Икона «Знамение» дала жизнь многим местам, освященным в ее честь, в т.ч. и собору иконы Божией Матери на Варварке . Святыню называют чудотворной неспроста.
В 1170 году был осажден Новгород. В неравной борьбе оставалось только одно: молиться.
Есть поверье, что архиепископ Новгородский услышал голос, который повелел ему вынести икону «Знамение» и обойти с нею вокруг крепостной стены.
Одна стрела, выпущенная противником, попала в святыню. Из глаз Богородицы показались слезы, сама же святая повернулась к городу.
Враги пришли в ужас, бросили оружие и принялись отступать. Новгородцы, воодушевленные добрым предзнаменованием, настигли и одолели противника.
История храма Божией Матери «Знамение»
Собор иконы Божией Матери на Варварке в Москве был освящен во имя иконы «Знамение».
Есть несколько предположений возникновения храма и монастыря вокруг него. Известно точно, что изначально комплекс принадлежал боярам Романовым.
Возможно, он был основан в 1631 году после смерти Марфы, матери Михаила Федоровича, возможно, в 1629 году с появлением наследника Романовых.
В 1668 году Собор изрядно пострадал во время пожара. Благодаря боярину Ивану Милославскому храм был отстроен вновь.
До конца 18 века здание Собора Божией Матери «Знамения» и монастыря находились в упадке.
В 1812 году Собор был разворован, однако не пострадал: здесь даже проводились богослужения. После войны с Наполеоном - вновь восстановительные работы и новое открытие в 1827 году.
Когда в 1856 году в Москву приехал Александр II, состояние святыни оставляло желать лучшего.
Приказом императора было решено придать Собору тот вид, который он имел еще во времена правления Романовых, а на территории монастыря открыть музей «Дом бояр Романовых».
В 1923 году Собор иконы Божией Матери «Знамение» на Варварке был закрыт, а вместе с ним и Знаменский монастырь.
Здания использовались не по назначению: на святых землях расположились конюшни и хозяйственные постройки.
Лишь в 70-х годах двадцатого столетия была проведена очередная реставрация, а монастырь передан организации по охране исторических памятников.
Несмотря на давнюю историю и события, которые удалось пережить Собору, святыня донесла до потомков пусть небольшие, но ценные фрагменты прошлых лет.
Какое необычное название для улицы – доброе и по-домашнему уютное. Оно очень подходит этому заповедному уголку Москвы, где до сих пор живет дух старины. Давай вместе пройдемся по этой улице, внимательно посмотрим вокруг, и Варварка наверняка приоткроет тебе свои тайны.
Китайгородская стена
Наш маршрут начинается в метро «Китай-город». Из подземки выходим в сторону Варварки, выбираем правый тоннель и идем по нему до конца. Что же нас ждет в конце тоннеля? Конечно, свет, а еще – огромные булыжники, замурованные в стену. Это фундамент Варварских ворот Китай-города – некогда огромной крепости, защищавшей древнюю Москву.
Поднимаемся наверх. Посмотри направо, красное кирпичное здание – это храм Рождества Иоанна Предтечи. Трудно представить, но когда-то в его стенах были устроены жилые квартиры для партийных работников и даже детский сад. Сейчас церковь находится на реставрации. Скоро ей вернут первоначальный вид, и в храме вновь зазвучит молитва.
Терем с куполами
Здесь же, на правой стороне Варварки, находится еще один храм, в который ведут «потайные» тропы. Чтобы в него попасть, мы сначала идем через проходную, затем сворачиваем налево и… застываем от красоты и изумления. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках, богато украшенный лепниной, cохранился до наших дней практически в первоначальном виде. Его нередко сравнивают с царским теремом и называют одним из лучших образцов русского узорочья.
Давай зайдем внутрь и полюбуемся на древние фрески. Их создал один из лучших иконописцев ХVII века – Симон Ушаков.
Главная святыня храма – чудотворная Грузинская икона Божией Матери, исцелившая множество людей во время эпидемии чумы. Этот образ такой же древний, как и сам храм. Давай затеплим свечу и приложимся к святыне.
Где было Зарядье
Теперь мы переходим дорогу и идем по левой стороне Варварки. Сразу за махиной серого здания начинается пустырь – еще 50 лет назад здесь располагался купеческий район Зарядье с множеством уютных улочек. Вот как описывал его писатель Владимир Муравьев: «Тихий провинциальный город в самом центре столицы, не тронутый перестройкой по социалистическому плану. Самые высокие дома 4–5 этажей, очень крепкие, купеческие. Улицы не прямые, а с косиной. Росли деревья, хотя специальных посадок не было, трава среди булыжников. Гора вниз с улицы Разина (Варварки. – Примеч. редакции ) тоже булыжная, и особенно хорошо там было весной, когда ручьи текли по камням, умывая все, и появлялась первая зелень».
Через несколько лет тут появится большой современный парк с аллеями, фонтанами и музеями. Но об этом чуть позже.
На нашем пути – храм великомученика Георгия Победоносца, небесного покровителя города Москвы. Вход в церковь устроен необычно – на втором ярусе колокольни. Это было сделано для того, чтобы не спускаться с улицы по ступенькам вниз – храм-то стоит под горой.
