитлера, чтобы передать адмиралу Денитцу приказ о назначении его преемником фюрера.
После этого одни говорили, что он на подводной лодке добрался до Южной Америки, и что его видели там в Парагвае и Бразилии; другие утверждали, что его видели в Италии и даже в СССР. Но в 1973-м судебно-медицинские эксперты, используя рентгеновские снимки, хранившиеся у стоматолога Бормана, “с абсолютной уверенностью” опознали останки Мартина Бормана в одном из двух скелетов, найденных при рытье котлована на строительной площадке вблизи Рейхстага, в декабре 1972-го. Западногерманские власти официально признали его мертвым. Второй скелет принадлежал Людвигу Штюрнфеггеру, личному врачу Гитлера. Оба они, выйдя из бункера, пытались скрыться, по-видимому, натолкнулись на советских солдат и проглотили капсулы с цианистым калием. Останки были доставлены во франкфуртскую прокуратуру и позднее подвергнуты проверке на ДНК: донором был 83-летний родственник Бормана. Эта проверка и поставила последнюю точку на “тайне Бормана”.
Борман-младший - спокойный и полный достоинства человек. Он высок и худ - в отличие от папаши, коренастого и плотного. Ныне, как уже было сказано, он разъезжает по Германии, читая лекции, развенчивающие доктрины, коим так беззаветно был предан его отец. “Единственный путь не допустить возрождения фашистских и расистских тенденций , - говорит он, - это просвещение. Особенно это касается молодых людей, не испытавших нацизм на своей шкуре и покоренных его внешним блеском. Нам надлежит терпеливо и настойчиво разъяснять им, как действительно выглядело то время” .
С 1987 году Борман активно участвует в движении “Дети жертв, Дети палачей”, основанном Даном Бар-Оном, психологом университета Бен-Гуриона, Израиль. Его участники проводят встречи, на которых они обмениваются рассказами о роли их родителей в Холокосте.
Бар-Он - автор книги “Наследство молчания: встречи с детьми Третьего рейха” - работал в Израиле с детьми жертв Катастрофы, у которых тоже возникла проблема “отцов и детей”: эти “отцы” категорически отказывались говорить с “детьми” об ужасах своего прошлого. Встречи детей обоих видов происходили в 1998 году в Израиле и США, а в 1999-м - в Германии.
На одной такой встрече в Израиле потомки жертв называли потомков нацистов “Детьми зла”. Но несмотря на эту совершенно очевидную враждебность, Борман утверждает, что лично его никогда не попрекали отцом. Только раз, в 1970-х, когда они с женой подыскивали себе квартиру, и жена рассказала владелице дома кто ее муж, - “эта женщина заплакала: вся ее семья погибла в Освенциме. Я сказал ей, что квартира нам нравится, но мы отказываемся от нее, иначе это будет ежедневным напоминанием об Освенциме” .
Считается, что дети не отвечают за поступки родителей. Но когда такие родители и такие поступки, - употребляются, очевидно, другие мерки.