Добрый день! Спасибо за ответ. Но наше законодательство немного отстает от реалий. Я в продолжение к запросу №275807. Парковочный чек выдается автоматом. В чеке указано наименование организации, ИНН, КПП, период в днях и часах, сумма, порядковый номер чека, дата, время, кассовый номер, номер счета, регистрационный номер. Если в приказе на командировку указано, что сотрудник едет в аэропорт на служебном автомобиле и обязан оставить его в аэропорту на парковке с указанием марки и гос. номера служебного авто, плюс, путевой лист, этого не достаточно? В авансом отчете сотрудник указывает номер парковочного чека и сумму (чек прилагается к а/о). Это либо возмещение затрат сотруднику, выполняющему служебное задание (командировочные расходы), либо прочие расходы организации. И в том и в другом случае это затраты организации и, на мой взгляд, у сотрудника не возникает доп. дохода, подлежащего обложению НДФЛ. Более того. Если сотрудник будет бегать по огромной парковке и искать посреди ночи (вернулся ночным рейсом) кого-то, кто выпишет ему еще и товарный чек, то он, помимо физических и временных затрат, еще приносит убытки организации, т.к. время парковки продлевается на неопределенный срок. А стоит один час не мало. Плюс в такого рода операциях: стоимость парковки за 2,5 дня 1800руб, а стоимость такси (туда-обратно) 3000руб. Такси по договору. Сотрудник обязан ехать не на городском транспорте, т.к. везет, например, документы. Порядок действий сотрудника в данной ситуации и куча документов (приказ, путевой лист, чек с парковки, а/о) - все подробно пропишем в Положении о командировках. Неужели все равно под НДФЛ? Тогда сотрудник не будет использовать служебный автомобиль, а вынудит нас платить дважды за такси. Это компании обойдется еще дороже, если он летал туда-обратно одним днем.
Для контролирующих органов указанных в вопросе документов может быть не достаточно, поскольку они не в полной мере подтверждают, что услуга парковки была оказана в отношении конкретного автомобиля организации. Данные документы лишь подтверждают направление сотрудника в командировку, маршрут его перемещения и затраты на ГСМ, т.е. являются косвенным подтверждением.
В то же время перечень документов, которые должны быть оформлены в подтверждение тех или иных расходов, а также порядок их составления Налоговым кодексом РФ не определены. Поэтому на практике любые имеющиеся у организации документы нужно оценивать с учетом того, могут ли они (в совокупности с другими доказательствами) подтвердить факт и размер понесенных расходов или нет. При этом в зависимости от фактических обстоятельств сделок и условий финансово-хозяйственной деятельности организации в каждом конкретном случае расходы могут подтверждаться разными документами.
В частности, в подтверждение расходов могут быть представлены:
Первичные учетные документы: накладные, акты, путевые листы, товарные и кассовые чеки и т. д.;
Другие документы, прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты: приказы, договоры, таможенные декларации, командировочные удостоверения, документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры), и т. д.
Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого толкования этой нормы подтверждается судебной практикой (см., например, определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, определение ВАС РФ от 17 июня 2009 г. № ВАС-5445/09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. № А42-2570/2007).
Учитывая вышеизложенное, в случае разногласий с проверяющими у организации достаточно высоки шансы отстоять свою позицию в суде.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
Для размещения принадлежащего организации автотранспорта она может воспользоваться услугами:
Собственной стоянки (гаража);
Платных стоянок других владельцев.*
Бухучет: размещение на платных стоянках
Если у организации нет собственной стоянки (гаража), то для хранения автомобилей она может воспользоваться услугами платных стоянок (парковок). В бухучете затраты на оплату услуг автостоянки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности, как затраты на содержание и эксплуатацию основных средств (п. 7 ПБУ 10/99).*
Порядок оформления и учета таких операций зависит от способа оплаты оказанных услуг.
Услуги по хранению автомобилей на платных автостоянках (парковках) можно оплатить:
Наличными через подотчетное лицо (например, когда стоянку оплачивает сотрудник организации);*
В безналичной форме (например, если организация арендует место для стоянки автомобиля на определенный срок).
В первом случае для оплаты услуг стоянки сотруднику нужно выдать под отчет необходимую денежную сумму. Подробнее об этом см. Как оформить приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо, Как отразить в бухучете и при налогообложении приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо.*
Об особенностях учета расходов на оплату стоянки во время командировок см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении расходы на проезд в командировку на автомобиле.
Во втором случае организации следует заключить с автостоянкой договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). При перечислении средств за хранение автомобиля на платной стоянке сделайте проводку:
Дебет 60 (76) Кредит 51
– оплачены услуги по хранению автомобиля на автостоянке.
В зависимости от характера использования автомобиля стоимость услуг автостоянки списывайте проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 60 (76)
– включена в состав затрат стоимость услуг по содержанию автомобиля на платной стоянке.
Документальное оформление
Ситуация: какие документы подтверждают расходы на стоянку автомобиля в бухучете и при налогообложении
Подтвердить расходы, связанные с хранением автомобиля на платной стоянке, может один из следующих документов:
Квитанция на парковку автомобиля, соответствующая требованиям постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359;
Акт (отчет) об оказании услуг (если организация заключала договор на оказание услуг по содержанию автомобиля на стоянке);
Кассовый чек с указанием всех реквизитов, предусмотренных пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 (в частности, наименование и ИНН организации, выдавшей чек; порядковый номер чека; дата и время покупки).
Такой порядок подтверждения расходов на оплату услуг автостоянки установлен письмами Минфина России от 27 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/404, УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007.*
Главбух советует: во избежание разногласий с налоговой инспекцией документы, подтверждающие услуги стоянки, должны содержать информацию об автомобиле, который организация хранит на платной стоянке (марка автомобиля, его регистрационный номер). Таким образом, организация сможет документально подтвердить обоснованность расходов.