В ХVI веке здесь находилось поселение артиллеристов, которых Василий III переселил сюда из Пскова, поэтому храм стали называть церковью на Псковской горке. После пожаров 1812 года она сильно пострадала, и ее пришлось отстраивать практически заново. А по соседству знаменитые палаты бояр Романовых – тех самых, что в течение почти 300 лет правили Россией. По преданию, именно здесь 12 июля 1596 года родился основатель царской династии Михаил Федорович Романов. Палаты – единственная постройка, уцелевшая от некогда огромной боярской усадьбы, окруженной высоким зубчатым забором. Этот богатый боярский двор был отмечен еще на карте Москвы ХV века. Представляешь, какая древность?
Еще не так давно над уникальной постройкой возвышалась громада гостиницы «Россия», закрывая вид на Кремль и Москву-реку. После ее сноса палаты как бы вышли на простор, радуя глаз любителей старины.
Монастырская вотчина
Когда Михаил Романов переехал из родового гнезда в Кремль, здание перешло Знаменскому монастырю, куда мы теперь и отправимся. Это совсем рядом. Прямо за забором царской усадьбы возвышается краснокирпичный Знаменский собор с зелеными куполами. Ты наверняка его видел в журналах и телевизионных заставках – этот величественный храм по праву считается одним из символов столицы.
Первоначально на этом месте стояла домовая церковь Романовых, где хранилась родовая икона «Знамение Божией Матери Новгородской», но позже по велению Михаила Федоровича здесь был основан монастырь. Главный, Знаменский собор, к счастью, сохранился до наших дней. Чтобы войти в него, надо подняться по широкой парадной лестнице – типичной для дворцов или великокняжеских покоев.
Слева от собора находится братский корпус с забавными башенками на крыше. Как ты думаешь, что это такое? Печные трубы – ведь раньше и в деревнях, и в городах все дома топили дровами. Ну а монастырскую колокольню, выкрашенную в красный цвет, ты уже ни с чем не перепутаешь.
Первый московский юродивый
Проходим еще 20 метров, и мы у следующей святыни – храма Максима Исповедника. Правда, чтобы войти в него, надо подняться по лестнице на Варварку.
Святой, которому посвящен храм, прославился как первый московский юродивый. Он жил в Москве в начале ХVI века, обличая богатых и утешая бедных. Блаженный Максим говорил московской знати: «Божница домашняя, и совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».
Блаженный Максим жил на Варварке у церкви Бориса и Глеба. Там же у церковной ограды в 1534 году и отошел к Господу. Вскоре у его могилы по молитвам верующих стали происходить чудесные исцеления. Были случаи, когда Максим являлся во сне и предупреждал человека о грозящей ему опасности.
Через 13 лет после кончины блаженного были обретены его нетленные мощи, и Максима причислили к лику святых. А вскоре в честь святого на месте его погребения возвели храм.
В 20-х годах прошлого века здесь служил регентом молодой инок Платон Извеков, ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси Пименом.
В честь святой Варвары
Мы почти дошли до Васильевского спуска, где находится храм Великомученицы Варвары, по которому и назвали нашу улицу. Эту святую во все времена очень почитали на Руси – в ее честь на русской земле выстроено множество храмов.
А знаешь ли ты, кем была Варвара? Дочерью богатого и знатного язычника Диоскора, который мечтал ее удачно выдать замуж и упрочить свое положение в обществе. Но красавица Варвара отвергла всех женихов и, удалившись от мирской суеты, приняла Святое Крещение. Диоскор был разгневан поступком дочери и подверг ее страшным пыткам. Но ничто не смогло поколебать веру юной девы во Христа. Ночью во время молитвы ее озарил ослепительный свет – сам Христос явился ей. Исцелил от страшных ран и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобой».
Утром Варвару вновь подвергли страшным мучениям, а затем она была осуждена на смерть, которую приняла от рук родного отца – Диоскор отсек ей голову.
Частицы мощей великомученицы Варвары были главной святыней храма, возведенного знаменитым итальянским зодчим Алевизом Фрязиным в начале ХVI века. Но страшный пожар 1737 года уничтожил все иконы.
Храм был восстановлен лишь шестьдесят лет спустя по проекту архитектора Родиона Казакова. Таким мы видим его и сейчас.
Английский двор — самое древнее здание Москвы
Заглянуть в будущее
Помнишь, я обещал тебе показать, каким будет новый московский парк на месте старого Зарядья? Вот здесь, рядом с церковью святой Варвары, расположен стеклянный павильон, где каждому посетителю бесплатно выдают планшеты, с помощью которых можно отправиться в будущее. На экране электронного устройства ты увидишь, где будут располагаться уютные аллеи, цветники, концертный зал. А через два года ты сможешь побывать в парке уже не виртуально, а реально. Приходи сюда вместе с друзьями и расскажи им о Варварке…
Икона Божией Матери «Знамение» – один из первых иконописных образов Богоматери, а русское название «Знамение» икона обрела в Великом Новгороде в XII веке. В 1170 году город осадили войска суздальцев. Архиепископ Илия трое суток провел в соборном храме, слезно моля о помощи. В ночь перед штурмом он услышал голос, повелевший ему идти в одну из новгородских церквей, взять оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городскую стену – «тогда узриши спасение граду». Он сразу же послал туда священников, но икона не двинулась с места, пока сам святитель не явился в храм и не помолился перед ней. Икону вознесли на городскую стену под тучами стрел, осыпавших Новгород. Одна из них ударила в икону. Из очей Царицы Небесной закапали слезы, и икона повернулась ликом к городу. Святитель Илия, с трепетом приняв слезы на свою фелонь, воскликнул: «Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города!» Так явилось название иконы – «Знамение». Суздальцы в неописуемом страхе бежали от стен Великого Новгорода. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной и было установлено тогда же празднование иконе 27 ноября.Новгородскую икону «Знамение» издревле почитали Романовы. И потому, что служили в Новгороде, и потому, что, по преданию, в их роду «было от сея иконы знамение».
Тайны государева двора
Государева служба древних предков Романовых была тесно связана с Великим Новгородом. Есть даже смелая версия, что родоначальник династии Гланда-Камбила, в крещении Иван, происходивший «из Прусс», был выходцем не из Пруссии, как традиционно считается, а из «прусского конца» Новгорода. Его внук Федор Андреевич Кошка, любимый боярин Дмитрия Донского, служил верой и правдой московскому великому князю. На его попечение была оставлена Москва, когда князь Дмитрий отправился на Куликовское поле, а при Василии I Федор Андреевич был назначен наместником новгородским. В той же должности более 20 лет служил его потомок Юрий Захарьевич (дед первой русской царицы Анастасии Романовой), после того как Иван III покорил вольнолюбивый Новгород. А потом и брат царицы Анастасии, Никита Романович, занял это служивое место.
Первый московский двор Романовых, принадлежавший Федору Кошке, находился близ Тверской и оставался в их родовом владении до середины XVI века. Домовым храмом была каменная Георгиевская церковь, возможно, основанная боярином Федором Андреевичем. После смерти воеводы Юрия Захарьевича в 1505 году его дочь Феодосия Юрьевна на помин души родителя обратила церковь в Георгиевский монастырь, оставивший имя Георгиевскому переулку. Этот двор подле обители стал «рассадником дома Романовых», по выражению историка И.М Снегирева. Именно здесь воспитывались племянники Феодосии: Анастасия, Даниил и Никита Романовичи, дети ее брата Романа Юрьевича, чье имя дало фамилию Романовым. В 1547 году Анастасия венчалась с царем Иваном Васильевичем Грозным и переехала в Кремль, Даниил Романович ушел на государеву службу и участвовал в походе на Казань, Феодосия Юрьевна приняла иноческий постриг, а Никита Романович перебрался на Варварку. Здесь и являются первые загадки.
В то время еще не было крепостной стены Китай-города, и местность носила название Великий Посад, где издревле близ крупнейшей речной пристани и главного городского торга селились купцы и ремесленники. Одна из главных посадских улиц называлась Варваркой – по храму святой Варвары, которая почитаема покровительницей торговли, или просто Варьской улицей – сокращенно от Варварки или от слова варя (место, где варят соль, хмель), что отражало экономический характер местности. Все три посадские улицы в допетровские времена имели крестцы , где стояли часовни, в которых приводили к крестному целованию народ и зачитывали царские и патриаршие указы. Сюда же, на крестцы, привозили тела безродных, нищих, узников, умерших в тюрьме, для опознания родственниками и сбора пожертвований на их погребение, и даже подкидышей из убогих домов, чтобы их забрали бездетные супруги. Оттого будущий Знаменский монастырь именовался «что на Варварском крестце».
Местность подле Кремля хоть и была торговой, оставалась очень престижной. Здесь рядом с дворами богатейших купцов, среди которых был двор сурожан Ховриных, известных строительством Симонова монастыря, стояли и дворы знати. Согласно первой версии, Никита Романович Захарьин-Юрьев в конце 1540-х годов женился на купеческой дочери Варваре Ивановне Ховриной и получил в приданое этот дом. По другой версии, здесь приобрел дом сам Роман Юрьевич, и он перешел по наследству младшему сыну Никите Романовичу. Третья версия гласит, что Никита Романович просто купил себе владение на Варварке после того, как родовое гнездо близ Тверской опустело. В Знаменском монастыре хранилось предание, что этот дом был построен до рождения будущего патриарха Филарета Никитича, которое относят приблизительно к 1554–1560 годам. Это был большой боярский двор в традициях тех времен, с каменными палатами, хозяйственными службами. Фасад дома и окна выходили на улицу, что было редкостью, а парадное крыльцо находилось со стороны двора. Домовым храмом стала каменная церковь иконы Божией Матери «Знамение», освященная в память пребывания Никиты Романовича наместником Новгородским, с приделом преподобного Никиты Мидикийского по именинам хозяина, который, как известно, основал в Москве женский Никитский монастырь, оставивший имя Большой и Малой Никитским улицам.