Если организация подтверждает услуги платных автостоянок с помощью квитанции, то информация об автомобиле (марка, регистрационный номер) может присутствовать в ней. Поскольку такой реквизит бланка строгой отчетности характеризует специфику оказываемой услуги. Это следует из пункта 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.*
Если организация заключает договор на оказание платных услуг автостоянки, то документом, подтверждающим оказание услуг в отношении автомобиля организации, является акт с указанием марки и регистрационного номера автомобиля. Если в акте нет упоминания о конкретном автомобиле (указано только наименование услуги – «автостоянка»), то подтверждающим документом может быть перечень автомобилей, которые хранятся на автостоянке в соответствии с договором. Такой перечень обычно является приложением к договору.
Если организация подтверждает услуги платных автостоянок с помощью кассового чека, то попросите сотрудников организации, оказывающей услуги автостоянки, дополнительно к кассовому чеку выписать товарный чек с указанием в нем марки и регистрационного номера автомобиля. Так рекомендует поступить налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007).*
Дата признания расходов
Дата признания расходов на оплату услуг автостоянки в бухучете зависит от документального оформления этих услуг.
Если по условиям договора организация получает акт (отчет) об оказании услуг, списать расходы на стоянку нужно в момент получения такого документа (п. 16 ПБУ 10/99, п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).
Если организация оплачивает стоянку наличными (через подотчетное лицо), то включить стоимость услуг в расходы нужно в момент утверждения авансового отчета сотрудника. Именно в этот момент с сотрудника, который получил деньги под отчет, списывается его задолженность (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55).*
Если собственная автостоянка является самостоятельным структурным подразделением, то порядок учета затрат на ее содержание зависит от характера использования стоянки.
Если на стоянке размещаются только служебные автомобили организации (организация не оказывает услуги по хранению автомобилей за плату), то затраты на содержание автостоянки относятся к расходам на содержание служебного автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Если помимо служебных на стоянке за плату размещаются автомобили, не принадлежащие организации, то такая автостоянка относится к объектам обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ). При расчете налога на прибыль доходы и расходы обслуживающих производств и хозяйств учитываются обособленно. Подробнее о налогообложении деятельности таких объектов см. Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы по деятельности обслуживающих производств и хозяйств. Причем если в муниципальном образовании, где работает организация, деятельность по предоставлению услуг автостоянок переведена на ЕНВД, то с площадей, которые организация использует для хранения автомобилей сторонних лиц, нужно заплатить ЕНВД (подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Если стоянка не является самостоятельным структурным подразделением, то обособленный учет расходов на ее содержание не ведется.
Расходы на оплату услуг платных автостоянок при расчете налога на прибыль относятся к расходам на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).*
Если организация применяет метод начисления, такие расходы признаются на дату:
Утверждения авансового отчета (если организация оплачивает стоянку разовыми платежами через подотчетное лицо);
Получения акта (отчета) об оказании услуг автостоянки (в случае заключения договора на оказание услуг автостоянки и получения от исполнителя акта об оказании услуг).
Об этом говорится в подпунктах 3 и 5 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.*
Если организация применяет кассовый метод, расходы на оплату услуг автостоянки признаются по мере оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на оплату услуг автостоянки по договору. Организация применяет общую систему налогообложения
На балансе ЗАО «Альфа» стоит служебный легковой автомобиль ВАЗ-2109, используемый для управленческих нужд. В организации нет специально отведенного места для хранения автомобиля в нерабочее время. Поэтому в августе «Альфа» заключила со сторонней организацией договор о хранении автомобиля на ее платной стоянке.
Стоимость услуг автостоянки составляет 1500 руб. в месяц. Организация, оказывающая услуги по хранению автомобилей на автостоянке, переведена на ЕНВД, поэтому стоимость стоянки не облагается НДС. Оплату за оказанные услуги «Альфа» перечислила со своего расчетного счета 1 августа.
Согласно договору, по окончании каждого месяца «Альфа» получает акт об оказании услуг по хранению автомобиля на автостоянке.
Отчетный период по налогу на прибыль – месяц.
В августе в бухучете «Альфы» были сделаны записи:
Дебет 60 Кредит 51
– 1500 руб. – перечислена оплата за услуги по хранению автомобиля на платной стоянке;
Дебет 26 Кредит 60
– 1500 руб. – включена в состав затрат плата за автостоянку.
При расчете налога на прибыль за август бухгалтер включил в состав расходов 1500 руб.
Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на оплату услуг автостоянки через подотчетное лицо. Организация применяет общую систему налогообложения
Генеральный директор ЗАО «Альфа» А.В. Львов с 23 по 25 июля находился в командировке в г. Твери. Цель командировки – переговоры с деловыми партнерами. В командировку Львов выезжал на служебном автомобиле.
Взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
Взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).*
Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ и начислить страховые взносы, если сотрудник на подотчетные суммы приобрел товар и представил неполный перечень подтверждающих документов
Нет, не нужно. Но только в том случае, если в представленных сотрудником документах указаны наименование, стоимость товара и реквизиты поставщика, а указанный товар принят организацией к учету.
В отношении НДФЛ это объясняется так. Налоговый кодекс РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной и натуральной форме (ст. 41 НК РФ). В данном случае сотрудник приобретает товар для нужд организации. При этом организация принимает товар к учету. Следовательно, стоимость товаров не может быть признана доходом сотрудника и удерживать НДФЛ не нужно. Эти выводы подтверждает Минфин России в письмах от 8 апреля 2010 г. № 03-04-06/3-65, от 25 июля 2006 г. № 03-05-01-04/219. Разделяют эту позицию некоторые арбитражные суды (см., например, определение ВАС РФ от 14 апреля 2008 г. № 4850/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф08-8389/2007-3149А, Московского округа от 24 февраля 2010 г. № КА-А40/669-10, от 8 апреля 2010 г. № КА-А40/3115-10, Северо-Западного округа от 29 января 2009 г. № А05-6350/2008, Поволжского округа от 15 июля 2009 г. № А55-16949/2008).