Никита Романович умер спустя два года после смерти Грозного, в 1585 году, перед кончиной приняв монашество под именем Нифонта. Двор на Варварке перешел к Федору Никитичу. Он был очень любим царем Федором – сыном (единственным оставшимся в живых) Анастасии Романовой и, следовательно, приходился ему двоюродным братом. Федор Никитич поступил на государеву службу, был псковским наместником, потом отправился воеводой в Крымский поход и в Москве бывал наездами. 12 июля 1596 года в доме на Варварке у него родился сын Михаил. Долгое время это считали легендой, особенно советские историки, пытавшиеся стереть в Москве всякую память о Романовых. Предание о рождении на этом месте первого царя династии сохранил именно Знаменский монастырь, хотя оно было записано только в XVIII веке, когда архимандрит просил о пособии для поновления обедневшей обители, ссылаясь на столь важный исторический факт.
Возвышение Романовых при дворе беспокоило Бориса Годунова, который считал себя более близким родственником царя Федора, женившегося на его сестре Ирине. После смерти бездетного царя Федор Никитич Романов считался претендентом на престол, но в 1598 году Земский Собор избрал государем Бориса Годунова. Тот решил навсегда избавиться от своих главных соперников, вырезав их род на корню. Подкупленный слуга бросил в боярскую кладовую мешочек с кореньями и донес, будто Романовы, дети Никиты Романовича, хотят зельями навести чары и отравить царя Бориса, дабы самим занять русский трон. Опала была жестокая. В 1601 году Романовых объявили государственными преступниками. Федора Никитича насильно постригли в монахи под именем Филарета в Антониев Сийский монастырь Архангельской области, где всякому было запрещено с ним разговаривать. Его жену Ксению Ивановну постигла та же участь: ее постригли в инокини под именем Марфа и отправили в Заонежье. Малолетний Михаил Федорович с сестрой и теткой отправлен на Белоозеро, а потом в родовое село Клин. Караульный отказывал ребенку в пище и самой необходимой одежде, за что получил упреки от самого царя Бориса. Все остальные сыновья Никиты Романовича сгинули в далекой ссылке. Только один, слабый и болезненный Иван Никитич по прозвищу «Каша», был возвращен в Москву, получил отцовскую вотчину Измайлово. Он отдал дяде двор на Воздвиженке, где появилась вторая романовская церковь в честь Знаменской иконы.
Об участи же палат Романовых на Варварке нет единого мнения. Одни считали, что они были конфискованы в казну или даже перешли к Борису Годунову. Другие утверждали, что их подожгли при арестах, и палаты долго пустовали. Даже когда в начале XVII века Филарет вернулся в Москву, он не жил в этом доме, не имея на то права как монах. В то время в Знаменской церкви появился Благовещенский придел. Но и в «безгосударево время» на романовском дворе случилось знаменательное событие: отсюда осенью 1612 года войско князя Пожарского двинулось освобождать Кремль. В престольный праздник Знаменской церкви того же года пределы России были полностью освобождены от врагов. Две печати под грамотой об избрании на царство Михаила Федоровича имели образ «Знамение».
Когда в 1606 году инокиня Марфа вернулась с сыном в Москву, они поселились в доме на Варварке, покинув его во время польско-шведской оккупации. В домовой Знаменской церкви возобновились богослужения, но потом двор снова опустел: патриарх Филарет находился в польском плену, инокиня Марфа ушла на покой в кремлевский Вознесенский монастырь. Она подарила фамильному храму серебряный крест. Царь Михаил Федорович, тоже внесший вклады в домовый храм после венчания на престол, поселился в Кремле, и родовые палаты на Варварке стали именоваться Старым государевым двором, по-прежнему принадлежа Романовым. Во владение Церкви они перешли с основанием на том месте Знаменского монастыря.
Царская обитель
Основание обители историки связывают с двумя событиями – либо в память кончины инокини Марфы, последовавшей в 1631 году, либо, что менее вероятно, в честь рождения наследника Алексея Михайловича в 1629 году. Известно, что тогда в домовую Знаменскую церковь поступили щедрые вклады счастливого царственного отца. Патриарх Филарет после смерти жены не хотел, чтобы родовое владение на Варварке со временем перешло к другим родственникам. В сентябре 1631 года Михаил Федорович основал на Старом государевом дворе Знаменский монастырь, наделил его романовскими землями и угодьями, принадлежавшими инокине Марфе, а главное, подарил новоустроенной обители родовые палаты – во владении монастыря они пробудут до середины XIX века. На первых порах соборным храмом стала домовая холодная церковь Знамения времен Никиты Романовича. В нее поместили главную святыню – родовую Знаменскую икону XVI века, по преданию вывезенную из Новгорода, перед которой молились предки Михаила Федоровича.Она была богато убрана золотом, серебром и драгоценными камнями. Патриарх Филарет украсил ее жемчугом.
Однако в 1668 году Знаменская обитель сильно пострадала в пожаре. Игумен Арсений бил челом царю Алексею Михайловичу, что монастырь выгорел со всеми службами, на церквах кровли обгорели и государевы старинные палаты «от ветхости и от огня совсем развалились». Восстановление взяли на себя Милославские, родственники царицы Марии Ильиничны, а особенно ее племянник, вездесущий боярин Иван Михайлович, будущий зачинщик стрелецкого бунта 1682 года. В 1679 году иждивением боярина был заложен новый соборный храм по образцу кремлевского Успенского собора – он стал самым большим храмом Китай-города и Зарядья. Строили его костромские мастера Федор Григорьев и Григорий Анисимов. Внешне исполненный в старых русских традициях, пятиглавый храм с закомарами был бесстолпным внутри: своды опирались на толстые стены. Иногда считают, что собор был выстроен в форме корабля, так как на одной оси были расположены восточная алтарная часть, центральное пространство храма и паперть с лестницей с запада, но колокольни с трапезной на этой оси еще не было. Собор был двухярусным: наверху освятили главный, летний (неотапливаемый), храм в честь иконы «Знамение», внизу – теплый придел во имя Афанасия Афонского с трапезной. (Кстати, святой Афанасий Афонский был ученик и постриженик преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Федоровича.) Позднее нижний храм переосвятили во имя преподобного Сергия Радонежского с приделом святого Николая Чудотворца. Поскольку алтари в двухъярусном храме согласно канону не могли находиться на одном уровне, чтобы в верхнем храме не попирали ногами священный престол, расположенный внизу, нижний алтарь имеет сильный выступ. Имелись и секреты – ложные закомары, глухие боковые главы, а центральная световая глава была сделана деревянной, обитой железом, чтобы уменьшить давление на стены в бесстолпном храме. Собор с северной и западной сторон окружали двухъярусные галереи с величественными крыльцами, а высокая нарядная шатровая колокольня, покрытая зеленой черепицей, стояла отдельно. 27 июля 1684 года при царевне Софье Знаменский собор освятил патриарх Иоаким.
А старые, обгоревшие государевы палаты разобрали по погребной свод и на их месте возвели новые палаты с крыльцом: они именовались «на верхних погребах» или просто «верхние палаты», чтобы отличать их от нижних монастырских палат, тоже с погребами, но никакого отношения к романовским палатам не имевших. В почетных верхних палатах были устроены игуменские, а потом казенные кельи, где хранились документы и реликвии монастыря: вклады царя Михаила Федоровича, инокини Марфы, два Евангелия патриарха Филарета, Библия первого московского издания 1663 года.
В главном иконостасе собора находился родовой образ «Знамение», перенесенный из старого храма Никиты Романовича. Пребывание его в холодных, неотапливаемых храмах сотворило чудо: икона ни разу не поновлялась, сохранив ясность и крепость красок. Перед ней горела серебряная лампада – дар великой инокини Марфы Ивановны во здравие сына, сделанный в старую церковь. Хранилась в соборе и другая Знаменская икона с херувимами, приписываемая Симону Ушакову.
На престольный праздник богослужение здесь совершал патриарх в присутствии царя и придворных, и пока священные и августейшие особы находились в Знаменском соборе, на Иване Великом не переставая звонил колокол.
Колыбель Романовых
Очень скоро для обители наступили не лучшие времена. Из-за слабости грунта его сооружения быстро разрушались. Считается, что Петр I, возненавидевший после стрелецкого бунта Ивана Милославского и царевну Софью, приказал прекратить финансирование Знаменского монастыря (собор даже не был полностью расписан), хотя и подарил в него в 1721 году водосвятную чашу. После переноса столицы в Петербург монастырь вместе с бывшими государевыми палатами был предан забвению – и с тех пор начались настоящие мытарства, совсем неожиданные для царской родовой обители. Более того, согласно указу о каменных мостовых монастырь должен был замостить на свой счет огромную территорию и без всяких привилегий. К 1730 году здания обветшали, угрожая обвалиться. В печально известный пожар 1737 года собор обгорел, и обрушилась его деревянная глава.Жизнь в монастыре кое-как теплилась. В 1740 году им недолго управлял Иосиф, епископ Карельский и Ладожский, который прежде служил помощником Новгородского архиепископа, знаменитого Феофана Прокоповича и совершил его погребение в Софийском соборе в сентябре 1736 года. Видимо, владыка Иосиф сумел позаботиться о вверенной ему обители, поскольку к тому времени относятся первые сведения о росписи Знаменского собора. В 1743 году императрица Елизавета, вероятно посетившая родовую обитель во время коронации, приказала обновить монастырь, правда на весьма скромные средства, и возобновить жилище предков, а в Царском Селе основала Знаменскую церковь. В отремонтированных романовских палатах с 1752 года прожил десять лет грузинский митрополит Анастасий, отчего их прозвали архиерейскими. Едва монастырь поправил свои дела, как новые бедствия посыпались одно за другим. Рухнула кровля в палатах, и после отбытия грузинского митрополита монастырь был вынужден сдавать их в аренду частным лицам под условием проведения ремонта, причем арендаторы перестраивали палаты на свой лад, хотя это и спасло их от полного разрушения. После секуляризации 1762 года владения монастыря были взяты в казну, а сам он отнесен к 3-му классу. В 1771 году грянула эпидемия чумы, лишившая обитель важнейшей статьи дохода – кладбища, поскольку хоронить в центре города запретили. В 1780-х годах настало долгожданное благополучие. Собор был расписан, по моде тех времен в куполе появилось изображение «Всевидящего Ока», стены и своды храма украсили лепниной по проекту Матвея Казакова, была построена новая колокольня, а ее нижняя часть стала парадным входом в обитель. Только отстроились, как началась Отечественная война.