В отношении взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний это объясняется так. Если на основании представленных документов товар был принят к учету, это свидетельствует о том, что сотрудник понес расходы в интересах организации. В этом случае стоимость товаров не может быть признана выплатой в его пользу. Следовательно, у организации нет оснований для начисления на подотчетные суммы данных взносов. Это следует из положений части 1 статьи 7, подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 20.1, подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Официальных разъяснений Минздравсоцразвития России по данному вопросу нет. Арбитражная практика пока не сложилась.
По вопросу начисления НДФЛ и страховых взносов в случае, когда сотрудник вообще не представит никаких оправдательных документов для того, чтобы подтвердить свои расходы, см. подробнее Как возместить сотруднику перерасход денег, выданных под отчет.
Сергей Разгулин,
Действительный государственный советник РФ 3-го класса
[О НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТА]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.КомментарийРасходы на содержание служебного транспорта, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
В составе расходов на содержание служебного транспорта можно учесть в том числе расходы, связанные с оплатой мойки служебных автомобилей.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Система налогового учета по налогу на прибыль организаций установлена статьей 313 Кодекса, согласно которой основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль являются данные первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
Подтверждением данных налогового учета являются:
Согласно положениям пункта 1 статьи 11 Кодекса, понятие “первичные учетные документы” следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
В соответствии со статьей 9 “Первичные учетные документы” Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Первичные учетные документы, составленные с учетом вышеизложенных требований, являются подтверждающими документами для налогового учета.
Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев
Автомобиль есть сегодня практически у каждой фирмы. А значит, вопросы учета расходов на содержание и эксплуатацию автотранспорта являются актуальными всегда.
Расходы на содержание автомобиля...
Купив автомобиль, фирма вынуждена нести немалые расходы в будущем. Львиную их долю будут составлять затраты на покупку горюче-смазочных материалов (ГСМ). Кроме того, как и любая техника, автомобиль нуждается в ремонте. Причем необходимость в нем может возникнуть внезапно (например, в результате аварии), а сами ремонтные работы оказаться весьма дорогими. С определенной периодичностью фирме придется оплачивать расходы на техосмотр. Ведь эксплуатировать автомобили, которые его не прошли, запрещено. Машину необходимо где-то хранить. Если у фирмы нет собственного гаража, появятся и затраты по его аренде. Другой выход из положения – оплачивать услуги охраняемой автостоянки. Ну и, конечно, как справедливо отмечено в письме, одной из составляющих затрат на содержание транспорта являются расходы на его мойку. Рассмотрим порядок налогового учета таких затрат подробнее.
...и их налоговый учет
При расчете налога на прибыль включать в расходы можно лишь документально подтвержденные и экономически оправданные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ). Как выполнить это условие? Ответ на данный вопрос будет зависеть от вида затрат на содержание и эксплуатацию служебного транспорта.
Мойка автомобиля
Затраты на мойку служебных автомобилей можно учесть при расчете налога на прибыль как расходы на содержание транспорта. Экономическая обоснованность данных трат сомнений не вызывает. По поводу же их документального подтверждения финансисты в опубликованном письме не сказали ничего конкретного. Они лишь напомнили, что такие расходы подтверждают первичные документы, которые составлены по унифицированным формам или содержат все обязательные реквизиты. Перечень этих реквизитов есть в пункте 2 статьи 9 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
Если расходы были оплачены по безналу, то проблем с их документальным подтверждением не будет. Ведь в таком случае на руках у бухгалтера фирмы будет акт об оказании услуг и счет-фактура.
Однако за мойку автомобиля водитель обычно платит наличными. Для этого ему выдают деньги под отчет. В такой ситуации документальным подтверждением будут авансовый отчет водителя и оправдательные документы, например кассовый чек, который подтверждает оплату услуг по мойке. Если в чеке не будет наименования приобретенной услуги, то потребуется документ, который бы подтвердил, что автомобиль был вымыт. Однако, по мнению столичных налоговых специалистов, этого недостаточно. Чтобы подтвердить расходы по мойке автомобиля, в чеке, помимо прочего, должны быть указаны марка и государственный регистрационный номер машины, которая была обслужена (письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007).
Расходы на ГСМ
Наиболее значительная статья затрат по содержанию и эксплуатации транспорта – расходы на покупку топлива и ГСМ. Их фирмы учитывают в составе прочих расходов, связанных с содержанием транспорта.
Фирма может покупать ГСМ как за наличный расчет, так и в безналичном порядке. Если ГСМ куплены за наличные, то водителю следует сдать в бухгалтерию авансовый отчет и кассовый чек. Чек должен, в частности, содержать информацию о сумме покупки и сведения о марке и количестве отпущенных нефтепродуктов (п. 35 раздела 3 приложения 3 к письму ГМЭК России от 28.11.94 № АО-7-272). Если же в кассовом чеке такой информации нет, то к нему должен быть приложен товарный чек с указанием цены и вида топлива.
При безналичном расчете фирма приобретает талоны или топливные карты на бензин. Они являются эквивалентом приобретенного топлива. Уже после оплаты талонов (карты) оно считается собственностью фирмы и находится на ответственном хранении у АЗС. Фирма-покупатель выдает талоны и топливные карты водителям, по которым последние и заправляют автомобили. При этом ежемесячно фирма получает акт о фактически отпущенном количестве топлива.
Независимо от способа оплаты для документального подтверждения расходов на ГСМ потребуется еще и путевой лист. Именно он позволяет определить, сколько горючего было фактически израсходовано, в то время как кассовые чеки, талоны, карты подтверждают лишь количество приобретенных ГСМ. Формы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Однако они обязательны только для автотранспортных организаций. Все остальные фирмы вправе самостоятельно разработать форму путевого листа. Главное, чтобы он содержал все необходимые реквизиты первичного документа. Такие разъяснения дает Минфин России в письмах от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129. Составлять путевые листы можно даже раз в месяц, если они позволяют судить об обоснованности списанных расходов. Поэтому в документе обязательно необходимо указывать маршрут передвижения машины. Если такой информации не будет, инспекторы могут посчитать расходы на ГСМ необоснованными.