Казначей Мефодий вывез в Вологду самые ценные иконы и утварь. Наполеоновские солдаты бесчинствовали в захваченной обители – грабили, жгли образа, мучили монахов. Однако монастырь не был сожжен, потому что государевы палаты занял французский провиантмейстер, прежде находившийся на русской службе – он постарался уберечь монастырь. Более того, с разрешения коменданта Лессепса, тоже вставшего на постой поблизости, в нижнем храме Знаменского собора продолжалось богослужение – очень редкое явление в оккупированной французами Москве – и даже была поставлена стража, чтобы никто не мешал службе. После ухода неприятеля уцелевшие государевы палаты занял архиепископ Августин, вернувшийся в Москву из эвакуации. Уже в 1813 году настоятелем Знаменской обители ненадолго стал архимандрит Парфений (Чертков), будущий архиепископ Владимирский и Суздальский.
Святейший Синод выдал на восстановление Знаменского монастыря 15 тысяч рублей, москвичи тоже внесли пожертвования, и в 1827 году обитель вернулась к жизни. Это было по-своему чудом, так как по ветхости и разрушению монастырь намеревались упразднить, а палаты – сломать. Уцелели они единственно благодаря исторической памяти дома Романовых: родовое гнездо предков царствующей династии разрушить не решились, но бывшие государевы палаты все равно пришлось сдавать в наем.
Настало правление Александра II Освободителя. В августе 1856 года приехав в Москву на коронацию и увидев плачевное состояние родового дома, он приказал восстановить фамильные палаты в первоначальном виде и устроить в них мемориальный музей. К тому же близился канун 250-летия правления Романовых. Император взял все работы по реставрации под личный контроль. Именно тогда бывшие палаты бояр Романовых были выкуплены у Знаменского монастыря за пожалование в 20 тысяч рублей. Они перешли в Придворное ведомство Московской дворцовой конторы. Была создана специальная комиссия, которая занялась научным исследованием, действительно ли здесь родился царь Михаил Федорович, и после тщательного изучения здания и архивных документов пришла к утвердительному выводу. После этого в 1857 году начались работы по восстановлению памятника, с участием историков И.М. Снегирева, А.А. Мартынова, директора Оружейной палаты А.Ф. Вельтмана, геральдиста Б.В. Кене, под руководством академика Ф.Ф. Рихтера – старшего архитектора московской Дворцовой конторы, построившего прекрасную церковь Благовещения в Петровском парке.
Рихтер сумел раскрыть фрагменты старого здания и сделать грамотную докомпоновку, то есть восстановить утраченное современными материалами. Был изготовлен кирпич тех же размеров, что и старинный, но каждый новый кирпич был помечен датой начала работ «1856», чтобы не было утрачено подлинное. Это была одна из первых научных реставраций архитектурного памятника в России, и Рихтер считается основоположником ее метода, хотя потом его порицали за «стилизацию» и за вольные дополнения исторического памятника. Взамен утраченных частей он создал новые, выдержанные в русском стиле: балкон на восточном фасаде, верхний деревянный терем. На шпиле Рихтер хотел установить флюгер, но, по желанию Александра II, он был заменен на фигуру с герба рода Романовых - грифона.
31 августа 1858 года, когда здание было готово, состоялась торжественная закладка музея. В Знаменском монастыре у паперти собора императора встретил митрополит Филарет (Дроздов) с напрестольным крестом – вкладом инокини Марфы в Знаменскую церковь, протодиакон держал кадило патриарха Филарета, а два иеромонаха – храмовую икону «Знамение». После молебна в Знаменском соборе святитель обратился к государю с речью, в которой были такие слова: «Ты ныне делом преподаешь нам учение заповеди Господней: чти отца твоего. Да сохранят веки то, что похитили было веки; да сохранят памятник Михаила, долженствующий отныне быть вместе памятником Александра II».
Затем императору поднесли для закладки золотые и серебряные монеты, отчеканенные в разное время: в год указа о возобновлении романовских палат (1856), в год закладки (1858), в правление Михаила Федоровича – в память о его рождении в этих палатах и серебряную монету эпохи Ивана Грозного – в знак времени сооружения палат боярина Никиты Романовича. Государь и митрополит Филарет собственноручно осуществили закладку, после которой святитель вознес молитву и подарил Александру II в благословение государю образ Спасителя, а императрице – икону «Знамение».
Всего за год музей был готов. Для экспозиции из Оружейной палаты передали около 200 предметов, среди них личные вещи патриарха Филарета, инокини Марфы и Михаила Федоровича. Для обоев были подарены дорогие подлинные фландрские кожи XVII века, а остальные приобрели в Петербурге у продавца древностей. Интересно, что печные изразцы были исполнены по сохранившимся кафельным плиткам в Ипатьевском монастыре.
В начале августа 1859 года император неожиданно приехал на стройку. Он не смог зайти внутрь здания, где велись работы, но архитектор Рихтер устроил ему такую экскурсию снаружи, что государь остался очень доволен, тем более что он увидел отделанные палаты.