Обратите внимание: Налоговый кодекс нормировать расходы на топливо не требует. Однако финансисты при решении вопроса об обоснованности затрат на горючее предлагают руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Минтрансом России 29.04.2003 (руководящий документ № Р3112194-0366-03). А в отношении автомобилей, для которых нет нормативов, – данными технической документации (письмо Минфина России от 04.05.2005 № 03-03-01-04/1/223). Если фактический расход бензина существенно отличается от установленных норм, фирме можно предложить для обоснования затрат произвести контрольные замеры. Полученные значения следует утвердить приказом директора в качестве нормативов.
Оплата автостоянки
Если фирма арендует для своего автомобиля гараж (отдельный бокс в гараже), то сумму арендной платы она будет включать в состав прочих расходов. Проблем с документальным подтверждением таких расходов быть не должно. Специалисты ФНС России в письме от 05.09.2005 № 02-1-07/81 указали, что акты оказания услуг для этого необязательны. Ведь сам договор аренды и подписанный акт приема-передачи гаража уже свидетельствуют о том, что услуга по аренде оказывается. Однако Минфин России считает иначе. По мнению финансистов, такие акты должны быть (письмо Минфина России от 07.06.2006 № 03-03-04/1/505. Обратите внимание: договор аренды здания (сооружения) или нежилого помещения, заключенный на год и более, подлежит обязательной регистрации.
Часто фирмы предпочитают оставлять автомобиль на платной стоянке. Такие расходы тоже считаются связанными с содержанием транспорта. Услуги автостоянки фирма оплачивает, как правило, наличными через водителя. Какие бумаги он должен приложить к авансовому отчету, чтобы расходы считались документально подтвержденными? По мнению финансистов, в этой роли может выступать кассовый чек или бланк строгой отчетности (письмо Минфина России от 27.04.2006 № 03-03-04/ 1/404). Речь в данном случае идет о квитанции за парковку. Ее форма утверждена письмом Минфина России от 24.02.94 № 16-38.
Обратите внимание : этот бланк нельзя использовать после 1 января 2007 года. Причем, если новый документ Минфин так и не утвердит, со следующего года все автостоянки должны будут при расчетах наличными применять ККТ.
Каких-либо требований к содержанию кассового чека и бланка строгой отчетности финансисты в упомянутом письме не предъявили. Но, учитывая, что в квитанции за парковку указываются сведения о марке и номерном знаке автомобиля, можно предположить, что инспекторы захотят увидеть такую же информацию и в чеке за парковку.
Еще одно требование инспекторов, к которому нужно быть готовым при документальном подтверждении затрат на автостоянку. Статья 887 Гражданского кодекса и Правила оказания услуг автостоянок, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 795, предусматривают заключение договора хранения машины в письменной форме. Но в то же время это требование считается выполненным при выдаче стоянкой квитанции, расписки или другого документа, который подтверждает получение имущества.
Техосмотр
Все автомобили должны проходить техосмотр. Причем с определенной периодичностью. Так, например, легковые автомобили, с года выпуска которых не прошло семи лет, должны проходить техосмотр каждые два года. Более же старый транспорт необходимо отправлять на осмотр ежегодно.
Владелец автомобиля должен оплатить проведение осмотра. Размер платы определяют власти региона. Кроме того, необходимо перечислить госпошлину за выдачу техталона в сумме 30 рублей. Она является федеральным налогом, поэтому организация может учесть пошлину в составе расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Плата за проведение техосмотра считается прочими расходами, связанными с содержанием автомобиля.
Ремонт
Владельцу автомобиля не обойтись без расходов на ремонт. Проводить его организация может как собственными силами, так и в автомастерской. В налоговом учете данные расходы списывают в том периоде, когда они фактически возникли. Однако это может быть невыгодно фирме, если ремонт дорогостоящий.
Для равномерного списания подобных затрат можно создавать резерв под предстоящий ремонт. Сумму резерва на конкретный год фирма должна определять, исходя из первоначальной стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию, на начало года, и самостоятельно рассчитанных нормативов отчислений (п. 2 ст. 324 НК РФ). Последние зависят от предполагаемой периодичности проведения ремонта и его предполагаемой сметной стоимости. Отчисления в резервный фонд будут уменьшать налоговую базу равномерно в течение всего года. Ремонтные расходы фирма станет покрывать за счет резерва.
Если по итогам года окажется, что средств фонда недостаточно, сумму превышения можно включить в состав прочих расходов. А вот неизрасходованный остаток резервного фонда необходимо в конце года включить в состав внереализационных доходов.
Резерв на оплату ремонта фирма может создавать как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Причем в бухучете лучше всего делать это по тем правилам, которые установлены Налоговым кодексом. В таком случае расхождений между данными двух учетов у вас не будет.
Аудитор Е.О. Яблочкина
Как учитывать расходы на платную парковку, мойку, оплату автомобиля за пребывание на штрафной стоянке?
Для начала разберемся в бухучете трат на парковку. Если стоянку оплачивает водитель самостоятельно, то ему на эти цели выдают под отчет необходимую сумму, в учете бухгалтеру необходимо сделать следующие записи:
Дебет 71 Кредит 50
- выданы средства подотчетному лицу.
Стоимость услуг можно включить в расходы только после того, как водитель сдаст авансовый отчет и его утвердят. Именно в этот момент с сотрудника списывается задолженность и делается запись по дебету счетов затрат:
Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 71
- списана задолженность по подотчетным суммам.
Если же организация заключила с автостоянкой договор возмездного оказания услуг, то, как правило, сначала деньги перечисляются за хранение машины владельцу парковки, что отражается записью:
Дебет 60 или 76 Кредит 51
- перечислены деньги за хранение автомобиля.
Далее, на момент получения акта об оказании услуг, затраты включаются в состав стоимости услуг по содержанию автомобиля на платной стоянке по дебету счетов затрат:
Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 60 или 76
- отражены затраты по содержанию автомобиля на платной стоянке.
Теперь о налоговом учете этих трат. Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся затраты на содержание служебного транспорта, в том числе по оплате автостоянок, поэтому такие издержки можно учесть при расчете прибыли. При этом, понесенные расходы обязаны удовлетворять условиям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, а именно: они должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (Письмо Минфина от 27.04.2006 г. № 03-03-04/1/404).
Если автомобиль используется в деятельности компании и у нее нет места для его стоянки, то расход экономически обоснован и его можно учесть при исчислении налога на прибыль организаций (Письмо Минфина от 11.01.2006 г. № 03-03-04/2/1).
Таким образом, затраты на платные автостоянки относятся к расходам на содержание служебного транспорта и уменьшают базу по налогу на прибыль. При методе начисления они признаются на дату: утверждения авансового отчета, если стоянка оплачена сотрудником или получения акта об оказании услуг в случае заключения договора с парковкой.
Документальное оформление
Теперь разберемся, какие бумаги нужно оформить, если фирма арендует место для стоянки служебного автомобиля. Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться «первичными» оправдательными документами. Их формы определяет руководитель компании по представлению должностного лица, на которое возложено ведение учета. Напомню, что вся «первичка» должна содержать следующие обязательные реквизиты: название; дату составления; наименование экономического субъекта, составившего бумагу; содержание факта хозяйственной жизни, величину его натурального или денежного измерения с указанием единиц измерения; название должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо должности ответственных за оформление свершившегося события; подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации сотрудников.
Для того чтобы у ревизоров не возникло претензий и вопросов по подтверждению расходов, в документе на оплату стоянки должна быть информация об автомобиле, который фирма держит на платной парковке, его марка и регистрационный номер. Так компания сможет документально подтвердить обоснованность расходов, то есть доказать, что именно это транспортное средство организация ставит на стоянку в условленные сроки и за плату.
Необходимыми оправдательными документами для учета расходов на платную парковку являются (Письма Минфина от 27.04.2006 г. № 03-03-04/1/404, УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 г. № 20-12/29007): акт об оказании услуг; кассовый (если организация, предлагающая парковку, использует ККТ) и товарный чек; бланк строгой отчетности (если деловой партнер кассу не использует).
Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности. Значит организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль.
Как правило, акт об оказании услуг по парковке составляется при долгосрочной аренде машиноместа. Кроме того, с автопарковкой составляется договор, в котором указываются существенные условия: количество ТС и их характеристики, время заезда-выезда и т.п. Таким образом, когда организация заключает контракт на оказание платных услуг автостоянки, подтверждающим документом будет являться акт с указанием марки и регистрационного номера машины. Если в бумаге нет упоминания о конкретном транспортном средстве, то подтверждающим документом может быть перечень автомобилей, которые хранятся на автостоянке в соответствии с договором. Такой список обычно является приложением к контракту.
Кассовый и товарный чеки выдаются при оплате наличными через подотчетных лиц. В случае если предприятие подтверждает услуги платных автостоянок с помощью кассового чека, то необходимо дополнительно к этому документу приложить товарный чек с указанием в нем марки и регистрационного номера автомобиля.
В Приказе Минтранса России от 24 июня 2014 года № 166 «Об утверждении форм бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе» приведены две формы парковочного чека: на случай оплаты наличными и для расчетов пластиковой картой. Обе бумаги является документом строгой отчетности и применяется фирмами и ИП при расчетах за предоставление платных услуг парковок.
В парковочном чеке отражают такие сведения, как: кем он выдан (в этой графе указывают наименование, местонахождение и ИНН фирмы или ИП); зона машиноместа; номер и адрес паркомата; номер автомобиля; время начала и окончания парковки; размер платы за один час стоянки; итоговая сумма к оплате; номер платежной карты (если оплата производится с использованием карточки).
Затраты на мойку
Еще одна статья расходов для компании – мойка автомобиля. В соответствии с пунктами 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, расходы по содержанию основных средств, в рассматриваемом случае затраты организации на мойку ТС, являются расходами по обычным видам деятельности. Они принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком услуги (п.6 ПБУ 10/99).
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина от 31 октября 2000 года № 94н, расходы по мойке автомобиля, являющиеся управленческими, не связанными непосредственно с производственным процессом, могут отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или счета 44 «Расходы на продажу».
Теперь о налоговом учете затрат на мойку. Они включаются в состав расходов на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Против такого подхода Минфин не возражает (Письмо от 20.06.2006 г. № 03-03-04/1/530).
Если оплата была произведена по безналичному расчету, то по итогам отчетного периода фирма и организация, осуществляющая мойку, подписывают акт об оказании услуг. Однако, как правило, водители обычно рассчитываются наличными. В этом случае подтверждать расходы будет кассовый или товарный чек. При этом в нем обязательно должно быть написано, за что деньги приняты - за услуги по мойке автомобиля. Кроме того, в чеке необходимо указать марку ТС и его государственный номер (Письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 г. № 20-12/29007).
Штрафная стоянка
Расходы на штрафную стоянку служебного автомобиля в целях бухгалтерского учета относятся к тратам по обычным видам деятельности на основании пунктов 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, как расходы по содержанию и эксплуатации основных средств. Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу».
Согласно части 1 статьи 27.13 при нарушениях правил эксплуатации и управления ТС применяется задержание автомобиля, включающее его перемещение на специализированную стоянку и хранение на ней до устранения причины задержания.
В случае нарушения правил дорожного движения, в частности при неправильной парковке автомобиля, машину могут задержать. Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности, то есть они не могут быть признаны экономически обоснованными. В связи с этим можно сделать вывод, что организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете возникают постоянная разница и соответствующий ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина от 19.11.2002 г. № 114н). Бухгалтерская запись по отражению ПНО производится в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и отражается следующей проводкой:
Дебет 99 Кредит 68/ПНО
- отражено ПНО в размере: сумма понесенных затрат по оплате услуг по хранению служебного автомобиля, умноженная на 20 процентов.