22 августа 1859 года состоялось торжественное открытие Дома памяти царских пресветлых родителей. Варварка была усеяна народом, а площадку для почетных гостей установили во дворе Знаменской обители у парадного крыльца палат бояр Романовых. Император прибыл в 2 часа дня под звон колоколов. У входа в Знаменский монастырь его встретил митрополит Филарет и совершил освящение палат, а потом произнес слово о почитании и доблести предков русских царей. Император был в восторге от музея, поблагодарил трудившихся над восстановлением и причислил палаты к государственным памятникам Москвы. Музей был открыт всего два дня в неделю и в течении всего двух часов и имел строгие правила: запрещалось входить более восьми человек одновременно, дотрагиваться до экспонатов, иметь с собой трости и зонтики.
Последним торжеством в дореволюционной истории Знаменской обители стало празднование 300-летия дома Романовых. Соборный храм отреставрировали, главы позолотили, иконы и роспись поновили, в 1910 году в верхнем Знаменском храме был устроен придел во имя преподобного Михаила Малеина – святого покровителя царя Михаила Федоровича. Собор, окрашенный в голубой цвет, с золотыми сверкающими на солнце куполами, стал московским символом этого последнего грандиозного торжества самодержавной России.
«Дом пропаганды»
После Октябрьской революции Знаменский монастырь был упразднен, собор закрыт и перестроен под жилье, главы с барабанами разобраны, Знаменскую икону передали в Иркутский музей. К началу 1960-х годов состояние зданий монастыря признали аварийным, но неожиданно выручило строительство на месте снесенного Зарядья гостиницы «Россия». В 1963–1972 годах была проведена реставрация собора, причем за основу был принят облик 1684 года. После этого здание передали Дому пропаганды Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры под лекционные и концертный залы. В.А. Солоухин считал это не самым плохим вариантом, хотя интерьер перепланировали, в бывшем верхнем храме был устроен зал со сценой, а вместо иконостаса красовалось тяжелое панно с изображением скоморохов, которое совершенно разрушило прекрасную акустику. Скоро стены собора дали трещину, и его закрыли на новую реставрацию, длившуюся до конца 1980-х годов.
А в октябре 1992 года здесь возобновились богослужения.
В статье частично использованы материалы Нины Молевой и Юлиана Толстого.
Wrote in January 5th, 2015
Варварка - одна из самых древних московских улиц, её название (по церкви Святой Варвары Великомученицы) сохранилось еще с XV-XVI веков. В советское время, с 1933 по 1993 годы, Варварка называлась улицей Разина в честь донского казака, предводителя крестьянского восстания 1670-1671 годов Степана Разина. По её чётной стороне выстроились в ряд несколько старинных храмов, уцелевших при градостроительных реформах и в наши дни переданных Русской Православной Церкви.
При зачистке местности под строительство гостиницы "Россия" только эти храмы да еще Палаты бояр Романовых и сохранились. Обветшавшие жилые кварталы Зарядья начали сносить еще до войны, а в 1960-е от многочисленных построек от Варварки до набережной оставили только церковь Зачатия Святой Анны.
Помимо рабочих трущоб под ковш экскаватора отправились несколько изящных городских усадеб и здание Торгового дома Товарищества "Викула Морозов с сыновьями, Иван Поляков и компания" (на старом фото - справа, за храмом Георгия Победоносца). 1903-1904 гг.: https://pastvu.com/p/4764
Церковь Зачатия Святой Анны. 1950 год: https://pastvu.com/p/38162
Церковь Зачатия Святой Анны. 2012 год
Снос на Варварке в 1966 году: https://pastvu.com/p/237607
В советский период богослужения в церквях не проводились, здания использовались как склады, жильё или клуб (в храмах замечательная акустика для проведения концертов) и выглядели неказисто. Но в итоге, после их реставрации, получилась отличная картинка для туристов: старая дореволюционная и новая социалистическая Москва в одном кадре. Но это только внешне, внутреннее убранство было разграблено, исчезли иконостасы, закрашены старинные фрески. Потребуется не один год труда реставраторов, чтобы восстановить хотя бы часть исторических интерьеров. Какими они были, можно судить по старым фотографиям и сохранившимся фрагментам росписи XVIII-XIX веков.
Несохранившийся иконостас в Знаменском соборе. 1920 год
В настоящее время храм Варвары Великомученицы, церковь Максима Блаженного, храм Знамения Божией Матери, храм Великомученика Георгия Победоносца и церковь Зачатия Святой Анны входят в состав Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье, что в Китай-городе. Настоятель - протоиерей Вячеслав Николаевич Шестаков.
Весной 2014 года мэр Сергей Собянин сообщил о предстоящей реставрации храмов в Зарядье: "Совместно с федеральными властями в нынешнем году мы приступаем к реставрации этих памятников архитектуры религиозного назначения. Начинать нужно уже сейчас, чтобы к моменту открытия парка "Зарядье" вокруг был единый архитектурный ансамбль с обновленными храмами и новыми пешеходными улицами, прежде всего - Варваркой".