Сайт журнала «РНК »
Электронный журнал «РНК »
Случаи, когда из-за нарушения водителем правил остановки и стоянки транспортных средств автомобиль эвакуируют на штрафстоянку, не редкость. Не менее является ситуация, когда к услугам эвакуации прибегают при неисправности автомобиля (например, если повреждение возникло в результате ДТП). В большинстве таких случаев организации несут дополнительные расходы: на такси сотруднику, отправившемуся на место стоянки эвакуированного автомобиля, на ремонт транспортного средства, поврежденного эвакуатором, в виде стоимости услуг частной эвакуации или пошлины за оплату штрафстоянки. Инспекторы на местах обоснованность расходов на эвакуацию автомобиля ставят под сомнение и исключают соответствующие затраты из состава налоговых расходов.
Стоимость эвакуации поврежденного автомобиля до автосервиса
По общему правилу при налогообложении прибыли организация учитывает все экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). По мнению Конституционного суда РФ, обоснованность расходов, учитываемых при базы по оценивается с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате (определение от 04.06.07 № 320-О-П). Соответственно, если компания предполагает дальнейший ремонт и использование эвакуированного автомобиля в производственной деятельности, расходы, связанные с его транспортировкой к месту ремонта, обоснованны и учитываются при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Косвенно на возможность учета спорных расходов при налогообложении прибыли указывает решение Арбитражного суда области от 19.12.11 № А36-2926/2011, в котором рассматривался спор о правомерности взыскания с виновника ДТП в том числе расходов на эвакуацию поврежденного автомобиля. Подтверждая обоснованность расходов на эвакуацию автомобиля, суд отметил, что повреждения, полученные в результате ДТП, являлись существенными (рулевое управление, топливный бак) и не позволяли самостоятельно осуществлять движение. Более того, компания располагала документами, подтверждающими произведенные расходы (кассовый чек квитанции к приходным ордерам). Соответственно затраты организации на эвакуацию автомобиля и полуприцепа, по мнению судей, являлись обоснованными и документально подтвержденными.
При этом НК РФ не содержит прямой нормы, позволяющей компании учесть расходы на эвакуацию транспортных средств. Предполагается, что спорные затраты компания вправе принять к учету как другие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1ст. 264 НК РФ), либо как расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание служебного транспорта (п. 2 ст. 253 НК РФ).
Кроме того, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, а также затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий таких обстоятельств (письмо от 14.04.11 № 07-02-06/48). К таким расходам можно отнести и затраты на эвакуацию поврежденного транспортного средства, которая по сути является ликвидацией последствий дорожно-транспортного происшествия. Это подтверждает и судебная практика. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 30.11.09 № КА-А40/12576-09 отметил, что в налоговом учете потери от дорожно-транспортных происшествий относятся к составу чрезвычайных ситуаций и включаются в состав внереализационных расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Однако из-за отсутствия официальных разъяснений ведомств по учета при налогообложении прибыли расходов на эвакуацию поврежденных автомобилей споры с налоговиками не исключены.
Расходы работника на проезд до штрафстоянки на такси
Как правило, Минфин России не запрещает включать в налоговые расходы стоимость проезда работника на такси, если такие расходы экономически обоснованны и документально подтверждены (письмо от 08.11.11 № 03-03-06/1/720). С этим соглашаются и столичные налоговики в письме от 29.11.10 № 20-15/124949. В частности, ведомство позволяет учесть при налогообложении прибыли расходы на проезд работника на такси до вокзала или аэропорта и обратно (письма от 11.07.12 № 03-03-07/33 и от 22.05.09 № 03-03-06/1/339).
По вопросу учета расходов на проезд работника на такси, связанного с поиском места штрафстоянки эвакуированного автомобиля, официальных разъяснений найти не удалось. С одной стороны, работник вполне мог воспользоваться общественным транспортом и потратить меньшую сумму. Однако проезд на такси хотя и дороже, но существенно сокращает время работника в пути. Кроме того, штрафстоянки зачастую располагаются в спальных районах, куда проезд общественного транспорта может быть затруднен, или за чертой города, в местах, сообщение транспортом общего пользования с которыми отсутствует. В этом случае представляется, что спорные затраты являются экономически обоснованными. И при наличии подтверждающих документов (чеков или квитанций) компания вправе отнести оплату проезда работника на такси к месту штрафстоянки к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Страховое возмещение, включающее затраты на эвакуацию
НК РФ прямо не уточняет, учитывается ли в налоговых доходах возмещение, полученное по договору ОСАГО или КАСКО. По мнению Минфина России, такие суммы на основании абзаца 1 статьи 250 НК РФ являются прочим внереализационным доходом, прямо не поименованным в этой статье (письма от 16.08.11 № 03-03-06/1/489 и от 14.10.10 № 03-03-06/1/648). Ведь возмещение, полученное по договорам имущественного страхования и страхования в перечне необлагаемых доходов, приведенном в статье 251 НК РФ, не указано (письмо Минфина России от 01.02.10 № 03-03-06/2/21).
Однако в одном из дел столичные арбитры отметили, что затраты на восстановительный ремонт автомобиля, поврежденного в результате ДТП, компания не отражает в налоговых расходах. Поскольку такой ремонт производится за счет полученного страхового возмещения. Соответственно само страховое возмещение организация вправе не включать во внереализационные доходы при исчислении налога на прибыль (постановление ФАС Московского округа от 30.11.09 № КА-А40/12576-09).
Стоимость содержания автомобиля на штрафстоянке
В соответствии с пунктом 2 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются в том числе расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения таких санкций. В случае нарушения правил эксплуатации или управления транспортным средством такой автомобиль задерживают и при помощи другого ТС перемещают в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), где указанный автомобиль хранится до устранения причины задержания (п. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).
Верховный суд РФ в определении от 20.02.13 № 46-АПГ13-1 подтвердил, что задержанное средство может быть возвращено при условии устранения причины задержания и оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства. Соответственно расходы на оплату штрафстоянки относятся к административным взысканиям, которые при налогообложении прибыли не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ). Однако официальных разъяснений ведомств и судебной практики по этому вопросу найти не удалось.
Ремонт автомобиля, поврежденного при эвакуации
Допустим, организация своими силами устранила повреждения лакокрасочного покрытия, вызванные небрежной работой службы эвакуации, и уменьшила налогооблагаемую прибыль на стоимость затраченных материалов. Но инспекторы на местах часто отказывают компаниям в признании расходов в виде стоимости сырья и материалов, использованных при осуществлении ремонта собственными силами. В частности, такой спор рассмотрел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 21.12.12 № А42-790/2012. В подтверждение реальности понесенных расходов компания представила положение о порядке эксплуатации, технического обслуживания и ремонта подвижного состава с приложением необходимых первичных документов (листка учета, акта об аварийном повреждении транспортного средства, акта на списание материалов). В результате суд пришел к выводу, что компания вправе учесть спорные расходы на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ как расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств, а также на поддержание такого имущества в исправном состоянии.
Кроме того, есть вероятность, что налоговики исключат из налоговых расходов стоимость ремонта имущества, не взысканную с виновного лица. При этом суды отмечают, что НК РФ не ставит в зависимость учет расходов на ремонт основного средства (п. 1 ст. 260 НК РФ) от причин, повлекших ремонт, а также от права на подачу регрессного иска к лицу, из-за которого имущество повреждено (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.09 № А53-6877/2008-С5-37).
Компенсация расходов, полученная по суду с дорожной службы
На практике немалое число ДТП возникает по вине государственных служб (открытые люки на проезжей части, отсутствие знаков дорожного движения, разрешающих или запрещающих повороты, неисправные светофоры и т. д.).
Так, в одном из дел компания пыталась взыскать с водоканала стоимость ремонта, экспертизы и эвакуации поврежденного автомобиля, пострадавшего из-за наезда на препятствие — открытый люк. Суд поддержал компанию, поскольку в функции организации водопроводно-коммунального хозяйства входят в том числе содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.11.12 № А53-21169/2011). Полученные суммы являются возмещением убытков (ущерба) и на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ учитываются в налоговых доходах.
НДС со стоимости товара, поврежденного при эвакуации авто
Организация не восстановила НДС со стоимости товара (груза), поврежденного вследствие эвакуации автомобиля с места запрещенной парковки. Однако, по мнению Минфина России, выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, объектом обложения НДС не является (ст. 39 и 146 НК РФ). Следовательно, в этом случае необходимо восстановить НДС, ранее принятый к вычету при приобретении такого имущества (письма от 05.07.11 № 03-03-06/1/397, от 07.06.11 № 03-03-06/1/332 и от 04.07.11 № 03-03-06/1/387).
Судебная практика складывается в основном в пользу налогоплательщиков. Так, ВАС РФ в решении от 19.05.11 № 3943/11 указал, что пункт 3 статьи 170 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, когда необходимо восстановить НДС. В иных случаях НК РФ не обязывает налогоплательщика восстанавливать этот налог. Соглашаются с таким мнением и нижестоящие суды (постановления ФАС Московского от 31.01.13 № А41-19560/12 и Северо-Западного от 15.10.12 № А56-165/2012 округов).
Разъяснений финансового ведомства в отношении необходимости восстановления НДС именно в рассматриваемой ситуации найти не удалось. В связи с этим компании рискованно не восстанавливать НДС со стоимости товаров, утраченных или поврежденных по причине эвакуации перевозящего их автомобиля.
Обычно решение фирмы обзавестись транспортом вызывает у бухгалтера вопросы, связанные, в основном, с порядком учета расходов на ГСМ, а также оформлением путевых листов. Однако владение машиной предполагает и другие расходы, о которых сначала даже и не задумываешься. Например, на парковку, мойку или штрафы.
Вводная информация
Первым делом, надо отметить, что законодатели, создавая Налоговый кодекс, особую фантазию в части «автомобильных трат» не проявили, поместив все возможные расходы, которые могут возникать у организаций-автомобилистов, в одну норму. А именно — в подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. В нем сказано, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта. И все. Никаких конкретных указаний на то, что именно можно включить в такие расходы, мы в НК РФ не найдем. Поэтому порядок учета расходов, возникающих у организации в процессе владения автомобилем — на стоянку, мойку, оплату услуг временной парковки и т.п., вызывает трудности и даже иногда споры с налоговыми органами. Давайте попробуем разобраться, какие сопутствующие расходы можно учитывать и как доказать обоснованность их списания.
Расходы на стоянку
По своей сути расходы, связанные с оплатой стоянки автомобиля, можно разделить на две большие группы. В первую войдут затраты, связанные с хранением автомобиля в то время, когда он не используется организацией (ночью, в выходные и т.п.). А во вторую — оплата временных парковок во время разъездов.
Теоретически никаких проблем с включением этих затрат в расходы при возникать не должно. Ведь, как мы уже упоминали, подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ сформулирован настолько широко, что под него можно подвести любые затраты, возникающие у организации в связи с владением автотранспортом. Да и связь расходов на хранение автомобиля и на разовые парковки с содержанием автотранспорта оспорить сложно.
Однако на практике с этим возникают проблемы. И вот почему. Любой расход можно включить в налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если он экономически обоснован и документально подтвержден (ст. 252 НК РФ). Именно с документальным подтверждением в большинстве случаев и возникают проблемы.
Очень часто услуги по хранению и по парковке наличными деньгами оплачивает водитель. С точки зрения бухгалтера получается, что оплата произведена через подотчетное лицо. А значит, это лицо должно будет составить авансовый отчет (не позднее трех рабочих дней) и приложить к нему оправдательные документы (п. 11 Порядка ведения кассовых операций, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40 (Письмо ЦБ РФ от 04.10.93 № 18)). И если составить отчет — не проблема, то с оправдательными документами все как раз наоборот.
Дело в том, что по закону в рассматриваемом случае таким документом должен быть кассовый чек — ведь произошел наличный расчет за услугу. Однако на практике автостоянки чеки не выдают, поскольку для этого нужно регистрировать кассовый аппарат, платить за его обслуживание и т.п.