Интерес горожан к московской истории растёт, чему подтверждение праздник улицы Варварки, прошедший 23 ноября 2014 года. Инициативу общественного движения Архнадзор поддержали городские власти и представители Церкви. В этот день москвоведы Рустам Рахматуллин, Дмитрий Лисицин, Александр Ракитин, Константин Михайлов, Денис Сергеев, Александр Фролов провели экскурсии по памятным местам Варварки, причём численность групп составляла от 80 до 120 экскурсантов. А вечером состоялась дискуссия о будущем Зарядья с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, который заявил, что готов учесть пожелания архитекторов и историков. Среди предложений - восстановление утраченного Псковского переулка как пешеходной трассы, воссоздание фруктового сада при Английском подворье, необходимость проведения археологических исследований вокруг стилобата снесённой гостиницы "Россия" (это шестиметровый культурный слой под остатками фундаментов зданий XVIII-XIX веков), воссоздание комплекса зданий Товарищества мануфактур "Викулы Морозова с сыновьями".
http://www.archnadzor.ru/2014/11/26/prazdnik-lyubvi/
Храм Варвары Великомученицы (Варварка, дом 2). 1968-1972 гг.: https://pastvu.com/p/76185
Церковь Максима Блаженного (Варварка, дом 4). 1966-1967 гг.: https://pastvu.com/p/16157
Храм Знамения Божией Матери (Варварка, дом 8). Знаменский монастырь. 1882 год: https://pastvu.com/p/2040
Земля, где находится Знаменский монастырь, в XVI веке принадлежала боярам Романовым. Там располагался боярский двор и домовая церковь, освящённая во имя иконы Божией Матери "Знамение". Монастырь был основан в 1631 году, в 1679-1684 годах архитекторы Федор Григорьев и Григорий Анисимов построили пятиглавый собор. Эти стены пережили и многочисленные московские пожары, и нашествие наполеоновской армии.
На втором этаже остался клубный занавес и невысокая сцена
Историки называют два события, которые могли стать причиной основания Знаменского монастыря: смерть инокини Марфы (Ксении Ивановны - матери Михаила Романова) или рождение в 1629 году наследника престола Алексея Михайловича. Но известно только, что в то время в родовую Знаменскую церковь поступили щедрые пожертвования от счастливого отца.
Некоторое время соборным храмом Знаменского монастыря была холодная домовая церковь Знамения. Но в 1668 году пожар почти полностью уничтожил обитель. Восстановлением ее занялись Милославские, и в 1679-1684 на их средства по образу построили новый Знаменский собор.
Храм встал на косогоре, и для укрепления фундамента в землю уложили 2,5 тысячи дубовых свай. В кладке стен замуровали документы с именами его строителей - Федора Григорьева и Григория Анисимова «со товарищи». Известно, что при строительстве собора использовали некоторые хитрости. Например, устроили ложные закомары и глухие боковые главы, а центральную главку сделали из дерева и обили железом. Это позволило уменьшить нагрузку на стены, ведь свод храма не поддерживали традиционные столпы.
Через некоторое время постройки Знаменского монастыря начали разрушаться из-за движений грунта. Есть мнение, что Петр I после Стрелецкого бунта возненавидел царевну Софью и Милославских и прекратил финансировать обитель. А когда столицу России перенесли в Петербург, Знаменский монастырь и бывшие царские палаты стали ветшать. Монастырь не получал содержание, а ему еще велели за свой счет замостить большую территорию.
В итоге к 1730 году Знаменский монастырь так обвешал, что его здания могли рухнуть в любой момент.
Путеводитель по архитектурным стилямВ стенах обители едва теплилась жизнь, когда в 1740 году настоятелем Знаменского монастыря стал владыка Иосиф. Он сумел найти средства на роспись Знаменского собора. А в 1743 императрица Елизавета посетила родовое имение во время коронации и выделила деньги на обновление монастырских построек и старых царских палат.
С 1752 по 1762 год в обновленных палатах жил грузинский митрополит Анастасий, поэтому и палаты стали называть архиерейскими. Казалось, что дела обители наладились, но внезапно обрушилась кровля в палатах. Когда оттуда выехал митрополит, монастырь сдавал их в аренду с условием, что жильцы отремонтируют помещение. Это спасло бывшие государевы палаты от разрушения, но жильцы перестраивали помещения на свой вкус.
В 1762 году все владения Знаменского монастыря перешли в казну, а сам монастырь отнесли к третьему классу. Когда Москву охватила эпидемия чумы, обитель лишилась большой статьи дохода - средств, которые приносило монастырское кладбище: из-за опасности распространения болезни в центре города запретили хоронить людей.
В 1780 положение монастыря начало улучшаться. Знаменский собор заново расписали, а стены и своды украсили лепкой по рисункам Матвея Казакова. Построили также новую колокольню.
Мирное течение монастырской жизни нарушила война 1812 года. Монастырский казначей Мефодий успел вывезти самые ценные реликвии в Вологду. То, что осталось в Знаменской обители, разграбили и уничтожили наполеоновские солдаты. Сама обитель уцелела, так как в царских палатах остановился французский провиантмейстер, который раньше находился на русской службе.
Невелика была Знаменская обитель и в начале XX века.
Мини-путеводитель по Китай-городуВ 1907 году здесь жили архимандрит, 9 монахов и 12 послушников. В советское время в Знаменском соборе бывшей Знаменской обители действовали лекторий и концертный зал. Главную святыню - Знаменскую икону - передали Иркутскому музею.
В 1992 году в Знаменском соборе возобновили богослужения. В 2016 отреставрированный храм вновь предстал во всем великолепии.