Возникает логичный вопрос — можно ли чем-то заменить чек в рассматриваемой ситуации? Изучение закона о ККТ* позволяет дать на этот вопрос положительный ответ. Так, при оказании услуг населению (а в данном случае водитель корпоративной машины выступает для автостоянки именно как население) вместо чека ККТ можно выдать бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона о ККТ). Такой бланк официально называется «Квитанция за парковку автомобилей». Он утвержден письмом Минфина России от 24.02.94 № 16-38 и продолжает применяться до сих пор (см. письмо Минфина России от 27.04.06 № 03-03-04/1/404 и п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.08 № 359).
Есть и еще один вариант, когда можно обойтись без кассового чека. Речь идет о праве «вмененщиков» заменять кассовые чеки документом, подтверждающим прием денежных средств за оказанную услугу (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ). Такой документ вполне может подтверждать расходы организации на оплату услуг стоянки, с чем, кстати, не спорит и Минфин (см. ).
Но самым, пожалуй, безопасным способом в случае с длительным (ночным, на выходных и т.п.) хранением автомобиля будет заключение официального договора со стоянкой, либо аренда (опять же официальная) гаража или парко-места. В таком случае у организации на руках будет официальный договор, а оплата будет происходить в безналичной форме. При таких условиях никаких проблем с учетом расходов возникнуть не должно.
В случае же с разовыми парковками, если не удается получить правильного документа, бухгалтеру предстоит решить: спорить с налоговиками по поводу учета расходов на парковки, или просто не учитывать данные суммы в расходах.
Тем, кто решит поспорить, сообщим, что судебной практике известны случаи, когда налогоплательщик доказывал свое право учитывать расходы на автостоянку на основании квитанций к ПКО (а именно этот документ на практике охотнее всего выдают «парковщики»). Речь идет о постановлении ФАС Московского округа от 03.05.07, 11.05.07 № КА-А40/3474-07. При рассмотрении дела суд принял в качестве документа, подтверждающего расходы на автостоянку, квитанции к приходному кассовому ордеру, в которых указывались фамилия работника, номер автомашины, сумма, а также содержалась печать организации, предоставившей услуги по стоянке. При этом суд отметил: отсутствие чеков ККТ не свидетельствует, что расходов не было вовсе — у организации имеются иные документы, подтверждающие понесенные расходы.
Штраф или оплата услуг стоянки?
Отдельно стоит остановиться на ситуациях, когда машина попадает на стоянку не по воле водителя, а по воле сотрудника ДПС. Или, проще говоря, об оплате так называемых штраф-стоянок, на которые машины помещаются за некоторые нарушения ПДД, в частности, за нарушение правил парковки.
Для ответа на вопрос о том, можно ли включить плату за штраф-стоянку в расходную часть налоговой базы по налогу на прибыль, нужно предварительно ответить на другой вопрос. Чем является перемещение автомобиля на такую стоянку — санкцией за нарушение Правил дорожного движения или услугой (пусть и навязанной) по хранению машины. В первом случае расходы учесть будет нельзя. Этому препятствует пункт 2 статьи 270 НК РФ, где сказано, что расходы в виде штрафов и других санкций при налогообложении не учитываются. Во втором случае учет этих расходов ничем не будет отличаться от оплаты обычной парковки.
Ответ на вопрос о сути штраф-стоянки надо искать в Кодексе об административных правонарушениях. Все виды санкций, которые могут применяться к лицам, допустившим административные правонарушения, исчерпывающим образом перечислены в статье 3.2 КоАП РФ. И такой санкции, как помещение автомобиля на штраф-стоянку или перемещение автомобиля в этой статье не предусмотрено. Из этого следует четкий вывод, что оплата штраф-стоянки санкцией или штрафом не является. Данный вывод подтверждает и статья 27.1 КоАП РФ, которая прямо называет перемещение автомобиля на штраф-стоянку мерой обеспечения производства по делу об административном нарушении.
То есть к санкциям и штрафам плата за перемещение машины на штраф-стоянку и оплата хранения автомобиля на ней отношения не имеет. Это означает, что данные суммы учитываются так же как и обычная парковка — на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Подтверждающим расходы документом будет являться квитанция за парковку или иные документы, которые доказывают оплату времени нахождения автомобиля на штраф-стоянке.
Штрафы за нарушение ПДД
Косвенно вопросы учета сумм штрафов мы затронули, когда рассматривали налоговые последствия помещения автомобиля на штраф-стоянку. На всякий случай напомним: пункт 2 статьи 270 НК РФ не позволяет учесть в расходах при налогообложении прибыли штрафы и прочие санкции, налагаемые госорганами. Штрафы за нарушение Правил дорожного движения как раз подпадают под действие этого пункта, поэтому в расходах не учитываются.
Однако это правило действует лишь в случае, когда речь идет о штрафах, наложенных на юрлицо, которое является владельцем автомобиля. Но в сфере дорожного движения к ответственности чаще привлекается водитель автомобиля, а не его владелец. Соответственно, подобные штрафы водитель платит за счет своих средств. Компенсировать их ему (при желании, конечно) можно различными премиями, матпомощью или надбавками. И если при этом в приказе о выплате данных сумм не указывать, что они предназначены именно для компенсации сумм штрафов, уплаченных водителем, то проблем с учетом подобных сумм в расходах не будет.
Мойка автомобиля
Наконец, несколько слов надо сказать о расходах на мойку автомобиля. Здесь ситуация, в принципе, аналогична той, что мы описали выше в части оплаты парковки и стоянки. Подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ охватывает и эти затраты. Причем, данный вывод чиновники не оспаривают (см. письмо Минфина от 20.06.06 № 03-03-04/1/530).
Поэтому проблемы могут возникнуть лишь в части документального подтверждения этих расходов. Как и в случае с парковками нужен или кассовый чек, или БСО. При этом к чеку налоговики предъявляют дополнительные требования — в нем должны быть указаны марка и государственный регистрационный номер автомобиля (см. письмо УФНС по г. Москве от 12.04.06 № 20-12/29007). Получается, что к кассовому чеку нужно приложить еще и товарный чек.
Но тут надо отметить, что в отличие от парковок, большинство организаций, оказывающих услуги по мойке автомобилей, имеют кассовый аппарат и не возражают против составления товарного чека. То есть получить данные документы гораздо проще, чем при оплате парковки.
* Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».